всё о любом фильме:

Челюсти

Jaws
год
страна
слоган«You'll never go in the water again!»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийПитер Бенчли, Карл Готтлиб
продюсерДэвид Браун, Ричард Д. Занук
операторБилл Батлер
композиторДжон Уильямс
художникДжо Элвс, Джон М. Двайер
монтажВерна Филдс
жанр триллер, приключения, ужасы, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  128.1 млн,    Великобритания  16.2 млн,    Бразилия  13 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время124 мин. / 02:04
Номинации (1):
Действие картины протекает в течение пяти дней — на острове Э́мити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу остатки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити…

С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Сможет ли отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своём судне выловить и убить акулу-людоеда? В опасную морскую экспедицию вместе с ним отправляются Мартин Броуди и прибывший на остров эксперт из национального института океанографии Мэтт Хупер.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
65 + 1 = 66
9.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Питера Бенчли «Челюсти» (Jaws, 1974).
    • Главный герой картины — шериф Мартин Броуди, как нам известно, не умеет плавать, что анекдотично перекликается с тем, что сам Спилберг панически боялся воды, снимая «Челюсти».
    • Любопытная ситуация сложилась на церемонии вручения Оскара в феврале 1976 года. Джон Уильямс в то время был дирижером оркестра на церемонии, и после того, как ему достался приз за лучший саундтрек, был вынужден сбегать на сцену за статуэткой, и потом вновь вернуться к исполнению своих обязанностей.
    • Первый в истории проката фильм, сумевший покорить заветную 100-миллионную отметку. Всего же он сумел заработать около 260 миллионов в прокате США и 210 миллионов в общемировом прокате.
    • После ошеломляющего успеха картины в прокате, кинокритики поспешили повесить все лавры на специалиста по монтажу Верну Филдс. 28-летнего Стивена Спилберга никто не принимал в расчет. Именно поэтому в последующих работах Стивен отказался от услуг госпожи Филдс.
    • Первый в истории «летний блокбастер». Летом 1975 года было продано около 67 миллионов билетов.
    • Продюсеры картины решили избежать привлечения в проект суперзвезд, чтобы не отвлекать зрителей от сюжетного повествования и полностью сосредоточиться на акулах и их жертвах.
    • Впервые прослушав саундтрек к картине, написанный Джоном Уильямсом, Стивен Спилберг не смог сдержать смеха: «Джон, очень забавно. Мне любопытно, о чем же ты думал, когда сочинял музыку?». Впоследствии Стивен признал, что именно благодаря музыке Уильямса фильм стал таким успешным.
    • Съемочный процесс растянулся до 155 дней вместо изначально запланированных 52 суток.
    • Именно в «Челюстях» был впервые запатентован операторский приём, когда оптическим путем объекты на заднем плане приближаются, при этом все, что на ближнем плане, не меняется.
    • Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин и Джон Войт.
    • Роберт Шоу и Ричард Дрейфусс просто не могли переносить друг друга и часто ругались на площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок.
    • Построенная механическая акула, когда ее привезли на остров Мартас-Винъярд и поместили в первый раз в воду, попросту утонула, так что команде техников пришлось в срочном порядке немного ее переделать.
    • В сцене, где акула нападает на клетку с сидящим в ней Хупером, операторы подводных съемок Рон и Валери Тейлоры использовали настоящую акулу. Но т. к. живая акула была гораздо меньше механической, была построена уменьшенная клетка, в которой находилась женщина очень низкого роста. И, кстати, в первоначальном варианте акула не должна была ломать клетку, но после того как настоящая рыба начала вламываться в клетку, и эти редкие кадры были сняты, был несколько переписан сценарий, а эти сцены вставлены в фильм.
    • На роль Мартина Броуди пробовался Чарлтон Хестон, а на роль Мэтта Хупера — Джефф Бриджес, Тимоти Боттомс и Ян-Майкл Винсент.
    • Для 70-х годов бюджет фильма был огромен, к тому же одна лишь напичканная электроникой акула-людоед обошлась в два миллиона.
    • Съемки проходили на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) около восточного побережья США (здесь расположены шесть небольших курортных городишек), некоторые сцены с настоящей акулой были сняты в Австралии в Сил-Рокс (штат Виктория), а подводные съемки — близ острова Санта-Каталина (штат Калифорния) на западном побережье США.
    • Рабочее название фильма — «Безмолвие в воде» (Stillness in the Water).
    • 3-6 июня 2005 года на острове Мартас-Винъярд (штат Массачусетс) был проведен фестиваль «JAWSFest-2005», посвященный 30-й годовщине создания классического фильма ужасов «Челюсти».
    • Бестселлер Питера Бенчли и фильм Стивена Спилберга использовал заимствования из следующих источников: романа Германа Мелвилла «Моби Дик»; пьесы Ибсена «Враг народа»; документального фильма «Голубая вода, белая смерть» (1971) об экспедициях аквалангиста Питера Гимбла; научной книги Питера Мэттисена «Голубой меридиан: Поиск большой белой акулы»; двух классических американских фильмов ужасов 50-х годов: «Создание из Черной лагуны» (1954) и «Монстр, который бросил вызов миру» (1957); реальной истории, произошедшей летом 1916 года в Нью-Джерси, когда в течение двух недель в результате нападения акулы погибли пять человек.
    • Актриса Ли Фьерро, в фильме мать погибшего мальчика Алекса Кинтнера, никак не могла сымитировать пощечину Мартину Броуди в одной из сцен, так что актер Рой Шайдер несколько раз в дублях получил от нее вполне ощутимые удары по лицу.
    • Позднее продюсеры признавались, что если бы они раньше знали, сколько проблем будет во время производства картины, они никогда не взялись бы за этот фильм.
    • Имя Квинт по-латыни означает «пятый», что соответствует пятой человеческой жертве акулы-людоеда в фильме. А название его судна «ORCA» соответствует народному названию косатки — кита-убийцы, извечному врагу акул.
    • Эта картина принесла прибыль не только ее создателям, но и острову Мартас-Винъярд, т. к. число туристов за сезон до 1975 года там составлял около 5 тысяч человек, а после выхода фильма на экраны — в три раза больше.
    • Команда, создавшая макет механической акулы, назвала ее «Брюс» — по имени адвоката Стивена Спилберга.
    • В эпизодических ролях снялся Стивен Спилберг (в сцене на пляже, где он в оркестре играл на кларнете) и Питер Бенчли (телерепортер, ведущий репортаж об акуле на Эмити).
    • Убитую акулу, якобы и бывшей людоедом, на самом деле выловили и привезли из Флориды, т. к. около Мартас-Винъярд таких больших экземпляров не встречается.
    • В массовой сцене паники на пляже в качестве статистов, которые должны были кричать и натыкаться друг на друга, за 64 доллара были наняты жители острова Мартас-Винъярд.
    • Старый дом Квинта для фильма был построен в пустынном месте острова Мартас-Винъярд, но муниципалитет острова настоял на том, чтобы после съемок команда разобрала и уничтожила строение, т. к. оно скорее напоминает свалку мусора, чем жилище.
    • Стивен Спилберг в роли Квинта хотел видеть сначала Ли Марвина, а затем Стерлинга Хэйдена. Однако у последнего были проблемы с налоговой службой. Кроме того, продюсерам показалась рискованной схема оплаты его актерского труда, по которой он, с одной стороны, должен был получить гонорар за съемки в фильме (облагаемый налогом), а с другой, студия за большую сумму должна была выкупить у Хэйдена его литературный материал для нового фильма (актер был еще писателем), а эта статья дохода налогом не облагалась. По причине всех этих шероховатостей, в конечном счете, сделка с Хэйденом не состоялась, и вместо него в роли Квинта снялся Роберт Шоу. Но по иронии судьбы у Роберта Шоу также имелись неприятности с налоговой службой, так что сразу же после съемок он вынужден был бежать из США.
    • Работа над фильмом продолжалась с февраля 1974-го по апрель 1975 года. Съемки проводились со 2 мая по 15 сентября 1974 года, с октября по декабрь — некоторые дополнительные съемки, а остальное время — монтаж и подготовка к премьере.
    • Звучащий в картине из уст рыбака Квинта рассказ о трагической судьбе команды военного корабля «Индианаполис» (из более тысячи людей, спасшихся после гибели судна 30 июля 1945 года, в живых остались всего 316: остальные были съедены акулами) был написан Ховардом Сэклером, Джоном Милиусом и Робертом Шоу.
    • Телеверсия 2005 года имеет хронометраж 130 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Сцена, в которой погибает персонаж Джеффри Вурхиса, была настолько жуткой, что ее пришлось вырезать из финальной версии. Таким образом, фильм смог получит рейтинг PG.
    • Согласно первоначальному сценарию, Квинт должен был утонуть. Веревка от гарпуна цеплялась за ногу, и акула тащила его в морские глубины, где Квинт и принимал свою смерть. Тем не менее, по ходу съемок было решено, что Квинт должен быть съеден акулой.
    • Герой Мэтт Хупер по первоначальной задумке должен был погибнуть в клетке при нападении на нее акулы.
    • Было снято два варианта концовки этого фильма — когда акуле разрывает голову, и когда она погибает от потери крови из-за многочисленных гарпунов. Стивен Спилберг стоял за первый вариант, Питер Бенчли — за второй, из-за чего у них было немало разногласий по этому по поводу. Но зритель на премьере «узаконил» именно первый вариант смерти людоеда.
    • Стивен Спилберг не явился в режиссёрское кресло, когда шла съёмка последней сцены фильма, где акула взрывается — он был уверен, что съёмочная группа сговорилась и планирует бросить его в воду после команды «снято». С тех пор Спилберг завёл традицию не приходить на съёмки финальной сцены каждого фильма, который он режиссирует.
    • еще 35 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Молодой Стивен Спилберг, которому исполнилось только 27 лет, уже успел получить известность как режиссёр потрясающей телевизионной картины «Дуэль». Он полностью оправдал надежды, которые возлагали зрители и критики на его первую работу в «большом кинематографе» — ленту «Шугарлендский экспресс». Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Д. Занук решили доверить Спилбергу более внушительный бюджет (называются цифры от семи до двенадцати миллионов — то есть по состоянию на 2008 год это могло бы составить от двадцати четырёх до сорока с лишним миллионов долларов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1202 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Море волнуется три, огромная рыба неверных сожри. Стивен Спилберг не нуждается в представлении, а тем более в деньгах. Самый кассовый фильм 1975 года обрадовал и зрителей, и создателей, и американскую кино-академию.

    Небольшой остров. Туристический бизнес во время пляжного сезона единственный источник пополнения бюджета прибрежного города. Нежданно-негаданно обнаруживается тварь, полюбившая человечину. Как не трудно догадаться, с закрытием купальной зоны никто не спешит. Деньги выкидывают человеческую жизнь на второй план. И вот плотная оболочка повседневной проблемы намертво сковывает единственный элемент фантастичности в фильме. Наступает время для героизма. Не знаю насколько корректно сравнивать кино и литературу, но мне безумно нравится идея презентовать протагониста ближе к середине произведения. Самый ярый пример — «Мастер и Маргарита» Булгакова, когда мастер возникает после череды приключений и описаний. Точно также шериф из «Челюстей» мечется на подмостках главной сцены, ожидая своего часа.

    Сюжет ленты потрясен. Во-первых, есть главный герой, борющийся со своими страхами. Во-вторых, понятная и, действительно, будоражащая проблема. В-третьих, дополнительные персонажи — пират и ученый — потенциальное мясо, но наделенные наиинтереснейшими историями. Фильм разбит на две части: суша, вода. Вторая отличается жестокостью и реалистичностью. Гарпуны, канаты, бочки, морские байки. После финального титра хочется либо сколотить собственный вельбот, либо перечитать «Моби Дика».

    Подводя итог, трудно удержаться от восторженных реплик. Как ни крути, перед нами фильм ужасов с прекрасными закатами, приятными глазу бликами на волнах, обилием подводной съемки и литрами крови! «Челюсти» доказывают, кино 70-х конкурентоспособно с самыми дорогими проектами последних лет. Главное, чтобы у мастера рука не дрожала. Главное, чтобы было над чем задуматься. Было с чем сравнить.

    21 ноября 2014 | 04:43

    На американском пляже заводится акула, поедающая туристов. Так начинается фильм «Челюсти», самый известный фильм про акул, породивший бесчисленное количество продолжений и подражаний.

    Основные плюсы фильма — это великолепная музыка, играющая при приближении акулы, ставшая известной повсеместно, и выдающийся монтаж Верны Фильдс, оценённый «Оскаром».

    Фильм «Челюсти» послужил причиной для массового истребления акул. Создатели признавались, что если бы они это знали, они бы ни за что не сняли фильм.

    8 из 10

    1 августа 2011 | 10:34

    В маленьком, курортном, материально зависимом от потока туристов городке случается страшное происшествие — ночную купальщицу буквально разрывает на части огромная акула. Начальник местной полиции Броди, совсем недавно прибывший в город и ещё не до конца разбирающийся в нюансах городской политики, решает закрыть пляжи, как потенциально опасные места. Однако он натыкается на активное противодействие со стороны мэра, не желающего терять верную прибыль. А акула меж тем продолжает угрожать отдыхающим.

    Ох и хитрец же этот ваш Стивен Спилберг, нахрапом убедивший продюсеров выделить ему гигантские по тем временам деньги на съёмки картины, да ещё и придумавший выпустить её в потенциально не кассовый летний сезон. Помимо того, что он гениально сыграл на подспудном желании отдыхающих людей чуть-чуть пощекотать себе нервы, так ещё и скомпоновал свою картину «Челюсти» таким образом, что никак иначе кроме как «и нашим, и вашим» её не назовёшь.

    Судите сами: первая половина фильма выдержана на тонкой грани между фильмом ужасов, атмосферным триллером и социальной драмой. В этой части ленты всё сделано очень изящно: акулу нам не показывают, за счёт чего достигается эффект мрачного предчувствия неотвратимой и неопознанной беды, которую ярко оттеняют безмятежные виды залитых солнцем песчаных пляжей. Тут же перед нами разворачивается и социальный конфликт между начальником полиции и заинтересованными в притоке туристов бизнесменами во главе с мэром. Всё это заканчивается, когда Броди вместе с матёрым моряком Квинтом и опытным океанологом Хупером садятся в лодку и выходят в открытое море. С этого момента «Челюсти» стремительно скатываются в пучину довольно однообразного и скучного боевика с акулой во главе, которая будучи материализованной, уже не производит столь мощного впечатления. И если первая часть фильма это что-то очень близкое к моему субъективному идеалу, то вторая часть наверняка очень нравится любителям драйва и экшна, которые лично на меня зачастую навевают только скуку.

    Однако, в целом, лента «Челюсти» мне понравилась. Причин тому три: во-первых, вышеупомянутая атмосфера страха и предчувствия в первой половине фильма. Во-вторых, шикарно придуманные и воплощённые на экране образы, особенно, это касается задиристо-смешливого океанолога Хупера и неистово-харизматичного моряка Квинта, а также всех сцен с их словесными пикировками. Главный герой, шеф полиции Броди, тоже был неплох. Третья причина: шикарная музыка, написанная Джоном Уильямсом, получившим за этот саундтрек Оскар.

    Безусловно, фильм «Челюсти» вписан большими буквами в великую книгу истории кино, причём сразу по нескольким позициям: и как первая картина покорившая планку в 100 миллионов долларов кассовых сборов, и как первый настоящий «летний блокбастер», и как первая популярная картина живого классика Стивена Спилберга. Плюс ко всему, это ещё и весьма неплохой триллер, особенно в первой его половине.

    8 из 10

    7 июля 2015 | 16:18

    Если задаться целью составить список самых культовых ужастиков всех времен, «Челюсти» наверняка займут в нем достойное место. Благодаря таланту еще молодого, но уже подающего большие надежды Стивена Спилберга, фильм собрал огромную кассу и, как бы громко это ни звучало, стал настоящей легендой. Даже сейчас, спустя почти 35 лет, образ зловещей и кровожадной акулы у многих неизменно ассоциируется именно с этой картиной.

    Спилберг сумел снять фильм, который с равной долей успеха мог понравиться и любителям ужасов, и тем, кто отдает предпочтение держащим в напряжении триллерам. Не обошлось и без оттенка приключений, и драматизм в картине тоже присутствует. Кроме того, «Челюстям» удалось получить рейтинг PG, что еще больше увеличивало шансы на успех.

    «Челюсти» сняты профессионально. Большего тут говорить и не требуется: актеры подобраны великолепно, сценарий интересен, операторская работа выше всяких похвал, спецэффекты для своего времени просто шикарные. Ну, а уж саундтрек… От тревожной музыки, всякий раз предвещающей неумолимое появление акулы, невольно становится не по себе, и по спине пробегают мурашки.

    Классика жанра.

    22 августа 2009 | 09:14

    Молодой режиссер Стивен Спилберг, имея за плечами такую замечательную картину как «Дуэль», впервые получает от продюсеров Дэвида Брауна и Ричарда Занука солидный бюджет (7 миллионов долларов) и полную творческую свободу. Результатом его работы становится триллер «Челюсти» по сценарию Питера Бенчли и Карла Готтлиба, который вытесняет всех конкурентов в гонке за зрителя (только в США фильм посмотрело свыше 120 миллионов человек), собирает по всему миру внушительную кассу в 470 миллионов долларов, и возглавляет тем самым список самых кассовых фильмов ужасов в истории.

    Действие фильма происходит в небольшом курортном городке. Затрагиваются пять дней из жизни этого города. Перед самым началом курортного сезона, прибыль от которого главный источник бюджета города, происходит очень страшное событие — шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу останки тела девушки. Она стала жертвой нападения белой акулы, недавно появившейся у берегов. Об этом инциденте немедленно сообщают мэру города, который отказывается закрывать пляжи в преддверии туристического сезона, тем самым подвергая жизни туристов и жителей городка огромнейшей угрозе.

    Стивен Спилберг умело сочетает драму о простом человечком горе, с элементами ужаса, превращая фильм в грамотно выстроенный напряженный психологический триллер. Фильм действительно очень пугает и нагнетает атмосферу, во многом благодаря музыке Джона Уильямса, за которую он получил свой второй «Оскар», а также благодаря соответствующим звукам и шумам, создатели которых также отхватили свою статуэтку. Именно с «Челюстей» началось долгое и плодотворное сотрудничество Стивена Спилберга и Джона Уильямса, ставших в последствии одним из самых культовых дуэтов в истории кино.

    Фильм раскрывает множество проблем, множество характеров самых разных персонажей, имеющих то или иное отношение к происходящим в фильме событиям. Повествует историю с точки зрения людей, имеющих совершенно разное мнение по поводу решения проблемы связанной с акулой-убийцей. Каждый человек, будь то простой рыбак или сам мэр, заинтересован в безопасности жителей и туристов. Но перед мэром стоят куда большие задачи, чем перед другими людьми. Мэр думает не только о сиюминутной угрозе, он думает на перед. Если сейчас, в самый разгар летнего отдыха, закрыть пляжи, то город лишится массы денег, а следовательно, большая часть народа потеряют работу. Именно поэтому перед героями стоит тяжелейший выбор, от исхода которого будут зависеть судьбы множества людей.

    «Челюсти» во многом перекликаются с «Дуэлью», предыдущим фильмов режиссера. На этот раз зло, в лице белой акулы, снова должен победить отдельно взятый человек, причем практически голыми руками. И этот человек довольно неопытный, самый обычный семьянин, который больше походит на робкого интеллигента, чем на охотника за акулами. В первую очередь, намекает нам режиссер, герой должен победить не акулу, а самого себя, свои страхи и слабости, а уже после совладать с реальным «чудовищем».

    Итог: «Челюсти» — великолепное во всех отношениях полотно, проверенное временем. Спилберг сумел так преподнести довольно банальную историю, что фильм буквально оживает при просмотре, с головой погружая зрителя в атмосферу тихого пляжного городка, в котором начинают происходит ужасные вещи. Фильму удается быть одновременно и напряженным триллером, и пугающим «ужастиком», и мощной драмой.

    10 из 10

    4 февраля 2016 | 13:35

    В 1975 году на свет выходит фильм малоизвестного на тот момент режиссера Стивена Спилберга «Челюсти». Фильм, который породил несколько продолжений, множество подражаний и оказал огромное влияние на кинематограф. История про гигантскую акулу, наводящую ужас на пляж небольшого городка, стала настоящим хитом.

    Фильм выдержал испытание времени. Сегодня «Челюсти» — классика жанра, смотрится так же бодро и реалистично, как в далеких 70-ых. Финальные 20 минут невероятно напряженные, ну а сцена пожирания героя Роберта Шоу — просто фантастика. Джон Уильямс постарался на славу, музыка создает отличную атмосферу.

    Придраться не к чему — великолепно!

    10 из 10

    4 октября 2010 | 18:59

    Настоящий триллер, играющий на инстинктивном страхе человека перед водой и акулой в ней. Музыка, которая звучит в фильме при нападении акулы, запоминается навсегда. Снято все очень просто, что приводит к ощущению реальности происходящего.

    Этот фильм на фоне доброй сотни последующих попыток использования «акульей» тематики явялется подтверждением истины о том, что все гениальное — просто.

    10 баллов за исполнение.

    25 мая 2006 | 17:25

    Фильм гениален. Гениален во всех смыслах — прекрасны спецэффекты (а вернее сама акула), актеры, сюжет, постановка идея. Разберу все по порядку:

    1. Акула — очень реалистична. Прям не мог поверить что все «ужасные» моменты выделывала акула сделанная из метала и напичканная электроникой. Конечно сейчас она уже не кажется такой страшной (хотя когда в первый раз увидел ее пугался только от неожиданности). Я даже перематывал некоторые моменты где она представала во всей «красе» обратно, так как было жутко (вот ирония вышла) интересно разглядывать акулу, ее движения и т. д. За акулу уже даю 10 балов.

    2. Актеры — никого из них я особо не знаю но подобраны хорошо и игра нормальная. Читал что на роль Броуди пробовался Чарлтон Хестон — думаю очень даже подошел бы, жаль что не сыграл.

    3. Сюжет — прост но не скучен. Может ужаса фильм не вызывал но держал в напряжении. Большинство современных фильмов ужасов вызывают отвращение а не ужас. Настоящий фильм ужасов должен пугать и держать в напряжении. Челюсти постоянно держат в напряжении, и, на мой взгляд, если не фильм ужасов то триллер отличный.

    Идея и смысл — В фильме показаны хорошо людские характеры. Может изначально это не задумывалось создателями (Спилберг сам говорил что убрал много чего что было в книге, чтобы сосредоточить все внимание на самой акуле) но так и есть. Например, туристы, только увидев плавник акулы, который в итоге оказался шалостью детей, были готовы задавить друг-друга лиж бы побыстрее добраться до берега. Один мужчина даже сбросил детей с надувного матраца, чтобы добраться до берега. А главные герои преследуют свои цели, охотясь за акулой — шериф Броуди — простой полицейский, который хочет вернуть спокойствие в город и обезопасить его; рыбак Квинт — полоумный ветеран Второй мировой, стремящийся побольше заработать, выловив акулу; Мэтт Хупер — забавный океанограф, хотящий исследовать акулу так как она огромна и представляет интересы для науки.

    Итог: хорошо поставленный фильм, держащий в напряжении с хорошо продуманным сюжетом.

    10 из 10

    9 июня 2016 | 18:36

    - Сначала я сделаю несколько снимков. Потом попытаюсь ее убить.
    - Чем, позвольте узнать?
    - Вот этим, — Хупер поднял трость.
    - Отличная мысль, — ехидно хмыкнул Куинт. — Если ваш прутик не сработает, тогда хоть защекочете ее до смерти.


    Первым делом, когда у меня появился интернет, я стала искать фильмы, которые так полюбились мне в детстве. Правда, хватило меня ненадолго, поскольку я быстро разочаровалась — многие из картин уже не впечатляли как раньше. До фильма «Челюсти» я добралась лишь 15 лет спустя после своего первого просмотра и почти 40 лет после его выхода на большие экраны.… Но как оказалось даже через 40 лет он так же захватывает внимание и не отпускает до самого конца!

    Чем это объяснить? Не иначе как мастерством мистера Спилберга. Посудите сами, довольно простой сюжет, незамысловатая, но достойная игра актеров, механическая акула, которая, конечно, хороша, но на одной акуле весь фильм не вывезешь, и запоминающаяся музыкальная тема Джона Уильямса, как говорится, на века. Вроде бы ничего такого, но Спилберг знал, как смешать «ингредиенты», чтобы получился триллер, который смотрится на одном дыхании даже сейчас.

    23 августа 2014 | 20:16

    Нет ничего страшнее, чем неизвестность. Даже если перед тобой расчлененное тело, по которому расползаются личинки, это факт, который принять гораздо легче, чем то, чего не видно, не слышно, но что может быть совсем близко… Больше всего нас пугает наше собственное воображение. Океан полон неожиданностей. Это невероятная, не укладывающаяся в сознании бездна, не исследованная и на 10%, которая таит в себе опасностей не меньше, чем еще менее изведанный Космос. Только Космос далеко, океан же гораздо ближе. И черт его знает, что там под этими симпатичными белыми барашками, бегущими к берегу — электрический скат, крошечный ядовитый осьминог-убийца, или безжизненные холодные глаза жестокой и беспощадной белой акулы, огромные челюсти которой готовы с хрустом перекусить ваш позвоночник, стоит вам войти в воду. Человек не умеет дышать под водой, глубинное давление превышает то, что способен выдерживать человеческий организм, это чужая, чуждая, враждебная среда, которая таит в себе невероятный список опасностей! И там, в этой «голубой бездне», в этих необозримых соленых пространствах, мы, люди — непрошенные гости, маленькие, трясущиеся, пускающие пузырьки пришельцы, которых если и ждут, то только в качестве закуски, а они — они короли, боги, решающие, жить нам или умереть.

    Как страшна, как жутка морская бездна. Мир без света, воздуха, Солнца, земли, звуков, чувств, — всего, что нам необходимо на твердой любимой Земле. И, как бы некоторые из нас не любили море, они все равно будут в нем чужаками. Привыкшими, приспособившимися к другим законам, но — чужаками. Перед этой чуждой «обителью страха» человек всегда испытывал инстинктивный ужас. Как кошка. Только кошкина жизнь мало связана с морем, а человек хоть и боится, но одновременно и не может без него и эта неразрывная связь делает море еще опасней. Кто бы сегодня не погиб в море, завтра оно все равно наполнится водолазами, купальщиками, учеными, рыбаками, ловцами жемчуга и другими смельчаками. Но кто хоть раз в жизни тонул, тот знает, что такое оказаться один на один с холодной, неприветливой пучиной, когда твои ноги сковывает судорога, они тяжелеют, отказываются двигаться, все тело каменеет, мысли исчезают из головы, их вытесняет ужас, глаза смотрят вниз, в черноту, туда, где, кажется ничего и никого нет, и руки жалостливо и слабо хлопают по воде, но схватиться не за что — вода просачивается сквозь пальцы и уже следующая волна накрывает с головой, и ты идешь на дно, даже не понимая, что происходит. И только крик — отчаянный, последний — разрывает легкие. Но там никто его не услышит, с криком выходит последний воздух, глоток, и ты заполнен водой, что консервная банка, и сам становишься частью океана… И слышишь, как над головой насмешливо плещутся волны, и Солнце кажется неправдоподобным и зеленовато-синим, словно на него смотришь сквозь донышко синей бутылки. И, слава Богу, если тебя в последний момент хватает за волосы рука отца, и ты, захлебнувшийся, обмерший от страха, окоченелый, все же оказываешься на поверхности, а если там тебя ожидают челюсти невиданного монстра? Нет, сто раз подумаешь, прежде чем решишься заплыть за буйки или пойдешь купаться в месте, где есть табличка «Осторожно акулы». Если даже 30-сантиметровый щуренок может серьезно покалечить руку, то что сможет сделать 9-метровая акула?

    Стивен Спилберг в полной мере воспользовался своим и писателя Питера Бенчли знанием психологии человека со средней ограниченности кругозором. Он использовал все, что знал о суеверной, пришедшей издревле боязни морских глубин, животных, их населяющих, и страхе перед неизвестностью. Он снял фильм, который засел в головы людей так прочно и крепко, что, не выйдет, наверное, до тех пор, пока существует лодка, акула и океан. А, поскольку акулы существуют несколько сотен миллионов лет, океан и того больше, а лодка пока не собирается выходить из моды, то, похоже, создал бородатый улыбающийся еврей по-настоящему вечный фильм.

    Достижения «Челюстей» огромны. Можно много перечислять многочисленные премии и награды, рассказывать о том, как восприняли этот фильм критики, какие новаторские методы использовались при съемке фильма и его монтаже, но лучше поговорить о другом. Мне, если честно, важнее эмоциональная сторона, поскольку именно благодаря ей фильм стал настолько знаменит. Фильмы про опасных животных снимались и ранее, но именно этот стал фаворитом публики на десятилетия.

    Постановщиком фильма был Стивен Спилберг, молодой, амбициозный, даровитый режиссер, которого упорно отказывалось замечать большое кино. Нет, он не был новичком в режиссуре, он снял до этого приличное количество фильмов, в том числе хороший фильм «Дуэль» и отличный «Шугарлендский экспресс», но это был не тот уровень, чтобы рвануться от земли на небеса. Это не были фильмы мечты, а после «Челюстей» Стивен будет снимать практически только фильмы родом из своих детских грез и фантазий. Роман Питера Бенчли стал для него первой ярко и живо написанной мечтой, которую он задумал воплотить во всю мощь имевшейся у него фантазии, и, конечно, средств. Бюджет в 7 млн. для 1975 года — это деньги огромные. Для сравнения — почти через 10 лет Кэмерон еле-еле выбьет для своего не менее амбициозного «Терминатора» 6.

    Сейчас такие деньги для фильма такого уровня кажутся смешными. А тем более для Спилберга, который теперь с легкостью расстается с 300-ми миллионами долларов, снимая свой очередной суперхит, но никогда ни Спилберг, ни его почитатели не забудут, что именно «Челюстями» он прогрыз себе дорогу к почетному званию «Король Голливуда» и сделал себя одним из самых выдающихся и успешных режиссеров современности.

    То, какую гамму чувств вызывает этот фильм — не поддается описанию. В фильм нет таких потрясающе красивых видов и романтической обстановки, которую создал в своей «Голубой бездне» Бессон, нет здесь и красивой фантастики с отпечатком ирреальности Кэмерона в его «Бездне», нет и всепоглощающей любви к морю и восхищения оным Жака Кусто. Но есть то, чего эти три мастодонта кино не смогли добиться своими фильмами — здесь царит неизвестность и опасность. Везде. В каждом кадре. Каждую секунду. Никакого расслабления, ни какой скуки, никаких пустых и ненужных диалогов. Представьте себе спортсмена, готовящегося к олимпийскому прыжку — каждый его мускул напряжен, а глаза смотрят в одну точку. Так и этот фильм — он весь — словно большой, напряженный комок нервов, свернутая пружина, готовая в любой момент выпрыгнуть из своего гнезда, натянутая струна, которая звенит от малейшего дуновения ветра, капелька пота, катящаяся по лбу и которую утереть нет сил — вот что такое «Челюсти». Это руки, вцепившиеся в подлокотники кресла, — не от страха, но от мастерски нагнетаемого напряжения, ожидания неминуемой опасности.

    Спилберг играет с чувствами зрителей, как с заводной игрушкой. Знаете, иногда дети так балуются — заводят игрушку, колесики ее крутятся, а малец прижмет игрушку к полу и смотрит, как колеса крутятся, силясь сдвинуться с места. Так вот, Спилберг заводит зрителя и прижимает его ладонью к креслу — зритель собирается, сжимается, — что-то будет, вот сейчас, сейчас, угроза… Бах! Сорвалось. Зритель облегченно вздыхает и тут-то Спилберг отпускает свою игрушку, и она неожиданно рвется вперед — пресловутое СТРАШНОЕ пугает меньше, чем ожидание СТРАШНОГО. И эту формулу не грех бы выучить современным режиссерам жанров «ужасы» и «триллер». Так умел делать Хичкок. Так умеет делать Спилберг. Шьямалан, АменабарШумахер, Верхувен и еще очень немногие. Большинство сразу подсовывают зрителю ожидаемое, не дав ему наиграться с собственным страхом, своими предположениями. Спилберг дает поиграть с самим собой вволю. Зритель успевает почувствовать все буквально на физическом уровне — старый трюк с конфетой работает. Ну, знает, если ворваться в банк в маске с конфетой в руках и заорать «Всех убью, суки, ограбление!», то многие услышат и лязг оружия, и холодный ствол, приложенный к затылку. Так и здесь. О том, что акула не настоящая и о том, что перед нами актеры — просто не думаешь. Буквально чувствуешь, как вода плещется совсем рядом, как воняет дохлая рыба, извлеченная из акулы, слышишь хруст перекусываемого позвоночника… Это все благодаря уникальной атмосфере, при которой в груди постоянно растет комок тревоги, и думаешь уже не о фильме, а о том, как сам поступил бы в такой ситуации. Такой перенос — редкое для триллеров искусство. Зритель — участник событий. В последние годы такого вообще не было. Даже нашумевший «Монстро» со своей дергающейся камерой не смог добиться большего эффекта присутствия, чем Спилберг в «Челюстях».

    Конечно, без музыки Уильямса фильм многое потерял бы. Она вытягивает те сцены, в которых нет ничего страшного и даже редкие минуты юмора в фильме окрашенные тревожной, натянутой, осторожной музыкой Уильямса, не расслабляют, а наоборот, готовят к чему-то действительно страшному.

    Во всем, что касается остального — это привычный мастер-класс от Спилберга, если не учитывать, что это его экспериментальный фильм, удивляться было бы нечему. Но как мог молодой режиссер так тонко прочувствовать и так показать людскую панику, как смог напугать людей, почти не показывая им свой главный «козырь» — это загадка. Яркое доказательство того, что и в мейнстриме встречаются гении.

    А ведь и правда, большую часть фильма нам практически не показывают ни крови, ни акулы, все сыграно исключительно на музыке и чувствах зрителей, и, удивительно, но при таком раскладе, даже байка, рассказанная одним из героев на лодке, пугает больше, чем все фильмы Ромеро, вместе взятые. Потому что Ромеро не сопротивляется зрителю, он дает жадной до крови толпе наесться мяса до отвала, а высший класс триллера — это именно тогда, когда не требуются тонны мяса, грима и галлоны крови, чтобы напугать, а достаточно взгляда, ноты, слова, одного взгляда камеры….

    Конечно, создавая своих механических монстров и тратясь на натурные съемки, Спилберг не мог взять в картину звезд, но это даже лучше — будущие его любимцы Харрисон Форд, Робин Уильямс или Дастин Хоффман порядочно отвлекали бы от действия, потому что слишком сильные актеры. В данном случае нужно было что попроще. Шнайдер, Шоу, молодой Ричард Дрейфусс — талантливые, но не слишком яркие актеры, попавшие в свои роли точно, но не делающие фильм «своим». И, если «Индиана» — это во многом фильм Форда, а «Капитан Крюк» — Уильямса, то такие ленты, как «Челюсти» или «Парк юрского периода» — не актерские, а целиком режиссерские проекты. Впрочем, повторяю, актеры показали высокий класс, и всем веришь без сомнений, — харизматичные, интересные характеры.

    «Челюсти» — фильм, безусловно, новаторский. «Челюсти» открыли новую волну в американском кино — они стали предвестниками и отправным шагом к большим преобразованиям и открытиям в американском кино, у руля которых встал сам Спилберг и другая не менее культовая фигура в кино — Джордж Лукас. С новаторством Спилберга не может сравниться даже его единственный на сегодняшний день достойный конкурент в мире мейнстрима — Джеймс Кэмерон. Он очень, очень хорош. Но он все равно будет только вторым. Стоит вспомнить, что «Челюсти» стали не только первым настоящим мегакассовым фильмом, само понимание слова блокбастер пришло в кино именно благодаря этому фильму. И, как и в те годы, до сегодняшнего дня Спилберг и еще немногие кинематографисты (Кэмерон, Лукас, Коппола, Верхувен и др.) — создатели настоящих блокбастеров, атмосферных, технически совершенных, но разумных, идейных и много говорящих, а не жалких обессмысленных поделок, которые пытаются выдавать за блокбастеры новомодные халтурщики и создатели кинокомиксов.

    «Челюсти» — фильм легендарный. Сколько потом появилось подражаний, продолжений и клонов — один безличнее другого — и не пересчитать! Этот фильм стал модой, явлением, образцом для подражаний, школой. Сейчас этот образцово-показательный триллер носит еще и учебный характер.

    «Челюсти» — фильм, который закрепил в сознании человека образ акулы, как хладнокровной убийцы, привел к резко отрицательному восприятию этих животных. После этого фильма акулы вызывают у людей страх, панику, отвращение. Это можно было бы причислить к недостаткам, если бы я не видел в этом невероятное мастерство режиссера — так настроить своим фильмом зрителя и так владеть умами людей! Сейчас этот фильм не потерял ничего. Он по-прежнему смотрится захватывающе, он по-прежнему лидер и эталон жанра, напоминание всем режиссерам, стремящимся снимать триллеры, живая классика, шедевр. Когда на вас захлопнутся челюсти первого спилберговского блокбастера, вырваться вы уже не сумеете!

    Посвящается актеру Рою Шайдеру, скончавшемуся 10.02.2008

    10 из 10

    20 февраля 2008 | 18:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>