Апокалипсис

Apocalypto
год
страна
слоган«Империя майя. Участь предрешена»
режиссерМэл Гибсон
сценарийМэл Гибсон, Фарад Сафиниа
продюсерБрюс Дэвей, Мэл Гибсон, Джуди Белл, ...
операторДин Семлер
композиторДжеймс Хорнер
художникТомас Е. Сандерс, Роберто Бонелли, Наман Маршалл, ...
монтажДжон Райт
жанр боевик, триллер, драма, приключения, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
DVD в США
зрители
США  7.72 млн,    Италия  1.06 млн,    Россия  936.1 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время139 мин. / 02:19
Номинации:
В фильме показана жизнь цивилизации майя до прихода испанских конкистадоров: жестокие войны с соседними племенами, человеческие жертвоприношения, загадочные мистические ритуалы.

В один день рушится мир индейца по имени Лапа Ягуара. Его деревню захватывает соседнее племя, уничтожая хижины, забирая местных жителей в плен. Его ведут в город, чтобы принести в жертву богам. Перед лицом неминуемой смерти Лапа Ягуара должен побороть свои самые сильные страхи и совершить отчаянный рывок, чтобы спасти то, что ему дорого…
Рейтинг фильма
IMDb: 7.80 (253 479)
Рейтинг кинокритиков
в мире
66%
130 + 68 = 198
6.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Непрекращающиеся дожди в Мексике стали причиной переноса релиза картины с 4 марта 2006 на 8 декабря 2006.
    • Из-за непредсказуемого климата Мексиканских лесов, дополнительной заботой съемочной команды была охрана цифрового оборудования от внезапных дождей. В случае же сильной жары, оно оборачивалось в специальные одеяла, способные отражать высокую температуру. Приходилось даже прикреплять термометры ко всем камерам. А во время съемки сцены на водопаде, они были помещены в специальные водозащитные сумки, разработанные Питом Романо.
    • Большая часть заметных ролей была разыграна потомками индейцев Майя, которые никогда в жизни до этого не снимались. Например, роль маленькой заболевшей девочки, которая проклинает охотников, отдали 7-летней жительнице деревни, которая сильно напоминает место, где жило племя Лапы Ягуара.
    • В трейлере «Апокалипсиса» можно заметить немало персонажей, которые так и не появились в самой картине.
    • Во время кастинга для Мэла Гибсона и Фарада Сафиниа было важно выбрать актеров, подходящих для созданных персонажей. Так, Руди Янгблад привлек Гибсона своим соответствием мифическому образцу героя.
    • Когда Мэл Гибсон был подростком, один старший парень назвал его «Почти», что очень сильно оскорбило честолюбивого Мэла. Этот же элемент уже режиссер Гибсон добавил в фильм: именно так называет героя Руди Янгблада один из охотников.
    • Герои говорят на юкатанском диалекте майя, фильм идет в кинотеатрах с субтитрами. Чтобы актеры могли освоить незнакомый язык, на котором им предстояло играть, в состав съемочной группы были включены специальные консультанты, проводившие уроки языка майя. Кроме того, каждый актер имел с собой плеер, чтобы постоянно прослушивать и заучивать свои реплики.
    • Фильм снимался в Веракрусе и Катемако — одном из последних мест в Мексике, где еще сохранились участки тропического леса. В картине заняты исключительно представители коренного населения Америки, для большинства из которых это стало дебютом в кино. Чтобы подобрать актеров с соответствующей внешностью, кастинги проводились по всей Мексике, особенно на Юкатане, в Мехико и Оахаке. Часть будущих актеров нашли в других странах, в том числе США и Канаде. Далеко не все из них потомки майя, но все происходят из различных индейских племен, то есть являются коренными жителями континента.
    • Прежде, чем приступить к съемкам, режиссер Мэл Гибсон и сценарист Фарад Сафиниа в течение нескольких месяцев изучали тексты майя, в том числе и самый известный из них «Пополь-Вух». Впоследствии Фарад Сафиниа заметил: «Мы обнаружили, что проблемы, считавшиеся ключевыми для цивилизации майя, удивительным образом схожи с трудностями, которые встают сейчас перед нашей цивилизацией, особенно если речь заходит о повсеместном разрушении окружающей среды, чрезмерном потреблении и политической коррупции».
    • Название фильма «Apocalypto» в русском прокате переведено некорректно. На самом деле это даже не английское слово, а греческий глагол, имеющий целый ряд значений: «показывать себя», «обнаруживать истину» и так далее.
    • В дополнение к ведущим актёрам некоторые сцены потребовали участия, по меньшей мере 700 статистов.
    • Гибсон заявил, что они хотели «встряхнуть застоявшийся жанр приключенческого боевика», где господствуют компьютерные технологии, обычные истории и мелкие роли, и создать погоню, «похожую на автомобильную гонку, где нужно только поворачивать переключатели».
    • В аудиокомментариях по поводу первого выпуска фильма на DVD Сафиниа заявляет, что основой рассказа старого шамана (роль которого исполнил Эспиридион Акоста Каче, являющийся сказочником индейцев майя) послужила подлинная месоамериканская история, переведённая на современный юкатекский язык молодым профессором майя Иларио Чи Канулом, который принимал участие при постановке диалогов на съёмках фильма.
    • При разработке сценария Сафиния и Гибсон совершали поездки в Гватемалу, Коста-Рику и на полуостров Юкатан, чтобы найти места съёмок фильма и посетить руины майя.
    • В съёмочную команду входила большая группа визажистов и костюмеров; они работали для того, чтобы придать большому числу исполнителей образ майя. Группа визажистов под руководством Альдо Синьоретти ежедневно накладывали аппликации, изображавшие татуировки, шрамы и туннели в мочках ушей всем актёрам, появлявшимся на экране. Согласно консультанту Ричарду Д. Харрису: «Я проводил час за часом, изучая керамику и рисунки в поисках изображений татуировок. Были исследованы все шрамирования и татуировки, инкрустированные нефритом зубы, предметы, вставленные в уши. Небольшой прут, продетый через уши и носовую перегородку, был полностью артистическим новшеством. Пример внимания, уделяемого деталям: изображение татуировки (горизонтальная полоса с двумя точками над ней) на Семёрке, жене Лапы Ягуара, представляет собой символьное обозначение, используемое майя для цифры семь».
    • Мел Гибсон желал, чтобы фильм Апокалипто был снят на фоне настоящих зданий и не хотел полагаться на изображения, созданные компьютерной графикой. Большинство ступенчатых пирамид в городе майя были моделями, построенными Томасом Е. Сандерсом.
    • Хотя многие архитектурные детали города майя корректны, они являются смесью, взятой из различных областей и эпох. Фарад Сафиниа заявил, что это было сделано из эстетических соображений.
    • Хотя действие фильма происходит в постклассическую эпоху цивилизации майя, центральная пирамида взята из классического периода, закончившегося в 900 г от Рождества Христова. Более того, храмы построены по образцу храмов Тикаля в классическом стиле центральных долин и в то же время украшены в пуукском архитектурном стиле северо-западного района Юкатана, утвердившегося спустя столетия.
    • Изображения на фресках на пути героев взяты из кодексов майя, руин Бонампака (фресок сделанных за 700 лет до создания фильма) и руин Сан-Бартоло (за 1500 лет до съёмок фильма).
    • Водопад, показанный в фильме — это настоящий водопад, называемый Salto de Eyipantla в Сан-Андрес Тустла.
    • В фильме было показано множество животных, включая центральноамериканского тапира и чёрную пантеру. В сценах, где животным наносятся ранения, использовалась аниматроника или куклы.
    • Картина вызвала критику со стороны ряда учёных-майянистов и археологов, считающих, что общество майя представлено режиссёром как исключительно жестокое. Помимо прочего, критики выражали мнение, что древние майя изображены «кровожадными дикарями», при этом не было уделено должное внимание их достижениям в области математики и астрономии. Кроме того, некоторыми историками и представителями индейских общин были высказаны обвинения в искажении исторических фактов и расизме.
    • Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
    • Во время съемок на водопаде, когда Лапа Ягуара убегает от охотников и спрыгивает вниз, самая настоящая корова, направляющаяся вверх по течению, перебежала через водопад. Лишь после того, как местный житель подплыл к корове и успокоил ее, она вернулась на берег и продолжила щипать траву, как ни в чем не бывало.
    • Для сцены прыжка с водопада Руди Янгблад самостоятельно исполнил опасный трюк. При помощи ремня безопасности, он совершил прыжок с 15-этажного здания в Веракрусе. Позже этот прыжок был наложен при помощи компьютера на кадры с настоящим водопадом.
    • Для исследования оружия майя и создания его образцов был нанят английский бронник и оружейник Симон Атертон, работавший с Гибсоном на съёмках фильма «Храброе сердце». Гибсон снял Атертона в роли францисканского монаха, держащего крест в одной из финальных сцен фильма.
    • Представители индейских общин майя подали жалобу в комиссию по правам человека мексиканского штата Юкатан. По их мнению, картина является «дискриминационной и очерняющей историю и культуру майя». Как указывается в жалобе со ссылками на исторические труды, человеческие жертвоприношения были очень редки у майя и практиковались в эпизодических случаях. В жалобе также выражается недовольство тем, что испанские конкистадоры представлены как спасители: «именно эти «носители порядка» огнём и мечом уничтожали храмы и хранилища рукописей, разрушали города, бросали в пламя костров всех несогласных принимать христианство и превратили свободный народ в рабов». Индейские вожди также считают, что в фильме неверно показаны исторические детали: «Режиссёру следовало бы знать, что майя никогда не прокалывали ни носов, ни губ, ни щёк для украшения себя золотыми стержнями, деревом или серебряной проволокой». Несмотря на протесты старейшин, «Апокалипсис» вышел в мексиканском прокате.
    • еще 23 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На 78-й минуте фильма на экране происходит солнечное затмение. При солнечном затмении Луна обращена к Земле неосвещенной стороной (новолуние). На 98-й минуте фильма в кадре полнолуние. По ходу действия фильма между этими событиями проходит примерно 12 часов, (затмение было днем, полнолуние наступило ночью). На самом деле между новолунием и полнолунием должно пройти приблизительно две недели (половина синодического месяца — 14,765 суток).
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка

    ещё случайные

    Уж не знаю, чего такого особенного я ожидал от Гибсона и почему решил, что это должно быть шедеврально, но в любом случае вышло оно не так. Да, индейцы это красиво, но сюжетец в целом не фонтан. Как всегда затянуто. Очень понравился актер, по всей видимости Янблад.

    Ну в общем на любителя это все. Есть на что посмотреть, но в тоже самое время не хочется на это смотреть так долго.

    23 января 2007 | 20:59

    В 2006 году, известный и состоявшийся актер Мел Гибсон снимает свой очередной фильм в качестве режиссера, очередной раз доказывая свою гениальность — «Apocalypto». И действительно, фильм получился своеобразным при этом интересным, захватывающим, отчасти благодаря выбранному способу повествования — реализм на грани документального кино, (всё это усиливается, если смотреть фильм в оригинале с субтитрами), а отчасти теме разворачивающейся в фильме. В фильме задействованы принципиально не профессиональные актеры, а люди из народа потомки коренных жителей Америки, тех самых Майя. По своему красивый фильм, но я бы предостерег слабонервных людей, ведь в фильме достаточно сцен насилия, которые могут вас расстроить.

    Действия фильма происходят на территории Америки в 1520 годы, зритель знакомится с группой охотников Майя, возвращающихся домой в свою небольшую скромную деревню. Но однажды на деревню нападает отряд воинственных Майя, разворовывая и уничтожая мирную деревню, они связывают молодых и крепких людей и уводят их в город с целью продажи. Весь фильм мы наблюдаем долгое приключения героев из провинции в цивилизованный город. Как и зритель, герои фильма испытают культурный шок, когда их с состоявшимся, идеальным видением мира втолкнут в привычный, но при этом ужасающим бытом большой город.

    При просмотре фильма, ловишь себя на мысли, невольно проводя параллели между той совершенной цивилизацией и нашей совершенной. Ведь и сейчас, и тогда людям то, по большому счету, многого не надо, подавай нам только «хлеба, да зрелища», и мы будем рукоплескать одобряя каждую новую отсеченную голову на плахе, во имя нашего благосостояния. Всякие невзгоды и непонятности, мы списываем на неподвластные нам внешние факторы, принося ежедневно в жертву килограммы мяса, уповая и молясь на чудо. Прошли сотни лет, а мы так ни чему и не научились — богатые богатеют, бедные беднеют. Второй же момент, который мне хотелось бы озвучить, это роль культуры в нашей повседневной жизни, буквально пару слов. Мы всегда недооцениваем её роль, а она это основа всего и в первую очередь наших взаимоотношений. Посмотрите на общество с сомнительным уровнем культуры или с отсутствием таковой, Алексей Герман в своём фильме «Трудно быть Богом» как раз и показывает пугающие картинки общества, у которого отсутствует культура. Мел Гибсон в этом фильме, я думаю, преследовал подобные цели и хотел показать именно столкновения на этом уровне.

    И так, буквально на секундочку, что плохого в глобализации, если она показывает и напоминает нам о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Песни, пляски и прочий фольклор это конечно хорошо и требует только бережливого отношения, но это, к сожалению, не образующее. Самое главное это постоянный самоконтроль, реальное понимание таких вещей, как уважение, вежливость, порядочность и т. п., а эти свойства проявляются только у нации, где культурному воспитанию выделяют большее внимание.

    Позже, в фильме ворвавшиеся испанские конкистадоры принесут с собою новую жизнь, посеяв семя культуры в дикие, но плодотворные земли, так же явив собою, как бы апокалипсис, конец «культуры» Майя.

    27 февраля 2015 | 09:02

    Полное разочарование. Обычный исторический экшн. Первые полчаса до сцены в деревне кино смотрится отлично. Затем до самого конца фильма, т. е. 1,5 часа, идет сплошное насилие. Нравится? Бегом в кино.

    При этом никакого представления о цивилизации Майя этот фильм не дает. Показано обычное кровожадное племя, их чудовищные акты жертвоприношения. А ведь Майя обладали удивительными познаниями в астрономии, имели развитую систему земледелия. И что мы видим? Весь фильм представители племени гоняются за одним пленником-героем.

    Из плюсов можно отметить разве что неплохую реалистичность кровавых сцен. Одним словом, полный провал. От Гибсона не ожидал.

    18 декабря 2006 | 12:29

    Высший балл однозначно. Уже три дня под впечатлением! Спасибо Мэлу. Я уже было думал, что в 2006 году так и не увижу действительно лучшего фильма. Понятно все без перевода. Кстати, это действительно вариант фильма, в котором перевод (даже очень качественный) его испортит. И жанр ни на что не похожий.

    Однозначно, лучший фильм 2006 года.

    4 февраля 2007 | 16:12

    Давным-давно в южных штатах Мексики бушевал дикий народ майя.… Когда кровопускание было обыденным делом, а массовое жертвоприношение практиковалось для ублажения воли богов, когда наглые колонизаторы еще не вступили на девственную почву Месоамерики (Средней Америки), именно в ту лютую пору, берет начало наша история про смелого индейца «Jaguar Paw»…

    Шуршание сочной листвы влажных джунглей, насыщенный запах свежего мяса, поджаренного на костре, грубоватый диалект местных аборигенов, их единение с природой и мирное сосуществование в густых тропиках, изобилующих разнообразием диковинных плодов и причудливой живностью.…Весь этот рай, нетронутый цивилизацией, удалось запечатлеть на плёнку Мэлу Гибсону, редкие режиссерские выстрелы которого сражают наповал своей откровенностью и реализмом.

    …герою этой жестокой истории предстоит испытать на себе невыносимые муки, которые уготовила ему злая судьба; смерть близких, унижение и рабство… Но, проникновенная притча о ненасытности человека, рассказанная ночью мудрым старцем и предсмертные слова отца, взбудоражили сознание нашего индейца, теперь он жаждет вырваться на свободу, и вернуться туда, где жили и охотились его предки. Но, главное, что заставляет «Jaguar Paw» с яростью дикой кошки противостоять безжалостным охотникам за рабами, это его жена и ребенок, чьи жизни висят на волоске от смерти…

    Я не читал субтитры, я понимал героев с полуслова! Я жил в этом мире и переживал за его обитателей.

    Р.S. До глубины души тронула немая сцена прощания брата главного героя «Blunted» с матерью погибшей жены.

    23 декабря 2010 | 15:15

    В первую очередь при просмотре любого фильме на нас влияют факторы в виде присутствия любимых (или хотя бы известных) актеров, жанра и всеобщего мнения. Как ни крути, но к этому Голливуд приучил.

    Еще не видя «Страстей Христовых», мне стало интересно, что же мог поставить Мэл Гибсон, да, тут не поспоришь, что как актер он проявил себя почти во всех жанрах и сделал это прекрасно, но такое его амплуа заинтриговывало.

    Фильм получился таким стоящим, что на следующий день я принялась искать и восполнять пробелы по истории племени майя, чего со мной не наблюдалось очень давно. Таким картинам веришь с первого и до последнего кадра, правдоподобие присутствует в каждом эпизоде, в характере каждого героя. С одной стороны вроде бы и сделано как обыкновенная героическая сага, но с другой, в фильме много философии, которая звучит не только из уст главного героя, но и из многих персонажей.

    Всегда есть герои, которые, опираясь на опыт прошлого, помогают себе в настоящем и в будущем, и это мы все увидели в этой картине.

    Браво Гибсону и всем, кто был причастен к этому фильма.

    12 ноября 2007 | 16:44

    Все цивилизации схожи лишь в одинаковом конце. Да, многие, в том числе и майа, ждали его извне. Но начало конца всегда начинается внутри нас.

    По сути, ничего большего кроме развития этой идеи в начинке фильма нет, и это в данном случае не приговор. Все дело в глубине идеи, а не в к их количестве. К тому же, это тот случай, когда малая концептуальность компенсируется гениальным подходом к съемке фильма. Сложно оторваться от экрана и два с половиной часа пролетают незаметно. Главное в фильме динамика событий, сковывающая внимание. Очень реалистично и в духе первобытности передаются джунгли и сами персонажи. Единственный технический брак фильма сцена с ягуаром. Мне он напомнил тряпичного черного кота из сериала «Сабрина — маленькая ведьма»

    Что хотел сказать режиссер? Аналогия на современное общество бесспорна. Апокалипсис надвигается и тут же режиссером показывается альтернативный путь к спасению. Этого сложно не заметить, так как без этого фильм бы превратился в примитивную демонстрацию силы, где рыба поменьше съедается рыбой побольше. Гибсоном показывается, что сила лишь инструмент. Так как фильм о разложении некого общественного тела изнутри, то здесь именно внутренний мир этого тела в центре внимания. Чтобы поднять дубинку на себе подобного нужно получить сигнал изнутри. В нас и спасение, в нас и погибель.

    8 из 10

    7 марта 2012 | 01:27

    Были у Льва Гумилева такие люди — «пассионарии». Так вот, это в полной мере относится к Мелу, который делает редко, но метко. В 2006г. наметились проблемы с гениями и классиками: Скорсезе, Де Пальма, Шьямалан — вот неполный список тех режиссеров, от которых ждали, но не дождались (точнее дождались, но только провалов). Очень боялся, что Гибсон попадет в этот список, и рад, что ошибся.

    Честно говоря, «Страсти Христовы» меня не впечатлили (может потому, что не верующий), хотя отдал должное тогда. Оказывается, это был пролог. Если «Страсти» были про искупление грехов одним человеком и спасением всего человечества, то «Апокалипсис» — наоборот, про то, что нет уже той мессии, которая спасет нас от конца света и что каждый должен сделать выбор сам, либо погибать с остальными в этих жерновах под названием «цивилизованное общество», либо найти свой путь в жизни. Сюжет пересказывать смысла нет, его надо прочувствовать, пропустить через себя и сделать выводы (каждый — свои).

    «Оскара», само собой, фильм вряд ли получит (уж больно не любят американцы, когда им пеняют на пороки, а не на добродетели), хотя я бы дал как минимум четыре: режиссеру, само собой, актеру первого плана(главный герой — это нечто, Брэд Питт по сравнению с ним просто как Джэк Блэк по сравнению с Аль Пачино), актеру второго плана (главному охотнику майя — за правдоподобность), ну и оператору, конечно.

    И, наконец, ответьте себе после фильма на один вопрос — что будет с Вами завтра, если выйдя вечером из дома, Вы увидите над собой тройку космических кораблей с пришельцами? Вот примерно такой же вопрос встал в конце перед героем…

    Однозначно, лучший фильм 2006г.!

    Да, и самая главная рекомендация: смотреть только на большом экране или лицензионном DVD, иначе будете делиться с друзьями впечатлениями типа «ну и что там такого». На телевизоре с диагональю 17 дюймов и сжатым изображением, сразу скажу, даже не стоит пытаться…:)

    15 декабря 2006 | 02:13

    Во-первых, само по себе большая редкость, а, во-вторых, чтобы еще и настолько удачный — вдвойне приятно. Уважаю.

    Я и к фильму отнесся бы совершенно спокойно и с должным уважением даже, учитывая, что ни одного не только имени — лица даже — знакомого на экране за два часа не промелькнуло, если бы не одно «но». Пресловутая приставка «супер» к слову «герой». Тот, что главный.

    Я всё понимаю. И жену с ребенком спрятать умудрился, и в бою выжил, и в плену не погиб чудом, и сбежать сумел, и от погони ушёл, и до дому добрался, и семью спас — не вопрос — должны же были у Кейси Райбека и Джона МакКлейна быть «предшественники» в племени майя. Всё честь по чести. Но как можно было с насквозь пробитой бочиной такой марафон выдержать, а потом еще и у ягуара (тут отдельный вопрос, к слову: я всю жизнь считал (и в словарь даже заглянул — не поленился), что ягуары — они желтые в черных пятнах, вроде леопардов, только побольше и поярче, а тут Багира же в чистом виде, — та, что у Киплинга в пантерах ходила) двухсотметровку с барьерами выиграть, дабы только снова на стайерскую уйти как ни в чем ни бывало?! По-моему, это слишком. Ну, есть же какие-то границы разумного. Чего уж совсем без меры-то фантазировать. Неинтересно.

    Хотя идея оригинальная. Специалистом по быту североамериканских индейцев не являюсь, за достоверность картинки не поручусь (скорее в обратном, если честно), но мне понравилось. И охота, и «домострой», и всё остальное. А больше всего приглянулись откровенно фашистские нотки в поведении захватчиков. И по ходу транспортировки пленных (отдельные моменты — словно из советских фильмов про войну, ни дать, ни взять), а, главное, в сцене жертвоприношения. Просто песня! Тут тебе и про избранность народа, и про ограниченность ресурсов, и про жизненное пространство — как всё знакомо! Едва ли не слово в слово! Шикарно, я считаю. Чудесная иллюстрация к известному выражению: «Всё приходит на круги своя».

    Ну, и финал, конечно. Не фактический — семейные планы на будущее и т. п., а истинный — тот, что четко и недвусмысленно дает понять: шабаш, ребята, никаких планов, «отговорила роща золотая»! Неплохо. Люблю такие. В этом смысле эпизод сравнения страха с заразной болезнью тоже очень показателен — простенько, казалось бы, но чрезвычайно убедительно и проникновенно.

    А еще мне сцена родов понравилась. Дескать, «есть женщины» не только «в русских селениях». Шпок, и готово! Безо всяких, знаете ли, отдельных палат «с маленьким холодильником, который запирается на ключ» и т. п. Раз, и вся недолга! Красава!

    Такие вот впечатления. Безусловно, фильм стоило посмотреть. Да, не все понравилось, но, как говорится, тем не менее. Есть, над чем поразмыслить. Оцениваю достаточно высоко.

    7 из 10

    11 января 2011 | 15:32

    Фильмы режиссера Мэла Гибсона говорят сами за себя и не нуждаются в представлении: отличное чутье происходящего, мощное актерское исполнение, неординарные задумки со столь же необычными методами их реализации и детальный, а главное — откровенный и плюющий в лицо всем запретам подход. Тут надо ждать натурализма в его высшей мере, тут надо ждать подлинных эмоций и даже духовного шока, и нечего после просмотра жалеть об увиденном кошмаре! Помню, когда сам впервые смотрел «Апокалипсис», в голове царила одна звонкая мысль — «Я такого еще никогда не видел и не слышал». В некоторых эпизодах было ужасно страшно, иногда приходилось как следует поволноваться, а самое что ни на есть доминантное свойство в настроении фильма — это неподдельный, неподкупный натурализм в изображении событий выбранного авторами сюжета: непредсказуемого, нетрадиционного и сурового.

    Материал, избранный для фильма, кажется просто неподъемным. Как можно рассказать коротенькую историю из жизни индейцев тропической Америки, когда в их мир вторглись неожиданные опасности извне и изнутри? Мэл Гибсон это умеет. Сперва тебя медленно погружают в мир рассматриваемого временного отрезка, и сразу происходит сцена охоты местного племени индейцев на тапира. Тут режиссер как следует обрисовывает жизненный уклад тех людей, раскрывает иерархию их общины и знакомит с героями фильма. И совсем скоро ты уже чувствуешь себя в непосредственной близости от Лапы Ягуара и всех остальных. Сценарий уверенно знакомит тебя с самыми важными моментами жизненного устройства племени, так что может ошибочно подуматься, что это вовсе не художественный фильм, а словно кто-то изобрел машину времени, взял с собой видеокамеру и во всех красках и подробностях смог запечатлеть этот дивный мир джунглей изнутри. Но надо вспомнить, что перед глазами не индейцы, а настоящие актеры, замаскированные особым гримом. А уж когда вступительная часть закончится, то придет время для того эмоционального шока, который всегда готовит Гибсон. Тут невозможно упустить из виду, как умно и здорово режиссер может представить тебе персонажей. Ведь герои этого фильма настолько далеки от современного зрителя, насколько Уран удален от Солнца, но глядя на все действие ты вовсе не чувствуешь себя чужеродным элементом. Тебе кажется, что именно здесь ты и должен быть. Ты в своей тарелке.

    «Апокалипсис» рассказывает много разных историй. Тут и переломный период в истории древней цивилизации, и путь юного воина племени индейцев, и выживание в немыслимых условиях преследования кровожадными психопатами, так что какой-нибудь «Поворот не туда» покажется анекдотом. Есть и любовь и тревога за дорогих главному герою людей. И всякий раз, когда ты видишь очередное испытание, какое авторы уготовили своим персонажам, ты уже вообще отказываешься верить в возможность счастливого конца. Богатство сюжетных решений готово вот-вот сломать тебе шею, а сцены насилия сняты так реально, что на них действительно страшно смотреть. И тут следует отметить, что есть четкая расстановка эмоционально влияния на зрителя. Когда страдает кто-то из положительных героев, то это выглядит страшно, а когда по заслугам получает кто-то из отрицательных, то охота торжествовать. Кому-то это даже покажется перебором, а кто-то может вообще не понять о чем речь, если впервые слышит о Майя и связанных с ними вещах. Но этот фильм не столько о достоверных исторических фактах, пусть и выглядит максимально реалистично, а о символизме событий. И не надо думать, что название как-то связано с пресловутым годом 2012, когда пророчество так и не сбылось. Фильм Мэла Гибсона рассказывает не о конце света, который нам напророчили из закоулков прошлого. Он о том, какие ужасы можно было увидеть в то время, какие суровые нравы были у живших в ту эпоху людей, и к чему приводило, уже тогда, злоупотребление властью над природой. И все увиденное можно воспринимать в качестве шокирующего предупреждения, чтобы люди знали свое место в мире, и не пытались овладеть всем. И самое главное: один человек может сделать невозможное, когда весь мир на это неспособен.

    10 из 10

    2 сентября 2013 | 19:16

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: