В праздничный уик-энд Дня независимости американский кинопрокат стал ареной борьбы двух крупных проектов — третьего фильма вампирской саги и 150-миллионного «Повелителя стихий».
Превосходство «Затмения» в этом дуэте с самого начала не подвергалось ни малейшему сомнению, но вопреки многим опасениям показать достойный результат удалось и фильму М. Найта Шьямалана.
#
#
В отличие от двух предыдущих лент по романам Стефани Майер третьей пришлось выходить на старт в среду, что оказало непосредственное влияние на кассу уик-энда и затруднило неизбежные прямые сравнения с ноябрьским релизом «Новолуния» в прошлом году. При этом один из рекордов был превзойден еще до начала проката — студии Summit Entertainment удалось забронировать для своего главного детища 4 416 кинотеатров, то есть на 36 больше, чем предыдущее максимальное количество у «Железного человека 2» в дебютный уик-энд два месяца назад.
#
#
Первые сеансы начались ровно в полночь и еще до восхода солнца принесли рекордную выручку в 30 с лишним миллионов долларов против 26,7 млн. у «Новолуния». Всего же в дебютный день проката «Затмение» заработало 68,5 млн. долларов, что стало вторым результатом за всю историю и новым рекордом сборов в среду, а также в летний сезон. Предыдущее достижение в обеих категориях принадлежало вторым «Трансформерам» с 62 млн. долларов, заработанных практически ровно год назад.
#
#
В четверг выручка резко упала на 65 % до 24,2 млн. долларов, правда, за вычетом полуночных сеансов первого дня падение составило куда более приемлемые и вполне объяснимые при столь огромном ажиотаже 37 %. Таким образом, перед началом дебютного уик-энда в копилке «Затмения» уже было 92,7 млн. долларов освоенной наличности. В пятницу количество задействованных кинотеатров увеличилось до 4 468, и это уже стало абсолютным рекордом для Северной Америки, превзошедшим 4 455 заведений на пике проката у шестого фильма поттерианы прошлым летом. Однако огромное количество кинотеатров не должно все же вводить в заблуждение, поскольку по полученным экранам (7 500) «Затмение» серьезно уступало «Новолунию» (8 500), не говоря уже о главных летних блокбастерах последнего времени.
#
#
18-процентный прирост позволил «Затмению» с кассой в 28,2 млн. долларов взять 100-миллионный рубеж в пятницу, на третий день проката (120,9 млн.). В отличие от других традиционных праздников День независимости, выпадая на субботу или, как в этот раз, на воскресенье, даже несколько снижает потенциальный результат трехдневного уик-энда. Фейерверки и парады, пикники на природе и другие виды праздничной активности накладывают большой отпечаток на кинопрокат, несколько уменьшая потенциальную посещаемость кинотеатров. Суббота и воскресенье принесли соответственно 23,4 и 13,3 млн. долларов, образовав кассу трехдневного уик-энда в 64,8 млн. долларов при достаточно высокой средней выручке в 14 510 долларов с площадки.
#
#
Общая касса первых пяти дней проката составила 158,8 млн. долларов против 164,7 млн. долларов у «Новолуния» за аналогичный период. Ставший для большинства американцев полноценным выходным днем понедельник несколько сократил это отставание, принеся «Затмению» еще 18,8 млн. долларов свежих поступлений. После шести дней небольшой перевес по-прежнему остается на стороне вышедшей в ноябре прошлого года второй части «сумеречной» саги, имевшей тогда в копилке 178,9 млн. против 176,4 млн. сейчас. Конечно, тяжелые падения по ходу первой недели не могут не настораживать, но уже то, что «Затмению» удается в целом поддерживать темп «Новолуния», заслуживает немалого уважения. Большинство крупных франчайзов к третьему фильму оказывались не в состоянии сохранить свою аудиторию на прежнем уровне, да и слишком короткий интервал между частями также обычно способствовал снижению сборов.
#
#
Сравнения с другими крупными премьерами Дня независимости проводить непросто, но в последний раз этот праздник выпадал на воскресенье в 2004 году, и тогда использовавший совершенно аналогичную стратегию «Человек-паук 2» заработал 151,5 млн. долларов за первые пять дней и 180,1 млн. за шесть. В то же время по результату трехдневного уик-энда «Затмение» проиграло не только герою комиксов (88,2 млн.), но и первым «Трансформерам» (70,5 млн.) вместе с «Войной миров» (64,9 млн.), которые продвигались вперед более ровно и не испытали столь ажиотажного спроса в первый день проката.
#
#
Вклад впервые принявших в свои стены фильм вампирского франчайза 193 кинозалов IMAX составил 9 млн. долларов за первые шесть дней показов. В международном прокате «Затмение» заполучило на старте 104,6 млн. долларов на 42 территориях, в том числе потрясающие 15,2 млн. долларов за первые пять дней на российских экранах. В отдельных странах третий фильм франчайза опережает «Новолуние», в других несколько отстает, но в целом серьезные выводы делать пока рановато.
#
#
Получив за каких-то шесть дней 175,3 млн. долларов в США и 279,9 млн. глобальной выручки при
#
#
Примечательно, что именно «Затмение» получило наилучшую критику среди всех трех частей саги (52 % положительных рецензий в целом и 65 % от ведущих критиков), хотя говорить о серьезном влиянии этого на кассовый потенциал здесь особенно не приходится. Но главной неожиданностью, пожалуй, стало то, что существенным изменениям по сравнению с «Новолунием» и «Сумерками» подверглась ставшая более сбалансированной и возрастной аудитория картины. Если в ноябре доля представительниц женского пола составляла 80 %, то сейчас она резко упала до 65 %, а количество зрителей моложе 21 года сократилось с 55 до 50 %.
#
#
Несмотря на разгромную критику и неоднозначные отзывы с первых сеансов, «Повелитель стихий» М. Найта Шьямалана не затерялся на фоне своего грозного соперника и на первых порах держится более чем неплохо. Киноверсия популярного анимационного телесериала собрала 17,5 млн. долларов в 3 169 кинотеатрах в четверг (12 725 долларов с заведения), после чего добавила к ним 40,3 млн. за трехдневный уик-энд и 51,8 млн. за четырехдневный. Результат дебютной трехдневки «Повелителя стихий» оказался третьим в карьере режиссера после «Знаков» и «Таинственного леса» и лучшим за последние шесть лет. Чего уж говорить, если только за первые пять дней картина заработала больше, чем предыдущие две его работы «Девушка из воды» и «Явление» за все время проката. Примерно 54 % от всей кассы уик-энда пришлось на трехмерные экраны, которые имелись в наличии в 1 606 задействованных на старте кинотеатрах.
#
#
Всего на счету
#
#
В тоже время, несмотря на эти очевидные первые успехи, с решением о потенциальных сиквелах руководство киностудии пока не спешит, ожидая того, как поведет себя дорогостоящий проект в международном прокате. Что же касается обрушившейся на фильм волны негативных рецензий, то здесь реакция была более чем спокойной: «Конечно, вы предпочитаете, чтобы критики любили ваш фильм. Но в разгар лета зрители просто хотят отдохнуть и получить удовольствие от просмотра. Поход в кино летом — это всегда возможность отвлечься и испытать то, что вы никогда не встретите в обычной, повседневной жизни. Сходить в кинотеатр и увидеть потрясающие спецэффекты — это, вне всякого сомнения, отличный способ провести время перед праздником
#
#
Третья «История игрушек» тем временем собрала 30,3 млн. долларов при 49-процентном падении за трехдневный уик-энд и 43,1 млн. за трехдневный. Элитный
#
#
Комедия «Одноклассники» с Адамом Сэндлером в главной роли повела себя во второй уик-энд в полном соответствии с предыдущими проектами актера. Картина собрала 19 млн. долларов при 53-процентном падении за три дня и 26,1 млн. за четыре, остановившись на отметке в 84,6 млн. долларов после 11 дней проката. Такая сумма практически полностью соответствует шедшей четыре года назад в эти же сроки комедии «Клик», а значит, стоит ожидать и схожий результат в районе
#
#
Комедийный боевик «Рыцарь дня» без особых амбиций довольствовался пятой строчкой с 10,4 млн. долларов при 48-процентном падении за трехдневку и 14,2 млн. с учетом понедельника.
#
#
Ремейк «Карате-пацан» продолжает наращивать свой и без того огромный капитал, имея теперь 154,6 млн. долларов после 25 дней на американских экранах. Закрома
#
#
Вынужденная освобождать кинотеатры новым амбициозным премьерам комедия «Побег из Вегаса» потеряла 61 % от результата предыдущего уик-энда, заняв восьмое место с 1,23 млн. за три дня и 1,72 млн. за четыре (всего 58 млн.). Еще тяжелее пришлось лишившемуся практически всех остававшихся трехмерных экранов мультфильму «Шрэк навсегда». Без главных источников поступавшей наличности анимационная лента обвалилась на 71 % и стала девятой с 890 тыс. долларов за трехдневный уик-энд и 1,28 млн. за четырехдневный. После семи недель проката в копилке зеленого огра 232,6 млн. долларов полученной выручки.
#
#
Кроме того, стоит отметить, что в ходе недели другому мультфильму студии DreamWorks, «Как приручить дракона», удалось превзойти сборы предыдущего рекордсмена студии среди проектов, не связанных с франчайзом о Шрэке. После 15 недель проката в копилке мультипликационной картины 216,3 млн. долларов против итогового результата «Кунг-фу Панды» (215,4 млн.).
#
#
Получившая весомую поддержку со стороны собиравшего полные залы собрата по студии романтическая драма «Письма к Джульетте» неожиданно прыгнула с 18-го места на 10-е, собрав 823 тыс. долларов за три дня и 972 тыс. за четыре (всего 51,1 млн.). В то же время по итогам четырехдневного праздничного уик-энда десятой оказалась шедшая всего лишь в 77 кинотеатрах независимая комедия «Сайрус», которая освоила 774 тыс. долларов за три дня и 1,1 млн. за четыре (всего 1,81 млн.). Остающаяся на высоком уровне средняя выручка в 10 058 долларов с площадки свидетельствует о немалом кассовом потенциале в преддверие дальнейших расширений проката.
#
#
Италоязычная романтическая драма «Я — это любовь» с Тильдой Суинтон в главной роли во второй уик-энд заработала 528,9 тыс. долларов в 80 кинотеатрах за три дня (6 611 долларов с площадки) и 722,5 тыс. за четыре, поднявшись на 14-ю позицию в чарте уик-энда (всего 1,29 млн.). Независимая драма «Зимняя кость» расширила прокат на 13 заведений и осталась на 17-й строчке с 430,3 тыс. долларов в 83 кинотеатрах за трехдневку и 598,7 тыс. долларов за четырехдневный уик-энд (всего 1,88 млн.). Очередным гостем из Болливуда стала индийская мелодрама «Я ненавижу любовные истории», собравшая 535,3 тыс. долларов в 85 кинотеатрах за первые пять дней проката с премьерой в четверг.
#
#
Общая касса первой десятки чарта составила 178,9 млн. долларов, что на 17 % больше, чем год назад, когда лидером остался сиквел «Трансформеров» (42,3 млн.), и на 19 % больше, чем два года назад, когда победу праздновал «Хэнкок» (62,6 млн. за уик-энд и 103,9 млн. за 5 дней).
#
#
На следующей неделе борьбу с двумя нынешними лидерами проката поведут два других, рассчитанных на совершенно противоположную аудиторию проекта: мультфильм «Гадкий я» получит на старте 3 200 кинотеатров, тогда как «Хищникам» Роберта Родригеса достанется около 2 700 заведений.
Сборы
От «Аватара» до «Странного мира»: какие фильмы 2022 года принесли больше всего чистой прибыли и самые большие убытки
21 апреля 20237