всё о любом фильме:

Летят журавли

год
страна
слоган«So Much to Love - So Little Time»
режиссерМихаил Калатозов
сценарийВиктор Розов
директор фильмаМихаил Калатозов, Игорь Вакар
операторСергей Урусевский
композиторМоисей Вайнберг
художникЕвгений Свидетелев, Л. Наумов
монтажМария Тимофеева
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
зрители
СССР  28.3 млн,    Франция  5.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время97 мин. / 01:37
Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание… В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.20 (10 293)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
18 + 1 = 19
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой».
    • Веронику должна была играть Елена Добронравова. Ассистент Михаила Калатозова увидел Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец», после чего порекомендовал ее оператору Сергею Урусевскому, а тот уже режиссеру Калатозову.
    • Рабочее название картины — «За твою жизнь».
    • На фестивале в Каннах название фильма было переведено на французский язык, как «Когда прилетают аисты»… Всё дело в том что оригинальное название картины на французском слэнге означает «проститутки воруют».
    • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.
    • Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
    • Во время съемки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, Татьяна Самойлова, больная туберкулезом, упала в обморок.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В 2008 году исполняется ровно полвека с момента мирового триумфа фильма «Летят журавли», первого и единственного отечественного кинопроизведения, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. И, между прочим, наша лента пользовалась громадным успехом во французском прокате. В 1958 году она смогла занять там четвёртое место с высоким результатом посещаемости в 5,4 миллионов зрителей, что позволило вплоть до конца 90-х годов оставаться в числе ста самых популярных картин во Франции за всю историю! Можно считать, что и в СССР прокатные достижения фильма «Летят журавли» были весьма неплохими: его посмотрели 28,3 миллиона человек, и это обеспечило общую десятую позицию среди всех лент, выпущенных в 1957 году. А в целом же данная картина находится на 317-м месте за полстолетия ведения статистики в советском кинопрокате. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 577 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я напишу коротко: фильм «Летят журавли» — величайший шедевр не только советского кино, но и мирового кино!

    Не забывайте, здесь показаны судьбы людей, — которые небыли готовы и не готовились к такой мировой трагедии, как в о й н а! Они так же как и мы, хотели любить друг друга, радоваться жизни… Но в их жизнь ворвалась война (легко сказать — не дай Бог испытать эту боль и трагедию!). Прежде чем осудить — спроси себя честно: — Как бы ты поступил (в жизни)?!

    Поэтому мне искренне жаль тех людей, которые не увидали истинные живые, настоящие чувства и истинную красоту и чистоту. Чтобы увидать и понять — необходимо самому по-настоящему любить!

    Фильм живой и современный, потому что в этом сюжете показан кусочек настоящей жизни, с ее искренностью, силой и ошибками.

    22 сентября 2010 | 02:03

    Начну свои впечатления от фильма с того, что довольно нелегко объективно и непредвзято оценивать советские картины о войне. Они были сняты буквально в то самое время, может чуть позже, но все таки эти люди еще своими глазами видевшие войну, пронесли ее в своих сердцах, лучше них никто не сможет показать и передать всю мощь переживаний и ужасов, творившихся на советской земле в то время.

    На мой взгляд, для фильмов о войне той эпохи кино должно быть отведено отдельное трепетное место в сердце каждого человека, а «Летят журавли» — это не обычное кино о победе над фашизмом, это откровение, мощное, явившиеся миру в назидание и память. Это кино не для развлечения или убийства времени, хорошо подумайте перед началом просмотра, готовы ли вы к такому серьезному и искреннему кино.

    Фильм повествует о светлой и искренней любви двух молодых людей Вероники (Белки) и Бориса в самый канун войны. Все очень живо и по-советски романтично, атмосфера которой пронизаны перед зрителями предстает пустая предвоенная Москва. И никто не мог и подумать что этот день станет их последним днем вместе…Он ушел добровольцем — она не успела на проводы, он ждал — она затерялась в толпе, она писала — но ответа не приходило… И все так жестоко и буднично, и казалось вот-вот закончится эта проклятая война и они снова свидятся. Но что-то произошло, что-то страшное сломало Белку в тот самый миг бомбежки ее дома и она не дождалась его. Горькое предательство светлой памяти невернувшегося солдата не смогла она искупить самозаточением и отшельничеством. Горько жалела она о своем поступке всем сердцем, но не смотря не на что продолжала ждать своего Бориса. В чем была причина ее измены каждый понимал по своему, она же будет мучится над содеянным наверняка до конца своей жизни.

    Больше всего потрясли в фильме сцены бомбежки в Москве. Раскаты взрывов, гром снарядов на фоне леденящего кровь разрушенного дома Белки. Ее длинный, бесконечный бег по лестницам и часы, похоронно отбивающие ритм под открытым небом встретили ее вместо привычной родительской квартиры.

    Это страшный, откровенный и очень тяжелый фильм, который, я считаю, должен посмотреть хоть раз каждый взрослый и зрелый человек. Он ужасный и прекрасный одновременно. А еще чистый и очень сердечный.

    Ставлю фильму 9 из 10

    31 марта 2014 | 22:07

    О классическом советском фильме «Летят журавли» наслышана. Захотелось посмотреть.

    Люблю лаконичное черно-белое кино.

    Пожалуй, это первый фильм, во время просмотра которого я делала паузы, чтобы подумать. Во мне кипели эмоции.

    Главная тема фильма — поведение Вероники после ухода на войну Бориса.

    Сейчас, в 21 веке, я осуждаю Бориса. Есть ведь голова на плечах, чтобы подумать — а нужно ли добровольно становиться пушечным мясом для того государства, что позволило врагу убивать своих граждан? Понятно же, что погибнешь зря и твоя смерть никому не поможет. Воюет политика, а погибать тебе, оставляя сиротами своих родных. Зачем это нужно?

    Подчеркиваю. Эти мысли пришли мне в голову сейчас, когда войны нет, идеология канула, нравы раскрепощенней. Сейчас я могу не идти воевать, осознавая, что это, как минимум, глупо. Да и сейчас война руками и оружием не грозит людям, а страшит война информационная, что уже происходит. Поэтому я так думаю. Но тогда, когда государство взращивало (или старалось взрастить) зомби-моралистов, идти на войну — геройство. Что могли сделать простые советские граждане, желая защитить свои семьи? Только идти воевать.

    Может быть, современному миру как раз не хватает таких вот людей с понятием о достоинстве, чести? Может быть, они не зомби, а Люди? Вопрос.

    Представьте себе юную девушку, нежно любящую, мечтающую о семье и светлом будущем. В один момент все ее желания рушатся ее же любимым — он, не согласуясь с ней, идет на смерть. И ради чего? Ради какого-то там государства? Бросает ее, своих родных, будущее ради идейного блеска глаз и геройства? Потому что от природы он мужчина?

    Опять же. Может быть, Борис посчитал, что именно таким образом он защитит своих любимых?

    Примитивно и поверхностно показано: Борис — герой, ушедший на войну и ему память, а Марк, оставшийся в тылу — плохой, нехороший. Ощущаются идеи СССР. Но. Как Марк достал «бронь»?

    Да, Вероника растерялась. Да, выбрала Марка. Думаю, на каждой войне во всем мире случались такие истории. Я Веронику не осуждаю, понимаю.И не факт, что я поступила бы по-другому.

    А вы были в ее шкуре? Вас оставляли одну, уходя добровольно воевать? У вас умирала семья при бомбежке? Рядом с вами оставался единственный человек, котором вы хоть немного дороги? В жили в то время, когда не понятно, будет ли мир когда-нибудь, кончится ли война? Вы были хрупким юным существом, ничего пока еще не понимающем в этом мире?

    Пожалуй, из перечисленного я ощущала пока еще только последнее.

    Скажете, что Вероника была дорога семье Бориса. Ну поймите же, ценили они ее, как человека. А она лишилась любимого,как женщина. Существует другая потребность в любви — не только семейная, но и личная. Поэтому Вероника в отчаянье связала себя с Марком.

    Именно поэтому меня взбесила сцена, где солдаты в госпитале осуждают не дождавшихся их женщин. Вы-то воюете, геройствуете, а они там, в тылу, тащат на себе всю работу — мужскую и женскую. А они тоже люди и им тяжело. И воюют они не меньше вашего. Побудьте сначала на их месте и предстаньте перед моральным выбором, как они. После этого думаю, солдатики, многие их вас переменят свое мнение.

    Все мы ошибаемся. И это главное. Мне понравилось, что глава семейства оказался мудрым человеком и понял девушку, сказав:«У тебя случилось горе».

    Фильм не осуждает героев, а показывает их выбор со стороны простого человека.

    Замечательно, что 1957 году в СССР осмелились поднять подобную тему в кино.


    Фильм «Летят журавли» считаю хорошим и обязательным к просмотру не из-за наград, хорошей музыки или славы, а потому что кино заставило меня порассуждать, поставить себя на место героев, подумать, задать самой себе вопросы и постараться найти ответы. И это главное, для чего создано искусство.

    5 июня 2015 | 10:23

    Очень захотелось поделиться эмоциями после просмотра фильма. За полгода до просмотра попал на пьесу «Вечно живые» и был поражен. Еще долго ощущаешь контрастность чувств, которые переживают актеры и тех, что мы встречаем в повседневной жизни. Надо отдать должное превосходному сценарию. Но, посмотрев фильм, я испытал еще более глубокие эмоции и смотрел буквально весь фильм со слезами на глазах — это поистине шедевр, и что касаемо, как игры актеров, так и работы оператора, и режиссера.

    21 июля 2007 | 21:22

    Несколько лет назад мне «посчастливилось» посмотреть этот фильм. Честно, я ожидала увидеть глубокий и содержательный фильм о героизме русских людей в годы войны, настоящую отвагу, мужество, и, возможно, любовь… Не увидела.

    Вместо всего этого передо мной развернулась убедительнейшая история измены. История предательства. История девушки, не дождавшейся любимого. История негодяя, откосившего от фронта и женившегося на невесте брата. Это — не русский народ. Это — не наша война. Это — не наша история.

    Советская пропаганда? Если бы она в этом фильме была!.. Тогда бы это было что-то совсем другое.

    Это та картина войны, которую хотели бы лицезреть наши западные противники. ЦРУ-шная трактовка Великой Войны. Мы видим предателей, негодяев, подонков в тылу… Позвольте, но сильный, здоровый мужчина, который не пошел на фронт — это предатель. Его освободили от призыва? Талантливый пианист? Но мерзкий, отвратительный человек, недостойный называться сыном Земли Русской.

    Не лучше его и главная героиня. Актриса Татьяна Самойлова в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» сыграла шифровальщицу, которая во власти чувств оказалась соучастницей любимого человека в государственном преступлении, и мне очень жаль эту героиню. Вероника же жалости не вызвала. Во всем, что случилось, виновата она одна. Она не проводила жениха на фронт. Она, не получив известий о его смерти, вышла замуж за другого. За негодяя. Она не знала, что ее муж — подлец? А того, что он на фронт не пошел, она тоже не знала? Она не любила… И молодой человек это почувствовал. Он понял сразу, что ее чувствам — грош цена. Что они рассеялись, как туман над рекой, при первом же испытании. Да, она бросила негодяя-мужа. Но тогда, когда у нее не было другого выхода. Когда он окончательно опозорился.

    И эта история проходит на экране в подробностях. Конечно, там и достойные люди показаны. Не вернувшийся с войны жених главной героини. Его сестра, врач. Но они слишком бледны и невразумительны по отношению к моральным уродам…

    Удивительно, что тому же режиссеру принадлежит потрясающий фильм «Красная палатка» — о героях, исследователях Арктики, там есть и настоящая, без подделок, любовь. Вспомним — Валерия до конца пыталась спасти Мальмгрена — Вероника же быстро забыла о своем.

    И я должна сопереживать такой женщине. Никогда!..

    Это о ней написано стихотворение Симонова «Открытое письмо»

    … не уважающие Вас погибшего однополчане.

    Я не очень высоко ставлю международные кинопремии, а когда таковую получает наш, отечественный, фильм, это не в пользу фильма. Значит, у нас сделали нечто угодное «забугорью». Которому не очень-то хочется видеть советский народ героическим…

    «Великодержавный шовинизм»? «Имперские амбиции»?

    Они самые…

    PS В кино есть прекрасные образцы любви во время войны — «На семи ветрах», образцы героизма русских людей — «В июне 41-го», «Звезда», «На безымянной высоте». Но за такие фильмы оскаров не дают.

    11 февраля 2010 | 15:12

    Ранним солнечным утречком провожала она
    своего ненаглядного, своего паренька:
    «Ты служи, ненаглядный мой, обо мне не тужи,
    ну а если случится что — письмецо напиши…»


    Проникновенная чувственная картина, не даром собравшая столько самых разных наград со всех стран мира.

    Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля — это, пожалуй, самая высшая из них.
    Но фильм судят не по наградам, не по бюджету, а именно по содержанию.

    В фильме «Летят журавли» есть то самое важное, чувственное, печальное, чем была наполнена душа великого русского народа.

    Огромным горем пришлась всем Великая Отечественная война: кто-то провожал своего отца, кто-то брата, кто-то сына, а кто-то вообще возлюбленного…

    Война — это ужасное слово, оно способно разлучить столько людей с их близкими…

    У Бориса и Вероники все налаживалось, они любили друг друга, вскоре хотели пожениться, а тут по радио извещение о фашистском наступлении…

    Борис, как настоящий мужчина, не уклоняется от службы, он считает необходимым защищать свою Родину и отдать свою жизнь, если это потребуется…

    Он свято верит, что любовь вечна, что она все переживет и все преодолеет…

    И он был прав: с окончанием войны эта любовь лишь усиливается у Вероники, в ее глазах такая искренняя надежда снова увидеть его…

    И только в небе, как и 4 года назад, дружно летят клином журавли, предвещающие всем людям мир, счастье и благополучие…

    Эх, журавлики-кораблики… Эх Татьяна Самойлова… Вы сыграли свою роль просто безупречно, собственно, как и остальной актерский состав…

    Еще хочется отметить просто чудесную музыку, которая пронизывает до глубины души…

    Это кино не сможет никого оставить равнодушным, оно настолько правдивое и искреннее, что просто невозможно удержать слез…

    Совсем недавно была 64-летняя годовщина Великой победы, которая из года в год отмечается 9 мая…

    Хвала, слава и вечная память всем тем, из-за кого мы сегодня живем на этом свете…

    Большое спасибо таким, как Борис, которые жертвовали своей любовью ради мирного, счастливого и беззаботного нашего будущего.

    Такие фильмы вечны на все времена, и их просто необходимо смотреть, чтобы черпать из них непревзойденную нравственность и доброту.

    Просто браво! Хотя нет, троекратное: УРА! УРА! УРА!

    Однозначно 10 из 10.

    Посмотрите этот шедевр советского кинематографа…

    16 мая 2009 | 11:27

    Виктор Розов, фронтовик, потерявший в боях Великой Отечественной ногу, написал пьесу «Вечно живые», легшую в основу сценария фильма, в 1944 году. Ее отказывались печатать вплоть до 1957 года. Слишком нетипична, лишенная монументальной патетики и пропагандистской героики. История девушки, изменившей фронтовику с его сводным братом.

    Такая история шла вразрез с устоями государства. Не случайно, после просмотра фильма, Хрущев назвал главную героиню Веронику — шлюхой. Даже после широкого триумфального признания на Каннском фестивале и вручения Золотой пальмовой ветви, в СССР появилась лишь небольшая заметка без фотографий, без упоминания фамилий режиссера и оператора, в газете «Известия».

    Зато на советских кинематографистов кинолента произвела ошеломляющее впечатление. Не менее ошеломляющим был и зрительский успех. В московские кинотеатры выстроились огромные очереди.

    До фильма Калатозова все знали, что война была огромной трагедией, что победа была завоевана ценой десятков миллионов жизней, что погибали лучшие и молодые. Но вот прошло 12 лет и наступило время переосмысления, время катарсиса. И война вдруг увиделась через призму индивидуальной судьбы, увиделась экзистенционально, через глубинные психологические и духовные пласты человеческой природы.

    Увидели двух любящих людей, молодых и счастливых. Увидели, как все семьи узнали, что началась война. Увидели, как один любящий уходит на фронт, а другой вынужден остаться. Один. На всем белом свете. Потому что любимого не заменит никто. Увидели проводы сотен таких любимых идущих умирать. Увидели, что значит умирать, падая в болото, а над тобой кружатся небо и деревья, а ты думаешь не о Родине и партии, ты бежишь по лестнице в доме любимой, а она ждет тебя наверху в подвенечном белом платье. Вот он — эффект присутствия, созданный мастерами.

    А еще увидели и вспомнили, что значит ждать. Ждать, когда ты одинока и беззащитна, когда твоих родителей убила бомба, сброшенная на родной дом. Ждать такой девушке, как Вероника, совсем незрелой, замкнутой и странно-тревожной. Такую девочку и винить-то грех. И еще больший, чем она совершила. Тем более, что ей хватило мощи души и чувства собственного достоинства преодолеть свой грех. И в белом подвенечном платье встретить победителей.

    Тандем Калатозова, с его грузинским темпераментом, и Урусевского, с его ручной, нервной камерой, ракурсами и светотенью, с его новаторскими приемами, сотворил шедевр, который ничуть не устаревает, не смотря на черно-белый формат. Шедевр, который потрясает души и сердца зрителей во всем мире. Потому что для душ человеческих нет границ и языков, как не существует их и для подлинного искусства.

    10 из 10

    9 мая 2013 | 12:58

    Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. (с)

    История молодых людей, врасплох захваченных войной. Шаг в пропасть, в невзгоды и труды. Не просто во взрослую жизнь, а в страдания.

    Часто в юности мы не можем точно определить свои чувства. И героям, возможно, не было дано много времени разобраться в себе. Это было только начало. И если бы не война… Ведь не приди Вероника просто на свидание, Борис бы пришел к ней на следующий день. А она не пришла на проводы — и всё. Война — и всё. Как часто в повседневной жизни мы не ценим данное нам. И это вечная тема, неотделимая от юности.

    В обычной жизни, Вероника могла бы никогда не оказаться наедине с Марком. А после смерти родителей она не хотела беречь свою жизнь и не знала точно, нужна ли она Борису. Ведь только от такого отношения к жизни, она не поспешила в убежище.. В убежище от бомб, от Марка, от себя.

    Каждое действие имеет последствия. А время расставляет по местам действующих лиц в пьесе любви. Но увы, у Вероники остаются лишь ритуальные попытки приблизиться к Борису.

    Как быстро игра стала суровой реальностью. Вероника не сумела перестроиться, её душа еще кокетничала, хотела беззаботного счастья. И записка Бориса обрела для неё смысл именно тогда, когда она её прочла. Ведь сразу, в первые дни войны — ей было это не нужно.

    Прекрасно показано одиночество женщины, не дождавшейся возлюбленного с войны. Она встречает людей, близких ему, но все чужие. И отсутствие сцен войны — это именно то, что нужно для передачи её состояния.

    Героиня не боролась с войной непосредственно. Она должна была меняться вместе с ежесекундно изменяющимся миром. Да кто знает, что еще она была должна. Но наша жизнь (и русского человека, да) не дает четкого сценария всем и сразу. И если стержень формируется в таких условиях, через такие ситуации, то остается надеяться, что он будет в дальнейшем направлять человека верно.

    10 из 10

    24 сентября 2012 | 06:54

    Сюжет фильма «Летят Журавли» является очень простым, но в тоже время в нем присутствуют ноты глубокого содержания. История любящей пары Бориса и Вероники, в отношения которых ворвалась война. Они хотели поженится но тревожный гудок:«Говорит Москва» изменил всю жизнь о которой они мечтали.

    У каждого из героев был шанс поступить по другому, но как свойственно человеку, его выбор не всегда бывает правильный. Вероника любившая своего жениха Бориса, во время войны выходит замуж за Марка. Она мечтала о долгой любви и счастье, но получает отчаяние, боль и маленькую надежду что ее возлюбленный вернется с фронта. Борис, имея возможность получить «бронь», идет добровольцем на фронт. Этот фильм не о войне, а о переживаниях и судьбах простых людей в то нелегкое время.

    Сценарий и постановка: Михаил Калатозов и Сергей Урусевский в совершено простой истории смог создать шедевр. На протяжении всего фильма режиссер смог раскрыть не только основной сюжет, но и показать переживания других людей. Сцены отправки на фронт и празднования войны просто невероятны. Складывается впечатления, что съемочная группа попросту присутствовала с камерами в те моменты и снимали все что происходит. Если посмотреть в любой уголок экрана, то можно увидеть неподдельные эмоции матерей, которые провожают сыновей со слезами на глазах. Девушек, которые не хотят отпускать парней на войну. В сцене встречи поезда с фронтовиками ликованию не было границ. Люди бегали с цветами искав своих близких в огромной толпе… Этим эмоциям просто веришь. Режиссеру удалось передать настроения и переживания всех героев картины.

    Актерский состав: Татьяна Самойлова (Вероника) смогла передать тот образ влюбленной девушки. Она смогла передать эмоции в каждом кадре, начиная от детской наивной обиды, до переживаний и отчаянья. Алексей Баталов (Борис) играл сравнительно простого персонажа. Его роль обычного парня была немного сдержанная. Александр Шворин (Марк), и Василий Меркурье (Фёдор Иванович) также ничем особым не отмечались, но от этого их заслуги уменьшить нельзя.

    Вердикт: «Летят журавли» является сильной военной драмой. Фильм не теряет своей актуальности и довольно легок к просмотру.

    Отдельным пунктом хотелось бы отметить что в данном произведении не чувствуется советской агитации тех времен, которая подпортила не мало хороших фильмов.

    10 из 10

    18 марта 2013 | 04:36

    «Журавлики-кораблики летят под небесами,
    И серые, и белые, и с длинными носами! «


    Осень… Осень — пора прощанья. Осень — пора грусти и печали. Осень — время, когда первые отголоски грядущих холодов увядающими листьями накрывают сознание. И именно сейчас они улетают — птички-журавлики. И становится так одиноко, будто на самом деле всю жизнь ты жил с ними и ради них. Но ты не замерзаешь, нет. Ведь и в этом крае уныния остается надежда, надежда, что они прилетят вновь… для тебя. Журавлики-кораблики…

    Как теперь не вспомнить о знаменитом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли»? Он ведь тоже немножко об осени и о надеждах на весну. Пятьдесят лет прошло со времени создания этого фильма, а кажется, что это было вчера, более того — это было всегда.

    О сюжете. Он прост. Размеренное течение жизни 40-х внезапно прерывается, когда начинается Великая Отечественная война, и главной героине — Веронике — ничего не остается, как ждать возвращения возлюбленного с фронта. Стечение обстоятельств толкает ее на поступок, о котором ей вскоре приходится пожалеть.

    Сказав так, я, тем не менее, не раскрываю всей неповторимости, трагичности и трогательности этой истории. Рискуя скатиться к описательности, скажу поподробнее.

    Итак, в начале фильма мы видим счастливых героев — Веронику и Бориса, опьяненных жизнью и молодостью, летящих по набережной. Кажется, вся жизнь впереди, кажется, так будет всегда. Да, будут и проблемы, но все будет хорошо. Счастливые… летят под небесами…

    Но все обрывается со словами «Говорит Москва…» Так, громко и беспокойно, тревожно в жизнь героев врывается война. Война! — теперь нельзя быть молодыми, теперь «война — нельзя веселиться». Журавлики улетели, настало время испытаний. И каждый герой пройдет этот путь по-своему. Кто знает, может журавли еще прилетят для кого-то?

    Удивительно, но в картине Калатозова нет ненужных персонажей. Герои фильма вызывают симпатии или презрение, интерес или негодование, к их судьбам не остаешься равнодушным, ведь они люди, а люди совершают ошибки, просто есть люди прогнившие, а есть оступившиеся. И серые, и белые… Тем не менее, не остается нераскрытым ни один представленный персонаж. Мы это видим даже в небольших, но ярких ролях, будь то солдат, которого не дождалась невеста или некая чувствительная особа, празднующая свой день рождения. Это как в жизни, где нет второстепенных и вспомогательных людей (если только вы не придадите им такого значения) — есть только те, о ком ваше повествование. Это как на картине, где изображено множество людей, но с центральной драмой пары героев. Ведь не дорисуй художник кого-нибудь, мы бы это сразу же заметили, и впечатление было бы испорчено.

    Как бы странно это ни прозвучало, но М. Калатозова можно назвать либералом советского времени. И дело даже не в том, что он решился сказать о том, что в Советском Союзе были невесты и жены, не дождавшиеся тех, кого ждать обещали. Нет. Я называю его либералом потому, что он не навязывает свое видение проблем зрителю. Можно сказать, что «Летят журавли» — это хождение около смыслов. Еще секунда, и нам скажут, в чем смысл жизни. Но секунда проходит, и мы понимаем, что этого не произошло. (Оставили нас с длинными носами!) Наверное, картина может дать ответ на этот вопрос, но зритель должен сам постараться найти его. И так во всем.

    Немного об актерах. Татьяна Самойлова играет восхитительно, игра ее смотрится удивительно современно, но при этом обладает достоинствами старой актерской школы. Жаль, ей дальше не везло так на роли, но, хотя это прозвучит не очень уместно, «чем триста лет питаться падалью, лучше хоть раз напиться живой кровью». Яркая, неповторимая роль. Алексей Баталов сумел превосходно воплотить образ честного, доброго, «лучистого» человека. Остальные актеры тоже играют хорошо, но выделить хотелось именно этих.

    Нельзя не сказать и о великолепной операторской работе. Здесь очень тонко расставлены световые акценты. Здесь удалось создать безумно, потрясающе красивые сцены, какими редкий фильм может похвастаться. Я уж не говорю о том, с какой любовью и бережностью показана в фильме Вероника-Самойлова.

    А суммировав интересный сюжет, режиссерский подход, актерскую игру и операторскую работу, мы получаем то, что называется Искусством. Искусство разное бывает: то, что пробуждает потаенные страхи, то, что заставляет нас взглянуть на мир по-новому, то, что становится для нас образцом для подражания. Но здесь — самое ценное для меня искусство — искусство, которое проникает в душу, затрагивая самые тонкие ее струнки.

    Да, проходят годы, надежды превращаются в руины, рушатся целые миры… И только журавли все летят!

    10 из 10

    20 ноября 2007 | 17:01

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>