всё о любом фильме:

Синий бархат

Blue Velvet
год
страна
слоган«It's a strange world»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерФред С. Карузо, Ричард А. Рот, Дино Де Лаурентис
операторФредерик Элмс
композиторАнджело Бадаламенти
художникПатриция Норрис, Эдвард «Тантар» ЛеВизё
монтажДуэйн Данэм
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.3 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время120 мин. / 02:00
Номинации:
В связи с болезнью отца Джеффри Бомон был вынужден на время оставить столичный колледж и вернуться в родной городок, и ему пришлось пережить целый ряд загадочных и страшных событий. Все началось с того, что неподалеку от дома он нашел человеческое ухо, которое сдал в полицию инспектору Уильямсу…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В сцене, где Дин Стокуэлл поёт песню «In Dreams», он, по сценарию, должен был держать в руках обычный микрофон. В последний момент Линч решил поменять микрофон на фонарь.
    • Чтобы продать фильм, продюсеру Дино Де Лаурентису пришлось учредить собственную дистрибьютерскую компанию D.E.G., так как кроме него с этой лентой никто не захотел связываться.
    • В оригинале фильм шёл 4 часа, так что в итоге Линч «урезал» его почти вдвое, причём эти вырезанные куски впоследствии так и не смогли найти.
    • Первоначально роль Джеффри была предложена Вэлу Килмеру, но тот отверг сценарий.
    • Многие актёры, которым предлагалась роль Фрэнка Бута (в частности эта роль предлагалась Стивену Беркоффу), находили этот персонаж слишком отталкивающим и отказывались его играть. Деннис Хоппер, напротив, после прочтения сценария сразу заявил: «Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!»
    • В оригинальном сценарии Линча Фрэнк должен был дышать гелием, но Хоппер предложил вместо гелия амилнитрат, который, как он слышал, усиливает сексуальное влечение. Спустя несколько лет Хоппер признал, что линчевская идея с гелием смотрелась бы намного интересней.
    • Герой Денниса Хоппера произносит слово «fuck» почти в каждом предложении. К тому же он единственный, кто произносит это слово в фильме (не считая момента, когда он заставляет ругнуться Дина Стокуэлла).
    • На роль Дороти первоначально рассматривались актрисы Ханна Шигулла и Хелен Миррен.
    • По сценарию, квартира Дороти находится на седьмом этаже, хотя в доме, где снимались соответствующие сцены (Carolina Apartments в Уилмингтоне, штат Северная Каролина), этажей только шесть.
    • Роль Сэнди предлагалась Молли Рингуолд, но её мать, прочтя сценарий, запретила дочери сниматься в фильме.
    • Рой Орбисон, автор песни «In Dreams», звучащей в сцене в борделе, не давал своего согласия на использование этой песни в фильме. Линч всё равно вставил песню в ленту, а в качестве «извинения» впоследствии сделал для Орбисона клип на эту песню, смонтировав его из кадров «Синего бархата».
    • На песню «Синий бархат» в исполнении Бобби Винтона специально для фильма сделали ремейк. Линчу ремейк понравился, но он всё равно настоял на том, чтобы в фильм вошла оригинальная старая композиция.
    • Роль Джеффри предлагали Крису Айзеку, но он отказался. Тем не менее Линч всё равно использовал в фильме две песни с его дебютного альбома «Silvertone» 1985 года.
    • Муляж уха, найденного персонажем Кайла МакЛоклена в начале фильма, сейчас хранится на витрине видеосалона «Movie Madness Video And More» в Портленде (штат Орегон).
    • Фразу Фрэнка «Don`t you fucking look at me!» журнал «Premiere» поставил на 74-ое место в списке ста самых знаменитых фраз в кинематографе. Этот же журнал назвал «Синий бархат» в числе 25-ти «самых опасных фильмов».
    • В 1999 году еженедельник «Entertainment Weekly» признал «Синий бархат» одним из «величайших фильмов всех времён».
    • В июне 2008 года American Film Institute поставил фильм на 8-ое место в списке 10-ти лучших фильмов в жанре мистики.
    • Прежде чем приступить к съёмкам, Дэвид Линч написал три сценария, которые были отвергнуты.
    • Пёс, который появляется в начале фильма, ранее играл пса Спарки в короткометражке «Франкенвини» Тима Бартона.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме присутствует несколько ссылок на убийство Авраама Линкольна: Джеффри предупреждают, чтобы он не ездил на улицу Линкольна; Фрэнк Бут — однофамилец убийцы Линкольна Джона Уилкса Бута; смерть Дона Валенса идентична смерти Линкольна.
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Несмотря на отрицательное отношение к неудавшейся экранизации фантастического романа «Дюна», кинофирма Дино Де Лаурентиса всё-таки позволила Дэвиду Линчу реализовать ещё один проект — менее дорогостоящий ($6 млн.), но более амбициозный, эстетизированный, невероятно странный. «Синий бархат», конечно, не вызвал большого интереса у зрителей, которые не приняли художественные поиски режиссёра и были крайне раздражены рядом шокирующих, скандальных, кажущихся патологическими сцен. Но критики превознесли этот опыт создания эротико-мистического формалистского триллера, позднее включив его в десятку лучших американских фильмов 80-х годов. Были щедры на высокие оценки также и европейцы, непонятно почему вновь заманившие Линча на кинофестиваль фантастики в Авориазе, где вручили ему ещё один (после ленты «Человек-слон») главный приз. Впрочем, сюжет «Синего бархата» действительно может показаться фантастическим, вообще смутить, даже спровоцировать ярость и негодование у ханжей и пуритан. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 172 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Воодушевление. Счастье. Радость. Человеческие эмоции. Что мы о них знаем? Кто-то получает знатную дозу адреналина, когда входит в поворот на спортивной машине со скоростью 160 километров в час. Кто-то может часами всматриваться в картину Кандинского, медленно насыщая себя эндорфинами. У кого-то появляются слёзы на глазах, во время прослушивания второй части девятой симфонии Бетховена. Ну а кто-то вздрагивает от волн мурашек, когда слышит фидбэк под грохот барабанов и визжание тремоло в Low C. Каждый сходит с ума по-своему.

    И здесь следует отдать должное Дэвиду Линчу. Не важно кто-вы, он всегда сможет задеть вас за живое. Подёргать вас за нервы, вызвать нужную ассоциацию. Даже без вашего ведома оставить свой след на внутренней стороне черепной коробки.

    Синий Бархат — первая крупная авторская работа Линча после его дебютной полнометражной картины Голова-Ластик, и первая, которая в полной мере раскрыла его, как художника.

    С одной стороны, лично мне данная работа напомнила о самом первом творении Маэстро — мультике Шестеро Заболевают. Цветовая гамма, умелая рокировка синего и красного, контраст и яркость — всё очень тонко играет на восприятии.

    Дэвид Линч славно поработал со цветами в этом фильме. Не побоюсь сказать, цвета здесь в определенных моментах можно считать полноценными актёрами! Они запоминаются, задают настроение, и после просмотра картины остаются в памяти, как один из основных элементов фильма.

    С другой же стороны, фильм абсолютно уникален. После мрачных, тяжелых пропитанных тоской и темнотой фильмов, которые воспринимались скорее спинным, нежели головным мозгом, и приглашали зрителя отправиться в путешествие в собственное воображение, Линч показал очень простой, но в то же время умный и красивый фильм. И не смотря на то, что конструкция здесь более понятная, чем в предыдущих работах мастера, картина не выглядит менее загадочной, благодаря деталям, которые умело насаживаются на казалось бы простой каркас.

    Проведя тонкую волнистую линию между красотой и безумием, Дэвид Линч умело балансирует на грани. Красота и безумие. Эти два слова идеально описывают этот фильм.

    Вельветовый халат героини Изабеллы Россалини красной нитью проходит через весь фильм. В нём заключается красота загадочной певицы, и в нём же хранится безумие антагониста — героя Денниса Хоппера, который вырезал кусок ткани из этого халата и держит его при себе.

    Фильм полон загадок и аллегорий. Ухо, которое находит в начале фильма Джеффри -персонаж Кайла МакЛоклена, сразу же вызывает ассоциации с ван Гогом — гениальным художником, который в приступе шизофрении который отрезал себе ухо. Здесь картина даёт первый намёк на красоту и безумие. После чего Джеффри начинает своё собственное расследование. Мечется между двумя девушками, всё глубже погружаясь в череду событий.

    Вся прелесть фильма заключается в мелких деталях. Игра света, операторская работа, саундтрек, дизайн — всё вместе делает картину по-своему уникальной. Несмотря на отличный сюжет, основная прелесть фильма лежит в визуальной части. Как я говорил выше, Линч здесь прежде всего художник. Используя камеру, диалоги, музыку, актёрскую игру, он пишет картину. Картину, которая наполняет зрителя эмоциями. Я считаю, это главное, чем должен обладать хороший фильм.

    О Синем Бархате очень сложно писать. Он обладает некой благородной магией, загадочностью, бархатистостью. Это практически невозможно описать словами. Это надо увидеть, почувствовать. Как говорил Кубрик — Фильм должен быть похож на музыку. Этот — похож.

    Замечательная, безумно красивая, загадочная и чертовски стильная картина. Один из лучших фильмов Линча, на мой взгляд.

    10 из 10

    P.S. Песня Blue Velvet в исполнении Изабеллы Росселини засела в моей голове так же сильно, как в своё время In heaven everything is fine из Головы-Ластика.

    3 ноября 2013 | 06:48

    Вот один из примеров, когда мне не совсем понятно, почему фильм получает столько номинаций и наград. Я не то чтобы против этого, нет, я не собираюсь гневно кричать «за что?!». Я искренне не понимаю. То есть, то, что разглядели члены жюри, оценили, я не сумел ни разглядеть, ни тем более оценить.

    Мне фильм показался достаточно затянутым, вялотекущим. Я не очень много смотрел полнометражных фильмов Дэвида Линча, но всё, что смотрел оцениваю на высший балл, так как эти фильмы не просто хороши, они действительно потрясающи, интересны, мудры, безупречны. При том, что Линч не Джон Ву и он удерживает внимание зрителя не перестрелками и взрывами. У него своя магия кино, не позволяющая отвлечься от экрана. Но в «Синем бархате» почему-то уже не так. И как минимум первые полчаса фильм скучен. До появления Денниса Хоппера, по большому счёту, удерживать внимание к фильму с каждой минутой всё сложнее и сложнее.

    Кстати, о Деннисе Хоппере. Ходит информация, что его герой Фрэнк занял такое-то место в списке ста лучших злодеев, такое-то место в каком-то другом списке. Я не знаю, насколько достоверна эта информация, с источником не знакомился. Но если она достоверна, то опять мне это непонятно. Не увидел я в этом персонаже чего-то такого архизлодейского, что позволило бы ему занимать место в этой сотне. Ну что в нём такого? Он матерится и в бешенстве вращает очами. Ну неужели в кино такой бедный выбор злодеев, что Фрэнка Бута поместили в сотню. Ну давайте включим туда же каждого противника Стивена Сигала, кто так же матерится и в ярости выпучивает глаза. Давайте отнесём к этой сотне каждого противника Брюса Ли, Ван Дамма, Шварценеггера и всех маньяков из триллеров. Нам ведь показали типичного больного на голову маньяка, в котором, на мой взгляд, нет никакой изюминки.

    Данная работа Линча мне не понравилась. Я не отрицаю, что она наполнена чем-то таким, что позволяет номинировать её на премию, вручить какие-то призы. Но это удел кинокритиков. Я же, как зритель, откровенно проскучал полфильма.

    5 из 10

    9 февраля 2011 | 11:05

    «Это всего лишь небольшое приключение» — убеждал он себя. Надо же чем-то заняться, пока отец в больнице. Не каждый день на лужайке обнаруживаются жуткие находки, и тем более не каждый раз путь к разгадке ведет в кабаре. Было нечто интригующее в этом небольшом заведении, если туда стекался местный бомонд, что-то, чего нельзя постичь, а можно лишь слушать, смотреть и прикасаться. Синий бархат. Тяжелый занавес, роскошное платье, старенький шлягер — единство великолепия, окружившего женщину с изломанной судьбой. Юноша и в самых отчаянных грезах не мог представить себя рядом с ней, но смелости забраться в шкаф, чтобы постичь ее тайну, хватило. Подружка Джеффри, Сэнди, еще удивится: «Ты узнал все это за одну ночь?» Но это обман, и ничегошеньки парень не знает. И хочет ли знать? Да, он убеждает себя в этом. Он поражен, опьянен и околдован запретным наслаждением. Это не передать словами, даже если очень захочешь, а можно лишь почувствовать каждой клеткой. В путешествии под бархатный покров нужно лишь просто отдаться желанию.

    Мы живем в странном мире. Даровитый постановщик однажды понимает, что коммерческие постановки — не его стезя. Мастер получает долгожданную возможность творить чистое в эстетике абсурдного вожделения искусство. Дэвид Линч основательно шел к своему первому творческому пику, и «Синий бархат» родился в тот момент, когда режиссер, как никто из коллег, научился использовать человеческие недостатки, физические уродства и психологические завороты для демонстрации художественного великолепия. Когда обнаженный юноша стоит перед красивой женщиной, вооруженной ножом, в мозгу пульсируют лишь две мысли: как не погибнуть и как продлить сладострастный миг. Отнюдь не судьба свела Джеффри и Дороти в ее квартире и при бархатном «аккомпанементе», а высвобожденные гулять по ночной улице инстинкты. Если уж в скромном, хорошо воспитанном человеке притаился любитель рискованных сексуальных игрищ, то в маленьком городе и за каждым поворотом можно ожидать любых сюрпризов. Порочная женщина, которую жизнь научила понимать один лишь язык силы, стала самой лучшей из возможных спутниц в режиссерской проповеди о главенстве наслаждения. Чувственные алые губы восклицают: «Ударь меня!», и естественное изумление останавливает лишь на мгновение. А как заносится рука и как озаряется лицо счастливой улыбкой, так безумие победно завладевает людьми. Они не думают — просто не способны думать, хотя где-то в подсознании нет-нет да мелькают мысли о высвобождении из порочного омута.

    Даже самая долгая ночь оканчивается, и на улице снова солнце. Камера выхватывает унылое здание завода — автор не отказал себе в удовольствии напомнить об истоках. Но если чудаковатый Генри из «Головы-ластика» всюду ощущал себя пришельцем, то на глазах прибавляющий в уверенности Джеффри — настоящее олицетворение воли. Столкновение добровольного сыщика с инфернальным выродком Фрэнком Бутом происходит в момент, как кажется, наиболее неподходящий для обоих персонажей. Невозможно найти общих черт между интеллигентным молодым красавцем и убийцей-психопатом, «факающим» через слово и вдыхающим амилнитрат, но присутствие между ними роковой женщины быстро стирает различия. Многократно в фильме упоминается некая зараза, и под этим емким определением подразумевается не только тяга к садомазо развлечениям. Кое-что у Фрэнка Джеффри определенно хотел бы перенять — хотя бы возможность чувствовать себя полновластным хозяином положения. Сумасшедшая гонка по ночному городу сильно сближает мужчин. Впервые Линч решился на полноценное противопоставление, и то, как незаметно маятник сил перемещается от одного воздыхателя к Дороти к другому, логично дополняет раскрывающуюся, подобно шторам, патологию, без которой этим людям было бы неинтересно жить. Зараза, впрочем, не исчерпывается причинением боли или стойкостью к ее получению. Речь идет о ее неразрывной связи с тем удовольствием, которое дарует слегка извращенный секс. Идущее при этом фоном жестокое преступление, только придает инфернальный блеск фильму.

    Мы живем в странном мире. Ответы на неудобные вопросы вполне могут остаться невостребованными. Джеффри не способен объяснить, чем так привлек его заурядный блюз, и почему он не остановился после первой реальной угрозы жизни? Мелькающая рядом простушка Сэнди остается, по сути, единственным якорем, удерживающим «судно» героя от окончательного ухода в штормящие воды. Линч нашел чем удивить зрителя, потому как «Синий бархат» вовсе не сочится пессимизмом. Напротив, яркие солнечные деньки усиливают ощущение парадоксальности происходящего. Не покидает чувство — еще одна успешно пережитая ночь, и будоражащий кошмар окончательно развеется — но вместо этого взору предстают новые выходки эксцентричного ублюдка Фрэнка, слух шокируют сладкие речи гомо-садиста Бена, а несчастная красавица Дороти все ближе и ближе к суициду. Сквозь плотную бархатную ткань фильма с трудом, но все же заметна мысль о продолжении противостояния с превосходящим злом, обретающим все новые воплощения. Ни к чему Джеффри мучительные размышления, кого из дам предпочесть, если он может отдаться своему естеству. Каким бы изнурительным ни был страх, а адреналин — это самый сильный на свете наркотик. И если на кону стоит счастье желанной женщины, то риск — действительно дело благородное.

    «Синий бархат» уникален не только как первый авторский проект, собравший гору наград. Именно после этой картины Линч окончательно оформил свой эстетский полумистический стиль, преисполненный циничной мистификации, выворачивающий наизнанку все мыслимые представления о нормах морали. В ленте нет места оккультным делам, но горящие страстным огнем глаза Изабеллы Росселлини и Кайла МакЛоклена говорят о проделках черной магии. Заклинание вожделения можно снять лишь кровью, но к чему такие жертвы, если люди по-настоящему находят друг друга вопреки здравому смыслу, логике, гласу недовольных и прочей ерунде? Неведомая сила каждую ночь заставляла Джеффри идти к распутной мечте, облаченной в бархат. Он понимал и чувствовал смертельную опасность, но шел и не мог остановиться. Такова магия чувства, таков глоток из омута вожделения. Линч распутывал клубок страсти, сделав это главным процессом фильма. Конечно, секреты однажды будут раскрыты, а виновные понесут жестокую кару, но какое это имеет значение, когда находишь настоящий смысл жизни? Вновь подниматься на темные облака страсти, вести за руку ту, чей образ в мыслях всегда, только прикрой глаза — лишь в такие моменты мужчина настоящий. А выбор — что? Он подождет своего часа. Все подождет. И только распахнутые алые губы надо целовать сейчас, сию минуту, пока лезвие ножа вновь не оказалось под отблеском люминесцентного света.

    18 июля 2016 | 09:00

    Из всех фильмов Линча этот, как мне кажется, ближе всего по духу к моему любимому «Твин Пиксу».

    Во-первых, главный герой Джеффри Бомон, которого, кстати, также играет Кайл МакЛоклен, очень напоминает агента Купера — молодой человек с настолько любопытен, что легко ввязывается в историю явно криминального характера. Все произошедшее с ним здесь вполне могло бы быть случаем из юности будущего федерального агента, расследующего убийство Лоры Палмер.

    Во-вторых, некоторые детали, создающие атмосферу страха появились впервые в «Синем бархате», а уж потом перекочевали в «Твин Пикс». Таковы, например, лампочки, которые громко поскрипывают вольфрамовой спиралью и мигалки машин, снятые крутящимися в несколько замедленном темпе.

    Третье. Музыка.Конечно, до шедевра «Falling» данному звукоряду далеко, но, тем не менее, стиль Бадаламенти чувствуется. А песня «Blue velvet» в исполнении певицы Дороти (Изабелла Росселини) чем-то похожа по звучанию на «Sycamore trees».

    Четвертое. Цвет. Как всегда у Линча очень необычные цветовые решения. Дороти стоит на сцене в платье из синего бархата, тени на её веках ярко-синие, а губы насыщенно-алые, фоном для певицы служат красные шторы, а откуда-то сзади (источник не видно, что придает её образу потусторонний оттенок) падает голубой свет, окрашивающий её волосы. Важно ещё и то, что Линч использует эту игру света и цвета не только из любви к эстетизму, но с определенным смыслом: сидящие в ресторанном зале и пьющие пиво зрители, в том числе Джеффри и его подружка, представленные в обычной цветовой гаммой, противопоставляются стоящей на сцене и подсвеченной синим светом, актрисе, которая воспринимается романтизированным молодым человеком, как какой-то «небожитель». Возможно, именно, эта сцена с красным занавесом визуально является прообразом «красной комнаты», хотя, по смыслу, является её антиподом.

    Пятое. Мелодраматизм. Джеффри общается с двумя женщинами — Дороти и Сэнди. Это не любовный треугольник и не проблема выбора между ними — это совершенно два разных мира. Отношения с Дороти - это страсть юноши и зрелой дамы, не случайно в момент их соития Линч демонстрирует пламя свечи (вот где истоки фразы «Fire walk with me» из «Твин Пикс»). Напротив, его встречи с Сэнди совершенно «стерильны», почти асексуальны, замешаны на их совместном расследовании.

    В Твин Пиксе, на протяжении всего фильма, имя агента Купера, хоть и не одномоментно, но тоже ассоциировалось двумя особами женского пола — Одри и Энни. Образ второй личностно чрезвычайно походит на Сэнди.

    Шестое. Детали. Стремление режиссера разложить отдельные предметы на «атомы», изучить их микроскопически, а затем последовательно вновь сложить от уровня к уровню, которое мы будем ещё не раз наблюдать в «Твин Пиксе», присутствует и в этом фильме. Линч буквально залезает в каждый миллиметр оторванного уха, которое нашел в траве Джеффри. И при просмотре этого у меня не было отвращения, напротив, было крайне интересно.

    Седьмое. Сатира. Можно воспринять финал фильма и всю эпопею с малиновкой, как некий апофеоз добра и чистоты, однако, зная цинизм Линча и его протестную натуру можно подумать о некой издевке над традиционным голливудским «мылом».

    Идиллическая картина, в самом начале фильма: красные цветы на фоне чистейшего белого частокола, через дыры в котором виднеется ясное голубое небо — все это выглядит чересчур приторно, особенно учитывая, что в тот же самый момент сильно заболевает отец Джеффри, а сам он находит отрезанное ухо.

    Ироничен также образ тетки Джеффри, вечно смотрящей сериалы, лицо которой словно зафиксировалось в состоянии специально деланной улыбки.

    И снова очевидные параллели с «Твин Пиксом» — сериал также поддевал провинциалов и «мыльные оперы».

    Восьмое. Злодей. Линч не дает исчерпывающий ответ, почему Боб из «Твин Пикса» и Фрэнк (Деннис Хоппер) совершают зло, ибо именно этот вопрос задает Джеффри, и он виснет в воздухе. Однако гениальная образ, созданный Хоппером несет на себе печать детских комплексов; а ныне Фрэнк реализует их в форме сексуальных игрищ.

    И все-таки, несмотря на схожесть с «Твин Пиксом», это фильм с совершенно другим послевкусием; здесь больше света и меньше мрака; все относительно логично - нет символов, воздействующих лишь на подсознание и не поддающихся расшифровке. Это абсолютно самостоятельное кино, просто «Твин Пикс», на мой взгляд, вырос из «Синего бархата», в чем-то даже перерос его. И, хотя эмоционально «Твин Пикс» мне гораздо ближе, вынужден признать, что «Blue Velvet» куда точнее выверен стилистически.

    В общем, красивое и стильное кино, которое заставляет одновременно, и чувствовать, и анализировать каждый кадр.

    10 из 10

    3 декабря 2010 | 23:25

    Дэвид Линч всегда мог делать хорошую картинку с пустыми комнатами и глухим светом. Кашу маслом не испортишь: тем более картина хороша, когда по полу комнаты ползет депрессивная, потерянная и еще молодая Изабелла Росселини в черном белье, и зритель не может понять — то ли она слишком сексуальна, то ли слишком жалка.

    Между тем за поползновениями певицы Дороти (Росселини), из одежного шкафа следит Джефри — доморощенный следователь Мак-Лахлэн. Дальше — больше. Певица замечает его, вытаскивает из шкафа, пугает ножом и заставляет раздеться догола.

    Плотские утехи нервных людей — еще один способ пощекотать психику, которым Линч успешно пользуется. Хотите веселья? Проберитесь в квартиру истеричной любительницы синего бархата, поройтесь в ее вещах, слегка попсихуйте, а как явится, немедля соблазните ее, пока на дворе 1986 год, и она еще не стала играть руководителей рекламных агентств во второсортных мелодрамах.

    Лора Дерн в «Синем бархате» большими шагами прокрадется по фильму бесприметной школьницей со старомодной прической. На мой взгляд, она проиграет Дороти (Росселини) во внешности, но далеко не в актерской игре.

    Школьница, которую играет Лора, влюбляется в красавчика Джефри именно тогда, когда он начинает ошиваться в постели певицы и, сложив бровки домиком, бить ее по лицу во время секса, потому что она «так хотела сама».

    «Синий бархат» — тайна, которая скрывает себя не за тонкими кухонными занавесками или деревянными жалюзи, а за тяжелыми шторами. Старик Линч это дело любит — и шторы, и тайны, и интересные лица, которые то ли загадочно улыбаются, то ли скалятся в предвкушении.

    Возможно, это триллер-детектив, где, зажмурившись от страха, бьют женщин по лицу и стреляют в головы злодеям. Однако всё делается не шаблонными методами, а исключительно узнаваемо — по-линчевски. Иначе и быть не может.

    8 мая 2010 | 16:02

    Дэвид Линч любит смешивать в своем творчестве голливудский мэйнстрим и артхаус. «Синий бархат» — один из самых показательных его фильмов в этом плане. Главной целью режиссер поставил перед собой показать всю подноготную таких маленьких городков как Ламбертон. Все — в прологе фильма, который начинается с панорамы белых заборчиков, ярко-красных цветов и приветствующих оператора жителей, а заканчивается пикированием камеры по направлению к земле и копошащемся в ней насекомым. То, что следует дальше можно посчитать завязкой обычного мистического триллера — парень Джеффри находит в траве человечье ухо и несет его в полицейский участок. Позже новоиспеченный детектив выходит на местную певичку Дороти и пытается пробраться в ее жилище… После загорается лампа кинопроектора и начинается «фильм Линча». В описании этот «фильм» совсем не нуждается, а нуждается в полноценном про(пере)смотре.

    С творчеством Линча я начинал знакомиться в хронологическом порядке. После тяжелого и совсем недоброго «Головоластика» последовали более смотрибельные «Человек-слон» (удачная стилизация под кино 40-50-х) и «Дюна» (довольно-таки неплохая фантастика). «Синий бархат» — фильм, в котором можно сказать родился Линч, родился его стиль. На главную роль Дэвид взял актера дебютировавшего у него в «Дюне» — Кайла МакЛоклена, а на роль его подружки свою будущую музу — Лору Дерн. Лора Дерн здесь играет девушку Сэнди, олицетворяющую собой городок Ламбертон. Она — его лицо. Дороти же (в исполнении Изабеллы Росселлини) представляет собой «внутренности» этого города. Белый хлопок и синий бархат — весь фильм построен на этих двух контрастах. Дэннис Хоппер играет в фильме злодея Фрэнка Бута — главного в этом мрачном царстве террора на троих. Пожалуй, это самый интересный персонаж из всех, к тому же Линч так и не раскрывает до конца все карты, сохраняя общие настроения фильма и позволяя зрителю додумать все самому.

    В финале картины Линч выпускает из клетки малиновок и все уже хорошо. Но даже сквозь умильную финальную музыку пробивается»… and i still can see blue velvet…». Таким образом, даже после финальных титров фильм продолжается. Но уже в тебе… «Синий бархат» — может быть и не самый совершенный фильм Линча, потому что, снимая, его он только опробовал свой стиль, но из всех его работ — эта — моя самая любимая. Дэвид чередует эпизоды, словно воспроизведенные из какого-то старого фильма с крупными планами, делающими акцент на безобразное в прекрасном или на прекрасное в безобразном. Еще в «Бархате» намешано множество жанров, но самым лучшим определением к нему будет «фильм Линча». И то, каким будет ваше отношение к этому фильму — зависит напрямую от вашего отношение к творчеству этого режиссера в целом.

    10 из 10

    31 июля 2011 | 21:19

    Не являюсь поклонником фильмов мистера Девида Линча, но на это у меня есть причины. Ну, самая большая из них — я с трудом понимаю сюжетную логику повествования в них, что явно мешает мне насладится его творениями.

    Сюрреализм, абстрактность, символизм и прочие стили, которые больше доступны для меня, к примеру, в той же живописи, абсолютно не воспринимаются мной в фильмах. Я конечно могу поразмышлять и покопаться в скрытых символах авторских посылов творцов, но ужасно не люблю этим заниматься. Хотя порой такие фильмы нужно смотреть для встряски мозга, но главное что бы его, выражаясь метафорически — не взорвало.

    Линчевские фильмы, по крайней мере, те что я смотрел, как раз его «взрывают» — фитиль медленно тлеет весь фильм и после конца действия мозг «взорван» от полного непонимания, что же было на экране и его приходится складывать, как пазл, по кусочкам. К счастью «Синий бархат» оказался для меня не таким «губительным»,как та же «Внутренняя империя» или короткометражные работы мастера.

    Взяв хорошую детективную основу — молодой паренек, прогуливаясь в окрестностях своего дома, в тихом и милом городке, обнаруживает ухо (только за это Линча надо признать гением, так как если бы в сюжете был бы, к примеру, палец все было бы шаблонно), относит его в полицию, но съедаемый любопытством проводит собственное «расследование». Согласитесь, в принципе стандартный детектив, ну за исключением милого розового человеческого органа. Дальше в истории мы имеем «любовь-морковь» — молоденькая дочка шерифа и опытная и таинственная певица из ночного клуба, с которыми у главного героя будут так сказать — отношения. Ну и конечно как же без главного мерзавца и негодяя, он тоже будет — дамы и господа представляем вам Фрэнка Бута, просим любить и жаловать. Таких подонков и психопатов как Фрэнк еще надо поискать. Вроде, судя по описанию все шаблонно. Паренек суется, куда не следует, а любопытство как гласит известная пословица — «погубила кошку». Но Линч, не был бы мастером «мистического сюрреализма», не вставь он кучу символов и, не построив повествование в духе «мистицизма» (не того «мистицизма» где колдуны, духи и прочая нечисть, а «мистицизма» — от английского слова «мистери» — загадочность).

    В целом фильм произвел хорошее впечатление. Очень нравится работа Линча со светом и картинкой. Полутона, темнота и красивые цвета (к примеру, очень показателен в этом случае рекламный ролик, срежисированный Линчем для «Gucci») — Линч знает как придать картинке красоту. К тому же отличный антураж с виду спокойного и милого городка, где, так же как и везде обитают антисоциальные элементы. Конечно половина символов, показанных в фильме, прошли мимо меня, но думаю в этом нет ничего страшного.

    Еще один феномен Линча, его все отмечают различными номинациями, но никогда ничего обычно весомого не дают, вот и в случае с «бархатом» на «Оскаре» номинацией была отмечена лишь режиссура. Но фильм, несмотря на свою неординарность, стал знаковым для американского кинематографа, не зря американский киноинститут внес фильм в список 100 лучших американских триллеров (96 место), 10 лучших в жанре «Mystery» (8 место), а Фрэнк Бут удостоился 36 места среди 50 лучших кинозлодеев.


    7 из 10

    1 апреля 2009 | 17:35

    В который раз убедился, что предполагать, что будет в следующем фильме Линча, просто невозможно, ибо даже из жанрового кино он делает фильмы очень необычные и неповторимые.

    Вот, касательно этого фильма — вроде бы детектив, но весь фильм выполнен в фирменном мистическом Линчевском стиле, с небольшим элементом саспенса, с полным погружением в жизнь героев. Линч просто поиграл со зрителем, долго подавая и наводя на мысль об одном, а в концовке оборвал все догадки и предположения. Ну, лично для меня это было очень интересно, потому как такой концовки я не мог ожидать.

    Город, в котором происходит действие фильма, по своей обстановке напоминает «город мечты» — все чисто, красиво, аккуратно, люди доброжелательные и т. п. Но, поскольку к жителям этого города относятся такие люди, как Фрэнк Бут и его компания, т. е. всякие антисоциальные элементы. И таких «ненормальных» людей очень и очень много. Линч, таким образом, хотел показать, что вся «идеальность» это городка — это просто дымка, иллюзия, за которой прячется довольно суровая и жесткая правда. И если бы такое было только в том городе… А так ведь этот город — это маленький мир, который является зеркалом всего нашего мира.

    Фрэнк Бут, о котором я писал выше — настоящий психопат. Подонок, которому нет равных. И Дэннис Хоппер исполнил эту роль так эмоционально вжившись в своего персонажа, что когда его образ возникает на экране по коже бегают мурашки. Просто гениальное исполнение роли!

    Фильм очень провокационный. Он очень откровенный, пошлый, вульгарный и т. п. И снабдив такими скандальными кадрами свою картину Линч пробовал найти «своего зрителя», который способен выдержать все это и досмотреть фильм до конца, прочувствовав историю и восхитившись концовкой. Те же, кому такие кадры не по душе или просто вызывают отвращение, по идее, должны выключить фильм и никогда о нем не вспоминать. Хотя, это можно сказать по поводу любого фильма Линча.

    Также очень запоминаются жуки, которые довольно часто появляются в картине. Они появляются в сценах, когда завязывается новая загадка и вызывают, мягко говоря, отвращение. Они символизируют тайну в этой картине. Наверное не случайно герой МакЛоклена появляется в одной из сцен как «работник службы по борьбе с тараканами и жуками», он как бы хочет «убить тайну», распутать этот загадочный клубок. Ну, может это просто мои догадки?

    И заканчивает картина, как и начинается, синим барахатом, прямо как на сцене, под прекрасно исполненную песню «Blue Velvet». Концовка, выполненная в стиле классического хэппи-энда, вряд ли может восприниматься так уж буквально. Ну, это опять же только мои догадки…

    8 из 10

    8 июня 2010 | 08:33

    Нет, ну серьёзно. Никогда не встречал, чтобы одному бренду уделяли так много внимания, разве что «Короне`в недавно вышедшем седьмом «форсаже». Но это неважно.

    Оценивать творения Линча и в чём-то похожих режиссёров, типа Кубрика-всегда дело неблагодарное. В человеке всегда была на удивление тонкая грань между нормальностью и сумасшедствием. Также и с фильмами Дэвида. Его принято считать либо гением, либо полной чушью в хорошей обложке, где невероятная атмосфера скрывает пустоту мысли и отсутствие глубины. Но я рад, что к нему именно такой подход. Люди, которые вызывают либо восхищение, либо ненависть и отвращение и не дают относится к себе нейтрально — по большему счёту, всегда заслуживают уважения, и Маэстро Линч из таких.

    «Синий бархат»- история о молодом парне, который нашёл отрезанное ухо, и как благовоспитанный гражданин отнёс его в полицию. Но, кто же в его возрасте сможет «пустить дело на самотёк».

    Естественно, парень берётся за расследование сам, с помощью дочери полицейского, расследующего дело.

    Постепенно, раскрытие дела становится всё более близким, а жизнь вокруг, как он и заявляет «всё более странной». Но, не хочется много говорить о сюжете, он появится перед вами, постепенно накатывая, как лавина и затягивая с головой в происходящее на экране, в эту «непередаваемую атмосферу»,как бы банально эта фраза не звучала.

    Фильмы Линча, частенько очень сложны для понимания. Настолько сложны, что порой не знаешь, понимает ли происходящее сам режиссёр. Но, после, например «Шоссе в никуда»,(в «синем бархате есть великолепная отсылка на „Шоссе“) этот фильм выглядит просто прозрачным и простейшим для понимания, но хуже он от этого не делается, это однозначно. С первых кадров понятно, что за человек снял его и перепутать невозможно никак. И также невозможно представить, что ждёт тебя на экране в следующую минуту, насколько искушённым киноманом Вы бы ни являлись. Сюжет удивляет, как и потрясающая игра игра актёров.

    Но, особенно хотелось бы отметить Хоппера. Многое я читал про него в своё время, и мало кто отзывается о нём, как о чудесном человеке, но тем не менее-его роль злодея ну просто восхитительная, и как он сам заметил-«Это не роль-это я, и я это сыграю».

    И сделал он это на все сто. Как огромный любитель творчества мистера Кристофера Уокена, я знаю толк в отрицательных персонажах, и даже меня Хоппер очень сильно удивил, в хорошем смысле этого слова, конечно.

    Фильм начинается неторопливо, разгоняется к концовке, и там замедляется снова. Многие это списывают на урезание фильма в два раза, но для меня это выглядело, как минутка отдыха от напряжённости и время, которое уходит на то, чтобы посмаковать и насладиться тем, что происходило в течение картины. Начальные кадры повторяются в конце и мы приходим к тому, что видели до начала этой истории-мирному небу над головой. Стивен Кинг в какой-то из своих книг заметил, что жизнь-это круг, и всё возвращается к своему началу. Видимо, Дэвид Линч с этим согласен.

    9 из 10

    13 ноября 2015 | 00:34

    Действие происходит в небольшом солнечном городе в США, Джеффри Бомон (Кайл МакЛоклен) навещает своего отца, который лежит в больнице после несчастного случая. Возвращаясь домой через пустырь, Джеффри находит в траве человеческое ухо. Он относит эту находку в полицейский участок инспектору Уильямсу и знакомится ближе с его очаровательной дочерью Сэнди (Лора Дерн). Молодежь, особенно любопытный Джеффри, заинтересованный столь удивительной находкой, решает самостоятельно провести расследование, которое приводит парочку к полной загадок личности певицы Дороти (Изабелла Росселлини), с чего и начнется самое интересное, пугающее и необъяснимое с точки зрения логики…

    Весь смысл этого фильма Дэвида Линча, где он впервые развернулся на всю катушку и окончательно утвердил свой уникальный стиль, сводится к неоднократно произнесенной главным героем фразе «Мы живем в странном мире». И ведь действительно, по Линчу — все мы живем в странном мире, населенном странными людьми, и попадаем, порой, в не менее странные ситуации. Абсурдная и даже мистическая атмосфера, мастерски нагнетенная маэстро Линчем, заключена в неповторимо изящную, и, при этом, яркую и экспрессивную кинематографическую форму, что создает взрывной экзотический коктейль для истинных ценителей. Чего стоят отдельные шикарные эпизоды с поющей Изабеллой Росселлини в таинственной синей дымке на фоне красного занавеса, эмоционально неуравновешенным образом мерзавца Денниса Хоппера и его такими же дружками, неадекватные диалоги, абсурдные ситуации, то же отрезанное ухо, в конце концов, изумительный саундтрек… Опять же, рецензировать или просто отзываться о фильмах Дэвида Линча — пустая затея, все равно ничего вменяемого написать не удастся. Единственное, что хотелось бы добавить — режиссер, на мой взгляд, напрасно пошел на поводу у продюсеров, безвозвратно сократив изначальный четырехчасовой материал до двух часов. Что касается на удивление «светлого» финала истории, то, казалось бы, неугодный hollywood ending можно трактовать, как издевку Дэвида Линча над показным благополучием одноэтажной Америки, а все, что происходило до — как бы, истинное неприглядное положение вещей. Или же — финал был просто издевкой над самим мыльнооперным хэппи-эндом как таковым. Дэвид Линч ведь явно не из тех режиссеров, которые стремятся угодить массовому зрителю, что он успешно доказал предыдущими работами. Главное, что весь фильм в целом — абсолютное торжество линчизма и сплошное эстетическое удовольствие, и никакие голливудские финалы не в состоянии замылить подлинное благородство и великолепие «Синего бархата».

    В двух словах: Роскошный сюрреализм от маэстро Линча.

    10 из 10

    25 января 2014 | 18:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>