всё о любом фильме:

Город Зеро

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров
директор фильмаВладимир Клименко
операторНиколай Немоляев
композиторЭдуард Артемьев
художникЛюдмила Кусакова, Вера Романова
монтажЛидия Милиоти
жанр фантастика, драма, комедия, детектив, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время103 мин. / 01:43
Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В качестве восковых фигур в фильме были использованы музыканты из групп «Коррозия Металла» и «ДИВ».
    Фрагмент 10:50

    файл добавилtures_u2_00

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Я бы назвал «Город Зеро» комедией абсурда, грустной комедией, где человек по воле обстоятельств вынужден на протяжении всего действа выслушивать всякий бред и принимать участие в довольно странных событиях. Дело даже не в карикатурном городе, существующем словно на другой планете, а в философии какой-то запутанности, какого-то перепутья, на котором в то время оказалась страна, и эта философия, как мне кажется, явно присутствует в каждом эпизоде фильма. В общем-то здесь улавливаются элементы сатиры, но сатиры печальной, уж очень отдающей некой безнадёжностью. Не зря же предсказано, что, попав в этот город однажды, выбраться из него невозможно никогда, словно из волшебного лабиринта. И необычность его хоть и на грани гротеска, но вполне наша, почти повседневная.

    Пропитанный дневным мистицизмом завод, директор которого не знает ни своих покупателей, ни своих непосредственных подчинённых. Краеведческий музей, налепивший экспонатов исключительно на основе изысканий полусумасшедшего местного ученого, присовокупившего сюда и Римских легионеров, якобы бывавших в этих краях, и точную копию древнего Атиллы. Дешёвое панибратство, с которым уважаемые люди укоряют друг друга как близкие родственники. Безумные легенды, накрученные вокруг старого трухлявого дуба. Ну и сама история вокруг внезапно объявившегося родственника — всё это настолько узнаваемо, по-нашему глупо и остроумно одновременно, что не требует никаких усилий, чтобы представить себя вот таким вот Варакиным где-нибудь в подобной этой командировке. Весь этот горький юмор в фильме очень во многом отражает тогдашнюю действительность.

    Потрясающе сыгранный эпизод беседы прокурора города (В. Меньшов) с Варакиным (Л. Филатов), где вся бестолковщина, творящаяся вокруг, достигает своей кульминации. Небольшая вводная по философии русского духа и русской государственности (владевшая во времена перестройки и позже умами очень многих наших ура-патриотов). А дальше — всё нормально, ты наш, парень, живи, как прежде, только оставайся Махмудом. И никому не говори, что это не так. Та досада, которая возникла на лице Филатова, усталые складки на его лбу до сих пор вызывают во мне приступы весёлого смеха.

    Единственное, по-моему, что портит впечатление от фильма, это взятое за основу прорыва культурных препон между СССР и Западом внезапное и массовое увлечение граждан рок-н-роллом (я имею в виду в танцах). Мне кажется, это вообще не носило столь массового характера, чтобы на данной основе можно было выстраивать сюжет. (Так же как и показанные в «Стилягах», например, цветастые пиджаки и гривастые причёски были атрибутами очень незначительной части молодёжи и не носили столь широко распространённого явления, как это можно понять из фильма). И, как всегда, по-моему, немного неприятно для русского слуха звучит это типично американское (не английское даже) «рак, рак, рак» с глубоким искажением звуков, которое напоминает уличный жаргон. В остальном всё замечательно.

    9 из 10

    20 июля 2010 | 20:21

    Представьте себе упорядоченное безумие, возведённое в ранг городского уклада. Здесь вас, Варакина, могут объявить сыном самоубившегося повара — Махмудом, и настойчиво просить выступить на открытии рок-н-ролльного клуба, названного в честь вашего лжеотца. Из тупика дороги вынырнет смотритель фантазматического музея, где экспозиция включает всё: от кровати Атиллы до скульптурной группы с участием «Коррозии Металла». А сын местного электрика, между делом, расскажет о дате вашей смерти. Хорошая командировочная история? Сами виноваты. Ведь официант Курдюмов предупреждал, что повар покончит с собой, если не попробуете торт. И вот, вы уже втянуты в события местной жизни, и впереди маячит вакантная должность главного инженера, а то, что «мне в Москву надо», — так к этому никто особо не прислушивается. Поэтому давайте петь романсы и есть пельмени из кастрюли. Фильм — метафора жизни обывателя, которому время от времени приходится притворяться махмудом, особенно если кто-нибудь (к примеру, прокурор) доходчиво объяснит, что так нужно. Кому нужно? Для чего? Всем нужно, и вам в том числе. А для чего? Скажем, для сохранения русской государственности. И, если чувствуешь себя патриотом, — иди и танцуй то, что соответствует историческому моменту — хоть краковяк, хоть рок-н-ролл. Можешь даже взять веточку заветного дуба, если Горисполком разрешит.

    Не знаю, кто мог бы заменить Леонида Филатова в этой роли. Это удивлённое лицо, которое становится досадующим и печальным, когда приходит понимание того, что Город умножает на ноль все его попытки вырваться. Один наморщенный лоб Филатова выразительнее целой плеяды ремесленников от кино. Все актёры фильма — великолепны. От звёзд до женщины, мелькнувшей в окошке железнодорожной кассы, чтобы остановить героя ровным, опустошающим голосом: «Билетов нет. Начальник не поможет.» Неизвестно, сколько раз они «раскалывались» на съёмках, но у меня фраза, вынесенная в заголовок рецензии, всегда вызывает приступ гомерического смеха.

    Кривое зеркало сатиры на то и кривое, чтобы гипертрофировать социальные «выпуклости». Но Шахназаров сделал это так тонко, исподволь, что фильм легко смотрится и без сатирической подложки. Можно просто наслаждаться безумными диалогами, звучащими на полном серьёзе с оттенком официоза. Своеобразный уют города, ограждённого от потрясений, куда все перемены проникают словно через искажающую линзу, — по-своему привлекателен. И что изменилось, или может измениться в этом зазеркалье за последние двадцать пять лет? Разве что… Варакин должен умереть в следующем году.

    10 из 10

    26 ноября 2014 | 16:22

    >Безумные легенды, накрученные вокруг старого трухлявого дуба.

    -ну, трухлявый дуб (под которым еще «Дмитрий Донской сидел…") — это как раз олицетворение нашей советской «государственности»… Рухнувшей от толчка, и разграбленной набежавшими функционерами… и кстати, только прокурор стоял в стороне, и смотрел на это… и посоветовал Варакину бежать, пока остальные заняты «раздракованием» государства…

    >Небольшая вводная по философии русского духа и русской государственности (владевшая во времена перестройки и позже умами очень многих наших ура-патриотов)

    -я бы не сказал, что это «ура-патриотизм», скорее «здоровый консерватизм»:

    «Запад всегда стремился скомпрометировать идею нашей государственности…

    Но самая большая опасность для нашей идеи заключается не в Западе, а в нас самих! Это мы сами хватаем все эти бесконечные модные западные идейки, соблазняясь их очевидной практичностью, рациональностью… не соображая при этом, что именно в этом заключена их губительная для нас сила!»

    (@)

    Скорее, «бердяевщина»

    Насчет танцев ("реабилитация рока энд ролла» (@) -так это тоже скорее абсурд (все вдруг в одночасье, ни с того ни с сего, бросились в танец)

    >Однако у человека всегда есть его экзистенциальный выбор: быть таким, как все, либо прозреть, понять абсурд всего происходящего и сделать свой выбор, не жить по тем законам, которое предлагает общество. Зеро — это лишь модель нашего общества, и человек в этом обществе всегда свободен в своем выборе.

    -если человек слаб (а таких в обществе большинство), то ему не приходится выбирать, а приходится плыть по течению….(на лодке в конце фильма))). Потому «свобода выбора» здесь условна….

    PS

    «Это был настоящий скандал.. ничего подобного наш городе не видел со времен мятежа левых эсеров…» (@)

    «Вторая когорта четырнадцатого марсового сдвоенного легиона….. Это та самая когорта, о бесследном исчезновении которой по пути из Британии на Кавказ докладывал Нерону командующий легионом Тит Рубрий….»

    (@)

    15 декабря 2010 | 00:46

    Как богата тема человека, окруженного непонятностями. Как тонко можно использовать некую личность, которая, словно в тумане, оказывается в месте, порядки которого не поддаются никакому сравнению с обычной жизнью. Вспомните «Алису в стране чудес». Вот обычная девочка Алиса и вот мир, в котором она очутилась, преподносящий ей удивительные встречи и необыкновенные приключения. «Город Зеро» превосходно держится на этом. Вот Варакин в исполнении Леонида Филатова, а вот все остальные. И к этим остальным нельзя подобрать некоего определённого ключа, который открывал всё что можно в обычном мире. В Городе Зеро играют по своим правилам, отталкиваясь от поступков гостя.

    Об актёрском составе даже говорить не стоит. Талантливейшие актёры, каждый отлично справился со своим образом, чётко ему следуя. Кстати, если касаться именно образов, то в перестроечное время, конечно, не мог выйти подобный фильм без какого-либо отношения к современной ситуации в стране и к прошлым временам. Вот прокурор Города со своим видением, с отрицанием прогресса, который, по его мнению, пойдёт непременно по западному пути, абсолютно не придерживаясь законов русского духа. Вот экскурсовод, живущий при музее, который дышит прошлым, обыденно, но всё же не без восхищения рассказывающий о том, что было, какие были люди, какие были подвиги. А экспозиция «грёзы» наглядно демонстрирует, что было и что происходит сейчас. А эпизод в номере гостиницы. «Тарелок же нету» говорит писатель Чугунов. Так а зачем тарелки? Вот есть общая кастрюля, вот есть одна ложка на всех, и нет проблемы. Да здравствует коммунизм и отсутствие частной собственности.

    Фильм хорош. Похоже, он не очень известен, но хорош от основания корней до самых кончиков.

    Самый высший балл, пожалуй, мешают поставить несколько затянутые сцены. На мой взгляд, сцена в музее без потери качества могла бы быть и покороче.

    9 из 10

    27 февраля 2010 | 23:16

    Да! Наконец-то! Неужели мне, человеку любящему бросать людей вопросами про крайние случаи и ситуации, показали как раз такой фильм, где все построено на высокохудожественном абсурде. Это ещё герой Леонида Филатова — Варакин Алексей Михайлович, спокойный, сдержанный человек с грустным взглядом брошенного пса. А если бы попался вспыльчивый, кричащий, швыряющий столы и стулья? Не получилось бы фильма тогда.

    Фильм является экскурсом в историю нашей страны, счастье которой — вырваться из гнета, доведено до того же абсурда. Никто ведь на самом деле не станет открывать клуб поклонников рок-н-ролла в честь повара Николаева, который покончил жизнь самоубийством, когда клиент не стал есть блюдо, выполненное в форме его, клиентской, головы? А в Городе Зеро всё возможно.

    Это трагифарс. Есть от чего погрустить, есть от чего разразиться веселым хохотом, хотя главный герой фильма с каждым часом становится если не раздраженный — то очень опечаленный сложившейся ситуацией. Ему самому до лампочки, честно говоря, как там со страной. Ему «правда, очень нужно в Москву». А вам бы на его месте не хотелось?

    10 из 10, любимый фильм.

    18 июля 2010 | 03:11

    Тема нереальных городов, в которых царит абсурдный или утопический жизненный строй на Западе разрабатывалась уже достаточно давно. Но как оказалось и в «позднесоветской» эпохе могли создать что-то в этом духе.

    Зритель вместе с главным героем в исполнении Леонида Филатова пребывает на поезде в небольшой город, чтобы переговорить с местным поставщиком кондиционеров. Ситуация вполне реальная и в сущности совсем не примечательная. Гостиница, проходная, приёмная директора, секретарша… А вот с этого момента поподробнее. Секретарша, восседающая за печатной машинкой и с абсолютно невозмутимым видом совершающая свою повседневную работу, представляет собой очевидно мечту старых начальников — сидит она абсолютно голая и при этом все вокруг будут вести себя так, словно это нормально. Неожиданно для киноленты 80-хх.

    Дальше же нашего героя ожидает один абсурд, следующий за другим — на десерт ему подадут собственую голову, в местном краеведческом музее он узнает, что на этом самом месте были ещё и греки с римлянами, а также чуть менее примечательные личности. Коллекци восковых фигур, представленых в музее, может позавидовать сама мадам Тюссо, особенно если учесть, что они действительно выглядят как настоящии (впрочем, не только выглядят).

    Все эти чиновники, роли которых исполняют демонические Джигарханян, Басилашвили и прочие колоритные актёры типа Меньшова, Евстигнеева, Жаркова, придают городу сходство с чем-то гоголевским или булгаковским. Социальная сатира здесь накладывается на небывалый трагизм, отражающийся в таких больших и печальных глазах главного героя. Он уже понимает, что никогда не выберется из этого города.

    Этот город, как болото, затягивает его. Мы ничего не знаем о жизни героя за пределами города. И не узнаем о том, что случится с ним потом. Мы можем только поверить предсказанию маленького картавящего мальчика, произнесённому таким страшным серьёзным тоном, что непроизвольно мурашки побегут по коже:

    «Вы никогда не уедете из этого города. Вы умрёте в 2015 году… «

    Скажем так, ребёнок из «Омена» отдыхает. Серьёзные дети, говорящие странные вещи — это как-то ирреально, жутко.

    В фильме действительно очень много персонажей, много жизни, праздники, истории — но от всего этого веет чем-то поистине жутким, «не-живым» и неприятным. Герой перемещается по этому пространству как в бреду, словно печальная тень. Он обречён остаться здесь навсегда. В этом городе, где люди превращаются в восковые фигуры, в этом царстве абсурда и лжи.

    По своей тематике и идейному содержанию фильм можно отнести к «советскому» артхаусу. Уверена, что подобных картин не много и могу посоветовать фильм любителям серии «другое кино».

    20 августа 2008 | 20:38

    Мухосранск, показанный в фильме — пародия на совок. Инженер Алексей Варакин приезжает в этот самый Мухосранск в командировку. События, которые разворачиваются в фильме, абсурдны с точки зрения рационального современного человека, которым является Варакин, но вполне привычны для советских людей, которые там проживают: директор завода не знает ничего о заводе, таксист не знает дорогу к вокзалу, в краеведческом музее вместо истории города рассказывают небылицы, люди ищут повод для самоубийства, в клубе любителей рока никто не умеет танцевать рок и т. д.

    Оракул появляется не случайно: он предсказывает Варакину его советское будущее, которое итак понятно любому. Дело в том, что жизнь в Мухосранске примитивна и предсказуема. Самое яркое событие за последние 100 лет — танец рока старшим лейтенантом Николаевым на молодёжном вечере. Единственный способ изменить свою судьбу — застрелиться.

    В совке нет никаких возможностей реализовать себя. От тебя ничего не зависит. И судьбу свою знает наперёд каждый 8-летний мальчик. Поэтому не к чему стремиться, ничего не нужно знать и уметь, и все люди — одинаковые. Остаётся одно — развлекать себя всякой ерундой, типа сидеть голым на работе или ломать ветки на дубе.

    Почитав комментарии тут я с горестью обнаружил, что зрители не поняли о чем фильм. А это значит, что мы продолжаем болтаться в Городе Зеро, и никак выбраться не можем.

    8 сентября 2013 | 18:09

    «Земную жизнь пройдя до половины,
    Я очутился в сумрачном лесу,
    Утратив правый путь во тьме долины».
    (Данте. «Божественная комедия». «Ад». Песнь первая).

    Инженер одного из московских заводов Алексей Варакин приезжает в командировку в провинциальный городок, где, как оказывается, его никто не ждет. Далее Варакин попадает, как ему кажется, в череду абсурдных случайностей, которые вызывают скорее снисходительную ухмылку московского гостя, чем раздражение. Но критическая масса имеем свойство накапливаться.

    И вот Варакин уже перестает удивляться тому, как подменили в городе историю, как важные проблемы заменили мелкими. Как нелепица выдается за истину. И сам уже согласен я новыми правилам игры: он не спорит, когда его начинают принимать за Махмуда — сына известного в городе повара Николаева.

    Главный герой постоянно твердит, что ему надо вернуться в Москву, в привычный мир. Но наступает момент, когда, втянутый в воронку провинциальных событий, он и об этом забывает.

    Говорят, что в 1996 году при Комитете по безопасности российской Госдумы прошел семинар, одно из заседаний которого было посвящено разбору фильма «Город Зеро». Все сошлись на том, что фильм предвосхитил процесс разрушения «культурного ядра» советского общества. Но по вопросу о том, предписывает ли лента программу разрушения или предупреждает об опасности, мнения разошлись.

    В фильме замечательно показана технология ненасильственного воздействия на массовое сознание, стирания истории, подмены ориентиров. Но подобные манипуляции имеют отношения не только к давно прошедшим временам «перестройки». Они актуальны и сегодня. И, на мой взгляд, фильмы, подобные «Городу Зеро» позволяют хотя бы задуматься: кто я и где я?

    8 из 10

    30 июня 2014 | 11:38

    Фильм начал смотреть случайно, по ТВ, совершенно ничего о нём не зная. Примерно к середине фильма у меня сложилось впечатление, что я смотрю мистический триллер, причем по уровню ничем не хуже голливудских. После сценки с маленьким мальчиком даже мурашки приготовились бегать по спине, и сразу вспомнились японские ужастики про маленьких девочек в белом платьице. Чуть дальше стали появляться мысли о фантастическом уклоне. И только ближе к концу фильма я начал понимать, что это — очень качественное, добротное высмеивание всей абсурдности нашей жизни, пусть и немного преувеличенное. Атмосфера фильма выдерживается до самого конца. Финальные титры оставляют некоторую недосказанность, незавершенность, но это — наша жизнь. Никто не знает, как она закончится, и каждый определяет её сам.

    Если бы еще продолжили мистическую линию после маленького мальчика — вышел бы первоклассный советский ужастик, который бы с легкостью заткнул за пояс всякие «Звонки».

    9 из 10

    26 ноября 2011 | 23:44

    Один из самых удивительных фильмов, нетипичных для советского времени. С потрясающим актерским составом, отличной актерской игрой и постановкой. Малоизвестный и недооцененный зрителями.

    Посмотрев полностью один раз, очень люблю пересматривать частями.

    Есть чудесные абсурдные эпизоды, которые так и просятся для создания какой-нибудь атмосферной квестовой игры:

     — «А вы по какому вопросу?» спрашивает полностью голая секретарша на заводе, куда приходит бедный инженер. Вот тебе и кондиционеры для холодильника, удачно зашел.

     — «Какой десерт, я ничего не заказывал». Торт в виде натуральной человеческой головы героя в ресторане. Подарок заведения, вот везде бы так, а! Жутковато, но прекрасно

     — Сумасшедший краеведческий музей всех времен и народов с живыми восковыми фигурами с атмосферами разных эпох

    - «А давайте пойдем к дубу. Под которым еще Дмитрий Донской сидел». Надо обязательно веточку сорвать на память. Одному захотелось, а потом каждому. Наше общество в миниатюре.

    И все это под музыку трогательного, загадочного русского романса «Ночь светла». Признаться, после того как спел его Филатов, я больше не могу слушать другие версии. И тихим одиноким вечером иногда пересматриваю ту часть фильма, когда все герои собрались в комнате. И Филатов тихо, уютно заводит песню, а остальные ее удачно подхватывают.

    Абсурдная комедия с долей русской тоски и грусти, изумрудными лесами и туманными реками, рок-н-рольными танцами, недоумением и изнанкой человеческого общества.

    10 из 10

    1 декабря 2014 | 21:56

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>