всё о любом фильме:

Касабланка

Casablanca
год
страна
слоган«They had a date with fate in Casablanca!»
режиссерМайкл Кёртиц
сценарийДжулиус Дж. Эпштейн, Филип Дж. Эпштейн, Ховард Кох, ...
продюсерХэл Б. Уоллис, Джек Л. Уорнер
операторАртур Идисон
композиторМакс Штайнер
художникКарл Жуль Уейл, Орри-Келли, Джордж Джеймс Хопкинс
монтажОуэн Маркс
жанр драма, мелодрама, военный, ... слова
бюджет
сборы в США
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 6 лет
рейтинг MPAA рейтинг PG рекомендуется присутствие родителей
время103 мин. / 01:43
Номинации (5):
Оставивший родину американец Рик Блэйн, владелец игорного клуба в Касабланке, случайно встречается с покинувшей его несколько лет назад возлюбленной, Ильзой, которая приехала в город вместе со своим нынешним мужем, борцом антифашистского сопротивления Виктором Лазло.

По их следу идут немцы, и Ильза пытается упросить Рика отдать принадлежащие ему важные документы, которые позволят Виктору бежать из Касабланки, чтобы продолжить свою борьбу.
Рейтинг фильма
Рейтинг кинокритиков
в мире
97%
70 + 2 = 72
9.3
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • В кинофильме «Чёрная кошка, белый кот» (реж. Эмир Кустурица, 1998) герой фильма Грга неоднократно просматривает финальные кадры «Касабланки» с фразой, которую он повторяет и цитирует: «Я думаю, это послужит началом большой дружбы».
    • Третий автор сценария, Ховард Кох, был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев (они поверили в то, что на Землю напали марсиане).
    • Сценаристы фильма Джулиус и Филип Эпштейны – братья-близнецы, не работавшие вместе до 1938 года.
    • В 1940 году драматург Мюррэй Барнетт вместе с Джоан Элисон сочинил пьесу «Все приходят к Рику», которая и легла в основу фильма. В театре эта пьеса так и не была поставлена.
    • В сценарный отдел студии Warner Bros. пьеса попала 8 декабря 1941 года, а 31 декабря продюсер будущего фильма Хэл Б. Уоллис дал ей другое название – «Касабланка».
    • Братья Эпштейн закончили работу над сценарием за три дня до начала съемок, к которым приступил режиссер Майкл Кёртиц 25 мая 1942 года. Ховард Кох завершил свой вариант сценария через две недели после начала съемок.
    • Во время работы над сценарием Эпштейны и Кох находились в разных местах.
    • Финал фильма не могли придумать до самого конца съемок.
    • В 80-х годах сценарий картины, смеха ради, разослали по разным голливудским студиям и кинокомпаниям под его первым названием. Многие не узнали в нем «Касабланку» и посчитали, что этот сценарий недостаточно хорош, чтобы по нему можно было снять приличное кино.
    • Большинство актеров, сыгравших роли нацистов, по национальности евреи.
    • Ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы актер Рональд Рейган — будущий президент США. А ведущий женский образ должна была сыграть актриса Мишель Морган, потребовавшая гонорар в $55 тыс. Продюсер отказался платить эти деньги, когда выяснилось, что Ингрид Бергман согласна на сумму, вполовину меньше.
    • Сценарий закончили писать всего за три дня до начала съемок, а финал картины не могли придумать до последнего съемочного дня. А когда Ингрид Бергман спросила, в кого же влюблена ее героиня, режиссер Майкл Кёртиц предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами.
    • Вложенная в уста капитана Рено ироническая формулировка «обычные подозреваемые» была вынесена в название культового фильма 1990-х.
    • еще 10 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 232 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    Нелегкое это дело — оценивать классику. Такие фильмы, как «Касабланка» должны просто по умолчанию считаться шедеврами и критиковать тут, в общем-то нечего. Есть лишь несколько моментов, на которых стоит заострить внимание.

    Во-первых, собственно, фабула. Классика предполагает достоверную передачу атмосферы описываемого времени, пропущенную через призму эмоционального восприятия, в данном случае, режиссера, актеров и других создателей фильма. Но кроме того, это еще и человеческая история о вечном, понятная в любое время и любому поколению. Квинтэссенция всего этого определенно присутствует в «Касабланке».

    Еще один момент — персонажи. Великолепно прописанные роли, где каждый характер предстает зрителю удивительно цельным и развивающимся по ходу сюжета. Взять, например, главного героя в исполнении Хамфри Богарта. Эта роль впоследствии стала классической в своем роде, а также главным амплуа одного из величайших американских актеров. Противоречии, терзающие душу Рика сродни печоринским. Пытаясь казаться прожжённым циником, он не может скрыть свое истинное благородство, так или иначе проявляющееся в поступках.

    Еще один яркий и наиболее запомнившийся мне герой — это капитан Луи Рено. Клод Рейнс создал замечательный образ и справился со своей ролью, возможно, даже лучше чем Богарт и Бергман.

    Атмосфера нацистского режима представлена не столько реалистично, сколько гротескно. Однако эпизод с исполнением французского гимна выглядит прекрасно и вдохновляюще, кристально чисто передавая режиссерскую задумку.

    Про эту ленту нельзя сказать, что она погружает в глубокие раздумья или заставляет пересмотреть свое мироощущение. Но в ней идеально сочетается всё, что необходимо для того, чтобы стать любимым фильмом, который можно пересматривать бесконечно. А потому

    10 из 10

    21 марта 2013 | 20:24

    В далекие 50-е Голливуд выпускал «односортовые» фильмы с легким, забавным сюжетом, который бы привлек больше людей. В то непростое для всего мира время, человечество, а особенно американцы не хотели видеть на экранах жестокую правду жизни: миллионы разрушенных жизней и тысячу квадратных километров разрушенных площадей.

    «Касабланка» — уникальный фильм. Уникальность его состоит в том, что он смог показать нам невыносимые реалии, разбавленные самой «острой и сочной» иронией, любовь и убийства, в лучших традициях произведений Э. М. Ремарка.

    - Какой вы национальности?

    - Я алкоголик.

    - Это позволяет Рику быть гражданином мира.


    Тысячи людей эмигрировали в Португалию, Америку, Африку подальше от оккупированных фашистами территорий и преследований. Но не все из них боролись за правое дело, как Виктор Лазло и его напарница-жена Ильза. Им было необходимо добраться до Америки, чтобы продолжить борьбу за свободу, но по иронии судьбы, именно в Касабланке, Ильза натыкается на свою, еще совсем не потухшую любовь к предприимчивому и независимому Рику, который очень успешно реализовал себя в выше указанном месте.

    -Столько пивнушек разбросано по всему миру, а она выбирает мою.

    Любовь…пылкая, искренняя, жертвенная, самая настоящая является достоянием данного фильма. В настоящее время все мы погрязли в эгоизме и жалости к себе, а тот, кто способен отпустить любимого человека, на самом деле заслуживает преклонения.

    Я не могу отнести данное творение ни к одному жанру, как и музыку Бетховена, которой можно только восхищаться.

    10 из 10

    14 мая 2012 | 14:17

    Фильм Майкла Куртиса «Касабланка» общепризнано считается одним из величайших шедевров мирового кинематографа, а, по моему скромному мнению, — еще и одним из лучших фильмов о любви.

    События разворачиваются в портовом городе Касабланка, который являлся одним из трёх основных мест высадки войск Антигитлеровской коалиции в Северной Африке. Действия фильма, как уже отмечалось неоднократно, нельзя рассматривать вне контекста Второй Мировой войны. Режиссер, словно подчеркивая это, наполняет картину сигаретным дымом, что, как мне кажется, символизирует именно атмосферу войны, а не высокий процент курящих в военные годы или что либо еще. Старушка-Европа полыхает пожарами сражений и битв, а в Касабланку бегут те, кто не захотел мириться с гнетом фашизма…

    Они и являются тремя главными героями фильма: эгоистичный и циничный владелец ресторана, один из лидеров сопротивления нацизму в Европе и его жена-красавица. Рик Блейн, владеющий одним из популярнейших заведений в городе, сыгран Хамфри Богартом крайне проникновенно и жизненно, его разочаровавшемуся в жизни человеку веришь с первых кадров. Ингрид Бергман очень грамотно и жизненно исполнила роль преданной жены, готовой идти за мужем куда угодно. Пол Хенрейд великолепно смотрится в образе харизматического борца за свободу Европы Виктора Лазло, хоть и его персонажу отводится меньше времени в фильме, чем первым двум. Так же хорош Клод Рейнс, играющий комиссара полиции города, не даром он был удостоен номинации на Оскар за лучшую роль второго плана.

    Сценарий ленты (как, впрочем, и саму картину) часто называют одним из лучших за всю историю кино. Сейчас, с высоты прошедших 60-ти с лишним лет, можно сказать, что подобная сюжетная завязка не блещет оригинальностью, а найдется и такой человек, который скажет она и вовсе посредственна и примитивна. Но только посмотрев этот фильм можно понять, как много он значит для последующего развития кинематографа, а в частности для жанра драм, мелодрам и их сюжетных основ. Создатели умудрились так раскрутить историю любовного треугольника, что весь фильм проводишь напряженно поддавшись к экрану и боясь лишний раз моргнуть. Чтобы наиболее четко охарактеризовать проделанную работу режиссера и сценаристов над данной сюжетной завязкой больше всего подходит слово «непревзойденно».

    После просмотра остаются очень светлые и теплые чувства. Вот такой должна быть любовь. Чистая и честная, страстная и горячая. Лицом к лицу, без подлости и грязи. Уметь прощать и жертвовать, смотреть правде в глаза и не отворачиваться. Это — идеал любви. А фильм о ней — идеал кино.

    10 из 10

    24 марта 2008 | 16:54

    Касабланка — город в Марокко, самый населенный в стране, на сегодняшний день численностью порядка 3,5 млн. человек. Один из ведущих торговых городов Северной Африки. Пару дней назад, услышав название «Касабланка», я знал лишь это.

    Однако, на мое счастье, разбирающийся в кинематографе человек, посоветовал кино, ранее мною невиданное. Речь о голливудской романтической кинодраме, снятой режиссером Майклом Кертицем в далеком 1942 году.

    Успех картины не был мгновенным (лишь 7-ое место по сборам в США), но со временем «Касабланка» стала самым демонстрируемым американском фильмом на телевидении. Так в чем же успех той давней киноленты — успех, который сохранился и по сей день?

    В современной России картина входит в число фильмов, рекомендованных преподавателями продюсерского факультета ВГИК. Американцы же честно считают его одним из лучших фильмов Голливуда всех времен, а в 2006 году голосованием Американской гильдии сценаристов сценарий фильма был выбран лучшим в истории кинематографа. Давайте разбираться.

    Касабланка образца 1942 года — перевалочный пункт между уже утопающей в фашизме Европой и Новым Светом. Ночной клуб «У Рика», владелец которого — разочарованный жизнью, циничный американец и противник всяческих убеждений. Он аполитичен и, на беглый взгляд, презирает все и всех на свете (шикарно исполненный 43-летним Хамфри Богартом).

    Но это лишь на первый взгляд. В один из азартных вечеров в клубе появляются его бывшая парижская любовница (изумительная Ингрид Бергман, между прочим, бывшая супруга режиссера Роберто Росселини). Ко всему прочему, появляется красотка не одна, а с мужем, руководителем антифашистского движения. И тут разворачивается самое интересное!

    На фоне борьбы Сопротивления и фашизма, противостояния «Die Wacht am Rhein» и «Марсельезы», происходит гораздо более важное событие — противостояние разума и сердца.

    Подвластно ли человеку принести жертву во имя настоящей любви — жертву во имя спасения и надежды?! До самых последних кадров неясно, в силах ли циничный человек отдать собственную жизнь ради спасения жизни любимого человека. Согласитесь, нам всем повезло лишь догадываться, на сколько тяжело принять подобное решение.

    Простой и лаконичный сюжет «Касабланки» мастерски дополнен музыкой Макса Штайнера, до этого работавшего в эпохальной картине «Унесенные ветром» с Вивьен Ли и Кларком Гейблом. Также — душевными джазовыми компиляциями Дули Уилсона. Главные герои, Хамфри Богарт и Ингрид Бергман, совершая внутреннюю эволюцию, предстают перед зрителем, на мой вкус, эталоном взаимоотношений мужчины и женщины, который и по сей день не утратил своей актуальности!

    Ведь как и 70 лет назад в современной жизни в особом почете качества, которыми Майкл Кертиц наделил главных героев «Касабланки», одно из них: любить близкого человека, не зависимо от жестоких жизненных обстоятельств!

    Выбирая между голосами сердца и разума, что бы предпочли вы? Я выбираю голос сердца.

    12 марта 2015 | 12:58

    Развлечения важнее политики, а старая любовь важнее развлечений… Нет, Рик политизирован, имеет взгляды, во всяком случае известен политическими предприятиями, которые он, впрочем, считает лишь бизнесом, но национальность у него, по его словам, — пьяница — и это не тот человек, который ради политики поступится возможностью развлекаться. И Рик не одинок, содержа кафе во время войны в котором собираются все политические противники — политические страсти ослабевают, все благодушествуют; во всяком случае, настолько, насколько это было возможно в те времена. Однако, сбиваясь в этом кафе, все, буквально все, не могут избежать политики, и кажется Рик, да еще продажный префект Луи Рено, кажется, одни возвышаются над всем этим.

    В основе фильма схватка между антифашистом Ласло и нацистским офицером Штрассе, желающим загнать Ласло в угол. Наци мотивирован политически, Ласло мотивирован политически, они сцепились намертво, но спасение Ласло обеспечивают … Ресторатор и Продажный префект. Хочешь победить в политической схватке? Не обзаводись сторонниками, этого мало, — привлеки к себе сочувствие тех, кто над схваткой. Найди Рика, найди Рено. В пылу политической борьбы именно те, кто над схваткой, способны генерировать золотые идеи. Грустно, но для того, чтобы иметь возможность реально повлиять на ход вещей, нужно быть человеком без целей, без убеждений, немного циником, пьяницей, продажным префектом. Именно они герои фильма и в этом отношении фильм новаторский, в котором выводят на авансцену истории всю историю искусства считавшихся теми, кем быть постыдно, личности. Пьяница Рик, единственным достоинством которого является былая любовь, да продажный префект Рено, единственным достоинством которого является дружба, играют роли ангелов-хранителей. Но, быть может, этого то как раз и не хватает. Существует любовь, существует дружба и они, что совершенно необычно, — они, а не какие-то там политические теории делают политику в Касабланке. Личные отношения делают историю и мы возвращаемся в мир Геродота, даже ранее — в мир доисторических светских львов, — где его величество арбитр, даже бог истории — личные отношения, пусть и «недостойных членов общества» в системе которых нацизм, во всем блеске своих вооружений, оказывается мертворожденным ребенком.

    Развлечения выше политики, а сентименты выше развлечений. Так, во всяком случае, для Рика, для Рено, которым не стоит переходить дорогу, если хочешь чего-то добиться в обществе.

    Фильм о душе сорокалетних — загрубелой и сентиментальной.

    12 февраля 2011 | 17:58

    Давно хотел посмотреть этот фильм, знал, что классика кинематографа, один из величайших фильмов 20-го века и т. д. Немного смущал год выхода картины на экраны — с высоты сегодняшнего дня фильмы тех времен кажутся наивными, прямолинейными и технически беспомощными. Наконец, подвернулась возможность. И что же? Опасения не подтвердились. Смотрел не отрываясь и получал мало с чем сравнимое удовольствие!

    Сюжет может показаться простоватым: американец с мутноватым прошлым (Рик Блейн) был однажды счастлив в Париже с невероятной красоты девушкой по имени Ильза, но она исчезла из его жизни ровно в тот момент, когда они вместе должны были бежать из Парижа, в который вот-вот войдут немцы (шел июнь 1940 года). И вновь встретиться им суждено в Касабланке, формально находящейся под французским протекторатом, но в реальности подчиняющейся находящемуся здесь фашистскому генералитету. Рик — владелец крутого бара, Ильза же приехала с мужем-антифашистом Виктором Лазло, чтобы скрыться от немцев. Касабланка для них — транзитный пункт на пути в Америку. Волею судеб, судьба Ильзы (и Виктора) целиком зависит от Рика — циника с разбитым сердцем…

    Мне не хочется повторять восторги других рецензентов по поводу режиссуры, музыки и игры актеров. Я разделяю эти восторги. Особенно мне нравится Ингрид Бергман в роли Ильзы. Чистое совершенство! (В скобках замечу, что в любви героини Ильзы к герою Хамфри Богарта мне видится маленькая натяжка: Рик, на мой взгляд, должен быть чуть-чуть другим, чтобы покорить ее сердце!).

    А вы замечали, как похож Виктор Ласло на Штирлица? Приглядитесь, сходство разительное! Я даже думаю, что при выборе Вячеслава Тихонова на роль советского разведчика Татьяна Лиознова находилась под впечатлением от образа Виктора в «Касабланке».

    Немцы в «Касабланке», конечно, показаны немного карикатурно — туповатые, бесчувственные зомби — особенно это бросается в глаза в сцене победы «Марсельезы» над «Die Wacht аm Rhein». Но, наверное, это правильно, учитывая время создания фильма.

    По ходу действия я все ждал, что Рик окажется руководителем местной подпольной антифашистской организации. Нет, не оказался…

    Самый сильный ход в фильме — это выход из «любовного треугольника». Может быть, мне кто-то объяснит, что же все-таки случилось? Действительно ли в Ильзе победили чувства к Рику, она была искренней с ним и лишь позволила ему уговорить себя лететь с Виктором? Или же она обманула его, принесла себя в жертву, соврала о большой любви — и только ради благополучия Виктора (и его дела)? Или, в рамках второй версии, она так тонко все просчитала — что Рик поведет себя именно так, как повел? Этак интрига не отпускает меня до сих пор, неделю спустя после просмотра.

    10 из 10

    19 июня 2013 | 22:32

    Фильм «Касабланка» посмотрел совсем недавно. Скажу сразу, я после просмотра многих высококлассных современных и классических фильмов не могу пользоваться словом «шедевр». Я могу называть таковыми работы многих известных и менее режиссёров.

    НО фильм «Касабланка» это не просто камерная постановка Майкла Кёртиса, а настоящее кино, которое переживёт поколения зрителей и всё равно останется настоящим и актуальным произведением американского кинематографа.

    10 из 10

    29 июня 2009 | 00:27

    Не знаю, есть ли в американском кинематографе фильм, являющийся большим воплощением атмосферы произведений и самого духа произведений обожаемого многими Ремарка, нежели «Касабланка». Сплошная ремарковщина — от первого кадра до прогулки в дождливый туман. Во всем — будь то привычка героев пить самые невообразимые коктейли на волосок от очередного удара судьбы или с полными трагизма глазами предлагать себя в жертву ради спасения ближнего своего — чувствуется дыхание мэтра (который Э. М. Р). Ремарковщина Поступка. И уже одной этой картиной Майкл Кертис фактически вписал себя в историю мирового фильмофонда.

    Далеко не последнюю роль в этом достижении сыграли Ингрид Бергман и Хемфри Богарт. Первая — обладательница неимоверных глаз, воплощение той женственной и главное — одухотворенной красоты, которую на сегодняшней день не сыскать во всей Фабрике Грез хоть срой напрочь все Голливудские холмы вместе с солнечной Калифорнией. Второй — казалось бы практически безэмоциональный герой в исполнении Хемфри Богарта, что умело прячет свои любовные шрамы и врожденное благородство под закостенелой маской циника. И неправы те из вас, кто утверждает, что тут ТИПОВОЙ любовный треугольник. Да, треугольник, но не он-она-ее муж, а он-она-их общее прошлое (любофф, шампанское, пиано-джаззз, Париж и его оккупация). Ну и где же тут типичность? «Вот в чем загадка, вот что продлевает терзаньям нашим жизнь на столько лет», — сказал об этом один датчанин королевской крови. К коей, исходя из благородства натуры, мы вполне бы могли причислить и Ричарда Блэйна. Об этом свидетельствует его официальный «проигрыш» несчастному болгарскому эмигранту. Или инициирование «Марсельезы» в кафе, где присутствуют немецкие военные. Это сродни звукам итальянской оперы на два женских голоса, звучащей в заскорузлых стенах Шоушенка благодаря силе воле одного человека… Это как последний крик «Freedom!» из горла подвергающегося четвертованию шотландца, когда кровожадный топор палача уже начал свое неотвратимое движение вниз по смертоносной дуге… Ну а про поступок Ричарда в конце фильма вообще говорить не приходится — «Безумству храбрых поем мы песню». А все почему? Потому что, как пророчески заметил капитан Луи, «мы становимся человечнее благодаря мадмуазель». Эх, женщины, женщины…

    И как кинооплоту человечности, образцу актерского мастерства и инструкции по благородству меньше 10 поставить просто грешно… А грешить — нехорошо.

    1 сентября 2009 | 08:37

    Один из лучших фильмов в истории кино, классика любви отправившая легендарного Хамфри Богарта и скромную будущую шведскую супер звезду Голливуда Ингрид Бергман разряд легенд кинематографа.

    Нет более романтичного фильма, чем Касабланка, а конец входит в десятку одних из самых культовых концовок в кино.

    Картина превосходна на всех уровнях, истинная романтика, высокохудожественное зрелище, классные актерские работы, а музыка, легендарная композиция As Time Goes By теперь ассоциируется только с этим фильмом, и Ингрид Бергман, уговаривающая Сэма сыграть ее, как напоминание старым добрым временам проведенных с Риком в Париже, которые уже не вернуть.

    Касабланка один из тех фильмов, которые нравятся всем, от критиков или членов различных киноакадемий, до подростков, только начинающих интересоваться классическими лентами.

    Стоит ли говорить, что фильм выиграл Оскара за лучший фильм. И был поставлен на 2 место в списке 100 лучших Американских фильмов по версии Американского Института Кино (AFI) в 1998 и на 3 в обновленном в 2007 году том же списке.

    А также на 1 место по версии все того же AFI 100 самых культовых и лучших романтических фильмов в истории американского кино AFI`s 100 Years… 100 Passions

    10 из 10

    26 мая 2010 | 01:19

    1942 год. Бесконечные сражения, битвы, изнурительная борьба. Земля захлебывается от крови, слез. В это время перед каждым человеком стоит выбор: добро или зло.

    Рик Блэйн. Владелец клуба в Касабланке. Он питается придерживаться нейтралитета. Истинный дипломат. Таким его сделала жизнь, война, потеря любимого человека.

    Виктор Лазло. Участник антифашистского сопротивления. Истинный патриот. Нацисты, как гончие собаки, идут по его следу. Их цель — засадить его в концлагерь.

    Ильза Лазло. Истинная женщина. Гордая, сильная, верная. Но однажды судьба сыграла с ней злую шутку…

    Жизни этих троих людей удивительным образом переплетаются, когда они сами того не ждут и, возможно, не желают.

    В жизни Ильзы существуют два любимых человека. Кого же из них она выберет? С кем останется? Что победит: чувство долга или все-таки любовь?

    Фильм «Касабланка» снят в 1942 году. Непростые, сложные времена для всего мира. Тогда никто не знал, что будет завтра, чем закончится война, кто победит.

    Но вера, надежда всегда остаются. Это чувствуется и в самом фильме. Люди верили, что добро победит зло, что, «возможно, настанут лучшие времена».

    3 июля 2008 | 16:47

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>