• афиша & тв
  • тексты
  • медиа
  • общение
  • рейтинги
  • DVD & Blu-Ray
  • играть!
Войти на сайтРегистрациязачем?
всё о любом фильме:
Статьи

Комбинат надежды: Каких режиссеров открыл «Кинотавр» за 25 лет?

6 июня в Сочи стартовал главный фестиваль российского кино «Кинотавр». Смотр проходит в 27-й раз, и в этом году его программа более чем на половину состоит из дебютов. КиноПоиск вспомнил, каких знаковых режиссеров открыл отечественному зрителю «Кинотавр» — от Алексея Балабанова до Юрия Быкова и Валерии Гай Германики.
Комбинат надежды: Каких режиссеров открыл «Кинотавр» за 25 лет?

6 июня в Сочи стартовал главный фестиваль российского кино «Кинотавр». Смотр проходит в 27-й раз, и в этом году его программа более чем на половину состоит из дебютов. КиноПоиск вспомнил, каких знаковых режиссеров открыл отечественному зрителю «Кинотавр» — от Алексея Балабанова до Юрия Быкова и Валерии Гай Германики.

Алексей Балабанов на съемках «Брата»

Алексей Балабанов на съемках «Брата»

1990-е: Эра дебютантов

Первый «Кинотавр» прошел в Сочи в 1991 году. Основатели смотра — продюсер Марк Рудинштейн и актер Олег Янковский — поделили тогда программу на «Кино для всех» и «Фильмы для избранных». Эта дихотомия преследует фестиваль до сих пор, вот только отечественная киноиндустрия не производит достаточно авторского кино, поэтому теперь артхаус и жанровые фильмы соседствуют в одном основном конкурсе, иногда соревнуясь еще и с документальными лентами. Возможно, благодаря этому внимание жюри и зрителей поровну распределяется между этими жанрами, и в обоих регулярно случаются громкие открытия.

Главным из таких открытий в 1990-е стал, конечно, Алексей Балабанов. Один из наиболее самобытных режиссеров постсоветского времени, он как раз все время перемещался между двумя полюсами — от сложных экранизаций Беккета и Кафки («не для всех») к народным боевикам «Брат» и «Брат 2», комедийным «Жмуркам» и мелодраме «Мне не больно» («для всех»). Первыми его наградами на «Кинотавре» были скромные призы от киноведческой прессы и ассоциации киноклубов, однако за ними последовали Гран-при за фильм «Брат» и «Золотая роза» (так назывался главный приз фестиваля во второй половине 1990-х) за картину «Про уродов и людей». Российские премьеры многих его последних работ, включая «Груз 200» и «Мне не больно», проходили именно в Сочи.

Валерий Тодоровский начал свой путь в режиссуре раньше, чем состоялся первый «Кинотавр», однако продюсером его дебютного фильма был один из основателей смотра — Марк Рудинштейн. И если первая картина Тодоровского «Катафалк» осталась незамеченной, то второй фильм под названием «Любовь» по его собственному сценарию принес награду за лучшую мужскую роль Евгению Миронову и привлек внимание к молодому постановщику.

А вот кино с противоположным названием «Нелюбовь» открыло в 1991 году кинематографическому миру сценаристку, а впоследствии актрису и режиссера Ренату Литвинову. Среди лауреатов на «Кинотавре» в 1990-е почти не было женских имен. Два исключения — уже опытный постановщик Кира Муратова и дебютантка 1998 года Лариса Садилова.

Сочи также стал стартовой площадкой для человека, во многом определившего развитие российского коммерческого кино, одного из немногих режиссеров постсоветского пространства, который построил карьеру в Голливуде. В 1994 году Тимур Бекмамбетов привез свою первую работу на «Кинотавр» и заслужил специальное упоминание жюри. Лента «Пешаварский вальс», сделанная вместе с Геннадием Каюмовым, рассказывала о восстании в лагере пленных русских афганцев, где случайно оказались английский журналист и французский врач.

В 1998 году в конкурсе дебютов встретились будущий режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа» Николай Лебедев (в этом году он выступает в роли председателя жюри «Кинотавра») и Кирилл Серебренников, чей «Ученик» в этом году участвует в основном конкурсе.

Валерия Гай Германика

Валерия Гай Германика

Нулевые: «Новые тихие» и выходцы из театра

В 2002 году свой первый полный метр «Спартак и Калашников» на «Кинотавре» представил Андрей Прошкин, получив специальный приз жюри в конкурсе дебютов. Но если фильм Прошкина о городском беспризорнике и его овчарке тематически все же относился к 1990-м, то целое поколение молодых режиссеров нулевых в лице Бакура Бакурадзе, Дмитрия Мамулии, Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Алексея Федорченко и Николая Хомерики обозначило совершенно новую для российского кинематографа эстетику. Их окрестили «новыми тихими», «новой волной российского кино». Тихими потому, что герои их фильмов немногословны, а окружающая их действительность на первый взгляд кажется серой и блеклой (но не лишена абсурда).

Авторские эксперименты нулевых гремели не только в Сочи. Большинство из этих режиссеров получили признание и на международных фестивалях.

Постановщикам короткометражек на «Кинотавре» любят рассказывать историю Алексея Мизгирева, чтобы те не расстраивались, если награды обойдут их стороной. В 2004 году короткометражка Мизгирева «Увольнение» о двух солдатах, бродящих по Москве, осталась незамеченной. Зато уже в 2007-м режиссер получил за жесткую полнометражную драму «Кремень» приз в категории «Лучший дебют». Сейчас, меньше чем через десять лет, он завершает работу над крупнобюджетным историческим приключенческим кино под названием «Дуэлянт» с продюсером Александром Роднянским, нынешним президентом «Кинотавра», и компанией IMAX.

Сразу несколько режиссеров нулевых пришли на съемочную площадку из театрального мира. Например, Кирилл Серебренников, который в 2006-м перенес постановку пьесы «Изображая жертву» на киноэкран и был удостоен главного приза «Кинотавра». В этом году история повторяется: его новая картина «Ученик» основана на пьесе, изначально поставленной Серебренниковым на театральной сцене. Василий Сигарев и Иван Вырыпаев сначала стали известны как драматурги, а на «Кинотавре» громко дебютировали с режиссерскими работами «Волчок» и «Эйфория».

Валерия Гай Германика — чуть ли не самое громкое открытие «Кинотавра» нулевых. Ведь до скандальной «Школы» и успешного «Краткого курса счастливой жизни» была документальная короткометражка «Девочки». За нее в 2005 году Германика получила главный приз на фестивале в Сочи. А уже в 2008 году молодой режиссер отправилась с полнометражным дебютом на ту же тему («Все умрут, а я останусь») в Канны.

Жора Крыжовников на съемках «Горько!»

Жора Крыжовников на съемках «Горько!»

Ушли к зрителю

Сейчас те, кого когда-то называли «новыми тихими», снимают вполне себе громкое и зрительское кино. Это и сериалы для ТНТ («Озабоченные» Бориса Хлебникова), и фильм-катастрофа про дрейфующий в Антарктиде ледокол («Ледокол» Николая Хомерики), и телеэпопея про 1960-е для ВГТРК («Оптимисты» Попогребского). Юрий Быков, также открытый «Кинотавром» (его 20-минутный фильм «Начальник» получил главный приз конкурса короткого метра в 2009-м, а последующие полные метры «Жить», «Майор» и «Дурак» тоже неизменно оказывались в конкурсе), снял для Первого канала сериал «Метод».

«Кинотавр» открыл и других режиссеров, снимающих сейчас массовое кино в диапазоне от мелодрам и ромкомов до народных комедий. Авдотья Смирнова в 2006 году получила приз смотра за лучший дебют с фильмом «Связь», в котором сыграли Анна Михалкова и Михаил Пореченков. Анна Меликян, в 2015 году получившая главный приз за «Про любовь» (уже готовится продолжение альманаха) и снявшая для ТНТ сериал «Квартет», участвовала в конкурсе «Кинотавра» с «Русалкой» еще в 2007 году.

Жора Крыжовников, автор дилогии «Горько!», прошедшей с большим успехом на экранах, тоже представил свои первые игровые работы «Счастливая покупка» и «Проклятие» в рамках конкурса короткометражек в Сочи. «Проклятие» работавший тогда на телевидении Крыжовников снял с Тимофеем Трибунцевым в перерыве между съемками в том же павильоне, где шла работа над сериалом.

«14+»

«14+»

Десятые: Подростки на арене

На смену потерянным и немногословным героям нулевых, символизирующим целый клубок проблем неустроенного и раздробленного российского общества, пришли новые герои десятых. Чаще всего это молодые люди, нередко подростки, не помнящие советских времен и сфокусированные на собственных проблемах, на поиске своего места в жизни. Отечественные кинорежиссеры буквально обратились к «Интимным местам» — так называлась картина об эротических переживаниях современных горожан других дебютантов десятых годов Натальи Меркуловой и Алексея Чупова.

Рефлексируют о советском прошлом, пожалуй, только персонажи «Пионеров-героев» Натальи Кудряшовой. Остальные же выясняют свои отношения с миром в частном и одновременно более глобальном порядке. Это и девушки из «Как меня зовут» Нигины Сайфуллаевой, и герои «Комбината „Надежда“» Натальи Мещаниновой, и поломанные подростки из «Класса коррекции» Ивана И. Твердовского, и романтически настроенные идеалисты из «Тряпичного союза» Михаила Местецкого. Кстати, и Сайфуллаева, и Местецкий, и Твердовский, как и многие другие дебютанты «Кинотавра», сначала получили призы в конкурсе короткого метра в том же Сочи.

Второй год подряд конкурс «Кинотавра» стартует с картины о влюбленных школьниках. В прошлом году это был фильм «14+» Андрея Зайцева о первой любви, в этом — «Хороший мальчик» Оксаны Карас. «Вы очень странные, но я вас все равно всех люблю», — вырывается у героя Семена Трескунова в финале «Хорошего мальчика», поставленного по сценарию все того же Местецкого.

Другая важная тенденция: в десятых в киноиндустрию пришло много женщин, а тандем Ангелины Никоновой и Ольги Дыховичной еще и показал своим «Портретом в сумерках», что авторское кино можно снять с микроскопическим бюджетом на фотоаппарат и получить при этом награду за операторскую работу.

В этом году в основном конкурсе «Кинотавра» участвуют девять дебютантов, еще больше начинающих режиссеров представляют свои первые работы в коротком метре. По их фильмам мы сможем судить о том, какие темы волнуют новое поколение режиссеров. Как их назовут и совпадут ли они в темах и эстетике? Узнаем в ближайшие несколько дней. Полная программа «Кинотавра» есть здесь.

Читайте также
Новости Режиссер Юрий Быков объявил о своем уходе из кино Фильм «Завод» станет его последней работой.
Статьи Неснятые фильмы: «Связной» Сергея Бодрова-младшего От второго фильма начинающего режиссера осталось всего несколько солнечных дублей, которые съемочная группа успела снять в роковой день гибели в Кармадонском ущелье.
Новости Оператор «Отряда самоубийц» воссоединится с Валерием Тодоровским Режиссер «Стиляг» и «Большого» попробует себя в жанре мистического триллера. Оператором его проекта будет Роман Васьянов.
Комментарии (4)

Новый комментарий...

 
Добавить комментарий...