«Фрау» Любови Мульменко: романтическая сказка для старых

Обсудить0

В российский прокат выходит фильм «Фрау» — удивительная мелодрама, непохожая на прошлые фильмы Мульменко. О том, почему над этой комедией хочется плакать и при чем тут Уэс Андерсон и Ханс Кристиан Андерсен, рассказывает Василий Степанов.

Василий Степанов

Кинокритик, главный редактор журнала «Сеанс»

Прослушав композицию «Мы летом не грустим с приятелем моим» (к/ф «Приключения Толи Клюквина»), почистив зубы самым настоящим зубным порошком из круглой голубой коробочки, съев на завтрак вареное до синевы яйцо с майонезом и зеленым горошком и, конечно, наточив свой личный топорик (это для безопасности), Ваня (Вадим Королёв) выходит в свет. За спиной Вани удобный рюкзак, на ногах — несносимые походные ботинки и штаны карго. Такой герой к любой неожиданности готов, хотя служба у Вани, скорее, прозаическая. Он продавец-консультант в магазине для охотников и рыболовов, где работает вместе с Вовкой (Стоянов) и Коляном (Дарья Коныжева). С ними же и отдыхает — каждые выходные рыбалка на природе. И вроде бы все хорошо, но есть у Вани мечта — найти себе фрау, чтобы было для кого костер развести и кого в бабушкину квартиру привести. Но Катя, которая красиво накладывает пюре в ближайшей столовой, к серьезным отношениям еще не готова, и судьба заставляет Ваню обратить внимание на балерину Пермского театра оперы и балета Кристину (Лиза Янковская), которая танцует партию Жизели и явно переживает темные времена — привыкла к боли. Затянувшийся роман с женатым травматологом Гришей (Алексей Розин) отравляет жизнь, не делает ее проще и многопоколенная семья в составе мамы и бабушки, с которыми Кристине приходится делить жилплощадь. Так что чудик с топориком и букетом васильков кажется балерине подходящим вариантом смазать карту будня. В конце концов, он ни на кого не похож.

Второй фильм Любови Мульменко тоже не похож на картины, которые до сих пор выходили по ее сценариям (фильмы Нигины Сайфуллаевой и Оксаны Бычковой), не похож и на ее собственный режиссерский дебют «Дунай». Забудьте о блуждающей камере (которая часто оборачивается компромиссами на монтаже) и псевдодокументальной необязательности драматургии. Во «Фрау» все планы придуманы, нарисованы и расчислены, это пример поразительного по нынешним временам режиссерского контроля.

Вадик Королев

А камера, скорее, уютно статична; у каждого из главных героев своя визуальная драматургия и мир. У походника Вани — это сказка советского детства с его наивным праздником обоев и таинственным шуршанием пластинок, это кот Гагарин, геометрия детской оранжевой книжки про Тиля Уленшпигеля, что-то между Роланом Быковым и Уэсом Андерсоном пополам с Гретой Гервиг (это не я придумал, а кто-то из коллег, и мне вдруг захотелось увидеть снятый Любовью Мульменко комикс-блокбастер о Матрешке). Кристина, понятно, современнее, тоньше в метаниях, и камера за ней порой волочится как за объектом желания, явно вздыхая.

Пожалуй, поначалу визуально вторжение Ваниного мира в мир Кристины и, наоборот, взаимное вторжение двух людей, обещавших себе влюбиться, не выглядят острым, но постепенно и неизбежно это ощущение поглощения нарастает. Кристина никак не может принять бабушкино наследие. Шторы, как выясняется, задают тон не только комнате, но еще шире фильму и жизни; не говоря о внезапно побелевших стенах. Ваня до поры терпеливо сносит утраты идентичности (банки для круп нельзя, обои нельзя, топорик нельзя) и отважно хранит в морозилке тайну своей любви. «Фрау» час с лишним кажется смешным фильмом. Порой хочется хохотать в голос. И не только над злоключениями очарованного балериной оловянного солдатика Вани, а вообще над точностью формулировок (финальная фраза фильма обречена на статус крылатой) и узнаваемым, любовно выписанным миром. Особенно острое переживание реальности ждет тех, кто жил или хотя бы бывал в Перми: фильм два сезона снимался в родном городе Мульменко и Королёва.

Лиза Янковская

В последней трети комедия набирает трагические обороты. Зримое несовершенство героев, никак не укладывающихся в общепринятые клише жизни, не только умиляет или ободряет. Их курьезная ригидность может даже злить, но она по-своему поучительна. Ведь всегда есть путь для отступления, для принятия правильного решения. В пропасть явно никто не сорвется (это мы знаем и по прежним работам этого автора, доброго к своим героям как к друзьям).

Счастливый финал бывает с вариациями. Узнали они о себе кое-что важное и жили потом долго и счастливо. Кристина «так себе фрау оказалась», Ваня тоже не вполне Уленшпигель — тот явно не держал сердце на льду. Но если вам захочется поплакать в конце этого фильма — улыбнитесь. Вы все-таки плачете под песенку из мультфильма. Когда вы в последний раз плакали на мультфильмах?

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

24 апреля39
20 апреля2
19 апреля4
19 апреля46

Главное сегодня

Вчера2
Вчера0
Вчера4
Сегодня0
Вчера0
Сегодня0
Сегодня2
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации