всё о любом фильме:

Синий бархат

Blue Velvet
год
страна
слоган«It's a strange world»
режиссерДэвид Линч
сценарийДэвид Линч
продюсерФред С. Карузо, Ричард А. Рот, Дино Де Лаурентис
операторФредерик Элмс
композиторАнджело Бадаламенти
художникПатриция Норрис, Эдвард «Тантар» ЛеВизё
монтажДуэйн Данэм
жанр триллер, драма, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  2.3 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время120 мин. / 02:00
Номинации:
В связи с болезнью отца Джеффри Бомон был вынужден на время оставить столичный колледж и вернуться в родной городок, и ему пришлось пережить целый ряд загадочных и страшных событий. Все началось с того, что неподалеку от дома он нашел человеческое ухо, которое сдал в полицию инспектору Уильямсу…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
93%
56 + 4 = 60
8.7
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Прежде чем приступить к съёмкам, Дэвид Линч написал три сценария, которые были отвергнуты.
    • В июне 2008 года American Film Institute поставил фильм на 8-ое место в списке 10-ти лучших фильмов в жанре мистики.
    • На роль Дороти первоначально рассматривались актрисы Ханна Шигулла и Хелен Миррен.
    • Первоначально роль Джеффри была предложена Вэлу Килмеру, но тот отверг сценарий.
    • В оригинале фильм шёл 4 часа, так что в итоге Линч «урезал» его почти вдвое, причём эти вырезанные куски впоследствии так и не смогли найти.
    • Чтобы продать фильм, продюсеру Дино Де Лаурентису пришлось учредить собственную дистрибьютерскую компанию D.E.G., так как кроме него с этой лентой никто не захотел связываться.
    • Многие актёры, которым предлагалась роль Фрэнка Бута (в частности эта роль предлагалась Стивену Беркоффу), находили этот персонаж слишком отталкивающим и отказывались его играть. Деннис Хоппер, напротив, после прочтения сценария сразу заявил: «Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!»
    • В оригинальном сценарии Линча Фрэнк должен был дышать гелием, но Хоппер предложил вместо гелия амилнитрат, который, как он слышал, усиливает сексуальное влечение. Спустя несколько лет Хоппер признал, что линчевская идея с гелием смотрелась бы намного интересней.
    • Герой Денниса Хоппера произносит слово «fuck» почти в каждом предложении. К тому же он единственный, кто произносит это слово в фильме (не считая момента, когда он заставляет ругнуться Дина Стокуэлла).
    • По сценарию, квартира Дороти находится на седьмом этаже, хотя в доме, где снимались соответствующие сцены (Carolina Apartments в Уилмингтоне, штат Северная Каролина), этажей только шесть.
    • Роль Сэнди предлагалась Молли Рингуолд, но её мать, прочтя сценарий, запретила дочери сниматься в фильме.
    • Рой Орбисон, автор песни «In Dreams», звучащей в сцене в борделе, не давал своего согласия на использование этой песни в фильме. Линч всё равно вставил песню в ленту, а в качестве «извинения» впоследствии сделал для Орбисона клип на эту песню, смонтировав его из кадров «Синего бархата».
    • В сцене, где Дин Стокуэлл поёт песню «In Dreams», он, по сценарию, должен был держать в руках обычный микрофон. В последний момент Линч решил поменять микрофон на фонарь.
    • На песню «Синий бархат» в исполнении Бобби Винтона специально для фильма сделали ремейк. Линчу ремейк понравился, но он всё равно настоял на том, чтобы в фильм вошла оригинальная старая композиция.
    • Роль Джеффри предлагали Крису Айзеку, но он отказался. Тем не менее Линч всё равно использовал в фильме две песни с его дебютного альбома «Silvertone» 1985 года.
    • Муляж уха, найденного персонажем Кайла МакЛоклена в начале фильма, сейчас хранится на витрине видеосалона «Movie Madness Video And More» в Портленде (штат Орегон).
    • Фразу Фрэнка «Don`t you fucking look at me!» журнал «Premiere» поставил на 74-ое место в списке ста самых знаменитых фраз в кинематографе. Этот же журнал назвал «Синий бархат» в числе 25-ти «самых опасных фильмов».
    • В 1999 году еженедельник «Entertainment Weekly» признал «Синий бархат» одним из «величайших фильмов всех времён».
    • Пёс, который появляется в начале фильма, ранее играл пса Спарки в короткометражке «Франкенвини» Тима Бартона.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В фильме присутствует несколько ссылок на убийство Авраама Линкольна: Джеффри предупреждают, чтобы он не ездил на улицу Линкольна; Фрэнк Бут — однофамилец убийцы Линкольна Джона Уилкса Бута; смерть Дона Валенса идентична смерти Линкольна.
    • еще 17 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Несмотря на отрицательное отношение к неудавшейся экранизации фантастического романа «Дюна», кинофирма Дино Де Лаурентиса всё-таки позволила Дэвиду Линчу реализовать ещё один проект — менее дорогостоящий ($6 млн.), но более амбициозный, эстетизированный, невероятно странный. «Синий бархат», конечно, не вызвал большого интереса у зрителей, которые не приняли художественные поиски режиссёра и были крайне раздражены рядом шокирующих, скандальных, кажущихся патологическими сцен. Но критики превознесли этот опыт создания эротико-мистического формалистского триллера, позднее включив его в десятку лучших американских фильмов 80-х годов. Были щедры на высокие оценки также и европейцы, непонятно почему вновь заманившие Линча на кинофестиваль фантастики в Авориазе, где вручили ему ещё один (после ленты «Человек-слон») главный приз. Впрочем, сюжет «Синего бархата» действительно может показаться фантастическим, вообще смутить, даже спровоцировать ярость и негодование у ханжей и пуритан. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 172 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Синий определяет трех-четырёхнедельное послевкусие: эта история начинает отвариваться в цвете, ассоциироваться с ним и понимать его. Линч создал окружность без внутреннего пространства, но с множеством постороннего ей вещества — одержимый кислородом, ночью, песней-медитацией, страхом; синяя женщина, красное-синее, губы-одежда, тело-другое тело. Городок лесозаготовительной промышленности создаёт условие для контрастирования быта глазами вечерними и взгляда на быт глазами после дневного сна: цветы страдают уродством своей природы (по Славою Жижеку), цвет отходит от эстетики и определяется извращенным сознанием. Blue velvet — фильм-прочерк/дефис, сдувающий огонёк. Свет погас.

    28 ноября 2015 | 20:05

    Это удивительный фильм. Он смешной и страшный, красивый и трогательный. Дэвид Линч проводит очередное исследование на тему «на что способны люди ради любви», и в каждой новой его работе мы видим новое откровение, очередное раскрытие этой темы.

    Это может быть рассказ о том, как полуслепой старичок проехал через три штата на старенькой газонокосилке, чтобы увидеть брата, агент ФБР отдает свою душу дьяволу ради спасения любимой, молодая актриса дарит свою счастливую судьбу подруге-соблазнительнице в обмен на ее несчастья. Такие истории редко кончаются хорошо, но «Синий бархат» — одно из немногих счастливых исключений.

    Он тоже рассказывает о любви, порою болезненной и жестокой, требующей от героев все новых и новых жертв. А еще это фильм о взрослении, о том, как меняется человек, переживший жуткое потрясение, оказавшийся на краю гибели.

    Юный Джеффри Бомонт после того, как его отец попал в больницу с то ли инсультом, то ли с последствиями аллергии, был вынужден стать главой семьи, бросить школу, присматривать за магазином, заботиться о престарелых тетушках. И все-таки он еще мальчик, живой, любознательный, его манит все загадочное и неведомое. Чудовищная находка — чье-то отрезанное ухо — не испугала парня. Он не только относит его в полицию, но и сам готов участвовать в расследовании. Ему не сидится на месте, и столь же юная девочка, дочь полицейского, Сэнди, стала его помощницей. Решив поиграть в детективов, старшеклассники столкнулись с реальными и могущественными силами зла, стали свидетелями настоящего, очень большого горя.

    Почему-то все рецензенты, которых мне доводилось читать, видят в Дороти Валенс какую-то извращенку, странную женщину, упивающуюся страданием. Но ведь в первую очередь, Дороти — любящая жена и мать. «Живи ради Ван Гога!» — сказал насильник, и она живет и терпит все его издевательства ради того, что еще осталось от когда-то счастливой семьи. «Пусть птица увидит своего малыша» — и она бежит к своему сыночку, такая нежная, хрупкая и в этот миг все-таки не совсем несчастная. Ведь не зря мучилась, если маленький Донни все еще жив. А эти жуткие сцены с Фрэнком — чему же тут можно радоваться, да и ее связь с Джеффри, это ведь тоже ради семьи, лишь отчаянная попытка вырваться из окружающего кошмара.

    Странный мальчик забрался в ее квартиру, начал говорить, что влюблен — ситуация просто жуткая. Но для Дороти даже в этом была надежда. Она очень нуждалась в помощи, и в то же время чувствовала себя виноватой перед Джеффри, с которым была неискренна и перед мужем, которому ей так вот снова пришлось изменять. Вспомните, как она в одиночестве, совершенно потерянная, мечется по квартире. «Синий бархат» выдержан в стилистике классических фильмов нуар, он стилизован отчасти под фильмы Хичкока, наполнен приметами стиля 50-х. Мерцающая в полумраке комнаты, очень белая кожа Дороти вызывает в памяти образ Мэрилин Монро, столь же несчастной красавицы той поры. В фильме Дороти так же прекрасна и так же слаба, так же мало приспособлена к жизни среди окруживших ее чудовищ.

    Зверь, похитивший счастье Дороти, это даже не сам Фрэнк Бут, но его болезнь. Он несчастлив, безумен и сеет вокруг несчастье. Его ингалятор — замечательная находка. Фрэнк эстет, он очень сентиментален, как часто в жизни именно эти качества сопутствуют редкой жестокости. Режиссер и сыгравший Фрэнка актер Дэнис Хоппер вместе создали оригинальный, но в то же время удивительно достоверный образ преступника. Как это типично, когда человек, причиняя боль окружающим, объявляет себя главной жертвой. Фрэнк, конечно, не кричит об этом на каждом углу, но его внезапные слезы, склонность к лирике и театральным эффектам демонстрируют нам всю широту его нездоровой натуры. А поэтому каждый, кому пришлось пересечься с Фрэнком, тоже как-то заболевает.

    Несчастье заразно, и Джеффри, а следом и Сэнди подхватили эту болезнь. Каждый их них пережил шок, потрясение, навсегда изменившее их судьбы. Вы, возможно, не сразу заметите перемену, но она несомненна. Ушли непосредственность и беспечность, бывшие дети теперь стали взрослыми. Не секрет, что у фильма хороший конец, добро победило, зло было наказано. Все вернулись к привычной нормальной жизни. И пусть кому-то кажется, что Джеффри как был обывателем, так и остался, ведь это частично верно. Он с честью вынес все испытания, стал настоящим мужчиной. И воцарилась в мире любовь, и прилетели малиновки, и Дороти тоже счастлива. Ведь она — мать, и она наконец-то стала свободной.

    10 из 10

    13 июня 2011 | 15:03

    Удивительно, но в середине 80-х можно было снять такую красоту. Смотришь — и глаз не нарадуется — из-за бархатных занавесок появляется Изабелла Росселлини и начинает петь под аккомпанемент Анджело Бадаламенти, сделавшего исключение и снявшегося в крохотной роли пианиста. С этого момента влюбляешься в «Синий бархат» окончательно и бесповоротно.

    Один из самых знаковых фильмов 80-х, «Синий бархат» использует нуар-эстетику, чтобы рассказать увлекательную детективную историю. Каноны жанра соблюдены — присутствуют femme fatale (Росселлини), жуткий злодей, покрытый завесой тайны (Хоппер) и глуповатый главный герой (МакЛоклен). Конечно, влияние Линча чувствуется во всем — фантасмагорическое начало, находка отрезанного уха, сцена в квартире Дороти, ну, и, конечно, знаменитое исполнение Дином Стоквеллом песни «In dreams» Роя Орбисона (ныне сцена считается культовой классикой). «Синий бархат», на первый взгляд обычный нуар-триллер, прямо на глазах расцветает и превращается во что-то совершенно новое. Благодаря безумству и мистике, которые Линч вводит в картину, фильм приобретает свое звучание, собственный голос.

    Уникальная попытка совместить эстетику нуара со сюрреализмом определенно удалась.

    «Синий бархат» — самый простой для понятия и восприятия фильм Линча (если слово «простой» вообще подходит), так что если вы желаете окунуться в мир невероятных картин режиссера, начинать, думаю, стоит именно с него.

    9 из 10

    Красивый, превосходно срежиссированный, сочный триллер, снятый по всем канонам жанра. Вместе с этим — гора новых идей, которые впоследствии получили развитие в «Твин Пиксе» и «Малхолланд Драйв».

    8 октября 2011 | 15:26

    Самый лучший фильм Дэвида Линча, из всех! Отличная режиссура, отличный сценарий, отличная актёрская игра и самое главное куча гениальных кино — моментов.

    Перечислю 3 моих любимых момента:
    1. Друг Дениса Хопера, ни с того, не с сего решил спеть песню Элвиса! Лучший режиссёрский момент во всём фильме, и вообще момент, который просто отказывается уходить из моего подсознания, гениально снято, снимаю шляпу!
    2. Мак Лохлан одним пальцем крутит вертушку на музыкальной шапочке её сына, а она подбегает и говорит: «Когда-то меня она смешила»
    3. Отличная финальная сцена!

    Фильм — лучше не бывает! Всё снято как-то магически, гениально и потрясающе! Линч никогда ранее и позже не снимал фильм такого уровня, потрясающее зрелище. Действие фильма происходит неторопливо, весь фильм выглядит как чей то красивый сон, сам фильм это как картина художника, не даром Линч на него и учился!

    Особенно превосходно играют Дэнис Хопер и Изабелла Расселини. Дэнис Хопер — это вообще отдельная тема, слова, которые он употребляет, и то, как он их употребляет (с какой интонацией) достойны наивысшей оценки! Сам по себе фильм — это самое лучшее творение восьмидесятых. Фильм очень красивый, и из него не хочется убирать не единого кадра, это шедевр, одна из лучших режиссёрских работ в истории кино!
    Один из пяти моих самых любимых фильмов, шедевр, это надо видеть.

    10 из 10

    11 июня 2006 | 10:28

    Когда Дэвиду Линчу говорили, что в его фильмах то и дело проступают фрейдистские мотивы, он не открещивался, нет. Он уклончиво отвечал: «Я знать ничего не знаю о психоаналитических теориях». Линч вообще страшился интеллектуальной въедливости, когда речь заходила о трактовках его картин. Сверхинтуитивный художник, вверявший создание произведений в руки судьбы, случая, фортуны, Линч стремился к тому, чтобы его не объясняли, а чувствовали, не интерпретировали, а принимали как есть. Но разве мог господин фрик рассчитывать на то, что его творчество будут воспринимать как недвусмысленное визионерство, лишённое подтекстов? Да и как это возможно, если даже в «Синем бархате», где Линч попытался вернуться на орбиту сюжетного кино, повествование отсвечивает не детективом, заявленным в жанровой принадлежности, а психоаналитическим исследованием сексуальных фобий и патологий? Порой вообще начинает казаться, что розыскная одиссея в исполнении Кайла МакЛоклана и Лоры Дёрн, латентная ода 50-м, овеществлённая тачками и озвученная композицией «In Dreams» Роя Орбисона, мелодраматические интонации, словом, всё то, что на поверхности, нужно лишь для отвода зрительских глаз, поражённых катарактой авторской фантазии, и потом — свирепое «Нате!», как у Маяковского, шварк головой об стену, кулаком в зубы, фаталити мозгов. Песочный человек, смешной паяц умельный, на цыпочках войдет опять, чтобы притихший мир осыпать звёздной пылью, а ампутированное ухо — гнилью. Да, именно так.

    Классические титры на фоне колыхающегося бархата взрываются белозаборчатой идиллией американской провинции. Убаюкивающие символы безмятежности заполоняют экран. Пожарная машина. Синее небо. Деревянные домики… Ещё когда Линч активно занимался живописью, дом как художественный образ проступал на его причудливых полотнах искорёженными, зловещими текстурами: мнимый уют оборачивался «древом боли». «Дом — это место, где дела могут пойти не так», — говорил Линч. Вот и идиллическое начало «Синего бархата» корёжится инфарктным приступом, прерывается иллюстрацией кровожадного «Оно» — мерзостными насекомыми, звучно копошащимися в мураве. Оборотническое вступление предательски выдаёт тактику Линча: становится понятно, что «Синий бархат» будут половинить впечатанные в массовое сознание образы и девиантные эпизоды. Найденное Джефри отрезанное ухо, украшенное узором зеленых струпьев, оказывается порталом в потустороннее: камера медленно вплывает в ушную раковину, пока звуковая дорожка хтонически дышит. Вот тут-то и начинает пляску линчевское Зло, олицетворённое Фрэнком Бутом, Зло, бьющееся в судорогах адреналиновой услады. Психоаналитические фингалы синеют узорчатыми кровоподтёками на личике детективной фабулы: рассудительные игры в сыщика, обозначенные критериями «Я», сгущаются всполохами злобы импотентного «Оно», персонифицированного с виду обыкновенным уголовником. Любопытный, манерно-инфантильный Джефри в исполнении Кайла МакЛоклена, того самого фбровца из «Твин Пикса», сцепляется в схватке с исчадием ада Фрэнком Бутом в исполнении Денниса Хоппера, того самого кайфушника из «Беспечного ездока». На стыке этой схватки рождается иллюстрация психопатологий: эдипальная парочка Дороти Вэлланс и Фрэнк Бут, стокгольмский синдром у первой, садическая злоба у второго.

    Но знаете что? Если бы господин фрик прочёл этот текст, он бы, вероятно, рассмеялся. Потому что Линч писал сценарий к «Синему бархату», слушая Шостаковича, а не перечитывая психоанализ, если он вообще когда-либо его читал. Потому что Линч всегда хотел распалить воображение, а не интеллект. Потому что Линч всегда хотел, подобно любопытному мальчишке, поднять валун: продемонстрировать сырой испод, кишащий мерзкими тварями, а не ввергать сонную критику в конвульсии интерпретаций. Но есть два слова, способные описать ментальное состояние при просмотре линчевских фильмов, — «начинает казаться». В том, вероятно, и мощь Линча: заставить галлюцинировать, видеть то, чего нет. Можете бросить смотреть его фильмы. Шваркнуть об стену диск, флэшку, на чём там они у вас. Можете. Но когда Фрэнк Бут отмачивает свирепые перфомансы, заставляя жилы на собственном лице выступать похлеще, чем когда-то выступал Джим Моррисон, а на заднем плане крыша Chevrolet Impala танцевально мнётся под весом несвежей потаскушки, «Синий бархат» становится тягучим, как хуба-буба, невыносимо иррациональным, как женщина, приобретает притягательность, какой обладает только пламенистый закат или оргазмический стон. И тогда оторваться уже невозможно. А неудержимая прорва трактовок… что ж, мы всегда сталкиваемся с тем, чего страшимся: ребёнок — с темнотой, клаустрофоб — с теснотой, Линч — с интерпретациями себя самого. Песочный человек, смешной паяц умельный, на цыпочках войдет опять, чтобы притихший мир осыпать звёздной пылью, а сказку сделать былью. Так-то.

    14 ноября 2012 | 20:39

    Нет, ну серьёзно. Никогда не встречал, чтобы одному бренду уделяли так много внимания, разве что «Короне`в недавно вышедшем седьмом «форсаже». Но это неважно.

    Оценивать творения Линча и в чём-то похожих режиссёров, типа Кубрика-всегда дело неблагодарное. В человеке всегда была на удивление тонкая грань между нормальностью и сумасшедствием. Также и с фильмами Дэвида. Его принято считать либо гением, либо полной чушью в хорошей обложке, где невероятная атмосфера скрывает пустоту мысли и отсутствие глубины. Но я рад, что к нему именно такой подход. Люди, которые вызывают либо восхищение, либо ненависть и отвращение и не дают относится к себе нейтрально — по большему счёту, всегда заслуживают уважения, и Маэстро Линч из таких.

    «Синий бархат»- история о молодом парне, который нашёл отрезанное ухо, и как благовоспитанный гражданин отнёс его в полицию. Но, кто же в его возрасте сможет «пустить дело на самотёк».

    Естественно, парень берётся за расследование сам, с помощью дочери полицейского, расследующего дело.

    Постепенно, раскрытие дела становится всё более близким, а жизнь вокруг, как он и заявляет «всё более странной». Но, не хочется много говорить о сюжете, он появится перед вами, постепенно накатывая, как лавина и затягивая с головой в происходящее на экране, в эту «непередаваемую атмосферу»,как бы банально эта фраза не звучала.

    Фильмы Линча, частенько очень сложны для понимания. Настолько сложны, что порой не знаешь, понимает ли происходящее сам режиссёр. Но, после, например «Шоссе в никуда»,(в «синем бархате есть великолепная отсылка на „Шоссе“) этот фильм выглядит просто прозрачным и простейшим для понимания, но хуже он от этого не делается, это однозначно. С первых кадров понятно, что за человек снял его и перепутать невозможно никак. И также невозможно представить, что ждёт тебя на экране в следующую минуту, насколько искушённым киноманом Вы бы ни являлись. Сюжет удивляет, как и потрясающая игра игра актёров.

    Но, особенно хотелось бы отметить Хоппера. Многое я читал про него в своё время, и мало кто отзывается о нём, как о чудесном человеке, но тем не менее-его роль злодея ну просто восхитительная, и как он сам заметил-«Это не роль-это я, и я это сыграю».

    И сделал он это на все сто. Как огромный любитель творчества мистера Кристофера Уокена, я знаю толк в отрицательных персонажах, и даже меня Хоппер очень сильно удивил, в хорошем смысле этого слова, конечно.

    Фильм начинается неторопливо, разгоняется к концовке, и там замедляется снова. Многие это списывают на урезание фильма в два раза, но для меня это выглядело, как минутка отдыха от напряжённости и время, которое уходит на то, чтобы посмаковать и насладиться тем, что происходило в течение картины. Начальные кадры повторяются в конце и мы приходим к тому, что видели до начала этой истории-мирному небу над головой. Стивен Кинг в какой-то из своих книг заметил, что жизнь-это круг, и всё возвращается к своему началу. Видимо, Дэвид Линч с этим согласен.

    9 из 10

    13 ноября 2015 | 00:34

    Девид Линч известен своей особой подачей материала. Очень необычной и запоминающейся. Я с трудом въехал в «Шоссе в никуда», да и то, до сих пор не уверен, что мои догадки верны. Этим Линч и интересен — он не даёт точных ответов, правда, иногда его заносит и он снимает откровенную пургу вроде «Диких сердцем», не говоря уже о его короткометражках, место которым где-нибудь рядом с банановыми кожурами и старыми ботинками — на мусорке.

    Но есть у Линча в активе и действительно толковые фильмы, помимо указанного «Шоссе в никуда» стоит также отметить культовую фантастику «Дюна» (кому любопытно, откуда «растут ноги» у «Хроник Риддика» советую глянуть) и легендарный сериал «Твин Пикс».

    А сегодня я записал в активу этому «бредуну»(с) ещё одну ленту — «Синий бархат». Признаюсь, первоначально ожидал увидеть ещё один сюрреалистичный бред, но мои ожидания не оправдались, по крайней мере, не на все сто процентов.

    Сюжетная завязка весьма занимательна — молодой парень находит в поле отрезанное ухо. Он решает отнести его к знакомому полицейскому. Заодно он знакомиться с дочерью копа, а позже решает провести собственное расследование, что приводит его к таинственной даме…

    Любопытство убило кошку — для героя это как раз тот случай. Он ввязывается в жуткую историю с похищением, сексуальными извращениями и целой бандой отмороженных подонков…

    Сексуальные извращения, это как раз то, что слишком «перегружает» захватывающий в целом сюжет фильма. Не понимаю, зачем это понадобилось, возможно, ответ необходимо искать в юношеских проблемах режиссёра, трудно сказать.

    Бесспорно, голая Изабелла Росселини выглядит весьма соблазнительно, но чрезмерная увлечённость Линча откровенными сценами несколько сбивает с толку. Вряд ли без этого нельзя было обойтись. Но, таково уж было желание режиссёра.

    А в остальном, получилась очень притягательная и напряжённая история, с потрясающим саундтреком и блистательной операторской работой.

    Не говоря уже об актёрах, среди которых стоит особенно выделить совсем молодого Кайла МакЛахлана, очень убедительно.

    13 июня 2007 | 21:51

    Дэвид Линч любит смешивать в своем творчестве голливудский мэйнстрим и артхаус. «Синий бархат» — один из самых показательных его фильмов в этом плане. Главной целью режиссер поставил перед собой показать всю подноготную таких маленьких городков как Ламбертон. Все — в прологе фильма, который начинается с панорамы белых заборчиков, ярко-красных цветов и приветствующих оператора жителей, а заканчивается пикированием камеры по направлению к земле и копошащемся в ней насекомым. То, что следует дальше можно посчитать завязкой обычного мистического триллера — парень Джеффри находит в траве человечье ухо и несет его в полицейский участок. Позже новоиспеченный детектив выходит на местную певичку Дороти и пытается пробраться в ее жилище… После загорается лампа кинопроектора и начинается «фильм Линча». В описании этот «фильм» совсем не нуждается, а нуждается в полноценном про(пере)смотре.

    С творчеством Линча я начинал знакомиться в хронологическом порядке. После тяжелого и совсем недоброго «Головоластика» последовали более смотрибельные «Человек-слон» (удачная стилизация под кино 40-50-х) и «Дюна» (довольно-таки неплохая фантастика). «Синий бархат» — фильм, в котором можно сказать родился Линч, родился его стиль. На главную роль Дэвид взял актера дебютировавшего у него в «Дюне» — Кайла МакЛоклена, а на роль его подружки свою будущую музу — Лору Дерн. Лора Дерн здесь играет девушку Сэнди, олицетворяющую собой городок Ламбертон. Она — его лицо. Дороти же (в исполнении Изабеллы Росселлини) представляет собой «внутренности» этого города. Белый хлопок и синий бархат — весь фильм построен на этих двух контрастах. Дэннис Хоппер играет в фильме злодея Фрэнка Бута — главного в этом мрачном царстве террора на троих. Пожалуй, это самый интересный персонаж из всех, к тому же Линч так и не раскрывает до конца все карты, сохраняя общие настроения фильма и позволяя зрителю додумать все самому.

    В финале картины Линч выпускает из клетки малиновок и все уже хорошо. Но даже сквозь умильную финальную музыку пробивается»… and i still can see blue velvet…». Таким образом, даже после финальных титров фильм продолжается. Но уже в тебе… «Синий бархат» — может быть и не самый совершенный фильм Линча, потому что, снимая, его он только опробовал свой стиль, но из всех его работ — эта — моя самая любимая. Дэвид чередует эпизоды, словно воспроизведенные из какого-то старого фильма с крупными планами, делающими акцент на безобразное в прекрасном или на прекрасное в безобразном. Еще в «Бархате» намешано множество жанров, но самым лучшим определением к нему будет «фильм Линча». И то, каким будет ваше отношение к этому фильму — зависит напрямую от вашего отношение к творчеству этого режиссера в целом.

    10 из 10

    31 июля 2011 | 21:19

    Позволю себе поспорить с утверждением, что в «Синем бархате» Линча все уж так непонятно. Не более чем в его же пост-твинпиксовском «Огонь, иди со мной», который просто переполнен символами.

    Хотя и здесь символики немало. Копошащиеся жуки (омерзительно меткая метафора, надо сказать) олицетворяют скрытые темные деяния, жуткие тайны, в которые и заглядывать-то не хочется.

    Также интересно противопоставление двух женских образов: наивной и простенькой Сэнди и загадочной роковой незнакомки Дороти. Соответственно, и у героя они вызывают различные чувства. Первая пробуждает невинную влюбленность и нежную привязанность, вторая разжигает порочную страсть. Надо отдать должное любимчику Линча Кайлу Маклахлану, его герой, помещенный в идиллическую американскую картинку с ее потребительской мечтой, не выглядит среднестатистическим мещанином. Даже когда Линч откровенно потешается над этой американской идиллией в финале картины, Маклахлан как-то положительно выбивается из общей «кукольности».

    Какие же ценные наблюдения сообщает нам Линч своей картиной? Во-первых, мотивом его творчества (и в частности слоганом этого произведения) стала идея, что мир — странная штука. Мир полон загадок, порой жутких и опасных. Это просматривается во всех его работах, так или иначе связанных друг с другом — отдельными символами или целыми сюжетными линиями.

    И еще одна прекрасная, привлекательная идея конкретно этого фильма — тот, кто отважится распутать клубок пугающих загадок, разворошить жучье гнездо, должен обладать изрядной смелостью, находчивостью и благородством, чтобы довести начатое дело до конца.

    6 июня 2010 | 16:33

    А вот подлинная эстетизация «звероформы» — «Синий бархат» Д. Линча. Моментами настолько тягучее, насыщенное, ревущее кино, что… Его следовало бы поставить в ряд повсеместно употребляемых экземпляров, безвозмездно иллюстрирующих постсовременные философемы, идеологемы и прочие эзотеричные дискурсы. Поистине «открытое произведение» с армадой дрейфующих Означающих. Классические приемы линчевских устрашения и омерзения действуют безотказно. Это — отдаленно индустриальная какофония, идущая фоном, либо просто зловещий шум дисгармоний (визитка признанного адепта ТМ еще со времен «дебютного» «Головы-ластик» — получается, шумовой задник кинематографического метра влился во вселенскую медитацию Аум уже приверженца НРД с той же «нулевой степенью» западноевропейского логоцентризма, с не типичной для нас мерой осмысленности).

    Темные задники, полутона, затенение, разрушаемые ярко накрашенными губами «роковой красотки». Это — привязанность к поствоенной стилистики. Бред с «винтажными» тачками, по тривиальности красивыми и опасными, аварии на которых экзистенциальны по сути, потому как приводят к неумолимой гибели или эстетически изощренным уродствам. А гамлетовская интроверсия главных героев, выдающая наружу интенсификацию эмоций, рефлексов, мыслей, в действительности оказывающаяся затянувшимся ступором бессмыслия, пустой обескураженности; реакция на события жесткой действительности осуществляется реверсом, с нелепым многочасовым опозданием. Ну, и конечно, клокотание порока под безмятежной каймой бюргерски благополучной американской провинции. Это вроде как дорогостоящий тренд Линча в плоскости экономических отношений медиа-рынка. В единоличном владении, кстати… ведь когда эксплуатируют тематику мистической порочности и затаившейся злобы на лоне светлых будней, ассоциативный ряд движется к медийному первоистоку — фигуре таинственного мужика с седой шапкой волос.

    Но где же обещанная «звероформа»? «Суповой набор» (скелет своеобразной визуализации, на котором строится вся кинокартина) линчевских узнаваемых приемов, сюжетная жижа, разведенная по классическим голливудским рецептам с узнаваемо простейшей завязкой и прогнозируемо счастливым окончанием. За вычетом — ценнейшие остатки, «звериный отход» в образе Фрэнка. То, что было разыграно грандмастером Деннисом Хоппером, или скорее выхвачено «камерным» взором Линча, вряд ли поддается нормализующим оценкам стандартно-сонной критики. Тело когда-то беспечного «хиппана» (помните кайфового весельчака в «Easy Ryder», персонажа, по которому запомнился актер Хоппер) крошится, расходится трещинами, от вырывающегося на свет дневной Зла. Здесь такой случай взрыва означающих, когда любой концепт иль метафора окажутся подходящими — цветы Зла, транспаренция Зла, и пр. Подбирайте любой вычурный троп — будет к месту. Ибо этого нетипичного злодея корежит, выворачивает наизнанку, разъедает от мучающего раздражения. Здесь нет следования по просчитанному реестру добрых и нехороших поступков: гонка по магистрали злобы и насилия без всяких указателей.

    Поэтому в образе Фрэнка олицетворяется ультимативное Зло, не связанное стандартными моделями, а спонтанное, произвольное в своей болезненности. Не просто избить, а в прелюдии тяжелых побоев расцеловать — накрашенными губешками конвульсирующего изверга. Такое зло не идет на компромиссы, оно безумно и аутентично в этом безумии, прямолинейно, экстатично и не беспредметно. По сюжету это всего лишь опасный главарь банды с «административными связями» и патологически уязвленной сексуальностью — типичный мелкотравчатый садист без «хирургических» изысков («подумаешь — ухо?!»). Вроде бы ничего особенного. Но Линч подтягивает в образ такое количество аморфной метафизики, перерастающее в эксцесс качества, что в рядовом быдло-бандите отсвечивается исчадие ада, нечто универсально Злое. И это без единого произнесения зауми, извлеченной из традиционных щедрот религиозно-философского любомудрия. В том, вероятно, и Класс Линча.

    8 из 10

    30 мая 2010 | 23:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>