всё о любом фильме:

Антон тут рядом

год
страна
слоган-
режиссерЛюбовь Аркус
сценарийЛюбовь Аркус
продюсерАлександр Голутва, Сергей Сельянов, Константин Шавловский
операторАлександр Демьяненко, Алишер Хамидходжаев, Павел Костомаров, ...
композиторМакс Рихтер
монтажДмитрий Сидоров, Георгий Ермоленко
жанр документальный
сборы в России
зрители
Россия  3.5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время110 мин. / 01:50
Как почувствовать боль другого человека? Герой этой картины — мальчик-аутист. Он живет между облупленной квартирой на окраине большого города и больницей для умалишенных. В поле зрения камеры Антон попадает в тот момент, когда не сегодня-завтра он станет пациентом психоневрологического интерната — места, где люди с таким диагнозом, как у него, долго не живут. Автор — камера — герой. Расстояние между ними с каждой минутой сокращается, автору приходится войти в кадр и стать действующим лицом этой истории. Но это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом. О том, что в каждом из нас живет Другой, которого ежедневно приходится убивать в себе, чтобы выжить.
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (159)
ожидание: 88% (123)
Рейтинг кинокритиков
в России
100%
12 + 0 = 12
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:08
    все трейлеры

    файл добавилSuddenPart

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 888 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм дрянной, вредный и лживый. Автор хорошо, если заблуждается искренне, в чем не особенно уверен. Сейчас объясню почему.

    Была такая передача на ещё старом НТВ: журналист под камеру приезжает к бабушке, которая не может ходить и у неё единственная отрада- телевизор, и она написала на тв с просьбой помочь купить телевизор, который сломался, и вот журналист с зарплатой в червонец тысяч долларов и тратящий в сушибаре как раз как за бабушкин тв, приезжает к ней и предлагает зрителям скинуться, добавляя, что и съемочная группа тоже добавит.

    Или идущая по зомбоящику до сих пор передача, где журналюга одевает клетчатую рубашечку в стиле доренки и ходит по магазинам и определяет какая колбаса, из тех, что едят телезрители, но никак не он, хуже, а какая тоже дрянь, но типа чуть получше.

    Всё это называется Имитация.

    Итак, о фильме. Показывают парня, вроде бы аутика, но не уверен, не врач, возможно есть еще элементы умственной отсталости. В любом случае, это не милые персонажи фильмов «Человек дождя», «Восход меркурия» или «Мутанты», которые почти такие же как мы, но замкнуты внутри себя. Парня, сразу скажу, жалко. Но жалко и его мать, и отца. Жалко ли парню его родителей, в первую очередь, маму — не ясно, по крайней мере, в фильме этого не видно. Парень ленивый, агрессивный к другим и к себе. Когда его пытаются приучать месить тесто, он не хочет, работать тоже не хочет, хотя ест с аппетитом- румянец во все щеки.

    Человек ли он в полном смысле слова? Или хотя бы в смысле добрых чувств, любви к кому-либо? Непонятно и сомнительно. Если помните персонажа у Фолкнера в «Поселке», кажется Айк, так там не просто аутик, а самый настоящий ненормальный, но он трогательно любит корову, заботится о ней, спасает из огня- один самых замечательных персонажей романа, так он в смысле человеческих чувств больше человек, чем Антон, который любит тетрис, писать буквы на стенах, лежать и метаться как зверь из угла в угол.

    И автор таскает его то в интернат, то в лагерь, где его боятся и пациенты, в конце концов, покупает его отцу домик с землей, после чего тот забирает сына, которого оставил вместе со смертельно больной женой еще в детстве. Мило!

    После просмотра у Гордона зрители массово начинают отправлять смс-ки в фонд Антона. Занавес!

    Но! Обращаю внимание, что Антона в зале нет. Интересно почему? Может быть потому, что зрители бы увидели, что человеком он так и не стал? И многие сторонники режиссера и фильма просто побоялись бы сесть рядом?

    При этом! Подчеркиваю, в это самое время в детдомах, интернатах, домах престарелых находятся сотни тысяч детей, стариков, которые, в отличие от Антона, точно люди во всех смыслах этого слова, и они, в отличие от него, понимают, что не нужны никому: ни обществу, ни государству, ни родным, ни этому геройскому режиссеру!

    Т. е. поймите правильно: понимает ли Антон своё ущербное состояние -неизвестно, при обсуждении даже было сказано, что скорее всего нет, т. е. он не страдает, что не может сходить в театр, музей, стадион. А эти сотни тысяч такие же как и мы, но без ног, рук, парализованные, или просто ещё дети, или дряхлые старики, но они точно страдают от своего униженного состояния!

    Выйдите на улицы и оглянитесь: много вы увидите этих несчастных людей, за исключением тех, что собирают деньги цыганской мафии? Их как бы нет вообще! Как нет и условий для их существования в нашем обычном мире: пандусов, специальных туалетов, входов в общественный транспорт.

    Но внимание в фильме сосредотачивается на бедном Антоне, находится абсолютно искусственное решение проблемы через всучивание его отцу с его новой семьей через покупку дома с участком. А дальше то что? Ведь Антон вырастет, а старики станут немощны и не смогут его обслуживать, а ему к тому же возможно уже нужно решать проблемы секса… Как он будет жить, без специальности, без навыков? И не встретите ли вы его однажды вечером на улице с молотком в руках, и не захочет ли он из любопытства посмотреть содержание вашей головы, чтобы потом, макая палец, писать вашей кровью буквы на стене?

    Т. е. полная имитация проблемы, её решения. Зато все счастливы, отправили смс-кой 100 рублей и преисполнились гордости. Только бы случайно Антон не оказался рядом, ведь это действительно страшно.

    Но в домах скорби так и будут находиться люди, которых просто не показали по тв, и потому у них нет никакой надежды!

    Хотите посмотреть действительно честный и талантливый фильм на эту тему, есть гораздо лучший вариант: «Человек-слон» Дэвида Линча. Там действительно трагедия человека, который по мыслям и чувствам настоящий человек, но заключен в тюрьму ужасного тела.

    6 апреля 2013 | 17:40

    Кино — как зеркало, только отражает оно не внешнюю нашу оболочку, а то, что не осязаемо, не материально — душу, сердце, чувства. Но чтобы это увидеть, нужно и смотреть через сердце, чувствовать и воспринимать открыто и честно. И если продолжать сравнение кино с зеркалом, то разнообразных «зеркал» здесь может быть множество — идеально чистых, выгнутых, вогнутых, грязных, разбитых или совсем ничего не отражающих, а только блестящих как фольга. Но ведь настоящее зеркало (отражающее) стоит во тьме и нужно светиться самому, чтобы найти к нему путь, а увидеть в зеркале себя можно только благодаря свету, исходящему от него.

    Найти путь к фильму «Антон тут рядом» без света, который внутри зрителя зажгло киноискусство, довольно нелегко. Однако благодаря Венецианскому кинофестивалю и фестивалю «Другое Кино» стало возможно заглянуть в чистое зеркало, которое с настоящей добротой, любовью и заботой создала и держит для зрителя Любовь Аркус и вся съемочная группа фильма. Просто великолепно, что такие фильмы наконец-то появились на экранах больших кинотеатров не только столицы, но и провинциальных городов! Думаю, что многие, пришедшие на фильм «Антон тут рядом», благодаря исходящему от картины свету увидят «тут рядом» еще одного себя. Себя, с которого смылся налет социальности, моды, общественного мнения, принятых правил «хорошо-плохо», фальши и псевдо-чувств. Улыбка Антона, его глаза, объятия, его истинная и чистая любовь — это то, что есть в каждом из нас, что мы отчаянно скрываем, боясь быть не так воспринятыми обществом, боясь того, что кто-то не поймет нас. «Люди терпят».

    Зачастую документальные фильмы показывают социальную проблему жестко, больно и, к сожалению, бесчувственно (в основном это свойственно документалистике, снятой для телевидения). Очень точно в интервью телеканалу Культура это подметил оператор картины Алишер Хамидходжаев: «в них (во многих лентах документального кино) чего-то не хватает. Там как будто холодно со стороны, наблюдение какое-то. От этого тебе становится жутко и как-то не по себе». И видимо поэтому фильм «Антон тут рядом» нарушает рамки классической документалистики, вмешиваясь в жизнь, меняя ее ход и главное заполняя пространство холода теплом и искренней любовью. Во время просмотра понимаешь, что Любовь Аркус не только создала прекрасный фильм, но и подарила Жизнь и Счастье многим героям этой картины. Причем, героями здесь являются не только те, кто в кадре, но и те, кто за кадром и у экрана, то есть мы — зрители. С помощью любви, заботы и камеры Любовь Аркус создала для Антона целый мир, и ведь что-то подобное она делает, выпуская прекрасный журнал «Сеанс» — создавая отдельный огромный мир для читателя. Хочется сказать большое человеческое «Спасибо, Любовь, за всю Вашу любовь, которую Вы дарите миру!»

    Если рассматривать картину «Антон тут рядом» только как кино, то сложно отнести его четко к документальному. Это что-то необычное, нечто гораздо большее, чего еще не было и что, наверно, является слиянием игрового и документального кино. Если бы я смотрел фильм без закадровых комментариев режиссера, то не сразу бы догадался, что это не игровая лента. Наверное, я бы сначала подумал, что это экспериментальный арт-хаус с невероятно сильной, жизненной подачей.

    «Камера изменила жизнь», повторяет Любовь Аркус в конце фильма. Действительно, кино по-настоящему перестраивает жизнь, видение мира и отношение к нему, к людям, к нерукотворному. Кино — это не только целый отдельный мир, но и способ увидеть мир внутри себя и себя в мире. Фильм «Антон тут рядом» — большая ступень на пути познания истинного себя, познания любви и жизни. «Люди летают».

    9 октября 2012 | 19:38

    Постараюсь писать более-менее связно, хотя фильм посмотрела только вчера, и чувства все ещё переполняют.

    О чем этот фильм? Да, несомненно, он поднимает очень важные проблемы: система здравоохранения в России; отношение общества к психически больным, немощным или просто не похожим на них людям; привычное для многих равнодушие к чужой боли.

    Но также это фильм о самом главном в жизни человека: о любви. Без которой нельзя быть по-настоящему счастливым. О душе человека и его внутреннем мире.

    Это кино о том чувстве отчуждения, боли и одиночества, которое хоть раз возникало у каждого, терявшего самых любимых. Просто Антон переживает все эти чувства, наверное, сильнее самых чувствительных людей, из-за аутизма. Он как ребенок, он и есть ребенок. А мы подавляем в себе этого ребенка, ведь по-другому с болью и жизнью не справиться.

    Фильм тяжелый, но очень светлый. Неприятно и больно смотреть на страдания людей, которых никто не любит, покинутых и одиноких. И, конечно, такие люди есть не только в психиатрических больницах. Такие люди вокруг нас, иногда это мы сами. «Да, это ад. Но кто сказал, что ада на Земле не существует?»

    Какой вывод увидела в фильме я?

    Несмотря ни на что, любовь может спасти.

    6 апреля 2013 | 15:52

    Я хотела бы поблагодарить Любовь Аркус за ее прекрасный фильм. За то, что одним прекрасным фильмом, она изменила мое отношение к документалистике. Спасибо ей за то, что она показала, что документальное кино может быть другое — доброе, откровенное, правдивое, живое и эмоциональное, а не холодное и убивающее фактами.

    Фильм «Антон тут рядом» это прямое доказательство того, что сила любви и не безучастности в жизни другого человека, способно наверно изменить мир. Фильм прямое доказательство того, что, помогая и спасая кого-то другого, можно спасти и помочь самому себе (совершенно не рассчитывая на это).

    За все время просмотра фильма, я сидела как вкопанная, я переживала, потому что за эти несколько часов Антон мне стал близким человеком. Я думаю, что это испытывали еще 6 (всего!!!) человек, которые вместе со мной смотрели этот фильм. На мой взгляд, это один из удачных фильмов, которые я посмотрела в этом году в кинотеатре. «Камера изменила жизнь» наверно не только режиссера и участников фильма, но и нашу, зрительскую.

    Со слезами на глазах (катарсис не иначе!), я хочу еще раз сказать спасибо Любви Аркус за этот потрясающий фильм. «Антон тут рядом», безусловно, достоин просмотра.

    10 из 10

    12 декабря 2012 | 16:16

    Автор рассказывает о том, как она проучаствовала в судьбе юноши с психическими отклонениями.

    Фильм добавит голосов партии антипсихиатрии. И прекрасно. Я тоже — за. Но верность идеалам дорого стоит. Вы вправе относиться к психическим отклонениям гуманно — как к проявлению личностных особенностей, но кто-то должен решать бытовые вопросы, связанные с ограниченной дееспособностью всякого слишком «особенного» ч-ка. В силу ряда причин в России это делать сложнее.

    Вот и у автора фильма не получилось. Юношу забирали из интерната, возили туда-сюда, возвращали назад, снова забирали, но желающих взять на себя опеку так и не нашлось. И тогда в результате некой мутной сделки парня впарили нашедшемуся вдруг отцу. Последний до степени очевидности не изнурён «гуманизмом». Особенности сына он воспринимает «нормально» — как психические недостатки. Круг замкнулся — интернат снова не за горами.

    История Антона вызывает всю гамму приличествующих сострадательному обывателю чувств. За кадром рефреном звучит: «любить, любить …». И я уже вижу, как сподвигнутые фильмом отряды новых самаритян готовы раскрыть свои объятия жадным до ласки аутикам. Минуточку! Представленный случай не вполне типичен.

    Если снижение интеллекта здесь очевидно, то собственно аутистический синдром — смазан. Социальная мотивация сохранна. Антон откликается на улыбку, идёт на телесный контакт и вполне чувственно обнимается! Это значит, что все действия автора по социализации парня были уместны. Спасибо ей за это. Однако обобщения, которыми она делиться со зрителем относительно потребности ВСЕХ аутиков в любви со стороны окружающих, требуют уточнения.

    Ящерица равнодушна к поглаживаниям. Кошка не любит печенье. Выраженный аутик не видит людей. Он избегает телесного контакта. Взгляд в упор его напрягает. Он хочет, чтобы его оставили в покое, позволив заниматься любимым «делом». И мы никогда не можем рассчитывать на его благодарность! Милосердны те, кто это понимает и не требует невозможного. Кстати, персонаж Хоффмана («Человек дождя») в этом плане вполне достоверен.

    Фильм не лишён тенденциоза, но без этого бы не было пафоса. Поэтому я не в претензии. Смотреть интересно.

    7 из 10

    12 апреля 2013 | 17:01

    Впервые я услышал об Антоне Харитонове недавно. В тот день по Первому каналу показывали фильм об аутизме. В нём содержались краткие истории о нескольких людях-аутистах. Одним из них был Антон.

    И вот теперь я отправился на фильм Любови Аркус.

    Много говорить об этой картине я не буду: её нужно смотреть, а не рассказывать о ней.

    У меня скорее не рецензия, а благодарность. «Это история не о том, как один человек помог другому человеку, а о том, как один человек узнал себя в другом» — говорит режиссёр фильма. Я думаю, можно сказать, что это история о взаимопомощи. «Мы живём, как можем, а они — как мы им поможем» — на мой взгляд, очень правильное суждение. Огромное спасибо и нижайший поклон Любови Аркус и всем создателям фильма за то, что они сделали для Антона. Огромное спасибо и нижайший поклон Антону за то, что он сделал для Любови Аркус и всех создателей фильма. Спасибо им всем за то, что они сделали для меня и для всех тех, кто посмотрел и ещё посмотрит это кино. Я убеждён, что эта картина в чём-то поможет каждому, кто её посмотрит.

    Невероятно, удивительно, на что способны доброта, внимание и любовь. После просмотра документального фильма это становится особенно ясно.

    «Люди терпят… люди летают».

    17 октября 2012 | 21:17

    Каждый документальный фильм пытается раскрыть какую-то новую проблему, существующую в нашей стране. Интерес вызывают зачастую те, которые, действительно наши: наша политика, наш алкоголизм и т. п. Но документалка на тему которой снято множество «мировых» фильмов, это тема обсуждаемая и раскрытая в принципе. Поэтому одной подробно описывающей содержание рецензии хватит, чтобы сделать выводы, что всё плохо, но есть еще герои.

    Просторы нашей страны приятней смотрятся в художественных фильмах. А проблемы и решения принято искать на телевидение, но только как-то поверхностно, и опять зарождается вопрос: «Неужели действительно чьё-то сердце встрепенулось в сторону одного мальчика, а не в сторону показа на первом канале или какого-то признания?».

    Очень посредственный документальный фильм про одного больного и одного желающего вылечить..

    Закадровые рассуждения как-то не соответствуют происходящему на экране. Очень мало показано той любви, о которой так много сказано Л. Аркус. Да, слов много, а на деле: отдала она его все-таки в лечебницу, спустя какое-то время выкрала (?). А если смотреть еще более поверхностно, то она в общем-то только открыла глаза отцу Антона, что сын — это его плоть и кровь, не зависимо от того, что он не такой как все.

    Какая-то бессмысленная суета вокруг мальчика с её стороны. Умерла мама, и отец бы забрал его к себе независимо от участия фильма. Хотя акцент делается на обратном, что только с помощью отснятого видео можно было совершить чудо. Не живому Антону, а пленкам, на которых он «добрый, веселый, грустный, добрый, хороший, благодарный, большой, маленький. Гуляет, бегает, прыгает, говорит, смотрит, слушает…»

    29 мая 2013 | 20:06

    Это фильм не из серии «Каким он был, каким он стал. Мы не успели его спасти». Документальная история о том, как важно не испугаться вовремя «войти в кадр».

    В руки к Любови Аркус попало сочинение мальчика-аутиста Антона, в котором были такие строки «люди терпят». Эти слова, как оказалось, лучшим образом характеризуют самого автора. Аркус решила построить историю от себя. Историю Антона она начала с откровения о себе: механическое течение жизни, отсутствие любимых людей. Неожиданно путь Аркус пересекается с дорогой мальчика-аутиста, которому на тот момент ничего в жизни не светит, кроме психоневрологического диспансера, что равносильно гибели.

    Во время просмотра ленты у меня возникло два вопроса: что заставило Аркус взять камеру в руки и задокументировать историю мальчика-аутиста? Зачем режиссеру нужна была настолько тесная привязка к собственной жизни? Ведь в таком формате документальная лента «Антон тут рядом» обретает сразу двух главных героев. Попробую разобраться.

    Как известно, в России аутизм как диагноз отсутствует. Но дети с подобным отклонением в развитии рождаются. И их, даже не разобравшись, записывают в ряды не дееспособных граждан, а этими самыми психоневралогическими диспансерами превращают в овоща. На самом деле, аутисты — самые адаптированные, самые приспособленные к жизни люди из всех, страдающих отклонениями в психическом развитии. И этот вполне логично, что такой беспрецедентный случай, как превращение аутиста в полноценного человека, должен стать известным, должен оказать соответствующее воздействие на зрителя под лозунгом «Это возможно!» Но история Антона исключительна. Ребенок не только теряет самого близкого человека, но и друзьями семьи воспринимается исключительно как крест, которой пришлось нести несчастной женщине. После смерти матери он обязательно останется один. И чужой человек ищет разные способы спасти Антона от лечебницы. Конечно, картина носит и ознакомительный характер. Она показывает главное — альтернативу диспансеру, убивающего людей. Это специализированный лагерь, работа волонтеров. При просмотре хочется сказать только одно: «Есть возможность! ЕСТЬ!»

    Но главное в картине — это две параллельно развивающиеся психологические истории. Ведь это не только процесс адаптации Антона, раскрытие его внутреннего мира, где есть чувства, мысли, но и самой Аркус: реконструкция, по факту, заполненной не тем жизни. Ведь в обоих героях уничтожается человек, способный любить.

    «Камера изменила жизнь», — говорит в конце фильма Аркус. Камера связала Антона с Любовью, зажгла в мальчике интерес. Камера обнажила жизни героев. Камера заставила людей (мать Антона, его отца) поверить в него, открыть свои истинные эмоции. И, к большому сожалению, только камера показала близким мальчика, что «Антон тут рядом»

    17 октября 2012 | 00:02

    Мы в ответе за тех, кого приручили

    Люди… Люди бывают добрые, веселые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Фильм «Антон тут рядом» о других людях. О тех, кого принято не замечать, о ком легче не думать, не принимать во внимание. Они существуют в параллельной вселенной — в палатах интернатов, в специальных лагерях, в коррекционных школах. Но чаще сами по себе, в маленьких квартирках на окраине города, в крошечных комнатах с потертыми обоями на стенах, прячась под застиранными одеялами от пугающего шумного жестокого мира. Эти люди живы до тех пор, пока есть кому о них позаботиться. История, рассказанная Любовью Аркус — попытка объединить два параллельных мира, привлечь внимание, заострить его на конкретной проблеме, призвать зрителей найти решение, вспомнить о всемогуществе любви… Стоп! А есть ли в фильме место этому чувству?

    Картина начинается с рассказа Аркус о себе — о смерти отца, о том, как тяжело возвращаться в пустую квартиру, о потребности заполнить внутреннюю пустоту. Эти слова повторяются рефреном на протяжении всей ленты — в воспоминаниях о прошлом, в неожиданно найденных старых письмах, в показанных фото из семейного архива. Что есть Антон в этом контексте? Являются ли помощь ему искренним порывом или лишь попыткой решить собственные внутренние проблемы? Да и помощь ли это? В начале и в конце фильма зритель видит один и тот же интернат — сперва это место позиционируется как ад на земле, потом — как чистилище, в котором нужно переждать, пока «Люба решит проблему». В течение четырех лет мальчика с диагнозом, предполагающим крайнюю уязвимость психики, перебрасывают их одного места в другое. Он привязывается к людям, пускает их в свой внутренний мир, но они исчезают, оставив в его хрупкой душе еще одну незаживающую рану. Любовь Аркус называют ангелом-хранителем главного героя, но какой лик у этого ангела?

    Сам Антон однажды восклицает: «Я вам собака что ли?», но взрослые смеются, воспринимая его слова в лучшем случае как шутку, а в худшем — как очередной маловразумительный всплеск сознания человека с диагнозом. А все так просто — нужно лишь захотеть услышать. Эти вечные дети не умеют лгать, они озвучивают то, что думают, то, что чувствуют. Антон, как и любой человек, хочет домой, туда, где тепло и безопасно. И именно этого раз за разом оказывается лишен. В поставленных условиях вечного движения в никуда единственным островком стабильности и относительного покоя остается Любовь, но ее жизнь подчинена строгому распорядку. Утренний кофе, телефонные переговоры, встречи и разговоры. Пару раз в неделю фитнес, пару раз — визит к Антону. Это так удобно, быть доброй по собственному расписанию, не нарушая свою зону комфорта. Люди терпят.

    Осознанно или нет, она движется согласно внутреннему компасу эмоций, не дав себе труд хоть на минуту задуматься о том, что будет дальше. Недрогнувшей рукой она распоряжается судьбами людей, манипулируя их чувством вины, строя мир, отвечающий ее представлениям о гармонии. Но возможно ли счастье рядом с отцом, который однажды уже принял решение уйти из семьи? И почему за Антоном должна ухаживать совершенно посторонняя женщина, виноватая лишь в том, что вышла замуж за отца больного ребенка? Что будет после того, как они умрут? И не станет ли однажды для Антона тот интернат воплощением рая, после жизни с людьми, которые его не любят, а просто терпят. Но Аркус с исследовательским интересом лишь отмечает изменения, произошедшие в характере героя, с сожалением замечая, что «в Тоше стало меньше света». Он стал меньше писать, но научился плакать. Теперь он обнимает только Любовь, не испытывая такой потребности по отношению к отцу и мачехе. Но отступать поздно, доброе дело уже совершено, а детали, мешающие создаваемой картине, просто останутся за кадром.

    Фильм определенно удался. Как иллюстрация цинизма и ханжества, жестокости и эгоизма, равнодушия под маской участия, приверженности к компромиссам и полумерам, как рассказ о том, что такое хорошо и что такое плохо. Как кривое зеркало доброты и сочувствия, смотря в которое вспоминаешь о таком простом, но таком важном умении — видеть в людях людей. Не игрушку, не подопытных крыс, не бездомных собачек, не птиц со сломанными крыльями или перебитыми лапками, не средство достижения своих целей, не объекты и не способы, а личностей, человеков. Люди думают, молчат. Больные и здоровые. Люди конечные. Люди летают.

    5 из 10

    6 апреля 2013 | 16:46

    Картина с успехом была представлена на венецианском фестивале, получив, правда, не самую престижную награду, русскоязычное название которой лишний раз лучше и не упоминать. Тем более что сам фильм является если ни вехой, то очень значимым событием как для нашего кино, так и всех тех, кто имеет к нему отношение. Особенно для Любови Аркус. 20 лет она писала о кино, возглавляла редакцию питерского журнала «Сеанс», анализируя, оценивая, интерпретирую творчество других.

    Одно дело — блеснуть артисткой в маленьком эпизоде шлягерного «Кококо», другое — стать главным на площадке, тем, кто за базар отвечает. Критики редко меняют свою профессию на режиссуру, думаю, не в последнюю очередь из-за страха оказаться неумехами в том деле, о котором всю жизнь разбирались, но на бумаге. Перед Аркус был пример бывшего мужа — Олега Ковалова, который изменил любимому киноведению с режиссурой и сделал несколько опять же киноведческих фильмов, настолько «продвинутых», что даже киноведы и критики за головы хватались.

    Несколько лет назад в «Сеансе» был опубликован странный текст под названием «Люди» некоего Антона Харитонова: «Люди бывают добрые, веселые, грустные, добрые, хорошие, благодарные, большие люди, маленькие. Гуляют, бегают, прыгают, говорят, смотрят, слушают…», умещающийся на одной машинописной странице. Аркус захотела с автором встретиться. Им оказался 12-летний аутист.

    Фильм этот можно было бросить уже в самом начале, когда юный герой упорно бегал от камеры, не желая идти на контакт. Или можно было ограничиться хроникой, фиксирующей развитие маленького человека дождя. Или деградацию, как это, например, проделали чешские коллеги-документалисты, 10 лет методично снимая наркоманку «Катьку», не вмешиваясь при этом в её жизнь, в результате окончательно разрушенную героином. Или можно было «отделаться» каким-то одним красивым актом, наподобие того, что сделал с мусорщиками в фильме «Свалка» бразильский художник Вик Мунис, пригласив их позировать для своих картин, а потом взяв собой на престижный аукцион и вручив каждому вырученные от продажи картин деньги. Возможно, что-то такое и планировалось изначально, но по мере развития отношений с Антоном, замысел всё углублялся и углублялся, чтобы вывести в итоге к осознанию абсолютной истины и одновременно абсолютной «банальности». Всё дело в любви.

    Антон — это та лакмусовая бумажка, отражающая её уровень в обществе. Нет, не в обществе. В окружающих его людях. Без неё он хиреет, совсем как цветок без воды. С ней — начинает преображаться. И то и другое фиксирует камера. Мы видим постоянно меняющийся процесс — то расцвета, то увядания. Эксперимент, поставленный обществом. Эксперимент уникальный уже потому только, что поставлен на человеке, хотя на людях ставить эксперименты вроде как запрещено. Собственно, главная составляющая несанкционированного никем опыта — мытарства аутиста Антона Харитонова между его собственной питерской квартирой, из которой когда-то давно ушёл отец и вот-вот уйдет (в мир иной) мать, и разного рода инстанциями.

    Я не могу вспомнить ни одного фильма, где бы так наглядно была отражена метаморфоза столь разительных перемен. Антон, лишенный привычных защитных механизмов адаптированного человека, реагирует на всё непосредственным образом. Поэтому с ним бессмысленно имитировать добросердечность, поэтому фильм невольно ставит далеко не утешительный диагноз нашему миру и нашему времени. Такое ощущение, что это кино снималось не четыре года, а четверть века. И в нём сошлись в одной точке последние десятилетия — стагнирующий социализм 80-х, лихие 90-е и ново-русский гламур нулевых.

    Я больше чем уверен, что все четыре года, посвящённых Антону, Любовь Аркус не думала ни о каком месседже будущего фильма, ни о каких-то возможных наградах. Все профессиональные составляющие перечёркивает и одновременно окупает уже один только её поступок… Вызов, брошенный нашему миропорядку, когда она именно что выкрадывает Антона из психушки, что, я вам скажу, выглядит куда круче, чем в авантюрном игровом кино. Чтобы потом прятать его несколько месяцев на свой страх и риск на «конспиративной квартире», опасаясь любого стука в дверь. И как бы в благодарность за это парнишка из гадкого утёнка превращается на наших глазах если не в прекрасного лебедя, то, по крайней мере, в здравомыслящего парня, улыбающегося и приветливого, и, главное, больше не мечущегося, как дикий зверь в клетке.

    Аркус четыре года не столько снимала кино, сколько спасала человека, едва не сгоревшего на адской кухне «имени товарища Кащенко». Спасала Антона Харитонова, а спасла ещё и себя. Творческий акт совпал с каким-то очень важным для неё духовным процессом, что привело в итоге к преображению создателей и зрителей. За всех не отвечаю, но лично я и, полагаю, все те полтора десятка человек, что были в зале, где я его смотрел, пережили за два неполных часа очень сильные чувства. А зрительский катарсис, похоже, совпал с катарсисом героев: мы видим как отец с новой, второй, женой смотрит видеосъемки Антона за несколько лет и, похоже, наконец-то осознает, что это его сын, его кровь и плоть. И как результат — принимает Антона в свою новую семью.

    И самое главное, что при всём том, что здесь показано, это никакая ни чернуха, это удивительно светлое кино, какого ещё поискать. И слёзы, которые будут литься у вас по щекам, не будут слезами жалости, но будут теми слезами, что случаются в те редкие мгновения, когда нам удается заглянуть в самую глубину своей души.

    28 ноября 2012 | 22:22

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>