всё о любом фильме:

Комбинат «Надежда»

год
страна
слоган-
режиссерНаталия Мещанинова
сценарийЛюбовь Мульменко, Иван Угаров, Наталия Мещанинова
продюсерЕлена Степанищева, Заур Болотаев, Александр Плотников, ...
операторИван Мамонов, Евгений Цветков
композитор-
художникОльга Юрасова, Алана Снеткова
монтажДмитрий Кубасов
жанр драма, ... слова
бюджет
$400 000
премьера (мир)
время90 мин. / 01:30
Досуг у молодых людей в районе двадцати примерно одинаков, где б они ни жили — в Лондоне, Перу или Заполярье: музыка, мечты, любовь и алкоголь. Света любит жениха, который уехал на юг и теперь живет у нее в скайпе, и ненавидит Надю, из-за которой тот отморозил в сугробе ноги. Надя любит Юрия, Дрон — Свету, Шкарупа — шашлыки и водку, Сережа и Яна — друг друга и свою музыкальную группу, украшение заводской самодеятельности. Таксист Дэн мечтает накопить на внедорожник и возить туристов в тундру, фокусник Алеша — стать звездой корпоративов «Норильского никеля», соперницы Света и Надя — навсегда уехать из родного города.

Планы с жаром обсуждаются, но никогда не реализуются — в веселом бездействии и безвременье жить легче. Один день рожденья сменяет другой, пикник перетекает в посиделки в бане, денег на билет от малой родины до Большой земли и большой мечты ни у кого не хватает. Неужели они останутся здесь навсегда — или кто-то сделает шаг к будущему, вырвется из заполярного гнезда, пусть и дорогой ценой?

Пока градообразующее предприятие Норильска обрабатывает драгметаллы, комбинат, функционирующий в душах героев, производит надежду. Непонятно, вхолостую он работает или нет.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.60 (139)
ожидание: 95% (98)
Рейтинг кинокритиков
в России
75%
6 + 2 = 8
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлер 02:20

    файл добавилstriker_perm

    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • 40 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Если одним словом — проникновенно. Да-да, не смотря на всю мрачность обстановки, «придонность» персонажей, «серость безлошадную» и собственное желание презрительно сморщить нос, проникает прямо под кожу.

    Неприкрытая грубая реальность существования в далеком российском городе Норильске, изнанка провинции, и, как водится, всё так просто и так сложно одновременно.

    Горячие сердца, буря чувств и эмоций, и так хочется всё это клокочущее нутро излить, выплеснуть, и чтобы всё было, как мечтается! Но жизнь-сцобака безжалостна и сурова, а ведь так хочется, грезится, мечтается…

    Надежда. Светлое чувство? Быть может, но бывает и по-другому, ведь надежда умеет не только теплиться, надежда может и обжечь.

    Впечатлило. Очень.

    14 декабря 2014 | 16:57

    Всегда интересовал вопрос: почему в русском кинематографе так мало картин, разворачивающихся в конкретных городах? Ведь многим хотелось бы увидеть в кино именно свой город, как бы поделиться со зрителями из далёких мест своими улицами, своими пейзажами!

    И вот, кажется, моя мечта сбылась в полной мере! В последнее время один за другим вышли сериал «Косатка» и фильм Комбинат «Надежда», про мои родные Кострому и Норильск соответственно.

    В дошкольном детстве я жил в Норильске, а с тех пор, исключая полгода в Норвегии и два года в подмосковном Пущине, практически безвылазно живу в Костроме. Но очередной сериал про ментов и гопников, пусть и наших, костромских, — едва ли кандидат в просмотр, учитывая мою крайнюю привередливость к кино… Норильскую же урбанистическую драму я не мог пропустить!

    И я был потрясён, насколько профессионально подошли создатели фильма о Норильске к задаче создать нечто такое, что ни у кого не повернётся язык обвинить в фальши и наигранности! Неискусственное искусство — не больше и не меньше! При этом считаю кощунственным ханжеством отзывы об этом фильме как о предвзятой чернухе, нарочно выискивающей грязь в образцово-показательных жемчужинах русского промышленного комплекса, как скандально известная журналистка Лена Летучая подмачивает репутацию даже самых мажорных отелей и ресторанов.

    Да, наверно, трудно поспорить с тем, что высокого искусства здесь не найдёшь; что войти в унисон с состоянием души этот фильм с «обнадёживающим» названием, но в котором Надежда умирает отнюдь не последней, может только у человека с не слишком радужным внутренним самочувствием… Налицо и неуспех кинокартины: её обошли призы кинофестивалей, не сложился прокат; да и вообще: война идёт, о не благонадёжных с точки зрения ура-патриотической директивы произведениях русского искусства речи быть не может, угораздило же правдорубов выпустить такой фильм в такое время! Пусть всё это так! Но я всё же высоко ценю эту честную историю, будто просто ловко пойманную в объектив любительской камеры уличную сценку, и не боюсь признаться в этом!

    Да, именно так живёт и именно так разговаривает нормальная, коммуникабельная молодёжь из того пласта общества, в отношении которого совершенно напрасно подзабыт термин «пролетариат». Т. е. это люди, которым нечего продавать, кроме своих рабочих рук. При этом, здесь показаны ещё самые лучшие ребята этой среды: они стремятся к культурной жизни! Кто-то играет в театре, кто-то подрабатывает фокусником… А до чего здорово они организуют импровизированный концерт с репертуаром как разухабистых песенок для подвыпившей компании, так и «норильского городского романса»! Понятно, что каждый кулик своё болото хвалит, но норильчанам действительно есть чем гордиться: они живут и работают у подножия Арктики, создавая материальные ценности, достойно представляющие Россию на мировом рынке. Причём это город дружных коллективов, в котором люди из всех уголков бывшего СССР — от молдаван и украинцев до татар и осетин — не смотрят, кто есть кто, а судят лишь по тому, кто какой работник.

    Но очевидно также, что в любой такой простонародной компании кипят примитивные страстишки, процветают грубость, подлость и месть. Актёры этого фильма безумно талантливо отыгрывают «бытовуху», где для слабых места нет, а семейная жизнь не всегда означает крепость уз и взаимовыручку. И кто же оказывается наиболее уязвимым членом жестокого норильского общества? Как всегда и везде, — убогая блудница! Господь-то простил её, да вот плебс в очередной раз попользовался ей и на полдороги бросил. А в пьяном виде, да слабая женщина, да в суровом лесотундровом краю — далеко ли до беды?..

    Маленькая Вера жила в Мариуполе. Теперь вот — горькая история Надежды в Норильске, где есть медно-никелевый комбинат «Надежда». Ах, в каком Нижнем Тагиле, Череповце или Мончегорске будет жить Люба, которая всех полюбит, перелюбит, вылюбит?!

    10 февраля 2015 | 16:32

    Как обычные зрители, так и некоторые кинокритики, я думаю, при просмотре «Комбината «Надежды» не раз задавались вопросом: зачем нам нужно лицезреть этот бестиарий? В картине нет, по сути, ни одного положительного героя. Группа молодых современных норильчан представляет собой абсолютно потерянное поколение — все пьют, некоторые еще и наркоманят, у заводского контингента, понятное дело, мат через каждое слово, культуры никакой, многие хотят уехать. Да, снятый режиссером-документалистом Натальей Мещаниновой в стилистике реального видео фильм претендует на достоверность, и я её не отрицаю, хотя понимаю, что, естественно, далеко не все жители Норильска таковы, людей много и они разные. Однако, может быть, стоит, скрепя сердце, посмотреть на жизнь этой «никелевой» молодежи, чтобы понять, что «хорошо там, где нас нет», а проблема, общенациональная проблема, кроется отнюдь не в неблагополучной экологии конкретного города, а в умах и сердцах жителей всей нашей страны.

    «Комбинат «Надежда» — кино абсолютно универсальное. Я проживаю на том самом пресловутом юге, куда так стремится героиня фильма Света. Подобных Свете людей я встречала в своем теплом и экологически чистом (относительно) городе множество раз. Да и сама Света, если рассмотреть подробнее её личность и мотивацию — не более чем капризный и избалованный ребенок. Проблема, как всегда, кроется в родителях и воспитании (точнее, его отсутствии), а не в экологии и тяжелой жизни. Посмотрите на взаимоотношения отца и дочери, который, вместо того, чтобы хорошенько выпороть Свету за её поведение, дарит ей квартиру. Тем самым, конечно, лишь растравляя девушку еще больше — символ оседлости в ненавистном месте подталкивает её на еще более агрессивные и необдуманные действия. Показательна также и знакомая (или родственница) заводской врач, которая взяла Свету к себе в медсестры по просьбе папы, да по доброте душевной. Света, вспылив, кроет её матом, а через несколько дней, на праздновании дня рождения девушки, эта врач уже сидит за общим столом, как ни в чем не бывало. Покуда хамство не наказуемо, покуда невоспитанность в природе вещей (мы ведь так любим наших детей, и нам так жалко их ругать, да и имеем ли мы право их осуждать — как живем мы сами?), покуда предательство прощается легко (только лишь увези меня с собой в свой солнечный город), а эгоизм и низость являются главными мотиваторами, ничего в нашей судьбе не изменится, живи ты хоть в Сочи, хоть в Норильске. Вот что пытается донести, на мой взгляд, фильм «Комбинат «Надежда».

    Новое отечественное кино прогрессирует — это хорошо видно по картинам 2014 года, таким как «Комбинат «Надежда», «Класс коррекции», даже по более высокоуровневому «Левиафану». Вместо «чернухи» бессмысленной, вместо времени и пространства «неизвестно где и неизвестно когда», мы сейчас видим вполне четко отражение современной действительности — болезненной, нелицеприятной, беспощадной. Светлые идеалы уже погребены под слоем пыли. Действительно прекрасную песню о родном городе Норильске исполняют герои фильма на выпускном, но на фоне нищеты и загнивания, которые можно наблюдать за окном, звучит она как циничная шутка и издевка. Серая жизнь порождает серость в душах, а серость в душах, в свою очередь, порождает серую жизнь. Это замкнутый круг. Вместо того, чтобы попытаться что-то исправить здесь и сейчас, молодые люди предпочитают бежать от реальности, кто — в бутылку, кто — в другие города, и даже взрослые не могут им объяснить, что от себя не сбежишь, потому что взрослые сами, выросшие в советское время, научились и привыкли молчать и приспосабливаться.

    Показательна и реакция сверху, последовавшая именно в то время, когда начинает развиваться подобное кино: закон о запрете мата поставил крест на прокате «Комбината «Надежды». Мат в картине, на котором работники завода разговаривают, естественно, невозможно изъять из повествования. Большая часть страны, являющаяся пролетариатом, вращается именно в этой среде и именно так и разговаривает, однако почему-то в кинотеатрах мы теперь можем смотреть только на рабочих, изъясняющихся литературным слогом.

    Надежда — глупое чувство, как сказал Макс Фрай, но все же я хочу надеяться, что именно сейчас, когда так отчаянно пытаются впихнуть на экраны кинотеатров глянцевую идеализированную картинку с «семейными ценностями», наши молодые режиссеры, вопреки всему, продолжат показывать, пусть не в кинотеатрах, но хоть где-нибудь, ценности мира реального, которые вместо чувства ложного патриотизма будут вызывать чувство, гораздо более полезное в настоящее время — чувство стыда и, как следствие, желание что-то исправить в собственной жизни.

    18 мая 2015 | 11:00

    Посмотрел «Комбинат «Надежда» Натальи Мещаниновой на языке оригинала (то бишь с обилием ненормативной лексики)…

    Первая и главная претензия к фильму была высказана еще Аристотелем, сказавшим: «Целое есть то, что имеет начало, середину и конец». Сюжет картины Натальи Мещаниновой старательно противоречит этому тезису. Впрочем, спешу ответить тем, что решится подвести под классическую структуру линию [вроде как] событий, связанных с главной героиней.

    Завязка: Отец Светы объявляет ей, что денег на поездку у возлюбленному на море он ей не даст, поскольку совершил выгодную сделку во благо её же — Светиного — будущего.

    Развитие действия: Света страдает, ищет деньги, злится.

    Кульминация: День рождения Светы и «заплыв» Нади.

    Развязка: Света заходит в аэропорт.

    Выглядит стройно. Но если вы посмотрите картину, то поймете, что убедительно это звучит только в качестве оправдания сценаристов, сие написавших.

    В реальности же перед нами полтора часа с помощью невероятно живой (и немало раздражающей) камеры реконструируют жизнь подростков из «где-то на окраине России», старательно намекая на то, что надежд, перспектив и смысла как такового их жизнь не имеет. При этом она все-таки кипит вокруг вполне понятных подростковых (да и не только) переживаний, что активно сдабривается «крепким словцом» («Левиафан» нервно курит в сторонке). И всё. Честное слово, всё.

    Зачем? О чем? С какой целью? После выхода из кинотеатра состояние мое как зрителя можно описать только словом «угнетенное» от осознания того, что люди действительно так живут. Я верю.

    И вот здесь я подбираюсь к главному, о чем хочется сказать в связи с просмотром фильма. На мой скромный взгляд, кино как искусство должно уметь пробуждать в зрителе вопросы к самому себе, выводя его из привычной зоны комфорта. Вопросы, ответы на которые позволят человеку [I`m sorry] изменится. Тот же «Левиафан», «Елена» и множество других великих картин позволяют, через призму разворачивающейся на экране трагедии, взглянуть на собственную жизнь и уберечься от ошибок, совершенных их героями. «Комбинат «Надежда» такой возможности не дает, поскольку структурно трагедии (или хотя бы драмы) в фильме нет. Есть документально воссозданное наблюдение за людьми. Точные попадания в образы. Качественная цветокоррекция. Но есть ли кино? Решать вам.

    28 июня 2014 | 23:10

    После 10 минут просмотра, возникло острое желание нажать крестик на

    видеоплеере, поскольку я не была готова к полуторачасовому наблюдению за малолетними вырожденцами, которое как раз-таки и демонстрируется в самом начале картины. Но, как выдержанный разнообразной чернухой зритель, все же переварила грязные потоки бессвязного мата и продолжила просмотр.

    Несмотря на то, что в фильме задействовано достаточно персонажей, «сюжет» крутится вокруг девушки Светы. Нет, не сюжет, он вообще отсутствует.

    Есть лишь серые однообразные фрагменты из жизни норильчан(жителей Норильска). Изо дня в день совершающих аморфные движения, аки всем нам известная масса в проруби, не теряя при этом надежду свалить из пропитанного меланхолией захолустья в поисках лучшей жизни. Все бы ничего, но наши герои настолько безразличны, неуверенны в своих желаниях, силах, да и попросту ленивы, что никаких изменений не происходит.

    Света — девушка на «своей волне». Она влюблена в Макса, который в свое время вырвался из безжизненного Норильска и двинул в сторону юга. Девочка ждет не дождется, когда ей уже стукнет 18 и родители сделают подарок в виде билета на самолет до возлюбленного. Однако «восторженную» и «сияющую» от предвкушения встречи со своим частично «отмороженным» рыцарем Свету, ждет облом.

    Родители решили сделать ей более дорогой подарок — квартиру, кой ее, конечно же, не особо порадовал, а точнее — вызвал негативные эмоции, ведь все деньги ушли на ее подарок и теперь ей не на что лететь на юга к Максиму, который не менее отрешенный и плевать хотел как на Свету, так и на всех остальных.

    Затуманенный чувствами, разум Светы начинает кидать ее в крайности. Девушка пытается найти деньги на билет к любимому, что не приносит ей успеха.

    Во время их общения по скайпу, Макс ей жирно намекает, что она ему как собаке пятая нога. Но, госпади, влюбленные бабы такие дурочки, что и обманываться рады.

    Момент осознания Свету таки настигнет. В самый разгар празднования родней ее дня Рождения, она тихонечко просквозит в свою комнату(предварительно затырив заначку брата), покидает необходимое в сумку и отправится в Аэропорт, с целью необдуманного побега от самой себя.

    Наталье Мещаниновой удалось передать всю реалистичность провинциальной повседневности отрешенной массы, но смысл в ее картине отсутствует, как и в жизни героев.

    11 ноября 2014 | 10:09

    Отличное кино. Не фильм даже, а именно кино. Так как процесс завораживает.

    Сюжет? Такой же как и у большинства из нас, бег по кругу в депрессивно-маниакальной манере.

    Невозможность вырваться за расставленные флажки. ГУЛАГ вроде бы давно отменили, но колючую проволоку на границах дозволенного наматываем мы сами, внутри себя. Казалось бы чего проще… уехать из опостылевшего города. На деле этот шаг гораздо сложнее и для главной героини Светы сопрягается с убийством.

    Счастливыми в выбранной для себя загородке могут либо забывшиеся в локальном патриотизме или выбравшие какое-то подобие творчество друзья и брат главной героини Светы.

    Почему так много мата? Эстетика языка соответствует эстетике визуального ряда, мы слышим то же, что и видим. Так что исключительно органичный прием, никаких излишеств.

    Я бы ни в коем случае не назвал фильм чернухой. Все, что мы видим в экране попадает в кадр не злонамеренно, а как часть переферийного пейзажа, от него просто никуда не деться. Режиссер специально не высматривает некрасивости, они просто часть жизни в которой живут герои. И именно это делает их до боли узнаваемыми. Не надо ехать в Норильск, побывайте в районе Перово в Москве или на улице Южнопортовой, что в 20 минутах от Кремля.

    И герои внутренне понимают, что чудесные Омски, Волгограды, по сути, такие же. Но надо что то делать, куда то идти и самые решительные делают этот шаг.

    Знаменательно, что фильм начинается празднованием отъезда одного из персонажей фильма и заканчивается побегом Светы из родного Норильска.

    И еще я бы ни в коем случае не назвал героев этого фильма уродами. Нормальные, симпатичные ребята. Пьют… А кто то в России не пьет? Матерятся… это в госдуму плс, там как раз борются за чистоту языка. Но в холодную воду, чтобы спасти девушку бросаются все.

    Отличное кино. Очень рекомендую.

    16 декабря 2014 | 13:25

    Если бы было необходимо описать фильм «Комбинат „Надежда“ одним словом, то это было бы слово „болото“». Даже не безысходность, а именно болото. Где ничего не происходит, где трясина и гнилостный запах, где тоска зеленая и абсолютное отсутствие той самой надежды. Действие происходит в провинциальном Норильске. Том самом, где «Норильский никель», том самом, где экологическая катастрофа, где люди задыхаются от ядовитых испарений, и никому ничего не надо. Где северные надбавки никак не компенсируют наличие северной тоски. Индустриальные пейзажи, блочные коробки домов, сизые трубы, висящий над городом смог…

    Есть один момент, о котором следует сказать отдельно, до того, как описывать сюжет. Герои фильма не просто изъясняются матом. Они как бы в нем живут, существуют, плавают. Его используют как связку, как способ выражения разнообразных эмоций — да всех эмоций, чего мелочиться, иногда создается впечатление, что кроме мата ничего и нет. Первая же сцена, где подростки отмечают отъезд своего друга «на большую землю» повергает в шок. Потому что такого количества отборного мата я не слышала не только на экране, но и в жизни наверное тоже. Ну может лет 20 назад в одном из бомжатников в глухие 90-е что-то похожее и было. И то там поинтеллигентней изъяснялись. Бомжами в 90-е и бывшие доктора наук становились…

    В центре повествования — молодые люди из этого самого Норильска, с его градообразующим предприятием, пожирающим легкие людей, отнимающим их здоровье, но одновременно и кормящим город. Ребята, которые все как один мечтают свалить «на материк» — это интересное такое понятие, которое повторяется рефреном из кадра в кадр.

    Материк, Большая земля, Москва, Питер, «Екат», «Новосиб» — не важно что, лишь бы прочь от этой мерзлоты, от скорченных карликовых деревцев, от серости и стылой мари вокруг. От водки и от тоски. Мальчики и девочки, 18- 20 летние, ничем особо не занимаются. Бухают, сношаются как кролики, разговаривают с помощью двух десятков слов. Наверное даже планируют сбежать подальше от этого проклятого места, но при этом — и в этом скорее всего и есть высший смысл фильма — совершенно ничего для этого не делают.

    В центре повествования — молодые люди из этого самого Норильска, с его градообразующим предприятием, пожирающим легкие людей, отнимающим их здоровье, но одновременно и кормящим город. Ребята, которые все как один мечтают свалить «на материк» — это интересное такое понятие, которое повторяется рефреном из кадра в кадр.

    Материк, Большая земля, Москва, Питер, «Екат», «Новосиб» — не важно что, лишь бы прочь от этой мерзлоты, от скорченных карликовых деревцев, от серости и стылой мари вокруг. От водки и от тоски. Мальчики и девочки, 18- 20 летние, ничем особо не занимаются. Бухают, сношаются как кролики, разговаривают с помощью двух десятков слов. Наверное даже планируют сбежать подальше от этого проклятого места, но при этом — и в этом скорее всего и есть высший смысл фильма — совершенно ничего для этого не делают.

    Ни мальчик Алёша, увлекающийся фокусами, и мечтающий о заработках на корпоративах. Неплохие ребята. Просто не желающие ничего менять и принимающие эту безысходность как должное. И преступление, совершенное в конце фильма, происходит не по злому умыслу, неосознанно, а опять же, походя, лениво, от тоски.

    Вспомнила еще один фильм, очень похожий по контексту, но оставивший более целостное впечатление — «Однажды в провинции» Екатерины Шагаловой. Там, правда, обоснованная чернуха-чернуха, с жизнью в заводском общежитии, со всей присущей подобной жизни грязью, с бывшим военным, вернувшимся из Чечни, с домашним насилием и черными попойками. А здесь вроде как контраст внешне неплохих условий и внутренней пустоты.

    Если вся провинция такая, как ее показывает Наталья Мещанинова, то это не просто беда. Это трагедия. Полное вырождение. Причем у режиссера интересная, совершенно документальная манера съемки — с дрожащей наезжающей камерой, с ощущением «любительщины». И этой «любительщине» веришь.

    А еще интересный момент — это уже не первый и не второй фильм подобного плана, попадающийся мне, режиссерами которого являются женщины. То есть если обобщать, то это такой мета-женский вгляд на провинцию. И на страну в целом. Есть над чем задуматься.

    Смотреть посоветую далеко не каждому. Там нет жестокости и нет того, что выворачивает наизнанку. Там нет леденящих душу сцен и сюжетов, от которых хочется спрятаться. Есть сплошная серая безысходность. Как беззвучный плач. Если нервы крепкие — смотрите. Снято, несмотря ни на что, талантливо.

    6 апреля 2016 | 20:25

    На первых десяти минутах, поймала себя на мысли — «как же я скучала и ждала!», и далее просто боялась, что все это когда-то кончится, как кончается, собственно, всякая нежность. Те самые 10 минут, в которые понимаешь — твое или нет, чего бы не касалось.

    Говорят, что кино устареет и уйдет в небытие. Но в данный момент производят вещи, которые не стесняются захватить все свободное время, поглотить внимание и навязать образ мыслей, нещадно лупя по эмоциям. Начиная от бесконечных 3-х часов «полного метра», заканчивая мастерски сделанными многосерийками. Продукт — вкусен, профессионален и горд собой. И пуст.

    Приличный метраж Комбината «Надежда» как нельзя более интеллигентен. И в содержании тоже: безоценочный, но не дистанцирующийся, вежливый со зрителем, но не мягкий.

    Что сделала я, зачарованно увидев последние строки титров? Запустила вновь. Этот умеренно насыщенный событиями рассказ я захотела увидеть снова.

    Драматургия, натура, актеры, камера, режиссура — все последовательно, твердо, уместно, как единственная закадровая музыкальная композиция финала.

    Глубоко и четко показать: в любом месте, с любой наружностью и звуковым сопровождением — всем тем, что называется «внешнее» — мы опутаны паутиной внутренних взаимоотношений, в том числе и с самим собой. И, как скрываясь в наносное равнодушие (или высокомерие) — житель столицы или, как отгородившись матами и водкой — житель «нестолицы» не могут не ощутить этот зубовный скрежет повсюду: от несчастья или смирения, маленьких радостей или суровой сдержанности, «пере» ступлений через свое сокровенное, с тем, чтобы отпустить возможность открыто переступить через другого или маленькой лжи-недосказанности, которая может стоить здоровья.

    Мир, в котором только ветерок бывает двух видов: хлорный и серный. Все остальное — не перечислить, не осознать. Только удивляться и фиксировать.

    6 апреля 2015 | 17:11

    В кинематографе отечественном сейчас тотальная нехватка жизнеутверждающего кино. Его просто нет. Снимаются дурацкие комедии, снимаются недурные комедии, снимаются откровенно слабые чернушные лубочки; снимаются удивительные по силе воздействия драмы… Но жизнеутверждающую идею как будто планомерно вытесняют из тематического, мыслительного полотна современного кинематографа. Если все плохо — мы это покажем, старательно препарируем, заботливо устроим настоящий анатомический театр безысходности и боли, возможно, даже сделаем это талантливо и убедительно.

    И вроде бы это неплохо, вроде бы есть на это не спадающий спрос, особенно у фестивальной умудренной публики, но неужели нет желания выйти и зоны комфорта в попытке найти не изуродованное серостью, гадостью лицо, героя способного быть счастливым, найти свое предназначение, обрести людей, понимающих его, а не умереть в муках в финале: и не важно будет ли это физическая смерить или метафизическая.

    «Комбинат „Надежды“» идет проторенным путем своих предшественников, он берет своим чарующим реализмом, хлесткими авторскими допущениями и утрированиями, берет своей не новой, но такой живучей вуайеристской манерой, как будто сошедшей с очередного ролика на Ютубе историей про ничего.

    Сюжет

    Ничего не происходит в жизни героев картины, ровным счетом — пусто. И кого-то такое положение вещей более чем устраивает, кто-то умеет довольствоваться малым, кто-то находит не банальные решения в самых банальных условиях и просто живет, а кто-то переживает эту пустоту, внешнюю серость и промозглость как и полагается — с размахом, не поддельным, надрывным.

    К таким персонажа относится Светлана, девушка 17 лет, которая работает на комбинате, куда ее папа устроил «по знакомству», медсестрой. Живет в нормальной рабочей семье, где мать с отцом для нее очень стараются, где есть любящий ее брат, есть собака и есть мечта — уехать из холодного Норильска, причем не важно куда, не важно зачем. Вот такая неопределенность. И она преследует Светлану повсеместно. И все бы ничего, если бы сама Света не была настолько не симпатичной фигурой в этом театре понятном и простом — будущего нет, ребята бухают, жарят шашлыки и опять бухаю, ходят в сауну и опять на шашлыки. И вот она птицей рвется из этой безнадежности, а все никак не складывается и не складывается: любимый парень уезжает, обморозив ноги при весьма непонятных обстоятельствах, родители не спешат выкладывать средства на поездку к нему дочери, что крайне возмутительно для юной бунтарки.

    Детский сад? Гипертрофированный инфантилизм, которым пронизано все поколение — кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но на фоне взбалмошной Светланы, которая убедительно топает ногами и закатывает истерики, есть и более «симпатичные герои», чьи мытарства имеют куда более осмысленный характер, имеют причину и даже следствие.

    Есть «своя» творческая ячейка, весьма недурственно выглядящая на фоне всего остального местного «бомонда», есть четкие пацаны без царя в голове, есть просто вроде бы неплохие люди. Одни творят в тех рамках и в тех условиях, которые подкидывает им время и место и довольно неплохо — с удовольствием, брат Светланы — хочет стать фокусником и отчаянно тренируется, чтобы зарабатывать этим на жизнь и есть, пожалуй, главный антагонист фильма — Надя, тоже стремящаяся покинуть мрачный Норильск, но по своим причинам, более веским нежели банальное -» Хочу, хочу… вы же обещали».

    У нее нет любящих, заботливых родителей, нет теплого уютного дома, нет перспектив обзавестись здесь семьей и детьми. Все что есть — это она сама, и живет она так, как может. Весьма возможно, для кого-то аморально, но ее желание уехать простирается на долгие, тянущиеся мотивы тотального одиночества и полного отсутствия хоть каких-то перспектив с ее-то «репутацией». Эта очевидность, которая не может не бросаться в глаза и осмысляется самой Надей, как грустное, но неизбежное стечение обстоятельств.

    И это выглядит довольно убедительно особенно на контрастирующем фоне истерирующего, избалованного и вечно недовольного ребенка в теле, сформировавшейся девушки. Выгодно отличается положительный парень Андрей, по всей видимости, влюбленный в Светлану, просто положительный парень, небезразличный к тому, ч то с ней происходит.

    Актеры.

    Собственно отыграли неплохо, по крайней мере очень органично вписались в образы ребят с окраин, не заметила не сильного переигрывания ни такого же сильного провисания. Убедительно и точка.

    Стилистика.

    Ну тут, конечно, как обойтись без мата? А никак. И поэтому мата в фильме больше, чем просто много. Скажите — это реальность, именно так и разговаривают эти молодые люди с окраин. Ну, положим, так оно и есть, но зачем в таком количестве, когда целые реплики целиком и полностью состоят из отборного неуместного мата, для усиления эффекта натурализма? Если бы мата было не достаточно, что все образы просто сложились бы как карточные домики, а серый промышленный город превратился бы в картонную подложке? Сомневаюсь. Хотя, предугадать никогда бы не получилось. Оператор берет неровные, чуть подрагивающие безрадостные пейзажи, от ряда к ряду не сильно меняющиеся ни в лучшую, ни в худшую сторону. Из музыкальных колонок выплескивается многими узнаваемые композиции, другого сопровождения здесь и не будет. кто-то скажет что в такой псевдодокументальной манере не нужна никакая другая музыка, оно инородным пятном ляжет на вопиющем реализм. Но, это же игровое кино, причем драматическое. Сильных, вдумчивых диалогов здесь нет, тут даже места для них не предусмотрено, конфликт строится по весьма предсказуемой схеме и не сказать, что он так сильно за душу берет, что сил нет и жить не хочется. А из колонок «Шнур» — ну да, достоверно, достоверно.

    Картина уверенно стоит в ряду подобных историй, коих сейчас — великое множество, на любой вкус и запрос. Здесь и история о маленьком человеке, зажатом в тиски обыденности — здесь есть необходимая фактура, необходимая закадровая предыстория, которую может любой зритель додумать «за…», но нет убедительного, твердого сюжета — цельного и лаконичного, понятного на уровне подсознания. Есть попытка изобразить мечущуюся натуру, с невероятной волей к свободе, к новым городам, к новым людям, но это не более чем попытка.

    Нет тут такой натуры, есть взбалмошная, глупая дочка, возомнившая себя взрослой, плюющая на все и вся, пренебрегающая родными и близкими во имя чего? Любви? Высшей цели?. Нет тут высшей цели, есть простое желание — уехать, куда — не важно, зачем — неважно, как, на что? Все неважно, потому что девочка из Норильска устала от бренности и серости и гнить в этом городе она не может.

    Вот и сказочке, как говорится, конец.

    30 января 2016 | 11:23

    Мне понадобилось волевое усилие, чтобы досмотреть до конца «Комбинат «Надежда»»: ёрзаю в кресле в порыве встать и думаю: «Ну давай, фильм, кончайся, и я смогу выйти из кинотеатра и вернуться к своей интересной жизни, в которой масса увлекательных занятий, никак не дождусь, когда уже смогу ими заняться».

    Начало ещё кое-как смотрится, до середины скучно; начиная со ссоры главной героини и врачихи вроде бы становится немного интересно, но сюжет слишком вялотекущий, и интерес еле тлеет (а фильм тянется-тянется, тянется-тянется, по ощущениям, бесконечно). И когда твоё терпение уже на исходе и хочется встать и выйти, фильм внезапно кончается на полуслове, притом конец уж совсем невнятный: развязка есть, но нет яркой точки. Просто когда фильм скучноват, но конец яркий, общее впечатление от картины подтягивается вверх, а тут нет. И в целом впечатление такое же тусклое и беспросветное, как и антураж фильма.

    Впрочем, моя рецензия не отрицательная, а нейтральная лишь потому, что у фильма большое неоспоримое достоинство — он выглядит реалистично. Все диалоги — как в жизни, все ситуации — как в жизни, и даже особенности монтажа создают впечатление, что мы смотрим документалку.

    Второе достоинство картины — разнообразные типичные (даже архетипичные) персонажи российской провинции: видно, что персонажи здесь проработаны, и они такие разные, что неизбежно между ними возникнут трения, что, собственно, и происходит по ходу ленты. Но с такими интересными слагаемыми как можно было в сумме сделать фильм столь скучным? Разве что если специально стараться.

    30 июня 2014 | 23:55

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>