всё о любом фильме:

Лоуренс Аравийский

Lawrence of Arabia
год
страна
слоган«After five years... the first motion picture from the creators of 'The Bridge On The River Kwai.' Columbia Pictures presents The Sam Spiegel . David Lean Production of .....»
режиссерДэвид Лин
сценарийТ.Э. Лоуренс, Роберт Болт, Майкл Уилсон
продюсерСэм Шпигель, Дэвид Лин
операторФредди Янг
композиторМорис Жарр
художникДжон Бокс, Джон Столл, Энтони Мастерс, ...
монтажЭнн В. Коутс
жанр драма, приключения, военный, биография, история, ... слова
бюджет
сборы в США
зрители
США  55.4 млн,    Великобритания  8.4 млн,    Франция  5.71 млн, ...
премьера (мир)
релиз на DVD
релиз на Blu-Ray
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время216 мин. / 03:36
Номинации (3):
Фильм рассказывает о легендарном герое Первой мировой войны — английском разведчике Т. Э. Лоуренсе, действовавшем среди арабских племен и возглавившем их в походе против турок.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
69 + 1 = 70
9.0
в России
1 + 0 = 1
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Поскольку съемки ночных сцен фильма были невозможны в кромешной темноте, они снимались днем при помощи специальных фильтров, надевавшихся на объективы. По этой причине верблюды в ночных сценах фильма отбрасывают тени.
    • Практически все передвижения в картине происходят слева направо. Режиссер Дэвид Лин использовал этот прием, чтобы подчеркнуть, что «Лоуренс Аравийский» — фильм-путешествие.
    • Первый фильм Омара Шарифа, снятый не в Египте (звездой киноэкрана которого он был).
    • В фильме нет ни одной женщины, если не считать девушки в чадре, появляющейся в течении нескольких секунд в окружении принца Фейсала.
    • Роль шерифа Али прежде Омара Шарифа предлагали отдать Алену Делону, но тот отказался носить коричневые контактные линзы, которые скрыли бы его голубые глаза.
    • Режиссёрская версия фильма имеет хронометраж 228 минут.
    • Питер О’Тул признался, что впервые целиком посмотрел «Лоуренса Аравийского» только спустя двадцать лет после официального релиза и остался очень впечатлен.
    • Питер О’Тул чуть не погиб во время съемок сцены в Акубе. Пистолет, выстрел которого должен был просигнализировать о начале сцены, сработал преждевременно, в результате чего верблюд Питера О’Тула запаниковал и сбросил актера на землю. Тем временем лошади со статистами понеслись вперед, сметая все на своем пути. Для исполнителя главной роли все могло закончиться трагически, если бы его верблюд не встал над ним и не уберег актера от копыт лошадей.
    • Изначально режиссер Дэвид Лин хотел, чтобы главную роль исполнил Альберт Финни, однако Кэтрин Хепберн настояла, чтобы продюсер Сэм Шпигель рассмотрел кандидатуру Питера О’Тула.
    • Создавая одного из ключевых персонажей своего фильма «Прометей» — робота Дэвида, Ридли Скотт вдохновлялся героем Т. Э. Лоуренса из классической картины Дэвида Лина. В результате в «Прометее» мелькают кадры из фильма «Лоуренс Аравийский», а робот Дэвид (Майкл Фассбендер) красит волосы, глядя на Лоуренса Аравийского в исполнении Питера О’Тула.
    • Дэвид Лин не рассматривал кандидатуру Фредди Янга в качестве оператора. Дело в том, что во время их первой встречи, на съемках фильма «Короткая встреча» (1945), Янг, в ответ на предложение Лина поменять точку съемки, ответил, что «яйца курицу не учат». На кандидатуре Янга настоял Сэм Шпигель. Впрочем, первой фразой, которую Янг сказал Лину на съемках «Лоуренса» была именно «яйца курицу не учат!».
    • еще 8 фактов

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Так получилось, что с этой знаменитой картиной, которую было стыдно не знать воочию, довелось впервые познакомиться только спустя 35 лет после её создания, посмотрев почти все предыдущие и три последующих работы выдающегося британского киномастера Дэвида Лина, с которым прочно связывают представление о мощном эпическом стиле в кино. Но в этом плане излишние познания могут даже повредить верному восприятию ленты, которая имеет лишь чисто внешнее отношение к Большому Голливудскому Стилю, если учитывать размах съёмок в пустыне, грандиозные массовки, величественность повествования (бюджет составил $15 млн., что по нынешнему курсу соответствует сумме где-то в пределах $150 млн.). (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 114 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Эпохальное, монументальное, историческое полотно, повествующие нам о солдате британской империи, возглавлявшем арабское восстание против турков, в годы первой мировой. С фабулой покончено.

    Фильм снят по всем академическим стандартам и имея длительность в три с половиной часа, удерживает внимание зрителя на протяжении всего хронометража. Достигается такой эффект за счет прекрасного сценария и режиссерского мастерства. Не вижу других вариантов, кроме как пасть ниц перед талантом Дэвида Лина. Настолько виртуозно инкорпорировать сухие исторические факты с художественным вымыслом может, мягко говоря, не каждый. Но на одном сценарии свет клином не сходится. Другие составляющие хорошего фильма на месте, тут вам и колоритные персонажи, каждому из которых можно сопереживать, прекрасная операторская работа, отличная игра актеров, гениальные нарративные ходы. Короче, каждый из кусочков пазла, сам по себе является произведением искусства. Но даже на этом достоинства фильма не заканчиваются. Автор умело играет на контрастах показывая в начале зарвавшегося, не соблюдающего субординацию, придурковатого солдатика. Но попадая на театр военных действий он проявляет такую силу духа, храбрость и мужественность, что уважение к нему возникает само собой. Еще один плюс в копилку режиссера. Поистине, Лоуренс Аравийский — величайший человек своего времени, честь ему и хвала. Но война есть война, тут ничего не попишешь. На всех она влияет по разному, но, что характерно, всегда негативно. Не обошло это и Лоуренса, по ходу своей экспедиции он превращается в абсолютного морального релятивиста, некоторые сцены с его участием потрясают своей жестокостью. Особенно, эпизод осады Медины. Хотя, казалось бы, вернувшись из турецкого плена и пережив катарсис, градус жестокости должен был снизиться, однако режиссер умудряется нас перехитрить, снова обманывая наши ожидания. Итак, хоть персонаж невероятно жесток, ему, черт возьми, все равно хочется сопереживать. Как я писал выше война на каждом оставляет свой след, просто на ком-то слишком глубокий, по сути, он в этом и не виноват. Простой, честный мужик верой и правдой служивший своей стране. Но, волею судеб ставший марионеткой, для нечистых на руку политиканов.

    10 из 10

    28 сентября 2016 | 16:02

    Насколько фильм длинный, настолько будет короткой рецензия.

    Плюсы:

    - Главный герой очень внешне похож на свой прототип.

    - Психологизм фильма, что нетипично для военных драм.

    - Музыкальное сопровождение — гремучая смесь военных маршев и арабских мотивов.

    - Захватывающий сценарий.

    Минусы:

    - Актёр главной роли порой переигрывал в стиле «золотого века» американского кинематографа. Братья-арабы на ролях второго плана держались более уверенно.

    - Фильм показан как история человека в эволюции убеждений — от идеализма до кровавого реализма. В начале он — герой а-ля «Том Сойер», в конце — выжатый как лимон Монтгомери Клифф в «Отныне и навеки». В итоге мы получаем картину скорее художественную, нежели документальную.

    Фильм достаточно жизненный, не лишённый оснований, это скорее почти 4х часовая притча о том, как вояки-романтики вершат судьбу войны, а в конце уступают место «грязным политикам», готовым свести все их старания на нет. Города, лишённые коммуникаций, работающей инфраструктуры, дороги из трупов, госпитали, фактически исполняющие роль хосписов, и вообще разруха, толпы оголодавших и измученных беженцев, а впереди — неясное будущее, для тех, кто выживет и сумеет приспособиться. Это с одной стороны. А с другой — уютный кабинет, возможно в том же городе, только в нём есть выпивка и все удобства, сидят старики в нарядных костюмах и обмениваются только им понятными фразами с улыбками на лицах. А внутри у каждого свой интерес, и только свой интерес.

    Жизнь человека — ничто, по сравнению с прогрессом, не правда ли?

    24 ноября 2011 | 22:18

    Этот фильм-легенда для меня один из самых удивительных в истории кино. «Лоуренс Аравийский» в равной мере плод кропотливой работы режиссёра и самоотверженности съёмочной группы (никаких компьютерных эффектов, съёмки в настоящей пустыне с плавящейся от жара плёнкой), роскошных актёрских работ (Алленби и Дрейден, шериф Али (первая — роль О. Шарифа) и Ауда, турецкий генерал и Фейсал (исполнявший его артист играл Лоуренса в театре) и др.). И на этом фоне всё равно выделяется несомненной харизмой О Тул, ярче всего раскрывший свой талант именно в этой картине. А ведь то была его первая большая работа в кино, сопряжённая с адовым трудом и множеством травм, которые мучили артиста потом всю жизнь: Лин, которого боялись все голливудские артисты за его придирчивость и жёсткость (вообще-то можно сказать жестокость), как истинный диктатор и суперпрофи, выкрутил из О Тула феерический уровень исполнения: в каждом эпизоде его Лоуренс разный! И при этом он живёт в этих эпизодах, а не «показывает»! Куда смотрела киноакадемия, умудрившись не дать О Тулу за эту роль «Оскара» — до сих пор печальная загадка.

    Но я бы хотела сказать несколько слов об интерпретации характера (опуская многие подробности). Не было в истории британской разведки более таинственной и противоречивой фигуры, чем подполковник Т. Э. Лоуренс, талантливый писатель и ещё более талантливый критик, искусствовед, дипломат и хулиган. Волей обстоятельств его сделали иконой истеблишмента, но его самые ярые почитатели становились со временем его врагами, и одним из самых непримиримых стал писатель Олдингтон. Задумав экранизацию «Семи столпов мудрости» (эта книга — в некотором роде мемуары Лоуренса, но не совсем), Лин и сценарист Болт (сцены другого сценариста, американца Майкла Уилсона остались в начале фильма, его потом Болт оттеснил) искали свой ответ, но не хотели создавать глянцевого «героя» и во многом опирались на Олдингтона, хотя одиозностью его оценок поражались даже недруги Лоуренса. В итоге в первой серии образ героя развивается по восходящей, во второй — наоборот, вплоть до полного падения.

    Примечательно, что кинокартина создана как роман-путешествие (почти ВСЕ движения О Тула в каждом эпизоде начинаются слева направо, что бессознательно выстраивает у зрителя образ движения, в том числе и из прошлого в будущее (исключение — возвращение за свалившимся во сне спутником), а истинной целью странствия стало volens-nolens самопознание героем своей сущности. Каким смельчаком надо было быть Лину, чтобы первые минут 15 не показывать главного героя: фильм начинается с едущего на мотоцикле Лоуренса в очках, закрывающих его лицо, потом тщетных попыток корреспондента выяснить у очевидцев, кто же такой этот таинственный персонаж, чей бюст воздвигнут в соборе Сен-Пол…И вот уже зритель начинает томиться вопросом, который звучит в фильме постоянно на разные голоса и при разных обстоятельствах: «Кто вы, мистер Лоуренс?». Ответ на этот вопрос мучает и самого главного героя, в какой-то момент поверившего в свою сверхисключительность (настоящий Лоуренс был ницшеанцем, но также и поклонником Достоевского и Томаса Мелори).

    А вот ответ авторов фильма многое упрощает. Почему в фильме нет ни одной женщины? Посмотрите на образ Лоуренса в развевающихся одеждах и арафатке, вы всё поймёте. В 1962 году открыто высказываться на темы нетрадиционной ориентации было нельзя, зато на экранах и опдмостках был уже популярен фрейдизм, и Лин с Болтом выстроили настоящий «монтаж аттракционов» и намёков, чтобы подвести экранного Лоуренса к открытию своей гомосексуальной природы (а прямых доказательств до сих пор нет), ну, например показав, как герой обращается с пистолетом (хрестоматийный психоаналитический символ), как ведёт себя среди офицеров в своих длинных одеждах… Хотите понять отношение к своему персонажу Болта — посмотрите на выражение лица румяного офицера с трубкой в клубе (это и есть сценарист), когда Лоуренс обсуждает с Алленби у фонтана арабское восстание.

    А то, что современный зритель обычно не обращает внимание на эти детали, говорит о том, что талант артиста и мастерство режиссёра оказываются выше однозначных интерпретаций. И что только великий артист так сможет провести психологически неубедительный эпизод в Дераа («Али, я невидим»), что зритель поверит в этот условный приём как в естественную реальность характера. Лин с Болтом проявили изощрённую хитрость, выстроив эпизод с экзекуцией так, что только малопонятные детали могут поведать зрителю, что же приключилось на самом деле (а не было никаких зверских пыток, солдат расплющил кончик розги не случайно: чтобы он не слишком повредил кожу! Зато кашель турецкого командира за кадром и выражение лица Лоуренса объясняют, что произойдёт потом: вот оно, унизительное крушение для гордеца-ницшеанца как и для любого человека!). И потому в следующем эпизоде Лоуренс просит Али отпустить его, символически одалживая грязную накидку: «Но она же грязная!» — «Зато тёплая»), ведёт себя как застенчивая женщина в штабе… Не остановившись на этом, авторы показывают обсуждение предстоящего наступления на Дамаск с Алленби на фоне фрески, изображающей падение Фаэтона с солнечной колесницы — параллель с символической сценой на крыше поезда, а затем следует резня на пути в Дамаск. Кто не ужаснётся тому, как Лоуренс смотрит в окровавленный кинжал, рифмуя эту сцену с эпизодом из первой серии, где он был в белоснежных одеждах и с сияющим золотом кинжалом…

    Именно за такую интерпретацию характера — гомосексуальный садомазохист — фильм поначалу получил очень разные оценки. Обиделись и арабы. Время, похоже, примирило всех, остался кинообраз О Тула-Лоуренса с сияющими глазами, мечтателя-интеллектуала и романтика, столкнувшегося с жестокой правдой жизни и всё-таки сумевшего сделать почти невозможное, — образ пусть и не очень исторически достоверный, зато энигматичный и до сих пор захватывающий.

    10 из 10

    за О Тула и ещё потому, что даже ошибки великих мастеров плодотворны.

    10 февраля 2015 | 22:59

    История одного из самых известных людей времен Первой мировой войны, а именно Теодора Лоуренса, больше известного как предводителя арабского народа. В начале своей службы, его мало кто любил, а уж тем более уважал. Слишком нетипичные для англичанина повадки поднимали на смех и расценивались высшим руководством, как один из признаков профнепригодности. Чтобы хоть как-то задействовать не дисциплинированного знатока арабской культуры, генералы посылают Лоуренса в Аравию, где ему поручено войти в контакт с местным принцем и составить общую картину всего того, что там происходит. Вместо помощи британским соотечественникам, герой полностью погружается в мир бедуинов и песка. Ему даже было предложено возглавить небольшую армию для того, чтобы взять очень важную крепость турков, с которыми арабские народы ведут долгую вражду. Позже, начинается настоящий подъем по карьерной лестнице, сделавший из Лоуренса не только всем известного и уважаемого воина, но и вожака для всех арабов, готовых идти за ним хоть на край света.

    Это эпическое кинематографическое полотно Дэвида Лина, знакомого мне по очень достойной драме «Мост через реку Квай», прежде всего поражает своей масштабностью и грандиозностью. Умопомрачительные сцены с огромным количеством массовки смотрятся потрясающе даже сегодня, когда все батальные сцены в основном рисуются на компьютерах и доводятся до совершенства путем кропотливого монтажа. Вот только в середине шестидесятых годов прошлого века, технологии были еще не настолько развиты и создателям пришлось колоссально помучиться, снимая абсолютно все действия по старинке. Правда, эти старания до сих пор смотрятся лучше многочисленных новых приключенческих лент, где уже нет той величественной восточной атмосферы и неописуемо красочных пейзажей пустыни со всеми вытекающими мелочами, вроде песчаных бурь или же зыбучих песков. По сути, одним из маленьких недочетов сего эпика является лишь чересчур огромная продолжительность, которая несмотря на все старания съемочной команды, чувствуется очень отчетливо. В остальном же, «Лоуренс Аравийский» является одной из самых грандиозных исторических лент из всех тех, с которыми я ранее был знаком.

    Фильм производит очень приятное впечатление и надолго остается в памяти. Нельзя не проникнуться очаровывающими арабскими пустынями, глядя на которые остается только поражаться, что такая красота является в большинстве случаев смертельной для обычного человека. Но главный герой не просто какой-нибудь очередной чудак, возомнивший себя чем-то большим. Напротив, лейтенант Лоуренс является ярчайшим примером того, что должен представлять из себя достойный человек, способный не только вернуться в жаровню ради спасения одного человека, но еще и повести за собой народ, а прежде всего, заставить этот самый народ идти вслед. Все это постепенное превращение из задиристого выскочки в неприступный авторитет, показано очень здорово и наблюдать за этим крайне интересно. Не менее увлекательными получились и батальные сцены, после которых даже захотелось найти завалявшиеся в коробках игрушечные сабли и хорошенько помахать ими. Несмотря на огромный масштаб, все битвы имели при себе и драйв, и нужную динамику, и реалистичность. В общем же, все это выглядело так, что современные картины нервно покуривают в сторонке, а ведь с момента выхода на экраны «Лоуренса Аравийского» уже прошло почти пятьдесят лет!

    Стоит отметить и тот факт, что Лин и его команда, отказались от каких-либо женских персонажей. Несмотря на это, здесь присутствует некоторая чувствительность и даже суровые, но все-таки какие-то попытки создать линии искренней привязанности. Хотя, этот эпик в основном воспевает героизм, честь, отвагу и дерзость, благодаря которой главный герой решает бросить вызов самой судьбе. Иначе не получается оправдать его постоянный риск, которого можно было бы при желании избежать. Чего только стоит его переход через непреодолимую пустыню, известной не только своей протяженностью, но и невыносимо горячим солнцем, выжигающим днем абсолютно все живое. Стоит отметить не только великолепную атмосферу, не теряющуюся на протяжении всех трех часов, но и волшебный саундтрек, нарочито созданный при использовании арабских мелодий, известных каждому. Все составляющие были на высоте и это же касается актеров, на долю которых выпал не легкий труд, вылившийся в изматывающие и долгие съемки в тяжелейших условиях.

    Однозначно, свою самую яркую и запоминающуюся роль в карьере сыграл очень характерный ирландский актер Питер О`Тул. Его необыкновенные голубые глаза, пронзительный взгляд и безусловная харизма, сделали из Лоуренса самого настоящего героя, за которым действительно не страшно отправиться на встречу с врагами. Не менее ярко отыграл еще один фактурный британский актер Алек Гиннесс, исполнивший роль того самого принца, в чью милость попадает главный герой. Пускай внешность у него не самая арабская, но это ему не помешало убедительно сыграть столь сложного персонажа. Запомнился Энтони Куинн, хотя его до боли жадный и глуповатый вождь одного из воинственных, но дружественных племен, если честно, слега напрягал. Хотя, видимо именно этого эффекта нужно было добиться. Ну и наконец, блестяще вписался в образ мудрого и преданного Али, фантастический Омар Шариф, для которого эта роль также стала одной из самых знаковых в жизни. Вместе с О`Тулом, ему удалось создать отличный дуэт, только ради которого уже стоит посмотреть этот величественный фильм.

    В итоге, «Лоуренс Аравийский» пусть и идет почти четыре часа, но зато эпично раскрывает суровые нравы пустыни, конфликт между арабами и турками, и характер одного очень интересного человека, именем которого и названа сей лента. Кино умное, глубокое, мощное и интересное, так что каждый уважающий себя киноман должен его посмотреть. Крайне достойное и в какой-то степени выдающееся зрелище, получающее от меня такую вот высокую оценку:

    9,5 из 10

    20 августа 2013 | 04:30

    Начну, пожалуй, со строк ансамбля ВДВ «Голубые береты» их песни «Новый день»:

    «Что ждет впереди нас, узнать невозможно,
    А лет уж прошедших назад не вернешь.
    И, словно книгу, листаешь страницы жизни,
    И то, что начертано в них, не сотрешь.
    Листая бездумно, порой мы стремимся
    Быстрей заглянуть в последний листок,
    Забыв о том, что дней счастливых так немного
    На этих страницах лишь несколько строк.»

    Не буду вдаваться в историю, ставя оценку достоверности описанному в фильме. То, что реальность и кино — это параллельные вещи, знают все. Хотя кино, зачастую, и может максимально приблизиться к реальности. Но я оценил больше переменчивость, даже некую изворотливость (неконтролируемую) главного персонажа. Его жизнь удивительна, немного тщеславна, постоянна в борьбе с самим собой. И я действительно, смотря это кино, словно перелистывал страницы жизни этого героя.

    Его болезненную страсть к пустыне, безумным (на первый взгляд) поступкам и некую отчужденность от мира сего. Да, есть и такие люди, которым, откровенно, мало «нашего» обыденного. Самые гениальные ученые, самые успешные бизнесмены и финансисты наделены чем-то подобным. Они любят, как говорят серфингисты, «поймать волну» и держаться на ней… до последнего. Потом они бултыхаются в воде и… снова ищут её, свою идеальную волну, как Патрик Суэйзи в 1991 году. Хорошо это или плохо? Жизнь в поисках перманентного кайфа — это как наркотик, с каждым разом хочется больше. Пока последняя волна, уже больше похожая на цунами, не накроет тебя в последний раз…

    По поводу режиссуры и натуральных съемок. Для своего времени это просто нечто. Надо смотреть. Я просто представляю какая титаническая работа была проделана и думаю, что и в наши дни это кино неплохо было бы воспринято аудиторией.

    10 из 10

    1 июля 2014 | 11:26

    «Лоуренс Аравийский», без всякого преувеличения, великое кино, достойное подобного звания на все 100%. И об этом говорит даже не то, что картина удостоилась в свое время 7 Оскаров (включая главный). Самое важное — пройти проверку временем, и она пройдена: спустя 50 с лишним лет фильм по прежнему пользуется популярностью, по прежнему удивляет, захватывает. И помнят его вовсе не из-за количества наград, а из-за истории, не в пример многим современным обладателям самой престижной кинопремии мира, которые будут забыты в скором времени: «Операция Арго», например, фильм хороший, но в нет нет ничего, что сможет сделать его культовым и великим, ничего, что заставит зрителя, вспоминая о нем, упоминать не только «Оскар», а говорить о достижениях другого, нематериального плана.

    С первых минут действие захватывает, и, что является редкостью для настолько продолжительных лент, не отпускает до конца на протяжении всех 216 минут, лишь изредка провисая, но не настолько, чтобы было скучно. При том красота и качество съемки поражают — как и «Апокалипсис сегодня» Копполы, «Лоуренс Аравийский» даже спустя десятки лет с момента выхода, восхищает, выглядит при этом естественно, на фоне современных картин, напичканных графикой. Батальные сцены с участием сотен солдат и лошадей, поезд, сходящий с рельс — все снято реально, вживую. Подобное заслуживает только уважения.

    Но, пусть и снято все это кино великолепно, главное здесь, это история офицера Лоуренса. Питер O`Тул отлично воплотил героя на экране, изменившись и позврослев по ходу ленты вместе с ним. Масштаб и величие самой личности ему удалось передать полностью, удалось передать и боль, и сомнения, и решительность знаменитого героя, иногда даже играя только одними глазами, но очень убедительно. Остальной актерской состав закономерно отошел на второй план, но и там люди старались. Вообще, подбор актеров очень удачный — ни один персонаж не выделялся на общем фоне, как «чужой», атмосфера воссоздана очень грамотно.

    Легенды создают тоже люди, люди двигают мир вперед и совершают великие дела — вот, наверное, главная мысль данной картины. Величие имени Лоуренса в обществе противопоставляется его собственному горю, его порокам и слабостям. Да, он герой в глазах многих, но нам показывают его как человека, очень сильного, рискового, играющего с огнем, но оказавшегося куда слабее созданной собой же легенды, придавленного ею. Все мы люди ведь в конце концов, не боги, а просто люди, иногда способные на чудеса.



    10 из 10

    1 декабря 2013 | 09:01

    История — это такая вещь, в которую чтобы попасть, человек должен лично вершить великие дела, которые могут повлиять на ее ход. Есть люди, которые совершают такие дела и оставляют за собой заметный след, а есть люди, которые раздают лишь приказы, но в историю не попадают. В числе великих людей находится знаменитый английский разведчик Томас Эдард Лоуренс, чьей невероятной биографии была посвящена великая картина Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский».

    Сюжет

    Фильм повествует о биографии легендарного британского офицера Т. Э. Лоуренса. В годы Первой мировой войны он по заданию попадает в одно из арабских племен, к обитателям которого вскоре проникается доверием. Так начинается его история, история человека, который долгое время находясь в кругу чуждого народа, сам становится его частью.

    Игра актеров

    Актеры превосходно исполнили свои роли, не создав в своих персонажах какие-либо стереотипы или еще что-нибудь, что могло бы повлиять на общее восприятие фильма. Питер О’Тул исполнил весьма необычную роль. Он не изображал Лоуренса каким-то истинным героем или настоящей великой личностью. В его игре Лоуренс предстал загадочным человеком, который пытается помочь угнетенному народу объединиться, чтобы помочь ему изгнать своих завоевателей. Особенно запомнилась роль Омара Шарифа, сыгравшего Шерифа Али, близкого друга Лоуренса, который всюду следовал за своим предводителем.

    Режиссура

    Дэвид Лин не лишний раз предстал талантливым режиссером. Ему на радость зрителям удается сделать свои фильмы не просто эпическими военными драмами, а прежде всего глубокими и психологическими притчами о человеческом поведении и переменах, кипящих в душе этого самого человека. Стоит отметить, что режиссеру прекрасно удалось передать переживания и мучения героев. Так, например, на меня произвел впечатление эпизод, в котором Лоуренс пытался спасти в пустыне отставшего бедуина под палящим солнцем.

    Сценарий

    Как уже было сказано, «Лоуренс Аравийский» — это не только биографическая картина, это также глубоко психологический фильм о том, как меняется человек под воздействием определенного рода обстоятельств. Главный герой в начале предстает образованным и воспитанным человеком, который презирает убийства и всякое варварство. Но, присоединившись к бедуинам в их борьбе за независимость, он сам варваризируется и превращается в незнающего пощады убийцу.

    Саундтрек

    Музыка идеально передала атмосферу фильма, показав, что мир Аравии, в котором очутился герой идеально подходит для него. Он испытывает настоящее счастье, находясь в бескрайней пустыне, сражаясь бок о бок с чуждым ему по крови народом. Слушая ноты из главной темы, вы словно чувствуете то же самое.

    Итог

    «Лоуренс Аравийский» — поистине великий фильм о великом человеке. Но великим в этом фильме Лоуренс предстал не благодаря своим свершениям, а заслугой стало то, что ему удалось проникнуть образом жизни аравийских народов, ощутить их нравы, склад ума и просто понять их, за что его и стоит назвать великим.

    10 из 10

    3 января 2013 | 00:34

    Перед просмотром.

    Для того чтобы полноценно оценить серьёзную военную драму, нужно отбросить все лишнее, что может помешать такому просмотру. Всё. А именно:

    1. Данная лента идёт три с половиной часа. Значит, нужно настроиться на долгий просмотр.

    2. В списке актёров в этом фильме нет ни одной женщины. Стало быть, о романтической линии сюжета можно забыть.

    3. И последнее. История, хоть и цветная, но, поставлена, всё же, в 1962 году. Значит, не стоит надеяться на эффектные боевые съёмки, характерные современному кинематографу.

    Вам покажется, что это всё и… можно приступать к просмотру. Но это далеко не так.

    1. 1962-му году, равно, как и 2012-му присуще яркая игра актёров. Знаменитых, интересных, харизматичных актёров. И это хорошо видно, когда смотришь не один фильм из той эпохи (эпохи 60-х годов), а несколько. Тогда можно сравнить, почувствовать, ну и, лишний раз убедиться в силе и небесном таланте того или иного героя.

    2. Это не просто военный фильм, а фильм-биография. К тому же, не вымышленная. Человек, о котором пойдёт речь, существовал на самом деле. Стало быть, можно вкратце пробежаться по его данным. Для большего эффекта.

    3. И третий пункт. «Лоуренс Аравийский» стоит на третьем месте в списке «100 лучших британских фильмов всех времён и народов», по версии британского института кино. Вдобавок, этот фильм можно найти во многих международных списках о «100 лучших фильмах всех времён и народов». И тот, и другой список почётен. Значит, если я хочу расширить свой кругозор и оценить многочисленные фильмы из столь почётного списка, я обязан посмотреть его…

    После просмотра…

    Да… Реакция не однозначная… Настроение и отношение к фильму меняется от часа к часу. Любопытство, отслеживание игры главных героев, лёгкая симпатия, некое уважение, зной, жара, столкновения народов, мелкие пешки в большой игре, доблесть, героизм, стратегия, желание помочь, понять, битва и так далее… Не стоит раскрывать всех карт сразу. Пусть тот, кто решил посмотреть этот фильм, сам сделает для себя выводы.

    Я же:

    1. благодарен режиссёру (Дэвиду Лину), который, на мой взгляд, удачно убрал некоторые жестокие психологические моменты из этой картины. Воображение у меня богатое. И тот факт, как насилуют мужчину (после жестокого избиения), я могу без проблем представить…

    2. Был поражён игре актёра играющего Лоуренса (Питер О’Тул). Его мимике, жестам, взглядам, некоторым диалогам. Хороший актёр.

    3. Смог лишний раз убедиться в таланте Омара Шарифа (в фильме он шериф Али-ибн-эль-Хариш). Прекрасная игра.

    4. Оценил многолетние проблемы и конфликты арабского народа. Вы знаете, приятно, когда показывают правду. Пусть горькую, но правду. А она такова: трудно различным племенам жить в мире. В виду своих традиций, обычаев, правил, законов… Трудно. По сей день.

    5. Не рекомендую данную ленту детям и слабохарактерным людям. Вот, вроде бы, в фильме мало жёстких сцен, а, в то же время, их с лихвой хватит тем, кто близко-близко примет это на свой счёт.

    На этом все.

    А о том, что в фильме нету женщин, я понял по-своему… Не было их в жизни у самого Лоуренса! Не стал и режиссёр коверкать информацию.

    Что ж… Могу ещё многое рассказать про эту картину, но… Не реферат же это.

    А, по сему, если вы сочтёте нужным, то вы сами прочитаете про этого интересного британского героя офицера-путешественника на различных интернет-страницах и, возможно, почувствуете, почему такую насыщенную биографию экранизировали и поставили в столь почётные списки.

    И последнее.

    Не путайте, пожалуйста, такого рода фильмы, с фильмами для заполнения пустоты, и лёгкого времяпрепровождения. Нет. Драматические биографические ленты — это нечто большее, сложное, что понимается тогда, когда мы сами уже пожили какой-то определённый период на этом свете…

    А, стало быть — 

    10 из 10

    Спасибо за внимание!

    12 декабря 2012 | 01:42

    Посмотрела «Лоуренса». Это конечно не фильм, а потрясение.

    Когда Лоуренс в последний раз возвратился в Аравию, перед тем как пойти на Дамаск, то я смотрела всех этих арабов, половина из которых были «куплены», которые скандировали «Лоуренс!» и мне хотелось плакать, даже не плакать, выть. Выть по-волчьи.

    А после слов «Хватит, Лоуренс, хватит!» я зарыдала. Потому что это не то, как должно было это все быть, это неправильно, это ужасно.

    «Он сошел с ума, сошел с ума» — вертелось у меня в голове, и, god knows, так оно и было.

    Есть что-то прекрасное в том, чтобы предчувствовать безысходность. Ты видишь в каждом жесте, взгляде и кадре, что будет так, будет только так и никуда от этого не деться. «Всё предначертано» — ты видишь.

    Еще в начале фильма в мою голову закралась такая мысль: «Как он может служить Британской империи и отстаивать права арабов, искренне быть за арабов. В то же время как он может сражаться вместе с арабами за их, арабов, интересы, которые фактически противоположны интересам Англии. Отречься от родины? Предать тех, кто верит в него, тех, кто доверил свои жизни и надежды ему?».

    «Предатель. С обоих сторон» — пронеслось у меня в голове. Так и вышло. Он везде чужой — и дома, и в пустыне.

    Мне тяжело как-то структурировать свои мысли, потому что всё, что я чувствую сейчас — это опустошение.

    Нет, я не жалею, что потратила четыре часа своего времени на этот фильм, потому что в конце концов я ощущаю, что в моей голове что-то перевернулось, что-то изменилось, произошло что-то из того, что требуется осознать и положить на правильные полочки. Но всё еще трудно делать какие-либо выводы, поскольку ты всё еще там — в этом мире и с этими героями, в этой атмосфере — то преобладающей эмоцией всё же является опустошение.

    Ради чего всё это было? Стоит ли игра свеч? Что впереди? Правильно ли он поступал? — много вопросов и ни одного ответа. Пустота.

    Очень сложно что-либо систематизировать, но вот то, что сразу приходит на ум.

    Это второй по счету фильм Дэвида Лина, который я посмотрела. Какие-то банальные вещи вроде «рука мастера чувствуется во всём». На самом деле то, что хочется сразу отметить так это совершенный визуальный ряд. Я думаю, что это можно считать особенностью режиссера. Сразу вспоминались кадры из «Лета», красивее которых я до этого не видела. Полчаса ушло на то, чтобы привыкнуть к этой визуальной роскоши. Снова.

    Поразительное по глубине и драматизму изображение пустыни. (Честное слово, пустыня всегда закономерно ассоциировалось с пустотой, не-действием, здесь совсем другой образ пустыни — более чем динамичный). Разного рода пейзажи, от которых захватывает дух. К этому действительно нужно привыкать.

    Первая часть оставила у меня больше положительных эмоций — может, потому что там кажется, что все еще будет хорошо. Возможно, свежесть восприятия играет свою роль (после двух часов просмотра уже сложнее воспринимать информацию). Так или иначе, ты ощущаешь эмоциональный подъем — добрый Лоуренс, милый, храбрый, славный Лоуренс.

    Он отправился в пустыню, он не боится провозглашать свои принципы, говорить о них «варварам, злым, жестоким арабам».

    «Мое имя для моих друзей». Вы не должны убивать, но не должны пресмыкаться. Вам нужна свобода, я дам вам её — свободу. И словно пророк (недаром, эта предполагаемая роль Лоуренса так часто обыгрывается в фильме с разных сторон — то же упоминание Моисея) он ведет их в пустыню.

    После бессонной ночи и хождения по пустыне подобно самому Иисусу, он восклицает — на Акабу, на Акабу!

    Пятьдесят человек арабов и он ведет их. И он надеется на чудо, надеется совершить невозможное, полный энтузиазма, поддерживаемый тем фактом, что он сам вершит свою судьбу.

    После долгой дороги обнаруживается, что один из арабов пропал. Цель близка и бессмысленно волноваться о том, кто пропал, ведь его уже не вернуть. Он непременно скоро умрет, он уже умирает, Лоуренс. Мы дошли до заката, мы совершили невозможное, разве это не стоит одной жизни? Ты ничего не сможешь сделать. Всё…предначертано.

    Резким движением поворачивая лошадь, он решительно едет в другую сторону. Он спасает Гасима. Он является Дауду путеводной звездой, светом в конце туннеля, пророком и спасителем. Прежде ослабевший и потерявший всякую надежду выжить в этой одинокой пустыне, Дауд постепенно разгоняется все больше и больше, двигаясь по направлению к этой едва различимой фигуре, к этому маяку.

    Скажу честно, этот момент был настолько эмоциональным для меня, что я чуть не заплакала. И это, конечно, благодаря музыке. Знаменитая тема Лоуренса звучит здесь много раз — торжественно, возвещая появление героя, едва различимо — предвещая великое будущее, звучит и грозным предзнаменованием и ехидной насмешкой. Звуковой ряд здесь настолько же богат и насыщенен, как и ряд визуальный. Вот традиционные восточные мотивы, а здесь резкие военные марши. Вообще музыка в «Лоуренсе» является важной эмоциональной составляющей. Она должна бы являться таковой во всех фильмах, но не везде музыкальное сопровождение так хорошо справляется со своей ролью как в этом фильме.

    И всё же Лоуренс возвращается в Акабу со спасенными спутниками. Али, прежде не веривший в успех предприятия и уже похоронивший чужестранца, идет встречать его, держа в руке флягу с водой.

    Вообще эта сцена, ровно как сцена предшествующая ей, а также последующая очень интересны. Они показывают, что Лоуренс и Али очень близки.

    Когда Лоуренс говорит о своем намерении вернуться, для того, чтобы спасти Гасима, то Али приходит в ярость. «Куда ты завел нас, мерзкий англичанишка! Ради чего? Ради Акабы? Отвечай, ради Акабы? Ты не попадешь в Акабу!». Неверный, проклятый!

    Но ты не попадешь в Акабу! — чуть не плачя, заклинает Али.

    Но все эти проклятия означают лишь «Не уходи. Останься, ведь ты погибнешь. Ты погибнешь, я точно знаю. Но я не хочу этого! Пожалуйста, останься здесь».

    Яростное «Англичанин! Англичанин!». Пожалуй, это одна из лучших сцен этого фильма.

    И вот он возвращается. Вопреки всему сумевший это сделать. Сам выбирающий себе судьбу. Человек совершенно другого склада ворвался в их жизнь и перевернул ее с ног на голову — «Ничего не предначертано!» — гордо произносит Лоуренс перед тем, как упасть в обморок от бессилия.

    И Али встречает его, встречает его как равного, встречает его как храброго и достойного.

    10 из 10

    14 августа 2016 | 11:10

    «Я любил тебя и потому взял в руки людские волны и волю свою написал во все небо средь звезд, чтобы стать достойным тебя, Свобода, гордый дом о семи столбах, чтоб глаза могли воссиять, когда мы придем к тебе.»

    Отрывок из произведения Т. Э. Лоуренса «Семь столпов мудрости», на мой взгляд, отчётливо характеризует самого Лоуренса, его стремление быть во всём свободным и независимым. Такой человек как никто другой лучше знает значение этих слов. Конечно, художественный фильм вряд ли может дать полное представление о личности Лоуренса, равно как и интернет-сайты с его биографией, но лично я, представляя себе этого без сомнения великого человека, буду опираться на его образ, созданный талантливым Питером О`Тулом в фильме, снятым не менее талантливым Дэвидом Лином.

    Просматривая фильм, я не раз ловил себя на мысли, что где-то уже видел это, в других фильмах мелькали знакомые эпизоды. Удивился, узнав год выпуска этого фильма. Как человек, который слабо разбирается в фильмах, снятых до 90-х годов прошлого столетия (простите мой позор), я считал этот фильм снятым именно в этих годах, ибо снят он с высокой долей мастерства и вложенного труда. Обилие красивых панорамных кадров, длинные планы и многое другое, которое редко увидишь в современных фильмах. С технической точки зрения фильм прекрасен.

    Я бы хотел пропустить в рецензии, какие проблемы затрагивает данный фильм, ибо их множество, начиная от сущности человека и кончая проблемами войны и политики в целом. Однако после просмотра фильм оставляет пищу для размышлений.

    Оценивая фильм как простой зритель, я нахожу его увлекательным, интересным, поучительным, местами затянутым, но в целом превосходным. Режиссёру удалось создать атмосферу фильма, но самое главное — ты полностью впитываешь в себя эту атмосферу, ощущаешь себя частью чего-то великого. Во многом этому способствует актёрский ансамбль фильма, главную скрипку в котором играет конечно же Питер О`Тул, но о нём отдельно чуть ниже. Просмотрев полностью 3,5 часа настоящего фильма (не в обиду современному кинематографу), я понял, что не потратил зря время, ибо так давно я не наслаждался кино.

    Актёрская игра Питера О`Тула не вызывает у меня никаких, даже малейших сомнений. О ней можно говорить очень долго, некоторые даже заявят, что он переигрывает. Но лично для меня его игра остаётся эталонной наряду с игрой Шарлто Копли в «Район N9» (не самое лучшее сравнение, знаю), отдавая предпочтение Питеру О`Тулу. Самое чудесное в том, что на протяжении всего фильма с Лоуренсом происходят метаморфозы, последствия которых прекрасно переданы благодаря опять таки актёрской игре. Низкий поклон Питеру О`Тулу.

    Резюмируя вышесказанное, хочу сказать, что Лоуренс Аравийский — великий фильм о великом человеке, и хотя бы раз его нужно посмотреть каждой живой душе, не ради пропаганды кинематографа, но для личного развития и веры в человека. Таких, скорее всего, больше уже не будет.

    10 из 10

    24 ноября 2012 | 18:07

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>