всё о любом фильме:

Белое солнце пустыни

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Мотыль
сценарийВалентин Ежов, Рустам Ибрагимбеков, Марк Захаров
директор фильмаЮрий Хохлов
операторЭдуард Розовский
композиторИсаак Шварц
художникВалерий Кострин, Белла Маневич-Каплан
монтажВ. Нестерова
жанр боевик, драма, мелодрама, комедия, приключения, военный, ... слова
зрители
СССР  34.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время84 мин. / 01:24
Бесконечная пустыня, боец Сухов, прикуривающий с динамитной шашки, нескладный Петруха с вечно заклинивающей трехлинейкой, обаятельный Верещагин, с надоевшей черной икрой и знаменитыми песнями-балладами, ловкий Саид с незабвенным «Стреляли», злодей Абдулла со своей бандой, любознательная Гульчатай, играющая с черепахою…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм с рабочим названием «Спасите гарем!» снимали в Ленинградской области, в Каракумах и под Махачкалой на берегу Каспия.
    • Интересна судьба главного героя фильма — товарища Сухова. Сначала на эту роль пригласили актера Георгия Юматова. Но у него в то время были серьезные проблемы с алкоголем. И режиссер поставил ему условие: уйдешь в запой — сниму с фильма. Как назло, прямо накануне съемок Юматов «сорвался»: напился и ввязался в драку. Все лицо актера было побито, несмотря на то, что он просил своих обидчиков не оставлять синяков, так как грим не сможет «убрать» фингалы. Но те били именно по лицу. Ни о какой главной роли после этого не могло быть и речи. Тут и пригласили сниматься Анатолия Кузнецова, которого срочно вызвали из Москвы.
    • Кровь на лице Верещагина в эпизоде на баркасе — настоящая. Актёр Павел Луспекаев явился на съёмочную площадку с ножевой раной на лице, которую получил в потасовке с местными жителями в пивной поблизости.
    • Среди «жён Абдуллы» были только две профессиональные актрисы, остальных играли баскетболистка, научный сотрудник и продавец. Так как после съёмок основных сцен девушкам нужно было срочно возвращаться на работу, в эпизодах отсутствующих «жён» пришлось дублировать солдатами. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съемках, все девушки игравшие жен были привезены из Москвы.
    • После того, как Верещагин выбрасывает из окна подпоручика из отряда Абдуллы, тот, отряхнувшись и сев на коня, произносит ставшую знаменитой фразу «Да гранаты у него не той системы». Этой фразы в сценарии не было, она родилась экспромтом.
    • По сценарию, Верещагина звали Александр, но Павел Луспекаев вложил в своего героя столько души, что поменялось даже имя персонажа.
    • Актёр Кахи Кавсадзе за всё время съёмок так и не научился ездить верхом. На всех кадрах он либо сидит неподвижно, а лошадь крепко держат под уздцы, либо его носит на плечах другой человек.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В полной версии, в конце фильма — жены выбегают, бросаются к мертвому Абдулле и рыдают. Это эпизод был вырезан цензурой.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Этот своеобразный миддл-истерн, то есть среднеазиатский боевик о борьбе с басмачами (хотя, возможно, благодаря его успеху как раз и возникло определение «советский вестерн») стал не только культовым, но и одним из самых любимых фильмов для нескольких поколений зрителей. Так что к 25-летию его выпуска на экран были предприняты попытки назвать лучшим по опросу публики, а потом вручить запоздало Государственную премию России. Что, в общем-то, по-детски наивно и в каком-то смысле всё же оскорбительно по отношению к «Белому солнцу пустыни», якобы зажимаемому властями в апреле 1970 года, когда всё прогрессивное человечество просто обязано было праздновать более славную дату — столетие В. И. Ленина. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 211 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    После того, как советский прокат покорили «Неуловимые мстители» 1966 года, снятые в своеобразном жанре «истерн», являющимся разновидностью всем известного американского вестерна, партийным руководством Советского Союза было принято решение развивать подобное направление кинематографа и впредь, ведь зрители пребывали в неописуемом восторге от приключений бравых защитников отечества от всевозможных напастей. Ранее отечественные боевики представляли из себя исключительно картины военной тематики и, честно сказать, несколько поднадоели зрителю. Так что «Неуловимые мстители» стали самым настоящим прорывом и благодаря их успеху появился на свет еще один культовый фильм советской эпохи — замечательный комедийно-драматический боевик под названием «Белое солнце пустыни». Режиссером ленты стал молодой, но уже успевший доказать свою состоятельность постановщик Владимир Мотыль, отметившийся вместе с популярной военной лентой «Женя, Женечка и «Катюша»», которая снискала положительные отзывы как от зрителей, так и от критиков, а потому решение доверить очередной истерн в его руки оказалось не только логичным, но и, как оказалось, верным решением. За сценарий картины отвечало сразу трое авторов в лице Валентина Ежова, Рустама Ибрагимбекова и Марка Захарова, что уже говорило нам о том, что рассказанная история должна была быть по крайней мере интригующей и непрямолинейной. На главные роли в проекте были приглашены не шибко известные на тот момент, но тем не менее многообещающие исполнители, среди которых оказались такие будущие звезды, как Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Павел Луспекаев и Кахи Кавсадзе. Получив все необходимые разрешения, Владимир Мотыль с головой ушел в съемки, используя на полную мощность все предоставленные ему средства. Режиссер делал все возможное, чтобы его фильм стал одним из самых запоминающихся событий не только 1969 года, но и всего отечественного кино в целом. Однако легким путь на экраны для «Белого солнца пустыни» не был. Партийные чиновники заставили авторов ленты внести несколько десятков изменений в сценарий, включая уменьшение излишнего драматизма и увеличение морально-воспитательной составляющий. Владимиру мотылю пришлось пройти долгий и изнуряющий путь, но в конце концов его картина все же попала в прокат и даже со всеми переделками стала самой настоящей классикой, которую мы до сих пор любим и будем пересматривать еще не один раз.

    Ну а сам же сюжет картины разворачивается в 1920-х годах, сразу же после окончания изнурительной гражданской войны. Главным героем выступает бравый красноармеец Федор Иванович Сухов, или просто товарищ Сухов (Кузнецов), который после продолжительных боев наконец-то получил возможность вернуться домой к своей ненаглядной супруге. Путь героя пролегает через безграничную пустыню близ берегов Каспийского моря, где еще орудуют недобитые отряды восточных разбойников во главе с опаснейшим Абдулой (Кавсадзе). До поры, до времени Сухову удавалось избежать неприятностей, но от судьбы не уйдешь и ветерану войны все же придется принять свой последний бой. Совершенно случайно, прямо посреди пустыни он спасает от смерти закопанного по самое горло в песок повстанца Саида (Мишулин), тем самым отыскав для себя верного друга. Но это было только начало экранных приключений Сухова, ведь после спасения Саида он встречается с отрядом красноармейцев, которые собираются в скором времени положить конец бесчинствам Абдулы. Единственное, что им мешает, так это многочисленный гарем злодея, спасенный солдатами от верной погибели от мести вечно недовольного супруга. Глава красноармейцев поручает Сухову охрану женщин и просит отвести их в безопасных форпост возле моря и прикрепляет к нему в помощь молодого солдата Петруху (Николай Годиков). Вроде бы задание не должно было быть сложным, но мстительный Абдула в скором времени собирается покинуть страну с награбленным и попутно расправится со своими женами. Так что товарищ Сухов, Петруха и местный пограничник Верещагин (Луспекаев) при посильной помощи Саида (Мишулин) дают самый настоящий бой вооруженной до зубов банде Абдулы и стоят за свои идеалы до самого конца…

    Режиссер Владимир Мотыль снял свою картину в невероятно легком, располагающем стиле. Несмотря на то, что жанр картины действительно обозначен, как «истерн», предполагающий погони, взрывы и перестрелки, «Белое солнце пустыни» может похвастаться невероятной душевностью и множественными юмористическими зарисовками, которые и сделали фильм бессмертным. Конечно же зрительское внимание в первую очередь направлено на товарища Сухова, непревзойденно сыгранного Анатолием Кузнецовым. Главный герой картины предстает пред нами, как самый настоящий мужик, который прошел кровопролитную войну, но тем не менее не превратился в озлобленного на весь мир зверя. Товарищ Сухов мечтает о возвращение в свой родной плодородный край и представляет себе, как обнимет свою ненаглядную супругу. Тоска по дому давит на героя сильным грузом, но в тоже время он остается солдатом и выполняет свой долг несмотря ни на что. Особого комизма ситуации добавляет то, что Сухову поручают следить за целой толпой женщин. И подобное задание оказывается для прожженного бойца наиболее сложным за всю его военную карьеру. Женщины не на шутку привязались к своему опекуну и посчитали, что теперь они должны всецело принадлежать ему. Так что множество неловких эпизодов и уморительных ситуаций гарантированы.

    Что же касается второстепенных героев, то они вызывают не меньший интерес, нежели товарищ Сухов. Так молодой и наивный Петруха не на шутку заинтересовался скромной Гюльчатай (Татьяна Федотова) и то и дело пробовал разглядеть ее лицо за саваном, дабы узнать наверняка, по кому же плачет его сердце. Свою славу также получил и пограничник Верещагин, гениально сыгранный одним из наиболее недооцененных актеров эпохи, Павлом Луспекаевым. Герой считает, что свое уже давно отвоевал и относится к своей работе с халатностью, поедая на обед черную икру и отдыхая в тени ветвистых пальм. Но когда настоящая опасность приходит под его дом, то он сбрасывает с себя все ненужной и доказывает, что его еще рано отправлять на пенсию! Ну и нельзя не отметить неподражаемого бандита Абдулу, достоверно воплощенного в жизнь Кахи Кавсадзе. Грузинский исполнитель сыграл свою роль в лучших традициях американских вестернов и показал Абдулу, как жесткого и бескомпромиссного человека, которому совершенно нельзя верить, ведь для него нет ничего святого.

    Само же повествование отличается стремительной динамикой и не останавливается ни на один миг. В сюжете постоянно что-то происходит, а характеры героев постепенно преображаются и наполняются необходимым драматическим объемом. Немаловажной частью «Белого солнца пустыни» также является действительно качественный экшен, который вполне себе мог составить конкуренцию голливудским проектам. Владимир Мотыль создал интересное кино, в котором интригует все — и сама история, и герои, и антураж. Впоследствии отечественными постановщиками принимались попытки сыграть на славе «Белого солнца пустыни», но никто так и не смог повторить его настроение и стиль. Это шедевр в единственном экземпляре и никакие сиквелы ему не нужны.

    10 из 10

    20 марта 2015 | 12:06

    Вот о чём подумалось… Несмотря на идеологизм и всё как полагается, сквозит мысль о бессмысленности революции. Ну вот ради чего всё это? Петруха и Гюльчатай, Верещагин и одиноко стареющая его жена — из-за бандюганских жён, которых любили-кормили-одевали, а теперь они лишились своего Абдуллы, с которым жилось припеваючи. Получается, зря полезли «освободители» в чужой монастырь со своим уставом.

    Но фильм душевный. В Сухова невозможно не влюбиться, он воплощение русской души! И остальные герои цепляют: дикое отчаяние Верещагиной, Павел, который проникся к Петрухе отеческой нежностью, нерастраченной из-за смерти сына, совсем маленькая ещё Гюльчатай… и синеокая девушка в красном сарафане.

    5 ноября 2010 | 13:42

    Бесспорно один из лучших фильмов советского кинематографа! Не раз пересматривал, очень люблю этот фильм, хотя мне всего 21 год. Фильм затрагивает и тему русского человека, и русского солдата, и советского союза, и востока, и родины. После него пробирает чувство патриотизма и гордости за державу, за которую, конечно, обидно.

    Любимый саундтрек. Считаю, что фильм достоин места в топ-100 рядом с «Судьбой человека», «Зорями» и другими шедеврами!

    8 ноября 2009 | 05:51

    Отзывы сплошь положительные и расписывающие только достоинства. Я не смотрел ни разу этот фильм, сегодня это случилось. Конечно, если копаться, как многие любят делать, то можно найти и скрытые смыслы, и глубоко обращать внимание на каждое движение и жест каждого актёра. Однако 80 минут — очень мало времени для такого жанра. Событий не так уж и много, но и здесь умудрились сделать несколько сцен, где употребляют спиртное, навязывая нам, что «настоящие русские мужики» бухают из пятилитровых склянок и никак иначе. Если переместиться в 70-е, можно понять, почему «Белое солнце пустыни» стал культовым фильмом: из-за небольшой жанровой альтернативы. На цитаты разнесли чуть ли не весь фильм, хотя казалось бы, ну что здесь такого удивительного. Соглашусь, что у каждого поколения свои фильмы, на которых проходит их детство и молодость, и язык не повернётся сказать что-то плохое о них. Отмечу, что игра актёров отличная, снято для того времени на уровне, песни в фильме очень трогательные. Очень быстрая концовка, было бы здорово, если бы Саид и Сухов вместе пошли за Джавдетом. Короткий фильм, пустыня, море. Жалко Петруху, Абдулла — подлый человек.

    2 апреля 2016 | 18:11

    Крайне сложно писать отзывы от ТАКИХ фильмах. Эта задача настолько сложна, как написать, к примеру, сочинение по «Золотому Теленку» или проанализировать песни, которые пела твоя мать возле твоей колыбели.

    Что можно сказать о фильме, который моногие уже не воспринимают как самостоятельное произведение, но как один из столпов самобытной национальной культуры, формирующий русской менталитет и оказывающий мощнейшее формирующее позитивное влияние на традиционный русский архетип?

    Ведь именно этот фильм смотрели (и смотрят, если я не ошибаюсь) наши космонавты перед стартом, именно его смотрели наши гениальные советские хоккеисты перед решающими матчами. Какие еще примеры могут сильнее и ярче показать нам общечеловеческую значимость этого шедевра?

    Я считаю, у нас снято немного фильмов, подобных этому, ведь мало кто будет спорить, что «Белое солнце…» очень полезно ввести в обязательную школьную программу для воспитания нормальных русских людей, ибо этот фильм вечен и непреходящ и одинаково интересен и полезен людям разных возрастов и социальных слоев… Редкий фильм, способный легко и мягко привести к катарсису у зрителя…

    Раскладывать по полочкам этот шедевр для меня задача непосильная… Да и немногим, я думаю, она по плечу. Ведь есть немало чудес на свете, которые не способен объять человеческий разум. «Белое солнце…» — одно из них.

    22 июля 2008 | 18:33

    Образ товарища Сухова — пример настоящего воина. Он любит свою Родину, верен любимой женщине, мечтателен. Но от его взора, как от настоящего бойца, не укрывается ни один шорох, он смиренно и творчески справляется с любыми проблемами, не проливая напрасно даже кровь врага, добросердечен к окружающим, не назойлив, когда обращается за помощью в критической ситуации. Спокоен, профессионален и мудр. Образец настоящего мужчины.

    В этом фильме каждый персонаж имеет свой смысл: Абдулла — воплощение корыстолюбивого зла, Верещагин — символ не только честного служения делу и Отечеству, но он еще и разрывается между долгом воина и желанием сберечь семейный очаг. Саид — воплощение восточного спокойствия, преданности, мужественности.

    Этот фильм смотрят и дети. В фильме приключений Петрова и Васечкина герои отважно помогают Сухову. Фильм оказал влияние и на мультипликацию: в мультфильме «Прогулка кота Леопольда» есть отсылка к этому фильму. Ну и самое главное это единственный фильм, который можно назвать космическим, ведь его перед каждым вылетом смотрят наши, да и не только наши космонавты. И приучили к этому еще и своих зарубежных коллег. Так что э тот фильм стал международным и космическим. И следовательно этот фильм еще и объединяющий все народы.

    Не стало Анатолия Кузнецова, замечательного и талантливого актера. Уходит эпоха великих актеров, гвардия. Прощайте товарищ Сухов. Смотрите наше старое доброе кино. Мои любимые фильмы с ним: «Дайте жалобную книгу»,«Белое солнце…», «В зоне особого внимания», «Ответный ход»… Вечная память замечательному Актеру!

    10 из 10

    9 марта 2014 | 23:27

    Невыносимая жара. Пустыня, словно белая простыня, ровно застеленная на уютной постели. Кругом настолько тихо, что можно услышать визг тушканчика. По этой безлюдной местности шагает неутомимый, бесстрашный командир Федор Сухов. Своими тертыми ботинками он жестко топчет мягкий песок, идет так, как будто танк по грунтовой тропинке. Одет он исключительно по «моде»,на нем:белая рубаха, светло-коричневые штаны, заправленные в испачканные портки и белая фуражка, на которой сверкает «красная звезда».

    Ходит, долго ходит, практически не останавливаясь, но всё же в один момент видит закопанного до шеи незнакомца-Саида. Откопав его, дает ему немного пищи и воды и направляется в лагерь, где ему поручает задание, а именно поймать самого неугомонного и упрямого разбойника-Абдуллу.

    Этот фильм был положен на полку и был близок к утилизации, но по какими то необузданным обстоятельствам, фильм оказался в кинопроекторе самого Леонида Ильича. Многими кинокритиками он был посрамлен, но истинные ценители еще в то время гласили об уникальности фильма. Самыми ярыми поклонники этого фильма стали космонавты. Бурный интерес космонавтов к этой картине неверное навсегда останется загадкой. Вы не представляете, но они это фильм практически знают наизусть, смотрели его каждый раз перед новым полетом, а возвращаясь снова и снова его пересматривали. Прошли года и «Белое солнце пустыни» стал культовым не только среди космонавтов, но и среди оставшегося населения советского союза. Оно и не удивительно, ведь фильм снимал гениальнейший режиссер-Владимир Мотыль.

    Владимир Мотыль никогда не снимал масштабное кино, да он и даже не пытался, он снимал исключительно для народа. Начиная фильмом про великую революцию на Памире, заканчивая «Богровым цветком снегопада». Все фильмы Мотыля очень разные, но все они по своему прекрасны. Хоть и «Звезда пленительного счастья» поклонниками режиссера считается его лучшим фильмом, я все думаю, что лучший фильм Владимира Мотыля-«Белое солнце пустыни». Почему я так считаю?Да потому что, такого необычного фильма, за исключением некотрых картин Андрея Тарковского, не было. Оригинальный сюжет. Настоящий вестерн, только наш-Советский. Сюжетная линия настолько захватывающая, что постоянно держит в напряжении, а как же блистателен Анатолий Кузнецов. Безусловно его лучшая роль, просто бесподобно. Не менее прекрасен и Павел Луспакаев. Стоя ему хлопаю, ведь совсем больной уже играл, тяжело было но играл. Я считаю без его игры в роли отставного командира-Верещагина, фильм утратил бы свою некую изюмину, а именно бесподобный юмор в исполнении гениального актёра, который нам запомнится на всю жизнь. Так же стоит отметит талантливейшего композитора-Булата Окуджаву. Его песня «Ваше благородие, госпожа удача» навсегда останется в сердцах каждого человека, посмотревший этот фильм.

    В итоге мы получаем-потрясающий, остросюжетный боевик, с элементами комедии и драмы. Фильм, который подарил нам незабываемые ощущения после просмотра, который хочеться смотреть снова и снова. Фразы, произносимые в фильме, например «Восток-дело тонкое» или «Я мзду не беру, мне за державу обидно» «Допью и брошу» стали крылатыми и по сей день мы их используем при подходящих обстоятельствах.

    Культовый фильм снятый гениальным режиссером, в лучших традициях Владимира Мотыля!

    15 декабря 2014 | 05:23

    Начало двадцатых годов двадцатого столетия, пустыня возле Каспийского моря. Оттуда возвращается домой некий товарищ Сухов, по совместительству красноармеец и просто хороший человек. По дороге встречает он разных колоритных личностей и узнает, что в округе зверски орудует некий Абдулла, задумавший перед переездом убить весь свой многочисленный гарем (традиция такая, если что). Естественно, наш герой не мог пройти мимо такого безобразия и не показать нечестивому басурманину кузькину мать.

    Совершенно поразительно, как при такой завязке, граничащей между националистической агиткой и треш боевичком, получилась такая трогательная история про мир, дружбу, любовь и взаимопонимание. Да еще и по мнению многих, первый советский вестерн.

    «Белое солнце…» один из тех фильмов, про которые расскажешь непосвященному человеку — не поверит, а как посмотрит — разбирает на цитаты и называет девушек «товарищами». Что уже удивительно, учитывая, что персонажей трудно назвать особо разговорчивыми, но вот как скажут — так прямо в цель.

    Чего не отнять у всего советского кинематографа в целом, так это поразительного умения показывать максимум при минимуме выразительных средств, делать практически лишенное эмоций, но очень чувственное кино. В доброй части фильма напрочь отсутствует как саундтрек (но, как и с диалогами, мало, но зато точно в цель) так и вообще звуковое оформление, что нисколько не мешает восприятию фильма, а даже наоборот, способствует большему погружению, никак от этого не отвлекая. Действие неторопливое, но со своим ритмом и захватывает сильнее доброй части современных экшн-фильмов.

    Удивительным образом жестокий реализм происходящего, сочетается с милой наивностью рассказчика. Совмещаются совершенно противоположные и вроде бы несовместимые вещи. Порой в пределах одной сцены одновременно хочется как плакать, так и смеяться.

    Даже главному злодею, несмотря на полное отсутствие положительных черт, как-то немного, но сопереживаешь, прям понимаешь по-человечески, очень проникновенная игра Кахи Кавсадзе. Чего уж говорить про положительных персонажей (среди которых особенно отличились Спартак Мишулин и Павел Луспекаев), и в частности главного героя в исполнении Анатолия Кузнецова (ну копия же Клинта Иствуда!), ставшего чуть ли не идеалом поколения.

    Конечно же, для фильма снятого к столетию рождения В. И. Ленина без политической подоплеки никак нельзя было обойтись. Но здесь она достаточно условна и куда большее значение уделяется не ей, а российскому (именно российскому, а не советскому) менталитету.

    Можно долго спорить, что вообще перед нами: вестерн, истерн, комедия, боевик, драма или еще что-то, не думаю, что режиссер вообще ставил перед собой задачу сделать жанровое кино. Перед нами бытописание, как бы это ни казалось странным при таком сюжете. Причем бытописание с учетом русского менталитета и национального колорита в целом. Своеобразная сферическая Россия в вакууме и вообще непривычных условиях.

    Нынешнему, неискушенному советским кинематографом человеку, так и хочется произнести страшно слово «арт-хаус», и недоумевать, как такая причудливая лента смогла понравиться такому количеству людей и стать действительно всенародно любимой. Некоторые с умным видом скажут «классика постмодернизма», а третьи просто «душевно» и окажутся умнее.

    7 июня 2012 | 14:37

    У каждого из нас есть фильмы, которые мы смотрели десятки раз, знаем их буквально наизусть и вновь пересматривать не собираемся. Мы ни будем их качать, не пойдём на киносеанс в удобное время за пятьдесят рублей, и даже листая каналы и наткнувшись на него, улыбнёмся и двинемся дальше. Но стоит задержать своё внимание на пару минут, отложив пульт, думая, да-да, сейчас, переключу и незаметно, ты уже сидишь на стуле и смотришь то, что уже видел бесконечное число раз. Предугадывая следующую сцену, ожидая реплику главного героя, предвкушая понятную только тебе и заезженную как старую пластинку шутку. Эти фильмы могут оторвать нас от самого важного из запланированных дел, стоит невзначай оставить включенным телевизор, даже без звука. Голова будто подцепленная рыболовным крючком будет раз за разом обращаться в сторону стоящей в углу техники. Мы смотрим от начала и до конца, забываем что смотрели, а потом вновь от начала и до конца. Эти фильмы влились в наше подсознание, став естественными. Также естественно мы, вставая ночью, перешагиваем лежащий на полу провод, даже не видя его или пригибаем голову от открытой дверцы шкафа не глядя на неё. Как не раз ещё мы встанем ночью или откроем дверцу шкафа, также не раз не пересмотрим эти фильмы.

    Война для красноармейца Фёдора Сухова (Анатолий Кузнецов) окончена, и путь его лежит в родные края к любимой жене Катерине Матвеевне. Но бескрайняя песчаная пустыня не отпускает своего гостя просто так. Нужно откапать приговорённых к мучительной смерти преступников, надеясь, что они не всадят тебе нож в спину. Вспомнив верность воинской присяге, взять под личную ответственность жён местного полевого командира Абдуллы (КахиКавсадзе). И вместе с оставленным ему в нагрузку Петрухой (Николай Годовиков), попытаться заполучить пулемёт у Верещагина (Павел Луспекаев) и отбиться от бандитов.

    Самое удивительное, что, несмотря на неоднократные просмотры этого, да многих других фильмов. На вопрос, о своих предпочтениях, эту категорию мы не вспомним, хотя смотрели их наверняка даже больше чем те картины, которые относятся у нас к любимым. Так вот эта подсознательность просмотра, когда не собирался, а смотришь, и есть признак народного фильма. Как любят повторять некоторые телеведущие, всенародно любимого, причём адресуя такую громкую вывеску, ко всему подряд. «Белое солнце пустыни» есть настоящее всенародно любимое кино. Его можно ставить в любое время, хоть утром хоть девять вечера, зритель всегда будет, это беспроигрышный вариант.

    Как часто бывает с отличными фильмами, получаются они от противного. Хотели одно, получили совершенно другое. Картина Владимир Мотыля наглядно доказала, что соединение талантливых единомышленников на одной площадке, может дать результат даже из очень заурядной идеи. Фильм бесподобен в деталях. Гениальнейшая песня Окуджавы, ставшая без всяких сомнений народной и подлежащая обязательному исполнению в туристических походах. Драки и перестрелки, сняты реалистичней чем в Голливудских вестернах того времени. Каждое пулевое попадание видно на одежде, удары не пролетают в десяти сантиметрах от лица, кулак соприкасается с лицом. Диалоги персонажей, отчетливо обрисовывают ключевых и второстепенных героев, актёры не говорят в воздух, они личности и каждое слово произноситься с определенной целью. Многие фразы стали крылатыми, порой произнося «открой личико» или «гранаты у него не той системы» люди не задумываемся, откуда они.

    Актёрские работы главное достоинство картины, через поколения зрителей прошёл не один лишь Сухов, а почти все персонажи произносящие текст.

    Анатолий Кузнецов должен быть благодарен судьбе в лице пристрастия Георгия Юматова к алкоголю, а мы должны сказать спасибо Кузнецову за образ простого русского мужичка, который как оказывается и в пустыне не пропадёт и под дулом бандитов присутствия духа не теряет. Юматов замечательный актёр, но его стилистика статно-героические персонажи, Сухов совершенно другой. На его лице не написано, я местный брюсуиллис и всех вас раскидаю. Он больше на авось рассчитывает, на появление Саида. Иногда даже сомневаешься, а получится ли, одолеет ли он бандитов. Безусловно лучшая, да фактически единственная значимая роль Кузнецова.

    Павел Луспекаев, не зря его портреты вешают в своих кабинетах сотрудники правоохранительных органов. Даже если это всего лишь дань моде, то это правильная мода. Таким как он и нужно подражать. Очень сильная роль, использованная на всю полноту своего небольшого экранного времени. Просто посмотрите, как он произносит эту фразу, «Я, мзду не беру, мне за державу обидно». Даже если вашей мечтой является уехать на ПМЖ в США, она не оставит вас равнодушными. Луспекаев показал сильного человека, лишенного смысла жизни, смерть ребёнка и самое главное гибель страны, которой он верен до конца.

    КахиКавсадзе обаятельный злодей, тот случай, когда антигерой вызывает не меньше симпатии, чем положительный персонаж.

    Спартак Мишулин, его Саид аналог мудрого неторопливого индейца из вестернов. Редко, но в точку, каждая фраза, каждый взгляд. Он не подведёт, может и не зря Сухов не него рассчитывает.

    Можно взять любого персонажа, Петруху, подпоручика Семёна или жену Верещагина, они запоминаемы и без них трудно представить эту картину. Отдельно стоит сказать про эпизод реакции Жены Верещагина на его гибель. Безумное отчаяние в глазах и последовавшая за тем пустота, показанная со спины идущей краем моря Настасьи.

    Фильм, который не может надоесть. Причём введение этой рецензии можно подставить к таким фильмам как «Весна на заречной улице», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич …», к сожалению сейчас фильмов способных быть понимаемыми следующими поколениями не видно. Секрет как мне кажется, прост, чтобы создать вневременное кино, не нужно пытаться это сделать. Необходимо просто любить своё дело, быть профессионалом и конечно иметь, что сказать, а не просто отработать смену.

    Творческий коллектив «Белого солнца пустыни» создал картину, которую видели все, а если не видели, значит, последние сорок лет вы прожили в параллельной реальности.

    Оценка

    8 из 10

    11 февраля 2014 | 00:26

    Сюжет.

    Гражданская война на излете. Бредущего по пустыне в сторону дома бойца за счастье трудового народа всего мира Федора Сухова запрягают постеречь жен басмача, бандита и местной звезды-террориста-контрабандиста из породы очень крутых (во всех смыслах) мужиков — Абдуллы…

    Общее

    Всё-таки не так мало общего у России и США — большие пространства, колонизация диких краев, населенных азиатами или индейцами (кстати, тоже азиатами, если верить моим знаниям из курса средней школы — они, правда, могли устареть), своеобразие имперского строительства (правда, у каждой империи — свое)… И в искусстве приоритет (во многих смыслах, хотя на истину в утверждении этого не претендую) массовых видов — литературы и кино. В последнем и случилось своеобразное пересечение — и если США родили свой великий киножанр вестерна, то и СССР ответил своим — истерном (пусть и менее великим). И не в обиду американцам будет сказано, но если с антуражем у них все более или менее неплохо, то вот с набором интересных персонажей — явный недобор. И яркие представители истерна — Мотыль и Михалков — побогаче палитру представляют.

    Мотыль вообще (без дураков) создал шедевр, используя, впрочем, и традиции классического вестерна, и ироничную интонацию Серджио Леоне… Но или находил нашенские аналоги в сложившейся в Америке системе символов либо вкладывал в них новые смыслы, а то и изобретались совсем новые темы…

    Ну вот например, святая троица аксакалов, хранящая порох войны… Тут тебе вроде как своеобразный топор войны (неосторожно раскопанный Суховым), и русская троичность (привет богатырям и другим троицам), и архаика сугубо восточная (что очевидно и подкреплено фразой «Давно здесь сидим…»).

    Антураж почти тот же — револьверы, снайперская стрельба, трюки аки в Великолепной семерке и т. п.

    Остальное не вполне типично для вестерна, а уж тем более для советского революционного кино.

    Персонажи.

    Саид — любопытнейший персонаж. По советским меркам — среднеазиатский бедняк (по американским аналога сразу не нахожу, а вот в «красном» вестерне легко — правильный индеец типа героев Гойко Митича). Но Мотыль делает его не линейным поборником социальной справедливости, а своеобразным защитником справедливого боя, в котором неловко бросить проигрывающую потенциально сторону. При этом многие «заблуждения» басмачества Саид разделяет: «Это его жены», «Здесь нет Джавдета» и т. д. Честь в понятии Саида вполне традиционна — «долг платежом красен», а потому классовая сущность здесь почти не при чем ("Джавдет — трус, Абдулла — воин»)

    Верещагин — вообще реабилитация державного царского прошлого как минимум, если не белого движения. Но тут эволюция даже витиевата: в целом, это персонаж, застрявший под влиянием (замком) жены в позиции мещанина ("Хорошая жена, хороший дом — что еще надо, чтобы встретить старость?!»), тоскующий по утраченной родине ("За державу обидно»). Но обстоятельства толкают его на нужный для советских цензоров путь (не без нюансов, конечно), но об этом ниже. Павел Артемьевич — совсем не осознавший эксплуататорскую сущность Абдуллы военспец, пришедший в Красную Армию, а человек, понимающий справедливость не в большом смысле, а в малом, почти детском. Петруха для него и сын (могила которого в Астрахани) и Родина… А в этом больше личного, чем мировоззренческого (во всяком случае, не в марксистском ключе это мировоззрение строится).

    Сухов тоже отнюдь ведь не классовый боец — он о возвращении на Родину мечтает, а по пескам мотаться вынужден, становясь героем поневоле. Есть и отдельные зарисовки, дающие понять разрыв между русским и восточным. Вставки о русской жизни, а некоторые ещё и с восточным колоритом, явно контрастируют и «пейзажно», и культурно со Средней Азией. Особенно хороша сцена с русским многоженством — замечательная в своей пародийности, но в то же время показывающая несоответствие двух архетипов — восточного и русского… «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись». Русские остаются на Востоке одиночками ибо тот — дело настолько тонкое, что все одно что чужое. А ведь есть ещё и замечательные письма, написанные Марком Захаровым, в которых одно обращение «Бесценная Катерина Матвеевна» само по себе свидетельство русского национализма. В этом контексте Сухов — почти экзистенциальный русский боец за свою Родину и за всех трудящихся, шагающий по пустыне как Сизиф в свою гору ("Долго мне еще по этим пескам мотаться!!!»).

    Но все-таки центральные персонажи Белого солнца и ещё ряда советских фильмов — это, прямо по заветам Гоголя, маленькие люди. Вот и катализатором действия в «Белом солнце» становятся не совсем типичные, но маленькие и даже буквально безликие люди — бесправные восточные женщины и Петруха. Именно их присутствие делает бесцельное блуждание по пустыне в поисках Абдуллы, как и «доживание» в покое Верещагина смысловым. Для одних смысл — в защите не собразивших умереть ради мужа-тирана жен, для другого — в защите своей чести путём их умерщвления, для третьего — вступиться за поруганную отчизну…

    С Петрухой интереснее всего… Сочувствие к этому «маленькому человеку» становится побуждением к действию. И советская фабула защиты угнетенных становится христианской любовью к ближнему старой России. Соединяются они в гениальном взгляде Павла Луспекаева (настоящем русском богатыре) в одном из поворотных эпизодов фильма… Кстати, упоминание христианства не случайно — смотритель музея, к примеру, и прячет иконы и бандитов встречает ими же… В соответствии с законами диалектики старая Россия и Советская объединяются в борьбе с дремучей азиатчиной (ислам если и просматривается, то слабо, скорее всего, из-за сложной религиозной обстановки в среднеазиатских республиках, что сыграло фильму даже на руку).

    Итого

    Фильм и вовсе смотрелся бы чистой белогвардейщиной (даже название на это намекает), если бы не обаяние и простовато-хитроватая рассудительность Сухова, да ещё разбавленная упомянутыми лирично-фольклорными письмами. И всё-таки в кинематографе, да и вообще в советском искусстве с конца 60-х воцарился тренд не то советского, не то и вовсе русского национализма в ущерб интернационализму. Вот и в «Белом солнце» больше о различиях, чем о сходстве классовых интересов.

    Обидно, что посыл Мотыля был даже пророческим — как бы полемизируя с вышедшим несколькими годами ранее «Первым учителем» Кончаловского, Мотыль утверждает не поражение, но и не победу советского строя в освобождении женщины Востока, уничтожении социальных, в том числе и национальных различий. И режиссер убедил зрителей, что старое не умирает еще долго… Крах СССР примерно об этом

    5 апреля 2016 | 23:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>