всё о любом фильме:

Иваново детство

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийМихаил Папава, Владимир Богомолов, Андрей Кончаловский, ...
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникЕвгений Черняев
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  16.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (18 322)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
11 + 0 = 11
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
    • Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.
    • Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.
    • Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.
    • По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
    • В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.
    • Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.
    • Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Андреем Кончаловским.
    • Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.
    • еще 6 фактов
    Фан-ролик 01:52

    файл добавилActualCar1974

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    День Победы. И в огнях салюта
    Будто гром: — Запомните навек,
    Что в сраженьях каждую минуту,
    Да, буквально каждую минуту
    Погибало десять человек!

    Как понять и как осмыслить это:
    Десять крепких, бодрых, молодых,
    Полных веры, радости и света
    И живых, отчаянно живых!
    Э. Асадов

    О чем вы думаете, когда слышите слово — «война»?

    Я вспоминаю картину нашего пензенского художника А. А. Оя «Наваждение. Мать.», на которой в черную даль, что бы никогда не вернуться, уходят солдаты, и старуха мать в отчаянии и горе рвет на себе волосы, эта картина, мало кому известная для меня самое страшное олицетворение войны. По крайней мере, так было, пока я не посмотрела около года назад «Иваново детство» Тарковского, творчеством этого режиссера я никогда особо не интересовалась, и не знала, что этот фильм был первым среди других его шедевров, я не смогла оценить художественную ценность или операторскую работу. Этот фильм я буквально пережила вместе с героями, пропустила его сквозь себя. Впервые война для меня стала чем- то действительно реальным, не далекими, полузабытыми событиями прошлого, с безликими героями, но былью отравленной кровью и болью, тысяч погибших, замученных, убитых людей, которые жили, любили, плакали, смеялись, и никто не хотел умирать, никто не думал, что завтра может не прийти.

    В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи которая, так или иначе, не была связана с войной, обязательно найдется в роду человек, сражавшийся против немцев, не важно солдатом, партизаном или в тылу, и каждый остался в памяти своих родных. Но не такова участь главного героя — Ивана, ему не дали прожить свою жизнь и оставить после себя память в потомках, его не просто лишили детства, заставив идти воевать, но и самой памяти в последующих поколениях. Не осталось даже могилы, на которую могли бы прийти люди, почтить его память, у него не осталось матери, которая бы ждала его у теплой печи, веря, что он когда-нибудь вернется. Кто-то может возразить, что он сам вызвался идти в разведку и сам выбрал свою судьбу, это все так, но почему он сделал это, почему отказался отсидеться в теплом и надежном тылу, ведь не только ради мести, за погибших, хотя это и главная причина, как говорит его друг Катасоныч: «У него одно на уме мстить до конца» Но не только это, как сказал сам Иван: «Пока война знаешь, кто отдыхает тот от кого пользы мало», потеряв семью и оставшись один в этом мире, он не ищет жалости и сострадания, он хочет сделать что-то, помочь как-то остановить этот кошмар.

    Но, в то же время он остается всего лишь ребенком, мальчиком, потерявшим мать и сестру. Момент, когда Иван играет в подвале церкви, один из самых страшных. Веселая детская забава и здесь отравлена ядом войны, ведь это не просто развлечение, в своем воображении он опять думает только о том, как настигнуть врага и отомстить, он видит призраки погибших, слышит их мольбы о помощи, но ничего не может сделать и плачет от осознания собственной беспомощности.

    Тарковский действительно был гением, в этом фильме поражают детали, и символы войны. Например, место, где разворачиваются основные события это подвал разрушенной при бомбежке церкви, где со стен на героев смотрят печальные лики святых. То и дело в кадре оказываются кресты как символы терпения. Здесь так же ярко прослеживается и апокалипсическая символика, например гравюра Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» которую, рассматривает Иван, обращая особое внимание на самого зловещего всадника. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

    В фильме есть три очень сильных момента.

    Один из них, когда на стене подвала Иван читает надпись:

    «Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас, поведут убивать, отомстите за нас»

    Простые слова, написанные возможно солдатом, возможно крестьянином, несут в себе такую боль и ненависть, что мысль эта становится материальной и ясно можно увидеть их лица, почувствовать их страх.

    А ведь есть еще старик на пепелище, поминающий как живую свою, убитую немцами старуху, и закрывающий дверь, которая уже никуда не ведет, как бы в последней надежде укрыться от этого безумия, спрятаться в своем уже не существующем доме, забыть весь ужас войны.

    Или контраст между мечтами о любви и счастье, Маши, когда показывают солнце и березы, а затем резко, как выстрел тела погибших солдат с табличкой на которой с издевкой написано: «Добро пожаловать»

    Больше всего, конечно, потрясает конец, в котором нет бурных перестрелок и красочных взрывов, как это принято сейчас, но, тем не менее, это один из самых сильных финалов за всю историю кинематографа. Когда все понятно без слов и долгих объяснений, достаточно лишь взглянуть на камеры, где еще буквально несколько дней назад мучили и терзали живых людей, на крючья с удавками и гильотину, на которых казнили только за другой цвет кожи, другие убеждения, за преданность своей родине и не принятие варварских нацистских убеждений. И как последний привет перед нами испачканное лицо обычного советского мальчишки, с таким взрослым, не по детски серьезным взглядом.

    Но самое страшное, как это, ни странно началось не во время войны, а после, в наше с вами время, когда уничтожаются памятники героям освободителям, орденами и медалями торгуют с лотка, как простыми безделушками. А молодежь, та самая молодежь, ради свободы которой и шла война, считает Гитлера своим духовным вождем, а «Майн Кампф» принимает как откровение. Как такое возможно в стане победившей нацизм, в стране, где есть такие фильмы как «Иваново детство», в котором так ярко показано к чему привело мир господство Третьего рейха?

    И все-таки хотелось бы верить, что еще есть возможность все исправить, что следующие поколения будут помнить о том, что было в 40 — х годах двадцатого века, и не повторят ошибок прошлого. Важно не забывать героев ВОВ, благодаря которым мы сейчас живем в Российской Федерации, а не в колонии великой нацисткой Германии. Как бы ни тяжела была наша теперешняя жизнь, как бы мы не ругали правительство, мы должны быть благодарны людям, сохранившим нашу свободу. Не будем забывать о тех, кто рядом, ведь ветеранов осталось не так много, и будем чтить тех, кто уже никогда не вернется.

    10 из 10

    15 апреля 2009 | 12:45

    «Иваново детство»-первая полнометражная картина Андрея Тарковского. По своему сюжету, внешне, она оказалась наиболее понятной, а потому и самой известной и популярной среди советского кинозрителя. В нашей стране ее трактовали с точки зрения героической борьбы 12-летнего мальчика Ивана за освобождение Родины от фашистских войск. Тема эта была особенно актуальна, со дня окончания войны прошло еще не так много времени (премьера состоялась в 1962 г.), и поколение детей, выросших во время войны, хорошо помнило то тяжелое и страшное время. Но вот другую линию, скрытую за внешней, внутренний лейтмотив картины о психологическом воздействии войны, о разрушении человеческой души, ужасе, коверкающем сознание и лишающем детства детей, оставляя после себя внутри лишь выжженную пустыню (характерные кадры с обгорелым деревом) — увидели не все и отчего-то не подчеркивали ее глубокую экзистенциальную значимость.

    В своем дебютном фильме четко виден автор будущего «Андрея Рублева» и «Соляриса». Ставка не на демагогию, идеологию и пафос, а на реальные переживания и чувства, на яркий символизм-каждый кадр здесь важен в канве повествования. Образы, символы для более яркого и глубокого восприятия действительности. С помощью снов маленького Вани режиссер пытается показать жизнь души, переложить ее на язык образов и звуков, и у него это получилось совершить очень красиво. После просмотра фильма, наряду с чувствами сопереживания жертвам войны, их страданиям и изломанным судьбам, возмущения и ярости от зверств войны, остается некое чувство чистоты и спокойствия, ощущения, будто прикоснулся к первозданной красоте. Все это-результат мастерской работы Художника Тарковского. Он чередует эмоциональные впечатления- вот маленький мальчик отправляется через темное болото в тыл к немцам на верную гибель, и тут же камера выхватывает водную гладь, отражение деревьев и спокойное движение веток по ней. Прекрасная, спокойная в своем величии и вечности природа. И вода — один из любимейших предметов интереса Тарковского. Вода как символ жизни, мудрости и памяти. Вода-отражение души.

    Березовый лес — из него сложены землянки для военных, оно стало средством, использующимся для такого противоестественного дела, как война- и тут же кадры романтической встречи капитана Холина и девушки Маши в березовом лесу. И здесь уже это место спокойствия и гармонии, то пространство, где зарождаются любовь и счастье.

    И самые запоминающиеся по своей красоте и смыслу моменты- это сны Ивана. Воспоминания колодца, как древнего источника мудрости и истины. Поездка в кузове машины, доверху набитой яблоками рядом с сестрой, ставшей очередной невинной жертвой войны- искренняя детская радость, улыбки и отливающие чистым золотым светом яблоки на фоне идущего дождя, теплого и свежего.

    Яблоки, просыпающиеся на дорогу, и подходящие к ним лошади — живые существа, издавна символизирующие доброту и ум, верные помощники человека.

    В финальной сцене — провозглашение Тарковским идеи вечности- жизнь не заканчивается с физической смертью, и бескрайняя водная гладь с бегущими по ней детьми символизирует это.

    «Иваново детство» оставляет впечатление классического произведения, воспринимается как некая мелодия, плавная и размеренная, но прерываемая злостью и ужасом входящей в него суровой реальности. Реальности, в которой детство разрушается, а от живых людей остаются лишь папки с подписью: «расстрелян» или «казнен». Но это лишь одна из сторон многогранной жизни, в которой есть место для прекрасного, вечного, светлого.

    7 мая 2012 | 15:11

    Беззаботная пора детства — то когда солнце всегда светит ярко, дождь всегда тёплый, мама весело тебе улыбается, а яблоки сочные и сладкие. И ты не знаешь ни горя, ни боли, ведь мама, заботливой рукой, оградила тебя от всего этого. Но вдруг эти воспоминания обрываются, каждый раз, снова и снова. Мама погибает, исчезает, уходит. Так и оборвалось детство Ивана, внезапно, одним обычным днём. Он лишился матери, он узнал смерть, он хочет отомстить.

    И поэтому он идёт на войну. Он хочет отомстить фашистам за мать, сбегает из детдома. Ему пришлось быстро повзрослеть, как и многим детям в военное время. Но детство — это такое состояние, что его уже не вернуть. И если ты лишился этого самого детства, ты уже никогда не станешь прежним. Поэтому мы не знаем дальнейшую судьбу Ивана, он не ребёнок, но он один. Сирота.

    Он становиться разведчиком и справляется со своими обязанностями не хуже взрослых. Он своевольный, и порой такой серьёзный, что не веришь, что перед тобой стоит двенадцатилетний мальчик. Иван сам решает свою судьбу, он не хочет слушать других, но всё же иногда слушается старших.

    Месть, сладкая месть — вот чего он хочет. Для него уже все немцы плохие, и солдаты и те кто жил много лет назад. Они разрушили его жизнь. Но только ли поэтому он идёт воевать? Я думаю, что нет.

    Он живёт войной, он не представляет себя в тылу. Он хочет быть полезным, но может быть он хочет быть нужным? Что с ним будет, когда закончиться война? Будущее так туманно, у Ивана никого нет. А в армии у него есть друзья, они ему почти как семья, он чувствует себя полезным, нужным, любимым. Но он может всего этого лишиться с окончанием войны. Он зависит от этого, он уже почти не боится рисковать своей жизнью, страх куда-то пропал.

    Игра исполнителя главной роли очень понравилась. Всё-таки непростой образ, для ребенка, а получилось просто прекрасно. Исполнители остальных ролей тоже сыграли неплохо. Но здесь нельзя так много сказать об актёрской игре. Она была на очень высоком уровне, но не дотягивает до превосходно.

    Хотелось бы остановиться на работе оператора и режиссёра. Фильм — это великолепное произведение искусства. В нём нет ничего лишнего, и каждая, даже незначительная деталь, что-либо обозначает. Поэтому произведение это можно долго изучать и открывать для себя что-то новое.

    Работа оператора превосходна. Красивые пейзажи определённо его заслуга. Но так же сами планы необычны, поэтому картинкой просто наслаждаешься. Необычные, порой резкие движения, и полёт Вани в самом начале. Некоторые картинки надолго остаются в твоей памяти. Например, крест. Он будто падает и тут из пыли появляется солнце, прямо в самом центре. Взрывы поднимают кучу пыли и затуманивают солнце. Ты будто попадаешь в их плен, темно и страшно. Песок сыпется с потолка, земля трясется. Нет ничего обыденного в съёмке.

    Всё это вкупе с музыкой даёт замечательный эффект. Фильм буквально завораживает, но также и поражает своей трагичностью и реальностью. Отрывистые звуки музыки, иногда, кажется, что они идут просто по отдельности. Они затрагивают такие струны твоей души, что становиться страшно.

    Война разве место для детей? Нет, но разве Ваню можно назвать ребёнком? Он увидел в жизни столько, что может пережить далеко не каждый взрослый. Война — ужасное место, она убивает детство.

    7 мая 2010 | 23:04

    «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…»(Мф 18:3).

    Ваня, Ванечка, Ванюша, «глупый и чудный звереныш», маленький Мио, которому дали в руки меч, Стефан-пастушок, добровольно надевший терновый венец и возглавивший новую бойню. Под каким номером она будет значиться?

    Иконопись Тарковского (ибо иного имени сему искусству нет) — узкая тропинка, проторенная в каменном ложе советской цензуры, несущая все основные признаки дарования раскрывающегося в тисках канона. Светлые лики, тягучие метры, текучие воды, строгие взгляды, направленные мимо зрителя и обратная перспектива, ведущая прямо к сердцу — такой насмешки ему простить не могли. И будет бой, и будет поражение, и ностальгия, разлетающаяся облаком птиц под крышей храма одинокой души, и жертвоприношение, о котором не узнает уже никто из спасенных. Но все это потом, через много лет, на исходе бесконечности, обещанной жизнью молодому талантливому режиссеру, которому сегодня, 15 июня 1961 года, предложено закончить чужую, не только ставшую ненужной, но и приносящую убытки, работу. И он со смиренной улыбкой склоняет голову перед сильными мира сего, а его руки уже рвут покрытый письменами холст, натягивают новое полотно, разводят свежеприготовленную темперу. Ничего не останется, ибо прежнее прошло.

    «Когда забурлит война… тогда твои десять лет станут той листвой, что слетает на лица мертвых…» Не десять. Четырнадцать. Светлые вихры, нескладное тело подростка, затравленный взгляд примкнувшего к стае выкормыша, отрастившего клыки — взрастившего ненависть в душе… в душе? Для этого она должна существовать. Должна наполнять живое тело, а зачем она тому, кто уже мертв?

    Тарковский аккуратно приводит к осознанию этого факта каждый раз погружая зрителя в сон, изящный наркоз, где любая рана будет нанесена столь мягко, что ничего не почувствуешь. Вначале. Потом будет больно, очень больно, потом, когда транс вызванный колеблющейся игрой света и тени, рассеется, и останется только образ дерева — черного, обугленного, не способного дать плоды. Рано или поздно с этим согласятся все четыре матерых волка, окружающие малыша. И хмурый Грязнов, пытающийся доказать самому себе, что уж он-то сделал все, что мог, и этим доказательством вытереть давно умытые руки. И заботливый Катасонов, уходящий в свой последний бой с памятью обещания принести мальчику игрушку — трофейный нож, дабы игры в войну не закончились нотой судорожного, никем не услышанного плача. И хрупкий Гальцев, со страхом прижимающий к груди остатки молодой невинности, чтобы только не стать похожим на ребенка с презрением бросающего ему в лицо: «А ТЫ был в лагере смерти? Нет? Тогда что ТЫ можешь знать?». И Холин — тот самый Харон, чье утлое суденышко когда-нибудь отправит мальчика в странствие по воздуху мытарств, прерываемых нежным поцелуем гильотины (и это правильно, ибо нечего будет делать мертвому среди живых и выживших), а пока использующий его в наиболее адекватном ситуации качестве — своего личного, идеального оружия. И никто из них не отпустит ребенка, не вырвет из рук поработившей его войны, потому что он нужен им. Нужен хотя бы для того только, чтобы чувствовать себя живыми, иметь подтверждение своего существования перед глазами, чтобы, просыпаясь каждое утро и со страхом сравнивая себя с ним, понимать: «Я все еще есть». И это не хорошо и не плохо. Это нормально. Наиболее подходяще создавшемуся положению. Детство кончилось, Ванечка, Иван, помилованный богом по праву смерти не меньше, чем по праву рождения.

    «Укройся в лесу, малыш… чтобы учиться синим словам, которые спят в облаках…»

    Спокойной ночи тебе.

    18 августа 2013 | 12:36

    Классика мирового кинематографа — картина режиссера Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 года. Фильм стоит посмотреть, во-первых, это фильм является дебютом режиссера, во-вторых, его фильмы не спутать ни с какими другими, даже если опоздаешь на титры, они наполнены образами, в-третьих, здесь рассматривается проблемы человеческой души…

    В 1980-е года с экранов были сняты все его фильмы, а имя режиссера перестало упоминаться в прессе. Позднее фильмы вернулись на наши экраны, и их смотрит новое поколение зрителей. Первым делом, я советую, посмотреть первый полнометражный фильм «Иваново детство», который принес А. Тарковскому всемирную известность и завоевал высокую награду «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля.

    Предыстория. До Тарковского рассказ «Иван» экранизировал другой режиссер, который не справился с этой работой. завалившего работу постановщика заменили выпускником ВГИКа Андреем Тарковским. Он начал с нуля — переписал заново сценарий, заменил всех актеров. в наследство от прежней картины осталось несколько толстенных альбомов с фотографиями сотен претендентов на роль Ивана. В итоге, выбрал лучшего! И, режиссер сам выбирал одежду в костюмерной: рвал на актере Николае Бурляеве рубахи, дырявил ватнички, пачкал о стенку, «фактурил» штаны. Да, он, часами сидел в гримерной, отыскивая нужный облик: заставил перекрасить волосы в пшеничный цвет, оттопырил уши, подтягивал вверх нос, заставлял рисовать на моем лице веснушки, ссадины, царапины… В этом весь Андрей Тарковский, всегда в «гуще событий»! Рекомендуется посмотреть этот фильм студентам режиссуры, актерам, и просто интересующимся людям.

    Этот режиссер был рожден художником и нашел свой единственный путь. С какой широтой видения вышел он в мир, с какой прозорливостью предостерегая человека, человечество от ошибок, какие пропасти и высоты человеческого духа открыл нам в своих фильмах. А вы знаете, что фильмы Тарковского нужно смотреть не один раз, так как с первого раза многое дается трудно. Удивительная колдовская сила заложена в них, поэтому их можно смотреть много раз и опять останется что-то неугаданное.

    В 1962 году поставили картину «Иваново детство» (по мотивам рассказа В. О. Богомолова «Иван», 1962г.) здесь резкое противопоставление жестокой реальности войны (настоящее Ивана) и поэтически прозрачных образов мирного прошлого (воспоминания, сны мальчика) вырастало в трагическом контрасте тьмы и света, гармоничной естественной жизни и уродливого, губительного зла. Война глазами ребенка… это эмоционально, задумчиво, сложно, слёзно. Мне понравился сюжет, образы, эпизоды фильма. «Мальчик безумен, как безумна сама война», так написал Жан Поль Сартр в своем знаменитом эссе от «Иваном детстве».

    Моё знакомство с фильмом «Иваново детство» Тарковского оставило впечатления чуда. Он величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон.

    Андрей Тарковский прожил короткую жизнь. Жизнь, укороченную тяжелой борьбой за право говорить своим голосом. А фильмы его будут жить долго, как все создания истинного искусства.

    Режиссер всегда говорил: «Хорошую вещь могу сделать только на трех вещах — на крови, культуре и истории». И как никто из кинорежиссеров современного поколения, Андрей создал наше кино, нашего зрителя, создал его восприятие, определил для России кино как самостоятельного искусства, такого же вечного, как вечны Театр, Литература, Живопись. и в другом великое предназначение — восстановить связь времен, наполнить культуру кинематографа высотой Вечного.

    25 мая 2016 | 12:18

    Очень красивый фильм. Я обычно больше обращаю внимание на содержание, но в «Ивановом детстве» меня прежде всего поразила красота и техника съемки. У кино много прародителей, один из них — фотография. В фильме Тарковского это явно видно. Кажется, можно остановить пленку и получатся потрясающие фото. Визуальный ряд — великолепный. Да и вообще, все сделано мастерски. Это настоящее большое кино.

    Я как-то пропустил творчество советских режиссеров посвященных Великой Отечественной. Мне казалось, что все они в большей или меньшей степени являются идеологическими агитками. Но, на самом деле, это далеко не так. В «Ивановом детстве», Тарковский рассматривает достаточно универсальную тему — как война сказывается на жизни ребенка, превращая его из жизнерадостного подростка в маньяка одержимого местью. И в этом плане фильм вневременной. Кроме того, он явно находился на грани цензурного запрета. Следуя веяниям новой волны в мировом кинематографе (прежде всего итальянского неореализма) Тарковский, вместе с другими молодыми деятелями кино, выходит за рамки общепринятых концепций. Раньше не принято было рассматривать отдельного человека и его проблемы, все персонажи были частью целого (коллектива, нации, страны). С оттепелью в СССР, совпавшей с новыми веяниями в Европе и во всем мире, передовое искусство меняет направление. Помню как наш школьный учитель истории, для того чтобы проиллюстрировать смену «климата» в СССР, приводил в пример фильм «Я иду, шагаю по Москве» (1963г.)(Кстати над ним работал тот же оператор, что и над «Ивановым детством» — Вадим Юсов). Такого «свободного» «индивидуалистического» фильма не могло появиться в 50-х. Даже названия такого быть не могло быть! Кто это «Я», который шагает по Москве?! «Я» в то время в Советском Союзе был один!

    «Иваново детство» — снимался в той же канве. Это было время молодых поэтов, художников, режиссеров. Казалось, что наступает новый золотой век. Человечество достигло небывалых до этого высот в науке, начало осваивать космос, по всему миру начались серьезные движения против войн, тоталитаризма, за новое общество. Все это конечно влияло на киноискусство. Неореализм — это реакция на новые веяния и попытка уйти от «папочкиного кино», что в Европе, что в СССР. Неореализм проявлялся во внимании к деталям, к личности персонажа, к попытки отразить и осмыслить действительность вне идеологических рамок, показе жизни такой какая она есть.

    «Иваново детство» не типичный для Тарковского фильм. Уже в следующем своем фильме «Андрей Рублев» он будет говорить совсем о другом. Но эта его первая большая работа войдет в историю мирового кинематографа как один из лучших фильмов на военную тематику.

    8 ноября 2014 | 16:12

    Многие из действительно тяжёлых и страшных историй рассказывают нам о бедах и невзгодах, обрушивающихся на человека. Мы видим, как под ударами судьбы наш герой преодолевает все испытания, что выпали на его долю и как закалили они человеческий дух. Ведь, это и делает героя героем — как бы ни было страшно, какая бы ни была сильная боль — он вытерпит, он не сломается, он станет светом, который подарит надежду нам, простым смертным, жизнь которых не столь щедра на волнения и бури. Герой — разве не тот, кто из самых глубин ада найдёт дорогу обратно к свету?

    Нет. Не всегда.

    Но начнётся всё именно с Рая. И пока вы — часть природы, и каждая травинка в этом лесу знает, что ваша душа чиста. Ужасы войны ещё не окрасили её во мрак, и сама война, что отняла у вас отца, когда вы были совсем маленьким сейчас где-то далеко, на периферии сознания. Вы счастливы здесь, и природа как будто улыбается вам. Вы летите над миром и воздух дрожит от вашего заливистого смеха. Вы бежите на встречу матери, чтобы напиться прохладной воды в этот жаркий летний день. Оторвавшись от ведра с водой, вы смотрите на мать, она улыбается вам. Только что-то громыхнуло невдалеке, и вы просыпаетесь. Рай, как водится — это только сон, что не может длиться вечно. Пока у вас в груди бьётся ваше израненное сердце. А мир пожирает война, вам двенадцать лет и вы один здесь, совершенно один.

    Когда я впервые посмотрел это фильм, меня в первую очередь поразило то, на сколько совершенна у Тарковского здесь построена композиция, что из каждого кадра делает гениальную по своей художественной и смысловой значимости фотографию. Та же особенность этого режиссёра заставит меня не отрываясь посмотреть его знаменитого «Сталкера», но именно в «Ивановом детстве» этот гений заставил меня по-настоящему прочувствовать всю трагедию израненной детской души.

    Говорят, что когда теряешь всех, кого любил, жизнь теряет всякий смысл. Хочется просто лечь, и умереть. Возможно, это действительно так. Но только не для вас. Иногда трагедия, отнявшая у вас все прежние смыслы, наполнявшие вашу жизнь, в замен даёт свой. Один-единственный страшный смысл. Вам всего двенадцать лет, но в этом ваше преимущество: вас трудно заметить. И именно поэтому вы настолько успешный разведчик. Именно поэтому вы знаете, зачем живёте, и с недетской угрюмостью лелеете одну только мечту — отмстить. Только во сне вам по-настоящему спокойно. Когда мама с вами, и вы вместе смотрите в колодец, в котором можно заметить звезду.

    Контраст — это ещё одна особенность, за которую я так люблю этот фильм. Необычайно пронзительно и резко показан контраст жестокого мира, погружённый в ад самой ужасной войны и снов Ивана. Поразительно, как этот волчонок, живущий на яву одной лишь только ненавистью к фашистам, преображается во сне вновь в ребёнка, который счастлив от того, что мама рядом. Но от этого, должно быть, боль только сильнее. И сны — это единственное напоминание Ивану о том, чего лишила его война.

    На последнее своё задание вы уйдёте навсегда. Удача не вечна, даже для вас. Но, возможно, это не самый плохой вариант. Ведь, ненависть уже выжгла вас изнутри, осталась только пустота. Вы умерли в тот самый миг, когда в колодце погасли последние звёзды от дыма и копоти, что окрасили небо чернотой. Возможно, для вас — это лучше всего, когда вы, как и многие другие дети остались играть в догонялки вокруг обугленного, как ваши души, дерева в своём вечном и счастливом «сейчас». И как тогда, во сне, вы — часть природы, и каждая песчинка на этом пляже знает: ваши души чисты.

    Я считаю, что трагедия этого фильма скорее не в том, что жертвами войны становятся дети, а в том, что смерть для них — это самая удачная судьба после того, что она сделала с их душами. Поистине, нет более тяжелого зрелища, чем душа ребёнка, сгорающая в огне бесконечной боли и ненависти.

    1 июля 2011 | 16:36

    Разгар Второй мировой войны. В подразделение лейтенанта Гальцева доставляют 12-летнего Ивана Бондарева. Не расшаркиваясь на знакомства, мальчик требует доложить о прибытии высшему командованию разведуправления. В отголосках детских воспоминаний слышится эхо болезненной утраты. В поспешных мыслях — полная и безоговорочная капитуляция права на надежду. Тогда, в далеком 62-ом, еще никто не знал, что «Иваново детство» — один из наиболее мрачных фильмов Тарковского.

    В отличие от большинства картин Мосфильма, «… детство» напрочь лишено героико-патриотических мотивов. Духоподъёмный пафос обретает контуры экзистенциальной несвободы. В фокусе повествования — история маленького человека, обезумевшего от последствий большой войны. На фоне злоключений мальчишки режиссер пишет образы подлинного духовного опустошения. Своеобразная игра на контрасте — не более чем вестник неминуемой трагедии. Попытки поймать звезду на дне колодца, как и умиротворяющие трели кукушки — лишь передышка перед обреченным финальным забегом. Посредством холодного символизма, — излюбленной манеры ставшей отличительной чертой, Тарковский говорит о том, как должно быть, но чему, в итоге, сбыться не суждено.

    Как и в дипломной работе, фронтальным становится обращение к детству. Только если «Каток и Скрипка» — это светлый, интеллигентно-пролетарский этюд, то у Ивана — тлен и безысходность. Причем до столь ошеломляющих масштабов, что даже Сартр разразился на эссе. Неумолимый приговор судьбы проскальзывает во всем — надписи на стенах и те предрекают циничный, но единственно возможный исход. Обреченные прогулки вдоль березки — своеобразное свидетельство невозможности человеческого счастья. Что уж говорить о простых вещах, в руках ребенка превращающихся в орудие войны.

    Несмотря на броский духовный упадок, «Иваново детство», в сущности, удивительно поэтичная картина. На смену апокалиптическим гравюрам Дюрера приходят мрачные берега, затянутые предрассветным туманом. Образы изнеможённой, усталой от войны земли притягивают взор холодно-пепельным пейзажем. Что характерно: при обилии символизма «… детство» — наименее метафоричная картина Тарковского. За отдельно взятым очертанием стоит вполне конкретный образ. За игрой в смерть слышится дыхание войны. При более детальном рассмотрении улавливается чеканка киноязыка. Некоторые эпизоды обращают к стихотворениям Арсения Тарковского. Это еще не рефлексия, но уже элегия. Возможно поэтому рефреном слышатся отголоски декаданса. На фоне безнадежного упадка сильнее волнует то, что не сбылось, чем то, что потеряно навеки. Итог: обезумевшее дитя войны не так страшит, как юродивый старик, силящийся на руинах судьбы восстановить утраченные воспоминания.

    25 июля 2013 | 18:29

    Имя Андрея Тарковского, как я заметил, обсуждается вполне активно. Его уже давно нет на нашей планете, но этот факт не мешает его произведениям будоражить или восхищать или огорчать зрителей на всем постсоветском пространстве (да что уж там — во всем мире). Но, как говорится, у каждой саги есть свое начало. Это «начало» — дебютный полнометражный фильм «Иваново детство». Возвращаемся поэтому в 1962-й год.

    После окончания Великой Отечественной Войны прошло 17 лет. Подростковый возраст для человека. А для огромной страны — это было много или мало? Кто знает… Но все равно та война оставалась животрепещущей темой для сюжетов кинофильмов. Режиссеры охотно и с большим энтузиазмом этим пользовались. Да и в отличие от американских фильмов советские произведения вызывают в душе то, что называется откликом.

    Вообще же, дебютные фильмы известных мастеров могут иметь различные оттенки. У кого-то сносно, у кого-то виртуозно, у третьего философски, у четвертого так себе. И вот у Андрея Тарковского получился во всех смыслах мужской дебют. Смотришь на его фотографии и видишь внешность настоящего мужика (конечно, я не знаю, каким он был человеком). Становится мне поэтому тепло и приятно.

    После просмотра в голове возникла «невероятно гениальная» мысль. Название «Иваново детство» отсылает нас к оксюморону или чему-то, похожему на оксюморон. Ну, как могут составлять словосочетание совсем юный мальчик, познавший «прелести» ожесточенной войны, и такая беззаботная и прекрасная пора в жизни человека? Посмотрите фильм и поймете: могут и это вызывает в душе грусть и ужас.

    Никогда не забуду эпизод, когда Иван в темной комнате, угрожая ножом воображаемому нацисту, сдерживал свои слезы и грозился судить негодяя. Как мне кажется, именно в этом эпизоде присутствовала суть Иванова детства. Каким бы отчаянным и храбрым ни был юный разведчик, в душе он всё тот же мальчик, которому находиться бы рядом с матерью. Правильно все-таки говорил герой Гальцев о том, что война для мужчин и мужчины должны воевать с мужчинами. Эх, недетское это дело — воевать…

    Андрею Тарковскому уже тогда, на заре своей карьеры, удавалось сохранять бдительность внимательных зрителей. Не это ли называется почерком настоящего кинорежиссера? Нельзя не отметить и Вадима Юсова, творившему своей камерой такие кадры, что не ленишься потянуться за пультом и перемотать увиденное. Это воистину мастерство. Мастерство великое, чуть ли недостижимое и само по себе непревзойденное.

    Думаю, «Иваново детство» из тех фильмов, после просмотра которых ты будешь чувствовать себя чуточку другим. Я клоню к тому, что вот думаешь, мол, я уже всё видел и многое знаю, но вот «бьет» тебя что-то наподобие творения Андрея Тарковского и ты уже… Мир или вселенная искусства не изживет себя никогда. Не нужно быть скептиком и циником, ибо получить удовольствие можно что в искусстве прошедшего времени, что в искусстве времени настоящего.

    9 из 10

    P.s. Я не догоняю. То ли это советские операторы гениально подбирали свои ракурсы, то ли советские актрисы действительно были воистину красивыми. Вот и в этом фильме Валентина Малявина поражает своей красотой в том самом кадре, когда она смущенно опускала свои глаза во время беседы с участием капитана Холина. Валентина Малявина, Татьяна Самойлова, Вера Алентова, Наталья Варлей, Жанна Прохоренко, Наталья Селезнева. Серьезно, да зачем людям женщины Америки Соединенных Штатов, а?

    15 сентября 2014 | 21:23

    Это первый полнометражный фильм Тарковского, который сделал его знаменитым не только в СССР, но и на Западе. Фильм получил высшую награду — «Золотого льва» — на Венецианском фестивале (1962), где его посмотрел Жан-Поль Сартр и написал под впечатлением от просмотра эссе (письмо редактору «Унита» Марио Аликата).

    Фильм «Иваново детство», хотя и снят 28-летним Тарковским, выглядит как шедевр вполне зрелого и проделавшего долгий творческий путь мастера. В нем видны приемы, характерные для всех фильмов Тарковского: скрытый символизм, дождь и вода как спутники сна и воспоминаний, ретардация.

    В разговоре о фильме «Иваново детство», как и о некоторых других фильмах Тарковского («Солярис», «Андрей Рублев») важно понимать, что есть равновеликая режиссеру фигура — оператор Вадим Юсов. Насколько гениален Тарковский, настолько же гениален работавший с ним (и не только с ним — Юсов снял и «Я шагаю по Москве» Г. Данелия и «Борис Годунов» С. Бондарчука и др.) Юсов. Он прекрасно чувствует, каким должно быть настроение фильма, выделяет сюжетно важные детали ненавязчиво и искусно. «Иваново детство» изобилует кадрами, которые можно назвать верхом операторского мастерства. Видно, что оператор тщательно выбирает натуру, композицию кадра, свет и оптические приемы. Это очень красивый фильм.

    И тем сильнее контраст — между великолепием природы, лиц, жизни и войной, искалеченными судьбами, поруганным детством Ивана. Между уходящими в бесконечность березами и единственным чувством ребенка — одержимостью кровавой мести за свою семью и близких.

    В начале просмотра мне показался удивительным не только выбор Тарковским темы войны, но ее вполне традиционное освещение… Все, как обычно: доблестные наши и заклятые враги фрицы. Но потом я почувствовала разницу между классическими (и прекрасными) военными фильмами («А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики») и этим фильмом Тарковского. О чем бы ни было его произведение — это всегда предельный, эстетически завершенный художественный мир, и художественное здесь самое главное, оно — предмет изображения. Кроме того, практически во всех своих фильмах режиссеру важно выяснить, что переломилось в личности под влиянием какого-либо события. Такой же подход и здесь: «В Ивановом детстве я пытался анализировать…состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того — все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного — приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось…».

    28 июня 2015 | 17:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>