всё о любом фильме:

Розыгрыш

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Меньшов
сценарийСемен Лунгин
директор фильмаВалентин Маслов
операторМихаил Биц
композиторАлександр Флярковский
художникБорис Бланк
монтажЕлена Михайлова
жанр мюзикл, мелодрама
зрители
СССР  33.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Актер-дебютант Дмитрий Харатьян за съемки в фильме получал заработную плату в размере 120 рублей в месяц (для сравнения — его мать, работавшая инженером на предприятии, получала 100 рублей в месяц).
    Фрагмент 02:11

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    В момент своего появления эта лента, видимо, вызвала у меня некоторое раздражение, если я, ещё учась во ВГИКе, писал о ней примерно так: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 314 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эта картина знакома каждому: светлый коридор, уставленный рядами разномастных цветочных горшков, неширокая лестница, по которой совсем скоро пронесется пестрый многоголосый вихрь, и неприметная уборщица, степенно выполняющая свою извечную работу. Эта история знакома каждому: класс пытается убедить учительницу, что она не предупреждала о контрольной, но находится предатель, оказавшийся слишком честным для нелепой детской лжи. Взявшись за постановку школьной драмы, казавшейся «Мосфильму» бесперспективной, дебютант Владимир Меньшов не стал тратить время зря и уже с первых минут задал героям сложные жизненные вопросы устами обманутого педагога Марьи Васильевны. «Невинный» розыгрыш 9-го «Б», заставивший учителя сомневаться в своей памяти и показавший не лучшую сторону подростков, стал фоновой темой столь типичной в своем жанре и столь непосредственной в своей наивности ленты.

    Класс как класс: перенявшие западные веяния лохматые мальчишки собираются вместе, чтобы играть на гитарах, кокетничающие девчонки встречаются, чтобы посплетничать об одноклассниках. Изгоев в дружном коллективе двое: местная «юродивая» Тая Петрова с бездонными глазами Натальи Вавиловой и приехавший из Новосибирска начинающий музыкант Игорь Грушко в исполнении юного, пока без приставки «вечно», Дмитрия Харатьяна. Москва еще верит слезам: школьники не наделены безграничной жестокостью взрослых, но уже вошли в тот возраст, когда кажется, что шарф летом или нежелание поддержать класс в дурацкой затее на всю жизнь порочат человека. Ее не терпят как любимицу строгого учителя и честную особу «со странностями», а его — как потенциального претендента на лидерство и чудака, посмевшего посмотреть на юродивую недостаточно криво. Меньшов тонко, но беззлобно рисует непривлекательный портрет ребят, которые думают, прежде чем делают, и неистово торопятся жить. Мальчики, оправдывая прогул из-за импровизированного урока музыки, скажут, что 15 — это уже не детство, а нижний уровень взрослости, и девочки, нарядившиеся для сабантуя в добавляющие возраста наряды, это подтвердят. Герои «Розыгрыша» не спешат доказать свою зрелость, слепо бунтуя против старших и поступая так, как свойственно любому девятикласснику.

    Камера все чаще возвращается к крупным планам детских лиц, всматривается в их выразительные неидеальные черты, неровные зубы и непослушные вихры, будто отыскивая в подростках светлую сторону. И находит ее — школьники у Меньшова не неизлечимо плохи, а лишь заблудились на пути к взрослению, и направить их может учитель. Марья Васильевна, в напоминание о временах, когда тезис о школе как главном воспитательном механизме еще работал как часы, пытается указать верный путь и научить не только математике, но и законам честности. Знаком неблагодарного служения педагога школе на протяжении 32 лет становится галерея выпускных фотографий с кривенько вмонтированным лицом Евгении Ханаевой — тысячи учеников, которые выучили свой урок и устремились дальше, в начавшуюся за школьным порогом большую жизнь. Образ учителя помогает раскрыть другую важную тему — поиск подростками достойного пути, который принесет им счастье. Главный антагонист Олег Комаровский в своем максимализме презирает учителя, просидевшего на одном стуле три десятка лет, не гордится отцом, якобы упустившим все шансы простым инженером, и мечтает о быстрых успехах и блестящих достижениях. Но режиссер, наделяющий родителя и учительницу подлинным удовлетворением своей непритязательной жизнью, недвусмысленно намекает, какой из подходов вернее.

    Особой стихией самовыражения в картине становится музыка, объединившая ребят во главе с новичком в группу. Первые стихи, посвященные однокласснице, первые сыгранные вместе аккорды добрых песен, среди которых тот самый «Школьный вальс» — неразрывный спутник всех Последних звонков на протяжении почти сорока лет, впервые прозвучавший именно в «Розыгрыше». В своей первой работе Меньшов не только с достоинством обыграл типичный сюжет, но и попробовал себя в роли новатора. Непривычное для подобного рода фильмов зациклованное повествование, необычная смена кадров — камера панорамой обходит героя, незаметно перенося его в другую локацию, и открытый финал. Школьный конфликт, скрывающий за собой общечеловеческий, режиссер оставляет нерешенным то ли оттого, что сам не знает верного ответа, то ли оттого, что его и вовсе нет. Изображая сложные ситуации, но не доводя напряжение до накала «Чучела» или «Дорогой Елены Сергеевны», Меньшов создает правдивую и одновременно наивную историю, которая дарит ощущение удивительной ностальгии по утопическому прошлому, когда физкультура проходила в бассейне, а все было лучше и добрее. Особый светлый мир «Розыгрыша» преображает даже собственные воспоминания о школе, заставляет с тоской вспомнить время, когда мы жили от звонка до звонка, с трудом дожидаясь конца уроков. Но впереди остались только другие, конца которым нет, — уроки жизни.

    1 декабря 2014 | 13:33

    На мой взгляд, советские фильмы редко когда не попадают в самую суть того или иного времени. И этот фильм не исключение!

    Смотрела его много раз и каждый раз открываю что-то новое для себя. Хочется пересматривать и пересматривать этот фильм. Легкий, поучительный, добрый фильм. Очень точно переданы все характеры героев. Фильм был снят в советское время, но все в этом фильме актуально и по сей день. Каждый в свое время проходит уроки жизни. И самые первые, конечно же, в школе. Испытания на дружбу, на любовь, доверие, восприятие окружающего мира и своего внутреннего я.

    Актеры играют безупречно. Просто смотришь, забываешь обо всем и веришь во все происходящее. Умело передают все эмоции и переживания своих героев.

    Песни делают этот фильм еще богаче и вкуснее! Светлые, ничем не утяжеленные песни. Такие простые, но о таком важном в жизни каждого..

    Очень жаль, что не было снято продолжения. И очень жаль, что таких фильмов уже не снимают. Утрачена эта легкость в кино.

    Моя оценка данному фильму, конечно же, самая высокая.

    10 из 10

    3 июня 2012 | 18:57

    Сейчас в нашей стране уже не снимают того самого наивного, поучительного и веселого «школьного» жанра, который так здорово отражает реальную действительность — «черную» и «белую». Скорее всего, по той простой причине, что идеалы, царившие в советское время, остались с предыдущим поколением. Прогресс не стоит на месте, это известно всем, но как обидно, что он трансформируется в нечто обыденное, потерявшее свою изюминку особенно в отношении творческого подхода.

    В фильме упор сделан не столько на сам талантливый юношеский ансамбль, сколько на сферу взаимоотношений одноклассников друг с другом и со своими учителями. Процесс взросления и приобщения ко взрослой жизни показан как нельзя лучше в отношении двух персонажей — Грушко и Комарова. Двух полных противоположностей. На что делает режиссер упор более всего в их конфликте? Именно на то, что в каждом человеке он видит личность, со своими идеалами, взглядами и мировоззрением и у каждого свой жизненный путь. Открытого ответа мы не получаем в конце, а его не может быть и в принципе, так как «должны пройти годы, чтобы понять» (как сказал отец Комаровского).

    Фильм достоин того, чтобы его считали одним из лучших показателей жанра. В нем есть все составляющие, начиная с отлично проработанных персонажей и заканчивая очень интересными находками с монтажом. И самое главное — это музыка, которую исполняют ребята. Она отражает их настроение и внутренний мир. Режиссер это отлично показал.

    12 марта 2009 | 11:18

    На мой взгляд, «Розыгрыш» — один из лучших советских фильмов о школьной жизни. С первых минут просмотра у меня навернулись слезы от светлого и немного печального чувства, я сразу вспомнила свой класс и захотелось туда — в тот очаровательный школьный мир. Этот фильм обладает замечательной особенностью быть проблемным, трагичным и тем не менее светлым и добрым. Прекрасно показаны учителя, уроки и юмор, особенно на уроке химии. З. Гердт — класс! Колоритный, строгий, веселый.

    10 из 10

    21 мая 2010 | 10:54

    Первый фильм режиссера Меньшова — и сразу шедевр. Кино, в котором решаются «проблемы бытия, а не быта»(с). Причем, проблемы максимально сложные. Тут и конфликты поколений, и разные взгляды на жизнь: творческого «возбужденного» подростка и молодого, но уже прожженного, циника. Старшее поколение на удивление адекватно и трезво оценивает обстановку. Видит в молодежи людей, а не только учеников, не связывает их по рукам и ногам всевозможными правилами и преподавательскими догмами. Ребятам явно повезло с учителями. Причем с несколькими сразу, что бывает в настоящей жизни, увы, крайне редко.

    Фильмы о творческих увлеченных личностях я очень люблю. И данный — не исключение. Авторы написали несколько чудесных песен, стилизованных под «подростковость», особенно «дождь». Каждый раз, когда я смотрю это место, на глаза наворачиваются слезы, ведь это на самом деле «удивительно», как сказала главная героиня фильма.

    Очень глубокая поучительная история, которую можно и должно смотреть всем без исключения поколениям, от мала до велика.

    10 из 10

    16 июня 2015 | 16:09

    16+? Серьёзно? Почему такой высокий возрастной рейтинг, если самим ребятам по пятнадцать и вопросы фильм задаёт такие, о которых надо задуматься в самом раннем возрасте?

    Я не видел этой ленты в детстве, я даже никогда о ней вообще не слышал, пока не вышел мерзопакостный ремейк 2008-го года. И очень жаль. Жаль наше телевидение, упорно отгораживающееся от советской классики и действительно великих фильмов, к которым я со всей уверенностью причисляю «Розыгрыш», написанный по сценарию выдающегося Лунгина и поставленный Меньшовым и Масловым. А актеры какие! Работа ребят иногда далека от идеала, но главные персонажи прописаны досконально, причем особая благодарность за Табакова в роли Комаровского-Старшего. Без его таланта было бы тяжело обойтись в ключевой сцене фильма.

    Сценарий выверен и хорошо построен, сюжет плотно завязан, правда, эпизод с милиционером несколько фантастичен, но и это идет картине в плюс, поскольку, раз надуманность и неестественность одной сцены бросается в глаза, значит, всё остальное время правдоподобность поддерживалась на высшем уровне.

    С музыкальным сопровождением всё в полном порядке — песни крутые и цепляющие. Хотя плохо, что каждый раз вместо живого звука мы слышим студийный. В первый раз это было к месту, создавалось впечатление, что просто ребята фантазируют о том, что могут добиться такого исполнения в будущем, но звукорежиссер упорно продолжал пропихивать этот фокус во все песенные эпизоды. Однако, надо учесть, что в семидесятых весь советский кинопром баловался данным грешком. Хорошо что в «Розыгрыше» не плясали, как в «Чародеях». «Чародеи». Бррр.

    Над фильмом хочется думать. С героями хочется спорить, соревноваться и просто проводить время. Они же такие живые, такие юные. И еще не взрослые и вроде бы уже и не дети. Прекрасный возраст. Как хочется вновь окунуться в это время, и фильм даёт нам такую возможность. Рекомендую к просмотру всем, особенно детям.

    10 из 10

    3 июня 2016 | 16:13

    В классе появляется новый ученик — Игорь Грушко, парень с ярковыраженными музыкальными способностями. «После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого», — так выразился о нем один из учителей. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко — безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. «Он возбужденный — от талантливости» — лучшая его характеристика.

    Тая — девушка, «которой вранье органически не свойственно». Интеллигентная серая мышка, плохо вписавшаяся в классный коллектив, балансирующая на грани изгоя.

    И, наконец, «гениальный комбинатор» Олег Комаровский. По моему, самый интересный персонаж картины. Математик, открывший формулу достижения цели, в которой нет места увлечениям, хобби, маленьким авантюрам вроде прогула уроков, зато широкомасштабные нравственные задачи вполне поддаются корректировке.

    В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т. д.

    Но в тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику.

    В ином случае Харатьян и компания «рубили» бы рок!

    10 из 10

    6 сентября 2012 | 13:44

    Надо сказать, что фильм не без комсомольских назиданий, но основная линия отработана как надо.

    Масса интересных вопросов: Допустимо ли брать деньги за музтворчество школьникам? Что такое лидер? Что лучше: Холодный расчёт или живая эмоция? Что жизнь: борьба или ожидание-творение хорошего (психология позитива)?

    Удивительно, что при однозначности ответов, кино вышло умеренным в своей назидательности и вполне правдоподобным. Нечто похожее потом выдала Асса. Правда, ее герои изначально были нонконформистами по отношению к советской действительности. У Меньшова герои пока с ней если и конфликтуют, то умеренно. Но будущее в них угадывается. И в пику застою один из героев (Комаровский) заявляет: «Ритм жизни не тот, чтобы разбрасываться».

    Кстати, слов типа социализм или коммунизм в фильме не звучит. Так что появление римейка уже в наши капиталистические дни выглядит как пророчество оригинала.

    Звездой, в первую очередь, стал Дмитрий Харатьян, сыгравший эмоционального юношу-музыканта. Но и Наталья Вавилова — осуждаемый за правдоглаголание ботаник — запомнилась тоже.

    Отдельный респект Евгении Ханаевой, которая сыграла учителя, соединившего вечные моральные принципы с умением услышать иногда своих учеников, сохранив дистанцию с ними.

    К слову, интересен Розыгрыш и своим оригинальным подходом к монтажу — переходы из одного павильона в другой обставлены очень эффектно.

    24 апреля 2016 | 09:33

    Как первая режиссерская работа Владимира Меньшова музыкальная мелодрама «Розыгрыш» стала одной из лучших отечественных кинокартин о жизни старшеклассников и лидером проката 1977 года, собрав в общей численности просмотров 33,8 млн. зрителей. Этот добрый, легкий, полный юношеской романтики фильм учит юного зрителя думать, принимать первые в своей жизни самостоятельные и серьезные решения, отвечать за свои поступки и ошибки, что порой нелегко дается героям его сюжета. Как мне кажется, в некотором смысле и для определенной части зрителей — это фильм-ностальгия. Прекрасная, светлая ностальгия о своем школьном прошлом, а для кого-то еще и ностальгия по давно ушедшим добрым, советским временам, когда во многих сердцах обычных граждан «большое, теплое и человеческое» еще преобладало над «холодным, трезвым и расчетливым». Ностальгия он и для самого Владимира Меньшова. Его режиссура талантливо раскрывает тонкий, хрупкий, противоречивый юношеский возраст, словно он заглядывает вглубь самого себя, в свою давно ушедшую юность, бережно и трепетно извлекая из ее сосуда свои сокровенные остатки романтики, а возможно, и несбывшиеся мечты. В образ каждого героя он вкладывает частицу себя, каждому из них он сопереживает, в каждом уважает личность с присущими только ей жизненными идеалами, взглядами, принципами и мировоззрением. И это чувствует и принимает зритель.

    Интересным, дополняющим сюжет получилось музыкальное сопровождение фильма. Его музыка и песни подчеркивают общий романтический фон картины, отражают внутренние чувства и переживания юных героев, а порой разряжают психологически напряженные моменты фильма.

    Картина затрагивает широкую и всегда актуальную для молодежи жизненную тематику: это процесс взросления и становления личности; поиск себя, попытки понять чего ты хочешь и что ты можешь; определение и творческая реализация жизненного пути; отношение к любви, к дружбе, к предательству; проблемы взаимоотношений подростков со старшим поколением и со своими сверстниками.

    Основная сюжетная линия картины — конфликт между пожилым классным руководителем Марией Васильевной и ее учениками, которые обманом сорвали контрольный урок по алгебре, превратив его в жестокую и унизительную «шутку». Данный конфликт развивается на почве соперничества двух главных героев — антиподов: Андрея Гусева в роли лидера и общего любимчика класса Олега Комаровского, и Дмитрия Харатьяна в роли новичка и талантливого музыканта Игоря Грушко, от которого харизматичный и не по годам расчетливый Комаровский сразу же почувствовал угрозу для своего авторитета. В кульминационной развязке фильма, в соответствии с развитием и разрешением конфликтной ситуации происходит логичная перестановка местами ее главных героев, где настоящим лидером оказывается Игорь Грушко.

    Следует отметить, что для Харатьяна — это была первая и достаточно успешная роль в кино, а Марию Васильевну сыграла уже всем известная и любимая актриса Евгения Ханаева, удостоенная премии за ее исполнение.

    Другой достаточно яркий и романтичный женский образ воплотила в своем исполнении юная актриса Наталия Вавилова. Она сыграла роль тихой, скромной отличницы Таи Петровой, в которую сразу же влюбляется герой Харатьяна. Да и какая же романтика может обойтись быть без первой, чистой, светлой юношеской любви.

    Незаурядным и впечатляющим получился второстепенный герой фильма — отец Комаровского в исполнении Олега Табакова. Это самодостаточный и само реализованный человек, он на редкость многим живет в ладу и гармонии с самим собой, так как вполне счастлив тем, чего достиг в своей жизни. Ему не нужна карьера, он не стремиться жить ради какой-то цели, но готов подчинить любую цель во благо и для счастья своей любимой семьи. И это, в своем ключевом диалоге, отец стремиться объяснить своему сыну, но к сожалению сын его мыслит иначе, у Олега Комаровского на этот счет свое мнение… Что ж, возможно для того, чтобы что-то понять, каждому необходимо свое, определенное время, а пока Комаровскому нужно подрасти…

    И конечно понятно, что взволнованному и нетерпеливому зрителю так и хочется выкрикнуть в след герою мудрые слова проницательной Марии Васильевны: «Задачи то у вас, юноша, были не математические, а моральные, и решили вы их неверно!…» Хотя, как знать, возможно, неоднозначная улыбка главного героя в завершающем кадре фильма свидетельствует о том, что юноша уже осознал свои ошибки и давно знает верное решение.

    6 июня 2013 | 18:23

    Фильм совершенно замечательный с художественной точки зрения.

    Смотрится легко, с большим интересом — благодаря милой, обаятельной игре молодых, еще краснеющих актеров, подыгрывающих им неуклюжих, подзадоривающих и удивляющихся взрослых.

    Великолепен талант режиссера, сумевшего собрать в одно целое производственное кино о трудовых буднях школьников, мюзикл и перелинованную заново тему «героя нашего времени». Комаровский-Печорин проигрывает Грушницкому-Грушко… однако… так вот, сумевшему собрать все это вместе и воплотить в идеологическую, романтическую сказку. Как сказку это и стоит смотреть. Как сказка этот фильм и прекрасен. Идеальные и идеализированные герои-школьники и учителя. Такие хорошие, талантливые, добрые, какие могут быть только в советской производственной сказке. Каждый персонаж — целый образ, плотный, объемный, с историей, с аллегорией, о нем можно долго рассказывать, основываясь только на общих представлениях. Ну, чисто «Красная шапочка»…

    В жизни, к сожалению, ничего этого не было, вот именно в таком романтическом виде не было.

    Но как сказка фильм хорош. Прекрасен. Умилительно. Трогательно. С расцветающим принцем-Харатьяном и принцессой-Вавиловой. За нее режиссеру отдельное большое спасибо!

    25 января 2015 | 11:52

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>