всё о любом фильме:

Пионеры-герои

год
страна
слоган-
режиссерНаталья Кудряшова
сценарийНаталья Кудряшова
продюсерСергей Сельянов, Андрей Рыданов
операторРуслан Герасименков
композитор-
художникАся Давыдова
монтажСемён Гальперин
жанр драма, ... слова
бюджет
$500 000
сборы в России
зрители
Россия  4.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время116 мин. / 01:56
Номинации:
Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (153)
ожидание: 82% (564)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Первый фильм Берлинале и о чудо, такая удача. Редко бывает, что первый фильм сильно западает в душу, но сегодня повезло.

    Полтора часа любования советским прошлым и самокопание режиссера Натальи Кудряшовой выливаются в своего рода ностальгию по красному галстуку и детству, когда боязнь этот галстук не получить приводит маленькую девочку в «органы милиции» чтобы сдать дедушку-самогонщика. Отчетливые маркеры пионерского бытия доходили не до всех и не сразу. Русскогоговорящие, знакомые с Советами зрители выдавали свое присутствие реакциями на только им понятные вещи, и правильно, все таки в ФРГ и ГДР анализ кала не сдавали в спичечных коробках масштабами целого класса.

    Кино вышло милое, Даша Мороз получилась красавица, и писать много об этом фильме не буду, но что фильм хороший, я напишу. Фильм хороший!

    7 февраля 2015 | 22:43

    Для меня фильм «Пионеры-герои» остался непонятым. И дело не в том, что росла я не в эпоху соблюдения» завещания Ленина». Ведь каждому знакомо чувство из детства, когда хочется стать героем: спасти мир, полететь в космос, сделать великое открытие. Разница лишь в том, что кто-то в этих мечтах с красным галстуком, а кто-то без. Помимо «детской» линии в фильме раскрывается многими из нас пройденное болезненная ситуация осознания себя во взрослом мире. В мире, где благородные стремления уходят вглубь компьютерных сводок. ненужных звонков, мелочных развлечений. Да, режиссер безукоризненно снял копию с нашей повседневной жизни, подал ее без прикрас. И в какой-то момент становится тошно от неторопливого сюжета, невнятных диалогов, от какой-то вязкости, возникающей при просмотре. Потому что слишком похоже.

    Что в итоге? По-моему, ни один из героев не показывает нам, что же делать, как спастись из бытовой ловушки. Если кто-то и решается на героический поступок, то он не становится радостным поворотом в судьбе, если кто-то и в корне меняет свою жизнь, то никакого умиротворения, счастливого спокойствия не обретает… даже в святых местах можно встретить пошлые и банальные надписи. А кто-то из пионеров каждый день совершает никем не заметный отчаянный поступок просто жить, жить вместе со своими страхами. отвечая остальным, что все нормально.

    От всего этого возникает тягостное ощущение нелепости всего происходящего, фальши нет, все более чем правдиво. Но что делать с такой негероической жизнью? Непонятно. Никто из героев фильма не помогает в этом разобраться. В фильме обозначен вопрос, но нет ни намека на ответ. Хотя, может быть, и вопроса не было, а задача состояла в том, чтобы именно описать, «срисовать» поглощение заурядным существованием… А дальше думайте сами, решайте сами?..

    3 августа 2015 | 20:10

    Теологи и культурологи по-разному смотрят на церковь и культуру. Для теологов культура — это то место, куда человек попал в результате грехопадения, а церковь единственный санкционированный путь спасения. Для культурологов церковь — одна из культурных форм. Даже одна из ряда особых символических форм, которые задают систему координат, где есть Абсолют, посредством чего возможно трансцендирование — выход за пределы уже возможного. Социализация, особенно на раннем этапе (детство), особый режим существования, когда мы принимаем мир таким, каков он есть, целостно и непротиворечиво, не критикую, не сомневаясь. Первичную социализацию задаёт семья, вторичную общество. Когда между ними конфликт — это отдельная тема (каково родиться в религиозной семье в светском обществе?). Но для ребенка не имеет значения, какая культурная форма показала ему путь к Абсолюту, призвав к самосовершенствованию. Важно, хватило у него смелости встать в свет Абсолюта и увидеть себя другим, не идеальным.

    А как жить когда система координат рухнула, а опыт остался? Фильм оправдывает этот опыт.

    Замечательно подобраны молодые актеры, их работа восхищает. У современных детей другое выражение лиц, как они смогли быть такими, какими были… Мы? Родители? Советские дети.

    28 июня 2015 | 10:05

    Говорят, что новое — это хорошо (а зачастую и поделом) забытое старое. В нашем прошлом был пласт кинокультуры, который именуется перестроечной чернухой. Фильмы снимались беспросветные, депрессивные, главные «герои» в них не то что на главных, вообще на героев не тянули. И полная безнадёга на финише, приводящая к смерти и разрушению…

    И вот, начитавшись западных методичек, про совок и ужасы тоталитаризма, из подвалов и чердаков разработчики достали почиканое молью времени одеяние упомянутой чернухи. А чтобы осовременить и гальванировать сей труп — добавили спецэффектов, болтания на тему секса, г-на и… барабанная дробь — винегрета из взаимопроникающих отрезков пространственно-временного континуума. Единственное, что хоть будущее обособили и вознесли до небес.

    Что ж, рассмотрим локации и юниты.

    Прошлое. Тут не столько социализм, сколько средневековье, времён феодальной раздробленности. Все или пытаются подавить всех своим авторитетом, или игнорят друг друга, и только мужественные детишки проявляют чудеса дружбы и сотрудничества.

    Взрослые представлены двумя разновидностями деревьев. Во-первых, авторитарные женщины, смахивающие на чудовищных тёщ из дешёвеньких анекдотов (ну или свекровей…). При этом такие линейные монохромные особы конкретно мне, жившем в СССР почти не встречались… может я жил в другом СССР…

    Мужчины тут не лучше. Простейшие, беспозвоночные, которые вообще непонятно как дожили до своего возраста. При этом, согласно либеральным представлениям — совок представлялся этаким оплотом тоталитаризма и антидемократизма. Что же мы видим тут. Вот девочка приходит в милицию сдавать родственничков. Что может быть тоталитарнее чем силовые органы? И тут такой дяденька милиционер с физиономией прожжённого педофила, проходи, мол, девочка ложись, то есть садись, я тебе счас чай-кофе покажу… И это вы называете силовой структурой в тоталитарной стране?

    Или ещё более клюквенный эпизод. Дети преграждают дорогу машине, какого-то силового шишки. Но ведь вокруг тоталитаризм и антидемократизм и дядя тут чуть ли не из кровавой гебни. И что делает сей юнит? В действительно тоталитарном обществе он или стрельнул бы в сорванцов или уши надрал или на худой конец обматерил. НО. Следите за руками. Силовик начинает стелиться, типа деточки отойдите мне на работу надо. СИЛОВИК. ТОТАЛИТАРНАЯ СТРАНА и… Но дальше пошла уже не клюква, а самая что ни на есть актинидия ананасная. Силовик пытается… подкупить советских детей… я понимаю, что сейчас это вроде как норма, но в советское время товарно-денежные отношения не приветствовались. Тем более ожидать такого от силовика… Вы серьёзно?

    Итак. В прошлом всё было плохо, но хоть детская дружба была. Не было достатка, да и работать надо было в три смены. И вот настоящее. Сытая жизнь. Люди обросли домами, семьями, ненапряжной работой… казалось бы, сбылась мечта. Но что-то не так. И вот уже герои начинают метаться (официально в поисках смысла чего-то). Полноте, господа. Здешние юниты просто с жиру бесятся и маются дурью от безделия. Посмотрите на семью главного героя. Да главный герой, который в своё время страдал от дракона родительницы бабушки/бабки, стал ещё худшим драконом.

    Но окончательно меня добила сцена, которая формально относилась к прошлому. Главной героине блазнится видение, что пришла она на мемориал пионеров героев и, о ужас! Лица пионеров превращаются в гримасы. Такое впечатление, что я смотрю не этот фильм, а детский юмористический журнал Ералаш, генеральным спонсором которого выступила какая-то фашистская организация. Твёрк на могилах, символ отнюдь не прошлого, а самого что ни на есть настоящего. Кто-то может возразить, это было оправдано сценарием. Может сама идея и была оправдана, но реализована она в духе одного французского издания, специализирующегося на шуточках про погибших…

    Юниты современности по-прежнему несчастливы, только если раньше у них был хотя бы, например, класс, где были друзья и подруги, теперь каждый сам по себе.

    И вот концовка. Но вначале длинный оффтоп. В середине 90-х в наш посёлок приезжал какой-то главный патриот области. В это время шла очередная кавказская компания, и народ активно прятался и косил, чтобы туда не попасть. И вот этот товарищ собирает граждан и начинает вещать о том, как это почётно погибнуть за Родину. Приводит эпичные примеры от Ледового побоища до Афганистана, но все его примеры заканчиваются героической гибелью. Кто-то из зала у него спросил, а что, можно любить Родину, быть патриотом и не погибнуть… не важно, в бою, на пожаре или ещё где. Главный патриот обиделся, обозвал вопрошавшего трусом, обозвал присутствующих обидными словами и уехал.

    В прошлом нет счастья, в настоящем тоже, так что же? Выхода нет??? Оказывается есть. Одна из главных героинь, словно наслушавшись того изрядно патриотичного дядечку, погибает. И если бы на это всё закончилось, то замечательно. Но нет. Смерть тут превращена в пафос, в патетику. Прям-таки мечта суицидника. И вот уже главная героиня уходит в небо сквозь строй пионеров, которые (в отличие от тех же скаутов) были АТЕИСТАМИ!!!

    Ладно. Кот с ней, там ещё двое остались. Главный герой в итоге тоже уходит из мира в монастырь. И, судя по всему, там счастлив. И только оставшаяся главная героиня находит себе место на съёмочной (в широком смысле) площадке какого-то очередного малобюджетного коммерческого проекта.

    В итоге, в фильме будущее хоть и показано светлым, но каким-то сектантским. Что-то от скопцов, которые не только из мира уходили… Так что же получается? Нету счастья в миру? Всем нужно или на небо или в монастырь??? В этом и есть патриотизм тире героизм? тчк.

    Может я чего не понимаю, но кажется мне, что не тот кинофильмец назвали «Что-то, что скрывает ложь»…

    3 мая 2016 | 16:37

    Полнометражный дебют Натальи Кудряшовой, ответственной за сценарий, вышел каким-то сереньким. Импонирует неприятие режиссером современной социальности, умение избежать чрезмерной занудливости и знании текстов. Относительно эволюции пионерской мифологии и ее носителей написано ведь очень немало: от Сорокина до Елизарова. Неоднократное упоминание «гавна» применительно как к общей характеристике жизни, так и в сцене сдачи кала ну уж точно заставит вспомнить «Норму». Ничего нового режиссер относительно заявленной темы не рассказала, да и в художественном плане картина никак не выдающаяся. Имеет место быть ложная многозначительность, которая выражается как в затянутости монотонных сцен (навроде той, где в машине паренек слушает песню Цоя).

    Замени школьные сценки сценами безмятежного отдыха детей в Артеке или любой другой идиллией (даже и без конфликта родственных и пионерских чувств и поимки шпиона), сути восприятия картины это не изменило бы, потому что — а какая разница? Даны сценки из пионерской жизни и, контрапунктом, зарисовки из жизни трех взрослых, необремененных семьями и детьми, горожан, которые устали. Причем если у детей что-то общее было, горожане и по психотипу и по поведению — совершенно различные и на репрезентативную зарисовку поколения не претендуют. Связано ли состояние взрослых с детскими общими пионерскими комплексами? Или, напротив, детство было славное, а социум загубил их? Без разницы, любые интерпретации материала будут верными (или ошибочными). По факту получились сценки детских зарисовок с прекрасными детьми, которые естественностью подкупают более всего в этом фильме, и вымученные тягучие «современные» вставки с анемичными симулякрами. Я вот не считаю, что контраст этих двух манер прямо высекает искру и имеет глубинный смысл. Очень плохая роль у актера Кузнецова. Финальный аккорд с двумя «подвигами» не вдохновил.

    6 из 10

    9 июля 2015 | 13:28

    Стильное кино о буднях классических представителей потерянного поколения. Детские мечты и фантазии, определенные временем, в котором росли герои, не выдерживают жесткой пытки блеклой, урбанистической бытностью современного мира. Оказывается, очень важно вовремя опомниться после того, как ты свернул не туда. Оглянуться и посмотреть в какой стороне осталась мерзнуть твоя мечта, от которой поневоле ты отказался в пользу мнимых благ и стандартов статичного существования — такова мораль этой басни.

    Фильм демонстрирует историю трех бывших одноклассников из Великого Новгорода. Ныне же герои находятся в возрасте немного за 30-ть и, как заведено, они несут ярмо среднестатистического столичного существования, ошибочно выдавая его за благословение судьбы. Сюжет фильма имеет две параллельные ветви — октябрятское детство героев и сухой переплет их судеб в наши дни. Зритель одновременно следит за цепочкой событий в обоих мирах. Первый — светлый, он наполнен приключениями, фантазиями, мечтами и идеями о грядущем великом советском будущем. Второй же — декадентный, он испещрен страхами, апатией, разочарованиями и автономном бдением изо дня в, такой же точно, другой день.

    Картина знакомит нас с тремя героями, каждый из которых совершил главный «подвиг» жизни — перебрался в столицу, обзавелся достойной работой, а вместе с тем и стандартным набором душевных расстройств, которые щедро предоставляет мегаполис. Оля — начинающая актриса, носится по кастингам, не выпуская из рук Айфона. Кажется, она по-настоящему одинокий человек, замкнутый среди стен собственных нереализованных планов на эту жизнь. Впрочем, на это намекает ей и ее новоиспеченный психоаналитик. Дело в том, что Оля страдает от панических атак, которые не дают ей продохнуть и дня. Андрей — замкнутый и глубоко несчастный офис-менеджер, который, правда, достиг определенных ступеней на карьерной лестнице. Деньги есть, добрая и любящая девушка тоже рядом. Но кажется ничего из этого не способно и на шаг приблизить Андрея к границам счастья на земле. Он и сам не знает зачем проживает эту жизнь. Где-то внутри него все еще жив тот пионер, который когда-то был обуреваем утопичной мечтой создать вакцину от смерти и сделать весь человеческий род счастливым. Катя живет в мире шоу-бизнеса, ее работа динамична и закалила ее для того, чтобы не пропасть в джунглях столичного города. Но жизнь ее также не имеет обстоятельного ориентира. За маской успешной женщины таится хрупкая личность подверженная депрессиям и страхам. Кате не хватает любви, здоровой семьи — того самого пресловутого женского счастья. Подсознательно герои пытаются вырваться из порочного круга житейской рутины. Они были воспитаны совсем для других идей. Каждый из них в глубине своего сознания грезит подвигами и масштабными свершениями. Герои в итоге находят интересные пути реинкарнации свой личности.

    Отдельного упоминания заслуживает операторская работа. Картинка смотрятся, повторюсь, очень стильно. Это правильное слово. Даже титры и те написаны популярным шрифтом Гельветика, ну или очень схожим. Другими словами, кино возбуждает визуальный аппетит. Иногда эта кулинария даже немного перевешивает в фильме, вызывая некоторый дисбаланс сторон. Есть несколько необязательных сцен, которые хотелось бы заполнить кадрами, раскрывающими внутренний распад главных героев, либо же символическими образами из пионерского детства.

    17 июня 2015 | 18:32

    Не далее, чем две недели назад я пел дифирамбы «Однажды» Рената Давлетьярова за то, что оно практически на два часа вернуло меня в пору моего босоного советского детства, наполнив душу светлой ностальгией по тем временам. Поэтому за случайно попавшийся мне фильм «Пионеры — герои» я уселся в надежде вспомнить ещё одну светлую сторону своего детства — бытность пионером, когда все мы щеголяли в алых галстуках, « с красным знаменем цвета одного», знали назубок пионерскую клятву, а самым страшным кошмаром любого школьника было то, что его не примут в пионеры… Не скажу, что режиссёрский дебют уроженки Нижнего Новгорода Натальи Кудряшовой оправдал мои ожидания, но в хорошем смысле этого слова…

    Катя, Оля и Андрей, дружащие с самого детства, переезжают в Москву. И всё у них вроде бы хорошо — Оля — успешная актриса, Катя- сотрудник крупного PR- агентства, Андрей — политический аналитик. Всё как у всех — работа, машины, ипотеки, корпоративы… Правда, рано или поздно каждый из героев, выросших на идеалах советского школьника, понимает, что был в своё время бессовестно обманут…

    В отличии от светлого и ностальгичного «Однажды», философскую притчу (иначе я творение Кудряшовой назвать не могу), «Пионеры — герои» лёгкими для просмотра не назовёшь. Наталья своим фильмом рассуждает о нас всех, о брошенном поколении, которому героизм буквально втемяшивался в голову каждый день, на каждом уроке, на каждом митинге, при каждом походе в музей… А затем вдруг пришла новая власть, взявшая на себя смелость сказать, что пионерские идеалы устарели, но ничего не предложившая взамен. Словом, как в песне «Кончится лето» группы «Кино» (в «Пионерах- героях», кстати, звучащей): «Я жду ответа, больше надежд нету…» Мы стали сытым, самодовольными и уверенными в себе, однако в душе остаётся некая пустота за отсутствием тех самых надежд и идеалов. И своим многогранным фильмом Кудряшова даёт нам повод порассуждать о причинах всего этого: о былом могуществе нашей страны и её кризисах, об идеалах прошлого поколения и безыдейности нынешнего, о канувшей в лету великой советской эпохе… А также заставляет вспомнить тот светлый период нашего детства, когда мы придумывали сами себе безрассудные приключения, готовые испытать оргазм только от того, что рассказываем друзьям о том, как в своих мечтах героически вырвались из фашистского плена…Одним словом, для дебютанта картина получилась на удивление многослойной, за что её и приметили на прошедшем «Берлинале», номинировав на одного из медведей за «Лучший дебют», а также вручив фильму диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Всё это заставляет верить, что Кудряшова сделала правильный шаг в своей карьере и надеяться на то, что она создаст ещё немало хороших фильмов.

    7 из 10

    12 июля 2015 | 15:39

    «Пионеры-герои» — дебютная режиссерская работа 37-летней актрисы Натальи Кудряшовой.

    В центре сюжета трое друзей, бывших одноклассников, давно переехавших в Москву. Их всех объединяет одна несбывшаяся мечта — стать пионерами-героями, совершить настоящий подвиг, великое открытие, подобно всем нам известным Вале Котику, Зине Портновой, образ которых преподносился как пример высокой нравственности и морали. Но развал Советского Союза разрушил их детские желания и сделал заложниками «нового мира» — страны, в которой больше нет истинных пионеров, нет стремления к великому и абсолютно другие ценности. Главная героиня Ольга (Наталья Кудряшова) — актриса, снимается в сериалах, Андрей (Алексей Митин) — политический аналитик, а Катя (Дарья Мороз) — работник крупного PR-агенства. Казалось бы, они вполне успешны, но это все равно не приносит им счастья, они не довольны своей жизнью, их гложет мысль, что они до сих пор не сделали ничего важного. И вот каждому из них все же предоставляется возможность совершить подвиг, но будут ли они к нему готовы?

    Кому-то этот фильм покажется неоднозначным, немного странным и непонятным. Наверное, действительно, людям, которые не жили в советское время, будет сложно понять все реалии той эпохи. Как юные октябрята верили в шпионов, боялись зловещей надписи ССД (Смерть Советским Детям), стремились, во что бы то ни стало, заполучить заветный красный галстук и звание пионера, а главное, искренне верили в светлое будущее! «Я говорю, конечно, что фильм для «30+», но мне кажется, что это фильм для очень многих," — признается автор сценария, режиссер, исполнительница главной роли Наталья Кудряшова.

    Но что особенно удивляет в фильме, так это бесподобная игра детей! Они более чем убедительны. Кажется, будто перед нами уже состоявшиеся профессиональные актеры. Что касается музыки, в фильме звучат всего две песни: «Кончится лето» Цоя и «Мы идем в тишине» группы «Черный Лукич». Картина была номинирована на приз за лучший дебют на Берлинском кинофестивале 2015 года и как открытие года на 29 церемонии вручения государственной кинопремии «Ника», но наград не получила, зато на Кинотавре была отмечена гильдией киноведов и кинокритиков.

    «Это не просоветский фильм и не антисоветский. Это фильм, который довольно честно обозначает важные вещи. Мы забываем наше прошлое, немного его стесняемся — это плохо. В прошлом каждого человека — истоки его настоящего и тем более будущего», — подводит итоги Наталья Кудряшова.

    7 из 10

    3 июня 2016 | 20:46

    За всю историю второй половины 20 века, пожалуй, сложно найти поколение, которое по каким бы то ни было причинам с полной уверенностью не считало бы себя трагически потерянным. Дети 90-х свято верят, что воспитываясь в стране неясной идеологии, они оказались выброшены на задворки истории. Поколение их родителей считает, что именно они, увидевшие в своей молодости падение советского строя, не смогли найти себя в жизни нового времени. Но между ними существует еще одна огромная группа людей, которые не стали, но состоялись, не смогли реализовать своих идеалов, но подстроились под чужие — дети горбачевской перестройки, чья жизнь навсегда разделилась на «до» и «после» Союза. Именно они, давно потерявшиеся в современной суете, все никак не могут понять, почему будучи добрыми, воспитанными, хорошими людьми, они так тотально и поголовно несчастны. Дебютная работа Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» посвящена именно этим несгибаемым позитивистам, которые слушают группу «Кино», возвращаясь домой в своих дорогих авто.

    Сюжет фильма рассказывает о жизни трех тридцатипятилетних жителях Москвы, которые, кажется, добились всего, чего хотели, но так и не нашли простого человеческого счастья. Ольга — актриса, снимается в популярных сериалах на федеральном ТВ, страдает от постоянных панических атак и лечится у психиатра, который в качестве решений всех проблем предлагает ей найти себе пылкого любовника-тракториста. Сергеев и Катя работают журналистами в огромном медиахолдинге. Он проводит большую часть своей жизни за компьютером с сигаретой в зубах, периодически отвлекаясь на свою девушку, с которой они вместе переехали в Москву за лучшей жизнью. Она, не зная, куда потратить свою огромную зарплату, встречается с женатым мужчиной, ходит на корпоративные пьянки и мечтает завести ребенка. Всех их объединяет не только то, что они когда-то были одноклассниками, но и тотальное непонимание, чего же они в конечном счете хотят от своей жизни.

    Отправной точкой соцреализма, за неимением религиозной основы, всегда считалась героизация подвига советского человека, который обязательно должен в том или ином виде принести себя в жертву ради общего блага. Пока взрослые перевыполняли план, дети воспитывались в атмосфере служения обществу и честности перед лицом своих товарищей. Образы так называемых пионеров-героев рьяно использовались в Союзе как примеры высокой нравственности, и на стену почетной пионерии хотел попасть каждый советский первоклашка. Не были исключением и главные герои ленты, которые в детстве искренне верили в эти несколько искусственные идеалы.

    Применяя пусть и попсовый прием постоянных флешбеков, у Кудряшовой получается на контрасте показать какими были её герои, и какими стали. Вот Катя приезжает со своим престарелым любовником в сексуальные игровые комнаты, где тот признается ей, что никогда не бросит жену и детей. А вот она, семилетняя, мучается кошмарами от страха перед тем, что её не примут в ряды советской пионерии, потому что она «укрывает» у себя дома дедушку-самогонщика. Маленький Сергеев разводит дома под ванной особый вид плесени, чтобы придумать лекарство от всех болезней. А вот он же с грустно-скучающим лицом пьет на очередном корпоративе в честь своего дня рождения.

    Все они с раннего детства были запрограммированы на подвиг, на отважные свершения, на жизнь полную идеализма, черт возьми. А сейчас, как сами друг другу признаются, занимаются го***м. Культурный код, заложенный в одной стране, отрицается в них самих уже в современной действительности, которая, может быть, и оказалась слаще советского времени, но все же грустна и как-то совершенно бессмысленна.

    «Живу в России я, а жил в Союзе я. Но это все была иллюзия», — поет наш современник. Именно этот раскол в головах героев подводит их к той самой черте, переступить которую необходимо для того, чтобы не допустить предательства всего того, во что они верили в детстве. Жить в иллюзии больше невозможно. Пришло время выбирать, какая из культурных систем останется с тобой до конца жизни.

    Одному из героев все же удается совершить подвиг, и, поднимаясь по лестнице в небо под звуки труб пионеров-ангелов, он наконец попадает на ту самую доску почета, на которую стремился всю свою жизнь. У другого с подвигом не выходит. Он не находит ничего лучше, чем сбежать от общества, которое он прекрасно понимает и в котором успешно мимикрирует под остальных членов, но жить счастливо — не сумеет никогда.

    Показанное в ленте поколение современные литераторы и режиссеры чаще всего стремятся выставить толпой безнадежных флегм, которые только и могут что жаловаться на собственную судьбу. Фильм «Пионеры-герои» разрушает этот миф современной России, представляя их жадными до самопожертвования и воплощения коллективных идей романтиками, которые запрограммированы на несчастье, но при этом ни в коем случае не хотят унывать. В их жизни всегда остается место подвигу, пусть заключается он всего лишь в ежедневных походах на дурацкую работу или жизни с нелюбимой женой, которая без тебя несомненно пропадет. Днем они сидят в пыльных офисах и пишут лживые статейки про «Газпром», а ночью им снится, что их награждают ленинским значком за поимку опасных шпионов, которые разъезжают по Москве на черных волгах с надписью «Смерть советским детям». Ведь даже маленькая часть наивной идеологии периода последних судорог Союза все же лучше, чем премия от начальника в честь дня рождения.

    9 из 10

    25 июня 2015 | 12:47

    Фильм Натальи Кудряшовой выглядит очень личным. Дело даже не в том, что она, будучи автором сценария и режиссёром, ещё и играет одну из главных ролей в картине — страдающей от панических атак актрисы Оли Красько. «Пионеры-герои» — фильм, в первую очередь рассчитанный на ровесников главных героев фильма, — поколение 30+, или точнее, 32+. Именно эта возрастная категория, помнящая, что значит быть октябрятами, может, по замыслу режиссёра, в полной мере ощутить болезненность разрыва между воспитательными идеалами советской средней школы и безыдейно-пустой современностью.

    Фильм личный и во многом интимный именно потому, что возраст имеет значение. Даже в нынешние 40 лет у вас есть какой-никакой критический взгляд на советское прошлое, а в 30 и меньше вам уже не понять сцену, где пишут молоком по бумаге. И только тем, кому 30+++, картина Кудряшовой откроется до последнего кадра. В этом возрасте СССР оставил вам только смутно-приятные воспоминания о чём-то высоком и далёком — детские воспоминания, как правило, всегда приятны. Из сладкого тумана памяти о детстве берут свои корни буйные сюрреалистические образы фильма вроде органов милиции.

    Интересно, что почти все сцены, переносящие зрителя в детско-советскую фантасмагорию — это сцены о воспитании гражданственности. Ловля шпионов, дед-самогонщик, вступление в ряды пионеров — а в центре всего оказываются они, пионеры-герои, живой пример подвига для каждого ребёнка. Причудливость на грани гротеска — это для Кудряшовой всего лишь путь к честности. Можно соврать, создав реалистичный мир исторического рая или ада на земле в какой-нибудь великой или тоталитарной стране прошлого века, — но нельзя соврать рассказом о детских стремлениях, выдумках и мечтах. А вот возможен ли фильм, в основу которого положено воспитание гражданственности у детей начала XXI века?

    Бывшие октябрята, а сегодня вроде как успешные зрелые люди — особый контекст фильма. Внимание притягивает наполненная смыслами речь детей и пустая, часто невнятная речь взрослых. Наталья Кудряшова рассказывала в интервью о свойственном её поколению «опыту пустоты», видимо, выветрившему смыслы, жажда которых то и дело мучит очередного героя фильма. Оля Красько в поисках смыслов забредает в самый центр пустоты — на приём к психоаналитику. Не сомневающийся в своём профессионализме дипломированный доктор будет из раза в раз обваливать личность пациентки в пустоте, где есть только она и её «мастурбация», «коллапсы» и «самопознание». А в конце безапелляционно заявит своей подопечной, что она пуста.

    Травмирующий «опыт пустоты», пожалуй, служит центром всего фильма и того мировоззренческого кризиса, который постиг Олю, Андрея и Катю. Неустроенная личная жизнь, обессмысливание каждого своего действия и с трудом переносимое одиночество — если вам знакомы такие симптомы, то этот фильм будет для вас понятнее. Парадоксальность положения героев в том, что их настоящее «я» проявилось только в младшем и среднем школьном возрасте, когда они знали, в чём цель их жизни. По Кудряшовой, возвращение в своё пионерское прошлое — единственный ключик, открывающий смыслы в уже взрослой жизни. В такой позиции видится что-то инфантильное, говорящее об очень серьёзной травме, преодолеть которую можно только мощной встряской, открывающей путь к своему далёкому прошлому. Тем, что режиссёр называет «метафизическим взрывом» и показывает на примере судеб Андрея и Кати.

    Будучи достаточно стройной и продуманной конструкцией, фильм о пионерах-героях не даёт глобальных рецептов по возвращению в общество смыслов. Проблемы поколения на примере трёх человек остаются их индивидуальными заботами и не перерастают в проблемы, решаемые хотя бы на уровне небольшой группы людей.

    6 из 10

    22 июля 2015 | 22:58

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>