всё о любом фильме:

Пионеры-герои

год
страна
слоган-
режиссерНаталья Кудряшова
сценарийНаталья Кудряшова
продюсерСергей Сельянов, Андрей Рыданов
операторРуслан Герасименков
композитор-
художникАся Давыдова
монтажСемён Гальперин
жанр драма, ... слова
бюджет
$500 000
сборы в России
зрители
Россия  4.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время116 мин. / 01:56
Номинации:
Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (156)
ожидание: 81% (564)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    На «Пионеров-героев» я шел, как на кино про себя. И это оказалось 100-процентное попадание: более мощного эффекта я не испытывал. Было всё: ностальгия о себе юном, и неприязнь к себе сегодняшнему. Невозможно отделить аналитику от эмоций. Да и нужно ли? Разве не для того и снимается кино, чтобы будить эти эмоции? Чертего знает, для чего оно снимается.

    Однажды спартанцы, собираясь на войну, обратились за советом к дельфийскому оракулу. А тот им и говорит: победите, мол, только с полководцем из Афин. Вредные афиняне решили посмеяться над соседями и послали им хромого и незнакомого с войной школьного учителя Тиртея. Однако Тиртей оказался великим поэтом. Он запел перед боем воинственную песню и так вдохновил воинов, что те порвали всех врагов в клочки. В этой истории, по моему мнению, скрывается одно из предназначений искусства. И кино в частности. Поднимать, ввести вверх, делать людей большим, чем они были до того.

    Не для всех, но для моего поколения «Пионеры-герои» вполне могли бы стать гимном Тиртея. Потому что смотреть его оказалось больно. Почти физически.

    «Я хочу цокать!» — с это лозунга требования свободы начинается кино про трёх новомосквичей: Катю, Андрея и Ольгу. Они зацепились в столице, они все явно не на обочине столичной жизни. Объединяет их то, что все они одноклассники из провинциального города (кажется, Новгорода) и все являются последним поколением пионеров Советского Союза. На протяжении всего фильма мы видим картинки из жизни каждого героя и флешбэки их предпионерского детства.

    Оля снимается в сериалах и страдает от приступов паники, Андрей гамится или закопан с головой в какую-то текстовую работу и доводит до слез влюбленную в него девушку. Катя, говоря метафорически, пытается разрядами тока оживить труп порочной любви. Если таковая вообще была. С каждым кадром нарастает ощущение пустоты и эфемерности жизни. Герои пронизаны им, хотя особо не замечают… как не замечаем мы, озабоченные вопросом, какой бы новый сериал посмотреть. Чтобы убить еще несколько вечеров своей жизни.

    Это было бы незаметно. Если бы не флешбэки советского детства. Вот они ярки! Они наполнены настоящей жизнью, настоящим делом, даже если это наивные попытки изобрести суперлекарство или поймать шпионов. 80-е восстановлены с удивительной точностью. Когда я увидел вспоротую пирамидку молока — у меня сердце защемило. Это было практически документально. Если бы не было так художественно. А как замечательно играли дети! Где вы сейчас найдете российский фильм с хорошо играющими детьми? Да нет таких фильмов, наверное.

    Жизнь детей полна мучений, поисков и борьбы. Причём, если поисков — то всеобщего счастья, если борьбы — то с настоящими злодеями. В их сердцах — может быть, навязанные извне — Золотые Буквы Законов октябрятской и пионерской жизни. У них всегда есть место для подвига. А где-то сверху неустанно приглядывают за ними ПГ — строгие Пионеры-Герои.

    И повзрослевшими бывшие дети помнят их (как и я без гугла могу сходу назвать пятерых-шестерых). Если бы не помнили, то, наверное, мы посмотрели бы вялое кинцо про сплин XXI века. Но они помнят. Скорее, чувствуют. И боль вырванных из сердца золотых букв душит их. Всех в разной степени. Актрису Ольгу — вовсю, Сергеева — слегка, это даже сильнее чувствует его девушка, чем он сам. Катю — меньше всех. Потому что там — в настоящей жизни — Ольга была ближе всех к пионерам-героям. Она одна пошла ловить «убийцу советских детей». У нее даже оргазм был от того, что она сбежала из фашистского плена. Катя же больше боялась их, чем к ним рвалась. У нее были в душе сильнее другие, чуть более вечные идеалы: семья, друзья. Но это тоже идеалы, уже не золотые, а платиновые.

    Я хочу превентивно оговориться — дело даже не в политической составляющей. У детей жизнь в любую эпоху ярка, мощна и полна смысла. Взрослея, мы теряем это — так происходит с каждым поколением. Просто у поколения ПГ (пионеров-героев) — у моего поколения — оно наиболее острое. Смысл нам давали в избытке — светлый и прекрасный. А потом просто сказали: не надо. Особо не объясняя — почему. И ничего другого особо взамен не дали.

    «Я устала осуществлять круговорот говна в природе», — говорит Ольга краеугольную фразу фильма. И мало найдётся людей, которые бы под ней не подписались.

    В свое время товарищ Пелевин промыслил российское Поколение П, породившее чудовищ. Теперь появился фильм, промысливший следующее за ним поколение — Поколение ПГ. Эти люди сейчас достигают своего акмэ — высшей точки развития. Что породит оно? Развязка фильма — острая, как скальпель, мощная, как гимн Тиртея — предлагает вариант. Окажемся ли мы теми спартанцами, которые услышат этот гимн? Не знаю.

    10 из 10

    15 сентября 2016 | 07:58

    Фильм по своей проблематике интересен. Или забавен — кому как больше нравится. Композиционно он составлен из переклички двух временных слоёв, связанных судьбами главных героев. Первый слой — 1986-й год, начало перестройки. Торжественный и волнующий детское сознание момент — октябрята готовятся шагнуть на ступень выше и стать пионерами. По гигантскому зданию СССР уже пошли трещины, но их не замечают и взрослые, что уж говорить о десятилетних ребятишках. Второй слой — наше время. Трое бывших октябрят, перебрались в Москву и влились в бурлящее море планктона, большей частью имитирующего жизнь энергичным пусканием пузырей. Каким образом происходит приживление организма с культурными кодами пионерского прошлого к дереву капиталистической реальности, и попытались показать авторы «Пионеров-героев».

    Человек часто бывает вынужден из тёплой воды прыгать в холодную (и наоборот). Такие прыжки бывают индивидуальные (как у Маугли, например), реже — групповые, массовые. В нашей стране переход от одного мироустройства к другому, во многом перпендикулярному ему, люди пережили на собственном опыте. Поэтому, окунуться в сконструированную режиссёром советскую «реальность» и сравнить её с собственными воспоминаниями детских (юношеских, взрослых — неважно) лет, думается мне, должно быть интересно. А тем, которым не довелось по возрастным причинам испытать все прелести советского детства, можно слегка прикоснуться к некоторым его знаковым моментам. Мне кажется, что авторы добросовестно подошли к своей задаче и смогли передать дух того времени. Хотя у меня несколько иной личный опыт, но не буду всё мерять собой — тогда жило много народа, а не я один. Перехожу ближе к теме (событиям в картине).

    Советское время в фильме оживляет, в первую очередь, игра маленьких артистов. Слишком часто дети, приглашённые для съёмок, как будто бы ни на секунду не забывают, что всё это всё понарошку, что сейчас они выполнят требования взрослых дядей и тётей, их похвалят и дадут конфетку за хорошее поведение. В «Пионерах-героях» дети естественны, им веришь, сопереживаешь их проблемам. Наверное, конкретное выражение этих проблем сейчас неактуально и они заменены чем-то другим, более приземлённым. Например, неведомым образом зародившиеся и материализовавшиеся в сознании школьников мифические чёрные автомобили, на которых мелко-мелко нацарапано ССД (смерть советским детям). И, якобы, эти автомобили уже курсируют по улицам советских городов, охотясь на детей. Навряд ли нечто аналогичное способно возбудить сознание сегодняшнего ровесника советского октябрёнка, разве что это будет связано с какими-то неземными монстрами. Хотя, не исключаю того, что в одной соседней стране дети уже включились в поиски ужасающей аббревиатуры СУД. В целом, конец советского периода в истории России показан спокойно, без пропагандистских штампов от комиссии по десталинизации (или чего-то подобного, пишу первое попавшее на язык слово). Небольшой срез обычной жизни, то, что могло быть в реальности, без поползновений на обличение и на возвеличивание. Особо отмечу светлый образ советской милиции, которую сегодня чаще всего изображают как карательный орган власти или как сборище самодуров и садистов.

    Выросшие октябрята естественным образом, а не внезапно, как попаданцы, оказались в нашем времени. Внешне они вполне благополучны и материально устойчивы, но разливающаяся внутри пустота лишает смысла их жизнь. Дотянулись проклятые пионеры-герои — есть соблазн остановиться на первом же приходящем в голову объяснении. Не думаю, что режиссёр поставил перед собой такую задачу. Советская идеология была, фактически, квазирелигией, со своими идеалами и пантеоном героев, который условно распределялся по возрастным нишам. Культ пионеров-героев, в первую очередь, предназначался для школьников младших классов. Но советские школьники не первые и не единственные, которые потенциально могли испытать диссонанс между теорией с её высокими идеалами и приземлённой практикой жизни. Например, в нашей досоветской истории в школах преподавали Закон Божий, да и сейчас, наверное, учителя стараются донести до юных душ какие-нибудь моральные заповеди строителя капитализма. Взрослые, даже зная о расхождении между реальностью и высокими принципами, всегда будут стараться довести до детей последние. Потому что так надо, и не буду больше об этом. Вернусь к фильму. Есть там одна интересная параллель между двумя вышеобозначенными слоями времени. В советское время смотрели вверх и равняли свои действия с идеальным. Девочка испытывает муки совести из-за того, что нормы поведения октябрёнка, выводимые из примеров пионеров-героев, не позволяют ей мириться с поведением горячо любимого деда, тайком компенсирующего перегибы антиалкогольной кампании разведением самогона в домашних условиях. Что делать? Почти гамлетовские терзания. А в наше время появляется тенденция ответы искать не вверху, а внизу. И вот психоаналитик копается в сексуальном сознательном и бессознательном пациентки (одной из тех октябрят), пытаясь соотнести её психологический кризис с историей позывов её же гениталий.

    Фильм сыроват, неровен, оставляет чувство незавершённости. Но, тем не менее, рекомендую. Несовершенное, но наше. Искреннее. Первый фильм молодого режиссёра Натальи Кудряшовой, сыгравшей, кстати, и одну из главных ролей (клиентку психоаналитика и неудачливую актрису). Есть основания ожидать от неё успехов в будущем, и тогда можно будет небрежно бросить, что видели, мол, её первую картину и сразу заметили талант режиссёра, тем самым повышая самооценку и авторитет в глазах окружающих. Есть потенциал у Натальи Кудряшовой. Надеюсь, что она будет развиваться в направлении социально звучащего кинематографа. Предпосылки для этого есть.

    7 из 10

    6 сентября 2015 | 22:22

    Советская эпоха, как семидесятилетний пласт жизни нашей страны, все дальше откатывается в тень истории. В этом году стукнет четверть века августовскому путчу, но сравнивать жизнь «тогда» и «сейчас» люди не перестанут еще долго. Похвально, что перспективная поросль, вооруженная кинокамерой, пытается дать свой, не замыленный многими часами научного коммунизма взгляд на идеологические процессы прошлых лет. Образованная энергичная молодежь нет-нет да выдает любопытные экзерсисы, и в этом плане картина Натальи Кудряшовой ожиданий не обманывает. Симпатичный актерский состав, неплохой сценарий, удачные изобразительные средства, настойчивое желание утвердить себя думающей творческой единицей — совсем не дурные данные для качественного фильма, способного быть понятым разными поколениями, не правда ли? Увы, все это лишь теория, а как доходит дело до конкретики, так нескладности начинают сыпаться советскими копейками из дырявого кармана.

    Последнее поколение пионеров, еще свято веривших учению великого Ленина, показано детьми, как будто прошедшими хорошую психологическую обработку. Слов нет, в те годы инициатива действительно была малоблагодарным делом, однако уже первые кадры фильма порождают вопросы. Если главный герой по фамилии Сергеев отказывается от роли солиста в хоре, предпочитая «цокать», то какой же это путь к героизму? Именно героями и хотят быть эти ребята, недаром страшноватый мемориал с лицами и красными галстучками так часто включается в подтверждение авторского посыла. Путь к подвигу на редкость тернист как для самого Сергеева, так и для его верных подруг Кати и Оли. Последняя, чью роль исполняет сама режиссер, буквально парой фраз обрисовывает как свои собственные проблемы, так и сложности окончательного взросления ее небольшой компании. Приехавшие покорять Москву провинциалы оказались неспособными покорить самих себя.

    Из фильма Кудряшовой мог быть выйти здравый двухсерийный проект с четким разделением на то, как было, и как стало. Регулярное перемешивание прошлого с настоящим, еще и в столь гиперболизированной форме, не дало возможности раскрыть героев как жертв отжившей свое идеологии. Самой любопытной и при этом неубедительной вышла демонстрация текущего быта Кати, Оли и Сергеева. В тридцать лет у ребят «все есть», но они по-прежнему выглядят скорее манекенами, чем людьми. Многочисленные сцены частной жизни каждого из героев схожи своей направленностью в унылое никуда. И это не город злая сила, это именно пустота их сердец. Символично, что одна из героинь специализируется на пиаре — именно этим же занимается и сама Кудряшова. Другое дело, что именно она пиарит? Стремление ребят отдать пионерский долг перед почившей в бозе организацией? Именно к этому постановщица и ведет своих персонажей весь фильм, но тогда их логичней было направить целой группой в кабинет психотерапевта. На людей с «промытыми мозгами» похожи все трое, а вот на личностей, способных думать о ком-то, кто в них действительно нуждается — нисколько. Пустопиарщики какие-то вышли, пожалейте их, Владимир Ильич.

    Психологическим проблемам режиссер уделяет много внимания, благо для их изображения нужно сделать лицо озабоченным — и порядок. Другое дело, что сеанс, закончившийся эмоциональным срывом врача, вызывает лишь недобрую усмешку, но понятен хотя бы вектор развития. В детстве пионеры старательно искали возможность проявить себя и боялись партийного наказания. Но в попытках стать героями ребята, а с ними и сама Кудряшова забыли главное: подвига специально не ищут, жизнь либо сама даст возможность его совершить, либо прибережет молодецкую прыть до лучших времен. Конечно, подлог спичечного коробка с анализами — тоже вполне себе поступок, но в том и состоит проблема этого фильма, что здесь регулярно происходит подмена понятий, и безалаберная, чтобы не сказать больше, концовка — тому доказательство. Неуклюжие попытки «заиграть» тему секса опять же сваливаются в плоскость фрустраций. Все у ребят не слава Богу, даже если одному из них в спину летит голос, робко просящий внимания. Но где же его дождаться, когда душа ждет подвига как VIP-гостя?

    Чего в наши дни не так много среди молодежи, так это уважения к корням. Мало кто теперь с гордостью скажет, что рожден в стране, составлявшей 1/6 суши планеты. И при таких настроениях очень приятно уважение, с которым Наталья Кудряшова отнеслась к материалу. Как режиссер-дебютант она не избежала многих «детских болячек», вроде плохо стыкуемых фрагментов сюжета, назойливого повторения одних и тех же приемов, как в случае со снами Кати, но, в общем и целом «Пионеры-герои» попали в свою нишу. Остались вопросы к методам донесения идеи, но само ее безусловное наличие, чему не помешало даже стремление сгустить кое-где краски, говорит в пользу молодой постановщицы. Конечно, включение в программу Берлинского кинофестиваля — серьезный аванс, который Кудряшовой оправдывать и оправдывать, но своего зрителя картина найти должна. В конце концов, и на пустом небе порой сверкают звезды.

    1 мая 2016 | 20:15

    Первый фильм Берлинале и о чудо, такая удача. Редко бывает, что первый фильм сильно западает в душу, но сегодня повезло.

    Полтора часа любования советским прошлым и самокопание режиссера Натальи Кудряшовой выливаются в своего рода ностальгию по красному галстуку и детству, когда боязнь этот галстук не получить приводит маленькую девочку в «органы милиции» чтобы сдать дедушку-самогонщика. Отчетливые маркеры пионерского бытия доходили не до всех и не сразу. Русскогоговорящие, знакомые с Советами зрители выдавали свое присутствие реакциями на только им понятные вещи, и правильно, все таки в ФРГ и ГДР анализ кала не сдавали в спичечных коробках масштабами целого класса.

    Кино вышло милое, Даша Мороз получилась красавица, и писать много об этом фильме не буду, но что фильм хороший, я напишу. Фильм хороший!

    7 февраля 2015 | 22:43

    За всю историю второй половины 20 века, пожалуй, сложно найти поколение, которое по каким бы то ни было причинам с полной уверенностью не считало бы себя трагически потерянным. Дети 90-х свято верят, что воспитываясь в стране неясной идеологии, они оказались выброшены на задворки истории. Поколение их родителей считает, что именно они, увидевшие в своей молодости падение советского строя, не смогли найти себя в жизни нового времени. Но между ними существует еще одна огромная группа людей, которые не стали, но состоялись, не смогли реализовать своих идеалов, но подстроились под чужие — дети горбачевской перестройки, чья жизнь навсегда разделилась на «до» и «после» Союза. Именно они, давно потерявшиеся в современной суете, все никак не могут понять, почему будучи добрыми, воспитанными, хорошими людьми, они так тотально и поголовно несчастны. Дебютная работа Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» посвящена именно этим несгибаемым позитивистам, которые слушают группу «Кино», возвращаясь домой в своих дорогих авто.

    Сюжет фильма рассказывает о жизни трех тридцатипятилетних жителях Москвы, которые, кажется, добились всего, чего хотели, но так и не нашли простого человеческого счастья. Ольга — актриса, снимается в популярных сериалах на федеральном ТВ, страдает от постоянных панических атак и лечится у психиатра, который в качестве решений всех проблем предлагает ей найти себе пылкого любовника-тракториста. Сергеев и Катя работают журналистами в огромном медиахолдинге. Он проводит большую часть своей жизни за компьютером с сигаретой в зубах, периодически отвлекаясь на свою девушку, с которой они вместе переехали в Москву за лучшей жизнью. Она, не зная, куда потратить свою огромную зарплату, встречается с женатым мужчиной, ходит на корпоративные пьянки и мечтает завести ребенка. Всех их объединяет не только то, что они когда-то были одноклассниками, но и тотальное непонимание, чего же они в конечном счете хотят от своей жизни.

    Отправной точкой соцреализма, за неимением религиозной основы, всегда считалась героизация подвига советского человека, который обязательно должен в том или ином виде принести себя в жертву ради общего блага. Пока взрослые перевыполняли план, дети воспитывались в атмосфере служения обществу и честности перед лицом своих товарищей. Образы так называемых пионеров-героев рьяно использовались в Союзе как примеры высокой нравственности, и на стену почетной пионерии хотел попасть каждый советский первоклашка. Не были исключением и главные герои ленты, которые в детстве искренне верили в эти несколько искусственные идеалы.

    Применяя пусть и попсовый прием постоянных флешбеков, у Кудряшовой получается на контрасте показать какими были её герои, и какими стали. Вот Катя приезжает со своим престарелым любовником в сексуальные игровые комнаты, где тот признается ей, что никогда не бросит жену и детей. А вот она, семилетняя, мучается кошмарами от страха перед тем, что её не примут в ряды советской пионерии, потому что она «укрывает» у себя дома дедушку-самогонщика. Маленький Сергеев разводит дома под ванной особый вид плесени, чтобы придумать лекарство от всех болезней. А вот он же с грустно-скучающим лицом пьет на очередном корпоративе в честь своего дня рождения.

    Все они с раннего детства были запрограммированы на подвиг, на отважные свершения, на жизнь полную идеализма, черт возьми. А сейчас, как сами друг другу признаются, занимаются го***м. Культурный код, заложенный в одной стране, отрицается в них самих уже в современной действительности, которая, может быть, и оказалась слаще советского времени, но все же грустна и как-то совершенно бессмысленна.

    «Живу в России я, а жил в Союзе я. Но это все была иллюзия», — поет наш современник. Именно этот раскол в головах героев подводит их к той самой черте, переступить которую необходимо для того, чтобы не допустить предательства всего того, во что они верили в детстве. Жить в иллюзии больше невозможно. Пришло время выбирать, какая из культурных систем останется с тобой до конца жизни.

    Одному из героев все же удается совершить подвиг, и, поднимаясь по лестнице в небо под звуки труб пионеров-ангелов, он наконец попадает на ту самую доску почета, на которую стремился всю свою жизнь. У другого с подвигом не выходит. Он не находит ничего лучше, чем сбежать от общества, которое он прекрасно понимает и в котором успешно мимикрирует под остальных членов, но жить счастливо — не сумеет никогда.

    Показанное в ленте поколение современные литераторы и режиссеры чаще всего стремятся выставить толпой безнадежных флегм, которые только и могут что жаловаться на собственную судьбу. Фильм «Пионеры-герои» разрушает этот миф современной России, представляя их жадными до самопожертвования и воплощения коллективных идей романтиками, которые запрограммированы на несчастье, но при этом ни в коем случае не хотят унывать. В их жизни всегда остается место подвигу, пусть заключается он всего лишь в ежедневных походах на дурацкую работу или жизни с нелюбимой женой, которая без тебя несомненно пропадет. Днем они сидят в пыльных офисах и пишут лживые статейки про «Газпром», а ночью им снится, что их награждают ленинским значком за поимку опасных шпионов, которые разъезжают по Москве на черных волгах с надписью «Смерть советским детям». Ведь даже маленькая часть наивной идеологии периода последних судорог Союза все же лучше, чем премия от начальника в честь дня рождения.

    9 из 10

    25 июня 2015 | 12:47

    «Пионеры-герои» — дебютная режиссерская работа 37-летней актрисы Натальи Кудряшовой.

    В центре сюжета трое друзей, бывших одноклассников, давно переехавших в Москву. Их всех объединяет одна несбывшаяся мечта — стать пионерами-героями, совершить настоящий подвиг, великое открытие, подобно всем нам известным Вале Котику, Зине Портновой, образ которых преподносился как пример высокой нравственности и морали. Но развал Советского Союза разрушил их детские желания и сделал заложниками «нового мира» — страны, в которой больше нет истинных пионеров, нет стремления к великому и абсолютно другие ценности. Главная героиня Ольга (Наталья Кудряшова) — актриса, снимается в сериалах, Андрей (Алексей Митин) — политический аналитик, а Катя (Дарья Мороз) — работник крупного PR-агенства. Казалось бы, они вполне успешны, но это все равно не приносит им счастья, они не довольны своей жизнью, их гложет мысль, что они до сих пор не сделали ничего важного. И вот каждому из них все же предоставляется возможность совершить подвиг, но будут ли они к нему готовы?

    Кому-то этот фильм покажется неоднозначным, немного странным и непонятным. Наверное, действительно, людям, которые не жили в советское время, будет сложно понять все реалии той эпохи. Как юные октябрята верили в шпионов, боялись зловещей надписи ССД (Смерть Советским Детям), стремились, во что бы то ни стало, заполучить заветный красный галстук и звание пионера, а главное, искренне верили в светлое будущее! «Я говорю, конечно, что фильм для «30+», но мне кажется, что это фильм для очень многих," — признается автор сценария, режиссер, исполнительница главной роли Наталья Кудряшова.

    Но что особенно удивляет в фильме, так это бесподобная игра детей! Они более чем убедительны. Кажется, будто перед нами уже состоявшиеся профессиональные актеры. Что касается музыки, в фильме звучат всего две песни: «Кончится лето» Цоя и «Мы идем в тишине» группы «Черный Лукич». Картина была номинирована на приз за лучший дебют на Берлинском кинофестивале 2015 года и как открытие года на 29 церемонии вручения государственной кинопремии «Ника», но наград не получила, зато на Кинотавре была отмечена гильдией киноведов и кинокритиков.

    «Это не просоветский фильм и не антисоветский. Это фильм, который довольно честно обозначает важные вещи. Мы забываем наше прошлое, немного его стесняемся — это плохо. В прошлом каждого человека — истоки его настоящего и тем более будущего», — подводит итоги Наталья Кудряшова.

    7 из 10

    3 июня 2016 | 20:46

    «Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» — не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

    Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев — школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, — советских школьников.

    Эти герои — основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

    Катя, Оля и Андрей — эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там — внутреннее счастье — давно речи нет.

    Основа их жизни — не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы — на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог — профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» — в котором и себе не всегда признаешься.

    «Ты в детстве о чём мечтал?» — спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» — «Совершил?» — «Вон в Москву приехал» — «Все приехали».

    Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

    Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее — про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

    Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? — думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

    Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

    «Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» — снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

    8 из 10

    12 июля 2015 | 18:41

    Полнометражный дебют Натальи Кудряшовой, ответственной за сценарий, вышел каким-то сереньким. Импонирует неприятие режиссером современной социальности, умение избежать чрезмерной занудливости и знании текстов. Относительно эволюции пионерской мифологии и ее носителей написано ведь очень немало: от Сорокина до Елизарова. Неоднократное упоминание «гавна» применительно как к общей характеристике жизни, так и в сцене сдачи кала ну уж точно заставит вспомнить «Норму». Ничего нового режиссер относительно заявленной темы не рассказала, да и в художественном плане картина никак не выдающаяся. Имеет место быть ложная многозначительность, которая выражается как в затянутости монотонных сцен (навроде той, где в машине паренек слушает песню Цоя).

    Замени школьные сценки сценами безмятежного отдыха детей в Артеке или любой другой идиллией (даже и без конфликта родственных и пионерских чувств и поимки шпиона), сути восприятия картины это не изменило бы, потому что — а какая разница? Даны сценки из пионерской жизни и, контрапунктом, зарисовки из жизни трех взрослых, необремененных семьями и детьми, горожан, которые устали. Причем если у детей что-то общее было, горожане и по психотипу и по поведению — совершенно различные и на репрезентативную зарисовку поколения не претендуют. Связано ли состояние взрослых с детскими общими пионерскими комплексами? Или, напротив, детство было славное, а социум загубил их? Без разницы, любые интерпретации материала будут верными (или ошибочными). По факту получились сценки детских зарисовок с прекрасными детьми, которые естественностью подкупают более всего в этом фильме, и вымученные тягучие «современные» вставки с анемичными симулякрами. Я вот не считаю, что контраст этих двух манер прямо высекает искру и имеет глубинный смысл. Очень плохая роль у актера Кузнецова. Финальный аккорд с двумя «подвигами» не вдохновил.

    6 из 10

    9 июля 2015 | 13:28

    Идея, заявленная в аннотации очень важная и интересная. Ведь сейчас многие люди не имеют достойной цели в жизни. Смысл жизни подменяется стремлением к получению материальных благ.

    В советское время многие люди действительно хотели сделать что-то важное, великое, совершить подвиг. Например, изобрести таблетку от смерти как один из героев фильма. И это не имело вообще никакого отношения к деньгам. Поэтому многие были по-настоящему счастливы.

    А вот снято как-то не очень. Советская эпоха показана с насмешкой. Дети какие-то фанатичные максималисты. Автор как бы хочет сказать, что советская пропаганда делает из детей немного помешанных. Например, выслеживающих везде шпионов или сильно переживающих быть не как все. Это сильно преувеличено.

    В наше время взрослые герои показаны какими-то однобокими. Как будто у них вообще нет ничего в жизни ни родственников, ни друзей, ни интересов. Они только и делают, что работают на не любимой работе и пребывают в депрессии. Да и еще постоянно употребляют алкоголь. Это специально для международных конкурсов, я думаю.

    Игра актеров мне понравилась. Фильм смотрится интересно. Кино заставляет задуматься. Но все же такое ощущение, что основные события в фильме никак не начнутся. Некоторые события и поведение героев, на мой взгляд, не логичны. Мне сложно понять, почему и зачем тот или иной эпизод. После просмотра у меня осталось мрачное ощущение.

    В общем, я бы хотел посмотреть что-нибудь более стоящее на подобную тему. И что-то более светлое.

    7 из 10

    20 июня 2015 | 05:20

    Друзья! Если вы и ваш мозг выдержали «Похороните меня за плинтусом» (неважно: книгу или фильм), то «Пионеры-герои» вам покажутся вполне себе увлекательным повествованием. Но без сильной моральной подготовки в виде русского арт-хауса или хотя бы претендующих на арт-хаус фильмов, лучше не ожидать от себя нормальной реакции на этот фильм.

    Вот смотришь-смотришь «причесанные» голливудские картиночки… Ан нет!!! Просит душа г-на какого-нибудь! Ага — самое время обратиться за помощью к русскому кинематографу. И не отголоски пионерских галстуков здесь — нет. Это скорее общенациональная психологическая черта. Как говорилось в фильме: «Нужен ежедневный коллапс!» Ну кому-то ежедневный, кому-то ежемесячный, кому-то достаточно раз в год. Но без коллапса уж точно никак! Для меня «Пионеры-герои» — это маленький коллапс, которого так не хватало. Это как холодный душ после унылых тепличных кинематографических условий.

    Фильм занимательный, фразы запоминающиеся и проникновенные, актеры сыграли великолепно, стиль съемок странный и слегка неадекватный, но это соответствует общей атмосфере. Сама идея интересная, но вот все эти пионерские заморочки из детства я лично считаю «притянутыми за уши». Всегда легче возложить вину за твою реальность на детство: на воспитание, на общество, на времена и нравы. Но я за то, что только ты сам в ответе, что происходит здесь и сейчас.

    Пионеры там или нет, но испытывать желание стать героем — вполне нормально. Смотреть фильм и не понимать, какую смысловую нагрузку несет та или иная сцена — тоже вполне нормально, даже забавно, так сказать.

    Ну а если серьезно, фильм сильный во всех отношениях! Поиск смысла своей нескончаемой гонки, борьбы с самим собой — это важно! И режиссер — умничка, ведь не только сами сюжетные линии прекрасно проработаны, но и абсолютно странные кадры по 10-15 секунд позволяют зрителю вынырнуть из круговорота своего личного быта и задуматься…

    5 ноября 2015 | 00:02

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>