всё о любом фильме:

Полеты во сне и наяву

год
страна
слоган-
режиссерРоман Балаян
сценарийВиктор Мережко
директор фильмаОлег Пикерский
операторВилен Калюта
композиторВадим Храпачёв
художникВиталий Волынский, Н. Пастушенко, Евгений Питенин
монтажЕлена Лукашенко
жанр драма, ... слова
зрители
СССР  6.4 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время86 мин. / 01:26
Накануне своего сорокалетия герой фильма пытается подвести итоги прожитых лет. Увы: он подводит их, а они подводят его. Ничто не приносит ему удовлетворения и счастья: ни любящая жена, ни юная любовница, ни друзья, ни работа…
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Балаян рассказывал, что во время съемок «Полетов во сне и наяву» на площадке звучала музыка из фильма «Восемь с половиной» — целью режиссера было создание такого же настроения.
    • В фильме вместо Янковского поначалу должен был сниматься Никита Михалков.

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 9.0/10
    Труднее всего, как выясняется, определить жанр этой ленты, которой уже исполнилось четверть века, и тогдашним сорокалетним создателям и героям ныне-то вообще под семьдесят. Картина работавшего на студии имени Александра Довженко и мало кому ведомого режиссёра Романа Балаяна (хотя на его счёту были такие необычные экранизации классики, как «Каштанка» по повести Антона Чехова и «Бирюк» по рассказу Ивана Тургенева) сразу была воспринята как история поколения, лирическая исповедь «лишних людей» 80-х годов XX века, причём именно в момент «расцвета застоя». (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 32 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Казалось бы, фильм с таким актерским ансамблем просто не может не понравиться, не влюбить в себя раз и навсегда. Просто математически даже. А вот…

    Не соврать, осилил его до конца только с 3 попытки. Из принципа. И то, кажется, в серединке мальца вздремнул. А всё почему? Нереально скучно! Просто безумие какое-то!

    Я вообще не понимаю, о чем эта картина. Ни грамма! Ей богу, была даже надежда на «аннотацию» к фильму на его страничке. Увы, общие слова. С одной стороны, хорошо — выходит, ничего не пропустил, с другой — плохо — картина «ни о чем». Зачем, спрашивается, смотреть?

    Может, просто время уже не то? Да нет, вряд ли. Нынче вон тоже полным-полно тех, про кого можно сказать «потерял себя». Наверное, проблема в другом. Это, так называемая, личная актуальность. По принципу: «кто не был — то будет (здесь эта часть не применяется, ибо не факт), кто был (вот это то, что надо) — не забудет». Кино для, условно выражаясь, собраний анонимных алкоголиков. Сели, посмотрели, обсудили, каждый своё вспомнил, рассказал, опять обсудили и т. д. Не пропала даром картина.

    А нормальным людям такое смотреть как-то… Незачем, наверное. Потому что кроме как классическое «С жиру беситесь! Довели ребенка до паранойи!» ничего в голову не приходит. Куда бы деться! Бедный ты бедный! Всё-то у тебя есть и всё-то тебе мало! «Папе скучно!» И все забегали, засуетились сразу. Человек погибает! Спасать товарища надо! Ты, дескать, лучше сам того, но выручи! А зачем?! Кому он такой нужен? Какой от него прок? Об этом, надо полагать, не подумали. Некогда. Вдруг не успеем! Очень похвально! Гуманизм, милосердие и иже с ними. Эмоции. «Мне это неинтерэсно!», как говорила героиня И. Стрелковой-Оболдиной в «Докторе Живаго», когда у главных героев начиналось выяснение семейных отношений.

    А сыграно хорошо — тут не поспоришь. С чего начали, как говорится, к тому и возвращаемся. Цикл. К счастью, не всегда еще убедительность формы определяет содержание.

    5 из 10

    24 ноября 2009 | 20:55

    Один из моих любимейших отечественных фильмов. Просматривая его в очередной раз, я открываю для себя новые нюансы, какие-то ранее незамеченные или неосознанные детали, и вновь и вновь пытаюсь постигнуть мотивы поведения главного героя картины в исполнении блистательного Олега Янковского. Другими словами говоря, «Полёты во сне и наяву» для меня своего рода фильм — размышление. Или даже что-то вроде самоанализа.

    Бывает такая категория людей, которые чётко знают, чего они хотят от жизни. И как этого достичь. И достигают. И это, безусловно, прекрасно. Но вот случаются на белом свете и персонажи, подобные Сергею Макарову: умные, но в то же время без конца совершающие глупости, искренние, но врущие налево и направо, любящие, но одновременно предающие. Чем же объяснить эти сплошные НО? Откуда такая двойственность натуры? Зачем человек мучая других, мучается при этом сам? Почему он не собирается что-либо менять в своей такой вот, на первый взгляд, непутёвой жизни? Слишком много вопросов возникает при просмотре… И ответы, думается мне, у каждого зрителя свои.

    В моём видении Макаров — это человек — порыв. Все его действия, поступки строятся именно на сиюминутных желаниях: обидел, соврал, побежал, закричал, притворился, обнял, извинился, рассердился, нарвался, получил и прочие глаголы эмоционального характера. Последствия не имеют никакого значения. Они существуют для окружающих, но не для Сергея…

    При внешнем бесконечном дураковалянии, персонаж Янковского всё ж довольно глубокая натура. Нетривиальная, циничная, эгоистичная личность, замкнутая в узкие рамки быта. Поплёвывающая на окружающих, на их страдания, переживания, негодования и т. д. В этом, собственно, и трагедия. Не находит Макаров себе места в этой жизни… Разве что в стоге сена…

    Неоднозначное отношение у меня к герою Янковского. При всей своей поганости, Макаров напоминает то ли рано повзрослевшего ребёнка, то ли инфантильного взрослого, и я чувствую тоску и испытываю жалость какую-то… Не самое плохое чувство, вопреки известному утверждению. Чёрт его знает! И ведь при всей абсурдности его поступков — в чём-то даже понимаю.

    Довольно пустынные улицы, серые загородные пейзажи, мрачность, осень, беспросветность — так и сквозят на протяжении всего фильма. Музыка печальна и иронична. Актёры — проникновенно. Режиссёр — восхитительно. Кино это — люблю.

    10 из 10

    4 июня 2010 | 07:05

    Сложно прочувствовать этот фильм. Янковский играет не только кризис среднего возраста, но и кризис целого поколения. Что это за поколение, эти люди 70-х, эпохи брежневского застоя, мне неизвестно. Да и о кризисе средних лет в мои годы думать — не ко времени.

    Камера не выпускает Янковского из кадра, и можно подумать, что это метафора пустоты/скуки, от которой не удается спрятаться. Герой бежит сам не зная куда, паясничает, гримасничает и грустит. Глядя на него, я несколько раз вспомнил барона Мюнхгаузена. Знаете, что сближает этих героев, кроме актера Янковского? Шутовство и презрение к «приличиям». Высмеивая все на свете, они не станут смеяться только над самыми важными вещами. Однако, барон — вечный, сказочный, легкомысленный и серьезный одновременно — на этом празднике жизни. А герой этого фильма — шут по причине отчаянья, настигшего его к сорокалетию.

    Посмотрю в другой раз.

    6 из 10

    6 ноября 2013 | 20:01

    Это едва ли не самое значительное произведение отечественного кино первой половины 1980-х годов. Оно анализирует драму 40-летних, вступающих в новое для себя десятилетие с «нулевым результатом». Главный герой Сергей Макаров в исполнении Олега Янковского сразу стал почти нарицательным персонажем, своего рода alter egо советского интеллигента, вчерашнего шестидесятника, оказавшегося вдруг аутсайдером, растерявшим по дороге не только идеалы и принципы, но и самого себя.

    Игривое отношение к жизни, в которой всё уже схвачено и распределено, как раз и призвано скрыть неспособность героя что-либо изменить в этой жизни. Избегая демонстрации явных социальных издержек, Балаян и автор сценария Виктор Мережко продолжают скорее чеховскую традицию, позволяющую в незначительных деталях, в косвенных конфликтах разглядеть масштабную проблему. Макаров предстаёт здесь в образе классического «лишнего человека», обнажая разлад, нестыковку личности и эпохи. Янковский как бы подхватывает этой ролью эстафету у скончавшегося годом раньше Олега Даля.

    Даль максимально сконцентрировал в своих поздних работах (особенно в картинах «В четверг и больше никогда» и «Отпуск в сентябре») суть духовного томления и расхождения героя с окружающим его миропорядком. Рефлексирующий паяц Сергей Макаров зарывается в финале в стог сена (своеобразный парафраз знаменитого «Пепла и алмаза»), и как бы уходит, скрывается, избавляется от жизни. Сами «Полёты…", став культовой картиной советской интеллигенции, обнажили глубокий духовный кризис бытия и жития в несвободной стране эпохи стагнации.

    30 января 2014 | 09:35

    Одна из лучших картин о кризисе среднего возраста эпохи 80-х годов 20 века, в ней продолжается литературная традиция 19 века, чеховских произведений, пьес Вампилова «Утиная охота» и др.

    Так получается, что для многих картин с участием Олега Янковского характерен мотив полета, внутренних метаний героя, оказавшегося в разладе с существующей действительностью, с которой он не может построить нормальных отношений, ввиду того, что герой оказывается так и не понят обществом, даже не смотря на то, что всеми любим. В итоге все это вливается в абсурдный бег в никуда, который становится иллюстрацией всех его душевных переживаний и надломов.

    Фильм очень глубокий, несмотря на то, что сама история очень проста — изображается 3 дня из жизни 40 летнего интеллигента, включая день его юбилея, который лишь усиливает его потерянность и обособленность. И внутренние противоречия героя, и его запутанность в жизни великолепно переданы Олегом Янковским. Ироничная усталость, хулиганистость, магнетический взгляд с прищуром, умение так выразительно молчать столь свойственные его актерской игре делают образ настолько сверхобаятельным и рельефным, невозможно оторвать от него взгляд на протяжении всего фильма. Он не дает уловить, что за герой перед нами — вроде бы всеми любим, но в то же время и обособлен, отвергнут, супергерой и в то же время казалось бы неудачник, который не может жить как все, который находится в поиске ему самому непонятных вещей и истин, которому нужно куда-то двигаться, идти, всегда чего-то недостает.

    Жена и любовница, с одной из них героя связывает долг, с другой — все, кроме долга, по большому счету и стой, и с другой у него довольно мало общего, лишь попытка как-то вырваться из скучной обыденности, но неудачная. Лариса Юрьевна (персонаж Л. Гурченко) возможно единственный человек, который если и не понимает до конца, то любит и принимает его таким, какой он есть, иногда и подыгрывая ему в некоторых шутовских поступках. Хотя все это его шутовское хулиганство наполнено драматизмом и печалью, это как попытка привлечь внимание именно к этим моментам, горькая попытка против двойной общественной морали, которая всегда оправдает красиво прикрытую ложь и отвергнет искреннюю, но неприглядную правду, порыв души, это стремление всех привести к некому усредненному виду и не будет акцентировать внимание на личностных различиях и свойствах каждого человека.

    Все заканчивается, впрочем, все той же обособленностью, отдаленностью, попыткой согреться, зарывшись в стог сена, и остаться наедине с собой, отгородившись от всего и всех..

    9 из 10

    1 декабря 2013 | 19:06

    ЧудноЕ ощущение от фильма — какой-то сюр. Как будто все это сон.

    Сон, в котором не пронизывает, нет, но обволакивает человеческая тоска по смыслу.

    Сергею нужен вызов. А его нет. В стране благополучно. Война не идет. Даже большой грандиозной стройки и то нет. Зато есть работа. Не пыльная, еще и не уволят. Жена есть, ребенок. Все здоровы. Может, дерево посадить? Ну посадит, а дальше что? В стране уже не было той идеи, ради которой хотелось делать что-то большое и великое. И не было этой идеи и у самого Сергея. И это его личная трагедия. Он в какой-то момент поплыл по течению, его все устраивало, все комфортно. Он сам принял эти правила. А, получилось, себе разменял и мечется теперь — нелюбимая жена, нелюбимая любовница, нелюбимая работа, нелюбимая подруга, дочь — вроде как все же любимая, да и мать.

    Что его может выдернуть из душевного болота? Сильное потрясение. Что-такое, которое бы всколыхнуло его мысли и сбило весь шум с них. Но в фильме нет потрясений — лишь легкая рябь. Ничего такого, чтобы выбило его с колеи.

    Мне жаль Сергея. Многие люди, если не все, проходят через подобное. В какой-то момент ты понимаешь, что едешь не в своем поезде или в своем, но проехал свою станцию. Что ж делать то… а выйти и пересесть придется. Рано или поздно. Хорошо тем, у кого есть рядом близкие люди, которые все поймут, простят и поверят в тебя. Для Сергея — это его мать, но до нее в этой истории он так и не доехал…

    10 февраля 2012 | 15:24

    Кризис среднего возраста в эпоху.. . Впрочем за всеми теми политическими и экономическими, сопровождавшими СССР, была как то подзабыта сущность отдельно взятого гражданина. И Балаян в начале 80-х в соавторстве с Ю. Мережко создали удивительно нужную и многослойную картину.

    Одна из любимых ролей Олега Янковского. У «Полетов.. .» собственная атмосфера. В данный момент я прекрасно понимаю героя картины — Сергея, его переживания и метания. Есть даже схожие моменты в личной жизни, что несомненно усиливает мое отношение к ней.

    Режиссер показал и указал на проблему. Проблему не одного конкретного человека (как мне кажется), а в конечном счете — общества. Это отображено во многих сценах, особенно в «рабочие часы», когда Сергея отчитывают в коллективе, а он в ответ отчитывает их. 

    Как говорил потом сам Балаян: «Полеты…» — накопившееся желчное состояние, которое необходимо было выплеснуть.

    Шикарный актерский состав. Запоминающаяся музыка, настраивающая на процесс размышлений во время просмотра. Отдельной похвалы заслуживает стиль главного героя: свитер, модные джинсы и кроссовки сделали персонажа Янковского суперзвездой 80-х.

    Ну что тут еще говорить? «Полеты.. .» надо смотреть.. .

    20 октября 2013 | 13:42

    Сергей Макаров не смог смириться с тем, что люди не летают. 40 лет выведены так издевательски, подчеркивая, что у него на это смирение было достаточно времени.

    Словно ученик в классе, он во время переменки занимался неизвестно чем, а теперь урок и ему срочно надо выйти. А выйти нельзя, потому что вокруг взрослые, осознанные люди. Даром, что они сплошь несчастливы, зато они ходят по земле.

    Сергею некуда идти, он большую часть фильма бежит от действительности, в которой ему не на что опереться (обрести оперение). Загнанный в 4 угла своего дня рождения он наконец решается быть искренним, он кладет себя на рельсы человеческого осуждения в надежде быть замеченным.

    Среди тех, кто ещё не успел проникнуться к нему омерзением, женщины, с которыми его ещё связывают слабые надежды. Они олицетворяют собой прошлое (которое не вернуть), настоящее (которому пришел конец) и будущее (которое туманно и неизвестно, к тому же оно заигрывает с сильным соперником, которого не одолеть).

    Навязчивый смех, катающейся на деревянных качелях Алисы, во время праздника на природе, то что ещё вызывает в Сергее последнее из известных ему чувств — страх.

    Атрофия чувств — это не комплекс переходного возраста, это болезнь разочарования в себе. Сергей не может не делать больно абсолютно всем, кто его окружает, потому что он сам не заживающая рана. Он переступил порог боли, за которым началась пустота. Он это понимает и хочет вернуть себе ощущения пусть даже ценой собственной жизни, потому что без полетов ему жизни нет и уже не будет.

    29 июня 2016 | 22:40

    Непросто писать отзыв на подобный фильм. Это как объять необъятное, понять непостижимое, как рассказать о самом сокровенном, о самом скрытом. Для меня до сих пор остается загадкой, как Роман Балаян смог вместить в 92 минуты практически все «зерно» нравственных проблем современного человека.

    «Как ты прожил век» — звучат фоном слова из песни Валерия Леонтьева в кульминационной сцене фильма, где главный герой Олега Янковского собирается «полетать» на тарзанке на праздновании своего сорокалетия. «Как ты прожил век?» — этот вопрос терзает его на протяжении всей картины и, отвечая на этот вопрос, он погружается все глубже и глубже в осознание неправильности, аморальности своих поступков и действий. Наверное, ему было бы легче «принять» себя со всеми недостатками, если бы не люди, которые его окружают. Если бы не самые близкие, которые всю жизнь его прощали, молчали, тем самым еще больше обнажая все пороки главного героя. «Клоун», — крикнет в сердцах персонаж Олега Табакова после последней выходки Олега Янковского. «Грустный, несчастный клоун», — добавит зритель, глядя на мокрого, дрожащего главного героя, прячущегося от своих друзей за деревом.

    «Время собирать камни»

    Накануне юбилея главный герой задался этим чудовищным для среднестатистического мужчины со среднестатистической жизнью вопросом — Что ты сделал в своей жизни? И, чтобы ответить на этот вопрос, О. Янковский совершит длительный и мучительный путь. Он уходит из дома к молодой любовнице. Но то, каким он себя увидит рядом с Алисой, станет грустной и невыносимой для глаз картиной. Он вернется домой к жене, и там его будет ждать лишь разочарование — старые обиды, многолетние раны. Он едет на поезде к своей маме, которую не видел 5 лет, но постоянно говорит о ней, используя ее как прикрытие, чтобы сбегать пораньше с работы к любовнице. Но не сможет добраться до пункта назначения. Потом будет его «старая» любовь Людмила Гурченко, потом — близкий друг Олег Табаков. Все эти люди как зеркала главного героя, его нравственный портрет: он смотрит в них, и видит в отражение человека, которым он не хотел быть, но был всю жизнь — балагуром, бабником, безответственным коллегой, другом, мужем, отцом и даже любовником.

    Знаете, про что этот фильм для меня? Вот если докопаться до самого дна, до самой сути. Этот фильм про то, что самую большую боль мы причиняем людям, которые нам ближе всех и которые любят нас больше всего. Главный герой неосознанно (или все-таки осознанно?) причиняет боль, обманывает, пренебрегает самыми близкими, но страшнее, что тем самым он пренебрегает самим собой. Однако конец истории — на самом деле ее начало, так как новая страница истории главного героя начнется с принятия своего поражения перед жизнью.

    Отдельно хочется отметить Виктора Мережко. В который он поражает своим сценарием, проблемами, которые поднимает, глубиной персонажей.

    10 из 10

    23 февраля 2013 | 21:30

    Снявшись со своей супругой Людмилой Зориной вместе в картине Романа Балаяна, Олег Янковский прочно застолбил за собой место некоего секс-символа советского кино середины 80-х. Достаточно взглянуть на движение его губ в сторону прекрасной половины человечества, как они вытягиваются и дразнят, сразу станет понятно кто в этой игре хозяин.

    С первого взгляда может показаться, что картина ни о чём. Какой такой кризис среднего возраста? Да нет и не может его быть, если мужчина сильный и цельная личность. Но вся беда в том, что есть. Сколько было таких в 80-х и ныне и несть им числа. Другое дело, что герой Янковского в известной степени эгоист, даже где-то эгоцентрик, но сути дела это не меняет.

    Первые секунды фильма Балаян погружает нас в свою метафору. Проснувшись ночью или под утро, Сергей садится писать письмо матери. Строчки не даются и как следствие бумага превращается в комок, который то сжимается, то разжимается, как материнское сердце, может в какой-то степени и сердце самого Сергея. А потом герой Янковского выскальзывает на улицу, садится в машину и едет в неизвестном направлении. Он всё едет и едет куда-то, всё бежит. Хотя, вру. Нет, определённый побудительный мотив у него имеется. Сергей хочет встретиться с молодой и юной Алисой. Но, как известно, Бог шельму метит в результате чего две бабоньки, как он выразился встречаются и ловят его на горячем. Стыдно ли Макарову за своё поведение? Думаю не очень.

    Как сказал герой Валерия Хлевинского из фильма «Вечный зов», а может ты обронил стержень, шёл-шёл, да и обронил где-нибудь? Такая петрушка происходит и с Сергеем. Всё есть, живи да радуйся, а не получается. Может от того, что всё сходит с рук, всё остаётся безнаказанным. Друг начальник урезонить не может, хоть и старается, бывшая любовница Лариса не имеет того влияния, что раньше, только даёт машину. В связи с этим конечно не в меру жестоким выглядит его поступок, когда на работе Сергей практически открытым текстом даёт понять о связи Ларисы и начальника Николая Палыча. Больно сделать он умеет. Но наверно были и светлые моменты в его биографии, были радостные минуты проведённые с женой, с дочкой Машей, и. т. д. Тут как раз случай подвернулся проявить себя, когда он разгоняет банду у товарного поезда. Такой вот баламут. Жестокий? Да. Но ведь, когда смотришь на героя Янковского не испытываешь отвращения, вот ведь в чём дело. Мотылёк, летящий на свет. Грешник, но не без божьей искры. За это мы его и любим.

    7 из 10

    9 июля 2014 | 06:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>