«Мосфильм» на Кинопоиске: наши главные материалы о главной студии

Обсудить0

100 лет «Мосфильму»: картины и режиссеры главной советской киностудии в наших статьях, видеоэссе и подкастах.

Историю советского кино невозможно представить без истории «Мосфильма». Более того, история студии — это история советского кино в миниатюре (если слово «миниатюра» вообще применимо к такому гиганту). На этой странице мы попытались посмотреть на эти сто лет, разместив также подборку остросюжетных материалов Кинопоиска об истории кинематографа в СССР.

От первой пятилетки до контркультуры 90-х 


Советская пресса 1920-х бурлила сводками о строительстве новой, центральной кинофабрики на окраине Москвы: «Советский Голливуд!», «Голливуд на Потылихе!». Один из важнейших проектов первой пятилетки должен был сотворить на Воробьевых горах чудо, которое впоследствии назовут «Мосфильмом». Большая стройка советского киногорода затянется почти на полвека (технические новшества вроде звука и цвета требовали переоборудования павильонов и цехов), а со временем его размеры сравнят с государством Ватикан. Неутолимая жажда к расширению производственной базы была следствием растущих амбиций партии: разворачиваясь в перспективе грядущего коммунизма, советская культура отражала неустанное движение вперед, символом которого станет скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». «Безостановочный порыв», как описывала ее характер сама Мухина, — именно этого ждали в Кремле и от кинематографа; грандиозный монумент станет официальной заставкой «Мосфильма» в 1947-м, после «Весны» Григория Александрова.

Социалистический реализм 1930–40-х годов со своим набором жанров и сюжетов станет своеобразным зеркалом голливудской системы золотого века. И даже когда каноны «большого стиля» сталинской эпохи себя изживут, а «Мосфильм» станет колыбелью больших авторов, столпы голливудской системы еще послужат опорой советскому кино. Примкнувшее в 1968 году к «Мосфильму» «Экспериментальное творческое объединение» (ранее — киностудия) под руководством Григория Чухрая сделает ставку на рыночные принципы голливудской модели производства — хозрасчет и самоокупаемость; именно продюсеры ЭТО подарили нам такие хиты, как «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая и «Афоня» Георгия Данелии.

100 лучших фильмов студии «Мосфильм» за 1 минуту 45 секунд. Видео


«Мосфильм» действительно был «фабрикой грез», создавшей советскую мечту. Очертания этой мечты и репертуарная политика студии менялись вместе с генеральной линией. Симптоматично, что именно картинами «Мосфильма» советское кино и было в целом представлено за рубежом.

О советской школе монтажа знают в первую очередь по фрескам Эйзенштейна, созданным еще на 1-й кинофабрике Госкино. О сталинском «большом стиле», изображающем ликование осуществленной утопии (пусть и не без недоработок на местах) — по фильмам Александрова, устроенным аналогично голливудским мюзиклам («Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»). Именно они проиллюстрируют известный лозунг «Жить стало лучше, жить стало веселее». Оптимистическая сталинская повестка, культурный миф о советской столице как территории вечного праздника и торжества социализма глубоко проникнут в дух мосфильмовского кино. Широкие светлые улицы Москвы в лирической комедии «Я шагаю по Москве» Данелии готовы приютить каждого, кто не нашел себе места. Другой классический шедевр «Мосфильма» 1960-х — «Июльский дождь» Марлена Хуциева (1966). Прощаясь с романтическими ожиданиями на излете оттепели, его герои, словно вышедшие из фильмов Трюффо, отразят настроения целого поколения.

Звезды «Мосфильма»


Пионер советского кино Сергей Эйзенштейн. Любимец интеллектуалов Тарковский и его противоположность, эксцентрик Леонид Гайдай. Мастер лирической комедии Эльдар Рязанов и универсал Михалков. Гениальные продюсеры Чухрай и Познер. Все они работали на «Мосфильме». Читайте их истории и смотрите подробный разбор их методов в видеоэссе Кинопоиска.

Оттепель вообще стала одним из самых ярких и плодотворных периодов на «Мосфильме». Вместе со сменой политического курса после тяжелых лет репрессий, боев и сталинского малокартинья советский кинематограф начал расцветать. Его триумф определят «Летят журавли» Михаила Калатозова («Золотая пальмовая ветвь» в Каннах), «Баллада о солдате» Григория Чухрая (премия BAFTA) и «Иваново детство» Андрея Тарковского («Золотой лев» в Венеции). Они реформируют советское военное кино, переведя фокус с баталий на частную жизнь простого человека. А полнометражный дебют Андрея Кончаловского «Первый учитель», снятый совместно с «Киргизфильмом», станет стимулом стремительной эволюции региональных кинематографий. Запущенное Кончаловским и Чингизом Айтматовым переосмысление советизации республик Центральной Азии приведет к появлению классических оттепельных истернов и даст начало интереснейшим коллаборациям московских и республиканских авторов (например, снятый на «Узбекфильме» «Ташкент — город хлебный» по сценарию Кончаловского и Тарковского).

В годы застоя, когда нововолновый ч/б сменился болотной зеленью цветной пленки «Свема», идеально подходившей для ленфильмовской меланхолии, на «Мосфильме» снимались фильмы «морального беспокойства» — «Осенний марафон» Данелии или тревожные сюрреалистические фильмы Абдрашитова по сценариям Миндадзе. Но главные мосфильмовские свершения все же не «новая советская волна», а блокбастеры голливудского масштаба: эпические «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Дерсу Узала», единственный 70-миллиметровый фильм Акиры Куросавы. Все три получили «Оскар».

А главный мосфильмовский жанр не драма, а народная комедия. Со второй половины 1960-х по 1980-е тут вышли фильмы, ставшие частью культурного кода страны: эксцентрические комедии Гайдая («Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»), социально-лирические фильмы Рязанова, которые можно уверенно назвать энциклопедией советской жизни («Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж»), «Золотой теленок» Швейцера, «Любовь и голуби» Меньшова. Причем в каждом из этих фильмов ясно читается уникальная авторская интонация.

Золотой фонд «Мосфильма»


На «Мосфильме» снимали всё: народные комедии и фильмы, побеждавшие в Каннах с Венецией, легкие оттепельные драмы и депрессивные, картины эпохи застоя, истерны и фильмы-катастрофы, фривольные фарсы и культовые фильмы перестройки, потрясшие зрителей. Мы писали об истории создания многих из них и рассказывали о больших тенденциях в советском кино на их примерах. А некоторые из этих фильмов мы подвергли подробному, почти покадровому разбору.

Закат советской эпохи стал для «Мосфильма» новым расцветом. Перестройка дала студии удивительные возможности — и творческие, и коммерческие, — и она ими воспользовалась. Революционная «Асса» Соловьева, «Интердевочка» Петра Тодоровского, «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша — все это «Мосфильм». Ернический и одновременно сентиментальный «Курьер» Карена Шахназарова мог появиться только на «Мосфильме» (в конце концов, в Москве располагалось легендарное кафе «Молоко», завсегдатаи которого попали в фильм в ролях брейкеров, и именно на «Мосфильме» работал великий оператор Николай Немоляев, за несколько лет до «Курьера» снявший последний фильм великого Юткевича — авангардного «Ленина в Париже»).

С потерей ориентиров и ясного видения будущего советское кино уходило в фантасмагорию, но на «Мосфильме» этот вектор привел к ставшему уже классикой «Городу Зеро» и студийным работам режиссеров-«параллельщиков». «Ленфильм» продюсировал некрореализм, а на «Мосфильме» вышли «Здесь кто-то был» братьев Алейниковых (тут ленинградские некрореалисты Юфит, Мертвый и Кондратьев соседствовали с Любовью Полищук) и их же «Трактористы 2» — буйный постмодернистский ремейк «Трактористов» Пырьева и «Свадьбы в Малиновке» одновременно.

Обширный кинофонд «Мосфильма» — это портал в бушующую историю советского государства, его культуры и контркультуры. После окончания советской эпохи ее главная киностудия продолжает свою жизнь. И дело тут не только в производственных мощностях, центральном положении и вековой истории. Ведь кино — это прежде всего люди, его создающие.

Смотрите фильмы киностудии «Мосфильм» на Кинопоиске.


Авторы: Олеся Новикова и Василий Корецкий

Иллюстрация: Александр Черепанов

Фото: Legion-Media

А какие фильмы «Мосфильма» ваши любимые? А какие не любите?

Поделитесь своим мнением в комментариях на сайте! Мы приветствуем аргументированную дискуссию.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

28 января9
27 января6
24 января6
22 января3

Главное сегодня

Вчера2
Вчера1
Вчера5
Сегодня0
Вчера1
час назад11
Сегодня1
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации