всё о любом фильме:

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

год
страна
слоган-
режиссерЛеонид Гайдай
сценарийЛеонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
директор фильмаЛ. Фрейдин
операторКонстантин Бровин
композиторАлександр Зацепин
художникВладимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
монтажВалентина Янковская
жанр мелодрама, комедия, приключения, семейный, музыка, ... слова
бюджет
25 313 руб.
зрители
СССР  76.5 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время82 мин. / 01:22
Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».
    • Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.
    • На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно. Однажды он привёл одну девушку, а Гайдай во время просмотра отснятого материала попросил выйти всех посторонних из зала, девушка захотела встать, а Моргунов остановил ее и сказал, что это к ней не относится, на что Гайдай заявил, что это как раз относится к девушке Моргунова, на что Моргунов ответил, что она не посторонняя, после этого Гайдай в последних сценах фильма, где герой Моргунова снят со спины заменил его на дублёра.
    • У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.
    • Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.
    • Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног. Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!
    • Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.
    • Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.
    • Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.
    • Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.
    • Фильм снимался в Крыму (что можно заметить, например, по крымским номерам на машинах), в Алуште, окрестностях Демерджи, в районе Массандры и Ай-Петри и на Кавказе в Красной поляне (невольное купание в горной речке).
    • В сцене торга в кабинете Саахова, герой Мкртчяна говорит фразу — «Но ведь ты же не козу получаешь!». В этой фразе слово «получаешь» озвучил другой актер.
    • Первоначально фильм должен был состоять из 2 новелл: первая — «Кавказская пленница», вторая — «Снежный человек и другие», где за снежного человека себя выдаёт троица в лице Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы сбить со следа милицию.
    • Занимает по посещаемости 4-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.
    • Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.
    • Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.
    • Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.
    • А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»
    • Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».
    • Фамилия Саахов для героя Владимира Этуша была изменена почти перед съёмками. В сценарии героя зовут Охохов, на что косвенно указывают как минимум два факта: 1) фраза дяди Джабраила в сцене «разговора» с Ниной («Или выйдешь отсюда женой товарища Саах… Ах, какого жениха!» (в оригинале «Или выйдешь женой товарища Ох… Ох, какого жениха!»)) 2) на 17 минуте фильма демонстрируется табличка на двери кабинета «Заведующий Райкомхозом тов. Саахов Б. Г», причем видно, что слово «Саахов» написано на наклеенной поверх таблички бумаге (или добавлено на монтаже), а инициалы «Б. Г.» были на табличке изначально. Однако в Министерстве культуры оказался высокий номенклатурный работник с фамилией Охохов, потребовавший немедленно поменять имя отрицательного героя. Но и фамилию Саахов также потребовали изменить, и по той же самой причине — на этот раз в партийной организации «Мосфильма» нашёлся большой чиновник с фамилией Сааков. Юрий Никулин случайно рассказал об этом министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой, на что та рассердилась: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте — 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить как есть!».
    • Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось». Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».
    • В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».
    • В сцене с пивом трезвеннику Георгию Вицину пришлось выпить целую кружку настоящего пива. Вначале Вицин категорически отказался от пива и потребовал настой шиповника, но шиповник в кадре выглядел неубедительно из-за отсутствия шапки пены.
    • Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделана: все агрегаты на ней были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).
    • Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.
    • Автомобиль, на котором в конце фильма уезжает героиня Натальи Варлей — редкий, экспериментальный микроавтобус «Старт», уникальный своим стеклопластиковым кузовом. Всего было выпущено порядка 100 штук, до нашего времени в целом состоянии дошли единицы — во многом это обусловлено именно специфичным материалом кузова.
    • Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).
    • Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.
    • еще 26 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, когда Нина пытается выбраться из комнаты в доме товарища Саахова, она бьет по двери туфлями с черной подошвой, которые оставляют на ней две заметные черные отметины. На следующих кадрах, когда заходят герои Вицина и Никулина — дверь совершенно чистая.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 338 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Цитировать эту комедию можно бесконечно долго и почти дословно. Посмотрев ее первый раз ребенком, я частенько пересматриваю и по сей день. И первое впечатление не ушло, оно посещает меня снова и снова, когда я сажусь смотреть. И до сих пор я смеюсь до коликов в животе над каждой шуткой. А под конец фильма я со слезами на глазах просто задыхаюсь от смеха. Ну а после просмотра у меня в голове вертится только одна фраза: «Браво, Гайдай! Ты — гений!»

    Стоит ли обсуждать автерский состав?! Разве что только для галочки. Я назову вам шесть фамилий. Это А. Демьяненко, Н. Варлей, В. Этуш, а также всеми нами любимая троица: Трус, Балбес, Бывалый. А именно: Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов. Любому человеку, или почти любому, эти имена скажут лишь одно: Это фильм, который нельзя пропустить!

    Стоит затронуть и музыкальную тему. Если я не ошибаюсь, то песен в фильме всего две: «Про медведей» и «Еслиб я был султан». Эти песни — часть фильма, часть единого целого. Без них впечатление и восприятие просмотра было бы другое. Они придают живость и лаконичность картине. Да и к тому же их знает каждый человек. и вряд ли найдется кто-нибудь кто назовет эти песни ерундовыми и бессмысленными. Найдется большое количество людей, которые их уже не слушают и считают старомодными. Но услышав их по радео или телевизору, им будет трудно не подпеть, как и всем остальным.

    Вообщем, это песни, которые стали почти народными и которые никогда не останутся в прошлом.

    Сейчас есть много комедий, но у них есть один большой недостаток: они для разного круга людей, не для всех. И я считаю, что за последние 20 лет не было снято ни одной комедии, которая бы превзошла Гайдая.

    Этот же фильм на все времена и для всех возрастов. Он уталяет жажду смеха. Смотреть его вечером всей семьей — одно удавольствие. И смотрите, как бы это не вошло в привычку. Хотя я не вижу в этом ничего плохого.

    Под конец хочу сказать, что если у вас есть хоть один знакомый, который не смотрел «Кавказскую пленницу», то сделайте ему доброе дело, заставьте его посмотреть. И поверьте, он будет вам искренне благодарен.

    10 из 10

    p.s. если вам понравился этот фильм, то и остальные комедии Гайдая не оставят вас к ним равнодушными.

    11 февраля 2010 | 19:54

    Что можно сказать о такой неплетенной классике, как «Кавказская пленница»? Шедевр! Одна из самых ярких, веселых и фееричных комедий за всю историю мирового кинематографа и, наверное, одна из лучших кинолент, вышедших из-под пера великого комедиографа Леонида Гайдая! Я смотрел этот фильм уже наверное тысячу раз, и все равно не устаю смеяться над великолепными шутками, которыми пропитан каждый кадр этой блестящей ленты. Вспоминается мой первый просмотр «Кавказской пленницы»  — я чуть не умер от смеха! Я хохотал, сползал под кресло, на глазах выступали слезы. Ни с чем не сравнимое количество шуток, гэгов и приколов! Итак, рассмотрим поподробнее…

    Сюжет фильма довольно прост, но тем не менее очень увлекателен и остроумен. Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку Нину — «спортсменку, отличницу и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж. Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, — однако затем отважно ринулся освобождать «кавказскую пленницу»…

    Актеры в «Кавказской пленнице» играют просто прекрасно! Замечательный актер Александр Демьяненко замечательно играет Шурика. Другого в этой роли представить уже просто невозможно! Наталья Варлей отлично справляется с ролью красавицы Нины. Владимир Этуш превосходно отыгрывает роль коварного и одновременно ужасно смешного злодея Товарища Саахова. Также мне очень понравился актер Руслан Ахметов, который блестяще сыграл роль вспыльчивого приятеля Шурика Эдика.

    Совершенно отдельная песня — это просто фееричные Трус, Балбес и Бывалый в великолепном исполнении Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. Как бы не были хороши остальные актеры, эту троицу затмить все равно невозможно. Каждая сцена с ними заставляет зрителя смеяться до колик, каждую сцену с ними хочется пересматривать еще и еще. Великолепная актерская работа! Великие комики!

    Резюмирую. Непревзойденная классика отечественного кинематографа, полностью достойная звания одной из лучших комейдийных лент за всю историю. Если вы еще не видели «Кавказскую пленницу», что маловероятно, очень советую вам это сделать. Поверьте, фильм этого более чем стоит. Настоящий шедевр 20 века!

    10 из 10

    12 июня 2010 | 10:41

    Мне нравятся все Советские фильмы! У каждого такого фильма есть яркий, и как правило, запоминающийся сюжет, который человек запоминает на всю жизнь. Я думаю, что нет такого человека, у которого не вызвал улыбку фильм Кавказская пленница. Он о любви на фоне юмора!

    Александр Демьяненко — Актёр с большой буквы! Это выдающийся, но немного несчастный человек. Я обожаю этот фильм! Я сбилась со счёту, сколько раз я его уже смотрела! Жаль, что нельзя поставить оценку, выше десяти!!!

    Безусловно и безоговорочно 10 из 10!

    25 декабря 2008 | 21:12

    Эта комедия — пожалуй, одна из немногих хороших работ Гайдая! Смех, радость и улыбки телезрителей всегда. «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» — по моему мнению, самая лучшая и достойная комедия знаменитой троицы.

    Смешные шутки, замечательная музыка и хорошие актеры! Фильмы Гайдая незаменимы и нестареющие. После их просмотра, сразу же поднимается настроение. Его комедиям мог позавидовать любой режиссер. Пожалуй, эти фильмы будут всегда жить в наших сердцах!

    Леонид Гайдай — хороший режиссер советского кинематографа.

    Оценка: 10 из 10

    9 октября 2009 | 19:20

    Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой фильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку — «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж.

    Безусловно все знают этот фильм и безусловно, комедия «Кавказская пленница», один из эталонов советского кино, где собраны лучшие из лучших сер!(фраза из фильма «Люди в черном»)

    Шурик тут и смелый, и одновременно очень наивный, но определенно вызывающий симпатию и сопереживание. Такие же тут злодеи и им тоже сопереживаешь, из-за их обаяния. Фрунзик Мкртчян и Владимир Этуш, они отлично сыграли стереотипных кавказских людей, попутно высмеяв некоторые обычаи.

    Полнометражная картина Леонида Гайдая, может и не внесла что-то новое в жанр, однако опять же благодаря долгой работе и верным друзьям, стала одной из самых известных.

    Тут все любимые нами актеры, чему мастерству и таланту можно только кланяться и великолепная легкая музыка, запоминающиеся песни и юмор и еще раз юмор. Юмор в картине очень разнообразный, это и фразы, вызывающие смех, серьезные высказывания, но до того серьезные, что кажутся смешными, а также много нелепых ситуаций в которые встревают наши герои.

    Будь я проклят, если еще раз сяду за баранку этого пылесоса!

    Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».

    Опять же если бы не цензура, то Леониду Гайдаю и компании, было бы место разогнаться и умело использовать более острые шутки, но окончательный вариант все равно нас веселит и смешит, что доказывает, что комедии, без пошлых шуток тоже очень смешны.

    Казалось бы простая история, про похищение и традиции, но у Леонида Гайдая получилось великолепное «Блюдо» где каждый актер добавил щепотку чего-то своего

    Такого отличного взаимодействия, когда актеры первых и вторых ролей, так хорошо гармонируют на экране очень мало.

    Цитаты из этого шедевра можно вспоминать вечно и волей не волей мы улыбаемся.

    10 из 10

    25 июня 2016 | 00:19

    Наверное, просто не существует людей которые не видели этот фильм!Я очень любила его в детстве. Первый раз я посмотрела его с мамой в 11 лет. Я была в восхищении! Скорее всего, от того, что кинофильм «Кавказская пленница» был первым цветным, из всех которые я смотрела до этого. Сейчас же, после очередного просмотра, почему-то я вспомнила экскурсию на «Мосфильме». Я посетила эту киностудию в 5-6 классе. Нам рассказывали про то, как снимают кино, водили в павильоны, показывали машины из кинофильмов «Бриллиантовая рука», «12 стульев`и т п. И в конце все налетели на лавку с сувенирами. Когда очередь более менее разошлась, я все-таки пропихнулась и увидила на прилавке небольшую книгу с названием «Кавказская пленница. История создания.» Меня это очень заинтересовало. Я купила эту книгу и об этом не пожалела.

    Главный герой забавный очкарик Шурик(который, к моменту выхода этого фильма был уже широко известен советским зрителям по кинокомедии «Операция „Ы`и другие приключения Шурика“) попадает в разные ситуации. Например в этом фильме его просят помочь знаминитой троице Трусу, Балбесу и Бывалому похитить(чтобы потом выдать замуж) «спортсменку, комсомолку, и просто красавицу» Нину в исполнении Натальи Варлей, которая говорит голосом не менее прекрасной Надежды Румянцевой.

    Далее следует саундтрек. «Песенку про медведей» исполнила Аида Ведищева.(которая пела за Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке»). Кода сейчас я слышу эту песню по радио, все время напеваю(так как с детства знаю слова наизусть). Также, фильм полюбился еще одним саундтреком: «Если б я был султан» в исполнении Юрия Никулина.

    Всем рекомендую.

    10 из 10

    21 января 2012 | 15:34

    После выхода фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» и обрушевшегося на него славы, авторы фильма Яков Костюковский, Морис Слободской и конечно же Леонид Гайдай, подали заявку в «Мосфильм» на съёмку нового фильма о приключениях Шурика. Изначально фильм состоял из двух новелл, но после долгих дискуссий воплощение в жизнь получила только одна из них, зато какое это воплощение.

    Этот фильм о приключениях Шурика, имеет заметные отличия от «Операции Ы…», поскольку данный формат- один фильм, одна история, позволил лучше раскрыть многие образы, это касается и Шурика и знаменитой троицы Трус, Балбес и Бывалый, и остальных персонажей, имеющих отношение непосредственно к этой картине. В более подробном разборе этой темы, в первую очередь, хочу уделить внимание наиглавнейшему персонажу этого фильма Шурику, который, по моему мнению, за два фильма своих приключений чем-то напомнил мне Печорина из знаменитого произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», и говоря о сравнении с «Кавказской пленницей…» соответственно, как мне кажется получилась смесь отдельных частей «Героя нашего времени», а конкретно «Белла» и «Тамань», на «Гайдаевский» лад. Ведь в «Белле» дело происходит на Кавказе, как и здесь, Печорин там влюбляется в Беллу, как и Шурик здесь в Нину, а в «Тамани» есть лишь небольшие отголоски, имеющие отношение к данному фильму, там Печорин приезжает в незнакомый город и оказывается втянут, в практически, криминальное дело, в чём тоже проглядывается, что-то общее с сюжетом «Кавказской пленницы…». Хочется так же отметить то, как в этом фильме раскрылись образы самой народной троицы: Труса, Балбеса и Бывалого, как мне кажется, именно в этом фильме они лучше всего смогли раскрыться, а авторы раскрыть то, почему их назвали именно так- Трус, Балбес и Бывалый.

    Так же говоря об этом фильме, как собственно и о его предшественнике ("Операция Ы и другие приключения Шурика»), нужно отдать должное композитору Александру Зацепину. Его музыка к фильмам о приключениях Шурика уникальна, и любима всеми, в неменьшей степени, чем сами фильмы. И отдельно хочу сказать спасибо за «Песенку о медведях», слова к которой написал Леонид Дербенёв, это хит на все времена.

    В заключении, хочу сказать, что мне очень хочется встать на колени перед всеми, кто работал над этим бессмертным кинохитом всех времён и народов. Я приклоняюсь перед вашим талантом. Спасибо вам за то, что вы были и конечно же за то, что вы оставили после себя, я имею ввиду такие фильмы, как этот. Спасибо вам за те минуты радости, которые мы все получаем при просмотре этого киношедевра.

    10 из 10

    14 октября 2014 | 14:22

    Забавно, что фильм «Кавказская пленница» считается второй частью трилогии о Шурике, хотя на деле их можно смотреть в любом порядке и с какого угодного фильма, или же вовсе ограничиться одной кинокартиной. Хотя лучше, конечно же, ознакомиться со всеми приключениями Шурика, уж очень обаятельным и живым получился этот персонаж! При этом часть «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» мне нравится больше всего, поскольку киноленте «Операция Ы» порой не хватает цельности между тремя совершенно разными сюжетами, а во всем знакомой комедии «Иван Васильевич меняет профессию» упор идёт уже на фантастическое приключение. Ну, а я напишу рецензию на самую солнечную, весёлую и атмосферную кинокартину из этого искромётного цикла Леонида Гайдая.

    То, что мне особенно нравится в этом фильме — это особое отношение к деталям. В каждом кадре обязательно найдётся что-то, к чему стоит присмотреться, и что, возможно, не будет заметно с первого раза. Это может быть смешное выражение лица актёра, появившегося в кадре на пару секунд, вывеска с интересным текстом или семья уток, осторожно переходящих через дорогу, где дорожный знак предупреждает родителей с детьми быть осторожными. На самом деле, этих деталей огромное множество. Конечно, в этом фильме, как и в других произведениях Гайдая, предостаточно и других плюсов, таких, как актёрская игра, удачный сценарий, музыкальное сопровождение, но эти черты относятся и к многим другим известным кинолентам, в то время как такое внимание к деталям обычно можно найти в фильмах, принадлежащим «серьёзным» жанрам — к примеру, у короля саспенса Альфреда Хичкока, но очень редко — в комедии. К слову, в «Кавказской пленнице» есть фрагмент, по своей напряжённости ничем не уступающий сценам из культовых триллеров!

    Видимо, благодаря такому продуманному отношению к деталям Леонид Гайдай и смог создать вечные комедии, которые с одинаковым удовольствием смотрятся и пересматриваются на протяжении многих десятилетий. Одно дело — просто придумать запоминающийся сюжет, а совсем другое — ещё и наполнить его сотней интересных мелочей, которые помогают оживить героев.

    Шурик стал не простым студентом, а человеком с широкой душой, которому и «птичку жалко», и перед кражей невесты надо убедиться в том, что все, начиная с родственников и заканчивая самой невестой, будут согласны. Интересна и Нина, очень милая и любезная девушка, чем-то особенно привлекающая «ослов», но за её очаровательной улыбкой скрывается железная воля и стремление поставить каждого обидчика на место. Не зря же в списке её достоинств числится гордое слово «спортсменка»! Ну, а всеми любимую троицу и представлять не надо. Кажется, что характеры Труса, Балбеса и Бывалого прописаны с особой писательской любовью, хотя в этом есть и большая заслуга актёров. Каждый жест любого из этой троицы передаёт всю сущность персонажа, чего стоит сцена с «эпидемией», где Трус изо всех сил пытается сохранить интеллигентность (впрочем, это довольно сложно, когда твоя главная работа — помогать в совершении злодеяний), Балбес всегда находит повод для радости, даже когда врач объявляет о возможном смертельном исходе, ну, а Бывалый поражает своей невозмутимостью.

    Словом, это прекрасная кинокомедия, которую стоит пересматривать в любом возрасте, чтобы напомнить себе, что в любом месте найдётся интересное приключение!

    12 февраля 2016 | 11:49

    Этот любимейший всеми нами фильм я смотрел, наверное, раз 50, последний- как и положено, «под настроение»- в предновогоднюю ночь. И вот на 51-й раз я разглядел в нём довольно-таки увесистый «киноляп», о котором прежде упоминаний не встречал, даже на этой «продвинутой» странице Кинопоиска (тут говорится о лаже с бросанием туфель в дверь и отсутствием явных отметин от броска в следующих кадрах). Но то, что я, восторженный зритель (и не я один!!!) заметил только на 51-м просмотре, гораздо круче, интереснее и… веселее (мы же смотрим комедию!).

    Итак, финальная сцена прощания Шурика со «студэнткой, спортсмэнкой, камсамолкой» происходит на шоссе. Участники: она, он и его ишак. Подъезжает и останавливается рейсовый микроавтобус, закрывая от нас (и камеры!) Участников. А теперь- внимание! Заметно, что новые пассажиры в автобус сели (причём вместе с ишаком- ха-ха!!!), поскольку их ноги, видные под автобусом, исчезли, а после отъезда машины от остановки на ней никого не было… Двойное внимание! В следующих кадрах появляется… Шурик, который верхом на ишаке скачет по шоссе вдогонку за возлюбленной и, получается, за самим собой! Я многократно просмотрел этот эпизод. Ошибки быть не может. Почему так получилось?- Да просто по недосмотру Великого комедиографа (а что, гении тоже ошибаются!) на съёмке и на монтаже. При покадровом просмотре заметна склейка. Автобус, остановившийся по требованию Нины, постоял на месте, пока не ушла вся троица (вот куда исчезли ноги!), и с новой командой «Камера! Мотор!» отбыл восвояси. Всего-то и надо было сделать- оставить Шурика с ишаком На месте (!!), и тогда бы финальные кадры были бы логичными и оправданными. Увы… Но тут мне вспомнились детские письма моей подружки: «Найдешь ошибку- считай за улыбку!» Именно так! И этот «киноляп» я так и расцениваю- как ещё одну невольную улыбку от великого Гайдая!

    Но это ещё не всё! Обратим внимание на тот самый микроавтобус, увозящий Нину от Шурика. Так вот, это вообще-то уникальная и раритетная техника под названием «Старт». Оная машина с кузовом из стеклопластика (ближайший аналог и почти ровесник- знаменитый «Трабант» (ГДР) была выпущена в СССР в количестве всего 100 экземпляров с 1964 года (согласно Рунету, «в живых» осталось только 4). Каким образом данный раритетный микроавтобус попал на съёмочную площадку Гайдая, для меня остаётся тайной… А для вас? Если знаете- напишите мне сообщение!

    8 из 10

    16 января 2015 | 21:58

    В протест против современных ремейков пишу эту рецензию. Вчера посмотрел «Кавказскую пленницу» бессмертного гения социальной сатиры Леонида Гайдая, который в каждом своём фильме поражает насквозь. В этом фильме режиссёр делал свой упор на Кавказ и его обычаи и традиции, послав Шурика изучать местный фольклор. Александр Демьяненко в роли Шурика бессмертен, он играет простого паренька без претензий на геройство, но верного жизни и науке, собирая традиции, он внесёт вклад в сохранение национального наследия стран Кавказа. Шурику повезло попасть в гущу событий и участвовать в настоящем похищении невесты…

    Этот фильм стал классическим, а реплики давно стали крылатыми, навсегда для себя запомнил вот эту цитату: «Жить хорошо, а хорошо жить — ещё лучше». Это действительно верно! Гайдай в своём роде сатирический философ, который через простоту своих фильмов показывает нам прописные земные истины: любовь, дружба, надежда. Это кино исключительно бытовое и Шурик в фильме изучает быт и нравы народов Кавказа. Да и в конце концов приятно наблюдать за приключениями этого очаровательного в своей наивности студента, который всегда находит приключения.

    Трус, Балбес и Бывалый- символ комедий Гайдая, их нет только в «Иване Васильевиче…», а в остальных комедиях они есть. Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов создали по истине символические образы, которые стали народным достоянием, в Новосибирской области им даже поставили памятник, что это как не пример народного признания?

    Актеры великолепны, нет смысла о них говорить, их лучше смотреть и наслаждаться игрой талантов. Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Фрунзик Мкртчян, Владимир Этуш,- и это далеко не полный список тех, кто создал столь бесподобные образы.

    Итог: Это настоящее кино, неподдельное, без излишеств, без лишних вложений, без рекламы, неопороченное влиянием современных продюсеров. Гайдай создал шедевр, который не переплюнуть, и даже ремейк не затмит его естественной красоты. Я ставлю десятку, потому что мудрый, юмористичный и по-настоящему культовый.

    10 из 10

    14 апреля 2013 | 10:29

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>