всё о любом фильме:

Иваново детство

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийМихаил Папава, Владимир Богомолов, Андрей Кончаловский, ...
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникЕвгений Черняев
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  16.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
Смотрите в кино:
1 сеанс в 1 кинотеатре
Москва
сменить город
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (18 579)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
11 + 0 = 11
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
    • Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.
    • Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.
    • Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.
    • По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
    • Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.
    • В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.
    • Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.
    • Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Андреем Кончаловским.
    • еще 6 фактов
    Фан-ролик 01:52

    файл добавилActualCar1974

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Имя Андрея Тарковского, как я заметил, обсуждается вполне активно. Его уже давно нет на нашей планете, но этот факт не мешает его произведениям будоражить или восхищать или огорчать зрителей на всем постсоветском пространстве (да что уж там — во всем мире). Но, как говорится, у каждой саги есть свое начало. Это «начало» — дебютный полнометражный фильм «Иваново детство». Возвращаемся поэтому в 1962-й год.

    После окончания Великой Отечественной Войны прошло 17 лет. Подростковый возраст для человека. А для огромной страны — это было много или мало? Кто знает… Но все равно та война оставалась животрепещущей темой для сюжетов кинофильмов. Режиссеры охотно и с большим энтузиазмом этим пользовались. Да и в отличие от американских фильмов советские произведения вызывают в душе то, что называется откликом.

    Вообще же, дебютные фильмы известных мастеров могут иметь различные оттенки. У кого-то сносно, у кого-то виртуозно, у третьего философски, у четвертого так себе. И вот у Андрея Тарковского получился во всех смыслах мужской дебют. Смотришь на его фотографии и видишь внешность настоящего мужика (конечно, я не знаю, каким он был человеком). Становится мне поэтому тепло и приятно.

    После просмотра в голове возникла «невероятно гениальная» мысль. Название «Иваново детство» отсылает нас к оксюморону или чему-то, похожему на оксюморон. Ну, как могут составлять словосочетание совсем юный мальчик, познавший «прелести» ожесточенной войны, и такая беззаботная и прекрасная пора в жизни человека? Посмотрите фильм и поймете: могут и это вызывает в душе грусть и ужас.

    Никогда не забуду эпизод, когда Иван в темной комнате, угрожая ножом воображаемому нацисту, сдерживал свои слезы и грозился судить негодяя. Как мне кажется, именно в этом эпизоде присутствовала суть Иванова детства. Каким бы отчаянным и храбрым ни был юный разведчик, в душе он всё тот же мальчик, которому находиться бы рядом с матерью. Правильно все-таки говорил герой Гальцев о том, что война для мужчин и мужчины должны воевать с мужчинами. Эх, недетское это дело — воевать…

    Андрею Тарковскому уже тогда, на заре своей карьеры, удавалось сохранять бдительность внимательных зрителей. Не это ли называется почерком настоящего кинорежиссера? Нельзя не отметить и Вадима Юсова, творившему своей камерой такие кадры, что не ленишься потянуться за пультом и перемотать увиденное. Это воистину мастерство. Мастерство великое, чуть ли недостижимое и само по себе непревзойденное.

    Думаю, «Иваново детство» из тех фильмов, после просмотра которых ты будешь чувствовать себя чуточку другим. Я клоню к тому, что вот думаешь, мол, я уже всё видел и многое знаю, но вот «бьет» тебя что-то наподобие творения Андрея Тарковского и ты уже… Мир или вселенная искусства не изживет себя никогда. Не нужно быть скептиком и циником, ибо получить удовольствие можно что в искусстве прошедшего времени, что в искусстве времени настоящего.

    9 из 10

    P.s. Я не догоняю. То ли это советские операторы гениально подбирали свои ракурсы, то ли советские актрисы действительно были воистину красивыми. Вот и в этом фильме Валентина Малявина поражает своей красотой в том самом кадре, когда она смущенно опускала свои глаза во время беседы с участием капитана Холина. Валентина Малявина, Татьяна Самойлова, Вера Алентова, Наталья Варлей, Жанна Прохоренко, Наталья Селезнева. Серьезно, да зачем людям женщины Америки Соединенных Штатов, а?

    15 сентября 2014 | 21:23

    Многие из действительно тяжёлых и страшных историй рассказывают нам о бедах и невзгодах, обрушивающихся на человека. Мы видим, как под ударами судьбы наш герой преодолевает все испытания, что выпали на его долю и как закалили они человеческий дух. Ведь, это и делает героя героем — как бы ни было страшно, какая бы ни была сильная боль — он вытерпит, он не сломается, он станет светом, который подарит надежду нам, простым смертным, жизнь которых не столь щедра на волнения и бури. Герой — разве не тот, кто из самых глубин ада найдёт дорогу обратно к свету?

    Нет. Не всегда.

    Но начнётся всё именно с Рая. И пока вы — часть природы, и каждая травинка в этом лесу знает, что ваша душа чиста. Ужасы войны ещё не окрасили её во мрак, и сама война, что отняла у вас отца, когда вы были совсем маленьким сейчас где-то далеко, на периферии сознания. Вы счастливы здесь, и природа как будто улыбается вам. Вы летите над миром и воздух дрожит от вашего заливистого смеха. Вы бежите на встречу матери, чтобы напиться прохладной воды в этот жаркий летний день. Оторвавшись от ведра с водой, вы смотрите на мать, она улыбается вам. Только что-то громыхнуло невдалеке, и вы просыпаетесь. Рай, как водится — это только сон, что не может длиться вечно. Пока у вас в груди бьётся ваше израненное сердце. А мир пожирает война, вам двенадцать лет и вы один здесь, совершенно один.

    Когда я впервые посмотрел это фильм, меня в первую очередь поразило то, на сколько совершенна у Тарковского здесь построена композиция, что из каждого кадра делает гениальную по своей художественной и смысловой значимости фотографию. Та же особенность этого режиссёра заставит меня не отрываясь посмотреть его знаменитого «Сталкера», но именно в «Ивановом детстве» этот гений заставил меня по-настоящему прочувствовать всю трагедию израненной детской души.

    Говорят, что когда теряешь всех, кого любил, жизнь теряет всякий смысл. Хочется просто лечь, и умереть. Возможно, это действительно так. Но только не для вас. Иногда трагедия, отнявшая у вас все прежние смыслы, наполнявшие вашу жизнь, в замен даёт свой. Один-единственный страшный смысл. Вам всего двенадцать лет, но в этом ваше преимущество: вас трудно заметить. И именно поэтому вы настолько успешный разведчик. Именно поэтому вы знаете, зачем живёте, и с недетской угрюмостью лелеете одну только мечту — отмстить. Только во сне вам по-настоящему спокойно. Когда мама с вами, и вы вместе смотрите в колодец, в котором можно заметить звезду.

    Контраст — это ещё одна особенность, за которую я так люблю этот фильм. Необычайно пронзительно и резко показан контраст жестокого мира, погружённый в ад самой ужасной войны и снов Ивана. Поразительно, как этот волчонок, живущий на яву одной лишь только ненавистью к фашистам, преображается во сне вновь в ребёнка, который счастлив от того, что мама рядом. Но от этого, должно быть, боль только сильнее. И сны — это единственное напоминание Ивану о том, чего лишила его война.

    На последнее своё задание вы уйдёте навсегда. Удача не вечна, даже для вас. Но, возможно, это не самый плохой вариант. Ведь, ненависть уже выжгла вас изнутри, осталась только пустота. Вы умерли в тот самый миг, когда в колодце погасли последние звёзды от дыма и копоти, что окрасили небо чернотой. Возможно, для вас — это лучше всего, когда вы, как и многие другие дети остались играть в догонялки вокруг обугленного, как ваши души, дерева в своём вечном и счастливом «сейчас». И как тогда, во сне, вы — часть природы, и каждая песчинка на этом пляже знает: ваши души чисты.

    Я считаю, что трагедия этого фильма скорее не в том, что жертвами войны становятся дети, а в том, что смерть для них — это самая удачная судьба после того, что она сделала с их душами. Поистине, нет более тяжелого зрелища, чем душа ребёнка, сгорающая в огне бесконечной боли и ненависти.

    1 июля 2011 | 16:36

    День Победы. И в огнях салюта
    Будто гром: — Запомните навек,
    Что в сраженьях каждую минуту,
    Да, буквально каждую минуту
    Погибало десять человек!

    Как понять и как осмыслить это:
    Десять крепких, бодрых, молодых,
    Полных веры, радости и света
    И живых, отчаянно живых!
    Э. Асадов

    О чем вы думаете, когда слышите слово — «война»?

    Я вспоминаю картину нашего пензенского художника А. А. Оя «Наваждение. Мать.», на которой в черную даль, что бы никогда не вернуться, уходят солдаты, и старуха мать в отчаянии и горе рвет на себе волосы, эта картина, мало кому известная для меня самое страшное олицетворение войны. По крайней мере, так было, пока я не посмотрела около года назад «Иваново детство» Тарковского, творчеством этого режиссера я никогда особо не интересовалась, и не знала, что этот фильм был первым среди других его шедевров, я не смогла оценить художественную ценность или операторскую работу. Этот фильм я буквально пережила вместе с героями, пропустила его сквозь себя. Впервые война для меня стала чем- то действительно реальным, не далекими, полузабытыми событиями прошлого, с безликими героями, но былью отравленной кровью и болью, тысяч погибших, замученных, убитых людей, которые жили, любили, плакали, смеялись, и никто не хотел умирать, никто не думал, что завтра может не прийти.

    В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи которая, так или иначе, не была связана с войной, обязательно найдется в роду человек, сражавшийся против немцев, не важно солдатом, партизаном или в тылу, и каждый остался в памяти своих родных. Но не такова участь главного героя — Ивана, ему не дали прожить свою жизнь и оставить после себя память в потомках, его не просто лишили детства, заставив идти воевать, но и самой памяти в последующих поколениях. Не осталось даже могилы, на которую могли бы прийти люди, почтить его память, у него не осталось матери, которая бы ждала его у теплой печи, веря, что он когда-нибудь вернется. Кто-то может возразить, что он сам вызвался идти в разведку и сам выбрал свою судьбу, это все так, но почему он сделал это, почему отказался отсидеться в теплом и надежном тылу, ведь не только ради мести, за погибших, хотя это и главная причина, как говорит его друг Катасоныч: «У него одно на уме мстить до конца» Но не только это, как сказал сам Иван: «Пока война знаешь, кто отдыхает тот от кого пользы мало», потеряв семью и оставшись один в этом мире, он не ищет жалости и сострадания, он хочет сделать что-то, помочь как-то остановить этот кошмар.

    Но, в то же время он остается всего лишь ребенком, мальчиком, потерявшим мать и сестру. Момент, когда Иван играет в подвале церкви, один из самых страшных. Веселая детская забава и здесь отравлена ядом войны, ведь это не просто развлечение, в своем воображении он опять думает только о том, как настигнуть врага и отомстить, он видит призраки погибших, слышит их мольбы о помощи, но ничего не может сделать и плачет от осознания собственной беспомощности.

    Тарковский действительно был гением, в этом фильме поражают детали, и символы войны. Например, место, где разворачиваются основные события это подвал разрушенной при бомбежке церкви, где со стен на героев смотрят печальные лики святых. То и дело в кадре оказываются кресты как символы терпения. Здесь так же ярко прослеживается и апокалипсическая символика, например гравюра Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» которую, рассматривает Иван, обращая особое внимание на самого зловещего всадника. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

    В фильме есть три очень сильных момента.

    Один из них, когда на стене подвала Иван читает надпись:

    «Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас, поведут убивать, отомстите за нас»

    Простые слова, написанные возможно солдатом, возможно крестьянином, несут в себе такую боль и ненависть, что мысль эта становится материальной и ясно можно увидеть их лица, почувствовать их страх.

    А ведь есть еще старик на пепелище, поминающий как живую свою, убитую немцами старуху, и закрывающий дверь, которая уже никуда не ведет, как бы в последней надежде укрыться от этого безумия, спрятаться в своем уже не существующем доме, забыть весь ужас войны.

    Или контраст между мечтами о любви и счастье, Маши, когда показывают солнце и березы, а затем резко, как выстрел тела погибших солдат с табличкой на которой с издевкой написано: «Добро пожаловать»

    Больше всего, конечно, потрясает конец, в котором нет бурных перестрелок и красочных взрывов, как это принято сейчас, но, тем не менее, это один из самых сильных финалов за всю историю кинематографа. Когда все понятно без слов и долгих объяснений, достаточно лишь взглянуть на камеры, где еще буквально несколько дней назад мучили и терзали живых людей, на крючья с удавками и гильотину, на которых казнили только за другой цвет кожи, другие убеждения, за преданность своей родине и не принятие варварских нацистских убеждений. И как последний привет перед нами испачканное лицо обычного советского мальчишки, с таким взрослым, не по детски серьезным взглядом.

    Но самое страшное, как это, ни странно началось не во время войны, а после, в наше с вами время, когда уничтожаются памятники героям освободителям, орденами и медалями торгуют с лотка, как простыми безделушками. А молодежь, та самая молодежь, ради свободы которой и шла война, считает Гитлера своим духовным вождем, а «Майн Кампф» принимает как откровение. Как такое возможно в стане победившей нацизм, в стране, где есть такие фильмы как «Иваново детство», в котором так ярко показано к чему привело мир господство Третьего рейха?

    И все-таки хотелось бы верить, что еще есть возможность все исправить, что следующие поколения будут помнить о том, что было в 40 — х годах двадцатого века, и не повторят ошибок прошлого. Важно не забывать героев ВОВ, благодаря которым мы сейчас живем в Российской Федерации, а не в колонии великой нацисткой Германии. Как бы ни тяжела была наша теперешняя жизнь, как бы мы не ругали правительство, мы должны быть благодарны людям, сохранившим нашу свободу. Не будем забывать о тех, кто рядом, ведь ветеранов осталось не так много, и будем чтить тех, кто уже никогда не вернется.

    10 из 10

    15 апреля 2009 | 12:45

    Это первый полнометражный фильм Тарковского, который сделал его знаменитым не только в СССР, но и на Западе. Фильм получил высшую награду — «Золотого льва» — на Венецианском фестивале (1962), где его посмотрел Жан-Поль Сартр и написал под впечатлением от просмотра эссе (письмо редактору «Унита» Марио Аликата).

    Фильм «Иваново детство», хотя и снят 28-летним Тарковским, выглядит как шедевр вполне зрелого и проделавшего долгий творческий путь мастера. В нем видны приемы, характерные для всех фильмов Тарковского: скрытый символизм, дождь и вода как спутники сна и воспоминаний, ретардация.

    В разговоре о фильме «Иваново детство», как и о некоторых других фильмах Тарковского («Солярис», «Андрей Рублев») важно понимать, что есть равновеликая режиссеру фигура — оператор Вадим Юсов. Насколько гениален Тарковский, настолько же гениален работавший с ним (и не только с ним — Юсов снял и «Я шагаю по Москве» Г. Данелия и «Борис Годунов» С. Бондарчука и др.) Юсов. Он прекрасно чувствует, каким должно быть настроение фильма, выделяет сюжетно важные детали ненавязчиво и искусно. «Иваново детство» изобилует кадрами, которые можно назвать верхом операторского мастерства. Видно, что оператор тщательно выбирает натуру, композицию кадра, свет и оптические приемы. Это очень красивый фильм.

    И тем сильнее контраст — между великолепием природы, лиц, жизни и войной, искалеченными судьбами, поруганным детством Ивана. Между уходящими в бесконечность березами и единственным чувством ребенка — одержимостью кровавой мести за свою семью и близких.

    В начале просмотра мне показался удивительным не только выбор Тарковским темы войны, но ее вполне традиционное освещение… Все, как обычно: доблестные наши и заклятые враги фрицы. Но потом я почувствовала разницу между классическими (и прекрасными) военными фильмами («А зори здесь тихие», «В бой идут одни старики») и этим фильмом Тарковского. О чем бы ни было его произведение — это всегда предельный, эстетически завершенный художественный мир, и художественное здесь самое главное, оно — предмет изображения. Кроме того, практически во всех своих фильмах режиссеру важно выяснить, что переломилось в личности под влиянием какого-либо события. Такой же подход и здесь: «В Ивановом детстве я пытался анализировать…состояние человека, на которого воздействует война. Если человек разрушается, то происходит нарушение логического развития, особенно когда касается психики ребенка… Он сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того — все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его жизни. А за счет всего потерянного — приобретенное, как злой дар войны, сконцентрировалось в нем и напряглось…».

    28 июня 2015 | 17:12

    Очень трогательная, печальная картина Тарковского. История юного героя фильма, мальчика Ивана, показана как-то легко, без всяких излишеств и мишуры, максимально приближено к реальности: работа оператора, сценарий представлены таким образом, словно мы смотрим реальное видео. Лишь после просмотра начинаешь осознавать всю глубину поднятой в картине темы, всю ее безысходность. Очень ярко показан в фильме контраст: счастливая, беззаботная жизнь вечно улыбающегося мальчика в мирное время, когда он ходит за водой из колодца с матерью, везет с сестрой яблоки, и суровая жестокая жизнь хмурого мальчика полного ненависти и жажды мести, когда он находится на фронте.

    О великолепии советского кинематографа говорить не приходится: на моей памяти нет ни одного плохого советского фильма: в массе своей они характеризуются глубиной, красотой, живостью и реалистичностью. Они искрятся бесконечной добротой.

    Такие фильмы, как Иваново детство, не нуждаются в излишних комментариях и тем более в пересказе. Их нужно просто смотреть… А после просмотра молчать и наблюдать за тем, что происходит внутри. У каждого, несомненно, будут свои впечатления, но в любом случае, думаю, картина мало кого оставит равнодушным.

    7 января 2011 | 16:56

    Шедевр…

    Война в лице 12-летнего мальчика, лишившегося всего, что окружает детство, но по сути, оставшегося ребёнком, как сказал сам Тарковский, «с разрушенной психикой». И не нужны масштабные сцены боёв, — ужасы, происходящие сплошь и рядом, в глазах ребёнка — вот она, война…

    Вообще фильмы Тарковского могу пересматривать бесконечно. Каждый кадр манит и притягивает… Даже, казалось бы, страшные пейзажы войны очаровывают своей трагичной красотой…

    10 июня 2011 | 15:26

    Идет Великая Отечественная Война. 12-летний Иван наравне со взрослыми трудится в разведке, добывает важнейшие сведения, которые не могут получить разведчики постарше. Военные, с которыми работает Иван, понимая на какой риск каждый раз идет мальчик, хотят любой ценой убрать парня с фронта. Но Иван слышать не хочет о «мирной жизни», ведь на глазах маленького разведчика фашисты расстреляли его маму…

    В 1961 году на «Мосфильме» произошло неприятное событие: после того, как отсняли тысячу полезных метров пленки, был закрыт фильм, который посчитали творческим браком. Фильм назывался «Иван», по рассказу Владимира Богомолова «Иван».

    Сейчас остается только гадать, почему переснять эту ленту предложили молодому дебютанту Андрею Тарковскому, на счету которого была лишь дипломная работа «Каток и скрипка». Взявшись за работу, режиссер, засучил рукава и снял потрясающую картину.

    На первый взгляд простую, но наполненную сложными символами ленту, с первых же сцен которой можно было сказать, что в мировой кинематограф пришел настоящий мастер. Вместе со своим сподвижником оператором Вадимом Юсовым, Тарковский создал запоминающийся визуальный ряд, так же был переработан и сценарий ленты.

    Можно себе только представить, что чувствовал, работая над фильмом, режиссер-дебютант. Тарковский прекрасно понимал, что если съемки завершатся провалом, то вряд ли ему доверят серьезную работу в дальнейшем. Из воспоминаний Тарковского: «С другой стороны, для меня эта картина была как бы экзаменом. Для самого себя. Я серьезно, очень серьезно думал, что если картина не получится, вряд ли я останусь в кино. То есть сам бы не захотел остаться. Я был очень честолюбив в то время, очень верил в свою исключительность. Провала я бы не пережил.»

    Но все обошлось… Фильм «Иваново детство» стал трагической, экзистенциальной поэмой, поразившей самого Жана Поля Сартра.

    Но на съемках фильма трудно пришлось не только Тарковскому и Юсову, все свои силы, всю энергию отдал и молодой Коля Бурляев, которому, в то время, было всего 14 лет. Режиссер требовал от маленького актера не игры, а полной правды. Коле приходилось лежать в холодной мартовской грязи, ползать в осенних болотах, в одежде и ботинках плавать в ноябрьском Днепре… И все это ради того, чтобы достоверно передать образ необыкновенной личности — героя самопожертвования Ивана. Он бросил на кон все, он добровольно и с полным сознанием принес себя в жертву. Война для Ивана — это месть. Месть за уничтоженное на взлете детство, за гибель матери, за все то светлое и доброе, что должно быть у мальчишки… В мире взрослых, вынуждаемый страшными обстоятельствами именно ребенок предлагает себя на заклание, совершая тем самым почти что религиозный акт.

    Одним из своеобразных «ноу хау» режиссера стали и сны Ивана. Сны, в которых мальчик видит свое прошлое: «Мама, там кукушка!» и запрокинутое лицо убитой матери, вода в колодце и грохот немецкого автомата, кони, жующие рассыпавшиеся по песку яблоки и грубая, непонятная немецкая речь…

    После выхода в широкий прокат в июне 1962, «Иваново детство» стал сенсацией. Пресса восторженно писала о фильме, как о явлении в кино.

    В Венеции фильм получил гран-при — «Золотой лев Святого Марка», а затем еще более десяти наград на различных зарубежных кинофестивалях: «Золотые ворота» в Сан-Франциско, «Золотая голова в Паленке» Акапулько 1963 года…

    «Иваново детство» — фильм, который и сейчас невозможно смотреть без комка в горле, без боли в сердце за тех, кто безвозмездно пожертвовал собой, бросив на Алтарь Победы все: жизнь, свободу, счастье, детство… Прекрасный и пронзительный дебют одного из самых выдающихся русских режиссеров Андрея Арсеньевича Тарковского.

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.
    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.
    Иванова ива,
    Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью.

    Арсений Тарковский. 1958 г.

    10 из 10

    16 декабря 2009 | 16:39

    В этом фильме о войне вы не увидите сотни танков Т-34 которые наматывают кишки солдатов фашистской оси на свои гусеницы, вы даже не увидите в этом фильме пулю которая в кого либо попадет пустив фонтан крови. В центре картины маленький мальчик о котором почти ни дается никакой информации, лишь его воспоминания говорят нам что у него как и у вас нас есть мама, но в отличии от нас убитая. Фильм пронизан мраком, тишиной и пустотой, за весь фильм вы даже не услышите крик — Урааа! Выжженные поля, согревший дом с дедом пытающимся найти там гвоздь и так невзначай спрашивая у мальчика — А у тебя кого они убили? Очень мне запомнилось как потом этому дедку наш мальчик оставил буханку хлеба и тушенки. Но помимо таких вот удручающих пейзажей общей пустоты и безнадежности встречается светлый момент с березами где происходит легкий флирт двух персонажей фильма женщины и мужчины конечно же. На протяжении всего фильма кроме выжженной земли, сгоревших изб и разбитого немецкого самолета, а так же надписи расстрелянных фашистами людей, самого врага во плоти мы не увидим, но будет четкое понимание что она там и он еще жив находясь по ту сторону фронта. Лишь ближе к концу фильма нам покажут силуеты немецкого отряда.

    Отдельных слов заслуживает исполнение съемок фильма, пейзажи, режиссерские приемы, присущие Тарковскому, медленные панорамы, приближения, ракурсы очень радуют глаза и впечатляют сознание, особенно сцены с воспоминанием мальчика выше всяких похвал, особенно момент с поеданием лошадьми яблок на пляже, какой же этот Андрюха эстет черт побери даже фильм о войне он сделал с таким медативным и задумчивым видеорядом.

    Итог: Замечательный фильм. Осмысленный, человечный, а самое главное красивый. Такой войны мы еще не видели никогда, мы ее не видим но жутко чувствуем.

    7 февраля 2014 | 17:05

    Такое может снять только гениальный человек! Это кино передает в полной мере атмосферу тех страшных лет. Честно говоря ни в одном военном фильме я не видел ничего подобного. Главный герой Иван с одной стороны вызывает восхищение, а с другой стороны ужасно жаль за его поломанную войной судьбу. На протяжении всей истории автор пытается намекнуть зрителю что война и дети, вещи не совместимые. Храбрый и мужественный мальчик Ваня живет только войной, у него не осталось в жизни больше ничего, он потерял всё, родных и близких, а война превратила его в машину для убийства.

    С художественной точки зрения картину можно поставить рядом с великими произведениями классической литературы. Словами не передать гениальность таланта Тарковского, но на мой взгляд в этом фильме он раскрылся в полную силу. Единственное меня немного расстроила концовка фильма.

    Итог: «Иваново детство» Будут смотреть вечно, как будут читать вечно «Войну и Мир».

    9,5 из 10

    12 августа 2012 | 22:56

    Никто не любит сухих фактов. Нам всё подавай с сочной приправой и сложной гаммой вкуса, так, чтобы надолго врезалось в память. Почувствовать, проникнуться, стать частью действа- заветная мечта киномана! Эмоциональное состояние, сродни естественному, где его найти? Ответ слишком прост и слишком предсказуем — посмотрите «Иваново детство».

    Когда у людей случаются серьёзные жизненные потрясения, всегда есть два варианта дальнейшего развития событий. Человек или убегает от увиденного, делая это самым большим страхом своей жизни, или черпает в нём силы для дальнейшей борьбы. Второй путь, несомненно, сложнее. Однако именно его избрал двенадцатилетний Иван, главный герой картины.

    Стоит ли говорить о сюжете?

    У Ивана на глазах расстреляли семью. Иван был в лагере смертников. Иван стал разведчиком. Три предложения, четырнадцать слов. Но что стоит за этим? Правдоподобнее, чем Тарковский, думаю, не смог бы не рассказать никто. Режиссёр смотрит вглубь, внешнее развитие действий не так важно, как внутренне. Главное происходит в сознании мальчика — в его мыслях, снах, переживаниях. Война отняла у него всё, она же и научила мстить. Обрывки воспоминаний вместо беззаботного детства. В словах Ивана теперь нет даже боли; только твёрдость, холодность и желание выиграть эту войну. Он видел смерть. Он дойдёт до конца.

    Поражает, что в Иване взрослости больше, чем в том же Холином или Гальцеве. Последние подвержены слабостям этого мира, Иван же — нет. Наверное, нужно восхищаться маленьким человеком на большой войне, а мне становится страшно. Разве такими должны быть дети? Сомкнутые губы, колючий взгляд и перепачканные щёки. Он больше никогда не обретёт счастья.

    Очень много отвлечённых сцен с некоторой атмосферой сюрреализма. Но это не в тягость сознанию зрителя, скорее наоборот. Страх чувствуется явственнее, боль — сильнее. Звуковое сопровождение является некоторой предпосылкой к последующим работам Тарковского — не столько включено музыки, сколько живых и естественных звуков. Поверьте, это сильно. Эстетическое наслаждение с нотками духовного развития. Фильм гениален!

    10 из 10

    15 августа 2014 | 12:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>