всё о любом фильме:

Асса

год
страна
слоган-
режиссерСергей Соловьев
сценарийСергей Ливнев, Сергей Соловьев, Натан Эйдельман
директор фильмаВладимир Дудин
операторПавел Лебешев
композиторБорис Гребенщиков
художникМарксэн Гаухман-Свердлов, Тимур Новиков, Ирина Гинно
монтажВера Круглова
жанр драма, мелодрама, криминал, история, музыка, ... слова
зрители
СССР  17.8 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время153 мин. / 02:33
Юная девушка, истосковавшись по яркой и безбедной жизни, связывает свою судьбу с крупным бандитским «авторитетом». Но есть и другая жизнь — птичья, полетная, просквозенная ветром и музыкой, жизнь мальчика Бананана. И две эти жизни трагически сталкиваются…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фраза Бананана «Не для денег родившийся футурист Владимир Маяковский» — это упоминание малоизвестного и не сохранившегося фильма Маяковского «Не для денег родившийся» (экранизация романа Мартин Иден).
    • Крымов цитирует Пушкина.
    • Основные съемки фильма проходили на натуре в Крыму, в Ялте, часть — в Москве.
    • Эпизод зимнего купания Крымова и Бананана на самом деле снимался летом. Лед на воде и снег на берегу — искусственные.
    • Это был первый советский фильм, премьера которого сопровождалась грандиозной театрализованной презентацией, прошедшей в московском ДК МЭЛЗ.
    • Виниловая пластинка с песнями из фильма, вышедшая на фирме «Мелодия» в 1987 году, стала одним из первых советских официальных изданий отечественной рок-музыки.
    • Песни «Иду на ты», «Мочалкин блюз» и «Старик Козлодоев», в фильме спетые Сергеем Рыженко, на пластинке звучат в оригинальном исполнении Бориса Гребенщикова.
    • Монолог «Майора» о Гагарине — чистая импровизация актёра Александра Баширова.
    • В кинотеатре Алика и Бананан смотрят фильм «Easy street» («Тихая улица») с участием Чарли Чаплина.
    • еще 6 фактов
    Трейлер 01:29
    все трейлеры

    файл добавилLeftBusiness

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.0/10
    Первая часть «маразматической трилогии» (по определению самого постановщика) была создана Сергеем Соловьёвым в революционное время перемен и общественных манифестаций, поэтому в большей степени проникнута романтическим пафосом, хотя криминализация и без того абсурдного существования людей в вырождающейся социалистической системе нашла отражение и в этом «прикольном кинополотне». Что позволило потом режиссёру Станиславу Говорухину, который не без удовольствия сыграл загадочно-инфернального мафиози «крымского разлива» и с надлежащей фамилией Крымов, сделать первые обобщения в развёрнутой им позднее стройной теории «второй криминальной революции». А Соловьёв, резко поменяв ещё в предшествующем фильме «Чужая Белая и Рябой» свою прежнюю литературно-живописную манеру, которая была больше ориентирована на классику, устоявшиеся духовные и культурные ценности, видимо, получил наибольший кайф от воплощения на экране сюрреалистического пейзажа «Ялта зимой», демонстративного смешения стилей и жанров, сюжетных наворотов и постмодернистских сносок, возникающих по поводу и без повода. А также подзарядился от совместной работы с молодыми — сценаристом (в дальнейшем — режиссёром и продюсером) Сергеем Ливневым, художником-авангардистом Сергеем Бугаевым (Африкой), который сыграл главную роль богемного юноши по прозвищу Бананан, влюблённого в девушку мафии, с певцом и композитором Борисом Гребенщиковым, ещё одним певцом Виктором Цоем из группы «Кино». И его воспитанники из казахской киномастерской во ВГИКе привели на съёмочную площадку новых для советского кинематографа «стебанутых» персонажей (среди них колоритнее всех были Илья Иванов и Александр Баширов). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 372 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мне нравится «Асса», это фильм с интересным сюжетом и яркими персонажами. И для меня это не столько красивая картинка, сколько поучительная история.

    Вот Алика. Хрупкая и романтичная девушка, которой многие сочувствуют. Безусловно, она запуталась в своих чувствах. Но неужели, связываясь с Крымовым, она не понимала, кто он такой? Это прекрасно видно даже по косвенным признакам. Наверное, все действительно гораздо проще: девочке из бедной семьи захотелось красивой жизни. Но давно уже известно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке: только вот Алика была уверена, что отношения с криминальным авторитетом вдвое старше ее самой сложатся безоблачно.

    И тут появляется молодой романтик Бананан, со своим большим и светлым чувством. Конечно, парень он интересный, со своими взглядами на жизнь и своеобразным чувством юмора — словом, с ним не соскучишься. К тому же он ровесник Алики. И вот Алика понемногу теряет интерес к Крымову в пользу Бананана. Точнее, не так: она не теряет интерес к его финансовому положению, но вот общаться все больше предпочитает с Банананом.

    А что же Крымов? Да, он циничный злодей, главарь банды и подпольный воротила. Но этот персонаж, к тому же сыгранный Говорухиным, неожиданно привлекателен. Если отбросить криминал — Крымов начитан, культурен, интеллигентен, с прекрасным чувством юмора. К тому же в 50 лет он поддерживает прекрасную физическую форму, которой позавидуют многие 20-летние. Последнее особо подчеркивается в сцене с заплывом в Черное море: «старик» Крымов легко уделывает Бананана, который в свои 20 лет никаким спортом не занимается и здоровый образ жизни уж явно не ведет.

    Даже воочию убеждаясь в продажности и легкомысленности Алики (сцена, где он видит их с Крымовым выходящими из ресторана), Бананан все еще на что-то надеется. Потом точно так же наглядно он убеждается в опасности самого Крымова — но все равно идет наперекор. И ведь Бананан знал, что Алика «занята»! И тем не менее продолжал с ней встречаться, оскорбляя тем самым чувства Крымова.

    Что характерно: Крымов предлагает Бананану очень мягкий способ уйти с его дороги. Но гордость, а точнее — глупость, не позволяет Бананану принять верное решение. Та глупая гордыня, из-за которой он попал в изолятор (не сняв серьгу по требованию милиционера), поплыл вместе с Крымовым в ледяное море и едва не погиб (почему-то здесь ему не хватило мужества отказаться) — словом, беспросветная тупость и нежизнеспособность этого неформала, который смотрит на мир сквозь розовые очки, закономерно привела его к гибели. Глупой и бессмысленной. Ради кого? Ради чего?

    О том, к чему пришла Алика, всем и так известно. Ее запутанные чувства привели к гибели и Бананана, и Крымова, а ее саму — за решетку.

    Музыка — всего лишь красивый фон для этой истории, но эпилог с Цоем — это, конечно, самый яркий музыкальный момент. За это, и за поучительность фильма ставлю

    10 из 10

    29 ноября 2016 | 10:24

    Видимо, «Ассой» начались в тогда еще СССР фильмы про «грязную правду жизни». И это был первый фильм с русским роком.

    Возможно, сие было настолько свежо и смело, что все фильм полюбили и превознесли. Я же, хотя люблю как раз классиков русского рока, в том числе Цоя и БГ, фильм вынести не смогла — настолько он скучен и неумел в изображении этой самой «грязной правды». Просто посмотреть вокруг и засунуть в фильм, добавив фарса на всякий случай — это плохой рецепт.

    Раздолбай Бананан и его возлюбленная «бандитская подстилка» (это типаж такой) совершенно не вызывают симпатии. История этой самой герлы, увлекшейся «хорошим парнем» — банальщина самого примитивного толка. Опять же, в 1987 году наивным советским зрителям это могло казаться откровением.

    Сам Соловьев уже в наше время говорил: «я с первой «Ассой», верьте или нет, послужил таким козлом-провокатором», имея в виду, что требуя устами Цоя перемен, он, как и все «не знал, каких именно перемен он хочет, и.. . по-настоящему их не хотел». Ага. Не знаю, успокою ли я его совесть, но дело не в нем и не в Цое. Перемены произошли все-таки не из-за них.

    А песня «Перемен!» актуальности не утратила, судя по Белоруссии (впрочем, это скорее потому, что Белоруссия, при всем уважении, несколько выпала из процесса, затронувшего остальные страны бывшего СССР).

    Очередной артефактный фильм. Когда-то его будет так же интересно смотреть, как сейчас какой-нибудь «Аттестат зрелости». Как фильм далекой эпохи, когда все было не так. А пока что мы недалеко ушли, как ни печально.

    1 сентября 2013 | 12:58

    Несмотря на успешную карьеру и достаточно хорошее отношение кинокритиков, хваливших не только картины, но и умение работать с молодыми артистами, раскрывать их дарование на экране (включая «открытие» кинематографу личности Татьяны Друбич, впоследствии работавшей с Иваном Дыховичным, Станиславом Говорухиным, Эльдаром Рязановым), Сергей Александрович Соловьев к 1987 году еще не снял фильма, который был бы по-настоящему любим широкой публикой. Он вспоминает, что «все время ощущал в самом себе неясную потребность … попробовать сделать хит середины восьмидесятых — народный фильм, молодежный, открытый зрителям всех возрастов, поколений, социальных слоев». Так начиналась работа над одним из самых известных фильмов времен перестройки. Сам режиссер замечает, что «Асса» — это «тот случай, когда забалованный ребенок — один-единственный. А у меня еще масса хороших и умных детей, которых все пинают».

    «Асса» — замечательный случай попадания в «яблочко»! Поспеши или чуть-чуть опоздай с картиной, и она бы не стала тем, чем признана сегодня — символом целого поколения. Но САС всегда чувствовал, что и когда нужно снимать, более того, он точно знает, как нужно снять, чтобы получилось правильно!

    «Асса» — сложная картина о простых чувствах и типичной ситуации, которая зависела от обстоятельств. Всем смотреть!!! Потому что не посмотреть — стыдно!

    10 из 10

    22 июля 2010 | 10:30

    Непросто писать отрицательные рецензии на культовые фильмы. Сложно покушаться на «святое», на «символ». В ответ сразу сыплются злобные выкрики типа «не нравится — не смотри», «ты пытаешься возвыситься, принизив великое». А мне просто хочется показать взгляд с другой стороны, раз уж все рецензии здесь хвалебные.

    Я много и давно слышала про этот фильм, видела не раз отрывки, но не цепляло. В какой-то момент чаша переполнилась, и я решила, что «десять тысяч леммингов не могут ошибаться», и вчера посмотрела этот фильм.

    Первая реакция: недоумение. Низкокачественная игра, операторская работа, да и саундтрек, и это — культовый фильм? Постоянно хотелось отвести от экрана глаза от стыда за режиссёра. Это при том, что я люблю рок, но качественный: Наутилус, ДДТ, и Кино, да. Но Цой в этом фильме мимо проходил. А из творчества БГ, кажется, выбрали всё самое сырое и неудачное.

    Может, дело в том, что в 87 году мне было лишь 8 лет, и я не способна была понять, что происходило с нашей страной. А, может, дело в том, что фильм плохо снят.

    Единственное светлое пятно в фильме — Друбич, от которой я не могла оторвать глаз. Когда она появлялась в кадре, то была живой и настоящей. Всё остальное — фальшь.

    21 февраля 2012 | 19:59

    Алика: Если ты нормальный, то ты живёшь какой-то неестественной жизнью.

    Бананан: А я вообще не живу жизнью. Жить жизнью грустно: работа — дом — работа — могила. Я живу в заповедном мире моих снов. А жизнь — что жизнь? Практически, жизнь — это только окошко, в которое я время от времени выглядываю.

    Алика: И что там видно?

    Бананан: Да так, нифига. Муть всякая.

    Фильм пропитан изобилующими высказываниями, цитатами, которые хорошо передают органику всего фильма. Для обывателей этот фильм покажется чрезмерно замысловатым. Но если хорошо проникнутся в ту перестроечную эпоху, понять движение андеграунда в культуре того поколения, да и уловить некоторые исторические моменты царской России, то можно лично для себя вывести определённую смысловую линию.

    Сюжет:

    Алика (Татьяна Друбич) — молодая девушка, которая устала от материнского тепла и уюта, легкомысленно решает связать свою жизнь с криминальным «авторитетом» Крымовым (Станислав Говорухин), дабы навсегда покончить с бедной и скудной жизнью. Для Крымова не существует препятствий. Он имеет исключительную прерогативу влиять, властвовать и убивать. По крайней мере, это его кредо, которое он несёт с собой по жизни. Несмотря на это, Соловьёв раскрыл в герое Говорухина какую-то эстетику и изысканность в поэзии и литературе. (Скрупулёзное перечитывание книги Натана Эйдельмана «Грань веков» о заговоре и убийстве Павла I или цитирование Пушкина). Не знаю, что именно хотел передать этим Сергей Александрович, но получилось довольно эпично. Такой себе «вор-эстет». Неожиданно жизнь Алики пересекается с весьма необычным, чудаковатым индивидуумом, называющим себя Банананом (Сергей Бугаев), принцип мышления которого весьма отличается от этих двух. Он подрабатывает ночным сторожем в театре, играет и поёт в городском ресторане со своими друзьями. Для Алики такая жизнь кажется хоть и непонятной, но простой и безудержной. Он вводит её в свой духовный мир, который полон иллюзий и творческих идей. Для него важна свобода и независимость. Именно поэтому он не прогибается под властного Крымова, вследствие чего и происходит всем известно-печальная развязка.

    Музыка

    Нельзя не создать отдельную графу о музыкальной части кинокартины. «Браво», «Кино», «Аквариум» + Юрий Чернавский, чья песня «Здравствуй, мальчик Бананан» прозвучала в начале фильма, придали некий эффект экстравагантности и неординарности сюжетной линии.

    Хочется также вспомнить шедевр некрореализма Евгения Кондратьева, а именно короткометражный фильм «Нанайнана» (1985), производства «Мже-лалафильм», который был запечатлён во сне Бананана N2, оставил неизгладимый отпечаток на моей и так излишне обострённой впечатлительности.

    В общем, получилась смесь драмы, мелодрамы, детектива с нотками арт-хауса и исторического жанра кинолента, которая успела завоевать многие поколения своей неповторимостью и, пожалуй, сюжетной непохожестью на другие не менее достойные картины перестроечного периода.

    27 января 2014 | 03:02

    Фильм Сергея Соловьева «Асса», после выхода на экран в 1987 году, вызвал неоднозначную реакцию зрителей. Одни посчитали его чересчур «плакатным», с какими-то «ходульными» персонажами. Другие говорили, что его сюжетные ходы маловразумительны, и, — будто он хорош только тем, что народ услышал песни Б. Г., увидел «живого» Цоя.

    Но режиссер не создавал героев как «рупор» своих идей, он стремился избежать некой театральной условности и излишнего психологизма: игра актеров неаффектирована, приближена к реальным реакциям людей. Персонажи не становятся от этого менее живыми, «объемными». Минималистичность средств выражения скрывает глубину смыслов, и зрителю приходится вдумываться в них, создавая довольно сложные образы, наталкиваясь на интересные идеи.

    Например, «главный злодей» Крымов был когда-то подающим надежды поэтом, — отчего он предал себя? А юный «неформал» «Бананан»? Возможно, это повзрослевший прекраснодушный подросток из предыдущего соловьевского фильма «Сто дней после детства». Столкнувшись с жесткими жизненными реалиями, он выбрал «заповедный мир своих снов»: блестящий, мишурный, где свой круг общения, — с особым языком, где искренняя дружба, свобода самовыражения. Может быть и Крымов, тогда, в юности, тоже столкнулся с выбором:

    приспосабливаться, или отстаивать сокровенное-в-себе? Может быть главный конфликт фильма берет начало еще из той проблемы выбора?

    В «Ассе» три плана повествования: сам детективный сюжет, который можно описать словами из аннотации: «Юная героиня остросюжетного фильма связывает свою судьбу с главарем крупной банды. Осознание ошибки приходит слишком поздно…», печальная повесть о любви, и — наконец — экскурсы во времена царствования Павла I, имеющие историософское значение. Есть еще четвертая линия — виды зимней Ялты — волшебные декорации ко всему действию. Это чарующая сказка без сюжета, герой которой — город с таинственной жизнью его обитателей. И это не удивительно, ведь главный оператор картины — Павел Лебешев. Все планы повествования развиваются параллельно и переплетаются, противопоставляются и дополняют — проясняют друг друга.

    Чистое высокое чувство, зародившееся в душах «Бананана» и Алики, встает на пути у теневого дельца Крымова — «Свана», готового растоптать все мешающее его планам, ведь люди для него — пыль под ногами на дороге, водящей его «адом ненасыщаемым». Всю чудовищность его осознаешь вдруг, когда видишь лицо лилипута за мгновение до того, как он, словно кукла, валится в бурлящий след теплохода, — это очередная «муха», оплетенная безжалостной сетью. И тогда несколько занудный, респектабельный господин внезапно превращается в кровожадного паука.

    Исторический сюжет поддерживает тему невинной жертвы — идеалиста-мечтателя, человека «не от мира сего», — вокруг которой уже сгущаются тучи интриг, и безжалостная машина «деловых людей» уже готова к действию: все отлажено. Так, гибель императора Павла порождает смутные опасения относительно судьбы «Бананана»

    Странно, но «всемогущий» мафиози-эстет при встрече с юношей не знает, как себя держать: фальшиво улыбается и даже как будто заискивает. Перед кем? Перед этим «фуком»?! Смех — вот чего не выдерживает неправедность, одевшая маску самодовольной серьезности. Смех побеждает страх.

    Знаменитый заплыв — дуэль, где поэт-валютчик впервые пробует соперника на «прочность»: XX век — другие методы. Тренированный «морж» Крымов ни чем не рисковал, — опять все просчитал: «Это называется «бангладеш», — игра, в которой выигрывает только он.

    К финалу все три сюжетные линии, достигнув максимального напряжения, образуют единое смысловое поле. Сказка зимней Ялты заканчивается кровью. Император Павел не подписывает отречение от престола. «Бананан» так и не снял серьгу — символ любви.

    Все фильмы Сергея Соловьева отличает этот конфликт: столкновение романтичного, литературоцентричного мира положительных героев с грубой циничной реальностью. В результате этого они освобождаются от иллюзий, выходят из состояния наивности, — обязательный процесс «взросления». Но главное — у них хватает сил не изменять истине-в-себе.

    2 мая 2011 | 16:13

    Этот фильм мне нравиться по многим причинам: во-первых, я сам из поколения 80-х и очень глубоко переживал все те «революционные» события, которые происходили тогда и о которых снят фильм; во-вторых, я очень люблю старый советский рок, чей российский «потомок» полностью выродился к данному моменту (но это его беда, а не грех, т. к. само время заставляло тогда писать рок-музыкантов шедевры); в-третьих, я обожаю Крым и являюсь фанатичным поклонником этого полуострова; ну, и в-четвёртых, я просто люблю хорошее, умное кино! А в данном случае С. Соловьёв снял именно такое кино, хотя претензий в его предыдущему творчеству быть не может, но оно просто другое…

    В «АССе» же умело смешаны разные киножанры: мелодрама, исторический фильм (причём меня, как профессионального историка, очень порадовало то, что режиссёр не навязывал своё видение образа Павла I, а просто излагал ход событий), детектив. Плюс к этому он вставил в фильм обалденнейший саундтрек и невероятные для того времени сюрреалистические картинки снов Бананана (никто не понимал о чём они, но всем было по кайфу их смотреть).

    Но самое главное — это то, как нестандартно С. Соловьёв показал историю рождения любви между такими разными людьми как Алика и Бананан, живущими такими разными жизнями (даже имена героев сюрреалистичны — у неё смешение двух, у него имя вообще не упоминается, а есть только прозвище). Алика, такая обычная, провинциальная медсестричка, попавшая в банальную ситуацию, когда теневой миллионер взял её себе в игрушки-любовницы. Бананан, андеграундный музыкант, но очень честный, бескорыстный и искренний по жизни, который не боится самой смерти, отстаивая любовь к любимой девушке. И именно этими своими качествами он завоевывает любовь Алики, меняет её взгляд на жизнь, и отбивает у такого «крутого» мужика как Крымов, иметь дело с которым побоялись бы многие из нас (достаточно вспомнить хотя бы сцену купания зимой и песни, которые Бананан «посвящает» прилюдно Крымову).

    И лично от себя хочу просто отметить два самых, на мой взгляд, очаровательных момента:

    1. Безусловно, это финальная песня «Браво», когда поверженная, но переродившаяся Алика собирает вещи перед отправкой в СИЗО. Её спокойствие лишь подтверждает, что она совершила свой поступок осознанно, а не импульсивно, и что она смело идёт дальше, разбуженная любовью Бананана.

    2. Это сцена катания на ялтинской канатке. Сцена эта — шедевр мирового кинематографа. Двое влюблённых молча, медленно плывут в лодочке старой канатки над старыми, приземистыми домиками старой Ялты, тонущими в тумане, под звуки «Золотого города» Б. Гребенщикова. Это невероятный контраст — образ цветного сказочного города на фоне старой, обшарпанной Ялты. Вот он — идеальный образ рождения чистой и светлой любви.

    Любовь, вот, пожалуй, о чём этот фильм!

    21 мая 2010 | 17:02

    Предположим, что «Асса» вышла недавно и никто про нее пока не знает. Вы гуляете по городу, мимо кинотеатров, назревает желание отдать себя во власть хорошего кино, так, чтобы не просто отвлечься, но и проникнуться. Тут вам попадается название. Совершенно непонятное. Ну «Асса» и «Асса», красивое словечко, не более. «Может быть, что-то про грузин?», — думаете вы. По афише не скажешь, вряд ли. С этими противоречивыми ощущениями вы вчитываетесь в короткую аннотацию.

    Если попробовать сформулировать логлайн «Ассы», то выйдет примерно следующее:

    «Возлюбленная могущественного мошенника-махинатора приезжает на курорт в зимнюю Ялту и влюбляется в чудаковатого юношу-музыканта. Взаимное чувство молодых людей влечет за собой цепь непоправимых событий». Вот приблизительная суть. Возможно, у вас получится выразить ее точнее. Интригует ли она? Да, но попахивает тривиальной драмой любовного треугольника, коих море.

    Готовясь к худшему, вы все же покупаете билет и начинаете просмотр. И с каждой секундой вам все отчетливее становится ясно, что «Асса» — это то, что вам было нужно, что воплощение замысла делает сам замысел во сто крат лучше.

    Все совпало, собралась потрясающая команда невероятно творческих людей. «Асса» — это дитя, рожденное в любви и заботе семьи талантливых художников. Видно, как актеры болели этой историей и ценили своих персонажей. Как все, кто в кадре — энергичны, бодры. Они все какие-то интересные, «вставшие с той ноги», их драйв заряжает тебя. Видимо, на площадке была создана уникальная творческая, рабочая атмосфера, в которой даже непрофессиональные артисты играли, как полубоги, а профессионалы творили с желанием, импровизируя с упоением. Всех сопричастных объединила еще и удивительно светлая, зажигательная, счастливая музыка, слушая которую, действительно можно забыться, впасть в эйфорию. Это неповторимое состояние момента. Напрашивается мысль о том, что «Асса» — штучный товар одной тусовки. Тусовки, которой больше нет. Только тогда, в то время и в той обстановке, в той компании такое было возможно.

    И так уж вышло, что гениальное произведение Сергея Соловьева на фоне всего этого драйва получилось не только фантастически точным, но и невыносимо грустным. Это мягкое, маслянистое ощущение сладкой боли от «Ассы» не сравнимо ни с чем. Восторг и грусть разливаются по телу одновременно. Нам показали фрагмент из жизни фееричных, ярких людей, которые живут черт-те как и не долго, но зато красиво, музыкально и свободно. Не сюжет, но философия ленты — оптимистична — в мутном, циничном и подлом мире есть радуга таланта, вспышка прекрасного, есть любовь вопреки, неожиданная, изящная, пусть мимолетная, но та, что важнее и дороже, чем все остальное.

    Что бы ни говорили про музыку и вкус, самое интересное, что есть в «Ассе» — это ее повествовательная часть. Изюминка картины — конфликт двух полярных миров, который здесь находится над всем остальным. Мы наблюдаем за настоящей схваткой порочного стереотипа и абсолютной, девственной свободы. И то, и другое — часть всех нас. В «Ассе» это отдельные герои, архетипы.

    Сван, криминальный авторитет, паук, у которого все и везде схвачено, он умен и виртуозно манипулирует окружающими. Но так или иначе, его жизнь однообразна, жить ему скучно. И все, что у него есть — связанная паутиной бабочка — его любовница, символ подлинной красоты. Говорухин совместно с авторами сделал из Свана истинного ценителя красоты, вложил в его уста Пушкина, а в образ в целом — обаятельную интеллигентность. От этого все засияло еще ярче, появился четкий смысл, карта героя, его цель. Да, именно истинной красотой Сван жаждет обладать. Красота в лице молодой Афродиты Друбич — все, что у него есть, но это, по его мнению, самое ценное, что может быть в мире. Татьяна — его шанс задержаться на празднике жизни, козырь в игре со старостью и тоской.

    Сван неуловим, он опытен и хитер, все вокруг он подминает под себя. Казалось бы, он всегда будет победителем и у него нет уязвимых мест. Но гибель приходит оттуда, откуда не ждали. Главный парадокс и обаяние истории заключаются в том, что бессменного чемпиона обходит мальчишка, или, выражаясь, аутентично — фук задвигает фраера.

    Сван заложник преступной системы координат, он раб обстоятельств, у него, как и у любого кочевника, нет дома, его мучает мания преследования, и на него действительно идет охота. Вор, который так или иначе меряет жизнь деньгами. Тревожная жизнь человека, который постоянно на взводе. Конструкция, которая может рухнуть в любой момент. Мир Свана — клетка. На поле юношеского задора, творчества и энтузиазма он бессилен. Он вынужден идти на «страшные глупости». Не в его правилах проигрывать, тем более какому-то юнцу. На стороне Бананана в этом противостоянии непосредственность, воображение, искренность во всех проявлениях и, конечно, свобода. Внутренняя свобода парня непоколебима. Персонаж «Африки» — творец и бунтарь, независимый футурист, воспетый Маяковским. Персонаж фантастический, абсолютно выдуманный, как ангел, но именно его присутствие и то, что он вот такой — особенный, поднимает картину на высочайший уровень.

    Реальность такова, что люди вообще, и девушки в частности, становятся все более прагматичными. Неочевидный выбор героини в пользу пусть чистого и непорочного, но воздушного и довольно не стабильного — это тот самый лучик солнца, который делает грусть музыкальной трагедии светлой.

    Благодаря своему антуражу «Асса», словно наркотик, выдергивает из реальности и погружает то ли в сон, то ли в магическую зимнюю Ялту. Соловьеву удался стопроцентный эффект присутствия там, где тебе ни хорошо и ни плохо, а как-то иначе. Это особенная среда замерзшего юга и покрытых снегом пальм. Да, «Асса» — это еще и отголосок эпохи советских трущоб. Но те, кто застал эти, с запахом отсыревшего подвала, трущобы, те, кто помнит эти милые времена, когда «рыбные» места еще не были закрыты, посмотрев «Ассу», сразу начинают по ним скучать.

    Как сказал кто-то из великих деятелей искусства про одно из живописных полотен: «Для меня все люди делятся на тех, кто понимает величие этого произведения и на тех, кто не понимает». «Асса» — это и состояние души, и пища для ума. Это, безусловно, лакмусовая бумажка вкуса, творчества в целом и кино в частности.

    10 из 10

    21 июня 2015 | 00:22

    «И вот, по прошествии 17 месяцев и 7 дней, ковчег остановился у высочайшей из гор Араратских. И когда третий голубь вернулся с оливковой веточкой в клюве, Ной распахнул двери ковчега, ступил ногою своею на траву, распростёр руки к солнцу и громогласно произнёс:«АССА!» — АССА? — АССА! это и было единственное донесённое до нас из тех допотопных времён слово, а вместе с ним передалась кому-то из нас их сила и чистота…»

    Видя космический костюм входящего участника группы, слыша голос Сергея «Африки» Бугаева, сразу понимаешь что сейчас начнётся… Где ты сейчас окажешься. Ты окажешься в волшебном мире добродушного и непринципиального советского сюрреализма, в зимней Ялте 80х годов, ты окажешься в «Ассе».

    Нельзя говорить об Ассе как можно говорить о других фильмах. Просто не получится. Это артхауз без принципов, это мэйнстрим без коммерциализации. Это подлинное творчество, в то же самое время это искусство. Это кино скорее как сгусток какой-то очень светлой, может и забытой и прошедшей навсегда, энергии. И хоть и строки этой группы не вошли в звуки «Ассы», я процитирую: «Но свет ушедшей звезды всё ещё свет…»

    «Асса» один из немногих фильмов который я люблю не за сценарий, сюжет или игру актёров, а за атмосферность. Абсолютно гениальная постановка (комната Бананана с Iron Curtain`ом, Communication Tube`ом и прочим реквизитом) и отличный саундтрек этой действительно культовой картины не могут не завоевать сердца тех, кому эта атмосфера близка и родна.

    Финал не может не заставить погруженного зрителя захотеть встать и изменить что-то. Вести борьбу за что-то лучшее, борьбу против себя, других, борьбу не ради борьбы, а ради чего-то стоящего этого.

    P.S.

    «Юра… Один! Но Титов… красив…»

    10 из 10

    7 марта 2013 | 05:43

    Для меня фильм оказался находкой, он, наверное, идеален всем — от музыкального сопровождения до оформления комнаты Бананана, и нет ни единой секунды, которую я могла бы добавить или отнять из него. Это просто 2,5 часа полного погружения и невероятного наслаждения, и каждый раз почти как в первый. Один из любимых фильмов. До сих пор трудно поверить, что Такое снято 30 лет назад в нашей стране!

    Естественно, имя фильму сделали Борис Борисович Гребенщиков, Виктор Робертович Цой и иже с ними. Но это нисколько не умалило достоинств фильма, а лишь сделало его доступнее для большего числа зрителей, что является здесь однозначным плюсом. Это тот фильм, в котором столь много деталей, тем, образов, что, вероятно, каждый человек найдёт в нём по крайней мере одну цепляющую сцену. Как бы между строк поднято множество проблем, начиная неравными браками и заканчивая неуважением соседей в «хрущовках».

    Значительно усиливают эффект и раскрывают тему удачно подобранные песни, «Сны Бабанана» и параллельная сюжетная линия о свержении Павла 1. Также мне кажется очень эффектной и важной роль лилипутов.

    Интересным персонажем является Крымов, поскольку он, будучи криминальным авторитетом, тем не менее, отнюдь не показан бескультурным, грубым, озлобленным. Напротив, это очень образованный, утонченный и сдержанный человек. Он даже проявляет благородство в обращении с Банананом — долго ведет «негласную борьбу», затем честно предлагает ему взять деньги и уехать, предупреждая, что сделает в противном случае, а только затем это случается. Также его отношение к Алике явно глубже, чем к просто «любовнице». Впрочем, видно, что в моменты, когда он теряет самоконтроль, его поведение довольно жестоко. В общем, этого персонажа невозможно отнести к однозначно негативным.

    В фильме многие знакомые вещи показаны под необычным углом, как та же самая Ялта в мокром снегу, очень атмосферная и нехарактерная. Всё это действительно делает его ценным и особенным. Смотреть можно неоднократно с большим удовольствием и интересом.

    10 из 10

    11 августа 2016 | 22:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>