всё о любом фильме:

Небесные жёны луговых мари

год
страна
слоган-
режиссерАлексей Федорченко
сценарийДенис Осокин
продюсерАлексей Федорченко, Дмитрий Воробьев, Леонид Лебедев, ...
операторШандор Беркеши
композиторАндрей Карасев
жанр драма, ... слова
сборы в России
зрители
Польша  5.8 тыс.,    Россия  5 тыс.
премьера (мир)
премьера (РФ)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 18 лет
время85 мин. / 01:25
23 новеллы о марийских женщинах. Каждая новелла — отдельная жанровая история продолжительностью от одной до десяти минут. Истории радостные и печальные, смешные и страшные. Это фильм-орнамент, фильм-календарь, рассказывающий о философии, традициях и сегодняшнем дне Марийского народа. В фильме много эротики. Не случайно Федорченко называет свой новый фильм марийским Декамероном.
Рейтинг фильма
IMDb: 6.80 (327)
ожидание: 88% (119)
Рейтинг кинокритиков
в России
89%
8 + 1 = 9
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят на марийском языке.
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Опросы пользователей >
    • 188 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    И — быта. Экзотики полные трусы. Снега, деревянные дома, хлев, скотина, деревенское колдовство. Признаки цивилизации: пластиковые таз и ведра, старые драндулеты, но нравы тысячелетней давности (реконструируются?). Особо почитаема у марийцев, как и ряда других родственных народов — береза. Под ней нельзя грешить, зато можно попросить дерево свести лишние родимые пятна. Ну, еще можно полюбоваться, как голые марийские невесты купаются в священной речке, как по монете определить суженого, чтобы родился маленький марийчонок, как сделать девке нужные выпуклости («красоту двинуть»), поделившись полотенцем мужа; как мужика возбудить или что делать если лесное чудище претендует на встречу с твоим супругом; как невестке найти на болоте лося; как милиционеру прогнать нетопыря, про игру в «копыто», ну, и так далее. И все это во вполне колхозных декорациях. Народные песни, пейзажи луговых мари (а есть еще горные)

    Снял это кино, точнее серию короткометражек, объединенных сквозной темой Алексей Федорченко. Псевдо документальный фильм «Первые на Луне» его прославил, а после «Овсянок» режиссера обвиняли чуть ли не в культурном труположестве, за демонстрацию похоронных обрядов племени меря. Ну, и в «Небесных женах» натурализма хватает. Марийки выглядят подчас совершенно бесстыжими, но они, в фильме, несомненно, господствуют над мужским полом. Такой вот языческий матриархат получается. Режиссер опять навлек на свою голову полярные оценки.

    Фильм построен на контрастах быта и мистики и это довольно интересно.

    19 апреля 2015 | 21:17

    Есть у меня довольно странная мечта: собрать по соцсетям типажи лиц всех народов России, да непременно с конкретными именами, чтобы можно было судить, как кто выглядит и какие характерные окончания чьим фамилиям присущи. Так что если ты, уважаемый читатель, скажем, тофалар, селькуп или кет, — прячь свои фотки в приват, пока злой русский колдун Кукки и тебя не посчитал (читавшие сказку норвежского писателя Альфа Прёйсена и (или) смотревшие соответствующий мультик поймут)!

    Итак, я уже объяснил, почему лично мне любопытно было посмотреть фильм про марийцев, на марийском языке. А почему смотрел этот фильм ты? Да ты, который так люто обругал и без того не претендующий ни на какие коммерческие успехи, каким-то чудом вообще пробившийся к фестивальному признанию из кучи трешовых абсурдистских комедий новой русской жизни (несть числа укуренным, почти самопальным фильмам, подобным «Самке», — весь бюджет этих, не побоюсь этого слова, кинолент уходит на то, чтоб оплатить участие в них более-менее заметных артистов, а толку что, ведь на вырученные за прокат деньги можно купить разве что ящик бутылок крутого вискаря, а поклонники, включая Интернет-аудиторию, запросто разместятся в клубе последней деревни), скромный и нищий духом фильм! Ты же не нахал, который заявит, что ждал от «Небесных жён…» этничности «Андрея Рублёва» или атмосферности «Нимфоманки»! Не дурак, который не знает, на что он идёт или что за диск покупает, а потом плачется, что хитрые маркетологи выманили у него деньги за какую-то муру! Признай, что ты смотрел такой фильм сознательно, это твой выбор и ты готов воспринимать такое творчество. А коль скоро ты действительно хотел посмотреть странноватое кино про нетривиальный народ, ты должен сказать спасибо съёмочной группе: даже если у них что-то не получилось, они старались, а переплюнуть их на этом уникальном поприще всё равно не получится, потому что никто за такое как следует не брался!

    В общем, если ты честно признался самому себе, что можешь по достоинству оценить необычное и, что говорить, смелое творчество авторов «Овсянок» и «Небесных жён…», давай подумаем, что мы тут имеем. Народ мари, что уже фактически растворился в русской нации. Но который продолжает привлекать любителей седой старины и просто полиэтничной экзотики. Да-да, интерес чисто научный, и не приведи господи кому-то из мари выпячивать свою особость, работать своим родным марийским языком как оружием против языка русского и, тем самым, против всего русского! Впрочем, они этого и не делают. Мудрые люди, потомки пугливых лесных охотников и собирателей. На самом деле ни марийцам, ни кому бы то ни было ещё на просторах шестой части суши, давно нет необходимости противопоставлять себя всему тому, за чем, в силу каких-то исторических причин, закрепилось название «русский» (или, что звучит несколько канцелярски, «российский»). Нет потребности в автохтонном языке. Ну разве что пока ты ещё малыш и мама поёт тебе твои родные, табасаранские или нанайские, колыбельные, рассказывает сказки про персонажей твоего родного, горского или тундрового, эпоса. А дальше — работодателю глубоко плевать, какого ты роду-племени и из какого ты улуса, хутора, стойбища или аула. В Москве и Питере так и вовсе: чем меньше о тебе знают, что ты откуда-то «понаехал», тем тебе же лучше! А что бывает, когда какой-то народ начинает на политическом уровне демонстративно выделяться из общей русской массы и, естественно, ставить себя выше русских, мы все прекрасно видим на примере Украины… Опасность того, что месть России в таком случае может быть страшна, за последние века (пусть и не всегда мирно) осознали уже, кажется, все народы, кому выпало жить под властью русских правителей, но если гордые горцы и смелые тюрки сопротивлялись дольше других и местами сопротивляются до сих пор, то миролюбивые финно-угры никогда и не претендовали ни на что, кроме того, чтоб искать своё место среди более многочисленных и богатых русских. Что ж, теперь у некоторых финно-угорских народов есть даже национальные государства, пусть и заключённые со всех сторон в Российскую Федерацию. Вот что мы знаем о мари и их родной Марий Эл.

    В западных странах, как всегда, всё намного раньше, чем в России. Задолго до того, как и до нашего жирафа дошло, что можно снимать фильмы просто на такую необычную тему, как жизнь автохтонных народов, у них появлялись фильмы об индейцах и пигмеях — порой жуткие («Холокост каннибалов»), порой смешные («Индеец в Париже»). Апофеозом такого рода фильмов стал, конечно, гибсоновский «Apocalypto». Не мудрствуя лукаво, бывший Макс Рокатанский собрал в Мексике весёлых ребят, желающих разыграть на экране средневековую жизнь героических майя, разодел их во всевозможные дикарские наряды и предложил дикоясить перед камерой, а те и рады стараться! Реально живущие сейчас в Мексике миллионы майя и потомков майя только у виска покрутили, но нам-то нравится! А если у народа нет дивного экзотического колорита и славной истории, что остаётся показать про него? Правильно, срамные сказки! Вот и поглядим, как марийские женщины зацикливаются на этом самом! И что с того, что, пытаясь воссоздать внешность не вполне русского народа, сниматься пригласили просто людей с чуть менее русскими физиономиями, но на самом деле не с марийскими, а с прибалтийскими, монголоидными или еврейскими корнями. Что с того, что марийские обычаи и поверья, показанные здесь, не шибко отличаются от тех, что бытуют в любой деревне необъятной России! Мари — значит мари. Мари — тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо!

    17 июня 2014 | 11:35

    Мне нравится артхаус: фильмы, которые заставляют задуматься, приоткрывают потаенные уголки человеческой души… После таких фильмов остается послевкусие умного кино, и человек узнает что-то новое о мире.

    Так этот фильм просто феерический бред. Смотришь и не понимаешь, как автор вообще додумался до такого маразма. Ощущение, что автор пытался показать с умным лицом полный бред, чтобы люди подумали, что там скрыт какой-то глубокий смысл.

    Какой глубинный смысл был скрыт в минутном показе разрезания какого-то блюда бабушками?

    Что автор хотел показать сценой, где у женщины во влагалище поселилась птица, после чего женщина повесилась?

    Или что скрыто в сцене, где девушка занимается сексом с ветром, а парня, который это видел, расстреливают, не разобравшись?

    Какая мораль в сцене, где девушка ложится под престарелого «продюсера», а человек, который ее любит выкапывает труп и отправляет его за любимой? И каждый полицейский в Марий Эле носит обереги против трупов?

    И так во всех 22 сценах. Пишут, что это новый Тинто Брасс. Не знаю, можно ли более отвратительно снять эротику, чем в этом фильме. Вызывает лишь чувство мерзости и отвращения.

    Я хотел поставить 0 из 10. Но есть один плюс. В этом фильме раскрывается распространенный в России, но обделенный вниманием процесс объединения языческих обрядов с православными традициями. Хотя и не раскрывается тот глубинный парадокс в этом миропонимании, но показывается, что люди даже не видят в этом ничего нелогичного и страшного.

    В общем 1 из 10. И то с натяжкой.

    22 сентября 2013 | 20:28

    Однажды отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнажённую Одочу

    Новый фильм Алексея Федорченко опять собрал богатый урожай призов, причем не только от критиков, но и от зрителей. Но фестивальная публика нечета обыкновенной. На обычном сеансе десять человек молча созерцали как Федорченко со своим соавтором Денисом Осокиным переиначили на свой лад марийские побасенки о плотских, и не только плотских, утехах. И я тоже не проронил ни слова, только «кряхтел да репу чесал», — надо полагать, примерно так бы описал мое состояние в своих «Заветных сказках» Афанасьев…

    Примерившись к эротической теме в предыдущей работе — «Овсянки», где двое мужиков, как вы, наверно, прекрасно помните, везли хоронить Татьяну, жену одного из них, у которой «Все три дырочки были рабочими. И распечатал их именно я…». Ну, не я, конечно, а муж Татьяны по фильму… Впрочем я отвлекся… Так вот, примерившись, стало быть, к этой важной теме, Федорченко с Осокиным принялись на этот раз в массовом порядке распечатывать одну за другой дырочки женских прелестей. Ну, не буквально, конечно, вы ж понимаете, а всё больше чисто метафорически, я бы даже рискнул сказать — аллегорически и символически.

    Двадцать две новеллы (или 23: некоторые были такими короткими — около минуты, что и заметить не успеешь) озаглавлены именами героинь, каждое из которых непременно начиналось на букву О (Осылай, Ошвика, Одоча…). Эти лубочные зарисовки из жизни марийского народа, полагаю, имеют мало общего с тем, как и чем этот народ живёт сегодня на самом деле. Авторы почти явно мистифицируют зрителя, выдавая желаемое за действительное, как и в дебютной работе Федорченко «Первые на Луне». Снимая вроде бы современный марийский быт, режиссёр ритуализирует его до такой степени, что начинает казаться, будто мари следуют исключительно языческим законам и живут обособленной и отделенной от остального мира диаспорой. Критики уже окрестили это кино «эротическим ожерельем», сам же постановщик предпочитает называть своё творение не иначе как «марийским декамероном». Тоже вариант.

    Но лично у меня это кино больше ассоциировалось не с творением Боккаччо или Пазолини, а с эротическими перформансами Марины Абрамович, которую, ни за что, ни про что, окарикатурили недавно в «Великой красоте». Так вот, у Марины есть потрясающий короткий сборник новелл под названием «Балканский эротический эпос» (вошедший в расхаянную в пух и прах подборку арт-порно Destricted) — о традиционных сексуальных обрядах, которые якобы до сих пор исполняются у неё на родине. Абрамович тоже склонна к мистификации, и формат, которым она пользуется, к этому располагает в полной мере. Федорченко в этом смысле не далеко ушёл от Марины (а одна из сцен, где девушка поднимает юбку и открывает своё лоно ветру, даже буквально повторяет сербскую практику) и то, что он предлагает в своих «НЖЛМ» — это тоже, скорее, перформансы, нежели кино в привычном понимании.

    «НЖЛМ», снятые вроде как на марийском языке (в чём я, честно сказать, не уверен), на котором тут говорят в том числе известные российские актрисы — Троянова, Екамасова, Ауг, собрали в целом по стране пять тысяч зрителей. И тот факт, что данный проект, априори обреченный на коммерческий провал, отчасти спонсировал Минкульт, выдавший из бюджета миллион долларов, косвенным образом свидетельствует, что он в своей финансовой политике, несмотря на критику, становится всё более гибким и либеральным. И по-хорошему этот сборник языческих ритуалов о сексе и смерти надо смотреть не в кинозалах, а в краеведческих музеях республики Мари Эл. Глядишь, народ и туда потянется…

    19 декабря 2013 | 19:46

    - А я подстриглась.
    - Что-то не видно.
    - А ты меня замуж возьми — увидишь.


    Небесные жены луговых мари — это фильм, где Очень много девушек, имя которых начинается на «О». Это фильм, где о каждой из них рассказана своя небольшая история, которая ярко передает не только красоту этих женщин, но и красоту небольшого народа мари, затерявшегося в России и чудом сохранившего свои обычаи. И, наконец, это фильм, где каждая обнаженная девушка выглядит так, словно она сошла с картин Рафаэля и Рубенса.

    Уже с первых кадров, когда рыжеволосая Окай просит у богов, чтобы они избавили ее от родинок на теле, становится понятно — ничего обыденного в этом фильме не предвидится. Предположения оказываются верны: на протяжении почти двух часов перед глазами мелькают несвязанные между собой истории, возникают совершенно необъяснимые мистические явления, звучит незнакомый язык, и то и дело сверкают своей естественной белизной обнаженные тела.

    С первых 5-20 минут может показаться, что на экране творится совершенный хаос и артхаусное кино в России — это нечто такое, что лучше и не начинать смотреть, но постепенно втягиваешься, и тогда начинается самое интересное. Во-первых, в сознание закрадывается ужас. Не тот, который возникает при просмотре фальшивых американских «ужастиков», а самый настоящий — первобытный ужас перед неведомым. После этого фильм начинает окутывать своей удивительно живой атмосферой, и вот уже кажется, будто это я стою перед могучей Авдой, будто это я рассматриваю огромные лесные грибы в своей корзинке, будто это я мягким голосом отвечаю: «-Весна наступит, когда съешь червивое яблоко», будто это я поднимаю юбку для соития с Ветром.

    Этот фильм не просто показал изнутри жизнь отдельного маленького марийского народа, но и описал женскую сущность, представив ее такой, какой она была задумана матушкой-природой. После просмотра надолго осталось то гордое чувство, что мне нравится быть женщиной, нравится растекаться в объятиях мужчины и отдаваться ему не только телом, но и душой.

    Одно знаю точно: когда фильм оставляет такое послевкусие, что ты ложишься в постель и отчаянно занимаешься любовью, а в голове продолжают звучать странные магические напевы марийского народа — значит, картина снята добротно и заслуживает повторного пересмотра.

    Это произведение нельзя назвать обыденным и понятным — нет, иначе кинотеатры были бы полны, и ни одно место бы не пустовало. Но кто сказал, что жизнь понятна? А ведь именно это и хотел показать Федорченко. Жизнь во всех ее красках.

    9 из 10

    9 апреля 2016 | 23:40

    Я не могу наверняка сказать, насколько это кино соответствует духу марийского народа, его традициям, женской роли. Но раз уж я пишу о нем, он точно заслуживает внимания. Можно без преувеличения, без натяжки назвать это кино гениальным. Просто это титанический труд — собрать все эти истории и рассказать их нам. Рассказать тонко, с юмором, с грустью, с мудростью, с красотой.

    Первое время, осле просмотра, я думала не о самих историях, а о том, как это можно было собрать, описать и сыграть. Этим надо жить, это нужно не просто знать, это нужно чувствовать. Удивительно.

    Это немного наивные истории, которые не имеют ничего общего с нашей надушенной и надуманной цивилизацией. Это либо язычество, либо природа, настоящая, первозданная, невымышленная.

    Ставить оценки бессмысленно. Кино уникальное, самодостаточное и самоценное. Смотреть или нет, каждый решает сам.

    10 ноября 2014 | 22:10

    Этно-эротический альманах- лучшее определение, что я могу дать новому фильму творческого дуэта Федорченко- Осокин (режиссёр-сценарист) «Небесные жены луговых мари»("НЖЛМ»).

    «Марийский Декамерон»- так определили жанр сами авторы. Каждое слово в названии фильма «НЖЛМ» не лишнее и стоит на своём месте.

    «Небесные»- потому, что уж точно не земные, а небесные женщины живут в марийской деревне. Куда не плюнь- попадёшь либо в злую ведьму, либо в добрую ведунью.

    «Жёны»- потому, что именно женщины являются главными героями всех 23 новелл, которые тянет назвать эротическим, если бы они не были пронизаны ритуалами язычества, а точнее анимизма (то есть веры в добрых и злых духов). Все новеллы озаглавлены женскими именами на букву «О»: Ошалге, Оканай, Ошаняй, Оропти, Овда. Буква «О» выступает как символ завершённости женского естества. Вспомнить хотя бы древние фигурки богинь плодородия с дынеобразными грудями и пышными ягодицами.

    «Луговые мари»- потому, что фильм повествует именно об этой народности, некогда населяющей и наше Волго-Вятское междуречье, в отличии от марийцев горных.

    Альманахом этот фильм справедливо было бы назвать потому, что все новеллы почти не соединены сюжетно, и их можно смотреть в любом порядке.

    Но определённая драматургия в расположении этих разных по метражу кусочков (от одной минуты до десяти минут) есть. Если бы самые жёсткие из них режиссёр поставил в начало фильма, не все зрители, а особенно зрительницы, досидели бы до конца сеанса.

    Особенно произвела впечатление новелла, в которой марийская женщина, которую играет Юлия Ауг (покойница Таня из предыдущего фильма Федорченко «Овсянки») отказывает какой-то лесной женщине- то ли Бабе-Яге, то ли снежной человечице, в просьбе переспать один раз с её мужем, и та за отказ поселяет ей в вагину маленькую крикливую птичку авдотку, которая верещит каждый раз, когда до заветного места дотрагивается муж. Посторонние мужики проверяли- и ничего, молчит птичка, а когда муж лезет приласкать законную жену- раздаётся такой крик, что меня в кресле кинозала подбрасывало!

    Чтобы спасти болящую молодую мать, у которой ещё и молоко в груди пропало, муж идёт в лес и совершает задуманное страшной лесной нимфой. В результате соития у неё рождается ёж, а женщина счастливо наслаждается супружеским сексом. Но проклятие марийской природы догоняет её и в койке. Мораль понятна- против природы не попрёшь!

    Не менее страшна новелла про девушек калядующих на киселе на своих будущих мужей, и к которым выходят духи, принявшие облик парней. Парни кидают девушкам свиное копыто, и ту, которая его схватила, обливают киселём и заставляют плясать голой в этой жидкости, больше напоминающей мужской белок.

    Подумал, что в определение жанра фильма кроме «этно» и «эроса», надо бы вставить и определение «некро». Теме смерти посвящено в фильме не меньше времени, чем сексуальным переживаниям. Не зря фильму присвоили возрастные ограничения 18+

    Вот такой он весельчак- маленький финно-угорскиий луговой народец!

    После окончания фильма, я специально дождался, когда по экрану под звуки марийского «техно», проползут все титры. Дело в том, что, судя по лицам, словно вырубленным топором пьяным плотником, я решил, что большинство персонажей играют настоящие марийки. Но в одной новелле явно мелькнула новая актёрская «звезда» Яна Троянова ("Волчок», «Кококо»). И точно- в титрах увидел её фамилию. Были в титрах и другие менее именитые актрисы, которых режиссёр заставил учить древний вариант языка мари. Но в фонограмме фильма их всё-равно пришлось переозвучить аутентичными деревенскими голосами.

    В одной из новелл, единственной ни про смерть, ни про секс, появляется один из авторов «Овсянок» и «НЖЛМ» Денис Осокин, который зачитывает собственный текст.

    В итоге я ставлю фильму крепкую «пятёрку с минусом».

    «Минус» только за то, что за те полтора часа, что идёт фильм снятый на «чистом» марийском языке, басурманский звук крепко сколоченных слов меня порядком утомил.

    По благозвучию он идёт сразу после скрипа пенопласта по стеклу.

    5 из 10

    24 августа 2014 | 19:05

    Решил посмотреть это фильм после того, как заинтересовался творчеством Осокина после просмотра Овсянок. Сама идея двух десятков историй о женщинах меняя заинтриговала.

    Фильм меня не разочаровал. Я просто не мог отлипнуть от экрана на протяжении всего фильма. Особенно впечатлили истории «Оропти» — о не поделившей своего мужа женщине, «Осика» — об ищущей синего лося на болоте, «Ормарче»-же, как я понял и вовсе кульминация, венец, гвоздь всего фильма. Если до «Ормарче» зритель знакомится с загадочным, красивым, немного (а может и не немного, некоторым покажется, что слишком) похотливым, чарующим миром луговых марийцев, то на протяжении истории об Ормарче происходит самое что ни на есть обнажение сексуальной составляющей марийской культуры — эволюционировавшего в красочные обычаи инстинкта продолжения рода.

    Я прекрасно понимаю, что этот фильм не является документальным, и в нем, естественно, оставлено место для художественного вымысла, и в этом нет ничего плохого — напротив — любые обычаи способны отпугнуть любого своей неприкрытостью, сермяжной простотой. Поэтому художественный вымысел в этом фильме настолько органично переплетаются с первоосновой — обычаями, ритуалами, верованиями, природой, что невозможно оторваться от экрана. Поразительно также то, что девушки в национальных костюмах не выглядят ряжеными, что древние ритуалы, праздники, проблемы и способы их решения органично существуют на фоне необычайно красивой природы, электрических столбов, автомобилей, сельских магазинов.

    Отдельно стоит отметить работы оператора. Оператор — гений. Природа, лица, дома сняты невероятно, но в то же время натурально. Вроде и цветов ярких немного, а очень цепляет. Музыкальное оформление также заслуживает внимания. Начиная с марийской попсы, заканчивая дивными звуками неведомых мне инструментов, от которых мурашки по коже.

    Фильм я посмотрел на одном дыхании. Понравился мне он потому, что побудил во мне какие то давнишние ощущения: запахи, звуки, детские воспоминания о поездках в лес. Плюс я интересовался финно-угорскими народами России, хоть и на уровне любопытства. Именно этого я, оказывается, и хотел — воскрешения воспоминаний о той лесной магии, ощущения какой-то эндемичности и сказочности происходящего.

    Фильм этот не для массового зрителя, требует определенной подготовки и понимания, что это фильм художественный, а не документальный. Натурам ранимым и рафинированным, не приемлющим даже упоминания о срамных делах и, боже упаси, органах фильм смотреть не следует. Рекомендую тем, кто любил в детстве читать сказки и ощущал их всем телом.

    Надеюсь, что я буду понят правильно, приятного просмотра. Испытайте тот же восторг, что и я.

    10 из 10

    21 июля 2014 | 02:02

    Из собственного опыта — марийцев в большинстве областей не знают как отдельный народ, а если встречаются лицом к лицу, всегда принимают за русских, что и не удивительно, классическая марийка — девушка с большой грудью, светловолосая, голубоглазая вдобавок и статная — русская как есть.

    Ну само собой Марийскую республику нет нет, да вспомнит кто либо, как место, где много тюрем. Такой уж сложился стереотип — тюрьмы да комары.

    Ещё туристы из соседних областей прекрасно ведают, что нет ничего уютнее марийских сосновых боров, липовых рощ с одуряющим запахом медовым.

    Но марийцы есть. Странноватый, дивный лесной народ. Причём лесной до мозга, это наши российские друиды между прочим. Для них ещё в 19 веке, срубить дерево — либо трагедия, либо крайне нужна жертва, за которую они просили у богов леса, ветра и озёр. Все же окрестные народы, чуваши, мордвины, татары, удмурты — говорят, что марийцы знаются с духами. И говорят люди об этом всерьёз.

    Даже самая сильная татарская ведьма, пасует перед ведьмой марийской. Так говорят. И верят. Верят что самая сильная магия дана марийкам в плане дел любовных — если уж сделает ведьма приворот, всё, кого захотела, привяжет к себе или к кому либо накрепко. Не сорвать эти чары.

    Поэтому и в новеллах, коих 23 представлено — основная линия это любовь, страсть, привороты. И просто чистая нежность.

    И всё по разному сделано. Есть игривые, есть с уклоном на мистицизм, а есть простые-бытовые, где даже секс то показан нарочито примитивно, что бы вызвать смех.

    А есть пронзительный, жгучий момент, когда девочку положат в гроб, а на ручках будут варежечки, с таким родным нам, красным, русским орнаментом. И проводят девочку в вечный путь и попросят духов за неё, что бы покой её хранили. И поймёт смотревший, что любовь и смерть увы рядом ходят. Вот сейчас игрались люди, улыбались и тут же — может трагедия случится. Жизнь.

    И станет ясно, насколько мы близки всё таки, как переплетены наши народы, история, обычаи. Православие, слившееся с искренним народным верованием в других, не менее справедливых существ. Они не конфликтуют с главным богом, не мешают ему и друг другу, они ему помогают.

    И снова режиссёр, будто пожалев, а может и на самом деле пожалев нас, даёт интересные сюжеты, но уже легче, когда дышать можно спокойно. На открывается странноватый мир женственности, почти первозданной. Но не дикой, нет. Именно первозданной — друидической, когда вера в иномирье не кажется смешной, а одновременно задорно и лирично вплетена в жизнь людей.

    10 из 10

    24 ноября 2016 | 00:47

    Совершенно точно создан для подавляющего меньшинства российского зрителя. Одну из целей, авторы фильма определенно достигли, потому что после просмотра появляется непреодолимое желание побольше разузнать о марийцах, их культуре и обычаях. Очень хорошо, что фильм на марийском, ведь когда еще услышишь его! Отдельное спасибо сценаристу, многие сценки очень увлекательны. В фильме намеренно создана атмосфера гиперсуеверия, даже абсолютной необразованности героев, дремучести общества, что поначалу раздражает, думается, что авторы так пренебрежительно к народу, живущему всего-то в 650 км от Москвы! Но, постепенно и сам погружаешься во всё происходящее. На мой взгляд, это хорошо передаёт связь традиционной культуры с современным укладом жизни. Вообще, неплохо, что появился такой фильм. И подборка актеров понравилась.

    20 сентября 2013 | 17:23

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>