всё о любом фильме:

Бриллиантовая рука

год
страна
слоган«Кинороман в 2-ух частях из жизни контрабандистов»
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийМорис Слободской, Яков Костюковский, Леонид Гайдай
директор фильмаАркадий Ашкинази
операторИгорь Черных
композиторАлександр Зацепин
художникФеликс Ясюкевич
монтажВалентина Янковская
жанр комедия, криминал, приключения, семейный, ... слова
зрители
СССР  76.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время94 мин. / 01:34
Кинороман из жизни контрабандистов с прологом и эпилогом. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Автомобильную мойку, где Горбункова зажали Геша и Лёлик, специально построили для съёмок фильма в центре Сочи. После съёмок её перевели в обычную эксплуатацию.
    • Во время съёмок сцены рыбалки после очередного неудачного (по вине оператора Игоря Черных) дубля, замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около +8 °C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора фильма: «Идиот, тьфу!». Это было снято случайно, но Гайдай вставил эпизод в картину.
    • Режиссёр фильма Леонид Гайдай появляется в фильме трижды; в том числе в роли пьяного мужчины, которого забирает милиция и в сцене со сном Козодоева, где снята именно его рука.
    • Основные сцены фильма снимались в Баку (вместо заграничной Турции) и Сочи.
    • Пистолет, который капитан милиции передает Горбункову — трофейная «Беретта» модели 1934 г.
    • К съёмочной группе «Бриллиантовой руки» на всё время был приставлен капитан КГБ, но ещё до съёмок сценарий прошёл все круги цензуры. Вот лишь некоторые требования цензоров: сделать более выпуклой роль милиции (она, мол, слишком пассивна), сократить эпизод в ресторане с чествованием Шефа, убрать сцены с пионерами, которые его поздравляют, убрать реплики «как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год», в монологе управдомши Плющ («И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу») последнее слово заменить на «любовницу» (при этом замена была сделана только в звуковой дорожке фильма, но не в кадрах, и поэтому слово «любовница» не попадает в артикуляцию героини).
    • В фильме было много «нецензурных» по тем временам отрывков. Последней сценой Гайдай поставил взрыв атомной бомбы. На предварительном просмотре это буквально шокировало цензоров; взрыв было приказано убрать, но зато остальные сцены были сохранены, на что и рассчитывал Гайдай.
    • Песню героини Светланы Светличной исполняет Аида Ведищева. Она же исполняет заглавные песни в фильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию».
    • В фильме снялась вся семья Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шёл по воде».
    • Эпизод, где Лёлик, планируя операцию «Дичь», отмеряет расстояния циркулем по карте и напевает «Летят утки», возможно, пародирует фильм «Чапаев», где герой гражданской войны, тоже с циркулем над картой, напевает «Чёрный ворон, что ты вьёшься…».
    • Заработки членов съёмочной группы: Л. Гайдай — 4 949 руб. за съемки и 2 000 руб. за сценарий, Ю. Никулин — 5 188 руб., Н. Гребешкова — 792 руб., А. Миронов — 1 920 руб., А. Папанов — 2 288 руб., С. Светличная — 346 руб., Н. Мордюкова — 1 531 руб.
    • При разговоре с управдомом Горбунков говорит, что побывал в Лондоне и там все считают собаку другом человека. В начале же фильма его жена Надя говорит, что он едет за границу в первый раз. То, что Семен Семеныч в течение круиза побывал в Лондоне, исключено, так как путь круиза в таком случае получается немыслимым (Стамбул, затем Лондон). Скорее всего круиз проходил по Средиземному морю.
    • Занимает по посещаемости 3-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Никулин-младший исполнил роль «мальчика, шагающего по воде». Эпизод долго не давался ему. Когда Миронов только замахивался ногой для удара, он уже начинал падать в воду. Чувствовалось, что Максим ждёт удара. Так сняли семь дублей. Наконец Гайдай громко объявил: «Все, в следующем дубле Андрей не будет бить Максима, а просто пройдёт мимо». А Миронову Гайдай тихонько шепнул: «Бей, как раньше. И посильнее». Максим спокойно нагнулся с удочкой и внезапно получил сильный пинок… Он упал в воду и почти закричал: «Что же вы, дядя Андрей?!» Эпизод был снят.
    • Съёмочная группа жила в гостинице «Горизонт», в подвале которой оборудовали реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Никулина — сделанную из папье-маше фигуру Горбункова. Её должны были сбрасывать с высоты пятьсот метров при съёмке эпизода, когда Семён Семёнович вываливался из багажника «Москвича». Подметая подвал, уборщица приподняла простыню и обомлела: перед ней лежал «Никулин». Через час весть о «смерти» любимого артиста разлетелась по всему городу. Узнав об этом, Никулин позвонил в Москву и предупредил мать, чтобы она не беспокоилась.
    • На роль Козодоева претендовали Вицин, Носик, Рудин и Пуговкин.
    • На роль второго бандита-контрабандиста, Лёлика, пробовался Пуговкин.
    • Супругой главного героя Горбункова хотели стать Нина Гребешкова и Ия Саввина. Предпочтение было отдано Гребешковой, жене Гайдая.
    • В титрах фильма мелькнула фраза, сочинённая Гайдаем: «Киностудия благодарит граждан, предоставивших для съёмок золото и бриллианты». После просмотра к режиссёру подходили зрители и интересовались: «И многие давали свои бриллианты?».
    • Мордюкову зрители увидели первый раз с короткими волосами именно в «Бриллиантовой руке». Это, конечно, парик. Ведь Мордюкова не делала коротких стрижек.
    • Актриса Светлана Светличная впервые в истории советского кино показала на экране чувственный стриптиз. Но по приказу начальства кадры со стриптизом при показе на телевидении безжалостно вырезались.
    • Эпизод, когда Горбунков теряет дар речи, встретившись на ступеньках туалета с мрачным типом с медальоном в виде черепа на груди, снимали в подземном туалете, который расположен у входа в ЦПКиО им. Горького, со стороны Ленинского проспекта. В этой роли снялся журналист журнала «Огонёк» Леонид Плешаков.
    • Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» Никулину дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось.
    • В качестве теплохода «Михаил Светлов» были сняты два судна: «Победа» и «Россия». В сцене посадки на круиз в порту показан теплоход «Россия». Сцену, где Андрей Миронов поёт песню про Остров невезения, снимали на палубе теплохода «Победа».
    • «Иностранная речь», на которой говорят герои Каневского и Шпигеля — тарабарщина, придуманная Каневским. Слово «мордюк», несколько раз звучащее в ней, было привнесено Гайдаем, после того, как он на съёмках поругался с Мордюковой. А фраза «березина команит» была придумана Каневским по девичьей фамилии его жены Анной Березиной.
    • По словам Нины Гребешковой, фразу «Шуба подождёт!», которую её героиня говорит в интервью радиорепортёру, она придумала сама. Толчком к этому послужили реальные события: на «Мосфильм» были выделены две автомашины и за одну из них Гайдай расплатился деньгами, отложенными на шубу для жены.
    • Упоминаемый Ладыженским (сцена в ресторане) Володька Трынкин («Вот усы вам — вылитый Володька Трынкин, вылитый!») — реальный человек, одноклассник Леонида Гайдая.
    • Фраза «А у нас управдом — друг человека!» появилась на этапе озвучивания фильма. Во время съёмок Мордюкова вместо «управдом» говорит «человек» (это отчётливо видно по губам).
    • Роль Анны Сергеевны, сыгранной Светланой Светличной, была впоследствии переозвучена по требованию Гайдая — Зоей Толбузиной. Своим голосом в фильме Светличная кричит единственную фразу «Не виноватая я, он сам пришёл!».
    • Миронов отыграл свою сцену на острове так натурально, что на его «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями.
    • Автомобильный номер на такси — «28-70 ОГО» — является бутафорским и сделан с юмором: серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до ОГЕ, а 28-70 — цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года (28,7 руб.).
    • Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21 стала знаменитым «такси на Дубровку». Ранее этот же автомобиль, превращённый в такси героя Ефремова, снимался в фильме ««Три тополя» на Плющихе» (1967) и в «Берегись автомобиля» (1966) в роли машины, на которой уходил от погони Деточкин. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».
    • В фильме мелькает афиша с анонсом фильма Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968), в котором Николай Романов (шеф) сыграл роль покупателя апельсинов.
    • Машиной шефа является «Москвич-408».
    • У Геши и капитана корабля «Михаил Светлов» одни и те же часы. Это золотой Longines Андрея Миронова.
    • Семён Семёнович осматривает в комиссионном магазине бронзового коня, этого же коня в фильме «Служебный роман» (1977) переносит главный герой Новосельцев. Позже этот конь был задействован в фильме «Ширли-мырли» (1995). Также конь замечен в фильме «Мой ласковый и нежный зверь» (1978) в кабинете издателя.
    • В фильме ряд сцен отсылает к фильмам про Джеймса Бонда, которых советские зрители в те годы видеть не могли. Сцена, где «Москвич-408» летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичную сцену из фильма «Живёшь только дважды» (1967). В фильме показана рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая/запирающая замки на входной двери; такой же перстень можно видеть на руке Блофельда.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В концовке фильма крюк подъёмного крана бьёт наклонившегося Семёна Семёновича по шее. Это не постановочная сцена — Юрий Никулин действительно получил болезненный удар, но сдержался и, лишь чуть поджав губы, доиграл сцену. При озвучивании фильма Гайдай добавил звук удара. Из-за травмы Никулина пришлось отказаться от съёмок сценарной концовки фильма, в которой Надя радует Семёна Семёновича известием о грядущем пополнении в семействе.
    • еще 35 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Козодоев подъезжает к базе, где Горбункову должны были снять гипс «без шума и пыли», он в женской одежде — в юбке. Но внутри базы он уже в штанах и в майке.
    • В сцене, где герой Миронова приглашает Сеню на рыбалку, он подходит к столику, держа в руках эскимо на палочке, а через несколько секунд оно превращается в шарики мороженого в вазочках.
    • В эпизоде, когда Геннадий Козодоев просыпается после кошмара с черным котом и летающей рукой С. С. Горбункова, на прикроватной тумбочке в тарелке лежит сосиска, разломленная на две части. В следующем кадре — на тарелке сосиски уже нет, зато есть вилка.
    • Основа сюжета (контрабандисты и борьба с ними) расходилась с реальностью — согласно советскому законодательству, в страну можно было беспрепятственно провезти до 10 кг золота или золотых изделий, но любые операции физических лиц с валютными ценностями, в том числе золотом и драгоценными камнями, относились к уголовным преступлениям. Начиная с мая 1959 года, дела о контрабанде и нарушении валютных операций находились в ведении не милиции, а КГБ СССР. В июле 1961 года был принят указ, предусматривающий за некоторые виды так называемых «валютных преступлений» в том числе смертную казнь. (Дело Рокотова-Файбишенко-Яковлева).
    • В сцене, когда Семён Семёнович Горбунков наступает на арбузную корку и падает, вместо Юрия Никулина снимался Леонид Каневский. Это было связано с тем, что Никулин никак не мог попасть ногой в арбузную корку, падение выглядело неестественно. Подмена так и осталась видна: на корку наступает коричневый ботинок, а вверх взлетают ноги в чёрных ботинках.
    • После того, как Горбункова принесли пьяным из ресторана, его жена снимает с него брюки. Носки у С. С. Гобункова серые с ромбиками. Утром носки уже другого цвета и без рисунка.
    • еще 3 ошибки
    Трейлер 02:52
    все трейлеры

    файл добавилMostStep

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Можно сказать, что «бриллиантовая рука» была у самого Леонида Гайдая — и он, подобно царю Мидасу, превращал в золото почти всё, к чему прикасался. В Америке был бы при жизни мультимиллионером наподобие Стивена Спилберга — благодаря своим комедиям, принёсшим советскому кино целое состояние. Ведь общая аудитория в кинотеатрах СССР на лентах Гайдая составила около 600 миллионов человек, то есть по самым грубым прикидкам, кассовые сборы могли быть в размере 200 миллионов советских рублей в ценах до 1991 года. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1882 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    По-моему самая цельная из всех отечественных кинокомедий. А про игру актёров излишни любые комментарии. Геша, Лёлик — разве это возможно забыть?

    19 января 2006 | 13:23

    На такие фильмы рецензии не пишутся, такие фильмы передаются из уст в уста, формируя желание сходить на него в кино. А как иначе, когда нет ни «КиноПоиска», ни интернета, ни компьютера? Фильмы можно смотреть лишь в кино или по телевизору. Поэтому мнения других людей формировали твое собственное, в то время нельзя было плохо снимать: за это наказывали и вообще было очень стыдно.

    Фильм «Бриллиантовая рука» является одним из наиболее известных и любимых нами фильмов отечественного кинематографа с замечательным набором известнейших актеров, выкладывающихся на все 100%. Все элементы отличного кино охвачены: блистательные актеры, достопримечательности, музыка, продуманный и интересный сюжет, передана эпоха советского пространства — словом, великолепная работа, в которой везде соблюдена гармония: все прекрасно сделано, подогнано к другому элементу и композиция в целом выглядит ладно.

    Всем тем, кто хочет снимать художественные фильмы на «русскую» тематику, о великом русском народе, стоит внимательно пересмотреть классику отечественного кинематографа, так как они являются эталонами народного кино, прекрасно передавая как эпоху того времени, так и царящее тогда настроения и нравы. Одним из важнейших показателей «народности» кино можно считать разбор фильма на фразы, ставшие впоследствии «крылатыми». «Крылатыми» фразами становятся лишь те, которые действительно близки нам по духу и соответствуют окружающей нас обстановке и времени. «Шеф, все пропало!», «Никакой самодеятельности!», «Чтоб ты жил на одну зарплату!» и многие другие. Все эти фразы используются нами и по сей день, уже выросло следующее поколение, скачивающее «Бриллиантовую руку» из интернета, но и им также нравится это кино, эпоху которого они лишь слегка застали, они пересматривают его на праздники, в кругу семьи. Вот что такое культовое, народное, отечественное кино! И я, родившийся спустя 30 лет после выхода «Бриллиантовой руки», отдаю ему дань уважения.

    4 января 2014 | 18:30

    «Бриллиантовая рука» — невероятное и удивительное кино, «как ни крути и ни верти», но на протяжении вот уже сорока лет с момента появления этой чудесной картины на экране, любовь к ней со стороны зрителей ни только не пропала, а она все та жа и она не пропадет и не исчезнет даже в скором времени, скорее наоборот, заражает всё нынешнее и уже, рискну предположить, последующие поколения киноманов, которые не могут ни пройти мимо этого комедийного полотна, не поставив ему, без колебания, очередную девятку или десятку.

    »… Усё пропало, шеу! Гипс сымают, клиент уезжает. .. «

    Лента, представляющая из себя по жанровому набору определение, комедийный боевик, с элементами приключений, главным героем которых выбран скромный труженик Семен Семеныч Горбунков, фамилия которого говорит сама за себя, уже, по правде говоря, вызывает рефлекс смеха, а если учесть еще и то, что он вступает по сюжету еще и в героический поединок с шайкой контрабандистов-валютчиков — уже просто очень хочется смеяться «в голос», но не надсмеиваться, а именно смеяться от чистого сердца.

    »… Будете у нас на Колыме — милости просим. — Нет! Уж лучше Вы к нам. .. «

    Леонид Гайдай, руководя постановкой всей ленты, выполнил работу и все обязанности, за которые был ответственен, как перед зрителями, так и перед Госкино, на «твердую пятерку». Поставив занимательный ироничный сюжет так, что его можно смотреть с любого момента, не возвращаясь к началу, скрестив юморную комедию приключенческих похождений Семена Семеныча, и, «крутой» боевик его противостояний фальшивомонетчикам на протяжении всего экранного времени, выверев эти две линии в одно целое, приумножив все массой сатиры над «Совком» и тогдашними людьми в нем, добавив крепкий здоровый юмор из диалогов и действий всех героев картины — он создал еще один шедевр советского кино.

    »… На его месте должен был быть Я! — Напьешься будешь. .. «

    Поднимающий настроение и награждающий дополнительной энергией и иммунитетом по отношению к «серым будням» и «депрессивным состояниям», это кино, как и другие замечательные и искрометные комедии тех лет, может считаться великим «антидепрессантом». Являя собой, благодаря всяческим шуткам и приколам, репликам и цитатам, песням «Остров невезения» и «Про зайцев», веселое и очень смешное действо, которое не может ни вызвать искреннюю улыбку, как во время просмотра, так и после.

    »… Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалет типа «сортир», отмеченный на плане буквами «Мэ» и «Жо». .. «

    Актеры, исполняющие главные роли, являются целой плеядой звезд своего поколения, на которую только ленивый не сможет и не захочет в очередной раз полюбоваться и восхититься их талантами и безупречной игрой на экране. Такие имена и фамилии, как: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Нонна Мордюкова, Нина Гребешкова, Светлана Светличная… все вместе, они, создающие чудесный ансамбль, среди которого каждый выделяется собственным отличным от другого образом, несущим яркие — юмор, мимику, фразы, жесты — которые вкупе создают цельную замечательную картину, делают ее великолепной.

    »… Нет такого мужа, который не мечтал бы хоть на час стать холостяком. .. «

    Откровенно «ураганные» моменты, связанные с тонкой сатирой над СССР, выражающиеся в образе Мордюковой и ее приспешников: «Наши» люди в булочную, на такси — не ездят» или «Не будут покупать — отключим газ» это еще и не единственные примеры, коих ой как много в картине; также вдовесок ко всем шуткам, просто заставляют еще раз осознать насколько же много позитива заложено в фильм и насколько же он хорошо переселяется в наши души, заставляя нас «смеяться и плакать» одновременно над теми устоями и правилами в обществе, которые нынче — лишь прошлое.

    »… Не знаю, как у них на Западе, у нас управдом друг человека!. .. «

    Пожалуй, удивительное явление, но вот по части «ржачных» реплик, цитат, диалогов, приколов, этому фильму, который еще больше, в отличии от многих других лент советского комедийного периода, еще и с тонким социальным подтекстом тех годин, по части — именно объема всего этого нескончаемого юмора, льющегося и выливающегося на зрителей с экранов, наверное практически уже и не имеет равных, ни в сравнении с «братьями по оружию» тех годов и уж тем более, в сравнении с теперешними лентами и современными комедиями.

    »… Детям мороженное, его бабе цветы. Смотри не перепутай! Кутузоу. .. «

    Однако и разумеется, долго все-таки еще можно продолжать говорить и говорить про такой фильм как «Бриллиантовая рука» или про такое полотно как «Иван Васильевич меняет профессию», но сойтись всем нам всегда было можно и можно сейчас в одном — это картины, которые не стареют и не постареют никогда, это классические экспонаты нашей кинематографической истории, это своеобразная реликвия, которую можно всегда хранить в качестве спасительных талисманов от «невзгод и проблем» дня и дней вообще.

    Удачного Вам всем просмотра, надеюсь вы уже совершили его в 100-ый или 1000-ый раз, если и нет, то не беда, стремитесь — «Бриллиантовая рука» того стоит!

    9 февраля 2008 | 01:35

    Бриллиантовая рука — это классика отечественного кинематографа, одна из лучших кинокомедий как 20 столетия так и нашего времени. Фильм пережил уже несколько поколений, но он всё ещё остаётся комедией, которая должна служить примером для современных режиссёров.

    В фильме отличный актёрский состав: Юрий Никулин, Андрей Миронов, Анатолий Папанов — имена этих актёров говорят сами за себя.

    Бриллиантовая рука — это фильм, в который можно было поверить любому человеку, в нём всё настоящее, что сейчас является редкостью для многих комедий. В фильме присутствуют великолепные афоризмы, которые запоминаются на долгое время. Песни Миронова и Никулина, можно сказать что стали народными, их знают даже те, кто ни разу не видел этот фильм.

    Заслуженно и с уважением к большому отечественному кино ставлю

    10 из 10

    23 марта 2010 | 00:11

    Белый круизный лайнер прогремел праздничным оркестром, прополоскал на ветру разноцветные флажки и увёз в загадочную даль Семёна Семёновича, чтобы навсегда разделить его жизнь на «до» и «после». Из солнечной заграницы Горбунков явился другим: тронутым светом чужих берегов, словами невиданных доселе женщин и случайным прикосновением судьбы, поигравшей незадачливыми преступниками с чисто дамским лукавством. Как следствие труженики нелегального рынка получили хроническую головную боль, указанный гражданин — перелом психики и массу приключений на загипсованную конечность. А мы — одно из лучших произведений советского кино, разобранное на афоризмы и «ушедшее в народ». Этот фильм нельзя не знать, невозможно не цитировать и почти обязательно любить.

    Неисповедимы пути кинопромысла. Леонид Гайдай снимал детективную пародию, подчёркивающую доблесть и смекалку милиции, но для зрителя «Бриллиантовая рука» стала, скорее, бытовой комедией, иронизирующей над повсеместной властью «шишек» (утрированный образ управдома, преувеличенно влиятельный шеф с манерами местного царька), людскими недостатками и проблемами (пьянство, вездесущие соседи, подозрительность и косность). То, с чем человек безуспешно боролся в жизни, скалило с экрана зубы, становясь мелким, незначительным и попросту смешным. Случайно или нет, но лента обрела черты сказки, в которой отрицательные персонажи низведены до уровня простофиль и неудачников; главный же герой, чудаковатый, но обаятельный малый, побеждает условное зло благодаря не своим умениям, а везению, верности идеалам и душевной чистоте. Этакий фольклорный Иванушка-дурачок в декорациях советских реалий.

    Пространство фильма пестрит, возможно, не всегда осознанными параллелями с разными легендами и поверьями. «Говорящая» фамилия Горбунков отсылает к сказочной поэме Ершова о похождениях бравого конька, который показал своему хозяину (кстати, Ивану) множество диковинных мест и посрамил недоброжелателей. Известным мифологическим сюжетом является путешествие в иной мир (а заграница в сознании советских граждан была чем-то потусторонним, неизведанным и опасным), после которого герой оказывался изменённым и заново обретал себя. Богатыми на интерпретации представляются образы моря (воды) и рыбы: персонаж Никулина — работник некоей «Гипрорыбы», одной из ярких сцен фильма стала рыбалка, Михаил Иванович «чует», что попалась «крупная рыба». Вода — символ первозданного хаоса и, в то же время, животворного жизненного начала; рыба, олицетворяющая изобилие, в рамках родной стихии наделяется свойствами демиурга, дающего новое рождение. Гигантская рыба-кит существует не только у Ершова, но и в сказании об Ионе, что был проглочен, а затем выпущен морским чудищем. К слову, у счастливца оказалось два сына: «рыбачивший с причала» Апостол Андрей и Симеон, будущий Апостол Пётр («камень»). Именно камень бриллиант, символизирующий твёрдость и чистоту, в сочетании с рукой (божественная активность, рука судьбы) давал герою защиту от козней врагов. Любопытны и значения имён в фильме: Анна — «милость Божия»; Михаил — «подобный Богу»; Семён — «услышанный Богом»; Надежда, которая в переводе не нуждается. И с другой стороны: Варвара — «дикарка, варварка», Лёлик — «невзрачный, забитый человек», Геннадий Козодоев с «родовитым» именем и совершенно несуразной фамилией. Такой вот необязательный смысловой ряд.

    Истинные бриллианты ценят не только девушки, но и все остальные. Есть в фильме ещё один замечательный образ: прекрасных ностальгичных 60-х, когда деревья были большими, жизнь — светлой, а люди счастливыми. Талантливый демиург Гайдай создал мир, куда хочется возвращаться, историю, не стареющую с годами, героев, в которых всенародно любимые актёры будут жить всегда. Словно они не ушли, а просто отправились на белом корабле к далёким берегам…

    Посвящается =Коту=

    2 сентября 2012 | 16:30

    Уже не раз я в своих предыдущих рецензиях упоминал, что комедии Леонида Гайдая можно пересматривать десятки раз, и они никогда не наскучат. Ещё даже не будучи школьником, я однажды посмотрел «Бриллиантовую руку». И всё! Запала внутрь меня эта комедия, полная юмора, эксцентричных ситуаций и едких фраз. Так и хочется процитировать слова героини Светланы Светличной в адрес Семёна Семёновича Горбункова:

    «Не виновата я! Он сам ко мне пришёл…» ©

    …Так и пришёл в мою жизнь Леонид Иовович со своими Сеней Горбунковым, Лёликом, Шефом, живописной управдомшей и другими героями. Простой советский бухгалтер едет в Турцию, ничего не зная, привозит оттуда бриллианты… в собственной руке. Такое только у Гайдая! Уморительные преступления, погони, тысячи нелепых моментов не могли не привлечь меня в том возрасте, когда душа требовала всё новых и новых открытий и приключений (… для саморазвития).

    Конечно же, песни! О них то, как не упомянуть. Это сейчас я знаю, что их написал композитор Алексаендр Зацепин. Тогда же, они были, прости для меня — «Остров невезения», «Песня про зайцев», песенка милой девочки. Они сейчас поднимают мне настроения, когда оно не к чёрту (…простите за столь открытое выражение!).

    К счастью, спустя почти полвека, эта комедия не исчерпала не только своего юмора, но и социальной значимости. Контрабанды… да их и сейчас немало. «Милые девочки»… пожалуйста, полиция подъедет и заберёт их с угла, да отправит куда следует. Ах! Семён Семёнович! Есть у нас в стране доверчивые, но честные люди, которых вдруг облили грязью.

    Вот так! Можно было, то поставил все одиннадцать баллов. А так, конечно же…

    10 из 10

    15 ноября 2011 | 20:27

    В 2018 году «Бриллиантовой руке», ув. зрители, исполнится пятьдесят лет.

    Пятьдесят!

    Уверен, что большинство читателей этого отзыва еще и не прожили столько на свете. Включая и меня самого (да, я тоже читаю свои отзывы перед тем, как их опубликовать).

    Фильмы они, как люди: по достижении солидного возраста многие начинают терять былую форму. Становятся вяловатыми, скучными, менее подтянутыми. Начинают казаться зрителям менее интересными и динамичными. Но не «Рука»: она по-прежнему молода и красива.

    У меня, как и у многих киноманов-снобов, был период, когда я смотрел исключительно «авторские» фильмы, презирая любое коммерческое кино, независимо от его качества. Гайдая я предсказуемо смотрел в детстве, затем перестал смотреть, а потом начал смотреть снова — когда немного поумнел. Именно как любитель авторского кино, который любит кино не из-за актеров, а из-за режиссеров, в один прекрасный день я вдруг понял: как раз такого режиссера и стоит смотреть. Чтобы удивляться тому, как у него (почти) все получалось и как он управлялся с актерами: как гроссмейстер со своими шахматными фигурами.

    «Бриллиантовая рука» ознаменовала окончательный прорыв Гайдая в полноценное полнометражное кино, построенное не только на гэгах и слэпстике, но на цельной драматургии и развитии характеров. «Рука» — фильм, в котором все вышло так, как нужно. Цитаты из этого фильма ухитряются быть актуальными в любой момент времени, иногда даже обретая зловещий смысл («не будут брать — отключим газ»). Перечислять их нет смысла, их знают все. Разве что не все знают, что фраза «я не трус, но я боюсь» впервые прозвучала в кино раньше — в фильме «Полосатый рейс». Все остальное аутентично на 100%.

    Фильм поделен на 2 части и в начале второй дано краткое содержание первой быстро бегущим вверх текстом, чтобы прочитать что-либо не было возможности. Это была просто шутка, но прошло пятьдесят лет и сегодня по ТВ, уже без шуток, с такой же скоростью проматывают финальные титры фильмов — чтобы освободить побольше места для рекламы.

    Что до актеров. Андрей Миронов был рожден для сцены, как птица для полета. Мордюкова — вроде везде Мордюкова, но везде разная и способная сыграть что угодно. А вот Никулин мне здесь не очень. Да и вообще не очень. Может быть, из-за невыразительного голоса, не знаю. Гайдай это, возможно, понимал и поэтому дал артисту роль, где нюансы приглушены и где их вообще не нужно много — достаточно одного.

    Да, знаю, этой концовкой я испортил весь отзыв. А как все хорошо начиналось, скажете вы.

    Ничего не поделаешь: я больше люблю режиссеров. А актеры — они лишь «пешки в руках мастера».

    6 октября 2016 | 12:22

    Один из тех фильмов, которые по праву зовутся народными. Ведь уже практически наизусть знаю — а все равно включаю телевизор и смотрю. Почему? Черт его знает. Вроде можно объяснить по пунктам — сам сюжет, сатира в адрес совка в лице управдома, полфильма состоит из уже крылатых фраз, Миронов с Папановым, гэги (самый любимый — «Папаша, огоньку не найдется? «), да мало ли что еще — а неохота. Это уже классика, неподвластная критике. Безразлично ей, как к ней относятся — она свое место под солнцем завоевала по праву.

    10 из 10

    30 апреля 2008 | 20:53

    Неплетенная классика отечественной комедиографии. Веселая, умная, легкая, просто незабываемая комедия, которую не грех будет назвать настоящим шедевром ! Леонид Гайдай — подлинный гений ! Почти все его комедии я бы поставил в свой личный список лучших советских фильмов ! А перед нами, возможно самая лучшая лента сделанная «бриллиантовой рукой» этого мастера комедиографии,. Если — бы в те времена в СССР было что — нибудь вроде премии «Оскар», то «Брилиантовая рука « получила — бы все награды ! Эта картина великолепна всем : от блестящего, многогранного, насыщеного блестящими шутками сценария, до прекрасного актерского состава, все члены которого поработали просто блистательно ! Я знаю этот фильм наизусть, выучил все диалоги, и тем не менее все равно не устаю пересматривать и восхищатся этой бесмертной кинокартиной. Это потрясающий фильм.

    Сюжет в «Бриллиантовой руке» просто великолепный ! Очень интересный, увлекательный и остроумный. В южном городке орудует шайка «валютчиков», возглавляемая Шефом и его помощником Графом. Скромный советский служащий и примерный семьянин Семен Семеныч Горбунков отправляется в зарубежный круиз на теплоходе, на котором также плывет Граф, который должен забрать бриллианты в одном из восточных городов и провезти их в загипсованной руке. Но в силу недоразумения вместо жулика на условленном месте падает ничего не подозревающий Семен Семенович и драгоценный гипс накладывают ему. Вот тут-то все и начинается…

    Актеры в фильме, как я уже говорил, играют просто прекрасно. Великолепный Юрий Никулин мастерски исполняет роль доброго, честного, но немного глуповатого труженика Семена Семеныча Горбункова — главного героя данной ленты. Андрей Миронов блестяще играет роль весьма коварного, но очень неуклюжего контробандиста Графа. Замечательный актер Анатолий Папанов отлично исполняет роль злобного верзилы — контробандиста Лелика. Так — же хочется отметить актера Станислава Чекана, шикарно исполнившего роль капитана миллиции Михаила Ивановича.

    Хочется поблагодарить композитора Александра Зацепина, который написал саундтрек к этому фильму. В этот раз этот замечательный мастер привзошел сам себя. Эта музыка просто великолепна ! Она сильно запоминается и очень гармонично сочетается с фильмом. Замечательная работа ! Браво маэстро !

    Резюмирую. В прямом смысле «Бриллиантовое» кино, которое до сих пор смотрится просто потрясающе ! Леонид Гайдая снял настоящий комейдийный шедевр ! Я обзательно буду его пересматривать. Это настоящая классика оечественного кинематографа ! Культовое кино ! Рекомендую.

    10 из 10

    Ибо классика не стареет !

    14 июня 2010 | 11:59

    Все, кто видел этот фильм в 1968-м году, рассказывают, что к концу фильма животы болели от смеха у всего зала. Вряд ли какая современная комедия способна вызвать такую же реакцию.
    То, что этот фильм настолько смешной, играет с ним злую шутку. Его почти не воспринимают всерьёз. А ведь «Бриллиантовая рука» — потрясающе качественное кино, очень стильно снятое (все кадры выстроены в едином ключе, разработана цветовая гамма).

    А уж сцена крёстного хода Геши заставляет кусать локти. Ведь Миронов играет серьёзно, без тени комикования. Сними кто-нибудь тут же фильм о раскольниках — он там был бы на месте. Просто мороз по коже продирает, когда смотришь эту сцену. А потом так смешно.

    24 апреля 2009 | 08:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>