всё о любом фильме:

Иваново детство

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийМихаил Папава, Владимир Богомолов, Андрей Кончаловский, ...
директор фильмаГлеб Кузнецов
операторВадим Юсов
композиторВячеслав Овчинников
художникЕвгений Черняев
монтажЛюдмила Фейгинова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  16.7 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время96 мин. / 01:36
…Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…
Рейтинг фильма
IMDb: 8.10 (19 179)
Рейтинг кинокритиков
в мире
100%
11 + 0 = 11
8.6
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Сны, использованные в «Ивановом детстве» — реальные сны Тарковского.
    • Тарковский пробовался в свой фильм на роль одного из солдат.
    • Производственный период: 15 июня 1961 — 18 января 1962.
    • По признанию Тарковского, сделанному в книге «Запечатленное время», он не считал книгу Владимира Богомолова особо удачной, однако был уверен, что форму рассказа легче адаптировать для фильма.
    • В широкий советский прокат фильм вышел с задержкой в четыре года.
    • Французского философа Жан-Поля Сартра фильм вдохновил на написание эссе.
    • Изначально фильм-экранизацию ставил другой режиссёр, играли в нём другие актёры и съёмочная бригада тоже была иной. Однако на каком-то промежуточном худсовете, после просмотра снятых материалов пришли к выводу, что фильм беспомощный, слабый и ненужный. Тут откуда-то всплыл Тарковский с предложением на оставшиеся деньги в оставшиеся сроки снять совершенно новую картину при условии полного отказа от старой концепции, актёров и т. д. В итоге прежними остались лишь авторы сценария — Богомолов и Папава, хотя и их сценарий был переработан Тарковским и Андреем Кончаловским.
    • Прямая аллюзия на «Иваново детство» есть в фильме Джармуша «Мертвец»: эпизод, когда Никто и Уильям Блейк заходят в березовый лес, аналогичен эпизоду с капитаном Холиным и Машей.
    • Тарковский попросил Владимира Высоцкого попробоваться на роль капитана Холина, но худсовет, просмотрев пробы Высоцкого, решил, что они неудачны. В итоге роль Холина сыграл Валентин Зубков.
    • еще 6 фактов
    Фан-ролик 01:52

    файл добавилActualCar1974

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.5/10
    При анализе первого полнометражного фильма молодого Андрея Тарковского (премьера состоялась всего через два дня после того, как он отметил 30-летие) как-то упускается из виду, что выпускник ВГИКа, успевший снять на «Мосфильме» лирико-поэтическую короткометражку «Каток и скрипка», был по рекомендации своего учителя, прославленного режиссёра Михаила Ромма, брошен, что называется, в прорыв и оказался словно в «экзистенциальной ситуации», когда следовало спасать производственную единицу на студии. Прежний постановщик Эдуард Абалов совершенно не справился с материалом, поэтому был отстранён от дальнейшей работы. Что же, прежде всего, сделал новичок Тарковский, как только взялся за режиссуру? Вместе с Андреем Кончаловским, с которым потом напишет сценарий «Страсти по Андрею», послуживший основой для следующего шедевра «Андрей Рублёв», он напрочь изменил традиционную версию адаптации рассказа «Иван» Владимира Богомолова — и писатель, как ни парадоксально, не смог ничего противопоставить напору молодого таланта, хотя позже добивался прекращения съёмок и полной консервации проектов (как в случае с «Моментом истины» Витаутаса Жалакявичюса). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.
    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.
    Иванова ива, Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью. (Арсений Тарковский)

    Первая большая полнометражная работа великого мастера кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского впечатляет уже с первых кадров своей масштабностью и глубиной. По сути своей дебютант в области профессионального кино Тарковский сотворил поистине целостное и эпохальное произведение искусства, которое выполнено под стать лучшим мэтрам того времени. И сразу же Андрей Арсеньевич заявляет о себе в Венеции, где удостаивается золотого льва и становится одним из самых ведущих режиссеров мира. Поражает зрелость, с которой Тарковский подходит к работе, его мастерство и умение воплощать идеи на экране. Мы не видим неопытности и не зрелости, которая обычно присуща режиссерам-дебютантам.

    Отдельное слово хочется сказать об операторе фильма, соавторе двух последующих киношедевров Тарковского Вадиме Юсове, который мастерски сумел воплотить в жизнь идеи и задумки самого режиссера. Это очень отчетливо видно в печальных и унылых кадрах окрестностей, потопленном лесу, разрушенных домах. Юсов сумел через камеру показать отношение режиссера к происходящему, осмыслить и дать понять свое видение такого неоднозначного и неоднородного явления как великая отечественная война. Также благодаря этому замечательному тандему мы видим расхождения в миропонимании взрослого и ребенка, которому из-за непредвиденных обстоятельств необходимо приспосабливаться и выживать в тяжелом и жестоком мире взрослых.

    Николай Бурляев исполнитель главной роли мальчика- Ивана, который и дальше будет принимать участие в работах Андрея Арсеньевича блистательно, на мой взгляд, воплотил ребенка, у которого рано закончилось детство. В главном герое видно проявление двух несовместимых вещей, уже взрослого и серьезного состоявшегося человека и еще маленького не готового к жизни мальчика, который хочет возвратиться в легкую полную радостей жизнь. Иван мечется, он старается выжить в этом мире, который может вот-вот рухнуть и превратиться в хаос, по непонятно чьей вине. И бедному мальчику, еще совсем ребенку приходится забыть свои детские заботы, для того, чтобы помочь взрослым в том деле, которое далеко не является детским.

    Безусловно, этот фильм о потерянном поколении, ушедших на фронт так оттуда и не вернувшихся. Фильм о пришедших с войны, но так и не сумевших вернуться к нормальному жизненному укладу. Фильм о рано законченном детстве молодых ребятишек, которые по вине взрослых стали свидетелями невероятных событий, оставивших на них отпечаток на всю жизнь. Мир изменился после войны, изменились и люди.

    Я знаю никакой моей вины,
    в том, что другие не пришли с войны,
    в то, что они кто старше кто моложе,
    остались там, речь не о том но,
    что я их мог но не сумел сберечь, но все же, все же, все же. (А. Твардовский)

    9 из 1

    30 сентября 2014 | 01:35

    Для меня просмотр картины Тарковского всегда событие. Причем не важно первый раз я смотрю картину или уже много раз её пересматривал. Вообще, фильмы Андрея можно пересматривать вечно. И всегда открывать что-то новое.

    Эта картина, как мне показалось, сильно отличается от других работ режиссера, которые я смотрел. Здесь все как-то более просто. Сравнивая с «Солярисом» или «Сталкером» естественно, но даже «Андрей Рублёв» казался мне намного сложнее.

    И этот фильм, тем не менее, довольно тяжелый. Он западает в душу и остается там навсегда. История о мальчике, у которого война забрала детство. История о жестокости войны, о страшном времени, которое отражается в детских глазах.

    Надо сказать, что актеры сыграли просто прекрасно. Особенно, конечно, Николай Бурляев, который сыграл роль мальчика. Сыграл просто блестяще.

    И, конечно, как и во всех работах Андрея Тарковского, операторская работа просто на высоте. Картинка настолько потрясающая, что кажется будто каждый кадр — это настоящая картина из галереи.

    Тарковский — это Тарковский. К просмотру обязательно.

    18 марта 2014 | 21:57

    Иван до войны проходил у ручья,
    Где выросла ива неведомо чья.
    Не знали, зачем на ручей налегла,
    А это Иванова ива была.
    В своей плащ-палатке, убитый в бою,
    Иван возвратился под иву свою.
    Иванова ива,
    Иванова ива,
    Как белая лодка, плывет по ручью.

    Арсений Тарковский, 1958

    Правила игры

    Грехопадение происходит в момент, когда ты видишь себя в теле. Когда ты видишь себя во власти гравитации, что после свободного полета субъективного сознания кажется очень неприятным. Не это ли мы видим в первой сцене? Ее можно рассмотреть и как сон и как момент до грехопадения, до рождения. Ведь сначала Иван бежит, затем взлетает, смеясь. Приземляется и встречает мать, ведь она погибла и ждет его там. Она подает ему ведро с водой. Ритуал перехода из одного мира в другой всегда связан с водой, как в любой религиозной системе, так и в фильмах Тарковского это закон. Выстрелы, Иван спускается вниз в босхоподобный инфернальный мир, где правит смерть. И туда он попадает, переплыв реку. Когда у него спрашивают откуда ты, отвечает «с другого берега» и одну и ту же фразу мы можем рассмотреть и физически и метафизически, причем будет отыгрываться еще несколько раз и каждый раз работать в иносказательной форме, выражая уже скорее идею сталкера. Далее, развивая тему воды как проводника (отправляемся во второй сон Ивана), Тарковский использует колодец, который выступает в роли дверей, подобно зеркалу из фильма «Зеркало». Тут же мы видим один из самых поразительных кадров. Мы смотрим со дна колодца на мать и Ивана, которые сверху, таким образом мы еще в нижних мирах, а следующим кадром уже смотрим сверху на свое отражение, переход состоялся, снизу зеркальный мир, мы вновь в нирване. И так проходят первые двадцать минут фильма, как на качелях: «туда-сюда». В кадрах Тарковский уже начинает выстраивать брейгелевские композиции, с огромной, плотно заполненной людьми перспективой, которые затем с большим размахом разовьет в «Рублеве». Оператор Вадим Юсов это вообще отдельный огромный разговор, достойный целого исследования.

    Иван

    Жан-Поль Сартр, анализируя фильм, очень точно подмечает: «Для этого ребенка нет различия между днем и ночью. В любом случае он живет не с нами». Он перешагнул рубеж, за которым исчезает страх смерти, он действительно переступает какую-то черту и оказывается как бы между миров, любимое творческое пространство Тарковского, герои которого всегда мучительно переживают свою пограничность. Этим можно и объяснить феноменальную память расположения вражеских единиц на местности. Он раскладывает семечки и палочки как карту, так, как будто видел картину сверху. Вот, что говорит о главном герое сам Тарковский:

    «Такой характер мне близок и интересен… В не развивающемся, как бы статичном характере, напряжение страсти обретает максимальную остроту и проявляется более наглядно и убедительно, чем в условиях постепенных изменений. В силу такого рода пристрастий я и люблю Ф. М. Достоевского. Меня больше интересует характеры внешне статичные, а внутренне напряженные энергией овладевшей ими страсти»

    Иван не может привыкнуть к катастрофически надломленному миру, согласиться с ним как со временем и местом своего существования. Остальные персонажи картины свыклись с происходящим. Иван не принимает взрослого компромисса с войной, чему неизбежно подчиняется обыкновенный человек.

    Эсхатология

    Картина явно видится мне эсхатологичной, начиная от построения кадра, заканчивая Дюрером. Иван узнает всадника смерти как хорошо знакомую фигуру, потому что она ходит за ним по пятам на протяжении всего фильма. Чудовищная сцена встречи Ивана с человеком, который живет в доме без стен, с моей точки зрения символизирует русского человека, оставленного без Бога, что еще подтверждается сценой, где Иван начинает бить в колокол и мученические крики народа прекращаются. Не стал бы делать таких громких заявлений, не зная страстного увлечения Тарковского Достоевским. Катастрофическое мировоззрение автора тяготеет к притче и проповеди.

    Желая дать любовь контрапунктом войне, режиссер, после апокалиптических видов, переносит нас в березовое, приятное глазу пространство. Любовной сценой он показывает то, что должно происходить, против того, что происходит, выдерживая повествовательную симметрию.

    Тарковский, как и Иван, отвергает компромисс с ошибочной реальностью, во всяком случае, в художественном мире, им созданном. Отсюда обвинительно-проповеднический пафос картины как протест в адрес тех, кто соглашается с противоестественным бытием «ошибочного» мира. Право на такое обвинение объявляет финал. Здесь «ошибочная» реальность в образе «черного дерева» торжествует, пресекая полет Ивана в нирване. А это означает, по Тарковскому, что мир неблагополучен в истоках.

    2 ноября 2016 | 23:49

    Шедевр, дебютный фильм гения мирового кинематографа Андрея Арсеньевича Тарковского.

    Фильм показывает нам войну, но войну не глазами солдат, глазами полковников, а глазами маленького мальчика, потерявшего самое дорогое, что есть в жизни, мать. Теперь его детство окончилось, а осталась лишь месть.

    Операторская работа грандиозна, съемки весьма экспериментальны, пожалуй это самый необычный фильм о ВОВ. Концовка фильма так и вовсе потрясает своей глубиной. Повсюду нестандартные ходы, по причине которых фильм смотрится на одном дыхании.

    Актеры играют отлично, жаль, что им явно не хватает времени, чтобы раскрыть полностью характеры своих героев.

    Очень много сильных сцен, впечатляющих, практически каждая сцена представляет собой блестящую картину.

    Лучшего дебюта нельзя и придумать для режиссера.

    7 из 10

    7 сентября 2011 | 17:56

    Там, в стороне от нас, от мира в стороне
    Волна идет вослед волне о берег биться,
    А на волне звезда, и человек, и птица,
    И явь, и сны, и смерть — волна вослед волне.
    Арсений Александрович Тарковский


    Огромная тонкого кружева паутина на сосновом стволе, а за ней русоволосый мальчишка с лицом первооткрывателя слушает кукушку и спустя секунду мчится за бабочкой, потом вдруг останавливается, и заливистый детский смех смело нарушает полуденную тишину лесной опушки. И этот ласковый солнечный свет, заставляющий лучиться глаза и отражающий сияние счастья на лице как от зеркала. А рядом самый близкий и любимый человек — мама… Но снова автоматная очередь — она всегда будет прерывать эти прекрасные сны. Сон. Сколько еще таких снов будет у Ивана? И всегда они разные. Неизменно одно — счастье, заполняющее не только душу, но и весь окружающий мир. А потом, в конце войны, видения о юном разведчике, бегущем вдоль берега реки в лучезарную даль, прервут горестные размышления лейтенанта Гальцева. Сколько их таких ежедневно в годы войны совершавших тихий подвиг и думавших не о наградах, а о том, как остановить врага? А ведь ему было всего двенадцать.

    В свои юные годы Иван уже сумел почувствовать в себе жестокость. Жестокость и непримиримость по отношению к врагу, сеявшему разрушение и смерть. Даже игры Вани являются отражением его чувств и смятения. Оставшись наедине с самим собой, он высвечивает фонариком внутренние стены полуразрушенной церкви, испещренные надписями тех, кого уже нет в живых. «Нас 8 человек. Каждый не старше 19. Через 3 часа нас поведут убивать. Отомстите за нас!» Воображение его настолько сильно, что кажется, будто эти люди здесь, рядом. И Иван вымещает свое отношение к незримому врагу на потертой немецкой шинели, висящей на стене. «Ты мне за все… Да я тебе… Ты думаешь я не помню?» Но голос срывается в плач. Это так контрастирует с неистовым звоном малого колокола, звучавшим, словно призыв к действию, несколькими секундами ранее. Символа воли и духа русского народа. Такой символ появился не случайно. В картине Тарковского нет случайностей. Даже ольховые шишки, сосновые иглы, ягоды, разложенные в кучки на листе бумаги, вместе с Иваном выполняют важную задачу, заключенную в секретном донесении в штаб Армии.

    Метафоричность киноязыка в этой картине немного прямолинейна. Потом, в более поздних работах появятся усложненные образы и тонкость метафор. Но даже теперь, в 1962-ом, это очень достойное исполнение. Тарковскому удалось перенести в кинополотно поэзию образов, где есть место и изысканной лирике, и суровой военной правде. Пронзительно нежные сны Ивана неизбежно проваливаются в мглистую атмосферу войны: мрачный силуэт одиноко стоящей мельницы, разрушенная деревня, где от стариковского дома остался только печной остов да дверной проём, чернеющее сухое дерево на переднем плане залитого солнцем речного берега. Природа и предметы разговаривают со зрителем самостоятельно. Немногословность диалогов лишь подчеркивает это свойство еще ярче. Но камера… Камера Юсова живет жизнью героев: вот она мчится по опушке вместе с Иваном так, что кажется, будто мир сейчас опрокинется, а вот — мерно покачивается в вальсе среди берез вместе с лейтенантом медицинской службы Машей. То вдруг застынет, ожидая пока пройдет враг, а затем неспешно поплывет по водной глади с отражающимися в ней деревьями или начнет метаться меж стен вместе с лучом от фонарика, выхватывая отрывки человеческого сознания. Полное отсутствие «рваного» монтажа. Планы картины плавно перетекают один в другой, и только игра света и тени разделяет два монохромных мира: счастливый мир снов и реальность. А предельно откровенные сцены в победном Берлине добавляют историческую достоверность. И снова появляются следы нечеловеческих деяний, оставляющие глубокие шрамы на людских душах.

    Этой картины могло бы не быть в том виде, в котором мы ее знаем. Ведь изначально фильм по рассказу Владимира Богомолова «Иван» снимался другим молодым режиссером. Но материал никуда не годился и на первом творческом объединении киностудии «Мосфильм» тихо паниковали. Тогда Михаил Ромм посоветовал своего талантливого ученика Андрея Тарковского, который уже придумал название фильму. Оно родилось сразу и осталось неизменным. Молодой режиссер представил литературный сценарий, написанный совместно с однокурсником Андреем Михалковым-Кончаловским, но в титрах авторами остались Владимир Богомолов и Михаил Папава. Пригласил оператора Вадима Юсова, с которым начал совместную работу еще на своем первом дипломном фильме «Каток и скрипка» и продолжал впоследствии в «Андрее Рублеве» и «Солярисе» и композитора Вячеслава Овчинникова. Выбрал на главную роль пятнадцатилетнего Николая Бурляева и за пять месяцев — что являлось очень краткими сроками по тем временам — снял фильм. Через одиннадцать лет режиссер очень сурово отзовется о своем дебюте: «Все педалировано, все акцентировано чересчур, все чересчур выразительно… Знаете, что стареет? Способ, язык и поиск образной истины». Но это всего лишь недовольство художника собственной работой, что не мешает постигать простые и значимые по своей сути истины через картину «Иваново детство» и сейчас. Ведь не зря же Вим Вендерс называл Андрея Тарковского ангелом кино и посвятил ему свое «Небо над Берлином».

    14 мая 2015 | 19:45

    День Победы. И в огнях салюта
    Будто гром: — Запомните навек,
    Что в сраженьях каждую минуту,
    Да, буквально каждую минуту
    Погибало десять человек!

    Как понять и как осмыслить это:
    Десять крепких, бодрых, молодых,
    Полных веры, радости и света
    И живых, отчаянно живых!
    Э. Асадов

    О чем вы думаете, когда слышите слово — «война»?

    Я вспоминаю картину нашего пензенского художника А. А. Оя «Наваждение. Мать.», на которой в черную даль, что бы никогда не вернуться, уходят солдаты, и старуха мать в отчаянии и горе рвет на себе волосы, эта картина, мало кому известная для меня самое страшное олицетворение войны. По крайней мере, так было, пока я не посмотрела около года назад «Иваново детство» Тарковского, творчеством этого режиссера я никогда особо не интересовалась, и не знала, что этот фильм был первым среди других его шедевров, я не смогла оценить художественную ценность или операторскую работу. Этот фильм я буквально пережила вместе с героями, пропустила его сквозь себя. Впервые война для меня стала чем- то действительно реальным, не далекими, полузабытыми событиями прошлого, с безликими героями, но былью отравленной кровью и болью, тысяч погибших, замученных, убитых людей, которые жили, любили, плакали, смеялись, и никто не хотел умирать, никто не думал, что завтра может не прийти.

    В нашей стране, наверное, нет ни одной семьи которая, так или иначе, не была связана с войной, обязательно найдется в роду человек, сражавшийся против немцев, не важно солдатом, партизаном или в тылу, и каждый остался в памяти своих родных. Но не такова участь главного героя — Ивана, ему не дали прожить свою жизнь и оставить после себя память в потомках, его не просто лишили детства, заставив идти воевать, но и самой памяти в последующих поколениях. Не осталось даже могилы, на которую могли бы прийти люди, почтить его память, у него не осталось матери, которая бы ждала его у теплой печи, веря, что он когда-нибудь вернется. Кто-то может возразить, что он сам вызвался идти в разведку и сам выбрал свою судьбу, это все так, но почему он сделал это, почему отказался отсидеться в теплом и надежном тылу, ведь не только ради мести, за погибших, хотя это и главная причина, как говорит его друг Катасоныч: «У него одно на уме мстить до конца» Но не только это, как сказал сам Иван: «Пока война знаешь, кто отдыхает тот от кого пользы мало», потеряв семью и оставшись один в этом мире, он не ищет жалости и сострадания, он хочет сделать что-то, помочь как-то остановить этот кошмар.

    Но, в то же время он остается всего лишь ребенком, мальчиком, потерявшим мать и сестру. Момент, когда Иван играет в подвале церкви, один из самых страшных. Веселая детская забава и здесь отравлена ядом войны, ведь это не просто развлечение, в своем воображении он опять думает только о том, как настигнуть врага и отомстить, он видит призраки погибших, слышит их мольбы о помощи, но ничего не может сделать и плачет от осознания собственной беспомощности.

    Тарковский действительно был гением, в этом фильме поражают детали, и символы войны. Например, место, где разворачиваются основные события это подвал разрушенной при бомбежке церкви, где со стен на героев смотрят печальные лики святых. То и дело в кадре оказываются кресты как символы терпения. Здесь так же ярко прослеживается и апокалипсическая символика, например гравюра Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса» которую, рассматривает Иван, обращая особое внимание на самого зловещего всадника. «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:8).

    В фильме есть три очень сильных момента.

    Один из них, когда на стене подвала Иван читает надпись:

    «Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас, поведут убивать, отомстите за нас»

    Простые слова, написанные возможно солдатом, возможно крестьянином, несут в себе такую боль и ненависть, что мысль эта становится материальной и ясно можно увидеть их лица, почувствовать их страх.

    А ведь есть еще старик на пепелище, поминающий как живую свою, убитую немцами старуху, и закрывающий дверь, которая уже никуда не ведет, как бы в последней надежде укрыться от этого безумия, спрятаться в своем уже не существующем доме, забыть весь ужас войны.

    Или контраст между мечтами о любви и счастье, Маши, когда показывают солнце и березы, а затем резко, как выстрел тела погибших солдат с табличкой на которой с издевкой написано: «Добро пожаловать»

    Больше всего, конечно, потрясает конец, в котором нет бурных перестрелок и красочных взрывов, как это принято сейчас, но, тем не менее, это один из самых сильных финалов за всю историю кинематографа. Когда все понятно без слов и долгих объяснений, достаточно лишь взглянуть на камеры, где еще буквально несколько дней назад мучили и терзали живых людей, на крючья с удавками и гильотину, на которых казнили только за другой цвет кожи, другие убеждения, за преданность своей родине и не принятие варварских нацистских убеждений. И как последний привет перед нами испачканное лицо обычного советского мальчишки, с таким взрослым, не по детски серьезным взглядом.

    Но самое страшное, как это, ни странно началось не во время войны, а после, в наше с вами время, когда уничтожаются памятники героям освободителям, орденами и медалями торгуют с лотка, как простыми безделушками. А молодежь, та самая молодежь, ради свободы которой и шла война, считает Гитлера своим духовным вождем, а «Майн Кампф» принимает как откровение. Как такое возможно в стане победившей нацизм, в стране, где есть такие фильмы как «Иваново детство», в котором так ярко показано к чему привело мир господство Третьего рейха?

    И все-таки хотелось бы верить, что еще есть возможность все исправить, что следующие поколения будут помнить о том, что было в 40 — х годах двадцатого века, и не повторят ошибок прошлого. Важно не забывать героев ВОВ, благодаря которым мы сейчас живем в Российской Федерации, а не в колонии великой нацисткой Германии. Как бы ни тяжела была наша теперешняя жизнь, как бы мы не ругали правительство, мы должны быть благодарны людям, сохранившим нашу свободу. Не будем забывать о тех, кто рядом, ведь ветеранов осталось не так много, и будем чтить тех, кто уже никогда не вернется.

    10 из 10

    15 апреля 2009 | 12:45

    Очень красивый фильм. Я обычно больше обращаю внимание на содержание, но в «Ивановом детстве» меня прежде всего поразила красота и техника съемки. У кино много прародителей, один из них — фотография. В фильме Тарковского это явно видно. Кажется, можно остановить пленку и получатся потрясающие фото. Визуальный ряд — великолепный. Да и вообще, все сделано мастерски. Это настоящее большое кино.

    Я как-то пропустил творчество советских режиссеров посвященных Великой Отечественной. Мне казалось, что все они в большей или меньшей степени являются идеологическими агитками. Но, на самом деле, это далеко не так. В «Ивановом детстве», Тарковский рассматривает достаточно универсальную тему — как война сказывается на жизни ребенка, превращая его из жизнерадостного подростка в маньяка одержимого местью. И в этом плане фильм вневременной. Кроме того, он явно находился на грани цензурного запрета. Следуя веяниям новой волны в мировом кинематографе (прежде всего итальянского неореализма) Тарковский, вместе с другими молодыми деятелями кино, выходит за рамки общепринятых концепций. Раньше не принято было рассматривать отдельного человека и его проблемы, все персонажи были частью целого (коллектива, нации, страны). С оттепелью в СССР, совпавшей с новыми веяниями в Европе и во всем мире, передовое искусство меняет направление. Помню как наш школьный учитель истории, для того чтобы проиллюстрировать смену «климата» в СССР, приводил в пример фильм «Я иду, шагаю по Москве» (1963г.)(Кстати над ним работал тот же оператор, что и над «Ивановым детством» — Вадим Юсов). Такого «свободного» «индивидуалистического» фильма не могло появиться в 50-х. Даже названия такого быть не могло быть! Кто это «Я», который шагает по Москве?! «Я» в то время в Советском Союзе был один!

    «Иваново детство» — снимался в той же канве. Это было время молодых поэтов, художников, режиссеров. Казалось, что наступает новый золотой век. Человечество достигло небывалых до этого высот в науке, начало осваивать космос, по всему миру начались серьезные движения против войн, тоталитаризма, за новое общество. Все это конечно влияло на киноискусство. Неореализм — это реакция на новые веяния и попытка уйти от «папочкиного кино», что в Европе, что в СССР. Неореализм проявлялся во внимании к деталям, к личности персонажа, к попытки отразить и осмыслить действительность вне идеологических рамок, показе жизни такой какая она есть.

    «Иваново детство» не типичный для Тарковского фильм. Уже в следующем своем фильме «Андрей Рублев» он будет говорить совсем о другом. Но эта его первая большая работа войдет в историю мирового кинематографа как один из лучших фильмов на военную тематику.

    8 ноября 2014 | 16:12

    Говоря честно, Иваново детство — это тихий ужас. А `Иваново детство` — это тихий восторг, потому что громко восторгаться не этично, когда речь идёт о таких вещах, как война. Но, фильм обошёл стороной наглядные картины войны. Тем не менее, явственно ощущается тот ужас, который происходит за кадром. Я имею ввиду ужас не на съёмочной площадке, а за кадром повествования. Надо сказать, что каждый кадр здесь на вес золота. Можно нажать на паузу почти в любой момент, и полученная картина будет до того хороша, что хоть на стенку вешай. А малолетний Бурляев играет так, что его напарники могли бы и позавидовать ему.

    Конечно, большинство современных молодых людей заснёт во время просмотра, но фильм от этого не страдает, а только приобретает изысканность.

    10 из 10

    26 ноября 2009 | 20:37

    Не зря на КиноПоиске фильм входит в топ-250! У него позиция должна быть даже выше, чем 190+ место, ИМХО!

    Фильм связан с Великой Отечественной войной. Я молчу о том, что все военные фильмы тяжелы на восприятие. Думаю, все смотрели «Звезду», «Диверсант», даже «9 роту» (там война в Афганистане, но какая разница? Война она и в Африке война!). Безусловно, война — страшная, неблагодарная, подлая штука! Если во врем сцен нападения у меня, зрителя, мурашки по коже, то что уж говорить о том, что пережили люди, заставшие эту войну?! Низкий поклон ветеранам войны. Спасибо деду за Победу!

    Извините, отвлеклась. Военные фильмы сами по себе тяжелы, даже когда там такие бравые солдаты, взрослые люди, а если это маленький, хрупкий, щупленький ребенок? В «Ивановом детстве» в поле зрения маленький мальчик, который за всю его небольшую 12-летнюю повидал всю нелегкую житуху: родителей и сестренку убили фашисты, сам из детдома сбежал на войну! Маленький, тощенький, но отважный и преисполненный ненавистью к врагам, он преодолевает те тяжкие барьеры, которые не каждый взрослый человек сможет осилить! Однако, война есть война…: (

    А теперь об исполнителях и руководителе

    Коля Бурляев… простите, Николай… был просто очаровательный, милый, харизматичный, сущий ангельский мальчик! И ему там 14 лет? Я больше 8 ему и не дала бы! Такая сложная роль для ребенка, и он справился! Он не играл ее, он ею жил! Все было очень искренне. Браво! Браво! Браво! Не зря большинство кинокритиков, деятелей искусства и зрителей признают эту роль Бурляева самой лучшей.

    Не хочу умалять таланта других актеров, я их всех очень люблю за подаренные нам фильмы, но мальчик меня очаровал!

    Ну и, конечно же, хотелось бы похвалить Андрея Тарковского, который, будучи студентом, создал такой шедевр! Низкий поклон им!

    Эх, умели же снимать раньше качественное кино!

    10 из 10

    Конечно же.

    28 октября 2013 | 20:19

    Никто не любит сухих фактов. Нам всё подавай с сочной приправой и сложной гаммой вкуса, так, чтобы надолго врезалось в память. Почувствовать, проникнуться, стать частью действа- заветная мечта киномана! Эмоциональное состояние, сродни естественному, где его найти? Ответ слишком прост и слишком предсказуем — посмотрите «Иваново детство».

    Когда у людей случаются серьёзные жизненные потрясения, всегда есть два варианта дальнейшего развития событий. Человек или убегает от увиденного, делая это самым большим страхом своей жизни, или черпает в нём силы для дальнейшей борьбы. Второй путь, несомненно, сложнее. Однако именно его избрал двенадцатилетний Иван, главный герой картины.

    Стоит ли говорить о сюжете?

    У Ивана на глазах расстреляли семью. Иван был в лагере смертников. Иван стал разведчиком. Три предложения, четырнадцать слов. Но что стоит за этим? Правдоподобнее, чем Тарковский, думаю, не смог бы не рассказать никто. Режиссёр смотрит вглубь, внешнее развитие действий не так важно, как внутренне. Главное происходит в сознании мальчика — в его мыслях, снах, переживаниях. Война отняла у него всё, она же и научила мстить. Обрывки воспоминаний вместо беззаботного детства. В словах Ивана теперь нет даже боли; только твёрдость, холодность и желание выиграть эту войну. Он видел смерть. Он дойдёт до конца.

    Поражает, что в Иване взрослости больше, чем в том же Холином или Гальцеве. Последние подвержены слабостям этого мира, Иван же — нет. Наверное, нужно восхищаться маленьким человеком на большой войне, а мне становится страшно. Разве такими должны быть дети? Сомкнутые губы, колючий взгляд и перепачканные щёки. Он больше никогда не обретёт счастья.

    Очень много отвлечённых сцен с некоторой атмосферой сюрреализма. Но это не в тягость сознанию зрителя, скорее наоборот. Страх чувствуется явственнее, боль — сильнее. Звуковое сопровождение является некоторой предпосылкой к последующим работам Тарковского — не столько включено музыки, сколько живых и естественных звуков. Поверьте, это сильно. Эстетическое наслаждение с нотками духовного развития. Фильм гениален!

    10 из 10

    15 августа 2014 | 12:50

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>