всё о любом фильме:

Осенний марафон

год
страна
слоган-
режиссерГеоргий Данелия
сценарийАлександр Володин
директор фильмаВиталий Кривонощенко
операторСергей Вронский
композиторАндрей Петров
художникЭлеонора Немечек, Леван Шенгелия, Светлана Ольшевская
монтажТатьяна Егорычева
жанр драма, мелодрама, комедия, ... слова
зрители
СССР  22.3 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время89 мин. / 01:29
У талантливого педагога и переводчика Бузыкина нерешительный характер. Он не может оставить жену и уйти к любимой женщине, не может отказать эксплуатирующей его талант сокурснице, терпит посещения доморощенного философа-алкаша, а когда, наконец, решается на смелый шаг — терпит фиаско, так как по природе мягок и податлив, как воск.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Норберт Кухинке был иностранным корреспондентом журнала «Шпигель» из ФРГ. После того, как Георгий Данелия взял его на роль немецкого профессора Хансена, возникли разногласия на уровне ЦК КПСС. Если профессор немецкий, то возникла бы необходимость пояснить, из ФРГ он, или из ГДР. Но при любом раскладе стало бы невозможно продать фильм либо в западногерманский, либо в восточногерманский прокат. Поэтому национальность профессора Хансена была заменена на датскую.
    • Среди выпускников ЛГУ / СПбГУ фильм известен невероятными перемещениями Бузыкина по главному зданию университета и вокруг него. Так, в одной из сцен Бузыкин входит в здание Двенадцати коллегий, после чего сдает одежду в никогда не существовавший гардероб, расположенный в проходе с площадки второго этажа лестницы (от входа с Менделеевской линии) в главный коридор. Затем он поднимается по той же лестнице на третий этаж, на котором не расположено ничего, кроме музея истории университета (в помещении бывшей университетской церкви) и входа на хоры актового зала. Поднявшись на третий этаж, он оказывается в главном коридоре второго этажа на пути к дверям, через которые он мог бы туда войти. После чего Бузыкин, заметив Шершавникова, чтобы избежать встречи с ним, заскакивает в одну из боковых дверей и оказывается в помещении университетской библиотеки (в жизни расположена в том конце коридора, откуда он шел).
    • В сцене, где Бузыкин попадает под машину в Таможенном переулке, машина на большой скорости едет неизвестно откуда. В том месте, откуда она выезжает, нет никакой улицы: примерно в пятидесяти метрах от места столкновения по курсу движения машины расположен Институт акушерства и гинекологии им. Отта. В этом месте машины могут только поворачивать на Таможенный переулок на относительно малых скоростях.
    • Наталья Гундарева играет стареющую жену главного героя, с которым у них взрослая, уже замужем дочь. Между тем, на момент выхода фильма Гундаревой был лишь 31 год, и она на год моложе Марины Неёловой, играющей роль молодой любовницы.
    • Первоначально в роли Бузыкина должен был сниматься Александр Калягин.
    • еще 2 факта
    Фрагмент 01:51

    файл добавилАнна в лепестках

    Из книги «3500 кинорецензий»

    оценка: 8.5/10
    Если лучшая лента Георгия Данелии называлась программно «Не горюй!», а, пожалуй, самая горькая и безысходная — «Слёзы капали», то «Осенний марафон», занимающий хронологически и смыслово промежуточное положение между ними, следовало бы озаглавить так: «Навёртываются слёзы». Первоначальное же название сценария Александра Володина, который, кстати, потом сотрудничал с Данелией и над фильмом «Слёзы капали», было позавлекательнее — «Горестная жизнь плута». Может быть, в итоге смутило определение главного героя Бузыкина в качестве плута, поскольку он — в большей степени страдательная фигура, так сказать, пассивный авантюрист, на голову которого вечно сваливаются вроде бы мелкие хлопоты, пожирающие, тем не менее, без остатка всю его жизнь. (... читать всё)
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 86 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Не так давно смотрела «Весь этот джаз» (1979) Боба Фосси, фильм-эстетический-шок, фильм-временную-ловушку; пока не посмотрела на год выпуска — долго не могла понять, почему в современной картине немного не хватает шика и роскоши, таких нужных для воплощения идеи режиссера. Потом я, конечно, поняла, что для конца семидесятых и шика, и роскоши достаточно.

    Но сегодня поговорим об «Осеннем марафоне» (реж. Г. Данелия, СССР, 1979)

    Это был, конечно, тоже эстетический шок, и если бы не разговоры о выполнении планов, заграничных куртках и не автобусы-гармошки (кои я еще застала в глубоком детстве) — никогда бы не догадалась, что действо происходит в конце семидесятых; это правда невероятно, но все предельно современно; и эти сапожки на шпильке, и куртки, и сумки, и застежки, и хвостики, и засохшие цветы в вазе на подоконнике — все, все снято неимоверно вдохновенно; до этого фильма я нигде не замечала такого плавного перемещения фокуса со стены дома, стоящего напротив, на сухоцветы на подоконнике.

    Многие мои друзья говорят, что это фильм-метафора, фильм-сравнение или фильм-символ; на самом деле это — фильм-глагол, фильм-действие; если хотите — не фильм-бег, а фильм-бегство от себя, одиночества, ответственности, неприятных разговоров; это оттягивание неминуемого финала; это маленький жизненный бунт безвольного плута, обреченный закончиться крахом.

    В «Осеннем марафоне» нет ничего лишнего, все предельно стройно и изящно подчинено идее режиссера и не отвлекается на какие-нибудь глупости-завитушки; всего ровно столько, сколько требуется, ни граммом меньше, ни граммом больше.

    Будете смотреть — а он к просмотру обязателен! — запаситесь каким-нибудь вареньем и печеньем, потом поймете зачем.

    29 мая 2011 | 09:31

    До этого момента, никогда бы не пришла в голову, что советские фильмы могут нравиться, западать в душу. Сейчас только и разговоров о том, сколь бездарны наши режиссёры, когда приглашают в актёрский состав не Джоли, а обычных, так сказать, ничем не примечательных актёров современности. Признаться, придерживаясь столь категоричной точки зрения, сложно не пропустить по-настоящему хорошего фильма, каким является «Осенний марафон».

    Если Вы устали от картин, перегруженных спец эффектами, разрекламированных на весь мир по чём зря — это выход. Достаточно спокойный фильм, в котором события развиваются постепенно, не приходится без конца метаться взглядом по экрану, дабы понять происходящее. Конец — оттенок лёгкой незавершённости. Цикличность жизни тех, кто боится сделать выбор. «Первый блин» становится комом для главного героя, его решимость вновь уступает страху чего-то нового. И эта традиция бега по утрам, на рассвете, когда улицы всё ещё пустуют без прохожих. Он бежит, от себя ли, от выбора?

    Мне сложно судить сейчас, но более старшее поколение, нещадно критикуя этот фильм, боялось перемен. В то напряжённое время вопрос собственного мнения так и остался открытым. А, выражаясь точнее, его и вовсе не спрашивали. Вспомнить хотя бы одинаковую мебель, квартиры и т. п. Нерешительность человека — основная тема «Осеннего Марафона», всегда остаётся актуальной, вне зависимости от времени.

    Что касается раскрытия темы, здесь всё великолепно. Актёрский состав, игра, музыкальное сопровождение. Невольно оказываешься в 70-80 годах, переживаешь драму с героями фильма.

    Фильм запал в душу

    10 из 10

    10 октября 2010 | 23:05

    По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять — мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман «Искренне ваш Шурик» о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. «Осеннему марафону» уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол «уж я бы такого не допустил». Отношения с близкими людьми — точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии — великое искусство.

    «Всё, погиб! Пускаю пузыри!

    Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти — она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин.

    Этап 1 — от жены к любовнице

    «Эн Е привет!»

    В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать.

    Этап 2 — от института до квартиры Варвары

    «Ленинград — город маленький, Андрей Палыч»

    Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется «разруливать» личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград — город вовсе не «маленький», можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот.

    Этап 3 — от кухни до двора

    «Хорошо сидим»

    Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского «лишь бы все шито-крыто было». Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа.

    Удивителен в «Осеннем марафоне» Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться — какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе.

    Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой.

    - Андрей, а ви — ходок.
    - Ходок, я ходок!


    Вот она цена безразмерной доброты — человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин — гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими.

    10 из 10

    19 декабря 2014 | 14:39

    Фильм-метафора. Главный герой, Бузыкин, «бегает» между женой и любовницей. Ему приходится постоянно лгать жене. А она «читает» каждую его ложь, но ради детей не показывает этого. Необходимость постоянно прятаться мучает и любовницу. Бег и ложь сливаются в единое и в фильме «проступает» ирония: Бузыкин бежит от автобусной остановки к Институту, Бузыкин и Билл бегут на утренней пробежке, Бузыкин бежит домой под утро (от любовницы). И переносных много значений: Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своему сотруднику, что он подлец, Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своей сотруднице, что она его использует, Бузыкин «бежит» от того чтобы признаться жене, что у него есть любовница. Жена, тем времен, уже впрямую говорит, что знает обо всём — но он «бежит». Бег это подкрепление страха, его укоренение и Бузыкин бежит, не может остановиться и укрепляет страх. А страх заставляет его бежать. Везде этот осенний марафон и везде эта горькая ирония.

    В какой-то момент я подумал — замучали эти бабы Бузыкина, чего-то недодали, если выбрать не может. Любовница — невольная манипуляторша и ясно, что с этим инфантильным существом счастья он не найдёт. Хорошо ли будет с женой тоже не понятно, они выдохлись и устали друг от друга — но за брак он держится. Он может быть и выбрал бы, но «бег» уже привычка. У него есть еще шанс, за минуту до конца фильма вырваться из порочного круга. Но ложь и страх заставляют Бузыкина бежать непрерывно, не находя места и покоя, отказываться, уходить, отворачиваться, поддаваться, прогибаться — только бы «бежать». Ему уже не верят когда он говорит правду, но прекрасно догадываются, когда он эту правду не говорит. Им пользуются. Это состояние постоянного неспокойствия полностью оплачивает его ложь и Бузыкина становится просто по-человечески жалко.

    Много тонкого юмора. Великое искусство не обязательно должно быть сложным. Огромное удовольствие от естественности изложения и художественности смысла.

    ЗЫ: кое-что из фраз пошло в народ — «Ленинград — город маленький», «Хорошо сидим!»

    15 октября 2009 | 00:06

    Пленница зимних апатий и меланхолий,
    (бледная немочь, нежизнеспособный вид),
    я бы хотела быть Лолой, бегущей Лолой,
    знающей точно, куда и зачем бежит.
    Чтобы не вяло, задумчиво «будь что будет»,
    а «что бы ни было, будет, как я хочу».
    Ставь на мне опыты, доктор, коли уколы,
    дай мне последним подарком на Рождество
    красную гриву и быстрые ноги Лолы.
    И ничего,
    кроме этого,
    ничего.

    Ева Тенецкая


    Ярко-красная, словно раскалённая, в тон волосам Лолы* телефонная трубка — точка отсчёта истории. Стоит поднять её — и всё начнётся, закрутится в бесконечную спираль, запляшет в безумном танце, задёргается в хроническом временном цейтноте. Беги, Лола, беги! Мчись, уносись — быстро, стремительно, без оглядки, на всех парусах, во весь дух, — потому что тебя ждут на другом конце провода.

    Знакомьтесь: Андрей Павлович Бузыкин, 46 лет, женат, кроме супруги укомплектован замужней дочкой и пассией с матримониальными планами, работает переводчиком (талантлив!) и… всегда бежит. Бежит по ступенькам метрополитена, по институтской лестнице, в компании, но чаще — один, по сонным и проснувшимся улицам родного города, по неразведённым мостам. Бежит, как шекспировская любовь («Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею…»), и, казалось бы, к ней, но на самом деле — от неё, а потому с двойной петлёй, накинутой двумя разными парами рук, на шее. Бежит под неумолчное стрекотание звукового сигнала наручных часов, а без них — опаздывает глобальнее, но бежит ещё быстрее. Это только в квартире главного героя «маленький раскардаш» из-за ремонта, а в личной жизни — огромный. Вокруг него то и дело мелькают лица. Женские: жены-страдалицы (обычно Наталье Гундаревой доставались темпераментные роли, хотя и здесь её Н. Е. рвёт рукава у подаренной любовницей куртки чудо как выразительно!); незадачливой сокурсницы Варвары (за украденную у Бузыкина мечту в образе Скофилда Волчек не терпится немедленно отправить… хотя бы в Интурист гидом); героини служебного романа машинистки Аллы (ах, Марина Неёлова — нимфа с неизменным детским голоском Алисы и балетной грацией (как она бёдрышком?): «и шьёт, и готовит, и печатает, и стирает, и спасает, и мучает, и лю-юбит; где ты ещё себе такую найдёшь?»). Мужские: датского коллеги-профессора (истинное богатство русского сленга открыл для себя во время съёмок Норберт Кухинке: «алкач» и ходок, «трезвевател», «всего и делов-то», «хорошо сидим», не говоря уже о литературной классике, об «облизьяне зелёной»); жовиального соседа, грибника со стажем и приверженца славянских традиций Харитонова (Евгений Леонов с нетленной песней о Марусеньке — да можно ли без него у Данелии?); дяди Коли — голоса совести коммунальной квартиры и целого поколения (Николай Крючков). И масса других, расплывчатых или не запоминающихся на бегу.

    Беги, Лола! От скорости твоего перемещения зависит жизнь другого человека. Ты обещала ему быть сильной. Ты будешь сильной?

    Куда бежит персонаж Олега Басилашвили, не столь важно. Зачем и от чего он бежит — это уже существенно. Он бежит от обыденности, от возраста, от себя самого? В том-то и дело, что нет. Он бежит просто по инерции, по кругу, как лошадь на карусели, или в цирке, или та, чьи копыта с намёком цокают в фильме по мостовой. Оно-то, конечно, «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», но, в поддержку другой маленькой неунывающей лошадки, которой «живётся не сладко», каждому из нас милее её революционные виды на будущее. А из Бузыкина мятежник никудышний. Он слаб. И жалко его, и жалко тех, кто страдает от его слабости. Он не думает о том, что доставляет боль своим близким, а если думает, то предпочитает бежать — в том числе и от этих мыслей. Он смирился с заведённым порядком и даже находит отговорки для сохранения status quo: «Алла, ты же знаешь: я свою жизнь изменить уже не могу». Удобнее успокоить себя помощью бесталанной коллеге или для блезиру отвергнуть зачётку двоечника, чем решительно что-то менять или меняться самому. Книжные и кинематографические вкрапления по ходу сюжета картины и нагнетают, и комментируют ситуацию Бузыкина, на которого «всё навалилось»: диктуемое им Аллочке стихотворение в начале фильма («Зачем воде качать пустой паром, и падать для чего звезде падучей? Ни для кого? На всякий случай?»); отрывок из «Горестной жизни плута» в исполнении Галины Волчек (так изначально назывался сценарий Александра Володина, позже переродившийся в «Осенний марафон») и переводимые Хансеном «Униженные и оскорблённые»; реплика из телевизора, явно пародирующая «Семнадцать мгновений весны» («Отто знал, что в его распоряжении сорок минут…»). А ведь Андрей Павлович мечтает остановиться, ему давно не в радость и вечный зов, и вечный бег.

    «Мне это было совсем не близко. Я подумал: вот у меня партнёрша, замечательная актриса Неёлова. Мог ли быть у меня с нею роман? Скорее всего — нет. Гундарева… Нет. А что же тогда такое для меня Бузыкин? И я понял: для Бузыкина самое дорогое — письменный стол, книжки. И чтобы никого не было! И сидит он, как Маршак, и получает удовольствие: это — моё… И ничего не надо никому доказывать! И можно делать книгу! И хорошо бы эти женщины вышли за каких-нибудь героев-космонавтов, устроили свои судьбы и оставили его в покое…» (Олег Басилашвили)

    Однако его флотилия из тех, чьи корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, «Разбитая луна» же — в состоянии тотальной разбитости. Это внутри, а снаружи — серые унылые тона, меланхоличные типажи в общественном транспорте (о, эта способность Данелии подмечать, а затем фиксировать тихие прелести отечественной действительности!). Созвучные им аккорды основной мелодии Андрея Петрова не добавляют картине оптимизма, но в глазах тех, кто принимает Бузыкина со/за всеми его недостатками, «Осенний марафон» обретает краски и смысл. И до чего же отчаянно хочется увидеть финиш не жизненного пути, а марафонского забега главного героя! Чтобы на лицах крупным планом — его самого и его женщин — отражалась вместо вселенской тоски уверенность в том, что, наконец-то, раз и навсегда уйдут из их обихода внеплановые семинары и заседания кафедры, а также коронная фраза: «Тут уже стучат, я тебе перезвоню!» Бег бегу рознь, да по плечу ли Бузыкину возможности тыкверовской Лолы? И голос не тот, и целеустремлённости вряд ли хватит для второго дубля. Пять минут передышки — и снова в бой, в забой, в забег, без конца и с позабытым началом, вне времён года и против собственного желания…

    Беги, Лола, беги, потому что ты именно бежишь, а не убегаешь, не улепётываешь, не драпаешь. Потому что твоя жизнь полетела кувырком не по твоей вине. Потому что ты воспользуешься предоставленными тебе шансами переиграть её последний эпизод.

    * Лола — главная героиня картины Тома Тыквера «Беги, Лола, беги»

    4 июня 2016 | 17:07

    Кино очень жизненное. Тюфяк по жизни, что в работе, что в личной жизни, не умеющий постоять за себя, все время боящийся кого-нибудь обидеть, рыхлый, жалкий… Но привлекательный для определенного типа женщин. Тех, у кого имеется острая необходимость за кем-нибудь ухаживать, о ком-нибудь заботиться, в общем обладающих чрезмерным материнским инстинктом. Своей бесхребетностью он делает несчастным не только себя, но и близких людей. А пройдохи пользуются его безотказностью.

    Но, как сказал классик: и кроткого человека можно довести до бешенства. Вот только вспышка сознания вряд ли продлится долго, если человек не имеет внутреннего стержня. Есть ли он у главного героя? Финал дает на этот вопрос однозначный ответ.

    Жалко ли всех этих несчастных, на первый взгляд, людей? Да, когда смотришь, жалко. Потому что авторы умело, очень талантливо погружают в атмосферу их существования. Сопереживание включается произвольно, помимо воли. Потом, практически уже на финальных титрах, когда начинаешь размышлять над увиденным, понимаешь, что люди сами выбрали свои роли, и играют их. Им так удобнее, им страшно что-то менять. Неестественность происходящего для них, может и очевидна, но переносима. Зачем жалеть тех, кто самих себя не жалеет? А может мы и сами такие? Сколько народа живет так или похожим образом? Масса! И это страшно. Одни лгут, другие делают вид, что верят. Третьи «любят козла», потому что «любовь зла».

    Еще одна цитата из другой оперы: в чем трагизм ситуации? в заурядности происходящих событий.

    Фильм шедевральный.

    10 из 10

    10 июля 2015 | 13:15

    Георгий Данелия снял немало отличных фильмов — «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Афоня», «Кин-дза-дза», которые вошли, как принято говорить, в золотой фонд отечественного кинематографа.

    Но даже на этом фоне «Осенний марафон» выделяется.
    Чем, спросите вы?

    Выделяется он потрясающей жизненностью, при чём жизненны здесь все персонажи — от главных до эпизодических. Нет смысла перечислять достоинства игры актёров — Басилашвиили, Неёлова, Леонов, Кухинке, Гундарёва сыграли прекрасно, нет нужды лишний раз хвалить Андрея Петрова за замечательную музыку, нет необходимости вспоминать афоризмы, ушедшие в народ — «Бузыкин, рюмаху хочешь?», «Здесь уже стучат. — Где стучат?!! На кафедре??» «Сходил? — Сходил. — Отпустили? — Отпустили. — А про меня трёп был? — Был. — И что сказали?! — Сказали, что Харитонов водку с портвейном мешает!», «Тостуемый пьёт до дна!», «А он „коктейль“, „коктейль“ — хиппи лохматый!», но вспомнить всё это и перечислить хочется, ибо сделано всё с душой.

    Для фильма подобного жанра здесь слабых мест — сделано именно так как надо и даже более того.

    В общем, устал я расхваливать «Осенний марафон», могу только позавидовать тем, кому еще предстоит увидеть этот фильм впервые.

    10 из 10

    25 февраля 2008 | 04:02

    По словам Георгия Данелии, архитектора по первому образованию, замысел каждой картины у него начинался с визуального образа, в котором отражались сочетания пропорций и ритмические соотношения будущего фильма. В таком случае можно сказать, что в Осеннем марафоне он достиг высшей соразмерности форм при щедром использовании архитектурных элементов. За привлекательным фасадом тонкой лирической комедии с простодушным главным героем располагается многообразие интерьеров, среди которых есть и ставшая хрестоматийной ненавязчивая сатира, и поздний мрачный критицизм автора, и строгая литературная композиция сценариста Володина. А главное место в нем занимают психологические портреты персонажей, зарисованные с натуры в Ленинграде, поражающие своей фотореалистической точностью.

    Продолжая традиции Чехова и Достоевского, авторы фокусируют сюжет на переводчике и преподавателе английского языка Андрее Бузыкине, смешном человеке в футляре, в котором абстрактный альтруизм сочетается с полной неспособностью поменять что-либо в своей жизни. Застряв на мосту, по одну сторону от которого находится жена, а по другую любовница, он принимает роль буриданова осла, который не знает, что мост на самом деле разводной. Это человек, у которого не хватает сил и времени даже для того, чтобы закончить маленький ремонт в своей квартире, не говоря уже о более серьезных переменах. И все-таки главной метафорой жизни Бузыкина является бег. Но в этом беге нет ничего возвышенного. Он бежит от одной призрачной цели к другой, не догадываясь, что финишная черта никогда не появится. И если для кого-то другого счастье — это не цель, а путь, то для Бузыкина весь путь состоит из инерциального движения по кругу, в котором в конечном счете не совершается никакого перемещения. Идея непрекращающегося бега преследует его даже на работе, где на одном из занятий со студентами предметом обсуждения становятся синонимы слова «бежать».

    Чтобы не превратиться в загнанную лошадь, Бузыкину необходим близкий человек, который в трудную минуту сможет перенять у него эстафетную палочку. Это может быть либо жена, с которой он переживает кризис семейных отношений, либо взбалмошная, назойливая, но все же заботливая любовница, которая хочет официального закрепления отношений. Обе женщины любят его по-своему, но можно ли сказать, что они его понимают? На самом деле им совершенно неинтересны его проблемы на работе, его отношения с друзьями. Они преследуют эгоистичное желание немедленно избавиться от своей соперницы, чтобы заполучить своего любимого навсегда, но используют для этого прямолинейные методы. Любовница требует к себе повышенного внимания, а жена ругает за каждую ошибку, впрочем, оных у Бузыкина вправду немало. Особняком держится сокурсница главного героя, которая хоть и эксплуатирует его так же, как и все остальные, но в глубине души жалеет его, пытаясь помочь тому разрешить его дилемму.

    Профессор из Дании Билл Хансен, которому главный герой помогает с переводами, пожалуй, воплощает ту сторону личности Бузыкина, которую тот не может проявить из-за суетного образа жизни. Он погружен в труды, стремится к познавательной деятельности, умеет отдохнуть, а бег для него является только способом поддержания физической формы и поднятия настроения. Символично, что вопросы по творчеству Достоевского, которые он хочет задать и которые потенциально могут помочь главному герою разобраться в себе, остаются не то что безответными, а даже не озвученными.

    Еще одним своеобразным альтер-эго главного героя является слесарь Харитонов в исполнении «талисмана» режиссера Евгения Леонова. Непосредственный, легкий на подъем человек, он за один день знакомит профессора с русской жизнью лучше, чем протагонист за все прошедшее время. Горькая ирония заключается в том, что, будучи работником по вызову, слесарь имеет гораздо больше свободы, чем Бузыкин, чья работа и отдых каждый день длятся от одного телефонного звонка до другого. Возможно, Харитонов действительно больше заслуживает модной куртки, чем обладатель серого неприметного пальто.

    Но даже в самом забитом и безвольном существе способен проснуться хозяин своей судьбы. Однако он будет приносить не только новые достижения и новых друзей, но и новые проблемы и новых врагов, так что человек поневоле задумается о его усыплении. Так стоит ли погоня за своим личным, неповторимым счастьем всех неизбежных треволнений или лучше просто плыть по течению, и будь что будет?

    13 июля 2014 | 00:09

    Вот странная ситуация с «Осенним марафоном». Печальная комедия Данелии, 1979 года выпуска, с блистательным актёрским составом, классика советского кинематографа, полтора часа цитат и афоризмов и т. д. и т. п., а вот лично мне более старшое поколение говорило, что фильм с безнравственным главным героем, смотреть на которого вредно для морали, но вот посмотреть кино, чтобы поучиться у этого самого героя, как нельзя жить — вполне можно. И всё это отбивало у меня охоту, оно и понятно — кому ж хочется, чтоб его учили в свободное от учёбы время. «В школе учат-учат, ещё тут сказки навалились»© Вот что значит зависимость от чужого мнения.

    Но всё же я посмотрел этот фильм. А потом, что для многих считается верхом оценивания фильма, его название появилось на моей странице в одной социальной сети в рубрике «любимые фильмы». Фильм шедеврален. Бесподобен. Фильмом может гордиться каждый человек, который работал над его созданием. А если кто-то говорит Вам обратное — не верьте. Посмотрите сами и составьте своё мнение. А моё таково:

    10 из 10

    30 апреля 2010 | 04:24

    В отличие от Человека-Паука, этот вид «супергероев» очень распространен в реальности, и этот фильм рекомендуется смотреть всем молодым женщинам — чтобы избегать ситуаций, описанных в фильме.

    Как отлично показали нам Данелия и Басилашвили, Человек-Вранье очень обаятелен, мил и всегда готов помочь. Но он всегда врет. Не потому, что он любит ложь как искусство или чтобы получить какую-то выгоду. Нет. Он постоянно врет потому, что никого не хочет обидеть. Ему органически неприятна мысль, что хоть кто-то подумает о нем плохо.

    Единственное что, обычно в реальности они все-таки врут чуть более умело. Герой Басилашвили врать умеет из рук вон плохо, и поэтому постоянно «прокалывается». В отличие от декларируемой морали, на самом деле честным человеком в обществе считают не того, кто не врет, а того, кто врет умело и не к чужому вреду. Человек, который реально никогда не лжет, скорее всего не вполне адекватен психически.

    Но ложь Человека-Вранья в приложении к отношениям с женщинами обычно приводит к показанным последствиям. Эти «супергерои» могут годами изводить жену и любовницу, кормя их сказками о том, что «вернулся окончательно» и «вот сейчас уже разведусь». И то, что они сами при этом не коварно потирают ручки с мыслью о том, что «классно я этих двух дебилок развожу», а тоже мучаются, их совершенно не оправдывает.

    Милые девушки, как бы говорит нам героиня Нееловой, не трудитесь доказывать, что вы лучше, чем жена Человека-Вранья. Не надо ему готовить, перешивать пуговицы и дарить куртки в наивной надежде, что он поймет, где ему лучше (и, возможно, с некоторым коварством — что жена его «запалит» на пуговицах и куртках и выгонит). Как совершенно справедливо заметила Варвара, которая единственная из показанных женщин научилась правильно обращаться с Человеком-Враньем, он все равно «промурыжит до сорока лет». Говоря современным языком, Варвара держит его во «френдзоне» — причем это совершенно добровольная френдзона, которая позволяет герою чувствовать себя «милым и готовым помочь» на полную катушку.

    По мужчинам-друзьям героя Басилашвили тоже понятно, что дружить с ним куда приятнее и выгоднее, чем поддерживать романические отношения. Его несложно «прогнуть» в вопросах времяпрепровождения, типа выпивания еще рюмки, пробежки по городу (показателен момент, где герой бурчит под нос в адрес датчанина «пошел ты к черту», но не решается ему прямо сказать, что ему надоело с ним бегать). К счастью, есть у него также и такие друзья, которые согласны его к себе поселить, если что — то есть на него не то чтобы все «сели и поехали».

    Финал отличный. Без всякого «подгона» под любые ценности и моралите. Правдиво так.

    В общем, очень жизненный фильм, классика советского кино, с хорошей актерской игрой.

    8 из 10

    19 января 2014 | 20:03

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>