всё о любом фильме:

Белое солнце пустыни

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Мотыль
сценарийВалентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
директор фильмаЮрий Хохлов
операторЭдуард Розовский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Кострин, Белла Маневич-Каплан
монтажВ. Нестерова
жанр боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный, ... слова
зрители
СССР  34.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм с рабочим названием «Спасите гарем!» снимали в Ленинградской области, в Каракумах и под Махачкалой на берегу Каспия.
    • Интересна судьба главного героя фильма — товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой — сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет «убрать» фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы.
    • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
    • Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съемках, все девушки игравшие жен были привезены из Москвы.
    • После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом.
    • По сценарию, Верещагина звали Александр, но Павел Луспекаев вложил в своего героя столько души, что поменялось даже имя персонажа.
    • Актёр Кахи Кавсадзе за всё время съёмок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Это эпизод был вырезан цензурой.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение «советский вестерн») стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики, а потом вручить запоздало Государственную премию России. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к «Белому солнцу пустыни», якобы зажимаемому властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество просто обязано было праздновать более славную дату — столетие В. И. Ленина. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 211 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Такие фильмы трогать нельзя. Про них все всё знают. Все всё знают, а я не знаю почти ничего. Я знаю только, что человека, который снял этот фильм, ровно год как нет в живых.

    Там есть кадр, в самом конце, после того как взорвалась баржа, — женщина бредёт по берегу моря, и ещё неподалёку от неё бежит одинокая неприкаянная лошадка. Такой кадр. Общий план. Берег моря, женщина, лошадь. Масло, холст. Я не знаю, почему всякий раз, когда я смотрю на него, меня не покидает ощущение, что фигурка женщины написана маслом. Я не знаю, как он снят. И спросить не у кого. А когда можно было, я не спрашивала. Я была слишком увлечена собой.

    Изначально там концовка другая была. Освобождённые женщины Востока бежали к мёртвому Абдулле и рыдали над ним. Впрочем, это вы, скорей всего, тоже знаете. Все знают — вестерны, истерны, космонавты и за державу обидно. За державу — обидно. Обидно, что человек, который снимал такие фильмы, бродил потом по развалам «Ленфильма», пытаясь хоть что-то полезное там найти — ради будущего, того будущего, которого у отечественного кино нет, не было и не предвидится. Обидно, что ему пришлось видеть, и принимать, и одобрять, как всё выворачивалось наизнанку, объективы забрызгивались лаком для волос, а всякие идиоты, вроде меня, пороли полную чушь. Про Дзигу Вертова, про «Чапаева», да пусть даже и про «Ослиную шкуру».

    Все всё знают, а я знаю только, что я ничего не знаю. Я знаю, что он снимался на трёхглазый «Конвас». Я знаю, что такое трёхглазый «Конвас», хотя лучше бы мне этого не знать. Я знаю, что больно. Больно брести в отчаянии по берегу моря, когда ничего уже изменить нельзя.

    Сегодня в Питере дождь.

    26 июля 2012 | 08:14

    Вот о чём подумалось… Несмотря на идеологизм и всё как полагается, сквозит мысль о бессмысленности революции. Ну вот ради чего всё это? Петруха и Гюльчатай, Верещагин и одиноко стареющая его жена — из-за бандюганских жён, которых любили-кормили-одевали, а теперь они лишились своего Абдуллы, с которым жилось припеваючи. Получается, зря полезли «освободители» в чужой монастырь со своим уставом.

    Но фильм душевный. В Сухова невозможно не влюбиться, он воплощение русской души! И остальные герои цепляют: дикое отчаяние Верещагиной, Павел, который проникся к Петрухе отеческой нежностью, нерастраченной из-за смерти сына, совсем маленькая ещё Гюльчатай… и синеокая девушка в красном сарафане.

    5 ноября 2010 | 13:42

    Крайне сложно писать отзывы от ТАКИХ фильмах. Эта задача настолько сложна, как написать, к примеру, сочинение по «Золотому Теленку» или проанализировать песни, которые пела твоя мать возле твоей колыбели.

    Что можно сказать о фильме, который моногие уже не воспринимают как самостоятельное произведение, но как один из столпов самобытной национальной культуры, формирующий русской менталитет и оказывающий мощнейшее формирующее позитивное влияние на традиционный русский архетип?

    Ведь именно этот фильм смотрели (и смотрят, если я не ошибаюсь) наши космонавты перед стартом, именно его смотрели наши гениальные советские хоккеисты перед решающими матчами. Какие еще примеры могут сильнее и ярче показать нам общечеловеческую значимость этого шедевра?

    Я считаю, у нас снято немного фильмов, подобных этому, ведь мало кто будет спорить, что «Белое солнце…» очень полезно ввести в обязательную школьную программу для воспитания нормальных русских людей, ибо этот фильм вечен и непреходящ и одинаково интересен и полезен людям разных возрастов и социальных слоев… Редкий фильм, способный легко и мягко привести к катарсису у зрителя…

    Раскладывать по полочкам этот шедевр для меня задача непосильная… Да и немногим, я думаю, она по плечу. Ведь есть немало чудес на свете, которые не способен объять человеческий разум. «Белое солнце…» — одно из них.

    22 июля 2008 | 18:33

    Когда деревья были большими, а автор — совсем маленьким, показывали по телевизору замечательные фильмы из советской эпохи. Невдомёк было тогда автору, что станет он когда-нибудь настоящим киноманом и полюбит отечественное кино всей душой. И вот тёплый летний вечер, освещённая люстрой комната, привычный гомон на кухне. Кто-то включил телевизор, а там пустыню показывают. И то ли город в ней какой стоит, то ли просто руины. И ведёт туда бравый советский офицер закутанных в паранджи женщин, где-то поблизости бродит злодей Абдулла со своей шайкой головорезов и ищет своих жён, а на коне сидит посреди пустыни молчаливый и загорелый некто, по имени Саид… Детали стёрлись из памяти автора, но глазами ребёнка он всё ещё видит образ товарища Сухова. И чудится ему в нём что-то такое таинственное, важное и даже знакомое, чего объяснить он не может да и не умеет. А кроме того видит он в нём небывалое благородство, простоту и радушие — словом, ту самую русскую душу нараспашку. Здесь для него целый мир со своими порядками и событиями. Эпизоды растянуты впечатлительной душой до небывалых размеров, они кажутся беспредельными. И не вспомнишь, где кончается один и начинается другой, но точно знаешь одно — между ними пролегает целая вселенная, где красноармеец Сухов вместе с Петрухой живут настоящей армейской жизнью, полной опасностей и приключений. Тут держи ухо востро — как бы проклятые басурманы не застали врасплох. Бескрайняя пустыня, пустой город, плещущееся море, белый домик на берегу, павлиний сад, ржавая цистерна, романтика… Несговорчивый Верещагин подвыпил, Гюльчатай идёт к колодцу, а личико опять не показала. И сердце рвётся от тоскливой и заунывной песни старого таможенника…

    Но смутные реалии прошлого неизбежно уступают место отрезвляющим реалиям настоящего. И вот уже всё на своих местах. Лишь восемьдесят минут, за которые так многое обещает случиться, но больше тревожно нагнетается. Рассчитанная и выверенная до каждого кадра картина теперь складывается в голове в единую историю, полную живых и красочных деталей — от пехотной лопатки и старого чайника до волосатой груди бандита на коне и мохнатой шапки у него на голове. Теперь по-настоящему поражает своеобразный и неподражаемый восточный колорит молниеносных перестрелок, которыми не вполне удаётся насладиться в силу скромного размаха при постановке последних. И всё-таки как прекрасно снято, свежо и без излишеств, с тонким юмором и неизбывной тоской в груди. Теперь всплывает наружу и всё забытое: струна жизни Верещагина трагически оборвалась из-за подлой случайности, Петруха так и не отвёз Гюльчатай к доброй матушке, Саид остался гордым и молчаливым мстителем, а Абдулла — крепким и до конца несломлённым даже пулей красноармейца. Теперь товарища Сухова удалось разглядеть в полной мере и в полный рост его статной фигуры. И стал он от этого только ещё интереснее и самобытнее. Мягкий приветливый взгляд, непременные солдатские усы, походная щетина, незабвенные лопатка и чайник, огромные часы на руке, наградной пистолет, надвинутая на лоб фуражка — вот он весь перед нами. А в душе — неунывающий оптимизм русского мужика и бесконечно дорогая сердцу любезная Катерина Матвеевна. Поэтому Сухов — он наш, родной, понятный и совсем не холодно отстранённый, в отличие от бродяги в пончо. Как много новых смыслов и достоинств обретает в твоих глазах старый фильм Владимира Мотыля, как любишь и ценишь его в этом новом сознательном возрасте. Необъятный же мир закадровых эпизодов навсегда утрачен и остаётся в памяти лишь сладкой мечтой давно повзрослевшего ребёнка. Как и чудесная эпоха отечественного кино. Но «Белое солнце пустыни» — по-прежнему живой образец его, такой, что и смотреть любо-дорого и за родину не стыдно.

    Вот эээт точно.

    7 августа 2015 | 16:15

    После того, как советский прокат покорили «Неуловимые мстители» 1966 года, снятые в своеобразном жанре «истерн», являющимся разновидностью всем известного американского вестерна, партийным руководством Советского Союза было принято решение развивать подобное направление кинематографа и впредь, ведь зрители пребывали в неописуемом восторге от приключений бравых защитников отечества от всевозможных напастей. Ранее отечественные боевики представляли из себя исключительно картины военной тематики и, честно сказать, несколько поднадоели зрителю. Так что «Неуловимые мстители» стали самым настоящим прорывом и благодаря их успеху появился на свет еще один культовый фильм советской эпохи — замечательный комедийно-драматический боевик под названием «Белое солнце пустыни». Режиссером ленты стал молодой, но уже успевший доказать свою состоятельность постановщик Владимир Мотыль, отметившийся вместе с популярной военной лентой «Женя, Женечка и «Катюша»», которая снискала положительные отзывы как от зрителей, так и от критиков, а потому решение доверить очередной истерн в его руки оказалось не только логичным, но и, как оказалось, верным решением. За сценарий картины отвечало сразу трое авторов в лице Валентина Ежова, Рустама Ибрагимбекова и Марка Захарова, что уже говорило нам о том, что рассказанная история должна была быть по крайней мере интригующей и непрямолинейной. На главные роли в проекте были приглашены не шибко известные на тот момент, но тем не менее многообещающие исполнители, среди которых оказались такие будущие звезды, как Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Павел Луспекаев и Кахи Кавсадзе. Получив все необходимые разрешения, Владимир Мотыль с головой ушел в съемки, используя на полную мощность все предоставленные ему средства. Режиссер делал все возможное, чтобы его фильм стал одним из самых запоминающихся событий не только 1969 года, но и всего отечественного кино в целом. Однако легким путь на экраны для «Белого солнца пустыни» не был. Партийные чиновники заставили авторов ленты внести несколько десятков изменений в сценарий, включая уменьшение излишнего драматизма и увеличение морально-воспитательной составляющий. Владимиру мотылю пришлось пройти долгий и изнуряющий путь, но в конце концов его картина все же попала в прокат и даже со всеми переделками стала самой настоящей классикой, которую мы до сих пор любим и будем пересматривать еще не один раз.

    Ну а сам же сюжет картины разворачивается в 1920-х годах, сразу же после окончания изнурительной гражданской войны. Главным героем выступает бравый красноармеец Федор Иванович Сухов, или просто товарищ Сухов (Кузнецов), который после продолжительных боев наконец-то получил возможность вернуться домой к своей ненаглядной супруге. Путь героя пролегает через безграничную пустыню близ берегов Каспийского моря, где еще орудуют недобитые отряды восточных разбойников во главе с опаснейшим Абдулой (Кавсадзе). До поры, до времени Сухову удавалось избежать неприятностей, но от судьбы не уйдешь и ветерану войны все же придется принять свой последний бой. Совершенно случайно, прямо посреди пустыни он спасает от смерти закопанного по самое горло в песок повстанца Саида (Мишулин), тем самым отыскав для себя верного друга. Но это было только начало экранных приключений Сухова, ведь после спасения Саида он встречается с отрядом красноармейцев, которые собираются в скором времени положить конец бесчинствам Абдулы. Единственное, что им мешает, так это многочисленный гарем злодея, спасенный солдатами от верной погибели от мести вечно недовольного супруга. Глава красноармейцев поручает Сухову охрану женщин и просит отвести их в безопасных форпост возле моря и прикрепляет к нему в помощь молодого солдата Петруху (Николай Годиков). Вроде бы задание не должно было быть сложным, но мстительный Абдула в скором времени собирается покинуть страну с награбленным и попутно расправится со своими женами. Так что товарищ Сухов, Петруха и местный пограничник Верещагин (Луспекаев) при посильной помощи Саида (Мишулин) дают самый настоящий бой вооруженной до зубов банде Абдулы и стоят за свои идеалы до самого конца…

    Режиссер Владимир Мотыль снял свою картину в невероятно легком, располагающем стиле. Несмотря на то, что жанр картины действительно обозначен, как «истерн», предполагающий погони, взрывы и перестрелки, «Белое солнце пустыни» может похвастаться невероятной душевностью и множественными юмористическими зарисовками, которые и сделали фильм бессмертным. Конечно же зрительское внимание в первую очередь направлено на товарища Сухова, непревзойденно сыгранного Анатолием Кузнецовым. Главный герой картины предстает пред нами, как самый настоящий мужик, который прошел кровопролитную войну, но тем не менее не превратился в озлобленного на весь мир зверя. Товарищ Сухов мечтает о возвращение в свой родной плодородный край и представляет себе, как обнимет свою ненаглядную супругу. Тоска по дому давит на героя сильным грузом, но в тоже время он остается солдатом и выполняет свой долг несмотря ни на что. Особого комизма ситуации добавляет то, что Сухову поручают следить за целой толпой женщин. И подобное задание оказывается для прожженного бойца наиболее сложным за всю его военную карьеру. Женщины не на шутку привязались к своему опекуну и посчитали, что теперь они должны всецело принадлежать ему. Так что множество неловких эпизодов и уморительных ситуаций гарантированы.

    Что же касается второстепенных героев, то они вызывают не меньший интерес, нежели товарищ Сухов. Так молодой и наивный Петруха не на шутку заинтересовался скромной Гюльчатай (Татьяна Федотова) и то и дело пробовал разглядеть ее лицо за саваном, дабы узнать наверняка, по кому же плачет его сердце. Свою славу также получил и пограничник Верещагин, гениально сыгранный одним из наиболее недооцененных актеров эпохи, Павлом Луспекаевым. Герой считает, что свое уже давно отвоевал и относится к своей работе с халатностью, поедая на обед черную икру и отдыхая в тени ветвистых пальм. Но когда настоящая опасность приходит под его дом, то он сбрасывает с себя все ненужной и доказывает, что его еще рано отправлять на пенсию! Ну и нельзя не отметить неподражаемого бандита Абдулу, достоверно воплощенного в жизнь Кахи Кавсадзе. Грузинский исполнитель сыграл свою роль в лучших традициях американских вестернов и показал Абдулу, как жесткого и бескомпромиссного человека, которому совершенно нельзя верить, ведь для него нет ничего святого.

    Само же повествование отличается стремительной динамикой и не останавливается ни на один миг. В сюжете постоянно что-то происходит, а характеры героев постепенно преображаются и наполняются необходимым драматическим объемом. Немаловажной частью «Белого солнца пустыни» также является действительно качественный экшен, который вполне себе мог составить конкуренцию голливудским проектам. Владимир Мотыль создал интересное кино, в котором интригует все — и сама история, и герои, и антураж. Впоследствии отечественными постановщиками принимались попытки сыграть на славе «Белого солнца пустыни», но никто так и не смог повторить его настроение и стиль. Это шедевр в единственном экземпляре и никакие сиквелы ему не нужны.

    10 из 10

    20 марта 2015 | 12:06

    Владимиру Яковлевичу Мотылю посвящается…



    На уроках литературы, по-моему, в пятом или шестом классе, мы все, наверное, некоторое время изучали славянские былины. Про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича. Все, полагаю, в сочинениях писали что-то хорошее о России, славянском единстве и колоссальной мощи русского характера. Всякий человек, родившийся и выросший в нашей стране, имеет представление о Змее Горыныче, Бабе Яге и Кощее Бессмертном.

    И честно говоря, я не знаком с человеком, который бы хоть раз не посмотрел «Белое солнце пустыни», которое как славянские сказки рано или поздно появляется на горизонте у любого российского зрителя. Ведь это как игрушка: в 3 года радуют матрёшки, пластмассовые пупсики и погремушки; в 5 нравятся солдатики и боевые машинки; в 7 появляется конструктор; а в девять-десять начинаешь интересоваться кино, и родители вместо «Ну, погоди», «Вини-Пуха» и «Кота Леопольда» показывают простенькую, казалось бы, кино-картинку о среднеазиатских похождениях товарища Сухова, чудака Саида, злодея Абдуллы и его девяти жён, подростка Петрухи и таможенника Верещагина.

    Как будто бы всё ясно с детства. К тому же фильм расчленён на цитаты вдоль и попёрек — огромное количество фраз и словесных эпитетов уже давным-давно «запатентованы» как народная собственность.

    Но, с другой стороны, фильму колоссально не хватает внимания. Зрительского признания от нынешнего I-net поколения. Ведь это произведение является русским от начала и до конца. Пропитанное тонкой любовью к русскому национальному духу и стойкости натуры; наполненное мягкой иронией к недостаткам менталитета и воспевающее силу личности, преданность и долг как высшую ценность в жизни.

    Как говорится, взрослеешь тогда, когда начинаешь осознавать своё предназначение и искать смысл своего существования. Так и «Солнце» одновременно с течением жизни: в 10 лет — увлекательная забава, в 15 — интересное приключение; в 20 — сиюминутное развлечение. В 25 — …

    Знаете, после досадного поражения российской хоккейной сборной от канадской команды весь день пошел насмарку. На работе все злые, я злющий: мат на мате. Пришел домой — и включил «Солнце». Как-то светлее стало…

    27 февраля 2010 | 16:22

    Фильм Владимира Мотыля случился, как случается все самое лучшее в этой жизни — не благодаря чему то, а исключительно вопреки. С самого начала не складывалось абсолютно все: сценарий утвердили на Госкино только с третьей отчаянной попытки. Чехарда с кандидатурами на пост режиссера (Жалакявичус, Чулюкин, Басов, Мотыль) была под стать переписанному пятикратно сценарию. Картина сменила несколько названий: «Басмачи», затем «Пустыня», чуть позже — с наслаждением зарезанное цензурой «Спасите гарем!» и наконец, рожденное коллективным мозговым штурмом — «Белое солнце пустыни». Исполнитель главной роли актер Георгий Юматов умудрился ввязаться в пьяную драку за пару дней до начала съемок и режиссер был вынужден аврально заменить его на дублера Анатолия Кузнецова. Исполнителю роли таможенника Верещагина Павлу Луспекаеву незадолго до съемок хирурги ампутировали обе ступни, и перспектива участия актера в фильме повисла в воздухе. В первый же день приезда весь съемочный реквизит (костюмы и оружие) был украден местными и возвращен обратно только после переговоров с главным криминальным авторитетом города в обмен на обещание снять его в роли одного из басмачей. После невесть откуда взявшихся проливных дождей десятки квадратных метров каракумской пустыни жизнеутверждающе проросли бурьяном, и солдатам местного военного округа пришлось прополкой добиваться описанного сценарием «безжизненного» пейзажа фильма. А когда в первый день съемок вся группа собралась, наконец, у баркаса для ритуала разбития на удачу о его борт шампанского и бутылка разбилась только с третьей нецензурной попытки, кто- то в провисшей тишине обронил: «Одно из двух: либо картина будет г…, либо — шедевр». Мотыль вздохнул: «Ладно, приступаем к работе, а там — видно будет!».

    Культовый революционно-приключенческий байконур-истерн зародился во время одной из встреч сценариста Валентина Ежова с ветеранами Гражданской войны, которые в двадцатые годы прошлого столетия сражались с басмачами в Средней Азии. Один из них вспоминал, как беи, спасаясь от настигавших их «красных» отрядов, бросали на произвол судьбы в пустыне свои гаремы. Под конец рассказчик мимоходом заметил, что женщины в паранджах доставляли им в пустыне немало хлопот. Вцепившаяся мертвой хваткой в эти слова фантазия сценариста всего за полтора месяца дорисовала трагикомическую диспозицию фильма. Красноармеец Сухов, возвращающийся после войны домой через пески Средней Азии; встретившийся ему по пути гарем главаря басмачей Абдуллы, и последующая, «до последней капли крови», битва с местными банд-формированиями в дислокации, бывшего царского таможенного российского форпоста на Каспии. Экспериментальной Творческой Киностудией Мотылю был дан карт-бланш, конфискованный сразу же после того, как съемки двухсерийного советского боевика с восточным колоритом были завершены. Из двух серий было приказано сделать одну, полностью переснять финал, кастрировать и так уже куцую (и это при богатейших то потенциальных возможностях гаремной тематики!) эротику, и вообще…от греха отложить ленту подальше в закрома. Фильм спасла от забвения не иначе как сама госпожа Удача — частный киносеанс на даче Генсека СССР Брежнева.

    Фильм-легенда… И фильм-дуэль! Советский рублевый вызов «долларовой» трилогии, миддл-истерн против спагетти-вестерна, Мотыль против Леоне. Лукавый прищур Кузнецова («павлины говоришь…хех!») — наш ответ хищному оскалу Иствуда. Не берущий мзду и обидчивый за всю державу таможенник, одним взглядом исподлобья затмевающий местечково ответственного лишь за свой городишко шерифа. Бандит Абдулла, гордый профиль и орлиный разворот плеч (ах, шайтан, может не так уж и плохо быть его одиннадцатой любимой женой?) — без боя взятый статус альфа-самца в списке самых неотразимых негодяев в истории кино. Изощренность восточного коварства басмачей («хочешь, мы заплатим золотом?») — в пику берущим нахрапом пенкиппским «диким бандам». Именные наганы против смит-вессоновских кольтов; наша сорокоградусная рекой против их постаканно дозированного виски; стенько-разинская романтика захвата баркаса, противопоставленная классическому алгоритму ограбления поезда. Неспешная прогулка с чайничком наперевес сквозь раскаленное марево среднеазиатской пустыни — старательно сдерживаемая улыбка над медитативным покачиванием в седле по мексиканским прериям. Черная икра ложками — неприкрытая насмешка над мелочевкой рассыпного золота калифорнийской лихорадки. Смекалка, вставленная запалом в непререкаемый аргумент — ящик динамита — это сто очков вперед ковбойскому тет-а-тет пижонству на площадях под часами. И наконец, уже откровенная издевка над «непокобелимыми» канонами брутальнейшего из жанров: путающийся весь фильм под ногами полигамный батальон «товарищей женщин», как символ извечно несчастной бабской доли, сыгранный к тому же большую, «пустынную» часть фильма мужской половиной съемочной группы.

    Разумеется, по госзаказу. Естественно, чтобы доказать: «наши истерны — самые истерновые истерны в мире». Конечно же, по старинной русской традиции «хорошему вору все впору» — скалькированое. Но в то же время — не имеющее аналогов в мировой кинематографии. Двух, трех, а иногда и четырехслойные провокационные детали и подтексты, контрабандно спрятанные режиссером в фильме. Принципиально иная мотивационная изнанка фильма, сотканная из особым образом скроенного менталитета. Основа — та самая, не подводимая ни под какую идеологическую базу и выходящая за рамки любой патриотической пропаганды тяга к развесистым березкам и тоска по разлюбезной Екатерине Матвевне. Чисто русский, мересьевский подвиг актера Павла Луспекаева, снимавшегося с адской болью в кровоточащих ногах в его последнем в жизни фильме без костылей и дублеров. Принцип «сам пропадай, а других выручай», завернутый в паранджу восточного фатализма «кисмет» и для пущей надежности еще и трижды перекрещенный нашим «авось». Товарищ Сухов, которого Мотыль позаимствовал из народных сказок о смышленом солдате, что шел с двадцатилетней верной службы царю-батюшке в родную деревеньку и умудрялся по пути семерых одним махом уложить, кашу из топора сварить, да еще и Гюльчатай Прелестную ординарцу Петрухе добыть. Мощный, колоритный типаж таможенника Верещагина, за которым режиссер нырнул еще глубже — в записанные на жесткий подкорковый диск кластеры древних богатырских былин. Но самое гениальное изобретение фильма — рвущаяся, как журавль в небо, сквозь морзянку выстрелов истосковавшаяся душа солдата, по-крестьянски обстоятельно расписанная в письмах к любимой женщине.

    Который бы раз не смотреть — нет-нет да и подловишь себя на невольной улыбке. Всякий раз снова сдавит до боли в груди: «Только бы доплыл…Только бы не поверила…Только бы не обознался…» Как бы хотелось, чтобы слова «сиквел» и «римейк» не коснулись этого необыкновенного фильма. Чтобы память отцифровала его магию нетронутой и без ограничения срока давности. Потому как настоящее, душевное, родное, растасканное на байки и анекдоты, принятое всем сердцем и всенародно выбранное для прощального просмотра перед прыжком в антигравитационную вечность — рождается очень и очень редко. Как правило — случайно, как принято у нас — вразрез и почти всегда — вопреки.

    Госпоже Удаче

    3 августа 2011 | 13:16

    Начало двадцатых годов двадцатого столетия, пустыня возле Каспийского моря. Оттуда возвращается домой некий товарищ Сухов, по совместительству красноармеец и просто хороший человек. По дороге встречает он разных колоритных личностей и узнает, что в округе зверски орудует некий Абдулла, задумавший перед переездом убить весь свой многочисленный гарем (традиция такая, если что). Естественно, наш герой не мог пройти мимо такого безобразия и не показать нечестивому басурманину кузькину мать.

    Совершенно поразительно, как при такой завязке, граничащей между националистической агиткой и треш боевичком, получилась такая трогательная история про мир, дружбу, любовь и взаимопонимание. Да еще и по мнению многих, первый советский вестерн.

    «Белое солнце…» один из тех фильмов, про которые расскажешь непосвященному человеку — не поверит, а как посмотрит — разбирает на цитаты и называет девушек «товарищами». Что уже удивительно, учитывая, что персонажей трудно назвать особо разговорчивыми, но вот как скажут — так прямо в цель.

    Чего не отнять у всего советского кинематографа в целом, так это поразительного умения показывать максимум при минимуме выразительных средств, делать практически лишенное эмоций, но очень чувственное кино. В доброй части фильма напрочь отсутствует как саундтрек (но, как и с диалогами, мало, но зато точно в цель) так и вообще звуковое оформление, что нисколько не мешает восприятию фильма, а даже наоборот, способствует большему погружению, никак от этого не отвлекая. Действие неторопливое, но со своим ритмом и захватывает сильнее доброй части современных экшн-фильмов.

    Удивительным образом жестокий реализм происходящего, сочетается с милой наивностью рассказчика. Совмещаются совершенно противоположные и вроде бы несовместимые вещи. Порой в пределах одной сцены одновременно хочется как плакать, так и смеяться.

    Даже главному злодею, несмотря на полное отсутствие положительных черт, как-то немного, но сопереживаешь, прям понимаешь по-человечески, очень проникновенная игра Кахи Кавсадзе. Чего уж говорить про положительных персонажей (среди которых особенно отличились Спартак Мишулин и Павел Луспекаев), и в частности главного героя в исполнении Анатолия Кузнецова (ну копия же Клинта Иствуда!), ставшего чуть ли не идеалом поколения.

    Конечно же, для фильма снятого к столетию рождения В. И. Ленина без политической подоплеки никак нельзя было обойтись. Но здесь она достаточно условна и куда большее значение уделяется не ей, а российскому (именно российскому, а не советскому) менталитету.

    Можно долго спорить, что вообще перед нами: вестерн, истерн, комедия, боевик, драма или еще что-то, не думаю, что режиссер вообще ставил перед собой задачу сделать жанровое кино. Перед нами бытописание, как бы это ни казалось странным при таком сюжете. Причем бытописание с учетом русского менталитета и национального колорита в целом. Своеобразная сферическая Россия в вакууме и вообще непривычных условиях.

    Нынешнему, неискушенному советским кинематографом человеку, так и хочется произнести страшно слово «арт-хаус», и недоумевать, как такая причудливая лента смогла понравиться такому количеству людей и стать действительно всенародно любимой. Некоторые с умным видом скажут «классика постмодернизма», а третьи просто «душевно» и окажутся умнее.

    7 июня 2012 | 14:37

    Невыносимая жара. Пустыня, словно белая простыня, ровно застеленная на уютной постели. Кругом настолько тихо, что можно услышать визг тушканчика. По этой безлюдной местности шагает неутомимый, бесстрашный командир Федор Сухов. Своими тертыми ботинками он жестко топчет мягкий песок, идет так, как будто танк по грунтовой тропинке. Одет он исключительно по «моде»,на нем:белая рубаха, светло-коричневые штаны, заправленные в испачканные портки и белая фуражка, на которой сверкает «красная звезда».

    Ходит, долго ходит, практически не останавливаясь, но всё же в один момент видит закопанного до шеи незнакомца-Саида. Откопав его, дает ему немного пищи и воды и направляется в лагерь, где ему поручает задание, а именно поймать самого неугомонного и упрямого разбойника-Абдуллу.

    Этот фильм был положен на полку и был близок к утилизации, но по какими то необузданным обстоятельствам, фильм оказался в кинопроекторе самого Леонида Ильича. Многими кинокритиками он был посрамлен, но истинные ценители еще в то время гласили об уникальности фильма. Самыми ярыми поклонники этого фильма стали космонавты. Бурный интерес космонавтов к этой картине неверное навсегда останется загадкой. Вы не представляете, но они это фильм практически знают наизусть, смотрели его каждый раз перед новым полетом, а возвращаясь снова и снова его пересматривали. Прошли года и «Белое солнце пустыни» стал культовым не только среди космонавтов, но и среди оставшегося населения советского союза. Оно и не удивительно, ведь фильм снимал гениальнейший режиссер-Владимир Мотыль.

    Владимир Мотыль никогда не снимал масштабное кино, да он и даже не пытался, он снимал исключительно для народа. Начиная фильмом про великую революцию на Памире, заканчивая «Богровым цветком снегопада». Все фильмы Мотыля очень разные, но все они по своему прекрасны. Хоть и «Звезда пленительного счастья» поклонниками режиссера считается его лучшим фильмом, я все думаю, что лучший фильм Владимира Мотыля-«Белое солнце пустыни». Почему я так считаю?Да потому что, такого необычного фильма, за исключением некотрых картин Андрея Тарковского, не было. Оригинальный сюжет. Настоящий вестерн, только наш-Советский. Сюжетная линия настолько захватывающая, что постоянно держит в напряжении, а как же блистателен Анатолий Кузнецов. Безусловно его лучшая роль, просто бесподобно. Не менее прекрасен и Павел Луспакаев. Стоя ему хлопаю, ведь совсем больной уже играл, тяжело было но играл. Я считаю без его игры в роли отставного командира-Верещагина, фильм утратил бы свою некую изюмину, а именно бесподобный юмор в исполнении гениального актёра, который нам запомнится на всю жизнь. Так же стоит отметит талантливейшего композитора-Булата Окуджаву. Его песня «Ваше благородие, госпожа удача» навсегда останется в сердцах каждого человека, посмотревший этот фильм.

    В итоге мы получаем-потрясающий, остросюжетный боевик, с элементами комедии и драмы. Фильм, который подарил нам незабываемые ощущения после просмотра, который хочеться смотреть снова и снова. Фразы, произносимые в фильме, например «Восток-дело тонкое» или «Я мзду не беру, мне за державу обидно» «Допью и брошу» стали крылатыми и по сей день мы их используем при подходящих обстоятельствах.

    Культовый фильм снятый гениальным режиссером, в лучших традициях Владимира Мотыля!

    15 декабря 2014 | 05:23

    По пустыни, где смерть скрывает песок, а жизнь предстаёт лишь в виде какой-нибудь омерзительной ящерицы, идёт человек, он не выглядит уставшим, он смело идёт по его собственному пути, ведь в пустыне каждый должен знать свой путь.

    На первый взгляд это типичное описание начала вестерна, сугубо американского жанра про худшее время Соединённых Штатов. Однако, этот фильм, вышедший в 1970-м году стал одним из лучших фильмов советского союза, а для того времени в нём было всё необходимое: патриотический настрой, коммунистический призыв, отвага солдата, любовь к Родине, впрочем последнее можно отнести к первому, но любовь к Родине, выраженная в любовной линии главного героя и его жены Настасьи Петровны, достойна отдельного внимания. Главного героя зовут Товарищ Сухов. Когда вспоминаешь западные истории об освоении Америки, вспоминаешь такие имена героев: Джей — корявая нога, Одинокий Волк, Орёл, Быстрый Ствол, Большая борода, в общем имена, которые обязательным образом отражали способность главного героя или его прошлое, а может какую-нибудь привычку. Так и здесь, после просмотра и не помнишь настоящих имён, главный герой остаётся тем, кем и был — Товарищ Сухов. Первый, кого он встречает на своём пути в сюжете фильма — Саид, такой восточный мститель, в исполнении Спартака Мишулина. Его зарыли по голову в песок, заставив умирать в муках, но ему не страшна не смерть, не боль, не предсмертные муки, не солнце, Правда на его стороне и он делает своё дело — мстит. Сухов и Саид даже похожи друг на друга, но с разницей менталитетов тех мест, откуда каждый из них вышел. Сухов откапывает Саида, при этом шутя и рассказывая истории, снова-таки как типичный ковбой-смельчак.

    Но товарища Сухова история бросает в сторону, ему нужно доставить жён местного бондюгана куда-то, куда его попросили. Нелепый случай ставит его лицом к лицу с опасностью в виде мужа этих дам — Абдулы, который не намерен просто оставить свой гарем. Как и подобает идеальному герою, он берётся за это непростое дело, зная, что его ожидает опасность. В фильмах жанра вестерн существуют звонкие словосочетания, которыми разговаривают герои. Их легко запомнить и они многозначительны: «Тому кинжал хорош, у кого он есть», «Восток — дело тонкое», и, пожалуй, главное: «У него граната не той системы», фраза, которой не было в сценарии, она стала нарицательной. А как же шутки на грани чёрного юмора и юмора в предсмертной ситуации (знаете, когда уже смерть уже дышит в лицо беззащитному герою, вполне смело сострить что-то вроде «Тебе побриться стоило, а потом меня убивать» или конкретный случай: «Попробуй, увернись» (Матрица), Тринити сказала и две минуты ничто Нео не грозит).

    В вестерне всё специально преувеличенно и возведено в абсолют, зло есть зло, добро есть добро, ковбои — фермеры, индейцы — первобытное зло, любовь с первого взгляда — на всю жизнь, смертельный враг так же с первого взгляда признаётся врагом. Есть какая-то обаятельность в такой вот консистенции, что-то интересное и приятное… Со временем вестерн изменился, да и вообще, жанр потерял много со времён классического вестерна и стал просто боевиком о 19-м веке Соединённых Штатов. Но узнать черты настоящего, сухого, жесткого вестерна зрителю так же легко, как полюбить его. Помните перестрелки ковбоев в ваших любимых вестернах? А перестрелки в «Белом солнце пустыни», когда из кольта производится много выстрелов приблизительно в ту сторону, где стоит враг и пули чудесным образом попадают в голову, причём все? Перед вами вестерн.

    17 апреля 2010 | 12:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>