Основная борьба в российском прокате разворачивается между бойким и жестким боевиком Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и новым проектом студии Pixar «Храбрая сердцем». Кроме того, выходит и свежая работа Уэса Андерсона «Королевство полной луны», располагающая звездным актерским составом (Брюс Уиллис, Билл Мюррей, Фрэнсис МакДорманд, Эдвард Нортон и Тильда Суинтон).
«Президент Линкольн: Охотник на вампиров»
Мать Авраама Линкольна погибла, когда будущий президент США был еще в совсем юном возрасте. По версии Бекмамбетова, виноват в ее смерти вампир. Полчища кровососов сосредоточены на американском Юге, где вовсю процветает рабство, борьба против которого теперь является основной жизненной целью Авраама. Причем сражаться с клыкастыми врагами Линкольну придется больше не словом, а топором.
Российский визионер казахского происхождения Тимур Бекмамбетов фактически стал первым после Андрея Кончаловского отечественным постановщиком, влившимся в голливудскую систему. Если Кончаловский с его сугубо авторским стилем довольно быстро из нее выпал (его американские фильмы были в основном независимым производством, а единственным полноценным и по-настоящему масштабным студийным проектом являлся «Танго и Кэш»), то откровенно жанровый и энергичный Бекмамбетов, похоже, задержится в ней подольше.
Дорогу в американскую «фабрику грез» ему проложили кассовые успехи экранизаций романов Сергея Лукьяненко про Дозоры (кстати, успешно прошедших на зарубежных рынках; диски с обеими лентами можно было видеть даже в личной коллекции режиссера Эдгара Райта, выложившего ее фото в интернет), а после, конечно, коммерчески востребованный сиквел «Иронии судьбы». Причем с американской стороной Бекмамбетов работал уже ранее — с самим Роджером Корманом над лентой «Гладиатрикс» (позднее переименованной в «Арену»).
Но полноценным дебютом режиссера в Голливуде оказался экшн «Особо опасен» 2008 года — экранизация довольно жестких комиксов Марка Миллара. Бекмамбетов получил творческий карт-бланш (уникальный случай для постановщика-иностранца в наше время) и довольно внушительный бюджет в 75 миллионов долларов. В итоге Тимур удачно перенес свои основные приемы (стремительный монтаж, любование визуальными эффектами, сочную колористику) на чужую почву, выдав динамичный и лихой боевик. Лента стала хитом, преодолев престижный кассовый рубеж в сто миллионов долларов национального проката.
После этого Бекмамбетов переключился на отечественные продюсерские проекты (как прошедшие скромно вроде «Черной молнии», так и однозначно успешные, как дилогия «Елки»), однако с новым режиссерским высказыванием он определялся долго. Среди его предполагаемых лент была даже экранизация «Моби Дика» Германа Мелвилла. В итоге Бекмамбетов остановился на адаптации книги Сета Грэма-Смита (сценариста и автора литературного мэшапа «Гордость и предубеждение и зомби») «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», рассказывающей о жизни великого политика с не совсем привычной фантазийной позиции. Продюсером ленты выступил друг постановщика Тим Бёртон, с которым Тимур уже сотрудничал на постапокалиптическом мультфильме «Девять».
«Подвиньтесь, „Сумерки“. Вот настоящее вампирское кино с клыками», — Мартин Контерио, Little White Lies.
«Фильм, который может похвастаться одним из лучших названий в истории кино, лишь слегка касается своей цели», — Рэнди Майерс, San Jose Mercury News.
«Роман-первоисточник Сета Грэма-Смита был довольно неуклюжим, но в руках режиссера Тимура Бекмамбетова история разворачивается в головокружительный водоворот безумия», — Тим Эванс, Sky Movies.
«Если приедете на сеанс этого бекмамбетовского избыточного генератора шума на два часа позже, то отлично проведете вечер», — Тим Эванс, Total Film.
«Храбрая сердцем»
Шотландия Средних веков. Рыжеволосая лучница Мерида — дочка местного владыки, но при этом она не хочет подчиняться всевозможным традициям (например, попыткам родителей обручить ее с отпрысками лидеров других кланов), а желает жить свободной жизнью. В попытках усмирить напор матери, Мерида обращается к колдовству: однако данное ведьмой пирожное срабатывает совсем не так, как нужно, что оборачивается для героини ворохом проблем.
Студия Pixar славится тем, что всегда выдает исключительно качественные произведения, а долгое время их ленты шли по нарастающей, и каждая в чем-то превосходила предыдущую. Пиковым моментом стала третья «История игрушек» — остроумная и неожиданно очень драматичная для мультфильма повесть о всем известных героях, пытающихся сбежать из детского сада. После вместе со своими идеологом Джоном Лассетером контора выпустила продолжение другого своего хита — «Тачки 2» — пожалуй, первую общепризнанную осечку студии. Не то что лента была какой-то удручающей, но по меркам конторы, привыкшей каждый год выдавать по значительному мультфильму, выглядела она стандартно.
Новое творение Pixar «Храбрая сердцем» разрабатывалось семь лет (первые анонсы появились только в 2008-м), хотя сюжетно оно в чем-то соприкасается одновременно с «Как приручить дракона» и диснеевской «Рапунцель». Правда, первоначально картина должна была быть мрачной историей, но в итоге вырулила на более традиционные повествовательные рельсы.
Сперва режиссером проекта была назначена ветеран студии Disney Бренда Чэпман, участвовавшая в разработке «Красавицы и чудовища», «Короля-льва» и «Побега из курятника» студии Aardman. Только в итоге Бренде пришлось подвинуться, так как по просьбе студийных боссов к творческому процессу на уже далеко не ранней стадии производства подключился Марк Эндрюс, долгие годы сотрудничающий с Pixar, но здесь впервые пробующий себя как режиссер полного метра. Критики отнеслись к «Храброй сердцем» положительно, хоть и без абсолютного восторга.
«Pixar возвращается в прежний ритм. После беспомощных вторых „Тачек“ здорово взглянуть на что-то по-настоящему смешное», — Маршал Файн, Hollywood & Fine.
«Хорошая и достаточно увлекательная картина, в которую влюбятся дети», — Чарли МакКолум, San Jose Mercury News.
«Помимо того что это кино динамичное, смешное и лишенное претенциозности, „Храбрая сердцем“ является счастливым противоядием против всех последних фильмов, в которых женский триумф заключается в победе над мужчинами в их собственных мачо-играх», — Дэвид Эделштейн, New York Magazine.
«Мы вдохновлялись примерно четырнадцатым веком. Провели множество исследований, объездили Британские острова вдоль и поперек. Например, мы обнаружили, что в Европе существовали огромные медведи. Сейчас их нет, но когда-то они были, просто их истребили. Другим предметом детального изучения были замки, кланы и государственное устройство той эпохи. Нам было важно сделать все правильно», — поведал в интервью КиноПоиску продюсер проекта Джон Лассетер.
«Королевство полной луны»
1960-е годы. Из скаутского лагеря сбегает 12-летний сирота Сэм Шуковски, чтобы воссоединиться со своей столь же юной возлюбленной Сюзи Бишоп. Милая придумка двух детей оборачивается бесконечным волнением для родителей девочки, к которым подтягиваются местный шериф (Брюс Уиллис) и работница социальной службы (Тильда Суинтон).
Один из важнейших американских независимых режиссеров, Уэс Андерсон на протяжении 15 лет создает изобретательные и довольно обаятельные истории про милых отщепенцев и инфантилов самых разных вариаций (были уже старшеклассники, люди среднего возраста, а также граждане, шагнувшие за солидный возрастной порог). Теперь же постановщик обратился к младшей категории школьников, коротающих досуг в скаутских лагерях. До того Андерсон три года молчал, его предыдущим проектом был анимационный фильм «Бесподобный мистер Фокс» — адаптация одноименной книги классика детской литературы Роальда Даля. Лента полюбилась критикам, номинировалась на «Оскар», однако не была столь удачна в коммерческом плане. В 2012-м Андерсон вновь возвращается к полноценному игровому формату. Его изобретательная ностальгическая лента «Королевство полной луны» открывала последний Каннский фестиваль, а также добилась значительных результатов в национальном ограниченном прокате. Критики отнеслись к фильму с исключительным восторгом.
«Неподдельный восторг от Уэса Андерсона, режиссера „Академии Рашмор“, „Семейки Тенненбаум“ и „Бесподобного мистера Фокса“», — Колин Коверт, Minneapolis Star Tribune.
«Все то, что вы и ожидаете от фильма Уэса Андерсона, даже в избытке, что только приветствуется», — Элисон Гэнг, San Diego Union-Tribune.
«Может быть, самый честный фильм Андерсона, похоже, демонстрирующий двух наиболее зрелых его персонажей, которым, так получилось, по 12 лет», — Джефри М. Андерсон, San Francisco Examiner.
«Милый, обаятельный, необычный, изобретательный, живой и эксцентричный. Такой, каким фильм Уэса Андерсона и должен быть», — Остин Кеннеди, Sin Magazine.
«Самый личный фильм Андерсона со времен „Бутылочной ракеты“ и, возможно, самый глубокий», — Бен Сачс, Chicago Reader.
Также в российском прокате стартуют ленты «Гавр» Аки Каурисмяки, «Музыка нас связала» Дэвида МакКензи, «Клуб безбашенных» Стивена Сильвера, «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля и «Броненосец» Альваро Куриэля.