всё о любом фильме:

Головокружение

Vertigo
год
страна
слоган«Можно ли вернуться из мира мертвых?»
режиссерАльфред Хичкок
сценарийАлек Коппель, Сэмьюэл А. Тейлор, Максвелл Андерсон, ...
продюсерХерберт Коулмэн, Альфред Хичкок
операторРоберт Бёркс
композиторБернард Херрманн
художникГенри Бамстед, Хэл Перейра, Эдит Хэд, ...
монтажДжордж Томазини
жанр триллер, мелодрама, детектив, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  18.2 млн,    Франция  2.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время129 мин. / 02:09
Номинации:
Скотти Фергюсон — отставной сыщик, которого не назовешь баловнем судьбы: одинокий, оставшийся за бортом своей профессии, да еще и страдающий патологическим страхом высоты. Бывший коллега Гейвин Элстер просит его последить за своей женой Мэделин, одержимой идеей самоубийства…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
98%
58 + 1 = 59
8.8
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа «Из мира мертвых» (D`entre les morts, 1954), написанного совместно Пьером Буало и Томом Нарсежаком.
    • Во время съемок у Хичкока и Ким Новак были очень натянутые отношения. Во-первых, идеальной исполнительницей Мэделин Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы, во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссер не любил.
    • «Головокружение» — четвертый и последний совместный проект Альфреда Хичкока и Джеймса Стюарта.
    • Права на фильм были выкуплены самим режиссёром и составили наследство его дочери, так что новые поколения зрителей увидели этот фильм только в 1985 году.
    • Съёмки фильма проходили в период с 30 сентября 1957 по 19 декабря 1957.
    • На роль Мэделин Хичкок планировал взять Веру Майлз, но та была вынуждена отказаться из-за беременности.
    • Картину холодно восприняли как критики, так и зрители. Сокрушенный Хичкок обвинил в неудаче исполнителя главной роли Джеймса Стюарта, сказав, что он исчерпал себя, и его лучшие годы позади. Больше Хичкок никогда не снимал Стюарта в своих фильмах, хотя до этого он слыл его любимчиком.
    • Камео Хичкока — в начале фильма проходит по улице в сером костюме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Было снято также послесловие фильма, запрещенное европейской цензурой, однако не вошедшее и в оригинальную американскую версию. В ней мы видим более-менее вылечившегося Джона, вместе с Мидж слушающего репортаж, посвященный поимке в Европе Гевина Элстера.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Скотти находится за спиной Мэделин, обстановка в музее меняется.
    • В гостиной Скотти было два стула со светлой обивкой. Когда Скотти второй раз заходит в спальню, где спала Мэделин (Ким Новак), одного стула нет, а второй почему-то стоит у столика.
    • В начале фильма, когда Скотти беседует с Гэвином Элстером (Том Хэлмор), при смене кадра исчезает лед в стаканах.
    • О одной из сцен, книги на витрине книжной лавки лежат по-разному во время входа и выхода героев.
    • Остановившись у отеля, Скотти выходит из своего «ДеСото» (DeSoto Firedome Sportsman Hardtop Coupe), оставляя дверное стекло опущенным. В следующем кадре стекло уже поднято.
    • еще 2 ошибки

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    Не так давно выпущенная отреставрированная копия одного из шедевров Альфреда Хичкока лишний раз доказала, что многие современные творцы мелодраматических и психоаналитических триллеров (от «Рокового влечения» и «Основного инстинкта» до недавней ленты «Чёрный георгин») вышли именно из «Головокружения». Любопытен и тот факт, что в середине 80-х годов этот вполне невинный по содержанию фильм был справедливо включён по одному из опросов критиков в десятку самых эротичных кинопроизведений всех времён и народов. Хичкок, который довёл до изощрённого великолепия механизм создания саспенса (тревожной атмосферы) почти что на пустом месте, точно так же поступил и с воплощением на экране неких глубинных флюидов обострённой чувственности, непреодолимого влечения мужчины к женщине. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1304 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Признаться, всегда полагал Хичкока автором исключительно жанровым и в своем роде коммерческим, что к искусству имеет очень слабое отношение, а потому заслуживает внимания лишь как развлечение, но не нечто, проливающее свет на природу человека и его отношений… «Головокружение» заставило думать несколько иначе.

    Сюжет прост: бывший полицейский Фергюсон страдает боязнью высоты, во многом поэтому и оставляет службу. Его нанимает для слежения за своей женой его бывший товарищ по учебе. Цель Фергюсона — понять и предотвратить ее возможное самоубийство.

    Если говорить формально, то дальше следует несколько плавных сюжетных кульбитов, которые заставляют впериться в экран и смотреть, не отрываясь. И лишь потом, анализируя свои эмоции и интерес к фильму, понимаешь, что дело не только в сюжете, хотя он выстроен блестяще. Дело в кинематографии как таковой.

    Уже в том, как выстроена основная фабула, очевидно, как мастерски Хичкок пользуется монтажом — в 2-часовой ленте лишними стали лишь пара эпизодов, да и то лишь по той причине, что их значение Вашему покорному слуге пока осталось неясным, но чувствую, что и у них есть объяснение.

    Но и это не главное — пожалуй, ни в одном своем фильме Хичкок не пользуется столь виртуозно операторскими изысками, если не сказать, что это спецэффекты. Те же иллюстрации страха высоты, особенно если учесть, что на дворе 50-е, смотрятся весьма эффектно.

    Неужели это главное? Нет, конечно. Ведь есть еще и цвет — сейчас опытный зритель легко поймает Хичкока (точнее, его постоянного оператора Роберта Бёркса) на использовании рефракторов (или чего-то подобного). Правда, немногие и до сих пор используют их в столь умелом нагнетании саспенса. Создание тумана прошлого (а может, и ностальгии по утраченной любви) — тоже на совести цветовой гаммы фильма. Намеки, разбросанные на красных листьях в лесу… А еще ведь есть и соединение традиционной художественной съемки и мультипликации (привет Бобу Земекису с его будущим кроликом Роджером).

    Набор примет хичкоковского стиля? Пожалуй, здесь он в полном раскладе. Роковая блондинка, мистический флер, неудержимый саспенс, детективный сюжет, небольшое камео самого режиссера (один из пешеходов по ходу фильма), Джеймс Стюарт… Последний обладает уникальной для хичкоковской структуры внешностью — самой что ни на есть обычной. Но при этом как никто Стюарт умеет играть лицом и изображать человека по давлением обстоятельств. Он таков и у Хичкока и у Капры, к примеру.

    Разумеется, на месте и фирменный и уже помянутый саспенс. Но ни в котором своем фильме (навскидку, во всяком случае), мастер триллера не использует для нагнетания поцелуй. А в «Головокружении» чувство страха возникает даже тогда, когда зритель вроде бы должен расплыться в умильной улыбке. Именно поэтому трудно разглядеть фирменную английскую иронию по ходу этой пьесы. На мой взгляд, ей тут и не пахнет.

    Но все время я отступаю от главного — от исследования человека и роли знаменитого англичанина в этом увлекательном процессе.

    Во-первых, Хичкок, в том числе в «Головокружении», замечателен уже тем, что не столько играет на страхах зрительских и потому изобретенных, а пытается излить и изжить в своих фильмах собственные фобии. «Головокружение» в одном из эпизодов формулу избавления от них рисует довольно прозрачно.

    Удивительно, но именно здесь у режиссера традиционные для него (фобии) — влечение (любовь) мужчины и женщины и страх — удивительно рифмуются, да еще и увязываются со смертью и чувством вины (еще раз спасибо Джеймсу Стюарту, да и Ким Новак тоже).

    Многие небезосновательно видят в этом раскладе явные фрейдистские мотивы. Но мне почему-то это делать не очень хочется — в конце концов, Фрейд выводил историю личности из детства и витиевато рисовал выходы из ее перверсий. Хичкок, скорее, исходит из понимания человеческой натуры как сотканной из имманентно присущих и жизненно приобретенных (в чем и отличие от Фрейда) страхов и комплексов, но выход все же ищет в любви, ну и ясно дело — в кино.

    Однако в случае с «Головокружением», как и положено с шедевром, удивительный его финал ставит новые вопросы, нежели дает ответы (в духе прежних, да и будущих творений Хичкока), а, значит, оставляет место для новых интерпретаций.

    Наверное, поэтому Хичкок и особенно Vertigo вызывает сегодня наибольший интерес и у критиков и режиссеров — и не только как икона жанра триллера и носитель собственного стиля, — но и как один из мостов, соединяющих массовую культуру с культурой эстетской и интеллектуальной.

    p.s. Кстати, отдельная радость — узнавать цитаты из Хичкока в современных фильмах (в данном случае ретроспективно). Моя любимая — это`Матрица» с беготней Тринити по крышам. Кстати, и сам режиссер кое-что процитировал — кадры с лестницами очень сильно напоминают кадры Урусевского из «Летят журавли», вышедшему годом ранее.

    10 января 2014 | 03:00

    Первый фильм Хичкока, который мне посчастливилось посмотреть, но точно не последний. Предвзятости положительной не было, мол «великий Хичкок, наверняка шедевр», наоборот. Перед просмотром про себя думал: «Ну, если что странно-непонятное или нелепое увижу, то сделаю сразу же скидку на более чем полувековой возраст фильма». Но после понял, что это современным фильмам нужны какие-то оправдания в случае недочётов. Именно в 50-60х снималось такое кино, которое кажется особым, настоящим. Сейчас делают не просто фильмы, а мешанину из нелепых сценариев, (неважно, что бюджет 100 млн долларов, мы не можем довести до ума сценарий, понятно!?), компьютерной графики (часто невпопад и в излишнем количестве), наигранных слёз (семнадцатилетние подростки разыгрывают чувства перед такими же малолетними) и ныне всеми любимого элемента интеллектуальности («всё не то, чем кажется», «есть такая теория, которая на самом деле давно работает» и т. д.) Ах да, не забудьте в фильм любого жанра добавить юмора, самого примитивного, чтобы загоготали и маленькие дети и взрослые дяди. А чистое жанровое кино сегодня — это либо противоречащий всем законам физики и логики боевик а-ля 90е, либо бесшабашная и пошлая комедия. Хороших психологических триллеров мы не видели давно, этот же стоит взять за эталон. Весь фильм как длинная лестница, стоящая острым углом, по которой вы поднимаетесь всё выше и выше, пока у вас не начнётся головокружение. Но оно не приводит к тошноте, это головокружение от успеха, успеха создателей в том, как они донесли до нас эту историю.

    Являясь, по сути, хроникой отношений двух героев, «Вертиго» даёт нам возможность полностью изучить психопортрет двух влюблённых, сыгранных Джимми Стюартом и Ким Новак. Стюарт показался мне поначалу немного староватым для этой роли, но через 15 минут понял, что представить никого более молодого или более физически подтянутого и моложавого на его месте не смогу. Ким Новак, которая представляет типаж «роскошная блондинка 60х», ни минуты не халтурила, не играла роль секс-символа, играющего в кино ради укрепления статуса кинокрасотки — всё по-настоящему, полное вживление в образ, никаких переигрываний и громких вздохов. Учитывая, что все 2 часа фильма актёры непрерывно и добросовестно «играли», не стоит терять время и печатное место для подробного и пошагового восхваления почему они такие молодцы. Они создали атмосферу психологической драмы, наложенную на сексуальное влечение героев, но это влечение показано было не обнаженными телам и даже не откровенными нарядами и разговорами. Диалоги и линия отношений главных героев создавали такое, что все любовные драмы кажутся пошлыми пародиями на любовь. Но смотреть фильм стоит не только ради любовной линии, ни в коем случае. Детективная составляющая здесь также важна. Ах, вы же не знаете всех перепетий сюжета! Вы ещё не поднимали насколько возможно брови в середине фильма, когда казалось, что всё закончилось, ан нет. Вы ещё не корили себя за то, что недооценили сценаристов и актёров, дав заведомо ложную оценку их работе из-за предрассудков по поводу «старого кино». Всё это будет, не получится сидеть и приговаривать «И это сюжетный поворот?! Да знаю я, что сейчас будет!».

    В декорациях красочного Сан-Франциско происходит рождение и смерть любви, смена обыденного на мистическое, раскрытие обмана и полное примирение с ним. Не сделав ни одного выстрела, Хичкок может заставить нас несколько раз вздрогнуть, не включив в фильм ни одной постельной сцены, может дать нам прочувствовать весь эротизм отношений, дав нам дюжину подсказок, тем не менее, очень сильно удивить в ключевых моментах.

    1 апреля 2014 | 19:46

    Ещё одна жемчужина в галерее мастера своего дела Альфреда Хичкока. Сама идея и стилистика фильма на своё время очень новаторская, да и сейчас смотрится очень свежо несмотря на то что прошло пол века с момента её создания и кинематограф за это время сильно изменился.

    В этой картине можно в первую очередь увидеть основную черту «Хичкоковских» лент: Красивая блондинка(Ким Новак), сюжетный саспенс и незаурядного главного героя в исполнении Джеймса Стюарта на чьи плечи ложится весьма странная и запутанная дилемма, но всё как всегда приобретает очень неожиданный для зрителя оборот. Также нужно отметить детали которыми переполнен фильм, но без которых полученный эффект был бы недосягаем: Музыкальное сопровождение, описать его сложно, это знакомо тем кто когда-либо смотрел работы Альфреда Хичкока, также цветовой спектр который передаёт настроение фильма в моментах когда это необходимо.

    Данная картина наводит на некоторые мысли и практически открытым текстом повествует о тонкости влечения к «объекту желаний» и некоторым неврозам вызванными его потеряй. Но тут как говорится лучше 1 раз увидеть чем 100 раз услышать, чтобы самому придти к неким выводам.

    Впоследствии уже другие более поздние режиссёры брали в свои картины некие детали из этого фильма как самый яркий пример «Остров проклятых» Мартина Скорцезе и именно по этому Альфреда Хичкока можно назвать настоящим новатором и гением своего времени и дела, ведь именно благодаря таким людям кино продолжает жить и развиваться как искусство.

    27 апреля 2015 | 09:05

    Альфред Хичкок — гений мировой кинематографии, известен своим влиятельным характером и строгостью, особенно в съемочной площадке. Несмотря на то, что сегодняшние кинокритики считают фильм «Абсолютным шедевром», для меня в этом фильме, к сожалению, не хватает «Хичкоковского» духа. Во время просмотра фильма, у меня появились неоднозначные чувства по поводу игры актеров, а именно по поводу актерской игры Ким Новак. Мне не нравилось чересчур холодная игра главной героини (о гриме и странно нарисованных бровях слов нет). После просмотра я выяснил что Новак вообще не была выбором Хичкока, её выбрали студийные продюсеры. И тот факт, что между актрисой и режиссером были напряженные отношения, вообще не удивил мне. По поводу игры Джеймса Стюарта больших претензий нет. Было бы конечно лучше если б в место Стюарта играл другой, более подходящий актер (и по всем тупым Голливудским законам романтических фильмов, все героини влюбились бы в него).

    Сценарий был хорошим, т. к. самое главное для Хичкока это сценарий фильма, он не мог быть плохим. В фильме есть достаточно красивая атмосфера, которая передает дух Сан-Франциско 50-х годов. Но все-таки чего-то не хватает. Я думаю, что главный недостаток фильма, это ошибочный выбор актерского состава.

    6 из 10

    2 января 2016 | 23:20

    Скотти Фергюсон сыщик в отставке, которому пришлось уйти из профессии из-за инцидента, произошедшего с его напарником, из за чего в последствии у него развилась фобия, страх высоты и головокружение. Его бывший коллега Гейвин Элстер просит об одолжении последить за своей женой Мэделин, поскольку та ведет себя пугающе странно.

    Фергюсон соглашается и тем самым становится вовлечен в спланированное преступление.

    Это действительно эталонный фильм Хичкока, который вдохновил такие картины, как, скажем, «Основной инстинкт».

    В нем присутствует практически все от саспенса до романтики. Лично мне кажется, что главная тема в фильме, это идеалы, которые есть у всех и о том что наши идеалы под поверхностью зачастую оказываются совсем не такими идеальными. Фергюсон, страдающий комплексом вины, так и не встретивший свою вторую половинку, оставшийся за бортом своей профессии, берется за дело по просьбе своего старого приятеля как бы по неволе, в котором встречает таинственную Мэделин, такую загадочную и прекрасную и спасает ее, вытащив из воды, он наконец чувствует себя нужным и ответственным за нее. Светлые волосы, завораживающий голос, восхитительная походка и загадочность происходящего вокруг нее в которое вовлечен он сам, создает в его голове образ идеала, такого хрупкого и не долговечного, который он в итоге теряет… именно идеал.

    Вам никогда не приходило в голову почему понравившийся нам сувенир, за стеклянной витриной кажется нам таким идеальным? А представьте что старый друг попросил вас в его отсутствие охранять салон за витриной которого продается этот сувенир, то прибывание там и наблюдение за ним таким не доступным и загадочным, изначально по неволе, делает эффект гораздо сильнее. Но вот по прошествии времени он попадает к вам в руки, совершенно доступный и пелена загадочности слетает с глаз, вы находите в нем изъяны, царапинки и другие не совершенства и он перестает быть вашим идеалом и мысли о нем больше не преследуют вас.

    Вот об этом и вторая часть фильма, он вовсе не о преступлении, именно наши идеалы ставят планку в жизни из за которых у нас появляются фобии, и именно их мы и преодолеваем на пути к нашему идеалу. Но разобьется ли наш идеальный образ в конце, когда он наконец станет нашим или нет, будет зависеть от того, что в итоге он из себя представляет. Но как бы то ни было, в любом случае его достижение избавит от фобии.

    Действительно мастерский фильм короля саспенса, заслуженно поставленный Американским Институтом Кинематографии (AFI) на 9 место в обновленном в 2007 году списке 100 самых лучших и значимых американских фильмов в истории.

    10 из 10

    2 января 2010 | 17:35

    «Головокружение» — фильм, который многими исследователями признаётся вершиной творчества Хичкока. Это действительно так, он самый глубокий и самый виртуозный. Интересно то, что первоначально «Головокружение» не было принято ни публикой, ни критикой. Фильм забили и назвали провалом. История расставила всё по местам. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что ни один из фильмов Хичкока не имел такого воздействия на кинематограф, как «Головокружение». Его влияние на собственное творчество признавали многие режиссеры самых разных стран. В особенности, его любители и боготворили представители французской «новой волны» (А. Рене, Ф. Трюффо). Отголоски этой картины звучать и сегодня, да и вообще в современном искусстве «Головокружение» процитировано огромное количество раз. Так что не видеть этот фильм — в общем-то стыдно.

    О чём же эта картина? А тут мы сталкивается с дилеммой. Рассказывать сюжеты некоторых фильмов Хичкока — это преступление. Их нужно видеть «с чистого листа», ничего не зная о содержании. «Головокружение» принадлежит именно к таким фильмам. Его сюжет — один из самых изощренных и запутанных. Скажу лишь то, что фильм в своеобразной манере переосмысляет архетипичные мифы европейской культуры: истории Орфея и Эвридики, Пигмалиона и Галатеи, Тристана и Изольды. Что это фильм о любви, и, быть может, один из лучших на эту тему. И что это история о человеке, в чьем подсознании существует некий идеальный образ, и он раз за разом пытается подделать реальность под этот образ, раз за разом бесплодно гонится за ним и раз за разом отказывается от реальности во имя этого образа. Но только подделать жизнь под идеал невозможно. Как невозможно срежиссировать жизнь. Как невозможно забыть любимого человека, насильно изъятого из твоей судьбы.

    Жанр «Головокружения» однозначно определить нельзя. Мы имеем дело с удивительной эклектикой жанров, тут сливаются и авторское кино, и драма, и мелодрама, и триллер, и детектив и даже псевдоготика, а в результате мы получаем шедевр.

    Критики реалистического толка, которые понимают искусство как механическое копирование действительности, обвиняли и обвиняют Хичкока в неправдоподобности его картины. Такого сюжета, утверждают они, просто не могло случиться. Хичкок на подобные обвинения постоянно отвечал, что его интересовало изображение, а не правдоподобность. И это действительно так: фильм в том числе и о любви к изображению. Но, на мой взгляд, пытаться трактовать «Головокружение» как реалистическую работу, следующую правдоподобию действительности, — признак скудоумия и узколобости. Перед нами притча, отчасти символистская, отчасти сюрреалистическая. Знаменитая образность Хичкока проявляется здесь особенно ярко: фильм насыщен образами, мотивами, которые наслаиваются почти в музыкальной полифонии. Прежде всего, это мотивы спирали, движения по кругу, вечного возвращения, которые организуют все элементы композиции.

    Финал картины заставляет вспомнить о позднем Г. Ибсене, с его символистскими полотнами, прежде всего, о финале «Строителя Сольнеса». А фигура Чёрной монахини в башне — это почти мистический театр М. Метерлинка.

    Некоторыми исследователями высказывалось предположение, что всё, что случилось в «Головокружении» — привиделось главному герою, пока он висел над пропастью. Всё это — сон, видение, галлюцинация, головокружение. Я уже упоминал о том, что титры как бы гипнотизируют зрителя, вводят его в транс. Это готовит к тому, что действие фильма будет разворачиваться на грани сознания и бессознательного, реальности и сна. Здесь мы вновь сталкиваемся с сюрреалистической образностью «Головокружения». Серьезные критики не раз обращали внимания, что у фильма очень много общего с эстетикой сюрреализма.

    «Головокружение» — безусловно, один из тех фильмов, которые должен увидеть каждый. Это глубокое, удивительно красивое и многогранное произведение, настоящая классика кинематографа и один из примеров подлинного искусства.

    10 из 10

    16 января 2015 | 12:43

    Фильм Альфреда Хичкока — это уже гарантирует наличие отличного саспенса, но фильм «Головокружение» — это фильм действительно вызывающий головокружение, но не от назойливости актеров, или от безвкусной утомительной атмосферы, а от сюжетных поворотов. Они здесь настолько непредсказуемы, настолько удивительны, но при этом ожидаемы.

    Работа Хичкока как всегда на высоте. Отдельным спасибо хочется отметить работу сценаристов, ибо этот фильм можно растащить по цитатам.

    Актеры: При всей своей не любви к Джеймсу Стюарту, я считаю что с ролью он справился на все сто, Ким Новак — однозначно хороша, нравится мне, собственно говоря как и все Хичкоковские блондинки.

    Говоря о поворотах сюжета, Концовка совершенно неожиданна.

    Смотря этот фильм думала что увижу некую любовную историю, что совершенно нехарактерно для Хичкока, но в результате я получила полноценный триллер.

    10 из 10

    29 июня 2011 | 20:40

    Данная картина в глазах общественности стала весьма неудачной для Хичкока, однако, мне она понравилась значительно больше, чем другие его работы. Но обо всём по порядку.

    Джон «Скотти» Фергюсон — детектив в отставке, страдающий акрофобией — боязнью высоты. И, как-будто нарочно, раз за разом он оказывается в ситуации, которая требует от него преодоления своего страха, что у Скотти выходит очень даже неудачно. По просьбе своего старого друга Фергюсон с неохотой берётся следить за его женой Мэделин, которая то и дело норовит покончить с собой, да и в целом, ведёт себя очень странно. Как только Джон увидел Мэделин, он влюбился до беспамятства, теперь у него закружилась голова совсем по иному поводу. А его новая пассия ведёт себя как самая настоящая роковая женщина, а такие истории, как известно, ничем хорошим не заканчиваются. Скотти и не думает обращать внимания на Мидж Вуд, которая поуши в него влюблена, и между прочим весьма недурна собой, к тому же отличная хозяйка, заботливая подружка и творческая натура. Как будут развиваться события дальше, и чем закончится этот любовный многоугольник, вы узнаете сами.

    В неудачах данного фильма Хичкок обвинил якобы провальную игру Джеймса Стюарта в роли того самого Скотти Фергюсона. Но на мой взгляд все актёры сыграли достойно, в особенности Ким Новак — очень обаятельная женщина. Если сравнивать с будущим успешным «Психо», то данный фильм мне наоборот показался более зрелым и целостным. Возможно, кому-то это покажется странным, но «Головокружение» оказался для меня и намного страшнее, чем «Психо», в первую очередь, благодаря яркому музыкальному сопровождению, которое сильно нагнетало тревогу. Хотя для кого-то саундтрек может показаться чересчур навязчивым. Также не последнюю роль сыграло и то, что я сам, также как и ГГ, боюсь высоты, хотя и не до головокружения.

    Никаких явных претензий к этой кинокартине у меня не возникло, хотя, на мой вкус, финал вышел немного смазанным. Из пожеланий — хотелось бы больше узнать о мотивах поступков второстепенных персонажей, т. к. у Хичкока лейтмотивом в его произведениях идёт раскрытие внутреннего мира психически нестабильных людей, а самому сюжету уделяется меньше внимания, чем следовало бы.

    Приятного просмотра!

    9 из 10

    22 сентября 2015 | 17:04

    Страх падения — сквозная тема произведений Хичкока. И, возможно, ближе всех к краю пропасти стоял Джеймс Стюарт.

    Зеркало души

    Голубоглазый дьявол. Думаю, Хичкок так часто брал этого актера на главные роли именно за красивые глаза.

    Словно очи инопланетянина, наделенного «шестым» чувством — проникать в глубинную суть вещей, видеть больше, чем другие. Часто в фильмах Хичкока можно увидеть крупные планы глаз. А еще разные планы шикарных блондинок.

    Инопланетянину нужна инопланетянка.

    Есть что-то неземное в этих пепельного цвета волосах Ким Новак. Не знаю, встречается ли такой цвет в природе, натурален ли он. Мне кажется — нет. Красивая женщина, загадочная, которую надо спасать — что еще нужно, чтобы влюбиться?! Неудивительно, что Фергюсон хотел вернуть именно ту пепельноволосую Мэдлин — его не устраивала имеющаяся Джуди.

    «Как преодолеть свой страх?» — Пошаговое руководство.

    Фергюсон — хоть и сильный человек, долго не мог справиться со страхом высоты. Но у него был пошаговый план, причем буквально. Step by step. Возьмите эту простую истину на вооружение — и вы решите свои проблемы. Вот что меня больше всего потрясло при просмотре — это преодоление главным героем своего самого страшного страха.

    Правда помимо его духовного роста, он разгадал женщину-загадку, ее больше не нужно было спасать, и Фергюсон, скорее всего, к ней охладел. Концовка выше всяких похвал.

    9 из 10

    11 апреля 2013 | 17:55

    Рассматриваемый фильм воистину является одним из самых знаменитых, анализируемых, красивых, умных и просто-напросто головокружительных проектов в истории. Картина давно заслужила признание со стороны как зрителей, так и самых язвительных критиков. Например, вот как характеризует ленту чрезвычайно строгий французский киновед Жак Лурселль: ««Головокружение» содержит в сжатом, поэтическом виде все, что может подарить зрителю кинематограф: историю любви, приключенческий рассказ, метафизическое путешествие персонажей в глубины духа, детективную интригу…Никогда, ни в одном фильме кинематограф до такой степени не сочетал исповедальный характер и технической совершенство, интимность и зрелищность. При всей нашей любви и всем обожании, «Головокружение» остается картиной настолько личной, что приглашает скорее к молчаливым раздумьям, нежели к обсуждению, словно интимный дневник, который не должен был попадаться на глаза.» Однако ограничиваться молчаливыми раздумьями в отношении к данной ленте было бы непозволительной роскошью, ведь фильм является блистательной кинематографической иллюстрацией целого ряда психоаналитических и философских систем, в связи с чем следует остановиться хотя бы на самых известных прочтениях.

    Сюжет основан на романе французских писателей Буало-Нарсежака. Бывший полицейский по имени Скотти, выходит в отставку в связи со смертью напарника и развившейся на этой основе боязни высоты. Один знакомый предлагает ему работу и просит проследить за своей женой Мадлен, которая, по его словам, страдает бессознательными суицидальными наклонностями. Скотти влюбляется в девушку. Та отвечает ему взаимностью. Однако вскоре ему приходится убедиться в правоте своего приятеля — Мадлен сбегает и бросается вниз с монастырской колокольни. Скотти, парализованный страхом, не в силах ее спасти. Комплекс вины вгоняет героя в тяжелейшую депрессию. Он бесцельно слоняется по улицам Сан-Франциско, где неожиданно встречает простушку Джуди, физически похожую на Мадлен. Вскоре выясняется, что это она и есть.

    Первым ключом к пониманию фильма служит комментарий Хичкока: «В книге, прежде всего, меня увлекла попытка героя воссоздать образ мертвой женщины при помощи живой». Ключевое слово в этом предложении — «образ». Именно образ является той самой субстанцией, которая генерирует действие всего фильма и подчиняет себе саму сущность главного героя (интересно, что сам Скотти является таким же образом для своей подруги Мадж). Невероятную силу ему дает парадоксальная диалектическая позиция между смертельным миром реальных, грубых, детерминированных событий и абсолютно бесконтрольной фантазматической вселенной (данная дихотомия выражается в том числе и на композиционном уровне фильма с его двухчастной структурой, в которой одна часть является иллюзорной, романтической, яркой и красочной историей соблазнения героя, а вторая предстает разоблачением сладкой иллюзии посредством строго-прагматической детективной истории). Образ «идеальной женщины» имеет богатую предысторию: в художественных произведениях, таких как «Ромео и Джульетта» или «Спящая красавица», удаленность столь невыносимо близкого объекта желания играет ключевую роль в повествовании и задает эмоциональный фон произведению в целом. Что касается реальной жизни, то для примера можно обратиться к жизнеописанию Данте, Перголези и многих других «художников от утраты». Возвышенный, зачаровывающий объект в первую очередь пленяет тем, что является абсолютно нематериальным, трансцендентным и потому недосягаемым («Тем идеал священен и велик, что мы достичь его вершин не в силах…» Ницше) Будучи «закован» в физическом оплоте он еще может подвергнуться нежелательным воздействиям непостоянства и текучести мира: любимая может быть похищена, убита, совращена и т. д. Однако воссияв на небосклоне нашего экзистенциального бытия он срастается с нами, становится абсолютно индивидуальным…Самое главное — ни коем случае не смешивать его с материальным воплощением. Но именно это и делает Скотти.

    Тут следует обратить внимание на гениальность Хичкока, который, вопреки всем советам, трансформировал композицию романа и придал фильму уникальную структуру. В книге травматическая развязка (Мадлен=Джуди) наступала только в конце, а в ленте же она расположена ориентировочно посередине, словно рассекая повествование на две противоположные части. Зрителю, в отличие от Скотти, известна истина о существовании роковой красавицы, и поэтому он может рассматривать все происходящее с позиции не эмоциального вчувствования, а рефлексивного анализа. Тогда-то его взору и открывается вся подноготная «истинной» любви, состоящая из гениального актерства, правдивой лжи и чистой симуляции. Вскоре роковую истину суждено будет узнать и Скотти. Но как известно из житейской практики, объект желания после того как последнее оказывается удовлетворено, становится для нас не только неинтересен, но даже и отвратителен. То же самое происходит и с пленительным образом Мадлен, который становится слишком близким и абсолютно доступным в лице Джуди. Нужно заметить какой невероятный, воистину экстатический восторг переживает Скотти, вживую увидев и жарко обняв предмет своих «приватных фантазий.» На глаза у него, взрослого мужчины, многое повидавшего, наворачиваются слезы. Следует полагать, что архаическое, животное, невыносимое для человека, сексуальное исступление синтезируется в его душе с абсолютным, мистическим, духовным экстазом. Вот он апогей существования, высшая точка мужского желания! Но, что дальше? По законам диалектики синтетическое единство двух начал должно быть снято в третьем, которым является ничто. За всякое удовольствие нужно платить, поэтому Скотти должен вновь пережить утрату. На этот раз умереть должен сам метафизический образ, предел всех чаяний и надежд.

    Таким образом, в идеологическом отношении фильм затрагивает минимум три смысловых пласта — феноменологию сознания, так называемую мужскую «либидинальную экономику» и неустойчивость структуры реальности. Каждый из них органично поддерживает и взаимодополняет остальных.

    Ритм ленты очень сдержан и неспешен, практически медитативен. Таким образом отражается эмоциальная «зачарованность» героя. Хичкоку удается создать по-настоящему сновидческую атмосферу романтики, органично сочетающуюся с высочайшим накалом сексуальности (последняя достигается благодаря Ким Новак, много вложившей в свою героиню, например, благодаря ей Мадлен ходит без лифчика, а романтизм за счет гениального построения мизансцен, идеально подобранному освещения, колористики и вообще безупречной работы основного оператора маэстро Роберта Беркса). Однако, как всегда у Хичкока близкое к идиллическому эмоциональное полотно буквально разрывается на куски сверхдинамичными, кульминационными сценами с уникальным характером съемки. Хотя план головокружения, снятый субъективный камерой обошелся почти в двадцать тысяч долларов и казался нереализуемым технически, однако по настоянию маэстро он все же был снят и, вполне закономерно, стал одним из самых знаменитых планов в истории кино (обозначается спецтеримном: ««the Vertigo effect»). Особо интересна фактура анимированных, гипнотических фигур, созданных Солом Басом, которые как нельзя лучше изображают идеологическую подоплеку фильма. Что касается музыки, то полноразмерная партитура Бернарда Херрмана выражает мельчайшие эмоциональные сдвиги, дополняя полноту визуальной стороны акустическими штрихами.

    В целом, это без сомнения великий фильм, который толкнул развитие жанра эротического триллера и оказал влияние на режиссеров самых разных направлений, таких как Кубрик, Бава, Линч, де Пальма, Ардженто или Скорсезе. Картина совершенна с эстетической точки зрения, ни один кадр не устарел, поэтому даже сегодня она может запросто конкурировать с любыми новинками далеко не в пользу последних.

    26 апреля 2016 | 21:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>