Статьи

Российское кино в 2013 году: К успеху пришли

Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву.
Российское кино в 2013 году: К успеху пришли

Фуа-гра или острая лапша? Как непросыхающий герой заработал 137 миллионов? Какой пикантный российский фильм собирал аншлаги за рубежом? КиноПоиск вспоминает главные события 2013 года и просит их прокомментировать эксперта в области российского кино и программного директора фестиваля «Кинотавр» Ситору Алиеву.

Беспрецедентные 137 миллионов для учителя-алкоголика

«Впервые победитель „Кинотавра“ („Географ глобус пропил“ — Прим. КиноПоиска) заработал в прокате 137 миллионов рублей, и прокат еще продолжается. Зритель есть, он ходит, и, главное, не спадает интерес. Международный фестивальный прокат принципиально важен. Компания „Антипод“ эффективно поработала до и после „Кинотавра“ с нашими призерами. А это, кроме „Географа“, еще и „Небесные жены“ и „Интимные места», — так начинает разговор об итогах года Ситора Алиева.

В российский прокат в 2013 году вышло более 50 отечественных (или копродукционных с российским участием) картин. В 2013-м «Сталинград» стал самым кассовым, «Горько!» — самым прибыльным, а «Легенда № 17», очевидно, самым любимым проектом (фильм держится в топ-250 КиноПоиска в районе 97-го места). «Географ глобус пропил» явил собой редкий пример единодушия критиков, профессионалов от киноиндустрии и зрителей, показав неплохие результаты в прокате и собрав ворох призов на российских и международных смотрах.

Зрители ломились смотреть «Интимные места»

«С одной стороны, такого рода арт-мейнстрим, как „Географ“ (хотя все наши определения, оговоримся, условны), сделан абсолютно в русле советских архетипов. Это и „Полеты во сне и наяву“, и „Осенний марафон“. И вроде бы ничего нового в смысле открытия тем, стилей, способов повествования. Но, с другой стороны, есть что-то новое, загадка, которую невозможно разгадать, и это работает, эмоционально воздействует. Фильм нашел своего зрителя, и этот зритель очень разный», — комментирует Ситора Алиева успех «Географа», уточняя, что прокатчик «Наше кино» рассчитывал на более скромные сборы.

Публика, похоже, ответила любовью
У «Географа» (впрочем, не только у него) отлично сложилась фестивальная судьба. «Десятки призов и 70 фестивалей», — говорит Ситора Алиева. Необходимо помнить, что показ фильма на фестивале — это, во-первых, небольшая сумма в копилку создателей, во-вторых, несколько тысяч международных зрителей, которые открывают для себя российское кино. По фестивалям фильм может ездить хоть три года и все это время находить нового зрителя. «Многие мои коллеги отмечали локальность истории „Географа“, ее востребованность именно здесь, — продолжает Алиева. — Однако недавно картина получила главный приз на фестивалях в Одессе, Коттбусе и Онфлере, где работало международное жюри. Это здорово, потому что фильм оказался куда более открытым интернациональному зрителю, чем мы представляли. Стоит вспомнить дебютную картину Натальи Меркуловой и Алексея ЧуповаИнтимные места“. Она успешно путешествовала по смотрам, каждый раз собирая аншлаги. Наверное, сыграло роль интригующее название, и все же это не единственная причина интереса. Причем после призов на „Кинотавре“ у картины не было наград до недавнего приза в Таллине, однако билеты на все фестивальные сеансы каждый раз были проданы».

Многие картины «Кинотавра» — как премированные в Сочи, так и нет — могут похвастаться успешной международной фестивальной судьбой. «Стыд“ был отмечен наградой FIPRESCI в Карловых Варах и попал в программу Лондонского кинофестиваля, „МайорЮрия Быкова взял несколько главных призов в Шанхае. Кстати, „Майор“ выходил в прокат во Франции, откуда я недавно вернулась, и мне перевели несколько замечательных рецензий на этот фильм, — рассказывает Ситора Алиева. — Я была удивлена, насколько позитивными они были, как высоко оценили картину французские критики. Международный прокат придает фильмам другой контекст, это очень важно». В дирекцию «Кинотавра», кстати, до сих пор поступают запросы и приглашения для картин-участников на новые и новые смотры. Фестиваль выступает как информационный посредник и оператор, связывая отборщиков и авторов фильмов.

«Интимные места»

«Интимные места»

Зритель не дурак: он любит жанровые картины и хочет выбирать

В 2013 году отечественная киноиндустрия вдруг предложила зрителям, кроме стандартного набора из комедий с медийными лицами и пары артхаусных картин, сразу несколько крепких жанровых картин: фильм-катастрофу, спортивную биографическую ретродраму, свадебную комедию с подтекстом, военный исторический эпик. Публика, похоже, ответила любовью. А у российских актеров появилась возможность сыграть в жанровом кино, не теряя лица и не уезжая в Голливуд.

«Мне кажется, в этом году к девочкам 14—15 лет, которые и делают кассу американским блокбастерам, приплюсовались совсем другие зрители. Те, кому за 30, за 40, а то и за 60. Жанровое своеобразие создает новую аудиторию, — уверена Ситора Алиева. — Характерный пример — фильм „ИзменаКирилла Серебренникова. Мало того что он был в конкурсе Венецианского кинофестиваля, это абсолютно жанровое кино, великолепно сделанное. Когда таких фильмов будет больше, тогда и прокатная жизнь российского кино изменится. Нам необходим мейнстрим высочайшего уровня, чтобы расширять аудиторию кинотеатров. Глупо считать зрителя дураком. Когда будет то, из чего выбирать, когда будут истории, которые его волнуют эмоционально, будоражат интеллектуально, тогда, кроме маркетинга, заработает сарафанное радио».

«Измена»

«Измена»

Российское кино в большом объеме появится в интернете

В конце года стало известно, что «Роскино» и Digital Media Rights, агрегатор цифрового контента и оператор кабельных каналов, объявили о начале трансляции ста фильмов российского производства на видеосервисах Hulu, Hulu Plus и Amazon. Кроме игрового кино, в коллекцию зарубежных библиотек попадут российские телевизионные фильмы и сериалы. По условиям договора фильмы из пакета «Роскино» будут знакомить американского зрителя с актуальным российским кинематографом вскоре после выхода картин на российские экраны или после премьерных показов на международных фестивалях. В начале 2014 года пакет российских фильмов появится в каталогах Hulu и Amazon в разделе, посвященном зарубежному кинематографу.

«Российское кино заходит на все платформы. Рынок Doors, который организует „Роскино“, успешно занимается коммерческим продвижением, что очень важно. Это, между прочим, затратное дело: фильмы нужно подготовить, перевести, сделать субтитры. Еще два года назад мало кто мог предположить, что рынок VOD будет расти с такой скоростью. И попадание российских картин в библиотеки крупнейших сервисов — огромный сдвиг», — комментирует программный директор «Кинотавра».

Отечественное кино заходит на все платформы

Изголодавшийся по российскому кино зритель нашелся в Тель-Авиве и Таджикистане

В этом году зарубежный зритель мог познакомиться с российскими фильмами не только на фестивалях, но и во время Недель российского кино, профессионально отработанных в Торонто, Нью-Йорке, Тель-Авиве. Не забыли и ближайших соседей — страны СНГ.

«В этом году был массированный удар Неделями российского кино на разных континентах, но важно, что недели отработали и на постсоветском пространстве, так как там живет самый благодарный для российского кино зритель — русскоговорящий, изголодавшийся по российскому кино на большом экране, — объясняет Ситора Алиева. — Я сама ездила на подобную неделю в Таджикистан и занималась ее программированием. Что я увидела? Люди, увы, оторваны от российской культуры. Они были потрясены, увидев „Майора“, „Стыд“, „Пустой дом“, „Географа“. Потрясены темами, смелостью и открытостью разговора, который предлагают наши кинематографисты. В самом Таджикистане нет кино в широком смысле, всего один-два фильма. И подобная неделя порождает взаимообмен, который необходим для работы национальной киноиндустрии, подстегивает локальные структуры и частных инвесторов заниматься своим кино».

«Майор»

«Майор»

Забудьте про фуа-гра, пора есть острую лапшу!

Дебаты о том, как защищать свою киноиндустрию, не стихали весь год. Российский зритель идет на американские блокбастеры и игнорирует отечественный продукт. Что делать? Инициативы депутатов вроде введения квот на национальное кино, когда кинотеатры были бы (под угрозой штрафов) обязаны показывать в определенном объеме российские фильмы, в равной степени возмущали и владельцев кинотеатров, и самих кинематографистов. К счастью, дальше громких заявлений дело не пошло. Требуя ввести квоты, не очень осведомленные парламентарии и их единомышленники отчего-то приводили в пример Францию, в которой никаких квот не существует, хотя разумная система финансирования национальной киноиндустрии там действительно есть. Впрочем, стоит учиться у французов или у кого-то еще?

«Все любят говорить про Францию, а я люблю про Корею, — смеется Ситора Алиева. — Корея начала массированно продвигать свой кинематограф, и нам нужно учиться именно у них. Корейское кино не ограничивается нишей любителей азиатского кино, оно начинает интересовать американского зрителя. Те сборы, которые делают корейские блокбастеры („Маскарад“, „Воры“), — это фантастические цифры. Сами корейцы хотят осваивать новые рынки и движутся в Китай. Недавно они потратили полтора миллиона долларов и открыли в Пекине свой центр продвижения кино. Они понимают, что именно в Китае это сложнее всего: там и чудовищная бюрократическая система, и нежелание вступать в кооперацию с кем-либо. Сейчас они планируют потратить миллион, чтобы продолжить соединять кинематографистов Кореи, США и Китая. Причем деньги тратятся на знакомства, на круглые столы, на общение, на обеды! Человеческий контакт тоже требует бюджета, и корейцы это понимают. Их экспансия — удачный пример национального кинопродвижения. Начиналось, кстати, все с Пусанского кинофестиваля, который стал аккумулятором всей индустрии».

Что я увидела? Люди, увы, оторваны от российской культуры

Кинематографистов испытали на стрессоустойчивость

В 2013 году на государственном уровне впервые применили технологию питчинга, которая давно существует в мире и уже десять лет на фестивале «Кинотавр». Продюсерам и режиссерам пришлось защищать свои новые проекты не только перед чиновниками Министерства культуры РФ, членами экспертных советов министерства и Фонда кино, а также коллегами-кинематографистами, но и перед самой взыскательной публикой — журналистами и обычными гражданами, которые могли при желании следить за трансляцией питчингов через интернет. А министерству и Фонду кино при вынесении решения надо помнить, что презентацию видели не только они.

«Я знаю, что это вызвало стресс у многих кинематографистов, которые оказались не готовы к такой процедуре, не готовы озвучивать детали проекта. У многих не получилось сделать это убедительно и элегантно, этому нужно учиться. Хотя мой опыт работы в экспертных группах питчингов Европы и Азии показал, что не всегда успех устного выступления тождествен качеству фильма. Однако плюсов у открытости много. Хочется, чтобы эта инициатива Елены Лапиной не исчезла. А эксперты, то есть те, кто контролирует финансовые и административные ресурсы, учитывали необходимость этой открытости», — комментирует Ситора Алиева.

«Оттепель»

«Оттепель»

Такая большая домомучительница в такую маленькую коробочку?

Российские кинорежиссеры взяли пример с Дэвида Финчера, снявшего многосерийный «Карточный домик», обратили свое внимание на телевидение, а зрители ответили взаимностью. Хотя поначалу представить это было трудно, как Карлсону то, как фрекен Бок влезла в телевизор. В начале декабря телезрителей приковала к экранам «Оттепель» Валерия Тодоровского, который впервые взялся за сериал не как продюсер, а в качестве режиссера. Примерно в то же время стало известно, что российскую адаптацию «Родины», вернее, ее израильского прародителя, снимет не кто-нибудь, а Павел Лунгин. Олег Погодин снял «Крик совы», Вадим Перельман — «Пепел». Параллельно мы радовались успеху отечественного телеформата за рубежом: сериал «Небесный суд» компании DT Production был куплен East 2 West Entertainment для адаптации на американском телевидении, а CBS Studios International приобрела права на демонстрацию и адаптацию «Кухни». Наконец, нельзя не упомянуть, что в одном из главных сериалов нашего времени — «Игре престолов» — появился российский актер Юрий Колокольников.

Я знаю, это вызвало стресс у многих кинематографистов
«Через сериалы сейчас в мире происходит мощный взаимный обмен. Форматы работают на разных территориях, потому что мир становится все более однородным. Мощь телевидения никуда не исчезнет. Волна эта будет только возрастать. Многие режиссеры станут стремиться работать на телевидении. Раньше они брезгливо к этому относились. Я никогда не понимала, откуда у них этот снобизм: „Я? На телевидении?“ А сейчас все хотят снимать сериалы. „Оттепель“ была важной вехой. Те полярные мнения, которые она вызвала, только подтвердили, что это искусство. Ведь только искусство способно так волновать», — говорит Ситора Алиева и добавляет, что даже на Роттердамском кинофестивале, в главной артхаусной точке кинематографической Европы, уже не первый год существуют воркшопы, посвященные сериальному формату — малобюджетному, авторскому, разному.

Пожертвуйте на съемки фильма кто сколько может

В Голливуде наделал шума Зак Брафф, собрав немалую сумму для своего нового фильма на краудфандинговой платформе Kickstarter. Миллионы долларов нашим кинематографистам, конечно, не снились, но есть и свои рекорды: независимая картина «28 панфиловцев» Андрея Шальопы собрала на платформе Boomstarter больше 3 млн рублей, что позволило снять небольшую, но впечатляющую сцену на студии «Ленфильм». В октябре КиноПоиск внимательно изучил краудфандинговую поляну и нашел немало интересных независимых проектов. Потянулись за помощью к неравнодушным киноманам и более известные режиссеры. Так, автор «Рассказов» Михаил Сегал собирает на сервисе Planeta.ru деньги на свой новый проект под названием «КСП». Правда, дела пока идут не очень — собрано меньше 200 тысяч из необходимых 6 млн.

«Я считаю, это не только поиск финансирования, но и своеобразный маркетинг. Сегал — звезда, он своим фильмом „Рассказы“ всех нас покорил. Очаровал тем, как свободно он обращается с жанром комедии, а главное, с актуальными смыслами нашей жизни. Он режиссер, способный на многое, ведь он снял ленту „Франц + Полина“, а это принципиально другое кино. Он доказал, какой широкий у него диапазон возможностей. Я знаю, что продюсер Наталья Мокрицкая запустила его на свой страх и риск. Надеюсь, через краудфандинговую платформу Миша сможет найти дополнительные средства на проект. Для меня важно, конечно, чтобы он успел к „Кинотавру“ закончить картину», — говорит Алиева.

«Метро»

«Метро»

Школьники пока могут выдохнуть

В 2012 году все обсуждали инициативу по введению в школах факультатива «100 лучших фильмов». В начале января Министерство культуры определилось со списком фильмов, а Министерство образования и науки РФ пообещало разработать методические рекомендации для учителей. Дальше проект повис в воздухе. Кинообразование в вузах тоже никаким реформам пока не подвергалось, да и разговоры о том, куда нужно двигаться, поутихли. Частные киношколы же растут как грибы, у каждой свой формат и своя концепция.

Расскажите, чем дышит кинематограф сейчас
«Кинематограф — это не только бюджет, съемки и две недели проката. Если финансы вливать только в Фонд кино и так называемые патриотические фильмы, то это ничего не даст в перспективе, — напоминает Ситора Алиева. — Необходимо вкладывать деньги и в образование тоже. Причем в профессиональное образование. Я вижу, что в Москве слишком много появилось киношкол. И, увы, 70 % — это просто кружки. Бизнес для ушлых. Но и в серьезных киношколах нужны перемены. У нас принято ссылаться на США при всяком удобном случае. И я приведу свежий пример. Кинокритик из Variety Питер Дебрюж недавно описал свои впечатления от преподавания в Чэпменском университете. Там, как и во многих других киношколах, построен современный технологический центр, в который вложено до 50 млн долларов. Все для студентов. Крупные фигуры киноиндустрии, такие как Джордж Лукас, поддерживают подобные центры и даже финансируют из своего кармана. У нас, конечно, пока нет ни подобных имен, ни бюджетов, но это материальная сторона. А что касается стороны интеллектуальной, то тут тоже есть чему поучиться. Питера Дебрюжа попросили: мы не хотим классическое образование, чтобы вы в 25-й раз рассказали про Хичкока, Орсона Уэллса, Жана Ренуара; нам нужен ваш опыт современного кинокритика. Вы ездите по фестивалям, смотрите современное кино, вы ориентируетесь в трендах, так расскажите, чем дышит кинематограф сейчас. Питер Дебрюж обалдел от такого подхода и признался, что в итоге сам получил от преподавания едва ли не больше, чем студенты, показывая вместо „Гражданина Кейна“ и „Касабланки“ „Бората“ и „Идентификацию Борна».

«Географ глобус пропил»

«Географ глобус пропил»

Нам просто повезло, или это надолго?

Сумеют ли российские картины закрепить эти результаты в 2014 году? Ситора Алиева качает головой: «Никто не знает, что будет. Но реальность этого года очень радует. Надо продолжать изучать своего зрителя, активно задействовать социальные сети. Не будем забывать, что с 2013 года Россия и Китай — самые важные территории для голливудских мейджоров. „Сталинград“ открыл двери в Китай для российской киноиндустрии. Кинематографическая карта мира меняется, важно вовремя вписаться в новые пути развития».

О том, какие российские фильмы стоит ждать в 2014 году, читайте на КиноПоиске в ближайшие дни.

Читайте также
Интервью Анна Чиповская: «Симпатичным актрисам предлагают самое неинтересное» Звезда «Оттепели», «Блокбастера» и нового сериала «Пекарь и красавица» рассказывает о тяжком бремени идеальной внешности, невыносимости российского кино и спасительных хоррорах.
Статьи Открываем «Кинотавр»: 5 вечных вопросов о фестивале В Сочи начинается самый важный для российского кино фестиваль. Или не самый важный? Объясняем, почему надо следить за «Кинотавром».
Интервью Алексей Иванов: «Лучший сериал всех времен — „Ходячие мертвецы“» Автор романов «Географ глобус пропил» и «Ненастье» — о новых экранизациях его книг, любимых телешоу и о том, почему он убрал свое имя из титров сериала «Тобол».
Комментарии (11)

Новый комментарий...

  • 8

    Rod Tidwell 1 января 2014, 23:54 пожаловаться

    #

    Отличная статья! «Географ» и «Легенда 17» очень хорошие фильмы, смотря которые хочется верить, что российский кинематограф еще не погиб.

    ответить

  • 4

    Beat Takeshi 2 января 2014, 22:34 пожаловаться

    #

    Очень оптимистичная и содержательная статья

    ответить

  • 4

    +44 5 января 2014, 14:20 пожаловаться

    #

    Не знаю. 13-й год вышел и правда на ура, но кроме Вия в 14-м нет фильмов, которые бы толкали индустриию дальше, как это сделали Легенда, Метро и Сталинград. С архаусным кино тоже не ясно: может снова попадутся алмазы, а может(как чаще всего и бывает) шелуха.

    ответить

  • 2

    splash emotion 5 января 2014, 17:00 пожаловаться

    #

    может снова попадутся алмазы, а может(как чаще всего и бывает) шелуха

    шелуха — это Вы про «Бумажного солдата» (лучшая режиссура и лучшая операторская работа Венеция-2008), или Вы про «Фауста» (победитель пару лет назад), или про «Овсянки» (операторская работа и приз ФИПРЕССИ), или про «Измену», недавнюю «Жажду», «Елену», «В тумане», «Как я провел этим летом» (Серебряный Медведь за выдающийся художественный вклад в развитие кино, лучшая мужская роль(2 раза) и операторская работа) ?

    ответить

  • 6

    +44 5 января 2014, 20:51 пожаловаться

    #

    И про них: ни один из этих фильмов широкому зрителю не интересен. Только «Как я провел этим летом» достучался (и то — лента «ни о чем»). Картины 2013 выделяются тем, что не забыли о том, что кино снимается не только для фестивалей, но и для зрителей.

    ответить

  • 3

    splash emotion 5 января 2014, 23:04 пожаловаться

    #

    Это я перечислил те фильмы которые вполне можно смотреть, в отличие как раз от очень пафосного мейнстрима. Широкий зритель может быть и не дураком.

    ответить

  • 4

    +44 5 января 2014, 23:45 пожаловаться

    #

    Ну как Измену и Овсянки не назвать пафосными? Своя реальность, авторская, трудно понимаемая.

    ответить

  • 3

    splash emotion 5 января 2014, 23:54 пожаловаться

    #

    Так их не 8, а 2? В 4 раза меньше, это 25%. Уж, простите, но так называемый арт-хаус у нас точно есть, и посильней некоторых других

    ответить

  • 3

    +44 5 января 2014, 23:57 пожаловаться

    #

    Существование арт-хауса в России не отрицаю. Но не стал бы говорить, что он сильнее, чем в других странах. По качеству съемок и верности канонам он не хуже многих других, по степени близости к пониманию, на мой взгляд, хромает.

    ответить

  • да, Географ глобус пропил просто потряс. По настоящему и правильно потряс. В отличие от того же «Фауста», почти чернушного претенциозного и российского только по фамилии режиссёра…
    Географ совершил прорыв. вернул нам массовое умное кино. и это просто замечательно.
    а вот царём горы на сей год оказал Бондарчук-мл. Рисунок, кстати, классный, прям он как будто-то сияет с этикетки шампанского. 8)))
    неплохой был, много чего интересного выходило…
    надеюсь на видео по требованию будут выходить в основном не комедии от Сарика.

    спасибо за статью.

    ответить

 
Добавить комментарий...