всё о любом фильме:

Афоня

год
страна
слоган«Плохой хороший человек»
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Бородянский
директор фильмаАлександр Яблочкин
операторСергей Вронский
композиторМоисей Вайнберг, Андрей Макаревич, Юрий Шахназаров
художникБорис Немечек, К. Разумовская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  62.2 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время92 мин. / 01:32
Весело и беззаботно жил слесарь-сантехник Афанасий. Не гнушался левыми заработками, любил выпить, поволочиться за девушками. Так проходил день за днем, но однажды… О том, что случилось с Афоней, рассказывает фильм признанного мастера комедии Георгия Данелии.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • На роль Борщова также пробовались Николай Караченцов, Владимир Носик, Борис Щербаков, Владимир Меньшов, Георгий Бурков, Виктор Проскурин, Владислав Долгоруков.
    • Занимает по посещаемости 15-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • В фильме «Афоня» состоялся кинодебют группы «Машина времени». Песня для фильма была приобретена по всем законам и спустя несколько месяцев Макаревич получил деньги, около 500 рублей, большая по тем временам сумма. На эти деньги группа купила в комиссионке магнитофон «Грюндиг», на котором музыканты записали не один хит.
    • На главную роль претендовали три человека — польский актер Даниэль Ольбрыхский, Владимир Высоцкий и Леонид Куравлев.
    • Роль Федулы для актера Борислава Брондукова стала знаковой. Актер так вошел в роль, что однажды охранники ресторана московской гостиницы, где проходили съемки, приняли его за алкаша. В перерывах между съемками Брондуков, не переодеваясь, вышел на улицу покурить и. .. пропал. Кто-то из киногруппы пошел его искать и увидел, как упирающегося Брондукова с бранью выкидывают из гостиницы: «Тоже выдумал — артист! Сказали тебе, пьянь болотная: нечего тебе здесь делать!»
    • Многие помнят эпизод, когда Афоня «кадрит» пышногрудую девицу на танцах. Актрисе Татьяне Распутиной, чтобы увеличить грудь, решили подложить в бюстгальтер манную крупу. Грудь так «заиграла» в прозрачной блузке, что потом критики искренне восхищались этой художественной находкой.
    • Съёмки проводились в г. Ярославле. В фильме можно увидеть виды Спасо-Преображенского монастыря, брагинские «хрущёвки», кафе «Ассоль», универмаг «Ярославль» на улице Свободы.
    • В фильме на сцене вместо музыкантов «Машины времени» снималась группа «Аракс». После «Солнечного острова» «Аракс» исполнил свою песню «Мемуары».
    • Все сцены с актрисой Евгенией Симоновой, которая играла роль медсестры Кати, сняли всего за три съёмочных дня. Дело в том, что Евгения Симонова уже подписала договор на съёмки в другой картине и всё лето должна была сниматься в Башкирии.
    • Играя роль алкоголика и пьяницы, Афоня пьет спиртное в кадре всего дважды и то в небольших количествах. В начале фильма в кафе «Ассоль» он пригубил пиво, а в середине фильма он у себя дома выпивает рюмку вина.
    • Первоначально фильм должен был сниматься на киностудии Довженко. На главную роль Афони был утвержден Борислав Брондуков. Однако по распоряжению Минкультуры фильм отдали Георгию Данелии на Мосфильм.
    • еще 8 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В конце фильма, когда милиционер проверяет паспорт у Борщова, отчетливо видна дата выдачи паспорта: 24 июня 1984 года. Фильм вышел на экраны в октябре 1975 года.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    В начале будет смешно. На сцене, где танцуют изящные балерины в своих белых, словно воздушных одеяниях, появится забулдыга в нелепых шароварах и в таком же затрапезном халате, надетом прямо на майку. Соединение несоединимого рождает смех. Но Георгию Данелии внешнего противопоставления мало. Он сталкивает в прямом смысле слова — пьяницу и балерин. Федул крикнет своим резким, пропитым голосом: «Осторожнее!». Он чувствует себя везде хозяином, во всём правым, потому что ему Афоня рубль должен. Этот самый 1 р. для Федула — наибольшая ценность на свете. И что Федулу искусство, если голова трещит с похмелья, поэтому надо срочно выпить, а «вечный должник» Афоня куда-то запропастился…  (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 241 пост в Блогосфере>

    ещё случайные

    - Афонасий, если бы тебе предложили планету с любой жизнью, ты бы с какой выбрал?
    - Да, где пиво бесплатно.
    -
    А я бы с такой как наша.

    Посмотрел таки этот чудесный фильм. Мне очень давно его нахваливали и вот я приобрёл его. Я не много смотрел фильмов советского времени, так как категорически не перевариваю Российский кинематограф. А вот во времена СССР оказывается снимали очень хорошие и интересные картины. Нет, я не говорю, что до этого не видел такие шедевры как: «Джентльмены удачи», «Приключения Шурика» и т. д. Просто я не когда не ловил себя на мысли (фильмы иностранного происхождения затуманили мне разум), что нужно сесть и посмотреть что нибудь из тех времён, ведь тогда снимали великолепное кино.

    Ну вот всё таки руки дошли и посмотрел я первым делом именно «Афоню» и не капельки не пожалел. В первую очередь хочу сказать, что я безумно люблю, как играет Евгений Леонов. Это просто гениальный человек и очень жаль, что сейчас его уже нет с нами. Леонид Куравлёв сыграл не хуже, а тоже на все сто процентов.

    Как минимум два актёра я уже приглядел в свои любимчики фильмов советского времени.

    Очень позитивная и добрая картина. Этот фильм настолько легко смотреть, что просто не заметил как он подошёл к концу. Прекрасный сюжет про простого работягу и его различные метания в гуще всего этого просто радуют глаз и хочется всё больше и больше, но увы всему есть конец и этот фильм тоже кончился. Я уверен, что ещё не раз пересмотрю это кино и снова буду переживать и с интересом наблюдать за Афоней и за тем, как он выбирается из различных ситуаций т. п.

    Спасибо прекрасному режиссёру Георгию Данелия, не мене прекрасным актёрам Евгению Леонову и Леониду Куравлёву за такой прекрасный фильм.

    10 из 10

    20 января 2011 | 17:26

    Когда читаешь биографии знаменитостей, то в них всегда присутствует один любопытный момент: вот, всем казалось, что это был счастливый человек, всего достиг, все сумел, ан нет, он был глубоко несчастен. То ли люди его недолюбливали, критиковали, то ли друзей у него не было настоящих, то ли в семье был разлад, то ли недопонят остался, или делал не то, что всегда мечтал делать и т. д. Собственно, отсюда следует один вывод: все люди несчастны, даже самые лучшие среди нас. Все и всегда. Разве что умалишенные могут счастливыми или дети, но не взрослые, которые познали эту жизнь. Если перефразировать Пушкина: Кто жил и мыслил, тот не может в душе не быть несчастным.

    То же самое можно сказать и про одиночество. В одной из рецензий к этому фильму прочитал хороший афоризм: «Любовь — главный способ бегства от одиночества, которое мучит большинство мужчин и женщин в течение почти всей их жизни» (Бертран Рассел). Суть всего этого: все люди одиноки.

    Но кто-то стойко переносит свои несчастья и проблемы, трудится, влюбляется, женится, растит детей, то есть живет нормальной жизнью. А кто-то «бунтует». И внешнее проявление этого бунта, протеста: жить как захочешь, делай, что хочешь, плюй на окружающих. Таким и был Афоня.

    Наплевательское отношение к работе, к клиентам, к коллегам, аморальный образ жизни, вымогательство взяток, банальное воровство из квартир клиентов (заменил финскую раковину на ржавую) в угоду своим личным интересам — вот весь Афоня.

    Да, нам становится его жалко, когда мы узнаем про его «богатый внутренний мир». Но, только честно, стали бы вы жалеть сантехника, который приехал с опозданием на полдня, ничего не сделал, только перекрыл воду, выманил у вас взятку и украл у вас раковину из дома. В кино вам его конечно жалко, а вот в реальной жизни никто из вас такого сантехника жалеть не будет, даже зная о его «богатом внутреннем мире». А как он со своей тетей, которая его воспитала, омерзительно поступил. Разве можно оправдать этот поступок его переживаниями по этому поводу?

    А девушка эта, Катя Снегирева, которая бегает за ним, откуда вообще взялась? Почему вполне хорошенькая девушка, которая, наверняка, не обделена мужским вниманием, вдруг начинает бегать за таким человеком, как Афоня, пьяницей и тунеядцем, намного старшим ее, который, к тому же не проявляет к ней абсолютно никакого интереса? И в фильме нет никакого объяснения этому! Это настолько далеко от жизни, настолько неестественно, что фильм просто обязан был объяснить, как такое возможно. А так это просто лишено всякого смысла.

    Лично мне Афоню совершенно не жалко, он был справедливо наказан за свою жизнь, а счастливый финал, который фильму обеспечило существо с другой планеты девушка Катя, он не заслужил.

    26 августа 2012 | 16:21

    Георгий Данелия — мастер повествования. Мастер в том, чтобы предложить нам героя, а потом начать кидать его, облачать в беседы с различными людьми, давать ему маленькие победы, отнимать их, наказывать неудачами. Ну а что, Гайдай не наказывал своих героев? Рязанов не выводил на суд зрителя остроумные диалоги? Михалков не показывал жизнь одного героя? Но у Георгия Данелия всё как-то по-данелиевски, как бы глупо это не звучало. Афоня, Андрей Бузыкин, Мимино, Олег Чагин и другие — маленькие, незаметные герои, каждый из которых проживает кусочек жизни в своей бытовой сказке. Там полно приключений, бытовых, повседневных, незаметных для окружающих, интересных приключений. А вот и Афоня — обычный слесарь-сантехник.

    Мне, как зрителю, несмотря на то, что это главный герой, хотелось хорошенько стукнуть Борщова А. Н. За его «ну зайдём после обеда» или «а это что, не вода?». Потому что сам бывал в роли потерпевшего и не понаслышке знаю, что бывают такие ситуации, когда сантехника ждёшь, словно врача скорой помощи. А он где-то там «а я не обязан после работы вкалывать». И за что только Катя Снегирёва в Борщова А. Н. влюбилась — вот главный вопрос для меня. За что? Из жалости? С верой во всё хорошее? «Надо просто за ум взяться», — как школьнику с любовью говорила она Афоне. Молоденькая, глупенькая. А может и не глупенькая. Может быть, она просто верит в человека. Никто не верит, а она одна что-то увидела в нём и верит. А кто кроме неё? Не эта же отвратительная Леночка, которая запала Борщову в душу.

    Актёрский состав блистателен. Леонид Куравлёв прекрасно создал образ «сытого, откормленного, наглого» сантехника. Евгений Леонов — трогательный, добрый, бесконечно умиляющий Коля с аллергией на водку. Валентина Талызина. Её двухсекундный взгляд на Борщова после того, как он сказал, что ему на диете сидеть ни к чему, это взгляд просто для учебников по актёрскому мастерству. В нём можно увидеть многое: от банальной обиды до того состояния, когда становится понятно, что человек, которому хоть как-то пытаешься помочь, переживаешь за него, перестаёт для тебя существовать. Вот он был, обронил жестокие слова и его больше нет в твоей жизни.

    Фильм заслуживает самую высокую оценку.

    10 из 10

    3 декабря 2011 | 14:12

    Ночь

    Сантехника привычно представлять в грязной рабочей робе или спецовке, но этот определенно выбивается из стереотипного образа. На нем пусть и потрепанный, но вполне приличный костюм, щегольская шляпа, под мышкой букет, а рядом гордо стоит массивная раковина. Причудливое сочетание, не так ли? Да и на улице уже ночь, стало быть, рабочая смена давно закончилась. Невзирая на это, сантехник с забавным именем Афоня терпеливо ждет женщину, что заставила его окинуть взглядом привычную жизнь и обнаружить там прежде незамеченные изъяны. Очаровательная дама, настоящая Елена Прекрасная, одним лишь насмешливым взглядом превращает необычную картину в полный абсурд. Сантехник ночью пришел без вызова (!), ставить раковину в костюме (!!), и с цветами (!!!). Достаточно одного крупного кадра с разочарованным лицом Леонида Куравлева, как замысел Георгия Данелии предстает во всей полноте. Это не просто история о непутевом сантехнике-алкоголике, а целый памфлет о тонкой душе советского человека. За смехом идут грусть, тоска и разочарование, но эти печальные чувства лишь промежуточная остановка поезда под названием «Жизнь». Каждая деталь специфического облика Афони способна сказать о многом, и она говорит.

    Букет

    В социально направленной ленте Данелии есть место прекрасному, только облачено оно порой в неприглядные формы. До очередной попойки ценой в аванс у беспечного Афанасия Борщова была невеста. Ей он то ли собирался, то ли и впрямь купил, да потерял духи. Символично. К чему красота в пустой, лишенной намека на семейное тепло квартире? Вокруг дамского угодника Афони постоянно мелькают женщины, но большинство из них мимолетны. Недостижимая, яркая, с шикарной русской косой Елена или тихая, скромная, с милым хвостиком Катя? Каждая из них — как половинка режиссерского представления о красоте. Афоня падок лишь на внешность, но не видит глубже изысканного стана, иначе бы гораздо раньше понял всю глупость своего образа жизни. Он меняет грязную рубашку на аккуратный костюм, покупает цветы чужой женщине, а где-то за спиной маячит нежное создание, которое ждет всего лишь телефонного звонка. Красота наносит сильный удар по иллюзиям и заблуждению, и она перестает быть красотой в привычном понимании. Ее сменяет добро, чья ценность становится очевидной как печаль от увядания цветов. Но если букет к жизни не вернуть, то принять лучик светлейшего из чувств возможно, когда в сознании что-то проворачивается.

    Шляпа

    Давно уже вышедший из мужской моды головной убор не способен замаскировать человека, но преобразить — запросто. В «Афоне» почти нет фальши — время такое было, но вместе с тем, каждый, кто соприкасается с оборотистым сантехником, вынужден надеть воображаемую шляпу. Спрос на рабочие специальности сделал возможным паразитический режим существования, который оказался столь мил Борщову. На работе его терпеть не могут, но по доброте душевной все-таки сочувствуют и пытаются вытащить с края обрыва. Коллеги Афони не понимают бесперспективность товарищеских судов или демонстративного отказа выдать студентов для практики. А искренность ведь совсем рядом. Не зря именно у своего вынужденного соседа Коли Борщов берет поносить ту самую шляпу. С виду недалекий штукатур своими «философическими» монологами и как будто наивными вопросами гораздо больше приносит пользы сбившемуся с пути человеку, чем публичная порка от коллег. После злополучной ночи у подъезда Елены Афоня надолго избавляется от шляпы. От тихони Кати он получил доброту, а от Коли — рассудительность.

    Раковина

    Непременный атрибут домашнего оснащения, который играет важную роль в беготне Борщова по квартирам, а точнее, по этапам своей жизни. Хитростью выманил, обманул, провел — чего только не проделывает Афоня в желании впечатлить красавицу с длинной косой, но громоздкая чугунная раковина — словно издевательская насмешка над нелепыми потугами новоявленного донжуана. Раскрывая характер героя, Данелия заодно пропел оду рабочему классу, которому лишь на первый взгляд не стоит примерять классический костюм. Текущими трубами и ржавыми раковинами жизнь не исчерпывается, и оптимизм Афони — прекрасное тому подтверждение. Патриотичный по своему духу фильм практически избавлен от телевидения, радио и газет, что указывает на желание Георгия Данелии увести своих персонажей от насаждаемого и заставить познавать самого себя. Афоня уныло глядит в потолок, вспоминает о загубленных шансах, он все ближе к осознанию неверности выбранного пути, как «раковина» в лице начальника ЖЭКа словно гирей тащит сантехника прочь от мечтаний. Важный мужчина нарекает Афоню равнодушным, но это совсем не так, иначе не было бы преисполненного наивностью ночной визита с раковиной наперевес. Мечты всегда могут перерасти в желания, а те — в конкретные планы. Все в руках человека, которому нужно порой просто остановиться и послушать внутренний голос.

    Русский человек

    Над Афоней сложно не потешаться, но это смех над уморительной игрой Леонида Куравлева, а не над недотепистостью работника ЖЭКа. История человека, который именовал себя Борщовым А. Н., далека от комедийности, и чем дальше течение фильма, тем все больше в нем трагедии. Однако фильмы Георгия Данелии всегда отличал скрытый оптимизм. Какие бы горести и порой беспощадные испытания не предлагал он своим героям, а шанс обернуться на знакомый голос не исчезнет, сколько бы бутылок не было выпито. Афоня беспричинно и хаотично врет всем подряд, но на самом деле единственный человек, который обманут — он сам. После разбившей сердце сцены встречи горемычный ловелас отправляется заливать горе. Это обычная реакция обычного человека. Но созданный совместными трудами Георгия Данелии и Александра Бородянского персонаж не тянет на заурядность, если даже в одной сцене открывается вся окружающая его действительность. Грузинский режиссер одарил фонд советского кино не одним шедевром, но «Афоня» даже более русский фильм, чем легкий и воздушный «Я шагаю по Москве». Сантехник тоже шагает по своему городу, но делает это как заяц — петляя. Данелия идет за Афоней след в след и постоянно подчеркивает: человек строит свою жизнь сам. Он может послушать влюбленную в него женщину, подчиниться мнению руководства, а может понять мысли соседа по квартире. Пока человек жив — он ищет себя. И сколько бы не было в его жизни подаренных букетов, сношенных шляп или замененных раковин, а все у него еще впереди. В деталях может сидеть не только дьявол, но и ускользавший прежде смысл.

    10 из 10

    26 августа 2015 | 21:56

    Это просто шедевр, а не кино. Данелия снял фильм, за который ему памятник поставить мало. Там есть все, а когда еще так лаконично и с юмором в тему — таких фильмов мало вообще есть.

    7 января 2007 | 12:40

    Один из моих любимейших фильмов, «Афоня», стал главным фильмом 1975-го года, лидером проката, лауреатом многочисленных премий, лентой по-настоящему культовой, «вневременной», любимой многими поколениями советских и уже «несоветских» людей. Фильм стал событием, закрепив и без того успешного актера Куравлева в качестве одной из главных фигур советского кино, а Данелию, который ни до, ни после не смог превзойти этот успех, поставил рядом с такими «кассовыми» режиссерами, как Гайдай и Рязанов.

    Зрители тогда и теперь поддаются невероятно лиричному, теплому, дружелюбному настрою ленты, ее обаянию и юмору, и прощают себе эту слабость — любовь к алкоголику, взяточнику, лодырю, вруну и лицемеру, как прощают и его самого, и себя в нем. Это было необычно и непедагогично — любить «Афоню». По идее, ленту должны были клеймить позором, как крамольную и противоречащую «советской действительности», а в нее взяли — и влюбились! Не было в ней никакой агитации и пропаганды, никаких светлоликих героев вроде рыбниковских «хороших парней», никто не говорил о великих свершениях и великих стройках, никто вообще ничего не говорил, ни к чему не призывал, и ни во что не верил, а каждый жил как жил — своей жизнью, обычной и будничной. А была обычная правда — смешная и грустная, такая, какую умеет снимать только этот блестящий режиссер — клоун и поэт.

    «Большие мысли» Данелия на свой страх и риск (это и правда был риск для брежневских времен, как и работа с «ненадежной» группой «Машина времени») вложил в уста жалкого «кухонного философа» Коли, славно посмеявшись над теми, кто ехал на комсомольские стройки и орал бравурные марши, а потом, как в «Крокодиле Гене» — «строил, строил, и, наконец, построил» — да так и сел на том, что строил — смешным и нелепым зшуганным властной женой тюфяком, озабоченным мировыми проблемами, отвлекающими от каждодневного уныния и рабочей скуки и горланящим последние эстрадные хиты по пьяни с первым встречным. Он не побоялся показать бессмысленные и сонные собрания, где пытались «влиять» на опустившихся мерзавцев те, кому эти мерзавцы были глубоко до фонаря, и множество «рядовых» советских тружеников, которые если не «афони», то «федулы», а не «федулы», так «коли», а если и не «коли», так «людмилы ивановны» — активистки от одиночества. И ни черта в этом фильме «партия» и «общество» не могут помочь своему блудному сыну. Только случайные встречи, неслучайные мысли и конкретные люди способны заставить задуматься о своей жизни и, может быть, попытаться что-то изменить, пока не поздно.

    «Афони» первые реагирует на изменения жизни, первыми к ним приспосабливаются, и продолжают ехать, ничего не создавая, ничем не интересуясь, ни о чем не думая — обычной бородавкой, человеческим «порожним рейсом». Но все-таки этот русский Афоня не неисправим. По крайней мере, он был человеком, и в чем-то остался. Он много кем мог стать, но что-то пошло не так. Приучился быть расчетливым и лицемерным, безнравственным и циничным, равнодушным и жестоким, но не зря Данелия вводит многочисленные фантазии Афони — мечты у него самые человеческие, выдающие бывшего романтика и идеалиста. И ищет он свое счастье, прилипая то к грудастой плясунье, то к породистой домоседке в пошлых сарафанах. И покой его основательно растревожен, не находит себе места Афоня ни рядом с Федулом, ни рядом с Колей. Точит его неуемное желание жить, бежать, да только он не умеет. Да и куда? Нет той деревни, о которой он мечтал. Нет идиллической возлюбленной. Вот и мыкается по свету, притворяясь Дормидонтами, Русланами и Вольдемарами — ничего из себя не представляющий, назло всем пьяный и веселый, одинокий как волк. Пока не приютят. Да только кому такой нужен? Или все-таки нужен? Воистину неисповедимы порой пути женской любви…

    Залог зрительской любви к плуту и тунеядцу Афоне — в Леониде Куравлеве. Актер наполнил свою роль как раз тем, чего опасались чиновники Госкино — оптимизмом, обаянием, трогательной невинностью при всей его безнравственности. Настолько мил и естественен Куравлев в этой роли, что даже советские чиновники не смогли противиться его неистребимому жизнелюбию. Нет уж, как хотите, но Куравлев точно не считал своего героя «падшим человеком», актер стопроцентно оправдывал его, любил и давал ему шанс. Ни Высоцкий, ни Брондуков, ни тем более Ольбрыхский, планировавшиеся на эту роль, ничего подобного сделать бы не смогли. Потому что Куравлев — истинное лицо своего времени и своего поколения, российский народ, если хотите, прирученный, наученный, но все равно не нашедший себя и тоскливо бредущий за очередным вождем, не понимая, куда он идет и зачем, взбрыкивая порой, но скорее от отчаяния, чем от желания бунтовать.

    Мастерски подобрана на свою роль Симонова, шагнувшая будто из рыцарских романов навстречу вовсе не к современному Айвенго, а, скорее, к Санчо Панса. Нежная, воздушная, легкая и порывистая девчонка вдруг разглядела принца в чудовище и с готовностью отдала ему всю свою первую, чистую и упрямую любовь. Став для Афони маяком, лучом света в дурацкой и беспросветной жизни, которая чуть было не пошла и дальше унылым порожняком по запасному пути. Любовная линия, сперва кажущаяся словно чужеродной в этой поначалу веселой и остроумной социальной комедии, к финалу уже главенствует над всем настроением фильма, не позволяя зрителю усомниться: если что и спасет такого эгоиста как Афоня, так это такая чистая и самоотверженная любовь. Совсем в иное русло уводит это кино, нежели уводили фильмы в 30-60-х, прославлявшие труд и коллектив. Герои «Высоты» в финале оказывались в толпе марширующих и горланящих песни. Один на один — двое в целом мире — оказываются в финале герои «Афони»: растерзанный, истоптавший самого себя, всклокоченный неандерталец и его добрый ангел, смелая декабристка. Что с ними случится? Данелия верит в хорошее.

    Ведь именно он все-таки решил доснять фильм, изначально заканчивающийся грустным диалогом с собственным паспортом, в котором Афоня запечатлен мальчишкой с лучистой улыбкой. За что получил критику, мол, соврал ты братец, в конце. Но не хотелось режиссеру лишать этого «плохого хорошего человека» права на счастье, права на жизнь… И финал стал таким, каким, кажется, должен был быть — с верой в лучшее, на мажорной и трогательной ноте прощающийся с героем, у которого, кажется, появилось будущее.

    Достоевский писал, что главное, чтоб человеку было куда пойти. Георгий Данелия снял фильм человеке, не нужном ни одной живой душе, у которого появилось место, куда пойти и — к кому. От этого у него заработала голова и сердце. Даст бог — выкарабкается.

    10 из 10

    16 апреля 2016 | 00:35

    Г. Данелия, несмотря на то, что по крови он не русский, снял, если можно так выразиться, очень русский фильм. В нём затрагиваются наши повседневные проблемы, переживания, горести, радости. И, конечно, противоречия, свойственные нашему менталитету.

    Один знакомый иностранец (житель европейской страны), когда мы с ним обсуждали кино и речь зашла об «Афоне», спросил меня: «А о чём фильм?». Честно говоря, я ненадолго замялась. Ведь нельзя сказать точно. О многом. Прежде всего об обществе. Несмотря на то, что здесь есть конкретный центральный герой, вокруг которого и завязан весь сюжет (ибо во многих других подобных фильмах таких героев много, больше двух точно, если у режиссёра замысел — показать проблемы социума, т. к. нужны определённые типажи). Но Афоня выступает тут в качестве призмы, через которую другие персонажи смотрят на общество и своё место в нём.

    Наверно, странно, что я пишу тут о каких-то чересчур серьёзных вещах, ведь «Афоня» — это всё-таки в какой-то степени комедия. Да, о юморе я не могу ничего не сказать. Замечательные комичные сценки, уморительные перлы, выдаваемые Л. Куравлёвым и не только им. Кстати, о Куравлёве (одном из самых ярких советских актёров, на мой взгляд). Играет он очень легко, непринуждённо — наверно, потому, что его герой ему близок. Хотя роль, безусловно, сложная — трагикомичная ибо.

    Вообще, фильмы Данелии во многом мне напоминают творения его сербского коллеги, Кустурицы. Смешение жанров, смех и слёзы в одном флаконе — а как же иначе? Это грамотный подход, ведь ни у кого жизнь не состоит только лишь из веселья и приколов, или исключительно же из горя и потерь.

    В «Афоне» отлично затронута такая проблема, как равнодушие. Очень острая проблема — по себе знаю. Вроде бы, до Афони всем есть дело. Какое это равнодушие? Его стараются направить на путь истинный, в его судьбе принимают участие и коллеги, и случайные знакомые (Коля в блистательном исполнении Е. Леонова). Казалось бы, его оберегают, ему стараются помочь. Но это — лишь видимость, в большинстве случаев. Кто-нибудь поинтересовался, что его гложет, какие у него мечты, желания, какое было детство (ведь многое тянется из детства), с чем связаны его самые светлые воспоминания?.. Так, поверхностно пожурили и всё. Мораль прочли — товарищ Борщов Афанасий, вот это делать нельзя — это плохо, а это делать надо — это хорошо. Почему? А потому что это плохо, а то хорошо. Всё, аксиома. Кому это хоть раз помогало?..

    Катя Снегирёва — персонаж, который задуман вроде как небезразличный. Честно говоря, мне она неприятна. Назойливая деваха, безо всякой гордости. Куда больше из друзей Афони понравился Коля. Такие, как этот бесхитростный искренний простак-штукатур, способны своей мягкостью и спокойной ненавязчивой рассудительностью заронить семя сомнения в сознание других людей.

    А что до Афони… Я думаю, такие Афони живут почти в каждом из нас, из славян, русских людей. Нет, я не имею в виду пристрастие к алкоголю. Я говорю о том, что многие циничными шутками пытаются скрыть своё одиночество, уйти от мыслей о собственной ненужности.

    Очень хотелось бы, чтобы современные подростки знали этот фильм и понимали его. Ибо хорошим фильмам свойственно учить и мягко наставлять, менять жизнь и мировоззрение к лучшему, а не развращать.

    10 из 10

    11 марта 2010 | 16:13

    Современная литература и кинематограф в последнее время находится в поиске героя своего времени. «Афоня» — это одна из попыток предложить свою версию героя.

    В фильме заявлена серьезная проблема, а что есть человек как часть общества? Какую пользу он несет другим? Насколько хорош человек, который не пьет, не курит, приличный семьянин, если никто не знает, что у него твориться внутри, в его душе? Проблема в том, что такой тип «тихого» человека просто удобен обществу. Он не мешает жить. За него не нужно беспокоиться, из-за его неправильного поведения организовывать собрания. А вот когда «неудобный» человек появляется в коллективе, никто не считает должным помочь ему, все действительно пытаются нравоучениями, оскорблениями «перевоспитать» личность, в душе которой все борется за поиск правды.

    Он не хочет становиться как эти люди, которые сейчас судят его. Афоня и начал пить только потому что он увидел, что этот мир вокруг лжет сам себе. И автор не зря вкладывал основную смысловую нагрузку фильма именно в слова своего главного героя — отсюда парадоксальная ситуация: пьяница учит других жизни. Когда людям указывают на их ошибки, да еще если это делает какой-то пьяница-забулдыга (он ведь не человек… ну ладно товарищ, но больной товарищ), то конечно общество никогда не примет его всерьез.

    То, что осталось в душе Афони — это его память о родной деревне, о тете, о детстве и друзьях, с которыми он был счастлив. Каменные джунгли деревенского человека могут либо научить жизни, либо поломать и выбить последнее доброе, что было в человеке. Афоню почти сломало, но он не забыл — в его сердце еще было то укромное место, где он мог найти себе покой. Но как выясняется и его он потерял…

    Трагедия жизни одного человека или целого поколения? Этот вопрос задает автор. Мне из фильма запомнилось много фраз, но одна для меня стала хорошим напоминанием по жизни: «Не так уж страшны предатели и убийцы, потому что они могут предать или убить, как страшны РАВНОДУШНЫЕ, потому что с их молчаливого согласия начинаются все преступления в мире… «

    Общество, которое стремиться убежать к телевизору, к работе — по своей сути ничем не лучше того же Афони, который также глушит свое равнодушие в водке. Равнодушие — это болезнь, которая появилась у общества от безысходности. Я не знаю, как помочь себе, а ты мне говоришь помочь другому. Приду на товарищеский суд, покричу, что надо и как положено, а потом уйду… С равнодушием.

    Катерина — это пожалуй редкий тип человека, который не страдал этой распространенной болезнью. Она не заразилась ей, потому что любовь мотивирует человека что-то делать для другого, она не замыкается в себе, она не эгоистична, от этого Катерина и не может позволить Афоне падать вниз дальше.

    Настолько тонкий и профессионально поставленный фильм, что я сначала подумала, что он был создан по мотивам какого-то классического литературного произведения, в последствии я познакомилась с «Москва-Петушки» В. Ерофеева, в котором Венечка, ну очень похож на нашего с вами героя. Но это не значит, что фильм снят по мотивам. Из этого можно сделать вывод, что если такие образы частотны, то наверное, есть определенная проблема.

    И безусловно, оценка не может быть низкой

    10 из 10

    10 июня 2008 | 08:15

    Вроде бы 70-е давно прошли, а вместе с ними и канули в прошлое годы торжества СССР в умах и сердцах людей. И все равно, идя в такт с человеческим развитием и непосредственно самим человеком, живут и здравствуют темы, которые вечны. Такие, как, например, уход от реального мира в иллюзорность своих представлений, своего мнения и привычек, за которым скрывается страшнейшее и опустошающее одиночество. И советский кинематограф был в состоянии практически перманентного создания великих лент, одной из которой является горячо любимый «Афоня» Георгия Данелия.

    Трагикомедия с блистательным Леонидом Куравлевым, неподражаемым Евгением Леоновым и во всех смыслах прекрасной Евгенией Симоновой в главных ролях — лента, которой хочется без устали признаваться в любви. Никогда нельзя сказать точно, что история про немного ветреного, но чертовски обаятельного сантехника Борщова А. Н., известна и прожита от и до. Полотна признанных художников, мелодии композиторов или строки баснописцев тем и хороши, что отражают вечное, то, что позволяет людям взглянуть глубже в себя и каждый раз находить что-то новое и важное.

    Это фильм, которому не суждено постареть. Соцветие переживаний, концентрированных в этом искрометно смешном, но также чертовски грустном кино, потрясает каждый раз. Работа гения Данелия, как и другие его фильмы, будет и дальше распускаться цветком лотоса, чтобы подарить нашему зрителю слезы и улыбку от осознания простых житейских истин. А подрастающему поколению, которое нуждается в опоре и совете мудрого взрослого, этот фильм не хуже родителя может открыть глаза. На что? Да хотя бы на то, как пробудить в себе способность к тонко выверенной жизни по совести.

    Цитаты давно в народе. Некоторые сцены невозможно забыть, а пересказывать без приступов смеха — глупая надежда.

    Кино, которое в сердце.

    13 апреля 2015 | 10:10

    Так получилось, что песня «Белая береза» из фильма «Афоня» стала весенним гимном моего счастливого детства. Сразу вспоминается школьная пора, месяц май с молодой листвой деревьев, солнечный закатный час. И ребята — друзья моего старшего брата, которые, сидя на бревнах в нашем дворе (вечная стройка в частном доме!), слушают усатого парнишку Саню, нашего соседа, поющего под собственный аккомпанемент на гитаре: «У реки, у речки рос кудрявый клен. В белую березу был тот клен влюблен!».

    Для меня «Афоня» — это фильм- талисман, фильм-беспечное настроение, фильм-ностальгия. Ставлю его просто как фон для рабочего дня, не смотрю (в пятисотый раз это было бы уже мазохизмом), а просто слушаю.

    Лишь некоторые излюбленные моменты неизменно пересматриваю: это все эпизоды с Симоновой-Катюшей, Афоня и практиканты, Афоня и Коля(совершенно бесподобный Леонов), танцплощадка, собрания, прорабатывающие Афоню.

    Особенно нравится, как Катюша радостно идет по улице под музыку, уворачивается от встречного парня, заигрывающего с ней, запрыгивает в автобус, показывает приставале «нос», а потом заходит в подъезд и поднимается по лестнице к двери Афони. Столько в этом юности, влюбленности, радости бытия!

    И, конечно, эпизод на летном поле, когда стройотрядовцы, в пилотках из газеты и венках из полевых цветов, ожидают рейса, отдыхая на весенней травке, и поют под гитару свои песни.

    Мне кажется, в этой сцене — квинтэссенция советской молодости 70-х годов, с их неповторимой романтикой стройотрядов, духом влюбленности и оптимизма, понятностью и ясной простотой перспектив.

    Что до образа самого Афони, то он окутан таким актерским обаянием Куравлева, что уже просто не воспринимаешь его как сытого прохиндея, а просто принимаешь таким, как есть, практически видя его глазами наивно влюбленной в него Катюши.

    Тот факт, что Катюша работает именно на «Скорой помощи», и великолепный финал придает всей истории неожиданный привкус доброй сказки и современной притчи — о том, что в одиночку человеку не прожить, и что в любой момент каждый из нас может измениться в лучшую сторону. Надо только, как сказала Катюша, «взять — и взяться за ум».

    Ну, а про неповторимую грустную улыбку фильма — фирменный знак режиссера Данелии — здесь писали уже многие.

    Моя оценка фильма — 

    10 из 10

    17 января 2013 | 15:35

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>