всё о любом фильме:

Розыгрыш

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Меньшов
сценарийСемен Лунгин
директор фильмаВалентин Маслов
операторМихаил Биц
композиторАлександр Флярковский
художникБорис Бланк
монтажЕлена Михайлова
жанр мюзикл, мелодрама
зрители
СССР  33.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Актер-дебютант Дмитрий Харатьян за съемки в фильме получал заработную плату в размере 120 рублей в месяц (для сравнения — его мать, работавшая инженером на предприятии, получала 100 рублей в месяц).
    Фрагмент 02:11

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    В момент своего появления эта лента, видимо, вызвала у меня некоторое раздражение, если я, ещё учась во ВГИКе, писал о ней примерно так: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 314 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Только что посмотрела фильм «Розыгрыш» и ещё раз убедилась в том, что советское кино — это нечто особенное. Ничего даже мало-мальски похожего я не видела до сих пор. Взять хотя бы «Розыгрыш» 2008 года — вроде бы снят по мотивам, а впечатление совсем другое оставляет… Интересно было посмотреть на игру Дмитрия Харатьяна и Евдокии Германовой, которым посчастливилось сыграть в обеих картинах.

    Если, так сказать, препарировать ленту более тщательно, то могу сказать, что мне очень понравилась операторская работа: переходы от эпизода к эпизоду шикарны! В старых фильмах я такого не встречала.

    Что касается актёрского состава, то мне понравились Тая Петрова в исполнении Натальи Вавиловой и Евгения Ханаева в роли Марии Васильевны Девятовой. А как хороша была Калерия Георгиевна Фатеевой! Выражение её лица, когда в школу зашёл милиционер, надо было видеть! Минусом идёт Харатьян. Тут он такой неопытный, скованный и перепуганный, что лично мне показался неубедительным.

    В общем и целом, картина заслуживает высшей оценки.

    10 из 10

    28 февраля 2009 | 02:26

    Сейчас в нашей стране уже не снимают того самого наивного, поучительного и веселого «школьного» жанра, который так здорово отражает реальную действительность — «черную» и «белую». Скорее всего, по той простой причине, что идеалы, царившие в советское время, остались с предыдущим поколением. Прогресс не стоит на месте, это известно всем, но как обидно, что он трансформируется в нечто обыденное, потерявшее свою изюминку особенно в отношении творческого подхода.

    В фильме упор сделан не столько на сам талантливый юношеский ансамбль, сколько на сферу взаимоотношений одноклассников друг с другом и со своими учителями. Процесс взросления и приобщения ко взрослой жизни показан как нельзя лучше в отношении двух персонажей — Грушко и Комарова. Двух полных противоположностей. На что делает режиссер упор более всего в их конфликте? Именно на то, что в каждом человеке он видит личность, со своими идеалами, взглядами и мировоззрением и у каждого свой жизненный путь. Открытого ответа мы не получаем в конце, а его не может быть и в принципе, так как «должны пройти годы, чтобы понять» (как сказал отец Комаровского).

    Фильм достоин того, чтобы его считали одним из лучших показателей жанра. В нем есть все составляющие, начиная с отлично проработанных персонажей и заканчивая очень интересными находками с монтажом. И самое главное — это музыка, которую исполняют ребята. Она отражает их настроение и внутренний мир. Режиссер это отлично показал.

    12 марта 2009 | 11:18

    В классе появляется новый ученик — Игорь Грушко, парень с ярковыраженными музыкальными способностями. «После краткого визуального знакомства вы производите впечатление человека непростого», — так выразился о нем один из учителей. Первая роль Дмитрия Харатьяна оказалась очень яркой и удачной. Харатьяновский Грушко — безусловно, один из лучших образов в советском школьном кино. «Он возбужденный — от талантливости» — лучшая его характеристика.

    Тая — девушка, «которой вранье органически не свойственно». Интеллигентная серая мышка, плохо вписавшаяся в классный коллектив, балансирующая на грани изгоя.

    И, наконец, «гениальный комбинатор» Олег Комаровский. По моему, самый интересный персонаж картины. Математик, открывший формулу достижения цели, в которой нет места увлечениям, хобби, маленьким авантюрам вроде прогула уроков, зато широкомасштабные нравственные задачи вполне поддаются корректировке.

    В этом фильме раскрывается много проблем: проблема творческой реализации подростка и непонимания со стороны старшего поколения, проблема дружбы и предательства, проблема заработка для подростка и т. д.

    Но в тоже время фильм производит впечатление поверхностного, легкого. Вроде бы не комедия, но серьезности ситуаций не чувствуется. Возможно, от того, что слишком много музыки и музыкальных номеров. Играют молодые музыканты, прямо скажем, попсу, что опять же указывает на намерение авторов фильма не углубляться в молодежную проблематику.

    В ином случае Харатьян и компания «рубили» бы рок!

    10 из 10

    6 сентября 2012 | 13:44

    С современной точки зрения, наверное, в этом произведении даже особого конфликта не сыщется… но ради таких вещей мне радостно забить на современность. Самое скандальное внешне событие здесь — драка двух юношей, а оголтелого криминала и не водится, хоть фигурирующий в сюжете представитель сил правопорядка и доводит встревоженно до всеобщего сведения, что растёт уровень преступности в среде несовершеннолетних. Да, до «Дорогой Елены Сергеевны» должно было пройти ещё десятилетие: тогда многие язвы общества настолько обострились, что о них заговорили во всеуслышание и поставили ребром очень жёсткие вопросы, дали на экране право даже преступникам-подросткам сказать часть правды об уродствах взрослого общества.

    Здесь же всё сравнительно благополучно и явственно, в однозначное разрешение нравственных проблем верится непринуждённо и не без удовольствия, а приподнятой риторике учительницы ещё не противопоставлено чего-то веского и фатального. И подросток, презирающий отца за будто бы нереализованные возможности, выглядит однозначно неопытным и категоричным: отец-то просто-напросто занимается тем, к чему у него душа лежит. Живёт куда более полнокровно, пожалуй, чем сын, который способен даже за девичью юбку прятаться, лишь бы добиться своих прагматичных целей.

    Происходящее смотрится (и слышится) довольно бодрым и оживлённым, подчас суммируется ёмкими и выразительными фразами. Которые удачны, даже если просто забавны и остроумны: «Даша принесла крюшон — это очень хорошо». А уж с какой проникновенностью объясняет талантливый юноша своим приятелям оборот про «жест стрелок» из своей задушевной песни! Характеры очерчены выпукло, и каждый штрих, каждая подробность даже внешности работают на создание цельного образа. Нельзя ведь недооценивать роль костюмеров: вызывающе-красным платьем с чёрным поясом как нельзя лучше можно подчеркнуть хищность натуры молодой особы, а скромный серый костюмчик и непритязательный, неброский платочек прекрасно дополнят образ девушки, которая в своём классе в общем-то аутсайдер. Ребята играют достаточно убедительно, как привлекательные, так и отталкивающие черты школьников врезаются в память мгновенно, внешний облик их тоже будет нелегко забыть. Кроме всего прочего, красивые ведь парнишки-то! Ну а «юродивая» Петрова вышла настолько убедительно, что всё внутри сжимается, а тому, кто в школе пережил примерно то же, что она, и вовсе не будет причин ей не сопереживать.

    Будь это американский фильм, то с такими начальными условиями, как в «Розыгрыше», здесь могли бы замутить нечто жуткое и с ужасающей концовкой, вроде «Кэрри» ну или ещё чего-нибудь. Но, смотря такие вещи, лучше всего понимаешь, что для подлинной драматичности не нужно особых бурь страстей, убийств, поругания девичьей чести или компрометирующих фотографий. Когда всё так буднично, на приглушённых тонах, это может действовать даже намного сильнее. Едким и насмешливым тоном произносимые сплетницами сами по себе как будто вежливые фразы… Трепетно скрываемая, но в то же время такая явная для всех одноклассников привязанность видного парня к непопулярной девчушке…

    Кроме всего прочего, «Розыгрыш» ведь и просто неплохой повод приобщиться к романтике того периода: я могу сколько угодно млеть при виде кофейных платьиц и белых кружевных воротничков, это как-то настолько трогательно старомодно. Песня — неумирающая просто. Всё то может и наивное, но светлое, открытое, искреннее, сентиментальное, берущее за душу… иди же наконец ко мне, и разыграй — если сумеешь.

    13 февраля 2013 | 22:22

    Фильм совершенно замечательный с художественной точки зрения.

    Смотрится легко, с большим интересом — благодаря милой, обаятельной игре молодых, еще краснеющих актеров, подыгрывающих им неуклюжих, подзадоривающих и удивляющихся взрослых.

    Великолепен талант режиссера, сумевшего собрать в одно целое производственное кино о трудовых буднях школьников, мюзикл и перелинованную заново тему «героя нашего времени». Комаровский-Печорин проигрывает Грушницкому-Грушко… однако… так вот, сумевшему собрать все это вместе и воплотить в идеологическую, романтическую сказку. Как сказку это и стоит смотреть. Как сказка этот фильм и прекрасен. Идеальные и идеализированные герои-школьники и учителя. Такие хорошие, талантливые, добрые, какие могут быть только в советской производственной сказке. Каждый персонаж — целый образ, плотный, объемный, с историей, с аллегорией, о нем можно долго рассказывать, основываясь только на общих представлениях. Ну, чисто «Красная шапочка»…

    В жизни, к сожалению, ничего этого не было, вот именно в таком романтическом виде не было.

    Но как сказка фильм хорош. Прекрасен. Умилительно. Трогательно. С расцветающим принцем-Харатьяном и принцессой-Вавиловой. За нее режиссеру отдельное большое спасибо!

    25 января 2015 | 11:52

    Шикарный фильм. Один из самых-самых. Безусловный шедевр в моем понимании и видении.

    Интересно, что, посмотрев в его первый раз, еще в школе, я всё внимание обратил практически исключительно на взаимоотношения учителя и несправедливо (как мне тогда показалось) наказанного ей ученика. В принципе, логично, время было такое: похожие проблемы в школе — актуальность, что называется, зашкаливала. С другой стороны, «за кадром» (в силу, быть может, всё той же возрастной, временной невостребованности) остались другие, не менее интересные, а, главное, важные вопросы — «второй» розыгрыш, философия жизни главного героя и т. д.

    Через какое-то количество времени фильм смотрелся уже совершенно по-иному. Словно новые горизонты открылись. И, что характерно, теперь уже эпизод с «казнью заложников» отошёл на второй план, уступив свое место другим вещам.

    И лишь с третьей, условно выражаясь, попытки удалось «объять необъятное» и оценить картину во всей ее масштабности, насладиться всей ее глубиной и многогранностью. Это гениальное кино, уж простите за эмоции. Просто последних на самом деле возникает масса, лавина — всякий раз, когда случается смотреть фильм.

    Обожаю практически каждый момент. Атмосфера школы конца 70-х — не сравнить с нынешней, конечно. Бездна разницы! Неподражаемый З. Гердт — серьезнейший вклад в картину с точки зрения юмора. Мастер! Блистательный О. Табаков: диалог с сыном — один из моих любимейших эпизодов. Нервный, взрывной, но, безусловно, незаурядный герой Д. Харатьяна. Подкупает (хоть, порой, и бесит одновременно) своей неоднозначностью. Достойный противник в исполнении А. Гусева — фундаментальный идеологически выверенный подход ко всему — уважаю. Да, очевидные проблемы с «облико морале», но… тем интереснее! Финальный монолог («Я хотел бы извиниться… за класс») — это вещь! «Битва взглядов» в раздевалке/гардеробе, предваряющая «возмездие», — отлично! А Е. Ханаева, особенно в эпизодах «приобщения к музыке»?! А Н. Фатеева, так переживающая за чужие деньги?! Черт побери, одни восклицательные знаки получаются. Извините, конечно, но… «я не могу иначе». И, кстати, еще мне песни нравятся. Причем практически все без исключения. Без них картина была бы совсем другой. Это всё равно, что «В троллейбусе ехала ты» после «Бабочек» не сказать.

    В общем, я полагаю, уже всем всё понятно: я просто фанат этого фильма. Здорово, что его выпустили на DVD — можно не зависеть от ТВ. А оценка… Она очевидна.

    10 из 10

    26 января 2010 | 13:00

    16+? Серьёзно? Почему такой высокий возрастной рейтинг, если самим ребятам по пятнадцать и вопросы фильм задаёт такие, о которых надо задуматься в самом раннем возрасте?

    Я не видел этой ленты в детстве, я даже никогда о ней вообще не слышал, пока не вышел мерзопакостный ремейк 2008-го года. И очень жаль. Жаль наше телевидение, упорно отгораживающееся от советской классики и действительно великих фильмов, к которым я со всей уверенностью причисляю «Розыгрыш», написанный по сценарию выдающегося Лунгина и поставленный Меньшовым и Масловым. А актеры какие! Работа ребят иногда далека от идеала, но главные персонажи прописаны досконально, причем особая благодарность за Табакова в роли Комаровского-Старшего. Без его таланта было бы тяжело обойтись в ключевой сцене фильма.

    Сценарий выверен и хорошо построен, сюжет плотно завязан, правда, эпизод с милиционером несколько фантастичен, но и это идет картине в плюс, поскольку, раз надуманность и неестественность одной сцены бросается в глаза, значит, всё остальное время правдоподобность поддерживалась на высшем уровне.

    С музыкальным сопровождением всё в полном порядке — песни крутые и цепляющие. Хотя плохо, что каждый раз вместо живого звука мы слышим студийный. В первый раз это было к месту, создавалось впечатление, что просто ребята фантазируют о том, что могут добиться такого исполнения в будущем, но звукорежиссер упорно продолжал пропихивать этот фокус во все песенные эпизоды. Однако, надо учесть, что в семидесятых весь советский кинопром баловался данным грешком. Хорошо что в «Розыгрыше» не плясали, как в «Чародеях». «Чародеи». Бррр.

    Над фильмом хочется думать. С героями хочется спорить, соревноваться и просто проводить время. Они же такие живые, такие юные. И еще не взрослые и вроде бы уже и не дети. Прекрасный возраст. Как хочется вновь окунуться в это время, и фильм даёт нам такую возможность. Рекомендую к просмотру всем, особенно детям.

    10 из 10

    3 июня 2016 | 16:13

    Советское время, советская школа, советская молодежь. Эта картина об отношениях, о нравственности, о первых шагах во взрослую жизнь. И наконец, картина о школе, не столько как об учебном заведении, сколько как о первой школе жизни.

    Один из первых фильмов, режиссируемых Владимиром Меньшовым. Среди актерского состава приятно выделить персонаж Евгении Ханаевой — учительницу математики и по совместительству классного руководителя 9 Б — Марию Васильевну Девятову. Запомнился и Зиновий Гердт с эпизодической ролью учителя химии, и Олег Табаков в роли отца Комаровского. Отдельно скажу о молодых актерах, для большинства которых этот фильм был одним из первых. Мастерски для своего возраста сыграли Дмитрий Харатьян и Наталья Вавилова, их персонажи в лице молодого талантливого юноши-музыканта и тихой школьной отличницы на самом деле выделяются среди других. Не столько мне показался ярким персонаж, сыгранный Андреем Гусевым — Олег Комаровский.

    Советское время, советская школа, советская молодежь. Фильм был снят тридцать с лишним лет назад, а затронутые в нём проблемы всегда будут актуальны. Потому что всегда рано или поздно молодые люди взрослеют и проходят через одни и те же проблемы, всегда есть свои любимчики и баловни, есть яркие и талантливые, а есть скромные и добрые. Этот фильм оставляет впечатление незаконченности, но чувствуется, что будет продолжение ввиде будущей жизни каждого из молодых героев, и только они вправе решить как им идти по жизненному пути.

    Отдельно хочется сказать спасибо создателям фильма за любимый школьный вальс! Каждый раз слушаешь и понимаешь, что 

    жизнь — она особенный предмет…
    Задаст вопросы новые в ответ.
    Но ты найди решенье непременно!

    Спасибо, что конца урокам нет!

    10 из 10

    30 июня 2008 | 13:59

    А у неё как в телеке, звук выключили, одно изображение. Из проблемных фильмов, посвящённых школе, этому не поставлю 10 из 10. Но эта 8 будет побольше некоторых 10. А сам фильм отличное учебное пособие — как снять проблемный фильм о школе.

    Всё-таки человеческие отношения ничего не стоят. Сразу, оговорюсь о том, чего не понравилось.

    Модерн от греха подальше — на чердак. Кому, конечно, как, но когда в кадре два пацана «играют» на двух акустических гитарах, при этом рядом по двум мелким барабанам «стучит» третий, а на фоне играет чуть ли не симфонический оркестр… Как минимум пол минуса.

    Это шутка… — Нет. Это ложь. Если бы не прочёл критику мэтров, то фильм бы понял не до конца. А ведь розыгрыш то был не только внутри (учительница — класс), но и снаружи (режиссёр — зритель). Но уж больно это тонко обыграно. Чересчур. Думаю, пару подсказок можно было подкинуть.

    Когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. Харатьян. Мне показалось, что в эмоциональных сценах он переигрывал. Понятно, что подростки народ экзальтированный, но здесь этого было многовато.

    У него творческий кризис, лежит на диване и ищет. — Чего ищет? — Новую идею… Теперь. Когда с минусами покончено, переходим к плюсам. Во-первых, отмечу оператора. Особенно переходы между ключевыми сценами в духе «Привет Матрице»

    Ну, хороший человек не профессия. Во-вторых, отмечу оператора. Интересная работа с декорациями. Точнее их подбор. Вот чисто на вскидку. Кричащая маска на стене, когда группа исполняет громкую песню. Харизматичные ностальгические фото на стене у учительницы. Старые книги у главной героини. Новые книги у папы Олега. Всё очень к месту и отлично дополняет смыслом видеоряд.

    Ой, девочки, как они поют, ну прямо битлы и «Песняры». Саундтрек. Меня, возможно, поймут не правильно, но я бы его обозначил как рокерским. С поправкой на то время и на ту страну.

    Тут товарищи в количестве четырёх душ явились… — принять холодный душ. Юмор. Не смотря на проблемность фильма и его драматичность — места для юмора было предостаточно. И он (юмор) неплохо снимал напряжение в нужных местах.

    Это не драка. Это возмездие. В драмах часто присутствует много кетчупа и мяса. Здесь махача не будет, хотя где-то за кадром его обозначат. В этом фильме это решение очень тонкое и точное.

    Это чепуха, шутка, ну не всю же жизнь мне за неё расплачиваться? — Вы расплатитесь за неё один раз… но запомните на всю жизнь, именно потому что расплатитесь. Взрослые в фильме необычайно разнообразны и что интересно не линейны. То есть нельзя тут сказать, что классная — педагогический образец, а на должность злыдней и вовсе кандидатов не найдётся.

    К Петровой нельзя относиться как к амёбе у неё тонкая душевная ткань. Школьники не менее разнообразны. Был соблазн сыграть некие архетипичные, но от того — безликие роли. Но соблазн преодолели. Основные герои не похожи друг на друга.

    Спой мне милая подружка, бедной юности моей, спой мне песню, где же Грушка, сердцу будет веселей. Причём даже такие заведомо второплановые герои как здешний поэт были весьма запоминающими.

    Мстительность мелкое чувство. Сильные люди великодушны. Как же жди, они потому и сильные, что ни одной мелочи не спускают. Девушкам здесь не очень повезло. За исключением Главной героини, остальным внимания было уделено немного. С другой стороны это не стало распылять фильм с одной стороны, но добавляло оттенков жизни с другой.

    На то и Тая, чтобы таять. Главная героиня. Мне показалось, что, создавая её образ, слегка перестарались. Но сыграно было великолепно.

    Талант это как раз покой и сосредоточенность, есть ты, и есть цель. Чего мельтешить. Зловред. Боялся. Что он будет картонный. Такой, знаете, очевидный, линейный тип. Но нет. Он получился весьма объёмным, а главное — понятным.

    А, товарищ сын, ты бы хоть «Доброе утро» мне сказал. Из «не школьных» взрослых выделялся, пожалуй, папа зловреда. Мне он показался попыткой создать некий образ, который был бы хорош как для взрослых, что логично, так и для подростков. Попытка, думаю, редкая, но удачная.

    Ну, надо же, что роман с человеком делает. — Не роман. А розыгрыш. Розыгрыш как таковой. Ожидал какого-то вселенского подвоха, а оказалось вполне себе «безобидно». Тем интереснее то, что из этого выстроили неплохой фильм.

    Так что, виноваты все, а мы будем казнены как заложники? — Заложники безвинны. Диалоги. С учётом целевой категории однозначный плюс.

    Можно ждать, как сложится жизнь, а можно её самому складывать… — Ты погляди со стороны… Это же не ты мне должен говорить, а я тебе. Откуда у тебя деловитость эта? Можно подумать, что у тебя за плечами лет 30/40. — А что же мне всё в мальчиках ходить? — Не в мальчиках, в юношах. Трезвую расчётливость твою, её надо выстрадать, она приходит, когда шишки на лбу набьёшь. А в юности как раз надо разбрасываться, надо всего хотеть, надо всего добиваться. Надо вечный двигатель изобретать. Цель в жизни вещь великая, но цель то это в жизни. А для тебя жизнь это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. Ну, добежишь ты к ней первым? Оглянешься. А сзади что у тебя? Беговая дорожка? Не скушно станет? Ключевой диалог. Оставлю без комментариев.

    Жизнь — это борьба, а вот в этом вашем одержимом музицировании я вижу попытку уйти в какой-то искусственный мир. Мир музыкальных грёз чтоли. — Почему вы… ну вообще все взрослые, почему ну как-то пугаете нас жизнью. Чуть что жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь с насупленными бровями. Проблема «отцов и детей». Согласен. Не ново. Но вот ведь парадокс — сработало.

    Любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то, иногда даже достоинством. В фильме подняты целый ряд вопросов, которые хотя и оставлены без ответа, но повод на «подумать» предоставлен.

    Значит, я буду получать деньги за своё собственное удовольствие. Ну, это как-то стыдновато. Проблема именно тогдашнего общества. Жаль, что сейчас над этим не задумываются.

    Амнистия всегда бывает по праздникам. Чует моё сердце — эта фраза в фильме неспроста…

    Милиции и школе дружить надо. Сцена в учительской. Уже она одна однозначно даёт понять, что фильм если и не шедевр, то почти. Как сыграно, как обыграно. Браво.

    А ты можешь дать определение эталонной жизни? А вы можете дать определение эталонному проблемному школьному фильму?

    Вывод. Сейчас фильм несколько устарел. НО. Если вас интересует школьная тематика, и при этом вы устали от чернухи. То вот вам кинолента. Не идеал, но где-то рядом.

    28 июня 2011 | 10:08

    Эта картина знакома каждому: светлый коридор, уставленный рядами разномастных цветочных горшков, неширокая лестница, по которой совсем скоро пронесется пестрый многоголосый вихрь, и неприметная уборщица, степенно выполняющая свою извечную работу. Эта история знакома каждому: класс пытается убедить учительницу, что она не предупреждала о контрольной, но находится предатель, оказавшийся слишком честным для нелепой детской лжи. Взявшись за постановку школьной драмы, казавшейся «Мосфильму» бесперспективной, дебютант Владимир Меньшов не стал тратить время зря и уже с первых минут задал героям сложные жизненные вопросы устами обманутого педагога Марьи Васильевны. «Невинный» розыгрыш 9-го «Б», заставивший учителя сомневаться в своей памяти и показавший не лучшую сторону подростков, стал фоновой темой столь типичной в своем жанре и столь непосредственной в своей наивности ленты.

    Класс как класс: перенявшие западные веяния лохматые мальчишки собираются вместе, чтобы играть на гитарах, кокетничающие девчонки встречаются, чтобы посплетничать об одноклассниках. Изгоев в дружном коллективе двое: местная «юродивая» Тая Петрова с бездонными глазами Натальи Вавиловой и приехавший из Новосибирска начинающий музыкант Игорь Грушко в исполнении юного, пока без приставки «вечно», Дмитрия Харатьяна. Москва еще верит слезам: школьники не наделены безграничной жестокостью взрослых, но уже вошли в тот возраст, когда кажется, что шарф летом или нежелание поддержать класс в дурацкой затее на всю жизнь порочат человека. Ее не терпят как любимицу строгого учителя и честную особу «со странностями», а его — как потенциального претендента на лидерство и чудака, посмевшего посмотреть на юродивую недостаточно криво. Меньшов тонко, но беззлобно рисует непривлекательный портрет ребят, которые думают, прежде чем делают, и неистово торопятся жить. Мальчики, оправдывая прогул из-за импровизированного урока музыки, скажут, что 15 — это уже не детство, а нижний уровень взрослости, и девочки, нарядившиеся для сабантуя в добавляющие возраста наряды, это подтвердят. Герои «Розыгрыша» не спешат доказать свою зрелость, слепо бунтуя против старших и поступая так, как свойственно любому девятикласснику.

    Камера все чаще возвращается к крупным планам детских лиц, всматривается в их выразительные неидеальные черты, неровные зубы и непослушные вихры, будто отыскивая в подростках светлую сторону. И находит ее — школьники у Меньшова не неизлечимо плохи, а лишь заблудились на пути к взрослению, и направить их может учитель. Марья Васильевна, в напоминание о временах, когда тезис о школе как главном воспитательном механизме еще работал как часы, пытается указать верный путь и научить не только математике, но и законам честности. Знаком неблагодарного служения педагога школе на протяжении 32 лет становится галерея выпускных фотографий с кривенько вмонтированным лицом Евгении Ханаевой — тысячи учеников, которые выучили свой урок и устремились дальше, в начавшуюся за школьным порогом большую жизнь. Образ учителя помогает раскрыть другую важную тему — поиск подростками достойного пути, который принесет им счастье. Главный антагонист Олег Комаровский в своем максимализме презирает учителя, просидевшего на одном стуле три десятка лет, не гордится отцом, якобы упустившим все шансы простым инженером, и мечтает о быстрых успехах и блестящих достижениях. Но режиссер, наделяющий родителя и учительницу подлинным удовлетворением своей непритязательной жизнью, недвусмысленно намекает, какой из подходов вернее.

    Особой стихией самовыражения в картине становится музыка, объединившая ребят во главе с новичком в группу. Первые стихи, посвященные однокласснице, первые сыгранные вместе аккорды добрых песен, среди которых тот самый «Школьный вальс» — неразрывный спутник всех Последних звонков на протяжении почти сорока лет, впервые прозвучавший именно в «Розыгрыше». В своей первой работе Меньшов не только с достоинством обыграл типичный сюжет, но и попробовал себя в роли новатора. Непривычное для подобного рода фильмов зациклованное повествование, необычная смена кадров — камера панорамой обходит героя, незаметно перенося его в другую локацию, и открытый финал. Школьный конфликт, скрывающий за собой общечеловеческий, режиссер оставляет нерешенным то ли оттого, что сам не знает верного ответа, то ли оттого, что его и вовсе нет. Изображая сложные ситуации, но не доводя напряжение до накала «Чучела» или «Дорогой Елены Сергеевны», Меньшов создает правдивую и одновременно наивную историю, которая дарит ощущение удивительной ностальгии по утопическому прошлому, когда физкультура проходила в бассейне, а все было лучше и добрее. Особый светлый мир «Розыгрыша» преображает даже собственные воспоминания о школе, заставляет с тоской вспомнить время, когда мы жили от звонка до звонка, с трудом дожидаясь конца уроков. Но впереди остались только другие, конца которым нет, — уроки жизни.

    1 декабря 2014 | 13:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>