всё о любом фильме:

Асса

год
страна
слоган-
режиссерСергей Соловьев
сценарийСергей Ливнев, Сергей Соловьев, Натан Эйдельман
директор фильмаВладимир Дудин
операторПавел Лебешев
композиторБорис Гребенщиков
художникМарксэн Гаухман-Свердлов, Тимур Новиков, Ирина Гинно
монтажВера Круглова
жанр драма, мелодрама, криминал, история, музыка, ... слова
зрители
СССР  17.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время153 мин. / 02:33
Юная девушка, истосковавшись по яркой и безбедной жизни, связывает свою судьбу с крупным бандитским «авторитетом». Но есть и другая жизнь — птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана. И две эти жизни трагически сталкиваются…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Мартин Иден).
    • Крымов цитирует Пушкина.
    • Основные съемки фильма проходили на натуре в Крыму, в Ялте, часть — в Москве.
    • Эпизод зимнего купания Крымова и Бананана на самом деле снимался летом. Лед на воде и снег на берегу — искусственные.
    • Это был первый советский фильм, премьера которого сопровождалась грандиозной театрализованной презентацией, прошедшей в московском ДК МЭЛЗ.
    • Виниловая пластинка с песнями из фильма, вышедшая на фирме «Мелодия» в 1987 году, стала одним из первых советских официальных изданий отечественной рок-музыки.
    • Песни «Иду на ты», «Мочалкин блюз» и «Старик Козлодоев», в фильме спетые Сергеем Рыженко, на пластинке звучат в оригинальном исполнении Бориса Гребенщикова.
    • Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова.
    • В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Easy street» («Тихая улица») с участием Чарли Чаплина.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 01:29
    все трейлеры

    файл добавилLeftBusiness

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Первая часть «маразматической трилогии» (по определению самого постановщика) была создана Сергеем Соловьёвым в революционное время перемен и общественных манифестаций, поэтому в большей степени проникнута романтическим пафосом, хотя криминализация и без того абсурдного существования людей в вырождающейся социалистической системе нашла отражение и в этом «прикольном кинополотне». Что позволило потом режиссёру Станиславу Говорухину, который не без удовольствия сыграл загадочно-инфернального мафиози «крымского разлива» и с надлежащей фамилией Крымов, сделать первые обобщения в развёрнутой им позднее стройной теории «второй криминальной революции». А Соловьёв, резко поменяв ещё в предшествующем фильме «Чужая Белая и Рябой» свою прежнюю литературно-живописную манеру, которая была больше ориентирована на классику, устоявшиеся духовные и культурные ценности, видимо, получил наибольший кайф от воплощения на экране сюрреалистического пейзажа «Ялта зимой», демонстративного смешения стилей и жанров, сюжетных наворотов и постмодернистских сносок, возникающих по поводу и без повода. А также подзарядился от совместной работы с молодыми — сценаристом (в дальнейшем — режиссёром и продюсером) Сергеем Ливневым, художником-авангардистом Сергеем Бугаевым (Африкой), который сыграл главную роль богемного юноши по прозвищу Бананан, влюблённого в девушку мафии, с певцом и композитором Борисом Гребенщиковым, ещё одним певцом Виктором Цоем из группы «Кино». И его воспитанники из казахской киномастерской во ВГИКе привели на съёмочную площадку новых для советского кинематографа «стебанутых» персонажей (среди них колоритнее всех были Илья Иванов и Александр Баширов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 372 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Для меня фильм оказался находкой, он, наверное, идеален всем — от музыкального сопровождения до оформления комнаты Бананана, и нет ни единой секунды, которую я могла бы добавить или отнять из него. Это просто 2,5 часа полного погружения и невероятного наслаждения, и каждый раз почти как в первый. Один из любимых фильмов. До сих пор трудно поверить, что Такое снято 30 лет назад в нашей стране!

    Естественно, имя фильму сделали Борис Борисович Гребенщиков, Виктор Робертович Цой и иже с ними. Но это нисколько не умалило достоинств фильма, а лишь сделало его доступнее для большего числа зрителей, что является здесь однозначным плюсом. Это тот фильм, в котором столь много деталей, тем, образов, что, вероятно, каждый человек найдёт в нём по крайней мере одну цепляющую сцену. Как бы между строк поднято множество проблем, начиная неравными браками и заканчивая неуважением соседей в «хрущовках».

    Значительно усиливают эффект и раскрывают тему удачно подобранные песни, «Сны Бабанана» и параллельная сюжетная линия о свержении Павла 1. Также мне кажется очень эффектной и важной роль лилипутов.

    Интересным персонажем является Крымов, поскольку он, будучи криминальным авторитетом, тем не менее, отнюдь не показан бескультурным, грубым, озлобленным. Напротив, это очень образованный, утонченный и сдержанный человек. Он даже проявляет благородство в обращении с Банананом — долго ведет «негласную борьбу», затем честно предлагает ему взять деньги и уехать, предупреждая, что сделает в противном случае, а только затем это случается. Также его отношение к Алике явно глубже, чем к просто «любовнице». Впрочем, видно, что в моменты, когда он теряет самоконтроль, его поведение довольно жестоко. В общем, этого персонажа невозможно отнести к однозначно негативным.

    В фильме многие знакомые вещи показаны под необычным углом, как та же самая Ялта в мокром снегу, очень атмосферная и нехарактерная. Всё это действительно делает его ценным и особенным. Смотреть можно неоднократно с большим удовольствием и интересом.

    10 из 10

    11 августа 2016 | 22:58

    Мне 22 года и я рада, что именно в этом возрасте я впервые посмотрела этот фильм.

    Мой папа всегда любил русский рок и это передалось и мне, еще в детстве, когда все слушали Spice Girls и Back Street Boys мы с подругой приходили ко мне домой и с радостью бесились под Крематорий (Зомби играет на трубе…) или там БлокАда или КИНО — и так у меня сформировался свой музыкальный вкус и вот только в последние несколько лет я начала понимать, чем для меня хорошие песни, стихи, книги, фильмы отличаются от плохих — В НИХ ЕСТЬ СМЫСЛ! не просто какая-то там мораль, или поучение, или наставление — а именно смысл, его бесполезно объяснять, он настолько родной, что либо ты его чувствуешь, либо нет…

    Фильм я посмотрела только вчера и пишу, можно сказать, под впечатлением.

    При просмотре фильма хотелось периодически записывать некоторые слова, которые появлялись сами собой — чарующая красота (Алика), странные движения, необычный, старый прожектор, (естественно) хорошая музыка, железный занавес, книга в фильме, упертый, рождение любви и любви угасание, борьба, криминал, победа и поражение.

    Эти ассоциации даже для меня так же непонятны, как и в общем сон Банана N1, и при этом они такие родные. Я считаю времена перестройки очень сложными и тяжелыми, хотя меня они коснулись очень косвенно, уж слишком я мала была тогда чтобы что-то понимать, но я всегда считала что именно в такие переломные времена появляются на свет самые гениальные вещи.

    Очень жаль что у этого фильма всего одна награда — (Ника — 1989) За лучшую работу художника-постановщика. Может быть тогда глубину фильма и масштабность отражения эпохи были недопоняты критиками?

    Обязательно пересмотрю его еще как минимум раз, уверена, что еще очень многое пропустила. Низкий поклон всем, кто работал и принимал участие в создании этого фильма, и мне очень жаль, что такие фильмы, снятые в то тяжелое время, не нашли ни своих наград, ни своей известности, ни денег, в общем как это частенько случалось — автор внес свой бескорыстный вклад в мировое искусство…

    10 из 10

    6 октября 2009 | 14:14

    «Асса» считается культовым фильмом. То есть, фильмом вокруг которого создан некий культ поклонниками. На первый взгляд, культовый он именно из-за присутствия в нём песен рок-команд того времени: «Аквариум», «Кино», «Браво». И даже «Весёлые ребята», в которой в разное работал весь цвет отечественной музыки (и Буйнов, и Градский, и даже Пугачёва), отчего репертуар группы охватывал большое количество жанров. Также, это редкий художественный фильм, где поклонники могли увидеть живого Цоя, да ещё и послушать его великую песню «Перемен!», очень похожую на песню английской группы The Smiths. А поклонники «Аквариума», например, могли растаять от слов Бананана о том, что БГ — Бог и от него исходит сияние. Тогда люди не знали, что боги, от которых исходит сияние, сами питались светом забугорных рок-коллективов. Я веду к тому, что не хочется нарекать фильм культовым и рассматривать его, как некое явление рок-исполнителей народу. То, что там мелькнул Цой, прозвучало несколько песен Гребенщикова — не должно на меня оказывать влияния. Всё-таки уже не 90-е и я не старшеклассник, расклеивающий на стенах постеры любимых групп, и оттого так жадно ловящий их появление в каком-то фильме. А я знаю ребят, которые засматривали до дыр именно последние 5 минут фильма.

    Без этого очарования кино откровенно балансирует между даже непонятно чем. Всего там понемногу. И какой-то туманный холодный артхаус. И вроде как любовный треугольник, трагедия как будто по Шекспиру. И немного чернухи и криминала. Баширов привносит что-то комедийное. Но это настолько комедийно, насколько вообще может быть смешон жалкий уголовник, что-то несвязно рассказывающий. Посреди этого Скайрима возникает ещё одна сюжетная линия прямиком из 1801 года о свержении императора Павла I. Зачем она тут? Почему именно она, а не какая-то другая? Непонятно.

    Если порассуждать о персонажах, то тоже не всё ясно. То ли так задумано, то ли дело в игре Татьяны Друбич, но любви к Бананану я не увидел. Во-первых, он был ей просто другом, который на фоне остального окружения выглядел нетривиально. А во-вторых, она сама сказала Бананану, что любит Крымова. Не назло, не провоцируя, не вызывая ревность, а очень тихо и просто. Потому что парню, который у тебя во френдзоне можно сказать, что ты любишь какого-то мужчину. Получается, что любовного треугольника как такового и не было. Были два разнополых друга и комплексовавший по этому поводу «папик». Кстати, Станислав Говорухин очень неплохо изобразил этакого советского мафиози.

    В общем, я сам не понимаю своё отношение к фильму. Он долгий, мрачный, с порой странными сценами, которые нужны только для того, чтобы подчеркнуть артхаусность (например, два сна Бананана или даже вплетение истории смерти Павла I). При этом своей основной сюжетной линией он прост и понятен. Даже выполнен так, чтобы вызывать эмоции у зрителя. Но культовость ему гарантировали несколько джокеров в колоде — песни и вообще такие личности, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков.

    5 из 10

    31 марта 2016 | 15:04

    Внешний сюжет не слишком уж впечатлил — ему сопутствовала некоторая размытость в линиях, связанных с второстепенными персонажами. С главными-то, пожалуй, все предельно ясно — обычный, на первый взгляд, треугольничек, который в итоге сходится к одной точке. Например, непонятна роль Майора в этой картине, хотя при виде сцен с участием Александра Баширова всегда глаз радуется, особенно как завернет что-нибудь шизофазическое о Гагарине! Но если остановиться на том, что все эти карлики, наблюдатели и преступники показаны нам для того, чтобы явить проворачиваемые Крымовым аферы, то вопросов не возникает.

    Главная роль в фильме, как мне кажется, была отведена именно девушке Алике. Через призму ее мужчин просматривается именно ее образ: Крымов — ее рассудочность и расчетливость, а Бананан — ее романтичность и порывистость. И становится ясно, что кто-то из них должен остаться в стороне — открывает эту истину как раз таки Крымов. Борьба происходит в ней — и именно борьба этих двух начал. В ней раздвоенность, с которой, понятное дело, невозможно сжиться. И вот рационалист в Алике убивает романтика, аполлоническое побеждает дионисийское. Но и на этом действие не останавливается — она сама уничтожает рассудок. В итоге мы видим сошедшую с ума девушку. Двойничество в ней заметно было с самого начала, взять только имя, даже соединение двух имен в одном — Александра и Лика — Алика. Дикость же, по верному замечанию самой героини.

    Художественные детали особенно впечатляют. Коммуникационная труба, парик, серьга с фотокарточкой, Ник Кейв, Гагарин, очки без стекол, полиэтилен на ухе — шедеврально же!

    И, конечно, не обошлось и без того, чтобы назвать БГ Богом. Жаль только, что всего нашего Виктора Робертовича маловато оказалось — ожидала его увидеть не только в титрах.

    7 из 10

    3 февраля 2015 | 23:48

    Фильм Сергея Соловьева «Асса», после выхода на экран в 1987 году, вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Одни посчитали его чересчур «плакатным», с какими-то «ходульными» персонажами. Другие говорили, что его сюжетные ходы маловразумительны, и, — будто он хорош только тем, что народ услышал песни Б. Г., увидел «живого» Цоя.

    Но режиссер не создавал героев как «рупор» своих идей, он стремился избежать некой театральной условности и излишнего психологизма: игра актеров неаффектирована, приближена к реальным реакциям людей. Персонажи не становятся от этого менее живыми, «объемными». Минималистичность средств выражения скрывает глубину смыслов, и зрителю приходится вдумываться в них, создавая довольно сложные образы, наталкиваясь на интересные идеи.

    Например, «главный злодей» Крымов был когда-то подающим надежды поэтом, — отчего он предал себя? А юный «неформал» «Бананан»? Возможно, это повзрослевший прекраснодушный подросток из предыдущего соловьевского фильма «Сто дней после детства». Столкнувшись с жесткими жизненными реалиями, он выбрал «заповедный мир своих снов»: блестящий, мишурный, где свой круг общения, — с особым языком, где искренняя дружба, свобода самовыражения. Может быть и Крымов, тогда, в юности, тоже столкнулся с выбором:

    приспосабливаться, или отстаивать сокровенное-в-себе? Может быть главный конфликт фильма берет начало еще из той проблемы выбора?

    В «Ассе» три плана повествования: сам детективный сюжет, который можно описать словами из аннотации: «Юная героиня остросюжетного фильма связывает свою судьбу с главарем крупной банды. Осознание ошибки приходит слишком поздно…», печальная повесть о любви, и — наконец — экскурсы во времена царствования Павла I, имеющие историософское значение. Есть еще четвертая линия — виды зимней Ялты — волшебные декорации ко всему действию. Это чарующая сказка без сюжета, герой которой — город с таинственной жизнью его обитателей. И это не удивительно, ведь главный оператор картины — Павел Лебешев. Все планы повествования развиваются параллельно и переплетаются, противопоставляются и дополняют — проясняют друг друга.

    Чистое высокое чувство, зародившееся в душах «Бананана» и Алики, встает на пути у теневого дельца Крымова — «Свана», готового растоптать все мешающее его планам, ведь люди для него — пыль под ногами на дороге, водящей его «адом ненасыщаемым». Всю чудовищность его осознаешь вдруг, когда видишь лицо лилипута за мгновение до того, как он, словно кукла, валится в бурлящий след теплохода, — это очередная «муха», оплетенная безжалостной сетью. И тогда несколько занудный, респектабельный господин внезапно превращается в кровожадного паука.

    Исторический сюжет поддерживает тему невинной жертвы — идеалиста-мечтателя, человека «не от мира сего», — вокруг которой уже сгущаются тучи интриг, и безжалостная машина «деловых людей» уже готова к действию: все отлажено. Так, гибель императора Павла порождает смутные опасения относительно судьбы «Бананана»

    Странно, но «всемогущий» мафиози-эстет при встрече с юношей не знает, как себя держать: фальшиво улыбается и даже как будто заискивает. Перед кем? Перед этим «фуком»?! Смех — вот чего не выдерживает неправедность, одевшая маску самодовольной серьезности. Смех побеждает страх.

    Знаменитый заплыв — дуэль, где поэт-валютчик впервые пробует соперника на «прочность»: XX век — другие методы. Тренированный «морж» Крымов ни чем не рисковал, — опять все просчитал: «Это называется «бангладеш», — игра, в которой выигрывает только он.

    К финалу все три сюжетные линии, достигнув максимального напряжения, образуют единое смысловое поле. Сказка зимней Ялты заканчивается кровью. Император Павел не подписывает отречение от престола. «Бананан» так и не снял серьгу — символ любви.

    Все фильмы Сергея Соловьева отличает этот конфликт: столкновение романтичного, литературоцентричного мира положительных героев с грубой циничной реальностью. В результате этого они освобождаются от иллюзий, выходят из состояния наивности, — обязательный процесс «взросления». Но главное — у них хватает сил не изменять истине-в-себе.

    2 мая 2011 | 16:13

    Говорят, что время обладает многими удивительными способностями. Например, все лечит. В смысле — залечивает раны. Не знаю, не уверен, тут много зависит от чисто индивидуальных качеств человека. Но одно можно сказать определенно: время постепенно все расставляет по своим местам. В процессе же расстановки, занимающей иногда долгие годы, а иногда целую жизнь, двигает это «всё» с места на место.

    К чему я это? Да вот к чему. Если бы в те времена, когда вышел на экраны фильм «Асса», существовала возможность пользования интернетом и, в частности, «Kinopoisk», то лично я написал бы что-то совсем иное, нежели то, что пишу сейчас.

    Фильм был символом целой эпохи — не очень долгой, но самой поразительной, самой драматичной для нас — тех, кто ее застал и пережил. И для тех, кто не пережил, — тем более. Что это была за эпоха? — Эпоха перемен. Жизнь страны — еще страны Советов — сделалась тогда похожей на айсберг, дрейфующий к более южным широтам и тающий прямо на глазах. Всё устоявшееся, определившееся, казавшееся незыблемым, рушилось, исчезало, уступало место новому и неизвестному. А мы были свидетелями, действующими лицами и участниками.

    И «Асса» стала для многих из нас поистине «культовой» лентой — так, на самом деле. И тогда, в конце восьмидесятых, трудно было не встать в финале фильма и не запеть вместе с Цоем: «Перемен, мы ждем перемен!». И сейчас эта песня звучит в ушах, а скорее — в сердце.

    Но как удивительно и больно оглядываться сейчас уже почти на 20 лет назад. Оглядываться, глядя на экран, слыша «Казанову», «Под небом голубым», опять-таки — «Перемен…». Видя странные сны мальчика Бананана. Мы действительно ждали этих перемен, жили ими, их требовали наши сердца, это на самом деле было в самой пульсации вен. Сейчас это уже забылось, поистерлось как-то в памяти. Но фильм бередит душу, возвращает в прошлое. Как в «Зеркале для героя» встречаешься с самим собой, два «я» — тогдашнее и нынешнее всматриваются друг в друга.

    Мальчик погиб в самом начале этих перемен. Цой — ушел в самый их разгар. Многие из близких людей совпали с ними или чуть определили их, или, наоборот, немного отстали от них по времени. И больше за эти два десятилетия скопилось скорбей, нежели радостей, и больше было разочарований, чем сбывшихся надежд.

    Но в каком-то смысле все остается также, как тогда: сердце по-прежнему требует перемен. Тех, которых так и не удалось дождаться. Тех, которые, возможно, должны были произойти не в мире и не в стране, а в каждом из нас. Об этом заставил задуматься фильм. Оценку я бы ему сегодня ставить уже не стал. Для меня, по крайней мере, он вне оценочных категорий.

    13 сентября 2007 | 22:56

    1980-й год. Зимняя Ялта в снегу. Юноша-неформал по имени Бананан, работающий в ансамбле местного ресторана, неосознанно уводит у опытного мафиози Крымова его юную подругу Алику, с которой тот приехал отдохнуть в курортный город, а заодно и обделать там кое-какие тёмные делишки. Задетое самолюбие «папика» не хочет мириться с таким раскладом, и Крымов ищет способ безболезненно, но при этом окончательно избавиться от нечаянного соперника…

    «Асса», появившаяся на экранах в самом начале 1988-го года, одним фактом своего возникновения символизировала триумфальный выход из подполья неофициальной культуры и, как результат, наступление новых времен. Легализованный андеграунд, в одночасье ставший бенефициантом, принёс с собой иное мироощущение и другие принципы личностных оценок. Модные молодёжные фенечки и лексикон, тусовочный понт, тогда ещё бывший атрибутом контркультуры, наполовину клиповая эстетика, заметно усилившая эмоциональное воздействие как раз за счёт рок-н-ролльного драйва, — сразу же сделали «Ассу» культовым фильмом — фильмом-фестивалем, фильмом-шоу.

    Не посмотревшие его тут же автоматически переходили в разряд непосвященных и, значит, отставших от жизни. Вчера ещё запрещенный рок-н-ролл выпустил в массовое потребление целую дюжину шлягеров. Но едва ли не главной ценностью фильма стало собрание под одной крышей многих культовых персонажей — от опосредованного присутствия до непосредственного. Так концертное явления народу Виктора Цоя по сути не имеет никакого отношения к заявленной истории, в которую все исполненные до того шлягеры вписывались более или менее органично, а служит лишь для того, чтобы зычно и пафосно прокричать от имени поколения: «Мы ждём перемен!». Хотя, понятно, что в 1980-м (время действия фильма) это было нереально.

    «Асса» сбросила с корабля современности опостылевший «совок» и устаревшую эстетику того кино, к которому формально принадлежал и сам Соловьев (через год его ученик Рашид Нугманов предъявит ещё более радикальный ответ-инъекцию под названием «Игла»), обозначив новый ориентир, ненадолго воцарившийся на отечественном кинопьедестале. Когда, лет через 10, ожидания сменятся разочарованиями, а контркультура станет культурой массовой и предметом исключительно купли-продажи, кичевая красота «Ассы» будет вызывать уже саднящее чувство обманутых надежд, смешанных с тоской по старым добрым временам ожидания перемен.

    26 августа 2014 | 14:10

    Пьеса в одном акте, прерванном.

    Действующие лица:

    Крымов, региональный олигарх, он же член партии за освобождение Крыма, он же депутат думы, он же президент федерации по зимнему плаванию. Живёт в Москве, Питере и Лондоне, вместо Ялты предпочитает Маврикий.

    Алика, жена Крымова, живёт в Лондоне, занимается благотворительной деятельностью, от скуки периодически спит с Банананом, который тоже обосновался в Англии.

    Выжившие рокмузыканты, обуржуазились, открыли рестораны, стоматологические клиники для богатых, делают себе пластические операции, разжирели, периодически собираются и ностальгически поют про Золотой город, попивая коллекционное вино.

    Невыжившие рокмузыканты, с ужасом сверху смотрят на происходящее и рады, что не дожили.

    Жанна, призрак, благополучно сошла с ума и потому счастлива. Перепеть за все эти годы её так никто и не смог.

    БГ, окончательно удалился в Золотой город.

    Старик Козлодоев, трагический персонаж, ходит по Ялте в плаще, надетом на голое тело, периодически распахивает перед девушками, они смеются.

    Обыватели: мужчины завидуют Крымову, женщины — Алике, девушки ищут себе таких Папиков, парни мечтают стать депутатами или чиновниками.

    Соловьёв: режиссёр, АССА был его последним стоящим произведением, учит студентов.

    Место действия: Россия, всё опять как при бабушке императрице.

    Действие первое и последнее, прерванное.

    Россия, по-прежнему дикий холод и чудовищные сквозняки. И ничего не происходит.

    12 ноября 2011 | 23:07

    Алика: Если ты нормальный, то ты живёшь какой-то неестественной жизнью.

    Бананан: А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.

    Алика: И что там видно?

    Бананан: Да так, нифига. Муть всякая.

    Фильм пропитан изобилующими высказываниями, цитатами, которые хорошо передают органику всего фильма. Для обывателей этот фильм покажется чрезмерно замысловатым. Но если хорошо проникнутся в ту перестроечную эпоху, понять движение андеграунда в культуре того поколения, да и уловить некоторые исторические моменты царской России, то можно лично для себя вывести определённую смысловую линию.

    Сюжет:

    Алика (Татьяна Друбич) — молодая девушка, которая устала от материнского тепла и уюта, легкомысленно решает связать свою жизнь с криминальным «авторитетом» Крымовым (Станислав Говорухин), дабы навсегда покончить с бедной и скудной жизнью. Для Крымова не существует препятствий. Он имеет исключительную прерогативу влиять, властвовать и убивать. По крайней мере, это его кредо, которое он несёт с собой по жизни. Несмотря на это, Соловьёв раскрыл в герое Говорухина какую-то эстетику и изысканность в поэзии и литературе. (Скрупулёзное перечитывание книги Натана Эйдельмана «Грань веков» о заговоре и убийстве Павла I или цитирование Пушкина). Не знаю, что именно хотел передать этим Сергей Александрович, но получилось довольно эпично. Такой себе «вор-эстет». Неожиданно жизнь Алики пересекается с весьма необычным, чудаковатым индивидуумом, называющим себя Банананом (Сергей Бугаев), принцип мышления которого весьма отличается от этих двух. Он подрабатывает ночным сторожем в театре, играет и поёт в городском ресторане со своими друзьями. Для Алики такая жизнь кажется хоть и непонятной, но простой и безудержной. Он вводит её в свой духовный мир, который полон иллюзий и творческих идей. Для него важна свобода и независимость. Именно поэтому он не прогибается под властного Крымова, вследствие чего и происходит всем известно-печальная развязка.

    Музыка

    Нельзя не создать отдельную графу о музыкальной части кинокартины. «Браво», «Кино», «Аквариум» + Юрий Чернавский, чья песня «Здравствуй, мальчик Бананан» прозвучала в начале фильма, придали некий эффект экстравагантности и неординарности сюжетной линии.

    Хочется также вспомнить шедевр некрореализма Евгения Кондратьева, а именно короткометражный фильм «Нанайнана» (1985), производства «Мже-лалафильм», который был запечатлён во сне Бананана N2, оставил неизгладимый отпечаток на моей и так излишне обострённой впечатлительности.

    В общем, получилась смесь драмы, мелодрамы, детектива с нотками арт-хауса и исторического жанра кинолента, которая успела завоевать многие поколения своей неповторимостью и, пожалуй, сюжетной непохожестью на другие не менее достойные картины перестроечного периода.

    27 января 2014 | 03:02

    Тема фильма — любовный треугольник, в котором задействованы бывшая медсестра, а ныне любовница (Татьяна Друбич) криминального авторитета Крымова (Станислав Говорухин), а также сторож театра, музыкант и неформал по прозвищу Бананан.

    Еще один образчик перестроечного кино. Не сказать, чтобы разоблачительного типа. Скорее наоборот. Он являет героев конца застоя и перестройки, в которых запуталась главная героиня. В них угадываются и два антипода 90-х гг., ныне слившиеся в едином порыве — рок-музыкант и бандит, правда в фильме он еще интеллигентный. Но есть ведь и олигархи, тоже прикидывающиеся интеллигентными. «Героизм» (яркость) этих лиц особенно показателен на фоне милиции, следователей, алкоголиков и пр. В общем, эпоха во всем ее противоречивом многообразии. Ну и финальное «Я хочу перемен» от еще одного рок-героя звучит вообще как приговор — герои против системы, что те, что другие. Правда, понять трагизм положения помогло только будущее. Рок-гении советского андеграунда погибли либо на излете советского времени, либо перестали давать сдачу, как это настойчиво делал Бананан (не продавался, значит, а работал). Сам Сергей Соловьев определяет жанр ленты как индийское кино, где много песен и любви без хэппи-энда. И индийский эпос, и социальная драма в одном флаконе — неплохо.

    8 из 10

    9 сентября 2012 | 01:33

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>