всё о любом фильме:

Город Зеро

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров
директор фильмаВладимир Клименко
операторНиколай Немоляев
композиторЭдуард Артемьев
художникЛюдмила Кусакова, Вера Романова
монтажЛидия Милиоти
жанр фантастика, драма, комедия, детектив, ... слова
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время103 мин. / 01:43
Отправившись в командировку, герой фильма неожиданно попадет в фантастический город. Он очень похож на наш мир, только скрытая абсурдность повседневной жизни здесь стала явной. Город Зеро открывает герою одну тайну за другой, и вернуться в привычную реальность становится все трудней…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • В качестве восковых фигур в фильме были использованы музыканты из групп «Коррозия Металла» и «ДИВ».
    Фрагмент 10:50

    файл добавилtures_u2_00

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Я бы назвал «Город Зеро» комедией абсурда, грустной комедией, где человек по воле обстоятельств вынужден на протяжении всего действа выслушивать всякий бред и принимать участие в довольно странных событиях. Дело даже не в карикатурном городе, существующем словно на другой планете, а в философии какой-то запутанности, какого-то перепутья, на котором в то время оказалась страна, и эта философия, как мне кажется, явно присутствует в каждом эпизоде фильма. В общем-то здесь улавливаются элементы сатиры, но сатиры печальной, уж очень отдающей некой безнадёжностью. Не зря же предсказано, что, попав в этот город однажды, выбраться из него невозможно никогда, словно из волшебного лабиринта. И необычность его хоть и на грани гротеска, но вполне наша, почти повседневная.

    Пропитанный дневным мистицизмом завод, директор которого не знает ни своих покупателей, ни своих непосредственных подчинённых. Краеведческий музей, налепивший экспонатов исключительно на основе изысканий полусумасшедшего местного ученого, присовокупившего сюда и Римских легионеров, якобы бывавших в этих краях, и точную копию древнего Атиллы. Дешёвое панибратство, с которым уважаемые люди укоряют друг друга как близкие родственники. Безумные легенды, накрученные вокруг старого трухлявого дуба. Ну и сама история вокруг внезапно объявившегося родственника — всё это настолько узнаваемо, по-нашему глупо и остроумно одновременно, что не требует никаких усилий, чтобы представить себя вот таким вот Варакиным где-нибудь в подобной этой командировке. Весь этот горький юмор в фильме очень во многом отражает тогдашнюю действительность.

    Потрясающе сыгранный эпизод беседы прокурора города (В. Меньшов) с Варакиным (Л. Филатов), где вся бестолковщина, творящаяся вокруг, достигает своей кульминации. Небольшая вводная по философии русского духа и русской государственности (владевшая во времена перестройки и позже умами очень многих наших ура-патриотов). А дальше — всё нормально, ты наш, парень, живи, как прежде, только оставайся Махмудом. И никому не говори, что это не так. Та досада, которая возникла на лице Филатова, усталые складки на его лбу до сих пор вызывают во мне приступы весёлого смеха.

    Единственное, по-моему, что портит впечатление от фильма, это взятое за основу прорыва культурных препон между СССР и Западом внезапное и массовое увлечение граждан рок-н-роллом (я имею в виду в танцах). Мне кажется, это вообще не носило столь массового характера, чтобы на данной основе можно было выстраивать сюжет. (Так же как и показанные в «Стилягах», например, цветастые пиджаки и гривастые причёски были атрибутами очень незначительной части молодёжи и не носили столь широко распространённого явления, как это можно понять из фильма). И, как всегда, по-моему, немного неприятно для русского слуха звучит это типично американское (не английское даже) «рак, рак, рак» с глубоким искажением звуков, которое напоминает уличный жаргон. В остальном всё замечательно.

    9 из 10

    20 июля 2010 | 20:21

    Этот фильм представляет собой некоторый образец того, как должны передаваться глубинные мысли с помощью знаков, символов, метафор, красивых и необычных аллегорий. Образец не потому, что он идеален, в фильме очень много чего не доработано, образец, потому что большинство фильмов, даже очень умных и сложных, всё-таки пытаются передать идеи прямо, через слова. И это не всегда хорошо не только потому что это слишком скучно и неинтересно. Это нехорошо и часто бессмысленно, потому что для того чтобы воспринять смысл слов и понять именно этот смысл человек очень должен сначала созреть. Есть такое выражение: «Человек слышит только то, что он хочет». Значит, чтобы донести до человека свои мысли, надо понять то, что он хочет. А то, что хочет человек, определяется как раз некоторым чувственным опытом, который человеку приходится переживать часто независимо от своего желания. Используя подобные методы, кстати, можно построить неплохую систему воспитания.

    Вот и этот фильм показывает нам с одной стороны тоже не прямым, грубым методом то, как, с другой стороны, человека, который привык совершенно к определённым порядкам и правилам поведения, ставят в ситуацию, где он даже возмутится не может, настолько они абсурдны и нереальны. У этого человека просто нет в голове программы как вести себя в подобных ситуациях. Что делать? Если человек привык всегда делать всё автоматом, обычно в этом случае возникает ступор, который может навсегда оставить человека в том положении, в котором он его застал. И предсказание мальчика, который предрек, что наш герой не уедет никогда из этого города, отсюда становится понятным.

    При просмотре, однако, у Вас может возникнуть не только чувство абсурдности происходящего, но и в некоторых моментах, особенно во время «экскурсии» в т. н. музее, Вы можете воспринять её всерьёз и поразиться некоторым «малоизвестным» фактам нашей истории. По крайней мере я на несколько минут действительно поверил. Тем более понятно состояние героя, который был в кадре.

    Вообще сцена в музее — с визуальной точки зрения — это лучшее, что есть в фильме. Я, например, так и не понял, экспонаты — это восковые фигуры или реальные люди, то ли настолько реалистично сделанные фигуры, то ли настолько воплотившиеся в фигуры люди, но понять я не мог. Потом только узнал. Но вот это непонятное состояние, когда не знаешь, кто перед тобой, когда манекен настолько реалистичен, что это само по себе выбивает почву из под ног, оно просто отлично передаёт состояние главного героя, его недоумение и шок.

    Сцена с тортом, конечно, жестковата, но для такого сюжета, вполне естественно, правда с сюжетной линией повара перемудрили, смотрится это временами слишком надуманно.

    Голая секретарша, конечно, и сейчас может шокировать, если она не в кино, но тогда люди, увидев даже только на экране, воспринимали это так и даже сильнее, чем мы сейчас восприняли бы это в реальности. Так что многим этот момент будет не так понятен.

    К концу фильм съезжает к полной шизофрении, но шизофрении оправданной, чтобы показать некую призрачность и абсурдность именно тех положений, на которых зиждятся, внушённые нам идеологические установки. Хотя эти эпизоды смотрятся уже не так убедительно как сцена в музее.

    Возможно, и судя по словам режиссера, он не сознательно что-то в чем-то зашифровывал. Он просто создал абсурдные ситуации, которые изначально смысла в себе никакого не несли. Но, как часто, бывает в истории, даже там где вообще нельзя найти смысла, кто-то его обязательно найдёт. Причём найдёт и сделает из него религию.

    Однако попытка выдать это за кодирование какой-то информации приводит к более примитивному восприятию картины, так как основная ценность таких мистически-экзорцистических проектов как раз в том, что они предполагают множественную трактовку в зависимости от предпочтений каждого отдельного человека. В этом есть некая приятная и жизнеутверждающая недосказанность, возможность для каждого нового зрителя сделать какие-то новые мистические открытия.

    Лично у меня этот фильм вызывал самые разные чувства во время просмотра, причём каждая новая сцена давала что-то принципиально новое.

    Но этот сюжет можно воспринимать и как обычную жизнь, в которой в реальности происходят все эти абсурдные вещи, люди ведут себя странно, одеваются или не одеваются странно, едят странную еду, совершают странные, совершенно неразумные(своей опасностью) поступки, но мы всего этого (как бы) не замечаем. Причём люди, вырастая, обычно консервируют своё поведение на определённой стадии и при этом совершенно не хотят меняться и замечать всё то, что не вписывается в их программу поведения. Бывало ли у Вас такое в жизни? Разве не это абсурд? Большинство людей, наверное, не увидят себя, ибо это психологически не комфортно, но я склонен именно к такой трактовке этого шифра. Не зря ведь именно маленький мальчик предрёк главную герою будущее, ведь именно дети ещё не зашорены разными жизненными стереотипами.

    Абсурдно не то, что происходит, а то, как мы на это реагируем.

    Некоторые особо радикальные и слишком задумчивые патриоты-коммунисты нашли в этом фильме некую масонскую шифрограмму для избранного высшего круга масонов. По их мнению кто-то сверху запустил его, чтобы показать истинные цели перестройки — разрушение старых устоев. Но тут как всегда путают следствие с причиной. Это не фильм был создан специально, чтобы продвинуть политические реформы, а это политические реформы создали такие условия, когда люди стали свободно снимать подобные фильмы. Но, тем не менее, тысячи правоверных коммунистов до сих пор думают, что всё это масонская шифрограмма. Это ещё раз доказывает, что люди слышат только то, что хотят услышать.

    Самые лучшие наши актёры достаточно удачно передают всю атмосферу абсурдного города, абсурдных положений и абсурдных действий. Сюжет достаточно сложен и позволяет задумываться о самых разных идеях, хотя, на мой взгляд, самая главная идея, которую не то, что хотел, а может просто невольно сказал режиссёр, это всё то, о чём я написал выше.

    7 из 10

    22 апреля 2010 | 18:28

    Тема нереальных городов, в которых царит абсурдный или утопический жизненный строй на Западе разрабатывалась уже достаточно давно. Но как оказалось и в «позднесоветской» эпохе могли создать что-то в этом духе.

    Зритель вместе с главным героем в исполнении Леонида Филатова пребывает на поезде в небольшой город, чтобы переговорить с местным поставщиком кондиционеров. Ситуация вполне реальная и в сущности совсем не примечательная. Гостиница, проходная, приёмная директора, секретарша… А вот с этого момента поподробнее. Секретарша, восседающая за печатной машинкой и с абсолютно невозмутимым видом совершающая свою повседневную работу, представляет собой очевидно мечту старых начальников — сидит она абсолютно голая и при этом все вокруг будут вести себя так, словно это нормально. Неожиданно для киноленты 80-хх.

    Дальше же нашего героя ожидает один абсурд, следующий за другим — на десерт ему подадут собственую голову, в местном краеведческом музее он узнает, что на этом самом месте были ещё и греки с римлянами, а также чуть менее примечательные личности. Коллекци восковых фигур, представленых в музее, может позавидовать сама мадам Тюссо, особенно если учесть, что они действительно выглядят как настоящии (впрочем, не только выглядят).

    Все эти чиновники, роли которых исполняют демонические Джигарханян, Басилашвили и прочие колоритные актёры типа Меньшова, Евстигнеева, Жаркова, придают городу сходство с чем-то гоголевским или булгаковским. Социальная сатира здесь накладывается на небывалый трагизм, отражающийся в таких больших и печальных глазах главного героя. Он уже понимает, что никогда не выберется из этого города.

    Этот город, как болото, затягивает его. Мы ничего не знаем о жизни героя за пределами города. И не узнаем о том, что случится с ним потом. Мы можем только поверить предсказанию маленького картавящего мальчика, произнесённому таким страшным серьёзным тоном, что непроизвольно мурашки побегут по коже:

    «Вы никогда не уедете из этого города. Вы умрёте в 2015 году… «

    Скажем так, ребёнок из «Омена» отдыхает. Серьёзные дети, говорящие странные вещи — это как-то ирреально, жутко.

    В фильме действительно очень много персонажей, много жизни, праздники, истории — но от всего этого веет чем-то поистине жутким, «не-живым» и неприятным. Герой перемещается по этому пространству как в бреду, словно печальная тень. Он обречён остаться здесь навсегда. В этом городе, где люди превращаются в восковые фигуры, в этом царстве абсурда и лжи.

    По своей тематике и идейному содержанию фильм можно отнести к «советскому» артхаусу. Уверена, что подобных картин не много и могу посоветовать фильм любителям серии «другое кино».

    20 августа 2008 | 20:38

    Один из самых удивительных фильмов, нетипичных для советского времени. С потрясающим актерским составом, отличной актерской игрой и постановкой. Малоизвестный и недооцененный зрителями.

    Посмотрев полностью один раз, очень люблю пересматривать частями.

    Есть чудесные абсурдные эпизоды, которые так и просятся для создания какой-нибудь атмосферной квестовой игры:

     — «А вы по какому вопросу?» спрашивает полностью голая секретарша на заводе, куда приходит бедный инженер. Вот тебе и кондиционеры для холодильника, удачно зашел.

     — «Какой десерт, я ничего не заказывал». Торт в виде натуральной человеческой головы героя в ресторане. Подарок заведения, вот везде бы так, а! Жутковато, но прекрасно

     — Сумасшедший краеведческий музей всех времен и народов с живыми восковыми фигурами с атмосферами разных эпох

    - «А давайте пойдем к дубу. Под которым еще Дмитрий Донской сидел». Надо обязательно веточку сорвать на память. Одному захотелось, а потом каждому. Наше общество в миниатюре.

    И все это под музыку трогательного, загадочного русского романса «Ночь светла». Признаться, после того как спел его Филатов, я больше не могу слушать другие версии. И тихим одиноким вечером иногда пересматриваю ту часть фильма, когда все герои собрались в комнате. И Филатов тихо, уютно заводит песню, а остальные ее удачно подхватывают.

    Абсурдная комедия с долей русской тоски и грусти, изумрудными лесами и туманными реками, рок-н-рольными танцами, недоумением и изнанкой человеческого общества.

    10 из 10

    1 декабря 2014 | 21:56

    Вы не верите в путешествия во времени? Тогда Карен Шахназаров идет к вам!

    Эта без сомнения опередившая свое время и наполненная до краев символизмом лента, каким-то невообразимым и чудесным образом, смогла предугадать и зашифровать в себе все то, что произошло в стране ее производства через какие-то 3 года. Это было настоящие предсказание, предупреждение! Практически сообщение из будущего, ведь придумать это до наступивших в скором времени событий (которые просто взяли и изменили весь ход истории) было не возможно, не реально! Создатели явно побывали в будущем, ибо так подробно проанализировать произошедшее не очень то и получается спустя десятилетия, в наши дни! Ведь в картине объяснены причины этого, сделаны выводы и намекается на возможные следствия из всего случившегося. Это способно вызвать багет у человека любых убеждений, породив огромную массу вопросов, но главное, это напугает до дрожи в коленках.

    Как обычно это и бывает у Шахназарова, фильм крайне авторский и является метафорой. Многие из находок фильма Карен повторит еще не раз в своих будущих картинах, но на это можно смотреть вечно.

    Круче может быть только у Кубрика.

    15 октября 2013 | 22:00

    Посмотрев, не без увлечения фильм, напрашивается только один вывод — это просто сюрр, полный сюр без какого-либо смысла, как в живописи, когда неумелые художники что-то мажут, а потом подкладывают под это смысл. Такое чувство, что авторов фильма утомила советская обыденность и они решили попытаться придумать то, чего вообще не может быть и возвести это как некую аллегорию, намек, который неподготовленному зрителю видится исключительно как бред.

    С самого начала поддаешься игрой замечательных актеров, они играют блестяще и достоверно, но играют бред.

    Некие символы читаются лишь в высмеивании того, что мы тогда в перестройку начинали хвалить то, за что раньше наказывали — рок-н-ролл. И второй символ — отламывание от дерева веточки, как каждый сам себе, не думая в целом об обществе, мире наконец. Разве что из-за этих моментов стоило один раз его посмотреть.

    15 апреля 2015 | 23:59

    По-моему это советская «Матрица». Другая реальность или параллельный мир. Начинаешь смотреть и не можешь оторваться. Погружаешься.

    Все абсурдно серьезно. Сбой в Матрице. Который позволяет по другому смотреть на нашу.

    Думаю, режиссер задумывал фильм, как иронию над угасающим СССР, а получилось намного глубже. Наверное, это может быть признаком гениальности творения — произведение живет своей жизнью.

    Герой Филатова сторонний наблюдатель, который, по сути, и является архитектором Города. Здесь работает принцип неопределенности Гайзенберга, применимый не только в квантовой механике, — внешний наблюдатель оказывает влияние на поведение исследуемых систем. Без него Города нет. Поэтому Зеро. Деление на ноль и бесконечность.

    Это как сон, в нем все реально и ты сам его придумал, но стоит проснуться и его реальность развеется памятью. Кто-то сказал, что мы это сон Бога.

    Фильму веришь. Долгое послевкусие, смотришь на все с удивлением. Здесь на самом деле тоже абсурд, но мы к нему привыкли и не замечаем. То, что происходит в Перебродино, у участников событий удивления не вызывает, в отличие от наблюдателя. А ведь ему была предложена таблетка — торт в виде собственной головы. Возможно, съел бы кусочек и ничего странного больше не увидел. Кстати, в фильме присутствует оракул — мальчик в доме, где Варакин собирался переночевать.

    Фильм замечательный, культовый. Для меня один из самых-самых.

    P.S. «Я с Московского машиностроительного».

    7 декабря 2007 | 16:51

    Инженер Алексей Варакин отправляется в командировку в город под названием Зеро, чтобы на месте выяснить отношения с заводом-поставщиком кондиционеров при совместном переходе на хозрасчёт. В приёмной директора он застаёт обнажённую секретаршу, как нив чем не бывало поливающую цветы, а в местном ресторане ему подают странный торт в форме детально вылепленной копии его, варакинской, головы. Затем простодушные и обольстительные обитатели города незаметно начинают втягивать инженера в опасную игру с непонятными для него правилами.

    Варакин посещает местный краеведческий музей, походящий не то на заповедник всемирного прошлого, не то на кунсткамеру оживших восковых фигур, заходит на рок-н-рольную тусовку, после чего вместе с отцами города совершает ещё и путешествие к старому дубу… Как и Алиса в Зазеркалье, герой становится участником целого каскада аттракционов, в которых стерта грань между здравым смыслом и сюрреалистическим бредом, кошмаром и сном, нормой и аномалиями.

    Город Зеро предстаёт неким кафкианским миром с нарушенными причинно-следственными связями. Повышенная концентрация соцреализма с гипертрофированными жизнеподобными деталями оборачивается в итоге и фантасмагорией, и абсурдистским фарсом, где в иррациональном виде предстают национально-культурные и социальные мифологемы и образ советского человека с его идеалами и манерой поведения.

    25 ноября 2014 | 16:48

    Это первая моя рецензия на этом сайте, и я нисколечки не натренирован в их написании.

    Сюжет

    Инженер Варакин из столицы переезжает в некий город, где друг за другом следуют абсурдные события. Для начала ему не выдают пропуск, в приемной сидит нагая «как Ева в Эдеме», секретарша и ни в чем не бывало набирает что-то на печатной машинке, в столовой Варакину приносят шоколадный торт, в точности копирующий его голову, и. т. д.

    Отрадно видеть русский абсурд. Он такой, какой он есть. Отчасти это может и можно воспринять как пародию на Советы, но мне эта непоследовательная, но тщательно выверенная в своей абсурдности схема более напомнила гибрид Бунюэля (скромное обаяние буржуазии) с Кафкой (рассказы). Этот абсурд сформировался в кажущемся отсутствии иерархии.

    Жанр. Так. Здесь все сложнее Сюрреализм? Но где же тогда здесь сны? Комедия? Но это скорее уж поздний Бунюэль. Пророчество? Да где же такой жанр найти? Фантасмагорический триллер? Да, пожалуй. Фантасмагории хоть отбавляй, и загадок от этого не меньше. Но фильм показался одни из лучших в позднесоветских. Но что из этого следует? Глубокое пророчество? Или предзакатная рябь реки, по которой никуда не уехать… Смотреть и пересматривать, для русского, Советского и мирового кинематографа это огромный шаг вперед.

    10 из 10

    25 июня 2013 | 16:01

    Сегодня посмотрела фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» и невольно провела аналогию с произведением В. Набокова «Приглашение на казнь». Несомненно, что у фильма можно найти мотивы произведений Кафки, а кто-то даже усмотрел в нем мотивы фильмов Дэвида Линча. (может, только «Внутренняя Империя»). Хотелось отметить отличный подбор актеров, наверное, кроме Филатова, никто бы лучше этой роли не сыграл. Сразу, что бросилось мне в глаза — это некая театрализованность этого города. Абсурд — одни из главный лейтмотив фильма. Настоящий человек, попадая в мир абсурда, начинает вдруг осознавать, что все — лишь куклы, декорации, и он — часть этой кукольной игры, не исключено, что он сам станет таким (вспомним предсказание мальчика). Однако у человека всегда есть его экзистенциальный выбор: быть таким, как все, либо прозреть, понять абсурд всего происходящего и сделать свой выбор, не жить по тем законам, которое предлагает общество. Зеро — это лишь модель нашего общества, и человек в этом обществе всегда свободен в своем выборе.

    10 из 10

    19 ноября 2009 | 21:18

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>