Статьи

Тень мастера: Режиссеры, очарованные Альфредом Хичкоком

Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.
Тень мастера: Режиссеры, очарованные Альфредом Хичкоком

Карьера Альфреда Хичкока, одного из самых влиятельных режиссеров и гениальных изобретателей в истории Голливуда, растянулась более чем на 50 лет, за которые он снял почти столько же картин. Он успел застать практически каждую техническую революцию: появление в кино звука, цвета и даже 3DВ случае убийства набирайте „М“»).

Такие шедевры, как «39 ступеней», «Леди исчезает», «Ребекка», «Тень сомнения», «Незнакомцы в поезде», «Окно во двор», «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо» и «Птицы», навсегда изменили жанр триллера. Словно кукловод, дергая за нити зрительских эмоций, он создал свой неповторимый стиль и был удостоен звания мастера саспенса, а термин «хичкоковский» прочно закрепился в лексиконе всех кинокритиков.

С ним стремились работать самые яркие таланты Голливуда — от Ингрид Бергман, Грейс Келли и Джеймса Стюарта до Энтони Перкинса и Шона Коннери. В числе его почитателей такие знаковые режиссеры нашего времени, как Квентин Тарантино, Гильермо дель Торо, Уильям Фридкин, Майкл Манн и Дэвид О. Расселл.

Он повлиял на несколько поколений режиссеров. Он повлиял на кинематограф в целом. По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.

Фестиваль «Хичкок: Девять неизвестных» продлится в Москве до 9 августа. В его рамках проходят бесплатные показы отреставрированных копий немых фильмов Альфреда Хичкока. Смотр организован Британским советом в России совместно с институтом «Стрелка» в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России.

Внимание: возможны спойлеры.

Брайан де Пальма

«Есть лишь несколько режиссеров, которые могут называться настоящими мастерами триллера, и среди них Альфред Хичкок и Роман Полански. В этом жанре крайне тяжело работать, ведь тебе нужно заставить поверить зрителей в происходящее, а если они не поймут твоего видения, то просто потеряют нить повествования. Это чистое искусство, где рассказывать историю тебе помогают самые богатые визуальные средства. Поэтому я люблю триллеры. И поэтому их любил Хичкок».

На протяжении более чем сорокалетней карьеры Брайан де Пальма никогда не стеснялся цитировать великих постановщиков в своих работах — от «Прокола», ставшего своеобразной смесью «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони и «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, до «Неприкасаемых», где финальная сцена на лестнице вокзала напрямую вдохновлена «Броненосцем „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна.

Но его главным примером для подражания был именно Альфред Хичкок. В 1970-х годах, в эпоху политических триллеров, которые также многим обязаны Хичкоку, постановщик открыто заимствовал технические приемы и целые сюжетные конструкции, придуманные великим британцем. Одни стали называть его «новым мастером саспенса», другие — всего лишь «плагиатором».

Пропитанный духом Хичкока триллер «Наваждение», являющийся оммажем «Головокружению»; вдохновленные «Окном во двор» «Сестры»; «Подставное тело», обращающееся к теме двойников, одной из важнейших в творчестве Альфреда Хичкока. Примечательно, что и для написания музыки к своим первым работам де Пальма пригласил Бернарда Херрманна, бессменного композитора позднего периода творчества мэтра.

Главным же упражнением в подражании Альфреду Хичкоку для де Пальмы стал триллер «Бритва» с Майклом Кейном, выпущенный в 1980 году, всего через несколько месяцев после смерти мастера. Картина является своеобразной фантазией режиссера на тему «Психо» и порой повторяет его чуть ли не покадрово. Тут и аллюзия на знаменитую сцену в душе (которую де Пальма повторял и в других работах), и убийца в женской одежде, и смерть главной героини в первой половине картины, и аналогичный финал в психбольнице.

Любопытно, что две недавние биографические ленты о великом режиссере — «Хичкок» с Энтони Хопкинсом и «Девушка» с Тоби Джонсом — изначально предлагались именно Брайану де Пальме, однако тот отказался возглавить проекты, решив не тревожить наследия своего наставника.

По случаю старта фестиваля КиноПоиск и Британский совет запустили фотоконкурс, посвященный творчеству Хичкока. Главный приз — велосипед Peugeot Cycles.

Стивен Спилберг

«Будучи еще подростком, я пробрался на съемочную площадку „Разорванного занавеса“, но меня тут же выгнала оттуда охрана. Позже, уже после того, как я снял „Челюсти“, я очутился на съемках „Семейного заговора“. Хичкок сидел спиной ко мне и наблюдал за игрой своих актеров. Он сразу что-то почувствовал, подозвал своего ассистента и прошептал ему на ухо какую-то команду. Через секунду меня уже выводили с площадки. Пожалуй, я еще никогда не был так близок к Хичкоку. И именно тогда я понял, что у него есть глаза на затылке».

Стивен Спилберг не раз признавался в любви творчеству Виктора Флеминга, Джона Форда и Дэвида Лина. Но еще с ранних лет самым особенным для него режиссером был Альфред Хичкок. Спилберг не раз пытался познакомиться с ним. К его огромному сожалению, сделать это так и не удалось, тем не менее он смог многому научиться у мэтра.

Работая над своей первой большой картиной, кинопритчей «Дуэль», Спилберг не только начинил ее хичкоковским саспенсом, но и воспользовался одним из ключевых методов режиссера. Хичкок любил создавать подробные раскадровки своих фильмов, продумывая до мелочей каждую сцену. В итоге отснятые кадры в точности повторяли рисунки. Поговаривают, что этот процесс для режиссера был даже увлекательнее самих съемок. По собственному признанию, вдохновившись его методом, то же самое решил проделать и Спилберг. А композитор Билли Голденберг черпал вдохновение из музыки Херрманна к «Психо».

Evolution of the Dolly Zoom from Vashi Nedomansky on Vimeo.

В хорроре «Челюсти» Спилберг позаимствовал у Хичкока один из его наиболее знаменитых визуальных приемов — «эффект головокружения», с помощью которого автор передавал панический страх высоты героя Джеймса Стюарта в одноименном фильме. Для его достижения камера должна была отъезжать назад, а оптический зум в то же время наезжать на объект либо наоборот. Впоследствии Стивен Спилберг также использовал этот прием в «Инопланетянине». Он неоднократно появлялся и во множестве лент других постановщиков. Например, в «Полтергейсте», «Криминальном чтиве» и «Аполлоне 13».

С сюжетами Стивена Спилберга связан и термин «макГаффин», который, конечно же, существовал задолго до Хичкока, но популяризован был именно им. Это некий предмет, которым жаждут обладать герои и вокруг которого строится завязка фильма. Примеры таких макгаффинов у Спилберга мы можем встретить в франшизе «Индиана Джонс» (ковчег, хрустальный череп), а у самого Альфреда Хичкока — в «В случае убийства набирайте „М“» (ключ), «На север через северо-запад» (микропленка) и во множестве других работ.

Мартин Скорсезе

«Я люблю работы ДеМилля. Я люблю работы Форда. Но особенно я люблю Хичкока, ведь его имя — это синоним того, что вас ожидает нечто особенное. Помнится, я был на показе „Психо“, и это один из первых фильмов, на постере которого было предупреждение: „Пожалуйста, не раскрывайте никому концовку“. Мы выходили из зала, и люди кричали: „Что же там случилось, что?“ А мы загадочно молчали».

Мартин Скорсезе рассказывает о творчестве Хичкока в своих лекциях, статьях и интервью, объясняя, почему он, возможно, величайший представитель визуального искусства. Он посвящает ему рекламные ролики, маскируя их под документальные фильмы. Он называет его своей путеводной звездой.

Скорсезе неоднократно обогащал свои ленты заимствованиями из творчества любимого режиссера и отсылками к нему. Уже упомянутый «эффект головокружения» можно обнаружить в одной из ключевых работ постановщика — «Бешеном быке», однако значение сцены финального боя Шугара Рэя и Джейка Ламотты в исполнении Роберта Де Ниро куда глубже. «Шугар смотрит на него как на жертву. Он готовится убить, — рассказывает Скорсезе. — Мы поставили этот момент таким образом, чтобы он соответствовал знаменитой сцене в душе из „Психо“, а боксерские перчатки здесь — это словно нож в руке убийцы».

Влияние Хичкока прослеживается и в других знаковых работах дуэта Скорсезе и Де Ниро — в насквозь пронизанном хичкоковским духом «Мысе страха», в «Таксисте», в «Славных парнях» и, конечно же, в «Острове проклятых», являющемся, по сути, одним большим признанием в любви Хичкоку (в частности его «Головокружению», одному из самых любимых фильмов Скорсезе) и игре с его излюбленными темами (наваждение, заговоры и стирающаяся грань между безумием и реальностью).

Хичкок также известен любовью к камео — коротким появлениям в собственных фильмах. Всего он снялся в 39 из 52 сохранившихся работ. Эта любовь передалась и Скорсезе. Его можно приметить в «Злых улицах», «Таксисте» «Короле комедии», «После работы», «Эпохе невинности» и «Хранителе времени».

Дэвид Линч

«Я обожаю Хичкока, в частности „Окно во двор“, где ему удалось создать целый мир в замкнутом пространстве. Джеймс Стюарт за все время не покидает своей инвалидной коляски, тем не менее его глазами мы видим очень сложную схему убийства. Хичкоку удается взять нечто масштабное и поместить в очень маленькое. И достигает этого он благодаря своему уникальному кинематографическому мастерству».

Страсть Хичкока к иррациональному, сексуальному и сюрреалистическому в полной мере впитал в себя Дэвид Линч, чьи сюжеты размывают границы сна и реальности. В «Окне во двор» действительно создается целый мир, и это стало одной из главных задач Линча в собственных работах. Сам режиссер неоднократно называл Хичкока одним из своих главных вдохновителей наряду с Орсоном Уэллсом.

Пожалуй, самый хичкоковский фильм Дэвида Линча — «Синий Бархат», один из трех, за который он был удостоен режиссерской номинации на премию «Оскар». Зачастую аудитория картин Хичкока вместе с героями выступает в роли подглядывающих. Тот же самый принцип применил здесь Линч. Картина сочетает в себе детективные элементы «Окна во двор», сюрреализм «Головокружения» и попытку «Психо» заглянуть в самые темные уголки человеческой души. «Чем сильнее и ярче злодей, тем лучше картина», — говорил Хичкок. И если у него был Норман Бэйтс, то у Линча — психопатичный Фрэнк Бут в исполнении Денниса Хоппера.

Значительное влияние на «Синий бархат» оказал и триллер Хичкока «Тень сомнения» с его маленьким провинциальным городком, в сердце которого кроется настоящая тьма. Позже эта тема была развита в проекте «Твин Пикс», который удивительным образом практически повторяет некоторые кадры «Тени». Титры хичкоковской классики вдохновили и титры «Малхолланд Драйв», который также многим обязан «Головокружению».

Подобно работам Альфреда Хичкока, фильмы Дэвида Линча подробно разбираются поклонниками, вокруг них строятся самые безумные теории. И не менее увлекательно искать в его картинах отсылки к лентам мастера саспенса.

Педро Альмодовар

«Фильмы Альфреда Хичкока самые богатые в визуальном плане в истории всего кинематографа. Когда я впервые познакомился с его картинами, то по своей глупости подумал, что это просто отличный развлекательный режиссер. Позже, начав всерьез изучать его работы, я понял, насколько он гениален. Хичкок — настоящий инноватор. Его влияние настолько безгранично, что иногда кажется, будто это он изобрел кино».

Хотя почерк Альфреда Хичкока легче всего прочитать в творчестве американских постановщиков, его влияние распространилось далеко за пределы Голливуда. Его характерные элементы можно увидеть во французском кинематографе (Клод Шаброль, который вместе с Франсуа Трюффо провел знаменитую серию интервью с Хичкоком), итальянском (Микеланджело Антониони) и даже испанском.

Педро Альмодовар, быть может, важнейший испанский режиссер современности, нередко наполнял свои картины множеством визуальных отсылок к творчеству таких великих режиссеров, как Луис Бунюэль, Джон Кассаветис, Ингмар Бергман и, конечно же, Альфред Хичкок, и при этом формировал собственный неповторимый стиль, воплощающий в себе испанский дух.

В картине «Женщины на грани нервного срыва», принесшей Педро Альмодовару мировое признание и первую номинацию на «Оскар», содержатся цитаты из «Незнакомцев в поезде», «Окна во двор», «39 ступеней» и «В случае убийства набирайте „М“». В сцене погони в аэропорту мы слышим музыку, сильно напоминающую саундтрек Херрманна к «Психо» (в «Кике» Альмодовар позаимствует его напрямую), а сюжетом здесь движет макгаффин, что также делает ленту наиболее похожей на хичкоковскую в структурном плане.

В своем дебюте «Лабиринт страстей» Педро Альмодовар, по собственному признанию, также вдохновлялся Альфредом Хичкоком. Хичкок, как говорил режиссер, присутствует в «Дурном воспитании», Разомкнутых объятиях, «Коже, в которой я живу». Действительно, психологический конфликт последнего напоминает о «Головокружении», что не должно удивлять, ведь Альмодовар называет этот шедевр Хичкока «матерью многих триллеров».

Разумеется, это далеко не все современные режиссеры, на творчество которых оказал влияние Альфред Хичкок. Чтобы перечислить их, не хватит и целой книги. На хичкоковском языке говорили и Кристофер НоланПомни»), и Дэвид ФинчерИгра», «Комната страха»), и Стивен СодербергПобочный эффект»), и Пак Чхан УкПорочные игры»), и Гас Ван Сент, покадрово переснявший «Психо». А в каких фильмах вы заметили присутствие Хичкока?

Читайте также
Статьи Танцуем в темноте: Какие клипы снимают Линч и Триер 10 мастеров кино, которые направили камеру на поп-исполнителей.
Статьи Вступи в меня: Как секты показывали в фильмах И какие актеры оказались в сектах. К выходу хоррора «Паранормальное» о верящих в скорый конец света разбираем причудливые взаимоотношения культов и кинокультуры.
Статьи Проститутки на экране: «Гулящая», «Красотка», «Интердевочка» Эволюция кинообраза — от падших ангелов до индивидуальных предпринимательниц.
Комментарии (9)

Новый комментарий...

  • 21

    Rimili 6 августа 2014, 10:10 пожаловаться

    #

    Поистине великий в своём деле!

    ответить

  • 10

    Larrix 6 августа 2014, 11:22 пожаловаться

    #

    Разумеется, это далеко не все современные режиссеры, на творчество которых оказал влияние Альфред Хичкок…
    А в каких фильмах вы заметили присутствие Хичкока?

    Великая тень легла, но не поглотила
    Альфред Хичкок — Вуди Аллен и…
    на поверхности… «одержимость» блондинками, драматические шифры и особенная ирония)

    Если по фильмам и чуточку детальнее…

    Вуди Аллен — «Матч Поинт»
    Страсть. Какая есть. То есть разная. Провоцирующая обольщение. Переходящая в наваждение. Граничащая с маниакальностью. Ты ожидаешь убийства как любовную сцену)

    Вуди Аллен — «Сенсация»
    Фильм как спектакль. Далеко не pastiche. Нельзя назвать классическим примером, но фрагментарно дыхание Хичкока ощущается)

    ответить

  • 4

    Алёна Вискова 6 августа 2014, 12:05 пожаловаться

    #

    Крутая режиссерская пятерка, вдохновленная мастером Хичкоком.

    ответить

  • 4

    Qalushka 6 августа 2014, 13:29 пожаловаться

    #

    У Мартина Скорсезе также было камео в Бандах Нью-Йорка.

    ответить

  • 3

    North Carolina 15 7 августа 2014, 00:03 пожаловаться

    #

    А в каких фильмах вы заметили присутствие Хичкока?

    «Одержимость» (Wicker Park) — «Головокружение»
    «Окончательный анализ» — «Головокружение»
    «Основной инстинкт» — «Головокружение»
    «Аризонская мечта» — блистательная пародия на знаменитую сцену из «К северу через северо-запад»
    «Идеальное убийство» — отличный ремейк «В случае убийства набирайте „М“, потому что создатели не делали покадровое повторение, а создали свою оригинальную версию.

    ответить

  • 6

    cyberlaw 7 августа 2014, 13:40 пожаловаться

    #

    Окно во двор — Орел или решка (Робер Энрико); Я видел, что ты делал (Уильям Касл); Дорожные игры (Ричард Франклин)…
    В случае убийства набирайте М — Тело (2012); Ошибка Тони Вендиса; Игра навылет (1972).
    Веревка — Забавные игры (Ханеке); Поцелуй перед смертью (Освальд)
    На север через Северо-Запад — Приз (Робсон); Арабеска; Доктор Но.

    ответить

  • 3

    kinovrs 7 августа 2014, 22:39 пожаловаться

    #

    КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.
    … да эти режиссеры тоже сами по себе могут повлиять на кого угодно:)

    ответить

  • 7

    solog 8 августа 2014, 11:27 пожаловаться

    #

    Хичкок — величайший режиссер в истории кино! В один ряд с ним могу поставить только Уайлера, Форда и Эйзенштейна. Как любой, наверное, поклонник Кинематографа начинал знакомится с творчеством мастера с «Психо» и с «Окно во двор», ну а потом уже были все остальные картины. На сегодняшний день пересмотрел почти все фильмы (за исключением некторых немых), многие видел десяток раз, и могу сказать, что это самый цитируемый режиссер всех времен… Опередивший свое время не то что на года, на десятилетия, века… Уверен, что и 100 лет спустя в кино будут использовать идеи и приемы Хичкока… Когда гений человека киноискусства признает и зритель, и коллеги и критики — это, наверное, и есть высшая степень мастерства. Фильмы Хичкока обязательны к просмотру всем настоящим любителям и ценителям Кинематографа, а слова знаменитых режиссеров современности это в очередной раз подтверждают.

    ответить

  • Спасибо автору и комментирующим за интересную статью и полезную информацию.
    Жан-Люк Годар в своем раннем фильме «Une femme marie» отдал дань уважения великому Мастеру: в кинотеатре главная героиня видит портрет Хичкока.

    ответить

 
Добавить комментарий...