К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Категория: «трейлер лучше, чем фильм»

Можете кидаться в меня камнями, но скажу прямо: это ужас!

Грандиозность этой части истории нашей страны никто не оспаривает, но ее подача, мягко говоря, бестолковая. Отвратительный сценарий: флэшбэк за флэшбеком, и что еще хуже, флэшбек из флешбека, каждый эпизод просто перенасыщен пафосом. Ни проходит ни минуты без выстрела очередной «патриотичной» фразочки. Вся картина смотрится до жути искусственной. Актеры не выдали ни одной настоящей эмоции (стоит отметить подобные попытки у отца Гагарина), только и делали, что кричали: 'Мы первые!'

Целостность сюжета напрочь отсутствует. Не совсем уместны документальные кадры в конце. Ждала с нетерпением, когда же сеанс закончится.

Внешнее сходство главного героя, хорошая работа оператора, переизбыток патриотического настроения и великое достижение нашей страны – этого все же мало для того, чтобы снять достойное кино

5 из 10

07 июня 2013 | 23:13
  • тип рецензии:

Представим, что я ничего не знаю о Гагарине, кроме того факта, что он первым полетел в космос, и вот я иду в кино, ожидая ещё одну духоподъёмную биографическую ленту, вроде «Легенды №17». Я очень хочу верить в российское кино, и некоторые картины последних лет даже помогают мне в этом нелёгком деле. Мне, конечно же, жаль, что современная молодёжь не чувствует патриотизма за свою страну и ищет героев в чужом отечестве. Но внушит ли фильм Павла Пархоменко гордость за советских космонавтов?

Всмотримся в центрального персонажа, Юрия Гагарина. Какие личностные качества подчёркиваются в нём режиссёром? Простой, незатейливый, улыбчивый парень, с такими же горестями и радостями, как у всех. Любимая девушка ответила взаимностью – хорошо, родилась дочка – просто замечательно. Отправляют в космос? «Я военный (читай: подневольный), куда мне сказали – туда и полечу». Партия отбирала по двум параметрам: физическая выносливость и социально одобряемая биография. Примечательно, что Гагарин её устраивал больше, чем Титов, потому что у последнего умер ребёнок, и об этом некрасиво было писать в газетах. Выбирали не укротителя просторов вселенной, выбирали национального героя, которого можно было качать на руках и заносить в энциклопедии. Почти подставное лицо, получившее зелёный свет от партии, от которого требовалось лишь принадлежать к биологическому виду homo sapiens и… не умереть.

Если судить по фильму, Гагарин не стремился быть первым, да и вообще чисто случайно попал в ряды космонавтов, потому что плохо сажал самолёт в лётном полку. Мы не увидим в нём волю к победе, умение справляться с трудностями и отвагу первооткрывателя. Конечно, чтобы полететь в космос, требовалось немало смелости, но режиссёр предпочёл об этом умолчать. По лицу Ярослава Жалнина весь фильм блуждает глуповатая улыбка, словно он уже поселился в светлом будущем. Ни тени сомнения, ни судороги страха, ни одной естественной человеческой эмоции – только социально одобряемое поведение советского человека.

Реалии того времени представлены в фильме слишком уж наивно. Апофеозом абсурдности будет сцена, где все бегут на Красную площадь, чтобы отпраздновать первый полёт в космос. Все бросают работу/учёбу, собираются в один большой круг, читают вдохновленные стихи, спорят, кто следующим отправится на орбиту, и вслух мечтают о торжестве коммунизма. Вместо патриотических чувств, зрителя здесь захлёстывает скептицизм. Как можно поверить этим людям, если им всем бесповоротно промыли мозги? Сейчас другие нравы, и чтобы проникнуться коллективной радостью, нужно выбирать более хитрые средства выразительности. Даже в СССР подобные сцены снимали с умом.

Наполненный советской идеологией, фильм всё равно остаётся удручающе современным, как только режиссёр переходит к изображению партийной машины и бюрократии. Он не скрывает, что многое совершалось на показ, что техническое оборудование страны уступало США, что нужно было вопреки всему выиграть гонку между государствами. Мы видим, что многие чиновники не отличались высокими моральными качествами, что первый полёт в космос воспринимался абсолютно по-разному управленцами, космонавтами и простым народом. Гагарин, по сравнению со своим начальством, просто овца, которую ведут на заклание во имя славы и политических достижений. Пархоменко даже не пытается это скрыть, принимая зрителя за дурака и всё равно подсовывая ему сцены коллективного ликования. Как будто можно кричать «браво», когда внутри разливается горечь и отвращение к самой ситуации…

«Гагарин» снят по заказу, и это видно невооружённым глазом. Возможно, лет через десять, когда вырастет поколение, вкусившее все прелести платного школьного образования, этот фильм пойдёт на ура, ведь люди не поймут, что их обвели вокруг пальца. Однако, кассовые сборы на данный момент внушают надежду, что мы ещё не разучились логически мыслить и отличать подделку от настоящего кино.

3 из 10

10 августа 2013 | 13:20
  • тип рецензии:

Больше всего удивляет и даже возмущает тот факт, что на кино о столь важной исторической личности как Юрий Гагарин потратили незначительные финансовые средства. Гагарин – первый человек, увидевший нашу голубую планету с ее орбиты. Первый, кто испытал на себе трудность, физическую и моральную, преодоления земной гравитации и нахождения в космическом одиночестве. Думается, что рассказать о нем можно и нужно надлежащим образом, но этот фильм не является чем-то выдающимся. Хуже того, он слабый. Скучный, невнятный и напоминает дешевый телесериал, стоящий внимания лишь от нечего делать. Ради убийства времени. Стать запоминающейся страницей в истории кино он не способен, и никак не может повлиять на массовую культуру. При просмотре я испытал сильное желание полюбить картину, заставить себя думать, что она достойна своего гордого имени. Ведь я русский, и еще в детстве, когда сам читал книжки про космос и наивно мечтал стать астронавтом, узнал о великом человеке, совершившем исторический шаг для своей страны. Обидно, когда кино о таких эпохальных понятиях оказывается столь плоским и твердолобым. Страна не любит своих героев?

Сценарий – как нарезка без единой смысловой линии. Он не обыгрывает гонку вооружений между сверхдержавами, лишь упоминая ее. Гораздо больше можно на этот счет почерпнуть из 'Битвы за космос'. Действие начинается на космодроме, и понятно, что ждать биографичной истории не получится. С этим можно смириться, рассчитывая, что фильм детально и правдоподобно расскажет о нескольких конкретно взятых часах жизни одного человека, ни на что не отвлекаясь. Так бывает, и такой метод может быть вполне эффективным. Но в ход очень скоро пойдут хаотично разбросанные флешбэки, и они не очень гармонично вяжутся с прямой линией выхода в космос. Настоящее и прошедшее переплетаются в неравномерном водовороте, и через час уже устаешь следить за происходящим. Все эти воспоминания мельком показывают детство и юность Гагарина, но не заставляют проникнуться историей его жизни. Если так, то зачем это вообще показывать? Логичный вопрос. А ответ – чтобы тянуть время и составить вменяемый хронометраж. Чтобы было, что показывать. Отношения с окружающими, в том числе другими претендентами на полет в космос – все это поверхностно. А глазам, при отсутствии интересного сюжета, тоже оказывается не за что хвататься. Сцены в космическом пространстве и при выходе в него/из него – примитив. На дворе век высоких технологий! Понятно, что от отечественного кино не стоит требовать уровень, например, «Гравитации», но выглядело бы это просто не мультяшно, и уже можно сказать «спасибо». Но нет. И тогда обидно, что в самом начале фильм словно настраивает на зрелищный лад. Название выплывает очень такими солидным образом, с характерной окраской слов и световыми линиями, прямо как Star Trek Into Darkness.

Так что заинтересовать увлекательным повествованием «Первый в космосе» не может, и на внешний вид тоже не надо надеяться. В итоге, фильм напоминает очень длинную рекламу фильма, который лишь предстоит увидеть, или хаотичное комбинирование вырванных из длинного сериала сцен, которые обязаны хоть как-то натянуть сюжет.

4 из 10

27 апреля 2014 | 23:08
  • тип рецензии:

В бытность свою работником видеопроката в начале 90-х, я вынужден был отсматривать по три новых фильма в день, дабы «владеть ассортиментом». В силу профессиональной необходимости я достаточно быстро приспособился экономить свое время, дабы не жечь драгоценные часы жизни, тратя их на то, чтобы узнать «чем кончилось». В процессе этих киномарафонов у меня как-то само собой выработалось правило «10 минут», суть которого довольно проста: Если в течении первых 10 минут фильм не зацепил, или впечатлил, но со знаком «минус», его можно с абсолютно спокойной совестью не смотреть. Исключения редки. Фильм «Гагарин» я остановил ровно на 11-й минуте. Во-первых, даже первые 10 минут дались мне с большим усилием. Прекратить смотреть захотелось почти сразу. Нужно было постоянно напоминать себе, что я сам решил посмотреть это кино. У фильма, судя по всему, очень слабый сценарий. Мое суждение основано на оценке качества диалогов и актерских реплик. Вместо того, чтобы общаться актеры изрекают лозунги и сыплют расхожими банальностями. Причем делают они это с такими неестественными интонациями, что складывается впечатление, что мы имеем дело с не очень профессиональной озвучкой импортного фильма. Как только Королев изрек что-то по поводу приоритета честности, запахло «освоенным бюджетом» и госзаказом. Уверен, в своей фактологической части кино может претендовать на жанр документального. Даже хронометраж ленты, совпадающий со временем полета - исторические 108 минут - замах на историчность. Что же касается правды художественной, она здесь в роли падчерицы. Далее, пожалуй, замолчу. Тратить больше 10 минут на данную рецензию тоже жаль.

20 апреля 2014 | 20:00
  • тип рецензии:

Космос для меня - особенное. 'Гагарин: первый в космосе' - фильм, не являющийся совершенно никаким фильмом с большой буквы. Его коммерческий успех и успех у зрителя, который его увидит, зиждется на грандиозности замысла, осуществленного полвека тому назад нашими родителями и прародителями. Картина абсолютно лишена того, чего подобная история достойна в своем киновоплощении: сложной игры актеров, сложных и живых характеров ими показываемых, небанальных и нештампованных поделок под искусство озвучивания и создания саундтреков, нештампованных текстов, которые не были бы похожи на броские фразы в духе комиксов или нарезок из интервью с пропагандистской направленностью. Исполнитель главной роли совсем мальчишка, задание показать романтический образ перевыполнил, пересластил. Сценаристы - тоже еще те продукты 'квасного патриотизма': словно сквозь розовые очки рассматривали мир. Ну все душки в кадре. Ведь правда все! Во фрагменте с пузырьками воды музыкальное сопровождение содержит в себе 'буль-буль' - так перенасытить звуками и нотами невесомость можно было лет тридцать-сорок тому назад, когда в принципе инсценировать на экране полет за пределы земной атмосферы непросто и очень непросто было.

Но сегодня это же не вяжется вообще с поглощением в атмосферу! Буквально поигрались как школьники с дорогой аппаратурой, не применив вкуса и гения. Сожалею, что картину не снимал режиссер более высокого полета, - подобная страница истории заслужила не только роль того, за что пойдут на этот фильм, но и фильма сильного о себе заслужила. Именно благодаря сохраняющейся в нас мечте о звездах, благодаря совершенному Юрием Гагариным когда-то подвигу, подвигу конструкторов, всей команды того прорыва мы досмотрим этот фильм до конца с самыми теплыми чувствами. Хотя, не могу выкинуть из памяти, как сегодня на сеансе один мальчик лет семи-восьми (как я в его возрасте мечтал полететь на Марс!) упросил своего отца покинуть зал из-за скуки, о чем тот буквально и говорил папе: 'Стало скучно очень, не по-настоящему...' Современное поколение, далекое от звезд и близкое к фаршированной фаст-фудом сети? Или детское умение непосредственно отличить фальшь от настоящего? Не знаю. Но пареньку можно было и остаться - в финале можно было увидеть и услышать именно настоящее, отодвинувшее все полуторачасовые потуги съемочной группы создать нечто близкое к истории на второй план.

15 июня 2013 | 21:11
  • тип рецензии:

В гонке между двумя сверхдержавами желание СССР показать Штатам и всему миру «кузькину мать» было настолько велико, что это желание распространялось на все сферы, в том числе и космическую гонку. Так прерогативой было первыми покорить космическое пространство. В итоге первым человеком, облетевшим околоземную орбиту, стал именно советский рубаха-парень Юрий Гагарин. Его лучезарная улыбка и знаменитое «Поехали!» покорили весь мир, превратив в настоящую легенду. Странно, что о такой легендарной личности не было снято какого-нибудь эпика. Понадобилось более пятидесяти лет, что бы вышло «большое» кино о большом человеке и событиях апреля 1961 года. Для разминки новое российское кино апробировало свои силы на Высоцком и Харламове, которые тоже стали символами эпохи.

Неизвестно опирались ли создатели на эталонные космические фильмы, но посмотреть тех же «американцев» - «Парни что надо» (1983), «Аполлон 13»(1995) и мини-сериал «С Земли на Луну» (1998) им однозначно стоило, хотя бы для того что бы правильно выстроить драматическую линию, не говоря уже о технической стороне.

А вообще странно, что такой амбициозный проект доверили почти дебютанту в режиссуре Павлу Пархоменко, который раньше проявил себя на поприще художника-постановщика. Видно, что режиссер пытался вытянуть по максимуму из простой фабулы «взлетел-пролетел-приземлился», но кроме куцых флешбеков ничем фильм не снабдил. Да и исполнитель роли Гагарина Ярослав Жалнин кроме белозубой улыбки и образа инфантильного парня из глубинки, которому суждено было стать первым в космосе, ничего особенного не показал. Вышла этакая аматорская копия для музея восковых фигур. Вместо целеустремленного героя, ставшего кумиром миллионов, авторы вытесали настоящего «чурбана». Для глубины образа актеру не хватает сюжетного драматизма и действия. Выверенный положительный и правильный экранный Гагарин не вызывает ни восхищения ни сопереживания, ведь и так известно чем закончился полет, а мимолетные воспоминания, которые зачастую были вообще не к месту, глубины характера не раскрыли. Самыми «живыми» в фильме оказываются родители Гагарина, сыгранные Надеждой Маркиной и Виктором Проскуриным – вот где настоящий мастер-класс актерской игры. О технической стороне фильма не стоит даже заикаться, при просмотре складывается ощущение, что смотришь не полный метр, а типичный сериальный продукт.

Учитывая, что «Гагарин. Первый в космосе» и «Легенда №17» вышли в один год с разницей в пару месяцев, то сравнения этих фильмов неизбежны. «Легенду» есть за что ругать, но на фоне опуса Пархоменко фильм о Харламове смотрится, чуть ли не шедевром нового российского кино.

Мало того, что «догнать и перегнать Америку» создателям «Гагарина» не удалось, так еще и дотянуться до уровня «соотечественников» по экрану тоже. Картинка вышла излишне «сериальной», а фильм банально наивным и скучным. В том же СССР агитки о Ленине снимали намного интересней и главное качественней.

31 июля 2013 | 23:50
  • тип рецензии:

В СССР очень любили снимать ультрапатриотическое кино, цель которого была очевидна. Однако даже в таком формате фильм может получиться вполне интересным - 'В бой идут одни старики', 'Баллада о солдате' или 'Офицеры'. Все они немного о другом, но чем цепляют эти истории? Не только качеством сценария, но и искренностью. В 'Гагарине' же нет ни того, ни другого.

Сюжет повествует по большей части о самом дне запуска, но периодически действие прерывается на флешбэки. Подробнее рассказать о завязке не выйдет - здесь больше ничего и нет. Даже удивительно, насколько формально получилось изобразить столь эпохальное событие. Ощущение, что смотришь не художественный фильм, а видеоотчёт для чиновников.

Если с историей не задалось, то может здесь будут интересные персонажи? По крайней мере, сам Гагарин (Ярослав Жалнин) уж точно должен получиться выдающимся... Вообще ни разу. Перед нами предстаёт молодой парень с полностью зашоренным сознанием, который не способен думать критически. Его кристально скучная биография не добавляют к просмотру никакого интереса. От Фигуры Юрия Гагарина не осталось ничего.

Ни история, ни персонажи у авторов не получились. Осталось ли в фильме хоть что-то любопытное? Может быть, спецэффекты, диалоги, хотя бы что-то? Нет, нет и ещё раз нет.

Смотреть 'Гагарин. Первый в космосе' не рекомендуется никому. Подобное произведение ни разу не способствует тому, чтобы потомки гордились своим героем. 'Это' лишь оттолкнёт тех, кто действительно заинтересовался его фигурой, в том числе и молодёжь.

2 из 10

23 июня 2023 | 11:38
  • тип рецензии:

Выход фильма «Гагарин. Первый в космосе» весьма символично совпал с падением ракеты «Протон».

Кстати, Вам не кажется странным, что в последнее время названия фильмов, к которым приложило руку государство, типовые как советские «хрущобы»? С Высоцким та же история. Это сделано в коммерческих целях или это намек на низкий интеллектуальный уровень зрителей?

Сколько трудов советских людей было вложено в этот полет… Страна порой не доедала, переправляла все средства чтобы стать первой. К сожалению – на это плевать создателям фильма, они даже не попытались сделать что-то стоящее. Самый большой вопрос, который у меня возникает: в фактах утверждается, что этот фильм делался аж с 2009 года, но ЧТО, глядя на фильм, там можно было делать столько времени? Наверное, эту тайну создатели унесут с собой в могилу. Ибо этот фильм убогий по всем параметрам и его можно было отснять за неделю, не больше.

Что, в первую очередь, ожидаешь от фильма про космос? Хорошей технической составляющей и операторской работы. Не дождетесь. Ей богу – даже сериал «Возвращение Мухтара» снят лучше. Нормальных спецэффектов, имея такой жалкий бюджет, ждать не приходится – они абсолютно ущербны и нереалистичны. Ко всему к этому еще добавили раздражающий блюр и блики, как в том же «Высоцком», отчего картинка сияет как новогодняя елка. Только это не делает её менее убогой.

Естественно, никто не стал заморачиваться такой малозначительной вещью, как воссоздание эпохи. О том, что перед нами 60-е напоминает только ГАЗ-21 (и на том спасибо).

А декорации? Например, как в этом замечательном фильме выглядит такое сложнейшее сооружение как космодром? Как в мультфильме «Незнайка на луне»: какие-то арматурины и ракета посередине. Кстати, авторы явно черпали вдохновение с вышеупомянутого мультфильма потому, что на экране творится форменный дурдом и детский сад.

Актерская игра в лучших местах напоминает дешевый театр, но в основном – её нет вообще. Такое чувство, что СССР населяли терминаторы.

Актер Ярослав Жалнин утверждает, что год жизни посвятил Гагарину и выкладывался как мог. Только это как-то незаметно: весь фильм он разговаривает (и ведет себя) как 15-летний подросток, даже не пытается играть и складывается ощущение, что он вообще не понимает, где находится и что происходит. А великое гагаринское «поехали» он выдавливает из себя так обреченно как-будто это школьник, которого отец застукал, пока он курил дудку за гаражами c пацанами. Просто включите запись реальной речи Гагарина и почувствуйте разницу.

Остальные не лучше. Актер, играющий С. П. Королева похож на Юрия Стоянова из передачи «Городок» (я сначала думал, что это он и есть), но никак не на Королева. Игра такая же: кажется, что он вот-вот будет смеяться и войдет в привычную роль. Слов нет.

Про остальную «тусовку» даже говорить нечего.

А чего только стоит толпа, вышедшая встречать Гагарина. Это что-то с чем-то. В настоящем СССР этих клоунов немедленно увезли бы в дурку.

Единственный, кто отработал гонорар – это Хрущев. Он действительно получился хорошо. Мне даже очень понравилась шутка про тарелки. Но один он не может вытянуть фильм.

Со сценарием та же история. Нудно, глупо, бессмысленно. Единственный напряженный и динамичный эпизод в фильме, когда Гагарин приземляется, угробили бездарно расставленными ненужными флэшбэками. Так же вообще непонятно на кой черт СССР этот запуск, поскольку США в фильме нет. Никто даже не задумался чтобы показать противостояние двух сверхдержав… Даже СССР в этом фильме нет, если Хрущова не считать. Исходя из этого, о каком патриотизме и ощущении глобального события может идти речь.

Ощущение такое, что этот фильм придумывали и делали в перекурах между съемками фильма «Легенда №17».Дескать, план выполняли. Ужас.

Я очень надеюсь, что когда-нибудь подвиг советских людей в покорении космоса удостоится нормального фильма. Этот 'выкидыш' российского кино не имеет к нему никакого отношения.

1 из 10

04 февраля 2014 | 18:27
  • тип рецензии:

Павел Пархоменко, конечно, сильно поднялся после своего 'Танцуют все', в котором мне даже довелось засняться в массовке. Но, в целом, фильм о Гагарине, на мой взгляд, должен был бы быть гораздо качественнее чем получилось. Сразу хочу отметить, что этот фильм, к счастью, не похож на все что сейчас штампуется в России,- нет идиотского юмора, предсказуемых персонажей и криминала. Чувствовался тщательный подход к изучению истории и работа с фактами, что и было интересно узнать из фильма. Но что же не так?

Постоянные откаты назад в прошлое. Сначала, казалось терпимым, но под конец, в тревожные моменты спуска на Землю эти вставки начинают откровенно раздражать. Я понимаю, что режиссер хотел показать, как складывалась карьера и личность Гагарина, но сделано это, видимо, неумело. Постоянные куски истории хаотично разбросанные и не имеющие связи между собой оставляют сумбурное впечатление.

Особым словом хотелось бы охарактеризовать операторскую работу. Иногда камера внезапно бессмысленно переворачивалась, но это ладно. А вот зачем постоянно крупным планом снимать лица? Лица, причем, зачастую дефектные,- чего один Хрущев стоит ( во 'Враге у ворот' он еще красавец).

Некоторые второстепенные актеры сыграли неудачно, например, солдат, попросивший выключить фары.

В целом фильм смотрится без особых эмоций, нет волнительных и трогательных моментов и только раздражение от постоянных откатов в былое.

Видимо, этот фильм из тех, где режиссер решил ничего не приукрашивать и показать все как было (в отличие, от 'легенды' со сломанной ногой) и из-за этого кино кажется сухим и пресным.

6 из 10

12 июня 2013 | 20:54
  • тип рецензии:

Конечно не из Украины говорить о позоре российского кинематографа. Да, да, да... Нам стыдится нечего... Совершенно нечего. Но все достоинства официального российского кинематографа на нашем фоне заключаются исключительно в том, что стыдится там есть чего. Один большой стыд. И большой дерибан, конечно же. Где-то на периферии там есть конечно же хорошее кино, но как только появляются бюджетные деньги, мозги, художественный вкус, совесть - все отключается, и начинается национальный позор.

И 'Гагарин. Первый в космосе' не исключение. Это даже не дипломная работа на рабфаке провинциального кинотехникума... Это даже не курсовая на первом курсе. Это ученический реферат, слепленный из нескольких источников в интернет. Ни сценария, ни режиссуры, ни актерской игры... Даже несколько заслуженных стариков из актеров плюнули, и не парятся перед камерой... Даже не удосужились актеров мало-мальски похожих подобрать, или грим сделать. За 9 с половиной миллионов бюджетных долларов сделали убогий комикс на рулоне туалетной бумаги. А, казалось бы, тема такая, что должны были бы расстараться. Как-никак национальная гордость... Но путинская Россия не может иначе. И я желаю им, чтобы когда приступят наконец к съемкам биографического фильма о самом Путине, ни на йоту не отступили от нынешнего российского кинематографического канона. Он заслужил, честное слово...

P.S.: Не скажу, что в СССР сняли достойный фильм о первом полете человека в космос. Но в их числе нет непрофессионального кино. И даже есть один фильм, очень незамысловатый, который я неизменно с удовольствием пересматриваю раз в несколько лет - 'Корабль пришельцев' (1985) Сергея Никоненко. Там нет Гагарина - один раз в вскользь Табаков, играющий Королева, упоминает одного улыбчивого парня среди будущих космонавтов, и все... Но там есть атмосфера предчувствия великого события, ожидания чуда, есть милые наивные люди, в те далекие годы короткой оттепели верившие, что их усилиями удастся построить какой-то другой, светлый мир. В том фильме я вижу отчего мои родители и из ровесники улыбаются, вспоминая те годы, наверное самые светлые в их жизни. Дай Бог, чтобы в жизни наших детей случились такие светлые годы, и было такое светлое кино. Пока что, ничто не свидетельствует, что такое может случиться в наших странах.

2 из 10

05 июля 2013 | 21:21
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: