Русалка

год
страна
слоган«Невероятные приключения русалки на земле»
режиссерАнна Меликян
сценарийАнна Меликян
продюсерРубен Дишдишян, Бохдан Грачик
операторОлег Кириченко
композиторИгорь Вдовин
художникУльяна Рябова, Ирина Гражданкина
монтажМаксим Смирнов
жанр драма, ... слова
бюджет
$1 700 000
маркетинг
$2 000 000
сборы в России
зрители
Россия  220.6 тыс.,    Польша  16 тыс.,    Швейцария  9.9 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время103 мин. / 01:43
Алиса — хроническая неудачница. Но в одном ей сказочно повезло — Алиса умеет говорить с морем и обладает даром влиять на происходящие в мире события. Достигнув 18-летия, Алиса решает попытать счастья в Москве. В столице Алису поджидают новые неприятности и первая в жизни влюбленность… без взаимности.

Могут ли волшебные способности Алисы помочь ей завладеть сердцем Саши, или она вновь потерпит неудачу? Сгоряча пожелав Саше смерти, Алиса осознает, что ее воля будет исполнена. Теперь Алиса готова на все, чтобы спасти Сашу, даже ценой собственной жизни.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в России
3 + 0 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Трейлер 02:45

    файл добавилКиноПоиск

    Знаете ли вы, что...
    • На момент съемок Мария Шалаева была на восемь лет старше своей героини.
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    *написано сразу после просмотра «Русалки» в «Закрытом показе»*

    Фильм был просмотрен мной не первый раз. Первый раз я смотрела после того, как фильм Анны Меликян был обласкан критиками и зрителями на берлинарии. Как сказали журналисты одного из каналов: » Желающих увидеть фильм было так много, что они не имели возможности поместится в одном зале, потому копию из одного зала сразу же несли в другой, где народ жаждал искусства «. Конечно же я воспылала желанием увидеть фильм. Мои эмоции не передать… я была потрясена. Затем я не раз с удовольствием пересматривала фильм.

    И вот сейчас фильм номинирован на Оскар-2009, я заново смотрю его… и разочаровываюсь. Потому что фильм безбожно обрезан. Вырезаны сцены с безногой девушкой, которая является подружкой Алисы. Для Виктории Скугиной, сыгравшей эту роль отсутствие эпизодов с ней в кинофильме было неприятным сюрпризом (подробнее можете прочитать в архиве статьей «Космополитена»). Нет, эпизоды с Викторией остались в расширенной версии картины, но по центральному каналу крутят обрезанную версию. Печально, что режиссер позволила расчленять свою картину, но наверное Бэтмен-6 (а Анну прочат в режиссеры) этого стоит.

    Но если вырезанные сцены с участием безногой девушки можно обьяснить, тем что нашего нежного зрителя не стоит таким шокировать. То чем объяснить пропажу эпизода, объясняющего, что повлияло на решение Алисы молчать?

    ***

    Но тем не менее фильм мне очень нравится. (Позиция режиссера получить место под солнцем не может повлиять на мою любовь.) Сомнений практически не вызывает, что вдохновила создателей фильма сказка «Русалка» Андерсена. Но режиссер столь легко касается сказки, что не следует ждать пересказа или экранизации. Это отдельное и самостоятельное произведение.

    Плюсы:
    - Маша Шалаева — лунная девушка.
    - музыка Игоря Вдовина.
    - Евгений Цыганов — мужчина-мечта. (Да, поймут меня женщины!)

    Это три кита. Спасибо, Анне Меликян, что собрала их в одном фильме.

    Но:
    - самое главное, что фильм в состояние задать настроение. Не нужно настраиваться на просмотр. Фильм сам настроит вашу душу на восприятие, если вы не будете противится.

    - я узнаю себя и в Саше и в Алисе.

    Смотреть стоит, если Вам нравятся европейское кино (есть ощущение, что сделано в Европе); но сотворенное именно для российского зрителя; если вам интересно, как выглядит мир из «телефонной трубки»; если вы умеете желать, так что все исполнилось; если вы- русалка; если вы — лунная девушка; если вы торгуете участками на Луне, а по ночам, напившись идите топится; если вы хотите научится играть в мертвеца, если вам интересно отчего бывает депрессия у рыб и вы верите, что она у них бывает; если вы знаете или хотите узнать, что такое жертвенная любовь; если вы хотите узнать, что часто случается в мегаполисах…

    8 из 10

    22 ноября 2008 | 02:49

    Фильм атмосферный, с определенным настроением. Немного грустный, нередко веселый. Но все же странный, инопланетный, в чем собственно и заключается вся прелесть кинокартины. Для посмотревших фильм часто не ясен конец. Кого-то разочаровывает, кто-то просто остается в недоумении.

    А впрочем у лунной девочки с такой земной любовью и не могло быть другого финала..

    7 из 10

    25 сентября 2010 | 23:34

    Русалками не рождаются — русалками становятся. Очень грустная история, или я просто содрогаюсь от каждого мелодраматичного шороха. Актеры хорошие, образы интересные, история теплая и хочу намекнуть на родство с Мостом в Терабитию. Понравилась и музыка, а вот конец опошлили, да так, что я с досады рассмеялся. Так плоско завершить историю, так ведь не просто пошло-резко вычеркнуть и придумать этому мегаполисное оправдание, да еще и снять это пародией. Как по вашему, не сцена ли это из «Знакомьтесь, Джо Блэк»? Очень грустно, что режиссер поступил таким неблаговидным образом, да и вообще, не говоря даже о пародиях, заимствованиях и отсутствии глубинной оригинальности — концовка мистически скомканная.

    Вся история отравлена ядом жизни в ее печальных проявлениях, а вообще, когда решил посмотреть, был готов увидеть еще один «Питер FM», но увидел несколько другое кино, с претензиями на настоящую драму.

    4 из 10

    15 февраля 2009 | 21:17

    Когда свежих и оригинальных идей у режиссёра не хватает, он зачастую обращается к литературным сюжетам, а также к кинолентам, в той или иной степени его — режиссёра — затронувшим. Первый полнометражный фильм Анны Меликян с необычайно самобытным названием «Маша» и столь же оригинальной сюжетной линией — не имел особого успеха. При создании второго она ориентировалась на популярные нынче романтические комедии-мелодрамы а-ля «Амели» (Фильм «Русалка» даже называют российским ответом французской команде во главе с Жан-Пьером Жёне), «Босиком по мостовой» (Бросается в глаза ничем не прикрытая параллель с пересечением двух несчастливых судеб после неожиданной встречи в схожих условиях), «Влюбись в меня, если осмелишься», «Беги, Лола, беги!» и множество других. Очевидно, что корни «Русалки» происходят и из классических, проверенных временем сказок Ганса Христиана Андерсена- здесь вам и «Русалочка», и «Девочка со спичками» (уже многократно экранизировавшиеся) в одном флаконе. Можно вспомнить и сэлинджеровского Холден Колфилда, блуждающего по Нью-Йорку и брезгливо всматривающегося в гнетущий окружающий мир. А московский этап и вовсе отсылает зрителя к «Алисе в городах» Вима Вендерса, а, вполне возможно, и к Жану Виго с Рене Клером. Таким образом, госпожа Меликян, набрав в охапку цветов, стала собирать из них букет, да так собрала, что национальная оскаровская комиссия выдвинула её творение на почётную премию.

    В целесообразности данного решения вполне уместно усомниться и в недоумении развести руками. Режиссёр стремился максимально усложнить типовой, избитый, затёртый до дыр сюжет, не отклоняясь при этом от строгой направленности исключительно на женскую аудиторию школьного возраста посредством навязывания мелодраматического взгляда на многие аспекты бытовой повседневности.

    В романтической трагикомедии Меликян демонстрируется жизнь наделённой сверхъестественными способностями девочки — с момента её рождения и до самой гибели. В прибрежном провинциальном городке Алиса (даже имя главной героини недвусмысленно намекает на причину её необыкновенных возможностей) мечтает стать балериной, но из-за своей матери — беспринципной и равнодушной к существованию своего чада — не осуществляет своего желания. Маленькая Алиса непрестанно ждёт своего отца, который, как ей кажется, вот-вот приедет. Но этому случиться не суждено — мать, единственным увлечением которой является флирт со всеми близрасположенными неженатыми мужчинами, в грубой форме раскрывает истинную причину отсутствия отца в их семье, связанную с одной из её многочисленных случайных связей. Алиса же видит мир другими глазами — она отвергает распутные похождения своей матери и, застав очередную нелицеприятную сцену, поджигает собственный дом. После чего несколько лет проводит в заведении для умственно неполноценных детей и, наконец, разрушает родной городишко, вызвав стихийное бедствие. Она, словно Пеппи из сказки Астрид Линдгрен, всюду вносит неразбериху и доставляет ужасные неприятности окружающим.

    Всё это сопровождается вставками из ярких, пёстрых, абстрактно-сюрреалистических снов Алисы — в них она видит отображение действительной реальности. Сны заметно оживляют фильм, грамотно проводят черту между главами, но и их нельзя признать за режиссёрское открытие — всего лишь очередной подсмотренный Анной Меликян момент. На лицо типичнейший рекламно-развлекательный поп-арт. А как гениально снять фантастические сновидения наглядно продемонстрировали Жан Ренуар и Жан Тедеско ещё в далёком 1928 году («La petite marchande d`allumettes»). Да и с современными фильмами сравнение напрашивается отчётливо — просто неприличное сходство снов Алисы с видениями Анны Хулио Медема, с тщательно выдержанной цветовой гаммой «Страны приливов» Терри Гилиама.

    Но невероятные приключения русалки на земле продолжаются — её семья переезжает в Москву, где царит пошлая столичная атмосфера. Здесь героиня Марии Шалаевой подрабатывает где только можно. Её пребывание в телефонной трубке несомненно украдено из западных музыкальных клипов, которые, в свою очередь опирались на более масштабные кинопроизведения. Взять к примеру испанский фильм «Телефонна будка» Антонио Мерсеро, хотя там несколько другая история. Девочка вплетается во взрослую жизнь, знакомится с новыми людьми, одним из которых становится Саша — они собирались спрыгнуть с моста над рекой Москвой в одно и то же время — день восемнадцатилетия Алисы. Девочка влюбляется в своего нового «героя» с первого взгляда.

    Русалочка — один из самых таинственных, манящих, привлекательных, притягательных женских сказочных образов. Назвать же Алису русалочкой язык не повернётся — не разглядеть в ней столь необходимых тонкостей и элегантных черт. Здесь явный плюс к выбору названия фильма — именно «Русалка», а не «Русалочка». «Она мечтательница, ждет принца, живет в мире своих фантазий, способна самые грустные ситуации воспринимать с оптимизмом и видеть в происходящем светлые стороны…» — так характеризует свою героиню исполнительница главной роли. Но намёки на то, что Алиса — чрезвычайно своеобразная, остроумная, яркая, живая, понимающая и любящая — именно намёками и остаются, они ничем не подкреплены — всплывает неоправданная парадоксальность и нерасчётливость сюжетной линии. Её псевдоуникальность втиснута в рамки ограниченной фантазии автора алисиного образа — ничего другого и не подумаешь при «знакомстве» со столь циничной и эгоистичной Алисой.

    (Смотри продолжение)

    8 ноября 2009 | 20:21

    - Пива. Нет — водки. И две упаковки презервативов.
    - Всё?
    - И чупа-чупс.
    - А чупа-чупс зачем?
    - Для удовольствия.


    Вот и в фильме так, к сожалению.

    Кино явно «фестивальное». Всё, что нужно для любви критиков имеется: не попсово, глянцево, красиво, с претензией на оригинальность и т. д. Сказать что фильм плохой — не могу. Но и понравиться он мне не смог, работа слишком выверена, прилизанна, скомпонована. Это «слишком» и даёт фальшь всей остальной композиции. В конце фильма, вместо того, чтобы сидеть перед экраном в некой прострации (а сюжет обязывает), ты спокойно выключаешь телевизор и идёшь заваривать чай. Не таково моё понятие о настоящем кино.

    Судить обо всём российском кинематографе и тем более о его подъёме (какой ещё тут подъём?) на основе «Русалки» — не советую. У нас в стране всегда хватало действительно стоящих фильмов. Их частенько показывают по каналу «Культура», между прочим. А «фестивальное кино» уже давно пора перевести в отдельный жанр и оценивать его только внутри жанра. Это будет честнее.

    Девочкам, фильм скорее всего понравится, а вот мальчикам — далеко не факт. В «закрытом показе», кстати, довольно внятно разъяснили — почему.

    - Вообще-то я балерина!
    - А по-моему, ты дура.

    22 ноября 2008 | 05:44

    Я в целом настороженно отношусь к авторскому кино, но иногда заглядываю в этот параллельный мир. И в данном случае вернулась из него не разочаровавшись.

    Перед нами история обычной девочки. Даже более чем обычной в смысле внешних проявлений, таких как материальный достаток, образование, соответствие общепринятым стандартам красоты (на мой субъективный взгляд внешность главной героини прекрасна) и при этом с совершенно замечательным внутренним миром, красивыми мечтами и прямо таки магическими способностями. Такое вот олицетворение внутреннего ребёнка, живущего на самом-то деле в каждом из нас.

    Вообще главная героиня, Алиса, вышла потрясающе искренней и живой. И при этом по-настоящему сказочной. Вроде бы просто ребёнок, которому не дали должного количества любви и внимания, ведущий себя временами очень эгоистично. Но при этом она совершенно точно не такая как все. Само её имя сказочное, намекающее на принадлежность к стране чудес. Но судьба этого светлого и наивного существа соответствует судьбе другой сказочной героини, что отражено в названии фильма.

    Алиса умеет исполнять желания, только вот при исполнении собственных желаний часто страдают окружающие. А помощь другому человеку, оказывается, может негативно сказаться на ней самой. Соответственно, возникает тема жертвенности. Как часто человек не задумывается о последствиях своих желаний для других, считая их первостепенными. А вот помочь другому в ущерб себе способны не многие. И имеет ли это вообще смысл: жертвовать собой ради того, кто этого не достоин? Но для того кто любит, такой вопрос не стоит вообще.

    Этот фильм — история маленького человека в большом городе с его зовущими отовсюду рекламными слоганами, в которых нетрудно потерять себя. А ещё это о том, как собой остаться. В этом лживом, несправедливом и безжалостном мире, не принимающем индивидуальность, или уже не в нём…

    Совершенно обычная жизнь заканчивается самым обычным, даже нелепым, образом, как это обычно случается в мегаполисах, пройдя для всех незамеченной. И никто не знает, сколько таких грустных и трогательных историй, сколько целых миров, незаметно исчезает каждый день. Наверное, всё, что мы можем сделать — просто быть чуть внимательнее друг к другу

    27 апреля 2017 | 13:14

    Понять принцип, по которому российские фильмы выдвигаются на различные премии (а в пределах страны их еще и получают) просто невозможно. Вот и «Русалка», российский претендент на «Оскар», до номинации так и не добралась, что объяснить особого труда не составляет. На 60% фильм состоит из юродивой главной героини, ее кривляний и дебильной жизни в мегаполисе, на 20 — из вызывающего не меньшее отвращение глянца, на 5 — из скрытой рекламы, а на остальные 15 — из зловонного вещества, которое опознавать совсем не хочется. Все это вместе составляет абсолютно бессмысленную сказку нулевых лет для нулевых зрителей, покрытую налетом телевизионного глянца (видна режиссерская школа автора), словно памятник — бронзой. Этот налет не просто данность бездарности, он средство для того, чтобы скрыть отсутствие авторского стиля. На этом фоне еще глупее выглядят очевидные заимствования у Жан-Пьера Жёне, режиссера интереснейшего.

    Вообще, в фильме вроде бы все стараются. Оператор снимает репортаж из жизни каменных джунглей с элементами сюжета, режиссер заставляет актеров двигаться и произносить бессмысленные реплики, Шалаева изображает обезьянку русалку в чужом мире, а зритель ждет, пока весь этот цирк кончится и начнется кино. Вместо этого начинается новый цирк, теперь уже у главного интеллектуального клоуна российского телевидения, беспардонно затаскивающего в этот грубый фарс массу умных людей.

    В принципе, про это обсуждение рассказывать было бы гораздо интереснее, чем про опус Анны Меликян, но ситуация не позволяет. Про «Русалку» же больше ничего сказать нельзя, так как по сути в ней больше ничего и нет. Разве что идиотский финал, который больше напоминает плевок в лицо зрителя, летящий еще смачнее и омерзительнее, чем хрупкое тело — из-под колес автомобиля.

    Жанровая характеристика: Молодежная глянцевая сказка

    Итог: «Русалка» напоминает настоящий вход в пустоту, царящую в голове у ее создателей. По крайней мере, после просмотра в разуме царит схожая тупая благодать.

    3 из 10

    Спасибо за внимание

    17 июня 2010 | 12:46

    Русалка.

    Сколько заключено в этом слове? Вода, море, глубина, рыбы, акулы, соль, камни, дно, чешуя, хвост.. можно придумывать бесконечно. Для каждого свое.

    И все-таки есть общее — магия.

    История.

    Сюжет для меня не оказался каким-то необычным. Мать-одиночка, отчаянно пытающаяся пристроить себя к любому встречающемуся на пути мужчине. Бабулька с креслом-качалкой и мороженым. Отец «дальнего плавания», которого мать видела лишь раз (на юге часто такое случается).

    И вот, девочка подула, и желания начали исполняться..

    Хмм, странная магия для такой русалки. Нет, это, безусловно, чудесно, что у Алисы все получается. Но, на мой взгляд, если сильно захотеть, каждый из нас может силой мысли совершать такие «чудеса».

    Москва… Что может случиться с девушкой в день восемнадцатилетия? Именно с этой девушкой? Она может влюбиться. Честно говоря, выбор страный. Как и знакомство.

    Музыка. Вот она-то мне особенно понравилась. Легкая, ненавязчивая, душевная (ну кроме подобия будильника у Александра дома). Музыка была именно в нужных местах.

    Актерский состав. Не могу в этом плане высказать что-то плохое. Мне понравилась игра актеров. Особенно мама Алисы. Особенно в начале фильма (хотя тогда я испугалась, что фильм будет про нее).

    Алиса запомнилась тем, что никогда не унывала. В какие-то моменты казалось даже, что она чувствует себя повелительницей мира, выдувая воздух из леких и загадывая желания.

    Что касается остальных, вердикт таков: я уверена, что забуду Сашу, Риту, парня из института и других присутствующих лиц. Картина снята про жизнь Алисы, про ее необычность, про ее будни. Но все эти люди все равно затуманятся.

    В целом, картина красивая. Да, русские умеют снимать фильмы.

    Сюжет-таки необычен для российского кинематографа. Спасибо режиссерам и сценаристам.

    Но, к сожалению, у меня фильм особых эмоций не вызвал. В памяти останется зеленоволосая девочка Алиса, ее мама и музыка.

    Поэтому

    5 из 10

    25 июня 2010 | 01:29

    Необычно — это первое что пришло в голову, когда задумываешься об этом продукте российского кинематографа. И несмотря на то что этот фильм российский, несмотря на нудноватое и затянутое начало и на ужасный вид главной героини и ее молчание мне понравился этот фильм, было приятно наблюдать за такой необычной девочкой, такой искренней и простой. Мне понравились актеры, они бесподобно сыграли, передали характер своих персонажей. Нет этот фильм не о любви и это не слезливая мелодрама — я даже не поняла что это было, но очень похоже на сказку, но конец определенно разрушил иллюзию сказки. Меня этот фильм не оставил равнодушной, я под впечатлением — не ожидала такого от русского фильма.

    10 из 10

    возможных. Не шедевр, но я поверила актерам — это выглядело как повседневная жизнь, не наиграно -это значит не все потеряно

    28 июня 2012 | 02:34

    Да не сочтут меня продавшейся Западу тварью за честное признание: русское (постсоветское) кино я не люблю. Все фильмы, которые мне попались до принципиального решения больше не разрушать свой мозг ЭТИМ, четко делились на две категории: «коммерческие» (как Голливуд, но хуже и дешевле) и «рашн-фильм» (нечто невообразимо-мрачно-депрессивно-серое на тему смысла жизни). Совершенно случайно посмотренная (в нарушение обета!) «Русалка» — чуть ли не первая на моей памяти картина, не укладывающаяся в эту простенькую классификацию… впрочем, ни в какие другие рамки тоже.

    Не могу сказать, что фильм понравился на 100 %. Кое-что было непонятным, кое-что явно лишним. Зато присутствовало… не знаю, как сказать… очарование, что ли? То неуловимое качество, которое и отличает хорошее от посредственного, глубокое от мелкого, важное от неважного. Конечно, первую скрипку играла героиня — Иная, какие и не снились Лукьяненко. Но очарование фильма не ограничивалось ею. Весь мир картины — иной и при этом удивительно живой и целый.

    Слушая вопли критиков (и в «Закрытом показе», и после), я вообще ничего не могла понять. Но только поначалу. В результате мозгового штурма родилась версия. На мой взгляд, неприятие «Русалки» — следствие банального дисконнекта. Фильм просто говорит на другом языке и оперирует другой, непривычной нам логикой. Он — как романы Милорада Павича или Габриэля Гарсиа Маркеса: кто-то принимает правила игры и наслаждается происходящим, кто-то пытается их осмыслить и в результате оказывается за бортом. Не исключаю, что и мое собственное неприятие ряда моментов объясняется все тем же дисконнектом: не поняла, не смогла принять, слишком много думала… Кстати, совет тем, кто еще не смотрел: не думайте, пожалуйста! постарайтесь почувствовать! «Попробуйте на вкус» этот распахнутый ветру дом у моря, ощутите на себе клаустрофобию московских улиц, неистовое биение сердца во время бега. Вспомните, каково это — быть очень юным: любящим и жестоким, верящим в собственное бессмертие и всесилие.

    Итог

    После «Русалки» моя уродливая классификация отечественного кино пополнилась новой «полчкой» — «светлый рашен-фильм». Картина действительно живая и светлая. Стыдно только за концовку. Не из-за отсутствия хэппи-энда, тут как раз все логично. Из-за прозы жизни, неожиданно, нелогично и глупо врывающейся в иной мир и разрушающей его до основания. Нельзя так с русалками. Никому, даже авторам. Уж лучше как у Андерсена — морской пеной.

    9 из 10

    14 марта 2011 | 22:12

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: