Итоги-2012: Ремейки, сборы, реформы и решения проблем

Обсудить0

2012 год для российского кино стал достаточно бурным и говорить о его завершении рано. По сути, год начался с появлением нового министра культуры Владимира Мединского и его зама Ивана Демидова. Многие их решения и инициативы вызывали у кинематографистов широкий спектр эмоций. И до сих пор вызывают.

Впрочем, параллельно чиновничьим делам шла обычная жизнь. Снимались и выходили фильмы — иногда относительно успешно, иногда провально. Российские картины участвовали в конкурсе международных фестивалей — без особого успеха. Правда, в Канне приз программы Cinefondation получила Таисия Игуменцева с дипломной работой «Дорога на…», которую во ВГИКе отругали за мат.

На внутренних смотрах побеждали совсем разные ленты — от мелодрамы об умирающей матери, оставляющей сына приемным родителям («Я буду рядом» Павла Руминова), до ностальгического фильма о детстве в Грузии («Все ушли» Георгия Параджанова) и «снятого на мобильный телефон» комедийного хоррора про финнов-людоедов («Шопинг-тур» Михаила Брашинского). Последний, кстати, является еще и примером самого настоящего независимого кино. Независимого от больших студий, продюсеров и государственных грантов. В этой же категории и картина «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, снятая за 100 тысяч долларов. Российское кино вполне может быть независимым, но это все еще очень тяжело. Слишком много компромиссов.

«Духless» собрал более 13 млн долларов, привлек почти 2 млн зрителей, а Данила Козловский в очередной раз подтвердил звание самого привлекательного и талантливого молодого российского актера.

В этом году много событий происходило и в сфере документального кино, которое российский зритель только начинает для себя открывать. Заработал на полную мощность центр документального кино Doc, который теперь не только показывает, но и прокатывает документальное кино в России. А в начале 2013-го и вовсе запустит отдельный международный проект «КиноПоезд», отправив 24 молодых режиссеров из 15 стран в железнодорожное кинопутешествие по России, из которого они привезут семь короткометражных документальных фильмов о нашей стране. Международное признание получили фильмы «Антон тут рядом» Любови Аркус и «Зима, уходи!» учеников Марины Разбежкиной.

КиноПоиск отобрал 10 событий этого года, которые оставили наиболее заметный след в истории российской киноиндустрии и, пожалуй, получат свое развитие и в следующем году.

Закон года — ограждение детей от вредной информации

На закон отреагировали по-разному, и уж точно кинотеатры, зрители и власти порой расходятся в его трактовке. Мы уже как-то публиковали в твиттере весьма абсурдные его последствия, когда DVD «Элвина и бурундуков» продается с наклейкой 18+, а «Кожа, в которой я живу» Альмадовара — с наклейкой 0+. В законе есть оценочные суждения и противоречия, к тому же не все понимают, как его правильно применять. Например, в законе указано, что нельзя реализовывать билеты лицам, которые младше указанного возрастного ценза, но купить билеты на фильм 18+ может взрослый, а потом передать его ребенку. И кто тогда виноват? В законе идет речь о покупке билета, и никто не обязывает кинотеатры проверять документы на входе в зал. Более того, в законе вообще ничего про документы не сказано. Например, не уточняется, что покупатель билета обязан иметь при себе паспорт. А если кинотеатр продает билеты через интернет? Как всегда, закон принят, но пока что кинотеатры испытывают только недоумение и иногда неудобство, а зрители порой огрызаются на кассиров, если те спрашивают про возраст.

Развязка года — разрешение ситуации с «Ленфильмом»

Споры вокруг убыточной киностудии с легендарным прошлым, на площади которой покушались бизнес-структуры, не утихали несколько лет. Пока шли дебаты, АФК «Система», предлагавшая вложиться в студию, вышла из игры, решив, что проект только портит репутацию холдинга. В итоге приняли план реанимации студии, пригласили Федора Бондарчука на роль кризисного менеджера, и вот в помещениях «Ленфильма» наконец-то начался ремонт. Бондарчук заявил, что попробует вернуть золотую коллекцию фильмов студии, не станет просить денег у государства и привлечет команду, работавшую над «Главкино», и пообещал, что студия сможет полноценно работать уже года через два.

Успех года — «ДухLess»

Самый кассовый российский фильм года менял дату релиза несколько раз. По словам Федора Бондарчука, уже с готовым фильмом ждали девять месяцев, чтобы выпустить в прокат. Ждали и дождались: фильм собрал более 13 млн долларов, привлек почти 2 млн зрителей, а Данила Козловский в очередной раз подтвердил звание самого привлекательного и талантливого молодого российского актера. К сожалению, успеха «Духless» не хватило для поднятия престижа российского кино. По сути, остальные отечественные релизы, в том числе и с гораздо более внушительным бюджетом, собрали ужасно мало, иногда проваливаясь с оглушительным треском.

Под Новый год депутат-единоросс Сергей Железняк активизировался и внес в Госдуму законопроект о предоставлении 20 % сеансов в кинотеатрах российскому кино.

Тенденция года — ремейки

Любовь к ремейкам приняла устрашающие формы. После «Служебного романа» кинематографисты продолжили посягать на святое — советскую классику вроде «Джентльменов удачи», «Кавказской пленницы» и «Ивана Васильевича». Надо заметить, что с «Джентльменами удачи» постарались обойтись крайне вежливо, не используя легендарные афоризмы и настолько адаптировав его к современным реалиям, что от классики остались рожки да ножки в виде основной фабулы. О том же, как обойдутся с «Пленницами», которых ожидается целых две («Лучшая девушка Кавказа» и «Кавказская пленница 2»), узнаем в следующем году.

Телепроекты года — «Обратная сторона Луны», «ККСЖ», «После школы», «Кухня»

Сериал «Обратная сторона Луны» вполне мог бы стать куда более интересным событием, если бы не упорная политика наших каналов по показу сериалов оптом. Две длинные серии подряд каждый будний день в течение пары недель — такой марафон аудитория, на которую сериал был рассчитан, кажется, не способна выдержать. «Краткий курс счастливой жизни» — другое дело. Похоже, обсуждать весьма своеобразный российский ответ «Сексу в большом городе» стали сразу же, смотрели с пристальным интересом. Первый канал может похвастаться и совершенно другим проектом — совместным с Disney «После школы», который как раз растянули надолго, но зачем-то поставили в совершенно недетское время, к тому же еще и в ночь с пятницы на субботу. Наконец, на СТС расположилась приятная и достаточно качественная «Кухня», за которой интересно наблюдать.

Персона года — продюсер Александр Роднянский

Александр Роднянский в этом году не раз становился героем новостей. Он открыл отделение своей дистрибьюторской компании A Company в России, принял участие в продюсировании «Облачного атласа», взял под крыло Роберта Родригеса и его «Город грехов 2» и «Мачете убивает», а также Ренни Харлина с российско-американским проектом «Перевал Дятлова», представил на кинофестивале в Берлине «Машину Джейн Мэнсфилд» Билли Боба Торнтона, не забывает и про российские проекты, принимая участие в первом российском фильме в формате IMAX «Сталинград 3D» и выкупив права на «Код Дурова» — историю о самом необычном российском интернет-предпринимателе. От него же мы ждем новостей по поводу нового проекта Андрея Звягинцева. Роднянский развивает «Кинотавр» так, чтобы фестиваль был аналогом Sundance в России. В общем, чего только не делает. Эффективность, достойная уважения.

Реформа года — реформа Фонда кино

Министерство культуры взялось перетрясти только-только устаканившуюся систему господдержки и снова отвоевало себе часть финансовых средств, которые направляются ежегодно на поддержку отечественного кино. Фонд кино и кинематографисты возмутились и окончательно перестали понимать, кто выделяет деньги и на что, а также где искать столь необходимую продуманную госполитику в области кино. Условное разделение по принципу «фонд — для коммерческого кино, Минкультуры — для авторского» не помогает и заставляет бояться за судьбу отечественного артхауса, а заявленные министерством «стратегически важные темы», сценарии по которым получат «приоритетную поддержку», у многих вызвали недоумение, хотя погоды они, на взгляд кинематографистов, не сделают.

Открытие года — региональное кино

То, что фильмы можно снимать за небольшие деньги в регионах (и прокатывать с большим успехом там же), мы догадывались, но территории за пределами Московской области по-прежнему казались диким и неизведанным миром. В 2012 году региональное кино вышло из тени, заявив о себе в рамках целого фестиваля под названием Off-side. Пусть фильмов в программе было всего пять, москвичи отныне знают, что хорошие фильмы снимают в Карелии, Ленинградской области, Якутии и Бурятии, причем за совсем небольшие деньги.

Инициатива года — 100 лучших фильмов в школах

Одна из самых обсуждаемых, в том числе и на КиноПоиске, инициатив, озвученная Никитой Михалковым, понравилась министру культуры Владимиру Мединскому, и он поручил своему ведомству совместно с министерством образования разработать соответствующие предложения. В конце октября Мединский заявил, список из 100 лент уже составлен и для начала будет отдан на экспертизу профессионалам в области кинематографии. Предполагалось, что до конца года перечень разошлют в школы в качестве дидактических рекомендаций. Однако каким образом школы будут показывать кино, кто будет приобретать права на показ, когда фильмы будут демонстрировать ученикам, кто будет обсуждать с ними фильмы, на чем делать акцент? Инициатива поначалу кажется неплохой идеей, но возникают вопросы, как ее воплотят в жизнь.

Неожиданность года — внесение в Госдуму законопроекта о квотировании

Под Новый год депутат-единоросс Сергей Железняк активизировался и внес в Госдуму законопроект о предоставлении 20 % сеансов в кинотеатрах российскому кино. В обязательном порядке и с немалым штрафом за неисполнение. Разговоры о квотировании в 2012 году были повсюду, и даже в правительстве уже поняли, что такой мерой зрителей на сеансы отечественного кино не загнать. Однако депутаты, похоже, доводов кинематографистов и кинотеатров не услышали, позицию правительства во внимание не приняли и всерьез рассматривают этот законопроект. Железняк внес и еще один — о возвращении налога на добавленную стоимость при показе в кинотеатрах иностранных фильмов, что грозит и вовсе убить российский кинопрокат, заставив кинотеатры поднять цены на билеты и потерять внушительную часть зрителей.

Нашли ошибку?
Выделите нужный фрагмент текста (не более 3000 символов) и нажмите:
Во время экстремальной гонки Майкл находит друга — бездомного пса. Приключенческий фильм с Марком Уолбергом
В главных ролях:Марк Уолберг, Симу Лю, Джульет Райлэнс, Натали Эммануэль, Али Сулиман, Беар Гриллс, Пол Гилфойл
Режиссер:Саймон Селлан Джонс
Смотрите по подписке

Смотрите также

Вчера4
1 мая12
28 апреля4
28 апреля7

Главное сегодня

Вчера3
2 часа назад0
Вчера4
Вчера1
Вчера0
Вчера2
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Последний абзац - чушь какая-то! Будем надеяться, что такой бредовый законопроект не примут.

10

Согласен. Но сколько же можно надеяться и терпеть весь этот бред. Власть (в т.ч. и законодательная) подчинена своему народу! Давайте петицию составим, с инициативой выступим, подписи соберём. Нас ведь только на кинопоиске... ну, в общем много) Найдутся здесь грамотные юристы, способные корректно сформулировать возмущённый вопль миллионов? Я экземпляр такого документа готов распечатать, подписать, собрать ещё подписей 150 и в столицу отправить.

6
FlashBack2210Ведерников

Если закон всерьез будут продвигать, думаю, ничего не остается, как обратиться к администрации КиноПоиска за помощью в написании петиции.

3

В самом низу есть гиперссылка на книгу жалоб и предложений. Наверное, там прочитают.

0