всё о любом фильме:

Розыгрыш

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Меньшов
сценарийСемен Лунгин
директор фильмаВалентин Маслов
операторМихаил Биц
композиторАлександр Флярковский
художникБорис Бланк
монтажЕлена Михайлова
жанр мюзикл, мелодрама
зрители
СССР  33.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Актер-дебютант Дмитрий Харатьян за съемки в фильме получал заработную плату в размере 120 рублей в месяц (для сравнения — его мать, работавшая инженером на предприятии, получала 100 рублей в месяц).
    Фрагмент 02:11

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    В момент своего появления эта лента, видимо, вызвала у меня некоторое раздражение, если я, ещё учась во ВГИКе, писал о ней примерно так: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 314 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первый фильм режиссера Меньшова — и сразу шедевр. Кино, в котором решаются «проблемы бытия, а не быта»(с). Причем, проблемы максимально сложные. Тут и конфликты поколений, и разные взгляды на жизнь: творческого «возбужденного» подростка и молодого, но уже прожженного, циника. Старшее поколение на удивление адекватно и трезво оценивает обстановку. Видит в молодежи людей, а не только учеников, не связывает их по рукам и ногам всевозможными правилами и преподавательскими догмами. Ребятам явно повезло с учителями. Причем с несколькими сразу, что бывает в настоящей жизни, увы, крайне редко.

    Фильмы о творческих увлеченных личностях я очень люблю. И данный — не исключение. Авторы написали несколько чудесных песен, стилизованных под «подростковость», особенно «дождь». Каждый раз, когда я смотрю это место, на глаза наворачиваются слезы, ведь это на самом деле «удивительно», как сказала главная героиня фильма.

    Очень глубокая поучительная история, которую можно и должно смотреть всем без исключения поколениям, от мала до велика.

    10 из 10

    16 июня 2015 | 16:09

    Чистое, наивное, трогательное, настоящее кино про школу.

    Давно уже такого не снимают.

    А жаль.

    Это Вам не пресловутое творение Германики на Первом.

    Это Кино с большой буквы.

    Сюжет, в принципе, простой.

    Но поднимает серьезные проблемы, известные каждому.

    Это и первая влюбленность, и лидерство, и мечты о неизвестном будущем, и отношения с классным руководителем.

    Поиск себя, попытки понять, чего ты хочешь от жизни.

    И все это так живо, так ярко представлено и показано.

    Кино вроде и легкое, но в тоже время поразительно философское.

    Все так напомнило родную школу..

    Что в итоге я решила заглянуть на следующей неделе к своей любимой классной руководительнице.

    Потому что «Для нас всегда открыта в школе дверь. Прощаться с ней не надо торопиться…».

    Золотые слова.

    10 из 10

    26 марта 2010 | 00:01

    Только что посмотрела фильм «Розыгрыш» и ещё раз убедилась в том, что советское кино — это нечто особенное. Ничего даже мало-мальски похожего я не видела до сих пор. Взять хотя бы «Розыгрыш» 2008 года — вроде бы снят по мотивам, а впечатление совсем другое оставляет… Интересно было посмотреть на игру Дмитрия Харатьяна и Евдокии Германовой, которым посчастливилось сыграть в обеих картинах.

    Если, так сказать, препарировать ленту более тщательно, то могу сказать, что мне очень понравилась операторская работа: переходы от эпизода к эпизоду шикарны! В старых фильмах я такого не встречала.

    Что касается актёрского состава, то мне понравились Тая Петрова в исполнении Натальи Вавиловой и Евгения Ханаева в роли Марии Васильевны Девятовой. А как хороша была Калерия Георгиевна Фатеевой! Выражение её лица, когда в школу зашёл милиционер, надо было видеть! Минусом идёт Харатьян. Тут он такой неопытный, скованный и перепуганный, что лично мне показался неубедительным.

    В общем и целом, картина заслуживает высшей оценки.

    10 из 10

    28 февраля 2009 | 02:26

    Фильм очень люблю, но…

    По поводу знаменитого обмана учительницы, с которого всё началось… Я не знаю, как было 30 лет назад и какие отношения были с учительницей в конкретном экранном классе, но, когда училась я, даже внимания не было принято обращать на вопли учеников «Не говорили о контрольной!» Тем более вот так опрашивать класс, вслух припоминая, что стояла у окна и т. д. Ясно, что это «условность», на которую не стоит обращать внимания, — нужно просто начинать писать на доске задание.

    Удивил в этом эпизоде Комаровский — есть ты, есть цель, чего мельтешиться? — до чего расчётливый, а пошёл на такой риск с обманом, зная принципиальность учительницы.

    Ну, что ещё… снимать умели, играть умели… почти все… посмотреть приятно.

    9 из 10

    6 февраля 2010 | 19:45

    В классе появляется новый ученик — Игорь Грушко, парень с ярковыраженными музыкальными способностями. «После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого», — так выразился о нем один из учителей. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко — безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. «Он возбужденный — от талантливости» — лучшая его характеристика.

    Тая — девушка, «которой вранье органически не свойственно». Интеллигентная серая мышка, плохо вписавшаяся в классный коллектив, балансирующая на грани изгоя.

    И, наконец, «гениальный комбинатор» Олег Комаровский. По моему, самый интересный персонаж картины. Математик, открывший формулу достижения цели, в которой нет места увлечениям, хобби, маленьким авантюрам вроде прогула уроков, зато широкомасштабные нравственные задачи вполне поддаются корректировке.

    В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т. д.

    Но в тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику.

    В ином случае Харатьян и компания «рубили» бы рок!

    10 из 10

    6 сентября 2012 | 13:44

    Начну, пожалуй, вот с чего: это лучшее кино про школу, из тех что я видел. Это кино про людей, которые на стыке детства и взрослости вдруг начинают задаваться серьезными вопросами, искать на них ответы. Это кино актуально для всех возрастов, потому что даже с наступлением полноценной взрослости, вопросы эти никуда не уходят, а на нахождение ответов уходит все больше и больше времени…

    Любопытно, что розыгрыш в данном случае — это не только проделка учеников одного класса, подшутивших над педагогом; это еще и розыгрыш подростками ситуации, которая во взрослой жизни встретится не раз — и тут очень важно, как и кто себя поведет, какую модель поведения выберет: будет ли решать эту жизненную задачку, руководствуясь вечными ценностями, или постарается разыграть беспощадную и жестокую партию, согласившись ради достижения своих целей пройти по головам товарищей.

    Фильм Владимира Меньшова заставляет не только думать и поступать правильно, но и иначе учит относиться к окружающим, к себе, к жизни, которая — вечный, нескончаемый экзамен.

    - А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно.
    - Этот тип задач не имеет однозначного решения.
    - Только однозначные!


    Пройдусь по персоналиям, зацепившим меня более всего.

    1. Харатьян чудесный просто. Представляю, как в него влюблялись девчонки той поры. «Юноша бледный со взором горящим» /Брюсов/. Очень правильный, очень идейный (в лучшем понимании этого слова), целеустремленный, честный, справедливый и удивительно проникновенный образ школьника Игоря Грушко получился у Харатьяна. Запилите мне Оскар) То есть не мне, а Харатьяну)

    2. Наталья Вавилова. Вот знаете, есть понятие — «тургеневская девушка», а есть — «меньшовская девушка». Вавилова что здесь, что в «Москва слезам не верит», создает образ очень правильной, очень одухотворенной советской девочки. В такую невозможно не в влюбиться, по-моему: очень открытое лицо, очень большие глаза и очень тихое обаяние…

    3. Андрей Гусев. Ох, хорош, чертяка. Почти подонок его Комаровский, но как убедительно сыгран: презирающий отца, «все знающий о жизни» 16-летний умник, который идет по жизни, не оглядываясь и не останавливаясь; топит других ради достижения своих меркантильных целей. Очень яркий образ.

    4. Евгения Ханаева — настоящий учитель. Побольше бы всем таких учителей: она учит детей главному — жизни, а не формулам, уравнениям и правилам. Какое счастье — встретить такого учителя на своем пути. Вот чем были хороши школьные фильмы в СССР — там были Учителя. Вспоминается учитель-Тихонов в «Доживем до понедельника», Нестор Петрович в «Большой перемене».

    Ну и музыка, конечно, совершенно прекрасная.

    - Почему вы — вообще все взрослые — почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями. А я вот уверен, что все у нас будет хорошо! Всегда!

    Понятно, что фильм этот местами по-советски наивен, чист и идеален, но в то же время он максимально приближен к жизни.

    10 из 10

    И в категорию любимых.

    29 октября 2012 | 17:40

    А у неё как в телеке, звук выключили, одно изображение. Из проблемных фильмов, посвящённых школе, этому не поставлю 10 из 10. Но эта 8 будет побольше некоторых 10. А сам фильм отличное учебное пособие — как снять проблемный фильм о школе.

    Всё-таки человеческие отношения ничего не стоят. Сразу, оговорюсь о том, чего не понравилось.

    Модерн от греха подальше — на чердак. Кому, конечно, как, но когда в кадре два пацана «играют» на двух акустических гитарах, при этом рядом по двум мелким барабанам «стучит» третий, а на фоне играет чуть ли не симфонический оркестр… Как минимум пол минуса.

    Это шутка… — Нет. Это ложь. Если бы не прочёл критику мэтров, то фильм бы понял не до конца. А ведь розыгрыш то был не только внутри (учительница — класс), но и снаружи (режиссёр — зритель). Но уж больно это тонко обыграно. Чересчур. Думаю, пару подсказок можно было подкинуть.

    Когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. Харатьян. Мне показалось, что в эмоциональных сценах он переигрывал. Понятно, что подростки народ экзальтированный, но здесь этого было многовато.

    У него творческий кризис, лежит на диване и ищет. — Чего ищет? — Новую идею… Теперь. Когда с минусами покончено, переходим к плюсам. Во-первых, отмечу оператора. Особенно переходы между ключевыми сценами в духе «Привет Матрице»

    Ну, хороший человек не профессия. Во-вторых, отмечу оператора. Интересная работа с декорациями. Точнее их подбор. Вот чисто на вскидку. Кричащая маска на стене, когда группа исполняет громкую песню. Харизматичные ностальгические фото на стене у учительницы. Старые книги у главной героини. Новые книги у папы Олега. Всё очень к месту и отлично дополняет смыслом видеоряд.

    Ой, девочки, как они поют, ну прямо битлы и «Песняры». Саундтрек. Меня, возможно, поймут не правильно, но я бы его обозначил как рокерским. С поправкой на то время и на ту страну.

    Тут товарищи в количестве четырёх душ явились… — принять холодный душ. Юмор. Не смотря на проблемность фильма и его драматичность — места для юмора было предостаточно. И он (юмор) неплохо снимал напряжение в нужных местах.

    Это не драка. Это возмездие. В драмах часто присутствует много кетчупа и мяса. Здесь махача не будет, хотя где-то за кадром его обозначат. В этом фильме это решение очень тонкое и точное.

    Это чепуха, шутка, ну не всю же жизнь мне за неё расплачиваться? — Вы расплатитесь за неё один раз… но запомните на всю жизнь, именно потому что расплатитесь. Взрослые в фильме необычайно разнообразны и что интересно не линейны. То есть нельзя тут сказать, что классная — педагогический образец, а на должность злыдней и вовсе кандидатов не найдётся.

    К Петровой нельзя относиться как к амёбе у неё тонкая душевная ткань. Школьники не менее разнообразны. Был соблазн сыграть некие архетипичные, но от того — безликие роли. Но соблазн преодолели. Основные герои не похожи друг на друга.

    Спой мне милая подружка, бедной юности моей, спой мне песню, где же Грушка, сердцу будет веселей. Причём даже такие заведомо второплановые герои как здешний поэт были весьма запоминающими.

    Мстительность мелкое чувство. Сильные люди великодушны. Как же жди, они потому и сильные, что ни одной мелочи не спускают. Девушкам здесь не очень повезло. За исключением Главной героини, остальным внимания было уделено немного. С другой стороны это не стало распылять фильм с одной стороны, но добавляло оттенков жизни с другой.

    На то и Тая, чтобы таять. Главная героиня. Мне показалось, что, создавая её образ, слегка перестарались. Но сыграно было великолепно.

    Талант это как раз покой и сосредоточенность, есть ты, и есть цель. Чего мельтешить. Зловред. Боялся. Что он будет картонный. Такой, знаете, очевидный, линейный тип. Но нет. Он получился весьма объёмным, а главное — понятным.

    А, товарищ сын, ты бы хоть «Доброе утро» мне сказал. Из «не школьных» взрослых выделялся, пожалуй, папа зловреда. Мне он показался попыткой создать некий образ, который был бы хорош как для взрослых, что логично, так и для подростков. Попытка, думаю, редкая, но удачная.

    Ну, надо же, что роман с человеком делает. — Не роман. А розыгрыш. Розыгрыш как таковой. Ожидал какого-то вселенского подвоха, а оказалось вполне себе «безобидно». Тем интереснее то, что из этого выстроили неплохой фильм.

    Так что, виноваты все, а мы будем казнены как заложники? — Заложники безвинны. Диалоги. С учётом целевой категории однозначный плюс.

    Можно ждать, как сложится жизнь, а можно её самому складывать… — Ты погляди со стороны… Это же не ты мне должен говорить, а я тебе. Откуда у тебя деловитость эта? Можно подумать, что у тебя за плечами лет 30/40. — А что же мне всё в мальчиках ходить? — Не в мальчиках, в юношах. Трезвую расчётливость твою, её надо выстрадать, она приходит, когда шишки на лбу набьёшь. А в юности как раз надо разбрасываться, надо всего хотеть, надо всего добиваться. Надо вечный двигатель изобретать. Цель в жизни вещь великая, но цель то это в жизни. А для тебя жизнь это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым? Оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скушно станет? Ключевой диалог. Оставлю без комментариев.

    Жизнь — это борьба, а вот в этом вашем одержимом музицировании я вижу попытку уйти в какой-то искусственный мир. Мир музыкальных грёз чтоли. — Почему вы… ну вообще все взрослые, почему ну как-то пугаете нас жизнью. Чуть что жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь с насупленными бровями. Проблема «отцов и детей». Согласен. Не ново. Но вот ведь парадокс — сработало.

    Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то, иногда даже достоинством. В фильме подняты целый ряд вопросов, которые хотя и оставлены без ответа, но повод на «подумать» предоставлен.

    Значит, я буду получать деньги за своё собственное удовольствие. Ну, это как-то стыдновато. Проблема именно тогдашнего общества. Жаль, что сейчас над этим не задумываются.

    Амнистия всегда бывает по праздникам. Чует моё сердце — эта фраза в фильме неспроста…

    Милиции и школе дружить надо. Сцена в учительской. Уже она одна однозначно даёт понять, что фильм если и не шедевр, то почти. Как сыграно, как обыграно. Браво.

    А ты можешь дать определение эталонной жизни? А вы можете дать определение эталонному проблемному школьному фильму?

    Вывод. Сейчас фильм несколько устарел. НО. Если вас интересует школьная тематика, и при этом вы устали от чернухи. То вот вам кинолента. Не идеал, но где-то рядом.

    28 июня 2011 | 10:08

    Может кому -то этот фильм напомнит школу, но дабы не съезжать с главной темы фильма на второстепенные подтемы, я все -таки считаю что главная тема фильма это конфликт учительницы Марии Васильевны и ученика Олега. И поэтому как не крути а главный центральный персонаж в этом фильме вовсе не Игорь, не Тая, ни ребята из класса и даже не сама учительница у которой скоро будет большой юбилей работы в школе, а именно Олег. Позицию которого так много критиковалась в фильме, и все время эта позиция показана как крайне неудачная, неуклюжая, в ней куча недочетов, которая приведет к тому что человек просто станет гадом, решит что может ради большой цели поступаться совестью, нарушать какие -то моральные правила или правила приличия, как например Олег дабы высказать свою позицию решается замахнуться на святое праздник юбилей учительницы.

    Но как бы там не было, но надо признать что самый то интересный и объемный персонаж, который ставит все главные нравственные проблемы в фильме именно Олег, но ставит он их как не странно своим отступничеством от каких -то коллективных доктрин, общенародных праздников — как то учительский юбилей или день 7 ноября. И может посмотрев этот фильм не все меня сейчас поймут, но поверьте мне на слово в любом случае это хорошо когда есть такие люди как Олег, которые могут отступить от общих правил, доктрин, попытаться поставить их истинность под сомнение пересмотреть или вовсе поменять — это хорошо что есть такие люди — некоторых из таких как Олег народная память запоминает как великих негодяев, других как героев, которые ведут нас в более честный мир, но дело не в том кем они в конечном итоге станут гадами или героями.

    Я просто к тому что это прямая наша обязанность о которой постоянно забывает большинство — быть емкими, многогранными, а не плоскими людьми которые все говорят по шаблону и через каждую шаблонную фразу повторяют это прекрасно, это прекрасно, это прекрасно, ах какой хороший общенародный праздник, как здоровы что все мы здесь сегодня собрались всем классом, а на остальное плевать — плоскость этих людей не рождает им никаких проблем — вот в чем дело, поэтому у этих людей в отличии от Олега — там Игоря, Таи и их одноклассников все прекрасно, они чувствуют себя с окружающими их правилами их средой как нечто однородное — однородная масса.

    Поэтому конечно же такому плоскому большинству из класса и из телезрителей непонятно чего завелся этот Олег на пустом месте и портит святое — праздник людям! Да как он вообще посмел? Как смеют эти люди не веселиться когда всем весело? Как смеют стоять в стороне когда весь класс или вся страна справляет обязательный для всех праздник, и не важно юбилей ли учительницы — день 7 октября или как сейчас в России модно стало справлять замену 7 ноября — день народного единства. И все ходят довольные и веселые с флажками или шариками, а спрашивается чего веселиться? И чего опять же примыкать к этому плоскому большинству? Можно подумать что вот это все большинство — положительное явление.

    А я считаю что в России все это большинство, вся эта стадность, коллективизм и обязаловка в том числе и морально -нравственная всегда будет сугубо отрицательным явлением — цель которого манипулировать самыми широкими народными массами, которые в массе своей всегда будут плоские — вы поймите что народ, что класс, и все наши люди они не любят когда перед ними ставят двоякие неразрешимые нравственные и другие проблемы личности и реальности как Олег — они любят тех кто наверху заместо всего этого просто объявляет что это только у думающих индивидуумов как Олег все неоднозначно, какие -то проблемы в стране, а для плоских масс все просто — для них никогда нет проблем даже когда они есть, поэтому давайте условимся так что в нашем народе нет проблем, в стране нет проблем, давайте не будем ни выявлять проблемы ни решать ни выносить их на общенародный суд какими бы неприятными они не были как предлагал прагматичный Олег, давайте просто закатим общенародный праздник, гулянья.

    В самом деле чего париться, мучиться что жизнь прошла даром, давайте условимся что так и надо было, что так как есть — это просто предел мечтаний, учительница молодец что тридцать три года проторчала на отшибе жизни, папаша Олега тоже молодец что остался талантливым неуделом, давайте считать что проблемы нет просто все они пожертвовали своим взлетом в жизни ради какой -то более высокой моральной цели, хотя все что они сделали это действительно всего лишь остались не у дел и вместо того чтобы сделать в жизни действительно что -то великое они успокоиваются тем что всю жизнь выполнили работу учительницы там или простого инженера, хотя это работа конечно же не для таких людей как его папаша и та учительница — эта работа с которой справились бы даже посредственности — вот пусть они и делали бы 150 выпусков или 10 000 норм на заводе!

    А такие люди как они должны не на дуде играть или штаны просиживать в начальных классах — а быть начальниками! Страной управлять и не уступать свое место посредственностям без боя, которые у них в школе списывали. Тогда бы и в стране порядка больше было -а то все умные люди внизу на дуде получаются играют 100 лет в начальной школе отмечают, а всякие идиоты и дураки сидят на их месте наверху и ничерта не делают. В то время как папа Олега и Мария должны были в лепешку разбиться а попасть туда и там раскрыть свой огромный потенциал, во благо народа и страны, а так они закопали свой дар в землю, уступили свое место дуракам, да еще хотят сказать что у них все в порядке с совестью и моралью? Не получиться.

    30 декабря 2014 | 20:58

    16+? Серьёзно? Почему такой высокий возрастной рейтинг, если самим ребятам по пятнадцать и вопросы фильм задаёт такие, о которых надо задуматься в самом раннем возрасте?

    Я не видел этой ленты в детстве, я даже никогда о ней вообще не слышал, пока не вышел мерзопакостный ремейк 2008-го года. И очень жаль. Жаль наше телевидение, упорно отгораживающееся от советской классики и действительно великих фильмов, к которым я со всей уверенностью причисляю «Розыгрыш», написанный по сценарию выдающегося Лунгина и поставленный Меньшовым и Масловым. А актеры какие! Работа ребят иногда далека от идеала, но главные персонажи прописаны досконально, причем особая благодарность за Табакова в роли Комаровского-Старшего. Без его таланта было бы тяжело обойтись в ключевой сцене фильма.

    Сценарий выверен и хорошо построен, сюжет плотно завязан, правда, эпизод с милиционером несколько фантастичен, но и это идет картине в плюс, поскольку, раз надуманность и неестественность одной сцены бросается в глаза, значит, всё остальное время правдоподобность поддерживалась на высшем уровне.

    С музыкальным сопровождением всё в полном порядке — песни крутые и цепляющие. Хотя плохо, что каждый раз вместо живого звука мы слышим студийный. В первый раз это было к месту, создавалось впечатление, что просто ребята фантазируют о том, что могут добиться такого исполнения в будущем, но звукорежиссер упорно продолжал пропихивать этот фокус во все песенные эпизоды. Однако, надо учесть, что в семидесятых весь советский кинопром баловался данным грешком. Хорошо что в «Розыгрыше» не плясали, как в «Чародеях». «Чародеи». Бррр.

    Над фильмом хочется думать. С героями хочется спорить, соревноваться и просто проводить время. Они же такие живые, такие юные. И еще не взрослые и вроде бы уже и не дети. Прекрасный возраст. Как хочется вновь окунуться в это время, и фильм даёт нам такую возможность. Рекомендую к просмотру всем, особенно детям.

    10 из 10

    3 июня 2016 | 16:13

    С современной точки зрения, наверное, в этом произведении даже особого конфликта не сыщется… но ради таких вещей мне радостно забить на современность. Самое скандальное внешне событие здесь — драка двух юношей, а оголтелого криминала и не водится, хоть фигурирующий в сюжете представитель сил правопорядка и доводит встревоженно до всеобщего сведения, что растёт уровень преступности в среде несовершеннолетних. Да, до «Дорогой Елены Сергеевны» должно было пройти ещё десятилетие: тогда многие язвы общества настолько обострились, что о них заговорили во всеуслышание и поставили ребром очень жёсткие вопросы, дали на экране право даже преступникам-подросткам сказать часть правды об уродствах взрослого общества.

    Здесь же всё сравнительно благополучно и явственно, в однозначное разрешение нравственных проблем верится непринуждённо и не без удовольствия, а приподнятой риторике учительницы ещё не противопоставлено чего-то веского и фатального. И подросток, презирающий отца за будто бы нереализованные возможности, выглядит однозначно неопытным и категоричным: отец-то просто-напросто занимается тем, к чему у него душа лежит. Живёт куда более полнокровно, пожалуй, чем сын, который способен даже за девичью юбку прятаться, лишь бы добиться своих прагматичных целей.

    Происходящее смотрится (и слышится) довольно бодрым и оживлённым, подчас суммируется ёмкими и выразительными фразами. Которые удачны, даже если просто забавны и остроумны: «Даша принесла крюшон — это очень хорошо». А уж с какой проникновенностью объясняет талантливый юноша своим приятелям оборот про «жест стрелок» из своей задушевной песни! Характеры очерчены выпукло, и каждый штрих, каждая подробность даже внешности работают на создание цельного образа. Нельзя ведь недооценивать роль костюмеров: вызывающе-красным платьем с чёрным поясом как нельзя лучше можно подчеркнуть хищность натуры молодой особы, а скромный серый костюмчик и непритязательный, неброский платочек прекрасно дополнят образ девушки, которая в своём классе в общем-то аутсайдер. Ребята играют достаточно убедительно, как привлекательные, так и отталкивающие черты школьников врезаются в память мгновенно, внешний облик их тоже будет нелегко забыть. Кроме всего прочего, красивые ведь парнишки-то! Ну а «юродивая» Петрова вышла настолько убедительно, что всё внутри сжимается, а тому, кто в школе пережил примерно то же, что она, и вовсе не будет причин ей не сопереживать.

    Будь это американский фильм, то с такими начальными условиями, как в «Розыгрыше», здесь могли бы замутить нечто жуткое и с ужасающей концовкой, вроде «Кэрри» ну или ещё чего-нибудь. Но, смотря такие вещи, лучше всего понимаешь, что для подлинной драматичности не нужно особых бурь страстей, убийств, поругания девичьей чести или компрометирующих фотографий. Когда всё так буднично, на приглушённых тонах, это может действовать даже намного сильнее. Едким и насмешливым тоном произносимые сплетницами сами по себе как будто вежливые фразы… Трепетно скрываемая, но в то же время такая явная для всех одноклассников привязанность видного парня к непопулярной девчушке…

    Кроме всего прочего, «Розыгрыш» ведь и просто неплохой повод приобщиться к романтике того периода: я могу сколько угодно млеть при виде кофейных платьиц и белых кружевных воротничков, это как-то настолько трогательно старомодно. Песня — неумирающая просто. Всё то может и наивное, но светлое, открытое, искреннее, сентиментальное, берущее за душу… иди же наконец ко мне, и разыграй — если сумеешь.

    13 февраля 2013 | 22:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>