всё о любом фильме:

Гавр

Le Havre
год
страна
слоган-
режиссерАки Каурисмяки
сценарийАки Каурисмяки
продюсерАки Каурисмяки, Карл Баумгартнер, Рейнхард Брюндиг, ...
операторТимо Салминен
композитор-
художникВоутер Зун, Фридерик Камбье
монтажТимо Линнасало
жанр драма, комедия, ... слова
бюджет
сборы в США
сборы в мире
сборы в России
зрители
Франция  569.1 тыс.,    Германия  249.9 тыс.,    Италия  192.6 тыс., ...
премьера (мир)
премьера (РФ)
возраст
зрителям, достигшим 16 лет
время93 мин. / 01:33
Номинации (1):
Марсель Маркс, в прошлом богемный писатель, переселяется в портовый город Гавр и становится чистильщиком сапог. Занятие, хоть и не очень хлебное, дает Марселю ощущение пользы для людей. Поставив крест на своих писательских амбициях, Марсель вполне доволен жизнью, проводя ее между работой, домом и ближайшим кабаком.

Но однажды судьба сталкивает его с ребенком-иммигрантом из Черной Африки, а жена Марселя Арлетти тяжело заболевает. И вновь Марсель оказывается перед холодной стеной равнодушия и пробует победить слепую государственную машину, надвигающуюся на ребенка-беженца. Оружие Марселя — только врожденный оптимизм и поддержка многочисленных друзей. Сможет ли он победить в этой неравной борьбе?..
Рейтинг фильма
IMDb: 7.20 (14 325)
ожидание: 95% (215)
Рейтинг кинокритиков
в мире
99%
83 + 1 = 84
7.7
в России
93%
14 + 1 = 15
о рейтинге критиков

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Знаете ли вы, что...
    • Режиссёр фильма Аки Каурисмяки считал, что подобная история могла произойти практически в любой европейской стране. В поисках подходящего места для съёмок он проехал на машине побережье почти всей Западной Европы от Генуи до Нидерландов, остановив свой выбор в конечном счёте на Гавре.
    • «Гавр» — это первый фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки на французском языке. В то же время ему уже приходилось снимать во Франции. За два десятка лет до этого там прошли съёмки киноленты «Жизнь богемы» (1992).
    • Пятую часть бюджета фильма покрыл финский фонд кино.
    • Идея фильма зародилась у режиссёра за три года до начала непосредственной работы над проектом. Сценарий был написан летом 2009 года, а съёмки прошли с 23 марта по 12 мая 2010 года.
    • Фильм «Гавр» стал десятой актёрской работой Кати Оутинен в фильмах Аки Каурисмяки. Впервые она снялась у него в 1987 году в комедии «Гамлет идёт в бизнес».
    • Персонаж Марселя Маркса получил свою фамилию в честь Карла Маркса. Персонажи его супруги Арлетти и доктора Беккера были названы в честь икон французского кинематографа Арлетти и Жака Беккера.
    • Режиссёр Аки Каурисмяки является большим любителем крепких напитков. На время съёмок картины он придумал правило для актёров и съёмочной группы: после каждых ста кадров все имели право на бокал популярного в этой местности яблочного бренди Кальвадос.
    • В 2012 году Финляндия выдвинула этот фильм на премию Оскар в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
    • еще 5 фактов
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 186 постов в Блогосфере>

    ещё случайные

    Каурисмяки нежно увещевает жителей Гавра, внушая им, что они не чета населению такого же портового Кале, нелицеприятную правду о которых откровенно рассказал Филипп Лиоре, опередив фантазёра своей полярно перекликающейся с этой картиной «Добро пожаловать», название которой можно было переиначить на содержательно ёмкое «Приезжим несдобровать» — так там всё было ясно и ненавистно, на все сто.

    Но финн, не обращая внимания на француза, расписывает местных горожан в красках радости и добропорядочной чистоты, убеждая, что они не такие страшные, какими их показал соотечественник: не травят нелегалов собаками, живо отзываются на нужду, помогая страдальцам всем миром, мирно провожая в неблизкий путь, обставив стукачей-одиночек благодаря содействию гуманного начальника, знающего цену правилам, отступая от них, если что.

    Обращаясь к французам, Каурисмяки вылепил нечто на тему «представьте себе». Представьте, что можно встретить незваных костей по-доброму, приходя на выручку в нелёгкий для жизни момент, тратя, как главный герой, время на поездки по городам, наведываясь в тот самый трагичный Кале, чтобы проложить перебежчику путь к дому, отправляя через холодный пролив.

    Делай добро и тебе воздастся сторицей: финский художник прибегает к божественному чуду, прося французов поверить в это и повторить благородство граждан Гавра, сплотившихся вместе, чтобы выручить чужака — невнятный призыв к совести и состраданию, возможно и так. Идеалистичный сюжет развивается в узком коридоре фантастического случая, претендующего на невозможную быль, в стремлении пересилить реальность, что злее мирных нравов, которые раньше, если и были, то теперь давно уже нет.

    11 марта 2012 | 11:04

    Гавр — город на севере Франции, расположен на правом берегу Сены, возле пролива Ла-Манш. Гаврский порт — второй по оживленности во Франции после Марселя. Несмотря на это, Гавр почти забытый город, о существовании которого знает не каждый француз.

    По словам финского режиссера Аки Каурисмяки, этот франкоязычный фильм является первой частью трилогии о портовых городах. Следующие два фильма он собирается снимать в портах Испании и Германии и обещает, что в них герои будут говорить на испанском и немецком, соответственно.

    Француз Марсель Маркс провел молодость в Париже, неудачно пытаясь стать писателем. Со временем отказавшись от литературных амбиций, он переезжает в Гавр, и жизнь заставляет его стать обыкновенным чистильщиком обуви уличных прохожих, но он и его жена Арлетти не отчаиваются и, не теряя чувства юмора, продолжают жить дальше, относясь ко всем постигшим их трудностям со свойственной им самоиронией.

    Несмотря на отсутствие прямых признаний любви, ни на минуту не возникает сомнение, что Марсель и Арлетти — счастливая пара и любят друг друга. Она скрывает от него свою болезнь и старается уберечь его от переживаний, пока может, а переживания Марселя больше всего показывает сцена в конце фильме, когда он идет по коридору к врачу.

    Когда Арлетти ложат в больницу, Марсель знакомится с беженцем из Африки, мальчиком по имени Идриса и решает ему помочь. Дальше же сюжет продвигается менее предсказуемо. Так что стоит отметить, что это не типичный фильм на тему «встретились два незнакомых человека и изменили жизнь друг друга».

    Аки решил не уделять много внимания визуальности, в результате получился минималистическая картина, главное, в которой — люди. У каждого жителя Гавра своя история. Здесь и беженец из Вьетнама, который чудом получил паспорт, но вынужден жить под чужим именем. Хозяйка кабака, которая потеряла мужа и полицейский с добрым сердцем, который в свое время посадил его в тюрьму и многие другие. Марсель вместе с другими жителями города абсолютно бескорыстно помогает мальчику.

    Очень хорошо смысл фильма объясняет сам Аки в одном из интервью: «В первоначальном варианте сценария, я хотел показать, как беженцы приехали в грязном контейнере и некоторые из них умерли из-за антисанитарных условий. Потом я передумал и перевернул все с ног на голову, одел их в лучшую возможную одежду — к черту этот реализм, пускай приедут, как достойные люди.»

    После просмотра, фильм оставляет очень позитивный настрой и заставляет зрителя хотя бы на некоторое время поверить, что может произойти чудо, и даже не одно. Так что пусть это оптимистическая сказка с тонким юмором, но хочется верить, что где-то действительно существует город без плохих людей, где человечность может победить бюрократическую систему.

    30 ноября 2011 | 21:57

    Незамысловатая история о доброте, пропитанная французским обаянием и ностальгией по шестидесятым.

    Несмотря на то, что жизненная ситуация, в которую попадает главный герой фильма, кажется весьма драматичной, «Гавр» — на удивление спокойный и умиротворяющий фильм. Его главный мотив — надежда, а не отчаяние. Здесь нет большого накала страстей, но есть много уроков доброты и гуманности, которые не оставляют зрителя равнодушным.

    Марсель Маркс — главный персонаж, пожилой писатель, бедняк по достатку, но при этом — человек, по-королевски богатый душой. Для мальчика-иммигранта, случайно оказавшегося в Гавре, он становится настоящим ангелом-хранителем. Как кажется поначалу, Марсель одинок и потерян, но позднее зрителю открываются «истинные лица» остальных героев, и оказывается, что его окружают по-настоящему преданные друзья.

    Аки Каурисмяки в своем фильме представляет Францию идиллическим краем, потерянным во времени. Бедная обстановка, в которой происходит действие фильма, позволяет окружить героев старыми порядками и вещами, и тем самым попрощаться с XXI веком.

    Гавр, появляющийся в фильме, мало отличается от того, каким он был полвека назад, что делает этот фильм истинным удовольствием для любителей ретро. Музыка тех лет, используемая в качестве саундтрека, только усиливает это впечатление, а посмотрев «Гавр» до конца, начинаешь понимать, что такая атмосфера была выбрана режиссером не случайно.

    Ведь доброта и человечность — это тоже понятия, находящиеся «вне времени».

    8 из 10

    11 сентября 2012 | 20:26

    Каурисмяки хоть и считается ведущим кинорежиссёром Суоми (говоря «финское кино», мы подразумеваем фильмы Аки), с некоторых пор предпочитает жить во Франции. Это обстоятельство наложило отпечаток на его творчество: «Гавр» — абсолютно синефильское творение. Поэтому просмотр вызывает смешанные чувства: не покидает ощущение, что показывают старое французское кино полувековой давности. Эффект близок тому, что произвёл немой «Артист», который был, конечно, радикальней по духу и форме, но это сравнение ничуть не умаляет достоинств «Гавра». Если «Артист» дал возможность перенестись в прошлое лет на 80, то «Гавр» — примерно на полвека.

    Новый фильм Аки не утратил характерный для автора пролетарский дух, вернее, сочувствие режиссёра рабочему классу. Эти симпатии роднят его с британцем Кеном Лоучем, который также является любимцем фестиваля на Лазурном берегу, неизменно возвращаясь оттуда с какой-нибудь наградой, как и Каурисмяки, которому в 2011-м вручили за «Гавр» премию международной кинопрессы. Это очень даже логично: кто, как не критики, будут упиваться торжеством стиля, скрупулезно воссоздающего эстетику старого доброго кино и характерные его особенности. Например, мизансцены здесь нарочито подсвечиваются софитами, а один раз освещение даже откровенно включается прямо в кадре.

    Если бы не сотовые телефоны и ещё пара-тройка малозаметных деталей, обозначающих современное время, это было бы абсолютное ретро. Снимать актуальное кино о симпатиях эмиграции из третьего мира (сюжет: чистильщик обуви по фамилии Маркс помогает скрываться от полиции темнокожему подростку-беженцу, который хочет попасть в Лондон), наверно, было бы слишком скучной задачей. Сохранив фирменный неспешный ритм, органично передающий заторможенное существование своих скандинавских соотечественников, Аки, не наступая на горло собственной песне, нашёл ему адекватное применение, замаскировав историю под французский нуар времен Мельвиля.

    В итоге получилась пролетарская утопия о жителях портового города, которые противостоят социальной несправедливости и буржуазному конформизму. Утопия об утверждении едва ли ни самого леворадикального призыва: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Для финского режиссёра — это не понты и не дешёвая попытка заигрывать с простым народом. За три десятка лет работы в кино, Аки так и не обуржуазился. Он всё также понимает и уважает чаяния простого человека. Так своё пристрастие к спиртному распространил уже на всю творческую группу: мало того, что герои фильма регулярно прикладываются к рюмочке, но и сами исполнители во время съёмок имели официальное право пить бренди.

    Алкоголь, видимо, помогал всем выйти за пределы реальности, может, поэтому в «Гавре» слишком много кино. Из-за этого некоторым будет сложно поверить в тотальный хеппи-энд. Но если не верить в счастливые концы, то зачем тогда вообще снимать и смотреть фильмы?

    10 августа 2013 | 20:48

    Практически нереальная, трагикомическая история от доброго финна Каурисмяки удивляет трогательной чистотой. Да, конечно в обыденной жизни все обернулось бы иначе, в совсем не радужные перспективы, но кто сказал что Кино всегда должно отображать реальность? Пусть останется место и для луча надежды, почти сказки. Тем более что фоном для этой сказки служат не рыцарские замки, а мрачноватый район портового Гавра. А герои вовсе не принцы на белом коне, а скорее Дон Кихоты — чистильщики обуви, продавщицы, портовые трудяги, и тех грошей что они зарабатывают, едва хватает на пропитание. Казалось бы такая жизнь обозлит кого угодно, но не героев Каурисмяки. Добрые самаритяне, любители абсента, балагуры с дырявыми карманами, отважно помогают сбежавшему из под надзора полиции африканскому мальчишке, который платит им почти королевской учтивостью, что лишний раз подтверждает что хорошие манеры и благородство это не обязательно прерогатива только «белой кости».

    Очень трогательно показаны отношения пожилой пары — Марселя и Арлетт, все настолько прозрачно, что не требует длинных тирад о любви и преданности.

    Вся эта лубочная история заканчивается почти христианской заповедью.

    И впрямь ведь — все воздается в этом мире по заслугам.

    9 из 10

    9 октября 2012 | 15:45

    Аки Каурисмяки не раз говорил о том, что любит счастливые финалы, и надеется на то, что зритель, выйдя из кинотеатра, увидит мир другими глазами. Однако он не умел врать и приукрашивать действительность — хэппи энды в его фильмах были очень своеобразными. Они отвечали реалиям жизни, современной героям фильмов, и были логическим продолжением показанных событий.

    В фильме «Гавр» режиссер изменил своему принципу. Он создал сказку, добрую, светлую, наивную, балансирующую на грани кинематографического китча. Но картина держится на уровне благодаря многочисленным аллюзиям к французскому кинематографу, финскому юмору и, конечно, фирменному меланхоличному акварельному стилю Каурисмяки.

    «Гавр» — сказка о чистильщике обуви Марселе Марксе, в прошлом богемном писателе, его больной жене Арлетти. А еще о добродушных булочнице, бакалейщике и хозяйке бара. Еще о комиссаре полиции Маре. О вьетнамце Чанге, обосновавшемся во Франции по чужим документам. О собаке Лайке, которая символизирует фантастическое и космическое в фильме. Все эти люди однажды объединились ради одной цели — спасти мальчика-нелегала из Африки любой ценой и отправить его в Лондон к матери. Марселю придется съездить в Кале, в лагерь беженцев, запугать начальника охраны, представившись негром-альбиносом. В это время булочница, у которой Марсель часто умыкивает багеты, прячет мальчика, а хозяйка бара с кучкой странноватых завсегдаев мониторит ситуацию снаружи. Зеленщик обеспечивает продуктами и средством транспортировки беглеца-мальца в порт… Жестокая государственная машина проигрывает на всех фронтах и мальчик, наверное, увидит Лондон — Каурисмяки оставляет эту историю с открытым финалом. Но для Марселя библейская заповедь сработала сразу… Нежные яркие краски цветущей вишни во дворе их дома — завершающий штрих великого мастера, его ода красоте и богатству жизни во всех ее проявлениях.

    Режиссер попытался рассказать о сложной и больной проблеме иммиграции языком киносказки. «Я забил на реализм» — говорил Каурисмяки. Он дал иммигрантам шанс жизни, которого у них часто не бывает, показал их душу и переживания, позволил достичь своей цели. Режиссер отмечал, что «в фильме я намеренно преувеличил лучшие качества человечества, которые не так часто можно встретить сегодня» и показал людей французской глубинки, далеких от политических расчетов и расовой неприязни — они, «маленькие» середняки, чувствуют необходимость в творении важных дел. В фильме нет негативных персонажей, за исключением прохожего на вокзале и соседа Марселя, которые звонят в полицию и сообщают о местонахождении мальчика. Государственная машина представлена только голосом префекта, с которым разговаривает Маре — Каурисмяки свел его к бездушному механизму. Сам комиссар как будто сошел с экранов классических французских фильмов — он добросердечен, совестлив, носит черное пальто со шляпой и ходит с ананасом под мышкой (явная отсылка к элементам абсурда в фильмах Тати).

    В последних фильмах Каурисмяки четко просматривается игра на контрастах — «Гавра», наивную сказку, он снял после своего самого мрачного и тяжелого фильма «Огни городской окраины». Скорее всего, это было попыткой показать другой, прекрасный мир, куда уплывали в поисках лучшей жизни герои его фильмов.

    *умилило выступление Литтл Боба — тряхнул стариной*

    7 из 10

    15 апреля 2016 | 00:31

    Простая жизненная история, обрамленная в человеческие переживания и перенесенная в прибрежный маленький французский городок под названием Гавр, что находится на правом берегу Сены и позволяет своим жителям жить относительно тихой и спокойной жизнью. Это место словно одна большая семья, вот только в ней разнится взаимопонимание и характеры, а соответственно в подобном мешке сена шила практически невозможно утаить. А посему человек с именем Марсель Маркс очень рисковал, укрывая самовольного эмигранта по обстоятельствам и скромного, умного, воспитанного чернокожего мальчика по характеру, которого звали Идрисса.

    Новость о нелегальных безбилетниках, которые, видимо, прямиком из африканского континента транзитом через Францию решили отправиться в близлежащую Британию, шокировала всех и каждого. Корреспонденты, репортеры, в каждой городской газете информация на главной странице, телевидение не обошло это несвойственное для маленького городка дельце, и, конечно же, прибыло множество полицейских, получивших приказ. Все были так заняты разглядыванием контейнера с населением афроамериканской внешности, что упустили из виду ловкого мальчишку, который будучи территориально дезориентированным, подумал было, что он уже в Лондоне.

    Аки Каурисмяки удалось создать этакую трагикомедию, свойственную любой из стран мира. Казалось бы, обычно воплощённая история, но в ней ощущается столько жизненной энергии, мощи, несмотря на всю просматривающуюся несложность изображенного. Зритель наблюдает за стареющим мужчиной в исполнении Андре Вильма, который изо всех сил пытается укрыть Идриссу, а заодно и помочь ему отправиться в запланированное место конечного следования. Естественно, что фильм не оставляет без внимания, например, проблематику основного героя, нас познакомят с некоторыми жителями города, Марселю Марксу придется терпеть выходки полицейских и ощущать на себе всесторонний прессинг.

    Но, все-таки, и не совсем главным является то, что было описано выше. А основное же, это то, что «Гавр» оставляет после себя, а именно — бесконечное чувство того, что ты принял солнечную ванну, которая подарила тебе позитивное настроение на достаточно долгое время. Фильм Каурисмяки словно заповедь, гласящая: «возлюби ближнего своего, как самого себя». И на примере картины мы видим, что содействие Идриссу со стороны постепенно входящего в старость Марселя, это больше, чем просто помощь.

    30 июня 2012 | 20:23

    Для тех, кто ищет кино-великолепие. «Гавр» — Le Havre — это название и фильма и города, где застали нас события. Очень злободневная история про Европу, у которой на плечах сидят два черных ворона. Эмигранты и толерантность. Первые продолжают всё прибывать и прибывать. Но стряхнуть и прогнать их мешает второй ворон и пока ещё живая система соцобеспечения.

    И вот клюют эти вороны когда-то очень успешный Старый Свет и в очи, и в шею.

    10 из 10

    3 апреля 2014 | 19:20

    Фильм был просмотрен в рамках Санкт-Петербургского международного кинофестиваля.

    Самое интересное в «Гавре» то, что режиссёр фильма Аки Каурисмяки спокойно берёт традиционные голливудские шаблоны, но приподносит их с абсолютно новой стороны. Он даёт банальности второе дыхание, отчего она начинает играть былыми потерянными красками. С помощью простой, без лишних эмоций и движений, игры актёров, а также чётких и продуманных диалогов и красивых кадров, Каурисмяки создаёт такую атмосферу фильма, что она не просто существует в рамках экрана, но и находит связь с нашим душевным миром.

    В прошлом писатель, а ныне чистильщик обуви Марсель Маркс тихо живёт в портовом городе Гавр со своей женой. Внезапно в их размеренную жизнь проникает чернокожий мальчик — эммигрант, который пытается найти путь в Лондон к своей матери. Марсель, в отсутствии жены, которую увезли в больницу, даёт мальчику приют. Теперь он, вместе со своими друзьями противостоит государственной машине по отлову нелегальных эммигрантов.

    Тема нелегальных эммигрантов из стран Африки приняла невероятные масштабы в настоящее время, что связано с продолжающимися революциями на континенте: Тунис, Египет, Ливия, плюс гражданские войны, которым конца и края не видно, к примеру в Сомали. Неудивительно, что инстинкт самосохранения берёт верх, и люди, в поисках простого человеческого счастья, едут в Европу.

    Укрывать у себя нелегального эммигранта — преступление, и это знают все, включая самого Марселя и его друзей. Но человеческие чувства, такие как дружба, единство и вера в справедливость, сильнее бюрократии. Аки Каурисмяки совершает небольшую революцию в портовом городке, которая должна произвести настоящую революцию в сознании миллионов людей.

    10 из 10

    16 июля 2011 | 14:48

    Иногда хочется забыть Кино и изобрести его заново. Почему? Попробую объяснить. Кино зашло в тупик. Индустрия есть, киносборы есть, творчество ушло. Остался «эффект кипучей деятельности» в виде фестивальных «шедевров» и жалких потуг на экране. Всё лучшее снято, главные сюжеты экранизированы, лучшие роли сыграны. Всё, конец истории.

    Но после просмотра «Гавра» хочется дать Кино ещё один шанс, так сказать «отсрочку ликвидации». И не потому, что история сногсшибательная, она проста и даже банальна, и не потому, что снято как-то очень круто, ничего особенного нет, и актёры вроде из кожи вон не лезут. И всё таки посмотрев эту картину хочется верить в людей, в их лучшие качества — в добро и сострадание, в красоту и благородство поступков. И в это, кажется, верят создатели фильма. Пусть будет незамысловатый сюжет и слегка скучный антураж. Всё прощается, когда настоящее искусство делает из меня одного абсолютно счастливого зрителя.

    30 июня 2014 | 03:42

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>