всё о любом фильме:

Восхождение

год
страна
слоган-
режиссерЛариса Шепитько
сценарийЮрий Клепиков, Лариса Шепитько, Василь Быков
директор фильмаВилли Геллер
операторВладимир Чухнов
композиторАльфред Шнитке
художникЮрий Ракша
монтажВалерия Белова
жанр драма, военный, ... слова
зрители
СССР  10.7 млн
премьера (мир)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время106 мин. / 01:46
О судьбе двух партизан, попавших в плен к фашистам, о мужестве и трусости, о достоинстве и неодолимой силе духа.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по повести Василя Быкова «Сотников».
    • В фильме свои первые большие роли сыграли молодые актёры Борис Плотников и Владимир Гостюхин.
    • Фильм находился на грани запрета и вышел на экраны лишь после вмешательства первого секретаря ЦК Компартии Белоруссии Петра Машерова.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.0/10
    Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой оказывался предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждал, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решал неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносило свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 152 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если меня спросят, в каком фильме можно увидеть верховенство режиссёра, я назову «Восхождение» Ларисы Шепитько. Тот редкий случай, когда именно режиссёр знает, как должен смотреть на зрителя герой, актёр в данном случае только помощник.

    Это один из лучших советских фильмов. Фильмов не только о войне. Война — лишь повод поговорить о человеке, о том, каким человек должен быть и каким не должен.

    Картину сняли в 1976 и сняли так качественно, что не сразу поймешь, в каком году это снято и в какой стране. Недаром фильм получил на берлинском кинофестивале Золотого медведя. Рассказ о советских партизанах не смотрится, как героическая сага. Тема войны подана без пафоса и без оглядки на Советский Союз (фильм хотели запретить): здесь вам Иуда — предавший всех русский солдат (а что бы мы сделали на его месте?), и Христос, зашедший на свою Голгофу. Что он увидел с Голгофы, на кого посмотрел перед смертью, как нашли этого ребёнка и придумали ему эту слезу — режиссёр забирается до психологических высот Достоевского.

    Отдельный поклон за музыку к фильму Альфреду Шнитке. И нашим актёрам, которых мы почти не знаем, но которые в очередной раз доказывают мастерство великой школы русского актёра. Борис Плотников, Анатолий Солоницын, Людмила Полякова, Владимир Гостюхин.

    Лариса Шепитько была замужем за Элемом Климовым, который снял не менее страшный фильм о войне «Иди и смотри». Представляете, какая эта была пара? Два режиссёра, снявшие две гениальные ленты на одну тему. О чём они говорили по вечерам?

    9 из 10

    12 апреля 2014 | 14:00

    Это восхитительный Фильм, написанный по восхитительной повести. У меня он вызвал глубокое душевное потрясение, вследствие того, что меня всегда восхищали люди, которые вопреки всему никогда не сдаются и ради идеи готовы умереть. Порой я задумываюсь, как бы поступил я в ситуации, в которую попали герои Фильма. Как Сотников или как Рыбак? Наверное никто с точностью не скажет, как бы он поступил, ведь сказать можно одно, хоть и с глубоким убеждением, но истинная натура человека проявляется лишь на острие событий.

    Честно сказать, я не такой испытанный киноман, чтобы определять хорошо сыграл актер или нет, но, по личному мнению, все актеры и актрисы были хорошо подобраны и сами они постарались отлично.

    Лариса Шепитько сделала все, чем может гордиться режиссер

    Отдельное спасибо хочется сказать художнику и оператору. Их работа это одна из самых сильных сторон Фильма.

    Жаль, что молодежь не очень интересуется такими Фильмами как «Восхождение». Почему-то то, что кинолента снята раньше 2000-ых годов действует на многих отталкивающе. Хотя если посудить со стороны нравственности и здравого смысла, все должно быть наоборот, ведь в наши времена таких Фильмов уже не снимают… Очень очень жаль.

    Огромное спасибо всем, кто участвовал в создании этого Фильма. Безмерно уважаю вас.

    10 из 10

    25 августа 2014 | 13:25

    Шикарный фильм-ответ на выражение «Своя рубашка ближе к телу». На примере Сотникова автор (как мне кажется) показывает, что есть люди, которые имеют ценности повыше, чем собственное благополучие и даже жизнь. Чему и удивлен следователь при допросе, так как он множество раз видел в людях обратное, но главный герой не сломался, не отступил от своих принципов и следователь это увидел, после чего он даже не смог выдержать взгляд истерзанного, но не сломленного Сотникова. В противоположность ему Рыбак — человек, который тоже смел, решителен и находчив, добр (он спасает Сотникова и заботится о нем), но его отличие от главного героя в том, что он не имеет стержня (тех самых принципов как у Сотникова), поэтому у него нет оснований умирать просто так, ради идеи, он стремится выжить, за не имением более высших ценностей и из-за этого, он незаметно сам для себя становится предателем.

    Никто в здравом уме не посмеет осудить Рыбака (которого блестательно сыграл Владимир Гостюхин), так как мало кто может поручиться за себя в такой ситуации (если вообще может), скорее всего у большинства (как и у автора этих строк) с трудом хватит духа поступить так как поступает Сотников, умереть но не замарать себя ни предательством ни ложью, хотя мы конечно же должны стремиться к этому (IMHO).

    На лицо прослеживаются высокие духовные ценности главного героя, что вызывает искреннее уважение и к персонажу, и к автору.

    26 февраля 2012 | 18:09

    Это о нем:

    «Он видел больше, чем его глаза,
    Он тронул глубже зримого покрова,
    Он понял то, о чём сказать нельзя,
    И, уходя, не проронил ни слова.
    Хотя он не оставил ничего,
    Молчание его подобно грому.
    Все говорят и мыслят за него,
    Но говорят и мыслят по-другому».

    А это — о нас:

    «Я погиб, хотя еще не умер,
    Мне приснились сны моих врагов.
    Я увидел их и обезумел
    В ночь перед скончанием веков.
    Верно, мне позволил Бог увидеть,
    Как умеют предавать свои,
    Как чужие могут ненавидеть
    В ночь перед сожжением любви».

    (стихи Ю. Кузнецова)

    Я считаю, что этот гениальный, этот потрясающий фильм Ларисы Шепитько должен стоять на первой строчке любого российского кинорейтинга. Вершина нашего кино!

    Конечно, мы способны оценить и прекрасные творения зарубежных мастеров. Но разве где-нибудь «не у нас» оценивают чужое выше своего?… И это всегда будет правильно. Так как оценивает народ, нация и критики, оплачиваемые своим народом. Восхищаются тем, что близко. И мы примазываемся к «ним», нам «ихнее» по душе.

    Даже как-то не поворачивается назвать фильм нерусским словом — шедевр. Лучше — Великое Творение.

    В нем все до боли наше. Люди. Снег. Холод. Деревья. Воздух. Небо… И страдания мученические. И падение. И восхождение. И расплата. И покаяние. И… должно быть Воскрешение. Наверно, так хотела Шепитько. Но — увы…

    А мы голосуем за Финчера и Скорсезе, за Шоушенк и Леона. Страшно, обидно, горько.

    Светлая Вам Память, Лариса Ефимовна. Мы Вас помним.

    100 из 10

    23 апреля 2010 | 23:28

    Фильм очень давит на психику с первых кадров. Ощущение, что вокруг много снега, по которому тяжело передвигаться очень яркое. Вокруг этот давящий белый цвет, только ветки деревьев и одежда актёров идёт в контраст.

    Время действия — очень короткий промежуток времени, где Сотникову достаются все несчастья, которые можно было испытать за один день в военное время. Он простужен, ранен, избит, его пытали калёным железом, но при всём он не перестаёт быть благородным, смелым, наполненным высоких идеалов. С самого начала ясно, что смерть его не пугает так, как Рыбака. Если бы тогда в сенях Рыбак не закричал, их убили бы ещё там. У Рыбака есть страх, который и толкает его на всё более отвратительные шаги. Причём на прямо противоположенные взгляды. Если в начале он ненавидит полицаев и даже хочет убить одного, то в конце сам им становится. Это путь от любви к предательству. Причём предательству неосознанному. Только в конце, когда он хочет повесится в туалете, становится понятно, что он понял.

    Фильм назван «Восхождение» из-за кульминационной сцены восхождения на эшафот. Они поднимаются по белоснежной горе снизу вверх. Следующим кадром мы видим виселицу, украшенную видом восходящего солнца.

    Очень подробно показана казнь. Царит зловещая атмосфера. Девочка не дотягивается до петли и ей ставят дощечку под ноги. Крупный план мальчика в будённовке, который очень похож на Сотникова, перебивается с крупным планом самого Сотникова. Люди, собравшиеся вокруг.

    Мой любимый момент — это, когда после пыток, сотников лежит без сознания, голова опрокинута назад без опоры, герой Солоницына подходит к нему и смотрит. Тут сотников открывает глаза. Звучит потрясающая музыка Шнитке. Следователь пугается того, что видит в глазах Сотникова и просит унести. В этой сцене есть магия. Эта сцена зачаровывает и по своей иле она для меня сопоставима с финальной сценой, где Рыбак плачет.

    Для меня более интересен герой Рыбака, он ярок и разнообразен. Сотников же истинный герой, непоколебимый, честный, что даже придраться нельзя. Они оба достаточно ярки, поэтому понять хочется каждого. Здесь нет разделения на плохого и хорошего. Речь идёт не о измене русскому народу, а об измене своим идеалам. Сначала человек изменяет себе, а потом изменяет людям.

    30 июня 2012 | 04:21

    В 1970-х годах, когда велась работа над фильмом, конечно, можно было воспользоваться возможностью снимать на цветную пленку. Тем не менее, фильм «Восхождение» — черно-белый, и это, конечно же, главная, первая бросающаяся в глаза его особенность.

    Почему черно-белое? Во-первых, ч\б колористика всегда считалась более удобной для передачи тонких оттенков чувств, ведь отсутствует такой отвлекающий элемент для восприятия как цвет. Во-вторых, черный и белый — это цвет зимы, с ее снегами, метелями, сугробами, среди которых проходит все действие фильма, и с ее безжизненной растительностью, тонкими темными ветвями деревьев, хмурыми замерзшими птицами, замерзшими прогалинами — всем тем безрадостным антуражем, который окружает всех без исключения героев ленты. Черный — это цвет войны, а белый — цвет зимнего неба, под которым разворачивается эта война. И, в конце концов, черный — это цвет зла, а белый — цвет добра.

    Чъемка в ч-б является весомым художественным подспорьем для большей выразительности другого отличительного изобразительного приема ленты — съемка крупным планом анфас. Благодаря сочетанию неповторимой актерской игры и мастерской съемки, фильм «Восхождение» наполнен потрясающей красоты и выразительности кадрами. Временами даже кажется, что крупных планов чересчур много (особенно это касается образа Сотникова), но, тем не менее, каждый из них наполнен жизнью, пластичен, выразителен и «говорящ».

    Работая, в основном, на крупных и средних планах, оператор не забывает и о дальнем, в результате чего мы имеем такие шедевральные и душераздирающие эпизоды как поход приговоренных казни к месту понесения наказания («восхождение» к виселице) или, например, «очная ставка» героев Гостюхина и Солоницына во дворе после казни — безмолвная, она говорит зрителю куда гораздо больше, чем если бы в кадре состоялся даже самый содержательный диалог.

    Но, конечно, основная изобразительная деталь фильма — это съемка крупным планом. Чаще всего в этом ракурсе мы видим глаза Сотникова — главного героя, и практически каждый раз они выражают горечь, хотя, бывает, мы видим в них и страх, и решимость, и веру, и что-то еще.

    Бесподобен акцент на глазах Портнова (А. Солоницын) — мы видим в них коварство, самоуверенность и… почему-то страх!

    Может ли обойтись без множества крупных планах фильм, где основу сюжета составляют внутренние переживания каждого из героев, их душевные состояния? Нет, ведь зеркало души — это глаза, а еще мимика, и именно благодаря крупным планам мы можем все это детально наблюдать.

    Украшают и подчеркивают смысловую наполненность картины панорамы — начальная и финальная, которые перекликаются между собой: все такие же заснеженные пейзажи, все та же зима. В эпизоде, где Рыбак спасает жизнь Сотникову, тянет его на себе по заснеженному подлеску в поисках верной дороги, благодаря панораме оператор добивается эффекта присутствия зрителя на месте происходящего, мы словно подглядываем за героями через ветви кустов.

    Следует отметить явную взаимосвязь операторских приемов с содержанием фильма. «Восхождение» — хороший пример того, как операторская работа не существует словно бы сама по себе, а вписывается в контекст ленты; как выразительные визуальные средства дополняют и подчеркивают смысловую нагрузку.

    8 из 10

    5 февраля 2013 | 23:58

    Острая и необычайно психологичная как для военной прозы повесть Василя Быкова «Сотников» в интерпретации Ларисы Шепитько претворилась в готовую библейскую притчу на тему: «Как умереть, чтобы жить», а также темы предательства и ценности человеческой жизни. Уже во время просмотра становится понятно, почему «Восхождение» с таким трудом пробивало себе дорогу через тернии советской цензуры. Фильм, в котором за внешним военным фоном абсолютно четко просматривается мощный христианский подтекст, не мог так просто попасть на экран в те годы. Да и то, что настоящим героем в картине оказывается болезненный интеллигент, а не крепкий бывалый солдат, вряд ли могло понравиться тогдашним партийным «специалистам» от кино и власти в целом.

    Успех картины определили хороший исходный материал, необыкновенный талант и мастерство режиссера, абсолютно правильное визуальное решение, актерская игра на самой высокой ноте и монументальная музыка Альфреда Шнитке.

    Лента именно такой и должна была быть — в черно-белых тонах. Промежуточному тут нет места — ни серым, ни тем более «цветным» настроениям. Ты или там или здесь. Или на светлой, или на темной стороне. На «серой» нейтральной полосе комфортно отсидеться не получится. Жизнь и смерть тестируют тебя на стойкость, мужество, честность, порядочность, и не приемлют конформистский принцип: «И вашим, и нашим». Только или тем, или другим. И чёрно-белая композиция — наиболее удачный фон для демонстрации борьбы за душу человека, которая ведется ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Результатом станет смерть или жизнь, только уже в Вечности.

    Обе главные роли в фильме сыграны на пределе возможного. Борис Плотников, для которого это была первая роль в кино, не просто почувствовал, а прожил своего персонажа. Сотников — человек, которому тоже приходится мучиться сомнениями, перед ним поставлен по-настоящему страшный выбор: на чашу весов его совести кладут жизни людей, и предательство может одновременно спасти жизни одним людям, а других погубить. Выбор, которого, не пожелаешь, наверное, самому заклятому врагу. Но внешне слабосильный Сотников оказывается необычайно крепок именно духом, есть грань, которую он не перейдет никогда, он очень хорошо ее чувствует и делает свой выбор И кто его знает, не руководствовался ли при своем выборе мыслью о Божьем промысле и воле на все. Плотников великолепен на протяжении всего фильма, настолько много он вкладывает в своего героя, который вышел у него очень искренним и убедительным. Стараюсь не давать категоричных оценок, но убежден, что такой роли у Плотникова больше не было и не будет. Даже, скажем, замечательный Борменталь из «Собачьего сердца» несравним с Сотниковым.

    В отличие от него, роль Рыбака для Владимира Гостюхина не была дебютом, за плечами был уже определенный багаж из нескольких картин, однако, думаю, работу в «Восхождении» он тоже может считать особенной для себя. Режиссер нашла подход и к этому актеру, помогла открыть в себе новые грани таланта и сыграть столь же ярко и убедительно, как и Борис Плотников. Рыбак — персонаж тоже не простой и не однозначный, это уже битый жизнью человек, закаленный в боях солдат, стойко переносящий тяготы войны, может, слегка простоватый и грубоватый, но искренний и не держащий зла Однако в картине с самого начала буквально несколькими штрихами даются намеки на чревоточины в его душе, предрасположенность к тому, чтобы идти к цели окольными путями, хитрить, даже врать только, якобы, затем, чтобы вернуться на прямую дорожку. Но это не более, чем самообман, и ступив на такую стезю, назад не вернешься. В этом они они и принципиально различаются с Сотниковым: Рыбак не чувствует той грани, за которой уже нет возврата. И то, что кажется ему невинной ложью во спасение и временным притворством во имя высокой цели, оборачивается предательством.

    И вот тут вступает тот самый христианский аспект. Сотников остался верен себе и своей совести, а Рыбак сломался. И возникает совершенно отчетливое ощущение, что Сотников, даже если и умрет, «но жив будет», а Рыбак, даже если и сможет дальше существовать на Земле, уже мертв.. Посыл Ларисы Шепитько относительно того, что же на самом деле есть жизнь и смерть, тут виден совершенно отчетливо.

    Из других актерских работ запомнился еще Анатолий Солоницын в роли полицейского следователя. Очень интересный у его вышел персонаж: этакий псевдоинтеллигент с претензией на философию и психологию, стремящийся, очевидно, скрыть за ними муки собственной совести. Запоминается, сколь пренебрежительно обращаются с ним немецкие офицеры. Предательство таки накладывает на человека гадкую Каинову печать, вызывающую к нему отторжение у всех.

    Сильное, мощное и безупречное во всех отношениях кино.

    10 из 10

    16 февраля 2013 | 18:25

    Восхождение — это уникальная работа гениальной Ларисы Шепитько, музыка Шнитке, потрясающие актерские работы Анатолия Солоницына, Гостюхина и Плотникова. Смотреть, смотреть и еще раз смотреть. Это кино сегодня актуально как никогда!

    У фильма есть одна опасная для зрителя особенность: первые сорок минут вам может показаться, что это очередной советский фильм про партизанов, но это категорически не так. Шепитько называли Достоевским в юбке и, поверьте, к тому были все основания. Эмоциональный взрыв, который создает режиссер, заслуживает этого внимательного ожидания.

    Не представляю какого труда стоило во времена СССР протащить такой сценарий, ведь фильм имеет глубокий духовный (религиозный) подтекст. Восхождение получило более десяти международных призов, что только подчеркивает наднациональный и общечеловеческий характер поставленных режиссером вопросов (фильм свободен от идеологической пропаганды). Картину вполне можно назвать библейской притчей, а то и более буквально — прививкой от «мрази человеческой», которой вполне легко сегодня можно заразиться.

    Не знаю как еще привлечь внимание современного зрителя к этому шедевру, скажу напоследок, что Дональд Сазерленд стоял на коленях и целовал Ларисе Шепитько руки за этот фильм.

    Композиция фильма бесподобная, как в аптеке (посмотрите точки 1/4, 1/2, 3/4 и по золотому сечению прямую и обратную). Вот что значит школа Довженко. Оператор на высоте.

    Сцену с раскаленной звездой, я так и не смог посмотреть не отвернувшись, хотя ни один современный фильм ужасов не заставлял меня закрыть глаза.

    При всем моем мужском шовинизме, этот фильм заставляет меня признаться — женщина может быть режиссером.

    10 из 10

    27 августа 2014 | 22:49

    Да, друг мой, советское кино — сокровищница замечательных фильмов. Сколько их еще, непознанных тобой? Вот и «Восхождение» будет откровением для тебя. Черно-белая картина талантливейшей Ларисы Шепитько о войне. О войне, уходящей в историю, но вечно живущей в нашей памяти. Лента обязательно заставит тебя задуматься, заглянуть в себя, определить, каков ты, окажись в условиях героев фильма. Кто ты — Сотников или Рыбак. А, может, следователь Плетнев или полицай Гоменюк.

    Обмануть можно кого угодно. Не проведешь только свою совесть. Приспособиться легко ко всему. Не проживешь только с неспокойной совестью. Если сомневаешься, правильно ли поступаешь, прислушайся к голосу совести. С ней не заключишь сделку. Она не признает компромиссов. В ее лексиконе всего два слова: «да» и «нет».

    Так просто и даже естественно предать. Но, сделав этот шаг, попадаешь в иное измерение, в свой собственный ад. Поражаешься не столько подвигу Сотникова, сколько пониманию женщиной, Демчихой, что предательство страшнее гибели собственных детей. Жалеешь не столько взошедших на эшафот, сколько доброго малого, сильного телом мужика, Рыбака, оказавшегося слабым духом.

    Ингмар Бергман заметил, что в том, как меняются глаза актеров, заключается сущность киноискусства. В «Восхождении» глаза играют такую огромную роль, какую не встретишь ни в одном другом фильме мирового кино. Пожалуй, никогда, никому не удавалось так глубоко заглядывать в души киногероев. Камера подолгу задерживается на глазах всех ключевых персонажей. И они говорят больше, чем могут слова. Полные страдания и стойкости глаза Сотникова. Блуждающий обреченный взор Рыбака. Безысходная печаль в глазах женщины. Пробирающий до дрожи, буравящий насквозь взгляд следователя…

    Подобрались ли отличные актеры или то гений режиссера?

    Обязательно посмотри этот фильм. После него ты по-другому взглянешь на важнейшие вещи.

    3 октября 2011 | 09:57

    Действия фильма разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. Партизанский отряд совершает тяжелый переход через лес, сопровождая мирных жителей в не занятый немцами населенный пункт. Зимняя стужа, пурга, отряды карателей, нехватка продовольствия и патронов — все обстоятельства играют против партизанов. По приказу командира: «Привал !» люди валятся с ног, не в состоянии идти дальше. В этих нечеловеческих условиях необходимо выполнить задание — дойти до заданного хутора любой ценой. Чтобы двигаться дальше, нужно раздобыть пищу, накормить хотя бы умирающих с голода детей. На выполнение этой миссии посылают 2 партизанов: Рыбака и Сотникова.

    Рыбак

    Бывший старшина Красной армии, попал в оккупацию, ушел в партизаны. Представляет собой образ типичного обывателя, с мещанской душой и шкурными интересами. С другой стороны, в нем присутствуют и высокие моральные качества, как, например, развитое чувство долга, ответственность, верность товарищу, самопожертвование и человеколюбие. Он не бросает своего раненного товарища в бою с немцами, он делится хлебом из своего пайка с голодающими деревенскими детьми, он поднимает руки перед немцами, чтобы они не спалили хату в поисках партизанов, он не убивает старосту, сотрудничающего с оккупантами, так как осознает всю тяжесть его положения. Безусловно, достойных уважения черт характера у Рыбака достаточно. Но к сожалению ему не хватает самого главного — веры в идею, высший смысл, без чего все вышеперечисленное в одночасье теряет свою ценность. Если бы не война, то такой человек вполне мог бы стать уважаемым членом общества, добропорядочным гражданином и примером для подражания. Но в тех условиях, в которые он попал, недостаток этого высшего качества души привел к измене Родине и предательству своих товарищей.

    Сотников

    Человек с высшим образованием, не кадровый военный, служил в артиллерии, попал к партизанам. Является главным героем фильма, идеалом воина, защищающего свою Отчизну. Несмотря на болезнь, он не отказывается от выполнения сложного задания, от которого зависит будущее продвижение партизанского отряда. Держится стойко и мужественно, обладает прочной выдержкой и силой воли, но самое главное — он верен высокой идеи, идеи самоотверженного и безграничного служения и любви к Родине. Сотников готов идти до конца ради достижения поставленной цели — разгрома врага и освобождения страны от иноземных захватчиков. Он не может отступить, потому что за ним — Россия, у него за спиной будущее советского народа, от него зависит, наступит ли завтра, будет ли светить солнце для новых поколений, будет ли свободной и счастливой их жизнь. Попадая в плен к немцам, он стойко переносит жуткие пытки, которым его подвергают, не выдав никого из своих товарищей и не предоставив фашистам никакой ценной информации. Ключевым эпизодом всего фильма и кульминацией сюжетной линии Сотникова мне представляется его диалог со следователем полиции во время допроса. Здесь происходит столкновение двух мировоззренческих систем, первая из которых — капиталистическая, мещанская, построенная на пренебрежении к человеку, которого следователь называет ничтожеством, у которого нет никаких целей, кроме удовлетворения потребностей и продления своего жалкого существования. Вторая — красная, коммунистическая, основанная на гуманизме и вере в человека, имеющая в своей основе высокие метафизические смыслы, ради которых человек готов отречься от себя и перенести любые испытания. Не случайно ночью перед казнью Сотников просит товарищей не дать ему умереть до утра, ведь он не имеет права сдаться, он обязан пройти до конца этой дороги, дороги борьбы и самопожертвования, которая приведет его товарищей в Берлин.

    Главным отличием между Рыбаком и Сотниковым является наличие высшей идеи, того метафизического смысла, который позволяет в любой ситуации человеку оставаться человеком, быть верным себе и своему делу. Рыбак принимает предложение вступить в полицию в обмен на сохранение его жизни. Сотников, когда узнает о таком ходе своего товарища, собравшись с последними силами, захлебываясь кровью, пронзительно глядя ему в глаза, спрашивает: «Коля… Коля, как же так ? А совесть ?…». Он понимает, что такая сделка — это измена Родине, как бы Рыбак не оправдывался, что он убежит и будет снова бить немцев. В данной ситуации напрашивается сравнение с библейской притчей об Исаве и Иакове. Исав продает свое первородство младшему брату Иакову за чечевичную похлебку. Утолив голод, он понимает, что продал самое бесценное, что есть у него в жизни — преимущество в благословении от отца., а без этого его существование теряет высокий смысл. Также и здесь: предав своих товарищей, участвуя в их казне, Рыбак понимает, что за сохранение жизни заплачена слишком большая цена, жить дальше с таким грузом на душе ему невыносимо; стоя перед открытыми воротами немецкого лагеря, он понимает, что не может убежать, потому что от себя не убежишь, потому что как бы ты ни бил фашистов, это уже не вернет тех людей, которых ты погубил и предал. Чечевичная похлебка оказывается горькой на вкус, настолько горькой, что застревает комом в горле, настолько, что Рыбак мечтает повеситься на ремне в туалете, только бы прекратить свое ничтожное нестерпимое существование.

    Один из важнейших эпизодов фильма — монолог Сотникова перед казнью. Рассчитывая взять всю вину на себя, чтобы спасти остальных, он решает сделать заявление перед следователем. В заявлении он перечисляет факты своей биографии, которых достаточно для смертной казни. Среди прочего, глядя в глаза предателя-полицая, он говорит, что у него есть мать, отец и Родина. Это и есть тот высший смысл, который свято оберегает Сотников, и ради которого он готов на все. Потерять Родину — хуже смерти, потому что жить без смысла, без идеи — невыносимая мука, это измена самому себе и дорогим тебе людям, всему тому, что ты любишь и во что веришь.

    Бессмертный героический подвиг таких людей, как Сотников, которые отдали жизнь, защищая свою страну и народ, навсегда останется на страницах трагической истории нашей Родины.

    10 из 10

    4 ноября 2012 | 19:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>