Китай, мон амур: Роман Голливуда и Поднебесной

Обсудить0

Сотрудничество Китая и Голливуда крепнет. Студии сражаются за право попасть в пул из 34 иностранных фильмов, которые можно показывать в течение года в Поднебесной, открывают свои представительства и работают вместе с китайцами. КиноПоиск смотрит, как складывались отношения американских студий с Китаем.

Сотрудничество Китая и Голливуда крепнет. Студии сражаются за право попасть в пул из 34 иностранных фильмов, которые можно показывать в течение года в Поднебесной, открывают свои представительства и работают вместе с китайцами. КиноПоиск смотрит, как складывались отношения американских студий с Китаем.

После продажи студии Legendary китайскому конгломерату Wanda Group, за судьбу «Варкрафта» можно было не волноваться. Если обычно Голливуду удается вернуть максимум 25 % от сборов своих фильмов в Китае, то в случае с «Варкрафтом», заработавшим за первые пять дней проката более 156 миллионов долларов, получится вернуть половину.

Картину Дункана Джонса в Китае поддерживало приличное количество спонсоров (26). Были созданы специальные сопутствующие товары, ну а сам фильм вышел на экранах в 67 % из 39 000 китайских кинотеатров. Беспрецедентная рекламная кампания привела к тому, что за первые пять дней показа в Китае «Варкрафт» заработал больше, чем «Звёздные войны: Пробуждение силы» за весь период проката (у фильма Джей Джей Абрамса 124 млн долларов). Все потому, что «Варкрафт» пошел дальше своих предшественников из Америки и был показан не только в крупных городах, но и в провинциях Китая, а такого рода доступ обычно имеют только ленты, снятые в Китае.

Китайский постер «Варкрафта» с ГаронойКитайский постер «Варкрафта» с Гароной

Похоже, что «Варкрафт» войдет в историю как самый дорогостоящий американский фильм с самым низким процентом сборов из Америки. Между зарубежными суммами и американскими — пропасть. Сейчас на счету у картины в Америке всего 28,4 млн долларов, тогда как за границей орки заработали 280,5 млн долларов. Уничижительные рецензии американских кинокритиков не имеют силы для других стран, поэтому зрители идут на фильм Джонса без предубеждений.

За 2015 год бокс-офис в Китае вырос почти на 50 %, а за последние пять лет он стабильно растет в среднем на 30 % в год. Количество кинотеатров постоянно увеличивается, и есть вероятность, что в 2017-м Китай превзойдет США по сборам. Голливуд всеми силами старается попасть в квоту на иностранное кино (пресловутые 34 фильма в год), чтобы окучить прибыльный китайский прокат.

Компания Dalian Wanda Group, купившая студию Legendary, владеет самой крупной кинотеатральной сетью в Китае. Президент Wanda Cinema недавно заявил, что количество площадок в стране может вырасти до 80 000.

Китаю можно сказать спасибо за запущенный в производство сиквел провалившегося в Штатах фильма «Тихоокеанский рубеж». Над ним работает все та же Legendary, а в Китае картина Гильермо дель Торо показала себя гораздо лучше, чем на родине. В США «Рубеж» заработал скромную сумму в 101 млн долларов, но остальной мир принес больше 300 млн, причем 114 из них было заработано в Китае.

Впрочем, не всегда успех в Китае дает шанс на съемки продолжения. «Терминатор: Генезис» собрал в Поднебесной 113 миллионов долларов, но Paramount решила не продолжать эксперименты с франшизой. Отметим, что картина закончила прокат с суммой в 440 млн долларов. «Стражи Галактики» не нашли признания в Китае. Говорят, виной тому был плохой перевод.

Цзян Вэнь в фильме «Изгой-Один. Звёздные войны: Истории»Цзян Вэнь в фильме «Изгой-Один. Звёздные войны: Истории»

«Звёздные войны» не являются популярной франшизой в Китае, поскольку первый фильм серии, он же первый эпизод, добрался до больших экранов страны только в 1999 году. Ожидается, правда, что «Изгой-Один» покажет себя лучше «Пробуждения силы», ведь в нем снялись китайские звезды Донни Йен и Цзян Вэнь.

Голливуд уже понял: хочешь заработать деньги в Китае, снимай местных актеров, а также снимай в Китае. Туда отправился Майкл Бэй для работы над блокбастером «Трансформеры: Эпоха истребления», причем картину частично финансировала компания China Movie Channel. В китайской прокатной версии присутствуют дополнительные сцены с участием Бинбин Фань. Для «Железного человека 3» был отснят материал в Китае, не показывавшийся в Штатах и Европе.

Отчисления от ежегодно увеличивающегося китайского проката Голливуд получает не те, что в других странах. Изначально студии возвращали от 13 % до 17 %, а в конце 2012-го сумма достигла 25 %.

Интересно, что среди первых ласточек копродукции Америки и Китая есть скромная по бюджетным меркам лента Райана Джонсона «Петля времени». Картина, снятая за 30 млн долларов, стала первой англоязычной лентой, сумевшей обойти строгие китайские квоты благодаря совместному производству. Джонсон перенес действие из Парижа в Шанхай, тем самым обеспечив картине «производственную ценность, о которой мы и мечтать не могли». По мнению режиссера, Шанхай больше подходил для съемок фантастики, нежели его любимый Париж.

Весной 2014-го Китай пообещал увеличить квоту на импортные фильмы в прокате, но не ранее 2017—2018 годов. Местному кинопрому нужно хорошенько подготовиться к встрече с мощным американским конкурентом. Похоже, получается неплохо. Среди самых кассовых фильмов 2016-го снятые в Китае «Русалка» Стивена Чоу (553 млн в мировом прокате) и «Охота на монстра» Рамана Хюи (385 млн в мире). Обе картины заработали львиную долю денег у себя на родине. Увы, их успех вне Китая очень и очень скромный, но эту досадную оплошность Китай, скорее всего, решит.

«Русалка»«Русалка»

Студии активно приглашают западных актеров сниматься в своих проектах, чтобы фильмы стали привлекательными и для зарубежного зрителя. Снимались в Китае Эдвард Нортон, Уиллем Дефо и Дональд Сазерленд, но все это были картины совместного производства. Первой крупной американской звездой в абсолютно китайском фильме стал Кевин Спейси, согласившийся в 2010 году сниматься в черной комедии «Неотделимый». Кристиан Бэйл принял участие в драме Чжана Имоу «Цветы войны», Эдриан Броуди и Джон Кьюсак снялись в историческом боевике «Меч дракона». Все эти проекты финансировались исключительно Китаем и Гонконгом.

По соглашению с США, 14 из 34 фильмов должны демонстрироваться в формате IMAX или в 3D. Если же Китай не увеличит квоту на иностранные фильмы к 1 января 2018 года, то последуют санкции от ВТО.

Китай далеко не сразу стал доступным для иностранных фильмов. С 1979-го по 1990-й на экранах демонстрировались пропагандистские ленты, снятые по заказу компартии. В итоге энтузиазм зрителей убавился: с 1982-го по 1991-й посещаемость кинотеатров упала на 79 %. В 1994-м была предпринята попытка оживить умирающий кинорынок. В Китай привезли первый иностранный фильм — боевик студии Warner «Беглец» с Харрисоном Фордом.

«Событием исторической важности» назвала американская и китайская пресса прокат «Беглеца». Фильм заработал в Китае почти 3 миллиона долларов, что привело к дальнейшему импорту картин зарубежного производства. Китайские кинотеатры показывали от 6 до 10 западных проектов с 1995 по 2000 год.

«Беглец»«Беглец»

В 2007 году по решению Всемирной торговой организации страна была обязана открыть свой рынок для импортных картин. Изначальная квота в 20 фильмов не устраивала Запад, поэтому после нескольких лет непослушания Китай слегка смягчил условия, и в 2012 году после договоренности с США количество фильмов увеличилось до 34. Аналитики сомневаются, что цифра эта как-то изменится в большую сторону. По крайней мере такие опасения выказывают авторы доклада «Снято в Голливуде, смонтировано в Китае: Как китайская цензура влияет на фильмы в мире».

Чем больше Китай модернизировал свою киноиндустрию, переключаясь с пропаганды на новое кино, тем больше он сотрудничал с Голливудом. Для изучения техники съемки китайские кинокомпании подписывали соглашения о копродукции с американскими продюсерами, даже нанимали голливудских чиновников. Специалист по кинопроизводству и финансированию Роб Кейн, проработавший в Голливуде 25 лет, и продюсер Джанет Янг недавно были назначены главными продюсерами китайской студии Hanhai. Фильм «Левша» с Джейком Джилленхолом частично финансировался гонконгской компанией Wanda Pictures, принадлежащей конгломерату Dalian Wanda Group Corporation. Съемки велись в Штатах, но на площадке присутствовало много китайских кинематографистов, перенимавших опыт американских коллег.

В 2014 году 32 из 34 импортных фильмов в Китае было произведено в США и только два прибыло из Европы и Южной Кореи.

Голливуду очень важны хорошие отношения с Китаем. Особенно сейчас, когда кассовые сборы в Америке падают, а бюджеты зрелищных картин растут, и студии сильно рассчитывают на успех в Китае. Если в 1990-х Голливуд помимо кинопроката мог получать прибыль с продаж и проката домашнего видео, то в эпоху интернета львиную долю прибыли студии имеют только с кинопроката. Аппетиты зрителей растут, и если в 1990-х средний бюджет фильма насчитывал 60 млн долларов, то сейчас студии оперируют блокбастерами за 150—200 миллионов. И тут поддержка Китая как нельзя кстати.

Как уже упоминалось выше, Голливуд нашел лазейку в китайском законодательстве. Фильмы, снятые совместно с китайскими кинокомпаниями, демонстрируются вне квоты в 34 картины в год. Более того, американские студии получают 43 % отчислений от таких проектов вместо пресловутых 25 %. С 2002-го по 2007-й США и Китай сняли вместе 37 фильмов, причем, что немаловажно, такие картины пользовались большим спросом у зрителя, нежели чисто американские ленты. При этом важно понимать, что вложениями со стороны Китая копродукция не ограничивается.

«Кунг-фу Панда 3»«Кунг-фу Панда 3»

Чтобы фильм получил статус копродукции с Китаем, должны выполняться следующие правила:

  • как минимум одна сцена должна быть снята в Китае;
  • среди актерского состава должен быть как минимум один китайский артист;
  • вложения китайской компании должны составить минимум одну треть бюджета;
  • на экране Китай должен выглядеть положительно.

Разумеется, голливудские студии открывают в Китае свои представительства. Например, недавний мультфильм «Кунг-фу Панда 3» стал копродукцией DreamWorks Animation, China Film Corporation и Oriental DreamWorks, находящейся в Шанхае. Режиссер Джеймс Кэмерон ради продвижения 3D-технологий в Китае учредил совместную компанию с Tianjin North Film Group и Tianjin Hi-Tech Holding Group. Благодаря этому союзу китайские кинематографисты получили доступ к 3D-камерам высокого качества.

Голливуд пытается всеми силами показывать Китай в позитивном свете. «Гравитация» понравилась зрителям в Поднебесной, поскольку Альфонсо Куарон показал космическую программу Китая в хорошем свете. Лента собрала в Китае 71 млн долларов — это 10 % от мировых сборов ленты. «Скайфолл» хоть и не стал копродукцией, но показал сцены в Шанхае, а в фильм «Люди Икс: Дни минувшего будущего» были включены не только снятые в Гонконге сцены, но и камео китайской мальчуковой поп-группы.

Этой эффектной пробежкой Тома Круза частично пришлось пожертвоватьЭтой эффектной пробежкой Тома Круза частично пришлось пожертвовать

Иногда голливудским студиям приходится мириться с китайской цензурой. Так, из фильма «Миссия: невыполнима 3» была удалена сцена, где на улицах Шанхая сушится белье. Хотя для города это нормальная история, цензоры решили, что это не лучшие кадры для имиджа Шанхая. Из «Скайфолла» вырезали сцену, где Бонд убивает китайского охранника, потому что цензоры не смирились с идеей убийства китайского гражданина иностранным подданным. «Люди в черном 3» показывали, как стирают память гражданам, и китайские СМИ решили, что это может быть намеком на китайскую политику по цензуре интернета. Эпизод пришлось удалить. Ушел намек на Китай как источник вируса в «Войне миров Z», но фильм все равно не был выпущен в Китае. Перевыпуск ленты «Лучший стрелок» в формате 3D и вовсе был запрещен: картина демонстрирует доминирование американских ВВС.

Даже копродукция не спасает фильмы от ножниц цензоров. Чтобы запустить в производство семейную картину «Карате-пацан» с Джеки Чаном, студия Columbia Pictures должна была согласовать сценарий с компанией China Film Group. Однако картина так и не вышла в Китае, поскольку в ней один из китайских подданных был показан злодеем.

Теперь американские студии вынуждены сто раз подумать, прежде чем показывать сцену, снятую в Китае. Во время работы над «Пикселями» китайским цензорам отсылали сцену разрушения Великой Китайской стены, чтобы те посмотрели ее на предмет соответствия. Иными словами, Китай диктует Голливуду свой взгляд на страну и не дает показывать ее в негативном свете.

Подход к рекламной кампании американских фильмов в Китае тоже своеобразный. Продвигать «Звёздные войны: Пробуждение силы» пришлось, удалив героев Джона Бойеги и Оскара Айзека и увеличив дроида BB8. Просто местному рынку роботы больше по душе.

Иногда американцам приходится нелегко. 17 октября 2013 года на съемочной площадке фантастики «Трансформеры: Эпоха истребления» в Гонконге произошел инцидент. Майкл Бэй едва не получил травму от разъяренных братьев, требовавших выплаты неустойки.

Пока же Голливуд потихоньку учит китайский и перебирается на другой континент. Уроженец Финляндии Ренни Харлин в июне 2016-го объявил о создании кинокомпании, которая будет находиться в Пекине. Она будет называться так же, как и его американская компания — Midnight Sun Pictures, — и займется разработкой и производством китайских фильмов или копродукцией с Китаем. Харлин недавно закончил съемки комедийного боевика «По следу» с Джеки Чаном и Джонни Ноксвилом и говорит, что влюбился в Китай, пока работал там. Последние два года Харлин живет в Пекине. «Я смогу привнести определенные голливудские ингредиенты в местное производство, — говорит режиссер. — Например, трехактную сценарную структуру. Или же смогу сделать так, что китайское фэнтези будут лучше смотреть за границей».

Братья Руссо также имеют компанию в Китае, и эта тенденция будет только развиваться. Студия Disney готовится снимать кино в Китае. В течение года планируется запустить производство. Пока же Disney присоединилась к продюсированию китайского ремейка комедии «Предложение», в которой снимались Сандра Буллок и Райан Рейнольдс.

И последнее. Права на онлайн-показ «Варкрафта» в Китае проданы за рекордную сумму в 18 миллионов долларов. Стриминговая платформа PPTV заплатила за эксклюзивные права, но может продавать «Варкрафт» другим компаниям. Раньше даже за самые популярные голливудские фильмы не платили больше 9 миллионов.

Кажется, российскому кинобизнесу надо постепенно разворачиваться в сторону Востока.

Веник повторяет судьбу тестя и становится многодетным отцом-одиночкой. Возвращение героев хитового сериала
В главных ролях:Филипп Бледный, Полина Денисова, Полина Айнутдинова, Виталия Корниенко, Ева Смирнова, Андрей Леонов, Мирослава Карпович
Режиссер:Александр Жигалкин, Дмитрий Грибанов, Аскар Бисембин
Смотрите по подписке

Смотрите также

23 сентября 201633
27 августа 2016332
21 июля 201630
16 июня 201643

Главное сегодня

24 апреля25
Вчера5
Сегодня1
час назад0
Сегодня3
Вчера0
Вчера0
Комментарии
Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт. Возможность голосовать за комментарии станет доступна через 8 дней после регистрации

Хм, для Китая перекраивают фильмы - одни сцены доснимают, другие вырезают. Небось, там и на картинах пририсовывают китайцев на заднем плане, а Мона Лиза - узкоглазая. :) С другой стороны, пускай, если сборы увеличиваются. Благодаря им мы увидим продолжения хороших фильмов. Лишь бы сюжеты не становились слишком... м-м... восточными.

12

Благодаря им мы увидим продолжения хороших фильмов по-мне так, китайцы смотрят одну фигню. им экспортирую блокбастеры - шумные и тупые. и если западные зрители от этой фигни уже начинают уставать, то из-за китайцев подобная суетная мура получает второе дыхание, что меня лично не может радовать :)

-6
ВНЧНикита Севастьянов

По-моему, они смотрят всё, что просачивается к ним за Великую стену (как к нам когда-то за железный занавес). А просачиваются крупные проекты, то бишь блокбастеры. К моему счастью, среди блокбастеров есть очень хорошие. Когда их накроет поток всего-всего, то и они быстро устанут. Интересно, что случится раньше - компартия ослабит цензуру и квоты или китайцы скупят весь Голливуд? Наверное, второе. :)

5

компартия ослабит цензуру и квоты или китайцы скупят весь Голливуд? как бы не получилось так, что голливудские фильмы, по примеру текстильных и компьютерных компаний, перейдут на мейд-ин-чайна - то есть, в голливуде будут создавать общую идею-концепт, а её реализацию 'спускать' китайцам ))

1
RonsaRdНикита Севастьянов

им экспортирую блокбастеры - Логично, именно их и надо смотреть на большом экране. Все остальные фильмы прекрасно смотрятся дома, а с Интернетом у китайцев всё хорошо)

0

с Интернетом у китайцев всё хорошо а я слышал, что как раз с интернетом у них так себе... великий китайский файрволл и иже с ним :)

5