всё о любом фильме:

Курьер

год
страна
слоган-
режиссерКарен Шахназаров
сценарийАлександр Бородянский, Карен Шахназаров
директор фильмаВладимир Клименко
операторНиколай Немоляев
композиторЭдуард Артемьев
художникКонстантин Форостенко
монтажЛидия Милиоти
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  34.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время88 мин. / 01:28
Номинации (1):
Выпускник школы Иван, дожидаясь призыва в армию, работает курьером в редакции. Окружающие его солидные взрослые люди с трудом приспосабливаются к удивительной способности этого парня любое событие превратить в невероятное происшествие — порой уморительно веселое, а, подчас, и непоправимо грустное…
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1506 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Когда смотришь этот фильм, ощущение, как будто читаешь интереснейшую книгу, непрерывно происходит поток каких-то идей в голове, появляются новые мысли на все происходящее вокруг тебя, под впечатлением от этого произведения находишься долгое-долгое время.

    Фильм не то что заставляет думать, а аккуратно подталкивает к этому. Вполне допускаю, что сами создатели фильма не ожидали, что их творение так будет волновать сердца зрителей, потому, что все удивительно тонко — простота граничит с гениальностью.

    Само мировоззрение главного героя ломает твое представление о жизни, об успехе, об отношении ко всем кто и что окружает тебя, о твоих каких-то стремлениях, о радости, о печали, любви, тем самым открывает глаза на все то, что ты делаешь, говоришь, слушаешь, как и зачем ты это делаешь. Но только открывает глаза, давая возможность еще раз на все это посмотреть под другим углом и идти дальше, или стоять дальше, уже это ты решаешь сам. Фильм не учит, учишь себя сам во время и после просмотра. Ощущение что у жизни гораздо больше граней, сторон, и у тебя оказывается масса возможностей, о которых почему-то ты не думал или думал, что это не для тебя.

    Всем по маленькой доли великого сумасшествия от главного героя — таблетка от многих неприятностей встречающихся на пути.

    10 из 10

    24 апреля 2010 | 01:45

    Этот фильм интересен тем, что он снят в самом начале Перестройки, поэтому то, что уже пару лет спустя будет тщательно смаковаться советским киноэкраном, в нём затрагивается с осторожностью — кому было надо, те всё и так понимали. В нём есть несколько ярких примет 80-х, о которых сегодня многие уже подзабыли, но для человека того времени они значили очень многое. Итак…

    Папа героя улетает в Африку — сегодня в этом нет ничего необыкновенного, но в середине 80-х, когда Страна Советов была ещё прочно закрыта железным занавесом, вырваться из-за него куда угодно — хоть в Африку, хоть в Иран, хоть в Антарктиду считалось неслыханным везением. Возможно, именно загранкомандировки папы героя (возможность пожить за границей за госсчёт, валюта, перспективы поехать куда-то ещё) привлекли к нему молодую и красивую девушку с холодным взглядом, которая стала причиной развода.

    Следующая примета времени — дома-корабли на окраине Москвы. В 80-е темпы по строительству жилого фонда были, как никогда, высоки. Окраины Москвы и других городов ударными темпами застраивались типовыми безликими многоэтажками, строившимися буквально в чистом поле. Уродливые окраины с их пустырями, песчаными карьерами и подростками-неформалами будут весь фильм ярко контрастировать с уютненьким и благородным центром Москвы, где живёт интеллигентная Катя, дочь профессора.

    Главный герой — типичный подросток 80-х, чья юность пришлась на эпоху перемен, худшее время, по мнению китайцев, но, вместе с тем и очень интересное. На глазах ломаются старые устои, а новых ещё нет — их жадно ловят из заграничных фильмов и музыки. Так, Катя признаётся друзьям родителей, что мечтает о том, чтобы нравиться мужчинам и мчаться куда глаза глядят на спортивной машине с магнитофоном и собачкой — наивный, идеализированный образ, подсмотренный ею в какой-нибудь слезливой французской мелодраме 60-х. У главного героя и вовсе идеалов нет — но он уже точно знает, что всё, что вокруг он презирает.

    Для него не авторитет его мать, он уже перерос её. Поступление в институт — для него ничего не значит, он даже не готовится к вступительным экзаменам, полагая, что его и так возьмут из-за дефицита мальчиков. Он не озабочен карьерой — ему всё равно где работать — грузчиком в овощном или курьером в издательстве. Ни престарелый директор, ни профессор для него также не авторитеты. Он не озабочен вещизмом, как друзья героини — ни видеомагнитофон, ни дорогие шмотки его не впечатляют. С ходу он ставит на место героиню Алики Смеховой, которая с важным видом рассуждает о европейской моде, всего лишь побывав в Югославии.

    Но, вместе с тем, как все подростки, он романтичен и раним. В уродливых пустырях ему видятся африканские саванны, по которым бредут туземцы-масаи в бусах и с копьями, и где живёт красивый грациозный леопард… Он с первого взгляда влюбляется в Катю, но очень скоро понимает, что ничего не может ей предложить. То, что для его окружения круто — сходить в диско-бар, кафе-мороженое или кино, для неё уже пройденный этап. В её окружении студенты собираются на модные дискотеки МГУ, ездят за границу и смотрят видеофильмы, которые не покажут в кино. Но, вместе с тем, в Иване есть что-то настоящее, чего нет в её гламурных друзьях. Он не строит из себя взрослого, не говорит о шмотках, он естественен и остроумен, он словно открывает глаза девушке из высшего света на то, как и чем живёт простой советский народ, с которым она практически не соприкасается.

    Катя сильная девочка, ей хочется видеть рядом ещё более сильного парня. Но, лишь на минуту позволив Ивану решать за двоих, она оказывается в грязном и сыром подвале, где её напугали до смерти и обозвали «шалавой». Первое же «хождение в народ» наносит ей травму…

    В фильме несколько раз поднимается тема взаимопонимания или, точнее сказать, взаимонепонимания поколения «шестидесятников» (родители Кати и их друзья, мать Ивана) и нового перестроечного поколения. Те, кто живут старыми идеалами, начинают по-старинке долдонить о том, что «материальные блага нужно заработать» и о том, что «они хотят знать, в чьи руки перейдёт воздвигнутое ими здание», не понимая, что вызывают этим только смех. Воздвигнутое ими здание скоро будет разрушено и растащено молодым прагматичным поколением, которому они так и не смогли предложить достойных ценностей.

    Любопытен персонаж Владимира Меньшова, который открыто признаётся в том, что не понимает своего сына ("он может не отвечать, но пусть он скажет!») — его нелогичная манера пить молоко из банки сводит отца с ума. А разгадка проста — так пили напитки герои американских фильмов, и потягивая из банки сгущёнку, его сын хоть немного ощущал себя «приобщённым к культуре».

    В фильме много замечательной музыки — Лиан Росс, Джорджо Мородер, Херби Хэнкок, Машина Времени, танец брейк-дэнс, превосходные инструментальные треки, созданные на очень крутых по тем временах синтезаторах и драм-машинах, ультрасовременная музыка, по тем временам, примета своего времени, как и всё в этом фильме.

    Великолепно сыгран и ещё один персонаж — Базин. Сын грузчика, не блещущий интеллектом студент техникума, но, в то же время, добряк — умеет понять и выслушать, поэтому герою с ним и легко. Он обладатель редкого, по тем временам скейтборда — тётка из Таллина прислала. Ещё один камушек в огород советской власти, при которой снабжение Прибалтике было в разы лучше, чем в России. Прибалтийская промышленность производила множество качественного ширпотреба (одежду, игрушки, электронику), который так в ней и оставался, не особенно расходясь по Союзу. Но при этом, живя в Москве, Базин считает свою тётку и её детей «провинциалами». В отличие от главного героя он не задумывается над происходящим и не анализирует его, он искренне верит в то, что смысл его существования — «воплощение гуманистических идеалов общества».

    Заключительный кадр словно подводит итог — завтра герой покинет гудящую, как улей, Москву с её золотой молодёжью, неформалами и партэлитой. Словно из зеркала на него смотрит демобилизованный солдат, который, судя по медалям и шраму на лице — возвращается из Афганистана. Трудно сказать, какое будущее будет у Ивана — вернётся ли он через два года вот так, появится ли у него цель, станет ли он взрослым и серьёзным, как обещал отцу Кати, или останется таким же беззаботным. Его будущее как в тумане, как и будущее всего поколения 80-х перед началом эпохи перемен…

    Этот фильм — своеобразный срез своей эпохи — эпохи очень больших надежд и ещё больших разочарований, а главный герой — собирательный образ, в котором каждый, кто жил в эпоху перемен, узнает и себя!

    13 июля 2015 | 07:04

    Мы побесимся и станем такими же, как вы.

    Фильм по мотивам «над пропастью во ржи» Селинджера. Это кино о совершенно потерянном подростке, невероятно незаурядным, который потерялся в этой жизни и никак не может найти себя в ней. Отец и мать развелись, он закончил школу, но не поступил в университет как все, он не играл в футбол на улице, он много думал, но не знал о чём мечтать…

    В фильме заняты молодые и невероятно талантливые актеры, которые к сожалению в будущем так и не реализуют свой талант (Федор Дунаевский, Анастасия Немоляева).

    Образ главного героя Ивана, я думаю, был понятен многим подростком того и сегодняшнего поколения. Был ли он бунтарём? да был! Только он не кричал об этом на улицах, он жил так. Он жил, кажется, безразлично к другим, но нет, он любил свою мать, своего отца, возможно он любил и Катю, но они не понимали его, а он не понимал их. Но как говорил Габриель Гарсия Маркес, не жди пока тебя поймут, пойми себя сам.

    5 сентября 2009 | 18:16

    Иногда удается прочитать произведение раньше, чем его экранизируют. Потом смотришь.. Начинаешь ждать то место, тот момент, что зацепило в книге. И как обухом по голове — нет такого!! Судорожно анализируешь — в книге так образно схвачено, а почему нет в фильме? Или в фильме — абсолютно мимолетно.. Опять задумываешься — почему?? Зачастую экранизация значительного произведения ничуть не менее масштабна чем само произведение, даже если это два разных повествования. Классический пример — «Пролетая над гнездом кукушки».

    Повесть Карена Шахназарова «Курьер» получилось прочитать раньше, публиковали в «Юности». Иван — реальный персонаж тех времен. Человек, который реально осознал, что никакие таланты, никакое знание, никакие способности не приведут к успеху если не «благоприятные обстоятельства» в лице влиятельных родителей и иных недоступных компонент. В книге он этому соответствует. В фильме из всего этого осталось только автобиографическое повествование, которое очень убого вяжется с духовным миром киношного Ивана. Там — герой совсем другого периода, времени «Его зовут Арлекино», «Авария-дочь мента» и «Маленькой Веры». Приспособленец времен именно той эпохи, когда молодежи уже нет необходимости читать и размышлять о прочитанном. Поэтому сцена с чтением стихов Пушкина в книге — трагедия на экзамене (профессор так ничего и не увидел), в фильме — дохловатый стеб (кто бОльший дурак — решит зритель). Очень жаль, что время переконвертировало на момент сценария Ивана в Базина.

    15 сентября 2014 | 21:15

    Главный герой напомнил мне Холдена из «Над пропастью во ржи», помещенного в советский дискурс. Он вроде бы умен, но проваливает экзамены в институт, потому что ему неинтересно учиться. Он всегда как бы стоит в стороне от своей тусовки, но находится с простыми ребятами, не отягощающими себя философскими вопросами, в хороших отношениях. Он может рассказывать небылицы и делать безумные поступки.

    А теперь из семьи ушел его отец к другой женщине. Грусть парня передана в периодически возникающих фантазиях об аборигенах (его отец — военный, и уехал в Африку)

    Первая любовь, как всегда, несчастная. Тема отцов и детей раскрыта в конфликте гг с как бы успешными родителями его возлюбленной.

    Сложно писать рецензию на этот фильм, потому что этот фильм — как жизнь. Можно было бы попытаться поразгадывать психологический подтекст проблем гг, но я не специалист, поэтому не буду.

    Могу сказать одно — фильм раскрывает широкий спектр проблем молодежи, и актуален и по сей день. Молодым людям к просмотру очень рекомендуется.

    9 из 10

    11 июня 2014 | 17:25

    «Курьер» — это рассказ о молодежи в перестроечное время, охватившее советское общество в середине 80-х прошлого столетия. Иван — простой советский парень. Он живет вместе с матерью, отец ушел к другой женщине. Утром он выходит из дому, и блуждает по пустырям размышляя о своем будущем. Позади школьная скамья, продолжить учебу нет желания. И тут неожиданно подвернулась курьерская работа. При приеме на работу Иван указал в автобиографий что является неким графом из вымышленного королевства. Несерьезность помыслов главного героя наблюдается и при выполнении самой работы. Гораздо приятнее пообщаться во дворе с лучшим другом толстяком Базиным, или лицезреть парней танцующих брейк-данс. Во время очередной курьерской доставки он знакомится с красавицей Катей, с девушкой из строгой семьи. Всеми возможными способами он проникает в квартиру Кати, и оказывается за застольным чаепитием с ее родителями. И тут он проявляет себя во всей красе. С непроницаемым, немного угрюмым лицом из его уст начинает литься стихотворная тирада. Своим обаянием и нетрадиционными шутками он завоевал симпатию у родителей. Но у сказки бывает не всегда счастливый конец. «Курьер» — это трагикомедия. На примере отдельно взятого героя в фильме показана жизнь поколения молодежи, которое пытается найти свое место под солнцем, во время надвигающихся перемен. Отдельно об актерах и режиссере. Ф. Дунаевский сыграл свою самую яркую и примечательную роль в жизни. Жаль что его актерская судьба так и не сложилась. А. Немоляева после выхода фильма влюбила в себя огромное количество мужского населения. К. Шахназаров снял пожалуй свой лучший фильм за карьеру, фильм-гимн молодежи целого поколения.

    18 января 2012 | 01:53

    Посмотрев «Курьера» Карена Шахназарова, я был несколько ошеломлен, потому что фильм превзошел все мои ожидания от него — по отрывочным воспоминаниям детства, которые отложились в голове, ожидал увидеть умную комедию, сатиру — а в действительности юмор оказался лишь обрамлением к глубокой экзистенциальной драме!

    Пересечение жизненного пути двух разных молодых людей, из совершенно разных слоев общества- курьера из спального квартала Ивана и девушки, студентки МГУ Кати совершило настоящий жизненный переворот в судьбах обоих. Общаясь с Иваном, Катя сталкивается с настоящим человеком, который прост и интересен, размышляющий, имеющий свою точку зрения на вещи. Необразованный, он тем не менее живет не навязанными ему откуда-то или кем-то понятиями, а пытается найти свое место в жизни и ее смысл. И в этом смысле те сны, в которых он видит африканских диких охотников, очень ярко иллюстрируют мысль режиссера, показывающего всю неестественность и бессмысленность существования современного человека и попытки его в некоторых первобытных вещах отыскать ускользающий смысл жизни. Этот эпизод перекликается с другим эпизодом из великого «Затмения» Антониони, когда девушка танцует дикие африканские танцы и этим пытается внести хоть какую-то естественность в свою жизнь.

    Компании Ивана и Кати, за своей внешней противоположностью, по сути оказываются одинаково глупыми и бессмысленными, натянутыми, живущими по искусственным понятиям и принципам. Родители Екатерины и ее гости, постоянно выпячивающий свои заслуги перед страной и считающими себя живущими правильно и с целью, не замечают, что сами погрязли в житейских дрязгах и по сути давно уже прекратили свое нравственное развитие.

    «Мы перебесимся, и станем потом такими же, как вы» — фраза главного героя в канве фильма казалось бы комичная, на деле оказывается страшной констатацией факта- мы сейчас ищем себя, но скоро как и вы будем мечтать «о красивой красной машине и маленькой собачке на переднем седенье». Впрочем, основная масса сверстников Ивана, включая Катю, которой и принадлежала эта фраза, уже и сейчас подражают новым заграничным веяниям, главной своей мечтой объявив теплое пальто, музыкальный проигрыватель и брейк-дэнс. И Катя в итоге смогла увидеть это благодаря внезапному знакомству с простым парнем, однако же она боится настоящей жизни, ведь так тяжело отказаться от той сказки, которую ты сочиняешь у себя в голове.

    Задуманный, казалось бы, как фильм об отдельно взятой эпохе перестройки, на практике же он идет гораздо дальше, подняв глубокие философские проблемы сущности человеческого бытия и смысле нашего существования в мире.

    19 ноября 2010 | 18:38

    Знаете, когда Вы не знаете, что происходит и что грядёт, Вы вдруг читатете какую-нибудь книгу, или смотрите какой-нибудь фильм и всё становится на место. Знаете? Так смотрите этот фильм. Он не только о 80-х, он ещё о людях, которые в 2000-х. Фильм-боль и фильм-смех.

    30 декабря 2006 | 01:51

    Два года назад я совершенно случайно столкнулся с прекрасным фильмом Карена Шахназарова, который одновременно вызвал у меня улыбку и грусть. Поистине великолепное кино, обязательное к просмотру.

    Глядя на главного героя, находишь себя (что в нынешних фильмах редкость) и становится немного тоскливо. Не поступивший в институт Иван, живёт с мамой, дожидается призыва и работает курьером. И всё ничего, но Иван не от мира сего, он — олицетворение бесконечного одиночества, тихого протеста. Вырванное звено из цепи общества, бунтарь. Каждое его действие, каждая фраза вызывает у нас улыбку и удивление, а для главного героя это норма, он так живёт. Всё в его жизни неспешно и идёт по течению, но появляется Екатерина — та, кто ему интересна…

    Иван:

    - Спасибо, я не тороплюсь. Я, знаете, с удовольствием выпил бы чашку чаю и слопал бутерброд с сыром.

    Катя:

    - Ну, я же говорила, что он сумасшедший.


    Иван, живя как умеет, пытается наладить отношения с девушкой из совершенно другого общества. И ведь понимаешь, что ничего не получится, но веришь, что у главного героя всё будет хорошо, пусть он и не баловень судьбы.

    Думаю, не стоит расписывать сюжет, который уже давно растащили на цитаты. Хочется лишь отметить, что фильм будет актуален во все времена. Хорошее и поучительное кино, пропитанное иронией, грустью, юмором и где-то безысходностью.

    Фильм заслуживает высшую оценку за прекрасную игру абсолютно всех актёров, грамотное музыкальное сопровождение и переданную атмосферу перестройки.

    10 из 10

    27 декабря 2013 | 02:47

    Курьер» — фильм времён перестройки по повести Карена Шахназарова.

    Фильм о современной молодежи. Эта картина задана как трагикомедия. Когда молодое и старшее поколение сталкивается друг с другом. И последнее задает вечный на то время вопрос первому «Я, мы, наше поколение, хочет знать: для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?». (цитата).

    В фильме два разных мира. Мир «золотой молодежи», у которого все подано на блюдечке и мир «безотцовщины». Иными словами шпана и интеллигенция.

    Середина 80-х, у власти товарищ Горбачёв, длинные очереди за продуктами, начинается распределение по классам. Эпоха перемен, вольномыслия. Молодые парни начинают смотреть, что будет там, за школой, за армией. Что обещает государство? Желание влиться в эту струю кока-колы, джинсовой одежды, и новой моды, просто чтобы жить с тем, что скоро станет обыденным. А что дальше, как в этой струе удержаться, как удержаться на плаву во всей жизни. Как обеспечить комфорт и не отстать ото всех. В то время у молодежи было множество вопросов.

    Главный герой — советский парень, с разваленной семьей, не поступивший в университет. Идет работать курьером в редакции научного журнала, где влюбляется в дочку профессора, которая принадлежит совсем другому миру.

    Трагикомедия наглядно показывает конфликт поколений и типичные для СССР 80-ых настроения в обществе. Формально государство твердило один путь — образование, вступление в партию, работа. Но как можно идти по такому пути, когда так привлекательна перспектива «западной» жизни. И как вообще можно программировать детей, особенно бунтарское поколение, которое оказалось практически на стыке двух времен, двух миров. Героя отличает же открытая ирония над происходящим. Иронизируя над параллельным, «золотым» миром, он ставит по иронию свою собственную жизнь.

    Комедию в столь серьезной проблеме сценарист и режиссер находят в конфликтных и забавных ситуациях, в которые попадает главный герой. Герой — бунтарь, в каком то смысле нелеп, но как можно быть совершенным в мире, в котором ещё толком не прописаны все правила.

    Актуально то, что началось когда-то, а продолжается до сих пор. Разрасталась огромная пропасть, новые стандарты на место ещё не умерших старых. Год за годом пропасть увеличивается. Дети сами пытались придумать будущее, взрослые не знали, а про то ли будущее они рассказывают, старики уже махнули рукой на ту страну, которую они спасали и которая их предала. Неформальные молодежные объединения, которые до сих пор изучают психологи и социологи. Когда они появились? Когда дети не разглядели в будущем своей, личной тропинки, а выражаться было нужно. Были придуманы новые морали, которые кому на руку, а кому то совсем не удел. Были придуманы двойные морали, которые никому не понятны. А что оставалось молодежи, про них забыли за созданием нового мира и новой жизни. И молодежь шла, как хотела, ибо была предоставлена себе, а вот когда спохватились — стало поздно. Надо сказать, что настоящего, классического конфликта поколений в «Курьере» нет. «Отцов» как раз и смущает более всего то, что молодежь упорно отказывается внятно высказываться. Они не демонстративны -все их самовыражение подчеркнуто абсурдно, оттого и пропасть между ними и их соловьистыми отцами зияет, как никогда ранее.

    Центральный вопрос — легко ли быть молодым? А легко ли, особенно в то время? Если человек полон сил, полон жизнью, но пуст душой и стремлениями — этого ли добивались, перестраивая нынешнюю Россию? Задуманный, казалось бы, как фильм об отдельно взятой эпохе перестройки, на практике же он идет гораздо дальше, подняв глубокие философские проблемы сущности человеческого бытия и смысле нашего существования в мире.

    26 мая 2011 | 17:38

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>