всё о любом фильме:
Статьи

Женщины в режиссерском кресле: 24 имени, которые нужно знать

Каннский и Берлинский кинофестивали открылись в этом году фильмами женщин-режиссеров. Означает ли это, что наступило равенство полов в кино? КиноПоиск объясняет, почему до равноправия мужчин и женщин в режиссуре еще далеко, и вспоминает постановщиц, которые ломали стереотипы.
Женщины в режиссерском кресле: 24 имени, которые нужно знать

В российский прокат вышла картина «Молодая кровь» француженки Эмманюэль Берко, открывавшая в этом году Каннский кинофестиваль. Берко, совмещающая режиссерскую карьеру с актерской, уверенно пробивает дорогу коллегам по цеху женского пола.

Положение женщин в режиссерской профессии — вот уже больше века поле для битв и источник шокирующих статистических данных. Поэтому неудивительно, что, когда в 2015 году Берлинский и Каннский фестивали открылись фильмами Изабель Койшет и Берко соответственно, это стало мощным поводом в очередной раз отметить несколько шагов киноиндустрии в сторону равноправия полов. Впрочем, два шага вперед, три назад — так чаще всего выглядит ситуация, если взглянуть на цифры. Процент женщин-режиссеров в Голливуде, например, постоянно колеблется вокруг отметки 7—9 %, и последовательный рост этого показателя наблюдать не приходится.

Или возьмем британскую статистику. В 2012 году из 179 фильмов только 14 (7,8 %) сняли женщины. За год до этого, правда, процент был почти вдвое выше, 15 %. В этом коридоре — от 7 до 15—16 % — он и остается. В то же время есть и хорошие новости: в 2013-м Фонд Британского киноинститута, поддерживающий дебюты молодых режиссеров, 80 % своей поддержки направил именно женщинам. Вместе с тем в США в 2014 году 93 % из 250 самых кассовых (в домашнем прокате) фильмов были сняты мужчинами. Мы бы даже сказали: 93 %, Карл! И дело не в том, что женщины просто не хотят идти в режиссеры, предпочитают заниматься семьей или другими кинопрофессиями. Просто кино — это по-прежнему очень мужской мир.

Например, около четверти всех фильмов, участвовавших в главном американском фестивале независимого кино «Сандэнс» с 2002 по 2014 год, были сняты женщинами, но кому из инди-режиссеров в первую очередь крупные студии предлагают высокобюджетные проекты? Правильно, постановщикам мужского пола. «У женщин меньше возможностей — все просто. Их не включают в списки потенциальных постановщиков. Когда главы студий думают о режиссерах, они думают о мужиках. Это закрытый мужской клуб. Они не понимают, как женщина может снимать кино и растить при этом детей. Мужчины не хотят подчиняться приказам от женщины на площадке. Им неинтересны истории о женщинах, снятые с позиции женщины», — пишет Мелисса Сильверстайн, создательница блога «Женщины и Голливуд».

Ей вторит сценарист культового «На пляже» и режиссер «Рая» Мэри Донохью, недавно закончившая работу над своим первым после 25-летнего перерыва фильмом — низкобюджетной независимой комедией о лесбийской паре. «Пробиться действительно сложно. У меня было преимущество как у сценариста. Если продюсерам понравился сценарий, ты можешь отстоять свое право снимать. Но я не хотела быть режиссером по найму. Я хотела заниматься тем, что мне интересно. Мне надо было бы, наверное, уйти в независимое кинопроизводство, но я не ушла. Сначала я продолжала вести переговоры со студиями, предлагать им свои проекты, но то кино, которое было интересно мне, постепенно уходило в прошлое. Я потеряла на этом кучу времени, но параллельно писала пьесы, так что ни о чем не жалею. Я не хотела идти на компромиссы», — признавалась режиссер в интервью IndieWire.

А вот режиссер «Молодой крови» Эмманюэль Берко говорит, что во Франции совсем другая ситуация. «В последние годы количество женщин-режиссеров в стране серьезно выросло. И если в таком темпе будет продолжаться, то настанет день, когда во Франции число мужчин и женщин, занимающихся режиссурой, будет равным! Сама я никогда не сталкивалась с предрассудками или дискриминацией. Я бы даже сказала, что в среде кинематографистов ко мне испытывают особое уважение, потому что я женщина. Ведь эта профессия долго была прерогативой мужчин, если не считать нескольких женщин-пионеров в кино. К тому же все знают, что это тяжелый труд, который требует энергии почти маскулинной. Я и другие женщины получаем от мужчин, которые работают в этой сфере, реальную поддержку, доброжелательность и защиту. А так как многие мужчины боятся женщин, это помогает добиться даже большего!» — рассказала Берко в интервью КиноПоиску.

В связи с выходом «Молодой крови» в российский прокат КиноПоиск решил вспомнить главные женские имена в режиссуре — от изобретения киноаппарата до наших дней.

Алис Ги

Об Алис Ги — настоящем пионере кино, благодаря которой оно стало таким, каким мы его знаем, — КиноПоиск писал 8 марта. Ги повезло работать у Леона Гомона, основателя кинокомпании Gaumont. Для нее деятельная уроженка Чили и сняла свой дебютный фильм «Капустная фея». «Фея» — первая кинолента в истории, сделанная женщиной. За время работы главой отдела производства Gaumont, а после переезда в США и директором собственной студии Solax Алис Ги сняла более 1000 фильмов, работая в разных жанрах. На ее счету, например, многобюджетный по меркам того времени 33-минутный эпик «Жизнь Иисуса Христа» с масштабными массовыми сценами и спецэффектами. Увы, первую женщину-режиссера быстро забыли, а Леон Гомон ни слова не сказал об Алис в книге о своей компании. Надо сказать, при этом биография Алис Ги все-таки знакома любителям истории кино, но она была не единственной женщиной на заре кинематографа, сумевшей встать за камеру. В разных странах ее коллегами по цеху были Эльвира Нотари, Дороти Арзнер, Ида Мэй Парк, Ханна Хеннинг, Мари Эпстайн и многие другие.

Лени Рифеншталь

Путь Лени Рифеншталь к режиссуре выглядит стандартным и сейчас: она начинала как актриса и танцовщица. Ее история куда более известна, чем биография Алис Ги. Шедевры пропагандистского искусства «Триумф воли» и «Олимпия» сделали немецкого режиссера мировой звездой. Однако работа по заказу нацистского правительства фактически перечеркнула ее карьеру после окончания Второй мировой войны. Тем не менее влияние фильмов Рифеншталь на кино невозможно переоценить. Именно она, снимая множество дублей, впервые применила в документальном кино масштаб эпических игровых постановок, умело держа внимание зрителя на протяжении почти четырех часов.

Вера Хитилова

Вера Хитилова написала и сняла «Маргаритки», один из ключевых фильмов чешской «новой волны». Эта картина поражает своей нетрадиционной структурой, в которой смешиваются яркие, почти психоделические образы, нелинейный монтаж, неожиданные вкрапления музыки и звуков, в ней чередуются черно-белое изображение и цветные фильтры. Такое нарушение всех канонов реализма не могло пройти незамеченным. Власти Чехословакии запретили «Маргаритки» и положили их на полку. Но Хитилова, прошедшая путь от «хлопушки» до режиссера, уже заслужила славу одного из главных экспериментаторов в кино, проводника идей феминизма и лидера национальной «новой волны».

Аньес Варда

Участница культурного объединения Rive Gauche («Левый берег»), в которое входили Крис Маркер и Ален Рене, Аньес Варда — один из самых заметных европейских режиссеров, повлиявшая на своих современников, будущих авторов французской «новой волны». Как и Хитилова, она экспериментировала с монтажом, сочетая игровые и неигровые кадры. Среди самых важных ее картин есть «Пуэнт-Курт» и «Клео от 5 до 7», помогающие проследить зарождение и эволюцию нового течения в кино.

Татьяна Лиознова

В 2011-м Татьяна Лиознова скончалась на 88-м году жизни. Хотя в ее фильмографии всего девять режиссерских работ, имя постановщицы навсегда вписано в историю советского кино благодаря драме «Три тополя на Плющихе», сериалу «Семнадцать мгновений весны» и музыкальной трагикомедии «Карнавал». Ее картины получили главное — народную любовь миллионов зрителей, которые знают реплики персонажей наизусть.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько — ученица Довженко и один из немногих советских режиссеров, уже своими первыми фильмами сумевшая добиться международного признания. «Крылья» — ее вторая полнометражная картина после дипломного «Зноя», остающаяся одним из самых чутких и проникновенных портретов женщины в советском кино. Однако почему-то жизни Шепитько было суждено оборваться на самом взлете карьеры, в 41 год, когда за плечами были главная награда Берлинале за «Восхождение», премии фестивалей в Карловых Варах и Венеции, участие в жюри Берлинского смотра, а впереди — новая картина.

Агнешка Холланд

Будучи одним из самых известных польских режиссеров, Агнешка Холланд известна благодаря фильму о холокосте «Европа, Европа» по мотивам мемуаров Соломона Переля, за который она получила «Золотой глобус». Холланд начинала карьеру в кино как ассистент таких мастеров, как Занусси и Вайда, училась в Чехословакии. Вдохновленная работами Хитиловой и Формана, участвовала в работе над сценариями для Вайды и Кесьлевского. Сейчас Холланд активно работает на американском телевидении, снимая сериалы для HBO с переменным успехом. Ее версию «Ребенка Розмари» приняли, увы, прохладно.

Нора Эфрон

Королева романтической комедии, режиссер «Неспящих в Сиэттле» и автор «Когда Гарри встретил Салли» начинала с работы журналистом New York Post и прославилась своими сатирическими заметками. В Голливуд она попала благодаря счастливому случаю. Ее супруг, репортер Карл Бернстин — один из тех, кто раскопал Уотергейтский скандал. Он попросил Эфрон переписать сценарий фильма «Вся президентская рать». Работу Норы заметили продюсеры и позвали сочинять сценарии для телевидения. С тех пор ее карьера шла только в гору, а ее фильмы и чувство юмора полюбились миллионам зрителей.

Кира Муратова

Как и Татьяна Лиознова, Кира Муратова училась во ВГИКе в мастерской Сергея Герасимова и Татьяны Макаровой. Однако со зрителем у нее отношения куда более сложные, чем у постановщицы «Карнавала». Ее «Короткие встречи» и «Долгие проводы» отлеживались на полке, «Астенический синдром» упрекали за истерическую интонацию, «Три истории» — за мрачность. Тем не менее Муратова продолжает экспериментировать и снимать авторское кино, каждый раз удивляя и критиков, и своих поклонников то неожиданной демократичностью, то очередной маргинальной выходкой.

Клер Дени

Французское колониальное наследие — одна из основных тем режиссера, чьи фильмы постоянно участвуют в престижных европейских фестивалях. На пристальное изучение проблем мигрантов и жителей бывших колоний ее вдохновило собственное детство — будущий режиссер росла в Камеруне, Сомали и Сенегале в семье администратора. Как и некоторые ее коллеги по цеху, Дени начинала с работы ассистентом у известных режиссеров Вима Вендерса и Джима Джармуша. Пока ее называют одним из главных представителей авторского кино во Франции, сама режиссер готовится снимать научно-фантастический фильм с Робертом Паттинсоном.

Нэнси Майерс

Будущий режиссер с детства интересовалась театром, а фильм «Выпускник» пробудил в ней интерес к кино, в которое она пришла через журналистское образование, работу на телевидении и сценарные курсы. Преемница Норы Эфрон на посту главного режиссера и сценариста романтических комедий в Голливуде, Майерс известна благодаря лентам «Ловушка для родителей», «Чего хотят женщины» и «Отпуск по обмену». Кстати, «Чего хотят женщины», ее вторая по счету картина, на время сделала ее самой кассовой женщиной-режиссером Голливуда. Фильм заработал 183 млн долларов в домашнем прокате. Совсем скоро выйдет новая комедия Майерс «Стажер» с Робертом Де Ниро и Энн Хэтэуэй.

Джейн Кэмпион

Австралийская постановщица в начале 1990-х на какой-то миг стала самой известной в мире женщиной-режиссером, пока ее не потеснила Кэтрин Бигелоу. Первая женщина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, — такой статус навсегда останется у Кэмпион. Ее драма «Пианино» принесла режиссеру «Оскар» за лучший оригинальный сценарий и ныне признана классикой, а сама Кэмпион получила возможность выбирать те проекты, которые ей интересны, а также начала появляться в жюри главных фестивалей.

Кэтрин Бигелоу

Мастер военно-политических триллеров, Бигелоу — первая женщина, награжденная «Оскаром» в номинации «Лучший режиссер». Заветную статуэтку для нее завоевал «Повелитель бури». Кэтрин Бигелоу — пример принципиального отношения к выбору проектов (говорят, она отвергла предложения заняться режиссурой «Нового человека-паука» и «Восстания планеты обезьян») и отказа от компромиссов. Настоящий мастер экшн-сцен, гнувшая свою линию начиная с 1980-х, разрушающая стереотипы и снимающая кино, которое принято считать мужским, например «На гребне волны» и «K-19». После выхода титулованного триллера «Цель номер один» Бигелоу работает над драмой об американском военном, освобожденном из талибского плена летом 2014 года.

Кэтрин Хардвик

О первом фильме саги «Сумерки» продолжают спорить: одни считают его лучшим во всей франшизе, другие отказываются принимать картину Хардвик. Так или иначе, но биография этой женщины доказывает, что необязательно начинать снимать кино с пеленок, чтобы получить приглашение в режиссерское кресло крупного проекта. Хардвик по образованию является архитектором, начала свой путь в кино с дизайна декораций и работы в качестве художника-постановщика, а потом вместе с дочкой своей подруги за несколько дней написала сценарий подростковой драмы «Тринадцать», которая мгновенно привлекла внимание к 47-летней дебютантке. Сейчас Хардвик вполне может выбирать проекты. По последней информации, следующим фильмом режиссера станут «Любовные письма к мертвецам» про девочку-подростка, пытающуюся справиться со смертью любимой старшей сестры.

Филлида Ллойд

У британского театрального режиссера Филлиды Ллойд за плечами всего два полнометражных фильма, зато каких! Мюзикл «Mamma Mia!» в свое время сделал ее самой кассовой женщиной-режиссером в истории, пока не вышли мультфильм «Кунг-фу панда 2», а потом и «Холодное сердце». С актрисой Мэрил Стрип Филлида Ллойд отлично сработалась. Дуэт вновь встретился на съемочной площадке «Железной леди». Интересно, что пока новых кинопроектов у Ллойд нет, хотя женщинам-режиссерам ее возраста студии доверяют больше, чем молодым.

Наоми Кавасе

Наверное, самая известная ныне живущая женщина-режиссер из Японии. В 1997-м Кавасе стала самым молодым постановщиком, когда-либо получавшим «Золотую камеру» — приз за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Одинаково успешно работая над документальными и игровыми проектами, Кавасе вновь прогремела на фестивальной территории благодаря откровенной картине о собственных отношениях с тетей, чье сознание постепенно разрушалось прогрессирующей деменцией. Ее «Траурный лес» получил приз жюри Каннского кинофестиваля в 2007 году, и с тех пор фильмы режиссера регулярно появляются в программе самого важного кинофестиваля мира.

Сюзанна Бир

Сюзанна Бир делит звание главной датской женщины-режиссера с коллегой по «Догме-95» Лоне Шерфиг. Мастер психологических драм и семейных историй, Бир оказалась не столь успешна в Голливуде, как Шерфиг. Неудачная «Серена» серьезно подпортила фильмографию постановщицы, которая может похвастаться «Оскаром» за «Месть» и целым букетом фестивальных наград. В интервью КиноПоиску, которое Бир дала осенью прошлого года в Лондоне, режиссер призналась, что пишет новую историю со своим постоянным соавтором Андерсом Томасом Йенсеном. После впечатляющего «Второго шанса» грядущую датскую картину Бир мы ждем с нетерпением.

София Коппола

Дочь легендарного Фрэнсиса Форда Копполы вряд ли нуждается в представлении, но без нее этот список точно будет неполным. Дебютировав завораживающей драмой «Девственницы-самоубийцы» и получив «Оскар» за сценарий «Трудностей перевода», Коппола не останавливается и снимает без оглядки на критиков и коммерческие показатели. «Золотой лев» в Венеции за «Где-то» сделал ее первой американкой, удостоенной подобной награды. Недавно София покинула пост режиссера «Русалочки» из-за творческих разногласий, так что остается с нетерпением ждать, за какой проект бескомпромиссная постановщица возьмется теперь.

Маржан Сатрапи

Француженке иранского происхождения славу принес «Персиполис» — анимационная лента про иранскую революцию, основанная на ее же графическом романе. Сатрапи — мастер создавать необычные миры с ни на что не похожим визуальным стилем, к тому же она не только ловко управляется с собственными текстами, но и успешно снимает кино по чужим сценариям. Доказательство тому — черная комедия «Голоса», в которой Райан Рейнольдс ведет уморительные беседы с котом и псом. Сейчас француженка работает над еще более захватывающим проектом «Невероятные приключения факира, запертого в шкафу ИКЕА».

Хайфа Аль-Мансор

Будучи первой женщиной-режиссером в Саудовской Аравии, Хайфа Аль-Мансор получила награду на Венецианском кинофестивале за картину «Ваджда» об десятилетней девочке, мечтающей о зеленом велосипеде. Велосипед ей нужен, чтобы кататься наперегонки со своим другом Абдуллой, и ее не беспокоит, что девочкам в Саудовской Аравии ездить на велосипеде не положено — Коран запрещает. Несмотря на сюжет о гендерном неравенстве, «Ваджда» избегает плакатности и феминистских лозунгов. Это светлое и зрительское кино о ребенке, который не хочет следовать несправедливым установкам взрослых. Вдохновение Аль-Мансор черпала в собственном детстве, поведении племянницы и итальянском неореализме. Год назад стало известно, что первым англоязычным фильмом Аль-Мансор станет «Буря среди звезд» с Эль Фаннинг в главной роли о юной Мэри Уолстонкрафт, будущей Мэри Шелли, авторе романа «Франкенштейн».

Линн Рэмси

Талантливый режиссер с трудным характером — такие не редкость среди мужчин, но это никого не удивляет. Тогда как от женщин все почему-то ждут мягкого характера и умения сглаживать конфликты. Лучше всего Линн Рэмси удаются мрачные и тяжелые картины, как ее дебютный «Крысолов» и экранизация романа «Что-то не так с Кевином». А с жанровыми проектами, в которые ее зазывает Голливуд, случаются казусы: скандальный уход Рэмси с площадки вестерна «Джейн берет ружье», вызвавший серьезные изменения в актерском составе и сильную головную боль у продюсеров, до сих пор у всех на устах.

Андреа Арнольд

Родом из простой бедной семьи, Арнольд с детства сочиняла мрачные рассказы и в скорости поняла, что хочет стать актрисой. Работа на телевидении актрисой и ведущей постепенно привела к режиссуре, а писать сценарии Арнольд не переставала никогда. После короткометражки «Оса», получившей «Оскар», и «Красной дороги», заслужившей приз жюри дебютов Каннского кинофестиваля, карьера британки шла только вверх. «Аквариум» и «Грозовой перевал» не уезжали с фестивалей без наград и вызвали немало споров. Следующим проектом Арнольд значится «Американский мед» с Шайей ЛаБафом.

Сара Полли

36-летняя канадская актриса, сценарист и режиссер может похвастаться насыщенной биографией, в которой нашлось место даже политической карьере и выбитым на митинге зубам. Сара Полли — автор картины «Истории, которые мы рассказываем», одного из самых необычных и трогательных семейных документальных фильмов последнего времени. Канада гордится Полли и осыпает ее государственными наградами, а пресса и отборщики фестивалей с любопытством ждут ее новые режиссерские проекты.

Дженнифер Ли

Взлет Ли — пример того, как должна развиваться карьера талантливого человека вне зависимости от пола. Она сочинила «Ральфа» для Disney, написала и вместе с Крисом Баком поставила «Холодное сердце», ставшее самым прибыльным проектом студии за всю ее историю, получила за него «Оскар» и теперь работает над адаптацией фэнтези-романа Мадлен Л’Энгл «Трещина во времени». Роман Л’Энгл, в котором дети путешествуют во времени и попадают в другие миры, чтобы найти пропавшего отца-ученого, был любимой книгой Ли в детстве, поэтому она без труда завоевала доверие студии Disney своим видением проекта. Ли намерена усилить акцент на женских персонажах, вокруг которых строится сюжет. Параллельно готовится сиквел «Холодного сердца», и что-то подсказывает, что за Ли прочно закрепится статус самого коммерчески успешного режиссера женского пола.

Читайте также
Новости «Дипан» и «Мустанг» сразятся за премию «Сезар» Стали известны номинанты на премию «Сезар», которую вручает Французская киноакадемия. Среди претендентов в категории «Лучший фильм» лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля «Дипан» и получившая номинацию на «Оскар» драма «Мустанг».
Новости «Мой король»: Премьера русскоязычного трейлера История переосмысления десятилетия отношений мужчины и женщины, драматическая и полная загадок. КиноПоиск представляет русскоязычный трейлер французского фильма «Мой король» с Венсаном Касселем, Эммануэль Берко и Луи Гаррелем.
Статьи Женщина есть женщина: 10 главных фильмов Катрин Денёв 20 августа на экраны выходит французская мелодрама «Молодая кровь». В истории о взрослении тяжелого подростка роль детского судьи исполнила Катрин Денёв. Трудно поверить, но для актрисы это уже 139-я роль в кино. Пользуясь случаем, КиноПоиск вспоминает самые яркие роли непревзойденной звезды, по фильмографии которой впору изучать историю кино последних 50 лет.
Комментарии (19)

Новый комментарий...

  • 12

    wolstep 27 августа 2015, 14:03 пожаловаться

    #

    Маргарете фон Тротта, Шанталь Акерман, Маргарит Дюрас???

    ответить

  • audiovideofil 27 августа 2015, 14:23 пожаловаться

    #

    Взамен кого из перечисленных?

    ответить

  • 9

    wolstep 27 августа 2015, 14:49 пожаловаться

    #

    Кэтрин Хардвик, Филлида Ллойд, Сара Полли например… какие-то вымученные имяреки/речки для наполнения списка.

    ответить

  • 10

    Professore X 29 августа 2015, 15:28 пожаловаться

    #

    Ну, у Хардвик не только «Сумерки» в резюме, но и весьма интересные «Тринадцать» и «Короли Догтауна», а у Ллойд мне очень нравится «Маmmа Мia!», прекрасный современный мюзикл. Но это ладно, их замену на кого-то подаровитей в общем контексте принять можно, однако касательно Сары Полли вы жестоко ошибаетесь — эта девушка и как актриса необыкновенна хороша и нередко вдохновляла других женщин-режиссеров на свершения (чего стоят драмы Изабель Койшет «Моя жизнь без меня» и «Тайная жизнь слов» с её участием, или один из лучших фильмов Полли, «Гвинивера», являющийся режиссерским дебютом девушки по имени Одри Уэллс, или «Вес воды» Кэтрин Бигелоу, где у Сары просто незабываемая роль…), и в качестве режиссера проявила себя с самой лучшей стороны, начиная с очень уверенного дебюта, драмы «Вдали от неё». А автобиографическая документальная работа «Истории, которые мы рассказываем» наглядным образом продемонстрировала, что первый успех Полли был отнюдь не случаен и в профессию пришел человек, которому определенно есть, что сказать. Языком кино. Так что слова милой Дарико о том, что Канада гордится Полли и осыпает ее государственными наградами, а пресса и отборщики фестивалей с любопытством ждут ее новые режиссерские проекты — совершенно справедливы и отражают объективную реальность.

    ответить

  • 6

    Мистер Хэлл 27 августа 2015, 14:35 пожаловаться В нагрузку

    #

    Лекси Александр — снять боевик могет получше многих мужиков

    ответить

  • 4

    Qalushka 27 августа 2015, 15:01 пожаловаться

    #

    Удивлена отсутствию в списке Пэтти Дженкинс, постановщицу Монстра, а так хорошая получилась статья.

    ответить

  • 2

    Fegin 27 августа 2015, 20:29 пожаловаться

    #

    Ещё Мими Ледер можно было бы вписать, поставила неплохие фильмы «Столкновение с бездной» и «Заплати другому», а также эпизоды телесериалов «Скорая помощь» и «Бесстыдники».

    ответить

  • 25

    Professore X 27 августа 2015, 22:47 пожаловаться

    #

    Лилиана Кавани как-то демонстративно обойдена вниманием. А жаль. Режиссер, может для кого-то и спорный, но уж точно не для меня. Помню как жадно зачитывался когда-то сценарием «Ночного портье», опубликованного в начале 90-х в журнале «Искусство кино», и то волнение, когда наконец посмотрел его.

    Каким образом ученица Феллини, Лина Вертмюллер, со своими хлесткими социальными драмами с длиннющими названиями и Маргарете фон Тротта, побеждавшая когда-то со «Свинцовыми временами» в Венеции, не угодили в список, для меня вообще загадка… Ведь очевидно же, что это сливки женской режиссуры.

    А замечательная австралийка Джиллиан Армстронг, как с ней быть? Она ведь входила в когорту тех талантливых австралийских постановщиков (Питер Уир, Брюс Бересфорд), которые, собственно, и открыли миру в конце 70-х уникальный кинематографический потенциал этого континента.

    И странно было не обнаружить в статье таких видных некогда американских постановщиц, как Рэнда Хэйнс, Марта Кулидж, Сьюзен Сейдельман и Эми Хеккерлинг. Хейнс стала одной из первых выпускниц специально открытой в середине 70-х Американским киноинститутом женской мастерской, а в начале 80-х в режиссуру пришли и вышеупомянутые девушки. Многим из них суждено было сказать своё веское слово о подлинных и мнимых завоеваниях процесса эмансипации. Особенно большой общественный резонанс вызвали ленты «В отчаянных поисках Сьюзен» С. Сейдельман и «Городская девушка» М. Кулидж. Собственно, эта «женская» волна и проложила путь для многих женщин-режиссеров в современном американском кино, в частности для Пенни Маршалл или той же Кэтрин Бигелоу.

    О! А Мэри Хэррон то… Не, я так не играю. Режиссер «Американского психопата», «Я стреляла в Энди Уорхола» и «Непристойной Бетти Пейдж» уж точно должен был быть здесь, поскольку её вклад в независимое американское кино не подлежит сомнению.

    ответить

  • 4

    Сан 29 августа 2015, 18:31 пожаловаться

    #

    Конечно вряд ли кто вспомнит Светлана Баскова создательница чисто русского Арт-Хауса. (Зелёный слоник За маркса итд)

    ответить

  • 10

    Carlito Brigante 30 августа 2015, 02:29 пожаловаться

    #

    из советских вспоминается Динара Асанова http://www.kinopoisk.ru/name/294751/

    ответить

  • 5

    Alex Croft 30 августа 2015, 09:34 пожаловаться

    #

    А где Ава Дюверней, Мэри Хэрон, Пэнни Маршал, Лилиана Кавани, Мими Ледер ? Женщины режиссеры редкость, а талантливые — тем более. Не со всеми перечисленными согласен, но со списком солидарен.

    ответить

  • akvilon18 30 августа 2015, 16:13 пожаловаться

    #

    Где Сэм Тейлор-Джонсон???

    ответить

  • 9

    Professore X 30 августа 2015, 20:03 пожаловаться

    #

    Алла Сурикова достойна также упоминания из советских. Мне довелось застать то время, когда её свеженького «Человека с бульвара Капуцинов» прокатывали в кинотеатрах. Аншлаги, помню, были… яблоку негде было упасть. Ещё бы, советский вестерн со звездами (Миронов, Караченцов, Боярский, Табаков, Кваша, Дуров, Ярмольник, Филозов…) — такое тогда в диковинку было.

    Из совсем забытых — Эсфирь Ильинична Шуб, некогда видный советский режиссер-документалист и монтажер, чьи уникальные материалы о династии Романовых, Л. Н. Толстом щедро и не одно десятилетие используются многими режиссерами на ТВ, но само имя кинематографистки при этом изрядно подзабыто.

    ответить

  • 2

    Jeffrey Beaumont 30 августа 2015, 20:34 пожаловаться

    #

    Где, чёрт подери, Майя Дерен?!

    ответить

  • Annbaranova 10 сентября 2015, 13:00 пожаловаться

    #

    А где Алла Сурикова?

    ответить

  • 6

    Dr Guillotin 31 октября 2015, 11:53 пожаловаться

    #

    София Коппола что в этом списке забыла?

    ответить

  • Nosugref 8 марта 2016, 06:49 пожаловаться

    #

    А Келли Райхардт как же ??

    ответить

  • Bogdan Semiro 16 декабря 2016, 17:44 пожаловаться

    #

    Даниэль Юйе!

    ответить

  • Dimon Makarov 19 марта 2017, 14:24 пожаловаться

    #

    Хэй, а где сёстры Вачовски)))

    ответить

 
Добавить комментарий...