всё о любом фильме:

Летят журавли

год
страна
слоган«So Much to Love - So Little Time»
режиссерМихаил Калатозов
сценарийВиктор Розов
директор фильмаМихаил Калатозов, Игорь Вакар
операторСергей Урусевский
композиторМоисей Вайнберг
художникЕвгений Свидетелев, Л. Наумов
монтажМария Тимофеева
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
зрители
СССР  28.3 млн,    Франция  5.41 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время97 мин. / 01:37
Фильм с удивительной эмоциональной силой рассказывает о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание… В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых война разлучила навсегда…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.20 (10 117)
Рейтинг кинокритиков
в мире
95%
18 + 1 = 19
8.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Веронику должна была играть Елена Добронравова. Ассистент Михаила Калатозова увидел Татьяну Самойлову в фильме «Мексиканец», после чего порекомендовал ее оператору Сергею Урусевскому, а тот уже режиссеру Калатозову.
    • На съёмках фильма в качестве ассистента оператора в течение двух дней работал молодой, никому не известный кинолюбитель из Франции, приехавший в Москву с туристической группой и случайно попавший на киностудию «Мосфильм». Впоследствии он стал известным кинорежиссёром. Его имя — Клод Лелуш.
    • На фестивале в Каннах название фильма было переведено на французский язык, как «Когда прилетают аисты»… Всё дело в том что оригинальное название картины на французском слэнге означает «проститутки воруют».
    • Фильм снят по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
    • Рабочее название картины — «За твою жизнь».
    • Никита Хрущёв после просмотра фильма гневно его раскритиковал, назвав главную героиню «шлюхой».
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы.
    • Во время съемки эпизода, когда Вероника взбегает по лестнице в разгромленный бомбой дом родителей, Татьяна Самойлова, больная туберкулезом, упала в обморок.
    • еще 5 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    В 2008 году исполняется ровно полвека с момента мирового триумфа фильма «Летят журавли», первого и единственного отечественного кинопроизведения, получившего «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. И, между прочим, наша лента пользовалась громадным успехом во французском прокате. В 1958 году она смогла занять там четвёртое место с высоким результатом посещаемости в 5,4 миллионов зрителей, что позволило вплоть до конца 90-х годов оставаться в числе ста самых популярных картин во Франции за всю историю! Можно считать, что и в СССР прокатные достижения фильма «Летят журавли» были весьма неплохими: его посмотрели 28,3 миллиона человек, и это обеспечило общую десятую позицию среди всех лент, выпущенных в 1957 году. А в целом же данная картина находится на 317-м месте за полстолетия ведения статистики в советском кинопрокате. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 577 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В СССР не было секса. Мы живём под впечатлением, что в СССР много ещё чего не было — сомнений, полутонов, искренних фильмов. Только ч/б, только диалоги-лозунги, только прямые лбы, безукоризненные весы с чашами «правильно» и «неправильно». Промытые агитацией мозги… впрочем, таких и сейчас полно.

    И как же приятно открывать для себя, что в СССР жили люди! Такие же, как мы сейчас, абсолютно такие же: кто-то с простыми голубыми глазами, кто-то с горем в сердце, кто-то безразличный и подлый. Они спали в воскресенье до полудня, просыпались на запах бабушкиного пирога, мечтали о любимом человеке. Они попадали в плен обстоятельств — пропадали на войне, выходили замуж за нелюбимого человека, теряли родителей. А сердце их всё так же рвалось журавлиным клином в небо — к лучшей жизни, к надежде. Ведь ты не знаешь наверняка, что он умер. И слёзы твои чисты, и к лицу прижат букет полевых ромашек, которые тебе некому отдать…

    Фильм цепляет чем-то невидимым. За простым сюжетом («не дождалась») слышится подлинное сердцебиение, образы едва уловимо вываливаются из своих жанровых оков. Борис не совершает великих подвигов, Вероника выходит замуж за его брата. Но кто без греха, пусть первый бросит в меня камень. В кои-то веки советский фильм обошёлся без ура-патриотизма, а его чёрно-белые кадры совсем невозможно разделить на «чёрные» и «белые». Режиссёру удалось уловить что-то вечное, невозможно тоскливое и чистое — как апрельское небо, и тонкие ветки берёз в нём, и журавлиный клин, и последняя несбыточная мечта о счастье.

    В конце концов, это первый советский фильм на моей памяти, которому удалось вытянуть из меня слезу. Поэтому — must see. А некоторые кадры положить в коробочку и хранить вечно. Спасибо.

    8 из 10

    17 октября 2010 | 00:19

    «Летят журавли» — один из самых известных за рубежом отечественных фильмов о войне и драме человеческих судеб, сломанных войною.

    Самая обычная молодая пара: Вероника и Борис. Они влюблены друг в друга, гуляют летними ночами под звездами по тихому городу, любуясь светом фонарей. И вот в их жизнь вторгается война.

    Борис уходит на фронт, Вероника остается в тылу. И здесь мы видим начало той драмы, которой будет пропитана вся оставшаяся часть фильма: они не успевают проститься.

    В то же время брат Бориса, Марк, имеет бронь. Он остается рядом с Вероникой, в которую он, якобы, влюблен. Я не увидел с его стороны любви, скажу честно. Вот зависть к брату есть, а любви к Веронике нет. Если бы он любил ее, то не стал бы передаривать игрушечную белку, единственную память о Борисе, какой-то там актрисе. Вообще Марк достаточно скользкий тип, как было хорошо показано в фильме: ему нужно только обладание вещью или человеком, обрастание связями, знакомства с полезными людьми.

    Недаром персонаж Меркурьева выгоняет Марка из дома, узнав о его тайных махинациях за своей спиной.

    Вероника, сломавшись под напором Марка, будет раскаиваться в своем поступке до конца своей жизни. И она будет ждать Бориса всегда, не веря в его смерть: «Ты же не видел, как он умер».

    Актерский состав фильма не нуждается в комментариях: Алексей Баталов, Татьяна Самойлова, Василий Меркурьев, Светлана Харитонова…

    Фильм достойный, фильм тяжелый и драматичный. Он показывает нам человеческие судьбы, силы веры и надежды, но, вместе с тем открыто и огульно не осуждает тех, кто допускает ошибки. Даже самые мудрые и сильные люди порой ошибаются,

    Фильм жизненный, потому что жизнь — лучший учитель, и счастье и хороший конец в жизни, к сожалению, встречаются так же часто, как и горе с несчастьем, если не чаще.

    10 из 10

    7 апреля 2014 | 12:11

    Какие дифирамбы пели этому фильму! Он такой шедевральный, такой необычный, там просто гениальные актеры. Вчера я все-таки посмотрела этот фильм и в лишний раз убедилась, что советский кинематограф на порядок лучше, чем нынешний российский, которому, кажется временами, уже ничто не поможет.

    Итак, молодые счастливые влюбленные Борис и Вероника разгуливают по Москве, держась за руки и наслаждаясь жизнью. Но начинается война, и мирное течение меняется. Борис уходит добровольцем на фронт, а Вероника выходит замуж за его брата. И на кой леший она это сделала?

    В фильме есть хорошие трогающие моменты. Например, когда коварный братик признается Веронике в любви под грохотом выстрелов. Мне кажется, Борис на его месте просто утащил бы Веронику силком в убежище, вздумай она артачиться. А этот, предприняв две дохлые попытки, садится и начинает классикой перебивать шум снарядов. Они оказываются буквально на краю гибели, а он начинает твердить о своей любви. Или он идиот, или я законченный циник, не ценящий щемящую романтику признания. Дальше, проводы Бориса. Вероника кричит ему вслед, но он ее не видит — мало ли Борисов кругом, но все-таки продолжает высматривать. Нет банальной истерики, есть лишь опустившиеся руки и взгляд, который скажет лучше всяких слов и рыданий. Финальная сцена на вокзале, когда Вероника все равно высматривает Бориса, и речь. Вот эта речь тронула за живое. И еще я переживала за Веронику — успеет ли она забрать свою белку и прочитать спрятанную в ней записку. Успела. Можно вздыхать спокойно. Я ее поддерживала руками и ногами, когда она начала хлестать своего мужа по щекам в гостях. По-хорошему, я бы этим не ограничилась. Но это Вероника, а это я.

    Очень яркие образы героев и весьма незаурядные актеры. Во-первых, сама Вероника, поначалу эгоистичная и бездумная, далее потерянная и ждущая. Она поддалась импульсу и выскочила замуж, но в душе все равно дожидалась Бориса. И мне кажется, что сирота, которого она спасла, олицетворял для нее именно его. Не зря же она так крепко обняла мальчика, когда узнала, как его зовут. Все-таки есть в Татьяне Самойловой нечто такое, что отличает ее от советских актрис того времени. Она потрясающе играет глазами, но в сцене с признанием ее манерные всплески руками вместо хлестких пощечин мне не понравились. Но кроме этого этого маленького недочета, ее игра безупречна. Интересно было посмотреть на молодого Баталова — Бориса. Борис самый обычный парень с патриотизмом в душе и неизменной храбростью. В те годы таких было большинство юношей. И, умирая, он видит перед собой кружащиеся в танце березы и Веронику в том белом платье, какое она хотела на свою свадьбу… Искреннее неприятие вызвал персонаж Марка. Значит, пусть абсолютное большинство молодых здоровых парней складывают головы на поле боя с фашистами, а он будет отсиживаться в так называемом тылу, играя на вечеринках крашеной куклы, которой блажь пришла в голову, видите ли, покататься на машине. А с транспортом и так не густо. Можно упомянуть папу Бориса — честного безаппеляционного старика.

    Также этот фильм отличает крепкая режиссура и хорошая работа оператора Урусевского. Для пятидесятых годов это было новаторством, нечто таким, что вытягивало советский кинематограф на другой уровень. Сейчас это смотрится не менее здорово. Есть даже некие отблески того, как снимали еще немое кино.

    Итог — вышла прекрасная военная драма, которую интересно пересматривать даже по прошествии стольких лет, благодаря не в последнюю очередь игре актеров и мастерству режиссера и оператора. Вроде бы в этом фильме нет ничего чересчур особенного, но все-таки он цепляет за какие-то струны в душе… Вряд ли он кого-то оставит равнодушным.

    8 января 2010 | 12:14

    Бывает такое Кино, после просмотра которого все остальные фильмы как будто бы и не существуют. В этот момент все кажется таким неважным, недостойным. Впечатления, как комок в горле. «Летят журавли» именно такое.

    Настолько сильное в эмоциональном плане, что описать его не хватает слов. Просто невозможно. Только чувствовать. Да его и не надо раскладывать по полочкам, искать сюжетные линии, мотивы, рассуждать, кто прав, кто виноват… Это такое Кино, после которого не хочется впускаться в рассуждения и споры.

    Мне ни с кем не хочется его обсуждать, узнавать чье-то мнение по поводу героев и их решений. Здесь это так неуместно… Мне важно, что я сама получила. И это чувство внутри…оно такое непередаваемое и личное.

    Спасибо тем, кто создает такие глубокие Фильмы, которые трогают наши души и сердца.

    10 из 10

    7 октября 2011 | 18:44

    Я всегда с огромным удовольствием смотрю и пересматриваю советские кинокартины, не переставая восхищаться талантом тех, кто принимал участие в их создании. В отдельную категорию я отношу фильмы о Великой Отечественной Войне, такие фильмы, которые показывают героизм, мужество, любовь к родине, верность дружбе и правильным ориентирам. Герои этих картин — обычные люди. Но им хочется верить и сопереживать, радоваться за них и огорчаться вместе с ними. Может именно поэтому фильмы, снятые не одно десятилетие назад, до сих пор остаются современными и любимыми зрителем!

    «Летят журавли» — картина, которая считается классикой во всем мире. Честно признаюсь, что одного просмотра мне оказалось недостаточно, чтобы правильно ее оценить. Лишь посмотрев фильм второй раз, я смогла его переосмыслить и увидеть то, что осталось для меня незамеченным раньше. А именно:

    Образ главной героини. Сначала она показалась мне просто предательницей, которая, не сумев пройти проверку временем, изменила любимому человеку, ушедшему на фронт, выйдя замуж за его брата. Этот ее поступок меня неприятно поразил, и у меня осталось негативное отношение к главной героине. Однако через некоторое время я подумала, что на самом деле, любой человек, даже самый сильный и мужественный, может совершить ошибку, особенно на войне, особенно, если речь идет о девушке, у которой эта война отняла все: дом, семью, любимого человека.

    Поэтому я бы не стала жестоко осуждать поступок Вероники. Напротив, её надо попытаться понять и простить. «Жизнь на земном шаре еще не устроена так складно, как бы нам этого хотелось.» (с) Вероника искренне раскаялась, истерзала всю свою душу переживаниями, даже в какой-то момент возненавидела сама себя.

    «- Почему вы не прогнали меня тогда же?
    - С тобой случилось несчастье. Осуждать тебя может только способный совершить худшее. Оставайся.»

    Так сказал отец Бориса. И я думаю, что он прав.

    Фильм «Летят Журавли» — настоящий шедевр. Он глубоко психологичен, показывает нам не саму войну, а жизнь людей во время войны. Еще этот фильм про надежду. Про надежду и веру в счастливое будущее.

    В самые тяжелые и безнадежные моменты, когда кажется, что все уже кончено, единственное, что остается у человека — это надежда. И Вероника, и Борис, и миллионы людей вместе с ними верили и надеялись, что вот уже скоро кончится война, что любимые люди вернутся домой, что смерть отступит и начнется долгая и счастливая жизнь. И эта надежда помогла им найти в себе силы двигаться вперед.

    Клин журавлей — это напоминание о том, что, несмотря ни на что, жизнь продолжается!

    Спасибо за шедевр!

    17 июля 2013 | 16:37

    Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», сценарий к которой по своей же пьесе написал драматург Михаил Розов, — единственная русская картина, удостоенная такой высочайшей награды, как Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Эта лента в свое время нарушила традицию советских фильмов о Великой отечественной войне и вместо того чтобы показывать подвиги солдат на поле боя, перенес зрителей в тыл и с удивительной эмоциональной силой рассказал историю людей, разлученных войной.

    Картина Калатозова начинается с показа светлого мирного времени, показывая влюбленных и счастливых героев Веронику (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баттлов), гуляющих по летней Москве и наблюдающих за летящими в небе журавлями (этот образ вновь появляется в финале). Начинается война, атмосфера и окружение полностью преображаются (авторы с успехом противопоставляет мирное и военное время), Борис отправляется на фронт, оставляя Веронику. Обоих героев ждут суровые испытания, проверяющие стойкость и достоинство.

    Розов и Калатозов не идеализирует своих героев, показывая живых героев, понятных и близких зрителю. Татьяна Самойлова — сердце фильма. Своей игрой она заряжает его эмоциями и создает образ сильной и выносливой русской женщиной. Нельзя не выделить работу гениального оператора Сергея Урсуевского, который стал изобретателем многих ныне широко используемых приемов съемки, блестяще играющего со светом и тенью, порой снимающего впечатляющими непрерывными планами.

    «Летят журавли» — великое кино, реалистично и мрачно отображающее реалии военного времени, но заряженное верой в светлое будущее. Фильм с успехом прошел проверку временем и я рекомендую посмотреть, или пересмотреть его в славный праздник победы.

    9 мая 2015 | 19:39

    На мой взгляд, одна из сильнейших картин советского кинематографа.

    Впервые я этот фильм увидела в подростковом возрасте, затем последовали и пересмотры, но эмоции нисколько не утихают. Потрясающий фильм про любовь. Любовь, для которой даже смерть не является преградой. Такую любовь могут испытать только сильные и искренние сердца.

    Любовь этой женщины сильнее смерти, она верна своему избраннику. Но иногда события немного сильнее, но какими они не были, не способны были сломить её.

    Искренняя игра Татьяны Самойловой не подаётся описанию. Вершина актёрского мастерства. На мой взгляд, воплотила образ сильной русской женщины.

    Алексей Баталов. Он сыграл не менее блестяще свою роль, я понимаю, почему настолько сильная любовь. По-другому нельзя его любить. Настоящий, добрый, сильный, благородный…

    Светлана Харитонова. Очень характерный, категоричный персонаж. Острая на язык женщина. Даже создаётся впечатление, что её категоричность и излишняя твёрдость, исходит от отсутствия любви к мужчине. Ирина, эдакая «мужчина в юбке».

    Александр Шворин. Он тоже любит. Но себя. Он не понимает, что Вероника не любит его. Предположу, что ему даже всё равно. Он не понимает, что от его любви страдает Вероника. Не понимает, все те шаги, которые он предпринимает, для своей любви, губительны, как и для него, так и для Вероники. Благо, ей удаётся «освободиться» от этой «любви».

    Сильный фильм о сильных эмоциях, о сильных людях…

    13 декабря 2008 | 01:51

    - Эти стервы хуже фашистов — в самое сердце бьют.
    - Скорей, доктора. Раскудахтался.
    - Да замолчи, ты.


    Михаил Калатозишвили (позвольте я буду называть его по фамилии с которой он был рожден, и которую потом носили его потомки) показал в этой картине настоящий мастер-класс по многим аспектам постановки кинематографических произведений. Прежде всего, он настолько умело использовал монтаж, работу оператора и сценарий, что от актеров так и не понадобилось создавать что-то экстраординарное. Присмотритесь. Практически весь фильм Самойлова совершенно статична. Другое дело, что режиссер умело совмещает различные ракурсы и планы, создавая впечатление личностных метаморфоз ее героини. По сути, это же клиповая эстетика.

    А как удачно в техническом аспекте получилась сцена смерти главного героя. Неожиданное сочетание планов неба выдает весьма зловещий эффект, который дополняется обычной сценой пробежки героя по лестнице. Тут можно восторгаться эффективности постановщика — минимум средств, а результат получается безупречный. Вообще, в первой половине этой ленты камера вытворяет что-то невообразимое (тем-более для академичного советского кино). Чего только стоит показ событий под углом. Даже башня Кремля выстраивается в начальных титрах в искаженное положение примерно под тридцать градусов.

    Не могу я позабыть и то, как двумя простыми ракурсами режиссер в самом начале показал человеческую слабость в своих героев. Вспомните, как в сцене у моста Баталов и Самойлова смотрят на журавлей. Обратите внимание на камеру — неожиданно снимая сверху вниз Калатозишвили будто улавливает скрытые устремления героев. Практически сразу же мы взглянем на них сверху вниз. Причем вполне с приличной высоты, метров с пяти. А как еще можно было намекнуть на несбыточность мечтаний? Главное, что все вышло вполне гармонично.

    Вторая половина ленты вышла более спокойной и традиционной. Там уже все определял сценарий. Лаконичный и отполированный, он похоже вообще не содержал в себе лишних деталей. Актуальная тема, связанная с поведением женщин в тылу оказалась раскрыта очень глубоко. Посыл тут очень прост: не судите и не впадайте в уныние. Христианские ценности.

    Создатели ленты прямо вопрошают у нас: возможно ли с готовностью осуждать главную героиню? Да, ошиблась. Но ошибаются тут все. Герой Баталова в самом начале даже и не замечает свою избранницу. Он будто хочет абстрагироваться, чего и сам не скрывает. Вопрос о свадьбе перед уходом на войну ведь даже не обсуждается. Лишь дистанция позволяет ему все переосмыслить. Не слишком правильно ведут себя и все остальные персонажи. Но заметьте, все — все, от соседей до Марка показаны многомерно. Они ошибаются, предают, изменяют, но при этом продолжают жить и в большинстве своем, стараются исправиться.

    Так что в этом фильме соединилось все — изысканные технические решения, многомерность персонажей и лаконичный сценарий. Благо, что Калатозишвили не стал растягивать все в эпическое полотно. Нет ничего удивительного в том, что картина одержала победу в Каннах.

    8 из 10

    1 июля 2014 | 18:45

    Я напишу коротко: фильм «Летят журавли» — величайший шедевр не только советского кино, но и мирового кино!

    Не забывайте, здесь показаны судьбы людей, — которые небыли готовы и не готовились к такой мировой трагедии, как в о й н а! Они так же как и мы, хотели любить друг друга, радоваться жизни… Но в их жизнь ворвалась война (легко сказать — не дай Бог испытать эту боль и трагедию!). Прежде чем осудить — спроси себя честно: — Как бы ты поступил (в жизни)?!

    Поэтому мне искренне жаль тех людей, которые не увидали истинные живые, настоящие чувства и истинную красоту и чистоту. Чтобы увидать и понять — необходимо самому по-настоящему любить!

    Фильм живой и современный, потому что в этом сюжете показан кусочек настоящей жизни, с ее искренностью, силой и ошибками.

    22 сентября 2010 | 02:03

    Когда любишь по-настоящему, то не представляешь жизни без своей второй половинки. Только он всегда приходит по первому зову, когда тебе плохо, только он понимает тебя, только он может утешить тебя в горе и разделить твою радость, только с ним становится спокойно и кажется, что ничего не страшно. Когда он уходит ненадолго, создаётся ощущение, что вместе с ним ушла и часть тебя. А когда он возвращается, вместе с ним возвращается та утерянная часть, и солнце начинает снова по-прежнему ощущать твою жизнь, как будто и не было никакого расставания.

    Но иногда случается, что приходится расставаться из-за каких-либо жизненных обстоятельств на неопределённый срок. Часть тебя оказывается утерянной, и неизвестно, когда она возвратится на своё место. Жизнь начинает казаться чёрной безлунной ночью, и неизвестно, когда солнце взойдёт вновь. Ни что не приносит радости, что принесло бы, будь он рядом. Остаются только боль и пустота от потери. И надежда, что вы ещё встретитесь, что он обнимет и скажет, что всё прошло, всё позади, надежда, что где-то далеко он тоже любит тебя, тоже тоскует и ощущает ту же самую пустоту, тоже мечтает о встрече.

    А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.

    Вероника и Борис любили друг друга, но война их разлучила навсегда, даже не дав попрощаться. Он ушёл и никогда не вернётся. Она осталась одна и никогда его не увидит. Они никогда больше не встретятся. Никогда.

    И как ей быть в такой ситуации? Поставить крест на своей жизни и с головой погрузиться в бездну страданий и вечного одиночества, храня преданность их любви? Или же пытаться жить дальше, храня в памяти светлые воспоминания о самом счастливом времени в своей жизни и радуясь тому, что оно было, хоть и недолго? Пытаться обрести новое счастье, хоть и не такое, какое было, но хоть какое-то, думая, что любимый хотел бы, чтобы она была счастлива с другим, раз уж он сам не может сделать её такой?

    Вероника выбрала жизнь, попытку обрести новое счастье. В её жизни появился другой. Не такой, каким был тот. И новая любовь не более чем слабое эхо той, что была. Но Его она всё равно не забыла, и вспоминала каждый раз, когда трещины нового счастья отчётливо вырисовывались перед глазами. Она променяла бойца на тыловую крысу и не выдержала испытание временем, но всё равно новая любовь не затмила ту, а другой мужчина не занял в её сердце место того. Иначе она не стала бы считать до пятидесяти на бегу к почтальонке в надежде, что, может быть, от Него пришло письмо.

    Фильм снят в 1957 году, но он не выглядит на свои года. Кажется, что он снят в этом веке с маскировкой под старину, а не в середине прошлого. Его свежесть, «молодость» и «современность» видны во всём: в режиссуре, в игре актёров, в работе оператора и т. д. 

    История, показанная в фильме «Летят журавли» будет близка каждому, кто по-настоящему любил, и уж тем более тем, кто терял любимого. Она показана интересно, проникновенно, ненавязчиво, красиво и даже легко, давая зрителям шанс просто смотреть, любуясь картинкой. Легко, потому что в фильме нет гнетущего драматизма, который своим давлением указывал бы на страдания или мучения героини, нет намеренно выделенных эпизодов или речей героев, которые бы указывали на что-либо еще.

    Актёры не демонстрируют каких-либо неимоверных страданий, искажая лица гримасами боли, не делают никаких специальных эмоциональных движений, что тоже говорит о «современности» фильма. Но по одному их виду понятно, что чувствуют и думают их герои, и этого хватает, чтобы героя понять и начать ему сочувствовать или же, наоборот, невзлюбить его.

    Работа оператора Сергея Урусевского, которая играет значительную роль в сохранении «молодости» фильма, отличается своим новаторством и исключительностью. Различные ракурсы, ракурсы сверху и снизу, положение света и тени, переходы между ними поражают своей красотой и создают ощущение, что каждый кадр — это современная профессиональная чёрно-белая фотография. Оператор сотворил чудо. А некоторые моменты, благодаря такой съёмке и режиссёрской постановке, даже слегка отдают сюрреализмом.

    Спустя 52 года фильм выглядит современным и новым. Он не постарел, а это главный критерий качественности и главный показатель шедевра.

    ***
    А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.

    «Ты же не видел, как его хоронили!»

    Тогда остаётся лишь одно — цепляться за каждую мелочь, которая может дать хоть малюсенькую, хоть призрачную надежду. Только тогда можно будет найти в себе силы и смысл жить дальше.

    Журавли летят, как и раньше, только вот Его нет рядом, чтобы вместе поднять головы и счастливо улыбаясь посмотреть на их полёт.

    20 мая 2009 | 16:26

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>