всё о любом фильме:

Лоуренс Аравийский

Lawrence of Arabia
год
страна
слоган«After five years... the first motion picture from the creators of 'The Bridge On The River Kwai.' Columbia Pictures presents The Sam Spiegel . David Lean Production of .....»
режиссерДэвид Лин
сценарийТ.Э. Лоуренс, Роберт Болт, Майкл Уилсон
продюсерСэм Шпигель, Дэвид Лин
операторФредди Янг
композиторМорис Жарр
художникДжон Бокс, Джон Столл, Энтони Мастерс, ...
монтажЭнн В. Коутс
жанр драма, приключения, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  55.4 млн,    Великобритания  8.4 млн,    Франция  5.71 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время216 мин. / 03:36
Номинации (3):
Фильм рассказывает о легендарном герое Первой мировой войны — английском разведчике Т. Э. Лоуренсе, действовавшем среди арабских племен и возглавившем их в походе против турок.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
75 + 2 = 77
9.1
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Дэвид Лин не рассматривал кандидатуру Фредди Янга в качестве оператора. Дело в том, что во время их первой встречи, на съемках фильма «Короткая встреча» (1945), Янг, в ответ на предложение Лина поменять точку съемки, ответил, что «яйца курицу не учат». На кандидатуре Янга настоял Сэм Шпигель. Впрочем, первой фразой, которую Янг сказал Лину на съемках «Лоуренса» была именно «яйца курицу не учат!».
    • Изначально режиссер Дэвид Лин хотел, чтобы главную роль исполнил Альберт Финни, однако Кэтрин Хепберн настояла, чтобы продюсер Сэм Шпигель рассмотрел кандидатуру Питера О’Тула.
    • Питер О’Тул чуть не погиб во время съемок сцены в Акубе. Пистолет, выстрел которого должен был просигнализировать о начале сцены, сработал преждевременно, в результате чего верблюд Питера О’Тула запаниковал и сбросил актера на землю. Тем временем лошади со статистами понеслись вперед, сметая все на своем пути. Для исполнителя главной роли все могло закончиться трагически, если бы его верблюд не встал над ним и не уберег актера от копыт лошадей.
    • Первый фильм Омара Шарифа, снятый не в Египте (звездой киноэкрана которого он был).
    • В фильме нет ни одной женщины, если не считать девушки в чадре, появляющейся в течении нескольких секунд в окружении принца Фейсала.
    • Роль шерифа Али прежде Омара Шарифа предлагали отдать Алену Делону, но тот отказался носить коричневые контактные линзы, которые скрыли бы его голубые глаза.
    • Режиссёрская версия фильма имеет хронометраж 228 минут.
    • Практически все передвижения в картине происходят слева направо. Режиссер Дэвид Лин использовал этот прием, чтобы подчеркнуть, что «Лоуренс Аравийский» — фильм-путешествие.
    • Питер О’Тул признался, что впервые целиком посмотрел «Лоуренса Аравийского» только спустя двадцать лет после официального релиза и остался очень впечатлен.
    • Поскольку съемки ночных сцен фильма были невозможны в кромешной темноте, они снимались днем при помощи специальных фильтров, надевавшихся на объективы. По этой причине верблюды в ночных сценах фильма отбрасывают тени.
    • Создавая одного из ключевых персонажей своего фильма «Прометей» — робота Дэвида, Ридли Скотт вдохновлялся героем Т. Э. Лоуренса из классической картины Дэвида Лина. В результате в «Прометее» мелькают кадры из фильма «Лоуренс Аравийский», а робот Дэвид (Майкл Фассбендер) красит волосы, глядя на Лоуренса Аравийского в исполнении Питера О’Тула.
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Так получилось, что с этой знаменитой картиной, которую было стыдно не знать воочию, довелось впервые познакомиться только спустя 35 лет после её создания, посмотрев почти все предыдущие и три последующих работы выдающегося британского киномастера Дэвида Лина, с которым прочно связывают представление о мощном эпическом стиле в кино. Но в этом плане излишние познания могут даже повредить верному восприятию ленты, которая имеет лишь чисто внешнее отношение к Большому Голливудскому Стилю, если учитывать размах съёмок в пустыне, грандиозные массовки, величественность повествования (бюджет составил $15 млн., что по нынешнему курсу соответствует сумме где-то в пределах $150 млн.). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 114 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    В мировом кинематографе есть фильмы, которые можно считать бесспорной классикой. «Лоуренс Аравийский» относится к этому числу. Если же кратко сказать, то это без каких либо преувеличений Великий фильм. Великий во всех отношениях.

    Режиссер Дэвид Лин ещё до съёмок этого фильма навсегда оставил своё имя в истории кинематографа. Главной же чертой большинства его фильмов была своеобразная эпичность. Но именно в «Лоуренсе Аравийском» режиссер сумел достигнуть своего пика и довести свой неповторимый стиль до совершенства.

    Для начала обязательно нужно сказать о великолепных пейзажах этого фильма. Большая часть картины происходит в пустыне. И сразу же можно сказать, что пустыня — это один из главных героев фильма. Она бывает в этом фильме абсолютно разной. Она может быть и врагом, готовящим тебе могилу в своих песках, и другом, забирающим себе жизни твоих врагов, и сторонним наблюдателем сражений. Она всегда разная, но при этом одна и та же. Поэтому видна огромная заслуга режиссера, сумевшего так великолепно изобразить пустыню.

    Обязательно нужно отметить батальные сцены этого фильма. Они сняты великолепно. Конечно, некоторые могут сказать, что есть фильмы в которых сцены боев сняты масштабнее, красивее. Дело в том, что события фильма происходят во время Арабского восстания, нужно учитывать особую специфику этой войны. Поэтому можно говорить, что битвы сняты очень реалистично и красиво. К тому же мы видим в фильме не только мелкие рейды, а важные походы и сражения.

    Но какими бы не были пейзажи и сражения, фильм никогда не сможет стать живым без хороших актеров. В «Лоуренсе Аравийском» актеры не просто хорошие, а великолепные. Дополнительная сложность заключалась в том, что нужно было играть реальных людей со всеми их достоинствами и недостатками. Тут я особо хотел отметить трех актеров. Первый — это Алек Гиннесс. Он играл принца Фейсала. Роль была сложной, так как нужно было изобразить вождя арабов, организатора восстания, расчетливого политика, которые редки среди его соплеменников. Актер же справился со своей работой безупречно. Второй — это Омар Шариф, исполнивший роль Шерифа Али. Шарифу досталась роль опытного, мудрого араба, который постепенно проникается к иноземцу Лоуренсу симпатией и становится ему другом. Третий — Энтони Куинн, сыгравший Ауду ибу Тайи, во многом типичного араба, но отличного воина и лидера.

    Теперь нужно перейти к главному в этом фильме. Роль Лоуренса исполнил Питер О’Тул. Нужно признать то, насколько тяжелая ему выпала задача. Лоуренс был одним из выдающихся, но в то же время неоднозначных деятелей XX века. Споры о том, какой же был Томас Эдвард Лоуренс были и при его жизни и после его смерти (что хорошо показано в фильме). Питер О’Тул справился со своей работой просто великолепно, сумев показать всю противоречивость натуры Лоуренса. его герой изменяется на протяжении всего фильма. Если сначала мы видим просто солдата с авантюрной жилкой, который хочет помочь своим, то под конец фильма он уже умудренный опытом лидер, но так и не разобравшийся в том, что происходит в мире, ради чего он сражался. Ведь если вели войну одни люди, то подписывать мирный договор и обсуждать послевоенное устройство будут другие люди. Кроме этого ещё долго можно было бы описывать всю сложность образа Лоуренса, но я не стану, так как лучше самим увидеть фильм.

    Что можно сказать ещё? Фильм абсолютно не лжет зрителям своим названием. Просто в подобном фильме режиссер мог попытаться немного отодвинуть судьбу главного героя на задний план, рассказав подробнее обо всех мелочах военного конфликта. Но Дэвид Лин этого делать не стал. Это фильм в первую очередь рассказывает именно о Лоуренсе Аравийском, но при этом так, что одновременно отлично рассказывает и о Арабском восстании.

    Что можно сказать в итоге? Великий фильм. Лишние слова в случае с этим фильмом не обязательны.

    10 из 10

    10 августа 2015 | 21:21

    Кто читал книгу Лоуренса «Семь столпов мудрости» (полную версию которой найти на русском практически невозможно) мог сразу заметить необычайность стиля изложения самой истории. Это помесь некоего военного доклада с собственными тонкими наблюдениями офицера британской армии, что оказался в гуще восстания арабов во времена первой мировой. Поражает объективность и естественность описания самых невероятных и невозможным поступков — пересечение смертельных пустынных просторов, штурм укреплений с отрядом в пятьдесят человек, становление культовой личностью — все это передано без единой ноты самовосхваления или гордости. Более того, гораздо чаще мы встречаем описание неудач, промахов и поражений. Словно Лоуренс устраивает своеобразный самосуд, где подвергает тонкому анализу собственную жизнь со всеми ее тактическими и стратегическими ошибками. В конце своего многотрудного пути, когда он, наконец, невероятными усилиями и напряжением воли, достигает конечной цели — взятия Дамаска, то обнаруживает, что совершил главную и фатальную ошибку, не предусмотрев дальнейшего «миро`устройства. И наблюдая за толпой арабов, совершающих вечернее бдение, его охватывают смутные мысли о том, что им нужно вовсе не мирное городское существование, а воинственная свободная жизнь пустыни. Впрочем, как и ему самому.

    Следует заметить, что киношный Лоуренс хоть и довольно близок к литературному оригиналу, но многим отличается от него. В исполнении Питера О`Тула он предстает своеобразным романтиком пустыни, наблюдающим звезды, рассуждающим о судьбе, способным успешно воплотить совершенно безумный и невероятный план действий. В то время как, ориентируясь на оригинал, следует вполне закономерный вывод самого Лоуренса:" Военное искусство, по крайней мере мною, было достигнуто не благодаря инстинкту, без всяких усилий, но пониманием, упорным изучением и напряжением ума.» В фильме же именно интуиции, силе воли и «предназначению» Лоуренса отведено значительное место.

    И не только в этом пункте картина отклоняется от первоисточника. Изменилось все — стиль изложения, структура сюжета, и особенно персонажи. В книге имя почти каждого(!) британского сослуживца автора украшено хвалебными и восторженными эпитетами (особенно генерала Алленби!), фильм же тяготеет к тому, чтобы представить их эксплуататорами и националистами, захватившими чужую землю, хотя о ее величестве The Grand Politics в книге не говорится практически ни слова. Фактически Лин создает из узко-индивидуальной исповеди человека самому себе и миру (выраженной в форме рапорта) настоящую героическую фреску, эпохальное полотно о глобальных взаимоотношениях личности и социума, войне и мире как снаружи, так и внутри. Сам же Лоуренс вряд ли поддержал бы такую идею: «Я до предела устал быть мишенью взглядов, обсуждений и восхвалений. Как можно сделать так, чтобы о тебе забыли? После моей смерти еще будут греметь моими костями, то здесь, то там, из любопытства.»

    Как бы то ни было, следует признать, что Лоуренс делал свою работу, а Лин делал свою. И оба разрешили поставленные перед ними задачи гениально. Фильм Лина — настоящий образец эпика, в котором есть все что только можно себе представить. В первую очередь глубокая, противоречивая личность героя, мечтателя, храбреца, интеллектуала, МЕССИИ, чьи возвышенные помыслы разбились о грубые скалы жалкой, ничтожной политики. Лоуренс (благодаря О`Тулу) находится в беспрестанной борьбе — с турками, со своим начальством, собственными страстями, с принципами арабов, с пустыней и т. д. Выглядит все это крайне привлекательно. Ни в чем не уступает О`Тулу Омар Шариф и Энтони Квин, чьи персонажи буквально сочатся безумной арабской страстью, безумием и отважной воинственностью (осанка Шарифа и его бездонный взор — это нечто). Натурные съемки с применением тысяч статистов, нескольких десятков кавалерийских отрядов, бесчисленного количества верблюдов посреди бескрайних просторов пустыни потрясают своей масштабностью. Даже страшно вообразить сколько вложена труда (только по технической части) со стороны съемочной команды. Сладостно для слуха звучат сопроводительные оркестровые композиции в исполнении Лондонского филармонического оркестра. Волшебные звуки словно заряжают сухие исторические факты какой-то магией, тайной истиной, что словно вселенский дух витает по бескрайним пустынным просторам.

    Да и в целом фильм, в отличие от многих классических эпосов старается, при всей его объективности, развиваться в символической плоскости. Множество эпизодов и элементов фильма явственно предполагают многозначность трактовок (заметьте какую роль играют в фильме тени, почему фильм начинается и кончается поездкой на мотоцикле, какая идеальная геометрия присутствует в каждом кадре и т. д), а характеры персонажей настолько не линейны и загадочны, что надолго отпечатываются в душе.

    В итоге следует констатировать, что титанические усилия по созданию фильма всей съемочной группы во главе с Лином и О`Тулом не пропали втуне. Картина и сегодня (спустя более полвека!) выглядит свежо и оригинально. Да и не могло быть иначе, ведь великие дела всегда вызывают интерес, а страницы истории вечно будут хранить память о великих деятельных мечтателях, таких как Лоуренс Аравийский.

    «Мечтают все: но не одинаково. Те, кто по ночам грезит на пыльных чердаках своего ума, просыпаются днем и обнаруживают, что все это было тщетой; но те, кто мечтает днем, опасные люди, ибо они могут проживать свою мечту с открытыми глазами, воплощая ее.» Т. Э. Лоуренс. Семь столпов мудрости.

    23 апреля 2015 | 10:20

    История — это такая вещь, в которую чтобы попасть, человек должен лично вершить великие дела, которые могут повлиять на ее ход. Есть люди, которые совершают такие дела и оставляют за собой заметный след, а есть люди, которые раздают лишь приказы, но в историю не попадают. В числе великих людей находится знаменитый английский разведчик Томас Эдард Лоуренс, чьей невероятной биографии была посвящена великая картина Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский».

    Сюжет

    Фильм повествует о биографии легендарного британского офицера Т. Э. Лоуренса. В годы Первой мировой войны он по заданию попадает в одно из арабских племен, к обитателям которого вскоре проникается доверием. Так начинается его история, история человека, который долгое время находясь в кругу чуждого народа, сам становится его частью.

    Игра актеров

    Актеры превосходно исполнили свои роли, не создав в своих персонажах какие-либо стереотипы или еще что-нибудь, что могло бы повлиять на общее восприятие фильма. Питер О’Тул исполнил весьма необычную роль. Он не изображал Лоуренса каким-то истинным героем или настоящей великой личностью. В его игре Лоуренс предстал загадочным человеком, который пытается помочь угнетенному народу объединиться, чтобы помочь ему изгнать своих завоевателей. Особенно запомнилась роль Омара Шарифа, сыгравшего Шерифа Али, близкого друга Лоуренса, который всюду следовал за своим предводителем.

    Режиссура

    Дэвид Лин не лишний раз предстал талантливым режиссером. Ему на радость зрителям удается сделать свои фильмы не просто эпическими военными драмами, а прежде всего глубокими и психологическими притчами о человеческом поведении и переменах, кипящих в душе этого самого человека. Стоит отметить, что режиссеру прекрасно удалось передать переживания и мучения героев. Так, например, на меня произвел впечатление эпизод, в котором Лоуренс пытался спасти в пустыне отставшего бедуина под палящим солнцем.

    Сценарий

    Как уже было сказано, «Лоуренс Аравийский» — это не только биографическая картина, это также глубоко психологический фильм о том, как меняется человек под воздействием определенного рода обстоятельств. Главный герой в начале предстает образованным и воспитанным человеком, который презирает убийства и всякое варварство. Но, присоединившись к бедуинам в их борьбе за независимость, он сам варваризируется и превращается в незнающего пощады убийцу.

    Саундтрек

    Музыка идеально передала атмосферу фильма, показав, что мир Аравии, в котором очутился герой идеально подходит для него. Он испытывает настоящее счастье, находясь в бескрайней пустыне, сражаясь бок о бок с чуждым ему по крови народом. Слушая ноты из главной темы, вы словно чувствуете то же самое.

    Итог

    «Лоуренс Аравийский» — поистине великий фильм о великом человеке. Но великим в этом фильме Лоуренс предстал не благодаря своим свершениям, а заслугой стало то, что ему удалось проникнуть образом жизни аравийских народов, ощутить их нравы, склад ума и просто понять их, за что его и стоит назвать великим.

    10 из 10

    3 января 2013 | 00:34

    Для того, чтобы лучше понять фильм и его героя Лоуренса, можно посоветовать прочесть его книгу «Семь столпов мудрости», где автор ведет рассказ от первого лица. Вероятно, поэтому привычные оценки всего происходящего и специфика вещей хорошо показывают беспримерную работу человеческого духа, который, казалось, долго изводил себя и таким образом готовил свой интеллект к объективности созерцания, к умению пользоваться своими оценками как фокусом.

    В фокусе этих оценок, независимо от воли автора, показана кощунственность и беспросветность любой войны (глупая затея штабного генерала поднять арабов на войну с турками, которая, как лейтмотив, суровой нитью прошила фильм), показано также могущество цивилизованного человека, с одной стороны, и его болезненность и слабость в «царстве истины и бытия, из которого исключен разум…». Герой фильма, как и автор книги, предстает перед нами как предостережение — высшее не должно деградировать до того, чтобы стать орудием низших сил. Однако именно это происходит в современном мире, когда за мужество, удачливость, силу, гордость, тонкость восприятия, чувство власти — за все надо расплачиваться, горько расплачиваться, так как современный извращенный мир не дает права на счастье многим достойнейшим из людей, заменяя его лишь правом на существование. Герой фильма в исполнении Питера О`Тула поднялся до философской высоты героя нашего времени и, хотя и постоянно подчеркивает свое английское происхождение, выражает взгляды сильного и состоявшегося человека, не отягощенного расовыми и другими предрассудками.

    К сожалению, судьба реального прототипа гораздо трагичнее судьбы его героя — его жизнь оборвалась в расцвете лет и сил, оставив потомков в поисках ответов на многие поставленные Лоуренсом вопросы.

    15 августа 2011 | 22:11

    В мире взрослых мужчин есть два по-настоящему весомых, заслуживающих внимания амплуа — амплуа профессионала и амплуа бандита. Став на те или иные позиции вы по-настоящему определитесь в социуме — профессионал, изобретя соковыжималку и продавая ее, бандит, ограбив профессионала. Или вы ученый прогрессивный человек или вы безмозглый хапуга. И профессионалу в мире предназначены золотые горы, бандиту — камера в тюрьме.

    Но есть область деятельности, объединяющая профессионала и бандита, — политика, — область, в которой нет толком ни того, ни другого, а есть гибрид, аморфное существо, которое немного профессионал, немного бандит, а толком ни то ни другое, и в целом бестолковое существо. С одной стороны политика требует интеллектуальных усилий, с другой стороны в ней надо быть немного бандитом. И политика становится прибежищем … дилетантов, людей с неопределенными взглядами, вечных подростков. То они хватаются за учебники истории пытаясь понять действительное, то отбрасывают их в сторону, хватаясь за ножи и призывая к революции. Нетерпеливые, непоследовательные люди, — полу-интеллектуалы, полу-тупицы, — они превращают свою жизнь в (не вечную) азартную игру, одним словом «творят историю».

    Для этой-то вот миссии прекрасно подходит лейтенант Лоуренс, не способный даже управиться с мотоциклом, несчастный тем, что на работе ему приходится рисовать карты. И роль эту отдают актеру-дебютанту… Недисциплинированный с одной стороны и не совсем тупой с другой, он годится … пичкать мир наркотиками политиканства, галлюцинировать химерами политических обстоятельств.

    Блестящий фильм Дэвида Лина — наркотик, только наркотик самый популярный и, кстати, не самый безобидный. Лично я думаю, что политика это наркотик и прославленный американский режиссер сродни наркоторговцу. Британской империи удобно превратить мир в сборище наркоманов, превратить «третий мир» в «обдолбанного хиппана», размахивающего ружьем, иначе я не понимаю, что духовно ценного киноакадемики нашли в этой истории, в которой не порвавшие с детством арабы, предводительствуемые Лоуренсом, маются дурью.

    Из этих вот мужественных и азартных арабов появились и Саддам и Усама, и появятся еще, чтобы поразвлечь скучающих джентльменов из американских спецслужб. Ну, а для немногих, сохранивших здравомыслие в этом аду, существует «green card» и американское патентное бюро. Что называется, «wellcome to the United States».

    И все-таки, фильм для людей, умеющих смаковать жизнь, фильм для гурманов. Я думаю, что Биллу Гейтсу и Аль Копоне было … скучно жить. А политика … Ох уж эта политика!

    Для людей (умных, конечно) это настоящее сафари, где вместо животных — нашпигованные стрелковым оружием идиоты, и жизнь представляет собой фантастическое шоу, аромат которого передает фильм Дэвида Лина.

    Колоссальное удовольствие для скучающего гурмана, содержащее сцены слегка интеллектуализированного насилия и грубоватых размышлений, ничего толком не способных привнести в мир, но оставляющих в памяти привкус изумительного приключения.

    Приятно, как легкий наркотик для умеющего владеть собой человека.

    Никто не презирает профессионала (это смешно), никто не презирает бандита (это опасно), политиков презирают все и все этим занимаются… Это наркотик для скучающих и бестолковых взрослых людей, а таких … большинство. И остается честно признаться: фильм — о нас, фильм — шедевр.

    Грустно то, что, согласно опросам, большинство российских госслужащих пошли на это, чтобы обзавестись связями и уйти в бизнес. И в этом они похожи на арабов в фильме, живущих на турецкие или английские деньги, или грабежом их. Все … заигрались (кроме англичан, разумеется) и политиканство является уже способом прокормиться. Так в среде наркоманов выделяются наркобароны и их жертвы. Политика, это развлечение для скучающих и бестолковых джентльменов, подчиняет себе всю жизнь очень многих человеческих существ. И есть края, в которых вне партий и народов буквально не прокормишься… Авторитет политика вытесняет собой авторитет профессионала и не случайно появилось «унизительное» словечко для профессионалов — «ботан»; это уже лексикон «наркомана».

    24 августа 2011 | 16:36

    Фильм уникален в своем роде, в первую очередь потому, что в нем абсолютно отсутствуют женщины(не считая, тех что были в чадре всего несколько секунд). Сначала, я думала, что фильм будет немного скучноват для меня. Но я ошибалась! Все 3,5 часа я сидела не отрываясь, фильм смотрела на одном дыхании.

    Прекрасные пейзажи и музыкальное сопровождение, игра актеров потрясает до глубины души! Сам Лоуренс Аравийский в исполнении Питера О`Тула (чья карьера после этого фильма пошла вверх) приковывает к себе все внимание, очень обаятельный и очаровательный. А его голубые глаза! Мне кажется я просто очарована и влюблена в этот образ! И просто потрясает то, как меняется его поведение: дерзкий, немного детский характер в некоторых моментах, блестящий дипломат и стратег, безрассудный и безумный… Стоит отметить игру и других актеров.

    Алек Гинес — блестяще справился со своей ролью. Статный, благородный и удивительно спокойный. Именно это спокойствие поражало больше всего. Очаровательный Омар Шериф. Не могу ни восхищаться им. Его персонаж кажется грубым, диким арабом, который в итоге оказывается мудрым политиком и верным, преданным другом. Энтони Куинн… Вот от кого меньше всего ожидала такого размаха! Араба сыграл великолепно! Вот это дикарь! Джек Хоукинс, не могу не отметить и его. Мне всегда приятно видеть его на экране.

    Как я уже сказала, фильм стоит посмотреть хотя бы для того чтобы быть образованным и интеллигентным человеком. В общем говоря уже про себя, фильм понравился настолько, что вдохновил меня на написание работы по языковой личности Лоуренса Арвийского.

    Фильм достоин высших наград и я ставлю ему:

    10 из 10

    9 марта 2012 | 10:57

    Эти слова неточно, но именно с этим смыслом звучат из уст самого героя этого неподражаемого фильма. Уже очень многие люди высказывали своё мнение до меня, многие пытались передать словами необыкновенную правдивость этого фильма, грандиозность созданной картины. Я даже не буду пытаться описать всего того, что испытал после просмотра, просто хочу выразить свою огромную благодарность Дэвиду Лину как ещё одному человеку, понимающему, что такое настоящее кино, и поговорить немного о его герое (рекомендую читать тем, кто смотрел сам фильм, чтобы избежать огласки некоторых фактов по отношению к не смотревшим).

    Лейтенант Лоуренс — а именно такую должность он имел в начале всех событий — кажется уже при самых обычных обстоятельствах человеком необычным, интересным и далеко не ординарным. Ему явно чужды все правила этой жизни, он скучает, верит, что он — особенный, и его предназначение в чём-то ином, чем в просиживании штанов в штабе. Его намеренное позёрство, ироничность в голосе по отношению к окружающим его людям (хотя это армия) выглядит очень даже забавной и радует, потому что уже начинает возникать ощущение, что такого человека ждёт необычная судьба. И это правда. То, как он ведёт людей через пустыню, возвращается за отставшим и, наконец, становится своим среди арабов, просто не может не восхищать. И всё же в нём чувствуется некоторое ребячество и бахвальство, хотя он постоянно серьёзен, основателен и задумчив, что вызывает уважение к нему со стороны. Он милосерден. Видно, что ему искренне тяжело от этого, но главное, как он сам говорит — ему понравилось убивать. И в дальнейшем мы видим вовсе не того же твёрдого, немного самоуверенного героя аравийских пустынь, как следовало ожидать (ведь характеры в кино обычно раскрыты односторонне и поверхностно, хотя это касается только фильмов среднего и низкого качества, если можно так сказать). Поначалу всё идёт хорошо, он верит в успех своего предприятия, когда под видом араба проникает в город вместе со своим другом Али, но на удивление (его) их ловят, а точнее его самого. Тут Лоуренс ощущает свою слабость, недальновидность, до него доходит простая истина — он обычный человек. Это не совсем так, он понимает, но он так же состоит из плоти и крови, и так же способен ошибиться и проиграть. Он падает духом, хочется вернуться на привычную «лёгкую» работу, но тут проникается идеей отдать арабам Дамаск, подарить им свободу. На него находит поистине боевая ярость, что становится хорошо понятно после сцены убийства практически беззащитных турок. И Лоуренс осознаёт, что совершил ужасное, но он должен вести людей дальше, ведь он их герой, и он это тоже знает.

    Это действительно лишь немногое, что я могу сказать о Лоуренсе Аравийском. Не лейтенанте, не майоре и не полковнике — он безразлично относится к званиям и будто не понимает, зачем они не нужны, только говорит спасибо, когда ему предоставляют отдельную каюту, как полковнику, ведь в этом есть реальная и ощутимая выгода. Есть немало всего, что поражает в этом фильме и кроме главного героя. Пустыня с её необъятными песчаными просторами, по которым идут нагруженные верблюды, неспешно и гордо; великолепная музыкальная тема, придающая ещё большую грандиозность происходящему; наконец сами арабы с их суровыми лицами, закалённые в боях, несколько по-варварски себя ведущие, но способные уважать силу человеческой личности. А Лоуренс — именно такая личность. Очень необычно и даже символично, что человек, прошедший такой путь, совершивший подвиги и увенчанной славой двух народов, нелепо погибает в дорожной катастрофе, больше по своей неосмотрительности, так как он явно был увлечён дорогой, как она быстро мчит его то в гору, то с горы.

    «Лоуренс Аравийский» — несомненно творение всех, кто принимал участие в съёмках, от самого последнего статиста до главного героя и самого творца так сказать… Конечно, Питер О`Тул достоин высших похвал и восхищения за свою игру, которой он сумел передать многообразие и силу личности известного английского разведчика. Точно так же и сама картина достойна высших наград, которые, увы, не всегда даются тем, кто их по праву заслужил. Но это не про этот фильм. Его уж точно стоит посмотреть, несмотря на большую продолжительность, ведь дело не во времени съёмки или самого фильма, а в том, что вышло в итоге и как вышло.

    10 июля 2013 | 15:02

    Вчера я считал, что лучшим фильмом в истории кино является «Кинг Конг», однако сегодня это мнение изменилось. «Лоуренс Аравийский» — настоящий шедевр британского мэтра мирового кинематографа Дэвида Лина. Это история, в которой режиссер совмещает биографию человека, невероятные приключения, масштабные сцены и колорит местной культуры.

    Я не представляю, как после просмотра этого фильма можно не влюбиться в Аравию, в эти бескрайние пустыни с редкими оазисами, в эти закаты, во время которых линия горизонта исчезает, а небо и земля становятся неразделимыми. Во время просмотра зритель погружается в мир арабского народа, знакомится с его нравами и обычаями, осознает духовную сущность арабской культуры и сам, невольно, становится участником всех событий, сопровождая Лоуренса на протяжении всего его пути. Во время этого путешествия…

    … мы повстречаем новых друзей. Али в исполнении Омара Шарифа; принц Фейсал, которого играет сам Алек Гиннес (Оби Ван Кеноби из оригинальной трилогии «Звездные войны»); вождь ховейтатов Ауду абу Тайи, сыгранный легендой мирового кинематографа Энтони Куинном. Все они так или иначе принимают Лоуренса, который показывает им, что арабский народ — это сила, но только тогда, когда он — един. В свою очередь, именно благодаря этим трём персонажам Лоуренс знакомится с местной культурой и приобщается к ней. Нельзя не упомянуть также героев фильма Дауда и Фарраджа, которые из слуг Лоуренса превращаются в его друзей, а также Гасима (одного из бедуинов). Именно судьбы этих трех человек изменят Лоуренса навсегда.

    … мы побываем в невероятных местах. Мы посетим лагерь арабского принца, пересечем безводную пустыню Нефуд, побываем в гостях у ховейтатов, возьмем приступом город Акабу и многое другое. Пейзажи невероятной красоты, которые запечатлевает камера оператора, будоражат воображение и навсегда врезаются в память. Особенно невероятны кадры бескрайних пустынь и первые панорамные кадры поселения ховейтатов. Здесь необходимо отметить ещё и отличную работу художников фильма, которые сделали очень минималистичные, но в тоже время потрясающе аутентичные декорации и костюмы. Ещё одно достоинство фильма — саундтрек. Картина была бы не полной без музыки Мориса Жарра, которая дополняет визуальные образы, создаваемые режиссером и оператором.

    … мы преодолеем много трудностей. В основе фильма лежит автобиографическая книга Т. Э. Лоуренса «Семь столпов мудрости». Можно много писать про многочисленные достоинства фильма, но нельзя забывать о самом важном, о том, что делает этот фильм истинным шедевром… о его смысловой нагрузке. «Лоуренс Аравийский» — это, конечно же, многожанровое кинополотно, но если бы я захотел выделить для себя какой-то один жанр, как основной, то это была бы «философская» биография. Мы путешествуем с нашим спутником, Т. Э. Лоуренсом, не только по «волшебным» местам, но и по его жизни… Жизни, описание которой началось как обычное приключение, а закончилось как философская притча о том, что в этом мире многое неизменно, но это неизменное остаётся таковым, пока мы сами этого хотим. И «Лоуренс Аравийский» рассказывает именно об этом: об одном из величайших людей в истории, мерилом жизни которого явилось доказательство того, что в этом мире возможно всё, ровно до тех пор, пока в нём есть те, кто за это сражается.

    10 из 10

    31 августа 2012 | 20:59

    Первый «большущий маленький фильм», который я посмотрел, — это «Лоуренс Аравийский». Глубоко личной истории придавался там эпический масштаб. Я ни в коем случае не сравниваю нашу картину («Война миров») с лентой Дэвида Лина, мне пока не удалось ничего, что было бы на уровне «Лоуренса Аравийского».
    Стивен Спилберг

    Трудно писать рецензии на такие фильмы, как «Лоуренс Аравийский». Потому что с одной стороны, хочется сказать очень многое, а с другой — понимаешь, что сказать тебе особо и нечего. Сказать, что это гениальный, незабываемый фильм, будет, конечно, правильно и справедливо, но это ничего о фильме не скажет. Можно долго говорить на тему того, что этот фильм как никакой другой оказал влияние на мировой кинематограф, что по красоте, чистоте и глубокой символичности визуального ряда этот фильм не имеет себе равных, и что при своей кажущейся простоте и линейности он полон метафор и символов. И это, безусловно, будет правильно.

    Точно также можно бесконечно восхищаться прекрасной режиссурой Дэвида Лина, которому удалось совместить в одном фильме абсолютно, казалось бы, не сочетаемые вещи — масштаб эпика, чья динамичность и оригинальность не устарели ни на день, и удивительную тонкость камерного фильма, в котором каждый диалог, каждая интонация героя несут в себе огромную нагрузку. И это, безусловно, тоже будет правильно, но вот проблема — суть этого фильма не передаст.

    Это не сможет объяснить его невероятную притягательность, его способность ошеломлять и поражать. Суть в том, что Дэвиду Лину удалось создать чистейшее произведение искусства, в котором каждый кадр достоин отдельного похвального слова и лекции на тему «Этот кадр в истории кино». Не секрет, что, снимая этот фильм, Дэвид Лин ставил перед собой поистине грандиозную задачу — снять кино в чистом виде. Снять фильм, в котором история была бы рассказана посредством не диалогов или закадрового текста, а посредством визуального ряда, посредством образов. И можно с уверенностью сказать, что это ему удалось. Потому что в результате фильм получился настоящим кинематографическим бриллиантом, каждая грань которого сияет со временем только ярче.

    Но большой, знаете ли, вопрос, каким был бы этот фильм без исполнителя главной роли, чудесного Питера О «Тула. Именно О «Тул стал сердцем этого фильма, и во всем, что касается его, мне начисто отказывает какое-либо чувство меры — восторгаться этим великим актером, этой великой ролью, я могу без перерыва на сон и отдых. Его игра в этом фильме…она уже где-то за гранью гениальности. Она блестяща. Вообще, как я заметила, по поводу О’Тула существуют две взаимоисключающие версии. Согласно первой, О’Тул был средним актером, которому повезло попасть в великий фильм, к поистине гениальному режиссеру. Согласно же второй, именно игра О’Тула сделала «Лоуренса Аравийского» великим фильмом. Так вот я твердо уверена в правильности второй версии. Да, и без О’Тула «Лоуренс…» получился бы отличным фильмом. Но именно игра Питера сделала этот фильм великим. Сделала его шедевром на все времена.

    Его игра придала фильму тот блеск и эмоциональность, без которой шедевра не бывает. Его игра вывела этот фильм на тот уровень гениальности, преступить который невозможно — просто потому, что за ним уже ничего и нет. И его игра навсегда сделала упреки в «академичности», которыми модно было клеймить многие фильмы тех лет, кощунственными. Ведь в результате у него получилось то, что даже у великих актеров получается редко — живой человек. Не клишированный герой со стандартным набором характеристик, а именно что живой человек — поразительно живой и осязаемый. А ведь по всем параметрам этот герой должен был получиться сухим и самоуверенным ходячим штампом. И получился бы, если бы не Питер О’Тул, совершивший настоящий актерский подвиг.

    Его Лоуренс человечен настолько, что сначала даже не можешь понять, до чего это сложная роль. Это не набор штампов, это живой человек — бесконечно сильный и уязвимый, сложный, неоднозначный и наполненный при этом истинно человеческим теплом. Лично я, помнится, первые 10 минут смотрела на Лоуренса с легким недоумением — а это что такое? Но и в эти 10 минут я не могла отвести от него глаз. Лишь позднее, более менее придя в себя, я поняла, что меня поразило больше всего — то, что актер не играл роль. Он просто жил на экране, и это был не Питер О’Тул, это был сам Томас Эдвард Лоуренс во плоти.

    Это ведь невероятно сложная роль. Невероятно. Одно неверное движение — и герой «сорвется», а волшебство улетучится без следа. Ведь только благодаря О’Тулу фильм стал не последовательным и неторопливым конспектом арабского восстания в целом и жизни полковника Лоуренса в частности, а поразительной и бескомпромиссной историей человека, который постепенно доходит до своего предела, «изживает» себя. Благодаря ему «Лоуренс Аравийский» и по сей день является одним из величайших фильмов в истории кино, а не громоздким памятником эпохи Большого стиля, славной своими толпами статистов и декорациями в натуральную величину. И говорить о том, что в таких фильмах актер получает поддержку эпического фона (за счет чего, дескать, и получается яркий герой), будет неправильно. Любого другого актера эпический фон такого грандиозного фильма, как «Лоуренс Аравийский», просто раздавил бы. Раздавил или задвинул в тень. Питер О «Тул же на этом фоне мало того, что не затерялся, но и сумел подчинить его себе, сделав этот фильм по сути бенефисом…нет, даже не себя, а собственно своего героя.

    Самое ценное, не устану повторять, в игре О’Тула именно то, что благодаря ему мы видим живого героя, и из-за этого просмотр многих сцен фильма является своеобразным испытанием духа. В одной из самых поразительных сцен фильма Лоуренс, до этого отдавший приказ не брать пленных, с безумными глазами расстреливает безоружных турок, а когда у него заканчиваются патроны, хватается за нож. Смотреть на него в этот момент поистине тяжело. И дело не в какой-то там запредельной кровавости сцены, а в том, что благодаря игре О’Тула мы словно находимся сейчас рядом с героем — и испытываем совершенно противоречивые чувства, какие мы испытывали бы в реальности. Страх, стыд, ярость — потому что и сам Лоуренс сейчас и грозен, и жалок одновременно.

    Он ведь действительно эту роль не играет, он проживает ее на экране, и все его поступки и реплики — это глубоко личные переживания. Личные до того, что иногда просто неловко наблюдать за героем — потому что создается полное ощущение, что ты за ним подглядываешь. Поразительно также и то, что в этой роли, которую часто называют романтической, при ближайшем рассмотрении ничего романтического нет. Лоуренс в исполнении Питера О «Тула — эгоистичный, высокомерный, агрессивный и эгоцентричный позер, идущий на поводу своего собственного фатума. Человек, для которого ничто не предначертано — в том смысле, что никто не смеет вставать на его пути. Человек, чье благородство на поверку оказывается лишь красивым названием для его самоутверждения. Человек, который в финале терпит сокрушительный крах, замыкаясь в ловушке своих амбиций и эгоцентризма.

    Когда в финале фильма мы видим какое-то горькое, пустое лицо героя, мы вдруг неожиданно понимаем, что вот счастлив он больше никогда в этой жизни не будет. И всю эту сложнейшую гамму чувств актер передавал не посредством длинных монологов, а взглядами, полутонами, выражением лица. Гениальная, потрясающая роль, сыгранная при этом с такой внешней легкостью, что термин «сыграл» тут и не применить. Не сыграл — прожил!

    Знаете, я взрослый человек, который давно лишен иллюзий в отношении различных кинопремий, особенно «Оскара». Я знаю, что премии часто достаются совсем не тем, кто их достоин. Достаточно вспомнить, что величайший фильм XXI века «Властелин Колец» (да-да, что бы еще не сняли впоследствии, именно «Властелин Колец» останется величайшим фильмом XXI века!) получил заслуженную награду лишь с третьего захода, и все станет ясно. Повторюсь, я все понимаю. Но стоит мне вспомнить, что Питеру О’Тулу не дали «Оскар» за роль Лоуренса, как кулаки судорожно сжимаются, а в глазах темнеет от негодования. В общем, друзья, что называется: «No prisoners!»! Я не понимаю, как можно было не наградить за такую роль — потому что я солидарна с мнением журнала «Premiere» , назвавшего эту роль лучшей актерской работой в истории кино. Достаточно сказать, что с тех пор, как я впервые посмотрела «Лоуренса», ни один актер и ни одна роль больше не могут меня поразить. Такие роли достаются раз в жизни — это правда, но образы такой силы создаются раз в столетие.

    Вот примерно на этом моменте я обычно начинаю испытывать легкие угрызения совести. Конечно, Питер О’Тул — гений и мой любимый актер. Но нельзя не заметить, что и другие актерские работы в фильме безупречны. Особенно хочется отметить упоительного Алека Гиннесса в роли принца Фейсала и неподражаемого Энтони Куинна в роли Ауды абу Тайи. О, это просто мастер-класс, а не игра! Особливо Гиннесс — какой типаж, какая отточенность образа, как веско, смакуя каждое слово, он произносит свои реплики («Wich is why my father made this war upon the Turks. My farher, Mr. Lawrence, not the English») ! Смотреть на него — непередаваемое удовольствие (спрашивается, где его «Оскар» за роль второго плана?).

    Бесподобен Джек Хоукинс в роли генерала Алленби — вот уж воистину, не бывает маленьких ролей, бывают небольшие актеры. И просто бессовестно хорош Омар Шариф в своей первой голливудской роли. Его герой — настоящее украшение фильма, харизматичный, красивый, загадочный. Хотя для меня ценность Шарифа в фильме не исчерпывается функциями декоративными. Более всего я ценю его за отличный дуэт с Питером О’Тулом — один из самых ярких дуэтов на моей памяти. Как говорят в таких случаях, между актерами возникла нешуточная «химия» — и отношения своих героев они показали так, что прямо хоть сейчас выбегай во двор и начинай играть в «Али и Оренса» (можно я буду за Оренса?…). Причем показали, что поразительно, безо всяких истерик и соплей в духе «Александра» Оливера Стоуна. Показали вроде и сдержанно (даже скупо, на взгляд современных зрителей), но удивительно ярко и трогательно.

    Подводя итоги, хотелось бы высказать еще одну, заключительную, мысль. Про этот фильм (ну, впрочем, как и про многие по-настоящему гениальные фильмы) часто говорят — «Сейчас так не снимают». В целом, с этим трудно не согласиться. В наши дни фильм с заявкой «Основано на реальных событиях» обязан быть длинным, нудным и тяжеловесным, с играющими без малейших вспышек вдохновения, точно по учебнику, актерами. Таких снято немало, и будет снято еще больше. И все они, получив многочисленные награды, вдумчиво и с достоинством канут в Лету. А великий фильм Дэвида Лина навсегда останется для них живым упреком — потому как тогда, 40 с лишним лет назад, английский режиссер без малейшего пафоса, зато с неподдельной искренностью и драматизмом снял один из лучших фильмов XX века.

    Но секрет очарования «Лоуренса Аравийского» кроется не во временном отрезке, в котором он был снят. Дело не в том, что в те годы снимали лучше или актеры были талантливее. И даже не в том, что собственно главный герой фильма — личность более чем загадочная и интересная (есть где развернуться). Дело, повторюсь, не в этом. Просто тогда все так сошлось — гениальный режиссер, снявший свой лучший фильм и потрясающий актер, сыгравший свою лучшую роль. И результатом стал фильм, после просмотра которого раз и навсегда понимаешь, что такое магия кино.

    10 декабря 2007 | 16:29

    «Молодые любят воевать, и достоинства войны это достоинства молодых: храбрость и вера в будущее. Старики заключают мир, и пороки мира это пороки стариков: недоверие и осторожность.»(с)

    Начнем, пожалуй, с главного. «Лоуренс Аравийский» — это масштабное и грандиозное историческое полотно. Нам показывают становление самого Лоуренса, со всех сторон нам показывают эту африканскую революцию и печальный финал, за который так долго боролись главные герои…

    Нам очень подробно показан небольшой период из жизни британского офицера Т. Е. Лоуренса — всего 4 года, но после просмотра остается такое чувство, что ты провел рядом с Лоуренсом Аравийским весь этот долгий и сложный период. Мы видим его становление как человека, политика, воителя. В этой картине мы видим, как судьба всеми силами и возможностями избивает Лоуренса, но он из этого только извлекает урок и применяет опыт в будущем. Какие бы только испытания не захватывали врасплох Лоуренса о он всегда находи из них выход. Какие бы сложности не испытывали его друзья — он всегда приходит к ним на помощь. Таким образом, мы видим становление идеального человека, которому нет равных. Но, как только окружающие начинают темя восхвалять, ты всему начинаешь верить и даже переоценивать свои силы, то же самое случилось с Лоуренсом. Он стал чувствовать себя Богом! И это показано в сцене фильма, когда турок стреляет в Лоуренса почти в упор, а тот даже не двигается с места, объясняя свой поступок как: «Пули меня не берут!». Или, также это гениально показано в сцене разведки вражеского города, когда главный герой произносит фразы: «Я невидим» и «Я хожу по воде». И вот таким вот образом нам дают понять, что человека надо иногда принижать, чтобы он не зазнался и не сошел с ума. Образ Лоуренса не был бы столь впечатляющим, если бы не гениальная игра Питера O` Тула — он исполнил одну из самых запоминающихся ролей в кино, и я ничуть не преувеличиваю. Он играет настолько искренне, настолько правдиво, что порою казалось, что Питер O` Тул и впрямь сошел с ума и возомнил себя Богом. Ну а глаза, переполненные горем, страхом и безумством в последней битве врезались мне в память навсегда. И как Академики могли дать Оскар не ему, а Грегори Пеку в том году? Вот этот Оскар я считаю самым несправедливым, даже то, что Аль Пачино оставили без Оскара за «Крестного отца» возмущает меньше. Даже не верится, что для Питера O`Тула это была первая роль в большом кино.

    Несмотря на то, что фильм идет без малого четыре часа (!), смотрится он живо и интересно. Я бы даже сказал, что захватывает дух! Никогда мне не было так интересно смотреть фильм, тем более исторический. А исторические фильмы для меня всегда были лучшим снотворным, но тут совсем другое дело. Я смотрел фильм ночью и мне ни капельки не захотелось спать ни во время, ни после просмотра.

    Еще немного про актеров. Питера O` Тула в фильме никто не затмил и никто не смотрится с ним хотя бы на уровне, и это несмотря на то, что Омар Шариф и Энтони Куин играют просто отлично, но О`Тул просто поразил, и такое слово, как «отлично» не сравнимо с тем, что он создал на экране.

    О показанном нам — насколько я знаю историю, фильм достоверен. Отлично и зрелищно поставлены батальные сцены, да и просто сцены «стычек». Пустынная и засушливая Африка нам показана, в данном случае — очень красивым и загадочным местом, в котором есть свое, особенно очарование, которому поддался Лоуренс. Я пару раз смотрел фильм и второй раз я пытался не восхищаться игрой Питера O` Тула и посмотреть, насколько же фильм хорош с других ракурсов. Как я уже отметил, картина оставляет ощущение присутствия и именно это является главной заслугой Дэвида Лина. Вот так, когда то режиссеры старались создать подобный эффект с помощью ракурсов камер, сценарных ходов и атмосферы фильма, и никакое 3D им не нужно было!

    В общем — великолепный исторический фильм, сочетающий в себе два важных аспекта: нам очень зрелищна показана война и более, чем подробно раскрыт главный герой. Редко, когда в подобных фильмах эти два аспекта сочетаются.

    10 из 10

    26 марта 2010 | 18:19

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>