всё о любом фильме:

Джентльмены удачи

год
страна
слоган-
режиссерАлександр Серый
сценарийГеоргий Данелия, Виктория Токарева
директор фильмаАлександра Демидова
операторГеоргий Куприянов
композиторГеннадий Гладков
художникБорис Немечек, Валентин Перелетов, Элеонора Немечек
монтажМ. Ренкова
жанр драма, комедия, криминал, детектив, ... слова
зрители
СССР  65 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
для любой зрительской аудитории
время84 мин. / 01:24
Заведующему детсадом Трошкину фатально не повезло: он оказался как две капли воды похож на бандита по кличке «Доцент», похитившего уникальный шлем Александра Македонского.

Милиция внедряет добряка Трошкина в воровскую среду — и ему ничего не остается, кроме как старательно изображать своего двойника-злодея, путая всех окружающих. Со временем он настолько блестяще входит в роль, что сам начинает порой приходить в ужас. Между тем, жизни его угрожает смертельная опасность…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Евгений Леонов заведовал московским детским садом №83.
    • Чтобы подстраховаться, сценарий «Джентльменов удачи» отправили всем крупным милицейским чиновникам. Каждый из них посчитал своим долгом внести какие-нибудь изменения. Например, один из таких добровольных консультантов написал: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью». Пришлось сценаристам вкладывать в уста своих героев более невинные ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский и даже Навуходоносор.
    • Съемки едва не застопорились из-за верблюда. Почему-то все считали, что в Самарканде с «кораблями пустыни» проблем нет. Однако найти верблюда удалось только в зоопарке. И, разумеется, он не плевал в Косого. Плевок был не чем иным, как обильно вспененным на лице Савелия Крамарова шампунем.
    • Занимает по посещаемости 12-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
    • В городе Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич, установлен памятник «Джентельменам удачи». Только теперь этот город переименован в Тараз (Казахстан).
    • Фраза «Археологи из Томска» считается среди томичей самым известным (возможно, и первым) упоминанием о городе Томске в кинематографе. В ироничном смысле употребляется по отношению к томским археологам, работающим в других регионах.
    • Очень много было хлопот с подбором раствора цемента для съемок. Раднэр Муратов вспоминал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, покрашенной хлебной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съемок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав из 23 лекарственных трав и на 15 лет продлевает молодость».
    • У красавца Олега Видова были производственные проблемы: он играл милиционера, переодетого таксистом. Справа сидел Савелий Крамаров и честно произносил текст. Но сколько бы режиссер не командовал: «Повернись и поговори с человеком!», Видов срывал дубли, так как просто плакал от смеха.
    • Киноначальству было не до шуток — как можно разрешить к показу картину с таким количеством тюремной лексики. Но фильм в преддверии профессионального праздника, Дня Милиции, показали главе МВД Николаю Щелокову, который так хохотал, что заглушал реплики, доносившиеся с экрана.
    • Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. В киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом.
    • На роль Хмыря Георгия Вицина утвердили не сразу. Пробовались Рудольф Рудин, Лев Дуров и Виктор Сергачев. Однако режиссера все время что-то не устраивало. В итоге худсовет картины остановился на Вицине, хотя к его кинопробам была добавлена приписка «поработать над гримом».
    • Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян, а Раднэр Муратов пробовался на роль начальника тюрьмы. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
    • Снимали «Джентльменов удачи» всего три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Тюрьму и побег — в Самарканде, дачу профессора археологии — в Серебряном Бору (это была дача одного из членов съемочной группы), а детский сад, театр и заброшенный дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, — в Москве.
    • Евгения Леонова так и не удалось посадить на верблюда. Актер категорически отказывался забираться между двумя горбами животного и проехать хотя бы сто метров. Пришлось применять киношную хитрость — Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Евгения Павловича везли на спине кого-то из съемочной группы.
    • Делать зарядку в 17-градусный мороз не хотелось не только — по сценарию — матерым рецидивистам, но и — по жизни — замечательным актерам Леонову, Вицину и Крамарову. Они пошептались между собой и предложили Муратову вопреки желанию режиссера оставаться в теплых фуфайках. Но вышла промашка: он попал на съемки позже всех и как-то не успел еще сродниться с коллективом, но зато уже вжился в образ своего добросовестного героя Василия Алибабаевича. Поэтому по команде «Мотор!» Муратов разделся и первым выскочил на мороз. Ну а дальше сработала актерская ревность — разделись все…
    • Фильм вышел в прокат 13 декабря 1971 года, а уже 14-го числа спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на «Джентльменов удачи» и продавали их с рук по 3 рубля, при том, что в кассе они стоили 20 копеек.
    • На роль Василия Алибабаевича также пробовались Владимир Этуш и Илья Рутберг.
    • По первоначальной задумке Георгия Данелии и Виктории Токаревой, роли должны были распределяться так:
    • Почти все основные актеры отказались от участия в фильме еще до того, как была утверждена сценарная заявка. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. В итоге сюжет переписали, придумали новых героев и принялись искать актеров.
    • Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву».
    • еще 17 фактов
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • В сцене, где Леонов пришел одолжить денег в детский сад, на его руке видна татуировка: горящая электролампочка. Чуть позже, когда он таскает батареи, та же лампочка переворачивается на 180 градусов.
    • Гардеробщик назначает встречу Трошкину у Большого Театра в 17 часов. Но неудавшаяся встреча проходит в канун Нового года, а в это время в 5 часов вечера на широте Москвы уже темно.
    • Когда беглецов заливают в бочке, машина одна, но когда машину показывают в пути, цистерна уже другая.
    • Отпечаток ботинка уже присутствует на штанах «Доцента» до того, как его пинает Никола Питерский.
    • Герои фильма садятся в такси. На машине присутствуют щётки стеклоочистителей (дворники). Когда герои выходят из машины, щёток уже нет.
    • Видов называет Леонову адрес, где они будут жить: «Конный переулок, дом N8». Это в районе метро «Шаболовка» — метро «Октябрьская». Но когда показывают вид из окна «этого дома» видно район Чистые пруды и театр «Современник» (совершенно разные районы Москвы).
    • Доцент занимает лучшее место в тюремной камере (у окна). Далее выясняется, что лучшее место принадлежит Василию Алибабаевичу, не похожему на тюремного авторитета.
    • В самом конце фильма милиционеры подъезжают на двух «Волгах»: черного и вишневого цвета, а отъезжают на двух вишневых.
    • В сцене зарядки на морозе у всех «сбежавших» наколки четкие. Но едва они начинают растираться снегом — те смазываются, фактически превращаются в кляксы.
    • еще 6 ошибок
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 1124 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм остаётся актуальным по сей день. Это настоящая классика советского кинематографа. От просмотра фильма остаются только хорошие впечатления!

    8 ноября 2006 | 21:30

    Советский кинематограф считался одним из лучших. Почти все фильмы, которые сделаны в советский период были восприняты публикой очень положительно. Да и не было в них никакой пошлости, маркетинга. Был чистый сюжет, великолепная игра актеров, а многие фразы в последствии стали крылатыми. «Джентельмены удачи» — один из моих самых любимых фильмов, который интересно смотреть всегда.

    Великолепная игра Леонова, Вицина, Муратова, Крамарова делают свое дело. Мне кажется, что не смысла рассказывать о них. Почти каждый хотя бы раз в жизни видел их на экране. На протяжении фильма с лица не сходит улыбка. Обилие шуток так и льется через край. Даже после многократного просмотра интерес к фильму не уменьшается. Он стал своего рода нарицательным. Как например «Ирония судьбы» под новогоднюю ночь.

    Интересный сюжет и хорошее настроение настроение при просмотре вам гарантировано. Жалко, что российский кинематограф в настоящий момент потерял ту сноровку, которая было у него раньше. Возможно дело в том, что сейчас снимают только для денег, а раньше снимали для простых, обычных людей.

    26 ноября 2010 | 22:45

    Очень смешная комедия. Как говорится таких сейчас не делают. Один из фильмов который растащили на цитаты. «Пасть порву!»

    Фильмы про бандитов и даже про тюрьму но такой можно и детям показать. Ну бандиты как принято было раньше просто запутавшиеся люди. И если найти ключик то можно их сделать лучше. Чем и занимается герой Леонова. Перевоспитывает их. Как и положено воспитателю детского сада. Милый такой герой Леонова который не верит в плохих людей а в плохие поступки. Кроме этого

    Леонов исполнил еще роль рецидивиста «Доцента». Это самый страшный персонаж фильм. Здесь Леонов показал еще одну грань таланта. Он ведь мог бы и совершенно отрицательных героев играть.

    Савелий Крамаров «Чуть что сразу Косой» Бывший хулиган. Наверное он сбегал с уроков и как то незаметно покатился по наклонной. Здесь его персонаж этакий главный «дурачок» в компании. Большинство самых обычных шуток связанно именно с ним. То верблюд на него плюнет, девушка у него по английски «чувиха».

    Вицин «Лошадью ходи. Век воли не видать» это правая рука Доцента. Иногда способен украсть и у своих. По виду образования выше среднего. Он устал уже от такой жизни и понимает что в тупике.

    Василий Алибабаевич. «Садитесь жрать пожалуйста». Разбавлял бензин ослиной мочой. Просто со всеми сбежал. Хозяйственный, хороший парень, очень наивен по сравнению с другими.

    По большому счету это некий реверанс в сторону Труса, Балбеса и Бывалого. А Алибабаевич как бесплатное дополнение. Сюжет очень даже детективный, поэтому в первый раз когда ребенок смотрит, он видит шутки, а когда подрастет ещё и сюжетные переплетения. Очень приятное кино. Можно очень часто пересматривать.

    9 из 10

    23 ноября 2011 | 13:59

    Эта комедия всегда «шла» в ряде гайдаевских фильмов. Даже на кассетах их ставили вместе: «Джентльмены удачи» и «Иван Васильевич меняет профессию». И воспринималось всё вместе как золотой фонд советских комедий.

    Но «Джентльмены удачи», как и многие другие фильмы Георгия Данелия, обладают этакой драматической надстройкой, ну или трагикомической. А поговаривают, что Данелия не только над сценарием работал, но и фактически завершал кинокартину как режиссёр, вследствие заболевания Александра Серого. Здесь эта самая надстройка заключается в том, что «хороший» Доцент становится для рецидивистов опаснее и злее Доцента «плохого». Причём сам он добивался совершенно не такого эффекта.

    Но я хотел бы заострить внимание на самом обидном факте. Бесконечно жаль, что не смог принять участие в фильме Фрунзик Мкртчян. Ах какой бы это был Василий Алибабаевич. При всё моём уважении к Раднэру Муратову, он не конкурент обаятельному, слегка трагичному, талантливейшему Мкртчяну. Я когда представляю Фрунзика во всех сценах с участием Василия Алибабаевича, мне прям грустно становится, что его нет на экране. Вспомните Мкртчяна в «Мимино» — ну это же украшение фильма; это добрый, смешной, трогательный персонаж, с которым расставаться не хочется. Уверен, сыграй Фрунзик в «Джентльменах удачи» персонаж Василия Алибабаевича был бы куда ярче, значимей и любимей. Очень жаль. Очень.

    9 из 10

    4 сентября 2012 | 17:30

    Помнится, как-то я писал небольшую статью в школьную газету на ремейки любимых нам советских фильмов. Классика. При одном только упоминании о ней, мы сразу же ощущаем трепет, как будто пионер стоит перед живым Лениным. Каждый раз, смотря тот или иной фильм, мы не перестаем восторгаться качеством и крепостью работы. Абсолютно любая советская комедия, будь то «Ирония судьбы» или «Бриллиантовая рука» сделана на совесть и даже сейчас не перестаёт смешить нас и удивлять. В своей статье я много рассуждал о несостоятельности этих самых ремейков, но сегодня я пишу о рецензии на оригинальный фильм «Джентльмены удачи», равных которому в жанре криминальной отечественной комедии уже никогда не будет.

    По сюжету трио воров: Доцент, Али-Баба и Хмырь украли на раскопках шлем Александра Македонского, который пропал и выяснить его местонахождения посылают заведующего детсадом Евгения Трошкина, который как две капли воды похож на Доцента. Если честно, то в сюжетной справке наверно не было никакого смысла, потому что нет таких людей, которые его не знают. Фильм стал классикой в своём жанре, ибо там не только кристальный юмор, но и цитаты убийственные вроде «Пасть порву, моргала выколю!» или «Физкульт-привет», «Вежливость — лучшее оружие вора», — все эти фразы уже стали афоризмами и нарицательными, ибо многие применимы в современной жизни.

    Актерская работа гениальна. Передача характеров просто на высшем уровне. Евгений Леонов постарался и показал нам раздвоение личности, которое постепенно приживается в данном персонаже и он уже не знает настоящего себя. Он выдержал тонкую грань между вором — рецидивистом и хорошим человеком. Отличия заключаются буквально в мелочах, но актеру удалось сделать их настолько незаметными, что невооруженным глазом их не увидеть. Мастерская работа. Георгий Вицин в роли Хмыря смотрится отлично. Также нельзя не отметить Раднэра Муратова в роли Василия Алибабаевича, с его извечной фразой «Садитесь жрать, пожалуйста».

    Не буду писать много об этом фильме, ибо фильм прошел проверку временем. Каждый кадр этого фильма стал как родной и «башка снег попадет совсем мертвый будешь» до сих пор вызывает улыбку. Фильм не будет оценен ибо классика, которую рекомендую посмотреть всем. С самыми лестными пожеланиями остаться в вечности завершаю свой отзыв. Спасибо за внимание!

    3 июня 2014 | 10:05

    «Джентельмены удачи» — это культовый, великий фильм.

    Заведующий детским садом Трошкин и опасный преступник, «вор авторитетный», по кличке «Доцент», причастный к похищению шлема самого Александра Македонского, оказываются похожи на одно лицо. Обоих играет актер Евгений Леонов.

    Поэтому для того, чтобы выяснить, где шлем, к людям, с которыми «Доцент» действовал за одно: Косой (С. Краморов), Хмырь (Г. Вицин) подсаживают Трошкина.

    Возможно, что очень символично, что Трошкин именно заведующий детским садом — он должен быть гуманным, добрым, милосердным, работая с детьми. И тем сложнее ему вжиться в роль опасного преступника. Они — противоположности. Непросто выучить жаргон.

    Из тюрьмы они убегают вчетвером, за ними отправился Василий Алибабаевич.

    Важно обратить внимание на плакат: «На свободу — с чистой совестью», который был показан во время их побега.

    Все их дальнейшие приключения смешны, комичны. Фразы, которые выучены многими, если не всеми наизусть: «Кто ж его посадит, он же памятник?», «Какой хороший цемент, не отмывается совсем», «Доцент много, а шапка одна» (о шлеме А. Македонского).

    Они едут на поезде зайцами в столицу. Задание, миссия затягивается.

    И затем понимаем, что эти люди сами по себе не опасны, хоть на них и висит клеймо бандита. Они жертвы господина случая, который так распорядился в их жизни, что они попали на эту дорожку. Но их психология, душа травмированы. Особенно ярко это показано в образе Косого. На все миролюбивые попытки Трошкина, начать играть в города он отвечает: «Я не прокурор, чтоб с тобой по душам разговаривать», «У тебя ж в колоде по десять тузов», наконец его фраза в самом финале: «Обрили уже».

    И здесь сквозь иронию и смех могут проступить и даже слезы, горечь, боль. Их становится жалко.

    Очень велико значение фразы Трошкина: «Большая половина жизни, уже прожита, что у вас позади: мрак и ничего».

    «Важна и сцена встречи Косого с товарищем по детдому: он состоялся как человек: работает на заводе, дом, семья. В утешение можно лишь назвать путь Косого, Хмыря романтикой. Да, это не прозаичные будни рабочего завода. Но вот утешение это шито белыми нитками, чтобы хоть как-то уменьшить боль от раны несостоявшейся жизни.

    И то, как Косой разговаривал с дочерью профессора, и то, что кличка главаря Доцент, указывает на то, что эти люди стремятся к другому миру.

    И то, что именно заведующий детсадом как-то смог повлиять на исправление этих людей, моральное очищение, хотя бы тем, что поиграл с ними в Города, подарил подарки: кому письмо, может быть самое важное письмо в жизни, кому — тапочки.

    10 из 10

    17 июня 2016 | 20:51

    «Джентльмены удачи» — веселая, добрая, остроумная, искрометная, очень смешная кинокомедия, которой, вот уже почти сорок лет восхищаются зрители всех категорий и возрастов. Фильм, любовь зрителей к которому не исчезла, даже спустя столько лет после его первого появления на экранах ! Фильм, лишь упомянание которого в речи вызывает улыбку и теплоту в душе ! Фильм, который с увереностью можно назвать настоящим шедевром кинематографа ! Подлинная классика отечественного кино, не подвластная времени ! Комедия на все времена !

    «Все ! Кина не будет ! Электричество кончилось. «

    Сценарий «Джентльменов удачи» просто великолепен ! Он очень умный, добрый, душевный и, ну я даже не знаю, человечный, что — ли. Режисеру Александру Серому удалось наполнить фильм неповторимой, по-настоящему теплой атмосферой, которая заставляет зрителя пересматривать эту ленту снова, и снова. Создатели фильма вложили в него всю свою душу и силу, и это видно в каждом кадре этого бессмертного кинополотна.

    «Пасть порву ! Моргалы выколю !»

    В Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского с места раскопок археологической экспедиции. Заявив в Москве в милицию, глава экспедиции профессор Мальцев случайно сталкивается в автобусе с человеком, как две капли воды похожим на главаря преступников — бандита по кличке «Доцент». Им оказывается милейший человек, заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин, участник Великой Отечественной войны, талантливый педагог и неплохой артист. Недоразумение тут же разъясняется, но о Трошкине вспоминают позже: всех троих воров поймали и осудили, но шлема у них не нашли. Сотрудники милиции уговаривают заведующего детсадом воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем. Трошкин долго не соглашается, но крайне настойчивые сотрудники милиции и лично профессор Мальцев в конце концов переубеждают его…

    «Помогите ! Хулиганы зрения лишают !»

    Трошкин направляется в Среднюю Азию, в одну из колоний, где сидят его «подельники» — Косой и Хмырь. Лже-Доцент, по легенде, ударился головой и частично потерял память: забыл, где спрятан шлем. Но вот беда — Косой и Хмырь мало что знают о связях и планах Доцента. Не являясь москвичами, при всём желании они не могут назвать места, где побывал Доцент и где они в последний раз видели шлем. Надо ехать в Москву, «показывать пальцем». Сотрудники милиции готовят «побег» для троицы, далее Трошкин должен привезти их в Москву, чтобы там продолжить «работу» на месте. Вместе с троицей убегает ещё один заключённый, мелкий расхититель социалистической собственности из Средней Азии Василий Алибабаевич. Его приходится взять с собой. Но побег идёт не по плану: заключённые сворачивают не туда и едут в цистерне с жидким цементом в незапланированном направлении…

    «Кто — ж его посадит !? Он — же памятник !»

    Актерские работы в «Джентльменах удачи» просто великолепны ! Великий актер Евгений Леонов играет сразу две очень интересные роли : роль доброго и честного товарища Трошкина и роль злобного и коварного уголовника Доцента. С обоими ролями он справиля просто прекрасно ! Это был гениальный актер ! Жаль, что сейчас таких талантливых людей, как он, в России очень мало. Браво маэстро !

    «Садитесь жрать, пожалуйста !»

    Остальные актеры тоже поработали бесподобно ! Мой любимый актер Георгий Вицин просто шикарно играет роль страшного снаружи, но доброго внутри головореза Хмыря. Савелий Крамаров мастерски исполняет роль опасного, но очень глупого бандита Косого. Отлично свою роль сыграл и Раднэр Муратов. Он просто неповторимо смотрелся в образе Василия Алибабаевича — преступника, в котором проснулась совесть. Так — же мне очень понравился замечательный актер Эраст Гарин, отлично сыгравший помешаного на археологии профессора Мальцева.

    «Ты вор! Джентельмен удачи. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму. Романтика…"

    Резюмирую. Просто шедевральная комедия, которая, и я в этом уверен, не устареет никогда ! Перед нами одно из самых лучших отечественных кинопроизведений, за всю историю существования нашего государства, и я говорю это без всякого преувеличения. Лично длоя меня, это один из самых любимых фильмов ! Я пересматриваю его, как минимум раз в месяц. Рекомендую. Хотелось — бы поставить 100 из 10, или даже 1000 из 10, но надо действовать по правилам, так — что…

    10 из 10

    На века !

    16 июня 2010 | 17:48

    Об этом фильме уже много было сказано, но я все-же решил написать отзыв на этот шедевр.

    Фильм замечательный ! Все на высоте игра актеров, сценарий и конечно-же шутки ! Все-таки умели наши снимать, таких комедий, как в СССР не снимали, не снимают и не будут снимать !

    Великий актер Евгений Леонов играет сразу двух совершенно разных по характеру, но одинаковых снаружи людей : доброго и порядочного гражданина и очень злого бандита, сыграл обе роли превосходно.

    Хочется отметить актерскую игру Вицина, Муратова и Крамарова которые замечательно сыграли жуликов работающих на героя Леонова (на того его персонажа, который бандит).

    «Джентльмены» — это фильм который смотрят уже много лет и смотреть его будут еще много лет !

    10 из 10

    23 сентября 2009 | 10:59

    В очередной раз пересматривая полностью растащенную на цитаты, заученную буквально наизусть комедию, у меня вдруг навернулись слёзы на глазах. И совсем не от смеха, а скорее от осознания того, какие людские судьбы, какие характеры героев скрыты за их смешными, порой наивными поступками. И только сейчас я сообразил как удачно Данелии и Серому удалось под «личиной» комедии развернуть перед нами целую череду характеров героев, каждого со своей трудной судьбой, со своими моральными принципами, но непутёвых, побитых судьбой, загнанных ей в безысходное положение, из которого, как им кажется, нет выхода. Выход, конечно же, есть, но кто им поможет сделать первый шаг, кто поможет переломить себя и судьбу, если они чувствуют себя ненужными и лишними.

    Каждый представленный здесь типаж — своя трагедия. Хмырь — человек, у которого было всё: любящая и любимая жена, дети, образование, — но который сбился с пути и ему бы вернуться обратно, но ему… стыдно. Он же думает, что его не примут после того, как он угодил в тюрьму, будто к нему изменилось отношение. Не потому ли он решает повеситься, получив письмо от жены и сына и осознав, что все его годы скитаний и попыток укрыться не принесли ничего, кроме страданий не только ему, но и его семье?! Не оттого ли, что вдруг понимает, что его любят таким, какой он есть, и что он кому-то НУЖЕН несмотря ни на что?

    Косой. За блистательной комической ролью в исполнении Савелия Крамарова оказывается незамеченной трагедия «непутёвого» человека. Он даже не виноват в этом. Он просто когда-то попал не в ту компанию. Ведь у него есть воспоминания, светлые воспоминания о детстве в детдоме, есть воспоминания о детской дружбе, посмотрите, как он радуется, встречаясь с другом из детдома и как оседает после вопроса «а ты чем занимаешься?». Ведь ему не по душе воровская деятельность, он на самом то деле не «нехороший ты человек, Косой, злой», он добрый, но он не знает, а что он может сделать.

    И есть два героя Евгения Леонова. Не верится, что обе роли играл один и тот же человек, потому что они настолько разные, что в голове не укладывается, как может добряк-заведующий перевоплощаться в матёрого уголовника. Ну не понять это умом. Его герои — антиподы. Фронтовик, прошедший войну и ставший блестящим воспитателем, нашедшим свою стезю. У него нет своей семьи и детей, но он любит детей как своих. А значит, любит и всех людей. Помните, как выглядит его стол? Фотографии детей и фронтовые награды… И «доцент», вор-рецидивист, который «всегда чувствует»… Это два столпа, две сильные личности, которые заставляют течь судьбы окружающих их людей по одному или другому руслу.

    Именно Трошкин воссоединяет в итоге семью Гаврилы Петровича и это он произносит при федином друге детства «а он вор». «Это не смешно, бабушка» — «Не смешно». Эти два радикальных поступка переворачивают жизнь двух рецидивистов, которые понимают, что во фразе «Ты вор — джентльмен удачи. Украл, выпил — в тюрьму. Украл, выпил — в тюрьму» нет ни единого повода для гордости, а только горечь и досада.

    А как прорисованы второстепенные герои! Набросаны только общие черты, но с каким изяществом и ненавязчивостью! Полковник милиции, курирующий операцию, начальник тюрьмы, ну и, конечно же, учёный и Василий Алибабаевич (его я тоже отправляю ко второстепенным персонажам). Учёный, обеспокоенный только судьбой шлема, он полностью в своей науке и по-своему готов идти до последнего во имя достижения цели. Вдумайтесь, он увязывается за тем, кого считает рецидивистом, не вполне, конечно, осознавая, что тому прикончить его — как пальцами щёлкнуть!

    Василий Алибабаевич тоже очень своеобразный персонаж. Он эдакий Иванушка-дурачок: прокалывается нечаянно дворничихе, что он сидит «на шухере», домовитый и достаточно обстоятельный, но в то же время именно из его уст мы слышим «то бензин, а то дети…». Он не главный персонаж, он и правда лишний по всем параметрам, но он необходим в этой компании, он её оттеняет.

    Данелии и Серому удалось создать без преувеличения шедевр кинематографа, замаскировав драму о сложных человеческих судьбах остроумнейшей и смешной комедией. Ведь никто даже не подумает о том, что это на деле-то фильм-поучение, когда плохой герой исправляется и становится хорошим. И секрет здесь и в том, что нужно уметь оставить приоткрытый финал — мы не знаем, как сложатся дальнейшие судьбы героев: они могут исправиться, а могут и продолжить свою «карьеру» рецидивиста, — мы видим лишь перелом в их сознании. Но только сумев замаскировать такое серьёзное кино под искромётную комедию, авторы фильма сумели обречь его если не на бессмертие, то на долголетие.

    Конечно, сейчас блеск картины немножко потускнел, потому что сменилось эпоха и некоторые шутки, которые были понятны людям, жившим в ту эпоху (например, когда профессор говорит «я прямо из аэропорта беру такси…, а вы мне говорите нет!», намекая таким образом на то, что такси с его зарплатой берётся только по исключительным случаям), но эти шутки не были краеугольным камнями фильма, сюжет основан на вечном и всегда понятном юморе, а это значит, что и по прошествии и почти 40 лет и далее, это кино останется актуальным.

    Только

    10 из 10

    16 ноября 2009 | 00:36

    Не удивительно, что при современных объемах кинопроизвотства, зритель не забывает классику советского кино, отмеченную не просто качеством, но той долей светлой магии, которая заставляет пересматривать знакомые с детства фильмы вновь и вновь.

    Но удивляет другое — в эпоху доминирования в отечественном кинематографе моих любимых режиссеров Гайдая и Рязанова, Александру Серому таки удалось зажечь свою звезду по имени «Джентльмены удачи». Причем, предать своему творению оригинальность, несхожесть ни с чем другим.

    Автор, не понаслышке знающий жизнь в местах «не столь отдаленных», создает мир с персонажами, ругающимися жаргоном, милицией, преследующей последних удивительно светло, без негатива, вкладывая в него не просто смешную историю.

    Есть заведующий детсадом Евгений Трошкин, которому категорически повезло — он как две капли воды схож с бандитом по кличке «Доцент». Этот «джентльмен удачи» вместе со своими подельниками Косым и Хмырем похищают уникальную вещь — шлем самого Македонского.

    Милиция внедряет добродушного Трошкина в воровскую среду, на зону. Там ему не остается ничего другого, как изображать своего двойника-вора, при этом пугая и путая всех вокруг. С этого и начинаются удивительные приключения.

    «- Скока я зарезал, скока перерезал, скока душ я загубил… Моргалы выколю!

     — Помогите, хулиганы зрения лишают!» ©


    Я просто рукоплещу таланту Евгения Леонов, человека сумевшего выдержать тонкую грань между добрым воспитателем, изображающим из себя обаятельного вора и рецидивистом Доцентом. Одного взгляда, смеха, тональности голоса хватает, чтобы понять, кто перед нами.

    Радуют и другие персонажи: Федя Косой, в великолепном исполнении Савелия Крамарова; бесхарактерный меланхолик Хмырь, блестяще поданный Георгием Вициным; Радеэр Муратов со своим персонажем Леонидом Алибабаевичем вносит неповторимый колорит:

    «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег в башка попадёт. Совсем мёртвый будешь!» ©

    Что поражает больше всего, все эти персонажи, хоть и воры, но никак не вызывают отвращения. Да и ворами они быть не хотят. У того же Хмыря когда-то была жена и сын, письмо от которого таки перевернуло его душу. Василий хочет быстрее вернуться к маме. Косой, увидев интернатского друга искренне радуется. Но холодное и резкое, брошенное по отношению к Феде «Вор он!», резко возвращает его к реальности, которая заставляет грустить до слёз.

    И тут, после н-ного просмотра, открывается истинная трагическая глубина сего фильма: перед нами не просто оступившиеся люди, которым уже за сорок, перед нами отчужденные совершенно одинокие личности. Взять хотя бы главного героя, фронтовика Трошкина. Эпизод, в котором он рассматривает фотографии своих воспитанников, действительно берет за душу.

    Но желания героев начать новую жизнь, новогодняя атмосфера, завершения на мажорной ноте этой великолепной картины дарит умиротворения, самые светлые эмоции и, конечно же, желания пересмотреть ее еще раз.

    10 из 10

    10 ноября 2012 | 20:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>