Психо

Psycho
год
страна
слоган«Фильм, который изменил кино навсегда»
режиссер Альфред Хичкок
сценарий Джозеф Стефано, Роберт Блох
продюсер Альфред Хичкок
оператор Джон Л. Расселл
композитор Бернард Херрманн
художник Роберт Клэтворти, Джозеф Хёрли, Рита Риггз, ...
монтаж Джордж Томазини
жанр триллер, ужасы, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  42.7 млн,    Франция  2.07 млн,    Испания  724.8 тыс.
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время109 мин. / 01:49
Мэрион Крэйн недовольна романом с разведенным мужчиной, который уделяет ей внимание только наездами. Поэтому девушка крадет на работе крупную сумму и в спешке бежит из города. В мотеле, где Мэрион останавливается на ночь, она знакомится с его владельцем — очень странным молодым человеком.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.50 (554 850)
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
90 + 4 = 94
9.2
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Роберта Блоха «Психоз» (Psycho, 1959).
    • Роль Мэрион могла достаться Еве Мари Сэйнт, Пайпер Лори, Марте Хайер, Хоуп Лэнг, Ширли Джонс, Лане Тернер.
    • Альфред Хичкок анонимно купил права на роман Роберта Блоха за $ 9 000. Хичкок также постарался скупить как можно больше экземпляров книги, для того чтобы концовку истории знало как можно меньше людей.
    • Картина была сделана чёрно-белой, т. к. Хичкок посчитал, что фильм получится слишком жестоким, если его снять в цвете. Но главной причиной стало желание режиссера сделать картину с как можно меньшим бюджетом (расходы не должны были превысить $ 1 млн.). Кроме того, в то время в прокат выходило немало чёрно-белых фильмов категории «Б», и такие картины собирали неплохие деньги, поэтому Хичкоку было интересно, какие сборы будут у низкобюджетного чёрно-белого фильма категории «А».
    • Во время съёмок проект был известен как «Production 9401» или «Wimpy». Последнее имя проект получил от помощника оператора Рекса Уимпи (Rex Wimpy).
    • Предполагалось, что фильм начнется с панорамного плана, снятого с помощью вертолета, медленно переходящего в общий план. Данная сцена, если бы она была снята, напомнила бы начало «Печати зла» (1958) Орсона Уэллса.
    • В сцене в душе было использовано более 90 монтажных склеек. Данная сцена была снята с 17 по 23 декабря 1959 года. Энтони Перкинс не присутствовал на её съёмках.
    • Первоначально Альфред Хичкок намеревался сделать сцену в душе совершенно немой. Однако, Бернард Херрманн всё-таки написал музыкальную тему. Когда её услышал Хичкок, то он изменил свое решение.
    • В качестве крови в фильме был использован шоколадный сироп «Боско».
    • Среднее имя Нормана — Фрэнсис. Также зовут святого — покровителя птиц.
    • Автомобильный номер первой машины Мэрион — ANL-709, второй — NFB-418.
    • В автомобильном номере машины Мэрион содержатся следующие буквы — NFB. Такие же буквы составляют инициалы Нормана Бейтса — Норман Фрэнсис Бейтс (Norman Francis Bates).
    • Хобби Нормана — таксидермия (набивка чучел).
    • Главную героиню зовут Мэрион (Marion). В «Птицах» (1963) главную героиню зовут Мелани (Melanie). Название следующего фильма Хичкока — комбинация букв данных двух имен — «Марни» (Marnie) (1964).
    • Бюджет фильма составил всего $800 000, а сборы — $ 40 000 000. Альфред Хичкок использовал съёмочную группу своего же телесериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), для того чтобы сэкономить время и деньги.
    • В 1962 году Альфред Хичкок обменял свои права на данный фильм и его телесериал («Альфред Хичкок представляет» (1955)) на существенную долю акций компании MCA. Хичкок стал третьим крупнейшим акционером компании.
    • В первой версии сценария содержался следующий диалог:
      Мэрион: «Я намереваюсь провести уик-энд в постели».
      Том Кэссиди: «В постели? Это единственное место отдыха, которое лучше Лас-Вегаса».
      Данная сцена была снята Гасом Ван Сэнтом для «Психо»(1998), но не вошла в финальную версию картины.
    • Картина, которую снимает со стены Норман, для того чтобы понаблюдать за раздевающейся Мэрион, — классическая картина, изображающая изнасилование.
    • Считается, что «Психо» стал первым фильмом, где был показан слив бачка унитаза.
    • По некоторым слухам, фильм не хотели выпускать в прокат, т. к. цензоры заявили, что во время сцены в душе якобы видна грудь Джанет Ли. Монтажерам пришлось просмотреть покадрово данную сцену, для того чтобы убедиться в том, что претензии цензоров не обоснованы. Хичкок не внес никаких изменений (они и не требовались).
    • После выхода фильма на экраны Альфред Хичкок получил гневное письмо от отца девушки, которая отказывалась принимать ванну, после того как она посмотрела «Дьяволиц» (1954), а после «Психо» — отказывалась принимать душ. Ответ Хичкока был следующим: «Отведите её в химчистку».
    • Альфред Хичкок снял этот фильм, после того как проект с Одри Хепберн «No Bail for the Judge» не состоялся.
    • Альфреда Хичкока можно заметить в фильме на пятой минуте экранного времени — человек в ковбойской шляпе снаружи офиса Мэрион.
    • По словам Стивена Ребелло, автора книги «Альфред Хичкок и создание «Психо», Хичкок был настолько недоволен невыразительной игрой Джона Гэвина, сыгравшего Сэма Лумиса, что на съёмках режиссер называл его окоченевшим.
    • В романе Роберта Блоха Норман Бейтс — низкорослый, толстый и пожилой человек, в фильме — молодой, привлекательный и симпатичный. Идея изменить внешность персонажа принадлежала Альфреду Хичкоку.
    • Джемс П. Кэвэна был первым сценаристом, которому было поручено написать адаптацию романа Роберта Блоха. Однако, создатели фильма предпочли сценарий Джозефа Стефано. Кэвэна также написал, по меньшей мере, пять эпизодов для сериала «Альфред Хичкок представляет» (1955), два из которых поставил Хичкок.
    • Изначально в качестве музыкального сопровождения Альфред Хичкок и Джозеф Стефано намеревались использовать джаз-музыку.
    • В основу романа Роберта Блоха легли реальные факты о Эде Гейне (Ed Gein), серийном убийце. Также на образе этого маньяка частично основаны следующие фильмы: «Безумие» (1974), «Техасская резня бензопилой» (1974), «Молчание ягнят» (1990).
    • Во время своей болезни Альфред Хичкок не мог присутствовать на съёмках. За время его отсутствия съёмочная группа сделала сцену, в которой Арбогаст, поднимается по лестнице. Когда Хичкок увидел этот материал, он поблагодарил съёмочную группу, но добавил, что сцену всё-таки придется переснять. Дело в том, что версия съёмочной группы была сделана так, что у зрителей могло сложиться впечатление, что Арбогаст поднимается по лестнице, чтобы совершить убийство.
    • Рекламный материал для фильма включал трейлер, в котором Альфред Хичкок в качестве гида проводил экскурсию для зрителей по мотелю и дому. В конце ролика, Хичкок заходит в ванную комнату, отдергивает душевую занавеску, и мы видим крупный план вопящей от ужаса женщины. Однако, актриса в ванной — это не Джанет Ли, а Вера Майлз.
    • Во время съёмок Вера Майлз носила парик, т. к. она обрила голову для съёмок в фильме «5 опозоренных женщин» (1960).
    • В коллекционном издании фильма, выпущенном на DVD, Джанет Ли подтверждает, что в сцене в душе в некоторых моментах была использована специальная кукла.
    • Одной из причин того, почему Альфред Хичкок взялся за съёмки низкобюджетного черно-белого фильма, стало то, что режиссер устал снимать высокобюджетные фильмы с суперзвездами в главных ролях и хотел сделать в какой-то степени экспериментальное кино, в котором бы использовались приемы, характерные для телевидения.
    • По версии журнала Entertainment Weekly «Психо» занял одиннадцатую строчку в списке «Лучших фильмов всех времен», а также он занял первое место среди фильмов ужасов, когда-либо снятых.
    • Съёмки сцен с участием Джанет Ли заняли три недели, причем одна из них ушла на съёмки сцены в душе.
    • Декорации дома стоили всего лишь $15 000, но, тем не менее, они стали наиболее дорогими декорациями, созданными для данного фильма.
    • В первой версии сценария героиню, которую сыграла Джанет Ли, звали Мэри Крэйн (Mary Crane).
    • Нижнее белье, которое носит Мэрион Крэйн (Джанет Ли), было куплено в обычном магазине.
    • В первый день съёмок вся съёмочная группа пообещала режиссеру, что не будет разглашать информацию о сюжете фильма. Хичкок также изъял из копий сценария, выданных актерам, последние страницы, для того чтобы никто не мог знать концовку фильма.
    • «Психо» — это последний фильм, снятый Хичкоком для кинокомпании Paramount. В дальнейшем Хичкок снимал фильмы на киностудии Universal.
    • Альфред Хичкок был настолько впечатлен музыкой Бернарда Херрманна, что удвоил гонорар композитора (гонорар Херрманна составил $34 501). Позднее Хичкок скажет, что 33% эффекта, который достигается при просмотре фильма, принадлежит музыке.
    • В фильме содержится множество ссылок на птиц. Вот лишь некоторые из них:
       — фильм начинается с панорамного плана с высоты птичьего полета;
       — фамилия главной героини — Крэйн (с английского «crane» переводится как «журавль»);
       — различные чучела птиц можно увидеть в мотеле;
       — картины, на которых изображены птицы, можно заметить в комнате Мэрион в мотеле;
       — Норман случайно сбивает со стены картину, на которой изображена птица;
       — Норман говорит Мэрион: «Вы кушаете, как птица».
    • Съемки картины заняли 36 дней с декабря 1959 по январь 1960 года.
    • Норман Бейтс занимает второе место в рейтинге злодеев по версии Американского института киноискусства из числа 100 лучших героев и злодеев по версии AFI после Ганнибала Лектера и опережая Дарта Вейдера. Его фраза «Лучший друг мальчика — его мама» также попала на 56 место в списке лучших кино-цитат по мнению института. В 2008 году журнал «Empire» поместил его в список «100 величайших кино-персонажей». Также Норман Бейтс занял 4-ое место в списке «Величайших кино-персонажей всех времён» по мнению журнала «Premiere». Сайт «IGN» поставил Нормана Бэйтса на 22 место в списке «25 лучших злодеев в ужастиках».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В разное время ходили упорные слухи, что во время съёмок сцены в душе по настоянию режиссера горячая вода резко менялась на холодную в момент начала убийства (Джанет Ли об этом, понятное дело, ничего не знала). На самом деле ничего подобного не было.
    • Для записи звука ножа, проникающего в человеческую плоть, был использован звук ножа, пронзающего кассабу (зимнюю дыню).
    • В начальной сцене фильма Мэрион Крэйн носит белый бюстгальтер, потому что Альфред Хичкок хотел показать её «ангело-подобной». Однако, после того как она украла деньги, следует сцена, в которой Мэрион одета в черный бюстгальтер, т. к. она совершила правонарушение. Таким же образом, до того как она украла деньги, она носит белую дамскую сумочку; а после кражи — черную.
    • Каждый раз, когда мы видим отражение того или иного персонажа в зеркале, этот герой совершает что-то плохое. Например, когда Мэрион пересчитывает украденные деньги, мы смотрим на её отражение в зеркале. Когда Сэм и Лайла регистрируются под вымышленными именами, мы также смотрим на их отражение в зеркале. Тем самым, режиссер хотел показать две стороны человеческой личности.
    • Несмотря на факт, что весь фильм черно-белый, несколько зрителей утверждали, что в сцене в душе кровь была красного цвета. Очевидно, что такое утверждение не может быть правдой, потому что, во-первых, фильм черно-белый; а во-вторых, в качестве крови был использован шоколадный сироп.
    • Сцена убийства в душе продолжается всего 45 секунд, но для её съёмок было использована около 70 разных планов камеры.
    • Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. В фильме Мэрион крадет точно такую же сумму.
    • еще 48 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • После смерти Мэрион в фильме крупно показаны её открытые глаза со суженными зрачками. Офтальмологи завалили Хичкока письмами, в которых указывали на эту ошибку — ведь зрачки человека расширяются после смерти. Врачи настоятельно советовали закапывать в глаза «умершей» актрисе белладонну, чтобы имитировать эффект мёртвого глаза. В следующих фильмах Хичкок неизменно следовал этому совету.
    • В самом начале фильма (сцена в городской гостинице) рубашка Сэма меняет положение, хотя к рубашке он не прикасался.
    • Когда Норман Бэйтс прибирается в душевой, неоднократно меняется положение прищепок на штанге над ванной.
    • В конце фильма, когда появляется психиатр, при смене ракурса над календарем внезапно появляется белая бумажка, хотя до этого ее там не было.
    • Когда Сэм с Лайлой прибывают в мотель, на боковой стене заметна тень большого дерева, но когда к ним подходит Норман, тень исчезает.
    • Когда Норман вбегает в ванну, он сшибает рамку с птицей. Рамка с падает лицевой стороной вверх. Позже, когда Норман начнет прибираться, рамка оказывается перевернутой.
    • Норман Бейтс бежит из дома в офис под проливным дождем, но его пиджак остается сухим. Влага появится чуть позже, когда он на секунду выскочит, чтобы забрать багаж Мэрион.
    • еще 4 ошибки
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    Мы все сходим с ума. Иногда. (с)

    Альфред Хичкок — гений своего жанра, жанра ужасов. Он снял множество популярных фильмов, но лишь фильм «Психо» 1960 года стал для своего создателя настоящим творческим подъемом, я бы даже сказала — взрывом. После этого, Хичкок снял еще шесть фильмов. Все они были успешны и достойны внимания, но ни один из них не принес ему большей славы, чем «Психо».

    Ни для кого не секрет, что мистер Хичкок гений не только режиссуры, но и монтажа. Это очень важная деталь в картине «Психо». Для 60-ых годов прошлого столетия не характерны какие-либо особенности кино-монтажного дела или изыски, но вот Хичкоку удавалось это блестяще: плавные переходы, стабильность изображения — все, так сказать, на своем месте.

    Так же, стоит отметить и тот факт, что, например, для меня как человека современного, живущего в век инновационных технологий, очень трудно воспринимать черно-белое кино. И не по тому, что она какое-то не такое, а из-за того, что практически с детства нас приучали к «цветастым» и броским анимационным и полнометражным фильмам. Однако при просмотре фильма «Психо» ты не замечаешь отсутствия цвета, тебе он не нужен и даже кажется лишним. Черно-белый цвет и редкие легкие бежевые оттенки создают, помимо, естественно, самой эпично — трагичной истории, атмосферу и задают некий ритм этой картине.

    Все начинается с того, что Марион Крэйн — ее сыграла знаменитая Джанет Ли — крадет немалые деньги у своего босса, который ей их доверил. Она решает уехать подальше от здешних мест вместе с деньгами, дабы развеяться и уйти от нынешней жизни. Страх разоблачения преследует ее, она не может спокойно спать… Вдруг Марион замечает, что за ней следит полиция, коп, который настигает ее где бы она не остановилась. Героиня решает заночевать в местном мотеле, которой находится близ дороги. Он был заброшенный, видно сразу, что в нем не останавливались уже очень давно. Молодой человек, который встретил ее, Норман Бэтс — хозяин мотеля -, показался ей очень милым и добрым. Лил дождь, стоял холод, а до ближайшей закусочной было довольно много километров, и Норман решил пригласить ее на ужин к себе домой — она согласилась.

    Маньяка Нормана сыграл Энтони Перкинс — актер с ангельской внешностью, ну ни как нельзя себе вообразить, что он может быть убийцей. У меня лично случился культурный шок. После оглушительного успеха картины «Психо», ранее невостребованный Перкинс стал одним из первых в списках успешных и оплачиваемых звезд. Он также получил «Золотую пальмовую ветвь» в номинации «Лучшая мужская роль» в 1961 году, что немало повлияло на его дальнейшую карьеру.

    Норман развлекает Марион различными разговорами: о ее увлечениях, о ее планах… Тем самым он ее пугает и немного раздражает. В выражениях он старомоден, что тоже сеет в душе зрителя и самой героине некую панику. Норман начинает рассказывать ей про свою прошлую жизнь: про больную мать, про смерть отца… Потом он переходит черту, забывается… Начинает упрекать и кричать на Марион, которая всего лишь пытается его утешить и дать совет, психовать, но во время успокаивается. В скором времени все разрешается — Норман уходит и Марион ложится спать с надеждой, что завтра уедет домой. Перед сном она решает принять душ, что было роковой ошибкой. Тут и кульминация…

    Сцена в душе стала самой известной сценой в кино подобного жанра. Ее знает, мне кажется, любой: начиная от школьника и заканчивая человеком пожилого возраста. Это одна из самых ужасных и откровенных сцен в мировом кинематографе того времени:

    Некто в маске закалывает свою жертву кухонным ножом, пока та принимает душ. «Оно» наносит несколько смертельных ударов, один за другим, отчего Марион умирает.

    Лайла Крэйн — Вера Майлз, пытается найти свою сестру — Марион, подключается полиция, шерифы и друзья.

    Полагаю, из этого фильма не стоит вычленять какую-либо мораль, так как он не нацелен какого-то чему-то научить, скорее просто показать жестокость и кровь, развлечь потребителя. Придает этой картине величие то, что ее снял выдающийся уже на тот момент режиссер, талантливый и гениальный. Он смог показать зрителю то, что на тот момент было под запретом: голую женщину, откровенное убийство, даже увидеть на большом экране унитаз, смывающий воду, был шоком для человека того времени.

    Стоит отметить и музыкальное сопровождение. Одаренный Бернард Херрманн сумел сотворить незабываемую музыку для фильма «Психо» — угрожающую и устрашающую, что превносило в фильм горячий интерес и жуткое напряжение. Херрманн работал с Альфредом Хичкоком практически в каждом его фильме: «Головокружение», «На север через северо-запад» и так далее. Этот союз был продуктивен для обоих гениев.

    Имя Альфреда Хичкока навсегда останется в истории мирового кинематографа. Его фильмы будут смотреть наше и следующие поколения. На них растут и просвещаются. Я отношу мистера Хичкока к Мэтрам Кино.

    26 февраля 2013 | 21:10

    «Психо» — это несомненно классика жанра. Классика, потому что и по прошествии 50-ти лет этот фильм даёт фору многим триллерам и ужастикам современности. Так что, если вы относите себя к любителям истинного жанра ужасов, но ниразу не смотрели этот фильм, то быстрее бегите его смотреть, дабы не опозориться перед другими ценителями «прекрасного».

    Сюжет этого фильма ведёт нас от одной ошибки изначальной героини к другой, которая стоила ей жизни. По сути драматическая история. Неудовлетворённость тем, что имеет сейчас и желание простого женского счастья толкают девушку на то, что бы сделать первый шаг навстречу не самым лучшим «приключениям» — она похищает 50 тыс долларов, которые по работе должна была отнести в банк и решает как можно быстрее перебраться в город к мужчине своей мечты. Но дорога её прерывается после того, как она решает остановиться на ночь в придорожном мотеле, владелец которого сетует в беседе с ней на то, что трассу перенесли в другое место и поэтому все его несколько постояльцев в месяц — это всего лишь заблудившиеся путешественники. Кроме этого он не упускает возможности пожаловаться на свою старую мать, требовательность и ревность которой иногда доходят до безумия. Это девушка умудряется заметить и сама, когда слышит из своего номера её ругань, доносящуюся из их не очень приятного на вид двухэтажного дома за мотелем. Мечтая о новой жизни, бедная девушка и не предполагает, что это её последняя ночь…

    На следующий день собирается целый «поисково-спасательный» отряд в лице сестры пропавшей девушки, её бойфренда и частного детектива, который буквально идёт по следам незадачливой воришки. Смекнув, что этот след обрывается на загадочном мотеле, они понимают, что там происходит нечто ужасное.

    Это кино на все времена, оно будет стильным и современным всегда. И что бы придумать этому фильму достойный аналог, надо очень хорошо подумать. Ну что можно сравнить с устрашающей музыкальной композицией «Психо», чёрно-белой картинкой, придающей необъяснимое очарование фильму, потрясающим духом начала 60-ых годов и оригинальной задумкой Хичкока, ну и, конечно, небезызвестной сценой убийства девушки в душе под струёй воды? Кстати, интересный факт, притом, что «Психо» считается триллером и иногда даже фильмом ужасов, что всё-таки вызывает сомнение, в нём почти отсутствует кровь и нет пресловутых прыжков из-за угла и каких-либо эффектов. При этом зрителя умудряются держать в напряжении с начальных титров. Это и есть настоящее кино. Зацепить зрителя не прибегая к различным дешёвым трюкам — это и есть умение снимать по-настоящему качественные фильмы, а не картинки на один раз. Такое кино и называется классикой

    Всем смотреть «Психо»!

    10 из 10

    12 декабря 2010 | 01:35

    Сегодня я посмотрела фильм, который положил начало одному из моих любимейших жанров — жанру «психологический триллер». Я не буду оригинальной, если скажу, что фильм смотрится очень достойно, хоть и 1960 года выпуска, но это так и есть. И то, что он чёрно-белый, идёт только в плюс повествованию, так смотрится более жутко.

    Это фильм, который держится не на спецэффектах или большом бюджете, он — результат грамотной режиссуры великого мэтра Альфреда Хичкока, волнующей и ужасающей музыки Бернарда Херрманна и потрясающей игры Энтони Перкинса.

    Сначала думаешь, что всё более чем очевидно, хотя просмотрел не один и не два психологических триллера, но, как в первый раз, ловишься в умело расставленный капкан сценария. Честно — я не ожидала такого вот конца. Сидела с открытым ртом.

    Поклонникам жанра смотреть обязательно, ведь это родоначальник, воистину бессмертная классика.

    7 из 10

    15 января 2017 | 20:02

    Психо, фильм, снятый Альфредом Хичкоком, стал культовым и по сей день является образцом фильма хоррор. Именно настоящего саспенса, где ужас наводит не то, что главная героиня бегает весь фильм от маньяка-убийцы с топором в руке и из человека фонтаном хлещет 20 литров крови, а то, что для создание должного эффекта Хичкок создал атмосферу напряжения, в которой главные роли играют прежде всего монтаж, игра актеров и совершенно потрясающий саундтрек, написанный Бернардом Херрманном, который для создания музыки к фильму «Психо» использовал исключительно струнные инструменты. Нужно отдать должное знаменитому режиссеру за его смелость снять такой фильм-эксперимент. Несмотря на то, что в 1960 году техника уже позволяла снимать цветные фильмы, Хичкок снял его полностью черно-белым и не задействовал в съемках известных актеров, люди шли в кинотеатры ориентируясь лишь на имя режиссера, и не зря, зрители были в восторге от фильма, который и сейчас считают одним из лучших за всю историю кинематографа.

    -Мы все сходим с ума иногда. А вы не сходите?
    -Схожу. Порой хватает и одного раза…


    На первый взгляд в сюжете нет ничего необычного, девушка, украв большую сумму денег, уезжает из города, мечтая начать новую жизнь. Останавливается в скромном мотеле на ночевку из-за неблагоприятной погоды. Но затем следует совершенно неожиданный поворот сюжета, который происходит в знаменитой, много раз цитируемой сцены в душе, которая снята в стиле быстрого и дробного монтажа, изобретение которого приписывают именно Хичкоку, также в фильме присутствует его фирменный режиссерский почерк, это излюбленный прием появляться в камео, съемка с точки зрения персонажа, чтобы зритель видел происходящие события глазами самого героя, а также пристрастие снимать в главных ролях блондинок, в данном случае ими являются Джанет Ли и Вера Майлз, которые на отлично справились с своими ролями, Энтони Перкинс, в роли психопата-убийцы с раздвоением личности просто изумителен, а что касается Джона Гэвина, то он тоже вполне достойно справился с пусть незамысловатой ролью красавца-мужчины.

    -Я не покупаю счастье. Я откупаюсь от несчастья.

    В итоге мы имеем фильм, с оригинальным сюжетом и нетрадиционными решениями, в последствии ставшими широкоиспользуемыми другими режиссерами, фильм с минимальным количеством крови и орудий убийства, и максимумом саспенса. Безусловно бессмертный шедевр, великого режиссера Альфреда Хичкока.

    22 сентября 2015 | 22:49

    Я специально не стал просматривать то огромное количество рецензий, которое присутствует на этом сайте, чтобы чужими мыслями не перебить своих, «заразившись» одухотворёнными высказываниями кого-нибудь из ярых поклонников (или напротив) этого, без тени сомнения, культового фильма.

    Культовый-то он культовый, и его принято относить к категории кино, что называется, must-have — обязательного к просмотру каждым, кто, хоть в малейшей степени, считает себя любителем или знатоком кино. Однако, моё личное отношение к творению великого мэтра Альфреда Хичкока — весьма скептическое.

    Я не люблю и не пониманию той всеобщей истерии, которая охватывает толпы (именно толпы, а не индивидуально мыслящих людей) верещащих журналистов, критиков, псевдо-критиков, да и просто обыкновенных граждан, создающих шумиху, пелену какой-то «возвышенности», «модности», «культовости» определённых кинолент (книг, или чего угодно ещё), заставляющую миллионы зомби-потребителей, без разбору, смотреть (читать) именно то, что сейчас «модно» или «культово». А критерий наличия/отсутствия тех или иных кинонаград — это, на мой взгляд, вообще маркетинговая замануха для зрителя, да плюс — какое-никакое развлечение для киносообщества: посмотрите, какое количество достойнейших картин, актёров и режиссёров остаются обделёнными этим «вниманием», и какое количество бездарных лент, режиссёров и актёров-пустышек поднимаются на волне той самой истерии, о которой я писал выше!

    По сути, вся эта тирада не имеет прямого отношения к обсуждаемому здесь фильму «Психо» — он, как говорится, под горячую руку попал… Но, как говаривал Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя», СССР, 1979 г., реж. Станислав Говорухин) — Наказания, без вины, не бывает!

    Существует ещё одна замечательная фраза: «Калифорнийское вино — это как классическая музыка: если с детства не привык, потом — всю жизнь, гадость!» На мой взгляд, эту реплику можно легко адаптировать к старому, чёрно-белому голливудскому кино: это, в большинстве своём, прекрасные фильмы, а их художественная и культурная значимость — неоспоримы; но вот только нравятся они далеко не всем, ибо, для этого, их нужно было смотреть с самого детства…

    Я решил посмотреть «Психо» из чистого любопытства, поскольку (как раз-таки, с детства!) помню растиражированную на постерах, множество раз скопированную и спародированную (как в кино, так и в мультфильмах) сцену, в которой женщина (в данном случае — Джанет Ли (Мэрион Крэйн)) истошно кричит в душе. Что ж, эта сцена меня не впечатлила вовсе — уверен, её можно было снять более «сочно», но, наверняка, этому препятствовали ограниченные технические возможности. Примерно до середины фильма, меня вообще ничего не впечатляло, даже хотелось уснуть — настолько затянуты, наиграны и не динамичны почти все сцены. Актёрская же работа Джанет Ли меня просто угнетала, как и её персонаж, Мэрион Крэйн: я никогда прежде не видел, чтобы так подозрительно себя вёл персонаж, пытающийся выглядеть, напротив, не подозрительным; и чтобы таким «деревянным», при всём этом, был сам актёр. Работа же Энтони Перкинса (Норман Бэйтс), напротив, показалась мне превосходной: он прекрасно справился со всеми эмоциональными и психическими состояниями своего очень сложного и неоднозначного персонажа. Для тех, кому только предстоит ознакомиться с данной картиной, я не стану раскрывать интриги — напротив, попробую её усилить: то, что выдаст Перкинс в конце фильма — это, поистине, великолепно!

    Что, и впрямь, меня впечатлило — это нетривиальный, а может быть даже революционный, для своего времени, сюжет. Однозначно, этот фильм можно считать если не единственным основоположником жанра психологического триллера — в том всеобъемлющем смысле, который включает в себя все возможные нюансы и поджанры — от мистического триллера, до полицейского детектива — то, как минимум, одним из первых фильмов этой направленности. Очень свежо, и глубоко продумано, даже по современным меркам — чего уж говорить о 1960-м! При просмотре ленты узнавались очень многие приёмы и подходы, использованные, впоследствии, очень многими режиссёрами, в очень многих картинах. В принципе, очень необычное ощущение, когда видишь в кино привычное, на первый взгляд, клише, присущее данному жанру — но понимаешь, что его здесь не использовали, позаимствовав где-то, а его здесь создали, и впервые употребили.

    В одном из эпизодов, режиссёр мастерски пускает зрителя по ложному следу: не стану раскрывать подробностей, но, в определённый момент, я был уверен, что Норман Бэйтс сделает очередное чучело — только, на этот раз, не птицы…

    Фильм, на мой взгляд, совершенно ошибочно отнесли ещё и к жанру «ужасы». Совершенно ничего пугающего и «ужасного» в фильме нет. Я понимаю, что в 1960-м, вероятно, и было, но для современного зрителя — это не ужасы, это обычный (теперь обычный!) психологический триллер.

    В общем, я не пожалел времени, потраченного на просмотр «Психо». Пугающе — нет; завораживающе — нет; держит в напряжении — да (начиная с середины фильма); интересно — да (также, начиная с середины).

    Отдельного упоминания заслуживает музыка — спасибо композитору Бернарду Херрманну. Очень атмосферно! Теперь я знаю, откуда черпали своё вдохновение создатели музыкального оформления фильма «Челюсти» (США, 1975 г., реж. Стивен Спилберг, композитор Джон Уильямс).

    Весьма одноразовый фильм, который, всё же, я настоятельно рекомендую к просмотру всем, кому интересны истоки жанра, кто считает себя любителем/ценителем кино, и кто любит старый, чёрно-белый Голливуд. Как знать — быть может, он станет Вашим любимым фильмом… Я не сравниваю, но лично мне ближе «Сияние» (США, Великобритания, 1980 г., реж. Стэнли Кубрик).

    14 марта 2014 | 14:42

    Время — пожалуй, самый важный критерий, по которому понимаешь своё отношение к фильму (равно как и отношение большинства остальных людей, которые догадались с ним ознакомиться). Аналогичное, в принципе, касается любого произведения искусства: в музыке, в живописи, в фотографии и т. д. Когда проходит более половины века с дня создания, и это произведение не теряет актуальности, шарма и, не смотря на некоторые технические недостатки, связанные с ограниченностью тогдашней техники — красоты. Когда пройдёт ещё столько же времени, и фильм всё равно смогут пересматривать с наслаждением. Когда стиль, мазки или аккорды потом начинают интерпретировать и считать эталонными. Когда имя создателя и название произведения становится нарицательным. Да Винчи — «Мона Лиза». Джими Хендрикс — «Foxy Lady». Альферд Хичкок — «Психо».

    История о Мэрион Крейн, молодой, не особо довольной своей лично жизнью, секретарше, которая сбегает из города, похитив 40 тысяч долларов у своего начальника. История не только о том, как её начинают искать все кому не лень и о том, с кем и с чем ей пришлось столкнуться в богом забытом мотеле. История ещё о том, что никто, в принципе, не застрахован от психоза. У кого-то это связано с лишением материальных благ, а у кого-то — с жизнью в целом.

    О фильме уже давным-давно сказано всё, и даже больше положенного. Хорошие съёмки, хороший сюжет (не страшный, а скорее напряженный и интересный), хорошая игра актёров, потрясающая струнная музыка, беспрекословное следование своему стилю, множество концептуальных идей, явно намекающих на другое известное творение Хичкока («Птицы»), пара сцен, которые успели стать культовыми, и дюжина запоминаемых и цепких цитат. Такому не ставят низких оценок, когда бы такое не пытались обозревать.

    10 из 10

    15 января 2012 | 19:47

    Боюсь, употребление слова «саспенс» в описании работ Хичкока будет своеобразным клише, но, тем не менее, начиная с первых же звуков вступления, фильм погружает в атмосферу этого самого саспенса.

    Молодая женщина Мэрион Крейн спонтанно похищает на работе 40,000 долларов и решает уехать навстречу новой жизни. В пути она останавливается отдохнуть в заброшенном отеле, где ее ожидает нечто страшное.

    Несмотря на заявленный жанр фильма ужасов, это не классический ужастик с фантастическими монстрами. Здесь страху нагоняет развитие сюжета, преступления в котором идут от мелких к более серьезным: сначала адюльтер, потом похищение денег и так далее. Даже в самой простой сцене, когда девушка принимает душ, ждешь, что сейчас что-то случится. А если знать, что картина отчасти основана на реальной истории, концовка кажется еще более жуткой.

    Немало накаляет обстановку музыка: сам Хичкок считал, что треть успеха фильма принадлежит музыкальному сопровождению. Резкие звуки скрипки добавляют ужаса самой узнаваемой сцене убийства в мировом кинематографе. Хотя нам, в XXI веке, достаточно насмотревшимся кадров насилия, подобные сцены в этом фильме не покажутся убедительными.

    Зато есть несомненная прелесть Америки шестидесятых: старомодное по нынешним меркам белье, американский говор тех времен и страстная манера поцелуя — сейчас уже так не целуются на экране. Примечательна сцена с длинным диалогом между Мэрион и хозяином отеля: во-первых, она действительно интересна, потому что зритель пытается разгадать, к чему же ведет героиня, а во-вторых, в своих умозаключениях зритель уходит совсем в другую сторону, а искушенному киноману всегда приятно ошибиться, разгадывая концовку.

    Достойный фильм своего времени, наполненный сюжетом настолько, что даже не замечаешь, что он черно-белый. Но именно потому, что живем мы спустя полвека, второй раз я его смотреть не буду — слишком далеко продвинулся с тех пор кинематограф. В прочем, во многом именно благодаря этому фильму.

    7 из 10

    22 апреля 2017 | 16:19

    На момент 1960 года Альфред Хичкок снял уже несколько десяткой фильмов и был множество раз номинирован на Оскар — за лучший фильм («Подозрение») и за лучшую режиссуру («Ребекка», «Спасательная шлюпка», «Завороженный», «Окно во двор»). Теперь к этому списку примкнула и смесь триллера, детектива, хоррора, драмы, названная общепризнанным шедевром «Психо» (если Вы знакомитесь с творчеством Хичкока или хотите увидеть, каким образом снимались всегдасущие фильмы, тогда перечисленные выше ленты нужно смотреть в первую очередь).

    Вскоре после просмотра фильма узнал, что он является экранизация на книгу Роберта Блоха «Психоз», то есть гениальная концовка фильма заслуга не Хичкока, а все же автора книги. Впрочем, если бы кинолента не была создана, современный искушенный любитель хорроров с нестандартными концовками не увидел бы следующих фильмов: «Идентификация», «Вакансия на жертву», «Мой кровавый Валентин», «Помни». Это лишь несколько лент, малознакомых ценителям кинематографа, однако существуют и другие, уже сумевшие стать классикой: «Первобытный страх» Хоблита, «Зодиак» Финчера. Во всех названных фильмах представлен диагноз ассоциативного расстройства идентификации, и эти они являются лишь подражателями гениального «Психо». Львиная доля режиссеров после 1960 года, создающих триллер, слэшер, детектив брали за основу компоненты из той самой бессмертной ленты — будь то диагноз, будь то сцена в душе, будь то неповторимая гнетущая атмосфера. Таким образом, фильм Хичкока повлек за собой волну подражателей, стал поворотный и доминирующим в развитии кинематографа, праотцом жанра.

    Почему фильм черно-белый? Объяснение просто: вместо крови использовался шоколадный сироп. Фильм не мог быть слишком «кровавый» или сцена в душе слишком интимной, ведь безжалостная цензура могла не пропустить шедевр. Да и черно-белый формат добавляет фильму стиль, саспенс, как это делает и громкая, леденящая душу музыка. Капля по капле — образуется лужа саспенса. Вы можете возразить: «Стэнли Кубрику ведь не понадобился черно-белый формат, дабы в «Сиянии» присутствовало море саспенса!», но ведь Кубрику также не понадобилось сочетать свои фильмы с цензурой, чего стоит только «Заводной апельсин», снятый всего через 11 лет после «Психо». Цензура в искусстве неприемлема, так что ее присутствие можно считать недостатком, однако вины Хичкока тут нет.

    Игра актеров в «Психо» разнится. Можно часами восхищаться игрой бисексуала Энтони Перкинса: его харизма и пронизывающий душу взгляд запомнится Вам надолго (к сожалению, Хичкок отчасти загубил потенциал молодого человека, ведь его стало невозможно представить вне роли Нормана Бейтса, но это уже совсем другая история), можно долго вспоминать обворожительную Джанет Ли и ее Мэрион с большими, честными и лучезарными глазами, которая хотела вернуть время вспять, но не успела… Однако не все так идеально: ужасно свою роль исполнил Джон Гэвин. Дошло до того, что Хичкок во время съемок назвал мужчину «окоченевшим» и чуть было не прогнал его прочь.

    В фильме присутствуют заметные или не очень ляпы, коих несколько только в одной сцене в ванной комнате, однако стоит ли обращать внимание на такие незначительные вещи, когда перед глазами предстает новаторская режиссерская работа?

    По меркам 1960 года, безусловно, справедливой оценкой будет 12 из 10. И все же кинематограф не стоит на месте, и даже десять лет не является для него малым сроком, не говоря уже о почти шестидесяти годах, так что по современным меркам это:

    8 из 10

    30 июля 2018 | 18:12

    Странное впечатление после просмотра. Уже давно намеревалась посмотреть этот фильм, особенно после прочтения романа Р. Блоха, по которому он снят, но ждала нужного настроя.

    И да, таки все отлично. Фильм необыкновенный, держащий в напряжении без всяких примитивных приемчиков современных триллеров и ужастиков, без литров крови и прочего подобного.

    Если рассматривать фильм как отдельное произведение, то он действительно гениален и превзойти его вряд ли возможно.

    Но если говорить о нем, как об экранизации, то, увы, я не почувствовала того же, что при прочтении книги. Не знаю, почему — я не могу найти недочета, так как не могу определить до конца, чем же все же отличается мое восприятие книги от экранного, и чего мне не хватило. Возможно, мне не хватило глубины характеров — в книге они прописаны намного лучше, а здесь герои показались мне плосковатыми и недостаточно прочувствованными (все внимание на атмосфере и действии). ИМХО.

    Как бы то ни было, «Психо» сам по себе от этого не проигрывает в восприятии — атмосфера безупречна, ею пропитан каждый кадр, а музыка невероятно подходящая, красивая и давящая на нервы, как и надо.

    Просто я ожидала немного большего, если честно.

    8 из 10

    15 октября 2013 | 03:15

    Психо — это лучший фильм Хичкока и шедевр мирового киноискусства. Хичкок как никто другой умел воссоздать атмосферу страха, напряжения и тревожного ожидания. В фильме прекрасный звукоряд, он точно соответствует обстановке.

    Надо сказать и о замечательном актере Энтоне Перкинсе, который гениально сыграл и о женственной и очаровательной Джанет Ли, которая наполнила фильм своим обаянием. Всё вместе — Хичкок, сюжет, актеры, музыка сделало картину великой.

    11 сентября 2005 | 18:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: