всё о любом фильме:

Самая обаятельная и привлекательная

год
страна
слоган-
режиссерГеральд Бежанов
сценарийГеральд Бежанов, Анатолий Эйрамджан
директор фильмаГалина Белинская
операторВалентин Пиганов
композиторВладимир Рубашевский
художникЕвгений Виницкий, Елена Храмова
монтажИрина Колотикова
жанр мелодрама, комедия
зрители
СССР  44.9 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время81 мин. / 01:21
У инженера Нади Клюевой максимум общественной, но минимум личной жизни. Все меняется, когда она случайно встречает в автобусе свою старую знакомую, школьную одноклассницу Сусанну, ныне работающую социологом на заводе бытовых кондиционеров. Сусанна решает наладить личную жизнь своей подруги, используя научный метод.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Вместо Аманды Лир (по телевизору у фарцовщика) поёт Лариса Долина.
    • По мнению режиссёра, гардеробная в «Мосфильме» была «ужасной», и в съёмках использовали личную одежду актёров. Единственный сшитый на заказ предмет одежды — костюм Михаила Кокшенова, в котором его герой соблазнял Надю.
    • Исполнительнице главной роли Ирине Муравьевой сценарий поначалу не понравился совершенно. По ее собственным словам, Муравьевой в тот период хотелось авторского кино, вдумчивого, серьезного. А зарисовки из жизни конструкторского бюро казались чем-то слишком мелким, очередным советским фильмом про ударников производства. Только спустя годы актриса, случайно увидев фильм, влюбилась в него не меньше, чем зрители.
    • На роль Сусанны пробовались Инна Чурикова и Любовь Полищук.
    • Съёмки фильма проходили в Москве при бюджете 500 тысяч рублей. Квартиры и комнату в конструкторском бюро отстроили в павильонах «Мосфильма», проходную снимали на одном из заводов, а в качестве вестибюля использовали помещение НИИ на Павелецкой. Сцену драки с грабителями снимали в Первом Щипковском переулке. Также съёмки проходили на Малой Бронной, недалеко от Патриарших прудов, Стремянного переулка, Люсиновской улицы, у метро «Серпуховская», на Калининском проспекте, у входа в ГЦКЗ «Россия» на Москворецкой набережной в здании гостиницы «Россия».
    • Во время съёмок у Геральда Бежанова случился инфаркт из-за постоянного стресса, связанного с конфликтами на площадке. По словам режиссёра, самый большой конфликт у него вспыхнул с Александром Абдуловым и Татьяной Васильевой.
    • Ни Ирина Муравьёва, ни Владимир Носик не умели играть в настольный теннис, перед съёмками сцен им дали время, чтобы научиться; кроме того, Владимир Носик сломал палец на ноге во время игры.
    • За шутку «Она что, с Урала?» режиссёру и Госкино пришлось писать извинительную Борису Ельцину, который тогда руководил Свердловским обкомом.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • В эпизоде, где Надя заполняет анкеты по заданию Сусанны, меломан Володя слушает в плеере композицию латышской группы «Зодиак», звучавшую также в более раннем фильме «Карнавал» (1981), в котором героиня Муравьёвой тоже потерпела неудачу с героем Абдулова.
    • еще 6 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма Миша Дятлов вкладывает гвоздики в рулон ватмана бутонами к правой руке, в следующем кадре он вываливает их на стол Нади Клюевой, однако цветы вываливаются вперед стеблями.
    Фрагмент 02:07

    файл добавилАнна в лепестках

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 156 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Довольно странно это. Будто не фильм — эпоха перед глазами. Ведь 30 лет прошло… Особенно должно быть странно смотреть фильм 85 года в интернет-кафе через WiFi с ноутбука или iPhona — с официального YouTube Киноконцерна Мосфильм… И те, кто не застал союз (по которому ностальгировать особой причины и нет… вспомнить хотя бы школу) не поймут эти фильмы — даже о чём эти фильмы вообще (ну как это — за весь фильм никого не убили)… Музыка, звучащая за кадром (точнее — в наушниках у Абдулова) и в ресторане, в телевизоре у спекулянта. Сейчас же уже и не вспомнить — что тогда слушали.

    Оставим пока в покое цели, ради которых государство давало деньги на съёмки фильма (какие цели оно преследовало) и пристально посмотрим на другое.

    Посмотрим на матриархат-феминизм показанного общества, где женщины обсуждают мужиков, как тряпки — нравится-ненравится (замуж мол пора выходить — аргумент семью создавать бесподобен! «из двух любящих один любит, а другой позволяет себя любить» — см. фильм — «что я дура, чтобы любить сама?»). Посмотрим на дамского любимца Абдулова, поскольку (по словам его бывшей жены) он, похоже, фактически играл в фильме самого себя («пижон» — см. фильм)… Быть может, если бы мужики были другие, не мыли бы им кости, словно шмотки на развалах постсоветских («ну и мужики пошли, Господи…» — см. фильм)?

    С этого фильма очень неплохо начинать разбор самого культа, построенного вокруг так называемых «звёзд», которых какие-то 150 лет назад в обществе считали скоморохами, а ранее — лет на 50 и хоронить на кладбище с обычными людьми не хотели — вот как относились к балаганным «лицедеям»… Не случайно, что круги хасидов, пробивающиеся к власти со времён Моцарта создали культ именно вокруг балагана современного общества (ибо где ещё возможен культ лицедея, как не в балагане — среди скоморохов).

    Актёр вроде Абдулова вполне годиться для подобного разбора полётов («душится как барышня» — см. фильм). Посмотрите повнимательнее на его персонажа (я смотрел большинство фильмов с его участием) — что из показанного им — это он сам? Сравните его персонажей вроде бы положительных с отрицательными — насколько они часто похожи — не здесь ли кроется его собственный характер? И почему ещё во времена союза (я уже не говорю о постсоветском) стены советских квартир завешивали календарями с постерами актёров? Не потому ли Ульянов тогда — давно говорил, что важнейшим из искусств для них является кино? И не потому ли стоит тратить время и силы на равенчание подобных кино-эстрадных культо-идолов… Как сейчас помню — пару еврейский ученичков — двойняшки седьмого кажется класса. Девица, знающая Дом2 наперечёт — кто-с-кем-почём сильно удивилась, узнав от меня, что Чайковский симфонии писал (наверное, должен был больше уделять внимания литературе).

    А фильм довольно добрый (тот же Нофелет на пару звезд на КиноПоиске он должен обыгрывать точно, хотя, возможно, просто главная героиня просто переигрывает персонаж Меньшова — от актёра очень много зависит). Забавно улавливать пересечения сюжетных задумок с тем же Нофелетом к примеру, со Служебным романом (персонаж Людмилы Ивановой) или Иронией судьбы (по персонажу Ширвиндта), князь Милославский (типа Летят Куравли)

    P.S. Пересматривал ещё раз — очень грустно — видно, что подруга главной героини несмотря на профессию не разбирается в людях — посмотреть, кого она выбрала в мужья и на её фразу «молодой человек, с вами всё ясно, играйте в пинг понг, Гена, это у вас получается неплохо». А это единственный в фильме мужской персонаж, несмотря на свою простоватость производящий положительное впечатление. Да и кого доводил до добра матриархат-феминизм? Сама актриса, играющая подругу Клюевой — из театра сатиры — очень неплохой лицедей, а туда же — когда я увидел во время интервью, что она (как и жена Меньшова, например или Гурченко) сделала пластикой с лицом… А вроде умная особа…

    Верно говорил Феминист Ясный Сокол — союз бабы развалили своими хотелками. Как через весь фильм проходит культ барахла — иностранные шмотки, или вспомним Булгакова — сеанс чёрной магии с переодеваниями… Мда… Хотя в данном конкретном фильме две героини проихводят положительное впечатление (чисто по-человечески) в отличие от псевдомужиков — персонажей Абдулова и ЛетятКуравли… Хуже баб, честное слово…

    10 января 2014 | 21:55

    Данный фильм — один из моих самых любимых. Смотрела его много раз, и каждый раз с удовольствием. И нравится он мне именно потому, что после просмотра всегда остается надежда на лучшее.

    Главная героиня — Надя Клюева — человек, находящийся в поиске себя. Решив, что все-таки ей нужно выходить замуж, она вместе с подругой Сусанной решается на решительные действия на благо своей будущей, счастливой, замужней жизни. Кулинарные проделки, тесты, психологические тренинги, новый имидж… за этим всем Надя теряет самое главное — способность быть собой. Она перестает приходить играть в любимый настольный теннис. Ее напарник Гена — человек, которому она действительно нравится — слишком стеснителен, чтобы высказать свои чувства к ней, поэтому Надя не видит и не понимает его отношения к себе. Она не замечает, что ее счастье рядом, и не нужны никакие одежда и тренинги, чтобы обрести свое счастье. В этом она противопоставляется своей сослуживице — Люсе Виноградовой. Люся любит исключительно себя, она не любит своего уже третьего мужа. Позиции обеих героинь насчет любви прослеживается в их диалоге:

    - Что я — дура, чтобы любить сама?
    - А что, любить — плохо?
    - Все зависит от того, какой смысл ты вкладываешь в это слово
    - Самый обыкновенный, а что, есть еще?
    - Сколько хочешь!
    ©

    Надя хочет действительно любви, в том смысле, который она понимает, а не ту «любовь», которую советует Люся.

    В конце концов, Надя осознает, что ее отчаянные попытки бессмысленны. Но оказывается, что счастье рядом, стоит только оглянуться.

    ___

    В любви рецептов нет,
    Доверимся судьбе.
    Легко давать советы
    Другим, но не себе.
    Дождаться счастья надо,
    Зачем торопишь жизнь?
    Быть может, счастье рядом,
    Лишь только оглянись.
    ©
    ___

    Прекрасный фильм, поучительный, оставляет надежду на счастье. Советую смотреть всем!

    10 из 10

    Однозначно!

    26 мая 2012 | 21:17

    «Самая обаятельная и привлекательная» — фильм о героине, не имеющей личной жизни и поэтому являющейся прекрасной общественницей. В глазах коллег она имеет это вполне утвердившееся амплуа. Намёки на личное были в школе, но так давно, что об этом она уже практически не помнит.

    Но неожиданно является привет из прошлого: школьная подруга с гораздо лучшей памятью, которая, увидев запущенность случая, решает изменить жизнь героини.

    И Надя Клюева устремляется к поставленной Сусанной цели — герою Александра Абдулова, который доселе не воспринимал её как женщину. Как, впрочем, и остальные.

    Однако история сложнее, чем кажется на первый взгляд. Ведь главное здесь то, что подруга не просто подруга, а социолог. Клюева для нее — материал для диссертации. К Смирнову её следует не просто привести, а привести чётким, отработанным методом.

    И здесь обнаруживается, что фильм о том, насколько эксперимент оказался успешным.

    Эксперимент вполне удаётся, но жизнь оказывается сложнее науки.

    Однако то, что эксперимент всё же оказался успешным (ведь результат — достигнут, Клюева просто от него отказывается) выявляет ещё одну тему: сатиру на мужскую психологию. Хотя манипулятор и потерпел крах, но манипулировать мужчинами очень легко, так как у них нет критериев. Стоит лишь слегка захотеть обратить на себя внимание, приложить минимальное усилие и процесс пойдёт.

    Фильм ценен свободой от столь часто присущих даже лучшим комедиям условностей и натяжек, которые объясняются киванием на то, что следует учитывать природу жанра.

    На редкость тонкая, лёгкая и ненавязчивая комедия, которая при этом остаётся именно комедией без примеси инородных элементов.

    6 февраля 2016 | 21:01

    Большое внимание в этом фильме уделено переходному периоду в 80-х годах — когда интерес к Западу достиг небывалого размаха. А так как Москва всегда на шаг опережала весь остальной Союз, сюда эти веяния пришли раньше, что и отражено в фильме. Визиты к спекулянтам за редкой женской одеждой и реакция людей на работе, когда героиня Ирины Муравьёвой предстает в новом образе. Или скажем образ Александра Абдулова — любимчик женщин, который щеголяет иностранными словами, а в наушниках слышно зарубежное диско 80-х. Вообще актерский состав впечатляет. К вышеупомянутым звездам советского кино нужно добавить Леонида Куравлёва, с образом уставшего от семьи, но с тягой к подвигам мужчины. Хотя зачастую от комедий этого не требуется, актерская игра в этом фильме приятно удивляет. Показательно то, что подобранные актеры имеют большой опыт разноплановых ролей.

    Основной идеей фильма стало преображение еще недавно не уверенной в себе женщины. Смотреть за этим процессом очень интересно, и главное, весело в контексте советской комедии. Здесь нет моментов, от которых надрываешь живот, но улыбка не сходит с лица до самого конца. Особенно впечатляют диалоги между героями — здесь столько афоризмов, крылатых фраз — жаль все не запомнить. Понравился, казалось бы, наивный, но правильный психологический уклон некоторых сцен. Это лишний раз подтверждает, что мы способны практически на все, но в это нужно верить и этим гореть. Главным источником «мудростей» в фильме выступает старая школьная подруга главной героини. Сначала видно просто разительную разницу между двумя женщинами, но она стирается от сцены к сцене.

    Довольно интересно была передана рабочая обстановка на предприятии. Основные персонажи из окружения Муравьевой — инженеры, работают в тесном коллективе. Благодаря этому необходимый эффект на коллег производить легче. В целом, можно сказать, что в фильме обыграны многие общественные стереотипы и сделано это умело и с душой, как скажем манера знакомиться с незнакомыми девушками. Наиболее удачные моменты, идеи и сцены актуальны и сегодня. Фильм смотрится на одном дыхании, а после просмотра способствует ободряющему настроению.

    8 из 10

    3 декабря 2012 | 22:29

    Фильм очень светлый… хотя и грустный тоже. К сожалению, в кинематографе очень много произведений посвящено душещипательной и пронзительной теме женского одиночества. А что поделать? Видимо проблема действительно острая. Каждая одинокая женщина или же замужняя, но стремящаяся всеми мыслимыми и немыслимыми путями удержать любимого поступает по-разному.

    Одна печёт гениальные пироги и в зависимости от погоды, природных явлений или настроя называет их замысловато и оригинально — «Утренний рассвет», «Маэстро», «Ноктюрн», скупает самые модные и стильные вещи или же, как наша главная героиня Надюша — часами бьёт по мячику для пин-понга, после работы исполнительно и ответственно дежурит, потом просто идёт домой и видимо надеется, что возлюбленный отыщет её сам.

    У меня и близко нет намерения осуждать Надю, но видимо для привлечения того самого «принца» надо бы поднабраться уверенности в себе, ведь на барышню, мысли которой заняты исключительно общественной работой и соблюдением дисциплины охотников маловато будет… Хотя, почему же, имеется один — Геннадий, скромный, по уши влюблённый, принимающий Надю, во всех её проявлениях. Вот с этого места у меня и начинаются вопросы. Видимо задачей режиссёра было показать, что если поверить в себя, заняться самосовершенствованием основательно и внимательно осмотреться по сторонам, то счастье вот оно — на блюдечке… но! Я не соглашусь. Надя месяцами, если не годами играла с Геной в настольный теннис (каждый перерыв!), и что же кроме того, что он-хороший игрок больше ничего не отметила? Да все девушки в один голос, думаю, скажут, что если мужчина нравится, то нравится практически с первых встреч, ты чувствуешь — ДА ЭТО ЖЕ ОН! всем сердцем, душой и т. д. и т. п. Куда же вмиг исчезло представление об идеальном избраннике, в лице того же Володи, или все мечты были разрушены его поступком, когда он пошёл на концерт со своей девушкой, а не с Надей.

    Не знаю. Не очень верю. Просто зачастую женщины выделяют для себя определённые черты в мужчине, которые ей импонируют и очень близки, и если, вдруг, выбор изменяется и падает на полную противоположность (как в случае с Геной), то здесь остаётся только вздохнуть, пожать плечами, и сказать… ну вот ещё чья-то мечта не осуществилась. Нет, конечно же, Надя и Гена будут счастливы, у них родится куча милых ребятишек, но испытать-то героине, судя по всему, хотелось других отношений и чувств.

    Кого поистине жаль, так это Сусанну. Милейшая женщина. Само очарование и шарм, как говорится и умница и красавица и отличная хозяйка… и почему от таких сокровищ мужья гуляют?

    В целом же фильм очень симпатичный, с достаточной долей юмора, иронии и какой-то необыкновенной душевности!

    21 декабря 2009 | 21:32

    В основе сюжета лежит история о серой, неуверенной в себе девушке, которая, как и все, мечтает любить и быть любимой.

    Надька Клюева, главная героиня фильма, работает инженером в научном институте. Максимум общественной деятельности и минимум личной жизни. Все бы так и продолжалось, если бы Надя не встретила в автобусе свою школьную подругу Сусанну, которая решает выдать ее замуж, сделав из этого эксперимент.

    «Не родись красивой, а родись активной!» — утверждает Сусанночка. Вот оно — долгожданное спасение в лице ее подруги. В глазах Нади Сусанна — успешная женщина со сложившейся карьерой и личной жизнью. Кто, как ни она сможет ей помочь?

    Кулинарные шедевры, новый имидж, ежедневные тренинги — далеко не полный список, который Надя должна беспрекословно соблюдать. Итог: уважение и симпатия со стороны мужского коллектива, а главное — влюбленность недосягаемого для всех красавчика Володи. Вот, чего так долго и упорно добивалась Наденька. Но именно в этот момент она и понимает, что все это ей чуждо и в погоне за счастьем она элементарно не может быть собой.

    «Быть может, счастье рядом, лишь только оглянись» — строки из песни, звучавшие в картине. Чему Надюша последовала. И разглядела, наконец, влюбленного, застенчивого Гену, который никак не может решиться открыть свои чувства, а главное: он любит ее такой, какая она есть! Кто знает, может, это и есть ее счастье.

    Конечно, можно было опустить весь Надин долгий путь через тернии к звездам и присмотреться сразу к Гене, но, ведь, не зря говорят: все познается в сравнении.

    Нельзя не вспомнить о Сусанночке. Пытаясь разобраться в личной жизни подруг, она не замечает, да и не хочет замечать явные измены мужа. В этом весь и коллапс. «Легко давать советы другим, но не себе». Так что любовь не поддается науке, экспериментам и вычислениям.

    10 из 10

    2 ноября 2012 | 16:27

    Да-да, это я про одну из моих любимых актрис — Ирину Муравьёву. Для многих её главная роль во всей кинокарьере — это как раз-таки роль Нади Клюевой, безвкусно одетого инженера, которая великолепно справляется с общественными делами, и также великолепно не умеет устраивать личную жизнь. Для меня Муравьёва — Нина Соломатина из «Карнавала», однако роль Клюевой, на мой взгляд, удалась ей ничуть не хужею

    В контрасте с Надей мы видим её старую подругу Сусанну. Татьяна Васильева просто великолепна в этой роли, обворожительна и сексуально. Не в укор Муравьёвой, но Васильева своей игрой и харизмой затмила Ирину Вадимовну просто враз. На данный момент, из всех просмотренных картин с Васильевой, «Обаятельная…» — лучшая роль актрисы и по сей день. Настоящая и… самая обаятельная и привлекательная.

    Как и в «Карнавале», главную любовь героини Муравьёвой здесь играет Александр Абдулов. Честно — не заметил какой-то разницы между его персонажами. И в том, и в другом фильме Александр знает: он — главный красавец кинолент, и режиссёры, естественно, в этом ему помогают, ибо знают аудиторию, которая обязательно «клюнет» на Абдулова и придёт посмотреть на него в кинотеатры. Впрочем, что уж говорить — Абдулов — изумительный актёр, и ему можно простить двух одинаковых Никиту из «Карнавала» и Володю из «Привлекательной».

    Иванова, Кокшенов, Куравлёв, Удовиченко — весь актёрский ансамбль до того слажен, до того отработан до мелочей, что кажется, что это бюро действительно существует, и мы смотрим документальные будни самой обыкновенной советской конторы.

    Как поётся в песне Муравьёвой, «Быть может, счастье рядом? Лишь только оглянись…»,. Удастся ли Сусанне всё-таки перевоплотить замухрышку Клюеву в уверенную в себе вумен, и сможет ли она среди своих коллег-мужчин найти того самого? Узнаете, посмотрев эту позитивную лирическую комедию.

    9 из 10

    28 декабря 2014 | 21:17

    Посвящается всем, кто носит розовые очки.

    Я очень редко пишу рецензии на фильмы советского производства. Все мы их уже много раз видели, у всех сложилось свое мнение о них. Но слишком уж это мнение позитивное, на мой взгляд. Отчасти именно поэтому я решила написать рецензию на данный фильм. Оценить его с позиции современного поколения так сказать.

    Фильм конечно хороший, позитивный, милый и местами даже веселый. Но господа, откуда такие положительные рецензии? Это кино едва дотягивает до средней оценки, оно очень глупое, наивное и банальное. Когда вспоминаешь сюжет, то с трудом верится, что такую неинтересную во всех смыслах историю вообще решили экранизировать. Ну что в ней особенного? Даже для комедийного жанра?

    Девушка-дурнушка пытается выйти замуж и ей в этом помогает подруга, которой изменяет ее собственный муж. Так в одном предложении можно изложить все подержание этого фильма. И если бы не хорошая игра актеров и не пара веселых шуток, то, скорее всего, это кино так бы и осталось лежать на полке. Тем не менее, оно стало всенародно любимым. Почему? Для меня это, скорее всего, навсегда останется загадкой, так как я не разделяю позитивных взглядов на подобные фильмы.

    Видно в те времена просто не снимали другое кино — более глубокое и наполненное смыслом. Может быть, у людей была возможность смотреть только такие картины, так как не было никакой альтернативы. Лишь так я могу объяснить успех «Самой обаятельной и привлекательной».

    Резюмируя, могу сказать, что фильм можно посмотреть один раз, если удастся при этом не заснуть.

    4 из 10

    10 января 2010 | 16:13

    Посмотрел сегодня с дочерью этот многократно ранее просмотренный фильм и опять получил много радости.

    Первый раз я его смотрел в кинотеатре «Победа» в 1985 — в этом году фильм вышел в прокат. Мы пошли в кинотеатр с двоюродной сестрой Викой (тоже Победой). Фильм оказался простенький, но впечатления были очень хорошие и мы потом долго вспоминали фильм и смаковали детали. Особенно мне понравилось упоминание ЭВМ в контексте решения социологических и психологических задач — мое увлечение компьютерами тогда только складывалось.

    В то время по радио регулярно проходила передача (не помню название), которая освещала премьеры советского кинематографа. Вспоминается, что я, засыпая ночью, слушал очередную передачу. Там говорилось про «Самую обаятельную и привлекательную», а для иллюстрации был представлен фрагмент фильма, в котором Клавдия Матвеевна учила Лешу Пряхина как ему женихаться к Наде — главной героине. Очень четко помню этот момент своей жизни и каждый раз просматривая данный фрагмент впадаю в ностальгию.

    Наверное, это один из последних позитивных фильмов уходящей эпохи застоя. Он погружает в теплую, неконфликтную, несколько наивную атмосферу. В результате для меня очень легко восстанавливаются мои детские ощущения того времени.

    Я понимаю, что для дочери этот фильм — просто легкая старомодная комедия. Но я рад, что дочь хоть немного соприкоснулась с отголоском моего детства и порадовалась вместе со мной.

    21 июля 2013 | 19:14

    Львиную долю жизни мы проводим на работе. Для незамужней женщины служебные обязанности зачастую становятся единственной возможностью потратить энергию, невостребованную для личных отношений. Проектный институт — не самое романтичное место на свете. Изо дня в день, из года в год, не отрывая от глаз от кульмана, женщина совершенно забывает о личной жизни. Нередко она даже не представляет себе, чем дышит ее коллега за спиной, какие уж там близкие отношения. Работа превращается в каторгу по мере того как одинокий человек все ближе к тому, чтобы расписаться в своей неспособности завязать хотя бы служебный роман. Рассчитывать на Его Величество случай — опрометчивая затея. Совсем другое дело, не упустить подвернувшийся шанс круто изменить свою жизнь, потому что он может оказаться последним.

    Милую, добрую, болеющую душой за интересы коллектива Надю Клюеву сложно заподозрить в авантюризме. Наедине с собой она, конечно же, понимает, что ей давно пора замуж, но как-то смирилась со своей участью и довольствуется валом общественной работы. Встретив в салоне троллейбуса подругу детства, Надя едва ли узрела в ней пресловутый шанс. Скорее всего, она просто порадовалась за элегантную и привлекательную Сусанну. «Хоть у подруги на личном фронте все хорошо» — грустно подумала девушка. Бывшая одноклассница оказалась натурой деятельной и не собиралась просто смотреть на понурую Надю и ее кислое лицо. Долой ненужное дежурство дружинником! Долой одни лишь горы чертежей! Долой пинг-понг как единственную радость в жизни! Есть категория людей, которых нужно заставлять любить себя. Сусанна решает сделать Надю женщиной, а не офисной мышью. Отныне каждый мужчина проектного отдела не может чувствовать себя в безопасности — одинокое сердце вышло на охоту.

    «Перестроечное» кино привычно отождествлять с эпохой гласности, крушением запретов и демонстрацией прежде табуированных тем, но это относится не ко всем фильмам той поры. «Самая обаятельная и привлекательная» не имеет четкой привязки к конкретному периоду советской жизни. Во все времена хватало женщин, по каким-то причинам так и не вышедших замуж. Можно было упрекать в этом самих «старых дев», можно мужчин-слепцов, можно коварную судьбу, можно что-либо еще. Геральд Бежанов предлагает зрителю возможность самостоятельно вынести вердикт Наде Клюевой — повинна ли она сама в своем одиночестве, либо действительно так сложились обстоятельства. Проблема замужества встает в полный рост и нуждается в решении. Кино Бежанова предлагает два способа борьбы с одиночеством — научный и естественный.

    Сусанна — олицетворение преуспевающей женщины позднего СССР. Знающая себе цену, самодостаточная, научно подкованная, владеющая новомодной электроникой и умело находящая общий язык с фарцовщиками. В лице Надиной подруги режиссер словно бросает вызов самой природе. Ничего не надо ни от кого ждать, надо хватать самой, при необходимости ломать человека через колено — для Сусанны цель всегда оправдывает средства. Женщину нельзя за это осуждать. Советские люди слишком долго жили для коммунистической партии и слишком мало для себя. Квартира наглого фарцовщика — вызов отжившим свое устоям. Крутая одежда, видео, заграничные штучки — настолько сильно все это диссонирует со светлым образом рабочего и колхозницы, что «серенькая» Надя словно попадает в параллельную реальность. Научный подход отвергает общность интересов. Каждый мужчина проектного бюро — не просто отдельно взятый работник, а композиционный портрет с сильными и слабыми сторонами. Нарочитая серьезность методики Сусанны при всей сопутствующей комедийности открывает очень важные нюансы личности. Один Надин коллега слишком правильный и примитивный, другой — неисправимый бабник с обручальным кольцом, третий — уже в возрасте, четвертый — годится лишь для пинг-понга, пятый — нарциссичный пижон и дамский угодник. Судя по всему, Сусанна никого из них не считает личностью. Отчасти это обусловлено обидой за подругу, отчасти из-за кричащей самоуверенности. Наука должна дополнять и обогащать разум человека, но не замещать его. Именно поэтому в Надиных глазах читается недоумение. Прилежно следуя заветам подруги-социолога, она так и не может до конца поверить в них.

    Какой открывается ситуация глазами самой Нади Клюевой? Поход к фарцовщику: «это все не по мне, Сусанночка». Характеристика коллег: «он меня совсем не волнует», «у него две дочки», «ну, он хороший человек», «он меня вообще за человека не считает». Кулинарные приготовления: «только как я подсуну ему эти пирожки?» Образ Нади вобрал в себя многие черты хороших, приятных в общении, но мало кому интересных дам. Геральд Бежанов нарисовал портрет незаметного человека, растворившегося в вечной стройке коммунизма. Надя — продукт порочной системы, предписывающей жить лишь для будущих поколений. Забитая, одинокая женщина не поднимает лишний раз глаза, а иначе непременно бы заметила, что каждый ее коллега по-своему счастлив. Кто-то без конца выходит замуж, кто-то отпускает «шпильки» в адрес жены и тещи, а кому-то достаточно мимолетных связей, но все они довольны своей жизнью, потому что научились любить и ценить себя. Встреча с Сусанной — предвестница схватки развитого интеллекта с горячим сердцем. Тот самый случай, когда есть уникальная возможность взглянуть на себя глазами другого человека, чье мнение можно считать авторитетным. Надя поменяет гардероб, сменит прическу, заучит модные словечки, но все это пустое, если не научиться слушать свое сердце. Его ритмы во все времена будут важнее, чем данные продвинутых ЭВМ.

    «Самая обаятельная и привлекательная» совершенно точно входит в тройку лучших фильмов Ирины Муравьевой. Известная своей строгостью к самой себе выдающаяся актриса признает Надю Клюеву, как важнейшую страницу своей биографии. Однако в успехе картины заслуга не только Муравьевой. Геральду Бежанову удалось объединить своей идеей звезд первой величины. Еще молодые Михаил Кокшенов, Леонид Куравлев, Александр Абдулов и отыгравшая на невероятном уровне Татьяна Васильева обессмертили кино, в котором романтика соседствует с горестями, а мягкая ирония с жестоким сарказмом. Вся страна уяснила, что такое аутотренинг, запомнила выражение «Ты что, с Урала?» и полюбила простую проектировщицу Надю Клюеву. Проблема личной неустроенности будет преследовать российских женщин еще долго, а стало быть «Самая обаятельная и привлекательная» не утратит заслуженного зрительского внимания.

    10 из 10

    22 марта 2015 | 14:43

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>