100 великих фильмов XXI века: места 75–51

Обсудить0

Режиссеры и кинокритики, ведущие подкастов, шоураннеры и сценаристы  — мы опросили более 200 человек, чтобы выбрать 100 главных фильмов XXI века.

Перед вами новый спецпроект Кинопоиска, аналогичный прошлогодним «100 великим сериалам XXI века» и недавним «100 великим играм». На протяжении нескольких месяцев редакция опрашивала респондентов, которые назвали нам свои топ-10 величайших фильмов нашего столетия; на основе их персональных списков была сформирована эта сотня.

Другие части топ-100

История «Банши Инишерина» вне времени. Казалось бы, что может быть дальше для нас, чем остров в Ирландии, 1921 год, история про двух одиноких мужиков. Но она универсальна и понятна и сегодня в любой точке мира. Общечеловеческие проблемы, тема одиночества и близкой войны — вневременные составляющие. Лично для меня очень важна тема искренности к себе и к своему окружению, понимание, что происходит с тобой. Смелость признаться себе, что именно важно, и действовать для этого фильма уникальна.

Анастасия Сенченко

Редактор блога Okko, кинокритик

Этот фильм не стареет, как и Юппер. Новаторства становятся общими местами, визуальные эксперименты — приметой времени, и только «Пианистка» блестяще держит форму, оставаясь одновременно и историей любви, и историей болезни, и историей новой философии старого искусства, и историей о том, что «ад — это мы сами», и даже тем, что еще не произошло, но точно в нем отразится.

Василий Степанов

Главный редактор журнала «Сеанс»

Уэс Андерсон всегда был склонен к ретро, но, пожалуй, только с «Отеля „Гранд Будапешт“» в его маленьких историях из прошлого отчетливо различим гул Большой Истории — той, что обыкновенно пишут с прописной буквы. Заботливо обернутая бумагой, обмотанная розовой лентой и увенчанная бантом, эта картина предъявила в 2014-м танки на имперских задворках Европы. Мир вроде бы игрушечный, а занозы настоящие.

Андрей Золотарёв

Сценарист, продюсер

Я всегда привожу «Джанго освобожденного» как пример экспозиции героев. Каждый персонаж появляется в этой картине максимально жирно. В открывающей сцене мы видим человека, который трясется в странном экипаже с покачивающимся зубом. Он немец, который говорит на велеречивом английском и в глазах местных работорговцев выглядит как инопланетянин. Но за время короткого общения с ним они успевают пройти путь от пренебрежения до страха (и далее к ненависти). Каждый последующий персонаж открывается через короткие, но значимые детали. Кого-то экспонируют просто походкой, которая тоже много говорит о человеке. Мне кажется, «Джанго» — идеальный пример и для построения мизансцен, но это слишком долгий разговор.

Антон Щукин

Продюсер, сооснователь Good Story Media

Все самое лучшее, что дает развлекательное голливудское кино, сошлось в фильме «Апокалипсис». Экшен и сумасшедшая динамика, адреналин, посаженный на человеческие отношения. Мэл Гибсон, который делал это превосходно, будучи актером («Храброе сердце»), сделал это и как режиссер. Зритель буквально сам находится в погоне, через экран получает дикую смесь переживаний и страха. Это однозначно икона развлекательного кино на все времена.

Наталия Кончаловская

Режиссерка, сценаристка

В фильме «Чудеса» Аличе Рорвахер нащупывает и находит свой собственный киноязык, и именно эта самобытность делает этот фильм, на мой взгляд, великим. Рассказывая вполне реалистичную историю, режиссер уводит повествование на онирический уровень, передавая то ощущение мира, которое было у всех нас, когда мы были детьми, — о том, что мир полон загадок и волшебства. Просто мы это забыли.

Кирилл Алёхин

Продюсер, режиссер

Пять лет назад дочь отчитала Ричарда Кёртиса за шутки над лишним весом. С тех пор он извиняется за то, как хихикал над толстыми лодыжками, а еще за сталкинг, эйджизм, мезальянсы, измены, стереотипы о США и Португалии — короче, за всю «Реальную любовь». Хотя изъяны — это лучшее, что есть в фильме. Да, мы бываем растерянными, не вполне честными (с собой и тем более с окружающими), бесчувственными, даже злыми. Но в конце концов все хотим стать лучше, а еще встретить того, кто сможет это оценить. «Реальная любовь» — главный в этом безумном-безумном веке манифест гуманизма. Если я однажды постучу в дверь Кёртиса, в руках будет плакат: «To me you are perfect».

Валерий Тодоровский

Продюсер, режиссер

«Молодость» Соррентино в простой, прозрачной форме рассказывает о фундаментальных мотивах нашего существования: любовь, смерть, старость, творчество, близость, одиночество. Я смотрел этот фильм как фильм обо мне и ни разу не ощутил авторского желания быть художником, что я ценю очень. «Молодость» — это поэзия в прозе. Стоит мне вспомнить этот фильм, кадры его встают перед глазами, а главное, возникает то волнение, которое бывает при столкновении с большим искусством.

Павел Воронков

Кинокритик

Дель Торо относится к тем редким людям, которых сегодня можно без скидок записать в сказочники. «Лабиринт Фавна» — очевидная вершина («багровый пик», если угодно) его творчества. Претемное фэнтези с диковинным бестиарием, способное разбить любое сердце; одновременно и метасказка, сотканная из всего подряд (от, понятное дело, греческих мифов до «Алисы в Стране чудес»), и яростный антивоенный и антифашистский манифест (всё не желающий терять актуальность).

Эдуард Царионов

Автор подкастов «Бака!», «Врата аниме» и «Омнибус и танкобон»

Хаяо Миядзаки знают даже те, кто аниме совсем не смотрит. А «Ветер крепчает», пожалуй, самый серьезный и взрослый его фильм. В нем нет ощущения сказки, за которое так любят этого режиссера. Зато есть драма авиаконструктора Дзиро Хорикоси, чье стремление к полетам и творчеству оборачивается созданием одного из самых смертоносных истребителей Второй мировой войны.

Все аудиоэффекты в этом фильме записаны одним лишь человеческим голосом, на отрисовку одной из сцен Великого землетрясения понадобилось больше года. Этот фильм раздвигает границы и того, какими могут быть фильмы Миядзаки, и того, как вообще может быть сделано аниме.

Ольга Филипук

Директор по контенту Плюс Фантеха, продюсер

Я по образованию лингвист и смотрю на это кино через призму гипотезы лингвистической относительности, которая сообщает, что язык определяет то, как формируется культура и как думают люди. Фильм напоминает, что нельзя мыслить узко и воспринимать мир только через призму своего опыта, что может быть другой, не менее интересный способ взаимодействия с реальностью, и его можно увидеть и распознать.

В этом фильме язык в лингвистическом его смысле становится универсальным способом взаимодействия героев фильма — гептаподов и человечества. И удивительно, как символичный, нелинейный, не совпадающий с нарративом человеческого сообщества язык (круги вне временного последовательного таймлайна) показан так, что становится понятным зрителям. Мы вместе с главной героиней начинаем вникать в смысл языка пришельцев и верить, что может быть иной взгляд на время и пространство. Это очень крутая режиссерская способность — провести зрителя вместе с героиней через сложные смыслы об устройстве Вселенной и вариативности взглядов на нее так, чтобы было понятно и вызывало внутреннее согласие.

А еще это кино о женском смирении и принятии. Героиня заглядывает в будущее и видит потерю ребенка и мужа, но принимает это и пользуется отведенным периодом счастья. И это тоже довольно редкий кинонарратив, где путь героини не в том, чтобы перевернуть мир под себя, а чтобы прожить жизнь в ее полноте счастья и боли и не сбегать от этой боли, выбрать ее как неотъемлемую часть своего пути.

Дмитрий Давыдов

Режиссер, продюсер

«Шрэк» по праву считается национальным достоянием, он принес новую жизнь в анимацию. Практически впервые зритель увидел несовершенного героя с недостатками, сильный женский образ и новый уровень юмора. «Шрэк» поднял важные социальные вопросы, все увидели, как простая анимация может быть загружена смыслами, что мультфильм может быть для всех возрастов. К художественному уровню «Шрэка» за 20 лет мало кто приблизился.

Анна Филиппова

Кинокритик

2003 год, разгар, как сейчас кажется, лучшего десятилетия нашей жизни. Поп-культура тогда была лучшим срезом культуры, и «Убить Билла» — яркое тому подтверждение. Квентин Тарантино выпускает фильм, который вынашивал целых десять лет; самый безупречный, самый зрительский свой фильм, а еще — и это редко упоминают — очень профеминистский. Золотой стандарт синефильского кино теперь навсегда.

Екатерина Шульман

Политолог, кандидат политических наук

«Тайна Коко» — первый полнометражный диснеевский мультфильм, всерьез основанный на латиноамериканском материале. В постмодернистских «Похождениях императора» 2000 года царство Куско было просто экзотическим фоном, а в «Коко» культура Мексики является сюжетообразующим элементом. В 2021 году появится «Энканто» — очередное свидетельство того, как важна для «Диснея» растущая латиноамериканская аудитория.

Эстетический двигатель фильма — сочетание раскрывшихся бутонов и скелетов, белых костей и теплых красок. Этот неоновый макабр частично можно было видеть в «Трупе невесты» Тима Бёртона — другом произведении о том, насколько загробный мир краше и обаятельнее унылой яви, где преступленья лишь да казни, где страсти мелкой только жить. Но этическая основа истории вовсе не мерцающий постмодернизм и не отрицание социальной реальности, а традиционализм, который иначе, как кондовым, не назовешь. Принцип традиционного общества — «Уважай старших!» — стал новым романтическим мифом: в фильме нет никакой эротической линии (если не считать посмертного восстановления отношений между расставшимися при жизни супругами), зато проповедуется любовь не только к своей семье, но ко всему клану, включая далеких предков. Традиционный сюжет восстания юных бунтарей против косных (и костяных) предков выворачивается: герой хочет стать музыкантом, старшие против, однако к финалу выясняется, что музыка есть не бунт против семьи, а продолжение ее традиций. Как ни повернись, бабушка оказывается всегда права.

Владимир Логинов

Соведущий YouTube-шоу и подкаста «Кино Огонь»

Это фильм, который создал для миллионов зону комфорта, в которую мы возвращаемся как минимум каждую зиму, а то и чаще! Первая часть поттерианы моя любимая, потому что заставляет поверить в волшебство, любовь, дружбу, а еще она невероятно добрая. Также отмечу великий саундтрек от Джона Уильямса и просто выдающуюся работу художников-постановщиков. Хогвартс и костюмы — это произведение искусства!

Мария Кордюкова

Автор Telegram-каналов Cinemasha и Cinemaholics

«Великая красота» — это великолепная ода величественному Риму, романтическое письмо прямо из сердца Паоло Соррентино, написанное сквозь слезы радости. Режиссер сочиняет симфонию чистой любви, полную воспоминаний, которые создают и разрушают жизнь в городе и в сердце. Такие фильмы рождаются раз в сто лет и навсегда остаются с тобой, как память о той самой великой красоте, миг которой был у каждого в жизни.

Роман Михайлов

Режиссер, сценарист

Нет, я не считаю это кино великим, как и вообще какое-либо кино. Величие — это раздел паранойи, а не характеристика фильмов. Считаю, что «Моторы» — больной или, лучше сказать, болезненный фильм, как и почти все творчество Каракса (особенно «Аннетт»). Но фильм выдающийся, цепляющий какие-то скрытые слои существования. Когда-то я жил в Париже напротив кладбища, прям такого, как в этом фильме, и смотрел днями в окно. Бывали дни, когда не встречал в окне ни одного человека, никто не приходил на эти могилы. Почему? Возможно, в этом фильме есть намеки на ответ. Нет, это точно не великий фильм, но Каракс — жесткий, болезненный и очень интересный художник.

Я ходил в кино на «Дюну» три раза. Первый раз из уважения к режиссеру. Второй раз — показать друзьям, третий — изучить. Мир «Дюны» меня увлек отношениями, характером песка, ветром, солнцем, деталями. Я сам храню несколько ножей-крисов и, когда они появились на экране, понял: «Это мое». В «Дюне» есть высокая моральная и этическая составляющая, виден талант команды, ее трудолюбие. Этот мир стал для меня явлением, как «Звездные войны», «Властелин колец», «Безумный Макс».

Илья Верхоглядов

Кинокритик, соведущий подкаста «Сиди и смотри»

В западном киноведческом сленге давно закрепился жанровый термин «mindfuck cinema». Под его определение прекрасно подходит «Внутренняя империя» Дэвида Линча — трехчасовой видеокошмар о женщине в беде. Вместе со зрителем она бродит по галлюцинаторным лабиринтам, где прячутся злые польские цыгане и гигантские кроличьи головы. Совмещая кафкианский хоррор и беккетовский абсурдизм, режиссер снимает кино, которое сопротивляется прочтению и ускользает от умных слов. Интерпретировать такое кино — это «шоссе в никуда».

Станислав Дединский

Историк кино, главный редактор киноведческой артели 1895.io

Некий Ричард Келли, режиссер-вундеркинд, чей дебютный фильм «Донни Дарко» пока так и остался его самой значительной картиной, начал ностальгировать по 1980-м задолго до того, как это стало мейнстримом. Его фантасмагория о приключениях времени и пространства в американском пригороде, одновременно напоминающая ленты Дэвида Линча и Джеймса Кэмерона, опередила свою эпоху по всем статьям: тут вам и рассказ о внутренних страхах, которые переполняют испуганных взрослых, и фантазии о порно с гномами Смурфами, и танцы под Duran Duran, и влажные мечты консерваторов об индексе запрещенных книг, и прочая мешанина, отражающая дух и восьмидесятых, и нулевых, и всех времен сразу. И, конечно, живя в 2023-м, трудно не поверить словам гигантского демонического кролика по имени Фрэнк, который однажды осенней ночью является ненормальному подростку с предупреждением: через 28 дней, 6 часов, 42 минуты и 12 секунд наступит конец света. Донни Дарко, глядя, как разваливается мир, поверил, запустил время вспять и пожертвовал собой, чтобы спасти всех. А что сделал ты?

Для меня фильм Андрея Звягинцева был лучом света и надежды, что все еще будет очень хорошо в нашем кино. Будет развитие, будут проникновенные и высокохудожественные фильмы. В «Левиафане» в совокупности сработало все: потрясающие актеры, локации, музыкальное оформление и смелость высказывания режиссера.

Елена Плахова

Кинокритик

Фильм Кристиана Мунджиу положил начало серии кинолент про аборты. Почти все они оказались успешны, но великой осталась только первая. Вся она складывается в череду ложных целей и компромиссов, которыми заполнена жизнь при социализме — впрочем, не только при нем. От любого намека на дидактику режиссера спасают цепкое чувство реальности, энергия и кажущаяся простота съемочного метода. Каждый эпизод снят практически одним кадром, зафиксирован камерой жестко и в то же время без насилия. Насилия слишком много в жизни, а кино пусть будет легким.

Илья Аксёнов

Режиссер, креативный продюсер 1-2-3 Production

Для меня это образец режиссерской работы; если в фильме выключить звук, то ты все равно поймешь сюжет картины. Рефн рассказывает историю действиями, а не говорящими головами. В каждой сцене есть решение, превращающее банальный сюжет о любви в неонуарный триллер; в притчу о лягушке и скорпионе; в густой, тягучий и завораживающий аттракцион, где ты полторы минуты смотришь, как два персонажа просто молчат в кадре, и ты все равно понимаешь, что они хотят друг другу сказать.

Пётр Внуков

Сценарист, продюсер

«Черным сном спал мой разум», — говорит король Теоден, в замутненных зрачках которого появляется сознание. Гэндальф Серый умер, чтоб переродиться в Гэндальфа Белого: «Меня вернули назад исполнить, что мне назначено». Какие силы вернули Гэндальфа к жизни? Есть что-то за пределами этого мира, большее, чем добро и зло. «Властелин колец» — один из немногих фильмов, который можно пересматривать бесконечно.

Клим Шипенко

Режиссер, сценарист

«Исчезнувшая» — самый взрослый фильм Дэвида Финчера. Здесь я вижу себя больше, чем во всех других картинах этого режиссера вместе взятых. Он погружается в проблемы брака, сложности двух людей, которые пытаются ужиться друг с другом, когда отношения переходят из разряда влюбленности в категорию совместной жизни, ежедневного ведения хозяйства и реализации планов. Финчер разбирается, что происходит, когда маски, которыми мы друг друга соблазняем, начинают сползать, когда люди перестают притворяться друг перед другом. Я не видел настолько хорошо артикулированного фильма про эти проблемы и вопросы. Несмотря на то, что это детективный триллер, для меня это в первую очередь серьезная драма, мастерски снятая и точно сыгранная.


Иллюстрация: Александр Черепанов

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

26 апреля3
25 апреля0

Главное сегодня

26 апреля3
26 апреля1
26 апреля5
Вчера0
26 апреля2
Вчера11
Вчера2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации