всё о любом фильме:

Розыгрыш

год
страна
слоган-
режиссерВладимир Меньшов
сценарийСемен Лунгин
директор фильмаВалентин Маслов
операторМихаил Биц
композиторАлександр Флярковский
художникБорис Бланк
монтажЕлена Михайлова
жанр мюзикл, мелодрама
зрители
СССР  33.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время91 мин. / 01:31
Жизнь ставит перед старшеклассниками первые «взрослые» вопросы. Прощаясь с детством, они начинают по-новому относиться к дружбе и любви, к таланту и соперничеству. Теперь подростки сами решают, каким путем идти к своей мечте…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Актер-дебютант Дмитрий Харатьян за съемки в фильме получал заработную плату в размере 120 рублей в месяц (для сравнения — его мать, работавшая инженером на предприятии, получала 100 рублей в месяц).
    Фрагмент 02:11

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 6.0/10
    В момент своего появления эта лента, видимо, вызвала у меня некоторое раздражение, если я, ещё учась во ВГИКе, писал о ней примерно так: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 314 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Чистое, наивное, трогательное, настоящее кино про школу.

    Давно уже такого не снимают.

    А жаль.

    Это Вам не пресловутое творение Германики на Первом.

    Это Кино с большой буквы.

    Сюжет, в принципе, простой.

    Но поднимает серьезные проблемы, известные каждому.

    Это и первая влюбленность, и лидерство, и мечты о неизвестном будущем, и отношения с классным руководителем.

    Поиск себя, попытки понять, чего ты хочешь от жизни.

    И все это так живо, так ярко представлено и показано.

    Кино вроде и легкое, но в тоже время поразительно философское.

    Все так напомнило родную школу..

    Что в итоге я решила заглянуть на следующей неделе к своей любимой классной руководительнице.

    Потому что «Для нас всегда открыта в школе дверь. Прощаться с ней не надо торопиться…».

    Золотые слова.

    10 из 10

    26 марта 2010 | 00:01

    Эта картина знакома каждому: светлый коридор, уставленный рядами разномастных цветочных горшков, неширокая лестница, по которой совсем скоро пронесется пестрый многоголосый вихрь, и неприметная уборщица, степенно выполняющая свою извечную работу. Эта история знакома каждому: класс пытается убедить учительницу, что она не предупреждала о контрольной, но находится предатель, оказавшийся слишком честным для нелепой детской лжи. Взявшись за постановку школьной драмы, казавшейся «Мосфильму» бесперспективной, дебютант Владимир Меньшов не стал тратить время зря и уже с первых минут задал героям сложные жизненные вопросы устами обманутого педагога Марьи Васильевны. «Невинный» розыгрыш 9-го «Б», заставивший учителя сомневаться в своей памяти и показавший не лучшую сторону подростков, стал фоновой темой столь типичной в своем жанре и столь непосредственной в своей наивности ленты.

    Класс как класс: перенявшие западные веяния лохматые мальчишки собираются вместе, чтобы играть на гитарах, кокетничающие девчонки встречаются, чтобы посплетничать об одноклассниках. Изгоев в дружном коллективе двое: местная «юродивая» Тая Петрова с бездонными глазами Натальи Вавиловой и приехавший из Новосибирска начинающий музыкант Игорь Грушко в исполнении юного, пока без приставки «вечно», Дмитрия Харатьяна. Москва еще верит слезам: школьники не наделены безграничной жестокостью взрослых, но уже вошли в тот возраст, когда кажется, что шарф летом или нежелание поддержать класс в дурацкой затее на всю жизнь порочат человека. Ее не терпят как любимицу строгого учителя и честную особу «со странностями», а его — как потенциального претендента на лидерство и чудака, посмевшего посмотреть на юродивую недостаточно криво. Меньшов тонко, но беззлобно рисует непривлекательный портрет ребят, которые думают, прежде чем делают, и неистово торопятся жить. Мальчики, оправдывая прогул из-за импровизированного урока музыки, скажут, что 15 — это уже не детство, а нижний уровень взрослости, и девочки, нарядившиеся для сабантуя в добавляющие возраста наряды, это подтвердят. Герои «Розыгрыша» не спешат доказать свою зрелость, слепо бунтуя против старших и поступая так, как свойственно любому девятикласснику.

    Камера все чаще возвращается к крупным планам детских лиц, всматривается в их выразительные неидеальные черты, неровные зубы и непослушные вихры, будто отыскивая в подростках светлую сторону. И находит ее — школьники у Меньшова не неизлечимо плохи, а лишь заблудились на пути к взрослению, и направить их может учитель. Марья Васильевна, в напоминание о временах, когда тезис о школе как главном воспитательном механизме еще работал как часы, пытается указать верный путь и научить не только математике, но и законам честности. Знаком неблагодарного служения педагога школе на протяжении 32 лет становится галерея выпускных фотографий с кривенько вмонтированным лицом Евгении Ханаевой — тысячи учеников, которые выучили свой урок и устремились дальше, в начавшуюся за школьным порогом большую жизнь. Образ учителя помогает раскрыть другую важную тему — поиск подростками достойного пути, который принесет им счастье. Главный антагонист Олег Комаровский в своем максимализме презирает учителя, просидевшего на одном стуле три десятка лет, не гордится отцом, якобы упустившим все шансы простым инженером, и мечтает о быстрых успехах и блестящих достижениях. Но режиссер, наделяющий родителя и учительницу подлинным удовлетворением своей непритязательной жизнью, недвусмысленно намекает, какой из подходов вернее.

    Особой стихией самовыражения в картине становится музыка, объединившая ребят во главе с новичком в группу. Первые стихи, посвященные однокласснице, первые сыгранные вместе аккорды добрых песен, среди которых тот самый «Школьный вальс» — неразрывный спутник всех Последних звонков на протяжении почти сорока лет, впервые прозвучавший именно в «Розыгрыше». В своей первой работе Меньшов не только с достоинством обыграл типичный сюжет, но и попробовал себя в роли новатора. Непривычное для подобного рода фильмов зациклованное повествование, необычная смена кадров — камера панорамой обходит героя, незаметно перенося его в другую локацию, и открытый финал. Школьный конфликт, скрывающий за собой общечеловеческий, режиссер оставляет нерешенным то ли оттого, что сам не знает верного ответа, то ли оттого, что его и вовсе нет. Изображая сложные ситуации, но не доводя напряжение до накала «Чучела» или «Дорогой Елены Сергеевны», Меньшов создает правдивую и одновременно наивную историю, которая дарит ощущение удивительной ностальгии по утопическому прошлому, когда физкультура проходила в бассейне, а все было лучше и добрее. Особый светлый мир «Розыгрыша» преображает даже собственные воспоминания о школе, заставляет с тоской вспомнить время, когда мы жили от звонка до звонка, с трудом дожидаясь конца уроков. Но впереди остались только другие, конца которым нет, — уроки жизни.

    1 декабря 2014 | 13:33

    Сейчас в нашей стране уже не снимают того самого наивного, поучительного и веселого «школьного» жанра, который так здорово отражает реальную действительность — «черную» и «белую». Скорее всего, по той простой причине, что идеалы, царившие в советское время, остались с предыдущим поколением. Прогресс не стоит на месте, это известно всем, но как обидно, что он трансформируется в нечто обыденное, потерявшее свою изюминку особенно в отношении творческого подхода.

    В фильме упор сделан не столько на сам талантливый юношеский ансамбль, сколько на сферу взаимоотношений одноклассников друг с другом и со своими учителями. Процесс взросления и приобщения ко взрослой жизни показан как нельзя лучше в отношении двух персонажей — Грушко и Комарова. Двух полных противоположностей. На что делает режиссер упор более всего в их конфликте? Именно на то, что в каждом человеке он видит личность, со своими идеалами, взглядами и мировоззрением и у каждого свой жизненный путь. Открытого ответа мы не получаем в конце, а его не может быть и в принципе, так как «должны пройти годы, чтобы понять» (как сказал отец Комаровского).

    Фильм достоин того, чтобы его считали одним из лучших показателей жанра. В нем есть все составляющие, начиная с отлично проработанных персонажей и заканчивая очень интересными находками с монтажом. И самое главное — это музыка, которую исполняют ребята. Она отражает их настроение и внутренний мир. Режиссер это отлично показал.

    12 марта 2009 | 11:18

    Фильм совершенно замечательный с художественной точки зрения.

    Смотрится легко, с большим интересом — благодаря милой, обаятельной игре молодых, еще краснеющих актеров, подыгрывающих им неуклюжих, подзадоривающих и удивляющихся взрослых.

    Великолепен талант режиссера, сумевшего собрать в одно целое производственное кино о трудовых буднях школьников, мюзикл и перелинованную заново тему «героя нашего времени». Комаровский-Печорин проигрывает Грушницкому-Грушко… однако… так вот, сумевшему собрать все это вместе и воплотить в идеологическую, романтическую сказку. Как сказку это и стоит смотреть. Как сказка этот фильм и прекрасен. Идеальные и идеализированные герои-школьники и учителя. Такие хорошие, талантливые, добрые, какие могут быть только в советской производственной сказке. Каждый персонаж — целый образ, плотный, объемный, с историей, с аллегорией, о нем можно долго рассказывать, основываясь только на общих представлениях. Ну, чисто «Красная шапочка»…

    В жизни, к сожалению, ничего этого не было, вот именно в таком романтическом виде не было.

    Но как сказка фильм хорош. Прекрасен. Умилительно. Трогательно. С расцветающим принцем-Харатьяном и принцессой-Вавиловой. За нее режиссеру отдельное большое спасибо!

    25 января 2015 | 11:52

    На мой взгляд, «Розыгрыш» — один из лучших советских фильмов о школьной жизни. С первых минут просмотра у меня навернулись слезы от светлого и немного печального чувства, я сразу вспомнила свой класс и захотелось туда — в тот очаровательный школьный мир. Этот фильм обладает замечательной особенностью быть проблемным, трагичным и тем не менее светлым и добрым. Прекрасно показаны учителя, уроки и юмор, особенно на уроке химии. З. Гердт — класс! Колоритный, строгий, веселый.

    10 из 10

    21 мая 2010 | 10:54

    Шикарный фильм. Один из самых-самых. Безусловный шедевр в моем понимании и видении.

    Интересно, что, посмотрев в его первый раз, еще в школе, я всё внимание обратил практически исключительно на взаимоотношения учителя и несправедливо (как мне тогда показалось) наказанного ей ученика. В принципе, логично, время было такое: похожие проблемы в школе — актуальность, что называется, зашкаливала. С другой стороны, «за кадром» (в силу, быть может, всё той же возрастной, временной невостребованности) остались другие, не менее интересные, а, главное, важные вопросы — «второй» розыгрыш, философия жизни главного героя и т. д.

    Через какое-то количество времени фильм смотрелся уже совершенно по-иному. Словно новые горизонты открылись. И, что характерно, теперь уже эпизод с «казнью заложников» отошёл на второй план, уступив свое место другим вещам.

    И лишь с третьей, условно выражаясь, попытки удалось «объять необъятное» и оценить картину во всей ее масштабности, насладиться всей ее глубиной и многогранностью. Это гениальное кино, уж простите за эмоции. Просто последних на самом деле возникает масса, лавина — всякий раз, когда случается смотреть фильм.

    Обожаю практически каждый момент. Атмосфера школы конца 70-х — не сравнить с нынешней, конечно. Бездна разницы! Неподражаемый З. Гердт — серьезнейший вклад в картину с точки зрения юмора. Мастер! Блистательный О. Табаков: диалог с сыном — один из моих любимейших эпизодов. Нервный, взрывной, но, безусловно, незаурядный герой Д. Харатьяна. Подкупает (хоть, порой, и бесит одновременно) своей неоднозначностью. Достойный противник в исполнении А. Гусева — фундаментальный идеологически выверенный подход ко всему — уважаю. Да, очевидные проблемы с «облико морале», но… тем интереснее! Финальный монолог («Я хотел бы извиниться… за класс») — это вещь! «Битва взглядов» в раздевалке/гардеробе, предваряющая «возмездие», — отлично! А Е. Ханаева, особенно в эпизодах «приобщения к музыке»?! А Н. Фатеева, так переживающая за чужие деньги?! Черт побери, одни восклицательные знаки получаются. Извините, конечно, но… «я не могу иначе». И, кстати, еще мне песни нравятся. Причем практически все без исключения. Без них картина была бы совсем другой. Это всё равно, что «В троллейбусе ехала ты» после «Бабочек» не сказать.

    В общем, я полагаю, уже всем всё понятно: я просто фанат этого фильма. Здорово, что его выпустили на DVD — можно не зависеть от ТВ. А оценка… Она очевидна.

    10 из 10

    26 января 2010 | 13:00

    На мой взгляд, советские фильмы редко когда не попадают в самую суть того или иного времени. И этот фильм не исключение!

    Смотрела его много раз и каждый раз открываю что-то новое для себя. Хочется пересматривать и пересматривать этот фильм. Легкий, поучительный, добрый фильм. Очень точно переданы все характеры героев. Фильм был снят в советское время, но все в этом фильме актуально и по сей день. Каждый в свое время проходит уроки жизни. И самые первые, конечно же, в школе. Испытания на дружбу, на любовь, доверие, восприятие окружающего мира и своего внутреннего я.

    Актеры играют безупречно. Просто смотришь, забываешь обо всем и веришь во все происходящее. Умело передают все эмоции и переживания своих героев.

    Песни делают этот фильм еще богаче и вкуснее! Светлые, ничем не утяжеленные песни. Такие простые, но о таком важном в жизни каждого..

    Очень жаль, что не было снято продолжения. И очень жаль, что таких фильмов уже не снимают. Утрачена эта легкость в кино.

    Моя оценка данному фильму, конечно же, самая высокая.

    10 из 10

    3 июня 2012 | 18:57

    С современной точки зрения, наверное, в этом произведении даже особого конфликта не сыщется… но ради таких вещей мне радостно забить на современность. Самое скандальное внешне событие здесь — драка двух юношей, а оголтелого криминала и не водится, хоть фигурирующий в сюжете представитель сил правопорядка и доводит встревоженно до всеобщего сведения, что растёт уровень преступности в среде несовершеннолетних. Да, до «Дорогой Елены Сергеевны» должно было пройти ещё десятилетие: тогда многие язвы общества настолько обострились, что о них заговорили во всеуслышание и поставили ребром очень жёсткие вопросы, дали на экране право даже преступникам-подросткам сказать часть правды об уродствах взрослого общества.

    Здесь же всё сравнительно благополучно и явственно, в однозначное разрешение нравственных проблем верится непринуждённо и не без удовольствия, а приподнятой риторике учительницы ещё не противопоставлено чего-то веского и фатального. И подросток, презирающий отца за будто бы нереализованные возможности, выглядит однозначно неопытным и категоричным: отец-то просто-напросто занимается тем, к чему у него душа лежит. Живёт куда более полнокровно, пожалуй, чем сын, который способен даже за девичью юбку прятаться, лишь бы добиться своих прагматичных целей.

    Происходящее смотрится (и слышится) довольно бодрым и оживлённым, подчас суммируется ёмкими и выразительными фразами. Которые удачны, даже если просто забавны и остроумны: «Даша принесла крюшон — это очень хорошо». А уж с какой проникновенностью объясняет талантливый юноша своим приятелям оборот про «жест стрелок» из своей задушевной песни! Характеры очерчены выпукло, и каждый штрих, каждая подробность даже внешности работают на создание цельного образа. Нельзя ведь недооценивать роль костюмеров: вызывающе-красным платьем с чёрным поясом как нельзя лучше можно подчеркнуть хищность натуры молодой особы, а скромный серый костюмчик и непритязательный, неброский платочек прекрасно дополнят образ девушки, которая в своём классе в общем-то аутсайдер. Ребята играют достаточно убедительно, как привлекательные, так и отталкивающие черты школьников врезаются в память мгновенно, внешний облик их тоже будет нелегко забыть. Кроме всего прочего, красивые ведь парнишки-то! Ну а «юродивая» Петрова вышла настолько убедительно, что всё внутри сжимается, а тому, кто в школе пережил примерно то же, что она, и вовсе не будет причин ей не сопереживать.

    Будь это американский фильм, то с такими начальными условиями, как в «Розыгрыше», здесь могли бы замутить нечто жуткое и с ужасающей концовкой, вроде «Кэрри» ну или ещё чего-нибудь. Но, смотря такие вещи, лучше всего понимаешь, что для подлинной драматичности не нужно особых бурь страстей, убийств, поругания девичьей чести или компрометирующих фотографий. Когда всё так буднично, на приглушённых тонах, это может действовать даже намного сильнее. Едким и насмешливым тоном произносимые сплетницами сами по себе как будто вежливые фразы… Трепетно скрываемая, но в то же время такая явная для всех одноклассников привязанность видного парня к непопулярной девчушке…

    Кроме всего прочего, «Розыгрыш» ведь и просто неплохой повод приобщиться к романтике того периода: я могу сколько угодно млеть при виде кофейных платьиц и белых кружевных воротничков, это как-то настолько трогательно старомодно. Песня — неумирающая просто. Всё то может и наивное, но светлое, открытое, искреннее, сентиментальное, берущее за душу… иди же наконец ко мне, и разыграй — если сумеешь.

    13 февраля 2013 | 22:22

    Советское время, советская школа, советская молодежь. Эта картина об отношениях, о нравственности, о первых шагах во взрослую жизнь. И наконец, картина о школе, не столько как об учебном заведении, сколько как о первой школе жизни.

    Один из первых фильмов, режиссируемых Владимиром Меньшовым. Среди актерского состава приятно выделить персонаж Евгении Ханаевой — учительницу математики и по совместительству классного руководителя 9 Б — Марию Васильевну Девятову. Запомнился и Зиновий Гердт с эпизодической ролью учителя химии, и Олег Табаков в роли отца Комаровского. Отдельно скажу о молодых актерах, для большинства которых этот фильм был одним из первых. Мастерски для своего возраста сыграли Дмитрий Харатьян и Наталья Вавилова, их персонажи в лице молодого талантливого юноши-музыканта и тихой школьной отличницы на самом деле выделяются среди других. Не столько мне показался ярким персонаж, сыгранный Андреем Гусевым — Олег Комаровский.

    Советское время, советская школа, советская молодежь. Фильм был снят тридцать с лишним лет назад, а затронутые в нём проблемы всегда будут актуальны. Потому что всегда рано или поздно молодые люди взрослеют и проходят через одни и те же проблемы, всегда есть свои любимчики и баловни, есть яркие и талантливые, а есть скромные и добрые. Этот фильм оставляет впечатление незаконченности, но чувствуется, что будет продолжение ввиде будущей жизни каждого из молодых героев, и только они вправе решить как им идти по жизненному пути.

    Отдельно хочется сказать спасибо создателям фильма за любимый школьный вальс! Каждый раз слушаешь и понимаешь, что 

    жизнь — она особенный предмет…
    Задаст вопросы новые в ответ.
    Но ты найди решенье непременно!

    Спасибо, что конца урокам нет!

    10 из 10

    30 июня 2008 | 13:59

    Начну, пожалуй, вот с чего: это лучшее кино про школу, из тех что я видел. Это кино про людей, которые на стыке детства и взрослости вдруг начинают задаваться серьезными вопросами, искать на них ответы. Это кино актуально для всех возрастов, потому что даже с наступлением полноценной взрослости, вопросы эти никуда не уходят, а на нахождение ответов уходит все больше и больше времени…

    Любопытно, что розыгрыш в данном случае — это не только проделка учеников одного класса, подшутивших над педагогом; это еще и розыгрыш подростками ситуации, которая во взрослой жизни встретится не раз — и тут очень важно, как и кто себя поведет, какую модель поведения выберет: будет ли решать эту жизненную задачку, руководствуясь вечными ценностями, или постарается разыграть беспощадную и жестокую партию, согласившись ради достижения своих целей пройти по головам товарищей.

    Фильм Владимира Меньшова заставляет не только думать и поступать правильно, но и иначе учит относиться к окружающим, к себе, к жизни, которая — вечный, нескончаемый экзамен.

    - А все-таки контрольная состоялась. Только задачи в ней были не тригонометрические, а нравственные. А решили вы их неверно.
    - Этот тип задач не имеет однозначного решения.
    - Только однозначные!


    Пройдусь по персоналиям, зацепившим меня более всего.

    1. Харатьян чудесный просто. Представляю, как в него влюблялись девчонки той поры. «Юноша бледный со взором горящим» /Брюсов/. Очень правильный, очень идейный (в лучшем понимании этого слова), целеустремленный, честный, справедливый и удивительно проникновенный образ школьника Игоря Грушко получился у Харатьяна. Запилите мне Оскар) То есть не мне, а Харатьяну)

    2. Наталья Вавилова. Вот знаете, есть понятие — «тургеневская девушка», а есть — «меньшовская девушка». Вавилова что здесь, что в «Москва слезам не верит», создает образ очень правильной, очень одухотворенной советской девочки. В такую невозможно не в влюбиться, по-моему: очень открытое лицо, очень большие глаза и очень тихое обаяние…

    3. Андрей Гусев. Ох, хорош, чертяка. Почти подонок его Комаровский, но как убедительно сыгран: презирающий отца, «все знающий о жизни» 16-летний умник, который идет по жизни, не оглядываясь и не останавливаясь; топит других ради достижения своих меркантильных целей. Очень яркий образ.

    4. Евгения Ханаева — настоящий учитель. Побольше бы всем таких учителей: она учит детей главному — жизни, а не формулам, уравнениям и правилам. Какое счастье — встретить такого учителя на своем пути. Вот чем были хороши школьные фильмы в СССР — там были Учителя. Вспоминается учитель-Тихонов в «Доживем до понедельника», Нестор Петрович в «Большой перемене».

    Ну и музыка, конечно, совершенно прекрасная.

    - Почему вы — вообще все взрослые — почему вы как-то пугаете нас жизнью? Чуть что — жизнь покажет, жизнь проучит. Ведь если всю дорогу только худшего ожидать, то так и будешь ходить с насупленными бровями. А я вот уверен, что все у нас будет хорошо! Всегда!

    Понятно, что фильм этот местами по-советски наивен, чист и идеален, но в то же время он максимально приближен к жизни.

    10 из 10

    И в категорию любимых.

    29 октября 2012 | 17:40

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>