всё о любом фильме:

Афоня

год
страна
слоган«Плохой хороший человек»
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Бородянский
директор фильмаАлександр Яблочкин
операторСергей Вронский
композиторМоисей Вайнберг, Андрей Макаревич, Юрий Шахназаров
художникБорис Немечек, К. Разумовская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  62.2 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время92 мин. / 01:32
Весело и беззаботно жил слесарь-сантехник Афанасий. Не гнушался левыми заработками, любил выпить, поволочиться за девушками. Так проходил день за днем, но однажды… О том, что случилось с Афоней, рассказывает фильм признанного мастера комедии Георгия Данелии.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Занимает по посещаемости 15-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • Роль Федулы для актера Борислава Брондукова стала знаковой. Актер так вошел в роль, что однажды охранники ресторана московской гостиницы, где проходили съемки, приняли его за алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и. .. пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал — артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!»
    • На главную роль претендовали три человека — польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев.
    • Многие помнят эпизод, когда Афоня «кадрит» пышногрудую девицу на танцах. Актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой.
    • В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». Песня для фильма была приобретена по всем законам и спустя несколько месяцев Макаревич получил деньги, около 500 рублей, большая по тем временам сумма. На эти деньги группа купила в комиссионке магнитофон «Грюндиг», на котором музыканты записали не один хит.
    • На роль Борщова также пробовались Николай Караченцов, Владимир Носик, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков, Виктор Проскурин, Владислав Долгоруков.
    • Съёмки проводились в г. Ярославле. В фильме можно увидеть виды Спасо-Преображенского монастыря, брагинские «хрущёвки», кафе «Ассоль», универмаг «Ярославль» на улице Свободы.
    • В фильме на сцене вместо музыкантов «Машины времени» снималась группа «Аракс». После «Солнечного острова» «Аракс» исполнил свою песню «Мемуары».
    • Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Дело в том, что Евгения Симонова уже подписала договор на съёмки в другой картине и всё лето должна была сниматься в Башкирии.
    • Играя роль алкоголика и пьяницы, Афоня пьет спиртное в кадре всего дважды и то в небольших количествах. В начале фильма в кафе «Ассоль» он пригубил пиво, а в середине фильма он у себя дома выпивает рюмку вина.
    • Первоначально фильм должен был сниматься на киностудии Довженко. На главную роль Афони был утвержден Борислав Брондуков. Однако по распоряжению Минкультуры фильм отдали Георгию Данелии на Мосфильм.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма, когда милиционер проверяет паспорт у Борщова, отчетливо видна дата выдачи паспорта: 24 июня 1984 года. Фильм вышел на экраны в октябре 1975 года.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    В начале будет смешно. На сцене, где танцуют изящные балерины в своих белых, словно воздушных одеяниях, появится забулдыга в нелепых шароварах и в таком же затрапезном халате, надетом прямо на майку. Соединение несоединимого рождает смех. Но Георгию Данелии внешнего противопоставления мало. Он сталкивает в прямом смысле слова — пьяницу и балерин. Федул крикнет своим резким, пропитым голосом: «Осторожнее!». Он чувствует себя везде хозяином, во всём правым, потому что ему Афоня рубль должен. Этот самый 1 р. для Федула — наибольшая ценность на свете. И что Федулу искусство, если голова трещит с похмелья, поэтому надо срочно выпить, а «вечный должник» Афоня куда-то запропастился…  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 241 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    Пересмотрев на днях эту замечательную картину, я вот что для себя отметил. Раньше, в детстве, я с куда большим интересом уселся бы перед телевизором, чтобы в очередной раз посмеяться над похождениями С. С. Горбункова или легендарной троицы Труса, Балбеса и Бывалого. Комедии (как бы там ни было, а они таковыми являются) же Г. Данелии казались излишне отягощенными нравоучениями, морализаторством и прочими «совершенно неуместными» элементами.

    Тот же «Афоня» замечательно и весело смотрелся аккурат до той поры, покуда главный герой не уезжал в деревню («На картошку? — Навсегда!»). Вот как отрезало дальше. Скучно, неинтересно, а, главное, не смешно — можно выключать.

    И вот это ощущение, что всем хорош фильм, но лишь до поры, до времени, — жило во мне практически до последнего. До того самого дня, когда я решился-таки посмотреть его еще раз. От начала и до конца.

    Не пожалел. Фильм открылся не то слово в каком новом свете! Ко всем бесспорным и ранее известным достоинствам (блистательная работа Л. Куравлева, дивные персонажи второго плана в исполнении любимейших актеров всех времен, феерическое остроумие и пр.) добавилось, возможно, главное (с точки зрения авторов): понимание идеи. Только теперь в полной мере стало ясно, что контраст (в первую очередь, эмоциональный) «города» (я имею в виду место действия основной части картины) и «деревни» не просто неизбежен — он необходим! Без этого сравнения картина осталась бы сатирической зарисовкой: забавной, но, боюсь, недостаточно глубокой. Другое дело финал, предложенный режиссером. Тяжёлый, щемящий, но, согласитесь, логичный, заслуженный и совершенно обоснованный. Снимаю шляпу.

    Но одна претензия у меня всё-таки есть. Главная героиня. На ее совести будет тот единственный балл, которого я намерен лишить картину. Что хотите со мной делайте, но не могу я на нее смотреть спокойно! Господи, ну зачем, зачем ты (Афоня, имеется в виду) вообще к ней подошёл?! Дался тебе этот буфет! Ведь прилипла же — до конца жизни не отдерёшь теперь. И так он ей, и эдак — бесполезно! Реально, бесит аж! Всё понимаю, что так надо, что очищение через любовь и пр., но… Отторжение идёт, и ничего тут не сделаешь. Не мой типаж. Исключительно поэтому

    9 из 10

    3 февраля 2012 | 17:00

    Отличная лента, равно как и все картины Данелия!

    Сюжет банален донельзя! Пьющий сантехник, что может быть прозаичнее в наше, да и в советское время? Однако, переживания главного героя настолько мастерски переданы в этом фильме, что хочется снять шляпу перед режиссером. Что я и делаю.

    Герой Куравлева, Борщов — бунтарь, пытается плыть против течения, показывать свое внутреннее «Я», однако никто его не понимает, все видят в нем хулигана и забулдыгу, а на самом деле это обычный русский мужик, который мечтает о тихом своем приюте в деревне, в глуши, с красавицей женой и целой ватагой детей, которые будут корпеть над бумагой. «Учитесь, сейчас без образования — худо!» — говорит Борщов своим будущим детям.

    Еще два персонажа в этой ленте крайне цепляют своими образами. Это герои Евгения Леонова и Евгении Симоновой. Яркие!

    От Николая Евгения Леонова идет мощный позитив, вежливость и самое главное — простая жизненная философия. Вроде бы незаметная, а в то же время открытая и добрая роль. Евгений Леонов, как и всегда, на высоте. Мастер ролей второго плана.

    Женя Симонова. Если не ошибаюсь, одна из ее первых ролей в большом кино была в «Афоне». Ее Катюша — тихая и скромная девушка, которая пытается взять инициативу в свои хрупкие женские руки, приглашает Борщова в цирк на гималайских медведей и искренне расстраивается, когда узнает, что таинственный звонок от некоего кого-то был не от Афони. В конечном итоге, своей мягкостью и настоящей любовью она завоевывает сердце бунтаря. Настоящая русская девушка.

    Фильм трагикомичен, фирменный почерк Георгия Данелия. Но в этом вся наша жизнь, она трагикомична. И Данелия филигранно передает это на экран. Респект!

    12 апреля 2009 | 23:44

    Буквально вчера пересмотрел на Первом, и накрыла целая волна воспоминаний и эмоций. Когда я впервые смотрел его в кинотеатре, мне было 12 лет. 1975 — вершина Советского Строя.

    Сознательно или нет, но один эпизод, когда Афоня примеряет шляпу, привезенную Николаю (Леонов) из Риги, напомнил мне эпизод из фильма «Живет Такой Парень» в сцене с француженкой «Манжероки».

    В «Парне» Куравлев играет Пашку, который делает всё для людей, надеется найти свою мечту. Прошло немного лет, Развитой Социализм построен!… А счастья нет.

    «Мне-то что!» — говорит Афоня. «У меня рабочий день окончен» (после — хоть потоп).

    Фильм недаром стал лидером проката СССР: его посмотрело более 62 млн. человек. Показан ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, которому ВСЁ ПОФИГ! Дурацкие собрания, «давление на совесть» не трогают не только Афоню, но и «обличающих» сослуживцев. Смысл советского пафоса строительства светлого будущего исчерпан. Только ЛЮБОВЬ способна приподнять Борщова над бытием! Но мечта остается мечтой. Красавица Леночка из 139 квартиры живет не несколькими этажами выше — она живет на другой планете! «Учитесь детки! Без образования сейчас нельзя!»

    Фильм поражает созвездием актеров, способных в паре фраз создать незабываемый образ. Чего стоит Федул (Брондуков), прохаживающий среди балерин в своем затрапезном халате. «Эй, родственник, гони рубль! Мне Афоня рубль должен!» А его сабутыльник, произнесший лишь: «Д-вА!»

    Николай (гениальный Евгение Леонов) — это фантастика, это космос!

    Напился, выгнала жена, живет в ванне, но размышляет и заботится О ВЕЛИКОМ!

    «Афоня, что там ООН про Гондурас решила?» «Ты на планете с какой формой жизни хотел бы жить?» Афоня хочет жить «где пиво бесплатно наливают», а вот Николай — «чтобы не было войны»! Вот так и простой советский человек, живя в убогих условиях, размышлял о вечном.

    Буквально на пару минут в фильме появляется Савелий Крамаров, способный придать любой сцене неповторимый колорит.

    Отдельно стоит отметить образ Кати (Евгения Симонова). Что она увидела в Афоне? Не даром она работает на Скорой помощи. Думаю, увидела она искру Божью, и для Афони это надежда и возможное спасение.

    10 из 10

    Классика!

    В фильме замечательная музыка популярных тогда «вокально-интсрументальных ансамблей», и чудо, что музыку всех эти групп разрешили использовать в фильме.

    4 марта 2013 | 11:31

    Когда читаешь биографии знаменитостей, то в них всегда присутствует один любопытный момент: вот, всем казалось, что это был счастливый человек, всего достиг, все сумел, ан нет, он был глубоко несчастен. То ли люди его недолюбливали, критиковали, то ли друзей у него не было настоящих, то ли в семье был разлад, то ли недопонят остался, или делал не то, что всегда мечтал делать и т. д. Собственно, отсюда следует один вывод: все люди несчастны, даже самые лучшие среди нас. Все и всегда. Разве что умалишенные могут счастливыми или дети, но не взрослые, которые познали эту жизнь. Если перефразировать Пушкина: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не быть несчастным.

    То же самое можно сказать и про одиночество. В одной из рецензий к этому фильму прочитал хороший афоризм: «Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни» (Бертран Рассел). Суть всего этого: все люди одиноки.

    Но кто-то стойко переносит свои несчастья и проблемы, трудится, влюбляется, женится, растит детей, то есть живет нормальной жизнью. А кто-то «бунтует». И внешнее проявление этого бунта, протеста: жить как захочешь, делай, что хочешь, плюй на окружающих. Таким и был Афоня.

    Наплевательское отношение к работе, к клиентам, к коллегам, аморальный образ жизни, вымогательство взяток, банальное воровство из квартир клиентов (заменил финскую раковину на ржавую) в угоду своим личным интересам — вот весь Афоня.

    Да, нам становится его жалко, когда мы узнаем про его «богатый внутренний мир». Но, только честно, стали бы вы жалеть сантехника, который приехал с опозданием на полдня, ничего не сделал, только перекрыл воду, выманил у вас взятку и украл у вас раковину из дома. В кино вам его конечно жалко, а вот в реальной жизни никто из вас такого сантехника жалеть не будет, даже зная о его «богатом внутреннем мире». А как он со своей тетей, которая его воспитала, омерзительно поступил. Разве можно оправдать этот поступок его переживаниями по этому поводу?

    А девушка эта, Катя Снегирева, которая бегает за ним, откуда вообще взялась? Почему вполне хорошенькая девушка, которая, наверняка, не обделена мужским вниманием, вдруг начинает бегать за таким человеком, как Афоня, пьяницей и тунеядцем, намного старшим ее, который, к тому же не проявляет к ней абсолютно никакого интереса? И в фильме нет никакого объяснения этому! Это настолько далеко от жизни, настолько неестественно, что фильм просто обязан был объяснить, как такое возможно. А так это просто лишено всякого смысла.

    Лично мне Афоню совершенно не жалко, он был справедливо наказан за свою жизнь, а счастливый финал, который фильму обеспечило существо с другой планеты девушка Катя, он не заслужил.

    26 августа 2012 | 16:21

    Шедевральный фильм, хотя и не самый любимый у Данелии, но заставляет задуматься о том, что одиночество для человека хуже всего, тем более люблю его часто пересматривать. Я бы назвал эту ленту трагикомедией, здесь больше показана драма человека, неугодного обществу. Главный герой не образец для подражания, в этой жизни его ничего не радует особо уже, но при этом он доволен жизнью. Тем не менее, потом раскрывается этот герой с иной стороны, показали, что он тоже мечтает о тишине, о семье. У Данелии как часто и бывает, показан прежде всего пласт общества и роль человека в обществе. Именно поэтому данное произведение с социальным уклоном. Сначала он идёт в комедийном направлении, но со второй половины приходит грустная тональность, свойственная Данелии. Здесь уже показано, как и по чему тоскует герой.

    Вообще, фильм чересчур увлекательный, с ним каждый раз летит время незаметно. Ни одного лишнего эпизода, лишнего слова, всё в тему. Но одновременно с этим он философский.

    Ну об игре советских актёров уже смешно говорит, и так понятно, что так уже не играют. Леонид Куравлёв — Талант с большой буквы, что уж тут говорить, красивых эпитетов даже не подберёшь. При этом, можно любой фильм с ним посмотреть и заметить, что везде разные образы, настолько он разноплановый, многогранный актёр. А уж одна его ослепительная улыбка чего стоит! Ещё всегда особенно отмечал игру одного из любимейших актёров Евгения Леонова, ну просто такой интереснейший образ получился со своей философией о жизни. Дуэт этих двух героев получился ярчайшим.

    В фильме хватает достойных цитат, но я всегда больше всех выделял фразу «Не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить. А страшны равнодушные, это с их молчаливого согласия происходят все преступления». Есть над чем задуматься, особенно в наше время это более актуально.

    Одним словом, подводят итог, выскажусь банально — таких шедевров больше не будет и точка!

    10 из 10

    1 марта 2015 | 00:16

    … я подумала, что это вы.

    Трудно описывать фильм с точки зрения современных стандартов кинематографа. Да, и неблагодарное это дело рассказывать о том, что необходимо увидеть. Конечно, этот фильм предназначен для тех, кому есть восемнадцать, а в идеале для тех, кому уже тридцать…

    В фильме очень много душещипательных моментов. Я бы даже сказал, что этот фильм — настоящая трагикомедия. Настолько ярко играют актеры, что переживаешь за них и вместе с ними.

    Этот фильм я смотрел бессчетное количество раз, и вот неожиданно для себя стал его понимать.

    Вообще фильмы Георгия Данелия — это явление в советском кинематографе, о котором можно говорить сколь угодно долго и с критикой и с придыханием.

    Александр Бородянский дебютировал в этом фильме как сценарист, и это ему отлично удалось! Побольше бы подобных фильмов, наполненных смыслом, про нашу сегодняшнюю жизнь…

    10 из 10

    23 ноября 2010 | 04:09

    Афоня друг!

    Ты мне рубль должен!


    Два!!!

    Афоня (я люблю этот фильм)

    Почему-то так получалось, что великий грузинский режиссер Георгий Данелия очень часто стоял в тени другого режиссера Леонида Гайдая. Сравнивать их фильмы конечно занятие глупое и неблагодарное. Я лишь хочу сказать, что Данелия тоже очень часто снимал шедевры мирового кинематографа. Про один такой шедевр я и хотел немного вам рассказать.

    Хотя он не нуждается в представление, и практически все русские люди видели фильм под названием «Афоня». Я тоже его смотрел, и я полюбил этот фильм еще ребенком. Только мне всегда почему-то было очень грустно его смотреть. Самое главное при просмотре этого фильма нужно знать, что Данелия не снимал чистую комедию. Я вообще не помню, чтобы Данелия снимал фильм с одним жанром. Фильм «Афоня» не стал исключением, поэтому в нем есть и грустные и смешные моменты. Особенно конечно финал картины удался. Это очень трогательная и грустная история.

    Главного героя абсолютно нельзя охарактеризовать. Иногда он очень добрый, а иногда он сам не знает, чего хочет. Он может пообещать залезть на самую высокую гору в мире, а потом просто забудет про это и наврет всем, что уехал на картошку. Мне кажется жить с таким человеком очень тяжело. А еще мне кажется Афоня похож очень сильно на меня. Я тоже не знаю, чего я хочу от этой жизни и со мной тоже тяжело жить.

    Я не знаю, зачем Данелия снял такой странный и вроде простой фильм одновременно. Что он хотел сказать этим фильмом и своим героем? Это вопросы без ответа. Но финал фильма был сделан в светлых тонах и поэтому придется только надеяться на то, что у него все будет в жизни хорошо со своей молодой и настырной спутницей. Данелия снял очень глубокий фильм.

    А еще Данелия подарил культовую роль великому актеру Леониду Куравлеву. Я вообще не представляю другого актера на эту роль. Куравлев сыграл очень сильно и правдоподобно свою роль. За это ему огромное спасибо. А еще в этом фильме есть другие отличные актеры, на которых смотреть всегда было приятно. Особенно конечно удались Борислав Брондуков и Евгений Леонов. Только ради актеров уже можно посмотреть этот великий фильм. Конечно, я поставлю ему максимальную оценку. Это фильм из моего детства. Комментарии тут излишни.

    Спасибо.

    10 из 10

    20 июня 2010 | 21:35

    В золотых семидесятых зрителям в кино показали вырождение идеи «воспитательное влияние коллектива на индивидуума» и постельную сцену. Ну, как постельную… постпостельную, но все очевидно. И, наверное, все увидели в этом «правду жизни» и восхитились. И это все, понятное дело, в исполнении Данелии, Куравлева, Леонова, Симоновой. Профессионализм, все дела.

    Но при этом как-то режиссер, на мой взгляд, слишком самой структурой фильма культивирует у зрителя сочувствие к главному герою. А всех его положительных черт — он незлобив и для своего круга «куртуазен» с дамами.

    Да, ужасно тупо было то, что на работе все «организованно осуждали» героя за то, что он в нерабочее время купался в фонтане. Да это его личное дело, акт хулиганства был пресечен родной милицией и вопрос закрыт. Он никого не убил и не изнасиловал, в конце концов. И сотрудникам это все, очевидно, было неинтересно. Они либо спали, как герой Басова, либо развлекались, как его соседи. Но эта сатира уже неактуальна, сейчас так, слава богам, не делают — не тратят чужое время на «воспитание» взрослых людей.

    Но при этом Борщов отвратительный работник, это факт. Он вымогает взятки и даже крадет у клиентов вещи. Это же кошмар, и самое печальное, мы даже в современной России полностью не избавлены от подобной тирании. Тоже, бывает, прорвет трубу горячей воды, пытаешься вызвать, а у них воскресенье, короче, в частном порядке неофициально-платно. Хотя, может, они и обязаны бесплатно, пес их знает, но бегать скандалить, когда у тебя ЧП — уж легче заплатить.

    Отвратительно Борщов поступил и с теткой своей. Вполне возможно, впрочем, что это она его развратила воспитанием, отдав всю себя. Последнее платье на рубашку перешила и все такое. Возможно. Но это его совершенно не оправдывает, потому что ну хоть адрес-то свой мог бы и сообщить новый. Тетку жалко. Борщова не жалко вообще. Его раскаяние ближе к концу фильма — дешевенькое возмещение его поведения. Никому с его слез не полегчало, особенно тетке.

    Еще меня лично жутко напугала героиня прелестной Симоновой. Почему-то все ее восприняли как «скромную» и насквозь положительную. Народ, мы один фильм смотрели? Это скромность? Она нагло домогается главного героя весь фильм. Он уже извелся придумывать, как вежливо сообщить настырной деве, что не заинтересован. А она прет и прет, как паровоз, просто «возьми меня прямо здесь». Это же жутко, вот представьте, что с вами кто-то познакомился, вам не понравился, вы это всеми методами ему продемонстрировали, но этот кто-то… ну просто лезет в вашу постель, приходит к вам домой, потому что показалось, что вы звонили, едет за вами через пол-страны… это же натуральное преследование. Один раз по пьянке, от отчаяния и «на безрыбье» он ей уступил — ну и видимо все, попал окончательно. Единственный момент, в которому я главному герою сочувствую. Потому что от таких психов, скорее всего, даже прямым матерным посылом не отвяжешься. Это под конец фильма такая сложилась ситуация, что герой, может, ей и рад, но в подавляющем большинстве случаев такие «влюбленные» превращают жизнь объекта своей страсти в сущий ад.

    А вот герой Леонова милый. Простой, конечно, как угол стола, к случайному собутыльнику аж жить переехал без спроса, но милый. Гуманист, хочет, чтобы не было войны. Но, видимо, Афоне развитие дружбы с ним не показалось достаточным наполнением своей духовной жизни в будущем. Можно понять — и разница в возрасте, и опыта и умения настоящей дружбы у Афони нет, и у того все же семья, дети, и постоянно с Афоней он «тусить» не будет.

    В общем, не так внятно тут все как в «Осеннем марафоне» том же. Позиция режиссера, опять же, не ясна, особенно в отношении героини Симоновой. Дальнейшая судьба главного героя тоже под вопросом. Фильм так снят, будто все будет хорошо, а если бы такое произошло в реальности, ничего особенно хорошего в будущем с таким раскладом я не вижу у героя.

    В общем, не вершина творчества Данелии.

    19 января 2014 | 19:19

    «Афоня» — ещё один представитель бессмертного кино, классики советского и мирового кино в целом. Как ни странно, именно ещё один — как известно, в советские времена отечественная киноиндустрия произвела десятки культовых фильмов на все времена, что не теряют актуальности и по сей день.

    Герой картины — Борщов Афанасий Николаевич считает себя значимым для этого мира, постоянно что-то делает, чтобы внушить себе это, даже сам себя считает именно Борщовым Афанасией — но люди называет его просто Афоней. А Афоней его назвали за его простоту и по сути раздолбайство. Герой Данелиевской картины действительно добродушный, неплохой малый — но очень равнодушный, и как следствие — практически эгоистичный и циничный. Его жизнь сама по себе ничего не стоит, его образ жизни, всё, что его окружает — он одинок, теперь у него нет даже жены — но он очень сильно, пускай и на подсознании, старается закрыть на всё это глаза. Таким образом мы видим человека, который всю свою жизнь убегает от себя, но при этом причиняет боль всем окружающим. Эта картина напоминает произведение Вампилова «Утиная охота» — главный герой живёт своей жизнью, не знает, чего он хочет сам, но страдают люди вокруг. Так же и здесь — ему безразлично всё, тётя, ставшая ему родной матерью и ждавшая его всю жизнь, симпатичная и добрая девушка, которая буквально сразу влюбилась в него, коллеги по работе, некоторые из которых искренне желают ему добра и протягивают руку помощи. Но Афоня бежит от всего этого. Бежит и до поры до времени даже не понимает тот факт, что у него большие проблемы, что он вот уже сколько лет бежит от самого себя.

    Вначале картина представляет себя зрителю, как комедия — такие герои, как сам Афоня, поразительно выкручивающийся из некоторых курьёзных ситуаций, герой Леонова, настоящий друг Афони — Коля, уморительный псевдо-друг Афони — Федул. Все эти персонажи безусловно кажутся нам такими простыми, смешными и беззаботными. И прекрасный актёрский состав во главе с Куравлёвым только усиливает впечатление. Но рано или поздно приходится проснуться — и вот ты уже понимаешь, что все эти персонажи глубоко несчасты и по сути — они все бегут от себя, только Коля делает вынужденно, на время, а такие люди, как Федул и сам Афоня — делает это намеренно и постоянно, это входит у них в привычку, и они уже не задумываются ни над чем, становятся идеально равнодушными для той жизни, которая их бы устроила.

    Но именно в главном персонаже мы видим развитие — на примере горя вокруг него, страданий его близких — мы видим, что в его сознании появляются вопросы, озарение, просветление. Так умирает его тётя, которую он не видел много лет после армии — и вот приходит осознание того, насколько жестоким и безразличным может быть человек вообще.

    И, казалось бы, главный герой уже теряет надежду — но вот мы видим красавицу Катю Снегирёву и в сердце появляется надежда на благополучный исход событий для этого героя, для Афони — человека, возможно, уже с большой буквы.

    Такие люди были всегда и всегда будут — мир, безусловно, слишком сложная штука и никогда ничего не бывает идеальным, слишком сложная структура человеческого существования порождает всё новые и новые проблемы и в независимости от характера — некоторые люди в них просто теряются.

    «Афоня» — произведение искусства, актуальность которого не потеряет смысл, пожалуй, никогда. Это картина, позволяющая нам увидеть все грани человеческой безнравственности и при этом всём духовное перерождение человека, как личности, классика советского кино, великолепно снятая действительно талантливыми людьми.

    7 мая 2011 | 17:06

    Современная литература и кинематограф в последнее время находится в поиске героя своего времени. «Афоня» — это одна из попыток предложить свою версию героя.

    В фильме заявлена серьезная проблема, а что есть человек как часть общества? Какую пользу он несет другим? Насколько хорош человек, который не пьет, не курит, приличный семьянин, если никто не знает, что у него твориться внутри, в его душе? Проблема в том, что такой тип «тихого» человека просто удобен обществу. Он не мешает жить. За него не нужно беспокоиться, из-за его неправильного поведения организовывать собрания. А вот когда «неудобный» человек появляется в коллективе, никто не считает должным помочь ему, все действительно пытаются нравоучениями, оскорблениями «перевоспитать» личность, в душе которой все борется за поиск правды.

    Он не хочет становиться как эти люди, которые сейчас судят его. Афоня и начал пить только потому что он увидел, что этот мир вокруг лжет сам себе. И автор не зря вкладывал основную смысловую нагрузку фильма именно в слова своего главного героя — отсюда парадоксальная ситуация: пьяница учит других жизни. Когда людям указывают на их ошибки, да еще если это делает какой-то пьяница-забулдыга (он ведь не человек… ну ладно товарищ, но больной товарищ), то конечно общество никогда не примет его всерьез.

    То, что осталось в душе Афони — это его память о родной деревне, о тете, о детстве и друзьях, с которыми он был счастлив. Каменные джунгли деревенского человека могут либо научить жизни, либо поломать и выбить последнее доброе, что было в человеке. Афоню почти сломало, но он не забыл — в его сердце еще было то укромное место, где он мог найти себе покой. Но как выясняется и его он потерял…

    Трагедия жизни одного человека или целого поколения? Этот вопрос задает автор. Мне из фильма запомнилось много фраз, но одна для меня стала хорошим напоминанием по жизни: «Не так уж страшны предатели и убийцы, потому что они могут предать или убить, как страшны РАВНОДУШНЫЕ, потому что с их молчаливого согласия начинаются все преступления в мире… «

    Общество, которое стремиться убежать к телевизору, к работе — по своей сути ничем не лучше того же Афони, который также глушит свое равнодушие в водке. Равнодушие — это болезнь, которая появилась у общества от безысходности. Я не знаю, как помочь себе, а ты мне говоришь помочь другому. Приду на товарищеский суд, покричу, что надо и как положено, а потом уйду… С равнодушием.

    Катерина — это пожалуй редкий тип человека, который не страдал этой распространенной болезнью. Она не заразилась ей, потому что любовь мотивирует человека что-то делать для другого, она не замыкается в себе, она не эгоистична, от этого Катерина и не может позволить Афоне падать вниз дальше.

    Настолько тонкий и профессионально поставленный фильм, что я сначала подумала, что он был создан по мотивам какого-то классического литературного произведения, в последствии я познакомилась с «Москва-Петушки» В. Ерофеева, в котором Венечка, ну очень похож на нашего с вами героя. Но это не значит, что фильм снят по мотивам. Из этого можно сделать вывод, что если такие образы частотны, то наверное, есть определенная проблема.

    И безусловно, оценка не может быть низкой

    10 из 10

    10 июня 2008 | 08:15

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>