всё о любом фильме:

Иван Васильевич меняет профессию

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийВладлен Бахнов, Леонид Гайдай, Михаил Булгаков
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторВиталий Абрамов, Сергей Полуянов
композиторАлександр Зацепин
художникЕвгений Куманьков
монтажКлавдия Алеева
жанр фантастика, комедия, приключения, ... слова
зрители
СССР  60.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время88 мин. / 01:28
Инженер-изобретатель Тимофеев сконструировал машину времени, которая соединила его квартиру с далеким шестнадцатым веком — точнее, с палатами государя Ивана Грозного. Туда-то и попадают тезка царя пенсионер-общественник Иван Васильевич Бунша и квартирный вор Жорж Милославский.

На их место в двадцатом веке «переселяется» великий государь. Поломка машины приводит ко множеству неожиданных и забавных событий…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (11 301)

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
    • Царь Иоанн Васильевич Грозный в современной Москве слушает на магнитофоне песню Высоцкого «Эх, раз, ещё раз».
    • То, что посол говорит на немецком языке, соответствует тексту пьесы Булгакова.
    • Крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.
    • Сцену звонка Жоржа «женским голосом» к Шпаку озвучивает Наталья Кустинская; песню «Разговор о счастье» поёт Валерий Золотухин.
    • Царица Марфа Васильевна в эпизоде трапезы все время смотрит в пол. Гримерам не удалось полностью заретушировать синяк, полученный ею накануне от мужа.
    • Занимает по посещаемости 17-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Иваном Васильевичем могли бы стать — Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев.
    • Милославским могли бы стать Андрей Миронов, Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков.
    • На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но её исполнение из-за довольно низкого голоса не подошло для комедийного жанра фильма.
    • В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее».
    • Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую, и фильм положат на полку.
    • На роль Зины пробовались сразу три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова.
    • В фильме звучит «Песня про зайцев» («А нам всё равно…») в исполнении Юрия Никулина из снятого Леонидом Гайдаем в 1968 году фильма «Бриллиантовая рука».
    • Художники по костюмам царские наряды позаимствовали из картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, а для героини Селезнёвой шил костюмы молодой модельер Вячеслав Зайцев.
    • Гонорары за съемки:
        Леонид Гайдай — 7948 рублей (5948 рублей за съёмки плюс 2000 рублей за сценарий). По другим данным, общий гонорар режиссёра составил 18 000 рублей, что стало одной из причин закрытия экспериментального творческого объединения «ЭТО», созданного в качестве опыта коммерческого кинематографа;
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • На вопрос Бунши царица отвечает «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
    • Фильм был переозвучен Гайдаем из-за нападок цензуры в нескольких эпизодах. Первый: во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «А кто платить будет?» Тот отвечает (цензура): «Ну, во всяком случае не мы», в оригинале по замыслу Гайдая, «Народ, народ, батюшка». Второй: сцена допроса Ивана Грозного в милиции: «Место жительства», царь отвечает: «В палатах». По замыслу Гайдая: «Москва — Кремль».
    • Сцены погони за «пришельцами из будущего» снимались в Ростове Великом Ярославской области.
    • Зина (жена Шурика), заботясь об Иоанне Грозном в квартире произносит «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается «Вас здесь могут увидеть!».
    • В один из моментов фильма, зрителю может показаться что был допущен брак озвучивания: Когда Бунша спрашивает Милославского, как он попал в квартиру Шпака, тот отвечает «Да ну вас к чёрту, что за пошлые вопросы!», при этом рот у Милославского закрыт. На самом деле, эту фразу говорит не Милославский, а Шурик, находящейся в тот момент за кадром (голоса Куравлёва и Демьяненко, действительно похожи).
    • Бунша, переодетый в царя, произносит, обращаясь к шведскому послу «Гитлер капут», но по губам читается «Мир, дружба».
    • Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Тимофеева.
    • На ручке, которую Милославский украл у Шпака и подарил послу, была изображена обнажённая женщина. Крупные планы из фильма вырезали, так как обнажённых женщин тогда было запрещено показывать. После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут, но до сих пор оригинальный негатив фильма хранится на студии «Мосфильм».
    • Добавочный номер телефона «3-62», который называет Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, представляет собой цену бутылки обычной водки в СССР. В этом эпизоде прослеживается параллель с фильмом «Бриллиантовая рука», где режиссёр использовал такой же приём, зашифровав цену бутылки водки в номере автомобиля. В пьесе добавочный номер — 501.
    • Произносимая Л. Куравлёвым фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была записана в сценарии, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация актёра.
    • В фильме Иван Грозный произносит фразу: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это имеет определённые исторические параллели. Известно, что боярина Казаринова-Голохвастова, который принял схиму, чтобы избежать казни, Иван Грозный велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо. Из-за синяка под глазом Нине Масловой в сцене на пиру постоянно приходилось опускать глаза, что в конечном счёте пошло роли на пользу — этот приём добавлял царице кокетства.
    • еще 24 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира». Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
    • Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке.
    • В лифте («Замуровали, демоны!») царь крестится тремя перстами. До 1653 года православные крестились двумя перстами.
    • Скипетр и держава, которые держит в руках Бунша (и которые изображены на иконе), как символ царской власти появились на сто лет позднее происходящих событий, в XVII веке.
    • Милиция приезжает расследовать квартирную кражу на автомобиле ГАИ.
    • Милославский и Бунша убегают от стрельцов, не закрыв сундук, откуда они взяли одежду. Упавший шлем лежит на полу. Когда Милославский возвращается закрыть сундук — шлем оказывается снова на доспехе.
    • Когда Бунша прячется в сундуке во время погони за ним и Милославским стрельцами, Бунша меняет положение своего тела на противоположное, не вылезая из узкого сундука.
    • еще 4 ошибки
    Редакционные материалы
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 5418 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Почему мы разучились снимать такие фильмы? Такие безоблачные, такие замечательно смешные. Два имени было у советской комедии — Гайдай и Рязанов. Рязанов (во всяком случае, Рязанов семидесятых) — ироничный, уставший, въедливый и сложный. В детстве он кажется унылым и скучным. Гайдай же с восторгом принимается и детьми, и взрослыми — добрые, веселые, бесшабашные фильмы.

    Цитаты, весь фильм наизусть всей страной — по цитатам и по целым отрывкам. У каждого в семье наверняка найдется любимая присказка из этого фильма. Даже те, кому фильм уже надоел, кто говорит: ох, Иван Васильевич, его уже заиграли, я не могу его смотреть, — те тоже, забываясь, цитируют его.

    «Собака с милицией обещала прийти», «Оставь меня, старушка, я в печали», «А что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?»…

    А еще ведь там играет Яковлев. Каким разным он может быть! Трусливый и изворотливый управдом Бунша и диковатый властный царь Иван IV. Когда на них смотришь, то не думаешь, что это Яковлев, их по одному жесту отличить можно, по одному слову. Вот — Бунша, а вот — царь.

    В последнее время даже в самых простеньких фильмах и книгах модно искать Глубокую Философскую Мысль. Или не менее Глубокий Психологизм. Самое смешное — находят ведь. Находят там, куда их не клали авторы… «Иван Васильевич» выше этого, в нем не хочется искать эту ерунду.

    То есть что нам за дело до комплексов Шурика, которому во сне его милая жена представляется глупой щучкой, для которой пропажа перчаток и измена мужу — вещи примерно равнозначные. Или до проблем путешествия во времени. Нам просто нравится этот фильм.

    Его разве что слишком часто крутят по телевизору…

    9 из 10

    1 февраля 2009 | 18:51

    Так вот мне и хочется надеяться, что придет кто-нибудь, и все-таки сумеет «вылечить» наш российский кинематограф. Чтобы, в мгновение ока, из всего шлака, который снимают у нас в стране, вдруг появилось, что-то такое, что уже снимали в нашей стране, но просто чуть раньше. И делали это так, что «душа радовалась и наполнялась гордостью».

    И вот, например, «Иван Васильевич меняет профессию». Все мы его видели не один раз. Все мы уже расхватали крылатые фразочки из него, и все мы искренне любим этот фильм. Потому как он, настоящий шедевр, не только отечественного кино, но и мирового. А в чем же, собственно говоря вся прелесть и ценность этого фильма? Давайте разберемся.

    Перво-наперво -это, конечно, режиссер фильма. Великолепный Леонид Гайдай, снявший столько прекрасных фильмов, он не подвел и на «Иване Васильевиче….». Гениальный режиссер. С талантом от Бога. И это не громкие слова. Вы сами это понимаете.

    Второе- актерский состав : Александр Демьяненко, Ленид Куравлев, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Владимир Этуш и, конечно, просто потрясающий Юрий Яковлев. Просто смотришь на двух Иванов Васильевичев и удивляешься тому, что их сыграл один человек. Невероятный талант. Невероятное исполнение каждой роли. Я ничего подобного не видел ни в одном фильме.

    Третье. Юмор. То, что должно по-любому присутствовать в каждой комедии. Без него комедия- не комедия. И я говорю не о том, что сейчас называют «юмором». Не о Петросяне, Павле Воле, Галыгине и других деятелей и творцов современного «юмора». Я говорю о настоящем юморе. Об искрометном. О невероятно смешном и действительно гениальном. Ни одной пошлости, ничего такого, на чем строится современная система веселения людей. Только по-настоящему остроумные и уместные шутки. От которых хочется смеяться, смеяться до слез. Такие фильмы реально продлевают жизнь.

    И не зря я начал свою рецензию, написав об убогости сегодняшнего нашего кинематографа. По другому я это просто назвать не могу. Безликий, бессмысленный. А ведь снимали когда-то. Ведь делали фильмы такие, что запад пошатывался. А сейчас нет. Сейчас нам преподносят «Нашу рашу: яйца судьбы» и «Гитлер капут». Сейчас это мы называем «комедиями». И с сожалением вспоминаем и « прекрасных былых временах». А ведь дело в нас, друзья. Дело не в том, что нам не хватает талантливых людей, денег, хороших сценариев и т. д. Нет. Дело в том, что нам что дают, то мы и «кушаем». Все гневно отзываются о «Нашей раши», но тем менее идут в кино, и может даже не раз, платят деньги и создают этому фильму отличные кассовые сборы. И зачем создателям кино стараться и создавать что-то стоящее? Если народ и это воспринимает. Просто хочется сказать, будьте разборчивее, друзья. И для сравнения, после просмотра очередного «самого лучшего фильма», придете домой и сразу же посмотрите «Иван Васильевич меняет профессию». И вы сразу все поймете. Потому как, без труда, не вытянешь рыбку из пруда. Раньше это понимали. А сейчас…и рыбки не нужны, мы и червяков поедим. Но все-таки хорошо, что советский кинематограф оставил нам такое богатое наследство. Мы можем пересматривать такие фильмы бесконечно.

    «Иван Васильевич меняет профессию» -лучшая комедия всех времен и народов»

    9 октября 2010 | 23:55

    Этот фильм стал одним из первых, который меня поразил своим качеством. Все знают, что советские фильмы без исключения замечательны, но «Иван Васильевич меняет профессию»… самый-самый!

    Рассмотрим его теперь поподробней. Сначала плюсы. Во-первых, советские известные актёры: Александр Демьяненко и Юрий Яковлев. Они бесподобны! Также на высоте юмор картины. Да и архитектура ивановских времён очень радует!

    Минус для меня только один: плохо проработан момент перехода во времени. Но оно и понятно: хорошие спецэффекты, СССР и 1973 год — наверное вещи несовместимые!

    Отличный фильм, всем кто не смотрел советую! И послед нее: эта кинолента, по-моему, самая лучшая за долгую историю Советского Союза!

    10 из 10

    16 мая 2009 | 16:25

    Столько лет прошло с момента выхода фильма, а Васильевич все меняет и меняет свою профессию! И каждый раз, как наталкиваюсь на фильм по телевизору, смотрю его от начала и до конца. Честно скажу, что больше все-таки из русской классики люблю «Не может быть», «Служебный» и «Операцию Ы». К «Кавказской пленнице» и «Ивану Васильевичу» отношусь спокойней, тем не менее, люблю и уважаю его еще с детства.

    «Иван Васильевич» — это особый, великолепный мир, полный неожиданных гэгов, каламбуров, шуток и приключений. Маститые актеры идеально отыгрывают роли самых важных людей того времени, если в 70-х — это ученый и управдом, то во времена Киевской Руси — царь и его писарь. Юрий Яковлев, светлая ему память, просто невероятен. Он сыграл две биполярные роли и в обеих отлично себя проявил. Его Иван Грозный великолепен, в детстве я его даже немного побаивалась. А Леонид Куравлев сыграл лучшую, на моей памяти роль, ему только таких засранцев и надо было играть, очень натурально. Да что уж там, тут и колоритная Крачковская, и недалекий персонаж Крамарова. Все на местах. В отличие от «Кавказской пленницы» здесь нет невероятного количества кривляний, а герои не ходячие шаблоны. Единственные персонажи, которых я бы выбросила — супруга Шурика и ее режиссер. Ужасно меня раздражали.

    Да что там говорить, этот фильм — нестареющая классика, если раньше он разоблачал пороки своего общества, то сейчас бесценен, как источник уже советской истории и быта! Каждая фраза разложена на цитаты, а узнать фильм любой единожды смотревший сможет с одного кадра!

    26 марта 2017 | 12:42

    Вроде не так давно живу на свете, а эту божественную комедию смотрела раз 100. Причем каждый раз смотрю, будто в первый — не надоедает!

    Сценарий прекрасен. Идеальные, отточенные реплики, растасканные на цитаты.

    Зинаида, подскажи мне по-славянски!

    Я артист больших и малых драматических театров!

    Красота-то какая! Ляпота!

    Ты по что боярыню обидел?

    Оставь меня старушка, я в печали.

    Казань — брал. Астрахань — брал. Шпака не брал…

    Икра заморская. Баклажанная!


    Ни одной затянутой сцены. Талантливая пародия на русского царя. Талантливое же вкрапление советской действительности. И такая живость, искрометность во всех сценах!..

    К актерам не придраться — старая советская школа. Постоянно удивляюсь — ну как, как Юрий Яковлев в одном фильме представил двух абсолютно, категорически разных людей: нудного, щупленького, противного Буншу и грозного, властного, колоритного царя???

    Ну и песни, конечно. Вот эта же, наша любимая:

    Счастье вдруг, в тишине,

    Посточалось в двери.

    Неужель ты ко мне?

    Верю и не верю!..

    В общем, восторг мешает мне адекватно излагать мысли. Сейчас ни один режиссер такого не снимет, и вот почему: в кино царит дух вседозволенности и преобладает пагубная страсть к рисованию крайностей. Плохо теперь работают над сценариями и образами — никакой цензуры.

    А в комедии Гайдая каждый работал на совесть.

    10 из 10,

    хотя этот фильм из разряда «вне конкуренции».

    8 января 2010 | 02:09

    Пожалуй, самый комедийный фильм про Ивана Грозного. Продуманый до самых мельчайших подробностей сценарий, а что касается игры актёров — просто слов нет.

    Вы только прочитайте их фамилии — Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв, Наталья Крачковская, Владимир Этуш и т. д. 

    В общем, ещё одно творение Гайдая!

    10 из 10, на мой взгляд, только этой оценки удостаивается фильм

    17 августа 2009 | 18:54

    Удивительно… Я родилась уже после распада СССР и потому не могу судить о той эпохе, не могу осуждать и уж тем более разносить в прах всю советскую систему. Но одно я могу сказать — такого кино, какое снимали в Советском Союзе, не смогут снять больше нигде — ни в нынешней России, ни тем более за рубежом.

    Я сморю этот фильм каждый раз, когда его транслируют по телевизору, начиная с самого детства. И каждый раз смотрю его уже по-другому, с каждым годом нахожу для себя что-то новое. Это прекрасное, доброе кино, такого больше не будет…

    Среди актёров нельзя выделить кого-то одного, это было бы нечестно.

    Бесполезно перечислять какие-то определённые моменты, всё действие знает наизусть, наверное, даже ребёнок.

    Великий фильм. Хотя бы потому, что пересматривая его в миллионный раз, не перестают люди смеяться над шутками, которые «не приедаются» с каждым новым просмотром. Зная сценарий чуть ли не наизусть, смотреть всё равно хочется вновь и вновь. Всё в этом кино бесподобно: игра актёров, фразы, которые звучат и по сей день, песни…

    Бесполезно ставить какую-то оценку, это классика. Бесценно. И бесподобно.

    8 июля 2009 | 13:02

    Гениальное кино! Такой смешной, веселый и интересный фильм не умрет никогда! Всегда смотришь этот фильм, как в первый раз. Если бы в СССР была премия «Оскар» — этот фильм получил бы все награды!

    Александр Демьянко как всегда отлично играет Шурика, который здесь уже не студент, а ученый, который изобрел машину времени!

    Хочется отметить отличную актерскую игру Леонида Куравлева, который сыграл жулика Жоржа Милославского.

    Конечно я не мог не упомянуть о Юрии Яковлеве, который замечательно сыграл сразу две роли: роль вспыльчивого и тупого гражданин Буншу и всеми известного, великого и ужасного Ивана Грозного, его актерская игра выше всяких похвал!

    Хочется поблагодарить композитора Александра Зацепина, который написал музыку к фильму, в этот раз он привзошел себя!

    «Иван Васильевич меняет профессию» — это самый лучший фильм о Шурике, самый лучший фильм Леонида Гайдая и в конце концов самая лучшая комедия в мире!

    25 сентября 2009 | 16:12

    «Иван Васильевич меняет профессию» — нестареющая классика советского кинематографа. Комедия, собравшая огромную для советских времён аудиторию, пользуется огромным интересом до сих пор — не только в России, но и за её пределами. Этот фильм смотрят все — от подростков и до пенсионеров. Молодое поколение (по крайней мере большинство) не упустит возможности познакомиться с шедевром советского кино. Ну а представители пожилого населения с радостью вспомнят свою молодость, а некоторые из них вспомнят, с каким трепетом они шли в кинотеатр на этот фильм.

    К тому времени Леонид Гайдай был уже очень известным в СССР режиссёром. Многие его картины (в том числе «Кавказская пленница» и «Операция „Ы“) собирали огромное количество зрителей, которые только восторгались режиссёром и его работами. Но мастер советской комедии уже давно умер, а его великие творения до сих пор с нами.

    В фильме просто невозможно заметить никаких ляпов. Всё получилось просто идеально. Великолепные актёры, среди которых наиболее ярко выделяется Александр Демьяненко, уже небезызвестный нам Шурик, просто молодцы (других слов просто не подобрать)! Стоит только включить фильм — и ты не хочешь его выключать, хочешь смотреть его до конца, до финальных титров, а потом… Потом возникает непреодолимое желание пересмотреть бессмертное творение Леонида Гайдая. Бессмертен фильм — бессмертны и фразы из него:

    - Оставь меня, старушка, я в печали! (с) Иван Грозный

    - Фамилия моя слишком известна, чтобы я её называл! (с) Ж. Милославский

    - Собака с милицией обещала прийти… (с) А. С. Шпак

    Я много раз уже смотрел и пересматривал этот фильм. И не перестаю восхищаться, ведь советские комедии никого не оставят равнодушным. А современные российские комедии — совсем уже не те. На полку рядом с «поменявшим профессию домоуправом» их не поставишь.

    «Иван Васильевич меняет профессию» и прочие комедийные фильмы Леонида Гайдая просто не могут не привлекать к себе внимание. Это настоящий шедевр советского кино, а такие шедевры врезаются и в сердце, и в память — навсегда.

    Классика вечна.

    10 из 10

    11 июня 2010 | 20:30

    Сколько себя помню, из русского кинематографа — этот фильм всегда был одним из любимых. Вот и сейчас он идет по телевизору, в новый год. Его часто показывают 31 декабря, и как-то сразу детские воспоминания возвращаются….

    «Иван Васильевича…» расхватывают на цитаты, фильм очень добрый, милый в какой-то степени. Мимика, жесты, фразы, интонации — все складывается в отличные шутки. Сейчас редко услышишь хорошую, действительно забавную, шутку (особенно не ниже пояса). Мне кажется фильм будет вечным. В наше время таких «культовых» фильмов уже не создают. Или не могут, или просто не хотят. А жаль.

    10 из 10.

    31 декабря 2009 | 16:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>