всё о любом фильме:

Персиполис

Persepolis
год
страна
слоган-
режиссерВенсан Паронно, Маржан Сатрапи
сценарийМаржан Сатрапи, Венсан Паронно
продюсерКсавьер Риго, Марк-Антуан Роберт, Реми Бура, ...
композиторОливье Бернет
художникМариса Мюзи, Ишам Кадири
монтажСтефани Рош
жанр мультфильм, драма, военный, биография, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
$21 172
зрители
Франция  1.12 млн,    США  591.3 тыс.,    Италия  230.8 тыс., ...
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG-13 детям до 13 лет просмотр не желателен
время95 мин. / 01:35
Номинации:
Тегеран, 1978 г. Восьмилетняя Маржан мечтает стать пророком и спасти человечество. Она увлеченно следит за событиями, которые вскоре приводят к революции и падению режима Шаха. С установлением исламской республики приходит время «революционных комиссаров». Маржан вынуждена теперь носить чадру, но в мечтах видит себя революционеркой.

С началом войны против Ирака начинаются бомбардировки, лишения, исчезновение близких людей. Внутренние репрессии усиливаются. Свободолюбивая и бунтарская натура девочки может привести к беде, поэтому родители отправляют ее в Европу. Оказавшись в Вене, четырнадцатилетняя Маржан переживает свою вторую революцию: отрочество, свободу, опьянение любовью, — и вместе с ними острое чувство одиночества…
Рейтинг мультфильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
147 + 6 = 153
8.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Правительство Ирана отправило письмо во французское посольство в Тегеране с просьбой запретить показ кинофильма, а также оказывало давление с тем, чтобы фильм исключили из программы кинофестиваля в Бангкоке.
    • Ливанские власти запретили прокат фильма как «оскорбительного для Ирана и исламского мира», однако вскоре отозвали запрет под влиянием возмущенных реплик местной интеллигенции.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • 195 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    «Персеполис» — один из самых вдумчивых, острых и оригинальных фильмов, которые я когда-либо видела.

    Это блестящее кино служит исследованием, доказывающим, что мультипликация является более сильной и мощной, чем когда-либо прежде, независимо от того, насколько бесхитростные и элементарные здесь визуальные элементы.

    Итак, перед нами представлена хроника ирано-исламской революции, глазами живой и развязной, французско-образованной молодой девочки. Ее героиня — Маржан, названная в честь создателя, однако эффектно преуспевает в том, чтобы заменить и подражать любым возможным реальным характерам плоти. Она является интеллектуальной, остроумной, совершенно нахальной и очень забавной; существенный евро-ребенок диких и неприрученных 70-х — начала 80-х.

    В итоге выходит экстравагантно-интеллектуальный, резко остроумный, совершенно саркастичный и зверски забавный фильм-биография. Однако, у Вас будет широкая и подлинная улыбка на лице после просмотра, потому что, по существу, фильм уникален и неотразим, и способен разбудить в Вас даже самые потайные чувства.

    28 сентября 2008 | 03:27

    Основываясь на одноименном автобиографическом графическом романе за авторством Маржан Сатрапи, которая также, вместе с Венсаном Паронно, является и режиссером данного фильма, картина рассказывает и освещает ровно те же проблемы, что и литературный вариант. Да, конечно ясно, что четырехтомную историю книги не рассказать за полтора часа, однако за адаптацию сценария отвечала опять же Маржан в тандеме с Паронно, ввиду чего глупо уже хотя бы предположить, что создатель несерьезно отнесётся к своему же творению. И, ясное дело, никакой вольготности в этом смысле Сатрапи себе не позволила, чётко обозначив основные и главенствующие идеи романа, экранизировав именно их.

    И посему тут нам представляют историю отрезка на рубеже 80-ых да 90-ых годов из жизни одной девочки-иранки, в детстве столкнувшейся с революцией и многими сопутствующими ей проблемами. Ввиду этого нам раскрывают тему революционной смены власти и следующих за этим бессмысленных смертей, обманов да нововведений, которые девочке в восемь лет трудно не то что понять, более трудно их принять: зритель же формирует своё мнение на основе не только показанной картины, но и кратких, однако точных суждений. По подобному принципу авторы рассказывают нам далее историю войны Ирана и Ирака, где вновь царит дезинформация общества, репрессии, слежка за людьми и принятие новых законов уменьшающих свободы социума: вновь героиня, чуть повзрослев, «пропускает» это через себя, выявляя некие выводы и суждения, на основе которых зритель и осознаёт вновь всю глупость конфликта и его основополагающую составляющую, которая зиждется, как и множество войн, на желчи и жадности людей — однозначный повод задуматься.

    Но не только эти темы рассматривают авторы: в виде переезда четырнадцатилетней Маржан в Европу нам представляют переход к обсуждению и обозреванию распутности молодёжи, неприятия Европейским социумом жителей стран Африки и Аравийского полуострова — темы расизма, субкультур, любовных переживаний и рефлексий в период взросления. Особенно последнее крайне близко, думаю, каждому, из-за чего очень интересно понимать, что не ты один сталкивался с подобными проблемами: создаётся некая ментальная симпатия и связь с действующим лицом, которое становится ещё ближе после осознания, повторного осознания, факта, что это — реальный ныне живущий человек.

    Который все же возвращается назад на родину, не выдержав депрессий из-за провала в отношениях — довольно больная, знакомая многим (может не в таких масштабах, но всё же), ситуация.

    Дома ожидает не совсем радужная обстановка: лишение большинства свобод женской части населения, всеобщий контроль и эхо войны, выраженное в большом количестве раненых да калек, а также в почитании бессмысленных жертв, чьим матерям больше нечего предоставить, кроме имя сына на табличке, обозначающей название улицы — подобное вновь разоблачает бестолковость и абсолютную не надобность вражды, такой всеумерщвляющей и такой хаотичной, от которой человек все же избавится отчего-то не в силах.

    А отчего? Оттого, что такова его природа, и это отнюдь не единственное её составляющее, о которых мультфильм и предлагает поразмыслить, задуматься. «Персеполис» (а в правильной интерпретации на наш язык именно «ПерсЕполис») не навязывает своё мнение — нет. Он раскрывает подноготную, которую выявил для себя автор, большого количества болезненных обществу тем, почему и было столько скандалов, связанных с его выходом. Он предлагает зрителю просто заняться анализом сих событий, мыслей, движений и так далее, дабы собственное мнение сформировать и для себя — я думаю, это отлично.

    Необычайная живость персонажей и мира вокруг, на пару с минималистским рисунком, почти не отличным от оригинала, позволяет воспринимать действо на экране довольно легко и понятно, почему отторжения ввиду вычурной подачи или сильно жестоких сцен не присутствует: опять же плюс.

    Да, может иранская тематика не близка многим, но уж точно многие темы будут восприняты и заставят подумать. Да, конечно, если брать в расчёт бумажный оригинал, то здесь множество сцен и ситуаций было вырезано — но главное оставлено, и предоставляется зрителю в понятном ключе, который являет собой тандем редкого юмора и не безосновательной драмы. Посему я советую Вам ознакомится с данным мультфильмом: номинация на «Оскар» в 2007-ом году, по-моему, полностью заслуженна. Такие картины — редкость: они смелые, они содержательные, они оригинальны в оформлении, они однозначно достойны внимания.

    P.S. И да, советую смотреть в оригинальной озвучке с субтитрами, ибо русский дубляж отнёсся к мультфильму довольно пренебрежительно — по моему мнению. Спасибо за внимание.

    9 ноября 2015 | 14:27

    «Персиполис» можно назвать одним из любопытнейших мультфильмов. Его острая ироническая и политическая тема утопает в необычном стиле комедийной карикатуры. Он заставляет, и улыбаться и думать и этим мультфильм привлекает.

    Так же особенностью мультфильма я считаю ее главную героиню — Маржан. Об ее многогранном характере, интересном мнение, и своеобразных поступках можно написать столько, что хватит не на одну рецензию. Особенно интересной чертой ее персонажа являются образы всего мира, в ее представлениях, которые приобретает карикатурные и в этом случае более ясные черты. Монахини становятся змеями, подлые люди — уродами, а ее взросление — мутацией. Это интересно и забавно.

    Но в этих картинках очень много важных тем. Взгляды на религию и политику. Внутренняя борьба героини на фоне общей борьбы. Знание своего долга и желание быть самим собой. Резкие повороты судьбы. Взгляды на революцию, войны и предрассудки. Маржан и сильна когда главенствует слабость, но и порой слаба, перед более сильной угрозой.

    И этим мультфильм показывает, что все мы люди, в независимости от нации, культуры и истории. Многие способны пережить опасности, но в то же время сломаться из-за пустяка. Но даже в эти моменты нам хватает силы подняться и что-то сделать, при этом напевая «Eye of Tiger», как это делала Маржан.

    15 августа 2014 | 11:26

    Когда я узнал, что есть мультфильм, который озвучивают Катрин Денев и Кьяра Мастроянни, то приятно был удивлен и с удовольствием его решил посмотреть. «Персиполис» — биографический военный драматический мультфильм 2007 года, который получился своеобразным и оригинальным творением, и меня он зацепил, я долго думал о нем. Мультфильм этот затрагивает важные проблемы, и мы видим эту историю, которую нам показали весьма правдоподобно и необычно. Маленькая девочка живет в Тегеране в темное время революции, репрессий и смуты. Мы видим ее жизнь: кем она мечтала стать и кем в конце концов стала, как ей и ее близким нелегко пришлось в то время, и как она чувствовала явное одиночество ощутив свободу в другой стране и с ровесниками. Отличалась она от других и своей религией и яркими философскими взглядами. Мы видим драму жизни этой девочки, которая станет вскоре девушкой, а затем и женщиной, и то как ей было найти сложно лучик света в то темное и страшное время на ближнем востоке…

    В данном мультфильме чувствуется и глубокая драма, и легкая ирония, и забавные моменты, и ужас темного времени, и все это в одном душе раздирательном мультфильме, который оставляет после себя легкую печаль и оттенок скорби и жалости. «Persepolis» — нечто то, что намного глубже и драматичнее, чем кажется на первый взгляд. Я случайно наткнулся на этот мультфильм для взрослых и рад этому, ведь мультфильм этот сильный и очень необычный. Посмотрите «Персиполис», и Вы попадете в историю девушки, у которой особого выбора не было, но она шла по своему пути, спотыкаясь, но сразу же поднимаясь…

    Один из лучших анимационных фильмов 2007 года! Смотреть обязательно!

    8 из 10

    18 января 2014 | 10:58

    Свободолюбивая девушка, ещё с ранних лет выступала за революцию, слушала рок-музыку и всегда с пренебрежением относилась к женским правилам поведения перед мужчинами. В то время Иран переживал исламистскую революцию, бомбёжку со стороны Ирака и прочие государственные неприятности, которые заставляли бедную Марьяну согласиться с родителями, взять визу и уехать в Вену, дабы начать новую жизнь, проживая у знакомых родителей и пытаясь заполучить образование во французской школе.

    Только одна номинация «лучший анимационный фильм» заставила приобрести эту интересную черно-белую киноленту. Всё же стоит подметить, не смотря на свой жанр, после просмотра создаётся ощущение, будто ты только что посмотрел не мультфильм, а самый что не наесть обыкновенный фильм. Ну, над словом «обыкновенный» можно ещё поспорить. Это далеко не так и далеко не этак.

    Мультфильм (в данном случае будет лучше подходящим словом «история») можно разделить на две части. В первом отрывке/куске содержится пересказ жизни Марьяны среди родителей, которые начинают рассуждать и осуждать правительство, их идиотские запреты и законы, из-за которых и начинаются ночные сбросы бомб посреди Тигерана. Вторая часть мультфильма (в данном случае будет лучше подходящим слово «драмы») состоит из пересказа жизни вне зоны досягаемости родителей, а то есть правительственные проблемы забыты, и привет жестокая личная жизнь.

    Вот этот вот раскол как раз и помешал из мультфильма создать один большой документальный фильм. Если все эти походы по улицам, клубам и прочим социальным заставам вырезать из мультфильма, (в данном случае будет лучше подходящим словом «биография») то «Персеполис» из-за рассказов предков и родителей превратился бы в одну большую напоминалку о том, что творилось там-то, когда мы находились где-то далеко и в будущем. Эту историю с личной жизнью, уверен, добавили для того, что бы напомнить что это первым делом не только исторические очерки, но ещё и мультфильм, а не какая-нибудь злорадная пропаганда и навязывание лапши на уши или выливание внушительных доводов.

    Но, как бы там не вышло, история тронула, пересказ биографии выдуманной Марьяны запомнится на долго. Фильм получился действительно смешной, когда смешной, и печальный, когда печальный. Спасибо за напоминание и яркую демонстрацию проблемной жизни жителей Ирана. И хорошо, что стилистику выбрали в таких вот тонах. Фильм так же удачно отснять не удалось бы. Да и после просмотра «Персеполиса» он по-другому и представиться не может. Хоть не всё идеально сбалансировано, но после просмотра я остался доволен. Хорошая, искренняя, историческая и драматичная биография из жизни некой Марьяны. И как-то легко стало, и как-то тяжело.

    8 февраля 2008 | 02:40

    С чем у вас ассоциируется словосочетание «кино для взрослых»? Массовый зритель обычно отгадывает эротику. Ну а что такое, по-вашему, «анимация для взрослых»? То же самое, только изощрённее? Если на оба вопроса вы ответили утвердительно, тогда «Персиполис» — ваш шанс отвергнуть догму.

    Сложно переоценить значимость этого произведения. В эпоху расцвета компьютерной анимации появление двумерного мультфильма на социально-политическую тематику, выдержанного в монохромных тонах — само по себе событие. Прибавим, что «Персиполис» — экранизация одноимённого графического комикса Маржан Сатрапи. Романа во многом автобиографичного и описывающего события исламской революции в Иране 1978 года и её последствия для жизни одной дружной семьи.

    Не самое типичное описание для детского мультфильма, правда? Впрочем, мы привыкли, что мультипликация ориентируется на детей и подростков. «Персиполис» — уникальное кино, сочетающее в себе элементы, уводящие зрителя с проторенной дорожки мэйнстрима. Особая атмосфера «Трупа невесты» и «Франкенвини» — мультов Тима Бёртона. Философские поиски, характерные для шедевров студии «Гибли» и лично Хаяо Миядзаки. Французская киношкола, славящаяся изысканными образцами тонкого юмора, лёгкой сатиры, симпатичной иронии, добавляет шарма этому удивительному мультфильму.

    «Персиполис» — не типичный мультфильм, который смотрят всей семьёй в ожидании позитива. Это самый настоящий арт-хаус, причём хардкорный. Однако при этом не скажешь, что это тяжёлое зрелище. Следует лишь поймать волну, и тогда иранско-французская лента пробежит перед глазами на одном дыхании, вы почувствуете активную вовлечённость в события картины, а после просмотра ещё долго будете возвращаться к сюжету, пытаясь поставить себя на место главной героини и представить собственное поведение в заданных условиях существования.

    Маржан Сатрапи и Венсан Паронно сняли бесконечно жизненное и актуальное кино. Наверняка любой зритель узнает себя в юной Маржан. Не по годам смышлёная девочка проходит через привычные стадии взросления: учится находить общий язык с родителями, влюбляется и разочаровывается в любви, ищет себя и самоутверждается, познаёт мир как близкий, так и дальний. Живая, как ртуть, бойкая на язык, решительная непоседа Маржан предстаёт на экране невоспитанной бунтаркой в глазах одних, по мнению других же она — активный архитектор своей судьбы, борец за свободу, в первую очередь — за свободу мысли и самовыражения.

    Поражает степень вовлечённости зрителя в события картины. Кажется, мы вместе с Маржан спускаемся в бомбоубежище во время иракских бомбардировок Тегерана, общаемся с харизматичными родственниками, осваиваемся в Вене, плачем от безысходности и одиночества, взлетаем на седьмое небо на крыльях первой любви и переживаем за судьбу Родины. Вместе с тем, по задумке авторов, Маржан — отнюдь не непорочная святая дева а-ля Жанна д’Арк. Она совершает грубые проступки, за которые её клеймит позором бабушка, сыгравшая в жизни Маржан едва ли не ключевую роль. Но ведь важно не то, насколько мы ошибаемся, а какие выводы мы делаем из своих действий.

    Уже к девичеству юная Маржан получила жизненный опыт, сравнимый с опытом зрелых женщин. Выросшая в семье интеллигентов, всю жизнь сражавшихся сначала с режимом шаха, а позже — с религиозными фанатиками, видевшая все ужасы репрессий, войны и унижений, познавшая ужас одиночества в чужом городе, без еды, денег, друзей и дома. Для многих сверстников Маржан это не более чем абстракция, в том числе и для современных детей. Именно им будет крайне полезно посмотреть «Персиполис», чтобы осознать, что в то время, пока европейские ребята носят мини-юбки и слушают Rammstein, в мусульманских странах действуют, по сути, средневековые правила поведения женщин на людях. За непокрытую голову, фривольные (по мнению полиции нравов) танцы, за «неподобающее поведение» (термин, трактующийся сколь угодно широко) простые парни и девушки могут быть подвергнуты самым изощрённым наказаниям.

    Взрослые, особенно выросшие при советах, явно совершат своеобразный экскурс в историю. Кто из девушек не предпочёл бы обсудить новинки моды заунывным урокам идеологии? Кто из парней не желал бы в порыве здравого эгоизма вкусить простейшие гедонистические прелести в обход назиданий Корана? Не стоит себя обманывать, ничего постыдного в удовольствиях нет. Естественно всё то, что имеет природное происхождение. Вот и молодая Маржан желает жить полной жизнью, свойственной её чудесному возрасту первооткрывательства. Ради этого девушка как может сражается с системой, стремящейся контролировать каждый её шаг.

    Этот оригинальный мультфильм посвящён также исследованию трогательных семейных связей. Искренне любящие друг друга родители, поддерживающий друг друга в любой период жизни. Мудрая бабушка, учащая внучку не только различным женским уловкам, но и умению сохранять лицо в самой щекотливой ситуации. Храбрый дядя, оставшийся верным своим принципам под угрозой смерти. «Персиполис» во многом феминистическая картина, но она явно будет интересна и мальчикам, ведь здесь столько приключений!

    Возможно, самый политизированный мультфильм в истории вышел в эпоху напряжённых отношений Запада и Востока. Однако в нём нет попытки оскорбить арабский мир, в нём есть лишь суровая правда жизни. Поскольку к фильму приложила руку Франция, самая «левая» из «правых» стран, то здесь можно обнаружить и несколько камней в европейский огород. Пускай обвинения в конъюнктурщине даже не предъявляются: единственной идеализацией в «Персиполисе» становится человеческая жизнь, права и свободы личности.

    При желании «Персиполис» можно связать со многими значительными произведениями на тему борьбы Человека и Государства: от «1984» до «Стиляг». Этот мультфильм настолько многослоен, что в нём можно обнаружить сразу несколько посланий. Удивительная монохромная атмосфера, тщательно прорисованные персонажи, любовно выписанные характеры, внимание к историческим событиям создают чарующий мир «Персиполиса». В напутствие любителям поиска глубинного смысла: зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь, как говорил Сент-Экзюпери.

    Едва ли «Персиполис» должен стать первым мультфильмом в жизни ребёнка, но определённо стоит показать его детям. Нет ничего лучше, чем отключиться от стереотипных диснеевских принцев-принцесс, туалетного юмора «DreamWorks» и даже от оригинальных сюжетов «Pixar». «Персиполис» заберёт у ребёнка полтора часа детства, зато последствия могут оказаться крайне глубокими. Сложно даже представить, как сильно «Персиполис» может помочь с развитием кругозора, чувства справедливости и сочувствия, интереса к истории и законам существования социума. В конце концов, это полуторачасовая бесконечно гуманистическая лента с открытой концовкой может стать для кого-то поводом задуматься о своём месте во Вселенной. Слишком пафосно? Ну хорошо, просто это шедевральная попытка осмыслить всю глубину человеческих переживаний. Кто-то рассмотрит здесь агитку в пользу европейского рая на земле, ну а кто-то просто почувствует себя Человеком, к чему нас призывала ещё великая античная цивилизация, колыбель всего европейского прогресса. Прогресса в технологиях, но в первую очередь — в чувствах и мыслях.

    14 июня 2015 | 12:44

    Каждый на личный выбор имеет право.
    И ты никого не слушай — решай сама.
    Кто его знает, что лучше: почёт и слава
    или свобода, посохи и сума.
    Если ты станешь сильной, упорной, смелой…
    да что уж — и так такая! И всё — легко.
    Господи, как я удивительно повзрослела -
    где-то на пару жизней. Или веков.
    (Анна Окерешко)


    Что вам известно об Австрии? На этот вопрос случайная выборка из персонажей «Персеполиса» предлагает ассоциации, с помощью которых строится короткая визуальная цепочка: императрица Сисси и Моцарт, поедающие торт Захер. А что вы знаете об Иране? Заметно поднапрягшись, воображение выдаёт разномастную триаду. Вариант сказочно-романтический: пери, чья спрятанная от посторонних глаз красота угадывается по единственному доступному для обозрения признаку — волоокости, томно гадает на стихотворных строках из Хайяма, Саади или Хафиза. Вариант лакированный: бритоголовый представитель одной из династии -идов в качестве ходячей рекламы золотых украшений, пирсинга и маникюра (пользуясь случаем, хочу передать привет и признательность команде «300 спартанцев» за несмертный, как полковник Джо Мур, бьюти-образ Ксеркса). И вариант от масс-медиа: фанатичный моджахед уже не с книгой, а с ядерной боеголовкой под мышкой. Три резиновых кита, или Стереотипы правят бал!

    Внушать вам мысль, что титулованный анимационный «Персеполис» монументален почти так же, как творение Нестора-летописца, и строг настолько же, насколько вышедший годом позже «Вальс с Баширом», я не стану. Фильм посвящён исканиям одной семьи и взрослению, однако изолироваться от событий, происходящих в эпоху перемен, невозможно. Они составят концентрированный фон для автобиографической истории, рассказанной сначала со страниц печатного комикса, а затем — с экрана. И вышло бы всё, наверное, чересчур унылым и депрессивным, похожим на суровый минималистичный плакат, если бы не потрясающее остроумие и мастерство рисовки создателей этого графического романа — Маржан Сатрапи и её французского соавтора Венсана Паронно.

    Две темы: свободы/несвободы и семейных ценностей — как чёрная и белая нити проходят сквозь сюжет картины. Иран второй половины XX века. Родители девочки балансируют на грани между соблюдением законов и открытым бунтом, в пику неугодному режиму устраивая «алкогольные вечеринки». Её дедушка был «принцем и коммунистом», дядя идёт тем же курсом. Сама она, недолго повитав в облаках, где роились мечты о должности пророка и регулярно велись откровенные тет-а-теты с Аллахом, унаследует вольнолюбивый дух своих близких. Пластинки «Bee Gees», «Iron Maiden», куртка с самодельной надписью «Punk is not ded», чтение Бакунина, дружба с отъявленными альтернативщиками — это малая толика способов протеста против тоталитарной системы. Оказавшись в Австрии, она едва не умрёт от тоски по дому. По возвращении в родные пенаты обнаружит, что стала за это время «своей среди чужих, чужой среди своих» и достигла точки невозврата, ибо «…сумев отгородиться от людей, я от себя хочу отгородиться…» Можно долго разглагольствовать о свободе человека вне зависимости от строя, о комфортабельности башни из слоновой кости, но реальность издаёт свои законы. В государстве, где больницей управляет бывший мойщик окон, а 14-тилетнему парню вручают ключ от рая, чтобы завлечь его на фронт, где сторонники новой власти наблюдают за тобой даже по ночам, жить без оглядки не получится. «У свободы всегда есть цена, которую стоит заплатить…» Заплатит её и Маржан…

    Свобода -
    это когда забываешь отчество у тирана,
    а слюна во рту слаще халвы Шираза,
    и, хотя твой мозг перекручен, как рог барана,
    ничего не каплет из голубого глаза.
    (Иосиф Бродский)

    Разница двух миров — закрытого, консервативного Ирана и раскрепощённой Европы — ярче всего выступает в сцене внутри аэропорта, когда женщина-европейка сочно красит губы у зеркала в дамской комнате, а иранка тщательным образом повязывает хиджаб, герметично упрятывая под него волосы.

    Богатая фантазия, непоседливость и любопытство маленькой Маржан раздвигают границы чёрно-белой гаммы. И вот ты уже не замечаешь, что вылепленные из хлебного мякиша лебеди плывут по двуцветным полоскам одеяла. Или какого оттенка небо, когда дядя Ануш в позе Байрона окидывает взглядом просторы далёких стран с высоты гранитного утёса. Неоднородность фактуры и детальная разработка предметов дополняются чётко продуманным перевесом светлой цветовой гаммы над тёмной, и наоборот, в зависимости от характера изображаемого. Например, в тяжёлые моменты девушку, как в воронку, затягивает чёрный цвет; в радостные он поспешно отступает. По-настоящему живописны ломаные отражения палок фонарей в лужах, коробки-дома городского пейзажа, деревья, каждое из которых награждено не только неповторимыми листьями, но и характером. Тончайше, словно в технике граттажа, прорисован национальный орнамент на одежде шаха.

    Когда автор показывает нам стиляг по-ирански, процесс подростковых преображений, грозный выход в университет с исполняемой для поддержки духа, пусть и мимо нот, «Eye of the Tiger» или развенчивает неудачную любовь N2, делая это утрированно-карикатурно, сложно удержаться от смеха. А лепестки жасмина, светлячки-напоминалки о бабушке, которые деликатно порхают между титрами в начале и в конце фильма, или парящее среди звёзд авто с влюблёнными, напротив, настраивают на лирический лад. Бабушка — вообще особенный персонаж в повествовании. С непременной ниткой жемчуга на шее и упругим бюстом (секрет озвучен по ходу фильма!), элегантная, острая на язык, курящая, с фамильной родинкой на лице. Но это — внешние атрибуты. На самом деле бабушка Маржан — её голос совести, надежда и опора, цемент родовой конструкции. Она играючи умеет всё расставить по полочкам, навести порядок и вокруг себя, и в душе внучки. Ей одной позволено жёстко упрекнуть юную девицу за эгоизм или утешить, когда «любовная лодка разбилась о быт», ироничной фразой: «Первая свадьба — репетиция перед второй!» И незаметно напитанность истории политикой, скелетами в касках, обысками, бомбёжками уступает место неизбывной человеческой мудрости и юмору — наиболее действенному средству несогласия с тем, что мы не в силах изменить…

    Хотя кое-кто не любит советовать и сам редко прислушивается к чужим советам, те, что дают Маржан её родные, указывают нахождение человека в мире, исходя из системы личных координат. (Не зря Маржан и её мать во французской и английской озвучках говорят голосами Кьяры Мастроянни и Катрин Денёв.) Папин: «Никогда не забывай, кто ты и где твои корни!» Дяди Ануша: «Всегда нужно помнить о семье!» И бабушкин, предостерегающий внучку от подлецов и спорных действий: «На злые поступки их толкает собственная глупость. Не обращай внимания на их гадости, поскольку нет ничего хуже, чем горечь и месть. Ты должна всегда оставаться верной себе».

    Что я теперь знаю об Иране? Из него родом талантливая и многогранная Маржан Сатрапи, которая идёт по жизни, напевая:

    Rising up, straight to the top
    Had the guts, got the glory
    Went the distance, now I`m not gonna stop
    Just a man and his will to survive

    И, конечно, не только это.

    30 июля 2015 | 22:23

    Мультфильм «Персеполис», совместный ирано-французский проект, возвращает нас во времена, когда кино снимали не только в помощь убийцам времени, а в надежде сделать мир лучше.

    Это история девушки, родившейся не в том месте и не в то время — в Иране, пережившем в 1979 году исламскую революцию. Рассказ о том, как страна, живущая привычным нам европейским укладом, возвращается в средневековье. Когда самой большой мечтой для девочки-подростка становятся банальные вещи: попасть на рок-концерт и побрить ноги. Когда жизнь меняется настолько резко, что утрачиваются смыслы.

    Когда появляется «потерянное поколение», бегущее из страны в поисках себя. И не находящее ни новой Родины, ни новой судьбы. В черно-белом мультфильме лишь три цветных фрагмента — когда героиня попадает в аэропорт. Как в анекдоте про старого еврея, которому хорошо лишь в пути.

    Посмотреть этот мультфильм мы заманили с собой друзей, недавно вернувшихся из длительной командировки в Иран. По их словам, нынешний Иран хоть и является мусульманским государством, все же значительно отличается от первых послереволюционных лет. По крайней мере, брить ноги и предохраняться от нежелательной беременности иранские женщины умеют.

    Бонни, Клайд

    10 сентября 2008 | 15:40

    «Persepolis» — довольно неоднозначный мультфильм. С одной стороны, он жёстко и правдиво показывает годы исламской революции в Иране глазами маленькой девочки. Но вместе с тем непонятно, что хотел получить в итоге режиссёр — то ли серьёзный фильм о войне и личных переживаниях, то ли забавную комедию про неунывающую девчушку.

    Мультфильм, безусловно, хорош яркими, живыми персонажами, мощными метафорами, особой атмосферой и броским графическим стилем. Но вместе с тем в «Persepolis» отсутствует единая концепция: трагичные и порой мрачные сцены постоянно играют в какие-то дикие пятнашки с гротескными, карикатурными образами. Маржан переживет несчастную любовь — а в это время на экране гнусавит нелепо искажённое лицо её бывшего. Дядя Маржан рассказывает о тюрьме, коммунистах и шахском режиме — и уже в следующем кадре девочка с уморительной рожицей несётся по улице с гвоздями в руке. Такие сцены плохо коррелируют друг с другом — и даже если режиссёру как раз и хотелось что-то показать чередованием серьёзного с весёлым, то это у него не получилось. И опять же, хватаясь по ходу действия за разные ниточки — как представляет ребёнок бога? хороша ли жизнь в эмиграции вдали от родины? что значит бороться со стереотипами и религиозным консерватизмом? — автор ни одну из тем не раскрывает в полной мере.

    В общем и целом — интересное и необычное анимационное кино, особенно при поверхностном просмотре. Но вообще не стоит ждать от «Persepolis» откровений. Просто ему катастрофически не хватает глубины.

    10 августа 2014 | 13:51

    Два последних года дали миру в буквальном смысле шедевры анимации. Это «Персеполис» и «Вальс с Баширом». Два филма о войне, о трагедии страны, трагедии личности.

    В «Персеполисе» очень явно выступает тема свободы. Не какой-то там метафизической, экзистенциально-религиозной, а о свободе «здесь и сейчас». Маршан не хочет обеспечивать себе свободу смерти, не хочет с помощью праведной жизни заслужить место в раю. Ее интересует свобода жизни, свобода выбора (как впрочем и многих других). И внутри она не может смириться с тем, что ей необходимо соблюдать законы шариата, блюсти чистоту души и т. д. и т. п. Это человек с ориентиром на Западные ценности.

    И этот фильм о трагедии людей, изначально ориентированных на Западное понятие свободы; то, что будоражит умы и души людей по всему миру. И эти люди стремятся туда, где, кажется, они обретут наконец-то идеал: свобода и достаток. Но, в чем горькая правда этого фильма, что и в мире этой свободы и достатка, теряется та невидимая, духовная нить, которая связывает два понятия свободы (религиозного, душевного и бытового, земного) и два понятия достатка (того же самого); что этот мир свободы и достатка совсем не хочет принимать посторонних, давать вот просто так им самое дорогое. А просят иммигранты зачастую самого дорогого, что есть (в данном случае) у Европы: свободу и достаток, счастья и защиту. Вот здесь-то и проявляется главный конфликт фильма и главная трагедия героини — Маршан. Чужая на родине и чужая вне ее, объект преследования дома и непонимание, граничащие с отчужденностью, в гостях.

    Фильм просто шедеврально показывает жизнь многих мусульман, на примере Маршан, которые уже успели испытать на себе влияние западных ценностей, что идет в явное противоречие с понятиями ислама и традициями многих мусульманских стран. И дает такой же шедевральный, хоть и понятный всему человечеству, но еще не усвоенный им, ответ: культура едина в своем многообразии; человечество едино в своем одиночестве.

    Единственное, за что обидно, так это за «другую» правду, за правду тех, кого называют фундаменталистами, экстремистами, террористами. У этого всего есть корень, который ничуть не слабже демократического. Но к сожалению картин, которые затрагивали бы эту проблему ничтожно мало (если вообще они есть), а тем более достойных… Если бы эту проблему осветили в «Персеполисе», то это было бы просто гениальное кино.

    31 октября 2009 | 23:11

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>