всё о любом фильме:

Дуэль (ТВ)

Duel
год
страна
слоган«Страх - движущая сила»
режиссерСтивен Спилберг
сценарийРичард Мэтисон
продюсерДжордж Экстайн
операторДжек А. Марта
композиторБилли Голденберг
художникРоберт С. Смит, Сэл Блайденбург
монтажФрэнк Моррисс
жанр боевик, триллер, ... слова
бюджет
$450 000
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время89 мин. / 01:29
Номинации:
Сюжет фильма развивается на бескрайней дороге через пустыню, где начинается смертельная гонка-дуэль. За легковой автомашиной не просто гонится бензовоз с невидимым водителем, норовя ее уничтожить, а как будто некий рок, как в греческой трагедии, неотступно преследует человека.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
86%
32 + 5 = 37
7.7
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На машине, которую персонаж Дэнниса Уивера ошибочно принимает за полицейскую, можно заметить надпись «Grebleips» — написанная наоборот фамилия режиссера «Spielberg».
    • Люсиль Бенсон (женщина на заправочной станции) исполнила похожую роль в другом фильме Спилберга — «1941» (1979). Пожилая пара в автомобиле, который останавливает Манн, также появляется в «Близких контактах третьей степени» (1977).
    • На грузовике можно заметить 17 зарубок.
    • Машина Манна — Plymouth Valiant модель 1970-го года.
    • Некоторые кадры из фильма использовались в одном из эпизодов сериала «Невероятный Халк» (1978). После того, как об этом узнал Стивен Спилберг, он настоял, чтобы в контрактах к его следующим проектам был обязательный пункт, запрещающий студиям использовать кадры из его фильмов без его согласия.
    • Номер, по которому звонит Манн своей жене, — реально-существовавший телефонный номер на момент создания фильма.
    • Когда Кэри Лофтин, сыгравший водителя грузовика, поинтересовался у Спилберга, почему его персонаж с такой настойчивостью преследует Дэвида Манна, Стивен сказал: «Просто, ты — самый отвратительный и грязный сукин сын, которого когда-либо носила земля». На что Кэри ответил: «Парень, тогда я именно тот, кто тебе нужен».
    • Актерская работа Дэнниса Уивера в «Печати зла» (1958) убедила Спилберга, что лучшего кандидата на роль жертвы не найти.
    • Для фильма не было построено ни одной декорации.
    • По задумке авторов фильма, номерные знаки на грузовике сняты с автомобилей, которые он уничтожил. По словам Спилберга, водитель грузовика хотел уничтожить по одной машине в каждом штате.
    • Частично фильм основан на реальной истории, случившийся с Ричардом Мэтисоном.
    • Изначально «Дуэль» должна была быть 74-х минутным телефильмом, снятым специально для компании ABC. Однако, после колоссального успеха на телевидении, продюсеры решили расширить картину до девяноста минут и выпустить её в кинопрокат.
    • Уже после показа на телевидении Спилберг снял несколько дополнительных сцен для кинотеатральной версии фильма.
    • Фильм был снят за 13 дней (не учитывая дополнительные сцены, снятые специально для кинотеатральной версии).
    • Пять монтажеров работали над картиной.
    • После завершения съёмок у Спилберга было чуть более трех недель, для того чтобы закончить пост-продакшн.
    • Этот телефильм был выпущен на киноэкран в 1973 году и имел хронометраж 88 минут, а самая полная версия — 90 минут.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съёмок сцены, в которой грузовик падает с обрыва, вышло из строя специальное оборудование, необходимое для контроля автомобилем без водителя. Чтобы не терять времени на ремонт, каскадер сел за руль грузовика и выпрыгнул из него за мгновение, до того как машина сорвалась в пропасть.
    • Сцена на железнодорожном переезде, где грузовик пытается столкнуть машину Манна под поезд, была специально снята для кинотеатральной версии.
    • За фильм мы ни разу не увидим лица водителя грузовика, а также нигде не упоминается его имя. В одноименном рассказе Ричарда Мэтисона водителя зовут Келлер (Keller), что довольно созвучно со словом «киллер» (killer).
    • еще 17 фактов
    Трейлер 01:00

    файл добавилТоварищ Комисар

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Американский режиссёр Стивен Спилберг, будущий лидер суперзрелищного кино, в свои неполные 24 года познал первый триумф у зрителей и критиков благодаря скромной по затратам (бюджет составил $450 тыс.) ленте, снятой всего за 13 дней. Возможно, этот «маленький шедевр» до сих пор является в каком-то смысле непревзойдённой работой в творчестве этого постановщика. Он взял за основу очень простую историю (кстати, рассказ Ричарда Мэтисона был основан на реальном случае). Но ранним художническим чутьём Спилберг угадал редчайшую возможность создания философской притчи о некой безличной, анонимной силе зла, преследующей обычного человека, «среднего американца». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 24 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда-то, в далёких 70-х, когда юный Стивен Спилберг ещё промышлял телепостановками, а акула протаранившая для него своим гигантским носом дорогу в большой кинематограф пока не появилась на горизонте — один из отцов Индианы Джонса,, друг Инопланетянина и погонщик велоцераптор задумал показать на экране необычную дуэль. Так, появился атмосферный, камерный роуд-триллер о таинственном грузовике терроризирующем несчастного яппи на красном «Плимуте».

    Фильм не идеален. Он буквально переполнен сюжетными натяжками, весьма неравномерен с точки зрения актёрской игры, явно перегружен лишними сценами для увеличения хронометража. Ощутимо, что Спилбергу не достаёт мастерства, на данном этапе он экспериментирует, пробует, находится в поиске. При этом первая треть «Дуэли» фактически безупречна: начиная со вступительных кадров, когда камера, примостившаяся на капоте машины, показывает нам всю дорогу в деталях из гаража до загородной автострады и заканчивая прекрасно поставленной сценой в придорожной закусочной, где мы вместе с главным героем пытаемся вычислить водителя злополучного бензовоза — всё это выдаёт руку гения, пока еще не осознавшего своей гениальности в полной мере! Погони же сняты так лихо и завораживающе, что так называемый «эффект присутствия» достигается безо всякого 3D. Недаром в дальнейших своих работах Спилберг будет уделять особое место догонялкам на дорогах (и не только!) — тут он действительно дока!

    Переполненная диссонансами музыка Билли Голденберга только подчеркивает тот страх и ужас, что охватывает несчастного водителя, поневоле ставшего живой мишенью для психопата за рулём грузового монстра. А сцены, в которых бензовоз настигает легковушку, в дальнейшем мы еще не раз увидим во множестве самых разнообразных картин от «Безумного Макса» до «Джиперса Криперса».

    «Дуэль» портит довольна слабая финальная часть. Действие в ней пробуксовывает, динамика то и дело проседает, а главный герой начинает здорово раздражать. Кроме этого то и дело в глаза бросаются множественные ляпы; так, например, в сцене, когда у «Плимута» начинаются проблемы с двигателем и скорость машины резко падает, находящийся в салоне оператор как ни в чем не бывало демонстрирует нам нечто противоположное — за окнами по-прежнему проносятся деревья и столбы, в то время как на общих планах автомобиль плетется подобно черепахе. Зато заключительный кадр удался Спилбергу на все сто — одинокий силуэт в лучах заходящего солнца еще долго будет грезится решившимся отправиться в путешествие после просмотра картины автомобилистам!

    7 из 10

    22 июля 2016 | 21:44

    Отличный триллер, растасканный впоследствии на цитаты всем кому не лень. Главный герой отлично сыграл переход от удивления, что с ним на дороге что-то случилось, до отчаяния и решимости драться за свою шкуру. Очень показательно поведение второстепенных персонажей.

    Отлично срежессировано, снято, сыграно. Один вопрос- как после такого дебюта Спилберг умудрился не стать серьезным режиссером?
    Для тех кто любит детали — в начале фильма герой слушает в машине по радио звонок от слушателя, который сам по себе мог бы стать сюжетом целого фильма — слушайте его внимательно, когда будете смотреть. Также не пропустите очень интересный телефонный разговор главного героя со своей женой.

    28 августа 2006 | 14:43

    Словно ушел, куда неизвестно и не вернулся назад.
    Словно бегу я по краю бездны, руками закрыв глаза
    .

    Был обычный летний день. Впереди простиралось пустынное шоссе по которому ехал одинокий автомобиль алого цвета. Его водитель, Дэвид Манн, бросил все свои дела, ради деловой поездки, которая сулила ему если и не повышением, то солидным кушем. И все бы ничего, герой был предоставлен самому себе и единственный звук, который разгонял тишину, выступало радио. Правда вместо привычного кантри или джаза в эфире выступал молодой человек, что решил поведать окружающим о своей судьбе горемычной. Впрочем, героя картины подобное обстоятельство нисколько не смущает, и он с интересом и даже с неким пониманием внимает словам человека с радио. И так увлеченно Дэвид Манн вслушивался в радио, что не заметил, как вплотную подъехал к громадному грузовику, чей цвет невозможно была разобрать из-за слоя грязи облепивший его. Ну и понятное дело водитель грузовика никуда не спешил, а потому герой решил объехать старую развалюху. Ну действительно, кому захочется битый час ехать с таким то соседом? Зря он это сделала, ой зря. Ведь на пустынном шоссе можно встретить не только добрых самаритян, что подбросят тебя до ближайшего города или укажут верный путь, а также и форменных психов, которые тебя замочат за кусок пиццы. Вот и водитель грузовика оказался не самым добрым, не самым отзывчивым… да вообще мерзавцем и негодяем, который начинает преследовать героя на своем грузовике и не дает ему ни минуты передышки.

    «Дуэль». Не самый первый фильм Стивена Спилберга, но при этом картина знаковая, ведь именно она проложила тогда еще никому неизвестному режиссеру дорогу в большое кино и создало культ имени самой себя. Двух зайцев одной пулей? Неплохо так. Впрочем, Спилберг по-другому и не умеет. Ну а все же, чем примечателен данный кинофильм, помимо самой идеи о столкновение «белого воротничка» с сумасшедшим на пустынной дороге?

    На самом деле ответ скрыт в вопросе, именно это столкновение и является движущей силой картины. Конечно же, зритель, которому в свое время довелось увидеть «Попутчика», «Погоню», трилогию «Ничего себе поездочка» и схожие с ними фильмы отнесется к подобному заявлению скептически, ведь что-то подобное он уже видел неоднократно, так что же может предложить искушенному зрителю фильм, который вышел в далеких семидесятых? На самом деле многое, как впрочем и любой старый фильм, снимали то с душой. И главное отличие от большинства схожих произведений, так это в том, что цели антагониста до конца не ясны. Действительно ли он хочет убить главного героя или он просто с ним играет в одному ему понятную игру, получая удовольствие от происходящего? Не может понять этого и Дэвид Манн, который оказавшись в относительно безопасном месте пытается сопоставить факты и проанализировать все что с ним произошло, попутно проходя семь стадий принятия неизбежного. И подобное делает персонажа по настоящему живым, а происходящее достоверным.

    Кстати о достоверности. Снимаю шляпу перед оператором, который умудрялся снимать с самых невероятных ракурсов и очень часто перед зрителем предстает картина с «видом из глаз» будто бы мы сами оказались на этом пустынном шоссе и спасаемся от сорокатонного грузовика, водитель которого хочет просто «поиграть».

    Безусловно, можно было бы выдать «полотно текста», в котором разбирался каждый аспект картины и выражалась бы благодарность всем участникам съёмочной группы, вплоть до парня, что кофе разносил, но право слова будет куда проще и лучше если вы, уважаемый зритель, посмотрите это кино самостоятельно, благо оно способно пощекотать вам нервы и держать в напряжение с первой до последней минуты. Ну а те кто данный фильм видел итак все прекрасно знают — нестареющая классика мирового кинематографа, которая будет актуальна и через пятьдесят лет.

    9 из 10

    30 сентября 2015 | 22:46

    Успешный человек в модных очках и на красивой машине выехал на дорогу, которая, как и все сферы нашей жизни, делит людей на социальные классы, выделяет нас из общей толпы, или же наоборот — дает понять, что ты совершенно незначим в этой жизни.

    Но не все так однозначно, человек в красивой машине слаб, он старается жить правильно, не выбиваясь из общей струи, стараясь не вступать в конфликты с окружающими его людьми, даже если требуется постоять за честь жены. И телефонный разговор с благоверной в придорожной заправке этому подтверждение.

    С другой стороны в противостояние с ним на шоссе вступает человек незначимый и неуспешный, переполненный несбывшимися надеждами, неосуществившимися мечтами и затаенным гневом. Но здесь, на безлюдном шоссе, управляя ревущим и испускающим клубы дыма механическим монстром, он ощущает свое превосходство, вот он — момент, когда вся его черная, ржавая и закопченная сущность может выплеснуться наружу, не встречая преград на своем пути. Теперь он может стать хозяином положения и чужой жизни, поставить на место этого выскочку на красивом красном автомобиле, человека, воплощающего в себе все то ненавистное, что не удалось достигнуть самому.

    Человека же успешного, эта ситуация абсолютно обезоруживает, делает совершенно беззащитным, он теряет связь с реальностью, ведь все правила и привычная ему модель поведения здесь не действуют, и надежды на то, что ситуация разрешится сама собой — никакой. Его внутреннему миру и поведенческой модели брошен вызов, уклонится от которого не удастся, остается только принять его, и искать выход из положения, превозмогая страх, чувство безысходности и ломая годами выстроенные принципы.

    Фильм довольно напряженный и интересный, хотя мне слегка и не хватало современных постановок автомобильных погонь и впечатляющих эффектов, но практически постоянное действие на экране это компенсирует.

    К минусу в этой картине могу отнести концовку, не в плане сюжета, тут все довольно логично, и ожидаемо, а в несовершенстве ее технического исполнения, на мой взгляд, можно было немного доработать этот эпизод, придать ему больше зрелищности и логичности происходящего. Хотя, возможно это опять же виновата пресыщенность современными техническими возможностями съемок таких сцен.

    6 июля 2012 | 17:21

    Эта телевизионная постановка тогда еще 23-летнего Стивена Спилберга стала решающей и судьбоносной для будущего гиганта американского коммерческого фантастического кино. Уже здесь, в ограниченном средствами и временем проекте для телевидения, была видна рука многообещающего мастера (дебютом стал третий фильм Коломбианы «Коломбо: убийство по книге»). Основанный на реальной истории писателя и сценариста Ричарда Мэтисона телевизионный фильм был снят всего за 13 дней, без использования искусственных декораций, всего за 450 тысяч долларов. Спилберг небесталанно выжал из этого минимума предоставленных возможностей максимум эффекта. Несмотря на то, что фильм был снят сорок с лишним лет назад, он и сейчас смотрится, выражаясь современным языком, драйвово. Даже нагнетание саспенса в определенных моментах было сделано на уровне работ самого Альфреда Хичкока.

    Причем «Дуэль» явно задумывалась будущим маэстро не просто как визуальное развлекалово с хичкоковским саспенсом — это, скорее, притча о преодолении трудных обстоятельств, о сохранении человеческого достоинства в трудных ситуациях, и, как уже было многими замечено, аллюзия на древнегреческие трагедии с непреодолимым злым роком. «Дуэль» также оказала свое сильное влияние и на весь последующий кинематограф в целом, в частности, на жанр роуд-муви с погонями на авто. Пусть ограниченные технические и финансовые возможности, все же, заметны глазу, фильм, зато, был замечен киноакадемиками (даже есть номинация на «Золотой глобус-1972» за лучший телефильм), и молодому режиссеру открылась дорога в большое, и даже очень большое кино — спустя 3 года Стивен Спилберг выпустит свой первый фильм в широкий прокат «Шугарлендский экспресс» (1974), в котором продолжится тема дорожных погонь, а еще чуть позже — фильм ужасов об акуле-убийце «Челюсти» (1975), который стал рекордсменом по кассовым сборам и бессмертной культовой классикой.

    P.S. Я после просмотра не мог не вспомнить талантливую черноюморную отвязную пародию на роуд-муви 70-х «Доказательство смерти» (2007) Квентина Тарантино — вот, оказывается, откуда у нее уши торчат.

    7 из 10

    11 ноября 2015 | 17:00

    В 1971 году молодой и неизвестный тогда телевизионный режиссер Стивен Спилберг при минимальном бюджете за каких-то 13 дней создал фильм, который и сегодня смотрится с неподдельным восхищением. Изначально задуманную как телевизионный проект, «Дуэль» ожидал огромный зрительский успех, вследствие чего было решено выпустить фильма для проката в кинотеатрах. Прошло почти 40 лет с того времени, но многие до сих пор склонны считать этот дебют непревзойденной вершиной творчества знаменитого режиссера.

    «Дуэль» глазами рядового зрителя — это захватывающий триллер, в котором все предельно четко и ясно и, чего уж там, круто. Обычный американец Дэвид Манн спешит куда-то по своим делам на машине, когда его начинает преследовать грузовик с угрозой для покоя и жизни. В начале поездки Дэвид слушает радио, которое вещает о проблемах рядовых, как и он, американцев, один из которых жалуется на наступающую эмансипацию в прямом эфире. Чем не символ потери мужчиной главенствующей роли в обществе?

    Известно, что у Дэвида есть семья, и что он предпочитает избегать каких-либо конфликтов — даже типу, что пытался изнасиловать его жену у всех на виду, он предпочел не говорить ничего, вместо этого нелепо извиняется перед супругой по телефону. Подобный слабохарактерный образ параллельно возник в американском кино сразу в двух картинах — у Спилберга и ключевой ленте Сэма Пекинпа «Соломенные псы» (даты премьеры у фильмов совпадают с точностью до месяца), а персонаж Дэвида Манна перекликается со знаменитым образом своего тезки Дэвида Самнера — тихого и слабовольного математика в блестящем исполнении Дастина Хоффмана. Интересно, что в ленте Пекинпа присутствовала сцена изнасилования подруги главного героя (у Спилберга она произошла «за кадром»). Любопытно, что схожие идеи пришли к двум режиссерам сразу и получили практически синхронную реализацию.

    Диалоги в фильме Спилберга сведены к минимуму. А те, что есть, исполняют сугубо техническую, служебную функцию вроде разговоров на заправке или в кафе. Другое дело — внутренние монологи самого Дэвида, который неглупо рассуждает о способах уладить конфликт и о том, что можно ехать по дороге на своей машине в благополучной стране и даже не подозревать, что кто-то захочет тебя убить с помощью грузовика. Отскочив, казалось бы, на расстояние, близкое к бесконечности, от первобытного строя человек в лице Дэвида вдруг оказывается, по сути, в самой гуще оного. И уже неважно кто ты, насколько исправно платишь налоги и владеешь ли медицинской страховкой. Тогда действовал закон силы. Стычки были неизбежны, и из них выходил победителем тот, кто в сухом остатке проявлял больше характера. Инфернальный водитель, про которого не говорится ровным счетом ничего, будто провоцирует слабовольного Дэвида на дуэль не по правилам цивилизованного общества. Попытки ускользнуть, уйти от конфликта, наладить контакт с агрессором, призвать на помощь пресекаются на корню. Грубо. Силой. Безапелляционно. Время, которым сначала Дэвид так дорожил, вдруг утрачивает свою ценность. Действительно, какова цена опоздания на деловую встречу, если в ближайшую минуту ты можешь погибнуть, слившись воедино с грудой металла?

    Водитель грузовика до последних кадров никоим образом себя не идентифицирует. Аналогия с фильмом Пекинпа становится еще более явной, если сравнивать концовки обеих фильмов. Оказавшись в ситуации, когда обществу банально плевать на тебя, мужчина вынужден стискивать зубы и пробуждать свою так хорошо усыпленную за века эволюции и цивилизации первобытную суть. Характерен эпизод на железнодорожном переезде, снятый специально для кинотеатральной версии, когда машина ярко-красного цвета оказывается зажатой между двумя обесцвеченными махинами, а внутри трясется мужичонка в очках грубой оправы, так и не решаясь покинуть свое видимое убежище.

    И пусть за рулем грузовика сидит подонок, а к бамперу машины прибиты номера машин его предыдущих жертв, тот совершает все же один хороший поступок — подталкивает заглохнувший школьный автобус с детьми, которые тщетно дожидались помощи от Дэвида. Вопрос в том, кто же тут хороший, а кто плохой, так и повисает в запыленном воздухе. И ведь понятно, что конфликт Дэвида — едва ли с психом за рулем преследующей его адской и дымящей машины. Другое дело — собственные страхи, от которых вряд ли можно умчаться на автомобиле. Эпизод с крушением клеток со змеями и пауками символичен, он сигналит о том, что пора выпустить собственного зверя из клетки ультрасовременного комфорта.

    Интересно, что все транспортные средства, появляющиеся в фильме, в размерах превышают автомобиль нашего героя (грузовик, школьный автобус, поезд, джипы посетителей кафе), а те, что обладают аналогичными габаритами, населены такими же, как и Дэвид, безвольными существами, которые при первой же опасности предпочтут просто надавить на педаль акселератора.

    Главная особенность и достоинство «Дуэли» все же не в удачно нагнетаемом хичкоковском саспенсе и не в стройном сценарии. Во многих аспектах этот фильм имеет двойственную природу: снятый для телевидения, он в итоге вышел в кинопрокат, не так уж и ясно кто из персонажей — герой, а кто — антигерой, даже саму ленту можно в равной степени воспринимать и как обычный жанровый фильм, и как метафизическую притчу. Окончательный выбор за зрителем, и он-то в любом случае не прогадает.

    31 августа 2010 | 19:41

    Вчера впервые удалось посмотреть это замечательное кино, странно, но этот фильм действительно в России является наименее известным у Спилберга, что досадно ведь фильм великолепен.

    Если честно не верится, что в свои неполные 24 года возможно так тонко чувствовать, так зрелищно реализовывать свое представление, огромный талант.

    Сюжет довольно прост, человек неприятного внутреннего склада, неуверенный в себе, трусливый, которому наплевать на чужие проблемы, едет по трассе, где к нему пристает грузовик и происходит так называемая игра, внутренняя дуэль, гонки на выживания.

    Как я понял философия картины следующая: злосчастный грузовик это и есть внутренний страх героя, который преследует его, не дает покоя.

    Действия полностью соответствуют канонам страха, там был даже показательный момент, когда герой преодолев себя пытается подойти к грузовику, то грузовик пятится от него, ведь когда мы пытаемся заглянуть в глаза страху, страх отступает, да и лица у него нету, мы просто знаем, что он рядом с нами. Когда же герой от него бежит, страх накрывает его с новой силой.

    Очень грамотная картина, способности человека гораздо шире, чем кажутся

    8 февраля 2010 | 11:02

    Не буду ходить вокруг, да около. Фильм затрагивает тяжелую тематику противостояния двух антогонистов. Личностей, абсолютно противоположных в своих действиях и решениях. У каждого из них своя правда, свой выбор. Фильм конечно на любителя т. ч вряд ли девушка, любительница мелодрам или других «слезных» фильмов будет довольна после просмотра, НО… здесь есть все для любителей дорожных триллеров:
    есть противостояние
    есть дорога

    у героев нет пункта назначения, все закончиться, когда останется лишь один из них. Осталось только решить, кто же это будет

    Для тех, кому понравилась «Кристина», кто пересматривает «Автомобиль», кому нравиться TurboInterceptor из «духа мщения» и для тех, кто хоть раз хотел посмотреть «Грузовики» Стивен Спилберг представляет этот фильм.

    Советую к просмотру

    8 из 10

    P.S Хотелось бы, чтобы кто-нибудь еще создал что-то подобное.

    7 февраля 2011 | 12:18

    Боязнь неизведанного — один из самых распространенных страхов. И люди стремятся к стабильности, стараясь минимизировать риски от событий случайного характера. Торговый посредник Дэвид Манн не исключение. Днем — коммивояжер, заключающий договора, вечером — прилежный семьянин, он просто жил по накатанной. Самым волнительным эпизодом в его схематичных буднях могла стать сорванная сделка или перебранка с женой. Но в один солнечный день все изменилось, когда мелкое недоразумение на дороге превратилось для Дэвида в игру на выживание. Дебютный полнометражный фильм Стивена Спилберга «Дуэль», рассказывающий о противостоянии человека и бензовоза, является не только признанной классикой road movie, но и альманахом трансформации личности, столкнувшейся с нетипичной жизненной ситуацией. Главный герой фильма, позиционирующий себя серьезным деловым мужчиной, на деле является обычным добропорядочным гражданином, сторонящимся всякого рода проблем. История его дуэли начинается с безобидных водительских поддавков. Форсящий на красном «Плимуте», Дэвид с неким брезгливым высокомерием оглядывает пристроившийся впереди грузовик. Ржавый пыльный тягач Peterbilt 281 с кабиной, пыхтящей черным дымом, как отвратительный смердящий забулдыга, портит Манну все удовольствие от поездки. Дэвид со знанием дела идет на обгон. Однако триумф сменяется досадой: грузовик снова обходит легковой автомобиль, занимая почетное место во главе дуэта. Испытывая легкое раздражение Манн проделывает маневр снова и снова, пока засаленная махина не начинает вилять, преграждая Дэвиду путь. Избегание конфликтов — самая распространенная форма психологической защиты. Поэтому главный герой, слегка тюфяк и немного подкаблучник, сдается, уступая путь заигравшемуся дальнобойщику. Но водитель грузовика уже разошелся не на шутку и ему не нужна трусливая капитуляция Дэвида, он жаждет крови бедолаги, осмелившегося бросить ему вызов.

    В основу сценария фильма легла одноименная повесть Ричарда Мэтисона, чье творчество базируется на идее борьбы человека с обстоятельствами. «Дуэль» стала апофеозом этой тематики. Несмотря на название, в сюжете отсутствует прямой поединок между антагонистом и протагонистом. Происходящее скорее напоминает игру в кошки-мышки, где главный герой спасается бегством от неприятностей, вместо того чтобы дать им отпор. Желание остаться в стороне от каких-либо разборок — следствие пассивности, заложенной в человеческой природе. И лишь инстинкт самосохранения порой заставляет людей действовать. Не зря в литературном первоисточнике у водителя легковушки не было имени. Мэтисон называл его просто Mann, акцентируя внимание на собирательности образа героя «Дуэли», в котором любой человек может узнать себя. «Страх — движущая сила» — лозунг картины Спилберга, отлично характеризующий «Дуэль». Главного героя фильма сперва охватывает ужас. Неконтролируемая эмоция сознания, столкнувшегося с угрозой смерти. Дэвид не знает, как выглядит водитель зловещего бензовоза. В течение фильма он лишь украдкой ловит элементы его образа: ботинки, выглядывающие из-под машины, руку в окне кабины тягача… Вкупе это рождает девственное первобытное чувство тревоги перед неизвестностью. Однако невозможно противостоять тому, чего не существует. Поэтому Дэвид начинает олицетворять своего противника с грузовиком, превращающимся в некоего мифического монстра, дикого зверя, преследующего свою добычу. Цепенящий ужас отпускает главного героя, трансформируясь в страх перед металлическим диплоподом, быстро перебирающим ножками-колесами под обтекаемым панцирем цистерны. И главной интригой фильма становится вопрос: сможет ли Манн преодолеть свой страх и вызвать протагониста на дуэль, или отвратительное железное создание с брюхом, полным ядовитого дизеля, одолеет героя?

    Обладая сильным сценарием, Спилберг умело разыграл козыри, поместив серьезный смысловой подтекст в эффектную визуальную оболочку дорожного триллера. «Дуэль» невероятно динамичный фильм, где скорость не только неотъемлемый атрибут, но и главный художественный прием, создающий гнетущее напряжение. Весь видеоряд строится на сравнении, где на фоне статичной местности мощь магистрального грузовика противопоставляется легковому автомобилю и мелькающим в кадре поездам. Помимо панорамных видов, камера снимает с разнообразных ракурсов, то располагаясь на задней части кабины бензовоза, то скользя где-то на уровне колес и фиксируя происходящее снизу-вверх. А порой оператор будто сам убегает от железного монстра с шестицилиндровым двигателем, неумолимо нагоняющим его. Под давлением высокого темпа дорога разлетается на крошки цифрового шума, сливаясь с обочиной и оставляя позади разреженные перья горных хребтов. Взбесившееся многоколесное чудовище яростно рвет по узкой дороге, от чего объектив начинает трясти и изображение подвергается секундной расфокусировке. Машина главного героя, пытающегося спастись от адского грузовика, петляет по дороге, рисуя волны пыльного шлейфа, сбивая пограничные столбы и чертя бортами по каменистым выступам. Несясь на максимальной скорости, «Плимут» давит чудаковатые клубки перекати-поля, что с хрустом ломаются точно кости мелких животных. Эпизоды погони умело монтируются с крупными планами главного героя, исполненного Деннисом Уивером. Кроме непосредственных кадров в салоне авто, вспотевшее от напряжения лицо актера мелькает в прозрачных поверхностях, за полотном лобового стекла и выглядывает в открытое окно.

    Именно особое внимание к деталям позволило Спилбергу создать предчувствие неизбежности чего-то плохого. Во время внутреннего монолога Дэна, режиссер будто погружает его в темный туманный вакуум, и зритель видит лишь глаза в размытом ореоле. В другом эпизоде Спилберг, напротив, четко, почти ювелирно снимает обувь на ногах посетителей придорожного кафе, медленно скользя от каблука до носка, будто нет в мире ничего важнее. Но интереснее всего наблюдать как неодушевленное транспортное средство под взглядом камеры превращается в хитрое живое существо, с далеко посаженными глазами-фарами и хищно скалящимся ртом-радиатором. Выползая из темного туннеля, точно изгибающаяся многоножка, ржавый гудящий грудным басом тягач сверкает своими стеклянными глазницами, будто хищник, затаившийся в кустах. Диалог взглядов — тот самый эффект, позволяющий прочувствовать страх Манна перед грузовиком, когда в зеркале заднего вида чередуется отражение глаз главного героя и фар массивного автомобиля безумного дальнобойщика. Зловещий демон автопрома и лицо человека во весь экран, практически визжащего «быстрее, быстрее!» — вот, что действительно пугает.

    Картина «Дуэль» берет своей целостностью и неподдельной реалистичностью. Когда-то Мэтисон написал повесть под впечатлением от случившихся с ним событий. Спилберг добавил в сценарий ряд будничных сцен, лучше раскрывающих характер главного героя и создающих контекст для погони. А затем снял визуально красивое и будоражащее дорожное приключение, утонувшее в хаотичных звуках скрежета железа и трения резины об асфальт. Саундтрек, больше напоминавший настройку музыкальных инструментов перед выступлением, создавал эффект присутствия. Это история, которая может случиться с каждым. Именно вероятность оказаться не в то время и не в том месте подсознательно наводит ужас. Как и возможность, что привычный мир вдруг ощетинится и пойдет на своего создателя войной. Оттого «Дуэль» вряд ли потеряет актуальность. Не зря отголоски фильма Спилберга можно обнаружить во многих произведениях, созданных после его выхода: взять хотя бы рассказ Стивена Кинга «Грузовики» или молодежный ужастик «Джиперс Криперс». Да и пока машины не летают, «Дуэль» будет отличным примером того, сколь важно быть вежливым на дороге.

    4 июля 2015 | 20:54

    Два водилы, две машины, одна дорога, режиссер-мастер и — один из лучших триллеров мирового кино! Если лаконично описывать этот восхитительный триллер, почти дебют Спилберга в «большом кино». Хотя впервые зрители увидели фильм в 1971 по телевизорам, но в 1973 они же с удивлением обнаружили тот же фильм идущим в соседнем кинотеатре и несколько больший по продолжительности. Таким образом, за год до «Шугарлендского экспресса», сделавшего режиссера известным в Америке и за 2 года до первого блокбастера «Челюсти», вознесшего влюбленного в кино еврея на вершину голливудского Олимпа, «Дуэль» стала первым полнометражным кинофильмом Стивена Спилберга.

    Причиной тому — грандиозный успех на телеэкранах. Такой, что боссы «Юнивёрсал», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность доснять фильм, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в те 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество конечного продукта.

    А конечный продукт удивителен! Имея на руках аскетическое оборудование, не великие средства, пару машин, и не имея звезд, Спилбергу каким-то непостижимым образом удалось вылепить из этого по-настоящему страшный и безумно увлекательный триллер, могущий соперничать с фильмами самого Хичкока, у которого, как Спилберг позже признавался, он позаимствовал многие операторские, монтажные и стилистические приемы.

    В «Дуэли» прекрасно виден автор «Челюстей» и «Парка Юрского периода». Напряжение охватывает вас с первых кадров, тревога берет вас за горло железной хваткой уже тогда, когда главный герой просто едет по дороге и еще ничего особенного не происходит. Только самые лучшие мастера жанра могут так заигрывать с человеческими ожиданием. Опасность в этом фильме везде. И исходит она не только от грузовика, — благодаря умелым приемам оператора и отличному монтажу мы начинаем опасаться всего и всех. Особенно ярко, поистине по-хичкоковски, это продемонстрировано в напряженнейшей сцене в кафе, куда главный герой заглянул после первого этапа погони. Опасность исходит от каждого человека, мы буквально чувствуем гнетущий страх, который охватывает героя, его внутреннюю панику, его невероятное напряжение, крик, почти вырывающийся наружу. Мы начинаем смотреть на мир глазами героя. Вот-вот, и зритель сорвется с кресла и побежит, хотя за ним не гонится грузовик.

    Предлагая нам в будущем часто используемую в своих лентах тему своеобразной игры в «кошки-мышки», режиссер сумел главное — заставить поверить в абсолютную реальность происходящего. Я сам не из пугливых, но вот Спилберг определенно задел меня за живое. По сравнению с тем страхом, что нагнал Спилберг, мистические «Звонки» и кровавые «Обители зла» — просто детские игрушки. Хотя бы потому, что там ужас происходит с «чуждыми» персонажами, бесконечно далекими от реальности. Но, будучи водителем, я переигрывал буквально каждый кадр фильма относительно себя. Не скрою, меня не раз вжало в кресло во время этого фильма. Ведь такие ситуации встречаются! Всегда на дороге есть хотя бы один дебил, которого хлебом не корми, дай только показать свою «крутость». Из-за одного такого урода, который начал обгонять меня на замерзшей трассе на скорости 120 км в час я попал пару лет назад в серьезную аварию. Мне эта тема чрезвычайно близка и я прочувствовал весь фильм.

    И многие из нас, как и я, знают, что это такое — нестись на жуткой скорости, ватными руками сжимая руль и понимать, что одно неверное движение и лететь тебе в больницу или в морг — это как повезет. Что значит нервно поглядывать в зеркало заднего вида и видеть там нарастающую громаду какого-нибудь решившего поиздеваться олуха. Чувствовать, как твоя машина тебя не слушается и через секунду понимать, что колеса уже не касаются земли, а сам ты кувыркаешься вместе с машиной вдали от дороги. Испытания главного героя фильма — не такой уж из ряда вон выходящий случай. И самое страшное в такой ситуации — впадать в панику, а именно на грани ее оказывается наш бедолага.

    Напряжение вист в воздухе, оно почти осязаемо, его почти слышно — как гул высоковольтной линии. Добавляет масла в огонь и отличная игра Денниса Уивера — идеального кандидата на роль паникующего представителя «большинства». Уивер великолепно передал весь ужас, что может чувствовать человек в такой ситуации. И спектр этого ужаса огромен — от шока и холодного пота убегающей и кричащей от страха мыши до паникующей решимости загнанного в ловушку кролика, который готов тигра сожрать от страха. Судьба, рок, бог — кто-то ставит над этим городским хлюпиком эксперимент, проверяя на прочность. И человеческое уходит на второй план, пробуждается животное, первобытное. Либо я его, либо он меня. И никаких социальных норм, законов и правил! Внутренний монолог героя Уивера обыгран блестяще — меняется взгляд, походка, речь. Видно, с каким чудовищным трудом, с каким преломлением дается этому мягкому человеку, самому худшему партнеру в гонках на жутких скоростях, каждый следующий шаг. Он становится злее, опасней, он опускается почти до паранойи, искренне желает смерти неизвестному, и устраивает дикую пляску на краю обрыва — и все это через громадную стену ужаса!

    Водилу грузовика-монстра мы так и не увидели. Мне показалось, что Спилберг сделал это специально. Ведь у страха нет лица. А в данном случае мы имеем дело с олицетворением человеческих страхов, с физическим образом зла, которое у ребенка выражается в виде клоуна («Оно»), у мыши — в виде кошки, у жулика — в виде полицейского. Это- грузовик-призрак. Нет, он настоящий, но, как призрак, он колесит по дорогам, наводя ужас. Здесь он принимает инфернальные черты, и даже вид некоего всемогущего рока, эдакого «пункта назначения», и только доведенные до отчаяния решаться вступить с ним в бескомпромиссную дуэль.

    После фильма еще долго не покидает тяжелое ощущение, как будто история еще не закончена, как будто пережитое главным героем не так уж далеко. В данном случае миры по ту и по эту сторону экрана отделены лишь тонкой пленкой удачи. Если вам повезет, вас никогда не коснется подобное, а если нет…Хватит ли у вас духу на дуэль?

    Из простенького и легкого рассказика Мэтисона Стивен Спилберг сделал самый настоящий саспенс, телетриллер, который без преувеличения можно назвать настоящим шедевром кино. Изумительный. Потрясающий. Значительный. Захватывающий. Настолько хорош, что даже не верится, что это — всего лишь полоса для разгона выдающегося режиссера.

    10 из 10

    26 марта 2012 | 00:32

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>