Статьи

Выбор редакции: Лучшие фильмы о космонавтах

В прокат вышла драма Дэмьена Шазелла «Человек на Луне». Вспомнили, какие еще фильмы рассказывают об исследователях космоса.
Выбор редакции: Лучшие фильмы о космонавтах
«Интерстеллар»

На протяжении многих лет человечество стремилось к звездам. Технологии помогают кинематографистам настоящего сделать космос все более реалистичным, но никакие спецэффекты не заменят главного — человеческий фактор. Во всех лучших фильмах на эту тему на первом плане всегда люди.

«2001 год: Космическая одиссея»

Единственное хождение Стэнли Кубрика в фантастику состоялось благодаря сотрудничеству с Артуром Ч. Кларком — писатель заложил основу для картины. Невероятно дотошный подход режиссера привел к тому, что внутренности корабля «Дискавери» и по сей день смотрятся достаточно правдоподобно для истории, действие которой разворачивается в будущем, но снято оно в 1968 году. «Я пытался создать визуальное переживание, к которому нельзя будет приклеить вербальный ярлык. Оно проникает непосредственно в подсознание, воздействуя эмоционально и философски», — говорил режиссер. «Одиссея» вдохновила не одно поколение кинематографистов и, безусловно, продолжит вдохновлять и дальше.

«Аполлон 13»

Фильм, который очень любят сотрудники NASA. Астронавт Джим Ловелл (Том Хэнкс) с семьей и коллегами смотрит на первые шаги Нила Армстронга на Луне. Вскоре волею случая он войдет в состав команды «Аполлон 13», чтобы тоже полететь на Луну. «И я приземлюсь лучше Армстронга», — обещает Джим сыну. Взрыв на борту превратит полет в сложнейшую задачу по возвращению людей на Землю и подарит зрителям классическую фразу «Хьюстон, у нас проблемы». Режиссер Рон Ховард добился разрешения NASA снимать на борту самолета, симулирующего условия пониженной гравитации, потому актеры смотрятся настолько правдоподобно. Также фильм стал первой лентой, переведенной в формат IMAX цифровым способом.

«Гравитация»

Режиссер Альфонсо Куарон наблюдал посадку «Аполлона 11» на Луну, будучи восьмилетним пацаном, и заболел космосом. Осуществляя свою мечту, Куарон чудом выбил у Warner право снимать в главной роли женщину (студия не верила, что зрителю будет интересно смотреть на какую-то актрису), утвердил Сандру Буллок и усадил ее в гигантскую конструкцию, в которой она находилась по 10 часов в день. Оператор Эммануэль Любецки перерыл уйму фотографий Земли, сделанных Роскосмосом и NASA, но визуально опирался на описания планеты от астронавтов, побывавших в космосе. Получилась технически виртуозная история о том, как спуститься на Землю, если твоего напарника унесло в открытый космос, и метафора рождения и воли к жизни.

«Европа»

Редкий случай, когда в фильме о полете в космос используется прием найденной пленки (обычно он пользуется популярностью у авторов хорроров). Где-то на спутнике Юпитера обнаружена вода, а значит, там может быть и жизнь. Группа ученых отправляется к Европе (среди актеров — Дэниэл Ву, Микаэл Нюквист и Шарлто Копли), но все идет не по плану. Англоязычный дебют эквадорского режиссера Себастьяна Кордеро — впечатляющий фильм, особенно для малобюджетной фантастики. Главное, не обращать внимания на довольно странное имя российской ученой (Катя Петровна).

«Интерстеллар»

В будущем человечеству все труднее выживать на Земле и приходится отправляться на поиски подходящих планет для переселения. Овдовевший пилот Джозеф Купер (Мэттью МакКонахи) отправляется на поиски места для колонизации, но в итоге находит собственную дочь и попадает в будущее. Физик и астроном Кип Торн, причастный к идее картины, заинтересовал сначала Стивена Спилберга, который начал разрабатывать фильм в 2006 году. В конце концов режиссер отказался от ленты, и сценарист Джонатан Нолан порекомендовал брата Кристофера, который и снял свой ответ Стэнли Кубрику. Правда, в отличие от «Одиссеи», Нолан предпочел объяснить многие вещи простой любовью. Кто-то скажет «банально», но мы скажем: все гениальное — просто.

«Луна 2112»

Режиссерский дебют Дункана Джонса, которого поначалу не замечали в тени отца — Дэвида Боуи. Работать в одиночестве в космосе — идея так себе, но Сэм Белл (Сэм Рокуэлл) впахивает на Луне лишь в обществе искусственного интеллекта с голосом Кевина Спейси. Все очень минималистично, минимум компьютерной графики, старые добрые модельки, декорации на студии «Шеппертон» в Лондоне. Результат — небольшой и клаустрофобный фильм, который Джонс до сих пор не может превзойти.

«Марсианин»

Роман Энди Уира стал бестселлером благодаря исключительной точности описаний, но снятый по нему фильм Ридли Скотта благодаря сценарию Дрю Годдарда получился не настолько занудным. Мэтт Дэймон играет астронавта-биолога, случайным образом застрявшего на Марсе. Находчивый Марк Уотни в ожидании спасения выращивает картошку, слушает диско и записывает видеодневники, пока на Земле в ЦУП идет мощный мозговой штурм. Роль Марса играет Лунная долина — пустыня в Иордании, где снимали «Лоуренса Аравийского», «Прометей» и «Красную планету». Скотт и Дэймон вдохновлялись документальной лентой «Касаясь пустоты», посвященной выживанию альпинистов в тяжелейших условиях. На огромной высоте не хватает кислорода, и люди предпочитают лишний раз не болтать, так что создатели «Марсианина» едва не лишили зрителя удовольствия слушать рассуждения астронавта.

«Отрезанные от мира»

«Отрезанные от мира»

Ровесник «Одиссеи» — фильм Джона Стёрджеса по роману Мартина Кейдина о трех астронавтах (Ричард Кренна, Джин Хэкмен и Джеймс Франсискус), находящихся в неисправном посадочном модуле на орбите. У них остается всего 42 часа, пока не кончится кислород, и в NASA (во главе с импозантным Грегори Пеком) судорожно пытаются разработать план спасения. Фильм вышел в 1969 году, когда американцы отлично знали, как выглядят шаттлы, ЦУП и Луна, так что Стёрджесу нужна была максимальная точность. Увидев фильм, жена космонавта Джима Ловелла видела кошмары во сне — такой эпизод можно увидеть в «Аполлоне 13» Рона Ховарда.

«Парни что надо»

Экранизация книги классика современной американской литературы Тома Вулфа, известной в России как «Битва за космос». Фильм рассказывает об основных этапах американской космонавтики, начиная с конца 1940-х, когда в Калифорнии начались попытки (смертельно опасные) преодолеть звуковой барьер. Первым это удается капитану Чарльзу Йегеру (Сэм Шепард). Несмотря на свои заслуги, он настроен против космической программы и в итоге спустя несколько лет не входит в легендарную семерку астронавтов, которым предстоит рисковать собой в первых попытках американцев полететь в космос. Много разговоров на повышенных тонах и много хроники — в конце концов, книга Вулфа была документальной (в понимании Вулфа, создателя так называемой новой журналистики). Режиссер Филип Кауфман переписал имевшийся сценарий и немного сбавил градус патриотизма.

«Пекло»

Для фильма, который был вдохновлен массой уже существующих картин («Подводная лодка», «Солярис», «Чужой», «Сквозь горизонт», «2001: Космическая одиссея» и даже «Темная звезда»), «Пекло» кажется удивительно самобытным и самостоятельным. В 2057 году Земля стремительно охлаждается из-за умирающего Солнца, и в надежде воскресить светило человечество отправляет навстречу ему корабль с атомной бомбой на борту. Но у космоса свои планы на людей, находящихся на борту, и сохранять разум все тяжелее. Дэнни Бойл заставил актеров жить вместе, чтобы передать их сплоченность, показывал им фильмы о космосе (включая «Парни что надо») и даже отвез их на атомную подлодку, чтобы те прочувствовали, каково жить в замкнутом пространстве.

«Планета бурь»

За 20 лет до песни про траву у дома, в год первого полета человека в космос и за восемь лет до выхода «Одиссеи» режиссер Павел Клушанцев отправил советско-американскую экспедицию на Венеру. Передовые по тем временам спецэффекты появились благодаря изобретениям Клушанцева (говорят, Джордж Лукас называл режиссера крестным отцом «Звездных войн») и привлекли внимание продюсера Роджера Кормана, который купил права на прокат «Планеты» и, чтобы очистить ленту от антиамериканской пропаганды, отдал ее на перемонтаж молодому студенту киношколы Фрэнсису Форду Копполе.

«Солярис»

Мало фильмов могут встать рядом с «Космической одиссей» Кубрика, но одно место точно занято шедевром Андрея Тарковского. «Познание только тогда истинно, когда оно опирается на нравственность», — говорит Крису Кельвину Андре Бертон в одной из первых сцен, обозначая позицию режиссера. Тарковский считал, что проблема нравственной стойкости проявляется даже вне областей морали, в частности при исследовании космоса. А что космос? Нам просто нужно зеркало. А человеку — человек. Кажется, Стивен Содерберг, снимая ремейк, мыслил совсем иначе.

«Салют-7»

Победителей не судят, но, когда в борьбе за право выйти в прокат ко Дню космонавтики выиграло «Время первых», оказалось, что судить можно. Особенно когда проигравший зарабатывает больше да и смотрится интереснее. История о сложнейшей стыковке в космосе с неуправляемой космической станцией в 1985 году оказалась бодрее, динамичнее и, что немаловажно, с юмором. И пусть местами фильм Клима Шипенко кажется смешением жанров, космос в нашем кино еще никогда не смотрелся так эффектно, а за героев переживаешь так, будто и не знаешь, что все у них получится.