всё о любом фильме:

Я шагаю по Москве

год
страна
слоган«Москва — добрый город. Каждый, кто приходит сюда с открытым сердцем, найдёт здесь настоящих друзей»
режиссерГеоргий Данелия
сценарийГеннадий Шпаликов
директор фильмаЮзеф Рогозовский
операторВадим Юсов
композиторАндрей Петров
художникАлександр Мягков, Диляра Озерова
монтажЛидия Лысенкова
жанр мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  20 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время78 мин. / 01:18
Володя работает монтажником в Сибири, в Москве он проездом — его небольшой рассказ, опубликованный в журнале «Юность» вызвал интерес у писателя Воронина, пригласившего Володю на важный разговор. В метро он знакомится с Колей — молодым задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Володя собирается остановиться у своих друзей, но не знает точно, где находится нужный переулок, Коля предлагает его проводить.

На Чистопрудном бульваре Володю кусает оставленная без присмотра собака. Коля приглашает Володю домой, чтобы зашить порванные брюки, знакомит его с семьёй. Вскоре оказывается, что знакомые Володи уехали из Москвы на лето, Володя оставляет вещи у Коли и уходит по делам.

Оставшись дома один, Коля надеется выспаться, но неожиданно к нему приходит друг Саша, которого забирают в армию. Саша просит Колю пойти с ним в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва в связи с тем, что Саша сегодня женится на Свете. После военкомата друзья идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак. Там они встречают Володю, как раз купившего себе новый костюм, и Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Они идут в магазин пластинок, где работает его знакомая Алёна…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Режиссёр фильма Георгий Данелия появился в фильме в эпизодической роли чистильщика обуви.
    • Фильм стал первой главной ролью 18-летнего Никиты Михалкова в игровом кино.
    • Данелия назвал героя Михалкова именем «Коля» в честь своего сына. Через некоторое время после начала съёмок Никита Михалков подошёл к Георгию Данелии и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошёл на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актёра. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрей Кончаловский.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Финальная сцена происходит на станции метро «Университет». Герои прощаются, Алёна уезжает на поезде в сторону центра. Коля идёт по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт «Внуково» и уезжает… в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года «Университет» была конечной станцией. Надпись на указателе «Посадки нет» хорошо просматривается. Тем не менее, для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной — 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена ещё на 2 станции до «Юго-Западной», откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт Внуково.
    • В сцене, где девушка шагает под дождем, снялись сразу три актрисы. Девушка, снявшаяся в сцене в первый день (общий план), на второй день съемок по невыясненной причине не пришла. Ей нашлась замена во ВГИКе, сняли крупный план, но в третий день и эта девушка не пришла: у неё был экзамен в институте. Последний план (босые ноги) сняли, использовав безвестную корреспондентку некоей газеты, которая пришла взять интервью у режиссёра.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 02:42

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    В былые годы некоторые критики, вероятно, разозлённые из-за того, что более концептуальная лента «Застава Ильича» (она вышла потом под названием «Мне 20 лет») Марлена Хуциева была подвергнута идеологической проработке и затянувшейся на несколько лет переработке, язвили, что другой фильм по сценарию молодого и талантливого Геннадия Шпаликова, словно шар-спутник, быстрее достиг экрана. И вообще картина «Я шагаю по Москве» могла показаться непозволительно несерьёзной и простенькой — почти как случайный летний дождик, который застиг всех врасплох, но тут же прекратился, так что над ним даже следовало бы посмеяться. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 175 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Призванное отражать реальность искусство, тем не менее, возносится порой до высот, где парит лишь чистая поэзия. Таким, в лучшие свои времена было и отечественное кино, одухотворённость которого позволяет без малейшего сомнения отнести его к настоящему искусству. Когда отгремел первый пышный карнавал новогодней ночи и весенний ветер распахнул окна на Заречной улице, режиссёры-постановщики задумались, чем бы ещё расшевелить советского человека, с детства приученного верить в светлое коммунистическое «будущее». И решили открыть ему светлое «настоящее», живущее с ним бок о бок каждый день прямо в родной столице. Говоря об успешном осуществлении поставленной задачи, нельзя ни упомянуть Геннадия Шпаликова — фигуру, имевшую большую значимость для русского кино 60-ых годов. Будучи сценаристом, а, значит, соучастником в создании фильмов тех времён, он и несколько талантливых режиссёров подарили советскому человеку — и отголоском времён современному зрителю — замечательные образцы лирической поэзии киноискусства. Именно в 1963 году впервые появился термин «лирическая комедия», призванный объяснить сухарям-чиновникам, что смеяться можно и не по уставу. Так назвал этот неповторимый жанр Георгий Данелия. Назвал и явил всей стране фильм «Я шагаю по Москве».

    Москва. Город июльского дождя, который верит не только слезам, но и простому человеческому счастью. А осознать его несложно, стоит лишь оказаться проездом в столице и стать свидетелем самых непримечательных событий. Так случилось с Володей — совсем ещё молодым монтажником, который едет из далёкой Сибири навестить мать товарища, погибшего на войне. По счастливой случайности его рассказ о суровой правде сибирской жизни прочёл в журнале московский писатель и пригласил пообщаться. Знал ли Володя, стоя ранним весенним утром в аэропорту, смотря, как одинокая девушка кружится в вальсе своих мечтаний, что день сегодняшний закончится расставанием с нежданными, но верными друзьями? Знал ли, что станет гостем на внезапной свадьбе незнакомого призывника, а штаны в парке порвёт злая собака, за которой мальчишка не уследил? Наверняка, нет. Иначе бы все события этого насыщенного, слишком обыденного дня не стали бы для нас такой приятной неожиданностью.

    Если хуциевский Сергей в свои двадцать лет пытается осмыслить преемственность послевоенного поколения и разобраться в искренности чувств друзей, то Володя и его новый друг Коля не делают ничего такого, что можно было бы назвать сюжетом. Поездка с иностранцем на такси, когда не знаешь даже английского, поход в ГУМ, где знакомство с продавщицей грампластинок непременно сопровождается приглашением на свадьбу, а серьёзная дискуссия с мнимым писателем — диалогом с полотёром. Все действия персонажей словно только что пришли им самим в голову. Они настолько необязательны, что служат лишь некоторой направляющей, вдоль которой будет течь их жизнь, пока они будут развлекать нас непосредственностью поступков, вдохновлённых мимолётной юношеской прихотью. Случайное расставание здесь — лишь повод для ещё более случайной встречи, а случайно нарисованная лошадь — достаточная причина, чтобы угодить в участок. То ли сон, то ли сказка, то ли жизнь, самая реальная из всех, — настолько она прекрасна здесь.

    Поймав с первых же кадров нужную волну, фильм продолжает импонировать зрителю до самого конца. Его герои просто не могут ни вызывать улыбки, потому что ведут себя раскованно, свободно, движимые сиюминутным импульсом, как мы никогда бы не решились, — было бы неловко или нашли бы другую причину. Нежная, мелодичная и шутливая мелодия Андрея Петрова наполняет город и душу мотивами беспричинного счастья и радости даже от бестолкового спора в метро или ночного допроса в милиции. Камера Вадима Юсова порхает, танцует и бродит по городу вместе с Колей и Володей, заставляя восторгаться непривычной живописностью родной Москвы. Песня, написанная Шпаликовым за несколько минут вдохновения и пропетая безусым героем Никиты Михалкова в конце, становится гимном и жизнеутверждающим итогом всей картины и ещё одного прожитого дня. А молодость… Ей всё по плечу, её возможности безграничны, её взгляд не замутнён, её свежестью восторгаешься, в её силы веришь. И если есть у этого фильма итог, основная мысль или символ, то он в протянутой в приветственном жесте руке, который обещает тёплую встречу и дружеское участие от всего сердца. Ведь Москва — добрый город.

    14 августа 2015 | 10:57

    Нет слов, чтобы описать этот великолепную картину! Настолько добрая, настолько душевная, настолько интересная лирическая комедия «Я шагаю по Москве» меня покорила в самое сердце! Даже не ожидал, что войдёт в ранг моих любимейших фильмов Советского Союза. Просидел всё время просмотра с дурацкой улыбкой на лице.

    В первую очередь, хотелось бы сказать о блестящем актёрском ансамбле. Молодой Никита Михалков чертовски обаятельный, не ожидал, что он может так легко и непринуждённо в свои 18 лет сыграть простого московского парня Колю. Даже не верится, что по прошествии более 50-ти лет, актёр настолько изменился и внешне, и внутренне. Говорю прямо — современный Никита Михалков и в подмётки не годится Никите пятидесятилетней давности.

    Даже больше Никиты мне понравился, наверное, Алексей Локтев. Скромный, приятный, любезный и начитанный паренёк Володя притягивает к экрану своей робостью и тактом по отношению ко всем, с кем общается: и с Колей, и с его родственниками (в сцене, когда он приходит в дом к Коле и его сестра зашивает ему брюки), ну и, конечно, с Алёной (Галиной Польских). В отличие от Коли Вова не такой напористый и наглый. Сразу видно — провинциал. А провинциалы ведут себя несколько иначе жителей столицы.

    А вот Саша (Евгений Стеблов) меня весь фильм веселил. Он больше мне напоминал какую-то девчушку, постоянно болтающую с подругами по телефону или названивающую без конца своему парню. Поэтому немного не вяжется его поведение с армией. Собственно, и в армию ему толком-то не удалось попасть. В первый же день после свадьбы Саша скандалит со своей девушкой. Поведение мужчины? Нет. Поведение неопытного 19-летнего парня, коим Саша и является. К счастью, у Саши есть друг Коля, который помогает ему выйти из состояния депрессии.

    Кроме главных героев фильм просто пестрит другими, малозначимыми, но заметными киноработами: Владимир Басов меня уморил своими «умными» мыслями в литературе. Я и предположить не могу, что этот «литератор» окажется обыкновенным полодёром (интересное название для мойщика пола). Моя любимая Инна Чурикова сыграла от силы минуты 3, к тому же, без слов. Но с ТАКИМ выражением лица, что не посмеяться было невозможно! А Ролан Быков? Такой молодой ещё, восхитительно сыграл человека, который без конца думал, что его хотят ограбить. Ирину Мирошниченко не признал в роли сестры Коли. Если бы не посмотрел в фильмографии — не догадался бы никогда. А вот Алевтину Румянцеву узнал сразу же. А как иначе? Незабвенная мама Нины из «Карнавала», только на 20 лет моложе. Список громких имён советского кинематографа в этом фильме можно продолжать бесконечно!

    Восхитительные виды старой Москвы покоряют воображение: невольно начинаешь сравнивать их с современной Москвой. Здесь и виды Красной площади, и ГУМ, и строительство Нового Арбата, и Собор Василия Блаженного, и Замоскворецкий мост. Москва поистине красива!

    Песня «А я иду, шагаю по Москве» вот уже полвека считается классикой. Недаром слова этой песни все знают наизусть с самого детства, хоть фильм, возможно, и не смотрели. Всевозможные каверы на эту песню, которую пели и сам Михалков, и Эдуард Хиль с Людмилой Сенчиной, и группа «Челси», и даже «Ногу свело», подтверждают мои слова, однако до исполнения Никиты, на мой взгляд, так никто и не дотянул. Да и не нужно.

    В заключении хотел бы сказать, что это незабвенный фильм, который стОит посмотреть абсолютно каждому. Поистине шедевр советского кино.

    Безоговорочная десятка с кучей плюсов!

    13 марта 2014 | 10:16

    Хорошо становится после просмотра этого фильма.

    Из всех просмотренных мной фильмов великого режиссера в данной картине пропорции между печальным и светлым значительно перевешивают в сторону светлых эмоций. Но, конечно, это не пустой пропагандический манифест. И то, что герои картины напевают незамысловатые песенки, верят в любовь и добро, это все, конечно, не благодаря реалиям описываемой действительности, а исключительно вопреки.

    31 октября 2014 | 14:08

    Люблю фильмы, которые отражают атмосферу какого-то места. А тут не только место, но и время. Старый добрый Советский Союз. Конечно, далеко не все так было радужно. Но и позитивные отличия у СССР от сегодняшней России тоже были. И совсем не надо о них умалчивать. Люди тогда были другие. Более открытые, добрые, что ли… эмоционально раскрепощенные.

    Очень плавно течет фильм. Может, и нет какого-то захватывающего сюжета. Перетекает из мягкой комедийности в серьезность и обратно. Да и серьезность — не депрессивная, как сейчас модно, а такая… оптимистичная мудрость. Снят качественно, без изысков.

    8 из 10

    28 сентября 2011 | 12:18

    Смотреть… потому что Михалков. Потому что ранний. Потому что еще адекватный. Потому что безусый. Потому что поет…

    Смотреть… потому что Великая Москва. Потому что красавица-столица. Потому что наша история. Потому что Великий Город. Потому что юность наших дедов и матерей…

    Смотреть… потому что необычно. Потому что легко. Потому что интригует. Потому что весело. Потому что грустно. Потому что красиво…

    Вот смотришь на всё это и думаешь: неужели настолько все было хорошо и красочно? Счастливо и мирно? Великолепно и с душой?

    Спрашиваешь у людей из той эпохи — и они подтверждают твои догадки. Да, раньше было все иначе. И речь не о зеленой траве, а об отношении людей друг к другу. Фильм демонстрирует, что в тот 63-й можно было запросто обменять мелочь у первого встречного, жениться хоть на следующий день и быть счастливыми всю свою жизнь, спокойно ездить обыкновенным москвичам и москвичкам в метро даже ночью и это совсем не постыдно, довериться справедливости органов правопорядка, попросить соседа сделать музыку потише.

    И это не сказки, совсем не сказки. Это реальность. Но реальность давно минувших дней. 50-летней давности…

    Фильм — квест. Фильм — приключение. Фильм — сплошная ходьба и путешествия по городу. По городу Москве…

    В фильме можно находить прекрасное абсолютно в каждой мелочи: в мокром московском асфальте, в обыкновенных памятниках, в заурядных станциях метро, в вежливости и доброте души своей простых граждан, в фонтанах, в простых рабочих, в звездной россыпи актеров, заполонивших этот чудесный фильм.

    Можно за многое критиковать и обвинять Союз… Стирать прошлое и забывать о советских победах…

    Но никогда мы не были так едины и счастливы, как в то время…

    Все гениальное — просто, а великолепие требует самой высшей оценки:

    «Я шагаю по Москве» -

    10 из 10

    25 июля 2015 | 22:52

    Как смешно и беззаботно звучит эта фраза. Она передает всю атмосферу фильма: легкий, душевный и одновременно очень глубокий. Каждый из нас хочет быть счастливым и в этой картине на примере главного героя мы видим как на самом деле это легко. Хочешь быть счастливым-будь им. Как по-юношескому беззаботны эти герои и можно только восхищаться такому легкому подходу к жизни. Все мы взрослеем и чем дальше, тем больше мы усложняем нашу жизнь. А зачем? Ведь так важно радоваться каждому моменту жизни, быть по-настоящему свободным. Им не важно что подумают другие, они живут свободно и радостно. И весь фильм передает это настроение.. в поведении людей, смешных ситуациях, неожиданных встречах, симпатиях..

    Фильм вдохновляет,

    10 из 10

    3 февраля 2015 | 21:25

    Честно говоря, первый раз сегодня посмотрел этот фильм по доброму совету и с целью наконец-то повысить свой культурный уровень. А то все Друзья, Бойцовский клуб… Удивлен, что фильм понравился. Хотя не в первый раз смотрю фильмы Данелии, но этого интуиция раньше не подсказывала увидеть.

    По самому фильму, впечатление в заголовке. Остается чувство легкости, хотя в нем есть и серьезные мотивы любви, наивной веры молодых в простоту жизни, да и просто добрых чувств к героям. Правда поначалу не ко всем, но ближе к концу Коля подрос. Возможно поэтому его нет, потому что подрос. Складывается ощущение, что за время пути он чему-то научился у Володи, да и героиня Польских дает о себе знать. Оказывается, что не все так просто, легко и можно обо всем договориться и рассмеяться. Где-то тут человеческие судьбы мелькают.

    Но в целом, много внезапно смешных моментов, от которых за долгое отсутствие хороших фильмов, уже отвык. Поэтому рекомендую всем, кому охота вспомнить ощущения доброй советской комедии, к тому же приправленной тут фантастическим набором актеров и характеров.

    10 из 10

    7 июня 2012 | 02:51

    Мой любимый фильм. Лучший в отечественном и, наверное, в мировом кино. Сент-Экзюпери писал, что совершенство достигается не тогда, когда нечего больше добавить, а когда нечего больше убрать. Так вот, этому фильму нельзя нечего добавлять и нечего убирать, он совершенен. Простой, понятный, глубокий и бесконечно добрый. Эталону надо ставить максимум, поэтому

    10 из 10

    24 февраля 2007 | 16:49

    - Лабертино есть?
     — Нет.
    - Почему нет?
    - Подрос потому что.


    Эпиграф к этой статье прекрасно иллюстрирует ценность этой кинокартины. Георгий Данелия снял фильм о такой Москве, которую мы больше некогда не увидим. Наравне с «Покровскими воротами» и «Мне двадцать лет» этот фильм создают зеркало своей эпохи. Я не хочу, сильно распространятся на тему, какую грусть вызывают панорамы города, которого мы потеряли, но разница между тем, что было и тем, что есть, очень велика.

    «Я шагаю по Москве» на удивление легкий и по-летнему непринуждённый фильм. По ходу действия мы знакомимся с героями и станем свидетелями незабываемых происшествий. Сюжет, конечно, получился не интригующий, но калейдоскоп событий исчёрпывает все недостатки. Молодой парень Володя, возвращаясь с большой стройки, оказывается проездом в Москве, куда его пригласил писатель Воронин. Там он знакомится с Колей и Сашей и погружается в череду мирских затей, и незабываемых встреч. За весь этот день в Москве он успеет обрести новых друзей и повстречать свою любовь.

    Молодёжь, которая представлена в этом фильме это собирательный образ подростков того времени. Посмотрите хотя бы на Володю: добрый, искренний, отзывчивый, стеснительный, комсомолец, в общем, обыкновенный парень. Колька же жизнерадостный, раскованный и общительный. Но главное не это. Главное, что молодёжь в то время была целеустремлённая и знала к чему стремиться. А какая атмосфера. Ну, просто не город, а сказка, где из каждого окна торчит радиола, а во дворе всё ещё играют в домино.

    В целом фильм оставляет после просмотра много положительных эмоций. И в первую очередь благодаря персонажам. Один только полотёр Басов, изображающий литературного критика чего стоит. Да и Москва, чего уж там лукавить, действительно кажется центром большой страны. А уж когда её полил дождь, тогда она вообще расцвела в моих глазах. Ну а когда главный герой Никиты Михалкова, поднимаясь по эскалатору вверх, навстречу новому дню, напевает песенку — невольно слёзы наворачиваются, так это трогательно. «Бывает всё на свете хорошо…». И с этим не поспоришь.

    23 апреля 2012 | 16:13

    Забавно: сначала мне довелось увидеть «Прогулку» и «Питер FM», а только потом — относительно недавно — этот замечательный фильм. Определенно, есть что-то общее: светлое какое-то начало, наверное. Разные эпохи, разные люди, но… одинаково удачно передана атмосфера юности, свободы, энтузиазма, что ли. Другие ценности, что и говорить, слишком многое изменилось, но ведь далеко не всё — в лучшую сторону. Потому, наверное, и не стареет эта картина, потому и нравится многим (и мне в том числе) по сей день.

    Помню, после первого-второго просмотров не хотелось даже разбирать фильм на отдельные составляющие (сценарий, актерские работы, музыка и т. п.), анализировать те или иные его стороны — картина просто воспринималась как некое явление, с которым (при определенных условиях) можно вновь и вновь соприкасаться, получая при этом большое эстетическое удовольствие.
    А давеча опять посмотрел и… Определенные мысли в голову всё же пришли. Что характерно, не самые положительные — даже снял 1 балл за это. Речь вот о чем: главные герои — их «треугольник».

    Я вдруг задумался о том, насколько порядочно ведет себя Володя — герой А. Локтева. Несмотря на то, что его товарищ откровенно симпатизирует некоей девушке, зная, что вечером ему уезжать, начинает совершенно беззастенчиво за ней ухаживать. И ведь, что самое интересное, делает это на полном серьезе. Мне кажется, что это нельзя назвать честным поступком. Удивляет и то, как это «столкновение интересов» показано в фильме. Безусловно, серьезный и положительный со всех сторон Володя будто бы противопоставляется Коле — герою Н. Михалкова — этакому шутнику и балагуру. Обоснованно ли это? Чем плох Коля? Он рабочий человек — шахтер-метростроевец, помогающий своим товарищам в то время, когда мог бы спокойно спать, отдыхая после смены. Да, он веселый парень, но неужели это недостаток? Или, скажем, его «проявление повышенного внимания» к Алене — разве оно выходит за рамки дозволенного? Отнюдь! И, тем не менее, не покидает ощущение, что авторы фильма явно симпатизируют Володе. Думается, что стоило этот момент до логического конца довести. А мы, вместо этого, получаем второе «слабое звено» картины — ее концовку.

    Да, песня в исполнении героя Н. Михалкова — моего любимого, не скрою, персонажа этой ленты, великолепно сыгранного одним из лучших наших актеров — отчасти сгладила это негативное впечатление, но, с другой стороны, некая «горчинка» всё-таки осталась.

    Впрочем, возможно, я слишком требователен и/или субъективен. В любом случае фильм мне нравится, даже очень, и оцениваю я его по достоинству

    9 из 10

    30 апреля 2009 | 12:20

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>