всё о любом фильме:

Солярис

год
страна
слоган-
режиссерАндрей Тарковский
сценарийФридрих Горенштейн, Андрей Тарковский, Станислав Лем
директор фильмаВячеслав Тарасов
операторВадим Юсов
композиторЭдуард Артемьев
художникМихаил Ромадин, Нэлли Фомина
монтажЛюдмила Фейгинова, Нина Маркус
жанр фантастика, драма, детектив, ... слова
бюджет
1 000 000 руб.
зрители
СССР  10.5 млн
премьера (мир)
релиз на Blu-Ray
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время169 мин. / 02:49
Номинации (1):
На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
96%
45 + 2 = 47
8.5
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам романа Станислава Лема «Солярис» (Solaris, 1961).
    • Сцена в зеркальной комнате была снята, но не вошла в окончательный монтаж, режиссёр изъял её из фильма. Сейчас этот загадочный шаг поклонники Тарковского связывают с происками цензуры. На самом деле цензуру и редактуру эта сцена не волновала, и мотивы у режиссёра были внутренними. Известно, что он не раз возражал против того в фильмах, что казалось ему «слишком красивым».
    • Эпизод, в котором Бертон едет на машине по бесконечным тоннелям и развязкам, снимали в Токио.
    • Эпизоды фильма снимались не по порядку. Поэтому получилось, что в одном кадре Крис в майке, а в следующем — в пижаме. Тарковский заметил это, но переснимать было поздно, поэтому он махнул рукой: «У нас же фантастика. Пусть все думают, что так и надо!».
    • Сначала книга, а потом и сам фильм, стали причиной нескольких ссор писателя Лема и режиссера Тарковского. В частности, писатель утверждал, что режиссер снял совсем не «Солярис», а «Преступление и наказание».
    • Одно время Тарковский хотел снять в роли Хари шведскую актрису Биби Андерссон. И она даже дала согласие сниматься «бесплатно». Но из-за бюрократических проволочек ничего не вышло.
    • В сцене, где Крис встречается с матерью, на стуле лежат советские деньги. Например, юбилейный рубль «В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» 1970 года и бумажная купюра достоинством 3 рубля образца 1961 года.
    • еще 4 факта
    Ошибки в фильме
    • Внимание! Список ошибок в фильме может содержать спойлеры. Будьте осторожны.
    • Когда Крис просматривает сообщение от доктора Гибаряна, в мониторе отражается съемочная группа.
    Трейлер 01:20

    файл добавилHunter103

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 10.0/10
    Подыскивая в поэзии Арсения Тарковского ассоциативный эпиграф, хоть как-то подходящий к фильму «Солярис» Андрея Тарковского, я остановил своё внимание на следующем стихотворении: (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 2015 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Это истинная и самая сильная фантастика двадцатого века. Уже с самого своего появления на экранах всего мира фильм стал культом, даже сильнее чем книга под авторством Лема.

    Какого чёрта вообще так тщательно и скрупулёзно так придираться к этому фильму? Из-за чего?

    Книга Лема мною лично прочитана уже десятый раз, а вот именно за это, я благодарю создателя этого фильма, истинного гения. Андрея Тарковского — его имя и фамилия стала символом силы и свободы мысли в кинематографе, на долгие годы. Что сказать, если именно эта работа в кругах высоких снобов кинокритики входит в сотню самых сильных фильмов в жанре фантастики. А ведь такое произведение заслуживает намного большего, главное без фанатизма…

    Каким образом создателю так удалось приятно внести свое новое в экранизацию, для меня остаётся загадкой, загадкой которой я действительно заинтересован.

    Об актёрах: одно слово — старая школа, многие из них уже покинули на мир, и всё же для Донатис Банионис в образе Криса, намного лучше своей американской версии (Джордж Клуни). Актеры тут действительно стараются.

    Отдельное слово ещё скажу, что фильм при первом его просмотре на меня в двенадцать лет нагнал не только приятное наслаждение увиденным мною в картине, но также и жуть. Кстати именно такая атмосфера и была в первоисточнике.

    Что действительно изменил Тарковский? Он просто сюда всунул свое видение, и слава что он это так сделал, снимай он под копирку — вышло бы уныло.

    Это же Тарковский.

    Минусы — весьма продолжителен и почерк Тарковского, который у него фактически во всех его фильмах, весьма депрессивный.

    Но его стоит посмотреть всем кто любит советскую фантастику, обязательно постараться всем посмотреть.

    10 из 10

    31 января 2015 | 11:36

    Каким бы ты ни был самодостаточным, общественное мнение влияет на тебя так или иначе. И если понимаешь это, то понимаешь и то, что твоё мнение — не истина, а лишь некоторое субъективное отражение действительности — большого механизма, где ты — маленькое зубчатое колёсико или пружинка. Есть те, кто мнят себя целыми редукторами, а то и двигателями. Но я себе не льщу. И вот мне уже неудобно высказывать сомнения в гениальности фильма, имеющего столь высокую оценку. Как-то некомфортно спрашивать, почему на станцию отправляют именно психолога? Что он сможет сделать? Психологическую помощь оказать? Там подозрение на галлюцинации. Направление к психиатру выпишет? Мелочь, согласна. И фильм не об этом. Он в принципе не претендует на документальную достоверность. Но вот главный герой прибывает на место, проходит по коридору мимо торчащих повсюду проводов, и с возникающими мыслями невозможно бороться. Провода? Серьёзно? Торчат? А, ещё и искрят. Замечательно. Оторвать руки инженеру и вставить вместо них спички — всё равно толку от них никакого! Я понимаю, хотели показать разруху и запущенность состояния. Да, мелочь. Конечно, не об этом.

    В целом-то, фильм интересен! В определённые моменты я даже восхитилась мужественным спокойствием главного героя. Прошёл он мимо многострадальных искрящих проводов к не менее многострадальным учёным, один из которых успел с собой покончить. И не смотря на всю странность и неясность ситуации, герой идёт спать. Ну, устал человек. Согласна. Снится ему давно умершая жена, впоследствии оказавшись вполне себе материальной. Вот вы бы испугались, увидев давно мёртвого человека вновь живым в своей постели? Да? Ну и трусы! А героя так просто не возьмёшь! Мне вообще показалось, что с эмоциями у него сложные взаимоотношения. Они в разводе и избегают друг друга. Вероятно, это всё в рамках совершенно определённой концепции, которую я просто не уловила. Мелочь, мелочь. Да, совсем не о том. Соглашусь за одно и с тем, что неизвестную планету с неизвестным веществом на ней нужно облучить и посмотреть, что будет. Люди устроены так? Чтобы понять принцип работы — надо сломать. Совершенно верно, смысл фильм не в этом. На самом деле, этих вопросов бы не возникло, пойми я, о чём же фильм. Об отношениях детей и родителей (есть там пара намёков)? Вроде, нет. О любви? О том, что нужно уметь отпускать? Тоже нет. О том, что очеловечевшиеся инопланетяне могут с собой покончить из-за понимания, что не нужны и мешают? О том, что нужно думать, а потом делать? О том, как не надо исследовать планеты? И самое банальное — человек не может без человека и все проблемы от нас самих же. Может, просто очень много всего. Так много, что целостного образа фильма у меня не сложилось, оттуда и возникли вопросы, которые не вяжутся с произведенным им положительным эффектом. Так тоже бывает.

    3 апреля 2014 | 09:35

    Озеро, деревья, высокая густая трава, застилающаяся туманом, и водоросли, которые развиваются так, словно с чем-то или с кем-то прощаются — таково начало и конец фильма, таково начало и конец всякой человеческой жизни. Очень уместно играет мелодия Баха, придающая таинственность и особое очарование образу природы. Спустя несколько минут появляется и Крис Кельвин, который говорит ей «прощай», каждый день прогуливаясь около своего дачного домика, ведь скоро ему предстоит отправиться на далекую планету Солярис. Стоит заметить, что режиссер чуть позже делает вставку с зарисовками бесконечных и безжизненных дорог мегаполиса; здесь и поражает контраст между ними и изображенной ранее одухотворенной природой. Это про наше с вами так называемое современное «развитие», построение «цивилизованного» общества…

    Вскоре слышатся космические нотки. Нет, до Соляриса еще далеко. Еще на Земле режиссер задействует небольшие музыкальные вставки Эдуарда Артемьева, которые проходят сквозь весь фильм. Их резкое электронное звучание создает напряженный фон. И не случайно, ведь главного героя предупреждают, что он окунется в тайну другой жизни, неизвестной землянам, хрупкой для неосторожных действий человека.

    Подходим к первой мысли Тарковского — о нравственности в научном мире. Наука создает мир, без нравственности она может погубить человека — и морально, и физически. Когда дело касается космической жизни, в которой действуют другие законы, нужно с новой силой поднимать вопросы нравственности. Для древних племен космос считался священным, ощущение его таинственности и величия заставляло людей считаться с ним в своих делах. Существовала вера в могущество космоса, его способность обвинить или простить, покарать или отблагодарить уничтожить или создать. Понятно, что о священности космоса большинство современных людей не думают; во многом в связи с возникновением представлений о Боге. Но ответственность перед другой жизнью, другими мирами никто не отменял.

    Тем временем Солярис преподносит своим посетителям сюрприз. Самый что ни на есть неприятный. Возможно, таким образом, он отплачивает землянам их нежданное появление. С помощью особого излучения планета воспроизводит в реальность умерших людей, с которыми у ее визитеров были неприятные или вовсе мучительные взаимоотношения. И самое главное, по отношению к которым они испытывали чувство вины. Итак, Солярис находится в отношениях с человеческой совестью. Мы подходим ко второй мысли Тарковского — о совести. Еще в начале фильма отец Криса говорит ему о том, что совесть спасет мир. По фильму мы видим, что совесть спасает Криса. Спасает и дарит чувство любви. А это уже третья мысль режиссера. Но об этом чуть позже.

    Итак, Крис летит к планете Солярис, к своим коллегам, которые на орбите уже с давних пор. Прибыв, он узнает, что один из них покончил жизнь самоубийством. Остаются только Снаут и Сарториус. Вскоре Крис узнает о тайне Соляриса (воспроизведении умерших людей), а также о том, что самоубийство одного из членов экипажа непосредственно с ней связано. Вскоре и в его жизни начинают происходить фантастические и пугающие события: вдруг перед ним появляется копия его жены Хари, покончившей жизнь самоубийством. Крис чувствует сильную вину за случившееся с ней (он не любил Хари по-настоящему, она чувствовала это и страдала), и вина эта увеличивается в разы при виде проекции своей жены. Но он не бежит от мук совести, он их принимает и всерьез размышляет над произошедшим. Кстати, именно это является его ключевым отличием от Снаута и Сарториуса. Смелый взгляд в лицо своей темной стороне и принятие вины дарит Крису чувство любви. А любовь эта все больше превращает Хари из проекции в настоящего человека. Но этот процесс не может быть завершен, она всегда будет лишь копией.

    Итак, Крис начинает испытывать настоящие чувства — к женщине, близким людям, к родной земле. Но уже слишком поздно. Все, что ему остается — это жить в проекции.

    Сделаю заключение. В фильме заслуживает высокой оценки буквально все, перечисление будет лишним. Станиславу Лему, автору произведения «Солярис» фильм не понравился, но от этого он хуже не стал. Свой особый взгляд вправе иметь каждый. У меня, если честно, есть предположение, что Тарковский целенаправленно позаимствовал у Лема лишь общие штрихи, а остальное додумывал сам. Впрочем, не так уж это и важно. Главное, что мы имеем в копилке нашего кинематографа шедевр под названием «Солярис».

    24 декабря 2014 | 01:27

    Постараюсь быть краткой. Я считаю, что есть какое-то общепринятое мнение о том, что Солярис — шедевр, а Тарковский — гениальный режиссер. На мой взгляд, пока не прочтешь книгу, фильм не поймешь. Достаточно много сцен, в которых просто не понятно, что же Тарковский хотел этим показать.

    Выход есть, пересмотреть Солярис снова, потратить еще одни 3 часа на этот фильм… По-моему, Солярис снят… никак… Слишком все затянуто и не интересно, а когда фильм так снят, отвлекаешься на каждую мелочь, не связанную с фильмом, и в итоге фильм просто пролетает.

    В общем не увидела я в Тарковском гения… Думаю те, кто захочет по настоящему разобраться в деталях фильмах, прочитают Лема, пересмотрят Солярис и провозгласят его шедевром. Будут и те, кто просто бессмысленно примкнет к большинству восхищающихся. Я, к сожалению, не отношусь к их числу.

    4 из 10

    11 августа 2009 | 23:52

    Снимая ответ на «Космическую одиссею» Кубрика, Тарковский как можно экономнее пытался пользоваться средствами с арсенала обычной кинофантастики, понимая, что ему будет сложно достичь того же технического совершенства. Однако экономия средств часто порождает шедевры. «Личный» космос режиссера не менее впечатляет и производит на зрителя почти гипнотическое впечатление.

    Как ни парадоксально, несмотря на декларативное невосприятие фантастики, Тарковский сделал найлучший фантастический фильм советского кино и не только.

    10 из 10

    8 марта 2007 | 13:25

    Камера медленно движется вдоль водоема с водорослями, демонстрируя глубокую одухотворенность будто живых растений, обладающих или разумом, или сверхчувственной идентичностью, или фантазматической основой. Местом действия первой части фильма является стандартная для Тарковского русская сельская местность с дачей и живописной природой, где главный герой, психолог из космического агентства, Крис Кельвин, встречается с пилотом Бертоном и обсуждает возможные пути решения проблем будущего соляристики — науки, изучающей недавно открытую и загадочную планету Солярис. Развитие науки зашло в тупик, на космической станции происходят странные вещи: ученые видят галлюцинации, сходят с ума и сводят счеты с жизнью. По свидетельствам Бертона, постоянно перемещающаяся жидкость, формирующая поверхность далекой планеты, время от времени может воспроизводить узнаваемые формы (сложные геометрические фигуры, тело гигантского ребенка, человеческие постройки). Крису необходимо отправиться на полузаброшенный космический корабль и выяснить причины необъяснимых явлений.

    Жуткая и беспокойная атмосфера на борту станции обусловлена возможностью устанавливать контакт с океаном планеты — ученые делают вывод о том, что он представляет собой мыслящую субстанцию, способную загадочным образом читать мыли людей, материализовывать их собственные глубинные травматические фантазии и представления. «Гости» членов исследовательской группы являются им из снов и представляют собой извлеченные «островки» памяти, подлинные знания об окружающей действительности, сокровенные мечты и послания в истинной форме, сознательно отвергаемой. Физиолог Гибарян, не выдержавший столкновения с фантазматическим субъектом — невинной светловолосой девушкой, являющейся материализацией его интимных мыслей, — умирает от стыда.

    Вскоре после прибытия на корабль Кельвин обнаруживает рядом с собой в постели свою покойную жену Хари, покончившую с собой десять лет назад на Земле, после того как он оставил ее. Все попытки избавиться от жены терпят крах, Хари обретает статус Реального, вечно утверждающего себя субъекта, стереть который невозможно, пока мысли, чувства и фантазии Криса сосредоточены на нем. Кельвин осознает, что Хари лишь материализация его вины, его грехопадения, его мужских фантазий. Поведение по отношению к призраку своей жены изменяется под воздействием осознания былых ошибок — акт самобичевания затрагивает и мысли о матери, о родном доме. Трагическое, и в тоже время героическое самоубийство Хари как подлинно этический акт самостирания своего призрачного, неживого и немертвого существования является своеобразным апогеем обличения своих поступков Кельвином, самообвинения и раскаяния за свое прошлое.

    Энцефалограммы Кельвина, отправленные океану планеты в последнее время пребывания Криса на станции, сыграли положительную роль, на поверхности Соляриса стали образовываться острова, «гости» перестали посещать членов исследовательской группы. Эти «острова надежды», «острова человечности», «острова любви» стали заполнять то расстояние, ту дистанцию, которую мы стараемся сохранить, чтобы поддержать целостность эгоистичной символической вселенной внутри нас самих, чтобы не ощутить негативное воздействие отрицаемой нами истины. Недосягаемое ядро внутри нас и есть океан Соляриса, еще более недосягаемое, чем Бессознательное, чрезвычайно важное для осознания экзистенциальной сущности и любви к окружающему миру. Последние кадры, изображающие возвращение Криса домой, символизируют прощение, осознание неотвратимости истины и необходимости любви к близкому человеку.

    «Человеку нужен человек», — утверждает профессор Снаут в библиотеке на космической станции. Нравственная стойкость и чистота, следование моральным устоям и правилам, любовь к ближнему — эти свойства еще долгое время будут являться непоколебимыми «страшными гранитами», на которых строится высокое здание человеческой культуры.

    10 из 10

    17 января 2016 | 23:58

    Любой фильм должен принести что-то новое в твоё сознание, иначе он превращается в зря потраченные часы и минуты. «Солярис» с лихвой выполняет эту задачу, заставляя сознание работать на полную мощь, думать, анализировать, выстраивать логические цепочки… Однако картина оставила слишком неоднозначные впечатления, чтобы окрашивать рецензию в положительный зелёный и писать лишь восторженные комментарии. Разберёмся по порядку.

    В гениальности фильма у меня не возникало никаких сомнений. Как человек, знакомый с историей кино, я хорошо знаю какую значительную ступень занимает творчество Андрея Тарковского в становлении не только русского, но и мирового кинематографа. Сняв за свою жизнь всего 7 фильмов, Тарковский навсегда остался в памяти ценителей кино одним из самых ярких и смелых режиссёров.

    «Солярис» затрагивает проблемы, волнующие сознание человека уже не одно поколение. А точнее сказать, не затрагивает, а открывает новый, иной взгляд на них. В числе ключевых такие, как вина, прощение, время и пространство, научное познание. Сформулировано довольно смазанно, но именно этот ассоциативный ряд наиболее полно отражает мою интерпретацию фильма. И достигается это в основном с помощью диалогов, слов, произносимых героями:

    Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!

    Особенным пунктом я выделила для себя понимание любви. Она воспринимается не главным смыслом существования, но необходимостью, о которой забывают люди на Земле. Как сказал сам Крис:

    Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину.

    Можно продолжить рассуждать над мыслями и цитатами из фильма, которые действительно делают его выдающимся произведением искусства. Можно поговорить и о символах. Они объединены в некоторые смысловые составляющие, одна из которых — звуковое сопровождение. Шуршание листьев или же звон разбитой чашки во время сцены в библиотеке — элементы, необходимые для понимания душевного состояния героев. Однако здесь будет переход и к отрицательным моментам фильма. Музыка — откровенно говоря, мне не понравилась. Я не почувствовала смыслового единства, а частенько, вообще не замечала её.

    Переходы от сцены к стене сделаны на высшем уровне. Хорошо запомнился эпизод, когда Крис стоит лицом к камере, а потом переходит медленное перетекание на обзор с другой стороны. Я не искушенный ценитель с точки зрения технических моментов, но многое, безусловно, произвело впечатление! А вот сами сцены показались затянутыми, начиная от бесконечных тоннелей и заканчивая разговорами с Хари. Я руководствуюсь сейчас субъективным восприятием, на уровне «Захотелось ли мне пересмотреть фильм? Получила ли я удовольствие?» Ответ скорее отрицательный. При всей своей глубокой содержательности, фильм предназначается исключительно для «интеллектуального» просмотра.

    6 из 10

    7 июля 2014 | 11:34

    Солярис — это неоднозначный и не одноплановый фильм. Снятый, смонтированный рукой гения, его невозможно охарактеризовать, проштамповать, поставить на полочку под каким-то названием, всунуть в колонку «фантастика» и т. п.

    Когда смотрела этот фильм в первый раз в детстве, воспринимала его как фильм ужаса однозначно. Видеть, как Крис пытается по сути убить свою Хари, а она опять и опять появляется. И эти две шали на стуле! Бегающий карлик, ребёнок по кораблю. Ожившие мертвецы из Голливудских блокбастеров могут насмешить, но вот эти копии людей: Хари, топот детских ног или карлика, ребёнок, которые расхаживает за спиной самоубийцы-учёного — это ну, совсем не смешно.

    Рада, что повзрослев, можно не отвлекаться на эти кошмары, но воспринимать красоту, философское послание идущее от режиссёра. А он выводит фильм из рамок фантастики в рамки философской притчи, или драмы… неважно чего и как это называется. Важно, что смотришь и думаешь. И думаешь не только и не столько о глобальности космоса и как его покорить, но о себе, о своей жизни. Для некоторых нужно улететь в космос, чтобы понять, что есть самое важное в жизни.

    То, что эту возможность предоставляет мыслящая планета — это уже тема жанра фантастики, но опять же. Планета представляется не каким-то тупым организмом, но именно живым существом, разумом.

    Сцены того, как герой видит своего отца, воссозданного Планетой как бы намекают на некоторую неловкость с какой Планета старательно создавала для героя — его любимое, идеальное место.

    Когда отец, блестяще сыгранный, Гринько, улыбается сыну, а на него в комнате падают капли дождя…

    Инопланетный разум чуть напутал. Как бы перерисовал картинку, но не совсем точно, но старательно, с желанием угодить… Это трогательно что ли.

    Американскую версию «Соляриса» я не смогла смотреть, несмотря на участи в нём любимого Клуни.

    12 июня 2010 | 03:31

    Более полувека назад, за несколько лет до первого полета человека в космос, в небольшом курортном городе Закопане на юге Польши писатель Станислав Лем превратился из просто хорошего фантаста в гениального. За полтора месяца он написал небольшую уникальную повесть о разумном океане на планете Солярис, который игнорируя контакт с человеческой цивилизацией в течении долгих лет «сопротивлялся» всяческим попыткам его исследования. Когда группа учёных проводит над ним очередной эксперимент, неведомый космический разум неожиданно для всех совершает довольно странную ответную реакцию. На борту станции неизвестно каким образом материализуются клоны, являющие собой результат сканирования подсознания каждого индивидуума. Они могут быть объектами неосуществлённых желаний, страхов и любви тех кому они непосредственно предназначены. Как то так.

    Повесть наделала много шума и до сих пор является одним из эталонов научной фантастики. Впечатлённый Тарковский решил адаптировать сюжет и заодно исповедаться в грехах человеческих. Автор не раз говорил ему, что людские проблемы не главное в романе, они — фон и писал он совсем о другом. Но Тарковский трактором снёс весь плодородный слой и стал копаться в супеси.

    45 минут длится вступление, способное погрузить в сон в считанные минуты; крупные планы лиц, затылков, урбанистического зарубежья. Жаждущему даже не экшна, а просто интересного развития сюжета не просто выдержать такое начало. Кстати, на пресс — конференции одного из учёных играет сам Юлиан Семёнов, создатель Исаева — Штирлица.

    Фильм Содерберга 2002 года в этом плане более бодр, но американский режиссёр совершил такие произвольные замены персонажей, что лично у меня вызвало непреодолимое неприятие (вместо Снаута — жестикулирующий по рэпперски клон его близнеца, вместо Сарториуса — афроамериканка). Волком выл, глядя на это.

    У Тарковского с персонажами всё хорошо. Как только Крис Кельвин пребывает на станцию всё становится на свои места и пусть не с дословными диалогами (которые сохранил только Ниренбург в самой первой постановке «Соляриса»), но дальше всё хотя бы следует тексту романа. Банионис выглядит даже как то бледно на фоне Солоницина и совершенно неподражаемого Ярвета. Опять же умело нагнетена атмосфера. Но Тарковский не был бы собой если б оставил авторские замыслы без изменения. По сути он создаёт картину отчаяния и безнадёжности. Прививает зрителю чувства, которые видимо он постоянно испытывал сам. Конечно, не будет диалога Криса и Снаута об ущербном созидании, который советские цензоры исключили из последней главы и конечно не будет авторского финала. Океан у Тарковского (как и позже у Содерберга) исполняет желание Криса. Содерберг оставляет Криса с любимой, Тарковский — беспощаден и этим он мне гораздо более ближе. Бойся желаний своих, и не удивляйся что Бог в которого ты вдруг поверил, оказалася даже не дьяволом, а вообще не весть чем. Всё будет не так, как ты хочешь. Конечно, фильм — сильный, но посмотреть его с удовольствием смогут далеко не все. И правильно понять тоже. Наше общество со времён его формирования, на каком бы этапе оно не находилось, недостаточно цивилизованно, чтобы пользоваться своими техническими достижениями. Постарайтесь задать себе простой вопрос. Будь вы воплощением внеземной цивилизации, достаточно разумным, чтобы грамотно дать оценку происходящему на планете Земля, захотелось бы именно вам вступить в контакт? Только честно.

    Всё. Моя нейтринная система дестабилизирована.

    8 марта 2013 | 12:32

    Фильм 1972 года «Солярис» создавался как экранизация одноименного произведения писателя Станислава Лема, но Тарковский не смог просто экранизировать эту, безусловно, замечательную книгу. Он изменил её, добавил собственный сцены, наполнил излюбленными темами и в итоге мы имеем скорее самостоятельное произведение по мотивам романа.

    У Лема Океан — это новая, неведомая форма жизни, в попытках понимания которой человечество бессильно бьется более 100 лет, не приближаясь к разгадке ни на шаг, несмотря на тысячи томов в библиотеках. У Тарковского же он скорее метафора человеческой памяти, сталкивающая человека с его сокровенными воспоминаниями и заставляющая переосмысливать свой жизненный путь. Отсюда и долгие споры писателя с режиссером, которые так и не смогли договориться. Лем признал право экранизации на существование только спустя десятилетия, уже после смерти Тарковского.

    - Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!

    Об этом и фильм Тарковского. Человеку не нужен Космос, ему не нужны новые миры. Человеку нужны дом, родина, близкие, любимые люди. Но зачастую понимаешь это только на другом краю мира.

    Визуальная составляющая фильма выполнена безукоризненно. Это заслуга уже устоявшегося творческого тандема режиссера Андрея Тарковского и оператора Вадима Юсова. Фильм можно остановить практически в любой момент и на экране будет красивый, тщательно выверенный кадр.

    Отдельно стоит упомянуть саундтрек Эдуарда Артемьева, который идеально подошел картине.

    В итоге мы имеем замечательный фильм, который, однако, требует для просмотра внимательности и сосредоточенности, не желая раскрывать свои тайны зрителю без напряженной работы ума и органов чувств.

    В то же время жаль, что книга Лема не была экранизирована в первоначальном виде. Каким бы талантливым не была картина Тарковского, все же это другое произведение. Также даже самые преданные поклонники режиссера согласятся с тем, что фильм, по причине крайней неторопливости и некоторой холодности подачи смотреть тяжело даже подготовленному зрителю, неподготовленный же, несмотря на все достоинства картины, наверно зачастую его и не досматривает.

    8 из 10

    8 февраля 2015 | 18:08

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>