всё о любом фильме:

Храброе сердце

Braveheart
год
страна
слоган«Все умирают, но не все живут по-настоящему»
режиссерМэл Гибсон
сценарийРэндалл Уоллес
продюсерБрюс Дэвей, Мэл Гибсон, Алан Лэдд мл., ...
операторДжон Толл
композиторДжеймс Хорнер
художникТомас Е. Сандерс, Кен Корт, Нэйтан Краули, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  17.4 млн,    Аргентина  2.27 млн,    Испания  2.17 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время178 мин. / 02:58
Номинации (5):
Действие фильма начинается в 1280 году в Шотландии. Это история легендарного национального героя Уильяма Уолласа, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдварде Длинноногом.

Он рано лишился отца, погибшего от рук англичан, и его забрал к себе дядя Оргайл, который дал ему хорошее образование в Европе. На родину Уильям возвращается уже взрослым человеком, мечтающем завести семью и жить мирной жизнью.

Но судьба распорядилась иначе. Его невесту убили англичане, и он начал свой крестовый поход за свободу.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (729 189)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
51 + 14 = 65
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Несколько главных сражений в фильме пришлось переснимать из-за того, что на статистах в кадре были замечены солнечные очки и наручные часы.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Синяя краска из вайды, которой накрашены лица Уоллеса и его соратников, применялась древними кельтскими воинами. В XIII веке, когда происходит действия фильма, она не использовалась.
    • Захват властями Уоллеса был спровоцирован не предательством отца Роберта Брюса, как это показано в фильме, а предательством лояльного английскому королю шотландского рыцаря Джона де Ментейса.
    • Король Эдуард I не был язычником, как это утверждается в фильме. Более того, он был участником Восьмого крестового похода.
    • Отец и брат реального Уильяма Уоллеса были убиты в 1291 году, то есть когда Уоллесу было около 21 года, а не 10, как это показано в фильме.
    • Реальный Уильям Уоллес не мог быть отцом Эдуарда III, как это предполагается в фильме. Между казнью Уоллеса (1305 год) и рождением Эдуарда III (1312 год) прошло 7 лет.
    • В изображении битвы при Стерлингском мосту отсутствует собственно Стерлингский мост, который сыграл важную роль в победе шотландцев.
    • Король Эдуард I умер не в одно время с Уоллесом, а через два года (в 1307 году).
    • На 45 минуте, когда Марон привязывают к столбу, у солдата, которого она укусила есть борода, хотя в прошлой сцене он гладко выбрит.
    • Любовная линия между Уоллесом и английской королевой (Изабелла Французская) не могла иметь места в реальности. На момент основных событий фильма (1297-1298 годы) Изабелле было около пяти лет и она жила на родине — во Франции, при дворе своего отца короля Филиппа IV.
    • еще 6 ошибок

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Мел Гибсон, получив за «Храброе сердце» премии «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую режиссуру, признавался, что вовсе не ожидал подобного результата (призами Американской киноакадемии были также отмечены фильм в целом, работа оператора Джона Толла, мастеров грима и звуковых эффектов). Но, как ни странно, в своей второй режиссёрской работе популярный во всём мире актёр в большей степени убедителен не столько в качестве исполнителя роли реального исторического героя — шотландца Уильяма Уоллеса (1267—1305), боровшегося за независимость своей родины против английского короля Эдуарда I. И ещё надо отметить, что любопытны два совпадения: Гибсон сыграл Уоллеса как раз в возрасте 38 лет (а шотландский бунтарь умер тридцативосьмилетним), и сценарист-дебютант Рэндалл Уоллес является однофамильцем (может быть, и далёким потомком) национального героя Шотландии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2786 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первый фильм известного актёра Мела Гибсона несёт в себе исторический-биографически характер. Главный герой — шотландец Уильям Уоллес — став свидетелем несправедливой расправы его жены английскими солдатами решает начать новый крестовый поход против тирании этого государства. Сначала движимый местью, а потом желанием приобрести свободу, Уильям начинает неравную войну, и ему придётся много чем заплатить, прежде чем получить то, ради чего он борется.

    Первое, что хочется сказать, так это то, что фильм — один из лучших представителей жанра «исторического кино». Жестокое, захватывающее, полное драматизма и мужества повествование никого после своего просмотра не оставит равнодушным. Мелу Гибсону удалось не только грамотно отнестись к истории, но и подать её зрителю нужным образом, порою пестря довольно уникальными моментами.

    Главная мысль — цена свободы — подана с замечательной достоверностью. Герой понимает, что начинает неравную войну, но он идёт до победного конца, ведя за собой свой народ. В глазах английских правителей, он и его народ всего лишь дикари, но когда их армия начинает таять на глазах, они понимают, что столкнулись с жестоким и беспринципным противником. За свободу герой платит не мало. С каждой битвой гибнут его люди, кто то боится войны и бросает поле битвы, а кто то и вовсе его предаёт. Но война жестока, и она никогда не меняется, и только мужество духа позволит войну пройти до конца, а если придёт смертный час, то он должен встретить её достойно.

    Главный герой в великолепном исполнении Мела Гибсона пример мужества и отваги, ведь неслучайно, Мел выбрал Уоллеса как историческую личность в качестве героя фильма. Став свидетелем жестокой расправы жены, он не кидается на солдат с обвинениями. Он словно воин приходит к ним, готовый встретить их, как равных себе, и победить. Ради свободы он готов на многое, ради неё он и проходит через этот ад, и зрителю остаётся лишь восхищаться его мужеством и силой воли, особенно в моменты, когда он со стойким терпением в конце проходит через пытки и истязательства.

    Сам фильм снят на высшем уровне. Практически каждая сцена, несмотря на длинный хронометраж, не считается лишним. А сцена баталии выглядят по истине захватывающими, способны вызвать неповторимые эмоции, и желание рассматривать каждый кадр. Именно такими эффектами не каждое кино может похвастаться. Как и грамотной актёрской игрой, где каждому персонажу веришь, и ни в ком не сомневаешься.

    «Храброе сердце» — по своему уникальное кино. Этим фильмом Гибсон доказал, что он не только отличный актёр, но и отличный режиссёр, который сумел своей режиссурой подать зрителю главный смысл фильма — свобода превыше всего.

    Великолепно.

    10 из 10

    9 ноября 2014 | 14:11

    Удивительный фильм, один из лучших среди исторических боевиков, а, возможно, и самый лучший, так как кроме боевика туда внесена немалая часть драмы, от которой мурашки бегут по телу, вызывая подлинное восхищение тем, что происходит на экране.

    Мел Гибосн смог, сумел, сделал как истинный гений и передал специфику тех времён, где люди делились как скот, как скот гнались на бойню и их жизнь не стоила и гроша, а вот грош был намного дороже, нежели жизнь человеческая. Когда смотришь эту картину, то переносишься в те года и реально чувствуешь, что сам непрочь уже оказаться на стороне шотландцев и дать бой, не пожалев крови, их врагам.

    Можно без устали описывать своё восхищение таланту и точности режиссёрского искусства, исполненного Мелом Гибсоном, но награды и всемирное признание об этом больше скажут, чем написанные слова; просто внутренне уже чувствуешь тот накал, заложенный в фильм и такое надо смотреть, чтобы более внемлемо определять, где просто хорошее кино, а где — шедевр.

    Кроме тех «Оскаров», хочется добавить, которые получил фильм очень бы хотелось отметить безупречный актёрский ансамбль, он настолько действительно «шотландский», что все стереотипы, сложившиеся у нас, открываются в том свете, который и ожидаешь, ещё одно точное попадание создателем и вдохновителем лучшей эпической картины Мелом Гибсоном.

    Я не встречал ни одного человека, который хотя бы говорил о фильме без уважения, в основном же, слышал больше слова восхищения и открытого возвеличивания фильма в ранг самых любимых. В коллекции этот фильм обязан быть, дабы учиться у него отваге, патриотизму, неотступно следовать за своим, не дать опорочить то, во что веришь. Наверное, лучший исторический фильм.

    10 из 10

    10 октября 2010 | 14:58

    Конец XIII века. В Шотландии набирает силу освободительное движение за независимость от английской короны. В центре повествования судьба легендарного национального героя Уильяма Уолласа, который поднял свой народ на борьбу против короля Эдварда Длинноногого и его приспешников… Всякий раз с некоторым предубеждением (особенно после знакомства с режиссёрскими опытами российских актёров) смотришь кино, поставленное кем-то из известных артистов. Причём, чем известней исполнитель, тем значительней бывает это самое предубеждение.

    Надо признать, Мел Гибсон приятно удивил своей второй режиссёрской работой (первая — «Человек без лица» — во многих отношениях, что называется, оставляла желать). Он не просто совладал с масштабной трехчасовой исторической сагой об освободительной борьбе шотландцев, но и сделал её по-настоящему увлекательной, обновив отдельные составляющие героического жанра. При просмотре «Храброго сердца», одним из главных достоинств которого следует считать впечатляюще батальные сцены, в памяти всплывали — «Александр Невский» Эйзенштейна, «Спартак» Кубрика, «Ран» Куросавы…

    Все военные сражения сделаны тут не просто с размахом, но ещё и изобретательно организованы. Акценты поставлены, в первую очередь, на тактических особенностях поединков того времени, а не на кровавых деталях бойни. Почти все вооруженные столкновения оказались внятно смонтированы, в результате Гибсону удалось передать нюансы военной драматургии, а не просто некий боевой хаос, когда, условно говоря, правые сражаются с левыми. Не надо забывать и то обстоятельство, что его задача многократно осложнялась необходимостью играть главную роль и потому лично присутствовать почти в каждом кадре.

    Как и следовало ожидать, «Храброе сердце» оказалось насквозь патетично. Но пафос этот не что иное, как дань демократическим идеалам. Не устаёшь удивляться, с какой целеустремленностью американское кино продолжало (и продолжает) культивировать вроде бы архаичные для конца XX века идеи о национальных освободительных войнах. Дефицит собственных исторических событий систематически подвигает американцев обращаться к более насыщенной европейской истории. Только шотландскому освободительному движению в 1995-м году были посвящены сразу две ленты.

    Так чуть раньше «Храброго сердца» на экраны вышел «Роб Рой», тоже ставший соискателем в оскаровской гонке, правда, в менее престижных номинациях. Вообще, сражение за «Оскар» по итогам 1995-го года отличалось повышенным «артистизмом». Мало того, что Мелу Гибсону уже загодя начали сулить статуэтку за режиссуру (его постановочный талант перед тем был дружно признан аккредитованными в Голливуде журналистами, вручившими ему свой «Золотой глобус»), но среди соискателей главной премии обнаружилось имя ещё одного известного актёра — Тима Роббинса, также всерьёз намеревавшегося стать лучшим режиссёром с лентой «Мертвец идёт».

    Но ещё дальше голливудских звёзд пошла англичанка Эмма Томпсон, претендовавшая на позолоченную статуэтку не только как актриса, но и как «адаптер» романа Джейн Остин «Здравый смысл и чувствительность». Похоже, что к концу ХХ века актёры окончательно избавились от комплекса зависимости и начали с максимальной выгодой эксплуатировать свои умения и познания в области кино. К слову сказать, режиссёры не остались в долгу: Майк Фиггис, например, числился ещё и автором музыки в другом фильме-соискателе — «Покидая Лас-Вегас».

    25 сентября 2014 | 12:29

    «Историю пишут те, кто вешает героев».

    Потому мы не можем точно знать, что было тогда на самом деле. И вот мы видим точку зрения талантливого режиссёра Мэла Гибсона на такое крупное событие, как восстание Уильяма Уоллеса — шотландского патриота, против английского короля Эдуарда Длинноногого в 14 веке.

    Признаюсь, я очень люблю историю. И я рад, что в Голливуде ещё есть люди, которые тоже её любят и трепетно к ней относятся. Конечно, некоторые события, показанные в «Храбром сердце», немного противоречат историческим фактам, но об этом нам говорит вступительная фраза. Нет, Мэл Гибсон ничуть не исказил историю — он отнёсся к ней с уважением, просто при этом высказал свою собственную точку зрения, как я упомянул выше.

    Актёрская игра замечательна. И Мэл Гибсон, и Софи Марсо, и Патрик Мак`Гуэн сыграли изумительно — я верил им от начала и до конца. Прекрасно сыграл и Брайан Кокс — хоть он и появляется на пару минут (он играет дядю главного героя), но его персонаж почему-то мне запомнился более всех.

    Очень хороши пейзажи Шотландии. Пришлись по душе и звуки волынок — во время просмотра, у меня возникало чувство, будто я и впрямь там нахожусь.

    Батальные сцены поставлены лучше некуда. Самое главное, реализм, показанный в них, ничуть не вызывает отвращения (как это бывает в некоторых исторических боевиках).

    В общем, фильм достойно заслужил пять наград Американской киноакадемии, включая и главную из них.

    10 из 10

    10 января 2012 | 19:59

    Потрясающая историко-патриотическая сага об отваге, чести, стремлении к свободе и конечно, предательстве и беспринципности — как антиподах христианским ценностям.

    Фильм очень сильный именно своей философией. Как прожить жизнь, что бы было не страшно умирать? Уильям Волос стал национальным героем Шотландии потому, что жил ради свободы своего народа. Ценности превращаются из абстракции в реальность только верой, такой, которая определяет поступки человека, всю его жизнь. Именно верой в освобождение Шотландии от Англичан жил герой Мела Гибсона. И пусть он не увидел, как его мечта осуществилась, сама его жизнь вызывала ту же веру и жажду свободы в окружающих его людях. Не многим суждено жить ради высокой идеи, но тем кому выпала такая судьба, наверняка стоит готовиться к преждевременной смерти. Се ля ви… Но лучше прожить один день как лев, чем сто лет как овца.

    Гибсон всегда останется не только потрясающим актером, но и гениальным режиссером — генератором великих идей, которые так нужны нам — простым зрителям.

    10 из 10

    10 октября 2009 | 01:48

    Знаете, фильмы могут вызывать разные эмоции. Они могут просто нравиться, могут не нравиться, в них можно ценить диалоги, мордобой, красивую картинку, исключительно актерскую игру, можно обалдевать от абсурдности сюжета, от того, как актеры же своей никчемной игрой поганят замысел режиссера и многое другое. Но когда фильм заставляет хвататься за голову (в очередной раз и еще много-много раз) после губительного для Героя заговора чертового короля Англии и его приспешников, когда в оцепенении мотаешь из стороны в сторону головой после очередного предательства в отношении Героя, не сдерживаясь, комментируешь это вслух: «Да что же такое! Вокруг одни предатели!», когда издаешь чуть ли не боевой клич во время того, как ирландцы разворачиваются и начинают биться против англичан, или когда видишь, как сражаются эти неистовые шотландцы за свою свободу, и невольно начинаешь болеть за них — это все намного больше, чем просто кино.

    Здесь безумно красивая природа, красивые люди, настоящие Герои. Здесь трагическая любовь, варварство, безудержная храбрость. И все это сопровождается завораживающе красивой музыкой (как будто она и играла там, на просторах Шотландии). И, знаете, даже не хочется думать о том, что это все снималось, что на площадке звучали команды «Камера! Мотор!», «Дубль такой-то и такой-то». Нет. Это все было на самом деле. Вот так все и происходило там, на рубеже XIII и XIV вв. в Шотландии. Но никуда не деться, а посему хочется сказать, что кинотворцы поработали на славу. От и до. Отдельное нечеловеческое спасибо, конечно же, режиссеру и ведущему актеру в одном лице Мелу Гибсону. Честно говоря, в голове не укладывается, как удается ему переносить нас, зрителей, прямо туда, в самую гущу исторических событий? По части создания атмосферы, царящей на экране, он просто маэстро, мастер, гений! Как, как ему удается заставить нас, зрителей, сокрушаться от невозможности помочь шотландцам в их борьбе? Это просто поразительно! У меня происходящее на экране вызывало ровно такие ощущения.

    В общем, еще многое можно писать, но хочется остановиться вот на чем… Есть огромное количество исторических фильмов и даже очень и очень не плохих. Они всегда будут занимать особую нишу в кинематографе, потому что только они могут помочь нам увидеть, а что же было до нас, как жили, любили и сражались ранее. Так вот вся гениальность этой картины заключается в том, что вам захочется оказаться там, захочется жить, любить и сражаться плечом к плечу с Уильямом Уоллесом за свободу, за то, во что верил он, за его Храброе Сердце. Мне — захотелось.

    Это больше, чем 

    10 из 10

    1 февраля 2012 | 15:34

    Увидев нарезанный прокатный ролик на экране Кодака на церемонии вручения Оскара в 1996-ом, я воодушевилась мгновенно, и воодушевление это не было продиктовано банальным «болею за того, у кого больше шансов», это было предвкушение крупнокалиберного, мощного исторического полотна, который, подобно Антанту, возвышался бы над остальными, на порядок более скромными картинами. Я до сих пор помню разукрашенное лицо Гибсона, искаженные яростью лица его братьев по оружие, потрясающие красивый полет меча, входящего в окровавленную землю, суровый, неприветливый климат Шотландии, умный, взволнованный взгляд Софи Марсо…

    Все это впоследствии я увидела в трехчасовом фильме на фоне свинцового, грозового неба. Историческая достоверность никогда особенно меня не волновала, хотя с историей тех времен я знакома неплохо, и прекрасно помню, каким был Уильям Уоллес, согласно сохранившимся сведениям. Поверьте мне, далеко не таким благородным, как в фильме: возьмем, к примеру, тот факт, что Уоллес, одержимый жестокостью к врагам, по окончании битвы приказывал живьем сдирать кожу с пленных, после чего делал из нее ремни.

    Но можно ли безоговорочно доверять многовековой info, обросшей слухами, сплетнями и домыслами? Нет. Да и кого это волнует? Кому нужен реализм (различные его проявления), когда речь идет о героизме? Ставить под сомнения его, равно как и моральные качества героя, — однозначно разрушать иллюзию, а разве не за этим мы идем в кино? Памятуя об «Александре», я не заикаюсь о реалях. Да и жестокости, равно как и трагедии, в «Храбром сердце» хватает.

    Мэл Гибсон создал эпос, легенду, и легенду прекрасную, законно вызвав у аудитории восхищение героем, которого сам воплотил. Воин, сражавшийся за свободу своей порабощенной, терзаемой беззаконием завоевателя страны, мужчина, мстящий за гибель жены, прекрасный оратор, лидер, предводитель, за которым пошли тысячи людей, доселе молча страдавшие. Он вдохновил их, вселил в них надежду, научил воевать за то, что невозможно заменить ничем — за свободу и безопасность их жен и детей. В жизни Уоллеса не осталось ничего, чем бы он дорожил, и потому он кинулся в бой, подавая бесценный пример всем тем, кто испытывал страх и сомнения.

    Обожаемый мною в роли Мартина Риггса, Гибсон в этот раз играл серьезно, даже характерно. Впрочем, эмоций, одержимости, ярости, страсти — всего этого в нем было с лихвой и прежде, только вот русло в этом раз он выбрал непривычное. Однако, Мэл — прекрасный актер, и если «Смертельное оружие» — наиболее попсовый, и любимый народом пример его лицедейства, существуют и другие роли, и совсем другой Гибсон. Мрачный, воинственный, решительный, жесткий. И таким он прекрасен, особенно на поле боя.

    Впрочем, не менее прекрасен, чем в объятьях женщины. Применительно к «Храброму сердцу», это определенно объятья Марсо, поскольку Кэтрин МакКормак, несмотря на страшную кончину ее героини, не произвела на меня сильного впечатления. То ли в силу моего жесткосердия, то ли оттого, что роль ее была малюсенькой, а история закончилась, едва успев начаться.

    А вот Софи, особенно в финальных сценах, склонившись к уху умирающего короля и шепча пророчества, была прекрасна. Не могу припомнить более удачной роли в фильмографии француженки, да и роль царственной особы ей на удивление к лицу. Конечно, ей недоставало стати, гордости, надменности Кони Нильсон в «Гладиаторе», Евы Грин в «Царствие небесном», Лены Хеди в «300», и ее принцесса не была «женщиной с сердцем мужчины», но она была женщиной, и женщиной достойной. Не столь выдающейся, сколько приятной, и все же.

    К числу достоинств фильма в плане кастинга, хочется отнести замечательную роль Патрика МакГухана, сыгравшего Эдуарда I, да и добрую дюжину узнаваемых лиц из армии Уоллеса. Все настолько удачно, что разбивать картину на части и обсуждать отдельно не имеет смысла.

    Крепости, победы, поражения, крестьяне, бьющиеся с вооруженной до зубов тренированной армией, смелость в чистом, первозданном виде, все это пленяет сердце зрителя, жаждущего видеть на экране подвиги и, конечно, высокие чувства.

    Итог: отличная работа съемочной группы, знаменательная роль Гибсона.

    10 из 10

    11 апреля 2007 | 14:35

    Почему-то всегда Мела Гибсона я в первую очередь считаю актёром, а когда слышу, что его называют «оскароносцем», то подсознательно кажется, что статуэтку он схватил за одну из своих многочисленных ролей, но как-то забывается, что режиссёром он стал ещё в 1993 г., а Оскар получил как лучший режиссёр в 1995г. за фильм «Храброе сердце». Для меня это странный фильм, т. к. о нём я помню только тогда когда смотрю, а после он обязательно исчезает из памяти, до тех пор, пока снова не посмотрю.

    Мел Гибсон режиссёр человек даже интереснее, чем Мел Гибсон актёр. Если попытаться охарактеризовать каждую из этих его ипостасей одним словом, то, как актёр, первое, что приходит в голову это слово «коп», притом безумный. Если же режиссёрское творчество Гибсона вбить в одно слово, то это слово будет «свобода».

    Каждый из 4 его картин по-своему затрагивает свободу героев или государства: «Человек без лица», герой нашедший себя в дали от шумного мира теряет душевную свободу начиная помогать мальчишке. «Храброе сердце» не скрываясь провозглашен как фильм о борце за свободу и о народе, который он вёл к свободе. «Страсти Христовы» по своему тоже о человеке (о человеке ли?) ищущем свободное течение по этому миру, а «Апокалипсис» же о потере этой свободы племенем, империей, народом…

    Разумеется, в «Храбром сердце» тема свободы занимает главное место и уже, поэтому только фильм в Америке не должен был затеряться. Самое свободное в мире общество, когда-то отнявшее её у целого народа такой фильм не могло оценить по-другому, только Оскаром, вполне заслуженно и справедливо, кстати. Историческое соответствие не имеет значения, в таком фильме главное зрелище, а когда она наполнена неплохой драмой, не способной добить внутри человека приятные чувства, то ещё лучше, это идёт бонусом к зрелищу.

    То, что выбрана, была история Шотландии, также меня не удивляет, этот народ, хоть и был поделён на кланы, хорошо помнит своих героев, свою историю, а то, что они громко заявляют и заявляли о лишении их независимости Британией, делает их ещё приятнее в глазах всего мира, будь они дикарями тогда, носи они юбки сейчас, люди всегда любят, а равно жалеют слабых и беззащитных.

    Вот такой фильм Мела Гибсона, с ним же в главной роли ну никак не мог остаться неинтересным и пустым, одно его имя уже приманка для любого фильма, даже «Папарацци», где он был замечен в роли камео, так что какой бы ни был его следующий проект, каким бы ни был его уже давно вышедший фильм, он всегда интересен, ибо связан с именем Мела Гибсона.

    4 января 2007 | 23:47

    -Твое сердце свободно… Пусть оно будет храбрым, пусть храброе сердце ведет тебя по жизни…

    (Малкольм Уоллес)



    Ну, что тут скажешь… ВЕЛИКИЙ фильм… Фильм с большой буквы…

    Впервые посмотрела его в 12 лет, как сейчас помню — все 177 минут сидела, не шелохнувшись, впившись глазами в экран… Конечно, захлебывалась слезами под конец, наблюдая за казнью Уоллеса… Ни один фильм до этого момента не вызывал у меня таких чувств…

    Просто нет слов. Уже 15 лет прошло, как Мел Гибсон и Рэндал Уоллес подарили нам этот шедевр мирового кинематографа, но «Храброе Сердце» все так же продолжает восхищать зрителя. Непревзойденные батальные сцены, потрясающие пейзажи, волшебные, чарующие звуки волынки, наполняющие фильм, как нельзя лучше передают атмосферу средневековой Шотландии.

    Великолепная игра актеров заслуживает особого внимания. Мел Гибсон сумел воплотить в себе храброго воина, который сражался за свободу своей страны до последнего вдоха. Очень харизматичный получился персонаж, браво!

    Кэтрин МакКормак(Маррон) — изумительно красивая актриса! Прекрасно сыграла пусть небольшую, но очень запомнившуюся мне роль любимой Уоллеса. Бедной девушке не повезло — чтобы выманить ее Уильяма, англичане казнили ее на виду у всей деревни якобы за нападение на солдата королевской армии (хотя выбора у нее просто не было, старый развратник имел на счет Маррон далеко идущие планы, ну да ладно)… С этого, в общем-то, и начинается история великого воина — Уильяма Уолесса.

    Сцены в лесу, когда Уильям объясняется ей в любви, их тайное венчание, а затем и похороны девушки… Волшебно, сказочно, нереально прекрасно переданы чувства Уолесса, его боль, горе, его любовь к Маррон на протяжении всего фильма… Чего стоит цветок чертополоха, который Маррон, будучи маленькой девочкой, дала Уильяму в знак утешения, когда он остался один после смерти отца и брата- Уоллес хранил его у себя всегда, а, вернувшись домой, подарил его изумленной Маррон…

    Софи Марсо(Принцесса Изабель) — тоже очень красивая актриса, которая идеально подходит на роль принцессы Французской. Одинокая, нелюбимая никем женщина, ставшая пешкой в политической игре, она все своим существом тянется к Уоллесу — настоящему мужчине и храброму воину, не в пример ее сопливому муженьку с ярко выраженной нетрадиционной ориентацией.

    Хотелось бы добавить несколько слов о короле англичан Эдварде и будущем короле шотландцев Роберте. Оба, в принципе, отрицательные персонажи, хотя Роберт (Энгус МакФадьен) под конец, вроде бы, сознал свою неправоту, но все-таки он — трусливый, зависимый от мнения других человек. Не очень обрадовалась, когда он стал королем Шотландии. Не заслужил.

    Король Эдвард получился суперзлодеем. Вызывал острую неприязнь, даже ненависть. За что хочется поблагодарить Патрика МакГухана — сыграл он просто здорово!

    Отдельная благодарность Джеймсу Хорнеру за божественный саундтрек!

    Обожаю этот фильм. Он всегда будет для меня на первом месте, неважно, сколько лет пройдет. Такие фильмы не забываются. Они всегда с нами, в нашем сердце…

    10 из 10

    16 марта 2010 | 17:14

    Как-то в возрасте лет 12 нашел у брата кассету «Храброе сердце». Собственно, именно тогда я впервые посмотрел свой самый любимый фильм, который с тех пор пересматриваю почти каждый год.

    Откровенно, в рейтинге «Кинопоиска» ожидал увидеть его гораздо выше, причина, считаю, в том, что этот фильм направлен в большей степени на мужскую аудиторию, а некоторые сцены могут быть неприятны девушкам.

    В общем, о вкусах не спорят, но вот уже 15 лет как не было ни одного фильма, который бы настолько затронул меня до глубины души.

    Начну, пожалуй, с музыки. Волынка и шотландские мелодии это что-то волшебное. Как известно, музыка может передать то, что не передать словами. Очень часто после важных событий, диалогов, в фильме показывают красоту природы под замечательные звуки народного инструмента. В этот момент ты погружаешься в непередаваемое состояние размышления об истинных ценностях жизни, о том, каким человеком нужно быть.

    О любви. Скажите, положа руку на сердце, в каком еще фильме, в котором любви отводится не первый план, настолько раскрывается суть женской привязанности. Причем как на фоне простой девушки с деревни, так и наследницы французского престола. Опять же гениальность в том, что на роль «девушки с деревни» взяли никому не известную актрису, а роль принцессы играла сама Софи Марсо. И из таких малозаметных мелочей тоже состоит весь фильм.

    «Отцы и дети», «Народ и власть», «Спокойное существование без бед или следование своему жизненному пути», «В чем настоящая сила» и что же такое эта настоящая «СВОБОДА», — вот далеко не все темы, раскрытые в данном фильме.

    Цитаты. Ограничусь двумя.

    1) «Сначала я научу тебя пользоваться этим (указывает на голову), а только потом научу тебя как обращаться вот с этим (показывает меч).

    2) «Они могут отнять у нас все. Но им никогда не отнять у нас нашу СВОБОДУ»

    Принципиально не буду ставить этому фильму оценку. Слишком цинично оценивать шедевры по 10-бальной системе.

    2 августа 2014 | 18:28

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>