всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Василя Быкова «Сотников».
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 152 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    С этим трудно спорить. И, честно говоря, я фильм-то начинал смотреть с чувством глубокого убеждения, что ни малейшего повода для сомнений он дать не может, что называется, по определению. Слишком-де очевидна разница между «умереть стоя» и «жить на коленях».

    А меж тем первый — еще в далеком детстве — и единственный до сего дня просмотр оставил в памяти как раз таки исключительно сомнения. То есть впечатление тогда картина произвела неизгладимое — это факт, однако с точки зрения своей убедительности… Вопрос из разряда «а стоило ли оно того?» оставался все эти годы, по сути, без ответа. Так или иначе, необходимо было посмотреть фильм еще раз.

    Повторюсь, «заочно» поверить в то, что раздумья маленького ребенка могут иметь под собой сколь-либо серьезную почву я был совершенно не способен. Этого просто не может быть, и точка. Но убедиться следовало. И каково же было мое удивление, когда я понял, что в данном случае мне, видимо, придется согласиться с расхожим мнением о безошибочности первого впечатления.

    Картина, действительно, не убеждает. Звучит практически кощунственно — я это прекрасно понимаю, но, тем не менее. При всем желании не получается с легкостью заклеймить гнусного предателя и, напротив, восхититься стойкостью и мужеством человека, оставшегося верным присяге, долгу, собственным принципам.

    Почему? Наверное, потому что пожертвовать той самой «собственной шкурой» — это одно, а оставить без матери троих детей — другое. И не слишком ли формализованным получается героизм? Презрительное молчание, «фанатичный блеск в глазах» — это здорово, но почему совершенно не учитываются конкретные обстоятельства? Почему так быстро забывается поступок (спасение жизни товарища) одного и оставляются без внимания огрехи (неудавшаяся попытка самоубийства, удивительная покорность судьбе в момент ареста) другого? Где границы предательства? Озвучив общеизвестные факты, молить о пощаде, записаться в полицаи, выбить колоду из под ног казнимого — что конкретно является точкой невозврата?

    Удивительно неоднозначное кино. С учетом жанра, тематики, общепринятого восприятия подобных вещей… Даже не знаю. Потому и не могу дать больше

    7 из 10

    15 августа 2012 | 18:01

    Да, друг мой, советское кино — сокровищница замечательных фильмов. Сколько их еще, непознанных тобой? Вот и «Восхождение» будет откровением для тебя. Черно-белая картина талантливейшей Ларисы Шепитько о войне. О войне, уходящей в историю, но вечно живущей в нашей памяти. Лента обязательно заставит тебя задуматься, заглянуть в себя, определить, каков ты, окажись в условиях героев фильма. Кто ты — Сотников или Рыбак. А, может, следователь Плетнев или полицай Гоменюк.

    Обмануть можно кого угодно. Не проведешь только свою совесть. Приспособиться легко ко всему. Не проживешь только с неспокойной совестью. Если сомневаешься, правильно ли поступаешь, прислушайся к голосу совести. С ней не заключишь сделку. Она не признает компромиссов. В ее лексиконе всего два слова: «да» и «нет».

    Так просто и даже естественно предать. Но, сделав этот шаг, попадаешь в иное измерение, в свой собственный ад. Поражаешься не столько подвигу Сотникова, сколько пониманию женщиной, Демчихой, что предательство страшнее гибели собственных детей. Жалеешь не столько взошедших на эшафот, сколько доброго малого, сильного телом мужика, Рыбака, оказавшегося слабым духом.

    Ингмар Бергман заметил, что в том, как меняются глаза актеров, заключается сущность киноискусства. В «Восхождении» глаза играют такую огромную роль, какую не встретишь ни в одном другом фильме мирового кино. Пожалуй, никогда, никому не удавалось так глубоко заглядывать в души киногероев. Камера подолгу задерживается на глазах всех ключевых персонажей. И они говорят больше, чем могут слова. Полные страдания и стойкости глаза Сотникова. Блуждающий обреченный взор Рыбака. Безысходная печаль в глазах женщины. Пробирающий до дрожи, буравящий насквозь взгляд следователя…

    Подобрались ли отличные актеры или то гений режиссера?

    Обязательно посмотри этот фильм. После него ты по-другому взглянешь на важнейшие вещи.

    3 октября 2011 | 09:57

    Человека можно уничтожить, но человека нельзя победить. (Э. Хемингуэй)

    Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» глубоко человечен, он направлен внутрь человеческих проблем настолько, что даже ужасы войны становятся лишь фоном для того, что происходит в душах двух главных героев, Рыбака и Сотникова. Они словно 2 полюса, 2 разные стороны человеческой души. Между ними происходит главный конфликт как фильма, так и книги Василя Быкова.

    Оба героя готовы сражаться за Родину до последнего патрона. В начале фильма Рыбак кажется сильнее Сотникова, раненного и больного солдата. Но, попав в плен, Сотников демонстрирует непоколебимую силу духа и мужество. Он смог сохранить чистой совесть, не предав свою Родину, а главное — не предав себя. Рыбак же напротив, стремится лишь сохранить свою жизнь.

    И пускай Сотников своим поступком никого не спас. Его подвиг в первую очередь является подвигом духа. Сотников так и не стал побежденным. Рыбак, предавший самого себя в руки немцев, так и не спас свою жизнь, потому что не спас свою душу. Он пытается покончить с собой, так как муки совести терзают его. Вопль отчаяния в конце фильма — это вопль побежденного человека, попавшего в сети войны и утратившего всякое понятие о чести и долге.

    Каждая роль в фильме сыграна на высочайшем уровне. Удивительный взгляд Сотникова в исполнении Бориса Плотникова словно пронизывает душу. Владимир Гостюхин отлично справился с непростой ролью Рыбака — человека, словно балансирующего на грани чести и бесчестия, человека, доведенного до отчаяния войной. Замечательно сыграл гениальный актер советского кино Анатолий Солоницын в роли предателя, следователя Портнова, вся гамма эмоций которого передается опять же во взгляде и в малейшей интонации голоса.

    Вообще, в картине Шепитько очень много крупных планов лиц героев, большое внимание уделено взгляду, который передает душевное состояние персонажей. Особенно это заметно в сцене казни. Спокойный, одухотворенный взгляд Сотникова перед смертью разительно отличается от обреченного взгляда старосты, испуганного взгляда девочки, и от страдания, которое читается в глазах Демчихи. Сцена казни определенно самая пронзительная и самая запоминающаяся сцена в фильме.

    Интересен также выбор названия фильма — «Восхождение» (повесть Василя Быкова, по которой был снят фильм, называлась «Сотников»). По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным, чем выбор Сотникова. Но настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев — Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни — такие вещи, как честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.

    3 мая 2010 | 12:41

    Лариса Шепитько сняла страшный фильм по страшной повести о страшном времени. Лариса Шепитько сняла шедевр. Как больно, что у нас больше нет Ларисы Шепитько…

    Вообще, надо сказать, что я очень люблю повесть Быкова «Сотников», но не могу не признать, что экранизация этой повести вышла еще лучше. Выдающийся фильм.

    Вы хотите увидеть вечность? Хотите увидеть Иисуса? Так посмотрите в глаза Сотникова в исполнении Бориса Плотникова. Хотите увидеть самобичевание? Хотите увидеть отчаяние? Посмотрите в глаза Рыбака в исполнении Владимира Гостюхина. Хотите увидеть пустоту? Хотите увидеть душу, проданную дьяволу? Посмотрите в глаза Портнова в исполнении Анатолия Солоницына. Потрясающие актерские работы. Ни капли фальши.

    Лариса Шепитько — гений. Альфред Шнитке — гений. Когда гении вместе, они создают ВЕЛИЧИЕ.

    Вообще, что отличает просто хорошее кино от великого кино? На мой взгляд, это то, что во время просмотра великого кино эмоции становятся чем-то осязаемым, они перерастают в физическое ощущение. Во время просмотра «Восхождения» я замерз, не потому, что дома холодно, нет, дома тепло, но я замерз. Потому что страшно, потому что холодно. Но я не хочу согреться. Пусть будет холодно! Пусть будет холодно, но пусть будут люди. Пусть будет холодно, но пусть не будет войны…

    10 из 10

    18 августа 2009 | 18:54

    Восхождение — это уникальная работа гениальной Ларисы Шепитько, музыка Шнитке, потрясающие актерские работы Анатолия Солоницына, Гостюхина и Плотникова. Смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Это кино сегодня актуально как никогда!

    У фильма есть одна опасная для зрителя особенность: первые сорок минут вам может показаться, что это очередной советский фильм про партизанов, но это категорически не так. Шепитько называли Достоевским в юбке и, поверьте, к тому были все основания. Эмоциональный взрыв, который создает режиссер, заслуживает этого внимательного ожидания.

    Не представляю какого труда стоило во времена СССР протащить такой сценарий, ведь фильм имеет глубокий духовный (религиозный) подтекст. Восхождение получило более десяти международных призов, что только подчеркивает наднациональный и общечеловеческий характер поставленных режиссером вопросов (фильм свободен от идеологической пропаганды). Картину вполне можно назвать библейской притчей, а то и более буквально — прививкой от «мрази человеческой», которой вполне легко сегодня можно заразиться.

    Не знаю как еще привлечь внимание современного зрителя к этому шедевру, скажу напоследок, что Дональд Сазерленд стоял на коленях и целовал Ларисе Шепитько руки за этот фильм.

    Композиция фильма бесподобная, как в аптеке (посмотрите точки 1/4, 1/2, 3/4 и по золотому сечению прямую и обратную). Вот что значит школа Довженко. Оператор на высоте.

    Сцену с раскаленной звездой, я так и не смог посмотреть не отвернувшись, хотя ни один современный фильм ужасов не заставлял меня закрыть глаза.

    При всем моем мужском шовинизме, этот фильм заставляет меня признаться — женщина может быть режиссером.

    10 из 10

    27 августа 2014 | 22:49

    «На войне была важна не готовность умереть, а готовность действовать в условиях, когда грозит смерть»

    Не помню точно откуда.

    По этому произведению Василя Быкова я писал выпускное сочинение, хотя никогда его не читал, а фильм посмотрел только недавно. Почему писал, если не читал? Просто потому что мы очень подробно разбирали, незадолго перед экзаменом, поэтому я его так запомнил. И, кстати, получил за него отлично и за грамотность и за содержание, хотя до этого никогда не писал сочинение больше, чем на четыре. Но бывает так, что тема заденет за живое так, что даже читать не надо, понимаешь всё на чисто интуитивном уровне.

    Эта война для нашего народа не просто эпизод истории, хотя многие уже мало, что о ней знают. И здесь, в этом фильме, и в этом произведении, раскрывается, наверное, самая, тонкая, самая великая, самая важная для победы в войне, дилемма сознания, и самая бессмысленная, ведь какая может быть дилемма? Предатель, он и есть предатель. Я в общем-то раньше именно так категорично оценивал Рыбака, потому что не читал первоисточника. Но, посмотрев фильм, увидел, что Рыбак не был с самого начала человеком, который только и думал, как бы ему избежать смерти, и вернулся за Сотниковым, и в этом одном конкретном временном интервале спас ему жизнь, рискую собственной. И его рассуждение в плену, после того Сотникова пытали, не кажутся уже всего лишь оправданием однозначно гнусного предателя.

    Человек, такой как Рыбак, может быть искренне хотел сражаться и сражался в партизанском отряде за Родину, и в этом был таким же как Сотников. Только логика его рассуждений, логика его мыслей, логика его поступков была такая, что постепенно подводила его к тому, чтобы стать слугой немецкого фашизма. Не его личная позиция, не его гнусные намерения, а всего лишь логика его рассуждений. Всего лишь, это иногда очень и очень много. Вот в этом вся или большая часть тонкости этой дилеммы. Другой, не плохой, а просто другой склад ума, другой способ рассуждения, не плохой, но в данном случае, он стал плохим объективно. Война. Когда Рыбак понял, что теперь дороги назад нет, что он остался один, и остался жив он, потому что он предатель, вот тут-то и начинается его проверка, настоящая проверка. Теперь он не может затенить всё своими рассуждениями даже перед самим собой, теперь либо надо сказать, да я — предатель, да — я буду служить врагу, да — буду убивать русских, своих братьев. И никакой другой альтернативы. И если бы он был таким подлым человеком, то, наверное, бы он так и поступил. Я уже не помню, чем кончился фильм, да это и нельзя здесь писать, но сам факт, что для Рыбака этот финал был не менее мучительным психологически, чем физические страдания Сотникова, сам этот факт говорит, что не всё так просто.

    С другой стороны, и Сотников предстаёт в фильме слишком правильным, слишком уверенным в своей правоте, слишком волевым, и может показаться, что это только так в фильме бывает, что не могут люди быть так преданы идее, принципам. Но при это не учитывается в какое время всё это происходило, и при каких условиях. Может быть сейчас действительно не может быть таких людей или может быть их очень мало. Поэтому так трудно поверить в его реальность?

    В сочинении я задавался вопросом: почему Сотников не предал? Разве он не хотел жить? Разве он не любил весь тот мир, в котором он жил и хотел с радостью умереть? Конечно, быть такого не может. Я тогда писал и думал так, что, да, он любил жизнь, но ещё сильнее он любил Родину, и не мог он предать Родину, которая его родила, вырастила, выкормила, дала возможность получить бесплатное образование и стать человеком, не мог он просто так это забыть и предать. Отчасти я и сейчас с этим согласен. Отчасти. Ну а что же Рыбак, он ведь тоже был выращен Родиной, а он почему поступил по-другому. Был менее благодарным? Это был бы либо слишком идеологизированный подход, либо слишком наивный для меня. Но я был наивен и искренне так думал, и не исключено, что Сотников в чём-то тоже был наивен и по-юношески максималистичен, но именно в этой наивности и была его моральная сила, потому что он, может быть, искренне верил в свои принципы, и ради этих принципов готов был идти до конца. Сейчас, я понимаю, что вся эта проблема гораздо в чём-то проще, но и одновременно тоньше, в ней много таких ньюансов, которые люди не привыкли замечать.

    Первоисточник В. Быкова я так и не прочитал, но в фильме всё передано достаточно проникающе и сильно, умели когда-то снимать без спецэффектов, натуралистичности, взрывов, обнажёнки и т. п. Но иногда полезно начать знакомство с произведением именно по фильму и так даже нагляднее.

    Тем не менее, всё выше написанное не есть некая попытка найти оправдание предательству. Дело в том, что Сама война, сама эта обстановка, ставила выбор жёстко: Либо бороться до конца, бескомпромиссно и не жалея жизни, либо если хоть чу-чуть себя пожалеть, то можно потерять всё. Поэтому даже если человека можно понять, но оправдать его нельзя, потому что на кон было поставлено всё. Нельзя оправдать даже тем, что у нас была диктатура, репрессии и т. д. Это был как раз тот момент истории, когда выбор был поставлен чётко, и не было здесь места для дискуссий.

    10 из 10

    7 августа 2010 | 21:48

    Фильм очень давит на психику с первых кадров. Ощущение, что вокруг много снега, по которому тяжело передвигаться очень яркое. Вокруг этот давящий белый цвет, только ветки деревьев и одежда актёров идёт в контраст.

    Время действия — очень короткий промежуток времени, где Сотникову достаются все несчастья, которые можно было испытать за один день в военное время. Он простужен, ранен, избит, его пытали калёным железом, но при всём он не перестаёт быть благородным, смелым, наполненным высоких идеалов. С самого начала ясно, что смерть его не пугает так, как Рыбака. Если бы тогда в сенях Рыбак не закричал, их убили бы ещё там. У Рыбака есть страх, который и толкает его на всё более отвратительные шаги. Причём на прямо противоположенные взгляды. Если в начале он ненавидит полицаев и даже хочет убить одного, то в конце сам им становится. Это путь от любви к предательству. Причём предательству неосознанному. Только в конце, когда он хочет повесится в туалете, становится понятно, что он понял.

    Фильм назван «Восхождение» из-за кульминационной сцены восхождения на эшафот. Они поднимаются по белоснежной горе снизу вверх. Следующим кадром мы видим виселицу, украшенную видом восходящего солнца.

    Очень подробно показана казнь. Царит зловещая атмосфера. Девочка не дотягивается до петли и ей ставят дощечку под ноги. Крупный план мальчика в будённовке, который очень похож на Сотникова, перебивается с крупным планом самого Сотникова. Люди, собравшиеся вокруг.

    Мой любимый момент — это, когда после пыток, сотников лежит без сознания, голова опрокинута назад без опоры, герой Солоницына подходит к нему и смотрит. Тут сотников открывает глаза. Звучит потрясающая музыка Шнитке. Следователь пугается того, что видит в глазах Сотникова и просит унести. В этой сцене есть магия. Эта сцена зачаровывает и по своей иле она для меня сопоставима с финальной сценой, где Рыбак плачет.

    Для меня более интересен герой Рыбака, он ярок и разнообразен. Сотников же истинный герой, непоколебимый, честный, что даже придраться нельзя. Они оба достаточно ярки, поэтому понять хочется каждого. Здесь нет разделения на плохого и хорошего. Речь идёт не о измене русскому народу, а об измене своим идеалам. Сначала человек изменяет себе, а потом изменяет людям.

    30 июня 2012 | 04:21

    Восхождение на вершину своего духа, преодоление желания поддаться воле обстоятельств и отказ идти на компромисс, в первую очередь с собой, совершил не только главный герой картины. Подвиг совершил и сам режиссёр — Лариса Шепитько.

    «Помимо ее собственной столь «неблагополучной» репутации и сама проза писателя-фронтовика Василя Быкова — острая, колючая, обжигающая правдой — была, мягко сказать, не в чести. Главное Политическое управление Советской Армии, а вслед за ним и вся официозная советская критика поносили каждую новую книгу писателя, обвиняя его в «дегероизации», «пацифизме», «абстрактном гуманизме», «очернительстве» Советской армии и партизанского движения… И еще до того, как Шепитько обратилась в Госкино со своим предложением об экранизации «Сотникова», эта затея была уже однажды безоговорочно пресечена. Но тут-то на пороге Госкино и появилась Лариса Шепитько с горящими глазами, взгляд которых невозможно выдержать даже и несколько секунд, а что уж говорить, если больше.»

    Сохранилось свидетельство сценариста Анатолия Гребнева о битве Шепитько за постановку будущего «Восхождения»: «Я помню, как-то встретил в Госкино Ларису Шепитько, которая уже просидела несколько часов у дверей какого-то кабинета в ожидании приема у его хозяина. Я посмотрел большой фильм, набегался тоже по кабинетам, возвращаюсь, а Лариса все так же сидит и ждет. Я не выдержал, спрашиваю: «Из-за чего ты тут так долго сидишь?» — «Толя, я хочу ставить то, что я хочу. А для этого надо вот так сидеть и ждать…»

    В итоге приступить к съёмкам удалось лишь после четырёх лет борьбы с репутацией «неудобного режиссёра», с чиновниками Госкино, со скептицизмом в отношении присутствующих религиозных и мистических мотивов в сценарии. Первый отказ пришел, когда сыну ее исполнился год. Но Лариса твердо знала, что это — ее материал, и преодолела все препоны. Прежде, снимая очередную картину, Лариса Шепитько каждый раз предполагала, что самое главное у нее впереди. Теперь, в критической ситуации, она в полной мере осознала слова своего любимого учителя Довженко: «Я ставлю очередную картину как последнюю, иначе себе не мыслю». «Я хотела доказать, что мы не конечны, — говорила позже Лариса Шепитько, — и сделать это путем не мистическим, а абсолютно естественным».

    Ещё до запуска фильма в производство Ларисе Шепитько пришлось победить в ещё одной борьбе- подбор актёров и отстаивание их кандидатур было следующим этапом.

    Подобрав малоизвестных актёров, Лариса Шепитько, сделала так, что образы героев легли в восприятии зрителей на чистый лист, актёры рассказывали только нужную режиссёру историю, не влача за собой шлейф старых ассоциаций. По-настоящему значимой находкой стал актёр Борис Плотников. Шепитько сумела разглядеть и на максимум воспользоваться особенностями его внешности: портретная схожесть с Иисусом ещё раз подчеркнула намёки, которые она давала, рассказывая «партизанскую историю». А важнейшим кадром фильма стало лицо главного героя, его глаза. Этот кадр мы видим в моменты боли, страдания, раздумья героя, тогда, когда тяжелее всего, когда легче изменить себе, предпочтя неправильный путь, тогда, когда происходит выбор, соискание духовного и бездуховного.

    Самая непростая по своей неоднозначности роль Рыбака — человека запутавшегося, растерявшего свои основополагающие моральные принципы и ценности в борьбе за жизнь, досталась Владимиру Гостюхину. Выбрав его, Лариса Шепитько пошла на риск, у неё было много сомнений насчёт бывшего работника сцены, переквалифицировавшегося в актёры, тем не менее, яркая харизма, которой обладал Гостюхин переубедила режиссёра. В результате, актёр сумел реализовать сложный замысел — сыграть персонажа негативного, но не антагониста главному герою. Рыбак был антагонистом только для самого себя. У него «не хватило духа». Но может ли быть так, что в ком-то этого духа заложено больше, а в ком-то меньше, что его может запросто не хватить. Дух — един, он свят. И каждый, проживая жизнь, встречаясь с разными перипетиями, делая выбор, дух этот убивает в себе или же восходит до вершин его. Восхождение. На вершину духовных человеческих возможностей, способностей оставаться человеком (не только с биологической стороны) в самых нечеловеческих условиях.

    Антиподом же Сотникову стал другой персонаж — следователь Портнов. Его сыграл Анатолий Солоницын, уже популярный на тот момент актёр. Перед нами четыре уровня духовности: Взошёл на вершину своего духа — Сотников; Староста — сначала кажущийся оступившимся; Рыбак — человек с задатками хорошего, душевного человека, он осознаёт неправильность своего выбора, но не может ничего поделать со своими низшими потребностями и стремительно падает вниз; в самом низу находится Портнов, он не сожалеет о сделанном выборе и, можно предположить, не долго раздумывал, делая его.

    Лариса Шепитько не отступила не только перед трудностями, связанными с запуском фильма в производство. Тяжелейшими были и сами съёмки: большинство сцен были отсняты на природе в сорокаградусный мороз. Разумеется, этого можно было избежать, но Шепитько свято верила в то, что каждый актёр должен был почувствовать зиму «каждой клеткой». Лариса восхищалась своей съемочной группой. Но именно она, как никто другой, была для всех примером мужества, воли, терпения и необыкновенной заботы. Плотников, который играл Сотникова, был очень легко одет и быстро коченел от мороза и пронзительного ветра в открытом поле. Как только камера останавливалась, Лариса подходила к нему, чтобы растереть, согреть и поблагодарить. Так же приходилось Ларисе отогревать и Владимира Гостюхина, который исполнял роль Рыбака. Гостюхин писал впоследствии: «Стоило «умереть» в сцене, чтобы ощутить такую ее благодарность».

    Природа была отдельным персонажем, сыгравшим сразу несколько ролей. Это был и каратель, который наряду с безвыходной ситуацией, немцами, угнетал, подстрекал пойти на компромисс. Однако она стала и чем-то, что укоряет Рыбака в последней сцене, тем воплощением свободы, к которой он стремился и тем, чего он никогда не достигнет, потому что выбор сделан, и он, увы, не верен.

    Образ природы не статичен благодаря выверенной операторской работе (Владимир Чухнов и Павел Лебешев). Детали кадра продуманы до мелочей, они ориентированы не на эстетику, а на смысл. Основу сюжета составляют внутренние переживания, колебания героев, поэтому крупный план — самый часто-применяемый операторский приём фильма.

    Одной из особенностей картины является факт чёрно-белой съёмки во времена активного использования цвета в кинематографе. Это ещё раз подчёркивает серьёзное намерение режиссёра донести идею без отвлечения на ненужные, пусть и интересные, и красивые вещи.

    В итоге картина представляет собой глубинное и проникновеннейшее наставление, завещание.

    Сотников стал примером для самого режиссёра и для многих других людей. А Лариса Шепитько стала примером для меня. Её стойкость, преданность искусству, идее и в первую очередь себе, способность тонко и глубоко прочувствовать, вдохновляет и побуждает действовать.

    15 сентября 2014 | 10:12

    Да, действительно шедевр. Давно заметил, после среднего фильма — хочется поболтать, а после шедевра — и сказать-то нечего.

    Тогда такой интересный вопрос — конечно история библейская, но почему взята война? Думаю потому, что именно на войне вопросы ставятся очень жестко, а выбор делается навсегда. На войне поведение Сотникова понятно, а в мирной жизни пожалуй уже не так… На самом же деле война не заканчивалась, а идет постоянно.

    Каждый делает выбор…

    10 из 10

    16 сентября 2009 | 00:48

    В 1970-х годах, когда велась работа над фильмом, конечно, можно было воспользоваться возможностью снимать на цветную пленку. Тем не менее, фильм «Восхождение» — черно-белый, и это, конечно же, главная, первая бросающаяся в глаза его особенность.

    Почему черно-белое? Во-первых, ч\б колористика всегда считалась более удобной для передачи тонких оттенков чувств, ведь отсутствует такой отвлекающий элемент для восприятия как цвет. Во-вторых, черный и белый — это цвет зимы, с ее снегами, метелями, сугробами, среди которых проходит все действие фильма, и с ее безжизненной растительностью, тонкими темными ветвями деревьев, хмурыми замерзшими птицами, замерзшими прогалинами — всем тем безрадостным антуражем, который окружает всех без исключения героев ленты. Черный — это цвет войны, а белый — цвет зимнего неба, под которым разворачивается эта война. И, в конце концов, черный — это цвет зла, а белый — цвет добра.

    Чъемка в ч-б является весомым художественным подспорьем для большей выразительности другого отличительного изобразительного приема ленты — съемка крупным планом анфас. Благодаря сочетанию неповторимой актерской игры и мастерской съемки, фильм «Восхождение» наполнен потрясающей красоты и выразительности кадрами. Временами даже кажется, что крупных планов чересчур много (особенно это касается образа Сотникова), но, тем не менее, каждый из них наполнен жизнью, пластичен, выразителен и «говорящ».

    Работая, в основном, на крупных и средних планах, оператор не забывает и о дальнем, в результате чего мы имеем такие шедевральные и душераздирающие эпизоды как поход приговоренных казни к месту понесения наказания («восхождение» к виселице) или, например, «очная ставка» героев Гостюхина и Солоницына во дворе после казни — безмолвная, она говорит зрителю куда гораздо больше, чем если бы в кадре состоялся даже самый содержательный диалог.

    Но, конечно, основная изобразительная деталь фильма — это съемка крупным планом. Чаще всего в этом ракурсе мы видим глаза Сотникова — главного героя, и практически каждый раз они выражают горечь, хотя, бывает, мы видим в них и страх, и решимость, и веру, и что-то еще.

    Бесподобен акцент на глазах Портнова (А. Солоницын) — мы видим в них коварство, самоуверенность и… почему-то страх!

    Может ли обойтись без множества крупных планах фильм, где основу сюжета составляют внутренние переживания каждого из героев, их душевные состояния? Нет, ведь зеркало души — это глаза, а еще мимика, и именно благодаря крупным планам мы можем все это детально наблюдать.

    Украшают и подчеркивают смысловую наполненность картины панорамы — начальная и финальная, которые перекликаются между собой: все такие же заснеженные пейзажи, все та же зима. В эпизоде, где Рыбак спасает жизнь Сотникову, тянет его на себе по заснеженному подлеску в поисках верной дороги, благодаря панораме оператор добивается эффекта присутствия зрителя на месте происходящего, мы словно подглядываем за героями через ветви кустов.

    Следует отметить явную взаимосвязь операторских приемов с содержанием фильма. «Восхождение» — хороший пример того, как операторская работа не существует словно бы сама по себе, а вписывается в контекст ленты; как выразительные визуальные средства дополняют и подчеркивают смысловую нагрузку.

    8 из 10

    5 февраля 2013 | 23:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>