всё о любом фильме:

Пионеры-герои

год
страна
слоган-
режиссерНаталья Кудряшова
сценарийНаталья Кудряшова
продюсерСергей Сельянов, Андрей Рыданов
операторРуслан Герасименков
композитор-
художникАся Давыдова
монтажСемён Гальперин
жанр драма, ... слова
бюджет
$500 000
сборы в России
зрители
Россия  4.4 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время116 мин. / 01:56
Номинации:
Ольга, Катя и Андрей давно приехали в Москву, они дружат со школы. Они вполне успешны. Ольга — актриса, Катя работает в крупном PR-агентстве, Андрей — политический аналитик. Они покупают машины, берут ипотеки, строят дачи. Живут как все. Но это не приносит им ни счастья, ни удовлетворения. Ощущение, «что все вроде нормально, но что-то не так», — лейтмотив жизни сегодняшних тридцатилетних. Их детство пришлось на советскую пору — когда дети мечтали о подвигах, верили в шпионов и светлое будущее и никто не ожидал, что мечту о подвиге заменит мечта о стабильности. Люди больше не мечтают о великом. Они просто живут.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.20 (150)
ожидание: 82% (564)
Рейтинг кинокритиков
в России
2 + 1 = 3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 56 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Фильм Натальи Кудряшовой выглядит очень личным. Дело даже не в том, что она, будучи автором сценария и режиссёром, ещё и играет одну из главных ролей в картине — страдающей от панических атак актрисы Оли Красько. «Пионеры-герои» — фильм, в первую очередь рассчитанный на ровесников главных героев фильма, — поколение 30+, или точнее, 32+. Именно эта возрастная категория, помнящая, что значит быть октябрятами, может, по замыслу режиссёра, в полной мере ощутить болезненность разрыва между воспитательными идеалами советской средней школы и безыдейно-пустой современностью.

    Фильм личный и во многом интимный именно потому, что возраст имеет значение. Даже в нынешние 40 лет у вас есть какой-никакой критический взгляд на советское прошлое, а в 30 и меньше вам уже не понять сцену, где пишут молоком по бумаге. И только тем, кому 30+++, картина Кудряшовой откроется до последнего кадра. В этом возрасте СССР оставил вам только смутно-приятные воспоминания о чём-то высоком и далёком — детские воспоминания, как правило, всегда приятны. Из сладкого тумана памяти о детстве берут свои корни буйные сюрреалистические образы фильма вроде органов милиции.

    Интересно, что почти все сцены, переносящие зрителя в детско-советскую фантасмагорию — это сцены о воспитании гражданственности. Ловля шпионов, дед-самогонщик, вступление в ряды пионеров — а в центре всего оказываются они, пионеры-герои, живой пример подвига для каждого ребёнка. Причудливость на грани гротеска — это для Кудряшовой всего лишь путь к честности. Можно соврать, создав реалистичный мир исторического рая или ада на земле в какой-нибудь великой или тоталитарной стране прошлого века, — но нельзя соврать рассказом о детских стремлениях, выдумках и мечтах. А вот возможен ли фильм, в основу которого положено воспитание гражданственности у детей начала XXI века?

    Бывшие октябрята, а сегодня вроде как успешные зрелые люди — особый контекст фильма. Внимание притягивает наполненная смыслами речь детей и пустая, часто невнятная речь взрослых. Наталья Кудряшова рассказывала в интервью о свойственном её поколению «опыту пустоты», видимо, выветрившему смыслы, жажда которых то и дело мучит очередного героя фильма. Оля Красько в поисках смыслов забредает в самый центр пустоты — на приём к психоаналитику. Не сомневающийся в своём профессионализме дипломированный доктор будет из раза в раз обваливать личность пациентки в пустоте, где есть только она и её «мастурбация», «коллапсы» и «самопознание». А в конце безапелляционно заявит своей подопечной, что она пуста.

    Травмирующий «опыт пустоты», пожалуй, служит центром всего фильма и того мировоззренческого кризиса, который постиг Олю, Андрея и Катю. Неустроенная личная жизнь, обессмысливание каждого своего действия и с трудом переносимое одиночество — если вам знакомы такие симптомы, то этот фильм будет для вас понятнее. Парадоксальность положения героев в том, что их настоящее «я» проявилось только в младшем и среднем школьном возрасте, когда они знали, в чём цель их жизни. По Кудряшовой, возвращение в своё пионерское прошлое — единственный ключик, открывающий смыслы в уже взрослой жизни. В такой позиции видится что-то инфантильное, говорящее об очень серьёзной травме, преодолеть которую можно только мощной встряской, открывающей путь к своему далёкому прошлому. Тем, что режиссёр называет «метафизическим взрывом» и показывает на примере судеб Андрея и Кати.

    Будучи достаточно стройной и продуманной конструкцией, фильм о пионерах-героях не даёт глобальных рецептов по возвращению в общество смыслов. Проблемы поколения на примере трёх человек остаются их индивидуальными заботами и не перерастают в проблемы, решаемые хотя бы на уровне небольшой группы людей.

    6 из 10

    22 июля 2015 | 22:58

    «Пионеры-герои» — дебютная режиссерская работа 37-летней актрисы Натальи Кудряшовой.

    В центре сюжета трое друзей, бывших одноклассников, давно переехавших в Москву. Их всех объединяет одна несбывшаяся мечта — стать пионерами-героями, совершить настоящий подвиг, великое открытие, подобно всем нам известным Вале Котику, Зине Портновой, образ которых преподносился как пример высокой нравственности и морали. Но развал Советского Союза разрушил их детские желания и сделал заложниками «нового мира» — страны, в которой больше нет истинных пионеров, нет стремления к великому и абсолютно другие ценности. Главная героиня Ольга (Наталья Кудряшова) — актриса, снимается в сериалах, Андрей (Алексей Митин) — политический аналитик, а Катя (Дарья Мороз) — работник крупного PR-агенства. Казалось бы, они вполне успешны, но это все равно не приносит им счастья, они не довольны своей жизнью, их гложет мысль, что они до сих пор не сделали ничего важного. И вот каждому из них все же предоставляется возможность совершить подвиг, но будут ли они к нему готовы?

    Кому-то этот фильм покажется неоднозначным, немного странным и непонятным. Наверное, действительно, людям, которые не жили в советское время, будет сложно понять все реалии той эпохи. Как юные октябрята верили в шпионов, боялись зловещей надписи ССД (Смерть Советским Детям), стремились, во что бы то ни стало, заполучить заветный красный галстук и звание пионера, а главное, искренне верили в светлое будущее! «Я говорю, конечно, что фильм для «30+», но мне кажется, что это фильм для очень многих," — признается автор сценария, режиссер, исполнительница главной роли Наталья Кудряшова.

    Но что особенно удивляет в фильме, так это бесподобная игра детей! Они более чем убедительны. Кажется, будто перед нами уже состоявшиеся профессиональные актеры. Что касается музыки, в фильме звучат всего две песни: «Кончится лето» Цоя и «Мы идем в тишине» группы «Черный Лукич». Картина была номинирована на приз за лучший дебют на Берлинском кинофестивале 2015 года и как открытие года на 29 церемонии вручения государственной кинопремии «Ника», но наград не получила, зато на Кинотавре была отмечена гильдией киноведов и кинокритиков.

    «Это не просоветский фильм и не антисоветский. Это фильм, который довольно честно обозначает важные вещи. Мы забываем наше прошлое, немного его стесняемся — это плохо. В прошлом каждого человека — истоки его настоящего и тем более будущего», — подводит итоги Наталья Кудряшова.

    7 из 10

    3 июня 2016 | 20:46

    Кино содержит две параллельных сюжетных линии — октябрятско-пионерско-советскую и современную-страдальческо-поисковую. Со второй все ясно — она сводится к различным формам страданий и исканий, причины которых растворились в сценарии и таким же прозрачным раствором выглядят в кино. А вот советская линия и ее современные параллелизмы (где они очевидны) сделаны, что называется, с душой.

    Пионерское прошлое немного фантазийное, ну так и фильм — культур-мультур, тут можно. Стоит отметить отличную игру девочки, играющей одну из главных ролей — просто отлично, шикарная игра! Я думал, что система отбора детей для российских фильмов предусматривает какой-то особый критерий «если ребенок — то дебил», но тут явно критерии другие, удивлен и хлопаю. Однако, тут как пионер выступлю — съемочная бригада могла-таки уточнить (говоря по-советски — проработать!) некоторые детали из нашего прошлого. Ну хотя бы вроде такой, что в то время автомобили милиции были выкрашены в желтый цвет с синей полосой, а мышастого серого они стали сильно позже. Ну и то, что 10 рублей СССР — не просто красноватая бумаженция «на мороженое», а довольно много денег, в ресторане можно гулять.

    Выключая пионера скажу — очень приятный фильм, даже без поправки на качество основной массы нашего адского современного эрзац-кино. По уровню концентрации вялости-живости явно выше средне-арифметического российского культур-мультура вроде «Дурака», «Левиафана», «Кино про Алексеева» и прочих «Интимных мест». Всё это фильмы разных жанров, но общей милой несуразностью все немного друг на друга похожи. Так и «Пионеры» — чем-то похож, но в целом — чем-то очевидно круче, на мой вкус и цвет. Потенциала у идеи явно больше, но я так понимаю, что это дебют режиссера. Так что авторы молодцы, а кино рекомендую.

    5 августа 2015 | 00:57

    За всю историю второй половины 20 века, пожалуй, сложно найти поколение, которое по каким бы то ни было причинам с полной уверенностью не считало бы себя трагически потерянным. Дети 90-х свято верят, что воспитываясь в стране неясной идеологии, они оказались выброшены на задворки истории. Поколение их родителей считает, что именно они, увидевшие в своей молодости падение советского строя, не смогли найти себя в жизни нового времени. Но между ними существует еще одна огромная группа людей, которые не стали, но состоялись, не смогли реализовать своих идеалов, но подстроились под чужие — дети горбачевской перестройки, чья жизнь навсегда разделилась на «до» и «после» Союза. Именно они, давно потерявшиеся в современной суете, все никак не могут понять, почему будучи добрыми, воспитанными, хорошими людьми, они так тотально и поголовно несчастны. Дебютная работа Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои» посвящена именно этим несгибаемым позитивистам, которые слушают группу «Кино», возвращаясь домой в своих дорогих авто.

    Сюжет фильма рассказывает о жизни трех тридцатипятилетних жителях Москвы, которые, кажется, добились всего, чего хотели, но так и не нашли простого человеческого счастья. Ольга — актриса, снимается в популярных сериалах на федеральном ТВ, страдает от постоянных панических атак и лечится у психиатра, который в качестве решений всех проблем предлагает ей найти себе пылкого любовника-тракториста. Сергеев и Катя работают журналистами в огромном медиахолдинге. Он проводит большую часть своей жизни за компьютером с сигаретой в зубах, периодически отвлекаясь на свою девушку, с которой они вместе переехали в Москву за лучшей жизнью. Она, не зная, куда потратить свою огромную зарплату, встречается с женатым мужчиной, ходит на корпоративные пьянки и мечтает завести ребенка. Всех их объединяет не только то, что они когда-то были одноклассниками, но и тотальное непонимание, чего же они в конечном счете хотят от своей жизни.

    Отправной точкой соцреализма, за неимением религиозной основы, всегда считалась героизация подвига советского человека, который обязательно должен в том или ином виде принести себя в жертву ради общего блага. Пока взрослые перевыполняли план, дети воспитывались в атмосфере служения обществу и честности перед лицом своих товарищей. Образы так называемых пионеров-героев рьяно использовались в Союзе как примеры высокой нравственности, и на стену почетной пионерии хотел попасть каждый советский первоклашка. Не были исключением и главные герои ленты, которые в детстве искренне верили в эти несколько искусственные идеалы.

    Применяя пусть и попсовый прием постоянных флешбеков, у Кудряшовой получается на контрасте показать какими были её герои, и какими стали. Вот Катя приезжает со своим престарелым любовником в сексуальные игровые комнаты, где тот признается ей, что никогда не бросит жену и детей. А вот она, семилетняя, мучается кошмарами от страха перед тем, что её не примут в ряды советской пионерии, потому что она «укрывает» у себя дома дедушку-самогонщика. Маленький Сергеев разводит дома под ванной особый вид плесени, чтобы придумать лекарство от всех болезней. А вот он же с грустно-скучающим лицом пьет на очередном корпоративе в честь своего дня рождения.

    Все они с раннего детства были запрограммированы на подвиг, на отважные свершения, на жизнь полную идеализма, черт возьми. А сейчас, как сами друг другу признаются, занимаются го***м. Культурный код, заложенный в одной стране, отрицается в них самих уже в современной действительности, которая, может быть, и оказалась слаще советского времени, но все же грустна и как-то совершенно бессмысленна.

    «Живу в России я, а жил в Союзе я. Но это все была иллюзия», — поет наш современник. Именно этот раскол в головах героев подводит их к той самой черте, переступить которую необходимо для того, чтобы не допустить предательства всего того, во что они верили в детстве. Жить в иллюзии больше невозможно. Пришло время выбирать, какая из культурных систем останется с тобой до конца жизни.

    Одному из героев все же удается совершить подвиг, и, поднимаясь по лестнице в небо под звуки труб пионеров-ангелов, он наконец попадает на ту самую доску почета, на которую стремился всю свою жизнь. У другого с подвигом не выходит. Он не находит ничего лучше, чем сбежать от общества, которое он прекрасно понимает и в котором успешно мимикрирует под остальных членов, но жить счастливо — не сумеет никогда.

    Показанное в ленте поколение современные литераторы и режиссеры чаще всего стремятся выставить толпой безнадежных флегм, которые только и могут что жаловаться на собственную судьбу. Фильм «Пионеры-герои» разрушает этот миф современной России, представляя их жадными до самопожертвования и воплощения коллективных идей романтиками, которые запрограммированы на несчастье, но при этом ни в коем случае не хотят унывать. В их жизни всегда остается место подвигу, пусть заключается он всего лишь в ежедневных походах на дурацкую работу или жизни с нелюбимой женой, которая без тебя несомненно пропадет. Днем они сидят в пыльных офисах и пишут лживые статейки про «Газпром», а ночью им снится, что их награждают ленинским значком за поимку опасных шпионов, которые разъезжают по Москве на черных волгах с надписью «Смерть советским детям». Ведь даже маленькая часть наивной идеологии периода последних судорог Союза все же лучше, чем премия от начальника в честь дня рождения.

    9 из 10

    25 июня 2015 | 12:47

    Первый фильм Берлинале и о чудо, такая удача. Редко бывает, что первый фильм сильно западает в душу, но сегодня повезло.

    Полтора часа любования советским прошлым и самокопание режиссера Натальи Кудряшовой выливаются в своего рода ностальгию по красному галстуку и детству, когда боязнь этот галстук не получить приводит маленькую девочку в «органы милиции» чтобы сдать дедушку-самогонщика. Отчетливые маркеры пионерского бытия доходили не до всех и не сразу. Русскогоговорящие, знакомые с Советами зрители выдавали свое присутствие реакциями на только им понятные вещи, и правильно, все таки в ФРГ и ГДР анализ кала не сдавали в спичечных коробках масштабами целого класса.

    Кино вышло милое, Даша Мороз получилась красавица, и писать много об этом фильме не буду, но что фильм хороший, я напишу. Фильм хороший!

    7 февраля 2015 | 22:43

    Не далее, чем две недели назад я пел дифирамбы «Однажды» Рената Давлетьярова за то, что оно практически на два часа вернуло меня в пору моего босоного советского детства, наполнив душу светлой ностальгией по тем временам. Поэтому за случайно попавшийся мне фильм «Пионеры — герои» я уселся в надежде вспомнить ещё одну светлую сторону своего детства — бытность пионером, когда все мы щеголяли в алых галстуках, « с красным знаменем цвета одного», знали назубок пионерскую клятву, а самым страшным кошмаром любого школьника было то, что его не примут в пионеры… Не скажу, что режиссёрский дебют уроженки Нижнего Новгорода Натальи Кудряшовой оправдал мои ожидания, но в хорошем смысле этого слова…

    Катя, Оля и Андрей, дружащие с самого детства, переезжают в Москву. И всё у них вроде бы хорошо — Оля — успешная актриса, Катя- сотрудник крупного PR- агентства, Андрей — политический аналитик. Всё как у всех — работа, машины, ипотеки, корпоративы… Правда, рано или поздно каждый из героев, выросших на идеалах советского школьника, понимает, что был в своё время бессовестно обманут…

    В отличии от светлого и ностальгичного «Однажды», философскую притчу (иначе я творение Кудряшовой назвать не могу), «Пионеры — герои» лёгкими для просмотра не назовёшь. Наталья своим фильмом рассуждает о нас всех, о брошенном поколении, которому героизм буквально втемяшивался в голову каждый день, на каждом уроке, на каждом митинге, при каждом походе в музей… А затем вдруг пришла новая власть, взявшая на себя смелость сказать, что пионерские идеалы устарели, но ничего не предложившая взамен. Словом, как в песне «Кончится лето» группы «Кино» (в «Пионерах- героях», кстати, звучащей): «Я жду ответа, больше надежд нету…» Мы стали сытым, самодовольными и уверенными в себе, однако в душе остаётся некая пустота за отсутствием тех самых надежд и идеалов. И своим многогранным фильмом Кудряшова даёт нам повод порассуждать о причинах всего этого: о былом могуществе нашей страны и её кризисах, об идеалах прошлого поколения и безыдейности нынешнего, о канувшей в лету великой советской эпохе… А также заставляет вспомнить тот светлый период нашего детства, когда мы придумывали сами себе безрассудные приключения, готовые испытать оргазм только от того, что рассказываем друзьям о том, как в своих мечтах героически вырвались из фашистского плена…Одним словом, для дебютанта картина получилась на удивление многослойной, за что её и приметили на прошедшем «Берлинале», номинировав на одного из медведей за «Лучший дебют», а также вручив фильму диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Всё это заставляет верить, что Кудряшова сделала правильный шаг в своей карьере и надеяться на то, что она создаст ещё немало хороших фильмов.

    7 из 10

    12 июля 2015 | 15:39

    «Ну что ты маешься, Елисеева? Успокойся. Займи своё место, извертелась вся!» — не каждый фильм начинается так лично, с первых фраз становясь почти родным. А вот у «Пионеров-героев» получилось. Когда вот так, наотмашь, в начале фильма к тебе уже по фамилии.

    Катя Елисеева, Оля Красько и Андрей Сергеев — школьники на пороге вступления в пионеры в не такую уж далёкую эпоху перестройки. Они хотят совершить подвиг: изобрести таблетку от всех болезней, поймать шпионов, спасти всех советских детей или как минимум научиться писать молоком по бумаге, как Ленин. Их кумиры: пионеры-герои, прожившие жизнь не зря, совершившие подвиг, а может, даже изменившие мир. Мир миллионов детей, так точно, — советских школьников.

    Эти герои — основа основ, кумиры, на мнение которых оборачиваются, равняются, словно в строю. Пионеры- герои, словно ангелы в красных галстуках, знающие истину, дерзнувшие совершить великое, не задумавшись. Вы помните?

    Катя, Оля и Андрей — эти же ребята, только уже наши современники возраста чуть за 30, выросшие пионеры, так и не успевшие совершить тот самый, запланированный подвиг. Они живут, как все, и даже лучше многих, но про подвиги, да что там — внутреннее счастье — давно речи нет.

    Основа их жизни — не помогающие беседы с психологом, компьютерные игры, чтобы включиться в работу, и секс в лучших готических отелях столицы — на десерт. Пиарщица, актриса и политический технолог — профессионалы, без блеска в глазах. Они больше не мечтают о великом. Они просто живут. Такое знакомое многим: «Всё хорошо, но ничего хорошего» — в котором и себе не всегда признаешься.

    «Ты в детстве о чём мечтал?» — спрашивает героиня Дарьи Мороз Катя Елисеева у героя Алексея Митина. «Ну как, подвиг совершить» — «Совершил?» — «Вон в Москву приехал» — «Все приехали».

    Ответы на не поставленные вопросы, но бьющиеся словно жилка пульса в каждом кадре, звучат здесь из уст героини Натальи Кудряшовой: «Мне надоело осуществлять круговорот г**на в природе. Хочется заниматься чем-то важным. Но мне кажется, я забыла, чем нужно заниматься». Миллион страхов и нереализованных желаний, компромиссов, которые, как не воспевай хвалёную стабильность, ломают душу. Сломанные детские ценности, не выстроившиеся в новые, зрелые, свои. Когда ребёнком мучаешься совестью от вопроса, сдавать ли дедушку-самогонщика в милицию, чтобы попасть в пионеры, а вырастая в другом мире без навязанных смыслов, уже не мучиться нравственными вопросами более высокого порядка.

    Этот фильм совсем не воспевает советское прошлое и не напитывает ностальгией. Здесь про то, что важнее — про грусть по смыслу, который многие потеряли, так и не научившись создавать его самостоятельно; по ориентирам в пути, маячкам, ведущим в обществе с совсем другими ценностями.

    Когда-то Мандельштам писал своё монументальное: «Мы живём, под собою не чуя страны». Что там страны? — думается после фильма. Мы и себя-то не всегда чувствуем в сутолоке дней, ожидая, что страна расскажет нам глобальные смыслы. Возможно, когда мы начнём чувствовать себя, и научимся создавать великое сами, от того, что этого просит душа, а не «политика партии», тогда и найдётся место подвигам настоящим для сегодняшней, другой жизни, и страну мы сможем чувствовать сами, изнутри, а не сверху.

    Будет ли место подвигу в жизни героев киноленты? Несомненно. И горький подвиг, и поиск внутренних смыслов вдали от мира, и своё успокоение. И пионеры-трубачи, принимающие новых героев в свои ряды.

    «Елисеева, хватит крутиться! Займи своё место!» — снова звучит в ушах. С огромным уважением к пионерам-героям и великой истории, без громких национальных идей и ностальгирующих мыслей я всё же рада, что великий смысл и своё место сегодня я могу искать сама.

    8 из 10

    12 июля 2015 | 18:41

    Советская эпоха, как семидесятилетний пласт жизни нашей страны, все дальше откатывается в тень истории. В этом году стукнет четверть века августовскому путчу, но сравнивать жизнь «тогда» и «сейчас» люди не перестанут еще долго. Похвально, что перспективная поросль, вооруженная кинокамерой, пытается дать свой, не замыленный многими часами научного коммунизма взгляд на идеологические процессы прошлых лет. Образованная энергичная молодежь нет-нет да выдает любопытные экзерсисы, и в этом плане картина Натальи Кудряшовой ожиданий не обманывает. Симпатичный актерский состав, неплохой сценарий, удачные изобразительные средства, настойчивое желание утвердить себя думающей творческой единицей — совсем не дурные данные для качественного фильма, способного быть понятым разными поколениями, не правда ли? Увы, все это лишь теория, а как доходит дело до конкретики, так нескладности начинают сыпаться советскими копейками из дырявого кармана.

    Последнее поколение пионеров, еще свято веривших учению великого Ленина, показано детьми, как будто прошедшими хорошую психологическую обработку. Слов нет, в те годы инициатива действительно была малоблагодарным делом, однако уже первые кадры фильма порождают вопросы. Если главный герой по фамилии Сергеев отказывается от роли солиста в хоре, предпочитая «цокать», то какой же это путь к героизму? Именно героями и хотят быть эти ребята, недаром страшноватый мемориал с лицами и красными галстучками так часто включается в подтверждение авторского посыла. Путь к подвигу на редкость тернист как для самого Сергеева, так и для его верных подруг Кати и Оли. Последняя, чью роль исполняет сама режиссер, буквально парой фраз обрисовывает как свои собственные проблемы, так и сложности окончательного взросления ее небольшой компании. Приехавшие покорять Москву провинциалы оказались неспособными покорить самих себя.

    Из фильма Кудряшовой мог быть выйти здравый двухсерийный проект с четким разделением на то, как было, и как стало. Регулярное перемешивание прошлого с настоящим, еще и в столь гиперболизированной форме, не дало возможности раскрыть героев как жертв отжившей свое идеологии. Самой любопытной и при этом неубедительной вышла демонстрация текущего быта Кати, Оли и Сергеева. В тридцать лет у ребят «все есть», но они по-прежнему выглядят скорее манекенами, чем людьми. Многочисленные сцены частной жизни каждого из героев схожи своей направленностью в унылое никуда. И это не город злая сила, это именно пустота их сердец. Символично, что одна из героинь специализируется на пиаре — именно этим же занимается и сама Кудряшова. Другое дело, что именно она пиарит? Стремление ребят отдать пионерский долг перед почившей в бозе организацией? Именно к этому постановщица и ведет своих персонажей весь фильм, но тогда их логичней было направить целой группой в кабинет психотерапевта. На людей с «промытыми мозгами» похожи все трое, а вот на личностей, способных думать о ком-то, кто в них действительно нуждается — нисколько. Пустопиарщики какие-то вышли, пожалейте их, Владимир Ильич.

    Психологическим проблемам режиссер уделяет много внимания, благо для их изображения нужно сделать лицо озабоченным — и порядок. Другое дело, что сеанс, закончившийся эмоциональным срывом врача, вызывает лишь недобрую усмешку, но понятен хотя бы вектор развития. В детстве пионеры старательно искали возможность проявить себя и боялись партийного наказания. Но в попытках стать героями ребята, а с ними и сама Кудряшова забыли главное: подвига специально не ищут, жизнь либо сама даст возможность его совершить, либо прибережет молодецкую прыть до лучших времен. Конечно, подлог спичечного коробка с анализами — тоже вполне себе поступок, но в том и состоит проблема этого фильма, что здесь регулярно происходит подмена понятий, и безалаберная, чтобы не сказать больше, концовка — тому доказательство. Неуклюжие попытки «заиграть» тему секса опять же сваливаются в плоскость фрустраций. Все у ребят не слава Богу, даже если одному из них в спину летит голос, робко просящий внимания. Но где же его дождаться, когда душа ждет подвига как VIP-гостя?

    Чего в наши дни не так много среди молодежи, так это уважения к корням. Мало кто теперь с гордостью скажет, что рожден в стране, составлявшей 1/6 суши планеты. И при таких настроениях очень приятно уважение, с которым Наталья Кудряшова отнеслась к материалу. Как режиссер-дебютант она не избежала многих «детских болячек», вроде плохо стыкуемых фрагментов сюжета, назойливого повторения одних и тех же приемов, как в случае со снами Кати, но, в общем и целом «Пионеры-герои» попали в свою нишу. Остались вопросы к методам донесения идеи, но само ее безусловное наличие, чему не помешало даже стремление сгустить кое-где краски, говорит в пользу молодой постановщицы. Конечно, включение в программу Берлинского кинофестиваля — серьезный аванс, который Кудряшовой оправдывать и оправдывать, но своего зрителя картина найти должна. В конце концов, и на пустом небе порой сверкают звезды.

    1 мая 2016 | 20:15

    Говорят, что новое — это хорошо (а зачастую и поделом) забытое старое. В нашем прошлом был пласт кинокультуры, который именуется перестроечной чернухой. Фильмы снимались беспросветные, депрессивные, главные «герои» в них не то что на главных, вообще на героев не тянули. И полная безнадёга на финише, приводящая к смерти и разрушению…

    И вот, начитавшись западных методичек, про совок и ужасы тоталитаризма, из подвалов и чердаков разработчики достали почиканое молью времени одеяние упомянутой чернухи. А чтобы осовременить и гальванировать сей труп — добавили спецэффектов, болтания на тему секса, г-на и… барабанная дробь — винегрета из взаимопроникающих отрезков пространственно-временного континуума. Единственное, что хоть будущее обособили и вознесли до небес.

    Что ж, рассмотрим локации и юниты.

    Прошлое. Тут не столько социализм, сколько средневековье, времён феодальной раздробленности. Все или пытаются подавить всех своим авторитетом, или игнорят друг друга, и только мужественные детишки проявляют чудеса дружбы и сотрудничества.

    Взрослые представлены двумя разновидностями деревьев. Во-первых, авторитарные женщины, смахивающие на чудовищных тёщ из дешёвеньких анекдотов (ну или свекровей…). При этом такие линейные монохромные особы конкретно мне, жившем в СССР почти не встречались… может я жил в другом СССР…

    Мужчины тут не лучше. Простейшие, беспозвоночные, которые вообще непонятно как дожили до своего возраста. При этом, согласно либеральным представлениям — совок представлялся этаким оплотом тоталитаризма и антидемократизма. Что же мы видим тут. Вот девочка приходит в милицию сдавать родственничков. Что может быть тоталитарнее чем силовые органы? И тут такой дяденька милиционер с физиономией прожжённого педофила, проходи, мол, девочка ложись, то есть садись, я тебе счас чай-кофе покажу… И это вы называете силовой структурой в тоталитарной стране?

    Или ещё более клюквенный эпизод. Дети преграждают дорогу машине, какого-то силового шишки. Но ведь вокруг тоталитаризм и антидемократизм и дядя тут чуть ли не из кровавой гебни. И что делает сей юнит? В действительно тоталитарном обществе он или стрельнул бы в сорванцов или уши надрал или на худой конец обматерил. НО. Следите за руками. Силовик начинает стелиться, типа деточки отойдите мне на работу надо. СИЛОВИК. ТОТАЛИТАРНАЯ СТРАНА и… Но дальше пошла уже не клюква, а самая что ни на есть актинидия ананасная. Силовик пытается… подкупить советских детей… я понимаю, что сейчас это вроде как норма, но в советское время товарно-денежные отношения не приветствовались. Тем более ожидать такого от силовика… Вы серьёзно?

    Итак. В прошлом всё было плохо, но хоть детская дружба была. Не было достатка, да и работать надо было в три смены. И вот настоящее. Сытая жизнь. Люди обросли домами, семьями, ненапряжной работой… казалось бы, сбылась мечта. Но что-то не так. И вот уже герои начинают метаться (официально в поисках смысла чего-то). Полноте, господа. Здешние юниты просто с жиру бесятся и маются дурью от безделия. Посмотрите на семью главного героя. Да главный герой, который в своё время страдал от дракона родительницы бабушки/бабки, стал ещё худшим драконом.

    Но окончательно меня добила сцена, которая формально относилась к прошлому. Главной героине блазнится видение, что пришла она на мемориал пионеров героев и, о ужас! Лица пионеров превращаются в гримасы. Такое впечатление, что я смотрю не этот фильм, а детский юмористический журнал Ералаш, генеральным спонсором которого выступила какая-то фашистская организация. Твёрк на могилах, символ отнюдь не прошлого, а самого что ни на есть настоящего. Кто-то может возразить, это было оправдано сценарием. Может сама идея и была оправдана, но реализована она в духе одного французского издания, специализирующегося на шуточках про погибших…

    Юниты современности по-прежнему несчастливы, только если раньше у них был хотя бы, например, класс, где были друзья и подруги, теперь каждый сам по себе.

    И вот концовка. Но вначале длинный оффтоп. В середине 90-х в наш посёлок приезжал какой-то главный патриот области. В это время шла очередная кавказская компания, и народ активно прятался и косил, чтобы туда не попасть. И вот этот товарищ собирает граждан и начинает вещать о том, как это почётно погибнуть за Родину. Приводит эпичные примеры от Ледового побоища до Афганистана, но все его примеры заканчиваются героической гибелью. Кто-то из зала у него спросил, а что, можно любить Родину, быть патриотом и не погибнуть… не важно, в бою, на пожаре или ещё где. Главный патриот обиделся, обозвал вопрошавшего трусом, обозвал присутствующих обидными словами и уехал.

    В прошлом нет счастья, в настоящем тоже, так что же? Выхода нет??? Оказывается есть. Одна из главных героинь, словно наслушавшись того изрядно патриотичного дядечку, погибает. И если бы на это всё закончилось, то замечательно. Но нет. Смерть тут превращена в пафос, в патетику. Прям-таки мечта суицидника. И вот уже главная героиня уходит в небо сквозь строй пионеров, которые (в отличие от тех же скаутов) были АТЕИСТАМИ!!!

    Ладно. Кот с ней, там ещё двое остались. Главный герой в итоге тоже уходит из мира в монастырь. И, судя по всему, там счастлив. И только оставшаяся главная героиня находит себе место на съёмочной (в широком смысле) площадке какого-то очередного малобюджетного коммерческого проекта.

    В итоге, в фильме будущее хоть и показано светлым, но каким-то сектантским. Что-то от скопцов, которые не только из мира уходили… Так что же получается? Нету счастья в миру? Всем нужно или на небо или в монастырь??? В этом и есть патриотизм тире героизм? тчк.

    Может я чего не понимаю, но кажется мне, что не тот кинофильмец назвали «Что-то, что скрывает ложь»…

    3 мая 2016 | 16:37

    6 февраля 2015 года состоялась премьера фильма Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои». С момента, как я узнала о нем, до премьеры и спустя еще много дней позже он не выходил у меня из головы. Я — одна из представителей того поколения, которых воспитывали быть героем. Героем с большой буквы. Быть полезной, быть космонавтом, не меньше. Поколение тех, кто, не став космонавтом, растворился в массе офис-менеджеров и продавцов всего, что можно и нужно продать. Ценности оказались ложными, порывы — губительными, честность — моветоном, ответственность — не комильфо. Сжав свои принципы в кулак, многие просто смирились и, подавив свое гипертрофированное «Я», наученное тому, что: старших нужно уважать, малышей не обижать, ну и так далее, приняли реалии нового мира. Приняли, но не встроились, продолжая периодически ощупывать рубец от глубокой раны нереализованности и стараться найти свое место.

    Я прочитала кучу интервью, я пересмотрела кучу интервью с Кудряшовой и ее командой. Я слышала отклики в душе на слова, которые они произносили, я боялась смотреть фильм, потому что ожидала, что с экрана со мной заговорят мои внутренние демоны. И, поскольку они спокойно спят, убаюканные мнимой самореалтизацией, будить их совершенно не хотелось. Фильм уже давно лежал на диске, несколько раз я нажимала кнопку «Play», но дальше заставки студии дело не заходило: находились причины, чтобы прервать просмотр.

    И вот, дня два назад, я все-таки пересилила себя и включила. 1 час 56 минут, последние 30 из которых я уже смотрела с мыслью «когда это кончится?». Удивительная по глубине идея вывернуть наизнанку целое поколение не поддалась режиссеру. Катарсиса не случилось…

    Доступно ли нам, современникам, переосмыслить то, что произошло с нами? Или для этого нужно время, смена поколения и взгляд детей на наши судьбы? Судьбы обычные, но от того принесшие настоящему не меньшее разрушение, чем, например, вОйны. И да, и нет. Мы будем смотреть предвзято, но не это ли дает возможность показать пульсацию душевной боли и контакт с душами ровесников? Мы не будем объективны, мы будем эмоциональны, но это даст возможность понять, что аналогичные переживания испытывают многие из тех, кому был повязан красный галстук… береги его… Наверное, это единственный плюс фильма: проблема получила вербальное воплощение. А, и еще, безусловный плюс фильма — это игра детей! Дети и интерьеры Советского Союза были бесподобны (первые — игрой; вторые — воспроизведением)! Именно из-за них картина смотрится легче и до конца.

    Наверное, учитывая коллапс кинематографа РФ в целом, за эти два плюса можно сказать спасибо Кудряшовой, просто за попытку…

    5 из 10

    1 декабря 2015 | 06:00

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>