всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а Гайдай во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 26 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 338 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Я открыла для себя этот фильм, когда мне было пятнадцать. До этого единственное, что я знала о нём — это песню «Если б я был султан». Она всегда вызывала у меня улыбку.

    Но когда я увидела сцену с ней в этом фильме, я не только улыбнулась — я рассмеялась так, как никогда! Да и не только это рассмешило. Вициново «Ля-а-ля-ля-ля-ля, ля-ля…» из-за дерева… А громкие жалобы Эдика по поводу «этого пылесоса» — кто не хохотал при виде этого? А «бамбарбия киргуду»?..

    Есть, конечно, и такие «лобастые» люди, видящие в этом одно — «нельзя никому верить». такой фильм нужно смотреть, отбросив на пару часов холодный ум и анализ — ради того, чтобы искренне рассмеяться. А ещё посочувствовать Шурику, попавшему в ловушку — ну кто не бывал в таких ситуациях? Поискать выход из психушки, покататься на бочке и оказаться в шкуре джигита…

    Гениальный фильм. Этим всё сказано.

    2 ноября 2010 | 22:00

    К/ф «Кавказская Пленница, или Новые приключения Шурика (1967)»

    Сейчас российские фильмы переживают не лучшие времена. Но не для кого не секрет, что в далекие времена каждый фильм СССР (будь-то комедия или драма) был по-своему хорош. Очень много культовых фраз, из комедий можно выделить отличные шутки, это все могли преподнести нам «Приключения Шурика». На данный момент фильм заслужил звание шедевра и я проверю, так ли это на самом деле…

    Фильм впечатлил меня своей атмосферой. Показывал он нам — такого добродушного простака Александра, который не расстается со своим ослом. Но в будущем ему придется еще и влюбиться в девушку своей мечты. Казалось, ничего фильму не помешает. Юмор, «крылатые» фразы и известные актеры. Но тут, его возлюбленную похищают трое еще одних известных героев — Трус, Балбес и Бывалый.

    Конечно, фильм был местами глуповат, но это здесь как фишка в стиле цирковых представлений. Да и сами некоторые актеры (например, Юрий Никулин) были с цирка. В принципе, здесь большинство быстрых сцен с музыкой под которую охота пританцовывать. Та же забавная музыка, прибавляла движение к фильму, забавы и атмосферы.

    Итог

    О классике говорить в принципе нечего, и так ясно что это само по себе отличное кино, каким и оказалась «Кавказская пленница». Оказался ли фильм шедевром? Очевидно, что да. На своем веку в детстве я не видел ничего подобного, и конечно же мне понравилось и нравится смотреть до сих пор. Оценка всем понятна, но все же…

    10 из 10

    14 апреля 2012 | 12:55

    Что можно сказать о такой неплетенной классике, как «Кавказская пленница»? Шедевр! Одна из самых ярких, веселых и фееричных комедий за всю историю мирового кинематографа и, наверное, одна из лучших кинолент, вышедших из-под пера великого комедиографа Леонида Гайдая! Я смотрел этот фильм уже наверное тысячу раз, и все равно не устаю смеяться над великолепными шутками, которыми пропитан каждый кадр этой блестящей ленты. Вспоминается мой первый просмотр «Кавказской пленницы»  — я чуть не умер от смеха! Я хохотал, сползал под кресло, на глазах выступали слезы. Ни с чем не сравнимое количество шуток, гэгов и приколов! Итак, рассмотрим поподробнее…

    Сюжет фильма довольно прост, но тем не менее очень увлекателен и остроумен. Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку Нину — «спортсменку, отличницу и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…

    Актеры в «Кавказской пленнице» играют просто прекрасно! Замечательный актер Александр Демьяненко замечательно играет Шурика. Другого в этой роли представить уже просто невозможно! Наталья Варлей отлично справляется с ролью красавицы Нины. Владимир Этуш превосходно отыгрывает роль коварного и одновременно ужасно смешного злодея Товарища Саахова. Также мне очень понравился актер Руслан Ахметов, который блестяще сыграл роль вспыльчивого приятеля Шурика Эдика.

    Совершенно отдельная песня — это просто фееричные Трус, Балбес и Бывалый в великолепном исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Как бы не были хороши остальные актеры, эту троицу затмить все равно невозможно. Каждая сцена с ними заставляет зрителя смеяться до колик, каждую сцену с ними хочется пересматривать еще и еще. Великолепная актерская работа! Великие комики!

    Резюмирую. Непревзойденная классика отечественного кинематографа, полностью достойная звания одной из лучших комейдийных лент за всю историю. Если вы еще не видели «Кавказскую пленницу», что маловероятно, очень советую вам это сделать. Поверьте, фильм этого более чем стоит. Настоящий шедевр 20 века!

    10 из 10

    12 июня 2010 | 10:41

    Множество фраз, укоренившихся в речи, неизменные кавказские мотивы, любимые с детства актеры — все это лишь краткое описание достоинств этого фильма.

    Молодой человек по имени Шурик отправляется в горные районы СССР, чтобы собирать информацию о местной культуре. Он знакомится с потрясающей девушкой, но Шурик еще не догадывается, что ее уже выбрал в жены местный управленец — выбрал без ее воли. Сейчас, пересматривая этот фильм, остается придаваться настоящей ностальгии. Уже сцена, открывающая фильм погружает нас во все разнообразие и колорит этой истории — главный герой скачет на осле под простые, но родные сердцу музыкальные мотивы. Горы Кавказа со своей особой культурой, невероятно красивыми пейзажами, способны вырвать вас из пучины плохого настроения. Фильм смотрится невероятно легко, а небольшая продолжительность обеспечивает максимальную концентрацию эмоций. Здесь все пропитано юмором. Причем, что самое удивительное, даже пересматривая картину десятки раз, она не надоедает с годами. Поразительно, что новый просмотр освежает в памяти эти самые шутки и курьезные ситуации. Леониду Гайдаю удалось создать еще один фильм, который переживет целые поколения зрителей, а главный герой Шурик, навсегда останется в наших сердцах, не смотря на прогресс и стремительное развитие современного кинематографа, особенно за границей.

    Этот фильм — один из краеугольных камней советского кинематографа и спустя сорок пять лет обладает невероятным потенциалом, а его ушедших из жизни актеров мы чтим и помним и сегодня.

    10 из 10

    9 сентября 2012 | 16:54

    Великий советский режиссер Леонид Гайдай своим фильмом Операция «Ы» доказал, что он гениальный комедийный сказочник. Фильм стал успехом как в сборах, так и общем плане. Персонаж Шурик, исполненный Александром Демьяненко очень полюбился в народе, и советский зритель хотел еще. И это «еще он получил в 1966 году, в виде Кавказской пленницы.

    В очередной раз Леонид Гайдай подарил нам отличный фильм. Актеры, музыка, фразы — все на высоте. Один из плюсов кинокартины в том, что он показывает или высмеивает многие национальные особенности и обычаи Кавказа, не уродуя и не кривляясь. В Кавказской пленнице есть отличная гайдаевская атмосфера, очаровательный юмор и запоминающейся песни, как и в остальных фильмах режиссера.

    Помимо многим полюбившейся Шурика, в фильм вернулась культовая троица: Трус, Балбес и Бывалый, исполненными великими Георгием Вициным, Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым. Экранное время троицы, в отличии от Операции «Ы» больше. И это еще один плюс фильма, ибо эти комедийные персонажи одни из самых лучших в жанре.

    А также в кинокартине снялись неподражаемые: Наталья Варлей, Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш.

    В фильме много отлично снятых сцен: крутая финальная погоня, песня «Если б я был султаном», песня «про медведей» в исполнении «спортсменки, комсомолки и просто красивой женщины» Нины.

    Александр Демьяненко как всегда хорош, Шурик все такой же человек с широкой душой. Кинокартина стала классикой, хорошая операторская работа, очарование, отличные шутки, качественная постановка и режиссура Леонида Гайдая и знаменитое

    «Птичку жалко»

    10 из 10

    2 августа 2016 | 14:54

    Приключения Шурика, я имею в виду. Душевнее они как-то, что ли. Хотя вот так спроси кто пару дней буквально назад — я бы, наверное, не согласился. Потому что привык, что классика, что золотой фонд, все дела, а сам в то же время не смотрел (так, чтобы полностью) уже лет «надцать» — минимум. Что самое забавное, — аккурат по тем же самым причинам: «классика, золотой фонд» и пр. Чего его смотреть, что называется, если и так понятно, что хорошее кино?!

    А тут вот случилось. Посмотреть. Причем и качество подходящее, и настроение — всё как надо. А, не пошло! Смешно, забавно, мило. Факт. Знакомо, узнаваемо. Тоже факт. Но… Не близко. Может, я просто на Кавказе не был? Ну, не знаю.

    Смотришь и понимаешь: знаешь наперёд (для этого, как выяснилось, вовсе не требовалось все эти годы прилагать каких-то усилий — оно само) все ходы, все фразы. Тут улыбнулся, там рассмеялся, здесь деталь какую-то подметил. Но… не цепляет, и всё тут!

    Вот «Ивана Васильевича» смотришь и отдыхаешь просто! «Напарника» из «Операции «Ы» включишь — с полу едва поднимаешься всякий раз — до того смешно. «Наваждение» — тоже хорошо: романтика в чистом виде. А здесь… Классное трио (Трус, Балбес, Бывалый), блистательные кавказцы (В. Этуш, Ф. Мкртчян), тот же самый Шурик, но… не то!

    И, главное, каждый раз меня концовка расстраивает. Какая-то она неудачная, по-моему. С этим их садистским «судить по закону гор». Я всё понимаю, но… «птичку жалко!»

    И что еще никак не пойму, зачем всю дорогу романтическую линию «гнуть» (все эти проводы, прощания у палаток и др.), даже целоваться в конце (хороший, кстати, эпизод — что есть, то есть), если кончится всё безмолвным расставанием на шоссе?! Не улавливаю я идеи, видимо.

    Поэтому, как бы это кощунственно не звучало, а ограничусь-ка я оценочкой из категории «очень неплохо». Может, временно, а, может, и нет. Как знать. Но пока эта комедия Л. Гайдая неожиданно (для меня самого — в первую очередь) выглядит слабее многих (не всех, разумеется!) своих товарок.

    8 из 10

    7 ноября 2011 | 20:18

    После выхода на экраны Советского Союза непревзойденного комического альманаха «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» восторженная публика потребовала от режиссера Леонида Гайдая продолжения. При чем с обязательным условием — возвращение Александра Демьяненко к своей звездной роли. Честно сказать, Гайдай и сам был не прочь закрепить свой успех, а потому спустя всего лишь один год после премьеры «Операции» состоялась премьера непревзойденной «Кавказской пленницы», получившей подзаголовок «Новые приключения Шурика». Однако ограничиваться одним лишь возвращением Шуриком режиссер не стал, а пригласил в творческий состав гениальное комедийное трио в лице Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова, воплотивших Балбеса, Труса и Бывалого соответственно. За сценарий новой ленты помимо самого Гайдая отвечали его давний творческие соратники — Яков Костюковский и Морис Слободской, что само собой гарантировало качество будущей истории, которая стала своеобразной интерпретацией знаменитой повести Льва Толстого «Кавказский пленник». Таким образом в 1966 году родилась самая настоящая легенда, затмить которую не способен ни один римейк. А потому не поленитесь и совершить путешествие в прошлое, в котором и трава была зеленее, и юмор куда более смешной и оригинальный. Тем более, что нельзя не знать основы всех основ отечественного юмора эпохи, в которой творчество стояло на порядок выше обыкновенной жажды легкой наживы.

    Итак, сюжет фильма вновь сводит нас с вами с Шуриком (Демьяненко), которого отправили в одну из Кавказских республик с целью документирования самых разнообразных народных обычаев, фольклора, традиций и, конечно же, тостов. Прибыв в небольшой горный городок герой знакомится с очаровательной Ниной (Наталья Варлей), которая отдыхает здесь у своих дяди с тетей, а также заводит дружбу с самим товарищем Сааховым (Владимир Этуш), главой местного Обкома партии. Ничто не предвещала для Шурика опасных приключений, однако именно он становится центром истории, связанной с загадочным похищением Нины. Причем в деле оказывается замешан не только Саахов, то и родной дядя девушки, Джабраил (Фрунзик Мкртчян)! Кроме того судьба вновь сводит главного героя с печально известным по событиям «Операции «Ы»» трио в лице Труса (Никулин), Балбеса (Вицин) и Бывалого (Моргунов), которые в силу своего характера не могут не ввязаться в очередное дело, напрямую связанное с нарушением закона. Таким образом нас ждет аттракцион из горных экскурсий, «винных» приключений, автомобильных погонь, побега из психиатрической клиники, переодевания и прочих сценарных сюрпризов, которые складываются в одну из лучших советских комедий всех времен и народов!

    Александр Демьяненко продолжает успешно эксплуатировать свой самый знаменитый кинематографический образ. Не стоит ожидать от него каких-либо творческих откровений. Актер всего лишь развивает базу своего героя, сформированную во время съемок в прошлом фильме Гайдая. Кто-то может сказать что Шурик — это творческий застой, но на самом деле это один из самых ярких персонажей советского кино и символ всей эпохи. Немного наивный, но умный, действенный и бодрый герой в свое время являлся образцом для подражания. Шурик никогда не окажется помочь ближнему и в тоже время готов поставить себя под опасность. Излишняя инициативность зачастую вредит ему, однако в итоге добро всегда побеждает зло, что и хотел доказать нам главный герой. Удивительно, но основной юмор исходит все же не от Александра Демьяненко, а от ухищрений постановщика и второстепенных персонажей во главе с Юрием Никулиным и компании. Шурик помимо всего прочего является романтиком. А такие если и попадают в комические ситуации, выходят из них только с честью.

    Наталья Варлей, воплотившая Нину, в один момент стала объектом воздыханий практически всего мужского населения СССР. Стройная черноволосая девушка появилась в кадре и в миг всех покорила. Спортсменка, комсомолка и, наконец, просто красавица стала для сюжета главной движущей силой, ведь всем известен горячий норов кавказских жителей, которые несмотря на годы вес равно готовы пойти на любые ухищрения, дабы объект страсти был под их полным контролем. Однако Нина не так проста, как кажется. Даже попав в лапы похитителей она все равно не сдается а устраивает им такие нервы, что они уже и сами не рады, что решили с ней связаться. И пусть героиня Варлей не может похвастаться какой-то особенной глубиной характера, для нас она навсегда останется светлой и солнечной девушкой, о которой мечтает уже далеко не одно поколение зрителей.

    Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян выступают в фильме главными злодеями. Но как всегда и бывает у Гайдая, злиться и бояться антагонистов совершенно не приходится. Двое мужчин средних лет вызывают лишь самые положительные эмоции и мы без проблем догадаемся, что рано или поздно их занятная афера с похищением будет раскрыта, а судить злодеев будет Советский суд — самый гуманный суд в мире! В компании с Этушем и Мкртчяном следуют и Никулин-Вицин-Моргунов, ставшие основным кладезем юмора в фильме. Знаменитое трио как всегда отличилось массой бесподобных эпизодов. Будь-то курсы по танцам или же автомобильная погоня, любимые комедианты вызывают лишь бурю радости и смеха. И по другому быть не может.

    Честно сказать, сам сюжет «Кавказской пленницы» незамысловат. Ну сами посудите: немолодой мужчина задумал украсть прекрасную девушку, а ее молодой поклонник бросается на поиски. Но вся ценность фильма Леонида Гайдая в мелочах. Каждая сцена наполнена огромным количеством занимательных фактов и героев, каждый из которых становится настоящей комедийной иконой. Главврач психиатрической больницы, нервный игрок в домино, веселый администратор гостиницы и многие-многие другие яркие личности навсегда застолбили себе место в истории благодаря всего паре-тройке фраз. Однако Гайдай и компания достигли того мастерства, когда они могут смешить без слов. И это в комедии, которая не строится на пантомиме! Конечно технический аспект постановки сейчас вызывает лишь чувство умиления. При монтаже часто используется откровенная склейка кадров, а ускорение получается из-за стремительной перемотки, но посмотрите на год создания фильма и жанр, и вы поймете, что советские кинематографисты совершили самый настоящий подвиг по техническому прогрессу, заложив основы зрелищного кино для последующих поколений.

    В итоге хочу сказать, что «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», это самая настоящая классика советской комедии и один из лучших фильмов, который когда-либо был снят. Фильм смотрится легко и непринужденно, а все фразы из него давно ушли в народ. И сейчас уже можно смело сказать — подобные картины уже не снимают, а лишь спекулируют на их славе. Так что ни коем случае не видитесь на заманчивую, яркую картинку, а лучше еще раз пересмотрите нетленную работу Леонида Гайдая. Приятного вам просмотра!

    10 из 10

    14 октября 2014 | 17:22

    Молодым непьющим студентам вообще не следует в одиночку отправляться на Кавказ. Тем более собирать там фольклор. Чего доброго еще можно алкоголиком стать или оказаться втянутым в некое сомнительное предприятие, которое является не безобидным местным обычаем, а самым настоящим преступлением.

    Режиссер Леонид Гайдай вот уже много лет продолжает радовать зрителя разных возрастов и весовых категорий забавными и трогательными приключениями одного молодого человека, который так и притягивает к себе всевозможные неприятности.

    «- А потом, на развалинах древней часовни…
    - Простите, а часовню тоже я развалил?»


    Простой парень Шурик после долгой учебы наконец-то находит летом время для путешествия в солнечные края, где свежий воздух, крепкое вино и все дни становятся похожими на одно сплошное празднование под красноречивые тосты. Александр Демьяненко блестяще исполнил свою роль. Его персонаж всегда удивлял своей храбростью, которая совершенно не сочетается с его скромностью и чудаковатой внешностью.

    Неудивительно, что студентка, комсомолка и красавица Нина покоряет Шурика с первого взгляда. Они очень подходят друг другу, но вместо того, чтобы бороться за ее сердце, он упаковывает ее в мешок и передает бандитам. Хорошо, что девушка оказывается с сильным характером и не собирается позволять своему дяде себя продать. Первая большая роль юной актрисы Натальи Варлей обернулась для нее большим успехом. Но это была не только заслуга одного человека, ведь свой голос одолжили ей актрисы Надежда Румянцева и Аида Ведищева, а без голоса последней вряд ли мы когда-нибудь услышали бы песню про белых медведей.

    «- Как говорил наш замечательный сатирик Аркадий Райкин: женщина — друг человека.»

    Одним из самых ярких отрицательных персонажей советского кино является товарищ Саахов, решившийся женится, не посвящая потенциальную невесту в свои планы. Но каким бы подлым он ни был, Саахов отнюдь не вызывает антипатии, его даже становится жаль, ведь насколько невезучим человек должен быть в любви, чтобы похищать невесту и пытаться женить ее на себе насильно. Как ни странно советская цензура в этом образе не заметила столь яркую сатиру на тех членов партии, которые благодаря своему высокому положению могли творить, что захотят, нарушая закон ради своей выгоды. Актеры Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян создали очень колоритных персонажей, которые постоянно ставили палки в колеса главного героя.

    Бесподобна здесь и легендарная троица — Никулин, Вицин и Моргунов. Опять им пришлось примерять на себя образы бандитов, которые за хорошее вознаграждение способны и человека похитить. Странно, что эти актеры так и не стали хорошими друзьями, ведь на экране они всегда были не разлей вода. Не раз повеселил и персонаж Эдик в исполнении Руслана Ахметова, который вместе со своим древним транспортом всегда приходил на помощь Шурику.

    Как и многие кинофильмы Гайдая, эта комедия даже спустя несколько десятилетий не надоедает, а смотрится на одном дыхании и с улыбкой на лице. Очень теплая и солнечная классика, где даже злодеи являются не страшными, а страшно смешными.

    Завоевать сердце девушки можно многими способами. Но ее похищение вряд ли может стать началом счастливой супружеской жизни.

    21 февраля 2012 | 19:41

    Комедия Гайдая «Кавказская пленница»,пожалуй, одна из вершин его творчества. Здесь режиссер использовал максимально что мог и получил высококачественный результат.

    Комедия получилась настолько смешной и выдающейся, что смотрится даже сегодня как великолепный шедевр кинематографа, не стареющий со временем, а наоборот становящийся все ценнее. Это, если бы можно было сравнить с живописью, как скажем, картина Поленова «Московский дворик» или любой другой шедевр той эпохи и жанра. Это классика, незабываемая, и одно из ярчайших событий советского кино.

    Сюжет, конечно, тут веселый и со своими «прибамбасами». Молодой студент Шурик едет на Северный Кавказ изучать обычаи, и по пути знакомится с Ниной, девушкой, характеризуемой лишь несколькими яркими словами:" Она студэнтка, спортсмэнка, комсомолка, и, наконец — просто красавица». Эту фразу знаект каждый кто смотрел «Пленницу»,поэтому фильм привлекает к себе внимание сразу, начиная с первых кадров, со знакомства Шурика с Эдиком.

    Могу сказать, что Гайдай здесь использовал не только свои стандартные комедийные приемы, но и общую атмосферу съемок. Во-первых, прекрасную природу субтропического пояса СССР, во-вторых особенности кавказского колорита и обычаев, а в-третьих — непередаваемую атмосферу фильма и отношений между героями. Тут как бы и комедия, и романтика, и немного даже хулиганства, например, при похищении Нины или сцены в доме с сервизом. но это ничуть не принижает, а наоборот, возвышает фильм, делая его легким и ярким и в то же время приятным для просмотра.

    Насчет актерской игры могу сказать, что она не просто на высоте, а на сверхвысоте. Потрясающие исполнения Моргунова, Вицина, Никулина, этой гайдаевской троицы, просто заставляют зрителя смеяться. особенно при разговоре в ресторане с Шуриком и когда они пришли в дом, где исполнили одну из жемчужных песен данного фильма, это просто талант, который есть не у каждого, это я уж точно говорю. Но и в других эпизодах фильма, особенно при сцене с рефрижератором и погоне на своей машине с Шуриком на водовозке сзади это смотрится просто великолепно даже в наши дни.

    Не подкачал фильм и с саундтреком. Песня про медведей очень часто проигрывалась по радио и ТВ и вообще любима в народе. Но в самом фильме саундтрек, хоть и не выдающийся, но музыка соответствующая во всех эпизодах. То есть я хочу сказать, уместная, правильно подобранная и поставлена весьма неплохо, за что Зацепину огромный респект.

    Также великолепно сыграли свои роли Мкртчян и Этуш. Без нгих картина была бы намного скучнее. Поэтому они здесь очень уместны и их актерская игра стала своеобразным примером в советском кино. Также и Варлей сыграла на все 5+,поэтому в первую очередь фильм получился из-за грамотной актерской игры.

    Но не меньшую роль в фильме играют сами комедийные ситуации и крылатые фразы, которые уже давно разошлись в нашем народе на цитаты.

    В общем, замечательный, веселый, без пошлых шуток и сортирного юмора фильм. Одним словом, шедевр советской кинокомедии на все времена! Поэтому ставлю самую высшую оценку, какую возможно, а именно:

    10 из 10

    Довольно шедевральный фильм!

    11 апреля 2013 | 21:24

    Ну, наконец-то я добрался и до «Кавказской пленницы, или Новых приключений Шурика»! Ну, что можно сказать об этом фильме, когда и так ясно всё? Разумеют все зрители, что это вершинная хрестоматийная картина Леонида Гайдая.

    Считается, что «Кавказская пленница» является вторым по порядку фильмом про Шурика. Но я бы вообще не стал их связывать эти фильмы. Хотя, название вроде как намекает нам на продолжение. Дескать, это «… Новые приключения Шурика». Но куда тогда девалась Лида из «Наваждения»? Как говориться, без полулитры не разберёшь.

    Пол литры… Шурик отправляется на Кавказ, дабы познакомится с местным фольклором. И начинает своё знакомство с горными местностями с… тостов! А, как известно: «Тост без вина всё равно что брачная ночь без невесты». Шурик продолжает собирать витиеватые речи перед выпивкой, и так незаметно сближается с девушкой Ниной.

    Колорит гор, колорит жителей… да и само приключение Шурика вкупе со всем этим делают этот фильм приятным глазу уже многих и многих поколений. И слава эта не померкнет никогда. А всё для Шурика начинается тогда, когда он ненароком становится похитителем Нины!.. Втянут в авантюру с товарищем Са… ах, каким женихом…

    Потрясающая история, великолепные мастера киноискусства явились нам в этой картине. И, по-моему, это первая роль Натальи Варлей. Для Александра Демьяненко это уже не дебют. Также мы с радостью видим здесь тройку: Вицин, Никулин, Моргунов — Трус, Балбес, Бывалый. Дополняют всё это Владимир Этуш и Фрунзик Мкртчян.

    А то, что данная «Кавказская пленница» является фильмом на века доказал позорный ремейк 2014 года.

    10 из 10

    13 июня 2016 | 20:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>