всё о любом фильме:

Храброе сердце

Braveheart
год
страна
слоган«Все умирают, но не все живут по-настоящему»
режиссерМэл Гибсон
сценарийРэндалл Уоллес
продюсерБрюс Дэвей, Мэл Гибсон, Алан Лэдд мл., ...
операторДжон Толл
композиторДжеймс Хорнер
художникТомас Е. Сандерс, Кен Корт, Нэйтан Краули, ...
монтажСтивен Розенблюм
жанр драма, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
зрители
США  17.4 млн,    Аргентина  2.27 млн,    Испания  2.17 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг R лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
время178 мин. / 02:58
Номинации (5):
Действие фильма начинается в 1280 году в Шотландии. Это история легендарного национального героя Уильяма Уолласа, посвятившего себя борьбе с англичанами при короле Эдварде Длинноногом.

Он рано лишился отца, погибшего от рук англичан, и его забрал к себе дядя Оргайл, который дал ему хорошее образование в Европе. На родину Уильям возвращается уже взрослым человеком, мечтающем завести семью и жить мирной жизнью.

Но судьба распорядилась иначе. Его невесту убили англичане, и он начал свой крестовый поход за свободу.
Рейтинг фильма
IMDb: 8.40 (729 189)
Рейтинг кинокритиков
в мире
78%
51 + 14 = 65
7.2
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Несколько главных сражений в фильме пришлось переснимать из-за того, что на статистах в кадре были замечены солнечные очки и наручные часы.
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • На 45 минуте, когда Марон привязывают к столбу, у солдата, которого она укусила есть борода, хотя в прошлой сцене он гладко выбрит.
    • Синяя краска из вайды, которой накрашены лица Уоллеса и его соратников, применялась древними кельтскими воинами. В XIII веке, когда происходит действия фильма, она не использовалась.
    • Захват властями Уоллеса был спровоцирован не предательством отца Роберта Брюса, как это показано в фильме, а предательством лояльного английскому королю шотландского рыцаря Джона де Ментейса.
    • Король Эдуард I не был язычником, как это утверждается в фильме. Более того, он был участником Восьмого крестового похода.
    • Отец и брат реального Уильяма Уоллеса были убиты в 1291 году, то есть когда Уоллесу было около 21 года, а не 10, как это показано в фильме.
    • Реальный Уильям Уоллес не мог быть отцом Эдуарда III, как это предполагается в фильме. Между казнью Уоллеса (1305 год) и рождением Эдуарда III (1312 год) прошло 7 лет.
    • В изображении битвы при Стерлингском мосту отсутствует собственно Стерлингский мост, который сыграл важную роль в победе шотландцев.
    • Король Эдуард I умер не в одно время с Уоллесом, а через два года (в 1307 году).
    • Любовная линия между Уоллесом и английской королевой (Изабелла Французская) не могла иметь места в реальности. На момент основных событий фильма (1297-1298 годы) Изабелле было около пяти лет и она жила на родине — во Франции, при дворе своего отца короля Филиппа IV.
    • еще 6 ошибок

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 7.5/10
    Мел Гибсон, получив за «Храброе сердце» премии «Золотой глобус» и «Оскар» за лучшую режиссуру, признавался, что вовсе не ожидал подобного результата (призами Американской киноакадемии были также отмечены фильм в целом, работа оператора Джона Толла, мастеров грима и звуковых эффектов). Но, как ни странно, в своей второй режиссёрской работе популярный во всём мире актёр в большей степени убедителен не столько в качестве исполнителя роли реального исторического героя — шотландца Уильяма Уоллеса (1267—1305), боровшегося за независимость своей родины против английского короля Эдуарда I. И ещё надо отметить, что любопытны два совпадения: Гибсон сыграл Уоллеса как раз в возрасте 38 лет (а шотландский бунтарь умер тридцативосьмилетним), и сценарист-дебютант Рэндалл Уоллес является однофамильцем (может быть, и далёким потомком) национального героя Шотландии. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2789 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Мэл Гибсон, Джон Толл, Джеймс Хорнер и прочая сопричастная кинематографическая братия постарались на славу, сделав удивительный по красоте, накалу страстей и палитре вызываемых эмоций фильм, заслуживающий максимальной оценки без всяких натяжек.

    Отточенная, продуманная до мельчайших деталей операторская и режиссерская работа вогнала меня в ступор, из которого я не выходил на протяжении трех часов. Мягкое движение скользящей по воздуху, вслед за героями, камеры, ее неназойливое «залипание» на мельчайших нюансах актерской игры, внешней атрибутики действия, окружающей среды, производит неизгладимое впечатление сопричастности, наделяя картину несомненными эстетическими достоинствами.

    Характерная для Гибсон-style недосказанность и, одновременно, кристальная ясность посыла, в избытке представленная в «Страстях Христовых», впервые применяется им здесь, в «Храбром сердце». Мимика, жесты, легкое движение глаз, подчеркнутые замедленной съемкой, порой способны передать гораздо больше, нежели громкие слова, какими незаурядными они бы ни были. К примеру, можно вспомнить эпизод, в котором Уоллес сдирает с копьеносца из свиты короля Эдварда рыцарский шлем и обнаруживает под ним перекошенное от ужаса лицо Роберта Брюса.

    Полный страдания взгляд Мэла Гибсона здесь более информативен, чем любая из обоюдоострых истерик в духе «Трои». Или же эпизод, в котором Уоллес «следует» за Мюррон на рынке — восхищение в каждой черте лица, в каждом осторожном движении. Блестяще! Великолепная работа всего актерского состава, начиная от заслуженных «старцев» исторического кино, типа Джеймса Космо, Брайана Кокса и Брендона Глисона, украсивших своим присутствием не один хороший фильм, и заканчивая «порослью» — Джеймсом Робинсоном и Мэри Калвей, обогащает картину россыпью блистательно воплощенных образов.

    Отдельными словами восхищения хотелось бы упомянуть саундтрек фильма. Музыка — этот щемящий напев волынки, этот тревожный перелив свирели — передавала эмоции не хуже, чем любой из кинематографических приемов Гибсона. Джеймс Хорнер сделал на редкость душевную звуковую дорожку, за что ему низкий мой поклон.

    Итог

    Я всегда ценил в кино, помимо чисто развлекательных качеств, способность воодушевлять, заставлять сопереживать, ЖИТЬ короткой жизнью экранных героев, следуя за ними по пятам в их придуманном кем-то пути, ловя каждое их слово, движение, вздох. «Храброе сердце» — один из фильмов, способных на такое чудо.

    Кстати,

    заметил одну премиленькую деталь: в финале, когда переполняемая яростью толпа шотландцев в последний раз набегает на усталую от потрясений камеру, у Брендана Глисона, этого заросшего волосами, чумазого мужика, питающего слабость к громоздким увесистым орудиям смерти, лезвие боевого топора колышется так, будто сделано из резины. Оно и верно — можно и задеть кого-нибудь ненароком.

    10 из 10

    4 августа 2007 | 19:13

    Фильм, вышедший в далеком 1995 году, когда я только пошла в первый класс еще ребенком впечатлил и влюбил в себя с первого просмотра. Впечатлила игра Мэла Гибсона, батальные сцены и неповторимые пейзажи Шотландии.

    Мэл Гибсон будучи режиссером и главным героем этого фильма, по — моему мнению, сыграл как успешный талантливый актёр и дебютировал как не менее талантливый режиссер. Меня также не оставили равнодушной его последующие фильмы("Апокалипсис», «Страсти Христовы»).

    " Храброе сердце» — это прежде всего фильм о борьбе за независимость, за свободу народа Шотландии. Уильям Уоллас — это народный герой, патриот и предводитель всех шотландцев. Не могу умолчать о трагичной любви, из — за которой Уоллас и начал свой крестовый поход. Уильям мстит, жестоко мстит за гибель любимой, отца и брата.

    Был такой герой, жила такая легенда и даже после героической гибели он останется жив в сердцах людей.

    Выражаю огромную благодарность композитору фильма Джеймсу Хорнеру, который донес невообразимо красивейшей музыкой до зрителя атмосферу той средневековой Шотландии, в которой жил герой Уильям Уоллас.

    29 марта 2010 | 20:45

    Вчера в очередной (шестой или седьмой) раз пересмотрел фильм «Храброе сердце» (другой вариант перевода — «Отважное сердце»). Снова был впечатлен драматизмом и реализмом киноленты.
    С каждым новым просмотром нахожу все более тонкие, берущие за душу моменты фильма. Особенно импонирует, с каким мастерством, тонкостью режиссер-актер Мэл Гибсон раскрыл казалось бы такие простые, банальные, но вместе с тем такие важные духовные истины как любовь, дружба, мужество, порядочность, патриотизм.

    Меня просто восхищает портрет главного героя — Уильяма Уоллеса (кстати, реального исторического персонажа). Его личностные качества, такие например, как верность любимой женщине и Родине, рассудительность и вместе с тем эмоциональность, составляют тот сплав характера, который достоин глубокого уважения. Поэтому понимаешь, почему дворянин Брюс (при котором Шотландия действительно добилась независимости от Англии в начале XIV века), впечатленный силой духа и обаянием воли Уоллеса, в конечном итоге завершил национально-освободительную борьбу горцев против британцев.

    Главные героини изумительно красивы и женственны. Несмотря на то, что актриса Софи Марсо, на мой личный взгляд, самая привлекательная и неотразимая актриса мирового кинематографа, Кэтрин МакКормак не уступает ей в обаянии и красоте. В ее героиню поневоле действительно влюбляешься и остро чувствуешь всю глубину и остроту утраты Уильяма.

    В фильме нет «поверхностных», незавершенных персонажей. Особенно запоминаются рыжий викингоподобный здоровяк-друг детства Уоллеса, отважный и крепкий не по годам отец «рыжебородого», полусумасшедший и вместе с тем преданный Уоллесу ирландец, отталкивающе жестокий и расчетливо-хитрый главный злодей — седовласый король Англии, слабовольный» и отвратительно бессовестный сын короля.

    Особого внимания заслуживает музыкальное и натурное сопровождение съемок. Величественные и суровые красоты Шотландских гор, берущие за душу напевы волынки великолепно дополняют общую картину кинопроизведения.

    Разумеется, фильм не получился бы таким впечатляющим без продуманного сценария. Мне почему-то кажется, что сценарист фильма Рендалл Уоллес — это действительный потомок того самого рода Уоллесов. Хотя не знаю, в мире тьма однофамильцев. Тем не менее, сценарист безусловно заслуживает комплиментов.

    Из мелких недочетов фильма укажу следующие: некоторая «однобокость» главных героев (совершенный злодей-король и не менее совершенный положительный герой-предводитель повстанцев), небольшие обязательные для любого фильма киноляпы (вроде присутствия в зрелом Средневековье у простолюдинов-шотландцев нижнего белья в ряде сцен), несколько излишне нежные отношения между отцом Уоллеса и им самим в детстве, слишком быстрая влюбчивость принцессы- Марсо в главного героя-бунтаря, а также ну уж совсем разносторонность талантов Уильяма (он и три языка знает, и тактикой ведения боя владеет, и очень меткий камнекидатель, и с мечом прекрасно управляется).

    Однако не надо забывать, что это художественный фильм, причем весьма жесткий и, повторюсь, вполне реалистичный. Что же касается критики в излишней жестокости сцен боев, то с моей точки зрения, данные сцены, наоборот, являются одним из достоинств кинодейства.

    В завершении совершенно искренне и полусубъективно подчеркиваю, что «Храброе сердце» — это мой самый любимый фильм из без малого тысячи просмотренных.
    Киношедевр.

    10 из 10

    15 июня 2009 | 13:59

    Потрясающая историко-патриотическая сага об отваге, чести, стремлении к свободе и конечно, предательстве и беспринципности — как антиподах христианским ценностям.

    Фильм очень сильный именно своей философией. Как прожить жизнь, что бы было не страшно умирать? Уильям Волос стал национальным героем Шотландии потому, что жил ради свободы своего народа. Ценности превращаются из абстракции в реальность только верой, такой, которая определяет поступки человека, всю его жизнь. Именно верой в освобождение Шотландии от Англичан жил герой Мела Гибсона. И пусть он не увидел, как его мечта осуществилась, сама его жизнь вызывала ту же веру и жажду свободы в окружающих его людях. Не многим суждено жить ради высокой идеи, но тем кому выпала такая судьба, наверняка стоит готовиться к преждевременной смерти. Се ля ви… Но лучше прожить один день как лев, чем сто лет как овца.

    Гибсон всегда останется не только потрясающим актером, но и гениальным режиссером — генератором великих идей, которые так нужны нам — простым зрителям.

    10 из 10

    10 октября 2009 | 01:48

    В конце XIII века английский король Эдуард I Плантагенет возглавил очередной поход в Шотландию, увенчавшийся решительным успехом. Ему покорилась вся страна, законный король бежал, а знать присягнула новому сюзерену. Это была одна из многих англо-шотландских войн, происходивших в течение семи столетий — окончательное объединение двух стран состоялось лишь в 1707 году.

    С высоты нашего исторического и научного опыта кажется, что объединение острова под главенством Лондона было лишь вопросом времени. Однако в глубоком средневековье чаша весов ещё окончательно не склонилась на чью-то сторону. Собственно, поход Эдуарда должен был окончательно разрешить «шотландский вопрос». Однако этому помешал один человек по имени Уильям Уоллес. Сейчас этот потомок знатного шотландского рода почитается национальным героем; именно он в 1297 году поднял народное восстание против англичан…

    Семьсот лет спустя в Голливуде, на других холмах, известный актёр Мел Гибсон приступил к своему второму режиссёрскому проекту — картине «Храброе сердце». По прошествии 15 лет оглядываясь назад, можно подивиться, насколько свободная, даже иногда хаотичная, режиссура Гибсона пересекается со славной историей далёкой от нас освободительной войны. Временами беспутный, иногда резкий (еврейские организации США подтвердят), но наивно обаятельный Мел воскресил образ народного героя с достоверностью и юмором.

    В «Храбром сердце» гармонично и точно расставлены акценты: трагический — во время начала движения, героический — по мере его развития, побед и поражений народной армии, насмешливый — в бытовых сценах общения и занятий горцев. Красной нитью через весь фильм проходит тема свободы как высшей ценности, под ней понимается независимость страны, право на спокойную жизнь и любовь. Другая же сторона — англичане, королевский двор — сознательно демонизируется: здесь и зверская жестокость наместников, и змеиные интриги при лондонском дворе, и высокомерие военачальников и прочей английской знати. Два лагеря разграничены, и переход из одного в другой — прямое предательство, это становится одной из центральных коллизий сюжета. В итоге получается идеальный приключенческий фильм, где пафосное, типично американское, послание о свободе подаётся в средневековых декорациях, с долей юмора, напряжённым драматизмом, кровавыми битвами и любовными отступлениями.

    … После Уоллеса знамя борьбы подхватил достойный лидер — Роберт Брюс. Именно он, собрав новое войско, нанёс решительное поражение англичанам в битве при Баннокберне в 1314 году, после чего те на триста лет убрались из Шотландии. Освободительная война закончилась победой народных сил.

    1 августа 2010 | 22:38

    Сказать, что фильм шикарный — значит, ничего не сказать. Мне кажется, что такое кино не представляет повода для длинных рассуждений, поскольку образцовый фильм не поддаётся критике, и можно сразу желать приятного просмотра. Но у меня есть несколько слов, которые я обращаю к тем, кто ещё не смотрел этот фильм, и к тем, кто нашёл, за что этот фильм можно отругать. Я вообще всегда любил подобные истории про защитников справедливости, защитников народа. И «Храброе сердце» полностью оправдало мои ожидания, получив высший балл наряду с такими картинами, как «Спартак» 1960 и 2004 годов, «Король Артур» и «Жанна Д`Арк» с Миллой Йовович. А так же с ранее просмотренным «Гладиатором», который по своему стилю напоминает этот фильм. Кто-то обвинял «Гладиатора» в чрезмерном пафосе и привёл в пример «Храброе сердце», как фильм, в котором нет пафоса. Посмотрев внимательно оба фильма, могу сказать, что высокопарные речи имеют место и здесь, и ещё неизвестно, в чью пользу сравнение двух этих фильмов в данном вопросе. На это я скажу, что ни одна битва не обходилась без красноречивых слов, обращаемых к воинам, и это нужно принимать как должное.

    Сам же фильм, о котором идёт речь, снят максимально захватывающе и зрелищно по тем временам, батальные сцены поражают воображение, а сюжет ни разу не дал заскучать. Мэл Гибсон выложился на все сто, и как режиссёр, и как актёр. Это кино о кровопролитной войне, о храбром воине, о чести, доблести и мести. А уж на что — на что, а на справедливую месть я всегда любил посмотреть. Не думайте, что фильм мне нравится только из-за спецэффектов. Есть гораздо более зрелищные, и при этом бессмысленные фильмы. Главное, что фильм описывает историю, основанную на реальных фактах, и делает это с умом.

    10 из 10

    17 января 2015 | 11:27

    Один из моих любимых фильмов. Мировой шедевр. Мэл Гибсон один из величайших актеров. Софи Марсо моя любимая актриса. Их дуэт был один из самых лучших за всю историю кино.

    19 июня 2006 | 14:12

    Это мой любимый фильм. И то ли не нашлось еще более гениального кино для меня (хотя я пересмотрела немало фильмов), то ли сыграли роль детские воспоминания о просмотре Храброго сердца, которое я уже тогда зачарованно пересматривала на видеокассете, но это произведение искусства до сих пор остается для меня шедевром.

    Первый раз я посмотрела этот фильм в 10 лет. Конечно, в таком возрасте ребенок не может прочувствовать всей глубины и авторскую идею, но я чуть ли не параноидально вновь и вновь перематывала кассету на начало, невольно выучивая текст. «Шотландия. Тысяча двести восьмидесятый год. Я поведаю вам об Уильяме Уоллисе…». И тут ты попадаешь в этот своеобразный мир, из которого не хочется возвращаться в реальность.

    Сейчас, в более зрелом возрасте, я оцениваю этот фильм как потрясающий, гениальный. И некоторые киноляпы, которые кстати незаметны при обычном просмотре, вовсе не снижают рейтинг кино. Игра актеров, сюжет, музыкальное сопровождение, всё — высший класс. Это история о воле к свободе, о любви и о борьбе, о переживаниях одной личности и целого народа. История, которую нельзя понять двояко или понять неправильно, всё рассказано простым, доступным языком, но пробирает до глубины души, заставляет задуматься. И хотя фильм длится почти 3 часа, он смотрится на одном дыхании. Боясь быть спойлером, я практически ничего не сказала о сюжете, но думаю мнение о фильме передала целиком, и оно окажется кому-то полезным.

    10 из 10

    18 июля 2014 | 01:13

    Наверное лучшая историческая драма в истории кино. Начну с музыки в фильме, эти запрещённые волынки до сих пор трогают за душу, этой музыкой пронизан весь фильм, и она звучит в нужный эмоциональный момент.

    Уильям Уоолес (Мел Гибсон) — шотландский герой, поднявший восстание за независимость шотландского народа перед Англией, вот о ком пойдёт речь в фильме. Но и не только о нём, но и о любви, дружбе, вере, предательстве. Лично я в первый раз посмотрел его на кассете в 96-ом году, и был поражён блестящей актёрской игрой Гибсона. Поразили сцены сражений, эти кровавые шотландские войны безрассудны, но отважны. А по другому за свободу сражаться и нельзя: — Они могут отнять у нас жизнь, но они не отнимут у нас свободу!

    Об этом фильме можно писать много, но его лучше смотреть, и тогда вы сами всё поймёте.

    10 из 10

    24 марта 2011 | 02:19

    Сейчас слово «свобода» так прочно засело в умы человечества, что услышать фразу: «Ты зависим, ты не свободен» — звучит, как прямое оскорбление, несмотря на то, что каждый вкладывает в это понятие что-то своё. Но так ли думали люди в 13ом веке?

    В фильме отчетливо показано расслоение общества, привелегии одних над другими и то, как думает и воспринимает действительность каждый из них. Главный герой Уильям Уоллес (Мел Гибсон) — варвар, простолюдин, рано теряет отца и брата, остается один с незнакомым ему дядей Аргаилом, который дает в последствии ему хорошее европейское образование. Возвращается на Родину он уже в зрелом возрасте, собирается вести мирную жизнь, выращивать урожай, избегать неприятностей, мечтает остепениться, завести семью и детей. Здесь же встречает девушку из своего детства — Марон (Мхэйри Калви), в которую сразу же и влюбляется. Кажется, что его мечты вот-вот начинают воплощаться в реальность…

    Но всё в итоге поворачивается иначе. Мечты о мирной жизни развеиваются в прах, когда у тебя отбирают всё, что тебе так дорого и ценно. Когда ты переступаешь порог законности — назад дороги уже нет. И вот перед нами совершенно иной Уильям Уоллес — рыцарь, предводитель шотландцев в неравной войне за независимость, герой, в которого не верили верхи общества, человек, который смог объединить народ и повести их за собой. Нужно ведь иметь определенный склад ума и черты характера, чтобы суметь собрать вокруг себя такое количество людей. Это и смелость, и целеустремленность, и волевой дух, и отвага, и дальновидность, и мужество, чтобы не сломаться и следовать своим принципам и идеям до конца, и искусство полководца, и умение правильно выбрать тактику, и, конечно, — храброе сердце.

    Игра актеров на высшем уровне. За все три часа фильма не удается ни разу поймать себя на мысли, что всё это не в заправду, что это лишь игра и ничего больше, что это — выдуманные персонажи, о судьбе которых не стоит задумываться дольше, нежели чем пять минут. Все костюмы, образы, диалоги — всё так тщательно подобрано и продумано, что ты с первых минут фильма проникаешь в дух того времени, всматриваешься в каждую деталь, вслушиваешься в каждое слово, и это доходит до того, что ты уже чувствуешь себя неотъемлимым участником тех событий.

    Особо хочется отметить Роберта Брюса (Энгус МакФадьен). На протяжении всего фильма мы видим эволюцию духовной жизни этого человека — 17ого потомка из рода Брюсов, графа, главного претендента на трон Шотландии — и наблюдать за ней воистину интересно. Из маловольного человека, подчиняющегося эгоистичным желаниям отца, он превращается в самоуверенного воина, борца, который делает свой выбор и действительно теперь знает, на чьей он стороне. Очень важна последняя сцена фильма, где он сжимает окровавленный платок Марон и отрекается от престола ради продолжения борьбы за независимость своей страны.

    Отдельное слово хочется сказать о музыке в фильме. Она помогает зрителю полностью погрузиться в атмосферу того времени, вносит свой неповторимый вклад в восприятие событий, заставляет то плакать, то улыбаться, то давит, то вносит легкость и умиротворение. Звуки шотландской волынки на протяжении всего фильма пробуждают веру в главного героя, в его воинов, чувствуется, будто она вселяет в них силу и мужество. Под звуки волынки шотландцы ходили в бой за свою свободу. Вся история Шотландии — это история борьбы народа за своё существование, свою независимость, за сохранение своих традиций и культуры.

    Очень трогательный, местами даже сентиментальный, исторический фильм со слегка свойственным ему героическим пафосом, который отнюдь не портит картину и всё впечатление в целом. Эта история актуальна на все времена даже только потому, что очень часто народ чем-либо недоволен, но никто ничего не предпринимает. Всем нужен Уильям Уоллес.

    Every man dies. But not every man really lives.

    10 из 10

    27 марта 2012 | 00:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>