всё о любом фильме:

Жестокий романс

год
страна
слоган-
режиссерЭльдар Рязанов
сценарийЭльдар Рязанов, Александр Островский
директор фильмаЛазарь Милькис, Людмила Захарова
операторВадим Алисов
композиторАндрей Петров
художникАлександр Борисов, Наталья Иванова
монтажВалерия Белова
жанр драма, мелодрама, ... слова
зрители
СССР  22 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время137 мин. / 02:17
Безжалостен и жесток мир, в котором правят деньги, где все продается и покупается, в том числе совесть, красота, любовь.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    поделитесь с друзьями ссылкой на фильм
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Андрей Мягков едва не погиб на съемках. В одном из эпизодов ему пришлось подплыть на лодке слишком близко к старинному пароходу. Лопасти судна образовали на воде воронку. На глазах съемочной группы лодка с актером сгинула в пучине реки. К счастью, через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины.
    • В фильме снимались пароходы «Спартак» и «Володарский».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году.
    • «В роли» железнодорожного вокзала выступило здание Костромского театра кукол.
    • еще 3 факта
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей rss-подписка
    • Добавить рецензию...
    • Обсудить на форуме >
    • Опросы пользователей >
    • 252 поста в Блогосфере>

    ещё случайные

    На мой взгляд, наряду с «О бедном гусаре замолвите слово» это лучший фильм Рязанова. Почти все работы Рязанова, несмотря на кажущуюся легкость жанра, глубокие и заставляющие задуматься. Разве что «итальянцы в России» — совсем уж комедия-комедия. Но снятый по классическому произведению «Жестокий романс» стоит особняком. Хотя бы потому, что практически вся первая серия — это стилизация под Островского в исполнении самого Рязанова. Какие-то намеки на события, предшествующие самой драме у Островского в пьесе есть, но и только. Рязанов же не побоялся ответственности и преобразовал эти намеки в действие. Задача была, прямо скажем, не из легких. Но она была блестяще решена. Придраться абсолютно не к чему, даже все диалоги от первого до последнего слова, выдержаны в духе того времени и в стилистике Островского. Браво!

    Вторая же серия начинается как раз с начала пьесы. Наверное, снимать ее было попроще, но тоже — надо было очень постараться. Михалков так сыграл Паратова, что ни секунды не сомневаешься, что «Да разве можно его не послушать?» и «Да разве можно быть в нем неуверенной?». В пьесе этот образ гораздо более схематичен и однозначен, в фильме же он значительно ярче и противоречивей. Лучшая роль Михалкова, на мой взгляд. Да и остальных героев удалось создать значительно более «живыми» и натуральными, чем в пьесе, где они были, скорее, некими собирательными образами. Карандышев — глупый мелкий чиновник, Вожеватов — бездушный делец, Кнуров — денежный мешок, и так далее… Впрочем, пьеса — такой жанр, где характеры возможно раскрыть только с помощью диалогов и конкретных действий. Личностных характеристик, психологических объяснений их действий, как в романах, нет. Потому и выглядят герои зачастую пародиями на людей.

    Помимо собственно сюжета, смысловой нагрузки, игры актеров, в фильме потрясающие романсы, которые тоже, можно сказать, стали классикой. Хотя песням на стихи Цветаевой и Ахмадулиной трудно ею не стать.

    10 из 10

    10 июня 2015 | 16:17

    «А напоследок я скажу: «Прощай, любить не обязуйся…»» (с)

    Расцвет национального русского театра пришёлся на середину XIX века, когда на главный план выходит драматург Александр Николаевич Островский. Его пьесы прошли проверку временем и до сих пор любимы публикой. Программным школьным произведением является одна из наилучших пьес Островского — «Бесприданница». История бедной девушки Ларисы, которая готова на всё пойти ради любви, и в наше время заставляет трепетать сердца многих романтиков. В 1984 году на экраны советских кинотеатров выходит фильм «Жестокий романс» режиссёра Эльдара Рязанова, написанный по мотивам вышеописанной пьесы. Эта картина прославила Ларису Гузееву и показала, каким страстным может быть Никита Михалков.

    По сюжету, вдова средних лет, Харита Игнатьева Огудалова, поскорее желает выдать замуж свою младшую дочь Ларису. Лариса — само совершенство, одно лишь мешает ей приблизиться к замужеству — отсутствие приданного. Её возлюбленный господин Паратов уезжает из города, так как его имение начало разоряться. После года ожидания, Лариса решается связать себя узами брака с бестолковым Карандышевым, мелким чиновником. Но когда в городе вновь появляется Сергей Сергеич, героиня понимает, что устоять перед соблазном ей будет очень трудно. Мне очень понравился тот факт, что кинолента полностью соответствует событиям, описанных в пьесе. В фильме история взаимоотношений Ларисы с Паратовым показана ещё до того, как господин разорился. События развиваются постепенно, но заскучать точно не удастся. Трагизм картины начинает набирать обороты уже с середины показа и усиливается с каждой последующей минутой.

    Чувства Ларисы наверняка сумеют понять почти все девушки. Она пыталась смириться с нежеланным браком, но поддалась соблазну перед коварным обольстителем. Лариса понимала, что у неё два пути — или под венец, или в Волгу. Паратов тоже любил прелестную девчушку, но понимал, что их дороги не могу сойтись. Как говорится, дважды в одну реку не войдёшь. Дуэт Гузеева\Михалков интересно смотрится на экране, они прекрасно смогли передать тот огонь, пылающий между ними. Лариса Гузеева после выхода данного фильма проснулась по-настоящему знаменитой. Она поразила всех не только своей красотой, но и безупречной актёрской игрой. Никите Михалкову отлично подходит этот образ самолюбивого, заносчивого молодого человека, которого окружающие люди просто на руках носят. Образ Карандышева получился довольно противоречивым. Если в пьесе было ясно, что это исключительно отрицательный персонаж, то в фильме иногда его даже было жалко. Наверное, это из-за того, что Юлия Капитоныча сыграл Андрей Мягков, которого любит публика. Властную мать сыграла замечательная Алиса Фрейндлих.

    События прошлых веков представлены зрителю в качестве современных. Если бы не обстановка прошедших столетий можно было бы подумать, что события происходят в наше время. Эта история совершенно классическая и будет актуальна во все времена. Главную героиню невозможно не пожалеть, каждый мог бы оказаться на её месте. Красота — страшная сила, не всегда приносящая счастья. Если бы Лариса очутилась в XXI веке у неё было бы гораздо меньше проблем, хотя деньги и сейчас играют немаловажную роль. Песни, прозвучавшие в киноленте, уже давно стали хитами, их слова многие знают наизусть. Композиции трогают за душу, под них хочется как плясать, так и плакать.

    Вывод: «Жестокий романс» — хороший фильм, качественно поставленный по классическому произведению. Данную картину до сих пор любят зрители, её хочется пересматривать и она не приедается. Обречённая любовь Ларисы находит отзвук и в наших сердцах. Смотреть обязательно.

    Спасибо за внимание.

    9 из 10

    10 июля 2012 | 02:19

    Справедливости ради следует отметить, что «Жестокий романс» — это действительно не экранизация «Бесприданницы», а фильм, снятый по мотивам пьесы Островского. Не стану вдаваться в длительное описание разночтений между пьесой и кинопостановкой, но тот, кто читал «Бесприданницу», выявит их несомненно. Скажу только одно: первая серия «Жестокого романса» — во многом сценарный вымысел Эльдара Александровича.

    В основе сюжетной линии киноленты Рязанова, как, соответственно, и драмы Островского, лежит затертый до дыр творческими деятелями всех мастей любовный треугольник. На описании сторон этой геометрической фигуры, собственно, и будет построен мой отзыв об этой картине.

    Паратов. Фигура судовладельца и бесспорно отрицательного героя Сергея Сергеевича Паратова из всех главных персонажей представляет для меня, пожалуй, наименьший интерес. Паратов — обыкновенный безнравственный самец, типичный представитель «L`homme de la nature». Будучи предпринимателем он прост в своих жизненных приоритетах, а, следовательно зауряден, даже несмотря на внешнюю респектабельность и кажущуюся самодостаточность. «Мохнатый шмель» Паратова — ода авантюризму, предвестие всех этих не брезгующих любыми средствами для достижения цели бизнесворотил современности.

    Почему же такие циники как Паратов, имеют ошеломляющий успех у женщин и, в частности, у Ларисы Дмитриевны? Вот и Юлий Капитоныч Карандышев задается вопросом: «Почему женщины предпочитают людей порочных перед людьми чистыми?». Полагаю, оптимальное объяснение этому явлению дает известный российский сценарист Юрий Арабов. В одном из телевизионных интервью Юрий Николаевич выразил мнение, согласно которому непременное свойство зла — это его обаятельность. Сие высказывание, конечно, ни в коем случае не означает, что все носители обаятельности — злодеи, но личность Паратова лишний раз подтверждает данный тезис.

    На совести жестокого самодура — загубленные судьбы двух других главных героев, но сам он, к глубочайшему сожалению, выходит сухим из воды. Мстительное самолюбие удовлетворено, сластолюбивое чувство — тоже; в перспективе — приданое, эквивалентное золотым приискам. Однако самовозноситься по этому поводу ему вряд ли следует. Ведь «жизнь коротка, говорят философы», по его скромному выражению…

    Карандышев. Большинство почем зря бичует Юлия Капитоныча. Отовсюду в его адрес только и слышится: трус, раб, ничтожество. Но почему никто не говорит, что Карандышев страдалец? Мало того, человек жил несчастно, любил безответно, он еще, видать, и на каторгу отправится. Как же несправедлива эта земная жизнь — у заслуживающих наказания всё в шоколаде, а страдальцы как мучились, так и продолжают мучиться, да еще пуще прежнего.

    Может это кому-то покажется несуразным, но лично я омерзения к Карандышеву никак не испытываю. Допускаю, к нему можно чувствовать отвращение, но лицезря Юлия Капитоныча на экране, во мне просыпаются совершенно иные эмоции. Да, он несомненно не без недостатков, однако и в этом его можно понять.

    Человек, регулярно оскорбляемый теми или иными жизненными обстоятельствами, и при этом не имеющий возможности разрядки, попросту обречен на жажду реванша. Неспособный противостоять сильным мира сего, Карандышев все же решается восстать на них — а ведь оным чуждо милосердие. Отмщение зарвавшемуся Юлию Капитонычу следует незамедлительно и бесповоротно. Он совершил ошибку, затеяв эту никчемную трапезу, и жестоко за нее поплатился.

    Вина Карандышева как инициатора злосчастного обеда не обсуждается. Однако почему-то никто не отмечает, с каким неистовым благородством прибывший на борт «Ласточки» Юлий Капитонович пытается заступиться за падшую Огудалову. К несчастью он и в этот раз получает очередной и неблагодарный плевок.

    У всего есть разумный предел — чаша терпения рано или поздно переполняется. Перелилась она за края и у Юлия Капитоныча — в том случае просто не могла не перелиться. А доведенный до исступления человек не ведает что творит. Юлию Копитонычу, в первую очередь, нужно кается в совершенном грехе — я верю, Бог может простить этого несчастного, униженного и оскорбленного человека.

    Вне всякого сомнения, даже сам режиссер искренне сочувствует бедному почтовому чиновнику. Вместо того, чтобы окрестить поставленный кинофильм одноименно пьесе, Рязанов дает ему собственное наименование — «Жестокий романс», тем самым подчеркивая кульминационность эпизода с исполнением Ларисой «А на последок я скажу».

    Лариса. Если откинуть самозабвенную любовь Ларисы Дмитриевны к Паратову, что нравственного мы увидим в главной героине? Да, она как и всякий представитель рода людского жаждет собственного счастья, вот только какими путями она стремится к нему?

    В первую очередь, особенно интересно поведение Ларисы после не совсем порядочного бегства Паратова в связи с внезапно возникшими у него имущественными проблемами. Неужто теперь в монастырь, куда испокон веков из-за неразделенной любви уходили благоверные девицы земли русской? Ан нет. Как видится, в индивидуальной системе ценностей Ларисы Дмитриевны личное благополучие было главнее ее величества любви. Не дождавшись своего Сергея Сергеевича, Лариса принимает судьбоносное решение: «За первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли — разбирать не буду».

    Неудачные попытки найти жениха богатого (вспоминаем случай с банковским кассиром) вынудили ее обратить внимание на небогатого — почтового чиновника Карандышева, в силу отсутствия какой-либо иной альтернативы, естественно.

    А ведь, откровенно говоря, Юлий Капитонович для Огудаловой был всего лишь средством забыть ласкового и нежного зверя Паратова, а также отомстить последнему за его подлое бегство по-английски. А когда прокутившийся предмет обожания появляется вновь, в сердце Огудаловой воскресают прежние чувства, а Карандышев для нее становится обременителен, или попросту не нужен.

    Имеет ли моральное право один человек придавать другому человеку статус разменной монеты? Ответ на этот вопрос, я думаю, вполне очевиден. Можно только соболезновать, что Антуан де Сент-Экзюпери творил не в XIX веке. Как знать, родись французский писатель на век раньше, может быть своенравная Лариса, прочитав его «Маленького принца», заострила бы внимание на выражении «Мы в ответе за тех кого приручили», и не произошли бы те трагические события, которые, увы, случилось.

    P.S. Заголовок рецензии не примите за персональное правило, ибо данная цитата из известной шекспировской трагедии, приведённая в «Бесприданнице», но не вошедшая в сценарий «Жестокого романса», употреблена мною не более как контекстно.

    1 февраля 2011 | 05:59

    Читаем «Бесприданницу» Островского проникаемся и просвещаемся — нас слишком много красивых, молодых, образованных и за плебеев мы не хотим, а Паратовых не тянем, Паратовым нужны жены по себе — с рудниками да приисками… вот мы и ждем-ждем, а время идет.. а кругом лишь аферисты, женатые дядьки, дай бог, если не жадные, да карандашевы. А так хочется жить красиво, ярко, любить хозяев «Ласточек» и быть невозможно счастливой.

    История грустная, современная и очень актуальная. Вечная история. Фильм потрясающе душевный, шикарный, тонкий, красивый. Такой подлый и роскошный Паратов, такой великодушный и основательный Кнуров, такой отвратительный Карандышев, такая великолепная Харита Игнатьевна и такая удивительная Лариса, беззащитная в своем чувстве, и в то же время невообразимо сильная и чистая- настолько, что не хочется судить ее, настолько, что грязь просто к ней не прилипает.

    Я благодарна всем, кто создал этот фильм.

    10 из 10

    18 апреля 2010 | 22:48

    Потрясающий фильм, не может не оставить зрителя под впечатлением. Сложно представить, как можно снять так подробно чувства и мысли героев. Каждый из героев раскрылся ровно столько, сколько в нём было что показать. С Васей и Кнуровым достаточно было понаблюдать пару диалогов, и всё их свинство и бессмысленная жестокость сразу понятны. Жалкий Карандышев, маячивший тут и там, миллион раз униженный и с каждым разом более противный, по-другому закончить и не мог. Паратов расчётливый эгоист и манипулятор, пожалуй, самый жестокий из всех перечисленных. Безусловно харизматичный, но всё же пустой. На протяжении всей картины ему невозможно верить. И если говорить о выборе Ларисы… был он у неё вообще или нет, то как вариант у неё был выбор либо верить подобному человеку, либо нет. Но опять же сложно представить, к чему склониться, во что и в кого верить девушке, окружённой такими персонажами. Сложно представить ей другую судьбу.

    Её «благодарю» в конце это всё, чего не хватает, чтобы закончить эту историю. Думать о том, что бы после испытывали все эти люди, даже не хочется, так как такие люди не меняются и кому это нужно. Для себя Лариса вынесла из этого всё, что могла. Она хотела — она полюбила, а дальше просто не было какого-то другого выхода.

    31 марта 2010 | 01:39

    Пьеса Островского — это драма характеров. Именно персонажи предают сюжету неожиданные повороты. Именно их поступки приводят действие к трагической развязке. Рязанов подобрал талантливейших актеров, которые смогли глубже, социальнее играть свои роли. Никита Михалков — Паратов в «Жестоком Романсе» показал своего героя, несомненно, человеком ярким, широким, обаятельным, сильным, талантливым, смелым, но лишенным цельности и поэтому способным на безнравственные поступки.

    Именно для этого, чтобы показать размах Паратовской натуры, в «Жестоком Романсе» вводят сцену прогулки на «Ласточке», где огромный пароход обгоняет «Святую Ольгу», эпизод, где Паратов подставляет себя под пулю заезжего офицера, а потом выстрелом выбивает из рук Ларисы часы (У Островского монету). Особенно сила любви к Ларисе была, по-моему, очень выразительно сыграна актером в последней сцене, в каюте, где Паратов отказывается от Ларисы ради нелюбимой невесты с золотыми приисками. Отсюда видно, что деяния Паратова, придуманные автором, исходят из сути его натуры, соответствуют его характеру. И Никита Михалков достойно справляется со своей задачей.

    Огудалова. Чтобы представить себе исполнительницу ее роли, давайте вдумаемся в каких жизненных обстоятельствах она существует. Смерть мужа, случившаяся несколько лет назад, оставила вдову без средств к существованию. А на руках — три дочери — бесприданницы. Надо устроить их жизнь. Вот она и занимается этим. Нет, Огудалову нельзя назвать «глухой» к человеческим переживаниям, она совсем не монстр, а, скорее, несчастная мать, женщина, затравленная обстоятельствами, загнанная жизнью в тупик. Она вертится, хлопочет, унижается, бьется как рыба об лед, попрошайничает у богатых знакомых, тем самым, устраивая жизнь дочерей. Огудалова поражает своей духовной слепотой, непониманием истинных человеческих ценностей. Наверное, именно желание отразить совокупность всех этих качеств побудило Рязанова пригласить на эту роль блистательную Алису Фрейдлих.

    Роль Карандышева исполняет Андрей Мягков, актер привлекательный, в котором одновременно существуют как положительное, так и отрицательное обаяние, что очень важно для исполнения роли Карандышева. Он презирает миллионщиков, завидует толстосумам, страстно желает быть с ними на равных. Да, Карандышев любит Ларису. Но он обладает сильным самолюбием, амбициозностью. Карандышев «маленький человек», но он достаточно симпатичен, ведь поначалу не испытывает к нему отвращения. Игра А. Мягкова была удачной, возможно в связи со сходностью его характера с характером Карандышева.

    А что же можно сказать о Ларисе? Красивая девушка, очаровательный, экзотический цветок. Вокруг нее водятся мужчины, надеясь выиграть этот приз. Лариса — существо созданное для любви, главное ее призвание любить и быть любимой. Она лишена хитрости и изворотливости, как ее матушка. Лариса простодушна. Но она не идеальна. Лариса способна ради любви на любую жертву, но одновременно ужасающе эгоистична. Но именно эта любовь преображает ее, делает личностью. И растаптывая это ее качество, окружающие уничтожают ее саму.

    Роль Ларисы Огудаловой сыграла молодая актриса Лариса Гузеева. Она молода, красива, возможно, очень эмоциональна и отдается своей работе с головой. Что особенно заметно в печальных, трагических сценах. Она смогла четко передать образ своей героини, может потому, что Огудалова была близка Ларисе Гузеевой.

    Не менее важны фигуры Кнурова и Вожеватова, которые талантливо сыграли А. Петренко и В. Проскурин, Робинзона — Георгий Бурков — который спаивает Карандышева во время обеда и он же сообщает Юлию Капитоновичу о том, что Кнуров и Вожеватов «разыграли» Ларису в орлянку. Как мне кажется, весь актерский состав справился со своими ролями замечательно, передавая характеры и сущность героев с полной ответственностью и старанием.

    И все же, «Жестокий Романс» — это удача или поражение? Как же этот фильм может быть поражением, если смотря, его ты не замечаешь окружающего Мира, становишься соучастником происходящего, переживаешь за героев, словно они тебе родные люди, судьба которых тревожит тебя и заставляет биться твое сердце сильнее и сильнее. А в конце фильма на твоих глазах наворачивается слеза, точно также, как после прочтения самой драмы Островского «Бесприданница». Именно поэтому я считаю, что фильм «Жестокий Романс» является огромной удачей в его творчестве, что не могло бы быть столь замечательного режиссера — отца картины.

    23 апреля 2010 | 13:11

    Я смотрю этот фильм с детства. Примерно раз в год.

    Каждый раз я смотрю его как в первый раз, потому что моя внутренняя реакция совершенно отлична от предыдущей, но все-таки каждое новое впечатление не отрицает предыдущие, а дополняет. Можно сказать, что с каждым разом я познавала то, что было доступно моему сознанию, и видела то, что соответствовало моим ценностям, приоритетам, жизненному опыту и мировоззрению.

    Вчера, когда я в очередной раз посмотрела Жестокий романс — на меня снизошло озарение, если можно так выразиться. Свершилась кульминация всего того, что я собирала по частицам, проведя много лет с этим фильмом.

    В детстве, будучи юной девушкой, конечно же Панкратов был моим идеалом, я видела только его в этом фильме. Его харизма, магия, притягательность, взгляд, размах не могли оставить меня равнодушной — я была влюблена в него.

    Со временем я стала понимать Ларису, ее чувства, ее Любовь, но все-таки в моем сознании она оставалась жертвой этой трагической истории. А Панкратова я стала ненавидеть и, наконец, узрела за внешним лоском жестокого, закрытого, мстительного человека, потеряв при этом все предыдущее положительное восприятие его.

    Герой Мягкова всегда вызывал сострадание, жалость и отчасти омерзение, а отчасти мне, не знаю почему, было стыдно за него, а иногда смешно… До чего доходит человеческая глупость и чудовищная неуверенность в себе, которая принимает уродливые формы, которые мы могли наблюдать в поведении героя Мягкова.

    Все остальные герои несомненно тоже достойны внимания, но они как-то сразу предстали передо мной в своем полном, законченном виде.

    Вчера просмотр этого фильма произвел на меня необыкновенно сильное впечатление… Лариса предстала в этой истории совершенно в новом свете для меня. Она перестала быть жертвой. Те, кто способен на такую Любовь — не могут быть жертвой… Потому что Любовь всегда побеждает. Пусть не сразу, но всегда, в конце концов. Вчера я впервые задумалась, а что могло случится потом с теми, кто был причастен к ее убийству. Вы не задумывались об этом?

    И если бы ее Любовь и Смерть в конце концов послужили бы толчком к великим мучениям, страданиям, очищению и освобождению в конце концов от кандалов и пут равнодушия, жестокости, убогости тех, кто участвовал в этой жизненной драме — то тогда бы ее Жизнь, Любовь и Смерть были великим незримым подвигом…

    Собственно, в таком свете я вчера и увидела эту драму.

    Любовь убивает, Любовь оживляет, Любовь трансформирует, Любовь освобождает, Любовь очищает… И она никогда не проходит бесследно. Любовь выжигает все на своем пути и в конце концов достигает своей наивысшей цели.

    И еще — лучше Жить, Любить и Умереть так как Лариса, чем быть живыми мертвецами при жизни.

    Не зря фильмы Рязанова сопровождают нас порой долгие, долгие годы. В них вложена Душа, а она, как известно, не имеет возраста и не подвластна времени. И именно на фильмах Рязанова когда-то давно в моем детстве была основана моя большая любовь к киноискусству, ровно, как и высокие требования к нему.

    Но я все же чувствую, что моя история с этим фильмом не закончена, не смотря на многократные пересмотры и всевозможные переживания. В такие фильмы ныряешь, ныряешь, но никогда не достаешь до дна.

    30 января 2009 | 17:04

    - И вы послушали его?
    - Да разве можно его не послушать?
    - Разве уж вы были так уверены в нем?
    - Что вы? Да разве можно быть в нем неуверенной? ©


    У меня много любимых фильмов. Правда много. Но есть фильмы особенные. Есть самый любимый в каждой категории самых любимых. Есть фильмы, без которых жить я не могу. Как, например, «Жестокий романс» — самый лучший русский фильм лично для меня. Схожу по нему с ума два года. Смотрела раз 25 — и все время как в первый. Недавно купила диск… и снова — те же чувства, те же эмоции, только сильнее. Бьют они уже жестче, ведь люди меняются, происходят какие-то события, которые помогают понять остроту… например, измены и предательства. Этот фильм я не предам никогда. Он лучший. Он самый лучший. Он самый родной для меня.

    Да я вообще без ума от пьес А. Н. Островского. И «Бесприданница» — трагедия, по которой и поставлен «Жестокий романс», — мое любимое произведение. Но я редко вижу такую грамотную постановку пьесы, ведь, когда я перечитывала «Бесприданницу», казалось, что я заново смотрю фильм — так все совпадало — и характеры героев, и обстановка, и атмосфера…

    Это светлый и хрупкий фильм голубоватых оттенков о такой же чистой душе, о душе, как хрусталь, как вода в роднике. Над Волгой беззаботно летают чайки, не предвещая ничего необычного. Но нет. Хозяин приехал — Сергей Сергеевич Паратов, человек, из-за которого на уши поднялся весь город — люди бросились его встречать, а цыгане окружили песнями. Его первый визит — к Огудаловым. Именно там растет Лариса, созданная для блеску, девушка с необычайным талантом и умеющая любить. Ее кроткие взгляды в сторону Паратова всегда были красноречивее слов. Они вместе обгоняли «Святую Ольгу», где его рука опускалась на ее руку. Она пела по его просьбе, его подарки принимала с трепетом и смотрела на него преданно огромными глазами.

    Она была бесприданницей. Несмотря на все свое очарование, детскую мягкость и нежность, без денег в то время она могла быть нужной лишь глупцу. И лишь глупец предложил ей руку и сердце. Карандышев вызывал только отвращение и стыд у обеих — и у матери Ларисы, и у самой девушки. Но выбора здесь не было. Он обладал лишь одним достоинством — он ее любил. Решилась ее судьба.

    Хитрая мать выпрашивала деньги своими особыми способами у Кнурова и Вожеватова, которые и разыгрывали Ларису в орлянку. Казалось, молодую девушку в мире этом не понимает никто, кроме матери, которая не смогла совладать с бурным чувством и доверчивостью Ларисы. Да и еще один человек, который видел, который знал, который обещал… Это трагедия души, трагедия сердца. Человека не понимают, относятся к нему как к вещи. Всякому товару цена есть. Вот и Ларисе была цена. Особая.

    - Сергей Сергеевич, идите сюда, меня мама за вареньем послала.
    - А вы что делаете?
    - А я его ем… хотите? ©


    Фильм с элементами дьяволиады, как и сама пьеса, в лице главного героя, относящего себя к бурлакам.

    Она ослепла, все чувства потеряла, ведь курочка по зернышку клюет. А ее протянутая рука в белой перчатке, пытающаяся помахать, попрощаться, осталась незамеченной.

    Я знаю цену произведению Островского. Сама идея, тема — вечная, умная, красивая. При всей искренности именно самого сюжета и чувств главной героини, режиссеру надо было передать атмосферу тех годов и с помощью природы, пейзажа показать внутреннее состояние Ларисы, прибегая к психологизму, что он и сделал. Говорят, Эльдар Рязанов «придумал» первую часть фильма. Но нет. Почти все слова и все моменты были основаны на воспоминаниях Огудаловой и взяты из пьесы, сама когда перечитывала — заметила.

    Я влюблена в романсы, переполнявшие фильм. В. Пономарева поет невероятно. И этот голос, полный чувств и эмоций, очень хорошо подошел Ларисе Гузеевой и к ее слезам. При романсах мурашки бегут по коже.

    - А вы изменились, бороду утратил, помолодел, ну и… постарел. ©

    При отличной постановке, гениальной музыке и манере съемки, все-таки, огромная и главная роль лежала на актерах. Нет передачи героев — все загублено. Но в «Жестоком романсе» все сочеталось идеально. Алису Фрейндлих я любила всегда, она гениальная актриса, но эта комическая роль Хариты Игнатьевны, кажется, самая лучшая, блестяще исполненная. Ее речь полна афоризмов, поднесенных в шуточной форме. Резкие скачки от игры к действительности. Просто… волшебно.

    Лариса Гузеева… Если бы была мужчиной — влюбилась бы в нее с первого взгляда. Красивое голубое платье, нежные черты лица, доверчивый взгляд. Такое проникновение в душу героини — я смотрю на Ларису сейчас и я вижу, какая она другая в жизни. И ее героиня бесподобна.

    В фильме было правильно сказано, что женщины предпочитают мужчин порочных. Возможно, из-за моей личной вечной симпатии к плохим парням, Никита Михалков в этом фильме мне нравится безумно. Отрицательное обаяние в сочетании с блестящими глазами приковывают взгляды к экрану. И это просто поразительно.

    Чтобы избежать повторов, скажу одно. Актеры здесь гениальны. Все. До единого. Неповторимы, очаровательны. Вот так надо играть. А не как Павел Воля в новом «Служебном романе» или Светлана Ходченкова в том же самом фильме.

    «Жестокий романс» — очаровательное, грустное, трагичное кино. Самый красивый фильм.

    Осенний ветерок вырвался с экрана и растрепал все мои волосы. Символика в конце фильма была очень кстати. Главное — разглядеть ее. И постараться никогда-никогда не ограждать себя от других людей.

    - Доведете вы меня до погибели…©

    26 мая 2011 | 11:12

    Положение женщины в русском обществе — вот что дается в пьесе Островского «Бесприданница», которую экранизировали в фильм «Жестокий романс».

    Лариса выросла и была воспитана в условиях, где слабого человека унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет цельности. «Цельность характера, — писал немецкий коммунист Эрнст Тельман, — является неотъемлемым качеством прогрессивной личности, ибо цену и масштаб личности определяет характер. Что же наиболее характерно для личности? То, что человек в любой момент подчинил все свое бытие идее, стремясь достигнуть чего-то высшего…»

    Чем же определяется целостность человеческого поведения, по каким признакам мы можем судить об общем его характере? Чтобы верно пройти по лезвию бритвы, чтобы связать воедино все нужное и отбросить лишнее, надо знать, куда и зачем идти. Иными словами, цель создает целое; знание цели подчиняет себе все наши действия, обеспечивает выбор нужных средств и порядок прилагаемых усилий. Поймите, какова цель человека, и вы поймете характер его поступков.

    Поэтому Лариса не стремилась, да и не могла воплотить свои мечты в жизнь. В последний момент пыталась найти материальные ценности на свою жизнь, но было слишком поздно…

    Фильм — Пример экранизации, превосходящей литературную основу!

    10 из 10

    19 ноября 2011 | 18:24

    Классическая литература — с одной стороны благодатная почва для фильма. Тут и хорошо прописанные персонажи, и сюжет испытанный и проверенный временем и какая-никакая актуальность. Но есть и трудности: не все можно точно перенести на экран, не всегда реализуемы технически все моменты, что-то не слишком кинематографично, а еще история может не укладываться в удобоваримый хронометраж. Но здесь такого не произошло, благо книга невелика, к тому же написанная в жанре пьеса и, соответственно, состоит практически из диалогов, что упрощает перенесение на экран.

    И сама история оказалась актуальной и для тех времен и для нашего. А именно проблема «деньги правят миром», когда многие ищут выгоду во всем, даже в браке и любви. Женщинам удачнее преподнести себя и выгодно выйти замуж, а мужчинам вложить деньги, но тоже не без прибыли. А на стыке и на острие оказываются человеческие чувства, любовь и порою человеческие судьбы. Которые нещадно ломаются под напором денег.

    И как нельзя кстати подобрался кастинг для фильма, хорошо соответствующий героям. А указанная выше проблема раскрывается тем самым полно и понятно: одна душа губится другими бездушными ради выгоды и прочих благ. Одна — одноименная героиня Ларисы Гузеевой красивая и очаровательная, которой на роду предначертана любовь. Но вмешиваются обстоятельства — Алиса Фрейндлих, «тетенька», как ее назвали другие, хотя и являлась, по сути, матерью, на деле соответствовала именно «тетеньке», желая выгодно «пристроить» своих дочерей. Но и выбор то не столь велик: Паратов или Карандышев, соответственно, Никита Михалков и Андрей Мягков. Оба хорошо подошли и по характеру и образу к своим героям: первый — самоуверенный, харизматичный и притягательный, «барин», в то же время знакомый с жизнью «бурлаков», он привлекает и манит к себе, но на деле оказывается манипулятором и коварным человеком, преследующим свои цели и кажется не способным на раскаяние и сочувствие. Второй — более мелкий человек, но честолюбивый, не будучи богатым он стремится в высокое общество, стремится доказать, что чего-то достоин, но на деле вызывает лишь презрение. Остальные, в частности герои Проскурина и Петренко, оказываются не лучше: богатые дельцы, относящиеся к остальным как к вещам, которые можно купить или разыграть в орлянку, невзирая на чувства и переживания других.

    Еще один пункт, который нельзя не отметить — музыку, представленную в основном романсами. Которые и замечательно вписываются в действие, и запоминаются текстами и превосходным исполнением, а также музыкальными темами, звучащими в фильме отдельно, без текста. А, в общем, получилось очень хорошо. Классика не обрезана, а наоборот дополнена, то, о чем в книге лишь упоминается: события перед основным действием, в фильме явилось важным элементом — практически первой половиной, тут и вступление, и знакомство и более полное раскрытие персонажей, более полное понимание некоторых их поступков. Другие плюсы: актеры, яркие и известные, и продемонстрировавшие свой талант, хотя для Гузеевой это была первая полнометражная роль, и хорошо соответствующие своим персонажам. Музыкальное сопровождение, запоминающееся и отлично вписавшееся в фильм. И проблемы, поднятые в фильме, которые были актуальны и во времена выхода книги, актуальны во время выхода фильма, остаются таковыми и сейчас. «Деньги правят миром», но есть и другое более важное — человеческие чувства. И хочется, чтобы «миром правила любовь».

    9 из 10

    10 апреля 2011 | 18:39

    ещё случайные

    Заголовок: Текст:


    Смотрите также:

    Смотреть фильмы онлайн >>
    Все отзывы о фильмах >>
    Форум на КиноПоиске >>
    Ближайшие российские премьеры >>