Жестокий романс

год
страна
слоган-
режиссер Эльдар Рязанов
сценарий Эльдар Рязанов, Александр Островский
директор фильма Лазарь Милькис, Людмила Захарова
оператор Вадим Алисов
композитор Андрей Петров
художник Александр Борисов, Наталья Иванова
монтаж Валерия Белова
жанр драма, мелодрама, история, ... слова
зрители
СССР  22 млн
премьера (мир)
релиз на DVD
11 января 2011, «Парадиз»
возраст
зрителям, достигшим 12 лет
время137 мин. / 02:17
Действие разворачивается на берегу Волги в вымышленном провинциальном городке Бряхимове в 1877-1878 годах. Харита Игнатьевна Огудалова — дворянка хорошей и уважаемой фамилии, вдова с тремя взрослыми дочерьми, обеднела после смерти мужа, но делает всё, чтобы устроить жизнь дочерей и выдать их замуж за достаточно богатых и знатных женихов. В отсутствие средств она держит открытый дом, рассчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечёт холостых мужчин, достаточно богатых, чтобы жениться по любви на бесприданницах.

Единственная «непристроенная» дочь Хариты — самая младшая — Лариса Дмитриевна Огудалова, к которой неравнодушны сразу несколько состоятельных господ, среди которых Сергей Сергеевич Паратов — красивый, обаятельный, франтоватый, легкомысленный и богатый барин.
Рейтинг фильма

Послать ссылку на email или через персональное сообщение

    * КиноПоиск не сохраняет в базе данных e-mail адреса, вводимые в этом окне, и не собирается использовать их для каких-либо посторонних целей
    Трейлеры
    Знаете ли вы, что...
    • Фильм снят по мотивам пьесы Александра Островского «Бесприданница».
    • Фильм демонстрировался в прокате в виде двух серий.
    • Андрей Мягков едва не погиб на съемках. В одном из эпизодов ему пришлось подплыть на лодке слишком близко к старинному пароходу. Лопасти судна образовали на воде воронку. На глазах съемочной группы лодка с актером сгинула в пучине реки. К счастью, через несколько минут над водой появилась голова Андрея Мягкова. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины.
    • В фильме снимались пароходы «Спартак» и «Володарский».
    • Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1985 году.
    • «В роли» железнодорожного вокзала выступило здание Костромского театра кукол.
    • еще 3 факта
    Материалы о фильме
    Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их...
    Порекомендуйте фильмы, похожие на «»
    по жанру, сюжету, создателям и т.д.
    *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
    Отзывы и рецензии зрителей

    ещё случайные

    - Дорогой брилиант дорогой оправы требует.

    - И хорошего ювелира.


    Лариса Дмитрьевна Огудалова- девушка из благородной, но не богатой семьи. Живет в двоем с матерью, и они едва сводят концы с концами. Мать Харита Игнатьевна- расчетливая женщина. Для нее самое главное в жизни- это деньги и комфорт. Она уже пристроила по такому принципу двух своих старших дочерей и уготовила для Ларисы такую же судьбу. Для нее счастье дочерей вещь второстепенная. В их доме регулярно устраиваются приемы, увеселения, где присутствуют множество мужчин- цвет города.

    Лариса блистает на таких вечерах подобно бриллианту. Ее благородные манеры и стать безупречны. Она буквально завораживает мужчин своей необыкновенной чувственной красотой, чудесным блеском небесно- голубым глаз и нежным бархатным голосом, поющим такие трогательный романсы. В них она передается всю свою боль маленького истерзанного сердечка, но никто не понимают ее. Все восхищаются ей, и цвет города, и жестокий Паратов, и даже жалкий чиновник Карандышев, но по сути никто по- настоящему, искренне и беззаветно не любит ее. Она лишь только красивая вещь. А про души все забывают! А ей ведь просто хотелось быть счастливый с любимым мужчиной, иметь свой дом, семью. Успокоить терзающуюсь душу наконец. Разве не в счастье успокоение?

    «Так не доставайся же ты никому!»

    Увы, но даже красота не приносит счастья. Безумно жаль Ларису. В конце она даже великодушно благодарит своего убийцу, ведь после всего случившегося сердце уже было ее мертво. И лишь в смерти она нашла успоконение… Это очень грустно и несправедливо. Жестокая вещь судьба.

    10 из 10

    7 февраля 2010 | 17:12

    Классическая литература — с одной стороны благодатная почва для фильма. Тут и хорошо прописанные персонажи, и сюжет испытанный и проверенный временем и какая-никакая актуальность. Но есть и трудности: не все можно точно перенести на экран, не всегда реализуемы технически все моменты, что-то не слишком кинематографично, а еще история может не укладываться в удобоваримый хронометраж. Но здесь такого не произошло, благо книга невелика, к тому же написанная в жанре пьеса и, соответственно, состоит практически из диалогов, что упрощает перенесение на экран.

    И сама история оказалась актуальной и для тех времен и для нашего. А именно проблема «деньги правят миром», когда многие ищут выгоду во всем, даже в браке и любви. Женщинам удачнее преподнести себя и выгодно выйти замуж, а мужчинам вложить деньги, но тоже не без прибыли. А на стыке и на острие оказываются человеческие чувства, любовь и порою человеческие судьбы. Которые нещадно ломаются под напором денег.

    И как нельзя кстати подобрался кастинг для фильма, хорошо соответствующий героям. А указанная выше проблема раскрывается тем самым полно и понятно: одна душа губится другими бездушными ради выгоды и прочих благ. Одна — одноименная героиня Ларисы Гузеевой красивая и очаровательная, которой на роду предначертана любовь. Но вмешиваются обстоятельства — Алиса Фрейндлих, «тетенька», как ее назвали другие, хотя и являлась, по сути, матерью, на деле соответствовала именно «тетеньке», желая выгодно «пристроить» своих дочерей. Но и выбор то не столь велик: Паратов или Карандышев, соответственно, Никита Михалков и Андрей Мягков. Оба хорошо подошли и по характеру и образу к своим героям: первый — самоуверенный, харизматичный и притягательный, «барин», в то же время знакомый с жизнью «бурлаков», он привлекает и манит к себе, но на деле оказывается манипулятором и коварным человеком, преследующим свои цели и кажется не способным на раскаяние и сочувствие. Второй — более мелкий человек, но честолюбивый, не будучи богатым он стремится в высокое общество, стремится доказать, что чего-то достоин, но на деле вызывает лишь презрение. Остальные, в частности герои Проскурина и Петренко, оказываются не лучше: богатые дельцы, относящиеся к остальным как к вещам, которые можно купить или разыграть в орлянку, невзирая на чувства и переживания других.

    Еще один пункт, который нельзя не отметить — музыку, представленную в основном романсами. Которые и замечательно вписываются в действие, и запоминаются текстами и превосходным исполнением, а также музыкальными темами, звучащими в фильме отдельно, без текста. А, в общем, получилось очень хорошо. Классика не обрезана, а наоборот дополнена, то, о чем в книге лишь упоминается: события перед основным действием, в фильме явилось важным элементом — практически первой половиной, тут и вступление, и знакомство и более полное раскрытие персонажей, более полное понимание некоторых их поступков. Другие плюсы: актеры, яркие и известные, и продемонстрировавшие свой талант, хотя для Гузеевой это была первая полнометражная роль, и хорошо соответствующие своим персонажам. Музыкальное сопровождение, запоминающееся и отлично вписавшееся в фильм. И проблемы, поднятые в фильме, которые были актуальны и во времена выхода книги, актуальны во время выхода фильма, остаются таковыми и сейчас. «Деньги правят миром», но есть и другое более важное — человеческие чувства. И хочется, чтобы «миром правила любовь».

    9 из 10

    10 апреля 2011 | 18:39

    «Жестокий романс». Фильм, который ни в чем нельзя упрекнуть, в котором невозможно разочароваться. Островский — великий драматург, и снимать фильм по его пьесе — достаточно сложное и ответственное занятие: есть риск переиначить текст «Бесприданницы», потерять суть и таким образом «осквернить» бессмертное произведение русского классика. Однако гениальный режиссер Рязанов не побоялся взяться за экранизацию «Бесприданницы», и вот уже многие поколения как любителей Островского, так и любителей хороших, умных, красивых фильмов с удовольствием (нет: даже с наслаждением) смотрят и пересматривают снова и снова «Жестокий романс».

    Никто не станет отрицать тот факт, что Рязанов во многом отступил от текста пьесы. Однако при просмотре фильма меня не покидало странное ощущение, что он имеет право вносить коррективы в «Бесприданницу». Пусть не осерчают на меня любители Островского, но сценарий фильма «Жестокий романс», на мой взгляд, получился во многом трогательнее, живее и искреннее пьесы русского драматурга. Достаточно только взглянуть на систему действующих лиц: если в пьесе Островского все персонажи — носители одной черты, они довольно однозначны (так сказать, «злые» и «добрые»), то в фильме Рязанова они противоречивы, сложны: они заставляют зрителя сомневаться в мотивах их поступков, пытаться понять их сущность. Безусловно, огромную роль в создании такой необыкновенной системы действующих лиц сыграл актерский состав: Лариса Гузеева, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих, Никита Михалков — созвездие великих русских актеров!

    Лариса в фильме — более трогательный образ, чем в пьесе. Героиня Ларисы Гузеевой — нежная, талантливая и очень несчастная девушка. Чего стоит одно только ее красивое лицо с удивительными светлыми глазами, в которых стоят слезы! В фильме Лариса узнает о том, что Паратов обручен, уже после того, как провела с ним ночь, и оттого ее горе ближе к сердцу читателя; и если в пьесе на слова Паратова «Я обручен» Лариса отвечает истерическим смехом, то в фильме она смотрит на него заплаканными глазами, не может справиться с прыгающими губами, глотает слезы и повторяет слабым голосом: «Это безбожно, безбожно…» Какую же героиню из двух ближе к сердцу примет читатель или зритель? На мой взгляд, героиню Гузеевой.

    Паратов в пьесе — эгоист и прожигатель жизни, он не ценит любви Ларисы и лишь играет с ней, как с красивой игрушкой. Паратов в исполнении Михалкова — гораздо более тонкий образ. Его герой — веселый, жизнерадостный, шикарный барин, привязавшийся к красивой и талантливой девушке. Он настолько привык жить настоящим мгновеньем, не задумываясь и в любой момент бросаясь в омут внезапного страстного порыва, что сам не в силах сдержать слезы, когда понимает, как гадко он поступил с Ларисой. Проводя время с ней, он сам позабыл о своей помолвке с другой, и оттого ему еще сложнее смотреть Ларисе в глаза. Невозможно воспринимать его как обманщика и искусителя, когда мы видим, как он со слезами на глазах, срывающимся, выдающим его истинные чувства голосом сообщает ей о своей помолвке и держит сигару в трясущихся пальцах.

    Харита Игнатьевна по Островскому — корыстолюбивая, жестокая, безнравственная женщина, продающая своих дочерей, как товар. Разве такую Огудалову видим мы в исполнении Фрейндлих? Это нежная и добрая мать, которую волнуют финансовые вопросы лишь оттого, что она хочет сделать счастливыми своих дочерей, стремится дать им все и не оставить их в нищете. Достаточно вспомнить, с каким трепетом, с каким волнением читает она письмо дочери Анны, в котором та просит мать выслать ей большую сумму денег. Вспомним, как Харита Игнатьевна, у которой нет таких денег, беспокоится, суетится, чтобы непременно раздобыть их и выполнить просьбу дочери. А с какой человечностью героиня Фрейндлих разрешает Ларисе встречаться с Паратовым! «Что я, не женщина, что ли," — говорит она, целуя дочь. Разве сказала бы так расчетливая и бессердечная героиня Островского?..

    Карандышев в пьесе — смешной до жалкости, жалкий до ничтожества, ничтожный до омерзительности человек; он не любит Ларису, и его сватовство к ней объясняется лишь желанием прославиться, «выйти в люди»; он убивает Ларису, чтобы отомстить всем тем, кто унижает его и смеется над ним. Какого героя мы видим в исполнении Мягкова? Карандышев Мягкова — глубоко несчастный человек, одинокий, никому не нужный, страдающий от своей никчемности, осознающий свое ничтожество: он сам себе противен из-за этого. Лариса всегда была для него светом в конце тоннеля, шансом проявить себя, опровергнуть свою ничтожность. Можно предположить, что Карандышев в фильме действительно влюблен в Ларису: отчаяние героя в финале фильма объясняется не столько жаждой мести и смертельной обидой, сколько жгучей ревностью. Герой Мягкова не может не тронуть зрителя: если в пьесе мы презираем Карандышева, то в фильме жалеем его.

    Музыка в фильме достойна десятикратного ура. Сердце сжимается, когда мы слышим трогательные, волнующие, близкие любой женщине песни на стихи Ахмадулиной и самого Рязанова. А марш, играющий на протяжении фильма, а цыганские песни! Все это образует единый вихрь, который уносит нас туда, в созданный гениальным режиссером мир, заставляет слышать, как в душе эхом отзыватся глубокие и печальные или торжественные и холодные мотивы.

    Еще один невероятно красивый режиссерский прием: пейзаж. Какие восхитительные природные картины мы видим в фильме! Шумящие деревья, облетающая осенняя листва, бескрайняя Волга, пароход — и цыганские юбки на палубе… Однако есть то, что удивило и тронуло меня еще больше: то, как при помощи музыки и съемок режиссер сумел передать удивительное дыхание одиночества. Какой интересный авторский ход! В доме Огудаловых праздник, все веселятся, слышится смех, звон бокалов, музыка — а Карандышев стоит на дворе: мертвые осенние листья кружатся вокруг его ног, тревожно чернеют деревья, ветер колышет приоткрытую калитку. Одиночество, всепоглощающее, страшное, невыносимое, проникает в душу, наполняя ее тоской по чему-то далекому, несбыточному…

    На палубе «Ласточки» поют цыгане, слышится игра на гитаре, мелькают яркие одежды, пестрые юбки… но чем больше мы смотрим на эти танцы, на эти яркие краски, чем больше слышим беззаботные, свободолюбивые песни, тем острее чувствуем висящую в воздухе отчужденность, одиночество.

    Поэтому как тесно становится в груди, когда в последней сцене фильма мертвая Лариса падает на палубу, уставившись светлыми глазами в небо, а цыгане продолжают петь под гитару, греметь бубнами и размахивать яркими платками…

    10 из 10

    10 апреля 2011 | 15:51

    Все мы знаем Эльдара Рязанова как мастера комедий. И тут вдруг драма, да еще по мотивам Островского. Я была заинтригована. Посмотрев фильм «Жестокий романс» могу сказать одно — мастер он и есть мастер. Я получила огромное удовольствие, окунувшись в атмосферу того времени, причем не только в плане декораций и костюмов. Нет, это совершенное проникновение в драму Островского, в нравы прошлого, но с такими актуальными на все времена проблемами.

    Фильм снят по мотивам, поэтому тут есть некоторые отступления от первоисточника, но на смысл это не повлияло, а некоторые сцены вышли даже более эффектными. Например, перенос кареты Паратовым. Собственно, автор картины даже назвал ее не «Бесприданница»,а «Жестокий романс».

    Замечательный выбор актеров, все попали точно в цель.

    Не знаю, почему многие ругают Ларису Гузееву, мне она как раз очень понравилась, вполне достоверно сыграно, а ее взгляд говорил сам за себя.. очень даже хорошая главная героиня получилась. Кто знает, если б не критика, которая свалилась на Гузееву, тогда еще студентку театрального института, может, актриса и в дальнейшем блистала бы в качественных ролях, а не снималась в сомнительных телепередачах.

    Никита Михалков просто создан для роли Паратова. Этаких фат, импульсивный, дерзкий, эмоциональный.. но при этом и практичный. Настоящий обаятельный мерзавец, который взглядом может сразить наивную провинциалку. Я читала, что Рязанов никого не другого не видел в этой роли, и он был прав. Можно по-разному к Михалкову относиться, но тут он был очень гармоничен.

    Андрей Мягков замечательно воплотил образ глуповатого и не делу хорохорившегося Карандышева. А амплуа самого правдоподобного пьяного точно стоит отдать этому прекрасному актеру. Не зря он фигурирует почти в каждом известном фильме Рязанова.

    Еще одна постоянная участница фильмов Рязанова, Алиса Фрейндлих, тоже справилась с ролью Огудаловой. Хоть роль и не главная, но образ вышел яркий.

    Алексей Петренко и Виктор Проскурин тоже справились на пятерку.

    Нельзя не отметить музыку, которая всегда в фильмах Рязанова потрясающая и поддерживает настроение картины, и «Жестокий романс» не исключение. Интересно, что среди романсов, исполняемых Ларисой, не оказалось знаменитого «Он говорил мне..»,который и в театрах всегда исполняют. Но и романс «А напоследок я скажу..» оказался не хуже, сцена его исполнения вообще одна из моих любимых.

    Конечно, замечательные виды, пароходы, Волга… все это тоже создавало нужную атмосферу.

    Это абсолютно замечательный фильм, его я точно буду пересматривать не один раз. Рекомендую однозначно.

    10 из 10

    3 марта 2017 | 18:22

    «Бесприданницу» Островского, признаюсь, читала не с особым вниманием. Все время что-то отвлекало или, бывало, самой не хотелось. После прочтения мне уже хотелось побыстрее закрыть книгу, поставив галочку, не более того. Пьесы я никогда не любила, а потому после прочтения «Грозы», следующее произведение писателя я читала с меньшим интересом и энтузиазмом. Слишком классический сюжет, уже давно затертые до дыр истины, от которых уже не ждешь чего-то нового.

    «Жестокий романс» мне хотелось посмотреть только для того, чтобы иметь более яркое представление о произведении. Оказалось, этот фильм сделал для меня гораздо больше.

    Я искренне восхищаюсь советскими фильмами и по-настоящему их ценю, каждый, что я смотрела. Но этот фильм заставил меня заново взглянуть на советское кино. Этот фильм смог кардинально изменить мое мнение о пьесе. Совершенно в иную сторону. Потому что, ручаюсь, вы не сможете понять эту историю, не посмотрев фильм. До него мне легко было рассуждать логично о том, как и что следовало сделать тому или иному герою. Признаться, я осуждала Ларису. Я осуждала ее за неумение сдерживать себя, свои чувства, за то, что она не могла принять жизнь такою, какая она есть. Но фильм помог мне открыть глаза на многое.

    Как говорили многие, это психологическая драма. Действительно, это так. Но как же легко было рассуждать, не видя всей ситуации, так скажем, в глубине, в ее сущности. Ларису нельзя осуждать. Она, в первую очередь, женщина. Она способна полюбить, она может поддаться мгновенным порывам, вызванным ее чувствами. И если взглянуть на ситуацию трезво, у нее просто не было другого выбора. Она сделала так, как сделала бы наверняка на ее месте любая другая девушка. Другое дело, что обстоятельства всячески вставали против нее. Она была просто их жертвой. Корыстное окружение, предательская любовь, надоедливый жених — далеко не каждой суждено это пережить.

    Сухой текст, состоящий только из фраз и почти без текста, не способен по-настоящему передать этот взгляд, эти слезы, эти чувства, — ничего. Только искусная рука мастера слова или в данном случае действия (режиссера) способна показать реальную картину событий. И это один из тех редких случаев, когда фильм, по крайней мере по моему восприятию, значительно превосходит книгу. При всем моем уважении к А. Н. Островскому, искусство так передать эту историю, что она смогла, вместо равнодушия, защемить мне сердце, когда я видела это состояние отчаяния в глазах героини, знала, что ее ждет, я сама не смогла сдержать чувств, великий советский режиссер Эльдар Рязанов смог по-настоящему передать эту историю так, как ее нужно было передать.

    Все — от музыки до каждого кадра было проделано идеально. Не говоря уже об актерском составе, который просто вызывает восторг. Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих — это просто золотой состав, еще и с великолепной режиссурой и сюжетом. Идеальный фильм того времени, да и нашего тоже. Честно, даже не предполагала, что советский фильм будет способен так меня впечатлить.

    10 из 10

    16 ноября 2010 | 14:27

    Первый раз смотрела этот фильм на уроке литературы в 10 классе. Смотрела на экран периодически, ждала перемены — словом, в голове ничего не отложилось. Пересмотрела этот фильм через несколько лет. Просто услышала романс «А напоследок» и безумно захотелось разыскать сам фильм и посмотреть. Когда нашла, пересмотрела множество раз, купила себе диск, показала всем знакомым, которые его по какой-то причине не видели.

    Лари Гузеева потрясающе играет в роли Ларисы Огудаловой, хотя это первая ее роль в кино. На нее невозможно насмотреться, она обладает удивительной естественной красотой, красивым голосом, удивительной мимикой и очарованием. Она замечательно перевоплощается. В начале фильма — наивная, влюбленная девчонка, не отводящая взгляда от Паратова, ловящая каждое его слово и принимающая любой его красивый жест, и в конце фильма — уже взрослая, за одну ночь повзрослевшая женщина, разочаровавшаяся в жизни и в людях.

    Никита Михалков — выше всяких похвал. Тонкий манипулятор людьми, вместе с тем его невозможно ненавидеть — настолько притягателен, харизматичен. Однако ближе к концу фильма его мрачное обаяние уже становится пугающим, особенно в сцене, где он уговаривает Ларису поехать с компанией на «Ласточку». Он же просто подчиняет, тонко и выверенно действуя!
    Игра остальных актеров так же бесподобна.

    Сразу полюбилась музыка из фильма — вечные, красивые романсы Валентины Пономаревой, «Мохнатый шмель» Михалкова… Настолько красиво, глубоко и грустно.

    Рассуждать о смысле и выводах этого фильма не буду — это сделали уже не раз до меня. Хоть истина одна, я думаю, что каждый после этого филмьа вынесет для себя что-то свое, особенное, на что-то обратит внимание, что-то глубоко сохранит в сердце.
    Одно скажу: советую посмотреть всем. Этот фильм не оставляет равнодушным, не проходит бесследно. Побольше бы таких золотых фильмов от наших российских режиссеров и актеров.

    10 из 10

    11 июля 2008 | 12:29

    В школе, еще учась в 10 классе, мы проходили пьесу Островского «Бесприданница».

    Это произведение мне понравилось, но не скажу, чтобы тронуло, зацепило.

    Просмотрев киношедевр «Жестокий романс», я несколько дней ходила под впечатлением.

    Также я меня появился вопрос: был ли у Ларисы выход, смогла бы она избавиться от безумца Карандышева, от судьбы красивой игрушки, учитывая нравы и законы того времени? Думаю, спасти ее мог только Паратов, но видно, для него она была лишь сильным увлечением, ради которого он ничего не мог поменять в своей жизни. А Лариса любила его больше жизни, но он ее обманул, предал. Предали Ларису и друг детства, у которого «слово купеческое», и мать, которая все жизнь продавала дочь.

    Фильм великолепен! Я первый раз встречаю такое, чтобы экранизация была лучше самого произведения. Даже название «Жестокий романс» звучит куда громче и несет в себе больше драматургии, чем «Бесприданница».

    Могучая Волга, белые пароходы, осенний дворик около дома Огудаловых, белоснежная русская зима — очень мастерки показана красота русской природы. Мне сразу же захотелось оказаться на Волге. Сложные отношения героев, душевные романсы, веселые цыгане, красивая Лариса и обольстительный змей Паратов — все это позволяет раствориться в этом фильме и не отрываясь смотреть на экран.

    Актеры — настоящие таланты, сыграли очень хорошо, им веришь. Необычен был в роли Карандешева Мягков, но я считаю, что он справился с ролью и доказал, что умеет играть не только славных мужичков. Иногда красота приносит горе, это доказала Лариса. Добрая, верная, талантливая, с необычайно красивыми голубыми глазами, она не нашла своего счастья. Несомненно это лучшая роль Ларисы Гузеевой.

    Я советую всем посмотреть этот фильм, ведь настоящие кино не умирает.

    10 из 10

    7 марта 2010 | 17:45

    Фильм «Жестокий романс» был снят Эльдаром Рязановым в 1984 году по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Режиссёр сохранил любовный треугольник, придуманный Островским, однако действия героев и часть событий являются, без сомнения, сценарным вымыслом Рязанова.

    Эта история отображает все возможные «виды» любви: любовь, становящуюся смыслом жизни, любовь дружескую, материнскую, любовь к развлечениям, любовь к деньгам, власти, к самому себе. Для героев, любовь становится веской причиной для того, чтобы жить и для того, чтобы умереть. Деньги и чувства — 2 главные проблемы картины. Лариса, любящая Паратова всем сердцем, по неопытности и молодости доверяется ему, и слишком поздно понимает, что была для него лишь развлечением, желанной вещью. А Карандышев, ослеплённый желанием отомстить всем окружающим за годы унижений, не может простить Ларисе её честность и прямоту, её верность чувствам, из-за которых угасла его последняя надежда стать значимым в обществе, и со словами «Не доставайся же ты никому!» убивает Ларису.

    Эта интерпретация пьесы не позволяет произносить в свой адрес критические слова. В каждом кадре картины заметна гениальная «рука» культового режиссёра. Всё, начиная от актёров и до постановки сцен, сделано в согласии с духом времени, которое описал Островский. Не возможно не отметить «чувственное» музыкальное сопровождение, мастерскую работу костюмеров, содержательность и уместность диалогов, которые «пронесли» через себя великие актёры — Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лариса Гузеева, Никита Михалков, Георгий Бурков, Александр Панкратов-Чёрный.. Примечательно, что все картины Рязанова отличаются безупречным соответствием роли и её исполнителя настолько, что наблюдая за этим актёром в другом амплуа, только и остаётся, что преклонится перед его талантом.

    Я считаю, что этот фильм рассчитан на широкую аудиторию, т. к. абсолютно всем поколениям будет понятна и интересна эта обыкновенная, простая история, снятая гениальным режиссёром и рассказанная нам выдающимися актёрами.

    10 из 10

    14 ноября 2011 | 18:57

    Меня эта картина, к сожалению, не впечатлила. Хотя мне очень нравятся фильмы Эльдара Рязанова, но вот тут не сошлось.

    Сама концепция «Жестокого романса» напоминает типичный индийский фильм: откровения, песни, откровения, танцы и так далее по кругу. Очень утомительно смотреть это на протяжении двух часов.

    Андрей Мягков, честно говоря, уже поднадоел играть разного рода фриков в кино. Порой создается впечатление, что во всех фильмах, в которых он принимает участие, он играет одного и того же человека. И, честно говоря, ему не очень правдоподобно удается играть человека в состоянии алкогольного опьянения. Герой Никиты Михалкова с потерей бороды потерял и мужественность в фильме. И я не про внешний вид. В начале картины он предстает перед нами креативным романтиком, а после своего возвращения становится каким-то злопамятным балагуром. Про героиню Ларисы Гузеевой сказать особо нечего. Выглядит красиво, на экране мелькает часто, но вот ничего не привносит.

    Определенные надежды у меня были на финал всей этой истории, ибо завязка и кульминация меня не впечатлили и тянули на твердую «четверочку». Я подумал, что вся изюминка «Жестокого романса» кроется в концовке, ибо чем-то же она зацепила остальных зрителей. Но тут всё еще хуже. Герой Мягкова решительно надумал восстановить справедливость во всей этой ситуации, но выбрал для этой показательной «казни» самый малозаслуживающий этого объект. Во-первых, на корабле находились кандидаты получше на эту роль. Во-вторых, кому он этим сделал хуже? Только себе. Никто из тех трёх мужчин и не рассматривал Огудалову всерьез. С таким же успехом он мог себе выстрелить в ногу. Ну и сам «трагический» момент выглядит скверно. Героиня Гузеевой мне напомнила губку, которой моют стекло. Очень хотелось сказать: «Да упади ты уже!» Но даже когда момент падения настал, Огудалова продемонстрировала это очень нелепо.

    Из положительного выделю запоминающиеся романсы, игру Виктора Проскурина и эмоции на лице Гузеевой во время «А напоследок я скажу».

    3 из 10

    19 января 2019 | 00:27

    Мысль о том, что за сто лет отечественная история описала нечто вроде круга, а потому классическая русская литература куда понятнее нам, нежели нашим советским родителям, не столь бредова, как может показаться на первый взгляд. Реалии низких числ, безусловно, на нашей стороне: в наших глазах сто тысяч рублей, которые швыряет в печку инфернальная женщина Настасья Филипповна — это не какая-то абстрактная пачка засаленных «катенек», а вполне конкретные полтора миллиона долларов в пересчете по паритету покупательной способности, означающие потенциальную независимость, восстановленное доброе имя, возвращение к достойной, без стыда и унижений, жизни. Поэтому поступок Настасьи Филипповны кажется нам безумным, и мы, в отличие от Пырьева, не видим в нем ни красоты, но широты богатой русской натуры — совершенно, кстати, справедливо не видим. Вообще трендом развитого социализма было изображение девятнадцатого века как века галантного, чуждого всего насущного — на первый план любой костюмной драмы неизменно выходили кудри, бачки, собачки, кружевные оборки, аглицкие сады с каскадными прудами, ампир поместий князей Юсуповых. И это закономерно: по опросам журнала «Советский экран», более девяноста процентов аудитории экранизаций золотого века русской классики составляли женщины в возрасте от тридцати и выше (тот именно предельно задействованный в общественной жизни сегмент, который самоидентифицировался как «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»). В кино эти женщины шли, в основном, за тем, чтобы им сделали красиво, их ожидания надо было оправдывать — оттого практически из любой литературной основы тщательнейшим образом извлекалась и ставилась на романтические котурны любовная линия, все же социальные конфликты пускались фоном. В красивость нездешних чувств-с актеры зачастую облачались как во фраки и кринолины, мало заботясь о том, что персонажам их вольготно разве что в мире Несбывшегося — так невозможно благовоспитанны и бестелесны они выходили в сравнении с неприглядной современностью. А благовоспитанность у нас, увы, исстари рифмуется, а то и отождествляется с благородством: как говорится, «если вы выпрямитесь на стуле, не касаясь спинки, и сорок раз повторите слова «призмы, пилигримы», сатана отыдет от вас».

    В особенности бутафорен был мир главного из отечественных драматургов, сто лет каменеющий на сцене Малого, под зорким глазом великих старух и театральных мастодонтов, — мир, целиком состоящий из Фрол-Федулычей, зипунов с армяками, бород лопатой, словоерсов и ваш-степенств. Поход в театр на Островского воспринимался, разумеется, не как паломничество за узнаванием себя в былом, а как одна из форм эстетического эскапизма. Щегольство владения тросточкой, сочное воспроизведение замоскворецкого аканья или зычного рыка купчины толстопузого неизменно вызывали у зрителя куда больший эмоциональный отклик, нежели переживания персонажей. Так, единственной по-настоящему живой, то есть с чувством настоящей актерской вовлеченности произнесенной фразой пафосной, дорогостоящей, народными артистами напичканной «Последней жертвы» не самого последнего советского режиссера Петра Тодоровского стала искренне возмущенная реплика героини Ольги Науменко: «А коли вы бедняк, какое вы имеете право на африканскую к себе страсть?» За одну эту реплику Рязанов приметил и приспособил в хозяйстве хорошенькую и меркантильную Науменко: в том же году она сыграла у него Галю, невесту Жени Лукашина; эта же реплика стала ключевой в деле приспособления Островского к духовным нуждам момента. Поскольку таки да, деньги — это главный из островских персонажей, но только трагедии громких, с пулями в лоб, банкротств и разорений, пускаемых с молотка невинных дев и бездомных, нищенствующих актеров — за абсолютной их невозможностью в мире брежневского застоя — неизменно пролетали мимо зрительского нерва. Уязвляли его лишь ситуации всем знакомого советского глума, когда на жизнь хватает, а на образ жизни — нет, когда давит быт, идет мокрый снег, а вставать на работу нужно ровно в шесть по будильнику. Редкую из женщин той эпохи можно было бы оскорбить, разыграв ее в орлянку (иная и польщена была бы), куда чаще рядом находящийся мужчина смертельно, непростительно унижал её тем, что жалок, нелеп, не может дать отпор нахалу, смехотворно амбициозен, не умеет брать взятки и иначе шустрить для того, чтобы разнообразить надоевший ежедневный рацион — тем, словом, что с ним серо и кисло, что за него до слез стыдно перед окружающими, а он ещё трепыхается, ещё на что-то претендует — нет бы уползти в тихий уголок и там умереть, никому не мешая. Хотелось такого, чтобы, когда ждешь автобуса — в слякоти, да на одиннадцатисантиметровых каблуках и в светлом пальто — подъехал в авто, переодел в манто, повез уживать в «Узбекистон». Шедевр из «Бесприданницы» у Рязанова получился именно потому, что он это учел и беззастенчиво на этом сыграл.

    Главной жертвой у Рязанова становится Карандышев, сыгранный Мягковым в ключе совершенно достоевском — как маленький, забитый обстоятельствами и оттого болезненно самолюбивый человек. Главным нервом сюжетного действа — то, как денежные тузы и примкнувшие к ним в поисках разнообразных выгод авантюристы походя, шутки ради, глумясь и улюлюкая, опустили, растоптали, раздавили достоевского маленького человека. Парадоксом и, по логической цепочке, секретом успеха — то, что зритель считает: а и поделом. Ибо ситуация представлена под таким углом, что даже подлец Паратов вызывает у публики понимание и сочувствие — ещё бы: блестящий барин, судовладелец, пляшет с цыганами, братается с бурлаками, кидает в грязь соболя, въезжает в ресторацию на белом коне, охмуряет барышень похабными песенками. О других и не говорю — там благоговение перед выигравшими либо острая жалость к поставившим на кон и проигравшим, ибо тузы — белы и вальяжны, Лариса — хороша собой, а в маменьке Огудаловой-Фрейндлих видна пусть и захудалая, но бесспорно аристократическая порода. Все они эстетически предпочтительнее Карандышева, у которого несвежие подмышки и, скорее всего, пахнет изо рта. Рязанов как может, облегчает зрителю муки (без)нравственного выбора, делая его соучастником унижения Карандышева ещё и за счет невероятной красоты, разлитой в созданном им мире. «Жестокий романс» — красивейший фильм Рязанова и один из эстетических эталонов отечественного кино. Левитановские пейзажи верхней Волги, пронзительный или рассеянный свет над рекой, белоснежный пароход, упругие шелка, трогательные романсы, наконец, лизтейлоровская фактура молоденькой Гузеевой, которая, даром что совсем ещё не умеет играть (нетрудно заметить, как старательно подставляют ей плечи то один, то другой из корифеев актерской команды), — умопомрачительно хороша со своими фиалковыми глазами, натуральным румянцем, сильной и гибкой фигурой… Как там у Пастернака? «Но в жизни красоты как раз и крылась жизнь красавиц. Но их дурманил лоботряс и растлевал мерзавец». Правда, к чему приведет потакание подобным соблазнам, зритель из 84 года не мог себе представить и в страшном сне.

    11 ноября 2014 | 13:45

    ещё случайные

    Заголовок: Текст: