всё о любом фильме:

Москва слезам не верит

год
страна
слоган«The Funniest, Tenderest Love Story of the Year»
режиссерВладимир Меньшов
сценарийВалентин Черных
директор фильмаВиталий Богуславский
операторИгорь Слабневич
композиторСергей Никитин
художникСаид Меняльщиков, Жанна Мелконян
монтажЕлена Михайлова
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
СССР  84.4 млн,    Румыния  200 тыс.
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время150 мин. / 02:30
Москва пятидесятых годов. Три молодые провинциалки приезжают в Москву в поисках того, что ищут люди во всех столицах мира — любви, счастья и достатка. Их судьбы складываются именно так, как предполагает характер каждой из девушек.

Антонина выходит замуж, растит детей, любит мужа. Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть свое особенное счастье. Катерина же — отчаянно влюбляется, но избранник ее оставляет. Однако она не опускает руки, в одиночку растит дочь и к тому же успевает сделать блестящую карьеру. В сорок лет судьба дарит ей встречу с прекрасным человеком и настоящую любовь…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • На роль сорокалетнего слесаря Гоши режиссёр пробовал Виталия Соломина, Леонида Дьячкова, других актёров. Ни один не подходил. И тогда Меньшов решил, что в крайнем случае сыграет эту роль сам.
    • Сценарий фильма был написан Валентином Чёрных для конкурса на лучший фильм о Москве. Он занял всего лишь третье место. Правда, два первых места вообще никому не присудили: не нашли достойных.
    • Занимает по посещаемости 2-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Режиссер картины Владимир Меньшов сыграл в фильме небольшую роль-камео. Его герой — это один из друзей Гоши, которые присутствовали на пикнике.
    • На роль Катерины Тихомировой приглашали Ирину Купченко и Маргариту Терехову.
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1981 году.
    • Когда герои Алентовой и Баталова включают телевизор (перед приходом Александры), то «сетку» на экране сопровождает вальс из кинофильма «Розыгрыш» — предыдущей режиссёрской работы Владимира Меньшова. Подобный приём используется в следующем фильме Меньшова «Любовь и голуби», где по телевизору показывают фрагмент из «Москва слезам не верит».
    • Мужа Антонины мог сыграть Юрий Кузьменков. Но ассистент тогда привела двух актёров, которых Меньшов не знал. Это Борис Сморчков, его утвердили на роль Николая, и Александр Фатюшин, ставший в фильме хоккеистом Гуриным.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Исчез из фильма эпизод, где хоккеист Гурин (Александр Фатюшин), объявивший, что «завязал со спиртным и уходит на тренерскую работу», снова появляется пьяный и говорит: «Займи ещё трёшку для ровного счёта». Режиссёра попросили это убрать, сказав: «Давайте оставим надежду. Пусть зритель верит, что Гурин исправился».
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В тот момент, когда тёща Володи (Олег Табаков) позвонила в дверь, его волосы были растрёпаны, но уже в следующую секунду его причёска была в порядке
    • Во время прощания Гоши и Коли можно заметить на стене тень от микрофона.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Кинопроизведения, ставшие в каком-то смысле легендарными, порождают новые мифы. То вдруг данные по посещаемости оказываются завышенными (якобы 98 миллионов зрителей посмотрели в СССР эту ленту Меньшова, которая благодаря такой приписке наконец-то смогла превзойти показатели абсолютного рекордсмена советского кинопроката — мексиканского фильма «Есения»), то в анонсе НТВ сообщается, что на картину «Москва слезам не верит» стояли… очереди американцев. Хотя она, несмотря на полученный «Оскар», собрала в США вдвое меньше, чем «Утомлённые солнцем», другой отечественный лауреат премии Американской киноакадемии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 4572 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    С годами только лучше, ценнее и как-то тоньше, пикантнее.

    Так случилось и с некоторыми советскими фильмами. Рискну предположить, оттого, что во времена союза кино снимали не для денег, не для секса и не для звездизма. Кмно снимали все-таки для души. А она, как известно, сущность вечная и времени неподвластная. Поэтому и «Москва слезам не верит» до сих пор, как не верила больше полувека назад.

    Что там вьется перед нами…

    Внимательный просмотр фильма в очередной раз доказывает, как мало значат полвека в жизни человечества. Казалось бы, политически, экономически это огромная пропасть — разница между людьми, жившими в 1950 -х и ныннешними. А оглянитесь, женщины все также влюбляются в телеоператоров, потому что это романтично, все также провинциалки рвутся в большие города в поисках «чего-то такого». Ведь сколько уже доказывает жизнь, что нет ничего там, в этих городах, ничего полезного, даже ничего стоящего, одни выхлопные газы и нервные болезни. И все равно тянет девушек в столицу, все равно что-то вьется перед ними такое бешеное, привлекательное, неудержимо зовущее за тысячи километров.

    И все также они делают глупости, беременеют и рожают от мелких пакостников. Теперь даже чаще, чем раньше. И все те же у этих пакостников мамаши с претензией на интеллигентность, и все те же схемы. Ничего по сути не изменилось.

    В СССР секса нет?

    Да что вы говорите? «Москва…» по эротичности гораздо горячее «Основного инстинкта»! Благодаря действительно восхитительным формам Ирины Муравьевой и Веры Алентовой, благодаря незапятнанной чистоте героинь, какой-то почти святости, закрытости. Тысячелетиями доказано: то, что пышное и нежное ненароком выглянет в вырезе халатика гораздо сильнее «куриных» бедрышек, торчащих во всей красе из бикини.

    И операторская работа! Это просто неописуемо, низкий поклон Игорю Слабневичу и его команде. ТАК снимать женское тело это уже не искусство, а настоящий дар! Штрихами, прикосновениями, так, что хочется плакать от восторга! И ни капли пошлости, ни молекулы грязи, святая красота!

    Этот фильм неопровержимо доказывает, в СССР действительно не было секса в том понимании, в каком его «пихает» западное кино. Не было ни в кино, ни в литературе низшей формы секса — животного удовлетворения потребности к размножению. Но был другой секс, тот, который сопровождает настоящую любовь, тот, который с примесью глубокого уважения, с нотками восторга и обожания, на белоснежном чистом фоне невинности.

    - Гоша!
    - Коля!


    Мужской образ мог не понравится совдеповским кинокритикам, он и правда не идеальный, не суперсоветский гражданин. Но фильм выжил, потому что образ живой! Он не наглый, а уверенный в себе, не беспринципный, а откровенный, он не подлый и не «повернутый» на всевластии денег. Он сильный, настоящий, мужской. Тот, которого подсознательно ждут миллионы эмансипированных и добровольно лишивших себя замужества великовозрастных дурочек. Гога. Даже имя смешное, а потому — трогательное, простое. Мужчина и не должен быть верхом зауми и занудства. Его предназначение — решать проблемы, а гениально то, что просто.

    Сегодняшние женщины, впервые увидев на экране Георгия Ивановича, в большинстве своем решают однозначно «Я бы такого не выбрала! Ни-ког-да!». А к концу фильма тычут на экран и говорят супругу: «Вот! Вот, какой должен быть настоящий мужчина! А ты… эх.» Между прочим, 50 лет назад, по признанию моей бабушки, говорили точно так же.

    Этот фильм о древнем истинно правильном устройстве мира. Лидером должен быть мужчина, даже если женщина — директор. А те, кто против этого постулата, сегодня наблюдают гей-парады, толпы наркоманов и алкоголиков, бездетные семьи и переполненные детдома.

    Это кино жизненно необходимо, оно — один из способов доставки в мозг Истины.

    29 мая 2009 | 17:05

    Ёмкая иллюстрация нашего родимого матриархата, его истоков и становления. Страна осатанелых бабищ и структурных подкаблучников должна понимать, как именно она стала таковой, хотя, как правило, данный фильм не рассматривается в этом ключе. Но он именно об этом. Кто такие были мужики и бабы и как они превратились в «мужчин» и «женщин» — и далее, до современных «мужчинщин»? Что тому виной: православный дискурс, обоготворивший «вечно бабье в русской душе»? Или советский социальный ультрамодернизм, превзошедший тлетворный Запад в своём затирании граней между Пост-Адамом и Пост-Еввой? В фильме великолепно показано это цивилизационное смешение, породившее современную россиянскую мужеженщину, а недобитых «реальных мужиков» сведшая на уровень декорации. Ведь бабы и детей рожать продолжают, и на кухне управляются (некоторые), и ещё бабки зарабатывают, карьеры делают. А мужчины только на последнее едва способны. Мужчины, воспитанные женщинами и тотально от них зависящие, пока что составляют большинство в политике и бизнесе. Как рабы когда-то составляли социальное большинство в Древнем Риме. Мужчины делают политику, оглядываясь на преимущественное женский электорат. Мужчины зарабатывают деньги, чтобы потратить их на женщин или попросту отдать им. Мужчины приглашают женщин в свой дом, чтобы они там стали абсолютными госпожами. Мужчины осеменяют женщин своими детьми, чтобы после передать этих детей в безраздельное и тотальное женское владычество. Где же ещё осталось «чисто мужское», в чём оно ныне? Только в ролевых играх неогопников?

    Забыли мужики топор,
    начали бабский разговор.
    А бабы с вёслами бегут -
    кроссовки ноги им не жмут!

    Как такое получилось? Долгая история, на своём предпоследнем этапе неплохо иллюстрируемая этим фильмом. В нём показано несколько мужских типов. Они все провальные. Единственный мало-мальский мужик оказывается способен только на эгоистическое самолюбование в одиночестве, в чём он опять же исповедуется перед бабищей. Другой замечательно изображает целеустремлённого мужика только спьяну и исполняя бабий заказ. Третий попросту умирает социально, спиваясь. Четвёртый гож только на то, чтобы быть подстилкой под бабищу, тем самым отдыхая от подчинения своей жене. Пятый — вроде как правильный — после долгого выяснения отношений занимает торжественно-декоративную роль. Он и кран починить может, и по роже обидчику надавать, и в бабьем фартуке ужин сварганит, и рекреацию в интеллигентском круге обеспечит. А в итоге наденет пиджак с галстуком и дополнит необходимо-атавистический орнамент, восседая во главе стола. Идеальный раб — тот, кто убеждён в широте своих возможностей. Такие вот племенные и цивилизационные отголоски в эпоху зрелого Модерна.

    В традиционном обществе сумки за бабами таскали рабы или слуги. Теперь это — показатель мужской галантности или «уважительного отношения к женщине». Мужики на 70 % больше баб умирают от переутомления, инфарктов и инсультов, их продолжительность жизни меньше, но именно они должны уступить место бабе в общественном транспорте.

    Хорошо, что есть такие фильмы, показывающие генезис расчеловечивания, стирания границ. Может, кто-то и задумается в правильном направлении, чтобы потом обратиться к спасительному Генону.

    7 из 10

    20 июня 2014 | 05:31

    Очень… очень-очень долго я ломался перед тем как, сесть и посмотреть этот фильм. мне советовали посмотреть родители, братья и некоторые (далеко не все) знакомые.

    Но, вот это случилось.

    Могу сказать одно — мне очень понравилось. Получил огромное количество эмоций.

    особенно было приятно оттого, что ожидал меньшего…

    Наверное, начал смотреть из-за того, что бы поставить галочку и отметить в Кинопоиске, но прилип на два с половиной часа.

    И меня ни сколько не удивляет, что этот фильм получил Премию Оскар.

    Игра актеров просто восхитительная. Как будто передо мной был ни монитор, а окно в прошлое. С самого начала и до самой последней секунды я был в том времени. Ощущал ту жизнь и вместе с героями горевал и радовался. Даже сам от себя такого не ожидал. Только профессионализм режиссера и замечательная игра актеров смогли сделать так, что весь фильм мне верилось, что именно так все и было.

    Была Катерина, был Гоша, была Александра, были знакомые, было всё, что произошло. Мне казалось, что это просто снята жизнь. Так все правдоподобно выглядело. До самого последнего мгновения не хотелось расставаться с героями. Это было похоже на очень интересную книгу, которая подходит к концу, но тебе ни капли не хочется, чтобы она заканчивалась. Точно такое же ощущение было и с фильмом.

    Для тех, кто не смотрел, могу сказать одно. Смотреть надо… и смотреть не один раз. Сам хочу через некоторое время пересмотреть снова. Снова побывать в том времени и, я уверен, что обязательно буду там. Меня снова перенесет в те, далекие года, когда телевидение только зарождалось…

    В фильме присутствует и трагизм и юмор, причем трагизм настоящий и жизненный.

    О юморе хочется сказать немного больше.

    Редко так бывает, по крайней мере у меня, что бы я сидел один, перед монитором, в наушниках и смеялся от фильма. Но здесь я просто не мог удержаться. Именно этот юмор и является вечным.

    Как и этот Фильм!!!

    10 из 10

    27 ноября 2011 | 00:40

    На протяжении всего фильма мы видим, как жизнь выращивает в героине Веры Алентовой стальной стержень. Казалось бы такая простая и такая частая история… Но сколько откликов в сердце и душе она вызывает. Сейчас такие ленты уже не снимают. А жаль…

    «Господи, я столько раз представляла себе эту нашу с тобой встречу. Столько слов всяких придумывала. А встретились — и сказать нечего. По началу я еще очень сильно тебя любила, думала, что это мать тебя сбила с толку. Потом я тебя до смерти ненавидела. Потом мне ужасно хотелось чтобы ты узнал о моих успехах и понял, как ты ошибся… А сейчас… Сейчас я думаю, если бы я не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Я думаю хорошо, что ты на мне не женился…»

    Эта фраза Катерины вызывает мурашки и став взрослой девушкой я наконец понимаю, какой смысл и сколько жизненной мудрости заложено в этих словах. Вообще весь фильм будто наглядное пособие по жизни, возможно в Людмиле кто-то узнает сердобольную подружку, в Антонине заботливую сестру, а в Рудике несостоявшуюся любовь… но как бы то ни было эта история останется на века в наших сердцах и я обязательно буду показывать своим детям классику русского кинематографа.

    4 ноября 2010 | 17:38

    Довольно трудно писать рецензию на фильм «Москва слезам не верит» и ещё более сложно определится с оценкой этой картины. Довольно неординарным получилось кино. С одной стороны довольно лёгкий радостный фильм, подкупающий тебя этим, с другой эта простота не даёт ему раскрыться во что-то большее, со сложным смыслом, способным заставить тебя пересмотреть миропонимание, хотя потенциал есть. В этом фильме, надо заметить, хорошо передана не только главная сюжетная линия, но ещё и несколько побочных, плюс хорошо достоверно и убедительно показано зрителю просто как жилось людям в то время, что будет интересно в нынешнее время и стару и младу. Первые смогут вдоволь поностальгировать, а вторые будут рады чисто из любопытства, и особого не знания особенностей того периода.

    Казалось бы, имеется не новая попытка показать непростую жизнь обычного человека с довольно безрадостным началом, и счастливым концом, обязательно с любовной темой не в стороне, этакая советская золушка с соответствующими особенностями, но попытка оказалось удачной.

    Честно говоря, сделать это кино не просто мелодрамку третьего сорта, а нечто большее задача была не из лёгких. Владимир Меньшов смог этого добиться, получив две престижнейших наград в мире: признания простыми зрителями красоты этого фильма и возведения его в статус вечно народных, а также удостоится похвалы кинокритиков со всего мира. А достигнуть такого результата, пожалуй, удалось, отобразив как раз эти самые особенности «нашей золушки», да и не забыв о привычных и знакомых каждому человеку жизненных ситуациях. Не удивительно, что многие смогут увидеть себя на месте героев фильма. Это кино настолько простое нам, что мы сможем легко поверить, что перед нами документальный фильм, а вовсе не художественный.

    Советский Союз передан одновременно и правдиво (как хотелось увидеть иностранному зрителю) так и идеалистически (как желала партия), но настоящему всё же нашлось места больше. Возможно, именно поэтому он так приглянулся заграничному контингенту. Любопытны моменты, где показывается влияние общественного мнения на личную жизнь (с первых минут фильма изображена сцена, где дружинники отчитывают пару, за то, что те близко шли друг к другу по улице). Довольно занимательна, продемонстрирована скорее не проблема Отцов и Детей, а их мировоззрение. Мол, поколения меняются, а мыслим мы все одинаково. Вообще сценарий фильма построен как бы на склеенных отрывочках отдельных тем, а главная история не является особо оригинальной и насыщенной. Почему то сценарий хочется сравнить её с этаким длинным прямым коридором, по обе стороны которого находятся широкие окна. Во время просмотра этой ленты ты будто идёшь по этому коридору, не сворачивая, без труда догадываешься, что будет в конце этого прохода (конце фильма), и чтобы было интереснее поглядываешь в окошки, наблюдая за природой. А окошки символизируют побочные темы в фильме, будь то развалившуюся жизнь перспективного хоккеиста или взаимоотношения со своим парнем (парнями) уже повзрослевшей дочери главной героини. Нельзя конечно сказать что сценарий откровенно скучный, нет, это не так, просто подобное мы уже видели, и не один раз. И как бы вы не украшали этот «коридор» разнообразными «декораторскими» приёмами вроде слишком удачной карьеры нашей героини, в результате чего она опять попала в ситуацию, в которой уже была, правда теперь она в роли принца, а её избранник-золушка. Так вот нам не хватает для полного удовлетворения сюжетом парочки неожиданных происшествий, насыщение повествования, хотя может для того времени и всего что есть в фильме было достаточно. Во второй части (серии) фильма на сцену всё чаще выходит хороший добрый юмор, основным носителем которого, безусловно, является Гоша (он же Юра, он же Жора). Идеальный мужчина, каким он сам себя считает. В характере, которого присутствует, казалось бы, такие несовместимые качества как наглость и благородство, дружелюбие и самовлюбленность, забота о ближнем и эгоизм. Алексей Баталов прекрасно сыграл своего героя. Он блестяще справился со своей ролью сумев влюбить в Гошу половину советских женщин. Раз уж я дошёл до актёрской игры в этой картине, надо заметить, не всё здесь замечательно. Актёры сыграли по-разному, одни на должном уровне, а в работе других есть не мало огрехов. К счастью Ирина Муравьёва и Вера Алентова вытягивают весь фильм (а Гоше я просто уже говорил). Правда к исполнительнице главной роли всё же найдётся пара недобрых слов. В основное время фильма она хорошо справляется со своим персонажем, но в некоторых моментах, особенно во время сильных эмоциональных переживаний её героини, явно не доигрывает, и остаётся будто равнодушной к происходящему. Хотя в целом сумела передать своего персонажа как надо.

    Очень запоминающейся оказалась музыкальная составляющая фильма. Такие лёгкие и спокойные мелодии отлично подчёркивают атмосферу радости и приносят массу позитива. Главные композиции будут неплохо смотреться и отдельно от ленты.

    Вообщем переходя к главному картина «Москва слезам не верит» получилась довольно радостная и спокойная. Но она слишком лёгкая для понимания нашего сознания, проходя через него она не оставляет ничего после себя. Ты радуешься и получаешь удовольствие во время просмотра фильма, насыщаешься положительными эмоциями, но стоит отойти от экрана как всё тут же забывается. Этот фильм идеально подходит для того, что бы посмотреть его в компании за чашечкой чая, но, к сожалению, заканчивается он на слове конец.

    8 октября 2009 | 22:45

    Всё гениальное — просто. Возможно, именно поэтому, эта оскароносная мелодрама стала горячо любимой в народе. И самая главная награда создателям этого творения, даже не заветный золотой «Оскар» и множество других престижных премий, а любовь и преданность телезрителей, которые уже на протяжении трёх поколений смотрят и пересматривают это нестареющее кино.

    «- Поверьте мне, в 40 лет вам будет казаться, что вот теперь, только и начинается ваша жизнь…» ©

    Тема покорения столицы была, есть и будет одной из самых животрепещущих. Режиссёр Владимир Меньшов экранизировал максимально честный и настоящий фильм о советской действительности, о дружбе, о победах и неудачах, о мечтах, и конечно же, о любви. Ведь именно вокруг неё и крутится, в итоге это кино. Главные героини ищут, находят, проигрывают, но не теряют оптимизма и веры в лучшее.

    «- Чёрт побери, вы так вкусно рассказываете, у меня даже слюнки потекли.
    - Договорились. В следующий раз беру тебя с собой.
    - Спасибо большое. Но на «ты» мы, по-моему ещё не переходили. Так мне показалось.
    - Так давай перейдём?» ©


    Киноленту «Москва слезам не верит» можно пересматривать несчётное количество раз и каждый раз открывать для себя что-то новое. Она просматривается на одном дыхании, несмотря на то, что идёт больше двух часов. И всё это происходит потому, что каждому человеку знакомы чувства и переживания затронутые в этом творении. Реализм — вот что удивительно тонко удалось передать Владимиру Валентиновичу. Хочется обратить внимание и на красивое музыкальное сопровождение, а в особенности на композицию «Александра», созданную Сергеем Никитиным, Юрием Визбором и Дмитрием Сухаревым. Оптимистичная и незабываемая песня, которую хочется слушать снова и снова.

    «- А вы что, вместе с мамой работаете?
    - Нет, работаем мы в разных местах, но жить, я надеюсь, будем вместе.» ©


    Отдельное спасибо, стоит сказать трём женщинам, которые воплотили на экране совершенно непохожие характеры и судьбы. Сильная и честная карьеристка Катя, в исполнении Веры Алентовой. Странно получается, эту актрису особо никогда не любила, но фильмы с ней, практически всегда вызывают уважение и лёгкий трепет. Ирина Муравьева в образе авантюрной и лёгкой Людмилы. Муравьёва исключительная актриса и именно подобные образы — взбалмошные, неугомонные ей «к лицу». Мягкая и домашняя Тоня, которую воплотила в жизнь Раиса Рязанова. Все эти актрисы прожили маленькую жизнь на плёнке этого творения. Вместе с ними смеёшься, плачешь, радуешься победам… Очень понравился образ Алексея Баталова — сильного, надёжного и серьёзного мужчины, готового подставить своё плечо в трудный момент. Обилие хороших актёров задействовано в этой ленте. И как жаль, что многих уже нет в живых…

    Изумительный и жизненный фильм, на все времена. Такие произведения не стареют и всегда остаются актуальными и свежими, сколько бы времени ни прошло!

    10 из 10

    20 января 2011 | 15:59

    «Москва слезам не верит» — это шедевр советского кинематографа, признанный лучшим фильмом на иностранном языке 1981 года, и получивший за это заветную статуэтку «Оскар». Он вызывает ностальгическое настроение, даже если ты родился не в 50-х, а в 90-х годах. Это чудесное свойство сделало фильм близким и родным для многих.

    «Москва…» фильм-памятник сильной русской некрасовской женщине новой формации (Катерина), который был украшен всеми атрибутами советской жизни. Это сделано настолько удачно и правильно, что не может не возникнуть душевного отклика при его просмотре. Фильм всем угодил, и теплом, которое он несёт, и ощущением счастья и конечно надежды. И мне наверно никогда не удастся узнать, как Владимир Меньшов, рассказывая о быте, о тяготах, о таких обыденных вещах, как развод, работа, создал светлую жизнеутверждающую, бесконечно притягательную картинку. Никогда мне наверно не удастся понять, как он сделал советскую действительность такой привлекательной, такой уютной даже со всеми её недостатками. И становится гораздо больнее от того, что нет возможности попасть не в какой-то чужой Хогвартс, а в ту реальность, где «Жигули» — самая крутая машина, где пользуются только стационарными телефонами, где слушают Boney M.

    Режиссёр, Владимир Меньшов создал вовсе не развлекательную безделицу. В его фильме простота соединяется с огромной любовью, чутьём и острым пониманием женщины и своего времени. Но хотелось бы отметить его заслуги не только в идее снять подобный фильм, но в её экранномвоплощении. Композиция фильма такова, что его начало становится его концом, и это очень интересно. История начинается в 1958 году, когда юная Катерина провалила экзамены в институт, а её подруги по рабочему общежитию только начинают пускать корни в столице, находя своё место в этой жизни. Заканчивается действие фильма уже в 1978 году, когда главные героини становятся на места своих родителей, а их дети достигают двадцатилетнего возраста. Новая молодёжь так же рассуждает о жизни, как и их мамы и папы, попадают в похожие ситуации. Это показывает нам, как изменились герои («не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась»), а так же то, что этот процесс неостановим: всё так же будут появляться новые, не умудрённые ещё опытом Катерины и Людмилы, которые будут преодолевать новые трудности.

    Большой удачей этого проекта стало привлечение сценариста Валентина Черных, которого только за один этот сценарий следовало бы удостоить всевозможными премиями и званием «Народный». Но на самом деле он и так получил высшую награду, люди до сих пор говорят цитатами из фильма, которые стали крылатыми. Только благодаря наблюдательности и хорошему пониманию советского человека можно было воссоздать такие понятные, простые, но яркие, харизматичные и непохожие друг на друга образы.

    Такие как Людмила. Бойкая, игривая, азартная по натуре девушка, живая и подвижная как и сама Москва в воплощении великолепной актрисы Ирины Муравьёвой. Или же образ кроткой и скромной, по матерински нежной, воспитанной по старым патриархальным традициям деревни Антонины в исполнении Раисы Рязановой. Ну и конечно Катерины, в лице блистательной Веры Алентовой, нового идеала сильной и независимой женщины, ставшей примером для подражания огромного числа поклонников. Выбор на их места других артисток кажется просто невозможным.

    Так совпало, и что-то мне подсказывает, вовсе не случайно, что сочетание гениальности именно этого режиссёра, мастерства именно этого сценариста, таланта именно этих актёров и чарующее музыкальное сопровождение было самым, что ни на есть удачным.«Москва слезам не верит» понятен российскому человеку, ведь он о реальной действительности. И людей, которых в нём показал В. Меньшов, мы до сих пор можем встретить, может это ваши родители, знакомые, соседи. Сколько бы не воздавалось похвал этому фильму, всё таки самым главным его достоинством является то, что в нём нет пародий на иностранное, что он действительно о НАШИХ советских людях, о наших и ни о чьих больше.

    10 из 10

    29 июня 2014 | 10:26

    Одна подруга нашла простого парня, родила от него троих детей и счастливо живет с семьей, вторая — все пыталась выиграть прекрасного принца в лотерею жизни, не чуждаясь и жульничества, но все безуспешно, а третья… а вот о третьей и эта история.

    Вроде бы такая сильная женщина. А как только проявит слабость — влетает в такие неприятности, что впору удавиться. Прямо рок какой-то. Все люди изредка проявляют слабость, но далеко не все — в критические моменты жизни.

    Говорят, с контрацептивной культурой в СССР все было и вправду так печально в те годы. Но, с другой стороны, думать головой иногда нужно. Неумение сказать мужчине «нет» очень подвело Катю. Нет, она, то есть, говорила… но этот жаркий шепот вполне сошел за кокетство. Хотя первая критическая слабость была не в этом.

    Она не отказала подруге в ее афере. Как вообще такая милая девушка Катя связалась с этой пустой наглой, простите, бабой? В чем их дружба, какие у них общие интересы? Почему она позволила ей жить с собой в доме ее родича? Право, я не понимаю.

    И самое страшное, Кате, кажется, понравилось выдавать себя не за ту, кем она является. Как-то подсознательно, что ли? Она же изовралась вся к концу фильма. Не сказала дочери, кто ее отец, не сказала любовнику, кто она сама… насколько нужно себя не ценить, чтобы так себя вести? Кто ей сказал, что она никому не нужна? Красавица, умница, с машиной, с квартирой, директорское кресло — сама жизнь с нуля построила… а в душе, видимо, никогда в себя не верила. Добивалась всего только для того, чтобы доказать какому-то мелкому подлецу Рудольфу, что она стоит любви?! И только в сорок лет понимать что-то начала…

    Да и то не до конца.

    Не знаю, что такого настоящего в герое Баталова. Фи. Он, видите ли, считает, что женщина должна (за словосочетания «женщина должна»/«мужчина должен» нужно штрафы брать с людей, пол обязательств не накладывает) зарабатывать меньше мужчины. То есть, по его теории, его любовница вышла виноватой в том, что он слесарь. Дорогуша, если ты меньше кого-то зарабатываешь — твоя проблема, ну, зарабатывай больше. Не можешь? Не выступай. Еще это чудо не выносит, когда женщина им командует и даже голос повышает. Дикость. Это разве нормально, когда ты молча, не объяснив, уходишь от влюбленного в тебя человека (только потому что в твои глупые принципы она не уложилась) и пропадаешь на неделю? Это просто трусливо и низко. Она же с ума сходила, как он мог? Храни меня боги от таких «настоящих мужчин». Теперь она, видимо, должна уволиться, никогда не повышать голос и вообще «прыгать на цырлах» вокруг Его Величества. А он будет вступать в драки с подростками. Какой мужской поступок! Ах. Мы в восхищении, королева в восхищении. Правда, господа, я лично знаю не менее десяти действительно достойных мужчин, которые не страдают напыщенным шовинизмом а-ля Гога, он же Жора. Которые не выдают идиотских сентенций вроде «я буду принимать решения на том простом основании, что я мужчина» (на том простом основании, что в огороде бузина, в Киеве дядька). Неужели Кате такие не встречались? Их немало.

    Если изначально Гога был забавен в своей наглости, то сразу после сентенции про «женщина не должна больше зарабатывать» меня просто перекосило, когда я в первый раз смотрела этот фильм. А с Александрой он ведет себя так фамильярно, что оторопь берет. Да кто он такой? Пришел в чужой дом и распоряжается.

    Баталов мне всегда нравился в роли Тибула. Но это… Неужели автор фильма тоже считает, что именно таким должен быть мужчина? Жаль, если так (надеюсь, все же не так). В остальном — фильм просто отличный.

    У всех очень натуральные характеры, во всех веришь, очень живо за всех переживаешь. Александра — просто дивно красивая девушка. И песня «Диалог у новогодней елки» хотя вроде бы не к месту, очень органично вписывается.

    В общем, если бы только не мои сильные подозрения насчет мнения автора по поводу героя Баталова — была бы десятка.

    8 из 10

    7 июля 2009 | 23:52

    Фильм уникален тем, что при его просмотре появляется ощущение, что читаешь книгу, бытового ненавязчивого жанра, но при том безумно интересную, в отдельных местах горькую и грустную историю, но все же счастливую и нежную, как горячий чай осенними вечерами.

    Фильм о сильной женщине, которая сама в жизни всего добилась, воспитала себя, воспитала дочь, нашла заслуженное личное счастье, преодолела удары судьбы, стала в Москве своей, пробилась, как поется в песне, надышалась, назло коренным москвичам, умеющим только шипеть в спины: понаехали.

    Она ничего не требовала от жизни, только от себя, в отличие от верной подруги Людмилы, которой нужно было «полюбить так королеву, проиграть так миллион!», и судьба кинула ей шанс, и я не верю, что Гурин сам виноват в том, что он спился, Людмилина вина тоже в этом есть.

    А ещё этот фильм конечно же, про женскую дружбу. И я уверена, что дружба в этом фильме показана настоящая, а не мифическая, поддельная, актрисы сыграли просто блестяще.

    Верьте в себя, трудитесь, а счастье к вам придет, но не сразу. Ведь Москва не сразу строилась.

    9 из 10

    21 октября 2010 | 23:53

    Фильм считается одним из самых ярких представителей высокохудожественного кино в СССР. Лично я был приятно удивлен, узнав о премии Оскар среди заслуг картины Меньшова. Что касается режиссуры — фильм смотрится на одном дыхании и сегодня. Хотя история в целом драматическая, воспринимается очень легко и понятно. Повествования не скачут, а изложены в хронологической последовательности. Так легче наблюдать за переменами в жизни основных персонажей.

    Здесь отражены особенности описываемой эпохи, тем более что события охватывают два десятилетия. Это и рабочие специальности, как фактически единственный путь жизни для большинства людей, и дефицит продуктов на полках магазинов, типичный для Союза. В память крепко врезалась сцена, где главная героиня в крупном московском продуктовом магазине, как и все присутствующие, проявляет быстрый интерес к колбасным изделиям, которые в ограниченном количестве вывезли в зал. Фильм в данном случае — лишь отражение эпохи и прихотливым, особенно молодым зрителям, не за что винить его создателей. Наоборот, считаю, что такие сцены были внесены не зря и вообще проделана огромная работа с деталями. Многое из этого культового фильма актуально и сегодня. Технологии городов развиваются, но общество, мы, обычные люди, остаемся теми же. Заботы всегда будут одинаковы: карьера, семья, поиск любимого сердца, борьба с алкоголем.

    Так как это, прежде всего, драматическая история, большое внимание уделено развитию персонажей. Конечно, наибольший интерес представляет история женщины, которая сама воспитала дочь, при этом добившись в жизни определенных профессиональных успехов. Как и в реальной жизни, здесь героиню окружают самые разные люди, со своим жизненным путем, проблемами, отношением к жизни, социальным статусом. Получились очень характерные персонажи. Хотя не могу сказать, что фильм перегружен серьезностью. Скажем небольшая, но блестящая сцена с участием Лии Ахеджаковой дарит исключительно положительные эмоции, в лучших традициях советской комедии.

    Хотя я познакомился с этой картиной всего несколько лет назад, наверно, как и многие, стал поклонником этой трогательной, интересной истории. Если вы вдруг еще не видели этот фильм и не слишком избалованы зарубежным кинематографом — фильм просто обязателен к просмотру.

    8,5 из 10

    6 декабря 2012 | 21:14

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>