всё о любом фильме:

Иваново детство

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийМихаил Папава, Владимир Богомолов, Андрей Кончаловский, ...
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникЕвгений Черняев
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  16.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (18 779)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
11 + 0 = 11
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.
    • Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.
    • Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.
    • По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
    • Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.
    • В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.
    • Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.
    • Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Андреем Кончаловским.
    • Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
    • еще 6 фактов
    Фан-ролик 01:52

    файл добавилActualCar1974

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное…»(Мф 18:3).

    Ваня, Ванечка, Ванюша, «глупый и чудный звереныш», маленький Мио, которому дали в руки меч, Стефан-пастушок, добровольно надевший терновый венец и возглавивший новую бойню. Под каким номером она будет значиться?

    Иконопись Тарковского (ибо иного имени сему искусству нет) — узкая тропинка, проторенная в каменном ложе советской цензуры, несущая все основные признаки дарования раскрывающегося в тисках канона. Светлые лики, тягучие метры, текучие воды, строгие взгляды, направленные мимо зрителя и обратная перспектива, ведущая прямо к сердцу — такой насмешки ему простить не могли. И будет бой, и будет поражение, и ностальгия, разлетающаяся облаком птиц под крышей храма одинокой души, и жертвоприношение, о котором не узнает уже никто из спасенных. Но все это потом, через много лет, на исходе бесконечности, обещанной жизнью молодому талантливому режиссеру, которому сегодня, 15 июня 1961 года, предложено закончить чужую, не только ставшую ненужной, но и приносящую убытки, работу. И он со смиренной улыбкой склоняет голову перед сильными мира сего, а его руки уже рвут покрытый письменами холст, натягивают новое полотно, разводят свежеприготовленную темперу. Ничего не останется, ибо прежнее прошло.

    «Когда забурлит война… тогда твои десять лет станут той листвой, что слетает на лица мертвых…» Не десять. Четырнадцать. Светлые вихры, нескладное тело подростка, затравленный взгляд примкнувшего к стае выкормыша, отрастившего клыки — взрастившего ненависть в душе… в душе? Для этого она должна существовать. Должна наполнять живое тело, а зачем она тому, кто уже мертв?

    Тарковский аккуратно приводит к осознанию этого факта каждый раз погружая зрителя в сон, изящный наркоз, где любая рана будет нанесена столь мягко, что ничего не почувствуешь. Вначале. Потом будет больно, очень больно, потом, когда транс вызванный колеблющейся игрой света и тени, рассеется, и останется только образ дерева — черного, обугленного, не способного дать плоды. Рано или поздно с этим согласятся все четыре матерых волка, окружающие малыша. И хмурый Грязнов, пытающийся доказать самому себе, что уж он-то сделал все, что мог, и этим доказательством вытереть давно умытые руки. И заботливый Катасонов, уходящий в свой последний бой с памятью обещания принести мальчику игрушку — трофейный нож, дабы игры в войну не закончились нотой судорожного, никем не услышанного плача. И хрупкий Гальцев, со страхом прижимающий к груди остатки молодой невинности, чтобы только не стать похожим на ребенка с презрением бросающего ему в лицо: «А ТЫ был в лагере смерти? Нет? Тогда что ТЫ можешь знать?». И Холин — тот самый Харон, чье утлое суденышко когда-нибудь отправит мальчика в странствие по воздуху мытарств, прерываемых нежным поцелуем гильотины (и это правильно, ибо нечего будет делать мертвому среди живых и выживших), а пока использующий его в наиболее адекватном ситуации качестве — своего личного, идеального оружия. И никто из них не отпустит ребенка, не вырвет из рук поработившей его войны, потому что он нужен им. Нужен хотя бы для того только, чтобы чувствовать себя живыми, иметь подтверждение своего существования перед глазами, чтобы, просыпаясь каждое утро и со страхом сравнивая себя с ним, понимать: «Я все еще есть». И это не хорошо и не плохо. Это нормально. Наиболее подходяще создавшемуся положению. Детство кончилось, Ванечка, Иван, помилованный богом по праву смерти не меньше, чем по праву рождения.

    «Укройся в лесу, малыш… чтобы учиться синим словам, которые спят в облаках…»

    Спокойной ночи тебе.

    18 августа 2013 | 12:36

    В сиром воздухе загробном
    Перелетный рейс…
    Сирой проволоки вздроги,
    Повороты рельс…

    Точно жизнь мою угнали
    По стальной версте -
    В сиром мороке — две дали…
    Поклонюсь Тебе!

    Точно жизнь мою убили.
    Из последних жил
    В сиром мороке в две жилы
    Истекает жизнь…


    Все люди родились для того, что бы быть счастливыми, но не все об этом помнят… А Ваня, как и множество детишек, хотел жить в красивом и ярком мире, мире без слез и потерь. Но страшное слово Война лишила его всего, что было ему так дорого, а самое главное, она лишила его ДЕТСТВА. Все мечты и надежды, рухнули, как карточный домик. Вместо самолетиков и машинок, детям пришлось взять в руки ружья для защиты своей родины. Все годы войны глаза Ивана наблюдали жестокие сцены насилия человека над человеком. Со временем, ему стало ненавистно все немецкое. Он хотел защитить свою страну, при этом даже не задумывался о своей жизни. И лишь во сне он мог возвратиться к той далекой жизни, которой ему уже никогда не узнать, лишь во сне он мог увидеть всех горячо любимых людей, родные места.

    Война ожесточает людей, делает многих недочеловеками, забывшими для чего они рождены. Все мы пришли в этот мир, чтоб дарить добро и оберегать детей от несчастий. Но уродливые пороки взрослых безжалостно губят все то святое, что заложено в нас от рождения.

    Андрей Тарковский — знаток человеческих душ… Он создал величайший фильм, показавший глазами ребенка, за что люди отнимают друг у друга светлое небо над головой.

    Он говорит, что видел смерть и сам ею был.
    Он говорит, что до сих пор он ничего не забыл.
    В его пальцах навсегда осталась нервная дрожь.
    Он говорит и тихо плачет как сентябрьский дождь.
    И ты ему не мешай пусть говорит только он,
    Его слова о том, что было, будто раненого стон
    Ты посмотри ему в глаза — там только выстрелов дым.
    Пока он жив его война будет с ним.


    Гениальный фильм, о котором всегда надо помнить, помнить и знать: «Ненависть порождает только ненависть…» И стараться не отнимать у наших потомков ДЕТСТВА, ведь давшие нам мир так хотели этого…

    9 февраля 2009 | 15:26

    Очень красивый фильм. Я обычно больше обращаю внимание на содержание, но в «Ивановом детстве» меня прежде всего поразила красота и техника съемки. У кино много прародителей, один из них — фотография. В фильме Тарковского это явно видно. Кажется, можно остановить пленку и получатся потрясающие фото. Визуальный ряд — великолепный. Да и вообще, все сделано мастерски. Это настоящее большое кино.

    Я как-то пропустил творчество советских режиссеров посвященных Великой Отечественной. Мне казалось, что все они в большей или меньшей степени являются идеологическими агитками. Но, на самом деле, это далеко не так. В «Ивановом детстве», Тарковский рассматривает достаточно универсальную тему — как война сказывается на жизни ребенка, превращая его из жизнерадостного подростка в маньяка одержимого местью. И в этом плане фильм вневременной. Кроме того, он явно находился на грани цензурного запрета. Следуя веяниям новой волны в мировом кинематографе (прежде всего итальянского неореализма) Тарковский, вместе с другими молодыми деятелями кино, выходит за рамки общепринятых концепций. Раньше не принято было рассматривать отдельного человека и его проблемы, все персонажи были частью целого (коллектива, нации, страны). С оттепелью в СССР, совпавшей с новыми веяниями в Европе и во всем мире, передовое искусство меняет направление. Помню как наш школьный учитель истории, для того чтобы проиллюстрировать смену «климата» в СССР, приводил в пример фильм «Я иду, шагаю по Москве» (1963г.)(Кстати над ним работал тот же оператор, что и над «Ивановым детством» — Вадим Юсов). Такого «свободного» «индивидуалистического» фильма не могло появиться в 50-х. Даже названия такого быть не могло быть! Кто это «Я», который шагает по Москве?! «Я» в то время в Советском Союзе был один!

    «Иваново детство» — снимался в той же канве. Это было время молодых поэтов, художников, режиссеров. Казалось, что наступает новый золотой век. Человечество достигло небывалых до этого высот в науке, начало осваивать космос, по всему миру начались серьезные движения против войн, тоталитаризма, за новое общество. Все это конечно влияло на киноискусство. Неореализм — это реакция на новые веяния и попытка уйти от «папочкиного кино», что в Европе, что в СССР. Неореализм проявлялся во внимании к деталям, к личности персонажа, к попытки отразить и осмыслить действительность вне идеологических рамок, показе жизни такой какая она есть.

    «Иваново детство» не типичный для Тарковского фильм. Уже в следующем своем фильме «Андрей Рублев» он будет говорить совсем о другом. Но эта его первая большая работа войдет в историю мирового кинематографа как один из лучших фильмов на военную тематику.

    8 ноября 2014 | 16:12

    «Иваново детство» — один из лучших фильмов Андрея Тарковского. Здесь рассказана история мальчика Вани, детство которого пришлось на суровые годы войны. Он хочет бороться как настоящий солдат, отомстить за свою убитую семью. Хотя к нему относятся как к ребенку, но все же доверяют одну из самых важных работ на войне — разведку. Война показана Тарковским очень хорошо. А еще лучше показана молодость и детство. Несмотря на то, что Ваня пытается быть взрослым, он все же остается наивным ребенком, для которого война игра. Также показана история солдата, исполненного Жариковым. Он влюблен в медсестру, но стесняется своих чувств, но его любовь проявляется в том, что медсестра отправляется в госпиталь.

    Итог: один из лучших фильмов Тарковского. Потрясающая игра еще юного тогда Николая Бурляева. Он неподражаем! Заслуженное Гран-при в Венеции.

    9 из 10

    Спасибо за внимание!

    7 мая 2010 | 16:51

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.
    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.
    Иванова ива, Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью. (Арсений Тарковский)

    Первая большая полнометражная работа великого мастера кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского впечатляет уже с первых кадров своей масштабностью и глубиной. По сути своей дебютант в области профессионального кино Тарковский сотворил поистине целостное и эпохальное произведение искусства, которое выполнено под стать лучшим мэтрам того времени. И сразу же Андрей Арсеньевич заявляет о себе в Венеции, где удостаивается золотого льва и становится одним из самых ведущих режиссеров мира. Поражает зрелость, с которой Тарковский подходит к работе, его мастерство и умение воплощать идеи на экране. Мы не видим неопытности и не зрелости, которая обычно присуща режиссерам-дебютантам.

    Отдельное слово хочется сказать об операторе фильма, соавторе двух последующих киношедевров Тарковского Вадиме Юсове, который мастерски сумел воплотить в жизнь идеи и задумки самого режиссера. Это очень отчетливо видно в печальных и унылых кадрах окрестностей, потопленном лесу, разрушенных домах. Юсов сумел через камеру показать отношение режиссера к происходящему, осмыслить и дать понять свое видение такого неоднозначного и неоднородного явления как великая отечественная война. Также благодаря этому замечательному тандему мы видим расхождения в миропонимании взрослого и ребенка, которому из-за непредвиденных обстоятельств необходимо приспосабливаться и выживать в тяжелом и жестоком мире взрослых.

    Николай Бурляев исполнитель главной роли мальчика- Ивана, который и дальше будет принимать участие в работах Андрея Арсеньевича блистательно, на мой взгляд, воплотил ребенка, у которого рано закончилось детство. В главном герое видно проявление двух несовместимых вещей, уже взрослого и серьезного состоявшегося человека и еще маленького не готового к жизни мальчика, который хочет возвратиться в легкую полную радостей жизнь. Иван мечется, он старается выжить в этом мире, который может вот-вот рухнуть и превратиться в хаос, по непонятно чьей вине. И бедному мальчику, еще совсем ребенку приходится забыть свои детские заботы, для того, чтобы помочь взрослым в том деле, которое далеко не является детским.

    Безусловно, этот фильм о потерянном поколении, ушедших на фронт так оттуда и не вернувшихся. Фильм о пришедших с войны, но так и не сумевших вернуться к нормальному жизненному укладу. Фильм о рано законченном детстве молодых ребятишек, которые по вине взрослых стали свидетелями невероятных событий, оставивших на них отпечаток на всю жизнь. Мир изменился после войны, изменились и люди.

    Я знаю никакой моей вины,
    в том, что другие не пришли с войны,
    в то, что они кто старше кто моложе,
    остались там, речь не о том но,
    что я их мог но не сумел сберечь, но все же, все же, все же. (А. Твардовский)

    9 из 1

    30 сентября 2014 | 01:35

    Тарковский в фильме «Иваново детство» впервые затронул тему войны именно в таком ключе. Впервые в истории советского кино подошёл к данной теме с другой стороны по сравнению с остальными военными фильмами. Этот подход к войне в какой-то мере напоминает стиль повествования Хемингуэя: холодный, трезвый, зеркальный, непредвзятый.

    В данном фильме «войны» по сути как таковой нет (под словом «война» я здесь предполагаю всё то, что мы все привыкли видеть в других военных лентах): ни как таковых страданий народа, ни массовых сражений, ни атак, ни гибелей. Здесь показана «война» в мальчике Иване 12 лет, у которого «детство» как раз не существовало из-за этой «войны». Его, оставшегося в столь раннем возрасте сиротой, война заставила повзрослеть в момент настолько быстро, что он к этому стремглавому взрослению уже успел и привыкнуть.

    Иван 12 лет в фильме смотрится не моложе 45-летнего командира дивизии (иногда он на фоне бывалых военных в фильме кажется взрослее и их даже). Его повадки, манера речи, характер холодный и сильный — всё заставляет думать, что это опытный полководец в оболочке мальчика 12 лет. Чувствуется даже какая-то здержаность его к самой войне: он её ненавидит всей своей сутью, но не показует весь спектр эмоций, словно накапливая всё больше и больше его для того чтобы выплеснуть в нужный момент весь его прямо, будучи уверенным в точном попадании. Он в любой момент готов идти на врага, не чувствуя ни капли страха, ни даже какого-то намёка на него.

    Пускай он бросается в слезы, когда его не хотят брать на сражения и отправляют окончить воинскую гимназию. Его слёзы в данный момент не показатель тонкости и ранимость его характера (может разве что Тарковский хотел ими показать всё же ещё детскую душу Ивана), а показатель — его крайней огорчёности и озлобленности на судьбу, которая не даёт ему шанс хоть в какой-то мере рассчитаться с убийцами его родных.

    Здесь Тарковским поставлена довольно весомая загадка: имеет ли место быть в Иване желание отомстить за убитых фашистами близких или в нём играют другие побуждения? Это колоссально сложный вопрос. Если мыслить логично и шаблонно, то естественно можно сказать: «Имеет и ещё как!» Но в картине Тарковского такой ответ прямо сказать нельзя.

    Начнём с того хотя бы что, как на мой взгляд, нам в фильме показан мальчик Иван потерявший родных где-то полгода назад. То время дикой ненависти и злобы на врага уже минуло, чувства отчаянья немного притупились, устаканились; агрессия и желание мести превратились уже из пламени в камень и лёд (что как раз возможно намного страшнее). У него нет прямой цели мстить, — что касается этого вопроса он спокоен, как по мне. В нём присутствует только желание наносить ущерб врагу как можно больше (что он и делает в разведке). Как можно дольше воевать. Вот что желает Иван.

    В нём отсутствует ярое побуждение к «убийственным деяниям» (убивать, насиловать и т. д.) В Иване «разведка» в какой-то мере даже побеждает чувства мести. В этом может быть и заключается другая сторона фильма — показать, как и какие черты проявляются с ранних лет в молодом парне, которому судьбой предначертано стать в будущем настоящим разведчиком; показать психологию зарождающегося в парне разведчика.

    Очень ощутимо холодное бездействие режиссёра к тому, что происходит в кадре. Что меня как зрителя заставляет чувствовать довольно высокую степень художественной реалистичности фильма. Как и Хемингуэй в своих книгах о войне Тарковский большую часть сил здесь приложил к психологической достоверности картины; непосредственно главного героя Ивана, который получился крайне живым и настоящим.

    Просто потрясён игрой 16-летнего Николая Бурляева. Так и задаешься в течение фильма вопросом: «Откуда он это знает?» Фильм как мы знаем, удостоен наградой «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале 1962 года и, по-моему, является классикой советского интеллектуального кино. Так что все советую очень даже!

    18 мая 2008 | 00:28

    Имя Андрея Тарковского, как я заметил, обсуждается вполне активно. Его уже давно нет на нашей планете, но этот факт не мешает его произведениям будоражить или восхищать или огорчать зрителей на всем постсоветском пространстве (да что уж там — во всем мире). Но, как говорится, у каждой саги есть свое начало. Это «начало» — дебютный полнометражный фильм «Иваново детство». Возвращаемся поэтому в 1962-й год.

    После окончания Великой Отечественной Войны прошло 17 лет. Подростковый возраст для человека. А для огромной страны — это было много или мало? Кто знает… Но все равно та война оставалась животрепещущей темой для сюжетов кинофильмов. Режиссеры охотно и с большим энтузиазмом этим пользовались. Да и в отличие от американских фильмов советские произведения вызывают в душе то, что называется откликом.

    Вообще же, дебютные фильмы известных мастеров могут иметь различные оттенки. У кого-то сносно, у кого-то виртуозно, у третьего философски, у четвертого так себе. И вот у Андрея Тарковского получился во всех смыслах мужской дебют. Смотришь на его фотографии и видишь внешность настоящего мужика (конечно, я не знаю, каким он был человеком). Становится мне поэтому тепло и приятно.

    После просмотра в голове возникла «невероятно гениальная» мысль. Название «Иваново детство» отсылает нас к оксюморону или чему-то, похожему на оксюморон. Ну, как могут составлять словосочетание совсем юный мальчик, познавший «прелести» ожесточенной войны, и такая беззаботная и прекрасная пора в жизни человека? Посмотрите фильм и поймете: могут и это вызывает в душе грусть и ужас.

    Никогда не забуду эпизод, когда Иван в темной комнате, угрожая ножом воображаемому нацисту, сдерживал свои слезы и грозился судить негодяя. Как мне кажется, именно в этом эпизоде присутствовала суть Иванова детства. Каким бы отчаянным и храбрым ни был юный разведчик, в душе он всё тот же мальчик, которому находиться бы рядом с матерью. Правильно все-таки говорил герой Гальцев о том, что война для мужчин и мужчины должны воевать с мужчинами. Эх, недетское это дело — воевать…

    Андрею Тарковскому уже тогда, на заре своей карьеры, удавалось сохранять бдительность внимательных зрителей. Не это ли называется почерком настоящего кинорежиссера? Нельзя не отметить и Вадима Юсова, творившему своей камерой такие кадры, что не ленишься потянуться за пультом и перемотать увиденное. Это воистину мастерство. Мастерство великое, чуть ли недостижимое и само по себе непревзойденное.

    Думаю, «Иваново детство» из тех фильмов, после просмотра которых ты будешь чувствовать себя чуточку другим. Я клоню к тому, что вот думаешь, мол, я уже всё видел и многое знаю, но вот «бьет» тебя что-то наподобие творения Андрея Тарковского и ты уже… Мир или вселенная искусства не изживет себя никогда. Не нужно быть скептиком и циником, ибо получить удовольствие можно что в искусстве прошедшего времени, что в искусстве времени настоящего.

    9 из 10

    P.s. Я не догоняю. То ли это советские операторы гениально подбирали свои ракурсы, то ли советские актрисы действительно были воистину красивыми. Вот и в этом фильме Валентина Малявина поражает своей красотой в том самом кадре, когда она смущенно опускала свои глаза во время беседы с участием капитана Холина. Валентина Малявина, Татьяна Самойлова, Вера Алентова, Наталья Варлей, Жанна Прохоренко, Наталья Селезнева. Серьезно, да зачем людям женщины Америки Соединенных Штатов, а?

    15 сентября 2014 | 21:23

    Очень трогательная, печальная картина Тарковского. История юного героя фильма, мальчика Ивана, показана как-то легко, без всяких излишеств и мишуры, максимально приближено к реальности: работа оператора, сценарий представлены таким образом, словно мы смотрим реальное видео. Лишь после просмотра начинаешь осознавать всю глубину поднятой в картине темы, всю ее безысходность. Очень ярко показан в фильме контраст: счастливая, беззаботная жизнь вечно улыбающегося мальчика в мирное время, когда он ходит за водой из колодца с матерью, везет с сестрой яблоки, и суровая жестокая жизнь хмурого мальчика полного ненависти и жажды мести, когда он находится на фронте.

    О великолепии советского кинематографа говорить не приходится: на моей памяти нет ни одного плохого советского фильма: в массе своей они характеризуются глубиной, красотой, живостью и реалистичностью. Они искрятся бесконечной добротой.

    Такие фильмы, как Иваново детство, не нуждаются в излишних комментариях и тем более в пересказе. Их нужно просто смотреть… А после просмотра молчать и наблюдать за тем, что происходит внутри. У каждого, несомненно, будут свои впечатления, но в любом случае, думаю, картина мало кого оставит равнодушным.

    7 января 2011 | 16:56

    Потрясающий фильм и как тема, и как игра, и, конечно, как режиссура.

    Несмотря на тяжесть событий я многократно смотрел его и каждый раз он глубоко тронул меня и я находил что-то новое!

    17 июля 2007 | 13:12

    Не зря на КиноПоиске фильм входит в топ-250! У него позиция должна быть даже выше, чем 190+ место, ИМХО!

    Фильм связан с Великой Отечественной войной. Я молчу о том, что все военные фильмы тяжелы на восприятие. Думаю, все смотрели «Звезду», «Диверсант», даже «9 роту» (там война в Афганистане, но какая разница? Война она и в Африке война!). Безусловно, война — страшная, неблагодарная, подлая штука! Если во врем сцен нападения у меня, зрителя, мурашки по коже, то что уж говорить о том, что пережили люди, заставшие эту войну?! Низкий поклон ветеранам войны. Спасибо деду за Победу!

    Извините, отвлеклась. Военные фильмы сами по себе тяжелы, даже когда там такие бравые солдаты, взрослые люди, а если это маленький, хрупкий, щупленький ребенок? В «Ивановом детстве» в поле зрения маленький мальчик, который за всю его небольшую 12-летнюю повидал всю нелегкую житуху: родителей и сестренку убили фашисты, сам из детдома сбежал на войну! Маленький, тощенький, но отважный и преисполненный ненавистью к врагам, он преодолевает те тяжкие барьеры, которые не каждый взрослый человек сможет осилить! Однако, война есть война…: (

    А теперь об исполнителях и руководителе

    Коля Бурляев… простите, Николай… был просто очаровательный, милый, харизматичный, сущий ангельский мальчик! И ему там 14 лет? Я больше 8 ему и не дала бы! Такая сложная роль для ребенка, и он справился! Он не играл ее, он ею жил! Все было очень искренне. Браво! Браво! Браво! Не зря большинство кинокритиков, деятелей искусства и зрителей признают эту роль Бурляева самой лучшей.

    Не хочу умалять таланта других актеров, я их всех очень люблю за подаренные нам фильмы, но мальчик меня очаровал!

    Ну и, конечно же, хотелось бы похвалить Андрея Тарковского, который, будучи студентом, создал такой шедевр! Низкий поклон им!

    Эх, умели же снимать раньше качественное кино!

    10 из 10

    Конечно же.

    28 октября 2013 | 20:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>