• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Винтик шоубизнеса
 



8 марта как повод вспомнить главную женщину в кино

06.03.2015 15:52 • 24 комментария

Давно хотелось написать про Алис Ги. Теперь есть железный повод вспомнить первую представительницу прекрасного пола, снявшей фильм, благодаря которой кино стало таким, какое оно есть.



Алис Ги появилась на свет 1 июля 1873 года. Уроженка Чили, она воспитывалась в Париже, где ее отец держал сеть книжных магазинов. Свою карьеру Алис начала в качестве машинистки, и в 1894 году поступила на службу к Леону Гомону, тогда еще торговцу оптическим оборудованием.

Когда с торговлей оптикой стало туго, Леон основал кинокомпанию Gaumont, здравствующую и по сей день. Бывшая секретарша получила повышение и с 1896 по 1906 год возглавляла отдел производства студии. На протяжении 28 лет Алис Ги приняла участие в режиссуре, продюсировании, сочинении и контролировании производства более 1000 фильмов. Из них сохранилось 350, 22 из которых — полнометражные.

Можно, конечно, сказать, что Алис воспользовалась служебным положением, упросив шефа дать ей поставить фильм. Так в 1896 году на свет появилась минутная лента «Капустная фея».



И это первый фильм, снятый женщиной. Всего год спустя после того как братья Люмьер показали свой первый фильм. Можно сказать (с большой натяжкой), что у «Капустной феи» был своеобразный сюжет — в шуточной форме Ги показывала, как появляются дети. Алис снимала фильм с помощью подруги Ивонн Мюнье-Серан во дворе дома Гомона.

Пока Алис Ги работала на посту главы отдела производства, она разработала нарративную структуру фильма. Нарратив — изложение взаимосвязанных событий, представленных (в нашем случае в кино) в виде образов. Это значит, что на экране симпатичные дамы больше не прыгали вокруг капустных кочанов, вынимая детишек, поезд не приближался на станцию, а рабочие не выходили с фабрик. Благодаря Алис Ги появилось игровое кино — в том виде, в котором мы его знаем сейчас.

После своего дебюта мадемуазель Ги начала снимать фильмы с участием известных во Франции оперных певцов и клоунов. Она бралась за самые разные жанры — от сказок и комедий до хорроров и фэнтэзи, сняв десятки короткометражек.



По сути Алис Ги стояла у истоков кинематографического языка, его синтаксиса и структуры. В частности, в фильме 1904 года «Первая сигарета» Алис уже применила крупный план для усиления драматического эффекта. А еще в 1900 году, снимая «Рождество Пьеро», Алис применила каширование кадра и сочетание двух изображений в одном кадре. Также она стала одним из первых режиссеров, начавших работать с актерами так, как это принято в наше время. Она нанимала театральных артистов и учила их, как эффектнее работать на камеру.

В 1906 году Алис сняла «Жизнь Иисуса Христа», довольно многобюджетную по тем временам ленту с массовкой в 300 человек.



Всего 33 минуты казались зрителю начала 20-го столетия настоящим эпиком. Отмечу, что это был всего лишь второй полнометражный фильм по Библии. Он состоял из 25 сцен — от прибытия в Вифлеем до похорон Христа — и даже мог похвастаться спецэффектами.

На самом деле мадемуазель Ги была против того, что мы со временем будем пренебрежительно называть «театральщиной»: Алис просила актеров вести себя перед камерой максимально естественно, что для Великого Немого являлось настоящим прорывом.

На одной из площадок Алис познакомилась с Эрбером Блаше, менеджером по продажам студии «Гомон», и в 1907 году вышла за него замуж. Из-за брака Алис пришлось покинуть пост главы по производству, и какое-то время она считала, что с кинокарьерой все кончено. Однако Леон свою протеже не бросил и отправил управлять отделением студии в Америке. На основе Flushing Studio Алис Ги-Блаше основала студию Solax и, будучи беременной вторым ребенком, снимала от одного до трех фильмов в неделю. Таким образом, мадам Ги-Блаше стала первой (и на сегодняшний день единственной) женщиной, основавшей киностудию и управлявшей ею.



В Америке Алис сняла много фильмов, включая «Дик Уиттингон и его кот» (1913), в работе над которым режиссер взрывала корабль на побережье Джерси.

В июне 1914-го контракт Эрбера Блаше с Gaumont закончился, и супруга поставила его во главе Solax, чтобы сосредоточиться на сочинении сценариев и режиссуре. Однако спустя три месяца, Эрбер подал в отставку и основал собственную кинокомпанию Blaché Features (поговаривали, что он не хотел находиться в тени жены). К 1914 году Solax практически умерла. Алис снимала фильмы для компании мужа, но финансовая ситуация постепенно ухудшалась.

К сожалению, в 1918 году Эрбер бросил жену с детьми ради актрисы, и сбежал в Голливуд. Ги-Блаше сняла свой последний фильм в 1919 году, едва не умерла от испанки, а в 1922-м развелась с мужем и продала свою обанкротившуюся киностудию. После этого Алис вернулась во Францию и больше не сняла ни одного фильма.

В 1930 году Леон Гомон опубликовал историю своей кинокомпании, в которой не было ни слова о кинопроизводстве до 1907 года и ни слова про работу Алис.

Французское правительство наградило Алис в 1953 году орденом Почетного легиона, но к тому моменту большая часть ее фильмов уже пропала, а ее репутация как пионера кинематографа была забыта.

Она больше никогда не выходила замуж, а в 1964 году вернулась в Америку, где жила одна из ее дочерей. 24 марта 1968 года Алис Ги, первая женщина-режиссер, умерла в возрасте 94 лет в доме престарелых в Нью-Джерси.



Такая вот грустная история, дорогие читающие меня девочки. Поздравляю вас с Международным женским днем и желаю больше самостоятельности. И снимайте кино. Не бойтесь. У вас всё получится!
женщины в кино  24 комментария 
Комментарии (24)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...